09.04.2019

Названия цветов и оттенков. Пары дополнительных цветов


Если вы занимаетесь живописью или просто используете в работе или творчестве краски, то вам обязательно стоит узнать, что представляют собой дополнительные цвета, какие оттенки являются ими, как их получить и использовать. Это пригодится вам как в при помощи кисти, так и при работе на современных графических планшетах.

Изучаем спектр: основные и дополнительные цвета

Каждый из вас хотя бы раз встречал в книгах изображение радужной полоски или круга, где один цвет плавно переходит в другой в той последовательности, в которой они располагаются и в природном явлении — радуге. Это не придуманные а реальное отображение распределения оттенков при разделении луча белого света на составляющие. Каждый цвет соответствует определенной длине волны.

Такой называется спектром. Им пользуются художники, дизайнеры при подборе тонов и их красивых сочетаний для своих работ. Существуют три основных цвета — красный, синий и желтый. Еще можно услышать термин — первичные. Эти цвета невозможно получить смешением каких-либо красок или цветных лучей. Остальные оттенки считаются составными, так как являются производными основных. Обычно в противопоставление основным указывают дополнительные цвета, которые получены смешением первых между собой: оранжевый, составленный из желтого и красного, зеленый — из желтого и синего, а фиолетовый — из красного и синего. Если механически смешать три основных цвета, получится черный. В случае оптического наложения появляется белый.

Пары дополнительных цветов

Итак, дополнительные цвета — это те, которые располагаются на противоположных концах линий, проведенных через центр спектрального круга. Чтобы вам легче было ориентироваться на практике, нужно запомнить три главные пары: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, оранжевый и синий. Остальные оттенки легко определить, сдвигая линию, соответствующую диаметру на нужный угол.

Как получить дополнительные цвета в живописи

Пигменты красок в современных наборах обычно разнообразны, поэтому, работая с палитрой, вы сможете использовать много готовых колеров, составляя из них нужные оттенки. Если на начальном этапе вы будете сомневаться, что нужно добавить в имеющийся цвет, то всегда сможете воспользоваться спектром в качестве подсказки, схемы.

На самом деле вовсе не обязательно покупать набор красок с большим количеством готовых оттенков. Всю возможную гамму несложно получить самостоятельно, имея лишь основные цвета (синий, красный, желтый). Чтобы изменять насыщенность дополнительного составного оттенка потребуются черный и белый колер. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если в коробке вместо чистого спектрального цвета окажется какой-то его оттенок, например, сине-зеленый, фиолетовый, бордовый. Выбирая набор красок, обязательно смотрите, чтобы в нем присутствовали чистые основные цвета, тогда приготовить дополнительные вам не составит труда.

Живопись в цифровом формате

В мире современных технологий даже художники переходят за экраны мониторов и электронные устройства ввода Работая на планшете, вы создаете свою картину не на бумаге, а на экране дисплея, фактически смешивая не краски, а исходящие лучи света.

Термин "цветовое пространство" обычно используется в компьютерных программах для работы с графикой и подразумевает модель отображения оттенков в цифровом виде. Каждый цвет характеризуется числовыми параметрами в выбранной системе координат. Она может быть трехмерной или многомерной, в зависимости от количества используемых осей, то есть параметров цвета. Наиболее простые и понятные цветовые модели — это RGB, CMYK. Первая используется для визуализации изображений на экране (телевизора, монитора), а вторая — при печати на четырехкрасочном устройстве, например, обычном офисном принтере.

Таким образом, рисуя на планшете, вы будете выбирать оттенки цветов, каждый из которых имеет свою числовую характеристику, состоящую из трех значений.

Как выбирать для картины

Каким бы способом вы ни создавали свои работы, кистью на холсте или стилусом на графическом планшете, все цвета красок нужно подбирать так, чтобы они гармонировали. Это легко сделать, воспользовавшись спектром.

