27.09.2019

Игры и конкурсы на пасху. Пасхальные игры для детей


Светлое Христово Воскресение - один из любимых праздников, к которым принято готовиться заранее. Некоторые мамы хотят сделать этот светлый день особенным и запоминающимся. Потому стоит подумать над конкурсно-игровой программой для детей и взрослых на

Катание яиц

Можно придумать целый ряд разнообразных затей, которые понравятся детворе. Стоит вспомнить о такой забаве, как катание яиц. К тому же, у этой может быть много различных вариаций.

Если время проходит на улице, то интересно катать крашенки с пригорка. Чье яйцо окажется дальше остальных, тот и будет победителем.

Все участники делятся на команды с 4-5 участниками. Перед каждой группой игроком на некотором расстоянии ставят стул. По сигналу ведущего первый участник каждой команды должен начать аккуратно руками перекатывать яйцо. Необходимо обвести его вокруг стула, возвратиться назад, передав эстафету следующему игроку. Нужно не только быстрее другой команды перекатить яйцо, но и не повредить его.

В небольшой комнате возле стен усаживаются все желающие и катят крашенки так, чтобы те сталкивались. Чья повредится меньше всего, тот и объявляется победителем.

Другие конкурсы к Пасхе для детей

Можно организовать поиск сокровищ, причем такую игру можно проводить и на природе, и дома. Заранее следует спрятать в разных местах крашенки, конфеты, сувениры. Дети должны отыскать их, пользуясь рядом подсказок и указаний, также можно нарисовать карту.

Сейчас на многие праздники устраиваются мероприятия в учебных и воспитательных учреждениях. Если торжество проводится в школе, то тоже необходимо позаботиться о конкурсах на Пасху для детей и взрослых.

Можно предложить ребятам игру «Юла», ведь в ней может принимать участие любое количество игроков. По сигналу ведущего каждый должен раскрутить яйцо и чье остановится последним, тот и получит приз.

Также конкурсом для детей может стать викторина с загадками про Пасху, и все, что с ней связано. Наиболее активным участникам следует торжественно вручить призы.


Катание яиц
Одна из любимых пасхальных игр на Руси. Для игры необходимо смастерить картонный или деревянный «каток». Вокруг «катка» освобождается место, которое надо разровнять. На выровненном месте вокруг «катка» раскладывают призы: игрушки, различные мелочи (расчески, брелки, блокнотики и т.п.) или крашеные яйца. Далее по одному каждый игрок подходит к «катку», кладет свое яйцо в середину катка и толкает его, предмет, который заденет яйцо, достается хозяину яйца.

Поиск пасхальных яиц
Такая игра устраивается дома для пришедших в гости детей. Накануне прихода гостей взрослые в комнате (квартире – кому не жалко отдать под поиски всю жилплощадь) прячут в разных уголках яйца с сюрпризами (раньше использовались самодельные яйца из бумаги, картона, в наши дни можно использовать яйца типа «Киндер-сюрприз»). При ожидании большого количества детей в гости, можно создать команды, между которыми устроить соревнования на количество собранных яиц за определенный отрезок времени. Желательно, чтобы каждому ребенку удалось бы найти хотя бы один «яйцевой» сюрприз.

Чоканье яйцами
Очень простая и довольно захватывающая старинная русская забава. Соперники вооружаются яйцами и стукаются либо острым, либо тупым его концом. В проигрыше тот – у кого яйцо треснуло. Победитель определяется по числу уцелевших яиц.

Эстафета с яйцом
Командная игра, игроки разбиваются на две команды. Первые игроки берут ложки в руки (в ложку кладется яйцо) и так бегут до поворотного флажка, поворачиваются и бегут назад, передают ложку следующему игроку. Команда, которая первая прибежит, та и выиграла эстафету. Для сложности и разнообразия ложку во время бега можно во рту держать.

Найди наперсток
Игра с почтенным возрастом – не менее пятьсот лет. Выбирается ведущий, остальные игроки покидают комнату. Во время отсутствия игроков, ведущий прячет наперсток в комнате, но таким образом, чтобы он был на поверхности – можно было его обнаружить, просто осматривая комнату глазами. Далее игроки по приглашению ведущего заходят в комнату и ищут глазами наперсток. Кто обнаружил наперсток, молча садится, а тот, кто не увидел наперсток и через пять минут, должен заплатить фант.

Подарки
Для игры выбирают водящего. Водящий собирается в путешествие и у игроков принимает заказы на сувениры от «родственников» из разных городов. Игроки называют пока только города, так как какие сувениры подготовили им «родственники» они не знают. При игре лучше использовать названия общеизвестных городов и на разные буквы. Путешественник – водящий запоминает все просьбы, присаживается на «дорожку», момент прощания и отправка в путешествие, то есть выходит за пределы комнаты. На «путешествие» отводится минут 5 (не более), в этот временной отрезок водящий придумывает подарки от «родственников». Причем первая буква в названии подарка должна совпадать с первой буквой в названии города. Например, игроку назвавшему город Вологда можно от «родственников» передать: валенки, веник, ведро, воск и т.п., а игроку назвавшему Тула – тапочки, трость, таз, тарелку, телогрейку, трусики и т.п.

К выбору подарков надо подойти с юмором. Главное, чтобы водящий правильно запомнил, кто какой город назвал, придумать подарки на соответствующую букву дело не хитрое. По истечении 5-ти минут путешествие заканчивается, водящий входит в комнату и принимает поздравления по поводу успешного прибытия. Водящий начинает передавать гостинцы от «родственников». Если водящий не правильно вручил гостинец, то есть игрок, не данный город называл, то он отказывается от принятия чужого подарка. При количестве играющих более 5-ти человек, одна ошибка водящему прощается, за две ошибки придется расстаться со своим фантом.

