10.10.2019

Амеба - это типичное одноклеточное животное. Амеба обыкновенная


Амеба – это одноклеточный организм микроскопических размеров из отряда Amoebidae. Свое название она получила от греческого слова «изменение». Тело простейшего организма не имеет какой-либо прочной оболочки или скелета. Поэтому форма микроорганизма неправильная, постоянно меняющаяся. Передвижение одноклеточного возможно благодаря ложноножкам, которые то появляются, то исчезают.

Обитает микроорганизм в илистых водоемах или же в застойной воде. Эти воды – идеальная среда обитания для амебы. Здесь микроорганизм находит достаточное питание в виде бактерий, других простейших или водорослей. Питается микроорганизм также с помощью ложноножек. Ток по цитоплазме стремится в одну точку, после чего в этом месте образуется выпячивание – псевдоподий (ложноножки). Из цитоплазмы выделяется пищеварительный сок, который окутывает добычу. Расщепляя пищу, сок переваривает ее часть в полезные вещества, которые идут на поддержания микроорганизма. Вся остальная часть выбрасывается из тела примитивного одноклеточного, в любой точке. Как выглядит амеба без микроскопа достаточно тяжело понять. В местах ее обитания можно наблюдать невооруженным глазом лишь небольшие белые сгустки, достигающие в размере не более половины миллиметра.

Виды амеб, опасных для человека

По статистике в организме каждого четвертого человека на планете живет ротовая амеба. Именно с ней часто связывают появление кариеса зубов. Научно доказанных фактов патогенного влияния данного вида на людей нет. Но этот микроорганизм выявляли при таких заболеваниях, как:

  • Периодонт;
  • Гайморит;
  • Остеомиелит.

Поэтому у медиков есть основания полагать, что в развитии этих заболеваний есть определенная роль одноклеточных.

Строение и цикл развития

Все тело данного вида корненожки состоит из жидкой цитоплазмы. Именно цитоплазма образует ложноножки. Внутри цитоплазмы заключено одно ядро. То есть амеба – это одна единственная клетка, внутри которой содержится весь организм. Жизненный цикл организма заключается в росте микроорганизма до определенного размера. Как только одноклеточное достигает определенной массы, происходит деление ядра. Тело и цитоплазма также разделяются на две части. Токовые импульсы остаются в одной из частей. В другой части они заново возникают. За один день может произойти несколько делений ядра.

Пути заражения

Передаваться амеба может от человека к человеку вместе со слюной или при пользовании одной посудой. Также заразиться можно от кашля уже больного человека. Амеба в тело человека может проникнуть с водой или пищей, через грязные руки.

Простейшие в капле прудовой воды (под микроскопом).

Класс корненожек объединяет наиболее простых одноклеточных животных, тело которых лишено плотной оболочки, а потому не имеет постоянной формы.Для них характерно образование ложноножек, которые представляют собой временно образующиеся выросты цитоплазмы, способствующие передвижению и захвату пищи.

Среда обитания, строение и передвижение амёбы. Обыкновенная амёба встречается в иле на дне прудов с загрязненной водой. Она похожа на маленький (0,2-0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму ("амеба" означает "изменчивая"). Рассмотреть детали строения амёбы можно только под микроскопом.

Тело амёбы состоит из полужидкой цитоплазмы с заключенным внутрь неё небольшим пузыревидным ядром . Амёба состоит из одной клетки, но эта клетка - целый организм, ведущий самостоятельное существование.

Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется к одной какой-то точке поверхности амёбы, в этом месте на её теле появляется выпячивание. Оно увеличивается, становится выростом тела - ложноножкой, в него перетекает цитоплазма, и амёба таким способом передвигается. Амёбу и других простейших, способных образовывать ложноножки, относят к группе корненожек . Такое название они получили за внешнее сходство ложноножек с корнями растений.

Жизнидеятельность Амёбы.

Питание . У амёбы одновременно может образовываться несколько ложноножек, и тогда они окружают пищу - бактерии, водоросли, других простейших. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пузырёк - пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ, входящих в состав пищи, и переваривает их. В результате пищеварения образуются питательные вещества, которые просачиваются из вакуоли в цитоплазму и идут на построение тела амебы. Нерастворенные остатки выбрасываются наружу в любом месте тела амебы.

Дыхание Амёбы . Амёба дышит растворенным в воде кислородом, который проникает в ее цитоплазму через всю поверхность тела. При участии кислорода происходит разложение сложных пищевых веществ цитоплазмы на более простые. При этом выделяется энергия, необходимая для жизнидеятельности организма.

