29.09.2019

Народы россии - украинцы


Средневековая культура Украины была довольно специфической. Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример культуры «пограничной»: здесь причудливо смешались Запад и Восток, цивилизация и дикость, стремление вперёд и мракобесная косность взглядов, оголтелая религиозность и светская устремлённость идей. Такое пёстрое сочетание, которым характеризовалась культура Украины XVII века, сложилось в силу ряда обстоятельств.

  • К XIV веку украинские земли окончательно освободились от татаро-монгольского ига, то есть значительно раньше, чем «великорусские» территории. Правда, сильно радоваться коренным жителям бывшей Киевской Руси не пристало: страна была разграблена, производительные силы, а именно – богатые и образованные князья и бояре – в значительной мере уничтожены. Кроме того, свято место пусто не бывает, и освободившуюся территорию заняли представители более развитых соседних стран – Польши, Литвы, Венгрии.Руководящую роль, видимо, играли литовцы, которые в этнографическом и культурном смысле представляли собой народ более «молодой», чем восточные славяне (которые и в землях Украины предпочитали называть себя русскими); поэтому литовцы предпочли «новину не вносить, старину не рушить», то есть не стали упразднять привычный русским жизненный уклад и древнерусское законодательство, а наоборот – активно воспринимали основы славянской культуры и даже приняли православие. Но под влиянием западных соседей литовцы восприняли европейское просвещение, и постепенно хозяйственная, политическая и культурная жизнь Украины были во многом переустроены на европейский лад.
  • Развитие народно-освободительного движения, носящего преимущественно крестьянско-казацкий характер. Украинские низшие слои населения, принадлежавшие к восточнославянской народности, чувствовали себя покорёнными. Литовцы и поляки, а также ополяченная «русская» элита, по мнению крестьян, присвоили себе принадлежащие православному народу средства и распоряжаются ими неправедно, по крайней мере – не в интересах «автохтонного» населения. Крестьяне и казаки в большинстве своём были людьми малограмотными, тёмными и суеверными, что и отложило отпечаток на культурную жизнь Украины.
  • Некоторая изолированность украинских земель от центров европейской культурной жизни. Творческие, философские и технологические завоевания европейской цивилизации приходили на Украину с определённым опозданием. Вообще для всего этого региона Восточной Европы наблюдается строгая градация по уровню цивилизации. В белорусских землях в XVI веке вовсю господствовало европейское Возрождение, Украина в это же время осваивала по большей части культуру позднего Средневековья, а в России царило мрачное и беспросветное раннее Средневековье, а в некоторых районах едва ли не первобытнообщинный строй. Из-за этого имела место и своеобразная культурная фильтрация: европейская культура проникала на Украину и в Белоруссию в «ополяченном» виде, а затем, в XVII веке, она проникала в Московское государство уже в украинизированной форме: Симеон Полоцкий, Памво Берында и многие другие московские «учёные люди» приехали в Москву с Украины.

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

В одном строю с полемикой шла и схоластика. Основанные Петром Могилой «братские школы», одна из которых ко второй половине XVII века переросла в Киево-Могилянскую академию, сосредоточивали свою деятельность в схоластических спорах, в которых в большой мере погрязли.

Реальная цель схоластических споров – желание предотвратить «духовную диверсию»: скрупулёзно исследуя вероучение, права человека в соответствии со «священным писанием», образованные православные священники пытались, преодолевая первобытную дикость, определить для верующих максимальную «цивилизационную дозу», которая позволяла бы принявшему её человеку всё ещё именоваться православным.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Украинская культура в эти века подверглась взаимовлиянию с культурой московской. С одной стороны, учёные, писатели, архитекторы и художники охотно приезжали в Московское государство и даже специально приглашались Алексеем Михайловичем, опять-таки с той же целью: воспринять европейскую цивилизацию как бы «в обход» католических и протестантских миссионеров.

С другой стороны, войдя в состав Российского государства, Украина восприняла и последующую русскую культуру, перекроенную Петром на западный лад. И так называемое «украинское барокко», культурно представлявшее собой не что иное, как ранний Ренессанс, в XVIII веке резко превратилось в барокко настоящее. Начало этому положил, видимо, Мазепа, в своём письме к Петру попросивший прислать ему из Москвы архитектора Осипа Старцева.

Видео: История культуры Украины

Украинцы, также как русские и белорусы, относятся к восточным славянам. В состав украинцев входят карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Формирование украинского народа происходило в XII-XV веках на основе части населения, входившего до этого в состав Киевской Руси.

В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта создались условия для формирования трёх восточнославянских народов (украинцев, и русских). Основными историческими центрами становления украинской народности были Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Помимо постоянных набегов монголо-татар, продолжавшихся до XV, века с XIII века украинцы подверглись венгерскому, польскому и молдавскому нашествиям. Однако постоянное сопротивление завоевателям способствовало объединению украинцев. Не последняя роль в становлении украинского государства принадлежит казачеству образовавшему Запорожскую Сечь, ставшую политическим оплотом украинцев.

В XVI веке сложился древнеукраинский язык. Современный украинский литературный язык сформировался на рубеже XVIII-XIXвеков.

В XVIIвеке в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого была образована Гетманщина, которая в 1654 году вошла в состав России как автономное государство. Это событие историки считают предпосылкой объединения украинских земель.

