10.10.2019

Мария Магдалина — жена Иисуса Христа: очередная ложь или неожиданное открытие? Кем на самом деле была Мария Магдалина


Мария Магдалина остается наиболее загадочной и таинственной фигурой.

На протяжении всей церковной истории она являлась предметом множества различных теорий и мифов. Священного писания относительно этой женщины, о которой во всех четырех Евангелиях говорится, что она присутствовала как на распятии Христа, так и у пустого гроба на утро Воскресения, мы ничего больше о ней не знаем.

Библия нигде определенно не говорит, что Мария Магдалина была блудницей в какой-либо период своей жизни. Лука не упоминает ее имени в своем повествовании о "кающейся блуднице", отирающей стопы Христа своими волосами.

Не названа она и как женщина, которая была застигнута в акте прелюбодеяния и спасена Иисусом от забрасывания камнями. О ней говорится лишь однажды, как об одержимой демоном.

Однако, допущение, что ее греховное прошлое представляло, прежде всего, сексуальный грех, является предположением, которое обычно не делается в отношении ранее грешивших мужчин.


«Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня», и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.

В древнегреческом языке средневековых писателей «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.

Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей , из которой просто изгнали бесов.

В католической традиции Магдалина приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной церковью того, что она была той безымянной женщиной, омывшей ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром . (Лук. 7:37-38).


Множество позитивных вкладов, сделанных женщинами в развитие ранней церкви, были сведены к минимуму на протяжении всей истории.

Но женщины, особенно Мария Магдалина, были главными свидетелями воскресения Христа. Заметная роль женщин-учеников явилась ранней и крепко укоренившейся частью традиции, которая быстро стала помехой мужчинам - лидерам зарождающихся церковных институтов.

Иисус учил учеников на своем примере тому, как обращаться со всеми с равным достоинством и уважением, включая больных, бедных, угнетенных, изгоев и женщин. Иисус несомненно не возражал против мужчин и женщин, разделяющих власть и положение лидеров. Некоторые из его последователей были, однако, недостаточно храбры, чтобы быть столь радикальными. Так, в случае Евангелия от Иоанна, любимому ученику женского пола пришлось стать мужчиной.

Сегодня большинство ученых-библиологов, как католики, так и протестанты, утверждают, что Святой Иоанн Зеведеев не писал Евангелие, которое носит его имя. Они приписывают авторство анонимному "любимому ученику".

Нет никаких сомнений, что "любимый ученик", в канонической версии Четвертого Евангелия - это анонимный ученик мужского пола. Все же, как мы видели, писания неоднократно называющую Марию Магдалину учеником, которого любил Иисус.

Взаимоотношения между Петром и "любимым учеником" в Четвертом Евангелии очень похожи на отношения между Петром и Марией Магдалиной

Это предполагает, что редактор Четвертого Евангелия заменил Марию Магдалину на анонимного ученика-мужчину

Если Мария Магдалина была лидером и героем общины Четвертого Евангелия, то она была, вероятно, признана как Апостол внутри того сообщества. И действительно, с учетом того факта, что она была первой, кто возвестил о Воскресение Христа, римско-католическая церковь удостоила ее титула "apostola apostolorum", что означает "апостол над апостолами".


Почему Мария Магдалина известна как самая распутная в мире женщина, тогда как Библия нигде не говорит, что она когда-либо была проституткой

Свидетельство, поддерживающее точку зрения, что Мария Магдалина является автором Четвертого Евангелия, является намного более сильным, чем то, которое утвердило Иоанна Зеведеева как его автора в течение почти двух тысяч лет.

У церкви нет никакой проблемы с господствующим знанием, которое гласит, что человек, чье имя мы даже не знаем, написал один из наиболее священных христианских документов.

Представьте себе - даже безымянный человек предпочтительнее, чем женщина. Несмотря на гностические документы и структурные несоответствия, церковь, как сложившаяся к настоящему времени система, все же никогда, вероятно, не признает Марию Магдалину автором Нового Завета.

