12.03.2019

Самодельный прицеп для мотоблока «Нева»: чертеж. Как сделать прицеп для мотоблока


Приобретая прицеп для мотоблока, вы значительно расширяете функциональность техники и сокращаете объем работ, выполняемых вручную. В то же время цена таких конструкций может стать обременительной для бюджета, поэтому многие владельцы земельных участков рассматривают возможность самостоятельного изготовления конструкций.

Виды и назначение моделей

Устройство прицепа для мотоблока зависит от его грузоподъемности и назначения. Эти параметры влияют и на стоимость изделий.

  • Для легких мотоблоков используются прицепы с шириной 1 м и длиной 0,85-1,15 м. Их грузоподъемность составляет 300 кг, а стоимость – от 200$.
  • Прицеп для мотоблока от 5 л.с (средняя категория) больше по габаритам. При такой же ширине (1 м) их длина достигает 1,4-1,5 м. Цена подобных изделий – от 250 $.
  • У прицепов для тяжелых мотоблоков увеличены и длина, и ширина. Габаритные размеры 1,2х2,0-3,0 м. Для столь внушительных размеров требуется более надежная опора, поэтому такие изделия выпускаются двухосными. При приобретении таких моделей придется потратить не меньше 500$.
  • Самые простые модели – цельные. Их геометрия не меняется, стенки и дно соединены неподвижно.
  • Кузов с откидными бортами хорошо приспособлен для транспортировки крупногабаритных грузов, вес которых не превышает установленные для конкретной категории изделий нормы.
  • Самосвальный прицеп наиболее удобен при разгрузочных работах. Используя его, нет необходимости брать в руки лопату или другой ручной инструмент. Кроме того, самосвальный прицеп увеличивает производительность работ.

Нюансы конструкции

Планируя приобретать или делать своими руками прицеп, важно учитывать связь некоторых особенностей конструкции с грузоподъемностью изделий.

  • Самосвальные прицепы на двухосных прицепах с большой грузоподъемностью оснащаются гидравлическим приводом, обеспечивающим легкое опрокидывание.
  • У одноосных моделей опрокидывание обычно происходит за счет специфического расположения центра тяжести, достаточно ручного устройства.
  • Прицепы с грузоподъемностью свыше 350 кг оснащаются механическим тормозом. При движении с горки полностью загруженного мотоблока с прицепом остановить их с помощью лишь тормоза транспортного средства будет весьма затруднительно.

Самостоятельное изготовление

Изучив стандартные конструкции, которые предлагают производители, можно думать, как сделать прицеп к мотоблоку своими руками. Следует выбрать удобную конструкцию. Самосвальный прицеп несколько сложнее в исполнении, но функциональнее. Однако при редком использовании техники выбирают решение проще.

Чертежи и схемы

В качестве начального этапа хорошо эскизно нарисовать самодельный прицеп к мотоблоку с указанием размеров. На этот рисунок можно будет ориентироваться при выборе материалов, определить по нему сложные и требующие более тщательной разработки узлы. Впоследствии можно выполнить более подробную и точную схему.

Важно учитывать, что центр тяжести нагруженного правильно сбалансированного прицепа находится ближе к переднему борту, но так, чтобы он не заходил за колесную ось.

Рама прицепа

Надежность рамы определяет прочность и долговечность, которой будет обладать самодельный прицеп мотоблока.

  1. Для изготовления каркасной решетки подойдет труба с квадратом (прямоугольником) в сечении и уголок.
  2. Для изготовления передней и задней поперечин выбирают уголок 25х25 мм.
  3. В роли лонжеронов выступают трубы 60х30 мм.
  4. Элементы соединяются с помощь пяти вспомогательных поперечин так, чтобы результатом стал каркас-решетка.
  5. К продольным трубам по углам решетки приваривают четыре вертикальные стойки.

Дальнейшие действия определяются типом выбранной модели.

  • Самосвальный прицеп должен иметь откидной борт с заднего торца короба.
  • Изделие с откидными бортами требует аналогичной конструкции всех (трех) бортов за исключением обращенного к мотоблоку.
  • Рамы откидных элементов изготавливаются отдельно от общего каркаса, а у самых простых моделей – как его элементы.

Обшивка каркаса

В качестве обшивки бортов обычно выбирают материал, использование которого не будет удорожать изделие, то есть, имеющийся под руками.

  • