26.06.2020

Плуг своими руками чертежи. Что собой представляет самодельный плуг Роторный плуг для мотоблока своими руками


Вероятно такая проблема возникает у многих садоводов и огородников. Имеется маленький участок земли – одна или три сотки, и её нужно вспахать. Лопатой муторно, коня сейчас нигде не найти, трактор не въедет. Купить какой культиватор за штуку баксов и использовать его по часу в год – давит жаба. Начал рыть по просторам интернета – неужели ручной плуг, только наше изобретение – а что придумали жадные буржуи?

Оказывается у буржуинов такой девайс существовал давно, но использовали они его только для последующих доработок земли – поверхностной культивации, неглубокого окучивания, изготовления борозд при посадке. То есть, чтобы вручную тянуть плуг по дерну вместо коня двумя людьми, такого там не наблюдается. Вероятно лучше сброситься в округе нескольким хозяевам и купить мотоблок. Так появляются колхозы и социализм, что тоже не радует. А вот как они пахали; женщины в голландском поле 1919г. делают ручными плужками борозды для посадки мака:

Ручные плужки с большими колесами в начале 20 века делались чуть ли не в массовом порядке:

По такому же принципу буржуины делали и ручные культиваторы.

Теперь остановимся на наших рукодельцах. В связи с участившейся потребностью ручных плужков, их начали выпускать чуть ли не на каждом заводе. Конструкции такого изделия у всех практически идентичны и предназначены для использования в качестве тягла великовозрастного дитяти, который на сотке и физразминку сделает, и родителям поможет. Выглядит это так:

Данные конструкции постоянно совершенствуются как предприятиями, так и народными умельцами. Ставятся ролики и диски, в виде тяги используется либо веревка, либо труба с поперечиной. Может использоваться рама от велосипеда:

Очень интересная белорусская самоделка, мне понравилась форма ручного плуга – окучника:

Параллельно с такими поисками нашел старинную американскую ручную газоноосилку. Всё примитивно – пара ножей, два колеса. И еще ручная борона старых ковбоев. Может быть кто попробует:

Вот он, чертеж ручного плуга:


Напишу еще одну статью из серии ремонта своими руками. На этот раз производим ремонт триммера газонокосилки. У этого важного для лета электроинструмента вышла из строя пусковая кнопка, вероятно заяц косил...


Кругом снег. Жизненно необходимо обеспечить доступ к своему жилищу. Нужно найти в себе силы и заменить компьютер на снеговую лопату. Еще лучше организовать для такой работы подрастающее поколение, а самому обеспечить...


Я не буду вступать в спор о том, что лучше, триммер или газонокосилка.Это инструменты, предназначенные для разных целей. И если вы имеете более трех соток газона с деревьями, то лучше...

Плуг – это сельскохозяйственное орудие труда для вспашки земли с металлическим лемехом. Эволюция передвижения этой установки прошла путь от тяговой силы в виде человека, быка и лошади до трактора. Главное назначение этого орудия – перевернуть и разрыхлить верхние слои земли, чтобы облегчить процесс посева. Кроме того, лемех без труда срезает сорняки, запахивая их в землю.

Мотоблок с плугом может выполнять сразу несколько функций: пахать, косить, окучивать. При этом все чаще возникают вопросы о том, какой агрегат лучше. Установить плуг промышленной сборки или попробовать собрать плуг для мотоблока своими руками.

1 Разновидности плуга

Традиционно, в зависимости от специфики, модели этих устройств можно разделять по таким принципам:

Установленный тип рабочих органов:

  • дисковый плуг;
  • лемешной;
  • роторный;
  • безотвальный;
  • комбинированный.

Лемехи при этом бывают трех видов: цилиндрические, полуцилиндрические и винтовые. Для самодельного варианта лучше выбирать цилиндрическую форму. Безотвальные агрегаты получили широкое распространение на сухих, склонных к эрозии почвах.

По роду используемой тяговой силы агрегаты делятся на:

  • конные;
  • канатные;
  • тракторные.

Тракторные, в свою очередь, бывают:

  • навесных;
  • прицепных;
  • полуприцепных конструкций.

По количеству рабочих органов устройства могут быть:

  • однокорпусные;
  • двухкорпусные;
  • многокорпусные.

Кроме того, плуги могут быть предназначены для гладкой или бороздной пахоты общего или специального назначения. А по операциям, доступным при работе с пластом земли и вариациям в креплении плуга на мотоблоке они делятся на оборотные и обычные.

2 Подготовка деталей и сборка самодельного плуга к мотоблоку

У этой модели множество модификаций, чертежей и приверженцев. Плуг мотоблока для чайников обычно описывает устройство однокорпусного плуга. Для его изготовления не нужны специальные инструменты или навыки. Справиться в этой моделью сможет даже новичок в машиностроении.

2.1 Однокорпусный

В первую очередь нужно запомнить, что самодельная конструкция должна быть разборной. Перед каждой вспашкой вы сможете снять диск или лемех и заточить его. Во-вторых, свой диск к своему собственному агрегату для мотоблоков лучше всего брать от дисковой циркулярки (пилы из легированной стали).

Чтобы сделать отвалы вам понадобятся вальцы и сталь толщиной до 4 мм. Вырезаем сваркой или обычными ножницами форму, и просто на вальцах выгибаем в форме цилиндра. Есть вариант, когда отвалы можно сделать из куска трубы или баллона, диаметром от 500 до 600 мм, с толщиной не более 5 мм.

Для этого форму нужно вырезать сваркой, затереть наждаком, а при необходимости, как в том давно забытом анекдоте, тщательно довести до ума молотком. Потом нужно будет изготовить другие части будущего агрегата.

Таким образом, по чертежам нужно изготовить 6 частей:

  • стальной лемех или диск;
  • распорную пластину;
  • боковой щиток для стойки;
  • пластину для основания самого плуга;
  • полевую доску с углом 30Х30 миллиметров;
  • трубу для стойки 42 мм в диаметре.

Затем при помощи клиньев устанавливаем готовый лемех (на вспомогательный лист), крепим двухточечной сваркой, и стыкуем стойку с боковым щитком так, чтобы щиток оказался выше лемеха на 7-9 мм, а края щитка заходили за края лезвия на 6-7 мм. Все части снова привариваются друг к другу.

Затем нужно приварить отвал так, чтобы он с лемехом стал единой целой поверхностью. Если угол между отвалом и лемехом будет больше 7 градусов, делали нужно доработать молотком. Итак, отвал приварен к лемеху, лемех к боковому щитку. Теперь крепим боковой щиток сначала к пластине основания и затем к распорной планке.

В последнюю очередь к пластине основания привариваются углы лемеха. Затем отделяем вспомогательный лист, зачищаем следы сварки, а лемех с отвалом шлифуем шкуркой.

2.2 Двухкорпусный

Двухкорпусный плуг для мотоблока нужен для обработки больших площадей. Кроме того, сделанный своими руками, он может выполнять сразу несколько функций – вспахивать и . Сцепка нескольких рам с разными инструментами позволяет создавать различные модификации моделей по готовым чертежам.

2.3 Роторный

Роторный или ротационный плуг для мотоблока – это вообще отдельная тема. Самый новый и неожиданный вариант агрегата, который можно . Поворотный механизм ротационного устройства обеспечивает легкую работу на трудных землях, поросших в глубину корнями.

Конструкция из нескольких лемехов, прикрепленных к одной оси, позволяет обрабатывать даже труднодоступные участки огородов на глубину до 30-ти см. При этом, вопрос о том, как правильно пахать ротационным устройством вообще не стоит – им пользоваться проще, чем обычным агрегатом.

2.4 Как настроить плуг на мотоблоке: установка, крепление, регулировка

Устанавливать готовое орудие на мотокультиватор нужно при помощи гаек. Но, вначале для удобной регулировки их не стоит полностью затягивать. Потом с помощью двух стальных штырей фиксируем агрегат на крепежную серьгу. Теперь установленный агрегат можно регулировать.

Отрегулировать готовый агрегат важно для того, чтобы качество вспашки было максимально хорошим. Для этого, в начале, нужно отбалансировать высоту мотоблока, а при помощи болтов выставить и закрепить угол наклона аппарата параллельно земле.

Отрегулированный агрегат ручками доходит до пояса. мотоблока заканчивается проведением контрольной вспашки, при которой расстояние между отвалами земли не больше, чем 8-10 см.

2.5 Испытания самодельного плуга для мотоблока (видео)


2.6 Как пахать мотоблоком с плугом?