Легенда Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей.

Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы.

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей.
Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.


Согласно житию, Таисия была дочерью блудницы, которая научила девочку, отличавшуюся красотой, своему ремеслу.

Таисия стала высокооплачиваемой куртинзанкой, разорявшей мужчин и игравшей с ними. Услыхав об этом, к ней пришёл преподобный Пафнутий Великий. После беседы с ним Таисия сожгла на городской площади все заработанные ею сокровища. Затем она отправилась вслед за Пафнутием в женский монастырь, где затворилась в келье на три года, вкушая пищу лишь раз в день.

Через три года Пафнутий отправился к Антонию Великому, узнать, простил Бог Таисию или нет. Антоний велел своим ученикам молиться, чтобы получить ответ, и одному из них, Павлу Препростому, явилось в видении на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняли три дивы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно, это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему: «Нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии».

Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.

Пафнутий вернулся в монастырь и решил вывести Таисию из кельи, чему она сопротивлялась. Но он все же сказал, что Господь её простил и вывел её наружу. Через 15 дней после этого Таисия заболела, и три дня спустя скончалась

Исследователи анализируют развитие культа Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария.

Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»).

матрьял из "Mary Magdalene: Author of the Fourth Gospel?" by Ramon K.Jusino, M.A.
вышл в журнале "Knowledge of Reality" в 1998г.

Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами
Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием».

Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней.
В XX веке католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы 1969 года в календаре Novus Ordo Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся».
Но несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.


Икона Собор святых, тезоименитых семье царя Александра III: Александр Невский, Мария Магдалина, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, княгиня Ольга, князь Михаил Черниговский, преподобная Ксения. 1888 г. По нижнему полю иконы надпись: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки». Происходит из церкви села Знаменка Ирбитского уезда. Ныне находится в в Свято-Троицкой церкови в Ирбите.





СМОТРИТЕ ЕЩЕ

Недавно во многих российских СМИ обсуждалась сенсация: в музее небольшого городка Ирбит Свердловской области зрителям представили подлинник картины П. Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина и сестра её Марфа» . Принадлежит ли картина XVII века кисти Рубенса или нет, решат специалисты, а вот название картины у верующих людей вызвало недоумение: на основании чего великий фламандец породнил Марию Магдалину и Марфу? Оказывается, на католическом Западе распространено мнение, что Мария Магдалина - это и есть раскаявшаяся грешница, которая помазала Иисусу ноги миром и оттёрла их своими волосами (Лк. 7, 37-38), и что была она не только блудницей, но и сестрой Лазаря Четверодневного. Так насколько персонаж, изображаемый на распространённых на Западе картинах под названием «Кающаяся Мария Магдалина», соответствуют прототипу?

Прежде чем начать свои рассуждения, уточним, что в строках Писания, рассказывающих о помазании Христа благовонным миром, повествуется только о блуднице и Марии из Вифании - Мария же Магдалина в этой ситуации нигде не упоминается.

То, что об этом поступке пишут все четыре евангелиста, свидетельствует о его необычности, но никак не об исключительности. Само же помазание Иисуса блудницей, надо полагать, широко обсуждался среди иудеев, и вызывало досужие разговоры не в пользу Христа. Может быть, поэтому благочестивая Мария из Вифании и повторила помазание, дабы пресечь слухи, что вокруг Учителя собираются только блудницы? А то, что сестра Лазаря была женщиной благочестивой можно предположить из следующего. Из евангельского текста следует, что брат Марии Лазарь был человеком строгих правил и весьма уважаемым в обществе. Представить уважаемым в иудейском обществе человека, чья сестра, проживающая с ним, была презираемой блудницей, весьма и весьма затруднительно.

Справедливости ради заметим, что всё вышеизложенное - лишь рассуждения, гораздо интереснее проанализировать евангельские строки, чтобы разделить блудницу и сестру Лазаря.

Сколько было помазаний?

