26.09.2019

"мы - вместе" - классный час о присоединении крыма. Классный час: «Мы вместе». (Присоединение Крыма к России")


Единый Всекубанский классный час: «Мы вместе»

(О присоединении Крыма к России)

Цель: сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России и готовность на его основе адекватно оценивать текущие политические события.

Дать учащимся представление об исторических событиях, связанных с Крымом и его взаимоотношением с Россией

Содействовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеизъявления народа.

Воспитание гражданственности, патриотизма и толерантности школьников.

Ход мероприятия.

    Вступительное слово.

18 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имело важное значение в новейшей российской истории.

С чего же всё начиналось.

Исторический экскурс.

Крым, знаменитая Таврида - бесценная сокровищница памятников культуры многих народов. Место встречи таких мировых культур, как эллинская, иранская, иудаистская, византийская, мусульманская. Крым - одно из красивейших мест планеты, увенчанное прекрасными творениями природы и человека, покоряющее вас своим особым романтическим настроем. А сколько волшебства в таких названиях, как Коктебель, Форос, Чуфут-Кале, Массандра, Балаклава, Кара-Даг, Ай-Петри, Ливадия…

Именно о Крыме написал великий русский поэт А.С. Пушкин следующие строки:

Всё живо там, всё там очей отрада,

Сады татар, селенья, города;

Отражена волнами скал громада,

В морской дали теряются суда,

Янтарь висит на лозах винограда;

В лугах шумят бродящие стада...

История Крыма уникальна. Тысячелетия по его земле прокатывались волны народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, сарматы, римляне… С VI века Крым попадает под влияние Византии.

Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле.

Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым.

Уже в конце XVII - начале XVIII вв. Россия начала наступление на земли крымских ханов. Это произошло после присоединения в 1654 г. Украины к России. Основным внешним фактором, побуждавшим нашу страну продвигаться на юг, была необходимость ликвидации грабительских набегов со стороны отдельных крымско-ногайских феодалов и всего Крымского ханства на соседние страны (Россию и зависимые от нее Левобережную Украину и Кабарду). В результате, Россия начинает затяжную борьбу с Турцией и Крымом за контроль над Северным Причерноморьем. Эта борьба растянулась более чем на 100 лет (Крымские походы князя Голицына, Азовские походы Петра I , войны 1710-1711 и 1735-1739 гг.). Результатом очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, по которому турки отказались от притязаний на Крым. Через несколько лет, 7 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России.

Таким образом, столетняя «южная битва» увенчалась триумфальной победой России, которая обеспечила себе выход к Черному морю и закрепила за собой тем самым статус великой державы

После распада СССР Крым и Севастополь оказались в другом государстве.

С этого времени в Крыму усиленными темпами шла искусственная украинизация, ущемляющая права как русского большинства, так и других народов полуострова.

В конце 2013 – начале 2014 г. на Украине разразился глубокий политико-экономический кризис, приведший к вооруженному мятежу и силовому отстранению действующего Президента Украины от власти. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. 16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей. 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов. 21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной – Россией!

Рассказ учитель сопровождает презентацией.

    Заключительный этап. Обсуждение темы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

с. Побегайловка

Минераловодского района

Ставропольского края

классный час

«Мы разные,

но мы вместе!»

начальная школа

2013-2014 учебный год

КЛАССНЫЙ ЧАС «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»

Цели:

1. Формирование толерантного и уважительного отношения к личности.

2. Создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплоченности классного коллектива.

3. Стимулирование воображения участников в поисках собственного понимания толерантности.

4. Способствовать развитию интернационализма, дружбы между народами.

Ожидаемые результаты:

метапредметные:

1. Оптимизация межличностного общения обучающихся;

2. Осознание обучающимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

предметные:

1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность».

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

личностные:

1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему.

2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.

3. Обучение самоанализу и анализу своих поступков.

коммуникативные:

1. Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.

2. Обучение работе в парах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Начинаем классный час,

Речь пойдет здесь лишь о нас.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Введение в тему.

- (слайд 2) Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы (на магнитной доске появляется мальчик).– (слайд 3) Это житель нашей планеты, но почему он грустный?– Что ему нужно для счастья? (на магнитной доске – друзья, дом, солнце, цветы……).– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам. Давайте все вместе порадуем жителя нашей планеты своими хорошими ответами, активной работой на занятии.

Постановка темы и формулирование задач.

- (слайд 4) Сегодня мы с вами поговорим об историческом событии Присоединении Крыма к России. Об уважительном отношении друг к другу.

(слайд 5) В ноябре 2013 года – феврале 2014 года в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 года на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве (Оппозиция - противопоставление одних взглядов или действий в политике прочим, партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства). Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности.

(слайд 6) 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о его правовом статусе. (Референдум – (лат. Referendum – то, что должно быть сообщено) – всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для принятия окончательного решения по какому-либо важному вопросу государственной или общественной жизни).

Референдум прошёл в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами. В голосовании приняло участие более 82% избирателей. Более 96% высказалось за воссоединение с Россией.

(слайд 7) 21 марта 2014 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

А сейчас давайте вместе постараемся поближе познакомиться с историей Крыма и традициями народов, населяющих Крым.

(слайд 8) Крымский полуостров – «природная жемчужина Европы» – в силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времен являлся перекрестком многих морских транзитных дорог, соединявших различные государства, племена и народы. (слайд 9) Наиболее известный «Великий шелковый путь» проходил через Крымский полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи. Позднее он соединял между собой воедино все улусы монголо-татарской империи и сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов, населявших Европу, Азию и Китай.

    (слайд 10) Прекрасная и суровая земля древней Таврики наделена неповторимым сочетанием редких и удивительных свойств: она и «волшебный край, очей отрада», и земля, где явлены многообразные следы различных культур, начиная с глубочайшей древности. Судьбы разных культур и народов переплелись на этом небольшом участке земли: аланов, готов, сарматов, греков, византийцев, итальянцев, армян, караимов, болгар и многих-многих других. И в настоящее время на Крымском полуострове проживают люди 125 различных народов и национальностей.

    А знаете ли вы, что такое этнография?

(слайд 11) Этнография – это наука о народонаселении, нациях, их культуре. Этнография – венец всех гуманитарных наук, поскольку она всесторонне изучает все науки: историю народов, их литературу, фольклор, особенности развития, прошлое и настоящее.

    Пребывание человека в Крыму начинается с незапамятных времен, о чем свидетельствую многочисленные археологические находки, позволяющие утверждать, что люди живут на полуострове несколько десятков тысяч лет. (слайд 12) На скале Ак-Кая возле Белогорска найдены останки, свидетельствующие о том, что люди жили там 80 тысяч лет тому назад, еще в период мустьерской эпохи.

    А знаете ли вы как первобытные люди добывали огонь? (слайд 13)

Первобытные люди добывали огонь при помощи камней, а также кремня – они высекали огонь из камня. Это был очень трудный процесс, потому с огнем обращались очень бережно, хранили его.

    Действие первого акта истории происходит с 9 в. До н.э. по 4 в. Н.э. Одними из первых народов, которые населяли полуостров, были тавры (почему полуостров носит другое название – Таврика или Таврида). (слайд 14) В ходе многочисленных раскопок обнаружены их древние святилища и «погребальные ящики» (врытые в землю большие плиты из песчаника), бронзовые орудия и т.д. Бесспорно, что основным занятием тавров были охота, скотоводство и рыболовство, а из ремесел – ткачество и бронзовое литье.

