30.09.2019

Чувство сострадания - это дар для каждого человека. Великодушие и сострадание


Эти понятия имеют достаточно расплывчатое определение, их невозможно измерить количественно и качественно. Одно из таких понятий - чувство сострадания. присуще каждому из нас. Давайте разберемся, как отличать его от других чувств, и что хорошего в сострадании для личности человека.

"Что дождь для огня, то сострадание для гнева"

Чувство сострадания - это то, что известно каждому из нас. Едва ребенок начинает разговаривать и познавать мир, он уже переживает весь спектр ощущений, знакомый взрослому. Конечно, эти эмоции во много раз сильнее, чем переживают люди пожившие.

Гнев малыша силен, любовь - безгранична, а сострадая, он плачет и жаждет помочь. Неизвестно, почему люди умеют переживать ощущения, недоступные животным. Обычные инстинкты иных представителей мира зверей не могут сравниться с любовью, ненавистью, ревностью, жалостью. Возможно, все эти проявление "человечности" - это великий дар или голос нашей души. Сострадание в таком случае - это одна из наиболее сильных мелодий духовной песни в нашем сердце.

Сострадание - что это такое?

Попробуем описать, на что похоже Когда мы видим боль знакомого или незнакомого человека, в нас это зрелище отзывается голосом сострадания. Это выражается в желании оказать помощь, посочувствовать, утешить добрым словом или делом. Сострадание - не совсем приятное ощущение, так как, не испытывая никакого физического или морального воздействия со стороны внешней среды, мы, тем не менее, страдаем. С другой стороны, признается очень добродетельным для духовного развития человека.

В чем еще выражается чувство сострадания? Это не только понимание чужой боли. Оно проявляется в чуткости к окружающим, внимании к их проблемам и переживаниям и, конечно же, в помощи. Пожалуй, высшая цель сострадания - это именно посильная помощь страждущим. Неважно, на сколько вы обеспечены, красноречивы. Считается, что увидеть человека, нуждающегося в чем-то, - это знак для каждого из нас, говорящий о том, что ему нужно помочь ему всем возможным, что мы имеем.

Откуда пришло к нам сострадание?

Это чувство совершенно не новое. Ощущения сострадания - это то, что возникло вместе с любовью к ближним с самого начала становления человека как личности. Совершенно естественная реакция нормального человека - помочь тому, кто в помощи нуждается. О сострадании и важности развития в себе этого качества много говорится во всех религиях. Вне зависимости от того, какого бога верующие считают своим, все знают, что сострадать - это совершенно правильно и полезно для души. И любая религия предписывает помогать тем, кто нуждается. Речь идет не только о наших родных и близких, но и о совершенно незнакомых людях.

Сострадание сегодня

Современный мир не поощряет чувство сострадания. Впрочем, мир винить не имеет смысла, виноваты те, кто в нем живет. С детства детям насаждается идея о том, что "или ты, или тебя", что нужно бороться за место под солнцем. Пусть родители воспитывают ребенка в любви, но есть школа, учителя, сверстники, агрессивное телевидение и Интернет. Как считают многие, совесть и сострадание - это скорее атавизмы, мешающие нам жить полноценной жизнью. Маленький человечек очень быстро понимает, сколько ему всего нужно, и чаще всего этого он не имеет. Сострадание же предписывает делиться, отдавать то, чего тебе самому якобы мало. Мы говорим "якобы", потому что если вы здоровы и окружены любовью близких, значит, у вас есть все, что нужно.

Новый телефон, брендовая одежда никогда не сделают вас счастливыми, что бы ни обещала реклама. Зато вы в силах сделать счастливее мать больного ребенка, старенькую бабушку или сирот в приюте небольшим личным вкладом. Но это очень сложно понять и еще сложнее сделать.

Не стоит бросаться в крайности

Впрочем, кроме распространенной черствости есть и обратная сторона чрезмерности в сострадании - это скорбь и уныние. Есть люди, которые вместо того, чтобы радоваться тому, что имеют, и делиться своим счастьем с другими, пребывают постоянно в печали. Чувство сострадания в них гипертрофировано. Такие личности видят только лишь горе вокруг, и это повергает их в состояние хронической депрессии. Такое чувство ничего полезного для развития души не несет, а только вредит. не позволит себе унывать, будучи просто здоровым. Следовательно, сострадание полезно лишь в "чистом" виде.

Значение чувства сострадания

Зачем каждому из нас от природы дано сострадание? Что это чувство несет для нас хорошего? Ответ очевиден - никакой практической выгоды в виде накопления имущества, и в то же время колоссальный "доход" в виде благодарности.

Согласитесь, что самое лучшее, что переживает каждый из нас, невозможно измерить в денежном выражении. Сколько стоит дружба или любовь? Сострадание тоже ничего не стоит (более того, оно чревато даже "убытками" с экономической точки зрения). Однако, поддавшись этой эмоции и совершив пожертвование или поговорив с тем, кому плохо, мы ощущаем какое-то светлое волнение где-то "в душе". Это и есть то великолепное чувство, которое придает осмысленность жизни каждого из нас.

В современном мире мало кто задумывается о том, что такое сочувствие. Ритм жизни, стресс, нестабильная экономическая ситуация и другие жизненные неурядицы заставляют человека думать о себе и своем благополучии. Подобная ситуация может привести к разложению общества и разрушению традиционных устоев, поэтому нельзя забывать о подобных человеческих качествах.

Сочувствие - что это?

Сочувствие - одно из важнейших , выражающее чувство переживания по поводу какой-либо ситуации или положения. Для чего нужно сочувствие? Оно дозволяет личности понимать чужие эмоции и оставаться человеком. Такое состояние может быть основано на следующих принципах:

  • привязанности;
  • понимании;
  • уважении.

Зачастую подобные эмоции выражают сопереживание другому человеку. Они могут выражаться по-разному:

  • нужными или нежными словами;
  • ободряющими действиями;
  • физической или материальной помощью.