В 11-й главе Евангелия от Иоанна говорится: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими». О женщине, оттёршей своими волосами ноги Спасителю, известно из Евангелия от Луки (Лк. 7, 37-38). И именно там сообщается, что женщина эта была блудницей, что даёт повод некоторым исследователям утверждать, что сестра Лазаря и есть та самая блудница. Несогласные с этим утверждением считают, что в 11-й главе апостол Иоанн упоминает о другом случае помазания, который он привёл чуть позже, в 12-й главе: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Ин. 12, 3).

Но здесь возникает вопрос, почему евангелист Иоанн в 11-й главе сообщает о факте помазания миром ещё до его подробного описания в следующей главе? Можно предположить, что ко времени написания Евангелия от Иоанна рассказ о женщине, помазавшей Христа накануне Его погребения, был известен многим, и евангелист решил уточнить, что этой женщиной была сестра Лазаря Мария, а чуть позже описывает и сам факт помазания. Непоследовательность же в изложении у апостола Иоанна не является чем-то необычным для Священного Писания. Достаточно вспомнить книгу Бытия, где дважды упоминается о сотворении Богом человека, что является одним из основных мнимых аргументов для малокомпетентных критиков Библии.

Сторонники идентификации блудницы и сестры Лазаря в качестве доказательства своего утверждения часто приводят следующие строки песнопения Постной Триоди, которые поются на утрени в Страстную седмицу: «Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе». По их мнению, если Мария из Вифании помазала Христа миром накануне Его погребения, а в песнопении чётко говорится, что помазавшая Его в тот день, когда сребролюбивый Иуда предал Христа, была блудницей, то получается, что этой блудницей и была сестра Лазаря.

Чтобы согласиться или опровергнуть это утверждение, прочитаем место из Евангелия от Матфея, где говорится о помазании Христа и предательстве Иуды: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению... Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 6-16). Если учесть, что Иуда предал Спасителя в среду, а сестра Лазаря Мария помазала Христа в другой день - за шесть дней до Пасхи (Ин. 12, 1), то можно сделать вывод, что речь в песнопении идёт совсем не о Марии из Вифании.

При сопоставлении вышеприведённого песнопения с текстом Евангелия от Матфея можно увидеть некоторое, на первый взгляд, противоречие: если в песнопении говорится о помазании ног Спасителя, то из Евангелия следует, что женщина помазала миром Его голову. Но противоречие ли это? Мы уже упоминали, что в Священном Писании изложение событий не всегда строго соответствовало хронологии, главной целью для богодухновенных авторов было донести до читателя факты, в той или иной степени определившие развитие мировой истории. Этим же принципам следовали и авторы Священного Предания, к которому, в частности, относятся и церковные песнопения. В данном случае авторы песнопения Страстной седмицы объединили два события в одно, уверенные в том, что женщина, помазавшая голову Спасителя накануне Его Крестных страданий, и есть та самая блудница, которая когда-то со слезами утёрла своими волосами Его ноги. То есть, раскаявшаяся бывшая блудница, когда-то в Галилее помазавшая Христа миром (Евангелие от Луки), следовала за Христом, и в Вифании в Страстную среду пришла в тамошнюю резиденцию фарисея Симона, бывшего прокажённого, где в то время пребывал очистивший его от проказы Господь. Женщина и здесь повторила помазание, но этот раз дерзнула вылить драгоценное миро на голову Спасителя, тем самым как бы приготовив Его к погребению.

Именно так раскрывают эти события составители «Толкования на Евангелие от Матфея», основанного на толкованиях Отцов Церкви (Троицкие листки, 1896-1899 гг.): «Святая Православная Церковь, следуя святителю Златоусту, блаженному Феофилакту и другим древним отцам, держится того предания, что Иисус Христос был трижды помазан, - усердием двух Евангельских жен: в первый раз среди общественного Его служения роду человеческому покаявшейся явно грешницей в Галилее, в доме Симона фарисея, как благовествует святой Лука; в другой - в Вифании, в доме Лазаря, Марией, сестрой Лазаря, за шесть дней до Пасхи, о чем благовествует святой Иоанн; и в третий раз в доме того же Симона фарисея, в Вифании же, и той же покаявшейся грешницей, которая помазала Его в первый раз, о чем благовествует святой Матфей и святой Марк».