Выделение вредных веществ жизнидеятельности и избытка воды. Вредные вещества удаляются из организма амёбы через поверхность ее тела, а также через особый пузырек - сократительную вакуоль. Окружающая амебу вода постоянно проникает в цитоплазму, разжижая ее. Избыток этой воды с вредными веществами постепенно наполняет вакуоль. Время от времени содержимое вакуоли выбрасывается наружу. Итак, из окружающей среды в организм амёбы поступают пища, вода, кислород. В результате жизнедеятельности амёбы они претерпевают изменения. Переваренная пища служит материалом для построения тела амёбы. Образующиеся вредные для амёбы вещества удаляются наружу. Происходит обмен веществ. Не только амёба, но и все другие живые организмы не могут существовать без обмена веществ как внутри своего тела, так и с окружающей средой.

Размножение Амёбы . Питание амёбы приводит к росту ее тела. Выросшая амёба приступает к размножению. (? Наверное вследствии превышения определённой массы её тела.) Размножение начинается с изменения ядра. Оно вытягивается, поперечной бороздкой делится на две половинки, которые расходятся в разные стороны - образуется два новых ядра. Тело амёбы разделяет на две части перетяжка. В каждую из них попадает по одному ядру. Цитоплазма между обеими частями разрывается, и образуются две новые амёбы. Сократительная вакуоль остается в одной из них, в другой же возникает заново. Итак, амёба размножается делением надвое. В течение суток деление может повторяться несколько раз.

Деление (размножение) Амёбы.

Циста . Питание и размножение амёбы происходит в течение всего лета. Осенью при наступлении холодов амёба перестает питаться, тело ее становится округлым, на его поверхности выделяется плотная защитная оболочка - образуется циста. То же самое происходит при высыхании пруда , где живут амёбы. В состоянии цисты амёба переносит неблагоприятные для неё условия жизни. При наступлении благоприятных условий амёба покидает оболочку цисты. Она выпускает ложноножки, начинает питаться и размножаться. Цисты, разносимые ветром, способствуют расселению (распространению) амеб.

Возможные дополнительные вопросы для самостоятельного изучения.

  • Что заставляет Цитоплазму планомеренно перетекать из одного участка Амёбы в другой, заставляя её передвигаться в заданном направлении?
  • Как происходит распознавание оболочкой цитоплазмы Амёбы питательных веществ, вследствии чего амёба целенаправленно формирует ложноножки и пищеварительную вакуоль?

Животные, как и все организмы, находятся на разных уровнях организации. Одним из них является клеточный, а его типичным представителей - амеба протей. Особенности ее строения и жизнедеятельности рассмотрим далее подробнее.

Подцарство Одноклеточные

Несмотря на то, что эта систематическая группа объединяет самых примитивных животных, ее видовое разнообразие уже достигает 70 видов. С одной стороны, это действительно наиболее просто устроенные представители животного мира. С другой - это просто уникальные структуры. Только представьте: одна, порой микроскопическая, клетка способна осуществлять все жизненно важные процессы: дыхания, передвижения, размножения. Амеба протей (фото демонстрирует ее изображение под световым микроскопом) является типичным представителем подцарства Простейшие. Ее размеры едва достигают 20 мкм.

Амеба протей: класс простейших животных

Само видовое название этого животного свидетельствует об уровне его организации, поскольку протей означает "простой". Но так ли примитивно это животное? Амеба протей является представителем класса организмов, которые передвигаются при помощи непостоянных выростов цитоплазмы. Подобным образом передвигаются и бесцветные клетки крови, формирующие иммунитет человека. Они называются лейкоциты. Их характерное движение так и называется - амебоидным.

В какой среде обитает амеба протей

Обитающая в загрязненных водоемах амеба протей никакого вреда никому ни приносит. Эта среда обитания является наиболее подходящей, поскольку в ней простейшее занимает свою важную роль в цепи питания.

Особенности строения

Амеба протей является представителем класса, а точнее подцарства Одноклеточных. Ее размер едва достигает 0,05 мм. Невооруженным глазом ее можно увидеть в виде едва заметного желеобразного комочка. А вот все основные органеллы клетки будут заметны только под световым микроскопом на большом увеличении.

Поверхностный аппарат клетки амебы протей представлен которая обладает прекрасной эластичностью. Внутри находится полужидкое содержимое - цитоплазма. Она все время передвигается, обусловливая образование ложноножек. Амеба - эукариотическое животное. Это означает, что ее генетический материал заключен в ядре.

Движение простейших

Как передвигается амеба протей? Это происходит при помощи непостоянных выростов цитоплазмы. Она передвигается, образуя выпячивание. А потом цитоплазма плавно перетекает внутрь клетки. Ложноножки втягиваются и образуются в другом месте. По этой причине амеба протей не имеет постоянной формы тела.