Способов несколько:

  1. Используйте только теплую часть оттенков (те, в которых присутствует желтая составляющая).
  2. Возьмите исключительно холодные цвета на основе синего.
  3. Попробуйте контрастный вариант — сочетание одного основного цвета и дополнительного к нему составного, а также их оттенки.
  4. Экспериментируйте с ахроматическими тонами (черный — серый — белый), добавляя любой спектральный оттенок.

Это лишь самые простые способы получения гармоничных, ярких сочетаний в работе.

Итак, цвета красок находятся в тесной взаимосвязи. Все многообразие оттенков можно не только систематизировать, но и использовать строго в соответствии с теоретическими знаниями по цветоведению. Именно в этом случае ваши работы и в рукотворном, и в цифровом варианте будут наиболее интересными и эффектными.

Палитра цветов и оттенков, используемая художниками и дизайнерами, просто поражает. А благодаря изменчивым тенденциям модницы всего мира также старательно изучают колористические схемы, как и модные журналы. Так, привычный всем желтый цвет при детальном рассмотрении делится на: горчичный, золотой, лимонный, шафрановый, канареечный, грушевый, кукурузный, шартрез, весенний бутон, георгиново-желтый, мандариновый, античный золотой… и это далеко не полный перечень его оттенков! Как разобраться в существующем разнообразии оттенков, и главное – нужно ли это вообще? Ведь восприятие цвета сугубо субъективно, на него влияют не только культурные факторы, но и физиологические (способность глаза различать нюансы цвета у разных людей неодинакова от природы). Кроме того, оттенок может казаться более теплым или холодным в зависимости от окружающих его цветов.

Холодные цвета и оттенки

Чтобы наглядно продемонстрировать непрерывность переходов цветов и оттенков, используется цветовой круг. В его основе три цвета: красный, желтый и синий. При смешивании этих цветов между собой мы получим промежуточные цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Все другие оттенки получаются смешиванием этих цветов между собой, а также с черным и белым.

Существуют три основных способа отображения цветового круга, хотя, по сути, они представляют собой одно и то же.

Основой холодных цветов является голубоватый подтон. Если при взгляде на цвет, вы можете представить, что сквозь него просвечивает голубой, серый или – этот оттенок холодный.

Холодными оттенками являются:

  • темно-красный;
  • кошениль;
  • алый;
  • ализариновый;
  • малиновый;
  • кардинал;
  • маджента;
  • баклажан;
  • глициния;
  • лимонный;
  • тауп;
  • нефритовый;
  • аквамарин;
  • индиго;
  • берлинская лазурь;
  • гридеперлевый;
  • антрацитовый;
  • маренго.

Теплые оттенки цветов

Следует учитывать, что восприятие многих оттенков зависит от цветов, находящихся рядом. Выражение «все познается в сравнении» для температуры цвета весьма актуально. Даже среди оттенков одной температурной шкалы можно найти более теплые и более холодные. Проще всего сравнивать оттенки с нейтральным (к примеру, белым). Теплые оттенки цвета при этом будут иметь «отсвет» желтого, красного или розового.

К ним относятся:

Кроме того, существуют еще так называемые нейтральные цвета:

Для правильного сочетания цветов и оттенков следует научиться отличать теплые тона от холодных. Существуют три способа создания цветовых композиций.

Для первого из них выбирают несколько оттенков одного и того же цвета. Этот способ подходит для создания сдержанных элегантных ансамблей.

Для второго сочетают смежные цвета (расположенные рядом на цветовом круге).

В третьем способе используются дополнительные цвета (располагающиеся на противоположных участках цветового круга). Таким способом получают наиболее броские, эффектные композиции.

Как видите, стоит все-таки научиться различать теплые и холодные цвета и оттенки, а вот названия каждого из десятков тонов и полутонов выучивать наизусть вовсе не обязательно. Даже если вы стилист или дизайнер, проще будет носить с собой несколько цветовых палитр с названиями, чем постоянно держать цвета в памяти. Кроме того, гораздо проще показать пример цвета, нежели пытаться объяснить, в чем разница между, к примеру, индийским красным, лососевым и светло-коралловым.

