25.09.2019

Работа по формированию слоговой структуры слова. Формирование слоговой структуры слова у детей


В отечественной литературе наиболее широко представлено исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

1) ударностью,

2) количеством слогов,

3) линейной последовательностью слогов,

4) моделью самого слога.

Логопед должен знать , как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Цель этого обследования - не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребенка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.

Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов :

а) Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).

Опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации

Увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).

2. Нарушения последовательности слогов в слове :


Перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);

Перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажения структуры отдельного слога :

Сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).

Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).

4. Антиципации , т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

По типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать уровень речевого развития. Характеризуя уровни речевого развития, Р.Е. Левина выделяет такие особенности воспроизведения слоговой структуры слова:

Первый уровень - ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики - «ку»).

Второй уровень - дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда - «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер - «аней»).

Третий уровень - полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса - «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.

Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения слоговой структуры у детей четвертого уровня речевого развития, отмечает, что такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ.

Следствие - искажение звуконаполняемости в разных вариантах:

1) персеверации (библиотекарь - «блиблиотекарь»),

2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак - «пиждак»),

3) элизии (бегемот - «бимот»),

4) парафазии (мотоциклист - «мотокилист»),

5) в редких случаях - опускание слогов (велосипедист - «велопедист»),

6) добавление звуков и слогов (овощи - «вовощи»).

Филичева отмечает , что данные нарушения касаются слов сложной слоговой структуры. У детей четвертого уровня отсутствуют антиципации и контаминации. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с речевой патологией на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, когда ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой.

Говоря о факторах , вызывающих нарушение слоговой структуры слова ряд авторов отмечают, что процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических (сенсорных) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.

В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в сфере слухового восприятия у детей преобладают перестановки слогов, добавления числа слогов. Уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер (т.е. сокращенный вариант чередуется с несокращенным).

В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в артикуляционной сфере преобладают ошибки следующих видов: сокращение числа слогов, причем в четкой статичной форме, уподобление слогов друг другу и сокращение стечений согласных.

Таким образом , искажения слова зависит не только от уровня речевого недоразвития, но и от его характера. В одних случаях недоразвитие влияет на недостатки овладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слогов в ряду.

А.К. Маркова констатирует , что овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков Автор утверждает, что изолированное произнесение звука и произнесение его в составе слова представляют для ребенка с недоразвитием речи задачи разной трудности. Даже при наличии правильного произнесения отдельных звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, воспроизводится ребенком искаженно. Причем чем сложнее слоговые структуры, тем многочисленнее искажения звуков, т.е. умение произнести имеющиеся звуки в составе слов, тесно связано с уровнем сложности слоговой структуры. Воспроизведение заданной ребенку слоговой структуры (в отношении числа слогов и ударности) не зависит от дефектности звуков, входящих в нее: если ребенок воспроизводит слоговую структуру из правильно произносимых звуков, то он правильно произносит ее и из дефектных.

У детей со стертой дизартрией отмечается взаимозависимость между нечеткими артикуляционными образами и слуховыми дифференциальными признаками звуков, что приводит к искажению формирования фонематического слуха. Недостаточность фонематического слуха уже в раннем возрасте тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка. Учитывая моторные трудности, связанные с недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата, а также наличие диспраксических расстройств, проявляющиеся в хаотических поисках нужной артикуляции или в трудностях переключения, можно понять причины нарушений слоговой структуры у детей со стертой дизартрией.

В учебном пособии Е.Н. Винарской и Г.М. Богомазова «Возрастная фонетика» (2005 г.) отмечается, что у одних детей раньше формируется ритмическая структура слова, а у других сначала появляются слоги (слова-корни). Причину этого авторы видят в разной степени созревания кинестетической или слуховой чувствительности. Так, при преимуществе кинестетической чувствительности раньше усваивается ритмическая структура слова. У детей с ведущей слуховой чувствительностью раньше формируются слоговые контрасты. Фонетические слоговые представления и представления фонетических ритмических структур обеспечиваются афферентацией различной физиологической модальности: кинестетической, акустической, вестибулярной, тактильной и зрительной, что должно учитываться при коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства речи.

При исследовании слоговой структуры слов детей со стертой дизартрией анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К. Марковой. Изучаются возможности воспроизведения слов 13 классов.

