30.09.2019

Жизнь и творчество Тютчева. Темы творчества Тютчева. И пышный цвет на воздухе цветущий. Бездна в глазах Тютчева представляет собой что-то непонятное, невероятное, без смысла. Можно сказать, что бездна олицетворяет хаос


С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева - не изображение, а осмысление природы - натурфилософская лирика, и вторая его тема - жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Лирический герой, понимаемый как единство личности, являющейся и объектом и субъектом лирического постижения, для Тютчева не характерен. Единство его лирике придает эмоциональный тон - постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.

В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир «с помощью пяти органов чувств», - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.

Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою…» и - множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных и образных пейзажных зарисовок .

Тютчев-мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах...», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Silentium!», «Фонтан», «День и ночь».

Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворений Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвязными спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим душевным состоянием» -- такого рода признания нередки в его письмах. Неизменный завсегдатай светских салонов, блестящий и остроумный собеседник, «прелестный говорун», по определению П. А. Вяземского, Тютчев был вынужден «избегать, во что бы то ни стало, в течение восемнадцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим собой». И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир. Вот каким видела отца дочь Тютчева Анна: «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное».

Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта .

Могущество весны объясняется ее торжеством над прошлым и будущим, полным забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада:

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Любовь к жизни, почти физический «переизбыток» жизни ясно виден во многих стихотворениях поэта, посвящённых весне. Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели -- «Не встретишь мертвого листа»,-- ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески-всемирной». Порой и осенью ему чудится дуновение весны. Ярким примером этого стало стихотворение «Осенний вечер», которое является одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста. Стихотворение явно порождено отечественными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано тютчевскими трагическими раздумьями о притаившихся бурях хаоса:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь.

Над грустно сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - это не столь описание своеобразия осеннего вечера, сколь обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает волнения мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством, перед "божественной стыдливостью страданья". Поэт видит на всем кроткую улыбку увяданья.

Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, предчувствием бурь проносится холодный ветер.

За видимыми явлениями природы незримо "хаос шевелится" - таинственная, непостижимая, прекрасная и погибельная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает "божественность" её красоты и боль её "стыдливого страданья".

В противопоставлении, вернее, в предпочтении сомнительному райскому блаженству бесспорного, достоверного наслаждения красотою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев близок А.К. Толстому, писавшему: «Боже, как это прекрасно -- весна! Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире весной!» Совершенно те же чувства наполняют Тютчева:

Что пред тобой утеха рая,

Пора любви, пора весны,

Цветущее блаженство мая,

Румяный цвет, златые сны?

Поэзии Тютчева ведомы и совсем иные настроения: ощущение скоротечности человеческого бытия, сознание его непрочности и хрупкости.

В сравнении с вечно обновляющейся природой («Природа знать не знает о былом…»; «Бессмертьем взор её сияет…» и многое другое) человек - не более как «злак земной», греза природы»:

Смотри как на речном просторе,

По склону вновь оживших вод,

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывёт.

На солнце ль радужно блистая,

Иль ночью в поздней темноте,

Но всё, неизбежимо тая,

Они плывут к одной мете.

О, нашей мысли обольщенье,

Ты, человеческое Я,

Не таково ль твоё значенье,

Не такова ль судьба твоя?

Но ни торжествующие возгласы «весенних вод», ни трагические ноты стихотворения «Смотри, как на речном просторе…» не дают ещё полного представления о пафосе поэзии Тютчева. Для того, чтобы его разгадать, важно понять самую суть философской и художественной интерпретации природы и человека в поэзии Тютчева. Поэт поднимается до понимания соотношения этих двух миров - человеческого Я и природы - не как ничтожной капли и океана, а как двух беспредельностей: «Всё во мне и я во всём…». Поэтому не оцепенением тоски, не ощущением призрачности индивидуального бытия проникнута поэзия Тютчева, а напряжённым драматизмом поединка, пусть и неравного:

Мужаётесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен…

Апофеозом жизни. исполненной горения, звучат строки стихотворения «Как над горячею золой…», а «Весенняя гроза» воспринимается как гимн юности и человеческому обновлению .

На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной душевной и физической природы -- хрупкой и болезненной.

Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи.

