22.12.2023

Цитаты ницше о жизни. Афоризмы и цитаты фридриха ницше. Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Ницше Фридрих Вильгельм


Я смеюсь над всяким, кто неспособен посмеяться над собой.

Лучше плохо танцевать, чем ходить хромая.

Не путайте: актёры гибнут от недохваленности, настоящие люди - от недолюбленности.

Счастье мужчины зовется «Я хочу». Счастье женщины - «Он хочет».

Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!

Церковь - камень на могиле Бога.

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

Женщина начинает ненавидеть, когда перестаёт очаровывать.

Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в её половой системе что-нибудь да не в порядке.

Какое дело женщине, до истины! Её великое искусство есть ложь. Её главная забота - иллюзия и красота. И мы любим в женщине именно это искусство.

Женщина начинает терять стыд, она разучивается бояться мужчины. Благодаря этому - женщина вырождается.

Ещё ни один философ не оказывался правым. В том числе и я.

Всё, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла.

Вы, любители познания! Совершили ли вы уже убийство, чтобы узнать, каково на душе у убийцы?

Человек испытывает истинное сладострастие, насилуя самого себя.

Раскаиваться - значит прибавлять к совершённой глупости новую.

Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает ставку - на брак.

Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-нибудь,
достаточно сказать о нём какую-нибудь правду.

В настоящем мужчине всегда сокрыто дитя, которое хочет играть. И потому нужна ему женщина, как самая интересная игрушка.

Женщин лишает детскости то, что они постоянно возятся с детьми, как их воспитатели.

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе... Но и для тех редких людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.


Хорошие поступки - это утончённые дурные, а дурные поступки - это те же хорошие поступки, но в более грубом виде.

Человек - это фантастическое животное, которое чтобы существовать, должно удовлетворить на одну потребность больше, чем любое другое животное: веру в то, что его жизнь имеет смысл.

Если бы супруги не жили вместе, удачные браки встречались бы чаще.

Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений.

Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.

Факты не существуют - есть только интерпретации.

Убеждения более опасные враги истины, чем ложь.

Лишнее - враг необходимого.

Лучше неуклюже танцевать, чем ходить хромая.

Как только благоразумие говорит: «Не делай этого, это будет дурно истолковано», я всегда поступаю вопреки ему.

Тот, кто хвалит, делает вид, что воздаёт должное, но на самом деле он хочет получить ещё больше.

Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу; то есть, хвалим собственный вкус.

Хваля, хвалишь всегда самого себя; ругая, ругаешь всегда другого.

Люди благодарны в той же мере, в какой они склонны к мести. Плачу добром за добро, а значит и злом за зло.

Разве жизнь не слишком коротка, чтобы скучать!

Факт всегда глуп.

Будь тем, кто ты есть!

Чистый дух - чистая ложь.

Женщина - вторая ошибка Бога.

Идешь к женщине - бери плетку.

Мученики только вредили истине.

Нужны новые уши для новой музыки.

Без музыки, жизнь была бы ошибкой.

Вера спасает, - следовательно, она лжет.

Филолог - это учитель медленного чтения.

Ни один победитель не верит в случайность.

Все что не убивает меня, делает только сильнее.

Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.

Факты не существуют - есть только интерпретации.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

В каждой религии религиозный человек есть исключение.

В настоящем мужчине скрыто дитя, которое хочет играть.

Смеяться - значит быть злорадным, но с чистой совестью.

Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

Догмат о "непорочном зачатии"?.. Да ведь им опорочено зачатие.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущение.

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

Величественные натуры страдают от сомнений в собственном величии.

Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».

Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак.

Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.

Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.

Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава.

Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит.

Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.

Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!

Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремиться к доброте.

Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны.

Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - вверх.

По ту сторону Севера, по ту сторону льда, по ту сторону сегодня – наша жизнь, наша счастье.

Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.

Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.

Верховный тезис: "Бог прощает кающемуся", - то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу.

Слово "христианство" основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте.

В мире и без того недостаточно любви и благости, чтобы их еще можно было расточать воображаемым существам.

Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает ее.

Кровь - самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец.

Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, - да разве может он знать людей?

Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.

Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов.

И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.

Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.

Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов.

Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус – не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?

Совершенное познание необходимости устранило бы всякое "долженствование", - но и постигло бы необходимость "долженствования", как следствие незнания.

В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.

Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?

Любовь к жизни – это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.

Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.

Сам Бог не может существовать без мудрых людей", - сказал Лютер, и с полным правом; но "Бог еще менее может существовать без неумных людей" - этого Лютер не сказал!

Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм - это добрая воля к абсолютной само-погибели.

Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение.

Злой бог нужен не менее доброго - ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии. Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?

Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.д., ослепленный авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда еще влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников.

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, - стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.

Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.

Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только "да", но и "нет" кажется слишком патетическим, - он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь - в заросли скепсиса.

В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое право.

Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим "ангелом Божьим"!

Причинять боль тому, кого мы любим, - сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.

Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, - отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь "вера делает блаженным"! - а не, хорошенько заметьте это, добродетель!

Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта.

Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья" не есть предмет любви.

Мучения могут прекратить две вещи: скоротечная кончина и длительная любовь.

На свете слишком мало любви и сострадания, жаль бездумно тратить их на выдуманные создания.

Любовь к самому существованию противостоит желанию жить долго. Потому как для любви существуют миг и бесконечность, но не длительность.

Тот, кто ценит свободу и силен духом, тот требовательнее в любви.

Правда, как и все представительницы прекрасного пола, хочет, чтобы любимый солгал ради нее, этого требует не ее жажда славы, а невероятная жестокость правды.

В женщине длительное время сосуществовали деспот и подчиненный, поэтому не ждите от нее дружбы, она знает лишь любовь.

Бесовщина заставлять страдать своих любимых. Если это относится к нам, то это участь настоящих героев: жестокое принуждение. Желание достичь противного касается этого же.

Продолжение знаменитых афоризмов и цитат читайте на страницах:

За каждый килограмм любви – бери один грамм отвращения. – Zu jedem Kilo Liebe nimm ein Gramm Selbstverachtung!

Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди – от недолюбленности.

Учиться любить, учиться быть добрыми, надо с детства – Man mu? lieben lernen, gutig sein lernen, und dies von Jugend auf…

Любите, пожалуй, своего ближнего как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.

Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.

Кто беден любовью, тот скупится даже своей вежливостью.

Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?

“В мире и без того недостаточно любви и благости, чтобы их еще можно было расточать воображаемым существам”;

Требование любить, самая большая претензия из всех необаснованных…. – Die Forderung, geliebt zu werden, ist die gro?te aller Anma?ungen…

Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, – стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.

Не можешь полюбить – пройди мимо.

Любите своих ближних, как себя самого. Однако сперва надо стать такими, которые возлюбили бы самих себя.

В мире и без того недостаточно любви и благости, чтобы их еще можно было расточать воображаемым существам.

Требование взаимности – это не требование любви, а тщеславия… – Das Verlangen nach Gegenliebe ist nicht das Verlangen der Liebe, sondern der Eitelkeit…

Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку – на брак.

Любовь и ненависть не слепы, но они не видят огня, который несут с собой – Liebe und Ha? sind nicht blind, aber sie sind geblendet von dem Feuer, das sie selber mit sich tragen…

Если бы Бог являлся объектом любви, то он отказался бы от профессии судьи, совершающего правосудие: судье, и даже сердечному судье не позволено проявлять любовь.

Начинаешь с того, что отучиваешься любить других, и кончаешь тем, что не находишь больше в себе ничего достойного любви.

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.

То, что делается из любви, всегда происходит по ту сторону добра и зла… – Was aus Liebe getan wird, geschieht immer jenseits von Gut und Bose…

Его книги пережили свою эпоху, а его мысли давно разобрали на цитаты

Об истине и разуме

1. И вы говорите мне, друзья, что не может быть споров о вкусах и взглядах? Но вся жизнь – это спор о вкусах и взглядах.

2. Убеждения являются более опасными врагами истины, чем ложь.

3. В конце концов, никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает.

О книгах

4. Общепринятые книги - всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним.

5. Книгу, что вы любите, не надо занимать, ее нужно иметь.

О времени и истории

6. Тот, у кого нет две трети времени для себя, есть раб.

7. Мы - наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.

8. Мы живём не ради будущего. Мы живём, чтобы хранить своё прошлое.

9. Время маленькой политики заканчивается. Уже следующее столетие приведёт к борьбе за господство на земле.

О человеке

10. Люди находят свою собственную жизнь намного приятнее, если перестают сравнивать ее с жизнью других людей.

11. Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.

12. Я искал великих людей, а находил всегда лишь обезьян их идеала.

13. В добропорядочных людях меня в последнюю очередь отталкивает зло, которое они в себе носят.

О власти

14. Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.

15. Быть великим - значит давать направление.

16. Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели.

17. Где бы я не находил жизнь, я находил также волю к власти.

О добре и зле

18. Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это.

19. Я ненавижу людей, не умеющих прощать.

О любви

20. Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

21. «Возлюби ближнего своего» - это значит, прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

22. Требование взаимности – это не требование любви, а тщеславия.

23. Хороший брак основывается на таланте к дружбе.