Типы слов (по А.К. Марковой)

1 класс - двусложные слова из двух открытых слогов

лыжи - ваза - бусы -

пила - рама - коза -

2 класс - трехсложные слова из открытых слогов

собака - береза -

корова - ворона -

курица - сапоги -

3 класс - односложные слова

сыр - лук -

мак - кот -

мяч - рак -

4 класс - двусложные слова с одним закрытым слогом

петух - пенал -

лимон - щенок -

шалаш - забор -

5 класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла - туфли -

шишка - чашка -

лодка - бочка -

6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

арбуз - чайник -

обруч - поднос -

альбом - медведь -

7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом

барабан - колобок -

самолет - помидор -

телефон - колодец -

8 класс - трехсложные слова со стечением согласных

яблоко - конфеты -

шахматы - рубашка -

колбаса - бутылка -

9 класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

карандаш - виноград -

цыпленок - автобус -

кузнечик - сапожник -

10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных

матрешка - пустышка -

избушка - морковка -

игрушка - расческа -

11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова

флаг - слон -

хлеб - тигр -

гриб - лист -

12 класс - двхсложные слова с двумя стечениями согласных

звезда - спички -

гнезда - блюдце -

свекла - трактор -

13 класс - четырехсложные слова из открытых слогов

кукуруза - пуговица -

черепаха - Буратино -

ящерица - рукавица -

Кроме слов , входящих в состав 13 классов оценивается произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалангист», «путешественник» и т.п.

Данные изучения слоговой структуры детей с нарушениями речи показали, что им наиболее доступны слова 1-4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам.

Изолированное произношение слов 5-8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесения. Включение этих слов во фразу ухудшает показатели звуко-слоговой структуры. Ошибочное воспроизведение слов 9-13 классов наблюдается как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом. Включение же их во фразу обнаруживает многообразие нарушений: пропуски, перестановки и др. Многие дети отказываются от задания и говорят: «Я не могу», т.е. заранее оценивают свои возможности.

Слова же повышенной сложности (за пределами 13 классов) многие дети с нарушениями речи либо отказываются называть, повторять за логопедом, либо так искажают звуко-слоговую структуру, что слово становится полностью искаженным. Логопед визуально отмечает трудности в артикуляционной моторике: кинестетические диспраксии, когда ребенок подбирает нужную артикуляцию, или кинетические диспраксии, когда он не может переключиться на следующую артикуляцию. Кроме того, отмечаются синкинезии, замедленные и напряженные движения органов артикуляции. Большинство детей со стертой дизартрией не могут произносить слова сложной слоговой структуры в предложении, хотя значение этих слов уточняется, проводится определенная работа по семантизации, не только из-за трудностей речедвижений, но в ряде случаев и из-за снижения слуховой памяти на последовательный линейный ряд.

Так, практически все дети не справляются с заданием повторить предложение:

На сковороде жарятся котлеты.

Весело журчат весенние ручьи.

Учительница учит учеников.

Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут повторить простой ритмический рисунок: похлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1, 2» пауза «1, 2» и т.д. Не могут отхлопать аналогичный ритмический рисунок с разной силой, т.е. сделать акцент согласно образцу, который демонстрирует логопед (1 раз сильно стукнуть, 2 раза тихо).

Нарушения , выявленные при исследовании ритмических способностей детей, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере. Особенность некоторых детей - правильное воспроизведение контура слов первых четырех классов (по Марковой), но выраженный нарушением звуконаполняемости. Правильно повторяя вслед за логопедом трех сложные слова, дети нередко искажают их в спонтанной речи, сокращая количество слогов.

При правильном воспроизведении контура этих слов отмечаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; перестановки и замена звуков, слогов, уподобление слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Наибольшее количество перечисленных ошибок приходится на проговаривание слов 10-13 классов и повышенной слоговой сложности. Малочастотные слова часто редуцируются. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Дети часто искажают слоговую структуру редко употребляемых, но знакомых слов, даже состоящих из правильно произносимых звуков.

Формирование слоговой структуры слова

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :

1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши , речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

· - уточнения артикуляции сохранных звуков;

· - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт - афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

· - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).Учитывать данную классификацию (см. приложение 2) необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети ).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина ).

3. Односложные слова (дом, мак ).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель ).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон ).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки ).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка ).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф ).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт ).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка ).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Приложение 1

Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории:

3 года : воспроизведение слов, состоящих:

Из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

Из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

Из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

Из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

Из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:

Назвать предметные картинки;

Повторить слова за взрослым;

Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Детишкольного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

Чтение слов сложной слоговой структуры;

Чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

Чтение скороговорок;

Списывание сложных слов и предложений.

Приложение 2

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

М.: ТЦ Сфера, 2007.

В пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Материал подобран таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков. Приведенный иллюстративный материал направлен на развитие мелкой моторики (картинки могут раскрашиваться или заштриховываться), а порядок его расположения поможет формированию слоговой структуры на этапе звукоподражания.