Кто ведущий?
В данной игре количество игроков не должно быть меньше 6-ти человек. Один игрок покидает комнату. В этот период оставшиеся игроки образуют круг (садятся на пол) и выбирают ведущего. Последний начинает делать самые простые движения, например, моргает, мотает головой, хлопает в ладоши, потрясает кулаками и тому подобное. За ведущим остальные игроки начинают повторять его движения, причем стараются быстрее повторять за ним новые его движения. На данном этапе возвращается покинувший комнату игрок, он становится посреди круга и наблюдает за движениями игроков. Он должен выявить ведущего, что весьма не просто, так как в его присутствии ведущий не будет совершать новые движения. После того, как все-таки по мере исключения найдется ведущий, он уже покидает комнату и игра начинается снова.

Найди свисток
Данная игра предназначена для новичков, кто с ней не знаком. Для организации игры нужно: стулья, нитка длиной 20 см., булавка, свисток и три человека, не ведающих об игре.
Три «новичка» покидают комнату. Оставшиеся игроки располагаются на стульях, стоящих плотным кругом, лицами вовнутрь. После чего приглашается один из «изгнанников», который становится в круг. В это время один завязывает ему глаза, другой осторожно (незаметно) прикрепляет булавкой свисток на нитке ему на спину. Потом оглашается, что кто-то из сидячих игроков украл волшебный свисток, и он должен обнаружить вора. Один из игроков аккуратно свистит в свисток и также аккуратно его опускает, чтобы не почувствовал «новичок». Все зависит от умелости рук, при аккуратных движениях, немало утечет воды, пока «новичок», постоянно оборачиваясь на свист, догадается, что вор свистка никто иной как он, и что украденная вещь висит у него на спине. Далее настает очередь второго «новичка».

Фанты
Тоже довольно старинная игра. Обычно задания фантов (если заранее не подготовиться) бывают весьма однообразными: прочитать стишок, спеть песенку, станцевать, рассказать анекдот. Если подойти к вопросу заранее, то можно разнообразить задания: самому при помощи своей фигуры изобразить известную картину, применяя пантомиму рассказать об известном всем событии, сочинить частушку о проходящей вечеринке, изобразить какое-то животное или инсценировать дрессуру (дрессировщика с животным).

Скороговорки


Игра для мастеров разговорного жанра, не страдающих дефектами дикции. Заранее на карточках пишутся тексты скороговорок. Во время игры ведущий раздает по одной карточке каждому игроку. Выходят на общее прослушивание по одному игроку. Сначала игрок медленно зачитывает доставшуюся ему скороговорку, чтобы все поняли ее смысл. Ведущий дает команду, и игрок в быстром темпе произносит скороговорку. Победитель с самой четкой дикцией – тот, кто не глотал слова и не совершил ни одной ошибочки.

Примеры скороговорок:

Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок - Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши поплоше шумливо шарят гроши.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Чрезвычайно чисто.

Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов поищи - не ищи - не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинки у чушки, что около кола колокола, что у осы не усы, а усики.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

МОУ Среднеякушкинская СОШ

Методическая разработка

занятия по Пасхальной тематике

для детей начальных классов

Пасхальные игры

Выполнила

учитель начальных классов

МОУ Среднеякушкинская СОШ

Андреева Любовь Ивановна

2016год

Цель : формирование интереса к истории православной культуры нашей Родины.

Задачи:

1. Знакомство с пасхальными играми.

2. Развитие жизненного опыта учащихся в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.

3. Формирование уважительного отношения к русским обычаям и православным праздникам.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, наглядно-иллюстрированный,беседа , игра.

Материал к занятию: фонограмма, фоновая музыка.

План классного часа

    Организационный момент.

    Сообщение цели классного часа.

    Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.

    Рассказ педагога об истории происхождения праздника.

6. Знакомство со значениями цветов яиц.

Ход классного часа

(Класс нарядно оформлен, горят свечи, на столах куличи, крашеные и расписные детьми яйца. Звучат колокольные звоны.)

1 . Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Пасха наступила,
Радость охватила.
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес.
Поздравляю с лаской,
С богоданной Пасхой –
Праздником прекрасным,
Чудом из чудес.

Ученик 1: Звонко капают капели

Возле нашего окна

Птицы весело запели

В гости Пасха к нам пришла

Ученик 2: Повсюду благовест гудит

И всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!!

Ученик 3: Вот просыпается земля

И одеваются поля

Весна идет полна чудес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Учитель: Ребята, давайте послушаем стихотворение собственного сочинения Димы Родионова «Христос Воскрес!»

Ярко светит солнышко сегодня

Радуюсь я чистоте небес.

В каждый дом заходит праздник звонко

Говорит он всем: «Христос Воскрес!»

Ручейки друг друга обгоняя,

Весело несут благую весть.

Колокольный звон мир заполняя,

Извещает всех: «Христос Воскрес!»

И душа моя сильней трепещет,

Ожидая чуда из чудес.

Каждый православный рукоплещет:

«Христос Воскрес! Во истину Воскрес!»

2.Сообщение цели классного часа.

3. Выявление знаний учеников о праздновании Пасхи.

Что вы знаете об этом православном празднике?

Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник?

Какие атрибуты они использовали в этот день?

А какие обычаи этого праздника вы знаете?

Ребята, а знаете ли вы, как правильно отмечать этот праздник?

4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.

