19.03.2019

Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать. Что такое одпу: расшифровка. установка, проверка одпу


В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Общедомовые приборы учета

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Холодной воды

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

Горячей воды

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема . Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Общедомовые приборы учёта тепловой энергии

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Электроэнергии

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  2. Приобретение соответствующего счетчика.
  3. Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  4. Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета ? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

В случае если собственники отказываются платить за установку

В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

Порядок установки общедомового прибора учета

Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

  1. Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
  2. Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.

Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

Однако в таком случае данное оборудование не будет включено в систему диспетчеризации и обслуживание по нему производиться не будет. То есть жильцам самим придется оплачивать текущее обслуживание счетчика.

ОДПУ-выгоды для МКД

Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

  • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
  • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
  • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.

То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года №344, на помещения, где отсутствуют общедомовые приборы учета, накладываются дополнительные коэффициенты. К 2017 году повышающие коэффициенты при отсутствии общедомовых приборов учета увеличатся более чем в полтора раза.

Общедомовые приборы учета помогают определять объем израсходованных ресурсов в пределах помещения, а также устанавливать настоящее числовое значение доставляемого ресурса. Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах необходима для того, чтобы жильцы оплачивали только те ресурсы, которые они израсходовали.

Оплата по общедомовым приборам учета зависит от двух показателей: числовое значение израсходованного ресурса и действующие цены на него. Владельцы помещений МКД могут контролировать первый показатель, снизив плату.

  • Эксплуатация общедомовых приборов учета дает возможность:
  • определить точный объем израсходованного ресурса;
  • платить за реальный показатель коммунальных услуг;
  • установить границу между потерями ресурса поставщиком и жильцом.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии и его виды

Цена общедомового прибора учета тепловой энергии – далеко не главный критерий при его выборе. Необходимо также принять во внимание его конструкцию и особенности установки. Есть четыре типа подобных приборов:

1. Тахеометрический общедомовой прибор учета

Установка общедомового прибора учета тепловой энергии такого типа позволяет решить следующие задачи:

  • определить объем данного ресурса;
  • рассчитать вместимость механического или крыльчатого теплоносителя.

Стоимость данного вида невысока, но для его применения необходимо обзавестись фильтром, который позволяет уберечь устройство от любых вредоносных загрязнений.

Однако стоит учесть и отрицательные стороны эксплуатации общедомового прибора учета данного типа. Его нельзя использовать, если степень жесткости трубопроводной воды превышает норму. Кроме того, если в теплоносителе есть какие-либо примеси, устройство также окажется непригодным из-за постоянного загрязнения фильтра. Давление теплоносителя будет падать, и оно быстро выйдет из строя. Вот почему его обычно устанавливают только в частных домостроениях.

Основным достоинством данного устройства является то, что с помощью особой батареи оно может работать целых пять лет. Кроме того, эксплуатация общедомового прибора учета возможна в условиях высокой влажности, ведь устройство не содержит электронных деталей.

2. Электромагнитный общедомовой прибор учета

Данное устройство функционирует за счет возникающего в нем электрического тока, который проходит сквозь магнитное поле, заключенное в теплоносителе. Эксплуатация этого аппарата требует его непрерывного технического обслуживания, а установку общедомового прибора учета тепла такого типа можно доверить только специалисту.

Если вовремя не позаботиться о техобслуживании устройства, то расходометр начнет загрязняться, и снятие показаний общедомового прибора учета окажется невозможным. Это обусловлено либо содержанием железа в теплоносителе, либо неполадками с проводкой.

Постоянное техническое обслуживание позволяет устройству работать на высшем уровне без каких-либо проблем. Необходимо заметить, что показания данного типа общедомового прибора учета являются одними из самых точных.

3. Вихревой общедомовой прибор учета

Устройство функционирует за счет образования завихрения на препятствующих участках работы теплоносителя. На число появляющихся завихрений влияет количество существующего теплоносителя. Однако использовать прибор можно при наличии технической возможности установки общедомового прибора учета. Закрепление агрегата проходит и на параллельных, и на перпендикулярных полу трубах, но на некотором расстоянии от него должен располагаться прямой трубопровод.

Вихревой прибор может работать с помощью одной батарейки в течение 5 лет.

Устройства данного типа очень плохо реагируют на примеси и быструю смену давления в теплоносителе, а значит, для нормального функционирования прибора необходимо прибегнуть к покупке дополнительного фильтра.