Пособие предназначено логопедам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, имеющими речевую патологию.

ВВЕДЕНИЕ 5

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 9

ОСОБЕННОСТИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 9

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 10

Пропедевтический этап 11

Особенности работы с неговорящими детьми 11

Развитие понимания речи у неговорящих детей 12

Активизация речевого подражания 13

Формирование первых форм слов 15

Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных 17

Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи 18

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 19

ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ 19

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 21

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 24

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ 27

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ 29

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 33

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 36

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 39

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 42

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 44

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 47

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 49

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СЛОВА 50

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ 52

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ 53

ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 54

ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 56

ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ 58

ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ 60

СЛОВА СО СЛОЖНЫМИ СТЕЧЕНИЯМИ (ТРИ И БОЛЕЕ СОГЛАСНЫХ РЯДОМ) 62

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 64

Приложение 71

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛУ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ 71

Введение

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).

В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:

Звукоподражания;

Двухсложные слова из открытых слогов;

Трехсложные слова из открытых слогов;

Односложные слова из закрытых слогов;

Двухсложные слова из закрытых слогов;

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;

Двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

Трехсложные слова с закрытым слогом;

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

Трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

Двухсложные слова с двумя стечениями;

Трехсложные слова с двумя стечениями;

Четырехсложные слова из открытых слогов;

Пятисложные слова из открытых слогов;

Четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

Пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

Слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).

Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.

Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».

В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [р], [р"]. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с"], [з], [з"], [р], [р"], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.

Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи. В системе языка с тремя основными составляющими — фонетикой, лексикой и грамматикой — слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи — фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и другие). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью (Р.Е.Левина, А.К.Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением, чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

Наиболее эффективные результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы. Необходима коррекция не только звукопроизношения, но и слухо-моторных координаций (например, воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов. Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов состоит из нескольких этапов. Особое значение на каждом этапе отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного. От того, насколько продуманно скомбинирован лексический материал с работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы.

I этап. Работа с гласными звуками и буквами.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в словах (в слове столько слогов, сколько гласных). Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

— Знакомство с гласными «звуковиками». Параллельно проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений. При назывании каждого гласного звука дети сжимают ладошки, как будто лепят снежный комок. При таком сжатии ладоней в головной мозг поступает более сильный импульс. В дальнейшем этот приём используется при анализе слоговой структуры слова: каждый слог – комочек.

Звуковики (артикуляция гласных)


II этап: Коррекционная работа на уровне слога.- Узнавание звука по беззвучной артикуляции логопеда (только гласные первого ряда + И). — Показ детьми беззвучной утрированной артикуляции (только гласные первого ряда + И). — Пение серий звуков с чёткой артикуляцией с опорой на звуковиков и без опоры: ОА, УИ, АИУ, ИОУ и т. п. (необходимый ряд звуковиков выставляется на наборном полотне или доске). — Пение серий звуков с выделением ударного звука: АИУ, АИУ, АИУ и т.п. (подготовительная работа к определению ударного слога). — Образование йотированных гласных второго ряда (согласный звук Й + гласный звук). Правило: звука два – буква одна. — Пение серий гласных первого и второго ряда с чёткой артикуляцией с опорой на буквы (без опоры на звуковиков) ЕА, ЮИ, АЁУ, ЯУО и т. п. — Пение гласных первого и второго ряда с выделением ударного гласного (опора на серию карточек с буквами).

Степень сложности слогового анализа во многом зависит от характера слогов и их произносительной трудности. В прямом слоге (ту) звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратном (ут). Вследствие этого в процессе слогового деления дети часто видят в одном слоге два слога, называя звуки (у-т-ка). В связи с этим особое внимание уделяется выделению обратного слога как единого целого. Слоги изучаются в следующей последовательности:

  • обратные: АМ, ОХ, УТ и т. п.;
  • прямые: ЛО, НУ, ДЯ и т. п;
  • со стечением согласных:
    1. КРА, СТО, ПТУ и т. п;
    2. ОФТ, УНК, ИЛП и т. п;
    3. ДОЛ, НУС, МИТ и т. п;

Детям предлагаются следующие задания: — «Слепить комочек», если логопед произнесёт слог. Объяснить свой выбор, например: СТА – это слог, потому что здесь есть гласный А. М или КЛ – это не слог, потому что здесь нет гласного. — Составление слоговых таблиц (). — Чтение слоговых таблиц с различными типами слогов (). — Запись слогов различных типов под диктовку с выделением гласных. — Подбор слов на заданный слог в определённой позиции, например:

III этап. Коррекционная работа на уровне слова.