Итак, анализируя евангельские тексты, можно с определённой степенью уверенности заключить, что Мария из Вифании, сестра Лазаря Четверодневного не была известной иудейскому обществу блудницей. Осталось выяснить, а причём тут Мария Магдалина?

Кем же была Мария Магдалина?

Как уже говорилось, на основании мнения некоторых святых Отцов Западной Церкви, в частности святителя Григория Великого, папы Римского, в католической Церкви сложилась традиция идентифицировать Марию Магдалину с евангельской блудницей. На тему раскаяния Марии Магдалины было написано немало картин, самая известная из которых полотно Тициана «Кающаяся Мария Магдалина». Это мнение настолько распространёно, что даже картину русского художника Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», написанную в 1835 году, наши современники ничтоже сумняшеся называют «Кающаяся Мария Магдалина». Мало того, имя Магдалина стало крылатым словом, характеризующим раскаявшихся представительниц древнейшей профессии, и нередко применяется в художественных произведениях.

А между тем в Новом Завете нет сведений, что Мария Магдалина была известной блудницей. Говорится лишь, что Христос изгнал из неё семь бесов. Конечно, если предположить, что один из семи бесов был бесом блуда, то её можно назвать грешницей-блудницей, но эта натяжка слишком велика.

Известно, что Мария следовала за Христом при Его земной жизни, а после Его распятия и Воскресения смело проповедовала веру о явившемся в мир Спасителе. Вряд ли языческий мир, ещё не просвещённый христианским светом всепрощения и любви, мог адекватно воспринять слова от блудницы, хотя и бывшей. Вот что по этому поводу пишется в примечаниях к житию святой равноапостольной Марии Магдалины (память 22 июля по церковному календарю): «Но Православная Восточная Церковь не смешивает грешницу неизвестного имени, прощённую в доме Симона фарисея, с Мариею Магдалиною... А святитель Димитрий Ростовский пишет: "Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую"».

По поводу же якобы идентичности Марии Магдалины с Марией из Вифании можно привести следующую выдержку из жития Марии Магдалины: «По происхождению из города Магдалы святую равноапостольную Марию и называют Магдалиною, для отличия её от прочих благочестивых жён, упоминаемых в Евангелии с именем Марии».

Остался вопрос, а куда же девалась сестра Лазаря Мария из Вифании во время Крестных страданиях Спасителя? Почему её не было рядом с любимым ею Учителем? Почему никто из евангелистов не упоминает о ней, когда говорит о женах-мироносицах? А собственно, почему она должна быть в это время в Иерусалиме? В текстах Нового Завета Мария вместе со своей сестрой Марфой появляется лишь тогда, когда Спаситель посещает в Вифании Своего друга Лазаря. Вполне допустимо, что и в момент Крестных страданий сёстры так и остались рядом с братом в родном городе. Хотя можно допустить, что евангелисты и Марию, и Марфу отметили в числе прочих жён-мироносиц, назвав их «другими» (Лк. 24, 10), недаром же в церковном календаре они называются женами-мироносицами. В любом случае предположение, что евангелисты с целью конспирации Марию из Вифании назвали Марией Магдалиной (из Магдалы), звучит как-то неубедительно.

Тот, кто раскаялся - безвинен

Хочется особо отметить: сам факт, что православная святая могла быть бывшей блудницей, ни в коем случае не является чем-то оскорбительным и недопустимым. Даже в родословной Иисуса Христа, изложенной евангелистом Матфеем, упомянута блудница Рахав (Раав) из Иерихона. В Православии немало примеров, когда люди, одержимые самыми страшными грехами, очистившись Таинством крещения, яко «банею пакибытия», стали почитаемыми святыми. И целью вышеизложенных рассуждений является не очистить святую Марию Магдалину от какого-то навета, а изложение сложившегося в Православии мнения об истории с миропомазанием Христа.