    В 7-8 вв. до н.э. в степях Северного Причерноморья властвовали кочевые племена киммерийцев, (слайд 15) которые имели «большую силу на Боспоре». Поэтому восточную часть Крыма эллины назвали Киммерией.

    А знаете ли вы, какое место в Крыму называют «сердцем Киммерии»?

    (слайд 16) Сердцем Киммерии называют Коктебель.

    В 6 в.до н.э. древние греки основали на побережье свои поселения и города. Античные крепости представляли собой крепости-фактории (слайд 17) возле естественных гаваней. Каждый полис стремился к независимости, возводил крепостные стены, чеканил свою монету и объединялся с другими только под давлением силы или при условии общей военной угрозы.

    А знаете ли вы какое поселение в Крыму сейчас является греческой общиной?

(слайд 18) Село Чернополье Белогорского района – там проживает около 200 человек греческой национальности.

    С 4 века до н.э. начинается расцвет скифского государства. (Само имя «скифы» является, скорее, нарицательным, и охватывает большое количество племен, которые как кочевали, так и вели оседлый образ жизни) (слайд 19) Скифы основали свою столицу – прекрасный город с храмами, мавзолеем, дворцами, обнесенный мощной крепостной стеной. Этот город ученые условно назвали Неаполь Скифский, что значит – «новый город скифский». Он находился на Петровских скалах близ нынешней столицы – города Симферополя.

А знаете ли вы как звали самого знаменитого скифского царя? Скилур. (слайд 20)

    Ученые считают Феодосию уникальным городом (слайд 21) потому, что на одном квартале в один и тот же период времени находились и караимская кенасса (немногочисленная тюркоязычная народность), и еврейская синагога, и мусульманская мечеть, и православные храмы. Не только народы уживались друг с другом, но и религии «уважали» друг друга.

    Народы сменяли друг друга. После присоединения Крыма к России в 1783 году его земли стали интенсивно заселяться русскими, болгарами, чехами, немцами, эстонцами.

Каких последов в этой почве нет

Для археолога и нумизмата –

От римских блях и эллинских монет

До пуговицы русского солдата!

Неповторимым образом здесь переплелись

C леды разных культур и народов.

Мешались обычаи, боги, жены,

Народ вливался в народ.

Кто победивший, кто побежденный,

Никто уж не разберет.

Так писал известный поэт Илья Сельвинский.

    А знаете ли вы, что такое национальность?

Национальность – это принадлежность к нации или народу.

Я считаю, что не имеет значения какой расы и национальности ты и твой друг. Восхвалять свою национальность также смешно, как гордиться тем, что ты родился во вторник или четверг. Национальность не может быть чьей-то заслугой. Только невежественные люди обращают внимание на цвет кожи или разрез глаз, то есть на то, что не определяет ни характер человека, ни его нравственные качества. Опасайся тех, кто сеет вражду между людьми, а тем более между народами. Из-за национальной ненависти начинались многие войны.

Запомни: « ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ – ПЛОХИМИ ИЛИ ХОРОШИМИ БЫВАЮТ ЛЮДИ». Главное – не то, какая национальность у тебя или твоего приятеля. Главное, что все мы – люди.

В нашей стране проживало и проживает в настоящее время много различных народов и национальностей. Все живут в мире и согласии на «богом данной» земле.

Да и может ли кто утверждать, что он чистокровный русский или украинец, болгарин или грек? Ведь «смешанных» браков не перечесть. Они настолько переплелись, перемешались и породнились, что трудно представить себе «чистую» национальность того или иного горожанина.

А что вы знаете о своем национальном «генеалогическом» древе?

(Дети рассказывают о национальностях своих родителей).

- (слайд 22) Весь мир знает великого мариниста Иван Константинович Айвазовского , армянина по национальности. Иосиф Стамболи (феодосийский предприниматель, купец) был караимом. (Щ) - полководец и фактический правитель , которого разбил . Зарезан в г. (ныне Феодосия). (Щ) Павел Степанович (Щ) - русский адмирал, командующий Черноморским флотом. Один из основоположников манёвренной тактики морских сражений. Великий флотоводец, не потерпевший ни одного поражения и не потерявший за время боевой деятельности ни одного корабля. В Архиерейским собором был причислен к лику общецерковных святых подвижников. (Щ) - русский писатель и драматург, классик. (Щ) Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан – крымский татар. На фронте с первых дней войны. Капитан Аметхан Султан к августу 1943 г. Имел на счету 11 вражеских самолетов сбитых лично. (Щ) Командиром партизанского отряда в годы ВО войны был Михаил Андреевич Македонский – грек по национальности.

Знаете ли вы, что такое интернационализм? (слайд 23)

Интернационализм – дружба между народами.

Каждый народ имеет свои народные праздники. Но очень многие праздники любимы и празднуются всеми народами. Многие народы Крыма праздновали весеннюю Масленицу. Особо был любим этот праздник армянами. Ряженые в масках носили по городу на носилках бога весны – Пашу.

Один из самых главных тюркских народов, а в частности, крымских татар, Наврез-Байрам (Новый год) отмечается 22 марта. В этот день все обмениваются подарками, облачаются в лучшие одежды, вспоминают умерших, чтобы они помогали им в будущем году.

А какие праздники вы отмечаете в ваших семьях?

(Дети рассказывают о Дне Защитника Отечества, Дне Смеха ит.д.)

А знаете ли вы, что такое обычаи? Обряды? (слайд 24)

Обычаи – это правила поведения, сохраняемые многими поколениями.

Обряды – действия, связанные с календарными, религиозными и семейными праздниками.

Нас много и все мы – разные, но у всех одна мечта – жить в мире и единстве.

(слайд 25) Символом мира является голубь. Давайте своих голубей мы отпустим в бескрайнее синее небо! (Дети подходят к доске, магнитиками прикрепляют бумажных голубей, на который написаны пословицы и поговорки о мире). Мир трудно построить, но еще труднее – сберечь. Мир очень хрупкий. Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир».

Воссоединение Крыма с Россией - это знаковое событие, которое открывает новую страницу истории. Теперь братские народы России и Крыма снова вместе. Вместе навсегда!

«Мы разные» - игра.

- Я хочу попросить встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, красивые.- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?- Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь, у кого глаза голубые?- Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы 2 человек?- Значит, какие мы? (непохожие, разные)

Стихотворение (читает ученица):

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
- Вывод : все люди разные. В чем-то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что-то свое интересное, симпатичное.

Работа в парах
(слайд 26) С помощью таблицы подчеркните качества, которыми вы должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркните

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

СМЕЛЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ

ВЕРНЫЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

НЕЧЕСТНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность). (слайд 27)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил князь Талейран. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем оптимальным для всех способом. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Сегодня мы учились быть толерантными..Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.

Классный час посвящён годовщине присоединения Крыма с Россией.

«Россия и Крым -общая судьба»

Показать историческую, геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России;

Подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм;

Воспитание любви к своему Отечеству; воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений;

Оборудование: флаг Российской Федерации; карта Крыма; мультимедийный проектор, презентации, видеоролик «Церемония подписания договора присоединения Крыма к России».

