22.09.2019

Чудовища в обличье ангелов. Пять женщин, чьи злодеяния потрясли мир! (6 фото). Мандель, мария


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Мария Мандель
Maria Mandel
Мария Мандель
Имя при рождении:

Мария Мандель

Род деятельности:

Надзирательница концлагеря

Дата рождения:
Гражданство:

Австрия Австрия ,
Третий рейх Третий рейх

Дата смерти:

Напишите отзыв о статье "Мандель, Мария"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мандель, Мария

– Извините меня, ваше превосходительство, – начал он (Пьер был хорошо знаком с этим сенатором, но считал здесь необходимым обращаться к нему официально), – хотя я не согласен с господином… (Пьер запнулся. Ему хотелось сказать mon tres honorable preopinant), [мой многоуважаемый оппонент,] – с господином… que je n"ai pas L"honneur de connaitre; [которого я не имею чести знать] но я полагаю, что сословие дворянства, кроме выражения своего сочувствия и восторга, призвано также для того, чтобы и обсудить те меры, которыми мы можем помочь отечеству. Я полагаю, – говорил он, воодушевляясь, – что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владельцев мужиков, которых мы отдаем ему, и… chair a canon [мясо для пушек], которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со… со… совета.
Многие поотошли от кружка, заметив презрительную улыбку сенатора и то, что Пьер говорит вольно; только Илья Андреич был доволен речью Пьера, как он был доволен речью моряка, сенатора и вообще всегда тою речью, которую он последнею слышал.
– Я полагаю, что прежде чем обсуждать эти вопросы, – продолжал Пьер, – мы должны спросить у государя, почтительнейше просить его величество коммюникировать нам, сколько у нас войска, в каком положении находятся наши войска и армии, и тогда…
Но Пьер не успел договорить этих слов, как с трех сторон вдруг напали на него. Сильнее всех напал на него давно знакомый ему, всегда хорошо расположенный к нему игрок в бостон, Степан Степанович Апраксин. Степан Степанович был в мундире, и, от мундира ли, или от других причин, Пьер увидал перед собой совсем другого человека. Степан Степанович, с вдруг проявившейся старческой злобой на лице, закричал на Пьера:
– Во первых, доложу вам, что мы не имеем права спрашивать об этом государя, а во вторых, ежели было бы такое право у российского дворянства, то государь не может нам ответить. Войска движутся сообразно с движениями неприятеля – войска убывают и прибывают…
Другой голос человека, среднего роста, лет сорока, которого Пьер в прежние времена видал у цыган и знал за нехорошего игрока в карты и который, тоже измененный в мундире, придвинулся к Пьеру, перебил Апраксина.
– Да и не время рассуждать, – говорил голос этого дворянина, – а нужно действовать: война в России. Враг наш идет, чтобы погубить Россию, чтобы поругать могилы наших отцов, чтоб увезти жен, детей. – Дворянин ударил себя в грудь. – Мы все встанем, все поголовно пойдем, все за царя батюшку! – кричал он, выкатывая кровью налившиеся глаза. Несколько одобряющих голосов послышалось из толпы. – Мы русские и не пожалеем крови своей для защиты веры, престола и отечества. А бредни надо оставить, ежели мы сыны отечества. Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию, – кричал дворянин.
Пьер хотел возражать, но не мог сказать ни слова. Он чувствовал, что звук его слов, независимо от того, какую они заключали мысль, был менее слышен, чем звук слов оживленного дворянина.
Илья Андреич одобривал сзади кружка; некоторые бойко поворачивались плечом к оратору при конце фразы и говорили:
– Вот так, так! Это так!
Пьер хотел сказать, что он не прочь ни от пожертвований ни деньгами, ни мужиками, ни собой, но что надо бы знать состояние дел, чтобы помогать ему, но он не мог говорить. Много голосов кричало и говорило вместе, так что Илья Андреич не успевал кивать всем; и группа увеличивалась, распадалась, опять сходилась и двинулась вся, гудя говором, в большую залу, к большому столу. Пьеру не только не удавалось говорить, но его грубо перебивали, отталкивали, отворачивались от него, как от общего врага. Это не оттого происходило, что недовольны были смыслом его речи, – ее и забыли после большого количества речей, последовавших за ней, – но для одушевления толпы нужно было иметь ощутительный предмет любви и ощутительный предмет ненависти. Пьер сделался последним. Много ораторов говорило после оживленного дворянина, и все говорили в том же тоне. Многие говорили прекрасно и оригинально.
Издатель Русского вестника Глинка, которого узнали («писатель, писатель! – послышалось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при раскатах грома, но что мы не будем этим ребенком.