У него ветви докучные, земля принахмурилась, листья изнуренные и ветхие, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и многое другое

«Вечный строй» природы то восхищает, то вызывает уныние поэта:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих -- лишь грезою природы.

Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений части и целого -- человека и природы -- Тютчев вдруг приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только «беспомощное дитя», но он и равновелик ей в своей творческой потенции:

Связан, соединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества...

Скажи заветное он слово --

И миром новым естество

Но с другой стороны природа в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена.

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Словно человек, природа живёт и дышит, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется. Картины природы помогают поэту передать страстное биение мысли. Воплотить в ярких и запоминающихся образах сложные переживания и глубокие раздумья. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину". Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия.

Пытливая мысль Тютчева находит в теме природы философские проблемы. Каждое его описание: череды зимы и лета, весенней грозы -- это попытка заглянуть в глубины мироздания, как бы приоткрыть завесу его тайны.

Природа -- сфинкс.

И тем она верней.

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой!

Все во мне, и я во всем!

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева представлена двумя этапами: ранней и поздней лирикой. И в стихотворениях разного времени много различий. Но, разумеется, есть и сходства. Например, в стихах пейзажной лирики обоих этапов природа запечатлена в её движении, смене явлений, тютчевские «пейзажи в стихах» проникнуты напряжением и драматизмом устремлённости мысли поэта к тайнам мироздания и «человеческого Я». Но в поздней лирике Тютчева природа словно бы приближается к человеку; всё чаще внимание поэта переключается на самые непосредственные впечатления, на самые конкретные проявления и черты окружающего мира: «первый жёлтый лист, крутясь, слетает на дорогу»; «вихрем пыль летит с полей»; дождевые «нити золотит» солнце. Всё это особенно остро ощущается в сопоставлении с более ранней пейзажной лирикой поэта, где месяц - «светозарный бог», горы - «божества родные», и дня «блистательный покров» «высокой волею богов» навис над бездной «мира рокового». Показательно, что, перерабатывая ранее написанную «Весеннюю грозу», Тютчев вводит в стихотворение строфу, которая обогащает живописную картину теми зрительно-конкретными образами, которых её недоставало:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул. Пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Наблюдая весеннее пробуждение природы, поэт замечает красоту первого зеленеющего полупрозрачного листа («Первый лист»).

В жаркий августовский день улавливает «медовый» запах, доносящийся с «белеющих полей» гречихи («В небе тают облака…»). Поздней осенью ощущает дуновение «тёплого и сырого» ветра, напоминающего о весне («Когда в кругу убийственных забот…»).

Яркое зрительное впечатление возникает даже тогда, когда поэт называет не сам предмет, а те признаки, по которым он угадывается:

И облаков вечерних тень

По светлым кровлям пролетела.

И сосен, по дороге, тени

Уже в одну слилися тень.

Образная система лирики Тютчева являет собой необыкновенно гибкое сочетание конкретно-зримых примет внешнего мира и того субъективного впечатления, которое производит на поэта этот мир. Тютчев может очень точно передать зрительное впечатление от надвигающейся осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Умение дать пластически верное изображение внешнего мира, передать полноту внешнего впечатления у Тютчева удивительно. Но не менее удивительно и его мастерство выражения всей полноты внутреннего ощущения .

Некрасов писал о том, что Тютчеву удаётся пробудить «воображение читателя» и заставить его «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе. Эту особенность поэзии Тютчева заметил и Толстой, выделявший в его стихах необычные, неожиданные словосочетания, которые задерживают на себе внимание читающего и будят творческую фантазию.

Как неожиданно и даже странно на первый взгляд это соединение двух как будто несоединимых слов: «праздная борозда». Но именно оно, это странное и удивительное словосочетание, помогает воссоздать всю картину в целом и передать всю полноту внутреннего её ощущения. Как говорил Толстой: «Кажется, что сразу всё сказано, сказано, что работы кончены, всё убрали, и получается полное впечатление». Такое «полное впечатление» постоянно возникает при чтении стихов Тютчева. Как не вспомнить в связи с этим знаменитые тютчевские образы: «изнемогла» - о радуге. «смесились» - о тенях, «смутит небесную лазурь» - о грозе, «разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул» - о красках и звуках вечереющего дня и т. д.