И сегодня на классном часе мы с вами узнаем много нового и интересного о Пасхальных традициях и его атрибутах. Праздник великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325 году н. э. Пасха - это празднование воскрешения Иисуса Христа. Пасха празднуется только в воскресенье, при этом Пасха празднуется всегда между 22 марта и 25 апреля, но никогда не бывает в одно и тоже число. Хочу отметить, что Пасхе предшествует вербное воскресенье. После вербного воскресенья, которое известно тем, что люди, взрослые и дети, идут в церковь, несут веточки вербы, освящают их в храмах. Вербное воскресенье напоминает о том, что Иисус Христос вошел в город Иерусалим, который находится ныне на территории государства Израиль. Праздник Пасхи это самый главный, самый значимый праздник, он празднуется 40 дней. Всё это время люди ходят, друг другу в гости, поздравляют со светлым Христовым Воскресеньем и радуются, что Иисус Христос открыл путь к светлой жизни.

5 . Рассказ педагога об украшениях и атрибутах праздника.

А сейчас более подробно остановимся на украшениях и атрибутах этого праздника. В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена. Вот откуда обычай печь на Пасху куличи.

Как вы думаете, что символизирует кулич? (ответы детей).

Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если опробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы. К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.

А как вы думаете, а что же являлось главной приметой праздника? (ответы детей) Конечно же, главной приметой праздника являлось - крашение яиц. О яйце, как о начале всего живого, рассказывают и мифы и легенды: Мир, который имеет форму яйца, состоит из Верхней части внутренней части - желтка. Желток - это мир всего живого: людей и животных. Нижняя часть яйца - мир мертвых людей, ночная страна. Когда в ночной стране ночь, у нас - день. Чтобы попасть в ночную страну, надо прорыть насквозь колодец и камень, если он упадет в этот колодец, будет лететь 12 дней и ночей. К празднику Пасхе красили куриные, реже - гусиные яйца. Не принято красить яйца в тёмные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Красное яичко создало вокруг себя, в нашем народе, множество разного рода поверяй и суеверий. И сейчас я предлагаю вам на слайде рассмотреть, какой цвет яйца что мог обозначать.

6. Знакомство со значениями цветов яиц.

Красный цвет – знак счастья;: Желтый – знак солнца;
Зеленый цвет – знак жизни; Голубой цвет – знак неба;
Синий цвет – цвет ночи и таинства; Коричневый цвет – цвет земли.
Самый древний узор – геометрический.
Треугольники – единство духа, разума и тела; единство настоящего, прошлого и будущего; единство семьи – мама, папа и ребенок; единство земных стихий – земли, воды, огня.
Кукушка – эта птица, по легендам, хранит ключи от рая.
Листья дуба – мужской знак (сила, красота)
Звездочки – женский знак (здоровье, красота)
Точечки (слезинки) – слезы Богоматери
Круг – знак бесконечности.

- Вот как было важно красить яйца в определенный цвет.

7. Знакомство учеников с пасхальными играми.

Учитель: В давние времена в день пасхального праздника было принято собираться всей семьей за стол, вести неспешные разговоры, играть в игры. И я вас приглашаю на пасхальные игры.

1) Игра«Катись, яичко» Надо прокатить яйцо по желобу, так чтобы оно не разбилось и укатилось как можно дальше. Если разбилось, то надо съесть. Кто скорее? Помогает есть друг, которого выберет ребенок

2)Игра «Займи место»

Одного из участников игры выбирают водящим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:

«С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной! Хоп!»

Сказав «Хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу на встречу водящему. Оббежавший круг раньше, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Напоминаем: в ходе игры, что круг должен сразу остановиться при слове «Хоп», бежать разрешается только по кругу, не пересекая его во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

3)Игра “Катание яиц”

1.Разложить в ряд конфеты (6-7 штук). Игрок, находясь на расстояний 1-1,5 м катает в сторону конфет яйцо. Если яйцо коснулось конфеты, он забирает ее. Игру продолжают другие игроки.

2.Насыпать продолговатую горку из песка с пологими склонами. Ставят множество препятствий, например,

4)Игра “Кто сказал “Яйцо”?

Ведущий выбирает игрока. Он должен отвернуться, чтобы не видеть остальных играющих, а одному из играющих кладут под, щеку половинку очищенного яйцам тот должен сказать: “Яйцо, яйцо”. Первый игрок должен угадать говорившего.

5) Игра «Яйца в канавке» Насыпать продолговатую горку из песка с пологими склонами. Ставят множество препятствий, например, через которые может прокатиться яйцо. У подножия горки сделать широкую неглубокую канавку и положить в нее крашеное пасхальное яйцо.
Первый игрок скатывает яйцо с горки, точно прицелившись, потому что яйцо должно преодолеть все препятствия и попасть в канавку. Если это удалось, игрок может скатить второе яйцо. Если игрок промахнулся, он становится в конец очереди. Тот игрок, которому удалось закатить в канавку наибольшее число яиц, становится победителем и получает приз.

6)Игра “Назови пасхальное слово”

Ведущий предлагает назвать все пасхальные слова. Назвавший слово последним получает сувенир.

7)Игра «Битва яиц»
Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке, другой бьёт по нему обоими
концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба
конца.
2. Каждому даётся по 3 яйца, игроки их раскручивают и чьи яйца будут крутиться дольше, тот и победит. Победителю вручается медаль «КРУТОЙ»

8)Игра «Долбянка»

Игроки стукаются крашенными яйцами, чье яйцо останется целым, то и победил.