Среди нацистских преступников, попавших на скамью подсудимых после падения Третьего рейха, были и женщины. Одна из них – Мария Мандель, прозванная «зверем», или «бестией», по жестокости и цинизму превосходила многих мужчин.

Доказана ее непосредственная причастность к уничтожению в концлагерях более полумиллиона женщин-заключенных.

Предыстория

Мария Мандель родилась в 1912 году в Австро-Венгрии. Ее отец был сапожником. После окончания начальной школы Мария некоторое время прожила в Швейцарии, затем служила почтовым сотрудником в Австрии.
В сентябре 1938 года Мандель переехала в Мюнхен, а 15 октября того же года устроилась охранницей в концентрационный лагерь Лихтенбург в провинции Саксония. Это был один из первых концентрационных лагерей в Германии. Мандель работала там в числе 50 женщин, входивших во вспомогательные службы СС.

Карьера по трупам

Мандель быстро произвела хорошее впечатление на руководство. В мае 1939 года она была переведена в Равенсбрюк, где впоследствии получила должность старшего надзирателя. В ее обязанности входило проведение ежедневных построений и перекличек, выдача заданий заключенным, организация наказаний, включая избиения и порки.
1 апреля 1941 года Мандель вступила в нацистскую партию (НСДАП). Это открыло ей двери к карьерному росту. В октябре 1942 года Марию Мандель назначают на пост начальницы женских лагерей Аушвиц-Биркенау. Комплекс находился на территории Польши, в 60 километрах от Кракова. Россиянам более знакомо польское название этой фабрики смерти Освенцим. Именно там проводил чудовищные опыты на людях доктор Менгеле.
Среди более чем 500 000 женщин, сгинувших в печах Аушвица, – нидерландская гимнастка, олимпийская чемпионка 1928 года Эстелла Агстериббе с трехлетним сыном и французская писательница Ирен Немировски. Выжили Станислава Лещинская – акушерка, которая приняла в концлагере роды более чем у трех тысяч женщин, и писательница Кристина Живульская, написавшая в 1947 году книгу «Я пережила Освенцим».

Чудовище с миловидным лицом

Оберштурмбанфюрер СС (подполковник) Мандель контролировала все женские лагеря Аушвица. Она обладала неограниченной властью над всеми женщинами-заключенными. Избиение и унижение беспомощных жертв доставляли Мандель садистическое наслаждение. Заключенные не называли ее иначе как «зверь» или «чудовище».
Мандель отличалась тем, что без тени сомнений приказывала убить на месте любую проходящую мимо женщину, которая имела неосторожность посмотреть на нее. Начальница лагеря утверждала списки заключенных, подлежащих ликвидации. Она отправила в газовые камеры Аушвица более полумиллиона женщин и детей. За отличия перед рейхом Мандель была награждена крестом «За военные заслуги» 2-й степени.

Жестокие забавы

Мандель любила выбрать среди узников-евреев «домашних животных» для развлечения. Она заставляла их выполнять ее поручения или прогуливаться по лагерю. «Зверушки» Марии быстро надоедали, после чего немедленно отправлялись в газовую камеру.
Мандель получала неподдельное удовольствие в ходе отбора из числа заключенных жертв для отправки в газовые камеры. Особенно ей нравилось «работать» с детьми. Парижская певица кабаре Фаня Фенелон в книге-воспоминании Playing for time («Играть, чтобы выжить»), рассказывает, что как-то раз после прибытия в лагерь транспорта из Польши из очереди ожидавших решения своей судьбы выбежал маленький мальчик. Он едва умел ходить, но направился навстречу Марии Мандель, которая славилась особенной жестокостью в адрес женщин с маленькими детьми. Она не отшвырнула ребенка, а бережно взяла его на руки и унесла к себе. Мандель одела малыша в красивые вещи и водила повсюду с собой. Но через пять дней мальчик исчез. Забава наскучила, и ребенок одним росчерком пера Мандель попал в списки на уничтожение.