Хотя слово «украина» было известно ещё в XIIвеке, употреблялось оно тогда лишь для обозначения «крайних» южных и юго-западных частей древнерусских земель. Вплоть до конца позапрошлого века жителей современной Украины называли малороссами и считали одной из этнографических групп русских.

Традиционным занятием украинцев, которое определило место их проживания (плодородные южные земли), было земледелие. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён, кукурузу, табак, подсолнечник, картофель, огурцы, свёклу, репу, лук и другие культуры.

Земледелию как обычно сопутствовало скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, свиньи, домашняя птица). Менее значительно были развиты пчеловодство и рыболовство. Наряду с этим были распространены разнообразные промыслы и ремёсла — ткачество, производство стекла, гончарный, деревообрабатывающий, кожевенный и другие.

Национальное жилище украинцев: избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были довольно близки к русским. Крыша обычно делалась четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки. В ряде районов вплоть до начала прошлого века жилище оставалось курным или полукурным. Интерьер даже в разных районах был однотипным: на входе справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу (парадном) крашенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял обеденный стол. Вдоль стен располагались лавки для сиденья. К печи примыкал настил для спанья. Крестьянский состоял в зависимости от зажиточности хозяина из одной или несколько хозяйственных построек.Зажиточные украинцы жили в кирпичных или каменных домах, с несколькими комнатами с крыльцом или верандой.

В культуре русских и украинцев много общего. Часто иностранцы не могут отличить их друг от друга. Если вспомнить, что на протяжении многих веков эти два народа фактически были одним целым, удивительного в этом мало.

Женская традиционная одежда украинцев состоит из вышитой рубахи и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты. Девушки обычно отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы, позже — платки. Мужской костюм состоял из сорочки, заправленной в широкие штаны (шаровары), безрукавки и пояса. Головным убором летом были соломенные шляпы, зимой — шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточных — сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу – разновидности кафтана.

Основу питания украинцев в виду рода занятий составляла растительная и мучная пища. Национальные украинские блюда: борщ, суп с галушками, вареники с вишнями, творогом и картофелем, каши (особенно пшённая и гречневая), пампушки с чесноком. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам, но зато часто употреблялось свиное сало. Традиционные напитки напитки: варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка с перцем (горилка).

Разнообразные песни всегда были и остаются самой яркой чертой национального народного творчества украинцев. Там до сих пор неплохо сохранились (особенно в сельской местности) древние традиции и обряды. Также как и в России, на кое-где продолжают отмечать полуязыческие праздники: масленицу, Ивана Купалу и другие.

Говорят на украинском языке славянской группы, в котором различают несколько наречий: северное, юго-западное и юго-восточное. Письменность на основе кириллицы.

Верующие Украинцы — в основном православные. На Западной Украине имеются также католики. Встречается протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма.

Введение.

1. Социально-экономическое развитие украинских земель. Рост экспансии польских феодалов.

2. Брестская уния. Борьба украинского народа против национального и религиозного гнета.

3. Козаччина в Украине.

Список использованной литературы.


Введение

Вследствие освоения новых степных пространств и развития фильваркового хозяйства во второй половина XVI - первой половине XVII в. значительно выросшая площадь обрабатываемых земель и производительность сельского хозяйства. Самым развитым было сельскохозяйственное производство на Волыни, Галиции, Западном Подолье. Здесь преобладало трехполье, поля удобрялись, использовался плуг с железным лемехом. Основной зерновой культурой была рожь, но распространялись также пшеница и ячмень, хотя урожайность их длительное время оставалась невысокой. Главными техническими культурами, как и раньше, были лен, конопля и хмель. Возрастало животноводство. Разводили большой рогатый скот, свиней, овец, в степных районах распространялось табунное коневодство. В те времена значительную роль продолжало отыгрывать охоту, рыболовство, особенно на юго-восток. Развивалось городничество, садоводство, пчеловодство.

Следует отметить, что фильварковое хозяйство в своем большинстве не ограничивалось выращиванием зерновых культур на экспорт; их владельцы часто имели винокурни, пивоваренные, медоваренные, а иногда и рудные, поташные буды, селитроварные, жупы (солеварные). Крепостные крестьяне, которые работали на этих промыслах, были наиболее эксплуатируемой частью сельского населения.

В Украине возрастает ремесленное производство как в городах, так и в селах. Наибольшего развития оно достигло в Галиции и на Волыни, хотя фильварковые промыслы и право феодалов торговать без пошлины наносили ему определенный ущерб, суживая рынки сбыта. Наибольшими ремесленными центрами были Львов, Луцк, Острог, Каменец-Подольский. Возрастало количество ремесленников, как тех, что объединялись в цеха, так и внецеховых - «партачей».


1. Социально-экономическое развитие украинских земель. Рост экспансии польских феодалов

После Люблянской унии украинские земли Польского королевства («Короны») входили в сему воеводств: Русское (Галиция), Белзкое, Волынское, Подольское, Брацлавское, Киевское, Черниговское. На территории Украины (за исключением Галиции) имели действие литовские уставы 1566 и 1588 лет. Большинство украинских городов руководствовалось положениями магдебургского права. Таким образом, Польша без «единого выстрела» присоединила Украину, установила в ней свой административный порядок, превратила в свою провинцию и развернула колонизацию.