9) Игра «Чье дальше»
Вам понадобится луг на склоне холма. Внизу ветками или камнями отметьте линию. На возвышении выстраиваются все игроки и скатывают с горы по одному яйцу. Победителем считается тот, чье яйцо укатилось дальше. Тот, чье яйцо не докатилось до линии, выходит из игры.
10)Игра «Чье яйцо будет дольше крутиться»
Если жалко разбивать крашенки, можно проверить, чье яйцо будет дольше крутиться. Игроки по команде ведущего должны одновременно раскрутить яйца на поверхности. Победит тот участник, чье яйцо будет крутиться дольше всех. В качестве приза он забирает крашенку соперника.
11)Игра «Горячее яйцо»
Для этой игры понадобится пасхальное яйцо. Дети должны сесть в круг. Им надо включить музыку, которая нравится. Пока звучит мелодия, нужно передавать яйцо по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого оказывается яйцо, покидает круг. Игра продолжается, пока не останется последний игрок, который и получает приз победителя.

12)Игра« Дотянись до яйца». Один из игроков кладет пасхальное яйцо на землю и делает 5 шагов. Другому игроку завязывали глаза, трижды оборачивали вокруг себя и заставляли делать 5 шагов. Потом открывали глаза, и он старался дотянуться к пасхальному яйцу рукой. Если дотягивался, то забирал себе.

13)Игра« Найди яйцо ». Игрока отводили далеко от пасхального яйца, и он, закрывая шапкой лицо, старался подойти к нему.

14)Игра«Лучшее яйцо». Игроки «стучались» пасхальными яйцами. Чье разбилось, тот проиграл.

15)Игра«В броски». Два пасхальных яйца клали так, чтобы между ними не могло прокатиться третье яйцо. Игрок бросал между яйцами свое пасхальное яйцо, стараясь разбить сразу оба яйца.

16)Игра «Белое яйцо» Каждому ребенку выдается крашеное яйцо определенного цвета. Одно яйцо должно быть белым. Белое яйцо кладется в центр комнаты, после чего каждый ребенок должен катнуть один раз свое яйцо по направлению к белому яйцу. Получает очко тот игрок, чье яйцо ближе всего будет к не цветному яйцу. Тот, кто первым наберет определенное количество очков, выигрывает.

17)Игра « Поиск пасхальных яиц и сюрпризов»

Вам понадобятся крашеные яйца и мелкие призы-сюрпризы: конфетки, наклейки, маленькие игрушки и т.п. Взрослый заранее прячет в помещении пасхальные яйца и призы, а ребенок или группа детей должны будут их найти. Если детей много, то можно разделить их на две команды. Найденные сюрпризы дети забирают себе.

18)Игра «Бег с яйцом в ложке» Кто быстрее обежит стул не уронив яйцо.

19) Игра «Катись, катись яичко»

Дети встают в круг. Водящий отдаёт одно яйцо ребёнку в кругу.

Со словами дети передают яйцо по кругу в любую сторону.

«Катись, катись яичко

По нашему кружочку

Найди, найди яичко

Для себя дружочка»

С последними словами передача яиц по кругу заканчивается

20)Игра «Шапки » Реквизитом этой пасхальной игры для детей являются шапки по числу игроков. Выбираем ведущего, остальные игроки отворачиваются. Ведущий прячет яйцо под одну из шапок. Игроки по очереди отгадывают, под какой шапкой находится яйцо. Угадавший становится ведущим.

21) Игра «Крутой». Каждому даётся по 3 яйца, игроки их раскручивают и чьи яйца будут крутиться дольше, тот и победит. Победителю вручается медаль «КРУТОЙ»

22)Игра «В какой руке»

Тоже очень простая и знакомая игра. Первый игрок прячет в руках за спиной свое Пасхальное яйцо и Пасхальное яйцо второго игрока. Конечно. Пасхальные яйца должны различаться по цвету или рисунку.

Второму игроку необходимо угадать, в какой руке первого игрока находится его Пасхальное яйцо. Если отгадает - забирает себе оба Пасхальных яйца, если нет - отдает свое Пасхальное яйцо.

23) Игра «пасхальный ловец»

Выбирается один из игроков, который будет «ловцом». Он садится на расстоянии 4-5 метров лицом к остальным игроками. В руках у него пластмассовый стаканчик или чашка, которым он должен словить Пасхальное яйцо.

В руках остальных игроков веревочки, к концам которых прикреплены Пасхальные яйца. Сами же Пасхальные яйца кладутся недалеко от «ловца».

«Ловец» считает да трех и пытается словить одно из Пасхальных яиц в то время, как другие участники игры дергают за свои веревочки.

Тот игрок, чье Пасхальное яйцо «ловец» поймал – выбывает из игры.

24)Игра «Прятание яиц»

В игре нужна смекалка и умение ориентироваться в пространстве.Игра похожа на жмурки.

Как играть:

1. На землю (или в современном варианте на пол, на стол, на стул) кладут яйцо.

2. Одной девочке завязывают глаза и отводят ее подальше от места, где лежит яйцо. В первый раз девочки редко запоминают «дорогу», в дальнейшем они сами догадываются, что надо считать шаги и запоминать повороты, чтобы понять, куда тебя отвели и где от тебя находится яйцо.

3. Девочка с завязанными глазами идет к яйцу. Она идет до того места, пока сама не решит, что уже подошла к яйцу (ей никто не подсказывает и никто ее не останавливает).

4. Дойдя до нужного места (как она считает), она останавливается и снимает повязку.

5. Теперь ей надо достать это яйцо и взять его в руки. Если девочка подошла к нужному месту, то задача эта решится просто. А если далеко? Придется проявить изобретательность чтобы достать яйцо! Если девочке удалось достать яйцо, она забирает его себе.Считалось, что выигрыш яйца приносит счастье в дом, здоровье и богатство!