Меломанка в форме СС

Выжившие узники рассказывали, что Мария Мандель была страстной меломанкой. По примеру коллег-мужчин, собравших в Аушвице-Биркенау два оркестра из заключенных, она добилась у Рудольфа Хёсса, коменданта всего комплекса лагерей Освенцим, согласия на формирование женского оркестра.
Музыкантам был выделен «музыкальный барак» - отдельный блок №12. Постепенно полек-политзаключенных (бывших учительниц музыки) заменили на прибывавших в лагерь евреек. Девушки были профессиональными музыкантами. Мандель приказала выдать им белые блузки, сшить пиджаки в серо-голубую полоску и тёмно-синие юбки. Все женщины-музыканты получили недозволенное обычным узницам разрешение – они могли носить нижнее белье.
Участницы оркестра были, пожалуй, единственными в лагере заключенными, пользовавшимися искренним расположением Марии Мандель. После войны женщины вспоминали, что та относилась к ним достаточно тепло – нередко приходила в блок №12 и просила сыграть ту или иную мелодию.

Веселая мелодия для последнего пути
Женский оркестр быстро оттачивал мастерство. Его директором назначили заключенную Альму Розэ – племянницу Густава Малера, талантливую скрипачку. Альму уважали эсэсовцы, ей глубоко симпатизировала Мандель. В состав коллектива входили 5 певиц, 30 исполнительниц и даже 8 переписчиц нот. Розэ добилась для музыкантов дополнительного пайка и права не посещать обязательные переклички-построения.
Оркестр два раза в день играл у ворот лагеря – при уходе рабочих команд на задания и их возвращении в лагерь. Девушки также выступали перед персоналом концлагеря, важными гостями, привилегированными заключенными. Чтобы повысить эффективность ликвидации заключенных, Мандель поручала оркестру играть бравурные мелодии для идущих в газовые камеры.

Конец смертельной музыки

В 1944 году Мандель перевели в один из лагерей комплекса Дахау – Мульдорф. После прихода союзников она бежала в горы, на родину, но в августе 1945 года была задержана армией США и передана полякам. После Первого освенцимского процесса Мария Мандель была приговорена к повешению. Казнь состоялась в январе 1948 года в краковской тюрьме. Перед смертью Мандель провозгласила: «Да здравствует Польша!» Ее тело было передано студентам-медикам.

Когда речь заходит о нацистских преступниках, зверства которых повергают в ужас, чаще всего называются мужские имена. Однако история Второй мировой войны знает примеры, когда чудовищные преступления становились делом рук женщин.

Очередной судебный процесс, связанный с преступлениями нацистов, может состояться в Германии. Как сообщает ТАСС со ссылкой на прокуратуру федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, перед судом может предстать 91-летняя женщина, которая с апреля по июль 1944 года служила в располагавшемся на территории Польши концлагере связистом и «оказывала преступникам и их соучастникам помощь в систематических убийствах свезённых со всей Европы евреев». Правоохранительные органы полагают, что эта женщина оказала пособничество убийству 260 тысяч узников Освенцима. Имя 91-летней подозреваемой не называется.
91-летнюю немку заподозрили в пособничестве убийству узников Освенцима Новый виток расследования дел, касающихся преступлений нацизма, начался после вынесения приговора по делу охранника концлагеря Собибор Ивана Демьянюка, который был признан виновным в пособничестве убийству 28 тысяч человек.
В деле Демьянюка суд счёл достаточным для признания виновности подсудимого данных о «косвенном участии» в преступлении. Этот прецедент позволил привлечь к ответственности тех престарелых нацистов, которые раньше уходили от ответственности.
Когда речь заходит о нацистских преступниках, зверства которых потрясли мир, чаще всего называются мужские имена. Однако история Второй мировой войны знает примеры, когда чудовищные преступления становились делом рук женщин.