Звуковая сторона стихотворения никогда не представлялась Тютчеву самоцелью, но язык звуков был ему близок и понятен.

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийсий шорох

Струится в зыбких камышах.

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул…

Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы,

Окликались ветры и пели валы…

Читатель слышит в стихах Тютчева грохот летних бурь, еле внятные звуки наплывающих сумерек, шорох зыбких камышей… Эта звукопись помогает поэту запечатлеть не только внешние стороны явлений природы, но своё ощущение, своё чувство природы. Этой же цели служат и смелые красочные сочетания в стихах Тютчева («мглисто-линейно», «лучезарно и сизо-тёмно» и т. д.). Кроме того. Тютчев обладает даром воспроизводить краски и звучания в нераздельности производимого им впечатления. Так возникают в его поэзии и «чуткие звёзды», и солнечный луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицанием», сообщая динамику и экспрессию поэтической фантазии Тютчева, помогая преобразить поэтические этюды с натуры в такие «пейзажи в стихах», где зрительно-конкретные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, раздумием.

Поэтика Тютчева постигает начала и основания бытия. В ней прослеживаются две линии. Первая напрямую связана с библейским мифом о создании мира, вторая, через романтическую поэзию, восходит к античным представлениям о мире и космосе. Античное учение о происхождении мира цитируется Тютчевым постоянно. Вода -- вот основа бытия, она главный элемент жизни:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят --

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

А вот еще отрывок из “Фонтана”:

О, смертной мысли водомет,

О, водомет неистощимый,

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Иногда Тютчев по-язычески откровенен и великолепен, наделяя природу душой, свободой, языком -- атрибутами человеческого существования:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик --

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Тем не менее Тютчев -- человек русский и, следовательно, православный. Его религиозность несомненна.

Поэтому иногда чересчур откровенные языческие мотивы его поэзии надо расценивать как форму литературного кокетства, но не как истинные взгляды автора. тючев лирика овстуг поэзия

Правда лежит глубже, во внутреннем содержании его поэзии. Часто бывает, что в своих стихах поэт больше теолог, чем философ.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная -- есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, --

Питайся ими и молчи.

Строки эти скорее напоминают слова церковной проповеди, чем лирическое стихотворение. Надо сказать несколько слов о специфическом тютчевском пессимизме, который требует своего пояснения. Так, любовь поэта часто приобретает трагически-чувственный тяжелый оттенок. Вспомним только стихотворение “Люблю глаза твои, мой друг”, которое Тарковский использовал в качестве смысловой коды в фильме “Сталкер”:

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Пессимизм Тютчева имеет глубоко религиозный характер. Он основывается на православных представлениях о конце света, на книге Откровения Иоанна, завершающей Новый Завет. Тютчев рисует свой сценарий окончания мира:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них.

Недаром рвется из глубины его души молитвенный крик, так напоминающий плач:

Все, что сберечь мне удалось,

Надежды, веры и любви

В одну молитву все слилось:

Переживи, переживи.

Но у Тютчева есть ответы на его вопросы бытия. Бог наблюдает за нами. Его глаза -- звезды, его сила велика:

Он милосердный, всемогущий,

Он, греющий своим лучом

И пышный цвет на воздухе цветущий,

И чистый перл на дне морском.

Тютчев абсолютно уверен в существовании “лучшего, духовного мира” здесь и сейчас: “Есть в осени первоначальной // Короткая, но дивная пора...”

Поэзия -- не есть чистая философия. Она мыслит образами, не категориями. Вычленить философию и представить ее отдельно от стихов невозможно. У Тютчева все сплавлено на уровне образа-символа, образа-знака:

Есть близнецы -- для земнородных

Два божества, -- то Смерть и Сон,

Как брат с сестрою дивно сходных --

Она угрюмей, кротче он...

Одной из центральных тем в зрелом творчестве Тютчева была тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий и разочарований .

Вскоре после приезда в Мюнхен (по видимому, весной 1823 г.) Тютчев был влюблен в совсем еще юную (15-16 лет) Амалию фон Лирхенфельд. Она происходила из знатного германского рода и была двоюродной сестрой русской императрицы Марии Федоровны. Амалия была одарена редкой красотой, ею восхищались Гейне, Пушкин, Николай I и др. Баварский король Людвиг повесил ее портрет в своей галерее красивых женщин Европы. К концу 1824 г. Любовь Тютчева к Амалии достигла высшего накала, что выразилось в стихотворении «Твой милый взор, невинной страсти полный…».