Умение сочувствовать – хорошая , важно делать это вовремя и не быть навязчивым, так как порой возникают накаленные ситуации, при которых данный «жест» будет лишним и высока вероятность, что сочувствие нанесет психологический урон индивиду. Поэтому так важно искренне и в уместный момент проявлять рассматриваемое эмоциональное состояние.


Чем отличается сочувствие от сострадания?

Понимание того, что такое сочувствие и сострадание, будет полезным для развития характера и личности. Это похожие понятия, выражающие чувство сопереживания к другому человеку. Их отличие заключается в том, что сочувствие разрешает не только понять ситуацию, но и прочувствовать эмоции другого. Сочувствие и сострадание в равной степени должны присутствовать в жизни общества, иначе оно станет черствым и безразличным к окружающему миру.

Жалость и сочувствие - в чем разница?

Еще одно похожее понятие – жалость. Она проявляется в виде того же сопереживания, но без эмоциональной окраски, без переживания тех же эмоций и чувств. Иногда чувство жалости не сопровождается желанием поучаствовать в проблеме человека, а выражается только добрыми, ободряющими словами. В большинстве случаев, выражая жалость, человек передает свои чувства по отношению к другому, а не переживает чужие. Сочувствие и жалость в целом похожи по смыслу, но имеют разный подтекст.

Сочувствие - это хорошо или плохо?

Многие задаются вопросом, нужно ли людям сочувствие? Ответов на данный вопрос может быть два, и каждый из них имеет свое объяснение:

  1. Сочувствие необходимо, потому что оно укрепляет социальные связи в обществе, разрешает людям оставаться людьми и проявлять свои эмоции. Сочувствуя, мы показываем, что человек нам не безразличен.
  2. Если человек расстроен, то сочувствие может еще больше расшатать его душевное состояние, усилить проявление негативных эмоций и усугубить ситуацию. В данном случае сочувствие будет лишним.

Из рассматриваемых ответов можно сделать вывод, что сочувствие необходимо в определенные моменты в зависимости от ситуации и эмоционального состояния человека, к которому оно направлено. Важно не переусердствовать и знать, когда проявление такого эмоционального состояния будет уместным, чтобы поистине помочь человеку, а не напротив, усугубить положение.

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Очень сложный, немного философский вопрос - нужно ли сочувствие и сострадание людям? Большинство людей, скорее всего, скажут, что нужно. Подобные качества – проявление заботы, небезразличного отношения. О них важно донести детям при их воспитании и формировании личности. Постоянно получая порцию эмоций сострадания и сочувствия, человек может требовать их все чаще и чаще – он привыкнет к или будет ждать постоянного решения своих проблем. Он может манипулировать своим состоянием для достижения целей. Поэтому не зря существует выражение «все хорошо в меру».

Как научиться сочувствовать?

Ответ на вопрос о том, как выразить сочувствие, будет зависеть от конкретной ситуации. Важно уметь правильно и своевременно сочувствовать. Человеку необходимо показать, что его поняли, разделили его переживания, но при этом дали силы для выхода из сложившейся ситуации. Зачастую требуется:

Для более полного и глубокого понимания смысла данного термина можно обратиться к некоторым книгам, как взрослым, так и детским. Например:

  1. Книга автора Рут Миншулл «Как выбирать своих людей» повествует о том, на что можно обращать внимание при знакомстве с людьми и как выбрать тех, кого можно впоследствии назвать «своими». В книге есть отдельная глава, посвященная понятию сочувствие.
  2. Алекс Кабрера «Феи рассказывают о сочувствии» - отличная книга, дающая возможность донести до ребенка смысл данного понятия и научить его в нужные моменты проявлять сочувствие.

Книги о сочувствии и сострадании позволяют людям стать более открытыми и добрыми, научить детей быть неравнодушными в некоторых ситуациях. Периодически напоминая себе о том, что такое сочувствие, и что иногда без него никак не обойтись, можно сделать мир лучше. Проявление подобного чувства, наряду с состраданием и взаимопомощью, ведет к сплочению общества, налаживанию социальных отношений внутри него, поддержанию традиций и связи поколений. Это важно для развития полноценного, зрелого, стабильного общества.

Сострадание - это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это требуется; сопереживающий человек имеет способность прочувствовать боль ближнего так же, как свою собственную. Сочувствие - это очень хорошая тема для сочинения по русскому языку.

Зачем писать сочинение о милосердии?

Именно поэтому школьники получают задания подобного рода. В процессе работы они могут более детально проработать тему сопереживания ближнему, понять, чем является милосердие на самом деле и каким образом оно выражается. Сочинение «Что такое сострадание?» - хороший способ и самому пишущему осознать это качество в себе, стать более милосердным к ближним. Какие же моменты можно упомянуть в своей работе?

Чем же является сопереживание?

Сострадание - это умение человека ощутить то, что чувствует ближний так, как если бы он сам испытывал те же переживания. Оно отличается от сопереживания - ведь сопереживать другому человеку можно не только в боли, но и в радости, веселье, тоске или скуке.

Сострадающий и сочувствующий человек способен понять то, что творится на душе у другого. Считается, что если человек способен сострадать, то значит, у него действительно есть сердце и душа и он способен любить. Способным к состраданию является духовно богатая личность. Она способна вспомнить нечто из своего опыта, когда встречается с несчастьем ближнего, оказать ему помощь и поддержку, поскольку ей самой известно, как трудно быть в подобной ситуации.

Подмена понятий

Однако не всегда сострадание в действительности проявляется как положительное качество. Существует немало вариаций сострадания, и одно из них - это жалость. Такой тип отношения к людям очень распространен на постсоветском пространстве. Зачастую люди не заботятся о своем здоровье, не занимаются спортом, не ценят себя самих, собственные жизни. Однако при этом общественная мораль запрещает бросать тех, кто сам своими действиями лишил себя этого здоровья.