Что же касается самой Марии Магдалины, которую Христос очистил от порабощения семью бесами, то в заключение хочется привести стихи, которые были опубликованы несколько лет назад в газете «Вечерний Новосибирск», написанные новосибирской поэтессой Анной Вил.

Ты верою исцелена!

Вставай, Мария из Магдалы!

Болезнь твоя побеждена!

И Магдалина светом стала;

Внимая тонкой мудрой речи,

Вбирая чистоту очей,

Мария расправляет плечи,

И затихает боль ночей...

Коснувшись нежною рукою,

Учил Он не жалеть себя,

Он показал ей жизнь иною,

У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1-8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36-50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.

Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей - Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю - часть Иерусалима, а Марфе - Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).

Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей - святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, - из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, - «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477-1576), Эль Греко (1541-1614), Микеланджело да Караваджо (1573-1610), Гвидо Рени (1575-1642), Орацио Джентилески (1563-1639), Симон Вуэ (1590-1649), Хосе де Рибера (1591-1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593-1652), Франческо Хайес (1791-1882); скульпторов Педро де Мена (1628-1688), Антонио Канова (1757-1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями.

Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1–8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей.

Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36–50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу.

Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.
Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году.

Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей – Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю – часть Иерусалима, а Марфе – Вифания.

В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет.

«Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой.

В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).
Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522).

Это соединение двух личностей – святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, – из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением.

Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, – «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу.

Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина».

Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477–1576), Эль Греко (1541–1614), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), Гвидо Рени (1575–1642), Орацио Джентилески (1563–1639), Симон Вуэ (1590–1649), Хосе де Рибера (1591–1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593–1652), Франческо Хайес (1791–1882); скульпторов Педро де Мена (1628–1688), Антонио Канова (1757–1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме.

Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).
В последние годы святая помогала в Эфесе апостолу Иоанну Богослову проповедовать Евангелие.

Там же она скончалась. При Льве Мудром в 886 году ее святые мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь. Память ее празднуется 22 июля / 4 августа и в неделю жен-мироносиц.

", мы продолжаем собирать и связывать воедино рассыпанную информацию о загадочном, овеянном древними легендами, тайнами и священными почитаниями имени. Зачем копаться в преданиях тысячелетней старины, когда не ведаешь достоверно, что творилось всего век назад, спросит читатель. За окнами дел непроворот, может проще оставить как есть и привычно довольствоваться общепризнанными версиями православной и католической традиции? В этом привычном и равнодушном довольствовании, признаем ведь, человечество провело поистине страшных две тысячи лет, пройдя через кровавые войны, завоевательские и крестовые походы, вехи экономического порабощения, в результате построив всего-то технократическую модель потребительского общества, в которой полностью утрачены знания о природе человека и цели его кратковременного пребывания на этой маленькой прекрасной планете. И сегодня, пусть кто-то и не верит, но мы приблизились к грани, за которой возможно очередное глобальное уничтожение. Почему? На этот вопрос мы и попытаемся ответить через глубинное рассмотрение сути такого грандиозного, кажущегося фантастическим и немыслимым для обычного посредственного сознания явления, как . Ведь за этим именем, поверьте, стоит намного больше, нежели история одного из преданных учеников одного из Учителей человечества.