Холодная цветовая гамма с преобладанием сине-зеленых тонов популярна в дизайне уже давно и совсем не собирается сдавать своих позиций, ведь благодаря благородству и разнообразию оттенков она помогает создавать непревзойденные и уникальные интерьеры.

Одной из важнейших причин популярности сине-зеленого цвета является богатая палитра его вариаций, которая в зависимости от преобладания нюансных оттенков может быть как теплой, так и холодной, как светлой и нежной, так глубокой и темной. Это многообразие позволяет создавать самые разные интерьеры.

Невзирая на то, что цветами этого года становятся теплые оттенки, их очень часто в интерьере дополняют холодные вариации синего и зеленого. Удивительно, но сине-зеленый цвет отлично «работает» как самостоятельно, так и в тандеме с другими оттенками. В одном месте он становится ярким акцентом, в другом — прекрасно подчеркивает окружающие тона.

Сине-зеленый цвет на самом деле намного глубже и шире, чем кажется на первый взгляд, — это богатая палитра оттенков от бирюзового до изумрудного, от зелёно-морского до зелёно-синего Крайола. Общее настроение таких цветов, характерными чертами которых является спокойствие, умиротворение и уют, позволяет создавать комфортные для человека помещения.

Варианты применения сине-зеленого цвета многочисленны. Кроме того, эти оттенки всегда популярны и никогда не выйдут из моды. Они прекрасно подойдут любителям холодной цветовой гаммы в качестве фонового цвета стен или отделки мебели. Те же, кто отдает предпочтение теплой гамме, могут использовать их в виде дополнительных оттенков в текстиле, мебели или декоре.

Интересно, что особенно популярны в современном дизайне не просто пространства, оформленные в сине-зеленых тонах, а композиционно сложные интерьеры с использованием открытого синего и зеленого цвета, которые при визуальном восприятии приобретают единство.

В таких интерьерах синие и зеленые тона зачастую используются не только в качестве основы, но и как дополнительные цвета к белой или теплой гамме. Благодаря прекрасной способности синих и зеленых оттенять и выставлять баланс, они нередко появляются вместе в текстиле и декоре.

Радует и то, что сине-зеленый цвет одинаково хорошо подходит для любой функциональной зоны, а также для всех видов отделки. Такие тона популярны в качестве красок для стен, искусственного камня, керамики, обивки мебели и текстильного оформления интерьеров.

Пастельная цветовая гамма никогда не устареет, однако особую популярность в последнее время набирают темные и яркие интерьеры, в которых найдется место и глубоким цветовым оттенкам, и насыщенным деталям. И тут на помощь дизайнерам приходят сине-зеленые тона, которые особенно богато и изысканно смотрятся в более темном исполнении.

Таким образом, становится совершенно понятной популярность сине-зеленого цвета, который таит в себе не просто приятный глазу оттенок, а целый каскад разнообразных тонов, благодаря которым интерьер обогащается и преображается, подобно хамелеону. Удивительное благородство и умиротворяющий характер цвета обеспечили ему лидирующие позиции как при использовании его в виде основной гаммы, так и в качестве дополнительных оттенков в дизайне.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств г. Шимановска»
Открытый урок по основам цветоведения
2 класс

Тема: «Нюансы. Многообразие оттенков цвета»
Разработала: преподаватель Куховар Светлана Юрьевна
Шимановск
2016 г.
Урок по основам цветоведения
(предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»)
25. 10. 2016 г. 2 класс, I четверть, урок №8
Тема урока: «Нюансы. Многообразие оттенков цвета»
Цель урока: Развитие умений учащихся видеть, распознавать и получать оттенки цвета.
Задачи урока:
Развивать навыки работы живописными материалами, умение работать с палитрой
Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Познакомить детей с основами цветоведения, закрепить полученные знания на практике.
Изобразить гроздь винограда, используя большое количество нюансов.
Зрительный ряд: таблица «Спектральные цвета», репродукции картин с монохромным колоритом, таблица «нюансы», изображения предметов с использованием оттенков и без оттенков для примера, готовое изображение грозди винограда.
Оборудование:
для учителя: доска, план – конспект урока, гуашь, кисти, бумага, вода, шаблон для рисования грозди винограда; для учащихся: бумага А4, кисти, гуашь, палитра, вода, карандаш, ластик, салфетка.
Оформление доски:
2