Ход мероприятия

  1. Организационный момент
  1. Сообщение темы и цели мероприятия.
  2. Подготовка рабочего места.(на доске на 3-х языках написано «Крымская весна», т.к. в Крыму государственных языка, фотографии учеников класса в путешествии по Крыму.
  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний:

Звучит песня и видеоролик « Россия своих не бросает» (исп. Игорь Фирстов- Рим Нугаев)

1.Вступительное слово учителя

Наш классный час сегодня посвящен теме воссоединения Крыма с Россией. Вопрос 1: Чем знаменита для Крыма и России дата- 16 марта 2014г?

Ученики отвечают -16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о его правовом статусе. В голосовании приняло участие более 82 % избирателей, более 96 % высказалось за воссоединение с Россией. 21 марта 2014 г. президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Прошёл год и опять пришла весна- крымская весна.

Вопрос 2: А чем удивительно это время года? (Ученики рассуждают…и дают ответы).

Вопрос 3: На доске вы видите, что « Крымская весна» написана на 3-х языках: русском,украинском и крымско-татарском. Почему? (ученики рассуждают …и дают ответ.)

Мой Крым. О Крыме можно много говорить, Его природой чудной восхищаться, Крым невозможно сердцем не любить, На эту землю стоит возвращаться! Чтобы пройти по пушкинским местам, И ощутить и трепет, и волненье, Как повезло рождённым здесь стихам! Крым был и есть источник вдохновенья!

.А сейчас мы промчимся с вами в «машине времени » и вспомним ис торию нашего Крыма, которую каждый из нас должен знать. « …ибо нет будущего у поколения, которое не знает и не чтит своё прошлое.»

III. Этап усвоения знаний

1. « История Крыма»

Выступление лекторской группы I. (Кобец Артём и Покатаев Максим)

Выступающий 1. (слайд 1) Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7 - 23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока - воды Азовского моря и его залива Сиваша.

Выступающий 2 . (слайд 2)«Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» - вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века - Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

Выступающий 1 . (слайд 3)Херсонес Таврический был основан греками в VI в до н.э. и просуществовал ещё 2 тысячи лет. Руины Херсонеса расположены на территории Севастополя.

Выступающий 2. (слайд 4) С VIII по IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем. В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир. В «Повести временных лет» о крещении князя Владимира сказано следующее: « Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града Ггде собираются корсунцы на торг.»

Выступающий I (слайд 5)В XIII ведена территорию полу острова вторглись ордынские войска, и был образован Крымский улус, а позднее, с 1443г.- самостоятельное Крымское ханство. Развитие экономики и культуры Крыма и его растущее сближение с Русью были надовго остановлены ордынским нашествием.

Выступающий 2 (слайд 6). В 1475г.на Крымский полуостров вторглись войска султан ской Турции.Они захватили и разорили княжество Феодоро. Крымское ханство стало вассалом Турции.

2.« ЖИЗНЬ В БОРЬБЕ»

Выступление лекторской группы II.(Савичева Валерия и Пономарёв Владислав)

Выступающий 1 . (слайд 7) На протяжении многих лет Россия вела войны с Османской империей. Большую роль в этой борьбе сыграли А.В Суворов, М.И Кутузов и Ф.Ф. Ушаков.

Выступающий 2. (слайд 8) В 1854-1855гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны(1853-1856),более известной под названием Крымской. В сентябре 1854г. Соединённые армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. Война разрушила город до основания. Но и прославила его на весь мир.

Выступающий 1. (слайд 9) 349дней продолжалась оборона Севастополя под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С Нахимова, конр-адмирала В.И. Истомина.

Выступающий II . (слайд 10). В ноябре 1920 г. Разгром Врангеля в Крыму закончилась Гражданская война. После

Выступающий I . (слайд 11) Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. Многие соединения и части Красной Армии получили почетные наименования «перекопских», «сивашских», «керченских», «феодосийских», «симферопольских», «севастопольских». За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.

Выступающий II. (слайд 12) В ноябре2013г.- феврале2014г. В Украине разразился политический кризис. В Феврале 2014 г. На фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф.Янукович был отстранён от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности.

Звучит песня « Я знаю о войне лишь по наслышке.» исполняет Федькова Валерия.

  1. СКАЗАЛА МНЕ ОДНАЖДЫ МОЯ МУЗА… (слайд 13)

Крым на протяжении XIX-XXвеков стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именем А,С, Пушкина, Л,Н, Толстого, А,П, Чехова, И.К. Айвазовского и т.д.

Выступает группа чтецов: Бахарева К., Тищенко И., Мамбетова Э., Костырко В., Приходько Д. (Ребята читают стихи на разных языках о Крыме, весне, дружбе.)

О Феодосии

Над Феодосией угас Навеки этот день весенний, И всюду удлиняет тени Прелестный предвечерний час.

Захлебываясь от тоски, Иду одна, без всякой мысли, И опустились и повисли Две тоненьких моих руки.

Иду вдоль генуэзских стен, Встречая ветра поцелуи, И платья шелковые струи Колеблются вокруг колен.

И скромен ободок кольца, И трогательно мал и жалок Букет из нескольких фиалок Почти у самого лица.

Иду вдоль крепостных валов, В тоске вечерней и весенней. И вечер удлиняет тени, И безнадежность ищет слов. (Марина Цветаева)

Люблю весну

Шумить вода, шепоче вітер, Розтанув сніг і де-не-де Прокинулись найперші квіти - Це знов до нас весна іде. Люблю природи тихий гомін, Як пошепки шумлять гаї І вітру в полі тихий стогін, І як співають солов’ї. Люблю як зорі серед ночі Запалять вогники свої, Коли дівочі карі очі Поглянуть ніжно у мої. Люблю як сонце в небі сяє І посміхається мені, Люблю коли палке кохання До нас приходить навесні.?

Волны приходят, и волны уходят, Стелются пеной на берег отлогий, По морю тени туманные бродят, Чайки летят и кричат, как в тревоге,

Много столетий близ отмели дикой Дремлют в развалинах римские стены, Слушают чаек протяжные крики, Смотрят на белое кружево пены. (Валерий Брюсов)

(Перевод с языка иврит)

Я хочу, чтобы люди спокойно

Ложились, вставали,

Чтобы песни о счастье

С утра не смолкали,

Чтобы люди все жили В любви и согласии

И за светлое счастье!

4. ДОЛГАЯ ДОРОГА ДОМОЙ.

Выступает лекторская группа 3 (Крюкова Анна и Белоусов Геннадий)

Выступающий 1(слайд 14) В 1783 году Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791г.) между Россией и Османской империей. Из Манифеста Екатерины II 8 апреля 1783 года.

«Возвращая жителям тех мест силою его нашего Императорского Манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего, содержать их наравне с природными началами подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те прелости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется…».

Выступающий 2. (слайд 15) После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945г. - Крымская область РСФСР.

Выступающий 1. (слайд 16) 29. Октября 1948 года Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 « О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» определил статус города Севастополя в составе категории городов республиканского подчинения РСФСР.

Выступающий 2. (слайд 17) 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.