После унии на Украину двинул огромный поток польских феодалов, ведущую роль в котором отыгрывало магнатство. Они занимали пустуючі земли, вытесняли местных землевладельцев. Жолкевские, Замойские, Калиновские, Конецьпольские, Потоцкие, Синявские, Язловецкие и много других родов захватили огромные пространства - сотни сел, десятки городков и замков. Они были неограниченными властителями своих областей, так как держали в руках и высочайшие должности в администрации воеводств и уездов. Мелкие землевладельцы были беззащитны перед их произволом и или подчинялись и отдавали свои земли, или, спасая жизнь, втекали. Жалобы или попытки судебных процессов не давали положительных результатов, так как вся судебная система была в руках польских феодалов. Три четверти всех крестьянских хозяйств на Волыни в 1629 г. сосредоточивались в руках 37 волынских магнатов, их права на приобретенные, а часто и захваченные земли утверждались королевскими грамотами.

На Левобережье своими размерами выделялись особняки Вышневецких с центром в Лубнах. Черкасский староста князь О.Вишневецкий в конце XVI ст. захватил большую часть Левобережья и выпросил у короля подтверждения на земле от границ с Московским княжеством к Днепру. Он выстроил здесь города Лубны, Ромны, Пирятин, Прилуки, осадил сотне сел. А в конце 30-х лет XVII в. Вишневецкие были владельцами почти сорока тысяч крестьянских дворов.

Таким образом, много польских, а за ними и украинских магнатов достали большие земельные наделы, которые сразу же надо было заселить, упорядочить, чтобы получать прибыли. Магнаты варварски эксплуатировали естественные богатства Украины, вырубая леса свыше реками Южной Украины для земледелия и добычу из дерева поташа. Истреблялись леса и в других регионах Украины.

Вместе с магнатами в Украину двинула мелкая шляхта, надеясь и себе имений и богатств. Чаще всего они становились управляющими, экономами господских имений, командовали отрядами дворовой охраны и вместе со своими покровителями изыскали местное население. Арендаторами, экономами, посредниками в торговле были и евреи, которых магнаты привозили с собой. их количество быстро возрастало.

Крестьянство на захваченных землях находилось под неограниченной властью феодалов. Не только крестьянское имущество, а и сам крестьянин принадлежал феодалу. Это обеспечивало необходимые рабочие руки для помещичьего хозяйства.

На протяжении второй половины XVI ст. польское и литовское правительства удалили ряд законов с запретом крестьянам переходить из места на место без разрешения феодала-владельца. В 1573 г. вводится неограниченная барщина в имениях «из воли господина». Это означало, что крестьянин должен был выполнять все работы, как того требовал феодал, и там, где он прикажет. «Литовский устав» 1588 г. окончательно закрепостил крестьян. Непокорных господин имел право закуковать в кандалы, бросить в тюрьму, посадить на жгу. Бесправными были и крестьяне, которые сидели на «королевщинах» - государственно-феодальных землях. Здесь крестьянин не мог без разрешения королевской администрации покинуть свой надел или самочинно осваивать новые земли.

Нужно отметить, что барщина (отработочная рента) в разных районах Украины имела определенные особенности. Наибольшего развития она набрала в Галиции и на Волыни, где помещичьи имения приобрели фильварковый характер, наиболее тесно были связаны с внешним рынком. Эти земли были и наиболее густо заселенными. Здесь фильварковая система стимулировала значительное усиление эксплуатации крестьянства. На Волыни в 20-х годах XVII в. барщина достигла четырёх-пяти дней на неделю, а в 40-х годах - 6 дней. В тот же время на севера Киевского воеводства - двух-трех дней. С меньшей интенсивностью она вводилась на Брацлавщине, где, как и на Киевщине, фильварковое хозяйство лишь вводилось. В Галиции и на Волыни наиболее интенсивно происходило и обезземеливание крестьянства. Здесь феодалы за поддержки правительства увеличивали фильварковые земли и урезали наделы. Вследствие этого количество малоземельных и безземельных крестьян достигло 35-40%, с половинным наделом (половина волоки или поля) - около 40%. Полный надел (волока от 16 до 21 га) имели лишь 20% крестьянских дворов (дымил). Во второй половине XVI ст. в Галиции и на Волыни существовала в основному отработочная рента, а рядом с ней - продуктовая и денежная.

Положение крестьянства ухудшалось вследствие передачи феодалами своих имений в аренду. Арендаторы - купцы, шляхтиче, ростовщики-евреи принуждали крепостных работать в фильварке к пяти-шести дням на неделю. Крестьян и мещан жестоко взыскали и правительство, изымая большие налоги, особенно во время войн.

