25.09.2019

Старт в науке. Страшные тайны Жанны д’Арк


Жанна коронует Карла VII

В январе 1431 года в Руане начался суд над одной из самых известных женщин в истории человечества - Жанной д"Арк. Церковь выдвинула против нее 12 статей обвинения в ереси, но содержалась Жанна в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Английское правительство не скрывало своей причастности к суду над француженкой, оно взяло на себя связанные с ним немалые расходы. Процесс продолжался несколько месяцев.

По общепринятой версии, Жанна д"Арк родилась в семье деревенского старосты в селении Домреми. Ее детство пришлось на сложный для Франции период Столетней войны. Согласно договору в Труа от 21 мая 1420 года, король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся. Фактически это означало присоединение Франции к Англии. Слухи обвиняли королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора.

По стране распространялось пророчество: "Женщина погубила Францию, дева ее спасет". В 13 лет Жанна услышала голоса святых Маргариты и Екатерины убеждавшие девушку идти к пребывавшему на незанятом англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасать страну. Жанна покинула отчий дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд серьезных военных побед.

23 мая 1430 года близ города Компьен отряд Жанны Жанной д, Арк был захвачен англичанами. В Руане был организован церковный суд, который обвинил Жанну д"Арк в ереси и колдовстве. Молва утверждала, что Жанну предали приближенные короля Карла VII.

Процесс

В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной д"Арк. Формально ее судила церковь по обвинению в ереси, но содержалась Жанна в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Английское правительство не скрывало своей причастности к суду над Жанной д"Арк, оно взяло на себя связанные с ним немалые расходы. Процесс над Жанной продолжался несколько месяцев. Возглавлял его епископ Пьер Кошон, активный сторонник английских интересов во Франции. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. Суд над Жанной должен был доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI.

Однако в ходе процесса стало ясно, что обвинить Жанну будет не просто. На суде она держалась с небывалым мужеством, уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом. Не добившись от Жанны признания в ереси, суд акцентировал внимание на других фактах, например на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви, а также пытался доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда Жанне не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье (весна 1429 г.).

Для того, чтобы сломить волю Жанны, ее поместили в невыносимые условия. Английские стражники оскорбляли ее, трибунал угрожал ей пыткой, но Жана отказалась покориться и признать себя виновной. Епископ Кошон прекрасно сознавал, что, осудив Жанну на смерть без признания вины, он поспособствует возникновению вокруг неё ореола мученицы. 24 мая 1431 года он предпринял неожиданный ход, предъявил Жанне готовый костёр для её сожжения и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. Бумага с текстом, который зачитали узнице, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих "заблуждений".

Не ожидая подлога, в знак согласия неграмотная Жанна поставила на бумаге крест. Разумеется, после этого ее отправили в прежнюю тюрьму. 29 мая 1431 года судьи и ассистенты, собравшиеся в архиепископской церкви, вынесли окончательное решение о том, чтобы передать осужденную в руки светских властей, но просить их действовать с максимальной мягкостью. Это означало смертный приговор, Жанну приговорили к сожжению на костре. В то время Жане был 21 год. 30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, имела надпись: "Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка". Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. "Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!" - крикнула Жанна с костра и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: "Иисус!". Почти все плакали от жалости. Пепел Жанны был рассеян над Сеной. Слухи о том, что на самом деле Жанна д"Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.

Реабилитация

Через 25 лет после гибели в 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д"Арк. После окончания войны в Нормандии Карл VII приказал собрать документы, относящиеся к процессу над Жанной, и расследовать его законность. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубые нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним.

Суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, также проводилось расследование в родных краях Жанны. Легаты папы и судьи допросили 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её соратников, простых жителей Орлеана. 7 июля 1456 года судьи зачитали вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Жанна д"Арк была признана национальной героиней, ее доброе было восстановлено. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.

Загадки жизни и смерти

Обстоятельства ее жизни и смерть до сих пор во многом остаются загадкой. Так, согласно одной из версий, Жанна д"Арк избежала гибели, вышла замуж за некого Робера д"Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки д"Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны. Люди, знавшие подлинную Жанну, например, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты - были твердо убеждены, что это она. В 1436 году Жан дю Ли брат Жанны часто передавал письма своей сестре и ездил к ней в город Арлон.

В 1439 году Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну д"Армуаз весьма радушно. Ее узнали, в честь Жанны знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". После смерти Робера д"Армуаза Жанна второй раз вышла замуж, а в конце 50-х годов ей пожаловали официальное прощение за то, что она посмела называться Орлеанской девственницей. Это указывает на то, что возможно в Руане была сожжена не Жанна д"Арк. В народе вспоминали и то, что во время казни лицо осужденной было закрыто колпаком. Оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту и окна ближайших домов власти Руана приказали закрыть деревянными ставнями. Зрителям позволили увидеть тело только после того, как палач загасил огонь: оно было до неузнаваемости обгоревшим. Останки Жанны не погребли, а сбросили в реку.

По другой версии, Жанна д"Арк была незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII, что и позволило ей выжить. Некоторым исследователям казалось странным, что Жанна обладала глубокими знаниями о политической ситуации в стране, что она с детства владела боевым копьем - исключительно рыцарским искусством, говорила на чистом французском языке без провинциального лотарингского акцента и небрежно, без должного пиетета общалась с коронованными особами.

Легенда о том, что Жанна д"Арк называлась Орлеанской девой не только из-за освобождения Орлеана, но и из-зa причастности к королевскому Орлеанскому дому, возможно, имеет под собой основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 году действительно родила незаконного ребенка, который вскоре умер. Могилу и останки этого младенца, чей пол не был отражен в исторических хрониках того времени, обнаружить не удалось.

Версия третья: с емейство д"Арк не было крестьянским, это были обедневшие дворяне, временно утратившие дворянское звание, но сохранившие связь с королевским двором. Их родственница, тоже Жанна, была королевской кормилицей. Жак д"Арк, которого считают отцом Жанны, был комендантом крепости в Домреми. О дворянском происхождении этой семьи говорит и фамилия - д"Арк. Хорошо известно, что фамилии с приставкой "де" во Франции свидетельствовали о дворянстве.

То же можно сказать и об Изабелле де Вутон, которая считается матерью Жанны. Ее часто называют Изабеллой Роме, но это не фамилия, а прозвище, которое означает "Римлянка" и было дано Изабелле де Вутон после паломничества к одной из местных святынь, которую местные жители почти приравнивали к римским святыням. Это значит, что если даже Жанна и не была принцессой крови, она не была и крестьянкой. Кстати, Жанна никогда не называла себя д"Арк. Это имя применительно к ней впервые появляется только на процессе по ее оправданию после 1440 года. При жизни ее всегда звали Жанной Девственницей и Орлеанской Девой. Причем Орлеанской Девой ее начинают называть задолго до того, как она освободила Орлеан - что может свидетельствовать о ее принадлежности к Орлеанскому дому.

Версия четвертая: корсиканец, известный философ и историк Робер Каратини своей монографии "Жанна д"Арк: от Домреми до Орлеана" утверждает, всем известная история Жанны имеет мало общего с исторической правдой. По мнению французского историка, Жанна была душевнобольной девушкой, которую использовали в собственных целях политики и высшие военные чины, стремившиеся пробудить в душах французов ненависть к Англии. Все сражения, якобы выигранные французами под водительством Жанны, были мелкими стычками и, кроме того, сама дева не участвовала ни в одном из них и ни разу в жизни не обнажала меч.

В 1429 году Жанна д"Арк действительно числилась на военной службе, но, по определению Каратини, пребывала в войсках в качестве живого талисмана. Она была еще ребенком с явными признаками душевного расстройства, причиной которого стали ужасы войны, в раннем детстве чувствительной и впечатлительной девочке довелось видеть много страшных эпизодов. Именно тогда Жанна впервые задумалась о том, как положить конец междоусобице, и вскоре это стремление превратилось в навязчивую идею. Одним словом, она занималась миротворческой деятельностью, хотя и в несколько странной форме. Несомненно, ее посещали видения, и она была убеждена, что знает, как спасти Францию, поэтому, и решилась уговорить короля продолжать борьбу. Однако "голоса свыше" являлись лишь одним из проявлений все того же острого и тревожного душевного волнения.

Цитаты:

Жанна д"Арк: "Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. " Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно "идти и снять осаду с города Орлеан". Голоса называли ее "Жанна де Пюселль, дщерь Бога" - помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, присоединились вскоре голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Всем тем, кто пытался преградить ей путь, Жанна напоминала древнее пророчество, которое говорило, что "Францию погубит женщина, а спасет девственница". (Первая часть пророчества сбылась, когда Изабелла Баварская заставила своего мужа, французского короля Карла VI, объявить своего сына Карла VII незаконным, в результате чего ко времени Иоанны Карл VII был не королем, а только дофином)".

Из хроника венецианца Морозини: "Англичане сожгли Жанну по причине её успехов, ибо французы преуспевали и, казалось, будут преуспевать без конца. Англичане же говорили, что, если эта девушка погибнет, судьба не будет больше благосклонна к дофину".