Выступающий 1.(слайд 18)

20 января 1991 г. в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%.

4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики. 26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику

Крым в составе Украины. В мае того же года принята конституция и введена должность президента. В марте 1995 г. решением Верховной Рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента упразднен. В декабре 1998 г. вступила в действие новая конституция Крыма. Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым. При принятии этого решения не были учтены результаты референдума 1991 года.

Выступающий 2 (Слайд 19)

16 марта 2014 года жителями Крыма было принято решение об отделении от Украины и проведение референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации (96 % «за» воссоединение с Россией).

17 марта 2014 г. была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.

18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

5.Видеоролик «Церемония подписания договора присоединения Крыма к России».

6.Слайд-шоу « Я- МЫ- КРЫМ- РОССИЯ »

IV.Рефлексия

1.Вопрос: каким вы видите будущее Крыма и России? (ученики рассуждают…)

2.На цветах которые у вас на партах напишите пожелание будущему себе, Крыму, России.

V. Подведение итогов

1.(ученики свои цветы с пожеланиями прикрепляют к доске « Крымская весна»). И У НАС С ВАМИ НАСТУПИЛА НАСТОЯЩАЯ ВЕСНА! И пусть сбудутся все ваши пожелания и никто никогда не посмеет их омрачить.

2.Звучит песня «Крым - фронт»

Спасибо всем. С вами было приятно общаться.

Данные об авторе

Бухтоярова О.А

Место работы, должность:

учитель

Белгородская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Окружающий мир

Цель урока:

Цель урока:

Краткое описание:

О присоединении Крыма к России

Классный руководитель Бухтоярова О. А.

МОУ «Бессоновская СОШ»

Тема классного часа : «Мы вместе»

Цель урока:

сформировать понимание учащимися того, что Крым - часть русских земель;

расширить представления об истории Крыма;

рассмотреть направления политики российских властей относительно Крыма;

воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

У нас, граждан России должно формироваться понимание важности воссоединения России с Крымом и Севастополем.

Ход классного часа:

Постановка целей.

Основная часть классного часа:

- Звучит песня «Севастополь - город русских моряков». На фоне звучания песни идёт чтение отрывка из произведения Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы».

Учитель: а сейчас совершим экскурсию в историю Крыма и Севастополя.

- «История Крыма»:

Учитель объявляет о фильме.

Презентация Глущенко Н.В.

Дискуссия по вопросу воссоединения Крыма с Россией.

Учитель:

- Почему именно сейчас РФ приняла решение о воссоединении Крыма с Россией? (Ответы учащихся - политическая нестабильность в Украине, вмешательство США во внутриполитические процессы в этой стране, их стремление прибрать Крым к своим рукам, желание жителей Крыма стать гражданами РФ).

- Как проходило воссоединение? (Ответы учащихся: стремление граждан Крыма к воссоединению, референдум 16 марта 2014 года, подписание договора 18 марта и ратификация этого договора 21 марта 2014 года).

Учитель предлагает слово для выступления Марине Протасенко.

- Обращение Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию РФ (Отрывок читает Протасенко М.)

Крым - это наше общее достояние и важнейший фактор стабильности в регионе. И эта стратегическая территория должна находиться под сильным, устойчивым суверенитетом, который по факту может быть только российским сегодня. Иначе, дорогие друзья, - обращаюсь и к Украине, и к России, - мы с вами - и русские, и украинцы - можем вообще потерять Крым, причем в недалекой исторической перспективе. Задумайтесь, пожалуйста, над этими словами.

Уважаемые члены Совета Федерации! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Граждане России, жители Крыма и Севастополя! Сегодня, основываясь на результатах Референдума, который прошел в Крыму, опираясь на волю народа, вношу в Федеральное Собрание и прошу рассмотреть Конституционный закон о принятии в состав России двух новых субъектов Федерации: Республики Крым и города Севастополь, а также ратифицировать подготовленный для подписания Договор о вхождении Республики Крым и города Севастополь в Российскую Федерацию.

Напомню также, что в Киеве уже прозвучали заявления о скорейшем вступлении Украины в НАТО. Что означала бы эта перспектива для Крыма и Севастополя? То, что в городе русской воинской славы появился бы натовский флот, что возникла бы угроза для всего юга России - не какая-то эфемерная, совершенно конкретная. Все, что реально могло бы произойти, если бы не выбор крымчан. Спасибо им за это.

Кстати говоря, мы не против сотрудничества с НАТО, совсем нет. Мы против того, чтобы военный альянс, а НАТО остается при всех внутренних процессах военной организацией, мы против того, чтобы военная организация хозяйничала возле нашего забора, рядом с нашим домом или на наших исторических территориях. Вы знаете, я просто не могу себе представить, что мы будем ездить в Севастополь в гости к натовским морякам. Они, кстати говоря, в большинстве своем отличные парни, но лучше пускай они к нам приезжают в гости в Севастополь, чем мы к ним.

- Какова ваша оценка этих событий? (Ответы учащихся)

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы викторины.

Учащиеся проводят викторину (Лапикова Е., Реутов М.).

Учитель: Крым - это не только богатая история, но и огромный пласт культуры. Которую нам, как гражданам Отечества, надо знать.

Разгадывание кроссворда.

Просмотр кинофильма «Освобождение Севастополя»

Учитель: вы убедились, что история Крыма теснейшим образом связана с историей нашего государства. Но были такие события, которые породили различные споры, толкования. В 1954 году Н.С. Хрущёв, руководитель СССР принял решение о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР. А когда распался Советский Союз, у руководства России была возможность вернуть Крым и Севастополь, но Президент Ельцин Б.Н., к сожалению, не стал решать этот вопрос.

Подведение итогов урока.

Что дало вам сегодняшнее мероприятия?

Какое чувство охватывало вас, когда СМИ сообщали в марте о воссоединении Крыма с Россией?

Как вы оцениваете политику Президента РФ Путина В.В.?

- Звучит отрывок из песни «Севастопольский вальс» на экране изображение памятника погибшим кораблям.

Материалы для урока.

Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, видели её в глазах, речах, приёмах, в том, что называется духом защитников Севастополя. И этому должна быть высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство , редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине. Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы.

1-й слайд

Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7 - 23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока - воды Азовского моря и его залива Сиваша. Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» - вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века - Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

2-й слайд

С VIII по IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем. В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир . Греческий город Корсунь (византийцы называли древний Херсонес) - князь Владимир осаждал более полугода. За это время он полностью потерял зрение, был физически слеп. Когда город ему покорился, и он вошел в Херсонес, встречая князя, его будущая супруга царица Анна сказала: «Крестись и прозреешь не только очами телесными, но и очами духовными». Войдя в купель, князь Владимир действительно прозрел. В Херсонесе было совершено чудо. Потому из Херсонеса ушел совершенно другой князь, совершенно другой человек, которого впоследствии называли Владимир Красное Солнышко.

3-й слайд

По итогам войны 1768-1774 гг., был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. А затем в 1783 году Крым вошел в состав России. Екатерина II совершила путешествие в Крым, где её фаворит Григорий Потёмкин занимался освоением новых земель. Самым ярким эпизодом знаменитого путешествия Екатерины II в Крым был великолепный обед, данный Г.А. Потемкиным в Инкерманском дворце. В разгар праздника, по приказу князя, был отдернут занавес, за которым находился большой балкон. Взору присутствующих открылась необыкновенная картина. Между двумя рядами татарских всадников виднелась Севастопольская бухта; посреди нее выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный за два года.