25) Игра «Катание яиц навстречу»

Игра в паре. Каждый игрок встает у стены комнаты. Один говорит: «Христос Воскресе!». Второй ему отвечает: «Воистину воскресе!». После этого игроки катят яйца по полу навстречу друг другу. Задача – чтобы яйца встретились и столкнулись. У кого яйцо при этом разбилось – отдает ему выигравшему.

Можно в эту игру играть и большой группой. Тогда одна команда встает у одной стены, а другая у другой стены. Каждая пара катит яйца навстречу. Задача – прокатить так, чтобы яйца встретились. Если это произошло, то пара обнимается.

8. Подведение итогов классного часа.

О каких традициях праздника Пасхи вы узнали?

Что является главной приметой праздника?

Почему именно яйца являются украшением пасхального стола?

С какими пасхальными играми на классном часе познакомились?

Дорогие ребята, пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскрес!» и в ответ услышать «Воистину воскрес!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение Господа нашего Иисуса Христа.

Вот и подошел к концу наш классный час о праздновании Пасхи - самого светлого и красивого праздника России. Давайте в канун этого праздника зажжем маленькие свечи, (зажигаются свечи) , помолчим, подумаем о добром и светлом, о том хорошем, что у нас впереди и о том, что нам предстоит сделать, чтобы встречать праздник Пасхи с чистой душой и распахнутым сердцем.

Список использованной литературы.

    «Воспитание школьников» №3, 2009 г., статья Агеевой Е.С «Праздник Пасха».

    Библия для малышей”, АО “Молодая гвардия”, М., 1993 г.

    Медриган Е. В., Внеклассное занятие по теме « Праздник Пасха

    «Пед. совет» №1, 2004 г.

    Табак Ю. “Евангельские истории”, Российское библейское общество, М.,1995 г.

    Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.

7.Панкеев К. И. Русские праздники. - М., 1998.

8.Пасхальные традиции русского народа //Начальная школа. - № 3 – 2005.

Традиционные народные пасхальные игры для детей – развиваемся, играя! Игры для детей и для взрослых, дома и на прогулке. Развивающее значение народных пасхальных игр, традиции и символика.

Пасха – один из главных праздников в нашем календаре, день великой радости. Пасха – это праздник обновления и возрождения жизни. Он открывает дверь в новую возрожденную жизнь природы и людей.

Пасхальные традиции

Пасхальные традиции на Руси очень богатые и интересные. Празднование Пасхи в России всегда включало не только торжественное богослужение в храме, вызывающее ощущение причастности к чуду, но и многие народные игры и хороводы, обычаи и верования. Они включают как дошедшее до наших дней и широко распространенное поздравление — христование: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе» (произносилось трижды и люди трижды целовались, поздравляя друг друга), так и игры для детей и молодежи, которые, к сожалению, очень редко встречаются в современных семьях. А зря, так как эти игры не просто интересные, но и воистину развивающие. Только это развивающее начало увидит не каждый, ведь для этого надо заглянуть вглубь игр, задуматься, понаблюдать за играющими детьми! И в этой статье я поделюсь с Вами, дорогие друзья, своими находками и открытиями:), своим опытом применения этих игр в общении с детьми и подростками.

Раньше не только праздник Пасхи, но и вся последующая за ним пасхальная неделя была заполнена развлечениями: водили хороводы, качались на качелях, гуляли с песнями по улицам, обходили дома с поздравлениями. Главным развлечением Пасхальной недели были игры с крашеными яйцами: катание с лотка, битье, прятание и угадывание яиц. Это игры уникальные, подлинно развивающие, занимательные, тренирующие смекалку, сенсомоторную координацию, ориентацию в пространстве и многие другие жизненно важные качества и умения. Поиграем вместе?

Почему же пасхальные детские игры – это игры с яйцами и где их истоки? Яйцо – символ Пасхи, Но не только Пасхи. Часть освященных яиц берегли весь год и использовали как оберег от пожара или оберег посевов от града. И это не случайно – ведь у многих народов именно яйцо – это символ жизни, пробуждения природы, земли, солнца. Поэтому все дошедшие до нас детские пасхальные игры с яйцом, с его катанием по земле – это отражение древних верований и обрядов, связанных с вызовом плодородия Земли. Поэтому не удивляйтесь, что в описании многих игр Вы найдете действия, связанные с землей. Поиграйте в эти игры на прогулке! Но во многих играх вполне можно землю заменить и на стол, и на пол (особенно если игра проводится в детском саду или в детском центре).

У мальчиков (парней-подростков) и девочек (девушек) пасхальные игры были разные. И играя с детьми сейчас в эти игры, также следует учитывать их пол. Девочки с удовольствием понаблюдают за игрой мальчишек, а мальчики — за игрой девочек, ведь традиционные пасхальные игры так увлекательны, что и болельщики будут рады! Вы в этом убедитесь сами!>

Пасхальные игры: детские народные игры для мальчиков.