Питание

Амеба протей способна к фаго- и пиноцитозу. Это процессы поглощения клеткой твердых частиц и жидкостей соответственно. Она питается микроскопическими водорослями, бактериями и себе подобными простейшими организмами. Амеба протей (фото ниже демонстрирует процесс захватывания пищи) окружает их своими ложноножками. Далее пища оказывается внутри клетки. Вокруг нее начинает формироваться пищеварительная вакуоль. Благодаря пищеварительным ферментам частицы расщепляются, усваиваются организмом, а непереваренные остатки удаляются через мембрану. Путем фагоцитоза лейкоциты крови уничтожают болезнетворные частицы, каждый миг проникающие в организм человека и животных. Если бы эти клетки не защищали таким образом организмы, жизнь была бы практически невозможна.

Кроме специализированных органелл питания, в цитоплазме могут находиться и включения. Это непостоянные клеточные структуры. Они накапливаются в цитоплазме, когда для этого есть необходимые условия. И расходуются, когда в этом возникает жизненная необходимость. Это зерна крахмала и капельки липидов.

Дыхание

Амеба протей, как и все одноклеточные организмы, не имеет специализированных органелл для осуществления процесса дыхания. Она использует кислород, растворенный в воде или другой жидкости, если речь идет об амебах, обитающих в других организмах. Газообмен происходит через поверхностный аппарат амебы. Клеточная мембрана является проницаемой для кислорода и углекислого газа.

Размножение

Для амебы характерно А именно деление клетки надвое. Осуществляется этот процесс только в теплое время года. Он происходит в несколько этапов. Сначала делится ядро. Оно растягивается, разделяется при помощи перетяжки. В результате из одного ядра образуется два идентичных. Цитоплазма между ними разрывается. Ее участки обосабливаются вокруг ядер, образуя две новые клетки. оказывается в одной из них, а в другой ее формирование происходит заново. Деление происходит при помощи митоза, поэтому дочерние клетки являются точной копией материнских. Процесс размножения амебы происходит достаточно интенсивно: несколько раз в сутки. Так что продолжительность жизни каждой особи совсем невелика.

Регуляция давления

Большинство амеб обитают в водной среде. В ней растворено определенное количество солей. Гораздо меньше этого вещества в цитоплазме простейшего. Поэтому вода должна поступать из области с большей концентрацией вещества в противоположную. Таковы законы физики. При этом тело амебы должно было бы лопнуть от переизбытка влаги. Но этого не происходит благодаря действию специализированных сократительных вакуолей. Они удаляют излишек воды с растворенными в ней солями. При этом они обеспечивают гомеостаз - поддержание постоянства внутренней среды организма.

Что такое циста

Амеба протей, как и другие простейшие, особым образом приспособилась к переживанию неблагоприятных условий. Ее клетка перестает питаться, интенсивность всех процессов жизнедеятельности уменьшается, обмен веществ приостанавливается. Амеба перестает делиться. Она покрывается плотной оболочкой и в таком виде переносит неблагоприятный период любой продолжительности. Это периодически происходит каждую осень, а с наступлением тепла одноклеточный организм начинает интенсивно дышать, питаться и размножаться. То же самое может происходить и в теплое время года с наступлением засухи. Образование цист имеет еще одно значение. Оно заключается в том, что в таком состоянии амеб переносит ветер на значительные расстояния, расселяя данный биологический вид.

Раздражимость

Конечно же, о нервной системе у этих простейших одноклеточных речи не идет, ведь организм их состоит всего лишь из одной клетки. Однако это свойство всех живых организмов у амебы протей проявляется в форме таксисов. Этот термин означает ответную реакцию на действие раздражителей различного рода. Они могут быть положительными. Например, амеба четко движется по направлению к пищевым объектам. Это явление по сути можно сравнить с рефлексами животных. Примерами отрицательных таксисов является движение амебы протей от яркого света, из области повышенной солености или механических раздражителей. Эта способность прежде всего имеет защитное значение.

Итак, амеба протей является типичным представителем подцарства Простейшие или Одноклеточные. Эта группа животных является наиболее примитивно устроенной. Их тело однако она способна выполнять функции целого организма: дышать, питаться, размножаться, двигаться, реагировать на раздражения и неблагоприятные условия окружающей среды. Амеба протей является частью экосистем пресных и соленых водоемов, но способна обитать и в других организмах. В природе она является участником круговорота веществ и важнейшим звеном в цепи питания, являясь основой планктона многих водоемов.