Классический пример - это супруги алкоголезависимых людей, которые остаются рядом со своими слабохарактерными мужьями, даже когда их страсть к выпивке сделала из них инвалидов. Может показаться, что такая женщина действительно испытывает настоящее сострадание: «Как же теперь он без меня проживет? Совсем погибнет». И она кладет на алтарь «спасения» своего супруга-слабака целую жизнь.

Жалость или милосердие?

Однако такой тип отношений вряд ли можно назвать состраданием. Вдумчивый школьник, пишущий сочинение «Что такое сострадание?», поймет: в подобном поведении просвечивается только одно чувство - жалость. И более того, если такая женщина, коих очень много в России, не думала бы только лишь о самой себе и своих чувствах, она выбрала бы совершенно другую модель поведения. Истинно сострадая своему безвольному и ленивому супругу и желая ему добра, она бы как можно скорее прекратила с ним взаимоотношения - и, возможно, тогда бы он осознал, что его образ жизни разрушителен как для его собственных тела и ума, так и для семьи.

О сопереживании в диких племенах

В сочинении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и некоторые интересные факты. Например, не во всех культурах милосердие или сопереживание воспринимается так, как в России, или, к примеру, в Америке.

В диких лесах Амазонки живет необычное племя екуана. Оно довольно многочисленно, состоит из порядка 10 тыс. членов. Проявление сострадания у представителей екуана существенно отличается от привычного для нас. Например, если ребенок ушибется, родители не проявляют никаких признаков сопереживания, даже не пытаются его пожалеть. Если малышу не нужна помощь, то они ждут, пока чадо поднимется и догонит их. Если кто-нибудь из этого племени заболеет, то другие члены племени будут делать все, что в их силах, чтобы его вылечить. Екуана будут давать своему соплеменнику лекарства или же вызывать духов, чтобы они вернули ему здоровье. Но они не будут жалеть больного, а тот своим поведением не станет беспокоить других членов племени. Это достаточно необычный вид проявления сострадания. Однако необходимо помнить, что племя екуана находится на ступени первобытнообщинного строя. Подобное отношение для западного человека вряд ли будет приемлемо.

Необычный вид помощи

В сочинении «Что такое сострадание?» можно привести различные примеры проявления милосердия, а также описать и разные виды этого чувства. В психологии есть и такой вид сопереживания, который называется опережающим. Его смысл состоит в том, что человек (чаще всего это психолог) помогает человеку, которому плохо, необычным образом: он сам идет просить у него совета.

Обычно люди удивляются, что кто-то не пытается им помочь или утешить, а сам просит у них совета. Однако, как утверждает психолог Р. Загайнов, работающий в сфере спортивных достижений, этот способ всегда «срабатывает» - человеку становится лучше после того, как он сам помог другому. В сочинении на тему «Сострадание» можно упомянуть и такой необычный способ помощи ближнему.

Антипод милосердия

В сочинении-рассуждении «Что такое сострадание?» можно упомянуть и о противоположности этого чувства, а именно равнодушии. Считается, что оно - самый страшный порок, который только может быть свойственен человеку. Этого мнения придерживалась мать Тереза, и оно же прописано в Библии.

Писатель Бернард Шоу говорил о том, что самое страшное преступление, которое только может совершить человек по отношению к другим людям, заключается не в том, чтобы ненавидеть их, а в том, чтобы относится к ним равнодушно. Равнодушие означает полное отсутствие каких-либо эмоций. Человек, которому все равно, что происходит вокруг, не испытывает ни положительных, ни отрицательных переживаний. И если последнее еще может пойти на пользу его здоровью (ведь, как известно, негативные эмоции разрушают клетки человеческого организма изнутри), то отсутствие позитивных переживаний абсолютно бесполезно.

Об этом же говорил и известный русский писатель А. П. Чехов. Он называл равнодушие «параличом души» и даже «преждевременной смертью». Если задуматься, то во многом великий писатель прав - ведь равнодушный человек безразличен ко всему миру вокруг него. Он похож на зомби, который имеет внешнюю оболочку, но внутри абсолютно лишен чувств. В сочинении «Сочувствие и сострадание» школьник может описать этот вид душевной черствости более подробно, рассказав, например, о случае из жизни. Ведь каждый наверняка видел, как проявляется равнодушие по отношению к старикам, беременным женщинам, больным людям.

Как написать хорошее сочинение?

Задание на данную тематику требует соблюдения всех правил написания школьной работы: она должна быть грамотной, содержать в себе введение, основную часть, в которой будут расписаны основные тезисы по пунктам, а также заключение. Без этого вряд ли можно рассчитывать на хорошую оценку по сочинению. Нужны сочувствие и сострадание или нет - школьник решает в своей работе сам. Он может придерживаться любой точки зрения, и это не повлияет на результат. А вот отсутствие доводов, орфографические или пунктуационные ошибки, недостаточный объем сочинения - все это может отразиться на оценке сочинения. Конечно, скорее всего, большинство учащихся согласятся, что без этих качеств тяжело жить не только тем людям, которые окружают черствого человека; и ему самому тяжело жить с таким жестоким сердцем.

Нужно ли милосердие - решение каждого

Однако быть милосердным или жестоким, каждый также решает сам. Нужно ответить самому себе на вопрос: а мне самому нужны ли сочувствие и сострадание? Сочинение лишь помогает натолкнуть на такие рассуждения. Человек, которому не хватает сострадания к людям и ко всему живому, может постепенно развивать в себе эти качества. Как это сделать? Самый простой способ - добрые дела. Можно начать помогать сначала родственникам и друзьям, которые нуждаются в этом, затем незнакомым людям. Сейчас немало различных социальных учреждений нуждаются в помощи. А на Западе опыт благотворительности или волонтерства является весомым плюсом при приеме на работу.