Традиционная мальчишеская игра на Пасху – это скатывание яиц с деревянного лотка. Как играем:

  1. Берем желоб. Раньше такой желоб делали из дерева. Длина его должна быть 1 метр и более, ширина примерно 20 см, края высотой 3-5 см. Один конец желоба поднят над землей / над полом на 20 см. Подставкой для желоба может быть пень, бревно, кирпич, опрокинутый таз или ведро. Сейчас мы легко можем заменить деревянный желоб плотным картоном, вырезав него длинную полосу нужного размера, и сложив ее буквой п, чтобы получилась «труба – горка».
  2. Расставляем на столе рядом с нашей горкой яйца всех участников игры (каждый игрок выставляет по 1 яйцу). Расставляем яйца так, чтобы скатываясь с горки и прокатываясь по столу, яйцо игрока могло сбить яйца участников игры или прокатиться мимо их (вспомним современную игру в кегли). В первой игре обычно мальчики выставляют яйца как попало. А в дальнейшем, наблюдая за траекторией движения яиц, уже начинают подмечать, где лучше поставить свое яйцо.
  3. Каждый мальчик отправляет свое яйцо вниз с нашей горки (это делается по очереди). Игрок, отправляющий яйцо, должен рассчитать так, чтобы яйцом сбить с места одно из расставленных на столе яиц других участников игры.
  4. Если мальчику удалось сбить яйцо, он забирает себе сбитое яйцо и продолжает игру – снова запускает свое яйцо с горки. Если же ему не удалось сбить яйцо, то он уступает ход следующему игроку. Яйцо, которое скатилось и не сбило других яиц остается в игре.
  5. Побеждает тот, кто набрал больше всех яиц в этой игре.

Игра очень азартная, требует наблюдательности, сноровки. Развивает сенсомоторную координацию. Учит экспериментировать, изобретать, стимулирует мальчиков изобретать новые способы прокатывания яиц. Наш маленький игрок пытается выиграть и всегда удачно прокатывать свое яйцо по горке. А для этого нужно понять:

— как лучше держать руку,

— с какого угла наклона бросать яйцо, чтобы оно двигалось по нужной траектории,

— с какой скоростью его лучше бросать, чтобы сбить больше яиц других участников игры.

И в этом развивающее значение этой игры. Это подлинно развивающая игра – экспериментирование, игра — изобретение для наших современных детей. В этой игре им не задается готовый способ, как надо делать. Они сами на своем опыте открывают самый эффективный способ действия, пробуют, ищут и находят его. И это главное! Ведь в жизни часто придется искать свой собственный эффективный способ решения задач и не отчаиваться, а стремиться к победе! Подскажите мальчикам, чтобы они пробовали разные способы бросания и катания яйца, проверяли их, наблюдали за удачными ходами других игроков и искали этот самый результативный способ! Сами попробуйте по-разному действовать с яйцом и найти свой удачный способ. Это тоже очень увлекательное занятие – настоящее открытие!

Детские народные пасхальные игры для девочек

Девочки и девушки на Пасху с удовольствием наблюдали за мальчишеской игрой в катание с лотка, но сами играли в совсем другие игры.

Первая игра для девочек – битье яиц.

Как играть:

  1. Две девочки (или девочка и ее мама в современном варианте семьи) встают лицом друг к другу. Каждая зажимает в кулаке яйцо так, чтобы был виден либо его «носок», либо «пятка». Носком называется острый конец яйца, а пяткой – тупой конец.
  2. Они ударяют яйца и смотрят, у кого яйцо осталось целым. Победительница, у которой яйцо осталось целым, забирает себе и разбитое яйцо.

Вариант этой игры для группы девочек (5-8 человек).

  1. Девочки выбирают по считалке «забойщицу», у которой в руках будет ее яйцо – «забивало».
  2. Забойщица со своим яйцом – забивалой обходит всех участников игры и стучит своим яйцом по яйцу игрока (яйцо игроками также держится в кулаке так, чтобы была видна либо пятка, либо носок яйца).
  3. Забойщица обходит всех до тех пор, пока ее забивало не разобьется с двух сторон. Тогда все открывают ладоши и показывают свои яйца. Все разбитые яйца складываем в корзинку. А выиграют те девочки, у которых яйца остаются целыми. Они забирают себе разбитые яйца.

Вторая игра для девочек – прятание яиц.

В игре нужна смекалка и умение ориентироваться в пространстве.Игра похожа на жмурки.

Как играть:

1. На землю (или в современном варианте на пол, на стол, на стул) кладут яйцо.

2. Одной девочке завязывают глаза и отводят ее подальше от места, где лежит яйцо. В первый раз девочки редко запоминают «дорогу», в дальнейшем они сами догадываются, что надо считать шаги и запоминать повороты, чтобы понять, куда тебя отвели и где от тебя находится яйцо.

3. Девочка с завязанными глазами идет к яйцу. Она идет до того места, пока сама не решит, что уже подошла к яйцу (ей никто не подсказывает и никто ее не останавливает).

4. Дойдя до нужного места (как она считает), она останавливается и снимает повязку.

5. Теперь ей надо достать это яйцо и взять его в руки. Если девочка подошла к нужному месту, то задача эта решится просто. А если далеко? Придется проявить изобретательность чтобы достать яйцо!

Если девочке удалось достать яйцо, она забирает его себе.

Считалось, что выигрыш яйца приносит счастье в дом, здоровье и богатство!

А сейчас расскажу еще о нескольких очень интересных русских народных пасхальных играх.

Еще пасхальные игры для детей

Игра в катание яиц.

Как играть:

  1. Поставьте в ряд крашеные яйца на расстоянии примерно 8-10 см друг от друга.
  2. Отойдите на 10, а лучше на 20 шагов от них.
  3. Возьмите небольшой мягкий мяч (лоскутный, войлочный, кожаный) и покатите его или бросьте. Если мяч задел яйцо, Вы выиграли и забираете это яйцо себе, при Вас остается и Ваше яйцо. Далее Вы делаете следующий ход.
  4. Если Ваш мяч не задел ни одного яйца, то Вы передаете ход другому игроку. А Ваше яйцо остается в общей игре.
  5. Задача – собрать как можно больше яиц.