Ирма Грезе. «Светловолосый дьявол»

Надзирательница лагерей смерти Равенсбрюк, Аушвиц и Берген-Бельзен вошла в историю под прозвищами «Светловолосый дьявол» и «Ангел смерти».

Ирма Грезе, надзирательница концлагеря.
Она родилась 7 октября 1923 года в обычной семье немецких крестьян. В 15 лет девушка оставила школу, посвятив себя карьере в Союзе немецких девушек. Она пыталась стать медсестрой, но карьера не задалась, и в 1942 году 19-летняя Ирма поступила на службу во вспомогательные части СС, начав с должности в лагере Равенсбрюк. В 1943 году она стала старшей надзирательницей лагеря Аушвиц-Биркенау.

Тяжёлые сапоги, плетёный кнут и пистолет - при помощи этих вещей молодая женщина наслаждалась своей властью над заключёнными. Она забивала женщин насмерть, лично отбирала людей для отправки в газовые камеры, расстреливала узников в произвольном порядке. Одной из любимых забав Грезе была травля заключённых конвойными псами, которых заранее морили голодом.
17 апреля 1945 года она была взята в плен английскими войсками. В сентябре 1945 года Грезе стала одной из подсудимых на процессе над администрацией концлагеря Берген-Бельзен, её последнего места службы. В ноябре 1945 года «светловолосый дьявол» была приговорена к смертной казни.

Никаких угрызений совести 22-летняя Ирма Грезе не испытывала. В ночь перед казнью она веселилась и пела песни. Нацистка была повешена 13 декабря 1945 года.

Ильза Кох. «Фрау Абажур»

Жена коменданта концлагерей Бухенвальд и Майданек Карла Коха Ильза Кох известна под прозвищем «Бухенвальдская ведьма».

Она родилась 22 сентября 1906 года в Дрездене, в семье рабочего. В юности Ильза прилежно училась и была жизнерадостной девочкой. Уже в зрелом возрасте, в 26 лет, она примкнула к нацистам накануне их прихода к власти. В 1936 году Ильза начала работать секретарём и охранницей в концлагере Заксенхаузен. В том же году она вышла замуж за единомышленника Карла Коха, который в 1937 году был назначен комендантом Бухенвальда.

С момента появления Ильзы Кох в Бухенвальде она прославилась жёсткостью по отношению к заключённым. Уцелевшие узники рассказывали, что «Бухенвальдская ведьма», прогуливаясь по лагерю, избивала встречавшихся людей плёткой и натравливала на них овчарку.

Ещё одним пристрастием госпожи Кох были оригинальные поделки из человеческой кожи. Особо она ценила кожу заключённых с татуировками, из которой изготавливались перчатки, переплёты книг и абажуры. Так появилось второе прозвище Ильзы Кох - «Фрау Абажур».

В июле 1942 года, когда супруги Кох уже работали в Майданеке, Карл Кох был обвинён в коррупции и отстранён от должности. Летом 1943 года Ильза и Карл Кох были арестованы СС. Помимо коррупции, Коха обвинили в убийстве двух заключённых, тайно лечивших коменданта концлагеря от сифилиса. В апреле 1945 года, незадолго до падения нацистской Германии, Карл Кох был казнён, а его супруга освобождена.

Ильза Кох была вновь арестована представителями американской армии в июне 1945 года. В 1947 году за преступления в отношении узников концлагерей она была приговорена к пожизненному заключению.

Спустя несколько лет в её судьбу вмешался военный комендант американской оккупационной зоны в Германии генерал Люциус Клей, посчитавший её вину недоказанной и освободивший Ильзу Кох.
Такое решение вызвало широкое возмущение в Германии, и в 1951 году Ильза Кох вновь была арестована и повторно приговорена к пожизненному заключению.

1 сентября 1967 года Ильза Кох покончила жизнь самоубийством, повесившись в камере баварской тюрьмы Айхах.

