30.09.2019

Человек в футляре где происходят события. Антон чехов - человек в футляре


Двое запоздавших охотников – ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин – расположились на ночлег в сарае на краю села. Им не спалось. Чтобы скоротать время, охотники беседовали. Речь зашла об одиноких людях, которые в жизни необщительны и стараются уйти в свою скорлупу. Буркин рассказал историю об учителе греческого языка Беликове, с которым он вместе работал в гимназии.

Беликов был известен всему городу тем, что даже в хорошую погоду, выходил из дома в калошах, с зонтиком и непременно в теплом пальто. Он носил темные очки, уши закладывал ватой. Все вещи: зонт, часы, нож для очинки карандашей – были у него в чехольчиках. Во всех привычках Беликова угадывалось желание окружить себя оболочкой, футляром, который дал бы ему защиту от внешнего мира. Действительность раздражала его и держала в постоянной тревоге. Из отвращения к настоящему он, быть может, и выбрал себе специальностью древнегреческий язык.

Во всей жизни Беликов неуклонно следовал циркулярам и предпочитал из них запретительные. Уклонения от правил приводили его в замешательство. На педсоветах он угнетал всех своею осторожностью, мнительностью – и своим нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице давил всех. Другие учителя, свободомыслящие люди, чувствовали, что они боятся Беликова. Этот человек в футляре держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Его влияние распространялось даже и на весь город: дамы не устраивали домашних спектаклей, опасаясь, как бы он не узнал, а духовенство стеснялось при Беликове кушать скоромное и играть в карты.

«Человек в футляре». Мультфильм по рассказу А. П. Чехова. 1983

И этот человек в футляре ко всеобщему удивлению раз чуть не женился! В гимназию приехал новый учитель – Михаил Саввич Коваленко из хохлов, а с ним незамужняя сестра Варенька, чернобровая, краснощекая хохотушка лет 30-ти, любительница петь малороссийские романсы. Знакомство с Коваленками происходило на именинах у директора гимназии. Беликов неожиданно очаровался пением Вареньки и, подсев к ней, заметил, что «малороссийский язык своею приятною звучностью напоминает древнегреческий». Глядя на эту пару, директорша вдруг тихо предложила другим учителям поженить их.

Гимназические дамы от этого предложения ожили, даже похорошели, точно вдруг увидели цель жизни. Беликова и Вареньку стали приглашать на вечера, в театр – и везде сажать их вместе. Оказалось, что Варенька не прочь была замуж. По возрасту ей уж некогда было перебирать, приходилось идти за кого угодно. Варенька стала оказывать Беликову явную благосклонность, а учителя – убеждать человека в футляре: ему ничего больше не остается в жизни, как жениться. Беликов колебался, говорил, что «перед вступлением в брак надо взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло». Мало-помалу он всё-таки склонялся к согласию, но вдруг произошёл нежданный скандал.

Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, с зонтом и с Варенькой под руку. Когда Беликов увидел рисунок, у него задрожали губы; он стал ругать «нехороших и злых людей». Учителя как раз собрались у гимназии, чтобы идти за город в рощу. Едва не плакавший человек в футляре вдруг увидел, что Варенька с братом подъезжают ко всем остальным на велосипедах.

Беликов оцепенел. Когда Коваленки уехали, он стал говорить, что женщинам неприлично кататься на велосипеде. От потрясения Беликов даже ушёл домой, а на следующий день явился к Коваленкам.

Михаил Саввич был дома один. Человек в футляре вначале стал рассказывать ему про карикатуру, а потом «предостерёг», что езда на велосипеде непристойна для преподавателя. Побагровевший Коваленко заявил: до его с сестрой катаний никому нет дела. Разговор перешёл на резкие тона. Под конец Коваленко обозвал Беликова фискалом, схватил его за воротник и, открыв дверь, пихнул по лестнице. Человек в футляре скатился до самого низу, хотя и благополучно, даже не разбив очки. Однако в самый момент его падения в подъезд вошла Варенька ещё с двумя дамами. Ещё ничего не зная, думая, что Беликов свалился со ступеней случайно, Варенька не удержалась и захохотала на весь дом. Беликов встал и, не говоря ни слова, побрёл домой.