(amoeba, множ. amoebae) - простейшее одноклеточное желеобразной консистенции, не имеющее правильной и постоянной формы. Встречаются в воде, почве и других влажных местах; передвигаются и питаются при помощи большого количества выростов на теле (см. Псевдоподия). Некоторые амебы являются патогенными для человека (см. Род Entamoeba). См. также Простейшие. - Амебный (amoebic).
Амебиаз~(amoebiasis) - см. Дизентерия.
Амелобластома~(ameloblastoma) - локальная злокачественная опухоль челюсти. Считается, что амелобластома развивается из амелобластов, хотя клетки опухоли и не содержат в своем составе эмали. Раньше такая опухоль называлась адамантиномой (adamantinoma); в настоящее время данный термин больше не используется, так как он предполагает возникновение такого же твердого на ощупь образования, как и эмаль (что неверно!).
Амелобласт~(ameloblast) - клетка, продуцирующая зубную эмаль; исчезает непосредственно перед прорезыванием зубов.
Амелия~(amelia) - врожденное отсутствие рук или ног вследствие дефектов внутриутробного развития. Данная аномалия развития плода часто бывает связана с приемом талидомида на ранних сроках беременности. См. также Фокомелия.
Амебоцит~(amoebocyte) - клетка, способная двигаться благодаря перемещению протоплазмы аналогично амебам.
Амелогенез~(amelogenesis) - образование эмали амелобластами; данный процесс полностью завершается перед прорезыванием зубов. Несовершенный амелогенез (amelogenesis impcrfecta) представляет собой наследственные дефекты, при которых нарушается образование зубной эмали. Зуб имеет необычную поверхность, но тем не менее не склонен к преждевременному разрушению.
Амблиоскоп~(amblyoscope), ОРТОПТОСКОП (orthoptoscope), СИНОПТОФОР (synoplophore) - прибор для измерения угла сходимости взгляда (косоглазия) и определения бинокулярного зрения у человека. Состоит из двух L-образных трубок и коротких ручек, которые шарнирно стыкуются таким образом, что длинные ручки указывают в противоположном друг от друга направлении. Предмет обращен к короткому концу, и каждый глаз видит благодаря системе линз и зеркал различную картину, появляющуюся на другом конце каждой трубки. Если у больного имеется косоглазие, то трубки могут быть подогнаны таким образом, что короткие ручки совпадут с направлением взгляда каждого глаза.
Аменорея~(amenorrhoea) - отсутствие или ненормальное прекращение менструаций у женщин. Обычно месячных не бывает до наступления половой зрелости; кроме того, они прекращаются во время беременности и секреции молока, а также по окончании репродуктивного периода (см. Менопауза). Первичная аменорея (primary amenorrhoea) характеризуется тем, что у женщин старше 18 лет при наличии признаков полового созревания отсутствуют месячные. Может возникать при отсутствии у женщины матки или яичников, различных генетических нарушениях (например, синдром Тернера) или гормональном дисбалансе. При вторичной аменорее (secondary amenorrhoea) менструации прекращаются после наступления половой зрелости. Возможные причины развития вторичной аменореи могут быть связаны с заболеваниями гипоталамуса (отдела головного мозга), недостаточностью функционирования яичников, гипофиза или щитовидной железы, психическими нарушениями, депрессией, нервно-психической анорексией, а также со значительными изменениями, происходящими в окружающей обстановке или в личной жизни.
Аметокаин~(amethocaine) - сильнодействующее местное обезболивающее средство. Применяется для обезболивания поверхности кожи и слизистых оболочек глаза, уха, горла и носа во время хирургических вмешательств; кроме того, иногда применяется для спинальной анестезии.
Амилобарбитон~(amylobarbitone) - барбитурат промежуточного действия. Длительное использование данного лекарственного препарата может приводить к развитию зависимости от него, а его передозировка - к серьезным отравлениям (см. Барбитуризм). Торговое название: амитал (Amytal).
Аметропия~(ametropia) - аномалия рефракции глаза, проявляющаяся в затуманивании получающегося на сетчатке изображения. См. Астигматизм, Гиперметропия. Миопия. Для сравнения: Эмметропия.
Амилоид~(amyloid) - гликопротеин, сходный с крахмалом, выпадающий в осадок во внутренних органах при амилоидозе. ный протеин обнаружен в головном мозге у пациентов с болезнью Альцгеймера, однако, какую роль он играет в развитии данного заболевания, так и остается неясным.
Амилоидоз~(amyloidosis) - поражение печени, почек, селезенки и других органов, вызываемое крахмалоподобным веществом - амилоидом. При первичном амилоидозе (primary amyloidosis) заболевание возникает без каких-либо видимых причин; вторичный амилоидоз (secondary amyloidosis) возникает как осложнение таких хронических инфекционных заболеваний, как туберкулез, проказа или болезнь Ходжкина. очень часто встречается при генетическом нарушении, носящем название средиземноморская лихорадка (см. Полисерозит).
Амилаза~(amylase) - фермент, обнаруживаемый в слюне и соке, выделяемом поджелудочной железой, в процессе переваривания крахмала, когда тот расщепляется на глюкозу, мальтозу и декстрин. также гидролизует гликоген с образованием глюкозы, мальтозы и декстрина.
Амил Нитрит~(arnyl nitrite) - лекарственный препарат, расслабляющий гладкую мускулатуру, особенно кровеносных сосудов. Назначается в ингаляциях; используется главным образом для лечения груд ной жабы (стенокардии). Быстро всасывается и действует на организмчеловека, вызывая падение артериального давления. Возможные побочные эффекты: прилив крови к лицу, обморок и головная боль. Передозировка препарата может вызвать у человека повышенную возбудимость, рвоту и посинение кожи.
Амилоза~(amylose) - см. Крахмал.
Аменция~(amentia) - умственная отсталость. См. Олигофрения.
Амилопектин~(amylopectiri) - см. Крахмал.
Бодалев Алексей Александрович~(род. 1923) - отечественный психолог. Биография. Работал на строительстве оборонительных сооружений в блокадном Ленинграде. С 1945 г. по 1950 г. обучался в Ленинградском университете. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников. С 1969 г. руководил кафедрой общей психологии факультета ЛГУ, с 1972 г. по 1976 г. он - декан этого факультета. В 1976 г. организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979 г. был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям. С 1979 г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ. Профессор. Действительный член АПН СССР, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (с 1976). Исследования. Специалист по проблемам общения. В его работах рассматривается феноменология, закономерности и механизмы социального познания. При этом межличностное общение трактуется как одна из сторон целостного процесса общения, в котором существует познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Сочинения. Восприятие и понимание человеком человека. 1965