Когда настройка плуга окончена, и пора , нужно учитывать разницу между работой обычного плуга и оборотного. Два лемеха, которыми обладает оборотный плуг для мотоблока, работают одновременно, в отличие от обычного, в котором зеркально установленный верхний лемех, пока пашет первый, просто отдыхает.

Пахать плугом в свал или вразвал удобнее обычной конструкцией. Вспаханный методом гладкой вспашки пласт земли – это заслуга оборотного механизма аппарата. Сцепка оборотного агрегата к трактору – это трехточечная навеска.

Например, очень хорошо зарекомендовали себя различные варианты и модели оборотных плугов Зыкова для . Этот универсальный агрегат можно установить практически на любой мотоблок или мотокультиватор. Но о том, как сделать самодельный агрегат Зыкова мы расскажем уже в другой статье.

Для обработки даже небольшого земельного участка требуется приложить ощутимые физические усилия. Можно, конечно, использовать обыкновенную лопату, но куда более эффективно применить мотоблок. С этой техникой быстро выполняются разные виды обработки почвы. Естественно, основным элементом тут выступает плуг, который можно купить или сделать самому. Приобретая мотоблок, зачастую нельзя купить разом навесные механизмы к нему. Стоимость навесного плуга - 800−6000 рублей. Эта разница в ценах объясняется типом, качеством и степенью сложности выполнения распашников. Самодельный плуг для мотоблока стоит гораздо меньше. Посмотрим, как сделать плуг самому.

Преимущества

В самостоятельном изготовлении плуга на мотоблок есть определенные плюсы. Параметры отвала и лемеха будут соответствовать требованиям по обработке конкретного грунта. В число данных параметров входят:

  • угол отвала;
  • глубина и качество вспашки;
  • эффективность;
  • площадь захвата.

С учетом мощности мотоблока можно изготовить плуг, который не даст чрезмерную нагрузку на двигатель и не вызовет пробуксовки, но захват его будет максимальным. Нужны лишь качественные материалы, что позволяет значительно повысить срок службы орудия. Нелишне предусмотреть возможность крепления насадок, значительно расширяющих функциональность.

Конструкция плуга

Если говорить о мотоблоке «Нева», на него устанавливаются несколько разновидностей плугов, у каждой из которых свои особенности конструкции.

Сейчас землю на приусадебных участках обрабатывают плугами следующих конструкций:

  • однокорпусные;
  • оборотные;
  • роторные.

Наиболее популярны однокорпусные орудия. Вдобавок такой плуг считается наиболее оптимальным для пахарей без навыков.

Вверху оборотного плуга есть изогнутое перо, позволяющее в процессе вспашки тут же переворачивать пласт земли. Данная особенность делает конструкцию превосходным вариантом для обработки твердых почв. Поскольку конструкция такого плуга довольно сложная, изготовить его под силу лишь опытному человеку.

Роторный плуг в изготовлении самый сложный. По конструкции он больше напоминает культиватор, так как предусмотрено несколько лемехов на одной оси. При обработке грунта ось прокручивается, благодаря чему переворачивается пласт почвы. Плюс конструкции в том, что земля может обрабатываться на глубину до 30 см при незначительных усилиях. Еще с помощью роторного плуга вспашка участка может производиться по разным траекториям.

Итак, однокорпусный плуг распространен наиболее широко, и работать с ним может каждый человек, даже не знакомый с механизированной вспашкой. Преимущество и в том, что данное орудие довольно просто сделать своими руками.

Поворотный плуг

Это стойка, к которой приварены два лемеха: подрезающий и переворачивающий и откидывающий грунт. Для большей жесткости опрокидывающего землю лемеха вверху приварен уголок, который упирается в верхнюю кромку опрокидывателя.

При самостоятельном изготовлении можно сделать более простым узел для перестановки глубины вспашки. Поперечину, связанную со стойкой болтами, сваривают с плугом, делают длиннее. Коробки не нужно. Спереди к поперечине прилаживается кронштейн, в который укрепляют дополнительную вертикальную стойку, размеров которой хватит, чтобы выйти из зоны переворачивающейся почвы.

В вертикальной небольшой квадратной стойке спереди просверливается несколько отверстий под болты, через которые на требуемой высоте закрепляется тяга, идущая от мотоблока под углом 90°. К этой передней стойке тяга крепится двумя приваренными пластинами с проушинами. Два вставленных болта крепятся гайками. Они соединяют стойку и тягу . Подобное соединение проще и эффективнее. Глубина вспашки может регулироваться.