В 1836 г. Тютчев, уже давно женатый человек, написал одно из обаятельнейших своих стихотворений, воссоздав поразившую его душу встречу с Амалией: «Я помню время золотое…». Возлюбленная в этом стихотворении как своего рода средоточие целого прекрасного мира. Память сердца оказалась сильнее и времени, и незатухающей боли. И все же в этой элегии живет грустное чувство увядания. Оно и в угасании дня, и в облике руин замка, и в прощании солнца с холмом, и в догорании заката. Эта элегия напоминает нам стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», посвященное Анне Керн. Стихотворения обращены к любимой женщине и основываются на воспоминании о необыкновенной встрече. В обоих шедеврах идет речь о мимолетности чудного мгновенья и золотой поры, которые запечатлела память. Спустя тридцать четыре года в 1870 г. Судьба подарила Тютчеву и Амалии еще одно дружеское свидание. Они встретились на целебных водах в Карисбаде. Возвратившись к себе в номер после прогулки, Тютчев написал стихотворение-признание «Я встретил вас…» (есть романс на эти стихи. Его великолепно исполнял И.С.Козловский). Стихотворение было озаглавлено «К.Б.». Поэт Яков Полонский утверждал, что буквы обозначают сокращение слов «баронессе Крюденер».

В 1873 г. Амалия пришла навестить парализованного умирающего Тютчева. На следующий день он продиктовал дочери письмо: «Вчера я испытал минуту жизненного волненья вследствие моего свидания с моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете… В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй». Так Тютчев выразился о своей первой любви.

В 1826 г. Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. Жена Элеонора беспредельно любила Тютчев. Он же о своей любви к ней написал стихотворение, когда уже прошло более 30 лет со дня их свадьбы и ровно 20 лет со дня смерти Элеоноры .

Так мило благодатна,

Воздушна и светла

Душе моей стократно

Любовь твоя была…

Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. По свидетельству очевидцев, Тютчев был так ошеломлен смертью жены, что, проведя ночь у ее гроба, поседел от горя. Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…» посвящено жене Тютчева и написано через 10 лет после ее смерти.

Ряд искренних любовных признаний адресовал Тютчев и второй своей жене Эрнестине Федоровне Тютчевой, урожденной баронессе Пфеффель. Одна из первых красавиц того времени, она была европейски образована, духовно близка поэту, хорошо чувствовала его стихи, отличалась стоическим самообладанием и была редкостно умна. «Нет в мире существа умнее тебя», - писал ей Тютчев. В цикл стихов, посвященных Эрнестине Тютчевой, входят такие произведения, как «Люблю глаза твои, мой друг…» (1836), «Мечта» (1847), «Вверх по течению вашей жизни» (1851), «Она сидела на полу…» (1858), «Все отнял у меня казнящий Бог…» (1873) и др.

В этих стихотворениях поразительно сочетается любовь земная, отмеченная чувственностью, страстью, даже демонизмом, и чувство неземное, небесное. Ощущается тревога в стихах, страх перед возможной «бездной», которая может предстать перед любящими, но лирический герой старается эти пропасти преодолеть. Значительно чаще в любовной лирике Тютчева живет ощущение открывшейся бездны, хаоса, бурного разгула страстей, рокового начала. Безграничное счастье переходит в трагедию, а властное влечение к душе родной превращается в «поединок роковой», борьбу неравную «двух сердец» («Предопределение», 1850 - 1851). Эти черты трагического сказались и в стихотворении «Близнецы» (1850), где любовь оказывается сопоставленной с самоубийством.