Нисколько не усомнимся в историческом факте пришествия Спасителя как Сына Божьего, в те далекие времена и в его эпохальность миссии. Тревогу вызывает вполне обоснованное подозрение на то, что настоящее Учение Христа было искажено, переписано и адаптировано под создание нового мощного, более усовершенствованного религиозного института, цель которого обыкновенная власть и манипулирование сознанием масс. Мы непременно осветим в ближайшем будущем поражающую парадоксальность фанатичной убежденности религиозного сознания христиан в собственной исключительности и амбициях на Истину, тогда как официально признанная и объективная точка зрения современных историков банально ставит под сомнение практически все базисные истоки, почему-то являющиеся для миллиардного церковного электората непоколебимыми и неприкасаемыми феноменами "проявления божественного откровения". Не дабы покуситься на достоинство верующих одной из почитаемых религий, а дабы посмотреть на ситуацию немного под иным углом, чтобы все-таки узреть сквозь лживую запорошенность вековых снегов правду. Судя по найденным в гностических произведениях библиотеки Наг-Хаммади сведениям, есть полные основания предполагать, что истинное Учение Христа пошло именно с ней, - Марией Магдалиной, - в круги ранних христиан-гностиков, тогда как другая ветвь, апостольская "через Петра и Павла" создала то, что мы наблюдаем сегодня. Дальнейшая конфронтация или борьба за власть, разделила последователей Христа на РАСКОЛЬНИКОВ и АПОСТОЛЬСКИХ ХРИСТИАН. В результате чего вторые попросту уничтожили первых. Подробнее об этом в читайте .

Итак, небезосновательно продолжая предполагать, что Мария Магдалина - То, благодаря чему два тысячелетия наша человеческая цивилизация до сих пор "держится на плаву", подробнее рассмотрим, в каком виде дошла до наших дней информация о ней через православную и католическую традицию. Будем использовать авторитетную для большинства информацию из "Википедии".

Мари́я Магдали́на (ивр. ‏מרים המגדלית‏‎‎‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) - преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при его Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.В православной и католической церквях почитание Магдалины различается: православие почитает её согласно евангельскому тексту - исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких эпизодах Нового Завета, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марии из Вифании, сестры Лазаря, а также прилагать обширный легендарный материал.

В Новом Завете её имя упоминается лишь в нескольких эпизодах:

  • Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9)
  • Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3)
  • Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.)
  • После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.)
  • А также стала одной из жён-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8)
  • Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскресении (Ин. 20:11-18).

В православной традиции

В православии Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В византийской литературе можно найти продолжение её истории: проведя некоторое время в Иерусалиме, через некоторое время после Распятия Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. (Стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырёх евангелистов сообщает именно Иоанн).

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим её путешествием позже возникло связанное с её именем пасхальное предание. Смерть Марии Магдалины, по версии данного течения христианства, была мирной, она скончалась в Эфесе.

Православная традиция, в отличие от католицизма, не отождествляет Марию Магдалину с безымянной евангельской грешницей , а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносице. Не упоминается о блуде и в её акафисте. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно. Димитрий Ростовский подчеркивает: «Восточная Греко-Российская Православная Церковь ныне, как и прежде признает всё эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях».

Мощи в православии.

Согласно «Четьям Минеям» Димитрия Ростовского, в 886 году при императоре Льве VI Философе мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря. Дальнейшая их судьба не описывается. В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Симонопетра (рука), Эсфигмен (стопа), Дохиар (частица) и Кутлумуш (частица).

В католической традиции

В католической традиции Мария Магдалина, называемая прямо по имени лишь в перечисленных выше новозаветных свидетельствах, была отождествлена ещё с несколькими евангельскими персонажами:

  • Мария, упоминаемая в Евангелии от Иоанна как сестра Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании (Ин. 12:1-8)
  • безымянная женщина, совершившая помазание головы Иисуса в Вифании в доме Симона прокажённого (Мф. 26:6-7, Мк. 14:3-9)
  • безымянная грешница (блудница), омывшая ноги Христа миром в доме Симона фарисея (Лук. 7:37-38) (подробнее см. Помазание Иисуса миром).

Таким образом, Магдалина, отождествляясь с этими персонажами (а также заимствуя некоторые сюжеты из жития неевангельской раскаявшейся грешницы V века преподобной Марии Египетской), приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т.д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Мнение Отцов Церкви. Образ блудницы.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной Церковью того, что она и была той безымянной женщиной, которая омыла ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).