Кое-что иначе развивалось крестьянское хозяйство в новообразованных магнатами хозяйствах Приднепровья, Подолье и Левобережье. Заселяя эти земли крестьянами из внутренних провинций, феодалы давали им разные льготы, в частности свободу от всех повинностей на 20-40 лет. Путь в эти регионы открыли «уходники» еще в XV - первой половине XVI в. По их следам шли магнаты, которые, выстроив здесь имения, нуждались в большом количестве рабочих рук. Плодородные земли с более свободными условиями жизни вызвали массовое движение крестьянства восточнее, главным образом из Волыни, Подолье, Галиции, Холмщины и Полесья, где крепостничество, притеснения феодалов и правительственных чиновников становились все нетерпимыми. Крестьяне с охотой заселяли эти малоосвоенные земли, хотя на новых местах им угрожали набеги татар. Льготы распространялись на тех крестьян, кто уже здесь жил. Эти поселения, уволенные от повинностей на много лет, достали в народе название «слободы». В результате на протяжении нескольких десятков лет после Люблянской унии происходил колоссальный процесс хозяйственного освоения украинскими крестьянами и казаками пространств средней и южной Киевщины и почти всей территории современной Полтавщины и других регионов степной Украины. Пользуясь льготами, переселенце энергично взяли разрабатывать черноземные грунты, вводя их в хозяйственное обращение. Правительство поддерживало этот процесс, имея надежду на то, что новое население успешнее будет организовывать оборону от набегов татар.

Однако со временем свобода и льготы стали ограничиваться, и в этом отрицательную роль сыграла мелкая шляхта и евреи, которых появлялось здесь все больше. Вместе с магнатами и правительственной властью они начинают вводить крепостничество, хотя и в небольших размерах. В ответ населения, вооруженное, привыкшее к беспрерывным военным стычкам с татарами, переходило дальше в степи, пополняя казацкие лавы, поднимало восстание.

В производстве преобладала ручная ремесленная работа, хотя постепенно увеличивалось и использование машин и механических устройств.

Создавались первые предприятия, где рядом с крепостными работали вольнонаемные рабочие из числа разоренных ремесленников и крестьян. Постепенно из ремесленного производства вырастали первые мануфактуры. Это литейные, что отливали пушки и церковные звоны в Льве, Остре, Черкассах, Белой Церкви; гуты, особенно те, что изготовляли художественное стекло; жупы и др. На некоторые промыслы существовала монополия государства или шляхты - винокуренный, мельничный.

Объединение украинских земель в составе Польши оказывало содействие распространению их экономических связей, усилению формирования внешнего и внутреннего рынков, активизации товарного обращения. Расширялись старики, появлялись новые торги, ярмарки, которые играли большую роль в развитии внутренней торговли. Некоторые ярмарки (в Киеве, Львове, Камянке, Луцку) имели общеукраинское значение. Сюда приезжали также купцы из соседних стран.

Все интенсивнее развивалась внешняя торговля. Польский порт Гданск на Балтике становится главным центром торговли хлебом в Европе. За 65 лет с 1583 по 1648 p., экспорт зерновых через этот порт возрос в 2,5 раза. Значительная часть его шла из Украины. Много вывозилось и суходолом - через Краков и Люблин. Продлевался экспорт волов и другого скота. Значительную роль во внешней торговле, как и раньше, отыгрывала продажа обработанного дерева - дубовых плах для строительства кораблей, мачтового дерева, а также дегтя и поташа. Довольно весомыми составными экспорта были мед и воск. За границу, как и раньше, вывозили много прикарпатской соли.

Таким образом, большая часть промышленного производства была связана с хозяйствами феодалов, работала на рынок, принося значительные прибыли, которые попадались к рукам феодалов, тратились на дорогие украшения, предметов роскоши, вино, сахар, шелковые ткани и почти не вкладывались в промышленность.

Во второй половине XVI - первой половине XVII ст. в Украине возрастает количество городов и городков и население в них, особенно в Южной и Юго-Восточной Украине, куда переселялись большие группы крестьян и мещан из Запада и Севера. В 40-х годах XVII в. в Украине существовало около 1000 городов и мелких городков. Среди городков преобладали мелкие, что часто начисляли не больше 100 дворов. Наибольшими городами были Львов с 18 тыс. жителей и Киев - 13-14 тыс. Большими городскими центрами были Каменец-Подольский, Луцк, Чернигов, Нежин, Полтава и Перемышль.

2. Брестская уния. Борьба украинского народа против национального и религиозного гнета

Руководство светских деятелей религиозными делами часто выливалось в некомпетентное вмешательство у жизнь церкви, нарушало церковный порядок. Братства начали отстранять священников без достаточных обоснований, самые решали сложные церковные вопросы, которые требовали серьезных знаний и даже толковали святое письмо, не имея достаточной теологической подготовки. Точились бесконечные споры братств с епископами, которое парализовало в некоторых регионах и городах церковная жизнь. Это стало одной из причин, которая зародила у части духовных иерархов идею церковной унии - объединение сурово дисциплинированной католической и православной религий.

Однако главнейшей причиной стремления православных иерархов к унии было эгоистическое желание верхушки православной церкви уравняться с католическими «князьями церкви», заседать рядом с ними в сейме, зависеть лишь от Папы Римского. их бесило и руководство восточных патриархов, которые поддерживали братства, весьма вмешивались во внутреннюю жизнь православных епископов, высылали противоречивые указания и требовали значительной материальной поддержки.

Польский король и Папа Римский были заинтересованы в проведении унии, так как таким образом они духовно подчиняли украинский народ, значительно увеличивали свои владения и доходы. Однако для украинского крестьянства, мещанства, части средней и мелкой шляхты сохранения религии родителей было символом сохранения своей независимости. Католическая же церковь была для них орудием иностранного порабощения.

Разгром усилиями власти и иезуитов церковной реформации укрепил католическую церковь в начале 90-х лет XVI в., и это оказывало содействие проведению унии. И в осуществлении этой идеи активную роль отыгрывали иезуиты, они же были и в авангарде этого движения.