Аминогликозиды~(aminoglycosides) - группа антибиотиков, эффективных против большого количества бактерий. К ним относятся: гентамицин, канамицин, неомицин и стрептомицин. Вследствие их токсичности (побочные эффекты включают поражения почек и уха) данные препараты используются лишь в тех случаях, когда менее токсичные лекарственные вещества оказываются неэффективными или противопоказаны в силу каких-либо причин. Обычно назначаются в виде инъекций.
Блонский Павел Петрович~(14.05.1884 - февраль 1942) - российский педагог, психолог и философ. Биография. Среднееобразование получил во второй киевской классической гимназии. В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. С 1908 г. преподавал психологию и педагогику в московских гимназиях. С 1913 г. - приват-доцент Московского университета, Высших женских курсов и университета Шанявского. В 1918 г. защитил диссертацию Философия Плотина. Преподавал в 1-м и 2-м Московских университетах. Один из организаторов Академии социального воспитания в Москве, первый ее преподаватель и профессор (1919-31). В 1930-41 гг. - заведующий лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи Института экспериментальной психологии. Доктор педагогических наук (1935). Исследования. В Очерке научной психологии (1921) предложил понимание психологии как науки о поведении живых существ. Позже отошел от этих взглядов и стал в качестве предмета психологии рассматривать сознательноеповедение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций памяти, осуществленной на генетическом основании. Занимался проблемами развития мышления, воли, сексуального развития. Сторонник педологии. Сочинения. Философия Плотина. М., 1918; Трудовая школа. Ч. 1-2, 1919; Курс педагогики. М., 1918; Современная философия. Ч. 1-2, М., 1918-22; Психологические очерки. М., 1927; Педология. М., 1925; Педагогическое тестирование. 1927; Краткий способ измерения умственного развития детей. 1929; Память и мышление. 1935; Развитие мышления школьника. 1935; Психологический анализ припоминания. 1940
Блейлер (bleuler) Эйген~(30.04.1857, Цолликон, близ Цюриха - 15.07.1939, Цюрих) - швейцарский психиатр и патопсихолог. Биография. Профессор психиатрии, с 1898 г. по 1927 г. директор психиатрической клиники в Цюрихском университете. С 1909 г. по 1913 г. совместно с З.Фрейдом издавал Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований. Исследования. Исходя из нозологической системы Э.Крепелина, проводил исследования шизофрении. В отличие от Крепелина, который трактовал шизофрению как необратимое заболевание, видел в качестве основной ее характеристики ослабление связей, вызывающее дезинтеграцию личности на определенное время. Разработал понятия амбивалентности и аутизма как состояния утраты контакта с реальностью и сосредоточения на внутренних идеях. Занимался проблемами органической психопатологии, алкоголизма, трудовой терапии и реабилитации психически больных. Вместе с К.Г.Юнгом разработал метод ассоциативного эксперимента для исследования психопатологии. Сочинения. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. Lpz.-W., 1911; Руководство по психиатрии. Берлин, 1920; Die Psychoide als Prinzip der organischen Entwicklung. Bern: Springer, 1925; Mechanismus, Vitalismus, Urmnemismus. 1931
Блондель (blondel) Шарль~(10.10.1876, Лион - 19.02.1939, Париж) - французский психолог. Биография. Профессор психологии в университетах Страсбурга и Парижа. Исследования. Последователь Э.Дюркгейма и А.Бергсона. Специалист по социальной психологии. Разрабатывал проблему социальной психологии эмоций. Сочинения. La conscience morbide. P., 1914; La psychoanalyse. P., 1924; La mentalite primitive. P., 1926; La suicide. P., 1933; Einfuhrung in die Kollektivpsychologie. Wien, 1948
Амилорид~(amiloride) - диуретик, вызывающий повышенную экскрецию из организма ионов натрия и хлора; часто назначается в сочетании с мочегонными препаратами, в состав которых входит тиазид (например, гидрохлоротиазидом в лекарстве, называющемся модуретик (Moduretic)). Это способствует уменьшению потерь кальция организмом в процессе приема данных лекарственных препаратов. Во время приема амилорида у больного может развиться головокружение и слабость; длительный прием этого препарата может привести к чрезмерному накоплению кальция в крови. Торговое название: мидамор (Midamor).
Близнецовый Метод~Автор. Ф.Гальтон (1875 г.) Категория. Метод исследования, используемый в психогенетике. Специфика. Ориентирован на анализ влияния генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака. Основан на сравнении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, имеющих в среднем 50 % одинаковых генов. В силу этого признаки, вариативность которых существенно определяется наследственностью, должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных, близнецов. Предпосылкой выступает суждение, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, может быть примерно равным. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных близнецов.
Блоки Мозга~Автор. А.Р.Лурия. Категория. Структурно-функциональная модель мозговой локализации высших психических функций человека. Специфика. Принимается, что каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков: - первый блок (блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга) образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга; - второй блок (блок приема, переработки и хранения модально-специфической информации) образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожно-кинестезической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий; - третий блок (блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и контроль за результатами деятельности посредством большого числа двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами) образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.
Боваризм~Словообразование. Происходит от имени главной героини романа Г.Флобера. Автор. Жюль де Готье. Категория. Клиническое нарушение. Специфика. Характеризуется потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, когда факты реального мира подменяется воображаемыми. Предрасположенность к таким нарушениям может наблюдаться у интровертированных и эмоционально лабильных индивидов. В норме свойственен для подросткового и юношеского возрастов. Динамика. При значительной степени выраженности данного состояния есть опасность возникновения аутизма. Виды. - грезы желаний, когда воображаемый мир наделяется положительной валентностью, - фантазии страхов, когда он имеет отрицательную валентность.