3-й слайд

На рейде Севастополя стояли 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 20 малых судов, 3 бомбардирские лодки и 2 брандера. По сигналу Потемкина флот салютовал залпами из корабельных орудий. Зрелище было неожиданным и торжественным. Оно произвело на всех глубочайшее впечатление. Сама Екатерина II писала по поводу увиденного в Севастополе: «Здесь, где назад тому три года ничего не было, я нашла довольно красивый город и флотилию, довольно живую и бойкую на вид; гавань, якорная стоянка и пристань хороши от природы, и надо отдать справедливость князю Потемкину, что он во всем этом обнаружил величайшую деятельность и прозорливость».

4-й слайд

В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-адмирала В.И. Истомина. 27 августа 1855 года, после жестокого огня, враг в полдень двинулся на штурм. Французы овладели Малаховым курганом; на всех прочих пунктах обороняющиеся, совершив чудеса храбрости, отбили нападение, однако дальнейшая оборона Севастополя уже не представляла никакой выгоды; в последние дни бомбардировка вырывала из русских рядов по 2,5—3 тыс. человек, и стало очевидным, что держаться при подобных обстоятельствах не было возможности.

4-й слайд

Город был зажжён, пороховые погреба взорваны, военные суда, стоявшие в бухте, затоплены. Враг не решился преследовать русские войска, считая город минированным, и только 30 августа вступил в дымящиеся развалины Севастополя. За 11 месяцев осады союзники потеряли не менее 70 тыс. человек, не считая умерших от болезней; русские — около 83,5 тыс. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир.

5-й слайд

Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны вошла в историю как героическая 250-дневная оборона Севастополя. В 1944 году советским войскам потребовалось 3 дня, чтобы штурмом взять город. Жители осажденного Севастополя вспоминали, какой ужас творился на мысе Херсонес - на 100 метров от берега не было видно воды - всё было завалено трупами солдат противника, лошадей, машинами, боевой техникой. Немцы, особенно эсэсовцы, а также предатели Родины предпочитали гибель в море за свои преступления. Многие соединения и части Красной Армии, освобождая Крым и Севастополь, получили почетные наименования «перекопских», «сивашских», «керченских», «феодосийских», «симферопольских», «севастопольских». За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.

Именно о Крыме написал великий русский поэт А.С. Пушкин следующие строки:

Всё живо там, всё там очей отрада,

Сады татар, селенья, города;

Отражена волнами скал громада,

В морской дали теряются суда,

Янтарь висит на лозах винограда;

В лугах шумят бродящие стада...

Вопрос : какое значимое событие произошло в истории России марте 2014 года?

Совсем недавно, 18 марта 2014 г., после проведения референдума, был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний классный час будет посвящен Крыму и его влиянию на русскую историю и культуру.

Этап усвоения новых знаний

История Крыма уникальна. Тысячелетия по его земле прокатывались волны народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, сарматы, римляне… С VI века Крым попадает под влияние Византии. Византийские императоры начинают укреплять имеющиеся крепости (прежде всего Херсонес близ современного Севастополя) и застраивать Тавриду новыми, чтобы защититься от набегов степняков-кочевников. Так появляются Алушта, Гурзуф и другие укрепления. Крым становится форпостом распространения православия в регионе.

Начиная со 2-й половины VII века и до середины IX, территория Крыма, без Херсонеса, во всех западноевропейских источниках именуется Хазария. Эти тюрки приняли иудаизм и создали могущественное государство на Северном Кавказе и в степях Прикаспия и Северного Причерноморья. В X веке Хазарский каганат перестал существовать в результате победы русских дружин. Однако потомки иудеев (караимы и крымчаки) остаются жить в горных районах Крыма и сейчас.

Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле. Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества. С этого времени, в ряде арабских летописей Черное море начинает именоваться Русским.

Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым. Население подразделяется на кочевое, обитающее в степных районах, и оседлое, освоившее горную часть и южное побережье. Бывшие греческие полисы превратились в центры генуэзской торговли.

Ханы основывают город Бахчисарай, как столицу Крымского улуса. Уже с концаXIV в. крымские правители проводят достаточно самостоятельную политику, бросая иногда вызов даже золотоордынским ханам. Одним из наиболее известных крымских правителей того времени был Мамай, разбитый русскими войсками на Куликовом поле в 1380 г.

Распад Золотой Орды позволил Османской империи захватить юг Крыма, разгромить извечных врагов генуэзцев, а недавно созданное Крымское ханство сделать своим протекторатом (1478-1483 гг.). С этого времени начинается активная исламизация Крыма.

Огромная потребность Османской империи в рабах, а также постоянно ведущиеся войны, в которых большая роль отводилась легкой крымско-татарской коннице, привели к тому, что наиболее выгодным ремеслом в Крымском ханстве становится война и работорговля. Отныне Крым - постоянный источник угроз для Московского, позже Российского государства и Украины, входившей тогда в Польско-Литовское государство.

Опасность, исходящая от Крымского ханства многократно усиливалась для России наличием у него династических и военных связей с другими осколками Золотой Орды – Казанским и Астраханским ханствами. В результате, русский царь Иван Грозный в течение 4-х лет (1552-1556) подчинил Казань и Астрахань. Это привело к серьезному конфликту интересов укрепляющейся России с Крымом и Османской империей. С 1569 г. фактически началась русско-крымскотатарская война, приведшая к сожжению Москвы в 1571 г. и страшному Молодинскому побоищу в 1572 г. под Серпуховом, в результате которого была уничтожена многотысячная крымско-ногайская армия. С этого времени крымско-татарские набеги хоть и оставались регулярными, но уже не носили столь разрушительный для страны характер, как ранее.

Уже в конце XVII - начале XVIII вв. Россия начала наступление на земли крымских ханов. Это произошло после присоединения в 1654 г. Украины к России. Основным внешним фактором, побуждавшим нашу страну продвигаться на юг, была необходимость ликвидации грабительских набегов со стороны отдельных крымско-ногайских феодалов и всего Крымского ханства на соседние страны (Россию и зависимые от нее Левобережную Украину и Кабарду). Другим фактором стало прямое вмешательство Крымского ханства и Османской империи в русско-польскую борьбу за Украину. В результате, Россия начинает затяжную борьбу с Турцией и Крымом за контроль над Северным Причерноморьем. Эта борьба растянулась более чем на 100 лет (Крымские походы князя Голицына, Азовские походы Петра I, войны 1710-1711 и 1735-1739 гг. ). Результатом очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, по которому турки отказались от притязаний на Крым. Через несколько лет, 7 апреля 1783 года императрица Екатерина IIподписала Манифест о присоединении Крыма к России.

С присоединением Крыма на полуострове начинается бурное развитие промышленности и торговли, неразрывно связанные с именем первого наместника князя Потемкина-Таврического. Строятся новые города Симферополь и Севастополь. Последний становится базой создающегося Российского черноморского флота. Конечно, значительная часть крымскотатарского населения не могла принять перемены. Связано это было и с религией, и с прекращением практики крымских набегов, работорговли. За несколько десятилетий большое количество татар переселилось в Турцию, а Крым стал заселяться выходцами из России, Польши, Германии. В результате, Крым опять, как несколько веков назад, превратился в регион с большим разнообразием языков, культур и религий.