Следует отметить, что раскол христианства, который относись в 1054 p., вызвал недовольство у части верующих. В связи с этим идея церковной унии неоднократно высказывалась в XIV-XV ст. Для многих казалось справедливым восстановить единство церкви Иисуса Христоса. Однако польский король и Папа Римский тяготели не к объединению, а к присоединению и покорению православья. Унию поддерживала значительная часть епископов Украины - львовский, луцкий, владимирский, холмский и туровский, а также митрополит Киевский Михаил Рогоза.

В 1591 г. епископы выработали условия объединение церквей и высказали готовность к этому.

В октябре 1596 г. польский король Сигизмунд ІІІ и Михаил Рогоза по доверенности папы Климента VIII созвали в Бресте (Бересте) церковный собор для официального провозглашения унии.

Однако собор раскололся на два отдельных собора - униатский и православный. 18 октября 1596 г. епископы-отступники подписали акт об унии, не согласовав этого с восточными патриархами, которым они подчинялись, и не получив от них полномочий на это. Этим актом в Украине и Белоруссии вместо православной церкви образовалась униатская (греко-католическая), подчиненная Папе Римскому. Признавались основные догматы католицизма, но обряды оставались православными.

Униатское духовенство наравне с католическим освобождалось от налогов, украинская шляхта получила право обнимать должности в административном аппарате, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством. Униатским епископам были обещаны места в сенате.

Православный собор отверг унию и объявил иерархов-отступников лишенными власти, наложив на них проклятие. Польский король Сигизмунд, несмотря на протесты православного собора, признал униатскую церковь обязательной и поставил православную церковь вне закона. Он насаждал унию путем насилия. Фактически происходил процесс разгрома православья, веры миллионов украинцев, одной из наиболее блестящих и глубоких религий мира.

Несмотря на угрозы правительству, православные выступили на защиту своей веры. Ареной борьбы стал сейм. Однако дебаты по этому вопросу на нескольких сеймах не дали результатов. Лишь неблагоприятная внешнеполитическая ситуация для Речи Посполитой в начале XVII в. заставила ее правительство пойти на уступки православным, и постановлениями сейма в 1607 г. их преследование были прекращены. За «греческой» верой оставались ее давние права, а духовенству, которое не принимало унии, провозглашалась амнистия.

Однако католическая реакция продолжала преследование, вызвав бушующие восстания в Луцке в 1620 г., в городе Острога 1638 г. и др. Важную роль в борьбе против унии отыгрывали братства, которые широко развернули культурно-образовательную деятельность, открывали типографии, школы, печатали книги, материально поддерживали церкви и монастыри.

В конце XVI - в начале XVII в. в религиозную борьбу вступает новая общественная сила - казачество, которое постепенно становится опорой православной церкви и широких имеет украинского народа. Сначала казаки, как и украинская шляхта, пишут протесты против старания униатов захватить имущество православной церкви. Но это мало помогало, и они переходят к обороне своей церкви силой оружия. В частности, когда эмиссары униатского митрополита захватывают в Киеве богатые киевские монастыри, казаки защищают их с оружием в руках. Это остановило униатско-католическую экспансию в Киеве, в то время как в Льве униаты навязывают свою власть. Поэтому в 20-х годах XVIІ в. центр украинской религиозно-культурной жизни перемещается снова к Киеву, сюда переезжают некоторые выдающиеся культурные деятели из Галиции и занимают важные церковные должности.

В конце XVI в. - в начале XVII в., когда почти все православные епископы и митрополит Рогоза перешли в униатство, православная церковь осталась без руководства (епархии), что угрожало полной ее дезорганизацией. Тогда гетман П. Сагайдачный, воспользовавшись приездом восточного патриарха Феофана, тайно организовывает свячения нового митрополита - Иова Борецкого и пяти епископов, чем укрепил положение православной церкви, в сущности, спасши ее от развала. Митрополит Иов Борецкий выезжает к казакам, выступает перед ними с проповедью и принимает от них клятву защищать свою веру «вплоть до горла».

Накануне и в начале войны Турции против Польши в 1621 г. казачество дает согласие защищать Польшу, но требует от польского правительства улучшить положение православных. В Варшаву прибывает казацкая делегация, в состав которой входил П. Сагайдачный. Король дал согласие утвердить новое руководство православной церкви, обещал «успокоить» религиозные дела. Однако он не выполнил своих обещаний, хотя казачество во главе с гетманом Сагайдачным ценой больших жертв спасло Польшу от турецкого разгрома.

В 20-х годах XVII ст. между казачеством и польским правительством велись переговоры об улучшении положения православной церкви, однако весомых результатов они не имели. Украинское население оставалось разделенным на православных и униатов, которые враждовали между собой. От этого польза получали лишь поляки. Нужно отметить, что украинская униатская церковь после Берестейской (Брестской) унии оказалась в трагическом положении: православные ненавидели униатов за измену, а католическая (польская) церковь не считала их за полноценных граждан, так как главным для них был вопрос национального происхождения. Однако со временем все изменилось. Униатская церковь превратилась у борца против полонизации, за национальные права и свободы украинского народа.