Но наиболее обнажено трагически-роковой поединок предстает у поэта в его удивительном цикле любовной лирики «денисьевском» (1850 - 1868). Эти стихотворения носят автобиографический характер. Они отражают четырнадцатилетний любовный роман поэта и Елены Александровны Денисьевой, имя которой и дало название этим лирическим шедеврам. Во взаимоотношениях Тютчева и бывшей воспитанницы Смольного института было редкостное сочетание обожания и страстности любви, взаимного влечения и преклонения, беспредельной радости и страдания. Однако, ценность этих стихов не ограничивается переживанием поэта Тютчева и конкретной женщины. Автобиографическое начало и личное переходит в общечеловеческое. Стихотворения этого цикла часто звучат как исповедь: «О как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он как и прежде, любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Я очи знал, - о, эти очи! ..», «Последняя любовь», «Весь день она лежала в забытьи…» (1864), «О, этот Юг, о, эта Ницца…» (1864), «Есть и в моем страдальческом застое…» (1865), «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» (1865), «Опять стою я над Невой…» (1868) .

Все эти стихотворения исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя; он запутался в своих отношениях, двойственном положении, ощущается чувство вины перед Денисьевой, мука и боль, тоска и отчаяние. Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь - стихийная страсть. Это столкновение двух личностей, и в этой борьбе страдает, сгорает, как более слабая, Денисьева. Лирическая героиня угасает, душа ее измучена общественным порицанием света. И Тютчев, и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи. Основные пути раскрытия внутреннего мира героя - монологи. Для цикла характерны восклицательные предложения, междометия.

«Весь день она лежала в забытьи…» - стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Денисьевой, звучит боль об утрате любимого человека. Тютчев вспоминает, как в последний день своей жизни была она в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась в шум дождя, осознавая, что умирает, но все еще тянется к жизни. Вторая часть стихотворения - описание обстановки и состояния героя, убитого горем. Герой страдает, но человек, оказывается, все может пережить, только боль в сердце остается. Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придают стихотворению плавность, повтор звуков [ш], [л], [с] передает тихий шелест летнего дождя. Для стихотворения характерны восклицательные предложения, междометия, многоточия передают тяжелое душевное состояние героя. Художественные тропы: эпитеты («теплый летний дождь»), метафоры («и сердце на клочки не разорвалось…»)

Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева - две звезды, две женщины в сердце Тютчева. Он звал их Нести и Леля.

Тему любви и образы возлюбленных женщин Тютчев сумел поднять на ту же художественную высоту, что и тему природы, личности и мира.

Суммируем кратко изложенное выше: как поэт, Тютчев -- продолжатель философских традиций русской поэзии, которые восходят к Ломоносову, Капнисту, Державину. Его эстетика влияет на последующую литературу, его вольными или невольными учениками оказываются Соловьев, Анненский, символическая составляющая отечественной лирики. Его философские взгляды традиционны. Новизну и блеск им придает талант мастера.

“О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии” -- это писал Тургенев в своем письме А. А. Фету. Удивительно, но это замечание справедливо сейчас.

Основные темы и мотивы лирики Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

В лирике Тютчева можно выделить философски, гражданский, пейзажный и любовный мотивы. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике можно отнести стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм». Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

Тема урока:

«Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы»

(1 урок)

Цели урока:

    Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.

    Рассмотреть на примере известных стихотворений поэта своеобразие лирики природы, основные темы и идеи лирики.

    Отрабатывать умение анализировать лирические произведения, выделяя в них ключевые образы и определяя их значение.

    Развивать коммуникативные способности учащихся, грамотную монологическую речь, умение работать самостоятельно со справочными материалами, лирическими произведениями.

    Прививать любовь к природе через искусство слова, пробудить интерес к чтению шедевров русской литературы.

Алгоритм урока:

    Организационный момент. 1 мин

    Сообщение темы и целей урока. 1 мин

3. Знакомство с планом урока. 1 мин

4. Работа с эпиграфом к уроку. 2 мин

5.Вступительная беседа о Тютчеве. 2 мин

6. Изучение новой темы. 16 мин

7. Закрепление изученного материала

(практическая работа учащихся) 17 мин

8. Обобщения и выводы. 1 мин

9. Итог урока и выставление оценок. 2 мин

10. Домашнее задание. 2 мин

Критерии оценки эффективности урока.

1. Развитие познавательных интересов.

2. Полнота УЗН.

3. Активизация мыслительной деятельности.

4. Использование разнообразных форм работы.

5. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов.

6. Развитие воображения, всех видов мышления.

7. Развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

8. Нравственное и эстетическое воздействие.

9. Использование практического опыта учащихся и их знаний при объяснении нового материала.