Чтобы земля не застревала в промежутке, между нижним и верхним лемехом приваривают тонкий лист жести, что поможет грунту идти плавно и быстро по дуге и переворачиваться пластом.

Поворотный плуг Зыкова

Усиление лемехов в этом случае сделано полосками стали на болтах. Внизу и вверху - под углом. Экономно и просто. Тяга с приваренным приспособлением держит два лемеха со стойками, которые вставлены в приспособление. Узел связки держат два стопорных болта. Для устойчивости на шасси приделывают колесо.

Конструктивные элементы плуга

Сделать самостоятельно ручной плуг сегодня не проблема. Тем более, что в Сети есть множество чертежей разнообразнейших конструкций.

Итак, для изготовления орудия для вспашки земли понадобится следующее:

Главное, чем нужно руководствоваться при изготовлении плуга, - точное соблюдение инструкций и выдерживание параметров выбранного чертежа. Даже кажущаяся на первый взгляд несущественной мелочь может сильно сказаться на характеристиках орудия или негативно повлиять впоследствии на его рабочие параметры.

Сборка

Первой делается рама, которая может быть изготовлена из металлической трубы с сечением 40×52 мм и толщиной стенок около 7 мм. Для формирования вилки срезаются широкие стенки рамы, которые расположены друг напротив друга. Затем на раме отмечается середина , куда будет устанавливаться поперечная траверса и привариваться стойки-проушины, к которым крепится дышло. В начале вилки (в передней части рамы) остается отверстие, заваривающееся наглухо во избежание попадания грязи.

Крепление стойки

Для закрепления плужной стойки в широкой части трубы, использовавшейся для создания рамы, с двух сторон высверливаются или вырезаются отверстия 16×31 мм. В узких стенках рамы тоже проделываются сквозные отверстия Ø10,2 мм для крепления рукояти с помощью болтов М 10 . Рукоятки выполняются отдельно из трубы диаметром приблизительно полдюйма. Можно использовать для этой цели старую водопроводную трубу, которую с двух сторон расплющивают кувалдой. В полученных плоскостях высверливаются отверстия Ø10,2 мм и крепятся на раме болтами. Для большей жесткости между рукоятками приваривается поперечина.

Плужная сцепка

Сцепка - важный элемент , который обеспечивает надежное крепление навесного плуга с «Невой». Наиболее популярно П-образное крепление из швеллера, устанавливающееся под рулем мотоблока. При создании сцепки просверливаются отверстия для крепления крепежного штыря и кронштейна. Кронштейн для крепления находится вверху или внизу, чтоб не препятствовал навешиванию.

Изготовление и крепление рабочих элементов

Основные элементы однокорпусной конструкции - это лемех и отвал. Для их изготовления нужна прочная листовая сталь толщиной 3−5 мм. Первым делается лемех, для чего используется старый диск от циркулярной пилы, изготовленный из высокопрочной стали. Для заточки режущей кромки лемеха ее отбивают на наковальне. Далее делается отвал из металлической трубы Ø50−60 см и толщиной стенок около 5 мм. Из картона или плотной бумаги делается шаблон, который прикладывают к металлу и по контуру обводят мелом. По полученным линиям газосваркой вырезается заготовка, которая доводится до нужных размеров «болгаркой» или молотом и наждаком.

Завершающий этап

После создания всех металлических деталей плуга для финальной сборки требуется металлический лист 50×50 см, а также электросварочный аппарат. К листу, со строгим соблюдением углов, слегка прихватывают сваркой элементы будущего плуга: боковой щиток и лемех, к которому примеряется отвал. Если имеются несоответствия, отвал с помощью молотка доводится до требуемого состояния и прихватывается сваркой к задней части лемеха.

Если недостатков при осмотре не замечено, можно приступать к капитальной сварке. Металлический лист, на котором производилась сборка, отсоединяется от конструкции «болгаркой» или молотком и зубилом. Далее тщательно зачищаются сварные швы, наждачной бумагой шлифуются лемех и отвал. Когда конструкция собрана и практически готова к использованию, ее окрашивают, особенно места сварных соединений. Это придаст эстетики и убережет металл от коррозии, а значит, заметно продлит срок службы изделия.