В 1633 г. королем Польши стал Владислав IV, который с целью использования казаков в войнах в интересах Польши был предрасположен к компромиссам, примирению с православной религией. Митрополитом православной церкви избирается Петр Могила, сын молдавского хозяина, человек с европейским образованием, который в 1633 г. занимал должность архимандрита Киево-Печерского монастыря. Он был отдан православной церкви и использовал даже свои личные материальные средства в ее пользу. Новый митрополит сосредоточил в руках митрополии большие земельные богатства и на этой базе развернул широкую религиозно-просветительскую деятельность, осуществив ряд реформ. Прежде всего он сосредоточил свои усилия на укреплении дисциплины среди духовенства, ввел духовный суд-консисторию, которая рассматривала незаконные поступки священников.

Были обновленные киевские святыни, в частности реставрирован храм св. Софии, Михайловский монастырь, церкви Трехсвятительскую, Спаса и др.

3. Козаччина в Украине

На протяжении второй половины XVI ст. вследствие усиления тяжелого феодального и национально-религиозного гнета на западных и северных землях Украины значительно возрастает количество беглецов - крестьян и мещан у Поднепровье и Побужье. Сюда стекается бедный, обездоленный люд, так называемые «гультяи», а также часть мелкой шляхты, которая испытывала притеснений больших магнатов и шляхтичей. Все они вливались к лавам казачества, увеличивая и укрепляя их. Казачество быстро возрастало и территориально. Много казаков жило в селах, хуторах, городках Черниговщины, Киевщины и других землях - на «волости» - и назывались «волосными», городовыми. А тех, кто втекал дальше на юг, в степи, заднепровские пороги, называли «низовыми», «запорожскими».

Уже в середине XVI в. происходит объединение казаков под руководством наиболее энергичных и талантливых из них в военную организацию. Определенную роль в этом процессе сыграли магнаты, шляхтиче и старосты и воеводы пограничных городов. Важное место в процессе формирования военно-политической казацкой организации принадлежит князю Дмитрию Вишневецкому - 60-те года XVI в. (в народе имел имя казака Байда). Он был яркой исторической фигурой, выдающимся дипломатом и полководцем, деятельность которого оставила заметный нужно в истории борьбы с турками и татарами. Хотя он был магнатом и большим землевладельцем, но помогал казакам в общей борьбе против турецко-татарской опасности.

Запорожская Сечь была сугубо военным лагерем. Здесь были лишь казаки, а женщин и детей туда не пускали. Казаки подчинялись лишь своей старшине, которую самые со своей среды и избирали. На Сечи существовали две совета (два круга): одна большая, в какой все казаки имели право принимать участие; и имела - при участии лишь старшин. Высшей властью на Сечи считался общий Большой совет. Это деление на большой и малый круг свидетельствует, что на Сечи не было полного равенства в решении всех вопросов. Постепенно усиливалось деление на бедных и зажиточных казаков. На руководящие должности избирались преимущественно богатые казаки.

Запорожская Сечь имела свою территорию, которая постепенно увеличивалась, а позднее административно поделилась на так называемые паланки (районы). К ней входили большие районы Правобережья и Левобережье. Запорожская Сечь имела еще название Корзина. Здесь находился центр военной, административной и судебной власти всей казацкой территории - Запорожье. Во главе Корзины стоял выборный кошевой атаман, которого избирал Большой Совет. На ней также избирались генеральные старшины - судья, писарь, обозный, осаул и хорунжий, которых в случае необходимости переизбирали и за вины осуждали к смертному наказанию, здесь же осуществляя приговор. Это свидетельствовало о высокой ответственности руководителей перед казаками. Казаки судили за традиционном правом. Писаных кодексов или правовых сборников в них не было. Этот политический и административный порядок на протяжении трех столетий существования казацкой государственности кое-что изменялся, но в основном сохранился к последним лет ее деятельности.


Выводы

В процессе роста феодального землевладения, утверждение фильварковые системы хозяйствования (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, основанные на еженедельной барщине и четко ориентированные на рынок) происходило сближение между разными категориями крестьянства, а его феодальная зависимость постепенно переросшая и юридически оформилась в зависимость крепостную.

Выделению казачества в отдельное общественное состояние оказывала содействие и социально-экономическая ситуация, когда польское магнатство и шляхта закрепощали крестьянство в новых районах Украины. Спасаясь от господского ярма, много крестьян втекало на Сечь, пополняя и укрепляя ее. В конце XVI ст. казачество окончательно сформировалось, значительно выросло и стало отдельным военным общественно-политическим состоянием, которое состояло из двух тесно связанных между собой частей - узаконенного реестрового, количественно небольшого, и массового, свободного запорожского и городового (волосного). Оно продолжало в конце XVI - в начале XVII ст. противостоять нападениям татар и рядом с этим все больше втягивалось в борьбу социального и религиозного характера - с польским феодально-крепосническим и католическим наступлением.

Нужно подчеркнуть, что отношения казачества с Московским государством были сложными. Имея одну религию, происхождение, язык, целые в борьбе с татарско-турецкой агрессией, они часто действовали совместно. Однако Московия старалась присоединить украинские земли, а Польша и Литва, отбивая ее наступление, использовали украинских казаков в своих интересах. Поэтому в конце XVI - в начале XVII ст. эти отношения были вражескими. В тот же время в отношениях с донским казачеством преобладало крепкое военное побратимство, общность военных действий против Крыма и Турции и взаимопомощь.