СОЧУВСТВИЕ

Сочувствие - это состояние открытости энергетических каналов. Человек в этом состоянии соединяется энергетическими потоками с другим человеком. Это дает и развивает возможность на своем собственном теле прочувствовать ту боль, переживание, радость или любое другое состояние любого человека. Присоединиться своей радостью к кому-то или излить на другого свою печаль.

Почему нам бывает важно чувствовать чью-то боль? Ну, например для того, чтобы научиться пользоваться чьим-то опытом, а не только набивать все шишки на свою собственную головушку. Или еще для того, чтобы узнать о последствиях собственных действий. Сделал кому-то больно, а потом бац - присоединился к нему и на себе проощущал, как бывает больно от своих собственных слов, мыслей и поступков.

И еще очень важная задача у сочувствия. Если у вас есть скрытая, зажатая и вытесненная в область подсознания энергия (агрессия, боль, обида, какое-то другое чувство), и вы сами ее в себе не ощущаете (область подсознания часто работает именно так, вы перестаете чувствовать задавленные энергии), то присоединение к другому человеку, у которого есть такая же энергия, усиливает вашу собственную и она становится заметной, ощутимой.

Эта, очень полезная, задача сочувствия, дает возможность вскрывать блоки подсознания, расчищать энергетические завалы, в этом на мой взгляд, великая эволюционная роль сочувствия.

Сострадание можно разделить на три типа: первое - это сострадание, которое фокусируется на живых существах, второе - это сострадание, которое фокусируется на неведении, а третье - это сострадание, которое ни на чем не фокусируется.

- Первый тип сострадания понять легко: пристально глядя на болезненные ситуации, которые испытывают живые существа, мы чувствуем сострадание и хотим изменить их горестное положение.
- Второй тип сострадания направлен на более глубокий уровень: сострадание к неведению относительно истинной природы явлений, которым обладают живые существа. Их тела, то, чем они владеют и их эмоции постоянно меняются, но из-за неведения живые существа хватаются и цепляются за свои жизни, словно те будут длиться многие эпохи. Затем, когда что-то меняется, они страдают. Этот тип сострадания фокусируется на неведении как на корне всех страданий.

- Третий тип сострадания - это безобъектное сострадание. У первых двух типов сострадания есть объекты: у первого - страдания живых существ, а у второго - их неведение, но третий тип не фокусируется ни на чем конкретном. Это самый глубокий уровень сострадания; это медитация на абсолютном состоянии спокойствия. При этом виде сострадания нет различия между живыми и неживыми существами; вы испытываете равное сострадание ко всему. Вы просто покоитесь в абсолютном, естественном состоянии, без каких-либо особых идей или суждений. Это сострадание возникает из осознания пустоты и свободно от всех желаний и от любой двойственности. Этот уровень медитации достигается постепенно, и его не так легко понять, как первые два типа сострадания.

ВЕЛИКОДУШИЕ И СОСТРАДАНИЕ

«Когда наше чувство собственного достоинства всё ещё низко, мы не можем устанавливать пределы, проводить границы иди уважать собственные нужды. Наша, по видимости, сочувственная помощь становится смешанной со страхом, зависимостью и неуверенностью. Зрелая любовь и здоровое сострадание – это не зависимость, а взаимность, рождённая глубоким уважением к самим себе и к другим».

Когда мы смотрим на религиозные традиции этого мира, мы обнаруживаем, что они наполнены благородными жестами и жертвами огромного великодушия. Иисус говорил ученикам, чтобы они отдавали все свои богатства, «следуя за Ним». Мать Тереза говорит своим монахиням, которые служат беднейшим из бедных, – «дайте им съесть вас». В истории об одной из прошлых жизней будущий Будда увидел больную и голодную тигрицу с детёнышами, которых она не могла накормить. Он почувствовал, как в нём возникает глубокое сострадание, – и бросился со скалы, чтобы стать пищей для тигрицы и её двух тигрят.
Сострадательное великодушие – это основание истинной духовной жизни, потому что оно являет собой практику освобождённости.
Великодушный поступок раскрывает наше тело, сердце и дух – и подводит нас ближе к свободе. Каждый великодушный поступок – это выражение нашей божественной природы.
Но для большинства из нас великодушие оказывается таким качеством, которое нужно развивать. Нам приходится считаться с тем фактом, что оно будет расти постепенно; иначе наша духовность может стать идеалистической и подражательной и будет разыгрывать образ великодушия прежде, чем оно станет подлинным.

Истинное великодушие растёт в нас по мере того, как раскрывается наше сердце; оно растёт вместе с ростом целостности и здоровья внутренней жизни.

Великодушие может проявляться на трёх уровнях :

Первый уровень называется нерешительным даянием. Это первоначальное великодушие, оно приходит после колебания. Мы боимся, что отдаваемое может впоследствии потребоваться нам самим. Мы думаем о том, чтобы сберечь его у себя, но затем понимаем, что наступило время отдать. После того, как мы пройдём через первоначальное нежелание, мы осуществляем счастье и свободу – первые радости даяния.

Второй уровень называется братским или сестринским даянием. Это открытое и равное совместное пользование, которое предлагает и энергию, и материальную помощь как бы любимому человеку: «У меня есть это, так что давайте все воспользуемся этим». Мы не проявляем колебаний. Мотивом этого великодушия является настроение лёгкости; вместе с ним внутри нас возрастает дух радости, дружелюбия и открытости.

Третий уровень называется царственным даянием. При нём мы испытываем такое удовольствие от благополучия и счастья других людей, что наше великодушие оказывается спонтанным и немедленным. Оно идёт дальше совместного пользования. Мы получаем такое глубокое удовлетворение от благосостояния других, что отдаём самое лучшее из того, чем владеем, так чтобы им могли воспользоваться и другие. Наша собственная радость при таком великодушии ещё более увеличивается. Мы как становимся естественным каналом для счастья окружающих, находим в своём сердце богатство царя или царицы.