Эта подвижная игра развивает меткость, зоркость, смекалку, сенсомоторную координацию, умение подчиняться правилу игры, не отчаиваться в случае неудачи, умение сорадоваться и сопереживать другим игрокам. А еще – требует изобретательности – ведь нужно изобрести самый ловкий способ бросания или катания мяча для его попадания в цель.

Кручение яиц.

В эту игру играть можно как вдвоем, так и большой группой. Все игроки одновременно закручивают свои яйца. Чье яйцо дольше прокрутилось – тот и победитель. Он забирает яйцо проигравшего.

Но чтобы твое яйцо крутилось долго – нужно еще и сообразить, как лучше его закручивать – ставить яйцо горизонтально или вертикально, как держать руку и т.д. Изобретайте! Этот способ находится путем проб и ошибок, но он есть! J. Желаю успеха!

«На попа».

Игра, аналогичная предыдущей, но задача в ней совсем другая. Нужно раскрутить свое яйцо так, чтобы оно встало «на попа», то есть вертикально! Кому это удалось, тот и победил и забирает яйца проигравших. Вот еще один способ развития смекалки в игре. Вы догадались, как закручивать яйцо так, чтобы оно встало на «попа»? Нет? Тогда за дело! Начинайте пробовать! И обязательно найдете этот способ.

Поскольку на вебинаре по изобретательству В.А. Кайе на нашей Мастерской развивающих игр я сидела рядом с автором, то видела этот способ и чуть подскажу Вам. Весь секрет в том, как Вы запускаете яйцо (как держите яйцо и каково положение Вашей руки при запуске).

Оказывается, не только современные изобретатели эту игру предлагают детям, но и русский народ уже давно ее придумал!

Коно

Как играть в коно?

  1. Сделайте в земле небольшие углубления (майданы). Их должно быть много. Располагаются они полукругом. Если участников игры много, то можно делать два полукруга (и расположить углубления в шахматном порядке).
  2. Разложите яйца на земле вертикально полукругом в получившиеся углубления
  3. Нужно постараться выбить яйцо из углубления (прокатывая по желобку свой яйцо или свой мяч). Если удалось выбить – забираем яйцо себе. Если не выбили ни одного яйца, то ничего не забираешь себе, а оставляешь и свое яйцо «на майдане».

Стой, не бери!

Игра для большой группы – не менее 10 человек. Очень веселая игра, развивающая наблюдательность. Играть можно и с детьми, и со взрослыми.

Как играть:

  1. Нужны яйца, но они должны отличаться у разных игроков (по цвету, рисунку и т.д., чтобы было понятно, где чье яйцо).
  2. Выбирается водящий. Он отворачивается, а игроки загадывают какое-то одно яйцо.
  3. Затем водящий подходит и начинает брать себе яйца по очереди. Когда он дотронется до загаданного яйца, ему все кричат: «Стой, не бери!». Водящий отдает все яйца назад. И выбирается другой водящий. Игра повторяется.
  4. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество яиц до слов «Стой, не бери!».

Очень интересно играть в эту игру с подростками – они в игре не просто хватают первые попавшиеся под руку яйца, а внимательно наблюдают за реакцией игроков – подносят руку и вдруг ее убирают, делают обманные ходы, чтобы подловить игроков и разгадать, какое яйцо загадано. И не трогать это загаданное яйцо до последнего.

Можно играть в эту игру и с другими предметами, например, летом в лагере. Всем понравится. Мы, например, играли летом в эту игру даже… с тапками и панамками всех игроков на пляже:). И всем было интересно!

Если Вы играете с малым количеством игроков (2-4), то берите от каждого из них по 3 — 4 предмета, и игра состоится и будет такой же занимательной!

Воротца.

  1. Сделайте воротца. Для этого поставьте два прутика (палочки, кегли, стакана или других предмета) на расстоянии примерно 8 см. Чем меньше возраст детей, тем шире нужно сделать воротца. Чем дети старше, тем воротца уже – шириной чуть шире яйца.
  2. Недалеко от наших ворот установите желоб (примерное расстояние от конца желоба до ворот — один шаг).
  3. Все игроки кладут по яйцу в общую кучку за воротцами на расстоянии примерно 30-50 см.
  4. Игрок берет свое яйцо из кучки и прокатывает его по желобку. Задача – яйцо должно пройти сквозь воротца и попасть в одно яйцо из кучки. В чье яйцо попал – с тем христуешься/обнимаешься и поздравляешь.

Для маленьких детей можно упростить задачу и не класть яйца в кучку. Для малышей задача игры будет такая — прокатить яйцо так, чтобы оно попало в воротца.

Катание яиц навстречу.

Игра в паре. Каждый игрок встает у стены комнаты. Один говорит: «Христос Воскресе!». Второй ему отвечает: «Воистину воскресе!». После этого игроки катят яйца по полу навстречу друг другу. Задача – чтобы яйца встретились и столкнулись. У кого яйцо при этом разбилось – отдает ему выигравшему.

Можно в эту игру играть и большой группой. Тогда одна команда встает у одной стены, а другая у другой стены. Каждая пара катит яйца навстречу. Задача – прокатить так, чтобы яйца встретились. Если это произошло, то пара обнимается (христуется).

Раньше верили, что человек, выигравший в игре крашеное яйцо, обеспечивает себе этим здоровье и богатство на целый год вперед! Поиграйте в пасхальные игры для детей после праздника в семье, в детском саду, в школе, в детском центре, и Вы увидите, насколько мудрыми и интересными, развивающими и веселыми были эти древние игры! Давайте возродим пасхальные традиции в наших семьях! И поиграем друг с другом, с гостями, знакомыми, друзьями детей!