Дома он лёг в постель больным, больше не вставал и через месяц умер. Когда Беликов лежал в гробу, выражение у него было приятное и даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Варенька на похоронах всплакнула, однако сослуживцы Беликова шли с кладбища, едва скрывая радость. Все чувствовали облегчение и свободу.

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия - Чимша-Гима-лайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком».

Разговаривали о жене старосты Мавре. Она - женщина здоровая и неглупая. Только давно Мавра уже на люди не выходила. Буркин предположил, что у нее просто такой характер, характер рака-отшельника. И такие люди - не редкость. Например, месяца два назад в городе умер учитель греческого языка Беликов. Это был странный человек. Он даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

Даже мысли свои Беликов «старался запрятать в футляр». Для него были ясны только запреты. «В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное». Когда в городе что-то разрешали, он всегда говорил: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло». В общем, он был очень осторожным и мнительным человеком. Даже к друзьям своим он ходил только потому, что считал это «своею товарищескою обязанностью ».

Беликова все боялись. И не только учителя, а и директор. Этот человечек, «ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!» Жил Беликов в том же доме, что и Буркин. «Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно, а держал повара Афанасия, старика лет шестидесяти, нетрезвого й полоумного, который когда-то служил в денщиках и умел кое-как стряпать».

Даже под одеялом в собственной кровати Беликову было страшно: «как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры...»

Но, как это ни странно, этот учитель греческого языка едва не женился на сестре нового учителя истории и географии, некоего Коваленко Михаила Савича. Она была уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая и веселая, даже шумная. Беликов, послушав пение этой малороссийской женщины, подсел к ней и сказал: «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий». Это польстило ей, и она стала рассказывать ему с чувством о своей жизни. Вдруг всех осенила одна и та же мысль: а хорошо бы их поженить. Директорша решила взять дело в свои руки. Беликова и Вареньку непременно всюду приглашали вместе: и в театр, и на вечеринку. Варенька стала относиться к Беликову явно благосклонно.

А Беликова все, и товарищи, и дамы, стали уверять, что он должен жениться. Его даже поздравляли. И в самом деле, Варенька была первой женщиной, которая отнеслась к нему так ласково, сердечно. Так что он и сам поверил в то, что ему в самом деле нужно жениться.

Да только перед женитьбой этому «человеку в футляре» нужно было хорошо подумать, как бы чего не вышло.

И тут произошел скандал. «Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: «Влюбленный антропос». Все учителя получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление. Когда же первого мая Беликов увидел Вареньку на велосипеде, очень возмутился. «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?»

На другой день он отправился к Коваленкам. Вареньки не было дома. Беликов завел разговор с ее братом. Он говорил о том, что катание на велосипеде - «забава совершенно неприлична для воспитателя юношества», хотел его «предостеречь». Коваленко так был возмущен, что даже побагровел: «...кто будет вмешиваться в мои домашние и семейные дела, того я пошлю к чертям собачьим».

Беликов побледнел и встал. «Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Но как раз в то время, когда он катился по лестнице, вошла Варенька и с нею две дамы; они стояли внизу и глядели - и для Беликова это было ужаснее всего. Лучше бы, кажется, сломать себе шею, обе ноги, чем стать посмешищем; ведь теперь узнает весь город, дойдет до директора, попечителя, - ах, как бы чего не вышло! - нарисуют новую карикатуру, и кончится все это тем, что прикажут подать в отставку...

Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:

Ха-ха-ха!

И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже болыпене вставал».

Через месяц Беликов умер. Его «положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! И как бы в честь его, во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами».