Мария Мандель. «Меломанка»

Женщина, в течение трёх лет возглавлявшая женское отделение концлагеря Аушвиц-Биркенау, была известна как меломанка. По её инициативе из узниц, ранее занимавшихся музыкой, был создан женский оркестр, который у ворот концлагеря весёлыми мелодиями встречал прибывших на смерть людей.

Мария Мандель родилась в Австрии, в городе Мюнцкирхен, 10 января 1912 года. В 1930-х годах Мария примкнула к набирающим силу нацистам, а в 1938 году поступила на службу во вспомогательные части СС. В течение нескольких лет она служила надзирателем в различных женских концлагерях и зарекомендовала себя «преданным делу профессионалом».

Вершиной её страшной карьеры стало назначение в 1942 году на должность начальника женского отделения лагеря Аушвиц-Биркенау. Этот пост она занимала в течение трёх лет.

Мандель лично занималась отбором заключённых, отправляемых в газовые камеры. Развлекаясь, нацистка брала некоторых из обречённых под своё покровительство, зарождая у людей надежду на спасение. Через некоторое время, когда игра ей наскучивала, Мария Мандель отправляла «спасённых» в газовую камеру, набирая новую группу «счастливчиков».

В своё время именно Мария Мандель составила протекцию для продвижения по службе другой убийце - Ирме Грезе.

В 1944 году Мария Мандель была переведена в Дахау, где служила вплоть до окончания войны. В мае 1945 года она попыталась укрыться в горах в районе своего родного города Мюнцкирхена. В августе 1945 года Мария Мандель была арестована представителями американских войск. По запросу властей Польши Мандель выдали этой стране, где готовился процесс над работниками Аушвица-Освенцима.

На процессе, который состоялся в конце 1947 года, Мария Мандель была признана ответственной за уничтожение 500 тысяч женщин-заключённых и приговорена к смертной казни. Нацистка была повешена в тюрьме Кракова 24 января 1948 года.

Гермина Браунштайнер. «Топчущая кобыла»

Заместитель коменданта женской секции Майданека родилась в Вене 16 июля 1919 года, в рабочей семье. Голубоглазая блондинка Гермина мечтала стать медсестрой, но из-за недостатка средств вынуждена была пойти в домработницы. После аншлюса 1938 года уроженка Австрии стала гражданкой Германии и переехала в Берлин, где устроилась на авиационный завод «Хейнкель».

В отличие от многих своих коллег, Гермина пошла в надзиратели не из-за идейных соображений, а ради денег, поскольку зарплата надзирателя была в четыре раза выше, чем у работницы авиазавода.

«Азы мастерства» Браунштайнер познавала в 1939 году в Равенсбрюке под руководством Марии Мандель. Спустя несколько лет они поссорились на служебной почве, Браунштайнер добилась перевода в Майданек.

Здесь Гермина Браунштайнер получила прозвище «Топчущая кобыла» за пристрастие к затаптыванию женщин сапогами. Она забивала узниц насмерть, отнимала у матерей детей и лично бросала их в газовые камеры. Выжившие заключённые называли её одной из самых жестоких надзирательниц.

Работа «Топчущей кобылы» была отмечена «Железным крестом 2-го класса».

В конце войны Браунштайнер работала надзирательницей в лагере в Гентине, а с приходом советских войск сумела сбежать в Вену. Здесь она была арестована и отдана под суд.

Суд рассматривал деятельность Гермины Браунштайнер лишь по последнему месту службы, ничего не зная о похождениях «Топчущей кобылы» в Майданеке. В результате она получила всего 3 года тюрьмы, а вскоре была освобождена по амнистии.
В дальнейшей жизни Гермине Браунштайнер помогло замужество. Американский гражданин Рассел Райан, находясь в Австрии, познакомился с ней, после чего завязался роман. Пара уехала в Канаду, где в 1958 году Гермина и Рассел поженились. В 1959 году Гермина Браунштайнер-Райан въехала в США, а ещё спустя четыре года стала американской гражданкой.