5
5
1
3
4

1 – таблица «нюансы»
2 – репродукции картин с монохромным колоритом
3 – таблица «спектральные цвета»
4 – изображение грозди винограда
5 – изображения предметов с использованием оттенков и без оттенков для примера
Ход урока.
Этапы урока Содержание работы Примечание
I подготови -
тельная часть урока 1.Организация класса. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку. Давайте угадаем, какие инструменты и материалы понадобятся сегодня вам для работы на уроке. Ведь мы с вами маленькие художники. Отгадав загадки, мы узнаем необходимые инструменты.
Загадки.
Черный Ивашка –Деревянная рубашка.Где носом поведет,Там заметку кладет. (Карандаш.)
Если ей работу дашь –Зря трудился карандаш. (Ластик.)
Разноцветные сестрицыЗаскучали без водицы.Дядя длинный и худойНосит воду бородой,И сестрицы вместе с нимНарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.)
Познакомимся: я – краска,В круглой баночке сижу.Вам раскрашу я раскраску,А еще – картинки к сказкеНарисую малышу.Ярче я, чем карандаш,Очень сочная… (гуашь).
Мы с вами нашли отгадки на все загадки. Итак, для урока вам понадобятся: лист бумаги, гуашь, кисти, вода, палитра, салфеткаII Основная часть урока
Учащиеся получают лист бумаги формата А4, на котором подготовлено шаблонное изображение грозди винограда силуэтом. Задача учащихся затонировать ровным красным цветом пятно. При этом дети не знают, что они рисуют и начинают предполагать, что это цветок, тучка и т.д.

Когда дети справились с поставленным заданием приступаем непосредственно к теме урока.
- На доске написана тема нашего урока «Нюансы. Многообразие оттенков цвета» Давайте вместе узнаем, что же такое нюанс. Слышали ли вы такое слово раньше и что оно означает?
- Правильный ответ хранится в названии темы.
Нюанс – это слово, пришедшее из французского языка, и в переводе означает «оттенок». Нюанс – это противоположность контраста.
- Давайте вспомним, что такое контраст и в чем он выражается в живописной работе?
- Правильно, контраст это резкие отличия, противоположенные цвета цветового круга. Для закрепления темы немного поиграем. Я буду выдавать вам фишки определенных цветов, вы должны прикрепить полученную фишку к контрастному для нее цвету.

Очень хорошо. Я убедилась, что вы усвоили тему «Контраст» и теперь без труда познакомитесь с нюансами и оттенками. Повторяясь, скажу, что слова нюанс и оттенок имеют один смысл. И теперь мы повторим упражнение с фишками, только прикреплять мы их будем не на контрастные, а на родственные цвету фишки основы.

Молодцы, отлично справились. Я вижу, что вы достаточно хорошо поняли, что же такое нюанс. Но для чего он нам нужен?
- Да, нюансы и оттенки необходимы художнику для того, что изображаемый объект был более реалистичным, объемным, «живым».

Ну вот, разобрались с тем, что такой нюанс и для чего он нужен. Но где же его взять? Ведь в нашей коробочке всего 12 баночек, а оттенков для работы необходимо очень много.
- Правильно, для получения того или иного оттенка, нюанса мы должны смешать краски на палитре. Но помним о том, что более трех цветов одновременно мы не смешиваем. Для получения нюанса зеленого, например, основой цвета в процессе смешивания, конечно же будет сам зеленый, а добавить в него можно что угодно: светлый или темный цвет, все зависит от того, какой оттенок вы хотите получить.
- Теперь переходим непосредственно к нашему заданию. Вы уже выполнили первый этап работы и теперь при помощи множества нюансов и оттенков красного вы должны доработать свой рисунок. Наконец-то мы узнаем, что это за пятно и чем оно станет в итоге. (Показ изображения грозди винограда зеленого цвета).
-Посмотрите, я выполнила заготовку зеленого цвета, применила различные нюансы зеленого и выделила ягоды, дополнила гроздь листом и падающей тенью. Вы можете увидеть, как отличаются эти два рисунка. Для того, что бы у вас было представление о виде винограда, перед собой вы можете наблюдать не только наглядное изображение, но и муляж винограда. Вы можете внимательно рассмотреть ягодки отдельно и гроздь в целом. Какие ягоды будут более темными, а какие будут блестеть и иметь блик. Фон вокруг изображения грозди писать не нужно. Гроздь зеленого винограда, написанная мною для вас, тоже может служить примером в работе.