Коррекционно-логопедическая работа на III этапе ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными группами/классами слоговой структуры слов:

  1. двусложные слова из открытых слогов (муха, ноты, ваза…);
  2. трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, кубики, малина…);
  3. односложные слова из закрытого слога (мак, жук, лес…);
  4. двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник, каток…);
  5. двухсложные слова со стечением в середине слова (вилка, буквы, майка…);
  6. двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…);
  7. трёхсложные слова с закрытым слогом (телефон, капитан, магазин…) и т. д.

Детям предлагаются следующие задания:

— Назвать в слове гласные. Утрированно показать артикуляцию каждого гласного. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания. «Слепить комочки», чётко назвав каждый слог. — Разложить картинки под схемами, например:

— Соединить «комочки» стрелками, чтобы получилось слово:шок, пе, ту; на, та, ком; из, ка, буш и т.п.

— Разделить слова на слоги, ладошками «слепив комочки». Поменять слоги местами. Записать пары слов. Например:насос – сосна, банка – кабан, мышка – камыш, и т. п.

— Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например: рыба – баран – ранка – каша – … и т. д.

— Отгадывание ребусов позволяет детям более полно прочувствовать и увидеть слоговую структуру слов, с которыми приходится оперировать, например: тигры, напёрсток, одиннадцать.

Изменять слова по образцу, добавляя по одному слогу. На каждый слог «лепить комочек».

Примерные слова: кот, бант, стол, шар, винт, зонт, ключ, мяч, винт.

— Дидактические игры, в которых задействованы общая и мелкая моторика. ()

Работа над многосложными словами рассчитана на длительное время. Каждое слово разбирается на слоги. Каждый слог отрабатывается отдельно, с утрированной артикуляцией и сжиманием ладоней «комочком». Особое внимание уделяется проговариванию слогов со стечением согласных: кры-жов-ник, спут-ник, шлаг-ба-ум, под-гля-ды-вать, вспо-ми-нать, скла-ды-вать. Затем слоги необходимо плавно соединить. Логопеду нужно внимательно следить, чтобы во время синтеза не было пропусков, перестановок, добавлений и искажений.

В работе над многосложными словами, помимо вышеперечисленных заданий, можно предложить следующее:

— Составление одного слова из двух, например: сам летает – самолёт, голубые глаза – голубоглазый, тёмные волосы – темноволосый, быстрые ноги – быстроногий, длинные уши – длинноухий, любить тепло – теплолюбивый, дарить благо – благодарить, благодарный и т.п.

— Подбор других слов для каждого слога многосложного слова, например:- Изменять слова по образцу, добавляя по одному слогу. На каждый слог «лепить комочек».

Многосложные слова удобно разделить на группы: существительные, прилагательные, глаголы. Сюда должны входить сложные слова, встречающиеся в учебниках русского языка и чтения для начальной школы. На логопедических занятиях проводится работа с таблицей из 6-8 слов. Дома дети закрепляют плавное утрированное произношение данных слов. Параллельно проводится работа по написанию этих слов. Акцент делается на письмо с проговариванием, причём проговаривание тоже утрированное, которое позволяет более активно включать в работу анализаторы, участвующие в процессе образования письменной речи.

IV этап: Коррекционная работа на уровне предложения и текста.

Следующим этапом является отработка слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов. Конкретный лексический материал учитель-логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей. Детям можно предложить следующие задания: — Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, например: ша-ша-ша – мама моет малыша; ичка-ичка – на дереве птичка. — Придумывание чистоговорок на заданный слог: ла-ла-ла – …. — Договорить незаконченные слова в предложениях, отгадать загадки (слоговая структура отгадок усложняется постепенно). — Игра «Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении), например: Ко -ти к пи л мо -ло -ко .

— Чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги.

— Чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо которых нарисована картинка

(). Коррекционно-логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий структуру дефекта, психологические особенности детей. Большое значение придаётся организационному и эмоциональному уровню занятий и каждого этапа занятия в отдельности. Предпочтение отдаётся групповой работе как обеспечивающей тренировку коммуникативных возможностей детей. При систематизированной работе и подключении в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов, что сразу же отражается в письменных работах детей.

Литература.

  1. Агранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов». СПБ., изд. «Детство-пресс», 2004 г.
  2. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г.
  3. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольником». М., 1996 г.
  4. Волоскова Н. Н. «Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов». М., 1996 г.
  5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2001г.
  6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. «Дисграфия». М., изд «Эксмо», 2004 г. Панова Л.С., учитель-логопед первой квалификационной категории, МОУ «СОШ №24», г. Подольск