Англичанин Лоуренс Трент пишет, что "многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она - вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо… Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог…". "

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Резюме

В данной работе исследуются загадки жизни и смерти Жанны д’Арк. Хотя она жила в XV веке, ее удивительный подвиг во имя своего народа интересует до сих пор и историков, и простых людей. И в наше время о ней пишут, изучают ее жизнь, снимают документальные и художественные фильмы. И все равно остается загадкой как простая необразованная девушка смогла убедить других людей в своей избранности, вдохновить их и повести за собой в бой, одержать победу над врагами. Имя Жанны всегда было овеяно загадками, легендами и мистическими историями. Цель данной работы - попытаться найти наиболее реалистичные объяснения этим загадкам. Полагаю, что мне это удалось. Также, я считаю, что подвиг Жанны д’Арк вдохновил людей многих стран на борьбу за свободу своего народа и повлиял на ход мировой истории.

Введение

Я выбрала эту тему, так как в нынешнем мире она кажется мне очень актуальной. Для всех людей Жанна д᾽Арк - выдающийся пример храбрости и отваги. И в том числе она стала примером для героев всех времён: любить близких, не жалеть себя ради их жизни и свободы. Загадки Жанны д᾽Арк тема очень таинственная, но и в тоже время очень увлекательная, и она может очаровать любого читателя. Многие события жизни и смерти Жанны часто объясняют, используя мистические версии. Мне бы хотелось попытаться объяснить их более реалистично, проанализировав тогдашнюю историческую ситуацию и призвав на помощь здравый смысл.

Итак, объектом моего исследования является национальная героиня Франции Жанна д᾽Арк. А предметом - загадки ее жизни и смерти.

Целью нашей работы является изучение и анализ тайн жизни и смерти Жанны д᾽Арк.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

1. Изучить историческую ситуацию во Франции во время Столетней войны.

2. Собрать материалы по биографии Жанны д᾽Арк.

3. Проанализировать все известные загадки жизни и смерти Жанны д᾽Арк и попытаться объяснить их, не используя мистические версии.

4.Сделать соответствующие выводы.

Гипотеза

Все загадки жизни и смерти Жанны д’Арк можно объяснить, не используя мистические версии.

Обзор литературы

В своей работе я использовала материалы учебника по истории для 6 класса. (См. список литературы)

Сначала я решила, собрать материал о Столетней войне . И рассказать о причинах ее начала, затем кратко описать ход войны и посмотреть, какова была ситуация для французов к моменту появлению Жанны д᾽Арк.

Столетняя война велась между Англией и Францией с довольно большими перерывами в период между 1337 и 1453 годами. Ее поводом послужили притязания на французский престол английского короля Эдуарда IV. Ему было отказано, и таким образом началась эта весьма продолжительная война. Французы проиграли практически все битвы и были вынуждены согласиться на тяжелые мирные условия. Эти неудачи можно объяснить отсталостью французской армии и устаревшим оружием. К моменту появления Жанны д᾽Арк ситуация для французов была плачевная, они чуть не потеряли своё государство. Тем более, у них даже не было короля, так как Карл VII не был коронован. Чтобы полностью подчинить себе страну, англичане должны были перейти Луару и занять город Орлеан, важный стратегический объект. Таким образом, они получали возможность нанести последний удар по французам. То есть, от исхода этого сражения зависела судьба Франции. Однако, благодаря усердию Жанны д᾽Арк французы сумели сохранить свое государство.

Также в своей работе я использовала книгу Фредди Ромма «Загадки Орлеанской девы», хотя не со всеми выводам автора я согласна. (См. список литературы)

Методы исследования

Я использовала следующие методы: изучение литературы и теоретический анализ.

Результаты и их обсуждение

Я внимательно изучила биографию Жанны и выделила несколько загадок её жизни, которые показались мне наиболее интересными. Я изучила все существующие решения этих загадок, и попыталась объяснить их, не используя мистику, то есть наиболее реалистично.

Загадка №1. Происхождение.

Историки утверждают,что Жанна д᾽Арк могла быть дочерью королевы Баварской,а также, что у Жанны была сестраКатрин. Ипо легенде Орлеанская дева чуть не была выдана замуж насильно.

Начнём с того, что не было обнаружено никаких родственных связей с королевской семьёй. И тем более королевская особа не оставила бы свою родную дочь у каких-то крестьян. Историки утверждают, что у Жанны была сестра, я считаю, это вполне правдоподобно, так как в крестьянских семьях часто было много детей. Также историки предполагают, что Жанну д᾽Арк чуть не выдали замуж насильно. Я считаю, что это вполнемогло быть, так как в деревнях часто отцы дочерей выбирали жениха и выдавали их замуж, не интересуясь чувствами своих дочерей.

Ясчитаю, что Жанна д᾽Арк была обычной крестьянкой из многодетной семьи. Как мне кажется, она занималась исключительно сельскохозяйственными работами. И особо ничем не отличалась от других.

Существуют три версии появления голосов у Жанны д᾽Арк. Первая версия: у Жанны помутился рассудок. Вторая версия: Жанна действительно слышала голоса, но только от дьявола. Третья версия: у Жанны были наставники, которые и давали ей различные советы.

Первая версия точно не состоятельна, так как, если бы у Орлеанской девы помутился рассудок то, она, наверное, не смогла бы вести такую огромную армию, и не смогла бы разработать такую хитроумную и великолепную стратегию.

Вторая версия носит чисто религиозный характер. Так как дьявол - это вымышленное существо, передающие зло, и ни один учёный ещё не доказал существование этого злого существа в реальном мире. Так как не доказано существование дьявола, значит, и никакие голоса он не мог издавать.

Третья версия полагает, что у Жанны были наставники, которые и давали ей советы. Я полагаю, что это верно только отчасти. Как мы знаем, у Жанны не было друзей, потому что все её считали странной. Ей, конечно, помогали, но не всегда удачно. Успех ее побед, скорее, заключался в личных качествах талантливого полководца и стратега.

Загадка №3.Секреты военных побед Жанны д᾽Арк.

Многие современники Жанны считали, что ее военные победы одерживались благодаря мудрым советам голосов свыше. Как я предполагаю, этих голос не было, и все-таки эта версия распространилась по всему миру. Несомненно, Жанна д᾽Арк обладала превосходными задатками лидера и стратега, поэтому и достигла такого триумфа.

Современные стратеги и военачальники считают, что ничего особенного от Жанны д᾽Арк не требовалось. Только лишь быстрая реакция на перемену обстановки.

С данным утверждением я не согласна, так как Жанна уже придумала стратегию и рассчитала риски как настоящий военачальник. Как любой лидер Жанна д᾽Арк должна была быть готова к любому повороту событий. И, как мы видим, она достигла своей первой победы. 29 апреля 1429 года Жанна вошла в Орлеан, где ее встречала восторженная толпа. Тогда народ и дал ей прозвище «Орлеанская дева», которое вскоре приобрело всемирную известность. Эта победа ознаменовала начало стратегического и психологического перелома в Столетней войне и вызвала невиданный взрыв энтузиазма и подъем национально-освободительного движения против англичан. Это было полностью заслугой Жанны д’Арк.

Важным событием явилась коронация Карла VII. Жанна тоже присутствовала на коронации и стояла неподалеку от короля, держа свое знамя. После Жанна попросила об отставке, но её предложение было отклонено королем.

Многие историки предполагают, что король Карл VII видел в Жанне помеху и угрозу себе и этим объясняют его предательство.

А у меня есть другое объяснение этому ужасному поступку. Я считаю, что Карл VII просто боялся потерять свой авторитет, так как не смог самостоятельно обеспечить победу своей стране, и французы могли не подчиниться ему.

Я считаю, что у Жанны д᾽Арк был талант стратега и военачальника, а также она обладала настоящим мужеством. Я думаю, благодаря своим талантам Жанна достигла такого триумфа.

Загадка №4.Суд над Жанной .

Существует несколько версий, почему Жанне не дали воспользоваться шансом и оправдать себя. И в этой тёмной истории много злодеяний. Давайте же разберёмся.

Во-первых я выяснила, что с того момента, когда Жанна потребовала папского суда, почти все заседания трибунала были закрытыми. Во-вторых, судьи постарались замять тему папского суда. Однако они старались убедить англичан, что всё идёт по плану.

Как я выяснила, судьи были подкуплены, и всё было сделано изначально против Жанны, так как ей не дали папского суда, хотя она это требовала, её изначально пытались заставить сознаться во всех смертных грехах. Тем более что у Жанны д᾽Арк была плохая нервная психика, и она очень трудно пережевала любой стресс.

Я предполагаю, что судьям было совершенно безразлична дальнейшая судьба Жанны д᾽Арк. Им нужно было только денежное вознаграждение, которые дали им англичане за обвинительный приговор Орлеанской деве. Я очень сочувствую французскому народу, ведь они потеряли такую сильную и прекрасную девушку.

Загадка №5. Казнь.

Я проанализировала эту тему, и считаю ее самой интересной. Я нашла материал, в котором говорилось об очевидцах этого ужасного события.

Как утверждает один из подданных, во время казни он увидел белую голубку. Многие предполагают, что это - несгоревшее сердце Жанны д᾽Арк.