Божович Лидия Ильинична~(11.01.1908, Курск - 21.07.1981) - отечественный психолог, ученица Л.С.Выготского, сотрудница Харьковской деятельностной школы. Биография. Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. - в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Харьковской психоневрологической академии. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор. Исследования. Занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации, аффективных конфликтов, самооценок и динамики развития в детском возрасте уровня притязаний. Ею был сформулирован принцип исследования проблем психологии личности и детской психологии, который заключается в том, что понять закономерности психического развития можно лишь, учитывая особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка. Сочинения. (Ред.) Психологическое изучение детей в школе-интернате. 1960; Вопросы психологии личности школьника. М., 1961 (ред. и сост.); Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972 (ред. и сост.)
Боксерская Деменция~Категория. Клиническое нарушение, возникающее у боксеров-профессионалов. Специфика. Характеризуется процессом прогрессирующего слабоумия в результате частых ударов по голове. Начинаясь с легких психических и психофизиологических нарушений, в дальнейшем приводит к резко выраженным характерологическим и психомоторным дефектам, сходных с симптомами постэнцефалитического паркинсонизма.
Большая Пятерка~Категория. Факторно-аналитическая модель личности. Специфика. В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Диагностика. Abridget Big-Five Dimensional Circumpex Model, где использованы соответствующие шкалы (экстраверсия, склонность к соглашательству, добросовестность, эмоциональная устойчивость, интеллект, или открытость для опыта). Литература. Raad B.D. The replicability of the Big Five personality dimensions in three word-classes of the Dutch language // Eur. J. of Pers. 1992, 6, N 1, p. 15-29
Болдуин (boldwin) Джеймс Марк~(1861, Колумбия, Южная Каролина - 1934, Париж) - американский психолог, социолог и историк. Биография. В 1887 г. защитил в Принстонском университете магистерскую диссертацию, затем, в 1889 г., - докторскую. С 1887 г. - профессор философии. С 1919 г. - профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Президент Американской психологической ассоциации (1897). Исследования. Один из родоначальников американской социальной психологии. Разрабатывал понятие круговой реакции, под которым понимал процесс постоянного взаимодействия организма и окружающей среды. Основной задачей психологии считал исследование индивидуальных различий. Видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. В педагогике выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии.
Бродбент (broadbent) Дональд Эрик~(6.05.1926 Бирмингем, Англия - 1993, Оксфорд, Англия) - английский психолог. Биография. Образование получил в Кембридже. С 1958 г. - директор Исследовательского центра прикладной психологии при Совете по исследованиям в области медицины. В 1965 г. защитил докторскую диссертацию по естественным наукам в Кембриджском университете. Исследования. Занимался проблемами психологии восприятия и принятия решений. Отказавшись от использования схемыстимул-реакция, стал активно использовать кибернетические понятия. Автор одной из ранних теорий селективного внимания, которая получила название модели с фильтрацией. Литература. Рercetiоn and Communication. L., 1958; Behaviоr. L., 1961; Human response to classes of stimuli // Nature. 1962, N 193 (et Gregory M.) Advancement Science. L., 1967; Decision and Stress. L., 1971; Установка на стимул и установка на ответ: два вида селективного внимания // (Ред.) Леонтьев А.Н., Пузырей А.А., Романова В.Я. Хрестоматия по вниманию. М. Изд. Мос. Унив., 1976
Брентано (brentano) Франц~(16.01.1838, Мариенберг - 17.03.1917, Цюрих) - австрийский философ, создатель теоретического направления в психологии - психологии акта. Биография. В 1864 г. получил католическое образование, стал священником. С 1866 г. по 1873 приват-доцент, затем (с 1872) профессор философии в Вюрцбурге и (с 1874 по 1896 г.) в Вене. Исследования. Разработал основы описательной психологии, которая, в отличие от генетической психологии с ее причинным анализом, требует непосредственного описания психических явлений с дальнейшим определением их структуры. Психические феномены, по его мнению, обладают отличительным признаком - интенциональностью, направленностью на иное. Ставил в основу постижения реальности природу сознания, в котором особую роль признавал за переживанием времени. Оказал существенное влияние на Вюрцбургскую школу. Сочинения. Psychologie des Aristoteles. Mainz, 1867; Psychologie vom empirischen Standpunkt. Lpz., 1889; Vom Ursprung sittlicher Erkenntnis. Lpz., 1889; Von Klassifikation der psychologischen Phanomene. Lpz., 1911; Philosophische Untersuchungen zu Raum, Zeit und Kontinuum, Hamb., 1976; Untersuchungen zur Sinnespsychologie. Hamb., 1979; Избранные работы. М., 1996
Брейер (breuer) Жозеф~(15.01.1842, Вена - 20.06.1925, Вена) - австрийский врач. Биография. В 1875 г. защитил докторскую диссертацию по внутренней медицине. Имел клиническую практику в высшем обществе Вены. Исследования. Проводил совместные опыты с З.Фрейдом. Известен как автор катартического метода, который развивался им с 1880 г. Сочинения. Uber den psychischen Mechanismus hysterischer Phanomene // Zbl. Neurol. 1893 (mit S.Freud); Studien uber Hysterie. 1895
Бред Значения~Категория. Бредовые представления, возникающие в начальной стадии острого психического заболевания. Специфика. Все предметы, процессы, реакции других людей предстают перед больным в новом, особом, чаще всего символическом, значении, которое характеризуется ощущением, что все происходящее касается лично его. Он может еще не определить то, какое именно имеет все значение, но что оно есть, он уверен абсолютно. Этим понятием активно пользовался Э.Блейлер при описании шизофрении.
Бретт (brett) Джордж Сидней~(5.8.1879, Брайтон Ферри, Юж.Уэльс - 27.10.1944, Торонто) - канадский педагог, психолог и историк психологии. Биография. Образование получил в подготовительной школе г. Бат (Kingswood Preparatory School), затем, с 1898 г. по 1902 г., - в Церковном колледже Христа (Оксфорд), здесь в 1902 г. стал бакалавром искусств, в 1909 г. - магистром. Работал два года преподавателем в Английской школе и четыре года (1904-1908) в качестве профессора философии в Колледже управления в Лахоре, Индия, после этого был преподавателем классики и библиотекарем в Тринити-колледж в Торонто. С 1908 г., в течение 36 лет, до самой своей смерти, Бретт - преподаватель и администратор в университете Торонто, с 1926 г. - декан только что образованного там факультета философии и психологии, с 1932 г. - начальник отдела аспирантуры. Член Аристотелевского общества, Американской философской ассоциации, Общества истории науки. Исследования. Бретт занимался проблемами истории психологии, предлагая широкие обобщения хода развития мировой психологической мысли, от античной и восточной психологии до психологии нового времени.