Итак, ваша задача на уроке: выполнить изображение грозди винограда красного цвета с использованием большого количества нюансов и оттенков в технике гуашевой живописи. При выполнении поставленной задачи, мы двигаемся к основной цели: получение и развитие навыков живописи, научиться видеть и получать разнообразные оттенки одного цвета.
-Напомню: писать гуашевыми красками нужно без добавления лишней воды, менять воду, мыть палитру и кисти – по необходимости. Если нет вопросов ко мне, то можно начинать практическую работу. Я уверена, что у вас все получится! Дети отвечают на вопросы
Повторение темы «Контраст»
Дети по очереди выполняют задание
Учащиеся прикрепляют фишки к родственным основам
Дети отвечают на вопрос
Обращение к наглядности
Дети отвечают – смешивать краски на палитре
Обращение к наглядности
III Практическая работа учащихся Во время практической работы в классе играет тихая спокойная музыка.
Ведется фронтальная и индивидуальная работа с классом.
Во время работы проводится физкультминутка:
На зарядку солнышкоПоднимает нас.Поднимаем руки мыПо команде “раз”.А над нами веселоШелестит листва.Опускаем руки мыПо команде “два”. IV Заключительная часть урока 1. Просмотр и обсуждение работ, выполненных учащимися.
Для просмотра рисунков мольберты выставляются в одну линию, и на расстоянии вместе с детьми преподаватель анализирует каждую работу, выделяя недочеты и положительные стороны рисунков.
Я благодарю вас за старание на уроке.
2. Организованная уборка рабочих мест.
А теперь мы должны привести свои рабочие места в порядок. Убираем карандаши и ластики. Не забываем промыть кисти и хорошенько закрыть баночки с краской. Вытираем свои мольберты. Урок закончен, до свидания!


Приложенные файлы

Каждый объект в природе человек может увидеть как предмет того или иного цвета.
Это обусловлено способностью разных предметов поглощать или отражать электромагнитные волны определённой длины. И способностью человеческого глаза воспринимать это отражение посредством особых клеток в сетчатке глаза. Сам предмет при этом цвета не имеет, он обладает только физическими свойствами – поглощать или отражать свет.

Откуда берутся эти самые волны? Любой источник света состоит из этих волн. Таким образом, человек увидеть цвет предмета может только при его освещённости. Причём в зависимости от источника света (солнце днём, солнце на закате или на восходе, луна, лампы накаливания, огонь и т.д.), силы света (более яркий, более тусклый), а также от способности личного восприятия конкретным человеком, цвет предмета может выглядеть по-разному. Хотя сам предмет при этом не меняется, конечно. Итак, цвет – это субъективная характеристика предмета, которая зависит от разных факторов.
Некоторые люди в силу особенностей развития организма вообще не различают цвета. Но большая часть людей способна воспринимать глазом волны определённой длины – от 380 до 780 nm. Поэтому данный участок был назван видимым излучением.

Если солнечный свет пропустить через призму, этот луч разложится на отдельные волны. Это как раз те самые цвета, которые может воспринимать глаз человека: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это 7 электромагнитных волн разной длины, которые вместе составляют белый свет (глазом видим как белый цвет), т.е. его «спектр».
Итак, каждый цвет – это волна определённой длины, которую может увидеть и распознать человек!