Очевидцы казни утверждают, что перед казнью она вошла в определённое психическое состояние.

Я предполагаю, что Жанна не входила не в какое странное состояние, как мне кажется, ей просто стало плохо. Или это можно объяснить тем, что Жанна была верующим человеком, поэтому она могла читать предсмертную молитву. Что касается голубя, то, я думаю, их было много на площади города Руана. Могли попадаться среди них и белые особи.

Я утверждаю, что у Жанны с самого начала была очень загадочная жизнь и смерть ее окутана легендами. Но я считаю, что особых тайн связанных с казней нет. Я вижу эту картину примерно так: англичане привязали Жанну к столбу, рядом положили сухие ветки и подожгли её. И, мне кажется, что очевидцев этой казни было не так много, так как обычные люди не могли смотреть на это ужасное преступление спокойно.

Загадка №6. Подвиг.

Однако англичан смерть Жанны не спасла. Война продолжалась еще чуть больше 20 лет. В конце концов, французы освободили свою страну. К 1453 г. у англичан оставался только порт Кале, да и он был взят в следующем столетии. А за год то этого начался Оправдательный процесс по делу Жанны д’Арк. Были найдены многочисленные правовые нарушения во время обвинительного процесса. Выяснили, что руанский суд был запятнан клеветой, беззаконием, противоречиями и ошибками. Решение Обвинительного трибунала признали несостоятельными. Интересно, что Жанна была канонизирована только в начале XX века и теперь считается святой покровительницей Франции.

Я решила подумать, какое значение имел подвиг Жанны д’Арк для Франции и всего мира. Принято считать, что один человек, каким бы талантливым и отважным он ни был, не может серьезно повлиять на ход истории. Я с этим не согласна. Несмотря на то, что Жанна была простой неграмотной девушкой влияние ее подвига на историю Франции очевидно. Без ее помощи и боевого духа Орлеан, скорее всего, был бы взят, и победное шествие англичан по французской земле продолжилось бы. Карл VII не был бы коронован, и Франция перестала бы существовать как самостоятельное государство.

А теперь подумаем, какое влияние Жанна оказала на мировую историю. С большой долей вероятности можно предположить, что после победы над Францией боевой настрой англичан не угас бы. Они могли пойти дальше и попытаться завоевать слабые германские и итальянские государства и земли. Победив англичан, но, не захватив Англию, Жанна лишила их возможности дальнейшего завоевания Европы. Англия занялась своими внутренними проблемами, стала развивать свою политическую систему, мореходство и начала освоение новых земель.

Есть и другое следствие подвига Жанны, не менее важное. Она стала примером для подражания: любить ближних, не жалеть себя ради их жизни и свободы.

Загадка №7. В чём главный секрет нашей героини ?

И в конце я попытаюсь объяснить основную загадку Жанны д᾽Арк. Каким же образом простая, необразованная девушка, оказалась во главе французской армии и привела её к победе, и даже приняла участие в коронации Карла VII.

Оказывается, когда французы отчаялись и думали, что им уже ничто не поможет, появилось такое пророчество: придёт обычная чистая девушка и спасёт от гибели всю Францию. Я сделала вывод, что это пророчество сильно облегчило задачу Жанны. Люди в те времена охотно верили в подобные чудеса. И наша великая героиня совершила такой важный подвиг для всей истории. Благодаря пророчеству, Жанна д᾽Арк стала знаменитой, так как в средневековье мужчины не считали женщину за человека. А Жанна отстригла себе волосы, одела мужскую одежду и правила целой армии. Я считаю, что нынешние французы должны благодарить своих предков за очень яркую и триумфальную победу.

Заключение

Итак, я нашла материал о Столетней войне, о Жанне д᾽Арк, и проанализировала всю найденную информацию. После этого я объяснила мистические загадки жизни и смерти нашей героине наиболее реалистично, призвав на помощь здравый смысл. Я считаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Практически все загадки жизни и смерти Жанны можно объяснить правдоподобно и реалистично. В дальнейшем я хочу проанализировать жизни и других исторических героев, боровшихся за свободу и счастье своего народа.

Список литературы

Всеобщая история Средних веков. 6 класс. Е.В. Агибалов, Г.М. Донской. М. Просвещение, 2013

Загадки Орлеанской девы. Фредди Ромм. Энас М., 2008

Жанна вошла в большой парадный зал замка, где находился Карл VII, в ту минуту, когда тот беседовал с Ла Тремоем и Раулем де Гокуром. В ответ на просьбу Девственницы король отошел от них и уединился с ней (подальше от нескромных ушей) в одном из оконных проемов.

Толстые стены замка обеспечивали им достаточно места для того, чтобы любые сказанные слова оставались неуловимыми для придворных, которые были немало озадачены этой сценой. Они, конечно, во все глаза следили за этой парой: внезапно их взорам представилось сияющее радостью лицо короля, который тут же от волнения залился слезами. Придворные хотели было приблизиться, однако наследник жестом остановил их.

Вполне очевидно, что все эти волнения не проистекали от того, что король узнал, что Жанна — посланец «царя небесного»: это утверждение уже довольно давно было у всех на устах; или оттого, что перед ним его сестра или сводная сестра. По поводу этой тайны - раз уж была тайна - великий инквизитор Франции Жан Бреаль сделал следующее заявление, предположительно в период 1450—1455 гг., когда фиксировались свидетельства в подкрепление ходатайства о реабилитации: «Она была столь велика, что не подлежала раскрытию».

Значит, было что-то еще.

Сторонники легенды утверждают, будто Жанна уведомила Карла VII о его полной законности, так как он действительно был сыном Карла VI и Изабо Баварской. Но в таком случае не было повода делать из этого тайну. Уместным как раз было бы кричать об этой законности на всех перекрестках, тем более что Жанну об этом осведомили «голоса», наставлявшие ее от имени «царя небесного».

В такой же мере неприемлемой выглядит гипотеза Жана Жакоби о том, что король узнал истину о своем происхождении от прелюбодейной связи Изабо Баварской с Луи Орлеанским - связи, давшей жизнь самой Жанне и тем самым удостоверенной. Ведь ни для кого не было тайной, что эта связь вызвала немалое возмущение добропорядочных парижан, а также жителей Сен-Жермена и Корбея. А уж если говорить о Домреми, то из доклада двух монахов-францисканцев перед церковной комиссией в 1429 г. в Пуатье было очевидно, что вся деревушка знала о рождении Жанны от внебрачного сожительства названных особ.

Остается чудо (еще одно!), сотворенное молитвой, с которой когда-то Карл VII якобы обратился к Всевышнему, прося его о подтверждении своей законнорожденности. Об этом факте (исторически не доказанном) сообщил в 1516 г. Пьер Сала в своей «Летописи». Автор утверждает, что узнал о нем от Гийома Гуффье, входившего в окружение Карла VII. Все это с учетом дат вызывает величайшие сомнения.

Но с юридической точки зрения законнорожденность Карла, французского nрестолонаследника, была неоспоримой. Ведь во все времена повсюду отцом по закону считался «тот, кто является таковым в соответствии с законным браком». Известно беспощадное замечание, с которым к Генриху Наваррскому обратилась его супруга Маргарита Валуа: «Без меня вы производите на свет только незаконнорожденных; я же без вас рождаю только наследников престола...»

Родная сестра Карла VII Екатерина де Валуа предъявляла притязания на французскую корону для своего малолетнего сына Генриха VI, ссылаясь при этом отнюдь не на предполагаемую незаконнорожденность брата, а на целый ряд возражений династического порядка. Они связаны с появлением салического права в царствование Людовика Х Сварливого.

Итак, о какой же тайне идет речь? Нам представляется, что мы сумели разгадать эту загадку.

Но вначале изложим условия задачи.

Карл VI, родившийся 3 декабря 1368 г., женился 18 июля 1385 г. на Изабо Баварской, родившейся в 1371 г. Ему было 17 лет, ей - 14. Она была красива, чувственность пробудилась в ней очень рано. В течение всей ее жизни эта чувственность предъявляла ей все большие требования. Он был наделен не менее пылким темпераментом, но, кроме того, он мечтал о сражениях и славе. Французский двор тех времен был более развращен, чем при Людовике XV, потому что инстинкты тогда проявлялись более примитивно. Два этих поколения разделяют четыре века, и это говорит о многом. Не будем же поражаться скандальным оргиям, происходившим в замке Ботэ-сюр-Марн, рядом с теперешним Ножаном. За замком огромный в те времена Венсеннский лес. В дальнейшем Изабо Баварская устроила в нем свой причудливый «Двор любви». В нем в отличие от воспетого Петраркой прибежища его Лауры царила не платоническая любовь, а плотская, возбуждавшая самые низменные инстинкты и самые изощренные извращения, которые в данном случае были единственными, удостаивавшимися награды.

«Летопись монаха из Сен-Дени» сообщает нам, что во время церемонии посвящения в рыцари юного короля Сицилии, сына графа Анжуйского и кузена Карла VI, рядом с прославленной базиликой происходили поразительные оргии. А ведь в ней покоились короли Франции. Мы читаем в этой летописи: «Каждый стремился удовлетворить свою похоть, так что нашлись мужья, которым пришлось расплачиваться за непутевость своих супруг, и были также девицы, забывшие заботу о своей чести». Подобные дела, впрочем, творились в Ботэ-сюр-Марн сплошь и рядом, и придворные пиры завершались попросту свальным грехом.