Детская книга войны. О чём писали маленькие жертвы большой трагедии В Соединённых Штатах миссис Райан все знали как милую домохозяйку, не догадываясь о её прежней жизни.
В 1964 году охотник за нацистами Симон Визенталь обнаружил «Топчущую кобылу» в Нью-Йорке, сообщив об этом американским журналистам. В беседе с одним из репортёров Гермина Браунштайнер-Райан признала, что она - та самая надзирательница из Майданека.

После нескольких лет разбирательства власти США лишили Гермину Браунштайнер-Райан гражданства. 7 августа 1973 года она стала первым нацистским преступником, экстрадированным из США в Германию.

Гермина Браунштайнер стала одной из фигуранток так называемого «Третьего процесса Майданека», проходившего в 1975–1981 годах. Она была обвинена в причастности к убийству 200 000 человек. Из-за недостатка улик суд признал нацистку ответственной лишь за убийство 80 человек, соучастие в убийстве 102 детей и содействие в смерти 1000 человек. Этого, однако, с лихвой хватило, что приговорить её к пожизненному заключению.

Но Гермине Браунштайнер не суждено было умереть в тюрьме. В 1996 году её освободили ввиду тяжёлой болезни (диабета, приведшего к ампутации ноги). «Топчущая кобыла» умерла в немецком Бохуме 19 апреля 1999 года.

Антонина Макарова. «Тонька-пулемётчица»

Женщина, ставшая палачом так называемого Локотского округа, получила печальную известность под прозвищем «Тонька-пулемётчица».

Она родилась в 1920 году на Смоленщине, в большой крестьянской семье. В возрасте 8 лет Тоня с родителями, братьями и сёстрами перебралась в Москву. Окончив школу, она поступила в училище, а затем в техникум, собиралась стать врачом.

С началом Великой Отечественной войны 21-летняя Антонина Макарова ушла на фронт в качестве санитарки. В октябре 1941 года часть Макаровой оказалась в окружении под Вязьмой. После долгого скитания по немецким тылам и проживания в различных деревнях Макарова добровольно поступила на службу к немецким оккупантам, став палачом Локотского округа, или Локотской республики, - марионеточного территориального образования коллаборационистов на Брянщине.

За время службы палачом Макарова расстреляла около 1500 человек. После расстрелов, за которые женщина получала по 30 рейхсмарок, она забирала себе одежду и вещи казнённых.
К моменту освобождения территории Локотского округа советскими войсками Макаровой удалось уехать в немецкий тыл. В 1945 году в Кёнигсберге по украденным документам она устроилась в советский военный госпиталь. Выйдя замуж за советского военнослужащего Виктора Гинзбурга и взяв фамилию мужа, Антонина Макарова на долгие годы выпала из поля зрения спецслужб.

Обнаружить и арестовать «Тоньку-пулемётчицу» удалось лишь в 1978 году. 20 ноября 1978 года Брянский областной суд приговорил Антонину Макарову-Гинзбург к расстрелу. 11 августа 1979 года приговор был приведён в исполнение.

Среди нацистских преступников, попавших на скамью подсудимых после падения Третьего рейха, были и женщины.