В начале XIX века в Крыму развивается виноградарство (Магарач) и судостроение (Севастополь), прокладываются дороги. При князе Воронцове начинает обустраиваться Ялта, закладывается Воронцовский дворец, а южный берег Крыма превращается в курорт.

В середине XIX в. Крым, превратившийся в «жемчужину империи» и Севастополь – база уже увенчавшего себя славой Черноморского флота - стали ареной Крымской войны (война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства ).

Война началась с Синопского сражения, в котором Российский черноморский флот под командованием адмирала Нахимова практически полностью уничтожил Османский флот. Эта победа привела к входу в Черное море огромного англо-франко-османского флота (34 линейных корабля, 17 фрегатов и 38 пароходо-фрегатов ). Войска антироссийской коалиции сумели произвести высадку в Крыму и нанесли российской армии ряд поражений. Был осажден Севастополь. Русский флот (14 линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов ) не мог противостоять неприятельскому, поэтому часть кораблей затопили перед входом в Севастопольскую бухту, что ещё больше укрепило город с моря. Более 20 тыс. моряков сошли на берег и встали в строй вместе с солдатами. 11 месяцев 48,5 тысяч защитников Севастополя, при поддержке простых горожан героически противостояли 175-тысячной коалиционной армии. За это время погибли адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин, был тяжело ранен комендант крепости генерал Тотлебен. С огромными трудами, почти полностью разрушив город,8 сентября 1855 г. французы и англичане заняли Малахов курган. Южную часть Севастополя пришлось оставить, а остатки флота затопить. Однако, беспримерное мужество защитников Севастополя истощило силы коалиции (потери в Крыму превысили 128 тыс.человек ) и Россия не потеряла Крым, как того хотели изначально союзники, хотя ей и было запрещено иметь военный флот в Черном море.

Этот подвиг защитников Севастополя всколыхнул всю Россию и, несмотря на тяжелое поражение, объединил общество. Не случайно уже в 1870-1871 гг. был восстановлен Севастополь, а на Черное море вернулся российский флот.

После Крымской войны началось наиболее активное освоение Крыма. С 70-х гг. XIX в. Крым (за исключением Севастополя) развивается как российский курорт. Одновременно земледелие становится преобладающим занятием крымского населения. К 1890-м гг. посевы зерновых занимали 220 тыс. десятин земли. Еще 10 тыс. десятин занимали сады и виноградники.

Накануне революции 1917 г. в Крыму проживало 800 тыс. человек, в том числе 400 тыс. русских и чуть менее 200 тыс. татар. В нaчaлe XX вeкa Кpым в xoзяйcтвeннo-экoнoмичecкoм oтнoшeнии пpeдcтaвлял coбoй aгpapный кpaй c нeбoльшим чиcлoм пpoмышлeнныx гopoдoв. Оcнoвными были Симфepoпoль и пopтoвыe гopoдa Сeвacтoпoль, Кepчь, Фeoдocия. Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества писателей, поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами великих россиян А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.

После революции сoвeтcкaя влacть пoбeдилa в Кpыму пoзжe, чeм в цeнтpe Рoccии. Опopoй бoльшeвикoв в Кpыму был Сeвacтoпoль. Однако уже в кoнцe aпpeля 1918 г.гepмaнcкиe вoйcкa зaxвaтили Кpым, a в нoябpe 1918 г. иx cмeнили aнгличaнe c фpaнцузaми.

Лeтoм 1919 г. дeникинcкaя apмия зaнялa вecь Кpым. Однaкo oceнью 1920 г. Кpacнaя Аpмия вo глaвe c М.В. Фpунзe вoccтaнoвилa здесь coвeтcкую влacть. Из Крыма эмигрировали тогда сотни тысяч человек, которые оказались разбросаны по всему свету. Очень ярко эти события показаны в кинофильме «Бег», снятым в 1970 г. по мотивам произведений Михаила Булгакова. Крым навсегда в сердцах многих русских людей, оторванных от Родины, стал последним воспоминанием о России.

Оceнью 1921 г. былa oбpaзoвaнa Кpымcкaя Автoнoмнaя Сoвeтcкaя Сoциaлиcтичecкaя Рecпубликa в cocтaвe РСФСР. С конца 1921 г. по июнь 1941 г. в Крыму произошла настоящая промышленная революция. Был построен Керченский металлургический завод. Значительно увеличилась добыча железной руды, природных стройматериалов и соли; развивалась химическая промышленность. Полностью были реконструированы консервные предприятия. К 1940 г. промышленность давала почти 80% всей валовой продукции народного хозяйства Крыма.

Вo вpeмя Великой Отечественной вoйны нeмeцко-румынские вoйcкa oceнью 1941 г. вторглись в Кpым. Полуостров имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

После тяжелейших 2-месячных боев Красная Армия отступила на Тамань. Лишь Сeвacтoпoль eщe 250 днeй вo глaвe c вицe-aдмиpaлoм Ф.С. Октябpьcким cдepживaл у cвoиx cтeн 300-тыcячную apмию вpaгa. К июлю 1942 г. Севастополь пал. Его героическая оборона получила неофициальное название Второй обороны Севастополя, проводя четкие параллели с событиями Крымской войны середины XIX столетия. Как сообщало Совинформбюро: Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя войдёт в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц. Севастопольцы обогатили славные боевые традиции народов СССР. Беззаветное мужество, ярость в борьбе с врагом и самоотверженность защитников Севастополя вдохновляют советских патриотов на дальнейшие героические подвиги в борьбе против ненавистных оккупантов (Сообщение Советского Информбюро от 3 июля 1942 года).

Вecнoй 1944 г. coвeтcкиe вoйcкa oчиcтили Кpым oт oккупaнтoв. В тoм жe гoду c пoлуocтpoвa были необоснованно выceлeны кpымcкиe тaтapы, болгары и греки, кoтopыx oбвинили в coтpудничecтвe c oккупaнтaми (Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признавал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма». 14.11.1989 г. появилась Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» ). Крымская АССР была ликвидирована и создана Крымская область и город Севастополь в составе РСФСР.

В 1954 г. в Советском Союзе готовились с помпой отметить 300-летие воссоединения Украины и России. Именно в связи с этим событием связано решение тогдашнего руководства страны во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым передать Крымскую область и Севастополь из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Что и было сделано с нарушением действующего тогда конституционного законодательства РСФСР. Как писал в начале 90-х гг. ХХ века российский писатель А.И. Солженицын по поводу этого акта: « Целая область была вне всяких законов «подарена» капризом подгулявшего султана! ».