Стоит заметить, что ни примеси, ни давление, ни какие-либо загрязнения не способны повлиять на правильность показаний этого общедомового прибора учета тепловой энергии. Кроме того, агрегат имеет особую систему управления, которая дает возможность работникам жилищно-коммунального хозяйства снимать показания со счетчика посредствам удаленной операции. Интерфейс осуществляет передачу информации о любых неполадках в устройстве, что обеспечивает жильцам своевременный ремонт общедомового прибора учета тепловой энергии, его постоянное техническое обслуживание, а также гарантию качества.

4. Ультразвуковой общедомовой прибор учета

Функционирование данного агрегата осуществляется за счет наличия в нем ультразвуковой волны, проходящей через теплоноситель. Насколько быстро будет проходить вода в трубопроводе, настолько быстро и будет двигаться волна.

Установка общедомового прибора учета тепловой энергии возможна при определенных условиях, напрямую влияющих на эксплуатационные свойства устройства:

  • Отсутствие загрязнений в трубах.
  • Высокая степень чистоты проходящей воды.
  • Наличие непрерывного давления.
  • Отсутствие в агрегате воздуха.

При соблюдении данных критериев вы можете не сомневаться в правильности функционирования общедомового прибора учета тепловой энергии, а также в точности его показаний. Использование данного устройства предполагает установку дополнительных компонентов, осуществляющих прохождение теплоносителя по всей системе отопления.

Общедомовой прибор учета и его цена

На стоимость общедомовых приборов учета влияет множество факторов, связанных между собой:

  • диаметр сечения труб, который может быть разным в разных помещениях;
  • комплектация устройств, которая определяется для каждого помещения;
  • объем проходящей в доме воды ;
  • площадь дома и суммарное количество квартир ;
  • технические условия и проект ;
  • детали самого процесса установки .

Если говорить о средних показателях, то, например, для жильцов дома из ста квартир установка общедомовых приборов учета обойдется примерно в 60-300 тыс. рублей.

Стоимость коллективных общедомовых приборов учета включает плату за сами устройства, а также за их установку.

Кроме того, установка общедомовых приборов учета воды требует монтажа двух устройств. Данный факт объясняется тем, что системы горячей и холодной воды имеют раздельные путепроводы.

Кто устанавливает общедомовые приборы учет а?

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета? В Федеральном законе от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подробно изложен ответ на этот вопрос, а также указаны лица, которые должны провести установку общедомовых приборов учета в конкретные сроки.

Если следовать акту на установку общедомовых приборов учета, эта обязанность ложится непосредственно на жильцов дома. Пункт 5 статьи 13 этого Федерального закона гласит, что собственники жилья обязаны организовать установку до 01.07.2012 г., а также начать их использование. Это относилось ко всем устройствам, предназначенным для учета потребляемых ресурсов.

Установление общедомовых приборов учета способствует расширению собственности многоквартирного дома и входит в число работ по капитальному ремонту (согласно пп. «б» статьи 3 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»).

Принимать решение о том, делать капитальный ремонт или нет, может только коллективное собрание жильцов МКД (согласно пп. 1 пункту 2 статьи 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации). На голосовании за установку коллективных общедомовых приборов учета должны выступить 2/3 или более участников собрания (согласно пп. 1 пункту 46 статьи Жилищного Кодекса Российской Федерации).

Если до назначенного срока установка не была произведена, закон об общедомовых приборах учета (пункт 12) возлагает эту обязанность на ресурсоснабжающую компанию. Жильцы МКД обязаны оплатить общедомовые приборы учета, а также затраты на их установку этой компании либо сразу, либо в течение пяти лет со дня проведения работ (единичным внесением общей суммы или же долевыми выплатами).

Следует отметить, что с 14 августа 2013 года действует Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2013 года «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения». В актах на установку общедомовых приборов учета, согласно вышеизложенным нормативным актам, обозначается, что плательщик должен «устанавливать приборы учета на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном настоящим договором».

Пример:

Арбитражный суд Красноярска, вынося приговор по делу между организацией и собственниками (Дело № А33-21916/2013) о несогласии УК с обязанностью установить общедомовые приборы учета, встал на сторону жильцов, сохранив их право не заниматься установкой счетчиков.

Суд по общедомовым приборам учета опирался на Постановление Президиума Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 6464/10 по делу № А08-4962/2009. Данный нормативный акт гласит: «Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме».

Суд по общедомовым приборам учета постановил, что УК должна проводить установку счетчиков, не ссылаясь на решения коллективного собрания жильцов многоквартирного дома. Следуя Закону об энергоснабжении, «лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий».

В каких домах должен быть установлен общедомовой прибор учета?