Так как сделать своими руками плуг для мотоблока не очень-то просто, требуется хотя бы минимальный опыт работы со слесарными инструментами. Непременно при изготовлении нужно придерживаться рабочего чертежа и всех положенных инструкций. Добавим, что самостоятельное изготовление плуга позволит сэкономить, потому что большую часть материалов можно найти в хозяйстве.

Для тех, кто владеет небольшим участком земли (20-40 соток) и активно занимается земледелием, например, выращивает картофель или другие культуры, серьезным помощником в работе является мотоблок. Оснащенный набором навесного оборудования, его можно использовать для вспашки и рыхления почвы, посадки и уборки картофеля, моркови и др. С помощью мотоблока можно скосить траву, убрать снег, перевезти небольшой груз. Навесное оборудование можно приобрести в магазине, но домашнему умельцу, имеющему в арсенале доступные инструменты, по силам будет изготовить некоторое оборудование самостоятельно, включая плуг. Если вы решились изготовить плуг для мотоблока своими руками, рассмотрим их конструкции, а также какие из них можно сделать самостоятельно.

Виды плугов

При комплектации мотоблоков применяют плуги трех разновидностей, все из них имеют свою область применения:

  • однокорпусные и двухкорпусные;
  • поворотные или оборотные;
  • роторные.

Однокорпусные модели

Однокорпусные агрегаты – наиболее простые по конструкции. Они имеют только один лемех и применяются при вспашке легких грунтов на обычных садовых участках, составляющих большую часть земель. Для вспашки тяжелых грунтов и целины такой плуг не подойдет, здесь потребуется более мощная конструкция.

Двухкорпусный плуг представляет собой две скрепленные рамы с лемехами. Применяется для обработки различных видов почв и для первичного вспахивания целинных земель. Одновременно сможет выполнять вспашку и боронование, обеспечивает наилучшее качество возделывания почвы.

Оборотные плуги

Оборотные плуги отличаются по форме лемеха, напоминающего перо. Лемех с загнутой верхней частью переворачивает грунт. Рекомендуется для вспашки твердого, жесткого грунта. Плуги такого вида совместимы с мотоблоками среднего и тяжелого классов, например МТЗ. Название свое получили от устройства, поворачивающее лемех при изменении направления вспахивания, что удобно для участков большой длины. Направление отвала почвы сохраняется.

Роторные плуги

Роторные модели отличаются от других конструкций: агрегат состоит из набора изогнутых лемехов, которые взрыхляют почву, помещенных на оси, приводимой в действие валом отбора мощности агрегата. Глубина вспашки почвы роторным плугом составляет 25-30 см, и не требует значительных усилий работников.

Ротационный плуг позволяет вести вспашку, меняя направления, что важно для обработки участков со сложными формами. Данная конструкция популярна среди дачников для обработки почвы со слоем дерна или насыщенной корнями. Роторные плуги совместимы со средними и тяжелыми мотоблоками.

Отвальные и безотвальные

По наличию отвала плуги можно разделить еще на два вида:

  • отвальные: конструкция таких плугов позволяет вспахивать почву, переворачивать вспаханный слой и разрыхлять его;
  • безотвальные: предназначаются для взрыхления почвы в регионах с засушливой и ветреной погодой.

Преимущества самодельных плугов

Изготовление самодельного плуга своими руками имеет ряд преимуществ перед использованием покупных. Его конструкция больше отвечает требованиям, соответствующим обрабатываемой почве: это угол овала, глубина вспахиваемого слоя, ширина вспахиваемого участка за один проход, а также эффект рыхления.

Плуг, изготовленный своими руками с учетом мощности двигателя, не создаст дополнительной нагрузки на мотоблок, исключит пробуксовывание колес и обеспечит оптимальный эффект вспашки. Применение качественного материала и соблюдение технологии позволит значительно увеличить срок службы. Изготавливая плуг, можно предусмотреть возможность крепления дополнительного оборудования для обработки почвы.

Самодельный однокорпусный плуг

Наиболее простой, но одновременно и эффективной конструкцией плуга является однокорпусный.

Такая конструкция применима для производства ее собственными руками в домашних условиях. Для изготовления не потребуются специальные инструменты и приспособления, а также особые навыки, достаточно будет инструментов, имеющихся в мастерской домашних мастеров.

Лемех

Опыт хозяев, применяющих в своих полевых работах мотоблоки, оснащенные плугами, показывает, что лемех требуется периодически снимать, чтобы до начала работ его наточить. Выбирая материалы для изготовления лемеха, рекомендуем применить легированную сталь 9ХС, используемую при изготовлении циркулярных пил.