Видимый цвет предмета определён тем, каким образом этот предмет взаимодействует со светом, т.е. с составляющими его волнами. Если предмет отражает волны какой-то длины, то эти волны и определяют то, каким мы видим этот цвет. Например, апельсин отражает волны длиной примерно от 590 до 625 nm – это волны оранжевого цвета, а остальные волны поглощает. Именно эти отражающиеся волны и воспринимаются глазом. Поэтому апельсин человек видит оранжевым. А трава выглядит зелёной, потому что благодаря своей молекулярной структуре, поглощает волны красного и синего цвета и отражает волны зелёной части спектра.
Если предмет отражает все волны, а как мы уже знаем, все 7 цветов вместе образуют белый свет (цвет), то такой предмет мы видим белым. А если предмет поглощает все волны, то такой предмет мы видим чёрным.
Промежуточные варианты между белым и чёрным – оттенки серого. Три этих цвета – белый, серый и чёрный – называются ахроматическими, т.е. не содержащими «цветного» цвета, они не входят в спектр. Цвета из спектра – хроматические.


Как я уже говорила, воспринимаемый цвет зависит от источника света. Без света нет волн и нечему отражаться, глаз не видит ничего. Если освещение недостаточно, то глаз видит только очертания предметов – более тёмные или менее тёмные, но все в одной серо-чёрной гамме. За способность глаза видеть в условиях плохого освещения отвечают другие участки сетчатки.

Таким образом, в зависимости от характера света, попадающего на предмет, мы видим разные варианты цвета этого предмета.
Если предмет освещён хорошо, мы видим его чётким, цвет чистый. Если света слишком много, цвет видится разбелённым (вспомните пересвеченные фотографии). Если света мало, цвет выглядит темнее, постепенно стремясь к чёрному.

Каждый цвет можно проанализировать по нескольким параметрам. Это характеристики цвета.

Характеристики цвета.

1) ЦВЕТОВОЙ ТОН . Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый и т.д.
Необходимо различать понятия «тон» и «подтон».
Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета.
За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.
Как раз подтон и определяет такое понятие, как ТЕМПЕРАТУРА цвета. Если к основному тону добавить жёлтый пигмент, то температура цвета будет ощущаться тёплой. Ассоциации с красно-жёлто-оранжевыми цветами – огонь, солнце, тепло, жар. Предметы тёплых оттенков кажутся ближе.
Если к основному тону добавить синий пигмент, то температура цвета будет восприниматься холодной (цвета голубой и синий ассоциируются с льдом, инеем, холодом). Предметы холодных оттенков кажутся дальше.

Здесь важно запомнить и не путать понятия. Есть два значения словосочетаний «тёплые цвета» и «холодные цвета». В одном случае говорят о цветовом тоне, тогда красный, оранжевый и жёлтый – тёплые, а синий, сине-зелёный и фиолетовый – холодные цвета. Зелёный и сиреневый – нейтральные.

Во втором случае речь идёт о подтоне цвета, о его преобладающем оттенке. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин в дальнейшем для описания цветов внешности – тёплых и холодных цветотипов. И говоря о температуре цвета в этом значении, мы имеем в виду, что каждый цвет может иметь и тёплый, и холодный оттенок в зависимости от своего подтона ! Кроме оранжевого – он всегда тёплый (из-за особенностей его расположения в спектре). Белый и чёрный вообще не входят в цветовой круг и потому для них не применимо понятие цветового тона, но коль речь зашла о температуре всех цветов, то обозначу сразу, что эти два относятся к холодным цветам.


2) Вторая характеристика каждого цвета – ЯРКОСТЬ .
Она показывает, насколько сильно световое излучение. Если сильное, то цвет максимально яркий. Чем меньше света, тем цвет выглядит темнее, яркость снижается. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ . Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д. В английском языке для более густого, тёмного цвета применяются слова-синонимы: deep (глубокий) и dark (тёмный). В названиях цветотипов вы эти термины тоже встретите.
Яркость света и яркость цвета – разные понятия. Выше говорилось именно о цвете предмета при ярком свете. В графических программах (в том же painte) яркость используется именно в этом значении. На картинке ниже можно увидеть уменьшение параметра «яркость» при затемнении цвета.
Но также существует термин «яркость», в значении «чистота», «сочность» цвета, т.е. максимально интенсивный цвет без примесей чёрного, белого или серого. И именно в этом значении я буду использовать этот термин в дальнейшем. Если написано «параметр «яркость»», то речь идёт об изменении освещения (т.е. светлоте/темноте).

3) Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА .
Это характеристика, противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета.
Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости, ещё раз делаю акцент на разнице этих понятий.
Оттенки с повышающейся степенью светлоты воспринимаются как всё более и более разбелённые, бледные, слабые. Т.е. с малой насыщенностью.

4) Четвёртая характеристика каждого цвета – ХРОМАТИЧНОСТЬ (ИНТЕНСИВНОСТЬ) . Это степень «чистоты» цвета, отсутствие примесей в его тоне, его сочность. При добавлении в основной цвет серого пигмента, цвет становится менее ярким, иначе – приглушённым, мягким. Т.е. его хроматичность (цветность) понижается. При максимально сниженной хроматичности цвета любой цвет становится одним из оттенков серого.
Важно не путать понятия «сочный» и «насыщенный» цвет. Напоминаю, что насыщенный – это тёмный оттенок, а сочный – это яркий, без примесей, тон.
Часто, когда говорят, что цвет яркий, имеют в виду, что он максимально хроматичен, чистый, сочный цвет. Именно в этом значении данный термин и используется в теории цветотипов, о которых пойдёт речь дальше.
Если же говорить о параметре «яркость» в значении освещённости (много света – яркость выше – цвет белее, мало света – яркость ниже – цвет темнее), то мы увидим, что при снижении хроматичности этот параметр не меняется. Т.е. характеристика хроматичность применяется к предметам с одним цветовым тоном в условиях одинаковой освещённости. Но один предмет при этом выглядит более «живым», а другой более «выцветшим» (выцветший – потерявший свой яркий цвет).

Если увеличить параметр «яркость», т.е. добавить белый цвет, то и на этом уровне светлоты можно таким же образом делать цвет более приглушённым, добавляя серый оттенок.

Аналогично и с более насыщенными (более тёмными) оттенками – они тоже бывают как более чистыми, так и более приглушёнными. Главное, что мы видим во всех случаях при уменьшении хроматичности – это всё более выраженный серый подтон. Именно это отличает мягкие цвета от ярких (чистых).

Ещё один важный нюанс – при добавлении в основной тон любого ахроматического цвета (белый, серый, чёрный), меняется температура цвета. Она не меняется на противоположную, т.е. тёплый цвет не станет таким образом холодным или наоборот. Но эти цвета приблизятся по характеристике «температура» к нейтральным оттенкам. Т.е. без ярко выраженной температуры. Именно поэтому представители мягких, тёмных или светлых цветотипов могут носить некоторые цвета из нейтрально-холодных или нейтрально-тёплых вне зависимости от своего основного цветотипа. Но об этом буду рассказывать позже.

Таким образом, по своим основным характеристикам все оттенки делятся на:
1) Тёплые (с золотистым подтоном) / холодные (с синим подтоном)
2) Светлые (ненасыщенные) / тёмные (насыщенные)
3) Яркие (чистые) / мягкие (приглушённые)

И у каждого цвета есть одна ведущая характеристика и две дополнительных, что и обусловливает название некоторых оттенков. Например, светло-розовый – ведущая характеристика – «светлый», дополнительные – может быть как тёплым, так и холодным, как ярким, так и мягким.

Потренируемся определять ведущую характеристику.

Или одну ведущую и одну – дополнительную.

На приведённых выше примерах хорошо видно влияние полутона на ведущую характеристику оттенка:
Тёмные цвета – цвета с добавлением чёрного (насыщенные).
Светлые цвета – цвета с добавлением белого (выбеленные).
Тёплые цвета – цвета с тёплыми (жёлтыми, золотистыми) полутонами.
Холодные цвета – цвета с холодными (синими) полутонами, кажутся льдистыми.
Яркие цвета – чистые, без добавления серого.
Мягкие цвета – приглушённые, с добавлением серого.