Мы можем почувствовать, как раскрытие каждого из этих уровней вносит в нашу жизнь возрастающую радость и свет. Однако наша способность проявлять истинное великодушие часто будет ограничена неполным развитием здорового «я». Большое великодушие естественно вытекает из чувства здоровья и целостности нашего бытия.

Когда мы ещё не избавились от условий неполноценности и ранимости, мы переживаем очень трудное время, зная, каким бывает чувство подлинного даяния. Поскольку наше внутреннее переживание всё ещё остаётся ощущением нужды, мы обычно даём что-то с тонким ожиданием получить нечто взамен. Пока мы не исправим себя, наши попытки проявить благородное великодушие часто оказываются лишь маскировкой нездоровой зависимости.

Неправильно понятые идеалы сострадания и великодушия усиливают зависимость и привязанность, основанные на зажатом, полном страха чувстве «я». В этих ситуациях сострадание и великодушие используются неправильно; и мы отдаёмся неумелой поддержке других или теряем себя в ней.

Взаимная зависимость может вынуждать учеников какого-нибудь духовного сообщества скрывать нездоровое поведение собственных учителей, чтобы поддержать миф устойчивости и принадлежности, чтобы избежать конфликта, могущего возникнуть при обнаружении этих вещей. Во многих взаимоотношениях наши страхи и зависимость могут оставлять нас в страхе перед тем, чтобы говорить правду. Мы можем оказаться неспособными установить пределы, сказать «нет». Или же великодушие, сначала здоровое, может выродиться в принуждение.

Существуют люди, которым очень трудно сказать «нет» о чём бы их ни просили. После многих лет такого отношения к делу они обнаруживают, что до краёв наполнены ожесточением, и не понимают, как пошли по этому пути.

Нам необходимо встретиться со следующим вопросом : как мы можем узнать, когда наши действия будут сострадательными, а когда – вызванными взаимной зависимостью? Один ответ, возможно, заключён в рассказе Будды о некоей семье акробатов. Дед и внучка ходили с места на место и зарабатывали на жизнь, давая представления с удержанием равновесия. Они пришли к Будде, чтобы обсудить вопрос о том, как лучше всего охранять друг друга и заботиться друг о друге. Дед выдвинул идею о том, что каждый должен заботиться о другом, что во время представления с равновесием он должен заботиться о внучке, а внучка – о нём. Таким образом они будут охранять друг друга. Внучка спросила Будду, не будет ли это ошибкой. «Разве не лучше для каждого из нас заботиться о самом себе; и таким образом мы спасём друг друга, а наша акробатика процветёт». Выслушав девочку, Будда сказал: «Хотя она молода, она разумна. Если ты, дед, будешь тщательно охранять себя и обращать внимание на то, что делаешь, ты также сохранишь в безопасности свою внучку; и если ты, дитя, будешь охранять себя с осознанием, с заботой, с уважением, тогда ты охранишь и себя, и тех, кто тебя окружают».

Взаимная зависимость и нездоровое сострадание возникают тогда, когда мы забываем собственную роль в действии для поддержания равновесия в человеческих взаимоотношениях или когда пренебрегаем истинными последствиями действий тех, кто нас окружают. Взаимная зависимость возникает также тогда, когда мы не принимаем в расчёт собственных интуиции и эмоций (вследствие низкого самоуважения) или опасаемся неодобрения других.

Утрата соприкосновения с собой и отсутствие самоуважения также оказываются источником привычной зависимости.

Некоторые медитирующие занимаются практикой для того, чтобы возвыситься над жизнью и избежать столкновения с ней. Одна женщина, работавшая медицинской сестрой, вышла замуж за человека, вся жизнь которого сосредоточилась на его духовной практике. Он хотел «добиться просветления» и затем учить этому других людей. Она весь день была занята уходом за своими родителями, а потом уходила домой, чтобы ухаживать за ним. Он часто отправлялся на интенсивные курсы, а в промежутках читал духовные книги, курил наркотики и вёл беседы с друзьями на духовные темы, тогда как она продолжала работать, чтобы поддержать его. Ей хотелось когда-нибудь иметь собственный дом, своих детей; но она чувствовала себя виновной, так как желала таких вещей, которые могли отвлечь его от практики. Долгое время она помогала ему и защищала его, думая, что это правильно в духовном отношении; в то же время она чувствовала бессознательную ожесточённость, однако боялась о ней говорить. Она не знала, как сказать «нет»… В конечном счёте дело дошло до того, что она выгнала его из дома. После нескольких курсов, где он чувствовал себя несчастным, он вернулся домой, нашёл работу и начал включать в свою духовную жизнь – в качестве её части – жену, дом и возможность иметь детей.

Когда мы исключаем себя из сферы сострадания, результатом бывает ложная безопасность или неразумное сострадание . Всякое нездоровое или слишком идеалистическое великодушие возникает из этой ошибки, когда из уравнения устранено глубокое уважение к себе. Когда наше чувство собственного достоинства всё ещё низко, мы не умеем устанавливать пределы, проводить границы или уважать собственные нужды. Наша кажущаяся сочувственной помощь становится смешанной с зависимостью, страхом и неуверенностью.

Зрелая любовь и здоровое сострадание – это не зависимость, а взаимность, рождённая глубоким уважением к самим себе и к другим людям.

Зрелая любовь и здоровое сострадание способны сказать «да» – и способны сказать «нет». Подобно родителю, который разумно воспитывает ребёнка, они знают, когда надо установить пределы, когда сказать «нет». Они любят ребёнка и служат ему, но также считаются с тем, чему ребёнку нужно научиться самому. Иногда твёрдое «нет», «я не могу» или «этого я не разрешу, это выше моих возможностей» будет самой духовной фразой, которую мы в состоянии сказать.