10. Использование компьютера и мультимедийного проектора позволяют увеличить темп урока.

Макет рабочей тетради.

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

Опорный конспект.

Основные темы:

    Тема природы.

    Тема любви.

    Тема Родины.

    Философская лирика.

Особенности изображения природы:

1. Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

2. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

3. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.

Природа в различные времена года.

Зима: Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют

Осень:

Весна:

Лето:

Вывод:

    Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этапами биографии и творчества Ф.И.Тютчева, определим особенности лирики природы, рассмотрим основные темы и идеи его поэзии. Урок у нас необычный. На протяжение этого занятия нам будет помогать разбираться компьютер. Итак, в путь.

3. Ознакомление с планом урока.

Ознакомьтесь с планом нашего урока. Сегодня мне также помогают проводить урок … (учитель называет учащихся, которые готовили индивидуальные сообщения.)

4. Работа с эпиграфами.

Эпиграфами нашего урока могут стать высказывания великих русских писателей о Тютчеве. И.С.Тургенев говорил о поэте: «Тютчев … создал речи, которым не суждено умереть». И.С.Аксаков считал, что «… для Тютчева жить – значит мыслить».

Согласны ли вы с этими высказываниями?

(Ответы и рассуждения учащихся)

5. Вступительная беседа о Тютчеве.

Что знаете о Тютчеве вы? (ответы уч-ся).

Что вы можете сказать о его творчестве?

Какие стихи читали, учили?

О чём пишет поэт? (о природе, о её красоте).

Давайте познакомимся с этим удивительным поэтом поближе.

6. Работа по новой теме.

1.Сообщения индивидуально подготовленных уч-ся по биографии поэта .

(параллельно ведутся записи в тетради)

После сообщений учащимся предлагается просмотреть слайды по биографии поэта и внести корректировку в свои записи.

Чтение записанных фактов из жизни Тютчева (опрос 2-3 учащихся)

2. Тютчев-поэт (рассказ учащегося с использованием подготовленных слайдов).

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» (№3, 4, 1836г.) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т.

На Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным.

С конца 40-х годов начинается новый литературный подъём лирического творчества Тютчева, но имя его все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участие в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (в журнале «Современник» №1,1850г.), в которой он говорил о Тютчеве как поэте необыкновенного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Сборник стихов Тютчева выходит в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева. И к Тютчеву приходит поздняя, но подлинная слава.

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

3. Слово учителя об основных темах и идеях лирики Тютчева.

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы, так как в сознание читателей, как мы уже говорили, он вошел как певец природы.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильно назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает человек в мире и в чем его судьба.

В чем же состоят особенности изображения природы?

Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

Особенно привлекают поэта переходные промежуточные моменты жизни природы.

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество, история, культура, цивилизация – все кажется ему призрачным, обреченным на гибель.

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно.

Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы.

Он ввел в поэзию старинные образы, неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Попробуем разобраться в некоторых поэтических шедеврах, характеризующих различные времена года, раскроем значения образов.

7. Закрепление новой темы.

Практическая работа учащихся (работа в группах). Каждой группе заранее были даны стихотворения по временам года.

Выступление учащихся.

1 группа. «Зима»

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит ».

Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает, гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют.

2 группа «Осень».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Есть в осени первоначальной … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Картины осени рисуются ярко, действие на земле переплетается с излюбленным вертикальным движением с неба.

3 группа «Весна».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Люблю грозу в начале мая … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчев возвышенно передает красоту мира. Весеннее действие, «гроза», развернувшись на небесах, касается земли. Мы это чувствуем, возникает ощущение весны и свежести.

4 группа «Лето». (стихотворение по выбору)

1. Выразительное чтение наизусть стих.

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчевское лето часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.

8. Обобщения и выводы.

Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, Чем его взгляд отличается от нашего?

(Звучат ответы учащихся, делается вывод).

Тютчев изображает природу не со сторон, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

9. Подведение итога урока.

Что нового узнали из жизни Тютчева?

Какие образы ввел поэт в свою лирику?

В чем особенности изображения природы?

10. Выставление отметок за урок.

11. Домашнее задание.

Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные, наполненные чувством и лирикой пейзажи.