В 1954-1991 годах Крымская область входила в состав УССР. За эти годы Крым становится «Всесоюзной здравницей», принимая ежегодно сотни тысяч туристов. Новый импульс получает виноделие – вина Массандры, Коктебеля и Инкермана стали широко известны за пределами СССР. Хорошо развита была обрабатывающая промышленность и транспорт.Общность законов УССР и РСФСР в рамках единого государства, а также официальное двуязычие области с фактическим преобладанием русского языка не создавало серьезных предпосылок для недовольства у жителей Крыма. Однако 20 января 1991 г. в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%. Тем не менее, в нарушение итогов референдума в Крыму, Верховный Совет Украины принял 12 февраля 1991 г. закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» в составе УССР, а через 4 месяца внес соответствующие изменения в конституцию Украинской ССР 1978 года. Таким образом, после распада СССР Крым и Севастополь оказались в другом государстве хотя еще 21 мая 1992 года Верховный Совет РСФСР принял постановление № 2809-1, которое признавало Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» «не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что оно было принято «с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры».

Тем не менее на полуострове были очень сильны пророссийские настроения. Весной 1995 г. новый украинский президент Леонид Кучма склонил Верховный Совет Украины к ликвидации предусмотренного законом поста президента Крыма и отмены крымской конституции. В результате принятых решений в Киеве правительство автономии было полностью подчинено президенту Украины. 21 октября 1998 г. крымский парламент принял новую конституцию Крыма, которая говорила о принадлежности полуострова к Украине как ее неотъемлемой части и о подчинении ее правовым актам. Очевидно, что при принятии этого решения не были учтены результаты крымского референдума 1991 года.

С этого времени в Крыму усиленными темпами шла искусственная украинизация, ущемляющая права как русского большинства, так и других народов полуострова.

В конце 2013 – начале 2014 г. на Украине разразился глубокий политико-экономический кризис, приведший к вооруженному мятежу и силовому отстранению действующего Президента Украины от власти. При этом власть в стране захватили поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы. Это существенно ущемило российские национальные интересы в регионе. С еще бóльшей остротой этот момент почувствовали в Крыму и Севастополе, где проживает подавляющее число русскоязычного населения и где сильна русская культурная традиция. 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. 16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей. 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов. 21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной – Россией!

Обобщение и систематизация

Вопрос для дискуссии: Как Вы оцениваете возвращение Крыма и Севастополя в состав России? Почему Вы так оцениваете?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Достопримечательности Крыма

Ласточкино гнездо

Царский курган

Алупкинский парк Площадь парка около 40 гектар. На его территории насчитывается около 200 видов, разновидностей и садовых форм экзотических деревьев и кустарников. Акклиматизировано множество растений стран Средиземноморья, Северной и Южной Америки, Восточной Азии. В парке произрастают магнолия крупноцветковая, платан восточный, дуб пробковый, сосна итальянская, земляничник мелкоплодный, земляничник крупноплодный, араукария чилийская, калина вечнозелёная, пальмы, лавры, кипарисы, маслины.

Белые Камни В прошлом скалы были соединены с побережьем, но постепенно море разрушало эту перемычку, и теперь под водой видны только остатки известняковой гряды, обросшей морскими водорослями. В начале XX века на одном из островов был оборудован ресторан. Существовали также планы проложить подвесную канатную дорогу с берега на острова. Для этого в скале был вырублен тоннель, завершить постройку дороги помешала начавшаяся Первая мировая война . Во время Второй мировой войны в один из островов (большой) попала авиационная бомба, отколовшая кусок скалы.

Воронцовский дворец Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ. Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Расположение элементов идет от западных ворот - чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха»

Бельбекский каньон участок сужения долины крымской реки Бельбек между посёлком Куйбышево и селом Танковое, где река пересекает Внутреннюю гряду Крымских гор. Длина каньона - 5 км, высота бортов 65-70 м, ширина в наиболее узком месте - 300 м. Каньон образовался благодаря процессу водной эрозии, происходившей в проложенной глубокой трещиной расколе в меловых известняках и мергелях куэсты Внутренней гряды Крымских гор. Формы выветривания на склонах Бельбекского каньона Бельбекский каньон имеет важное научное значение. Его естественный геологический разрез служит для изучения стратиграфии верхнего мела и нижнего палеогена Крыма. Размытые рекой обнажены верхнемеловые и палеогеновые породы. Вниз по течению реки хорошо прослеживаются отложения туронского (белые известняки и мергели) и датского (серые известняки и песчаники с характерной фауной) верхнемеловых ярусов, далее выходят известняки монтского, мергели и песчаники танетского палеоценовых ярусов, а также глины нижнего эоцена. Весь разрез характеризуется большим количеством ископаемой фауны. Бельбекский каньон со стороны п. Куйбышево На склонах каньона растут скальный и пушистый дубы, грабинники, кизил, шиповник, держидерево. На одном из юго-западных склонов (левый берег Бельбека) находится реликтовая тисовая роща из 2000 деревьев, которая решением Крымского облисполкома в 1980 году объявлена заповедным объектом местного значения.

Никитский ботанический сад В июне 1811 года в Петербурге император Александр I подписал «Указ об учреждении в Крыму Императорского казённого ботанического сада», в котором разрешал устроить в «полуденной части Крыма» казённый сад, ассигновав на это до 10 000 рублей ежегодно. Указ был издан по ходатайству херсонского военного губернатора герцога Эммануила Осиповича де Ришельё , управлявшего тогда Новороссийским краем. Инициатива Ришельё получила развитие при поддержке приближённого к императору 29-летнего графа Михаила Воронцова и при содействии главного инспектора по шелководству юга России Биберштейна - выдающегося немецкого ботаника, служившего в России уже почти двадцать

Качи-Кальон крымский средневековый пещерный монастырь, расположенный в долине реки Кача. Он находится в скалах Внутренней горной гряды над дорогой Бахчисарай - Синапное, между с. Предущельное и с. Баштановка Бахчисарайского района Крыма. Период развития и расцвета Качи-Кальона приходится на VI-XVIII вв. Сейчас город входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник.

Фонтан слёз онтан- сельсебиль на территории ханского дворца в Бахчисарае, построенный в 1764 году. Прославлен Пушкиным в поэме « Бахчисарайский фонтан ». Предание приписывает инициативу создания фонтана крымскому хану Кырым-Гирею. Фонтан был устроен у мавзолея возлюбленной наложницы хана по имени Диляра, умершей в 1764 году. В настоящее время располагается в «фонтанном дворике» Хансарая, куда был перенесен от стены мавзолея Диляры-Бикеч к приезду Екатерины II (во время таврического путешествия). Фонтан не уникален, в ханском дворце находится похожее сооружение в «Бассейном дворике», имеется подобный фонтан во дворце Топкапы в Стамбуле. Такие фонтаны типа сельсебиль сооружались на святых местах или на кладбищах.

Байдарские ворота Байдарские ворота - это горный перевал через главную гряду Крымских гор, ведущий из Байдарской долины (которую часто называют крымской Швейцарией) на Южный берег Крыма. Перевал Байдарские ворота или просто Байдарский перевал находится между горой Челеби (657 м) на западе и Чху-Баир (705 м) на востоке. Высота перевала - 503 метров над уровнем моря. До 1917 года и в 20-е - 30-е годы XX века у Байдарских ворот имелись две гостиницы. Первая - слева от ворот, вторая - за воротами, вправо от них над обрывом скалы. Здесь же находилась почтовая станция с комнатой для проезжающих, слева от ворот был построен отдельный павильон-ресторан. Ныне у Байдарских ворот расположен ресторан «Шалаш». Через перевал проходит старое автомобильное шоссе Ялта - Севастополь, строившееся с 1837 по 1848 гг. по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова.