Устанавливать границы и пределы, переходить от зависимой и удушающей любви к любви, основанной на взаимном уважении, научиться давать, считаясь со своими собственными нуждами – всё это может повлечь за собой глубокий рост самоуважения и осознавания себя, которые идут параллельно здоровому развитию «я». Мы способны научиться культивировать разумное великодушие, которое чувствует как свои собственные потребности, так и потребности других людей.

Нам нужно проявлять тщательное внимание к состояниям сердца, которые подталкивают нас к действиям. Будет слишком идеалистичным ожидать, что мы всегда будем желать сделать что-то хорошее; мы должны слушать, чтобы знать, когда сердце привязано, когда оно боится, когда пребывает в зависимости. Глубоко прислушиваясь, мы можем начать отличать зависимость от любви. Сходным образом мы можем различать, когда сердце открыто, когда мы свободны от привязанности, когда налицо взаимное уважение и забота. Основанные на этом, наши действия могут быть разумными и сострадательными.

Истинное сострадание возникает из здорового чувства «я», из осознания того, кто мы такие, которое принимает в расчёт наши собственные способности и страхи, наши чувства целостности и благополучия вместе с такими же чувствами других людей. Это осознание никогда не основывается на страхе или жалости; здесь налицо глубокая реакция поддержки сердца, основанная на достоинстве, уважении, целостности и благополучии каждого отдельного создания. Это спонтанная реакция на страдание и боль, с которыми мы встречаемся. Когда наше сердце раскрыто и исцелено, оно стремится исцелять всех, к кому прикасается. Сострадание к самим себе порождает силу преображать ожесточение в прощение, ненависть – в дружелюбие, а страх – в уважение ко всем существам. Оно позволяет нам правдиво и подлинно распространять тепло, восприимчивость и раскрытость на печали окружающей нас жизни.

Иногда сострадание способно породить действие, а иногда – нет. Оно не возникает для того, чтобы решать проблемы; и всё же из сострадания вытекает действие, что происходит всякий раз, когда в нём возникает необходимость. Истинное сострадание возникает из ощущения сердца, обладающего бесстрашной способностью охватить все вещи, прикоснуться ко всем вещам, сродниться со всеми вещами. Чогьям Трунгпа называл это свойство «нежным и печальным сердцем воина». Он говорил:
«Когда вы пробуждаете своё сердце, вы, к своему удивлению, находите, что ваше сердце пусто. Вы обнаруживаете, что глядите на внешнее пространство. Что вы такое? Кто вы такой? Где находится ваше сердце? Если вы действительно посмотрите, вы не найдёте ничего ощутимого или прочного… Если вы будете искать пробуждённое сердце, если вы просунете руку в грудную клетку и ощупаете его, там не окажется ничего, кроме нежности. Вы чувствуете боль и мягкость; и если вы открываете глаза на остальной мир, вы чувствуете огромную печаль. Эта печаль приходит не вследствие дурного к вам отношения. Вы чувствуете печаль не потому, что кто-то вас оскорбил или вы почувствовали себя обнищавшими. Скорее, это переживание печали не будет обусловленным. Оно приходит потому, что ваше сердце целиком открыто, обнажено. Это чистое, чувствующее сердце. Даже если на него садится москит, вы явственно ощущаете прикосновение. Именно это нежное сердце воина обладает силой исцелить мир».

Это – сила сострадательного сердца, сила подлинного сострадания, сила преобразить боль, с которой мы встречаемся.

Для развития сострадания нет какой-нибудь формулы или методики. Подобно всем великим духовным искусствам, оно требует, чтобы мы слушали и уделяли внимание, понимали свою мотивацию и затем спрашивали себя, какое действие может быть по-настоящему полным и полезным. Сострадание обнаруживает гибкость бамбука, изгибаясь вместе с изменяющимися обстоятельствами, устанавливая при необходимости границы и в то же время оставаясь гибким.

Когда в нас раскрывается сострадание, мы отдаём то, что можем отдать, чтобы остановить войну, улучшить окружающую среду, заботиться о бедных, о больных спидом, спасать тропические леса. Однако истинное сострадание также любит и нас самих, уважает наши собственные нужды, почитает наши ограничения и наши истинные способности.

Когда подлинное сострадание приходит вместе с мудростью, мы уважаем, любим, хвалим и включаем в него себя и других. Мы находим сострадание ко всем существам, включая нас самих. Разделение на «я» и других оказывается растворённым. Затем, подобно восходящему солнцу, сила великодушия и сострадания в нашей жизни будет расти, и мы обнаружим, что она являет собой нашу истинную природу. Когда возникает такое сострадание, оно проходит через нас как благодать, связывая воедино нежность и бесстрашие, что не могло бы произойти благодаря каким-либо иным средствам.

Жизнь предоставляет вам свободный выбор - жить ли в душевном покое либо в душевных терзаниях. Если вы убеждены - а убеждение идет от сердца - в том, что жизнь начинается с вашей души, то вы делаете выбор в пользу любви. Если пока еще не умеете, то научитесь. Неважно, сколь глубоко вы увязли в житейской трясине. Начав помогать своей душе духовно, вы тем самым станете помогать и другим, так как мы все Едины.

© Джек Корнфилд - «Путь с сердцем»

СВЯТОЕ СОСТРАДАНИЕ

Святое Сострадание - это, во-первых, движение души в отношении дурных поступков окружающих, которые чаще всего совершаются из-за незнания Истины. В нем есть что-то общее с печалью. Когда кто-то делает что-то плохое - неважно, в отношении вас или нет, вы сочувствуете этому человеку, сожалеете о нем. Люди, совершающие дурные поступки, достойны сострадания потому, что из-за своих пагубных желаний они создают причины для своих несчастий, «роют себе яму».

Человек, проявляющий Святое сострадание, не только сострадает, но и совершает действия (хотя бы действия мысли) для устранения причины страданий.