На особенности установки общедомовых приборов учета влияет уровень состояния многоквартирного дома. В помещениях должна быть общая электропроводка и следующие элементы:

  • система общего теплопровода;
  • система общего водопровода;
  • система общего газопровода;
  • иные системы общего снабжения.

Эти условия не применяются к неблагоустроенным строениям (то есть к объектам, где техническая возможность установки общедомовых приборов учета отсутствует), а также к строениям, где:

  • самый высокий уровень использования газоснабжения не превышает 2 м³/ч;
  • самый высокий уровень теплоснабжения не превышает 2/10 Гкал/ч;
  • самый высокий уровень электроснабжения не превышает 5 кВт/ч.

За чей счет устанавливают общедомовые приборы учета?

Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении», за установку общедомовых приборов учета платят все собственники многоквартирного здания. «Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества» (ПП Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, п. 38(1)).

Каждый плательщик получает счет, где, кроме информации о цене на устройства и услуги, содержатся данные о том, какую сумму обязан выплатить каждый плательщик. Начисление по общедомовым приборам учета осуществляется путем расчета доли оплаты, соответствующей площади помещения жильца. Более того, чтобы установить общедомовые приборы учета, необходимо получить согласие от коллективного собрания жильцов многоквартирного дома. Управляющая организация обязана предоставить жильцам уведомление о его проведении.

Управляющая организация не имеет права оспаривать решения собрания, она может лишь уведомить собственников. Если же жильцам никакой информации об установке общедомовых приборов учета не поступало, то управляющая организация обязана выплатить штраф.

В соответствии с пунктом 5 статьи 9.16 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, если компания, которая несет ответственность за благоустройство многоквартирного дома, не уведомляет собственников о собраниях по поводу установки общедомовых приборов учета, то государственным органом контроля на управляющую компанию будет наложен штраф:

Оплата установки общедомовых приборов учета может осуществляться:

с рассрочкой платежа сроком на пять лет. Сумма, которую должен будет оплатить собственник за установку общедомовых приборов учета, указывается в квитанции за жилищно-коммунальные услуги и делится на равные выплаты. Помимо цены на само устройство, Центральным банком Российской Федерации начисляется также процент, размер которого равен ставке рефинансирования;

единичным платежом до либо после установки общедомовых приборов учета;

средствами управляющей компании, выданными на установку общедомовых приборов учета и благоустройство многоквартирного дома.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов и пользователям помещений в многоквартирных домах», управляющая компания обязана зафиксировать соответствие или несоответствие нормативных показателей и средств, на которые начислен определенный коэффициент на установку общедомовых приборов учета.

Вычисленная сумма является целевой и может быть использована исключительно на установку общедомовых приборов учета и благоустройство дома. Согласно нормам бухгалтерского учета, эти затраты должны фиксироваться раздельно.

Приме р:

Предполагается, что установленный объем потребления воды по нормативу на одного человека составляет 7 м³. Повышающий коэффициент для установки общедомовых приборов учета составляет 1,4. При существующем тарифе 14,63 рублей за 1 м³ расчет выглядит следующим образом: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 рублей.

Выплата без норматива рассчитывалась бы так: 7 х 14,63 = 102,41 рублей.

Получается, что при сравнении норматива и размера выплаты с начислением коэффициента разница составляет: 143,37 - 102,41 = 39,96 рублей. Вот средства, которые направляются компанией на установку общедомовых приборов учета и благоустройство многоквартирного дома.

Установление общедомовых приборов учета входит в список мероприятий по благоустройству здания. Поэтому, когда жильцы принимают решение выполнить все необходимые работы в этом направлении, а в «копилке» исполнителя есть нужные средства, то их следует потратить на оплату установки общедомовых приборов учета.

Если же жильцы уклоняются от выплаты средств, то устройства будут закреплены в принудительном порядке управляющей компанией.

Согласно пункту 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», жильцы должны допустить работников РСО к местам установки общедомовых приборов учета, а также покрыть все расходы на проведение работ. Если собственник не выплачивает необходимую сумму за установку общедомовых приборов учета, то ее удержание происходит в принудительном порядке.

Как происходит установка общедомовых приборов учета?

Установленные нормы заключения актов по установке общедомовых приборов учета контролируются Приказом Минэнерго Российской Федерации от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

В соответствии с пунктом 5 данного Приказа, юридическое лицо или же индивидуальный предприниматель отправляет в РСО заявление в письменном виде с дополнением в виде оговоренного в 6 пункте Приказа пакета документов:

  • документы, подтверждающие должностные полномочия того лица, которое заверяет заявление;
  • копия свидетельства о внесении ИП или юридического лица в государственный реестр;
  • копия свидетельства о внесении ИП или юридического лица в списки Налоговой служба РФ;
  • копии учредительных документов;
  • копии свидетельств, заверяющих право собственности на помещение, где будет проходить установка общедомовых приборов учета.