На 17-м году своей жизни юная королева Изабо стала любовницей Луи Орлеанского и оставалась ею вплоть до его смерти в 1407/1408 г. Было ей тогда 36 лет. Через 10 лет, в свои 46 лет, она стала возлюбленной Иоанна Бесстрашного - убийцы Луи Орлеанского.

Но ни оргии в Ботэ-сюр-Марн, ни эти связи с французскими «принцами крови» не вызывали официальных скандалов. Добрый народ втихомолку судачил о них, но законный супруг - Карл VI - в те промежутки времени, когда его разум вновь возвращался к нему, не задавал никаких вопросов о законнорожденности детей Изабо. Все это, однако, прекратилось в тот зимний день 1416 г., когда граф Бернар VII д" Арманьяк, тесть Карла Орлеанского, только что назначенный коннетаблем, открыл Карлу VI глаза на связь с одним из почетных шталмейстеров, Луи де Буа-Бурдоном, иначе именуемым де Буаредоном, рыцарем, великим магистром дворца королевы, и одним из его советников. Связь эта длилась уже около 30 лет. Когда она началась, Изабо было 17 лет. Карл VI только что отбыл на войну во Фландрию, и ей казалось, что одинокие ночи не соответствуют ее темпераменту.

Луи де Буа-Бурдон был доблестным воином. В ноябре 1411 г. он защищал форт Этамп, осажденный войсками Иоанна Бесстрашного. В 1415 г. при Азенкуре он командовал одним из флангов королевской армии. В 1416 г. он был арестован в присутствии самого Карла VI. Долгое время он содержался с цепью на шее, со скованными руками и ногами в темнице замка Монлери. В конце концов его привезли в Париж. Несколько дней подряд он подвергался допросу под пыткой. В 1417 г. его приговорили к смерти за оскорбление величества и за предательство своего государя, короля Франции. Он был зашит в кожаный мешок с надписью: «Дорогу королевскому правосудию» — и брошен в Сену.

Так вот, едва де Буа-Бурдон был схвачен, Карл VI приказал доставить Изабо в Тур, а имущество, которое она накопила и спрятала в разных местах, чтобы скрыть его размеры, конфисковал. В Туре она находилась под неусыпным надзором трех тюремщиков, головой отвечавших за ее поведение. Ее заклятый враг коннетабль Бернар д"Арманьяк тогда же занимался распродажей ее нарядов, драгоценностей, мебели и про чего. Он явно зашел чересчур далеко.

Изабо Баварской удалось сохранить при своей особе некоего Ле Клера, лакея Луи де Буа-Бурдона. Через него она сумела завязать переписку с герцогом Бургундским, Иоанном Бесстрашным, которому она предложила заключить союз. Герцог тотчас же снял осаду Корбея и помчался с 800 вооруженными всадниками на Тур. Согласно заранее выработанному плану, Изабо направилась в аббатство Нуармутье, чтобы говеть там перед причастием. Тогда владыка де Фавез во главе 60 вооруженных воинов окружил церковь, взял в плен двоих из надсмотрщиков (третьему удалось бежать через ризницу), заковал их в цепи и возвратил Изабо свободу. В тот же момент в Тур входил Иоанн Бесстрашный во главе своего небольшого войска. Он увез королеву в Шартр. Положение во Франции менялось.

Когда-то связь Изабо с Луи де Буа-Бурдоном «дополнялась» связью с Луи Орлеанским. Впрочем, первый из них не усматривал в этом ничего дурного. А ведь были еще и «вечера» В Ботэ-сюр-Марн.

Вследствие всего этого законность некоторых из детей Изабо, бесспорно, оказывалась под вопросом, поскольку можно утверждать, что начиная с 1395 г. Карл VI не выносил даже вида своей супруги. Последний из детей, которого можно было еще считать рожденным от короля, был Луи герцог Гюйеньский, дофин Франции вплоть до своей кончины в 1415 г. Что же касается Жана, герцога Туренского и Беррийского, графа Пуату, умершего в 1416 г.; Карла VII, герцога Туренского и Беррийского; графа де Понтьё; Изабеллы, выданной замуж за Ричарда II Английского; Жанны, выданной замуж за Жана VI герцога Бретонского; Екатерины, выданной замуж за Генриха V короля Английского; Мишель, выданной замуж за Филиппа Доброго герцога Бургундского, — то никто из них не мог быть рожден от Карда VI.

Их отцами могли быть как Луи де Буа-Бурдон, казненный в 1417 г., так и Луи Орлеанский, злодейски убитый в 1407 г.: это зависело от дат их рождения.

Следовательно, существует две разгадки пресловутой тайны Шинона.

Либо Карл УН опасался, что его отцом был Луи де Буа-Бурдон. В этом случае в жилах его отца не было королевской крови, и сам он оказывался сыном просто какого-то дворянчика. Согласно верованию, о котором уже рассказывалось, священный характер происхождения суверена передавался его потомству (чем объясняется существование так называемых принцев крови); у него не было никакого права на то, чтобы притязать на французскую корону, коль скоро он не сподобился унаследовать того неотъемлемого свойства, которым наделяет доподлинная наследственность.

Либо же, наоборот, он был внебрачным ребенком, но - бастардом королевской крови с обеих сторон, через своего отца - Луи Орлеанского, брата короля Карла VI, и через супругу этого последнего, Изабо Баварскую. Тогда вполне допустимым оказывался принцип, по которому с учетом недееспособности впавшего в безумие короля должно было бы произойти его низложение и неизбежное призвание на престол его младшего брата Луи Орлеанского.

Если Жанна Девственница, внимая таинственным голосам, провозгласила, что Карл VII действительно является сыном Карла VI, то очевидно, что голоса вновь ей солгали.

Но, может быть, Жанна всего лишь заверила Карла VII, что в нем течет королевская кровь, так как, подобно ей, он был сыном Луи Орлеанского и Изабо Баварской.

Тем не менее такое подтверждение должно было оставаться тайным, ибо оно делало несостоятельными многие предвзятые мнения: оно означало незаконнорожденность потомства Генриха V Английского, супруга Екатерины, равно как и самого Карла VII, супруга Марии Анжуйской.

Ведь если бы (повторим это!) Девственница просто заявила престолонаследнику, что он доподлинно сын Карла VI, то в этих словах не содержалось никакой тайны. Но тайна-то была существенной, более того, она позволяла им обоим опознать друг друга, поскольку в 1440 г., когда Жанна дез Армуаз коленопреклоненной предстала перед Карлом VII в Орлеане, он, нежно помогая ей встать, сказал: «Девственница, душенька, добро пожаловать вновь, во имя Господа, коему ведома тайна, лежащая между Вами и мной...»

Так, через 11 лет после коронации в Реймсе, эта тайна сохраняла свое значение. Отсюда становится понятным ответ, данный Жаном де Бреалем на процессе по оправданию: «Тайна эта, уже ввиду своей важности, не подлежала раскрытию...»

Читатель обязательно спросит, каким образом Жанна была в состоянии утверждать, что Карл VII и сама она, несомненно, происходили от Луи Орлеанского, а не от Луи де Буа-Бурдона.

Мы ответим, что раз уж были предприняты усилия по подготовке всей этой пропагандистской кампании по возбуждению веры в будущее, то и Жанну Девственницу тоже тщательно подготовили к выполнению ее задачи. Ей было прекрасно известно, какие взгляды ей надлежало защищать.

С другой стороны, могли ли стать ей известными смерть Буа-Бурдона в 1417 г. и ее причины? Едва ли. Жанне было 10 лет, когда Карл VI велел арестовать этого любовника Изабеллы, подвергнуть его допросу под пыткой, а затем, зашитым в мешок, бросить в Сену. Едва ли обо всем этом стало известно в Домреми. Еще менее вероятно, что об этом уведомили 10-летнюю девочку. Можно, следовательно, допустить, что Девственнице была известна лишь связь ее матери Изабо с Луи Орлеанским. Этого было достаточно для того, чтобы внушить ей ужас, присущий ей в течение всей ее жизни, перед плотскими забавами. Так же произошло и с Людовиком XIII, который в детстве был до пресыщения ознакомлен с последствиями похоти своего отца Генриха IV.

Доверчивая, легко поддававшаяся внушениям, Жанна едва ли ломала себе голову над такими вопросами или выстраивала сопоставительные таблицы возможных происхождений.

Но не исключено, что она была более проницательной и осмотрительной, чем это следует из легенды; на такую мысль наводят допросы в Пуатье и Руане. В таком случае она просто-напросто сознательно включилась в игру и участвовала в ней.