Одна из них – Мария Мандель, прозванная «зверем», или «бестией», по жестокости и цинизму превосходила многих мужчин.Доказана ее непосредственная причастность к уничтожению в концлагерях более полумиллиона женщин-заключенных.ПредысторияМария Мандель родилась в 1912 году в Австро-Венгрии. Ее отец был сапожником. После окончания начальной школы Мария некоторое время прожила в Швейцарии, затем служила почтовым сотрудником в Австрии. В сентябре 1938 года Мандель переехала в Мюнхен, а 15 октября того же года устроилась охранницей в концентрационный лагерь Лихтенбург в провинции Саксония. Это был один из первых концентрационных лагерей в Германии. Мандель работала там в числе 50 женщин, входивших во вспомогательные службы СС.Карьера по трупамМандель быстро произвела хорошее впечатление на руководство. В мае 1939 года она была переведена в Равенсбрюк, где впоследствии получила должность старшего надзирателя. В ее обязанности входило проведение ежедневных построений и перекличек, выдача заданий заключенным, организация наказаний, включая избиения и порки.1 апреля 1941 года Мандель вступила в нацистскую партию (НСДАП). Это открыло ей двери к карьерному росту. В октябре 1942 года Марию Мандель назначают на пост начальницы женских лагерей Аушвиц-Биркенау. Комплекс находился на территории Польши, в 60 километрах от Кракова. Россиянам более знакомо польское название этой фабрики смерти Освенцим. Именно там проводил чудовищные опыты на людях доктор Менгеле.Среди более чем 500 000 женщин, сгинувших в печах Аушвица, – нидерландская гимнастка, олимпийская чемпионка 1928 года Эстелла Агстериббе с трехлетним сыном и французская писательница Ирен Немировски. Выжили Станислава Лещинская – акушерка, которая приняла в концлагере роды более чем у трех тысяч женщин, и писательница Кристина Живульская, написавшая в 1947 году книгу «Я пережила Освенцим».Чудовище с миловидным лицомОберштурмбанфюрер СС (подполковник) Мандель контролировала все женские лагеря Аушвица. Она обладала неограниченной властью над всеми женщинами-заключенными. Избиение и унижение беспомощных жертв доставляли Мандель садистическое наслаждение. Заключенные не называли ее иначе как «зверь» или «чудовище».Мандель отличалась тем, что без тени сомнений приказывала убить на месте любую проходящую мимо женщину, которая имела неосторожность посмотреть на нее. Начальница лагеря утверждала списки заключенных, подлежащих ликвидации. Она отправила в газовые камеры Аушвица более полумиллиона женщин и детей. За отличия перед рейхом Мандель была награждена крестом «За военные заслуги» 2-й степени.Жестокие забавыМандель любила выбрать среди узников-евреев «домашних животных» для развлечения. Она заставляла их выполнять ее поручения или прогуливаться по лагерю. «Зверушки» Марии быстро надоедали, после чего немедленно отправлялись в газовую камеру.Мандель получала неподдельное удовольствие в ходе отбора из числа заключенных жертв для отправки в газовые камеры. Особенно ей нравилось «работать» с детьми. Парижская певица кабаре Фаня Фенелон в книге-воспоминании Playing for time («Играть, чтобы выжить»), рассказывает, что как-то раз после прибытия в лагерь транспорта из Польши из очереди ожидавших решения своей судьбы выбежал маленький мальчик. Он едва умел ходить, но направился навстречу Марии Мандель, которая славилась особенной жестокостью в адрес женщин с маленькими детьми. Она не отшвырнула ребенка, а бережно взяла его на руки и унесла к себе. Мандель одела малыша в красивые вещи и водила повсюду с собой. Но через пять дней мальчик исчез. Забава наскучила, и ребенок одним росчерком пера Мандель попал в списки на уничтожение.Меломанка в форме ССВыжившие узники рассказывали, что Мария Мандель была страстной меломанкой. По примеру коллег-мужчин, собравших в Аушвице-Биркенау два оркестра из заключенных, она добилась у Рудольфа Хёсса, коменданта всего комплекса лагерей Освенцим, согласия на формирование женского оркестра.Музыкантам был выделен «музыкальный барак» - отдельный блок №12. Постепенно полек-политзаключенных (бывших учительниц музыки) заменили на прибывавших в лагерь евреек. Девушки были профессиональными музыкантами. Мандель приказала выдать им белые блузки, сшить пиджаки в серо-голубую полоску и тёмно-синие юбки. Все женщины-музыканты получили недозволенное обычным узницам разрешение – они могли носить нижнее белье.Участницы оркестра были, пожалуй, единственными в лагере заключенными, пользовавшимися искренним расположением Марии Мандель. После войны женщины вспоминали, что та относилась к ним достаточно тепло – нередко приходила в блок №12 и просила сыграть ту или иную мелодию.Веселая мелодия для последнего путиЖенский оркестр быстро оттачивал мастерство. Его директором назначили заключенную Альму Розэ – племянницу Густава Малера, талантливую скрипачку. Альму уважали эсэсовцы, ей глубоко симпатизировала Мандель. В состав коллектива входили 5 певиц, 30 исполнительниц и даже 8 переписчиц нот. Розэ добилась для музыкантов дополнительного пайка и права не посещать обязательные переклички-построения.Оркестр два раза в день играл у ворот лагеря – при уходе рабочих команд на задания и их возвращении в лагерь. Девушки также выступали перед персоналом концлагеря, важными гостями, привилегированными заключенными. Чтобы повысить эффективность ликвидации заключенных, Мандель поручала оркестру играть бравурные мелодии для идущих в газовые камеры.Конец смертельной музыкиВ 1944 году Мандель перевели в один из лагерей комплекса Дахау – Мульдорф. После прихода союзников она бежала в горы, на родину, но в августе 1945 года была задержана армией США и передана полякам. После Первого освенцимского процесса Мария Мандель была приговорена к повешению. Казнь состоялась в январе 1948 года в краковской тюрьме. Перед смертью Мандель провозгласила: «Да здравствует Польша!» Ее тело было передано студентам-медикам.