Мир поэта загадочен. Одной из его загадок является природа, где все время происходит борьба двух противоположных сил – хаоса и гармонии. Там где в избытке царит жизнь, всегда мрачной тенью проглядывает смерть. В радостном свете дня скрывается темнота беспроглядной ночи. Природа для Тютчева – это некое полярное явление, разные полюса которого находятся в вечном противостоянии. Таким образом, одним из самых излюбленных и наиболее часто им используемых литературных приемов является антитеза («юг блаженный» – «север роковой», «тусклая земля» – «блистающее грозой небо» и т.д.).

Природа Тютчева невероятно разнообразна, красива и динамична. В лирике поэта встречаются самые разные пейзажи в разные часы и времена года. Это может быть и раннее утро в горах, и «море ночное», и «весенний первый гром», и зима, которая «недаром злится».

Также автор умело передает моменты перехода одного состояния природы в другое. Например, в стихотворении «Тени сизые смесились…» читатель наблюдает удивительную метаморфозу, когда вечерние сумерки быстро сменяются темнотой ночи. Превращение одной картины в другую поэт рисует с помощью бессоюзных конструкций, часто употребляемых глаголов. В слове «движение» заложено понимание самой жизни, оно выступает в некотором роде синонимом бытия, жизненной энергии.

Еще одна особенность тютчевской поэзии – одухотворенность русской природы. Она словно юная красавица – так же прекрасна, свободна, способна любить, делиться своими мыслями и чувствами, вдохновлять, в ней есть живая человеческая душа.

Поэт всеми силами стремится понять это прекрасное создание вселенной – природу – и старается передать читателю картины всех ее разнообразных воплощений. Тютчев как истинный художник внимательно наблюдает за всем, что происходит в окружающем его мире, с огромной любовью создавая великолепные поэтические картины летних вечеров, осенних пейзажей, бесконечных снежных далей, весенних раскатов грома.

Во всех своих проявлениях тютчевская природа прекрасна и приковывает к себе взгляд. Даже в яростном буйстве стихий поэт видит гармонию и созидание. Автор противопоставляет природному равновесию беспорядок и разлад в человеческой жизни. По мнению поэта, люди слишком самоуверенны, отстаивая свою свободу и забывая о принадлежности к природе, о том, что они являются ее частью. Тютчев отрицает самостоятельность человека как отдельной единицы вне зависимости от природы, мира, Вселенной. Он верит в Мировую Душу, которая выступает неким фундаментом всего сущего. Забывая об этом, человек приговаривает себя к страданиям, рискуя оказаться во власти Рока. Хаос олицетворяет собой мятежный дух природы, который отпугивает людей. Человек спорит с Роком, отвергает хаос, от которого может нарушиться баланс энергии. Он всячески сопротивляется Року, отстаивая свои права.

Все творчество поэта пронизано нитью раздумий о противоречивых явлениях и вещах, наполняющих жизнь вокруг нас.

По мысли поэта, человек подобен песчинке в открытом космосе. Он находится во власти судьбы, природных стихий. Но в то же время Тютчев поощряет борьбу, мужество и бесстрашие людей, их стремление к подвигу. Несмотря на хрупкость человеческой жизни, людей охватывает огромная жажда полноты бытия, великое желание идти вперед, подниматься ввысь.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Казбича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Казбич – это разбойник, джигит. Он ничего не боится и, как и любой другой кавказец, бережёт свою честь и достоинство

  • Сочинение Старый граф Безухов в романе Война и мир

    Кирилл Безухов – один из второстепенных персонажей великолепного романа Толстого «Война и мир». Старый граф фигурировал только в самом начале, характеристика его мала, но мимо этой личности пройти нельзя.

  • Образ и характеристика Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения, которое написано в жанре сказочной повести, является помещик, изображенный писателем в образе глуповатого мужчины, считающего себя потомственный российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым.

  • Каждый год к нам приходит зима. Зимние развлечения отличаются от летних развлечений. Не всегда удается много проводить времени на улице. Нет возможности купаться и загорать.

  • Цыганок характеристика и образ в повести Детство Горького сочинение

    Персонаж повести Максима Горького девятнадцатилетний Иван, весьма неоднозначен. Прозвище Цыганок он получил из-за своего внешнего вида – смуглая кожа, темные волосы, плюс ко всему он часто воровал на базаре