Некоторые души, имеющие возможность переродиться в более высоком мире, приходят на Землю чтобы проповедовать Истину, именно из сострадания к существам живущим в этом мире.

Медитация сострадания поднимает еще на одну ступень более высоких Небес Света и Звука. Например: "Вот тот человек еще не знает Истины, как его жаль! А тот человек отрицал Истину, как жаль его!" - взращивайте сознание Сострадания об этом к одному за другим: к вашим родителям, мужу, жене, брату, сестре, детям, другим родственникам, дедушке и бабушке; к родным, знакомым, друзьям. Если ваши родные, друзья, знакомые отрицают Истину или они отрицательно относятся к практикующим Истину, думайте: "Как жаль эти души! Как я хочу, чтобы они скорее вырвались из этого плачевного состояния!" Состояние души, взращивающей это мышление - есть Святое Сострадание. Это Сострадание есть работа сознания, проводимая по отношению к совершаемым этими людьми дурным поступкам; к удаленности их связи с Духовной Практикой. Итак, взращивайте его решительно. В отношении тех плачевных душ, которые еще не встретились с Истиной, или в отношении тех плачевных душ, которые несмотря на встречу с Истиной не выказывают никакого интереса к ней, или в отношении тех плачевных душ, которые мешают людям, ведущим практику Истины - ведите в отношении их последовательную медитацию Святого Сострадания. Таким же образом, те, кого вы знаете, совершают дурные поступки, в особенности критикуют Истину, нападают на нее.
Души изначально хотят, чтобы их собственные страдания были поняты, чтобы кто-то понял их печали, - и собираются вокруг тех, кто избавляет их от этих страданий и печалей. Вот почему благодаря практике Святого Сострадания можно взрастить еще большее состояние души. Есть души, которые несмотря на то, что они уже знают Истину, в действительности ее отрицают или же занимаются клеветой, осуждением и т.д. людей, практикующих Истину. Сострадать этим душам по-настоящему, от всего сердца, думая: "Как я хочу, чтобы эти люди скорее преодолели этот ошибочный взгляд и стали действительно счастливы! Как их жалко!"
- такое сознание и есть Святое Сострадание.

Представляйте каждого человека из тех, кого Вы знаете, из тех, кому вы желали бы поменять свой нынешний образ жизни, то есть выбраться из порочного круга накопления плохой кармы и страданий, причиной которых она является. Размышляя таким образом, вспоминайте окружающих вас одного за другим, проведите медитацию Сострадания.

"Сострадание - основа молитвы". Старец Паисий Святогорец.

Молитва должна идти от сердца и иметь своей основой сострадание. Для Бога ценность молитвы не столько в ее продолжительности, сколько в ее сути. Молитва, совершаемая из любви, помогает не только тем, за кого мы молимся, но и нам самим, потому что она делает нас милосердными. Когда мы разделяем чужую боль, в нас органично зарождаются любовь, сочувствие, смирение, благодарение и славословие Господа. И тогда наша молитва о ближнем становится угодной Богу и действенной. Чувство жалости
Что такое сострадание?
Сочувствие. Великодушие и сострадание.
Сила благочестия. Благотворительность.
Благодарность.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Сострадание (сочувствие, сопереживание) – эмоциональное состояние человека, неудовольствие, испытываемое из-за чужих несчастий.

Конечно, сострадание – это одно из лучших качеств человека. Если вы умеете сочувствовать человеку , значит, понимаете его чувства и эмоции. Соответственно, это поможет вам установить с ним более прочные отношения. Ведь для каждого из нас важно знать, что тебя поддерживают, понимают и любят.

Но, нужно ли сострадание человеку?

Если вы эмоциональный человек и у вас сильно развито чувство сострадания , вы, вероятно, замечали, что разделять боль и страдания другого человека очень тяжело. Его негативная энергия обволакивает вас и, тем самым, вы сами перестаете радоваться жизни. Сочувствие действует угнетающим образом, отнимая у вас силы.

Более того, если вы часто сочувствуете одному человеку, это вредит вам обоим. Постоянное сопереживание приводит к тому, что вы непреднамеренно мешаете страдающему принять на себя ответственность за свои собственные действия. Из-за ваших постоянных состраданий человек будет чувствовать себя слабым, нуждающимся в чьей-то помощи. Такие люди не смогут самостоятельно жить, и будут постоянно нуждаться в вас, в вашей поддержке.

Поэтому очень важно не только научиться сопереживать или уметь сострадать другим людям, но знать и чувствовать грань, в нужный момент оградить себя от негативных эмоций других людей. Всего должно быть в меру!!!

«Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью; поддерживая в жизни неудачное всякого рода, оно делает саму жизнь мрачною и возбуждающею сомнение».

(Антихрист. Проклятие христианству. Ф.Ницше)

Как научиться правильно сочувствовать и сопереживать?

1. Необходимо разобраться, кто вызывает у вас чувство сострадания – все или только близкие вам люди. От кого может поступать негативная энергия? Как только почувствуете, что слишком близко к сердцу принимаете переживания другого человека, попробуйте сдержать свои эмоции. Не погружайтесь с головой в проблемы другого человека. Окажите поддержку, убедив страдающего, что он не один в этом мире. НО, выход из сложившейся ситуации он должен найти сам!

2. Научитесь сосредотачиваться и возвращаться в нормальное состояние каждый раз, когда чувствуете, что погружаетесь в проблемы другого человека. Прервите разговор, пока не почувствуете, что адекватно воспринимаете ситуацию. Помните, что каждая ваша эмоция влияет на ваш организм и на вашу энергию. Поэтому, чтобы иметь хорошее состояние души и тела, необходимо испытывать только положительные эмоции. Контролировать ваши эмоции вам поможет медитация или визуализация .