О том, что такое вполне могло быть возможным, думал, не забудем об этом, папа Пий II, преемник Каликста III, оправдавшего Жанну. Вот какие удивительные слова содержатся в «Мемуарах» Пия II:

«Было ли сие дело рук божеских или человеческих? Затруднительно было бы для меня решать это. Иные мыслят, что коль скоро раскол воцарился между знатными людьми сего королевства ввиду успехов англичан, когда ни те,.НИ другие не хотели допускать, чтобы стал среди них наиглавнейший, то некто среди них, мудрейший в отличие от прочих, замыслил сей выход, заключавшийся в том, чтобы допустить, будто эта Девственница была ниспослана Господом, чтобы взять на себя это верховенство в делах. Ни один человек не осмелился бы уклониться от исполнения воли Господней. Таким образом, ведение войны было якобы доверено Девственнице, равно как и главенство над ратью» (указ. соч.).

Надо сказать, что, в то время как папа Пий II писал все это, в его распоряжении - наряду с весьма разнообразными, но подтверждающими эту точку зрения свидетельствами - находилась, надо полагать, пресловутая «Книга Пуатье», в которой, несомненно, содержались многие другие тайны, помимо истины о рождении Жанны Девственницы.

Не приходится также сомневаться и в том, что королевское семейство, и прежде всего сам Карл VII, разделяло мнение папы Пия II, ибо ему еще больше были ведомы скрытые пружины этого мнимо-божественного вмешательства в пользу арманьяков и в ущерб бургундцам. Ведь Жанну лишь один раз призвали для участия в Королевском совете. Случилось это 8 июля 1429 г. (во дворце Жана дез Армуаза в Шалоне-сюр-Марн, где по поручению епископа Иоанна Саарбрюкского тот выполнял обязанности видама), во время похода на Труа, которому было суждено завершиться коронацией в Реймсе (см.: Валле де Виривилль. Сборник исследований о XVI веке).

Если бы видения и чудесные появления, которым была подвержена Жанна, были бы приняты на веру - Жанна вещала от имени Господа, — ее не отстранили бы, очевидно, от участия в заседаниях Королевского совета, она присутствовала бы на каждом из них, начиная со своего приезда в Шинон...

Это мнение папы Пия II, отмеченное величайшим скепсисом, получает подтверждение в виде документа, который был обнаружен нашим другом Пьером де Сермуазом в 1973 г. в Библиотеке имени Мазарини. Это рукопись № 1999, документ № 1, переписанная одним из секретарей кардинала. И вот надежное свидетельство, содержащееся в одном из отрывков:

«Вся история с Орлеанской Девственницей была всего лишь политической хитростью, изобретенной придворными Карла VII, чтобы отвлечь этого государя от его любовных похождений с Агнес Сорель; и, веря, что все это совершалось во имя религии и по велению чуда, весь народ Франции устремился туда, как на пожар.

Большинство писателей, уверовавших в чудо, приняли ее сторону; но самые ученые среди них, излечившиеся от этой народной болезни, зная доподлинно, что чудеса эти суть не что иное, как предположения и выдумки для того, чтобы дурачить народ и водить его за нос с целью заставить его выплачивать королевские подати, почуяли подвох; то были Берн, Жерар дю Райян, Ламбен, Липсиюс, Винье, Параден.

Все, что читается у обыкновенных историографов Орлеанской Девственницы, — всего лишь роман; во всем этом не больше правдоподобия, чем в россказнях о папессе Иоанне».

Заметим, что в 1634 и 1635 гг. Людовик XIII оказался перед необходимостью ограничить притязания на знатность со стороны многочисленных потомков д"Арков, числивших свой род исключительно от дочерей этой семьи. Их численность была чересчур велика, и проверки наталкивались на все большие затруднения в том, что касалось подлинности документов, представляемых в подтверждение этих претензий.

Так вот, в 1649 г., которым датируется данный документ, Мазарини был первым министром, Людовик XIII находился в могиле уже шесть лет (1643). С 1632 по 1634 г. Мазарини был заместителем папского легата в Авиньоне, а с 1635 по 1636 г. — папским нунцием при французском дворе. Весьма возможно, что в те годы Людовик XIII обратился к нему за выяснением происхождения Жанны. Отсюда - королевские эдикты 1634 — 1635 гг. о потомках д"Арков. Позднее Мазарини мог продиктовать одному из своих секретарей вышеприведенный текст, чтобы раз и навсегда положить конец легендам об этом семействе.

Свои сведения он получил от Ватикана, будучи папским нунцием, в ответ на вероятный запрос Людовика XIII.

Иначе трудно объяснить это уточнение, продиктованное 1 мая 1649 г. Тем более, что то был весьма бурный год: «Старая фронда», бегство двора в Сен-Жермен, Рюэйское соглашение с парламентом, возвращение в Париж, «Молодая фронда», арест Конде, принца де Конти, герцога де Лонгвилля; так что документ 1 мая 1649 г. - это простая служебная записка, составленная на всякий случай в качестве памятной записки.

Какую-то роль во всем этом сыграли «Мемуары» папы Пия II, и эта служебная записка представляет собой простое отражение ответа Ватикана на обращение Мазарини, который в 1635 г. был папским нунцием при короле Франции. По неизвестным нам причинам Мазарини счел полезным напомнить об этом в 1649 г.

Скепсис папы Пия II относительно вмешательства потусторонних сил - божественных или бесовских - в жизнь Жанны разделялся человеком, игравшим первостепенную роль на руанском процессе. Мы имеем в виду доктора богословия Жана Бопера, бывшего ректора Парижского университета, который в ходе процесса обращался к Жанне с многочисленными вопросами и держался по отношению к ней явно враждебно. Когда при подготовке процесса по оправданию он в свою очередь подвергся допросу, то без колебаний заявил, «что с большими основаниями он полагал, что эти явления были более естественными и вызванными человеческим замыслом, чем причинами сверхъестественными...».

Становится постепенно понятным, что у судей, которые являлись к тому же духовными лицами, апеллировавшими к Богу в своем окончательном приговоре, не было возможности сжечь живую девушку, которая в их глазах не была ни святой, вдохновленной свыше, ни колдуньей, в которую вселился бес. Зато у них не было никаких угрызений совести, когда они подменили Жанну другой женщиной, которую они и отправили на костер!

Жан Дюнуа был явно тем, кому пришла в голову мысль об этой инсценировке, если мы примем на веру следующую мысль, с которой Пьер Кошон обратился к малолетнему королю Генриху VI: «Теперь Орлеанский Бастард будет уличен во лжи, а вызванное им устрашающее беззаконие прекратится!..» Ведь коль скоро на свет божий извлекалась очередная незаконнорожденная дочь - матерью которой оказывалась теперь королева Изабо, — то явно тень оказывалась брошенной на безупречность происхождения королевы Англии, Екатерины де Валуа...

Вот в чем заключается вопрос:

21 октября 1422 г. скончался король Карл VI. Его официальным преемником является малолетний английский король Генрих VI Плантагенет, внук покойного по матери, Екатерине де Валуа. Трактат, заключенный в Труа, назначил его законным наследником французского престола. Это случилось 21 мая 1420 г., при жизни и с согласия Карла VI.

Но партия арманьяков, главой которой является Карл Орлеанский, не допустила такого решения вопроса о престолонаследии. Такую позицию она занимает уже 22 октября 1422 г. Так как все сыновья Карла VI - за исключением Карла VII, от которого покойный король отрекся в уже называвшемся трактате, то есть два с половиной года тому назад, — вот уже несколько лет как пребывают в мире ином, то в глазах партии apманьяков французская корона должна была перейти к Карлу Орлеанскому.

К несчастью, этот последний находился в плену в Англии и оставался там еще в течение 18 лет. Во Франции это было известно. В силу этого партия арманьяков обратила свои взоры на Карла VII, его сводного младшего брата. Хотя и рожденный от внебрачной связи - ибо он являлся сыном их общего отца Луи Орлеанского и королевы Изабо, он - королевской крови. И если у него продолжали оставаться сомнения по поводу такого отцовства, если он опасался, что на деле его зовут Карл де Буа-Бурдон, что он побочный сын, являющийся принцем лишь наполовину, то к нему направили посланницу Господню, которой предписано убедить его в обратном.

Но вернемся к 1422 г. Только что там, в Домреми, исполнилось 14 лет Жанне Девственнице, его сестре по внебрачной связи их матери. И, согласно ее собственным заявлениям, именно в эту пору таинственные голоса советовали ей отправиться к Карлу с тем, чтобы раскрыть ему глаза на его безупречно королевское происхождение, а также поспешно короновать его в Реймсе, пока не вернулся из Лондона его старший брат Карл Орлеанский, подлинный и законный король Франции.

Едва вернувшись, этот последний показал, что его не ввела в заблуждение эта попытка еще раз разыграть историю Иакова и Исава. Он возглавил Прагерию - мятеж крупных феодалов. Само слово восходит к названию столицы Богемии - Праги.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ЖАННЫ Д’АРК

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Историческая наука знает о Жанне д’Арк, вроде бы, всё. Будущая национальная героиня Франции родилась в лотарингской деревушке Домреми в крестьянской семье примерно в 1412 году. С 13 лет девушку начали преследовать загадочные видения и голоса, призывавшие её спасти Францию от захватчиков-англичан. Зимой 1428-29 годов Жанна приехала в город Вокулер, где упросила коменданта Роберта де Бодрикура организовать ей встречу с наследником французского престола, будущим королём Карлом VII. Представ пред светлые очи потенциального монарха в замке Шеннон, она предсказала Карлу венчание на царство при условии, что он поставит её во главе армии. После долгих раздумий тот решился на такой шаг. Весной 1429 года войска под предводительством Жанны сняли англо-бургундскую осаду с Орлеана, а затем в течение лета прошли победным маршем до Реймса, где Карл и короновался.