По своему строению простейшие чрезвычайно разнообразны. Наиболее мелкие имеют в поперечнике 2-4 мкм (микрометр равен 0,001 мм). Наиболее обычные их размеры в пределах 50-150 мкм, некоторые достигают 1,5 мм и видны простым глазом.

Самое простое строение у амебы. Тело амебы представляет собой комочек полужидкой цитоплазмы с ядром посередине. Вся цитоплазма подразделена на два слоя: наружный, вязкий - эктоплазму и внутренний, гораздо более жидкий - эндоплазму. Эти два слоя не резко разграничены и могут превращаться друг в друга. У амебы нет твердой оболочки, и она способна изменять форму тела. Когда амеба ползет по листу водного растения, у нее в том направлении, куда она двигается, образуются выпячивания цитоплазмы. Постепенно в них перетекает остальная цитоплазма амебы. Такие выпячивания названы ложноножками или псевдоподиями. С помощью псевдоподий амеба не только передвигается, но и захватывает пищу. Псевдоподиями она охватывает бактерию или микроскопическую водоросль, вскоре добыча оказывается внутри тела амебы, и вокруг нее образуется пузырек - пищеварительная вакуоля. Непереваренные остатки пищи через некоторое время выбрасываются наружу.

Амеба протей: 1 - ядро; 2 - пищеварительные вакуоли; 3 - сократительная вакуоля; 4 - ложноножки; 5 - непереваренные остатки пищи, выбрасываемые наружу.