В следующей статье я расскажу еще об одной народной русской игре – тоже игре весенней, пасхальной, связанной с традициями Красной Горки. Это игра на качелях. Тоже очень развивающая игра! И уверена, что многим из Вас она понравится и очень пригодится на прогулке с детьми. Жду Вас снова в гости на «Родную тропинку»!

Еще о русских традициях и играх для детей Вы можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Как известно, Пасхе предшествует длительный пост, в течение которого христиане должны воздерживаться от употребления мяса, молока и яиц. И если сейчас вопрос «держать пост или нет?» человек решает для себя сам, то раньше это было обязательной частью жизненного уклада, чему способствовала и поддержка со стороны государства. Например, в дореволюционной России во время особенно строгих недель Великого Поста - первой и последней, закрывались питейные заведения, прекращалась торговля мясом, отменялись балы и прочие увеселения.

И, конечно, православные люди с нетерпение ждут этого Великого праздника, начиная готовиться к нему заранее. В течение почти всей Страстной недели – с понедельника до четверга. В понедельник-вторник раскрашивали яйца, в среду-четверг пекли куличи, делали пасху, а в субботу освящали пасхальные яства в церкви. Блюда с освященными куличами, пасхой, яйцами всегда ставили в центре праздничного стола. Традиционно пасхальный стол на Руси – очень сытный и обильный. Осталось в веках свидетельство о пасхальном застолье князя Николая Васильевича Репнина, вельможи эпохи Екатерины II:

«…На средине огромного стола лежал цельный ягненок, изображавший агнца Божия. Затем стояли четыре больших кабана, соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросят. Двенадцать оленей с золотыми рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали двенадцать месяцев года, иногда вперемешку с оленями лежали и зубры, убитые в Беловежской Пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 365 куличей; затем мазурки (это нечто вроде сладких лепешек), жмудские пироги и лепешки, украшенные сушеными в сахаре фруктами. За ними столько же баб; бабы эти были украшены вензелями и надписями». – (М. И. Пыляев. “Старое житье”)

Конечно красили яйца! Яйца красить было принято только в красный цвет, но в наше время полет фантазии этим не ограничивается – может быть, потому что особенное, праздничное настроение создает не только блюдо с разноцветными яйцами, но и сам процесс их раскрашивания. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапанка. Еще были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Русская Пасха характеризуется целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения. Большинству известен обычай битья яиц на Пасху. Игра совсем простая: один держит в руке яйцо носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца. Тот, у которого яйцо остается целым, продолжает игру уже с другим участником. А вот еще несколько интересных игр:

Пасхальные игры

Катание яиц

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, - выигран.

Поиск пасхальных яиц

С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами - картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»). Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.

Чоканье яйцами

Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло - проиграл!

Эстафета с яйцом

Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.

Найди наперсток

Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих. Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток глазами. Когда игрок обнаружит наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не найдет наперсток, платит фант.

Подарки

Одного из игроков выбирают водящим, он отправляется в путешествие, и все играющие просят его привезти им из разных городов подарки. Они называют города, но подарки не называют - они пока не знают, что «пришлют» им «родственники». Города лучше называть общеизвестные и желательно на разные буквы. Водящий принимает все просьбы, прощается и отправляется в путешествие, т.е. выходит из комнаты. «Путешествие» продолжается не более пяти минут - за это время водящий должен придумать, кому что привезти.

Название подарка должно начинаться с той же буквы, с которой начинается название города, упомянутое каждым играющим. Так, например, назвавшему город Калуга можно привезти корзинку, кошку, корыто, копыто, колесо, капусту и т.д., а назвавшему Ставрополь - сапоги, самовар, суп, сундук и т.д. Чем смешнее подарок, тем лучше. Главная задача водящего - запомнить, кто какой город назвал, а подарок на соответствующую букву придумать несложно. Путешествие закончено. Все поздравляют путешественника с благополучным прибытием. Начинается раздача подарков.

Был у вашего дедушки, - обращается водящий к тому, кто назвал город Омск, - он прислал вам ошейник. Игрок должен принять подарок, но, если водящий ошибся, и он такого города не называл, подарок отвергается. Когда играют больше пяти человек, то одна ошибка в расчет не принимается, но за две ошибки водящего штрафуют - он обязан отдать свой фант.

Кто ведущий?

В игре должно участвовать не меньше шести игроков, один из играющих покидает комнату. В это время остальные садятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий делает простые движения, например, хлопает в ладоши, мотает головой, трясет кулаками в воздухе и т.д. Остальные игроки должны повторять движения ведущего и как можно быстрее выполнять новые движения вслед за ним. Теперь игрок, который выходил за дверь, возвращается и становится в центр круга. Его задача - обнаружить, кто ведущий. Это совсем непросто, потому что, пока он смотрит на ведущего, тот не станет делать новых движений. Когда ведущий все же найден, он должен выйти из комнаты, а игроки выбирают нового ведущего.

Фанты

Обычно фанты, если их не придумать заранее, бывают довольно однообразными: спеть песню, прочитать стихотворение, сплясать, рассказать анекдот. Но если подготовиться заранее, можно придумать много интересного: инсценировать дрессировщика и дрессированное животное, изобразить собственной фигурой какую-нибудь знакомую картину, сочинить частушку о сегодняшнем вечере, при помощи пантомимы рассказать о событии, известном всем присутствующим, и т.д.

С использованием материалов сайта www.prazdnik.by