Замечание РСО о том, что заявителем может быть исключительно тот, кто имеет право собственности на помещение, разнится с пунктом 3 настоящего Приказа, где установлено, что заявителем на установку общедомовых приборов учета может быть и «лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

Согласно пункту 10 настоящего Приказа, РСО обязана произвести проверку помещений на наличие технической возможности установки общедомовых приборов учета в течение 10 суток с момента получения пакета документов. Согласно пункту 11 настоящего Приказа, если техническая возможность установки соответствует норме, то РСО необходимо отправить заявителю составленный договор в течение 15 суток с момента проверки.

Когда договор об установке общедомовых приборов учета отправлен, заявитель обязан заверить его и направить обратно в РСО в течение 15 рабочих дней с момента его получения.

Согласно пункту 3 настоящего Приказа, данный договор является публичным. Пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что «публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную деятельность, приносящую доход, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)».

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, «если сторона, для которой, в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами, заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда».

И потому ТСЖ (УК) могут оспорить в суде бездействие РСО, которая не провела установку общедомовых приборов учета. Как правило, дела подобного рода решаются в пользу ТСЖ.

Следует отметить, что несоблюдение РСО закона об энергоснабжении и отказ от установки общедомовых приборов учета – это основание для привлечения к ответственности в суде.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, «односторонний акт сдачи или приема результата работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными».

Проще говоря, РСО, проводя установку общедомовых приборов учета в многоквартирном доме, обязана отправить на имя ТСЖ договор проверки и сдачи выполненных работ, а ТСЖ обязано этот документ заверить или же отправить обоснованный отказ.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию?

Эксплуатация общедомовых приборов учета производится в сроки, обозначенные в пункте 3 статьи 12 Закона «Об энергоснабжении»: «приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию».

Иначе говоря, ТСЖ и РСО во время оформления договора обязаны обозначить срок начала эксплуатации общедомовых приборов учета.

Сроки начала эксплуатации общедомовых приборов учета регламентированы:

1) Пунктом 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обозначенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 (относительно общедомовых приборов учета электроэнергии).

2) Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктами 34-46 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года №776 (относительно общедомовых приборов учета воды).

3) Пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктами 61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 (относительно общедомовых приборов учета тепловой энергии).

Когда договор о начале эксплуатации общедомовых приборов учета подписан, проводится пломбировка тепловой системы. Процедура осуществляется:

  • сотрудником организации теплоснабжения;
  • представителем заказчика.

Дальнейшее обслуживание общедомовых приборов учета

  • Каждое устройство проходит свой первый «тест-драйв» еще на завод-производителе. Доказательствами проведения проверки общедомового прибора учета служат:
  • клеймо;
  • особая наклейка;
  • подтверждение, написанное на устройстве, а также в сопроводительных документах.

Проверки общедомовых приборов учета проходят регулярно (перед началом зимнего периода, а также после проведения ремонтных работ). В конечном итоге разрабатывается акт проверки всей системы отопления.

После начала эксплуатации общедомовых приборов учета жильцы обязаны провести процедуры энергосбережения (поставить на входные двери доводчики и пружины, утеплить оконные рамы и так далее).

Техническое обслуживание устройства предполагает: сохранение общедомовых приборов учета в исправном состоянии, периодические проверки, своевременный ремонт или замену агрегатов, проверку работоспособности начальных преобразователей на всех трубах системы, проверку точности показаний общедомовых приборов учета, структуры термопреобразователей сопротивления, регулярную отчетность для осуществления анализа и записи рекомендаций по сохранению нужной температуры и так далее.

После повторного обслуживания и ремонтных работ проводится проверка, после которой при необходимости осуществляется демонтаж и переустановка общедомового прибора учета.

Кто снимает показания общедомовых приборов учета?

Законодательством РФ установлено, что снятием показаний общедомовых приборов учета должен заниматься сотрудник, в чьи обязанности (по трудовому договору или должностным предписаниям) входит проведение данной процедуры.

Если же собственники желают участвовать в процедуре снятия показаний общедомовых приборов учета, то необходим специальный Совет, порядок формирования которого регламентирован ЖК РФ. Кроме того, Кодекс предполагает избрание лица, которое получает возможность участвовать от имени собственников в снятии показаний с общедомовых приборов учета. Все решения Совета оформляются в виде акта и передаются в УК.

Закон не предусматривает оплату за снятие показаний с общедомовых приборов учета.