Может быть применена сталь 45, но ее потребуется закалить до твердости HRC 50-55. Не исключено применение обычных сталей, в том числе Ст.5, которые не подвергают закаливанию, но может быть доведена до нужного качества, если отбить кромку молотом и заточить ее.

Отвал

Отвал плуга можно изготовить разными методами, рассмотрим некоторые из них, чтобы была возможность выбора наиболее удобного и доступного по материалам и стоимости.

  1. Отвал изготавливается из стального листа толщиной 3,0–4,0 мм. Для изготовления необходимы гибочные вальцы для придания отвалу изогнутой формы. Заготовку вырезают по шаблону, затем пропускают через вальцы и молотком доводят до требуемой формы.

  1. Сделать отвал можно, используя стальную трубу диаметром 0,55-0,6 м и толщиной стенки 4,0-5,0 мм. Заранее готовим картонный шаблон, накладываем его на трубу так, чтобы угол, образованный нижней гранью и горизонталью трубы, составил 20-30°. Контур обводится, вырезается с помощью газовой горелки, после этого обрабатывается наждаком или болгаркой. Если потребуется, можно исправить форму при помощи молотка.
  2. При изготовлении отвала можно использовать стальной лист, но форму придать можно после предварительного нагрева заготовки, изогнув ее по матрице, например, взяв отвал покупного плуга.

Сборка плуга

Начиная сборку, рекомендуется предварительно изготовить макет, используя плотный картон, склеивая отдельные детали под определенными углами. На представленных чертежах угол альфа на различных участках составляет 25-30°, угол гамма – 42-50°. Оценив полученный картонный образец, начинаем его изготовление из металла. Материал для корпуса выполнен из листовой стали толщиной 3,0 мм.

Чтобы выполнить сборку, воспользуемся аппаратом для сварки. Потребуется стальной лист толщиной 2-3 мм с габаритами 0,5х0,5 м. Воспользовавшись клиньями, установленными под углом 25°, на лист помещаем лемех и привариваем его к листу в двух местах. К лемеху вертикально стыкуем боковой щиток, расположив его внахлест на 5-8 мм. Щиток необходимо расположить выше лезвия лемеха (плоскости листа) на 0,6-1,0 см, чтобы свободно подрезать почву. Щиток прихватками присоединяем к лемеху и вспомогательному листу. Прикладываем к лемеху отвал так, чтобы получилась цельная конструкция. Угол между ножом лемеха и краем отвала необходимо установить 6-8°.

Крепление лемеха

Схема крепления плуга представлена на чертеже.

В том случае, если какой-нибудь из углов или поверхности не совпадут или не будут отвечать рекомендованным, деталь потребуется подправить молотком. Подогнав отвал и лемех, привариваем их, после этого отвал прихватками скрепляем с боковым щитком. Свариваем боковой щиток сначала с распорной планкой, после этого с пластиной, расположенной в основании, теперь к ней привариваем упорный уголок лемеха. Весь агрегат осматриваем, и теперь потребуется тщательно проварить швы, затем отделить от вспомогательного листа. Выполнив сборку, швы требуется тщательно очистить болгаркой, а поверхности, которые будут контактировать с грунтом, зашлифовать.

Оборотный плуг

У оборотного плуга имеется отличие – наличие механизма поворота, переворачивающего лемех при проходе соседней борозды в обратном направлении. Перевернув лемех, пласты почвы будут переворачиваться в том же направлении, что и предыдущие. Поворотный механизм позволяет выполнять вспашку быстрее, чем при использовании обычной конструкции.

У оборотной конструкции имеется три специфические плоскости: внизу горизонтальная плоскость полозка, боковая вертикальная и передняя отвальная. Снимаем лемех и отвал, устанавливаем на пол и прислоняем их к стенке, нижняя горизонтальная плоскость полозка должна совпасть с горизонтальной линией пола, а стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.

Чтобы отрегулировать плуг, необходимо нижнюю грань лемеха опустить на 1,0–4,0 см ниже плоскости полозка. Боковые режущие грани лемеха и отвала должны лежать на одной линии и выступать на 1 см от вертикальной линии полозка.

Рабочая поверхность лемеха должна совпасть с отвалом без каких-либо зазоров, на них не может быть выступающего крепежа и их требуется тщательно отполировать.