Мария Мандель – надсмотрщица немецкого лагеря смерти, 1940-е годы.

Мария Мандель родилась в Австрии и после окончиния школы работала почтальоном. Когда ей было 26, она решила кардинально сменить род деятельности, вступила в СС и устроилась в концлагерь на должность надзирательницы. В обязанности девушки входило следить за порядком в бараках у женщин-заключенных. В 1938 году такая работа неплохо оплачивалась, к тому же, была физически необременительной. Поэтому в то время многие немки охотно шли во вспомогательный персонал СС.


В годы Второй мировой войны во вспомогательных службах служило около 500 тысяч немок.

В Равенсбрюке Мария Мандель показала себя хорошим исполнителем и ее назначили старшей надзирательницей лагеря, а вскоре ее перевели в печально знаменитый Аушвиц-Биркенау, также известный как Освенцим. Теперь под ее контролем были все женщины-заключенные. Одной из задач Марии Мандель было назначение наказаний, и женщина охотно этим пользовалась.


Женщины-надсмотрщицы концлагеря Берген-Бельзен, 1944 год.

Бывшие заключенные, вспоминая Освенцим, называют надзирательницу «чудовищем» и «зверем». Кроме ежедневных перекличек и назначений на работу, Мария Мандель лично выбирала, кого отправить в газовые камеры, составляла списки смертников. С 1942 по 1945 годы, пока оберштурмбанфюрер СС (подполковник) Мандель возглавляла часть Освенцима, в газовые камеры и крематорий попали 500 000 женщин и детей.

Крематорий концлагеря Освенцим.

У Марии Мандель бывали и свои любимчики, которые выполняли мелкие поручения. Правда, когда они ей наскучивали, то сразу отправлялись на смерть. Надзирательница могла расстрелять на месте любого заключенного, просто посмотревшего на нее «не так». А избиение и травля собаками были для Марии Мандель самым обычным делом.


Женский оркестр концлагеря Освенцим.

В то время в Освенциме уже было два оркестра, состоящих из заключенных-мужчин. По их образцу Мария Мандель организовала свой собственный, женский. Мандель оказалась настоящей меломанкой. Из тысяч евреек, владеющих инструментами, она тщательно отобрала лучших и поселила их в отдельный барак №12. Музыканты получили новые белые блузки, полосатые пиджаки и множество поблажек. Надзирательница часто посещала музыкальный барак и просила сыграть любимые композиции.


Награда Третьего Рейха - крест «За военные заслуги» 2-й степени без мечей.

Оркестр играл утром и вечером, когда заключенные шли на работу и возвращались обратно. Пополнение, прибывавшее по железной дороге, также встречали с оркестром. Даже в газовые камеры людей отправляли под музыку. Естественно, музыканты часто играли для начальства концлагеря и приезжих инспекторов. За хорошее выполнение своей работы Мария Мандель отмечалась начальством и была награждена крестом «За военные заслуги» 2-й степени.