После этого новый король приостановил боевые действия и вступил с англичанами и бургундцами в мирные переговоры. Высоко оценив заслуги Жанны, монарх присвоил ей герб, приблизил ко двору и дал новую фамилию - дю Лис. Однако его мирные инициативы пришлись Орлеанской деве не по вкусу, и она на свой страх и риск продолжила боевые действия против захватчиков, которые протекали с переменным успехом.

Новая военная кампания 1430 года оказалась для Жанны д’Арк роковой. В битве под Компьеном она попала в плен к предводителю бургундцев Жану Люксембургскому. Продержав её у себя несколько месяцев, он в конце концов продал пленницу англичанам за 10 тыс. золотых ливров. Британцы устроили над ней суд в Руане с участием инквизиторов из Сорбонны. Они пытались обвинить Жанну в колдовстве и тем самым поставить под сомнение законность коронации Карла VII: ведь у англичан был свой претендент на французскую корону - Генрих VI Ланкастер. Судьям так и не удалось уличить Жанну в колдовстве, и тогда ей предложили отречься от своих утверждений о божественности её видений. Она сделала это якобы под пытками, но потом отказалась от своего отречения. В конце концов трибунал, в нарушение всех правил, вынес ей приговор, и Орлеанскую деву сожгли на костре 30 мая 1431 года.

Такова вкратце история жизни и смерти Жанны д’Арк. Однако не так давно во Франции появилась группа историков-ревизионистов, которые весьма обоснованно подвергли сомнению, хоть и официальную, но весьма фантастическую биографию героини.

БАСТАРДИЗМ И СЮРВЕНИЗМ

Сомневающиеся в правдивости официальной биографии Жанны д’Арк историки разделились на два направления: бастардизм и сюрвенизм.

Идеологом первого течения стал Роберт Амбелена - масон очень высокой степени посвящения. Он обратил внимание на то, что почести, оказанные Орлеанской деве при французском дворе, никак не соответствовали её официальному статусу, изложенному в традиционной биографии. Так, например, Жанне выделили целую свиту; ей разрешили собственное знамя; её одели в дорогие рыцарские доспехи с золотыми шпорами; размер выкупа за неё соответствовал выкупу за особу королевской крови. Мало того, на гербе Орлеанской девы те же цвета и символы, что и на гербе Карла VII. Не многовато ли для простой крестьянки? Уж не была ли Жанна действительно королевских кровей?

Догадка Амбелена подтвердилась в 1934 году, когда историк Э. Шнайдер обнаружил в архивах Ватикана протоколы допросов Орлеанской девы. Среди них есть и отчёт двух монахов-францисканцев, опросивших жителей деревни Домреми, где, якобы, родилась Жанна д’Арк. Все они в один голос утверждали, что героиня Франции вовсе не крестьянка, а не кто иная, как дочь Изабеллы Баварской и брата её мужа Людовика Орлеанского. В изданиях книги «Истории королевского дома» до середины XVIII века есть данные, что у Изабеллы и Людовика 10 ноября 1407 года действительно родилась девочка по имени Жанна. В более поздних изданиях внезапно у этого ребёнка изменилось не только имя, но и пол. Девочка Жанна почему-то стала мальчиком Филиппом. Очевидно, что «История королевского дома» была отредактирована Бурбонами так, чтобы не могло возникнуть сомнений в правдивости официальной биографии героини Франции.

Таким образом, скорее всего Жанна д’Арк действительно была особой королевской крови, а не безродной крестьянкой, и приходилась сестрой Карлу VII и английской королеве Екатерине. Генрих VI Ланкастер, соответственно, её племянник.

В такой ситуации встаёт вопрос: могли ли столь близкие родственники упорно настаивать в ходе суда над Орлеанской девой на её сожжении, как это следует из официальной биографии Жанны?

Вот тут-то эстафету у бастардистов принимают сюрвенисты, которые открыто говорят: героиня Франции не была сожжена. При этом они указывают на явные нестыковки в официальной версии.

Во-первых, Жанну казнили без приговора светского суда, что было совершенно недопустимо в то время.

Во-вторых, нет прямых свидетельств, что на костёр возвели именно Орлеанскую деву: лицо казнимой было закрыто колпаком. Экзекуция проходила при закрытых дверях - на ней присутствовали только английские солдаты.

Мало того, официальная дата казни Жанны, оказывается, более чем условна. В разных документах указываются четыре разные даты: 30 мая, 14 июня, 6 июля 1431 года, а также февраль 1432-го.

Сомнения в том, что д’Арк была сожжена, становятся практически доказанными, если учесть: она не упоминается в учётных книгах казнённых инквизицией. Иными словами, получается: светские власти к сожжению Жанны не имеют отношения, поскольку не выносили ей приговора, а инквизиция тоже ни при чём, поскольку, согласно документам, она её не казнила. Таким образом сожжения Орлеанской девы попросту не было!

Стремясь подтвердить свои догадки, историки-ревизионисты сумели найти документы, из которых явствует: через пять лет после мнимой казни в Лотарингии появилась женщина, опознанная многими, как Жанна д’Арк. Среди таковых были полководцы-соратники и сам король Карл. 7 ноября 1436 года эта особа вышла замуж за графа де Армуаза. Мало того, в 1438–39 годах она участвовала в боевых действиях в Аквитании. Годом позже ездила в Орлеан, где встречалась в Карлом VII. Окончательно Жанна д’Арк, в замужестве де Армуаз, ушла от ратных и политических дел в 1440 году. Героиня уехала в замок Жольни, где жила до самой своей смерти в 1449 году. Умерла она при загадочных обстоятельствах, немного не дожив до 42 лет.

ТАЙНЫЕ КУКЛОВОДЫ ИЗ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ

Реальная история Жанны д’Арк вызывает немало вопросов и главный из них: зачем ближайшие родственники отдали её под суд, добились казни, а затем, по-видимому, спасли, инсценировав казнь?

Оказывается, ответ на этот вопрос нужно искать в событиях, произошедших задолго до появления на свет самой Орлеанской девы.

Как известно, первыми властителями Франции были Меровинги. С ними в родстве находилась династия Аймерингов Септиманских, ведущих своё начало от неких иудейских князей. Из рода Аймерингов были братья Готфрид Бульонский и Болдуин Фландрский. Именно они стали организаторами крестовых походов. В 1099 году братья создали рыцарский орден «Приорат святого Сиона» с целью восстановления династии Меровингов в Западной Европе и, особенно, во Франции. Как дочерняя структура сионского ордена в 1118 году учреждается орден тамплиеров. Но вскоре между орденами начинаются трения, и они становятся независимыми, поддерживая, тем не менее, прочные связи друг с другом.

После падения государства крестоносцев в Палестине оба ордена перебрались в Европу. В Орлеане осели сионцы, а в Париже - тамплиеры, оказавшиеся настолько оборотистыми дельцами, что опутали финансовой паутиной всю Европу. Здесь практически невозможно было найти монарха, не задолжавшего тамплиерам значительной суммы денег. Излишне говорить, что в подобной ситуации они определяли политику в Европе. Это не могло нравиться сионцам, желавшим заправлять всем самим. В 1307 году они окончательно порвали отношения с тамплиерами и стали оказывать им усиленное противодействие. Именно члены «Приората святого Сиона» подвигли французского короля Филиппа IV Красивого к разгрому ордена тамплиеров. В 1314 году были казнены гроссмейстер Жак де Моле, приор Нормандии Жофруа де Шарне и другие крупные функционеры ордена. Однако тамплиеры не были уничтожены полностью, они ушли в подполье и сумели спасти свою несметную казну, переправив её на 18 галерах в Англию. Мало того, они не простили ни Франции, ни сионцам разгрома своей организации и начали мстить.

Спустя несколько месяцев после казни де Моле при загадочных обстоятельствах умерли обидчики тамплиеров Филипп Красивый и папа Климент V. Потом отправились на тот свет все потомки Филиппа мужского пола. В итоге во Франции началась борьба за власть между династией Валуа и английскими королями, желавшими прибрать к рукам и французский трон. В конце концов, верх одержали Валуа. Но науськиваемый тамплиерами английский король Эдуард III, давший было согласие на восшествие на престол династии Валуа, отказался от своих слов. Это и стало поводом к Столетней войне. По сути дела, её развязали ушедшие в подполье тамплиеры. Они же, горя местью к Франции, финансировали из вывезенной ими орденской казны английскую армию.

Очевидно, что сионцы прекрасно знали подоплёку Столетней войны и пытались противодействовать тамплиерскому подполью.

Боевые действия шли с переменным успехом, но Франция целое столетие подвергалась разорению со стороны англичан и примкнувших к ним бургундцев, чьи герцоги были в родстве с последним магистром ордена тамплиеров.