Список использованной литературы

1. Алексєєв Ю. Історія України: Навчальний посібник/ Юрій Алексєєв, Андрій Вертегел, Віктор Дани-ленко,. - К.: Каравела, 2007. - 254 с.

2. Білоцерківський В. Історія України: Навчальний посібник/ Василь Білоцерківський,. - 3-е вид., виправлене і доп.. - К.: Центр учбової літератури, 2007. - 535 с.

3. Бойко О. Історія України: Навчальний посібник/ Олександр Бойко,. - 3-тє вид., випр., доп.. - К.: Академвидав, 2004. - 687 с.

4. Губарев В. Історія України: Довідник школяра і студента/ Віктор Губарев,. - Донецьк: БАО, 2005. - 622 с.

5. Історія України: Навчальний посібник/ М. О. Скрипник, Л. Ф. Домбровська, В. М. Красовський та ін.; Під ред. М. О. Скрипника; М-во освіти і науки України, Одеський держ. екон. ун-т. - К.: Центр навчальної літератури, 2003. - 366 с.

6. Кормич Л. Історія України: Підручник/ Людмила Кормич, Володимир Багацький,; М-во освіти і нау-ки України. - 2-ге вид., доп. і перероб.. - К.: Алерта, 2006. - 412 с.

7. Котова Н. Історія України: Навчальний посібник/ Наталія Котова,. - Харків: Одіссей, 2005. - 413 с.

8. Лановик Б. Історія України: Навчальний посібник/ Богдан Лановик, Микола Лазарович,. - 3-е вид., виправлене і доп.. - К.: Знання-Прес, 2006. - 598 с.

9. Олійник М. Історія України: Навчальний посібник для судентів дистанційної та заочної форм навчання/ Микола Олійник, Іван Ткачук,. - 3- вид., виправлене та доповнене. - Львів: Новий Світ-2000, 2007. - 262 с.

10. Чуткий А. Історія України: Навчальний посібник для студ. вищих навч. закладів/ Андрій Чуткий,; Міжрегіональна академія управління персоналом. - К.: МАУП, 2006. - 345 с.

Народ, живущий "против солнца, головой к чумацкому возу, ногами к синему морю", как поется в старинной песне. Выбеленные хаты в окружении садов, прекрасные печные изразцы и глиняная посуда, яркие, веселые ярмарки - все это узнаваемые приметы богатой традиционной культуры украинцев...

Расселение и формирование этноса

Группа девушек и замужних женщин в праздничных нарядах

На юго-западе Восточной Европы "против солнца, головой к Чумацкому возу (Большая медведица), ногами к синему морю", - как пели в народе, - расположилась древняя славянская земля Украина.

Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией.

Основное занятие

Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилище

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения.

"Рушник" - полотенце. Конец XIX века. Харьковская губерния, Змеевский уезд

Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей.

Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову.

Внутреннее пространство хаты

Печь расписная и роспись на стене около печи

Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный", а пустое место под печью - "пидпичча" - служило для хранения топлива или туда помещали клеть для кур - "кучу".

Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками".

Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение. Пространство над дверью и верхней частью глухого угла занимала полка - "полыця", на которой стояли запасные горшки, перевернутые вверх дном. Ближе к углу в глиняной посуде хранились многочисленные женские украшения. Ниже располагались полки с постановленной на видном месте лучшей столовой посудой: расписными поливными глиняными и деревянными мисками, ложками, тарелками и флягами.

Гуцульская керамика

Миски керамические кандийки. Полтавская губ, Зеньковский у., м. Опашня.

Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями.

Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы.

Сосуд. Восточная Галиция, с. Пистынь. Конец XIX века. Украинцы - гуцулы

Убранству печного камина были созвучны "мысник" - шкафчик из трех-четырех полочек, помещавшийся в простенке между дверью в хату и боковой стеной, и "намысник" - полочка над дверью, где стояла глиняная посуда: "глеки" ("дзбанки"), "черсаки" (горшки), баньки, сосуды для напитков - калачи, "плесканки", миски и др. Самые нарядные миски, служащие исключительно украшением интерьера, помещались на "намыснике", который по той же причине украшался резьбой и выжженными узорами.

Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.

Изготовлением керамики занимались гончары-гуцулы из Косова и Пистыня. Наиболее известные из них: И. Баранбк, О. Бахматюк, П. Цвилык, П. Кошак. Как правило, все они были потомственными гончарами, воплотившими в изделиях не только лучшие достижения предшественников, но, безусловно, раскрывшие свою индивидуальность.

Несмотря на то, что основными занятиями гуцулов были скотоводство и, в первую очередь, овцеводство, а также заготовка и сплав леса, многие из них занимались и промыслами, особенно те, что жили в местечках и не имели ни земли, ни скота. Для гуцульской девушки не было ничего почетнее, чем выйти замуж за ремесленника.

Украинская ярмарка

Ярмарка в селе Янковцы. Полтавская губерния, Лубенский уезд. Украинцы.

В большинстве украинских сел в большие храмовые праздники бывали ярмарки. Наиболее оживленные из них проходили осенью, после сбора урожая. Торжище располагалось на храмовой площади или на выгоне за селом.