Водопад Джур-Джур Водопад Джур-Джур - самый полноводный водопад Крыма, расположен на территории алуштинского района в окрестностях села Генеральского, в ущелье Хапхал, образовавшимся в результате действия вод реки Восточный Улу-Узень на высоте 468 м над уровнем моря. Водопад Джур-Джур находится на реке Восточный Улу-Узень, которая берет начало в ущелье Хапхал. В верховьях русло реки спускается огромными ступенями. Самая высокая из них - 15 м - находится на высоте 468 м над уровнемморя и образует водопад Джур-Джур. Расход воды самый большой из всехкрымских водопадов: 230 л в секунду. Водопад полноводен даже летом и в самые засушливые годы. Вода низвергается несколькими отвесными струями в небольшое озерцо и оттуда течет к руслу Улу-Узеня, пересекает с. Генеральскоеи устремляется вниз - к морю. Следуя вверх по течению на протяжении где-то километра, можно увидеть серию каскадов-порогов, по которым вода скатывается с уступа на уступ, как бы по ступеням огромной лестницы. Конечно, в водопаде, озерце и в самой речке вода даже в самый жаркий день очень холодная. Окунуться или постоять под тяжелыми струями можно, но долго не выдержишь - температура воды не превышает +10-11С.

Мечеть Мечеть построена в 1314 году и много раз реставрировалась и перестраивалась. От первоначальной постройки сохранились колонны, молитвенная ниша – михраб, украшенная резьбой по камню, портал с надписью на арабском языке, восхваляющей «величайшего хана Мухаммеда Узбека», поэтому храм называют мечетью Узбека. От высокого минарета осталось только основание. Сохранились развалины медресе – мусульманской высшей школы, хотя некоторые ученые склонны считать их остатками дервишского текие – монастыря. Это была обширная квадратная в плане постройка, богато украшенный резьбой портал вел в большой мощеный двор. Вокруг мечети археологами обнаружено множество надгробий с надписями на арабском и тюркском языках.

Армянская церковь Церковь построена в 1909-1917 годах по заказу бакинского нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна в память о его рано умершей дочери. Архитектор Габриэль Тер-Микаэлян создал проект, взяв за образец храм святой Рипсиме в Эчмиадзине, признанный шедевр средневековой архитектуры. Известный армянский художник Вардгес Суренянц расписал интерьер храма. Церковь, напоминающая древние армянские храмы, построенная из форосского вулканического туфа на крутом горном склоне, увенчана куполом конической формы на изящном барабане. Стены храма искусно украшены орнаментом, плетением, различными розетками. Особенно богаты причудливой резьбой наличники, купола, арки дверей и южный фасад храма. Церковь имеет отличную акустику.

Церковь святого пророка Илии (Свято-Ильинская церковь) Строительство церкви началось 6 июня 1911 года, а 30 июня 1918 года новый храм освятили в честь пророка Илии. Итак, из-за недостатка средств устройство храма затянулось почти на десять лет, а закончилось в канун новой эпохи, когда начались гонения на Церковь. Храм построен в греко-византийском стиле, в плане в виде креста. Купол покоится на восьмигранном барабане, каждая грань которого заканчивается фронтоном. Украшают храм тонкие пилястры, полуциркульные арки, тройные окна с витражами. С восточной стороны расположена пятигранная апсида, главный вход оформлен в виде арки, опирающейся на две полуколонны.

Церковь Трех Святителей История храма Трех Святителей вплотную связана с историей Духовной семинарии. В 1859 году Таврическая епархия стала самостоятельной. Для подготовки священнослужителей сперва открыли Духовное мужское епархиальное училище, после было предложено епископом Алексием (Ржаницын) открыть семинарию, но денег на строительство у Святейшего Синода не было. Епископ Гурий, сменивший епископа Алексия, разрешил эту проблему. 30 мая 1869 года Александр II дал разрешение на открытие Духовной семинарии в Симферополе. Строительство длилось несколько лет. 19 августа 1873 года Духовная семинария открыла свои двери будущим священнослужителям. 150 семинаристов начали обучение, все они получили прекрасное образование, хотя не все выпускники стали священниками.

Свято-Николаевский православный собор (собор святителя Николая Чудотворца) Собор был заложен 11 июля 1893 года. Несмотря на солидные пожертвования, денег на возведение всё равно не хватало. Чтобы не останавливать строительство, И. Чепурин самоотверженно отдавал на его нужды личные сбережения, брал ссуды в банке под залог собственного дома, закладывал в ломбарде драгоценности своей семьи. Поразительный пример бескорыстия и преданности своему делу! До завершения строительства этот удивительный человек не дожил всего несколько месяцев - скоропостижно скончался 29 ноября 1898 года. За свои заслуги Иаков Чепурин был похоронен в храме возле северной стороны апсиды.

Свято-Илиинский храм Начало его сооружению положено в 1894 году, когда была построена трехъярусная колокольня высотой 33 метров. Затем, в 1903 году, к ней была пристроена церковь, составившая с колокольней единый архитектурный ансамбль, выдержанный в русско-византийском стиле. В 1930 году церковь, как водится, закрыли и перестроили под клуб. Внешний вид и внутренние интерьеры храма при этом существенно изменились. В 1990 году началась полная реставрация церкви. Сейчас красавец-храм, принявший первоначальный облик, высится в самом центре города, привлекая закономерное внимание жителей и приезжих великолепной колокольней и росписью внутренних интерьеров.

Храм Марии Магдалины Храм Святой равноапостольной Марии Магдалины находится в центре Симферополя. Построенный в начале 1870-х годов, он был домовой церковью детского приюта для девочек, оставшихся без родителей. В настоящее время в помещениях двух этажей бывшего приюта размещается Крымский республиканский этнографический музей, а примыкающее к нему церковное здание достаточно долгое время занимал отдел иностранной литературы «Дружба народов» Крымской республиканской универсальной научной библиотеки имени И.Я. Франко. До крайней степени обветшавшее строение, заброшенный дворик своим плачевным видом почти ничем не напоминали о том, что некогда здесь был храм.

Александро-Невский собор Храм возводился с большими трудностями и непредвиденными препятствиями. Начинали строительство ещё в 1804 году и лишь в 1829 году кафедральный собор был освящен. Городу собор прослужил около 100 лет. Проект храма был разработан в 1816 году И. Шарлеманем и И.Ф. Колодиным, он был одобрен Александром I и получил щедрое финансирование. Лучшие мастера со всей России были приглашены для строительства этого храма.

Петропавловский кафедральный собор Собор во имя Святых Петра и Павла был построен в 1805 году по просьбе и на средства жителей Симферополя и действовал вплоть до возведения Александро-Невского собора. 8 ноября 1806 года Петропавловский собор был освящен. Он был деревянным, с большой колокольней и пятигранной апсидой. Главным украшением храма был иконостас. В течение двадцати лет медные колокола созывали прихожан на молебен. Со временем церковь обветшала, и в 1865 году был создан комитет по её возрождению. Проект нового храма разработал архитектор К. Лазарев. На собранные прихожанами средства в июне 1866 года на месте обветшавшего деревянного храма заложили новый каменный.