На последнем этапе Столетней войны Франция как никогда, нуждалась в национальном герое. За подготовку такового, похоже, и взялся гроссмейстер «Приората святого Сиона» с 1418 по 1480 годы Рене Анжуйский. По-видимому, будучи незаконнорождённой дочерью особ королевской крови, Жанна д’Арк воспитывалась в деревне Домреми, которая, входя в состав орденских земель сионцев в Лотарингии, находилась под их чутким присмотром. Идея сделать из неё героя-освободителя появилась у гроссмейстера в конце двадцатых годов XV века. Точно установлено, что первая встреча Жанны и Рене Анжуйского состоялась зимой 1429 года, а буквально через несколько месяцев по стране поползли слухи о лотарингской крестьянке, которой явился сам Спаситель и предсказывал освобождение Франции от захватчиков. Пропагандистская машина сионцев и Карла VII быстро сделали из неё национальную героиню, орудие справедливой освободительной войны в руках Господа. Если же разобраться, то легко заметить, что ведомые Орлеанской девой войска сражались ничем не лучше, чем французские рати, возглавляемые другими военачальниками. Это лишний раз подтверждается её пленением в битве при Компьене.

Когда Жанна оказалась в руках бургундцев, перед её ближайшими родственниками по обе стороны фронта стал вопрос: как спасти женщину, ведь едва ли её брат, Карл VII, и сестра, английская королева Екатерина, желали её смерти. На казни героини настаивали только ушедшие в подполье тамплиеры. Французы не смогли выкупить её у бургундского герцога, который, будучи потомком Жака де Моле, просто не пошёл с ними на сделку. Поэтому спасением Жанны занялась её сестра, английская королева Екатерина. Она с лёгкостью выкупила родственницу у бургундцев, но отпустить просто так не могла. Сделай она это - и тамплиеры-подпольщики в лучшем случае лишили бы финансирования английскую армию, а в худшем - легко отправили бы британскую королеву на тот свет, как сделали это с Филиппом Красивым.

Чтобы обойти все эти препоны, Екатерины затеяла бутафорский судебный процесс и бутафорскую же казнь Жанны д’Арк. На самом деле Орлеанская дева была отпущена на свободу. Афера английской королевы раскрылась только через несколько лет, и тамплиеры в 1949 году добрались до Жанны; об этом во всяком случае говорят загадочные обстоятельства её кончины. На открытый конфликт с Екатериной тамплиеры тогда не пошли, так как Англия ещё четыре года продолжала на их деньги исправно терзать ненавистную им Францию. Рассчитаться с закулисными кукловодами пришлось сыну Екатерины, Генриху VI. Не исключено, что именно с подачи тамплиеров в Британском королевстве разразилась война Белой и Алой роз, в ходе которой сын Екатерины в 1461 году был низложен, а через полгода после кратковременной реставрации, в апреле 1471, вновь лишился власти, был заключён под стражу и умерщвлён при загадочных обстоятельствах в лондонском Тауэре.

Жанна д’Арк вошла в историю Франции как героиня-освободительница. И хотя сегодня есть возможность восстановить её истинную биографию, это никогда не будет сделано, ведь тогда нужно ревизовать и историю Столетней войны, которая в этом случае может предстать в весьма невыгодном свете как для Франции, так и для Англии. Тогда окажется, что обе страны были лишь инструментами в умелых руках закулисных кукловодов, решавших свои задачи, весьма далёкие от интересов и того, и другого королевства. Пойдут на это французы и англичане? Конечно, нет! Так что правда о Жанне д’Арк, скорее всего, так и останется известна лишь узкому кругу историков.

С. БАХРУШИН,

г. Рязань

Из книги Бандитский Петербург автора Константинов Андрей

Жизнь и смерть Коли-Каратэ Волна «рэкетиров первого призыва» накрыла Ленинград в середине 80-х годов, одновременно с началом перестройки и кооперативного движения. В городе стало много богатых (по советским меркам) людей, и, как следствие, появились и те, кто хотел

Из книги Гадкие утята фантастики автора Альтшуллер Генрих Саулович

«НИ ЖИЗНЬ, НИ СМЕРТЬ», 1926 3. Возможность долговременного пребывания человека в состоянии анабиоза.В январе 1967 года в Лос-Анджелесе подвергнут замораживанию первый доброволец - профессор психологии Джеймс Бедфорд, неизлечимо больной раком. Любопытный штрих: у А. Беляева

Из книги С намерением оскорбить (1998-2001) автора Перес-Реверте Артуро

ВОЙНА НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ До чего забавные вещи творятся в нашей доблестной армии! Сначала придумали общественных надзирателей в воинских частях и назвали это экспериментальным проектом. Потом решили брать вооружение в аренду. Потом какой-то генерал сказал, что

Из книги Литературная Газета 6332 (№ 28 2011) автора Литературная Газета

«Жизнь – вечность, смерть – лишь миг!» Первая полоса «Жизнь – вечность, смерть – лишь миг!» 15 (27 по новому стилю) июля 1841 года на дуэли был убит Михаил Лермонтов. «На Пушкина целила, по крайней мере, французская рука, а русской руке грешно было целить в Лермонтова», – с

Из книги Литературная Газета 6363 (№ 11 2012) автора Литературная Газета

Смерть длиною в жизнь Смерть длиною в жизнь ПРЕМЬЕРА Кшиштоф Занусси в очередной раз убеждает нас в том, что жизнь - лишь смертельная болезнь, передающаяся половым путём. На этот раз в театральной форме - постановкой пьесы знаменитого провокатора Эжена Ионеско.

Из книги Александр Солженицын: Гений первого плевка автора Бушин Владимир Сергеевич

И ЖИЗНЬ, И ЛЮБОВЬ, И СМЕРТЬ - ПО ПЛАНУ! Достоевский, как уже говорилось: человек страсти, порыва. В его жизни было немало странных внезапных поступков. А у Солженицына все заранее обдумано, взвешено, все спланировано наперед. Почти всегда его жизнь - это «сеть замыслов,

Из книги Ну ты же мужчина!, или МеЖполовые парадоксы автора Грибанов Филипп Александрович

ЗАМОРОЧКА ОТ ЖАННЫ МОРО ФилиппИ снова в бой! К чему встряхивать и без того больной мозг, чтобы отыскать тему, на которую можно поговорить со вдумчивым собеседником, если ТНП уже все за нас решил?!Достаточно протянуть руку к системному блоку и нажать «пуск», далее все

Из книги Литературная Газета 6485 (№ 43-44 2014) автора Литературная Газета

Жизнь и смерть «бессмертного» Ольга Володарская. Калиостро. Великий маг или великий грешник. - М.: Вече, 2014. – 256 с. – (Человек-загадка). – 10 000 экз. Пожалуй, никто из персонажей, вошедших в историю последней четверти XVIII века, не был в Европе так популярен, как граф Калиостро.

Из книги 1000 чудес со всего света автора Гурнакова Елена Николаевна

Жизнь и смерть коралловых рифов Коралловые рифы и атоллы можно назвать чудесами тропических морей. Они образуются на мелководье в теплой воде, располагаясь преимущественно в Тихом и Индийском океанах. Общая площадь коралловых рифов на планете превышает 27 млн. кв. км. Это

Из книги Трансцендентная сингулярность души [сборник] автора Векшин Николай Л.

Жизнь и смерть Жизнь! Это время для жизни дано. Смерть это миф. Пей без скорби

Из книги Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь - благая смерть автора Бито Ласло

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Когда начинается и оканчивается жизнь человека? На основе каких критериев констатируется биологическая смерть? Смерть плоти. Гибель мозга. Духовная смерть. Можно ли считать побывавшим за порогом смерти человека,

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Жизнь в «подвешенном» состоянии - более легкая смерть Во всех мировых культурах бытуют мифы, легенды, предания о том, как хитроумному герою ловко удалось обмануть смерть: о чудесном спасении от гибели или возвращении с того света. Достаточно вспомнить библейского

Из книги Наш человек в Мьянме автора Козьма Петр Николаевич

Из книги Русь против европейского ига. От Александра Невского до Ивана Грозного автора Елисеев Михаил Борисович

Жизнь и смерть Пенелопы Крусовой «Если ты живешь в тропиках, то должен привыкнуть к тому, что по тебе постоянно кто-то ползает, и твоя жизнь все время находится под прицелом нескольких пар внимательных глаз». Эту фразу, вычитанную в одной из книг, можно по-настоящему

Из книги Отрывки (сборник) автора Берви-Флеровский Василий Васильевич

Жизнь и смерть князя Вячко (Битва за Прибалтику) С 1222 года в борьбу с крестоносцами вступает Ярослав Всеволодович. Перенимая, таким образом, эстафету у Владимира Псковского.Еще раз напомним. К этому моменту все плоды победы Псковского князя над орденом под Оденпе были

Из книги автора

На жизнь и смерть. Изображение идеалистов Выдержки из рукописи Скрипицына […] Проследим человека, начиная с первых, отдаленнейших времен известного его существования; пусть пройдут перед нами один за другим все фазисы его исторической жизни, все стремления,

В работах современных французских историков всё чаще встречается версия, кардинально расходящаяся с традиционной биографией Жанны д’Арк: она внебрачная дочь королевы Франции Изабеллы Баварской и герцога Людовика Орлеанского, брата короля Карла VI, тайно рожденная в 1407 году и сразу отданная на достойное воспитание дворянам д’Аркам, владельцем деревни Домреми. Естественно, благородные опекуны обучили девочку королевских кровей всему, что было положено уметь знатной даме. Так как Жанна сызмальства тянулась к мальчишеским забавам, то у неё имелись все возможности познакомиться со сложным искусством владения мечом, копьем и боевым конем.