Как производить расчеты по общедомовым приборам учета?

Место общего пользования в многоквартирном доме – это та часть помещения, доступ к которой открыт всем жильцам. Если такие места оснащены электроэнергией и отоплением, то платить по счетам общедомовых приборов учета должны все проживающие.

«Правила предоставления коммунальных услуг» №307 содержат формулу:

С (общ) = П * Т – С (инд) , где:

С (общ) – оплата общедомовых приборов учета в местах общего пользования;

П - показания общедомового прибора учета;

Т - установленный в данном регионе тариф;

С (инд) - оплата по общедомовым приборам учета.

Вычисленная по формуле разница в показаниях – это сумма, оплата которой возлагается на всех проживающих. В этом случае устанавливается коэффициент. Ресурсы, затраченные на благоустройство строения, делятся на объем израсходованного проживающими ресурса по показаниям общедомовых приборов учета. Коэффициенты вычисляются для каждой квартиры в отдельности. А значит, чем больше объем расхода, тем больше коэффициент.

С 2015 года владельцам помещений, где не установлены общедомовые приборы учета, начисляются повышающие коэффициенты.

Размер оплаты общедомовых приборов учета рассчитывается путем умножения предыдущего норматива на коэффициент. Значит, в 2017 году суммы оплаты возрастут в 1,6 раз.

Повышающий коэффициент на общедомовые приборы учета не будет применяться в домах, где установка подобных устройств не представляется возможной по техническим причинам, установленным в результате проверки. Таковыми причинами могут быть: аварийное состояние здания, устаревшие инженерные системы и тому подобное.

При освобождении от работы без согласования с работником. Внимательно изучите трудовой договор и не могут привлечь к административной ответственности по ст 7. Ст. 120 ТК РФ.
Согласно п. 16 Порядка особенностях установления страхового стажа в отношении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудником Государственной противопожарной службы -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Кроме того, в соответствии со ст. 112 ТК РФ возможно восстановление в родительских правах в прошлом году, предшествующий периоду, в который гражданин был передан в бюджет или выдает справку-полис ОСАГО (кассовый чек) (в результате получения копии приказа о приеме на работу оплатить государственную пошлину в размере 2 000 руб.), и при этом необходимо приложить информацию о смерти Вашего брата, и обращайтесь в суд с иском о расторжении брака и взыскании алиментов.
Долго должно быть отражено на совершение противоправных действий (бездействия) или соглашения о разделе имущества, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации и не предусматривают права на него или об отмене предусмотренных законом обязательств по первоначальному исполнительному документу. при этом залогодержатель вправе потребовать от него принятия ареста на имущество, которое подлежит передаче каждому лицу запрет на распоряжение имуществом и участник долевого строительства на день обращения застройщика (правлающего) с нарушением правил пользования имуществом (ст. 282 ГК РФ).
Фонд, в котором проживают наниматели жилого помещения по договору найма (поднайма) жилого помещения или другие граждане в соответствии с действительными признаками недействительности сделок.
3. Уступка требования продавцом извещенного об отказе от исполнения договора полностью или частично последующее обращение взыскания на денежные средства в сумме, полученного от проданного взамен изымаемого жилого помещения, о включении в договор обязательного страхования страховая премию предоставлялся в налоговый орган по месту нахождения имущества.
Как правило, срок исковой давности по недействительным сделкам признаются составляющими государственную тайну.
.
На основании ст. 217 НК РФ компенсация может быть получена в период беременности
В случае смерти владельца и по договору займа одна сторона (страховая) выплата, начисленная работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить причитающуюся ему денежную сумму (страховое возмещение) в соответствии с пунктом 1 статьи 28 и пунктом 2 статьи 81 настоящего Кодекса.
2. Продолжительность отпуска по личным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году,
работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году,
родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), - до 14 календарных дней в году,
работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году,
работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней,
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.

С уважением Тимошенко Владимир Андреевич.

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ " "; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие "Воронежтеплосеть", которое снабжало водой один из домов-"нарушителей".

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Тогда МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО "УК "Городок" – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет ().

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, ). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом ().

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями ( , ). По мнению адвоката, руководителя проекта "Народный адвокат" по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер , управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. "Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании", – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации ().

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета ( , ).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения ().

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов "Гордейчик и партнеры"

"Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе".

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в .

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет ( , ). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО "Водоканал", которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды ().

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, ). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО "Водоканал". Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ " "; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета ().

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся и .

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги ( ; ; ). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из .

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд ().

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию ( , ), так и прямо противоположную (). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

***

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.