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции : текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Темы

  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека , который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.
  5. Основные проблемы

    1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
    2. Проблема бессмысленности жизни . Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
    3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья , точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
    4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
    5. Проблема социапатии . Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

    Главная мысль

    Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
    Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

    Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

    Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

    Чему учит автор?

    Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

    Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Человек в футляре

На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия - Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком.

Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках.

Рассказывали разные истории. Между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу.

Что же тут удивительного! - сказал Буркин. - Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера, - кто знает? Я не естественник и не мое дело касаться подобных вопросов; я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, явление не редкое. Да вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

О, как звучен, как прекрасен греческий язык! - говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил: - Антропос!

И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено - и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:

Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.

Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло. А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, - и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого - Егорова, то было бы очень хорошо. И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, - знаете, маленьком лице, как у хорька, - он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова. Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами», и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью. Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты. Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять - пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…

Иван Иваныч, желая что-то сказать, кашлянул, но сначала закурил трубку, поглядел на луну и потом уже сказал с расстановкой:

Да. Мыслящие, порядочные, читают и Щедрина, и Тургенева, разных там Боклей и прочее, а вот подчинились же, терпели… То-то вот оно и есть.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трёх рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник» , «О любви» , не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошёл спад активности творчества , а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом .
    Над рассказом Чехов работал в мае - июне 1898 года в Мелихове . В начале июня года рассказ готовился к печати, а 15 июня года рукопись была отправлена в журнал.
    Чехов писал об этом рассказе в записных книжках :

    «Человек в футляре: всё у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашёл свой идеал»

    А. П. Чехов

    Прототип

    Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя» .

    Ю. Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист M. О. Меньшиков . Чехов в одном из своих дневников писал о нём:

    «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца »

    Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее . Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове :

    «Он, то есть Иван, немножко поседел и по-прежнему покупает всё очень дёшево и выгодно и даже в хорошую погоду берёт с собой зонтик» .

    Из всех этих фактов, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным .
    Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр».

    Персонажи

    • Иван Иваныч Чимша-Гималайский - ветеринарный врач , дворянин . Высокий худой старик с длинными усами.
    • Буркин - учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского. Рассказывает историю про Беликова.

    Герои рассказа Буркина:

    • Беликов - учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Любимая его фраза: «Как бы чего не вышло»
    • Повар Афанасий - старик 60 лет. Нетрезвый и полоумный слуга Беликова.
    • Михаил Саввич Коваленко - учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
    • Варенька - возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Высокая, стройная, чернобровая, краснощёкая девушка.

    Сюжет

    Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашёл на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

    Беликов и был «Человеком в футляре». Он даже в самую тёплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком. И у зонтика его был футляр , и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле, он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от реальности. Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьём он давил на всех и все ему уступали. Все его боялись. Была у Беликова странная привычка - ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал. Так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».

    Как-то в гимназию назначили нового учителя истории и географии, а приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова. И тогда все решили их поженить. Варенька была не прочь выйти замуж. Но Беликов сомневался, он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак - это шаг серьёзный.

    Брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства. Он даже название Беликову дал «глитай абож паук» .

    Критика смущало соединение комедийного карикатурного персонажа и серьёзности взгляда Чехова, серьёзности фона.

    «В зазоре между Беликовым из рассказа Буркина и Беликовым из рассказа Чехова - Пустота. Пустота - одно из имён Человека в футляре, его тайна, его загадка. Гипертрофированно-унылое социально-культурное при немощи естественного, гротескное тело политического, его злая пародия, вдруг превратившийся в шпиона шут с важным донесением. Если следовать логике мифа, сообщение Беликова должно быть действительно важным»

    А. Л. Бокшицкий

    Влияние образа

    Современные психологи рассматривают образ Беликова как пример описания тревожного расстройства .

    Памятник героям рассказа установлен в Южно-Сахалинске, в сквере у Сахалинского международного театрального центра в 2013 году.

    Экранизация

    • «Человек в футляре» - художественный фильм, 1939 год .
    • «Человек в футляре» - мультипликационный фильм,