После окончания вспашки все рабочие части необходимо очистить и промазать технической смазкой, чтобы исключить коррозию при хранении до следующего сезона.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Как прицепить плуг к мотоблоку

Перед установкой плуга потребуется заменить колеса специальными с грунтозацепами для повышения проходимости по пахоте. Затем присоединяют плуг к навесному устройству мотоблока. Во время установки крепления не должны затягиваться полностью для обеспечения регулировки. Фиксируют агрегат на крепежной серьге мотоблока с помощью двух стальных стержней.

Регулировку плуга необходимо производить, соблюдая все правила, что влияет на качество вспашки. Устанавливают колеса мотоблока на специальные опоры и выполняют его регулировку. Высота опор равна глубине вспахивания и составляет 15-20 см при проведении работ весной на влажном грунте или 20-25 см. С помощью регулировочных болтов выставляют «пятку» плуга параллельно земле.

Теперь можно снять плуг с опор на землю, ручки управления выставляются по высоте пояса работника. Затем проверяют настройку контрольным вспахиванием нескольких борозд. Замеряют, на какую глубину произведена вспашка, качество отвала почвы и расстояние между соседними бороздами. Если расстояние больше или меньше 10 см, регулировку необходимо повторить.

Покупая мотоблок, мы зачастую не можем приобрести все навесные механизмы к нему. К примеру, цена навесного плуга – от 800 до 6000 рублей. Такая разница в ценах обусловлена типом и качеством, разной сложностью выполнения распашников. И при этом не всегда можно купить то, что нам надо. Стоят сделанные своими руками инструменты намного меньше. Поэтому рассмотрим здесь, как сделать плуг для мотоблока своими руками. С чертежами, с объяснениями.

Плугов придумано и создано много. На приусадебных участках достаточно использовать такие:

  • однокорпусные;
  • оборотные;
  • роторные.

Однокорпусный – самый распространенный, он прост в обращении. Работать с ним сможет любой, кто не имеет навыков, не знаком с процессом механизированной вспашки. В сети много информации, как делать самодельный плуг для мотоблока, чертежи к нему. Такой распашник самому сделать не слишком сложно.
Оборотный – хорошо применять на твёрдых почвах. Он имеет изогнутую форму. За счёт этого земля пашется таким образом, что пласт переворачивается. Этот плуг сделать сложнее. Надо иметь навыки работы с таким предметом труда, чтобы правильно сделать изделие.
Роторный плуг ещё сложней, чем оборотный. Он состоит из нескольких лемехов, идущих друг за другом – на одной оси. Происходит прокрутка оси. Пласты переворачиваются. За счёт физической инерции и поступательного движения вперёд – облегчается процесс вспашки. Такая обработка позволяет эффективно делать распашку до 30 см. в глубину. Роторный плуг своими руками имеет ещё один плюс: можно делать распашку по любой траектории, не только по прямой. Участок с косыми или кривыми краями этим устройством можно распахать как угодно. Естественно, это удобно.

Как сделать однокорпусной плуг

Такой плуг выглядит приблизительно вот таким образом. Не обязательно иметь колесо рядом.

Есть однокорпусный без колеса:

Делать надо, тщательно все размерив, продумав заранее чертёж. Вот пример такого чертежа:

Делается макет из твёрдого картона, полностью идентичный по размерам и формам плуга. Если макет удался, тогда он дублируется из стали. Сталь надо выбирать легированную, 3 мм толщиной.
Когда стальная форма вырезана, возникает проблема, как сделать лемех той своеобразной овально-винтовой формы. Штамповка формы в домашних условиях и даже в мастерской проблематична. Поэтому опять делаем форму из толстого картона, теперь только прямую. После этого разрезаем (болгаркой) стальную форму аккуратно на полосы стали. Нумеруем каждую полосу. Разрезаем картонную форму точно на такие же полосы. Нумеруем. Экспериментируем со сгибом и склеиванием (скотчем, изолентой) полос таким образом, чтобы изогнутые и склеенные полосы приняли, повторили форму первой картонной модели. Изучаем положение и изгиб каждой полосы.
Выполняем операцию по изгибу, скрутке – уже стальных полос. Поочерёдно, сваривая подкрученные полосы и сверяя с макетом. Используем тиски и подручные инструменты. Когда лемех готов в черновую, тщательно шлифуем места сварки.
Теперь о ноже лемеха, что внизу. Для него нужна закалённая легированная сталь. Желательно его делать съемным, чтобы можно было снимать и менять на готовый, заранее заточенный. Так удобней. Крепим нож на коротких прочных потайных болтах. Трёх потайных болтов под торцовый ключ со стороны лезвия достаточно.