Проблема согласования евангельских рассказов о помазании Иисуса анонимной женщиной решалась Отцами Церкви по-разному (подробнее, см. Помазание Иисуса миром). В частности, святой Августин полагал, что все три помазания были совершены одной и той же женщиной. Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский также допускали, что речь может идти об одной и той же женщине.

Косвенное свидетельство отождествления Марии из Вифании с Марией Магдалиной впервые встречается в «Толковании на Песнь песней» Ипполита Римского, указывающего, что первыми, кому явился воскресший Иисус, были Мария и Марфа. Речь, очевидно, идёт о сёстрах Лазаря, но помещённых в контекст утра Воскресения, в котором во всех четырёх Евангелиях на самом деле фигурирует Мария Магдалина. Отождествление всех женщин, фигурирующих в евангельских рассказах о помазании Иисуса, с Марией Магдалиной окончательно было произведено римским папой святым Григорием Великим (591 год): «Та, которую Лука называет грешной женщиной, которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку» (23 омилия). Неуказанный же грех же Марии Магдалины/Марии из Вифании был истолкован как блуд, то есть проституция.

В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней. Подкрепление и литературную обработку этот миф нашёл в «Золотой легенде» Якова Ворагинского - собранию житий святых, второй по распространению в Средние века книге после Библии.

В XX веке католическая Церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки - после реформы в календаре Novus Ordo 1969 года Мария Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся». Но, несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.

РЕЗЮМЕ

И вновь мы сталкиваемся в непроглядным "священным" туманом, напущенным в раннехристианские века гениальными "архитекторами" человеческой истории. Не напусти его тогда, кто знает, какой созидательной дорогой пошла бы наша цивилизация и каких высот могла достичь. Ну а пока, из официальных источников о Мариии Магдалине достоверно ничего неизвестно, но на подсознательном уровне у абсолютного большинства сформировано ошибочное мнение: "эта история выглядит несовсем чистой, поэтому не стоит особо вдаваться в подробности ". Именно так по-крайней мере думал доселе и автор этих строк. А если учесть, что 90 % прихожан вообще понятия не имеют, кто изображен на иконах, достаточно всего лишь легкого ненавязчивого намека на "нечистоту", чтобы в сравнении с "святейшими отцами церкви" имя Магдалины обходили стороной.

Справедливости ради, подведем небольшой промежуточный итог :

  • Мария Магдалина не была не блудницей, не одержимой бесами - ибо прямых указаний на это нигде нет.
  • Мария Магдалина была самым любимым учеником Иисуса Христа, чему свидетельства:
  • - Евангелия от Филиппа,
  • - Евангелие от Марии,
  • - таинственная картина Леонардо да Винчи "Тайная вечеря ",
  • - версия самого Ригдена Джаппо (!!!), о ней позже...
  • Чистые Знания от Иисуса пошли с Марией в ранние гностические группы, которые впоследствии безжалостно были уничтожены представителями апостольского христианства (здесь можно провести трагическую аналогию с катарами, в XII веке).
  • Именно Марии Магдалине Иисус Христос доверил тайну священного Грааля (об этом в следующих наших публикациях).
  • В довесок, заслуживает отдельного рассмотрения история ордена Тамплиеров, которые поклонялись ей, как самой великой святыне...

В завершение можно сказать следующее, по нашему мнению, туман напущен неслучайно, и далеко неслучайно имя Марии на сегодняшний день косвенно опорочено, и определено в церковную тень. Её стараются не упоминать, её нет на почитаемых иконах, о ней не знают. В православных церквях её образ можно увидеть вблизи распятия Христа, - сгорбившей спину, с потемневшим лицом, понурым взглядом. Именно такой я её вижу с тех давних и памятных времен, когда впервые переступил порог православного храма. Ни в многотиражной православной литературе, прочитанной мной позже, ни в "душеспасительных беседах" с духовниками в последствии, я ни разу не слышал упоминаний ни о её жизни, ни о её духовном подвиге.

Сознательно или по неведению, но Церковь старательно умалчивает о Марии Магдалине. И мы уже знаем почему.

Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)