3. Сумейте вовремя перейти от бессознательного сочувствия к сознательным действиям. Каждый раз, когда будете пытаться избавиться от чувства сострадания вы, наверняка, будете испытывать чувство вины. Не вините себя в бесчувственности! Ведь для того, чтобы поддержать человека необязательно пропускать через себя его негативную энергию и эмоции. Выслушайте, поддержите, при этом старайтесь находиться в своем нормальном состоянии. Научитесь защищать себя от негативной энергии других людей и от чрезмерного сопереживания .

Конечно, очень важно быть хорошим членом семьи, другом или коллегой. Все мы должны любить помогать друг другу. Но это можно делать, не создавая вред себе, пропуская через себя их негативную энергию. Необходимо поддерживать баланс своего организма, чтобы ощущать личное счастье. К тому же, в спокойном и счастливом состоянии вы сможете эффективней помочь другому человеку!

Контролируйте свои эмоции и чувство сострадания ! Будьте счастливы сами и делайте счастливыми других!

ЖИТЬ УМОМ ИЛИ СЕРДЦЕМ?

Иногда, в той или иной ситуации, мы не знаем, как нам поступить – жить умом или сердцем . Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждая возникшая ситуация (проблема) требует индивидуального подхода. Заблуждаться может, как и наше сердце, так и наш разум.

Конечно же, очень важно логически анализировать проблему, или принимать какие-то решения, основываясь на свой ум и знания. Каждый человек ежедневно применяет свои накопленные знания на действиях, используя свой ум. Например, при выборе одежды, когда мужчина одевает на работу в офис деловой костюм, а не спортивный, хотя последний ему ближе к сердцу. Он принимает это решение исходя из разума, так как понимает, что его появление в офисе в спортивном костюме будет неуместно. Или, еще один пример, когда мы переходим дорогу. В этот момент мы тоже используем свой ум. Мы же не переходим дорогу так, как нам этого хочется, не соблюдая правила перехода дорог. Ведь это может привести к катастрофе. Используя свои накопленные знания, мы сначала убеждаемся о безопасности пересечения дороги, и только тогда принимаем решение - двигаться дальше.

Но, когда дело касается наших чувств, или речь идет о наших мечтах – здесь разум может навредить. Ведь в делах сердечных порой необходимо жить сердцем , отключив логическое мышление.

Вы никак не можете решиться бросить нынешнюю работу и устроиться на новую? Или вы давно мечтаете переехать жить в другую страну, но все еще живете где прежде? Или может, вам нравится человек, но вы не решаетесь быть с ним? Просто отключите свой разум!!! В этих случаях необходимо жить сердцем, а не умом!

Наши страхи и неуверенность создает наш разум, основываясь на событиях прошлого времени. Если вы раньше испытывали подобные страхи то, принимая решения, сейчас будете испытывать чувство беспокойства , страх. Это приводит к нерешительности. Поэтому, поставьте перед собой цель, прислушайтесь к своему сердцу и действуйте, как оно вам подсказывает. Особенно если дело касается такого чувства, как ЛЮБОВЬ .

А чтобы научится жить сердцем и при этом принимать верные решения, необходимо знать следующее:
1. Прежде всего, нужно быть честным перед самим собой. Делайте только то, что сделает вас счастливым. Будьте с тем человеком, с которым действительно хотите быть из-за любви к нему. Только если вы не будете испытывать внутренний дискомфорт, а ваше сердце будет наполнено счастьем и любовью – вы достигнете душевного спокойствия. А в таком состоянии вы легко сможете жить сердцем и принимать верные решения.
2. Полюбите себя таким человеком, какой вы есть. Не нужно искать в себе изъяны, придираться к своей внешности или характеру. Все мы люди разные – в этом и есть наша особенность. То, что не нравится в вас одному человеку, может очень понравиться другому. Конечно, нужно развиваться духовно, быть добрым человеком, уметь дарить любовь и счастье другим людям. Но прежде, вы должны полюбить себя сейчас.
3. Не думайте слишком много. Не давайте страхам и беспокойству одолевать ваш разум. Ведь тогда вы найдете тысячу причин не делать того, чего хочет ваше сердце.
4. Действуйте сейчас. Когда нам предстоит принять решение, мы часто думаем, что будет потом. В эти минуты необходимо отключить разум – попробуйте успокоиться, помедитируйте, или прогуляйтесь на свежем воздухе, займитесь йогой или другими физическими упражнениями. Отвлекитесь от проблемы на некоторое короткое время. А потом определитесь, чего вы хотите и, не задумываясь о будущем, начните действовать здесь и сейчас.
5. Пустите в свое сердце любовь. Любовь к мужчине или женщине, любовь к родителям или детям, любовь ко всему живому, любовь к жизни! Только это чувство заставляет человека жить и быть счастливым.

Развивайтесь духовно и вы научитесь жить сердцем и принимать верные решения.

СТИХИ ПРО СОЧУВСТВИЕ

"ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДУШИ"

Осенний сад… Промокшая скамейка.
И листья подметает не спеша
Усталый дворник в ветхой телогрейке,
А под скамейкой съежилась душа.

Да, да – душа. Обычная, вот только
Промокла и от холода дрожит,
И вспоминает, как хозяин колко
Сказал: «Душа, ты мне мешаешь жить…

Болишь по каждой убиенной мошке,
Сжимаешься от плача малыша,
Мой завтрак отдаешь бездомной кошке -
Я больше не могу с тобой, душа…

Мои глаза давно устали плакать.
Прошу тебя, как друга, уходи!»
Она ушла в сентябрьскую слякоть,
И вместе с нею плакали дожди.

Блуждала долго мокрыми дворами,
Заглядывала в окна и глаза.
Над нею осень хлопала ветрами,
И вслух с судьбою спорила гроза.

Осенний сад. Промокшая скамейка.
И листья снова падают, шурша…
Работу кончил дворник в телогрейке,
А под скамейкой умерла душа…