Изготовление лемеха из трубы

Это был вариант самого изощрённого способа создания однокорпусного плуга. Есть способы попроще, но работающие.
Есть способ изготовления лемеха из трубы. На чертеже, что выше, он обозначен. Для изготовления простенького распашника годится. Только для эксклюзивного, мощного плуга вариант изготовления из трубы не пойдёт. Возможностей для придания нужной формы меньше. Гнутый кусок от трубы можно только греть и гнуть, пытаться достигнуть нужной формы. Цельный металл трудно поддаётся изгибу в домашних условиях, даже нагретый.

Есть способ простой, но достаточно эффективный для неглубокой вспашки. Образ такого способа дан в этой картинке магазинного плуга для мотоблока.

Можно по-своему выполнить это вручную. Две заготовки стали вырезаются по нужной форме. Их нужно изогнуть, сварить под скошенным углом. Нижнюю часть большей стороны угольника отрехтовать большим молотком, придать форму. Изготовить лезвие. Посадить на болты лезвие. Найти металлическую квадратную крепкую стойку. Устроить её с внутренней стороны угольника лемеха, просверлив всё и укрепив болтами.
К верхней части стойки перпендикулярно ей пристраиваем квадратную тягу, которая будет соединять распашник с мотоблоком. Чтобы плуг можно было регулировать по глубине вспашки (выше, ниже), по бокам тяги приварить две сильные пластины с двумя отверстиями для болтов. В стойке просверлить отверстия под болты. В ряд – выше, ниже по стойке. Крепим тягу через проушины пластин болтами с гайками на стойке. Изделие готово к работе.

Однокорпусной плуг Зыкова

В Интернете можно найти популярный однокорпусной плуг Зыкова, чертежи, размеры для его выполнения своими руками. Вот как он выглядит:

Такую форму лемеху можно придать, работая большим молотком и газовой горелкой для разогрева металла. Тем и славится данная модель – эффективностью и простотой исполнения. Вот чертёж:

Как сделать поворотный плуг для мотоблока

Самый простой способ наглядно представлен на этой картинке:

Стойка. На ней приварены два лемеха. Один – подрезающий. Другой (верхний) – переворачивающий и откидывающий землю. Вверху, для укрепления жёсткости опрокидывающего землю лемеха, приварен уголок, упирающийся в верхнюю кромку опрокидывателя. Жесткость соблюдена. Мы видим магазинный вариант.
При самостоятельном исполнении можно изменить, сделать лучше и проще узел для перестановки глубины вспашки. Поперечину, что связана со стойкой болтами, надо сварить с плугом. Саму поперечину сделать длинней. Никакой коробки, что на картинке, не нужно. К поперечине спереди приладить кронштейн, в который надо укрепить ещё одну вертикальную стойку. Небольшую, но достаточную, чтобы выйти из зоны переворачивающейся земли.
В этой вертикальной небольшой стойке (квадратной формы) спереди просверлить несколько отверстий под болты. Через отверстия на нужной высоте закрепляется тяга, идущая от мотоблока под прямым углом. Крепится тяга к этой передней стойке при помощи двух приваренных пластин с проушинами. Два болта вставляются и крепятся гайками. Они соединяют в одно целое тягу и стойку.
Такое соединение делать проще и эффективней. И глубину вспашки можно регулировать. Ещё можно тут, чтобы земля не могла застревать в промежутке, между верхним и нижним лемехом приварить тонкий лист жести. Этот дополнительный фактор поможет земле идти плавно и быстро по дуге и переворачиваться пластом.

Поворотный плуг Зыкова

Теперь рассмотрим ещё один поворотный плуг – Зыкова.

Здесь усиление лемехов сделано полосками стали на болтах. И вверху, и внизу – под углом. Реализовано хорошее конструкторское решение увеличения – уменьшения расстояния между верхним и нижним лемехом. Просто и экономно. Тяга с приваренным приспособлением держит два лемеха со стойками, всунутыми в приспособление. Два стопорных болта держат узел связки. Для устойчивости плуга на шасси приделано колесо.