В цитоплазме амебы обычно бывает виден светлый пузырек, который то появляется, то исчезает. Это сократительная вакуоля. В ней собирается избыток воды, накапливающийся в теле, а также жидкие продукты жизнедеятельности амебы. Дышит амеба, как и все другие простейшие, всей поверхностью тела.

Эвглена зеленая: 1 - жгутик; 2 - глазное пятнышко; 3 - сократительная вакуоля;

Самое сложное строение из простейших у инфузорий. В отличие от амебы тело их покрыто тончайшей оболочкой и имеет более или менее постоянную форму. Поддерживают и определяют форму тела также опорные волоконца, проходящие в разных направлениях. Однако тело инфузорий может быстро сокращаться, менять свою форму, а затем возвращаться к исходной. Сокращение осуществляется при помощи особых волоконец, аналогичных во многом мышцам многоклеточных животных.

Инфузория туфелька: 1 - реснички; 2 - пищеварительные вакуоли; 3 - большое ядро (макронуклеус); (микронуклеус); 5 - ротовое отверстие и глотка; 6 - непереваренные остатки пищи, выбрасываемые наружу; 7 - трихоцисты; 8 - сократительная вакуоля.

Инфузории могут очень быстро передвигаться. Так, туфелька за секунду преодолевает расстояние, превышающее длину ее тела в 10-15 раз. При этом множество ресничек, которые покрывают все тело инфузории, совершают быстрые гребные движения, до 30 в секунду (при комнатной температуре). В эктоплазме у туфельки располагается множество палочек-трихоцистов. При раздражении они выбрасываются наружу, превращаясь в длинные нити, и поражают противника, нападающего на инфузорию. Вместо выброшенных в эктоплазме образуются новые трихоцисты. На одной стороне приблизительно посередине тела у туфельки имеется глубокая ротовая впадина, ведущая в небольшую трубковидную глотку. По глотке пища попадает в эндоплазму, где переваривается в образовавшейся пищеварительной вакуоле. У инфузорий в отличие от амеб непереваренные остатки пищи выбрасываются в определенном месте тела. Сократительная вакуоля у них более сложно устроена и состоит из центрального резервуара и проводящих каналов. У инфузории имеются ядра двух типов: большое - макронуклеус и малое - микронуклеус. У некоторых инфузорий может быть несколько макро- и микронуклеусов. Макронуклеус отличается от микронуклеуса значительно большим числом хромосом. А следовательно, в нем содержится очень много дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), входящей в состав хромосом.

Различные виды инфузорий: 1 - инфузория трубач; 2-5 - планктонные инфузории.

Простейшие обладают раздражимостью и потому способны выбирать для себя наиболее благоприятные условия среды, реагируя на свет, тепло, различные химические вещества, электрический ток, магнитное поле и другие раздражители.

При неблагоприятных условиях, например когда водоем высыхает или промерзает, простейшие принимают шарообразную форму, теряют реснички или жгутики, образуют на своей поверхности твердую оболочку и превращаются в неподвижную цисту. Цисты простейших выживают и при высыхании и при резких изменениях температуры. Цисты легко переносятся ветром, с травой, сеном и т. п., что способствует расселению вида. Если циста оказалась в подходящих условиях, оболочка ее лопается или же в ней появляются отверстия, и организм переходит к активному существованию.