Ярмарка для крестьян была своего рода "клубом", где поддерживались общественные связи и знакомства. Ярмарочные ряды располагались в строгой последовательности: в одном ряду торговали гончарными изделиями, фабричной посудой и иконами, здесь же располагались бакалейные и чайные лавки; в другом ряду - мануфактурой, галантереей, картузами, женскими платками, обувью; в следующем - изделиями из дерева - колесами, дугами, сундуками и т. д.; в последнем - дегтем и рыбой.

Отдельно располагались места, где продавали скот и лошадей. Здесь посредниками выступали цыгане. После удачной купли-продажи обычным делом было распитие магарыча: "Нищие костылями менялись, да и то три дня магарыч пили", - так говорили в народе.

На ярмарках народ веселили странствующие гимнасты или комедианты, но чаще исполнители народных песен под аккомпанемент лиры или слепые музыканты, игравшие на фисгармонии. Торговля длилась три-четыре часа, затем все убиралось, и к вечеру от пестрой шумной толпы и толчеи не оставалось и следа, кроме ярмарочного сора. Большая ярмарка продолжалась два-три дня.


Развитие украинской культуры в XIV - первой половине XVII ст. органично связан с историческими обстоятельствами, которые имели место на землях Украины, которая входила тогда в Великое княжество Литовское. Кревська уния (в 1385 г.) положила начало объединению Литвы и Польши, дав польской шляхте право обладания украинскими землями, тем же узаконила экспансию латинской культуры на несколько веков. Позитивным моментом в этом процессе было вхождение украинских земель в пространство западной цивилизации. С другой стороны, Польша повела тотальное наступление на украинскую культуру, православную веру, обычаи, традиции, язык. Невероятно тяжелой для украинского народа была первая половина XV ст. через ежегодные нападения татарских орд. Этот фактор негативно отразился на экономическом и культурном развитии Украины. В XVI ст. Украина вступила руиной. Люблинская уния (в 1569 г.) окончательно узаконила политику национального, религиозного и социального притеснения украинского народа, что в свою очередь повлекло открытый протест украинского населения. В колонизацийному наступлении на Украину провод вели польские магнаты. Овладев Холмщину, Галичину и Подолье, они перешли после Люблинской унии на Волынь, Брацлавщину, Киевщину и, в конечном итоге, на Левобережье. Сотрясении, Язловецьки, Замойськи, Синявськи, Жолкевськи, Калиновськи, Потоцьки и другие магнатские роды заняли огромные пространства, создавая настоящие латифундии, к которым принадлежали сотни сел, десятки городков и замков, целые просторные провинции. Эти "короленята" были неограниченными обладателями своих земель, потому что занимали наивысшие должности в государственной администрации. Всякие жалобы местного населения к власти не доводили ни к чему, потому что магнатская верхушка всю власть сосредоточила в своих руках. Вместе с магнатами двигала в Украину мелкая польская шляхта, голодная и малоимущая, что при господах и себе надеялась приобрести имений и богатств. При магнатах поживу для себя нашли также евреи, которые были барскими агентами и факторами, брали в аренду трактиры, мельницы, пошлины и даже церкви. Главную колонизацийну акцию повело латинское духовенство. Уже в XV ст., кроме Львова, Перемишля и Холма, основаны латинские епископства также в Каменке, Луцке и Киеве. В первой половине XVII ст. необыкновенно широкую пропаганду на востоке повели иезуиты, которые осели в Ярославле, Перемишли, Львове, Бересте, Луцке, Остроге, Каменке, Баре, Виннице, Киеве и других городах. Иезуиты вели пропаганду среди магнатов, шляхты, мещанства, особенное внимание обращали на состоятельных, талантливых и выдающихся людей, намагаючися привлечь их к латинской церкви и тем же к польскому национальному лагерю. Иезуиты основывают школы с добрыми учителями, для того, чтобы приобщить к себе украинскую молодежь и этим денационализировать ее. Следовательно, процесс колонизации осуществлялся одновременно как в экономической, так и в культурной сферах жизни украинского общества. В ближайшие три десятилетия после Люблинской унии процесса колонизации противостояли украинские аристократические роды. Они считали своей обязанностью оборонять культуру, протежировать церковь, образование, доброчинни учреждения. Так делали такие выдающиеся представители аристократии, как Григорий Хоткевич, который учредил в Заблудови типографию, или Константин Острозький, заложив академию в Остроге, или Василий Загоровський, что фундував в своем селе школу. Однако патриотизм аристократии был тесно связан со службой государству. Когда Литовского государства не стало, новые поколения скоро забыли ее традиции и начали приклоняться к новому государству, которое обещало значимость и достоинство, - в Польшу. О пути ренегатства, которым пошли почти все барские роды, писал Мелетий Смотрицький в своим "Тре-носи, или ляменти святой восточной церкви" (в 1612 г.). Крестьянский двор В крестьянский двор обычно входили: крытая дранкой или соломой избы, топившаяся «по-чёрному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе (поросят, телят, ягнят). Птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-чёрному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьяне спали на печи. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью - в основном служили лапти. Зажиточные крестьяне носили поршни (поршни)- обувь, сделанную из одного – двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги. Питание крестьян Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (посевной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употреблялось в пищу – капусты, моркови, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Более частым продуктом на столе стала рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшим им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах - землянику. Также использовались в пищу и лесные орехи. Вывод: Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние. Приложение Крестьянин в традиционной одежде Костюм крестьянки.