С тайной рождения Жанны тесно связана и тайна её смерти. В Средние века человеческая жизнь стоила недорого. Простолюдинов казнили с легкостью, и никакие мистические голоса, которые якобы слышали осужденные, их участь не смягчали. Наоборот, галлюцинации и видения чаще всего приписывали козням дьявола, что приводило к ужесточению следствия и пыткам. В случае с Жанной мы наблюдаем абсолютно другую картину. После пленения Девы англичанами, во время следствия в Руане в 1431 году, она содержалась в весьма комфортных условиях в замке Буврёй в комнате, где до неё останавливалась королева Англии. Судя по дошедшим до нас протоколам, вопросы ей задавались в вежливой форме, а ответы выслушивались весьма благожелательно. Мало того, епископ Кошон, председательствовавший на процессе, посылал ей блюда со своего стола (от слишком жирного карпа у подсудимой однажды приключилось расстройство желудка).

Дева Франции. Миниатюра конца 15 века

Официальное прозвище героини — Жанна Девственница или Дева Франции заставило следствие прибегнуть к экспертизе, но и она проходила весьма необычно. Обследование обвиняемой на предмет невинности проводил не палач и не какая-нибудь повивальная бабка, а специально приглашенная герцогиня Бедфордская со своим личным врачом Делашамбром. Осмотр показал, что Жанна из-за необычного строения тела была физически неспособна к половой жизни.

Интересно, что для Жанны подобное обследование было не первым. За два года до этого подобная экспертиза уже проводилась. Причем не кем-нибудь, а лично королевой Иоландой Анжуйской, тещей Карла VII. Венценосный гинеколог установила, что перед ней «подлинная и ненарушенная девственница». Похоже, при французском дворе всё же сомневались в истинной половой принадлежности излишне мужеподобной девушки.


Витраж с изображением святой Жанны

Епископ Кошон оказался перед непростым выбором. Англичане требовали казнить Жанну, причем как еретичку, ведьму и смутьянку. Однако требования были не очень настойчивыми — ведь если Жанна была членом французской королевской семьи, то она приходилась сводной сестрой английской королеве. Ох уж эти династические браки! В любом случае, в конце семидесяти обвинительных статей недвусмысленно замаячил костер. Но сжигать особ королевской крови в XV веке было как-то не принято.

В итоге 30 мая 1431 года на рыночной площади Руана состоялась странная казнь. 800 английских солдат огородили почти всю площадь. Ближайшие зрители находились минимум в тридцати метрах от костра. Повозка осужденной тоже была плотно окружена войсками. Её голову покрывал не только обычный для аутодафе бумажный колпак, но и низко надвинутый и скрывавший практически всё лицо капюшон. Столб, к которому привязали жертву, отгораживал от публики еще и огромный щит с крупно намалеванным приговором — редкость для подобных зрелищ. Его отодвинули, только когда палач багром разгрёб пылающие дрова и предъявил толпе уже обуглившееся тело. Лицо казненной рассмотреть никому не удалось.


Жанна на костре

Сразу после казни многие сомневались, что сожгли действительно Жанну. Вот свидетельства современников: «В городе Руане в Нормандии она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное!» (Летопись настоятеля собора св. Тибо в Меце.). «Велели ее сжечь при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее. О чем многие люди имели и все еще имеют разные мнения» (Рукопись № 11542 Британского музея в Лондоне). Странно, но в городском архиве Руана, где сохранились документы о нескольких казнях, совершенных в 1431 году (счета на дрова, расписки о вручении денег палачу и. т. д.) о сожжении Жанны Девственницы вообще не упоминается. Не сохранился и смертный приговор, который должны были вынести светские власти.

В 1436 году в Меце состоялась свадьба. Брачный договор, оригинал которого историки обнаружили в 1907 году, погиб во время артобстрела города Френ-ан-Вуавр во время Первой мировой войны. Но сохранилась летопись настоятеля собора св. Тибо в Меце: «И там был заключен брак между мессиром Робером дез Армуазом, рыцарем, и упомянутой Жанной Девственницей, а затем уехал названный господин дез Армуаз с женой своей Девственницей на проживание в Мец, в жилище упомянутого господина Робера, каковое он имел в приходе святой Сеголены». Что за Жанна Девственница? Возможно тут какая-то путаница?


Портрет Робера дез Армуаза

Но выясняется, что еще до бракосочетания личность невесты Робера дез Армуаза удостоверили братья Пьер и Жан д’Арки, выросшие вместе с Жанной в Домреми. Летопись настоятеля мецкого собора сообщает: «В сем году (1436 г.), в 20-й день мая, Девственница Жанна, каковая пребывала во Франции, прибыла в Гранж-оз-Орм подле Сен-Приве и была туда приведена, чтобы поговорить с некоторыми из вельмож Меца, и велела называть ее Клод… И в тот же день навестили ее оба брата, из коих один был рыцарем, а называть себя велел мессир Пьер, а другой, Маленький Жан, был оруженосцем. И думали они, что она была сожжена. И когда увидели они ее, они ее признали, и так же поступила она с ними».

Четырехлетнюю паузу в биографии Девственницы объясняют её заключением в замке Монротье, в Бургундии, где до сих пор показывают комнату Жанны. Добираясь из мест заточения до Лотарингии, где прошло её детство, она использовала имя «Клод». В «Дневнике парижского горожанина», сохранившемся в архиве Ватикана, есть упоминание о проповеди главного инквизитора Франции Жана Граверана: «Она отреклась от своих заблуждений и что в качестве покаяния ей было назначено четыре года тюрьмы на хлебе и воде, из которых она не отбыла ни дня… Она требовала, чтобы ей служили как знатной даме».

То, что Жанна дез Армуаз и есть Орлеанская Дева, подтвердили сотни людей, прекрасно знавших Жанну ранее. Со времен её боевых подвигов прошло менее десяти лет, и вряд ли жителей Орлеана и Тура поразил массовый склероз. В честь гостьи устраивались пышные пиры и многочисленные приемы, в которых участвовали те, кто сражался с Девой плечом к плечу, в том числе и её ближайшие сподвижники, например, маршал Жиль де Ре. Если бы хоть кто-то объявил вновь обретенную Деву самозванкой, вряд ли бы многочисленные торжества прошли столь безоблачно.


Город Мец

В конце сентября 1439 года с дамой дез Армуаз встретился и король Карл VII, на чьей коронации в 1429 году как почетная гостья присутствовала Девственница Франции и, возможно, её сводный брат. Вот что пишет об этой встрече Гийом Гуффье, сеньор де Буази и камергер короля Карла VII: «Жанна направилась прямо к королю, чем он был поражен и не сумел найти других слов, как те, что сказал ей очень ласково, поклонившись: «Девственница, душенька моя, добро пожаловать, во имя Господа нашего, ведающего тайну, которая есть между Вами и мной…».

Сторонники традиционной версии пытались и пытаются объявить Жанну дез Армуаз самозванкой, а всех, кто её узнавал — соучастниками мошенничества. Но в таком случае поведение лже-Жанны крайне странно, а её соучастниками оказывается половина Франции, включая короля. Иногда встречаются упоминания о некоем парижском процессе, который якобы разоблачил самозванку и даже выставил её у позорного столба. Однако подлинных документов процесса не сохранилось. Возможно, он и был, но осудил одну из нескольких лже-Жанн, объявлявших себя Девами безо всяких на то доказательств. Профессия «детей лейтенанта Шмидта» имеет средневековые корни.


Портрет Жанны дез Армуаз

Чтобы уличить даму дез Армуаз в самозванстве, некоторые историки пытались даже приписать ей рождение двух сыновей, что было биологически невозможно для Девы Франции, но генеалогическая история семейства дез Армуаз опровергает это утверждение — брак Жанны и Робера был бездетным. Кем бы ни была Жанна — самозванкой или Девой Франции, её земной путь закончился в 1449 году. Именно в этот год в записях о пенсионных выплатах Орлеана официальной матери его спасительницы появилось дополнительное слово — до этого получательницей значилась «мать Девы Жанны», а с 1449 — «мать покойной Девы Жанны». Совпадение?

Сомнения по поводу традиционной биографии Жанны д’Арк звучат на протяжении почти семи столетий. В XX веке историкам стало труднее: их изыскания начали противоречить канонической биографии официальной святой — в 1920 году Ватикан канонизировал Жанну. Если в житие вписаны крестьянское происхождение и смерть на костре, то доказательства противоположного являются ересью. Сторонники традиционной версии как французские, так и советские, называли своих оппонентов пошляками, любителями сенсаций, ниспровергателями основ и франкофобами. Однако обидными кличками не снять до сих пор остающиеся без ответов загадки в биографии самой знаменитой французской героини.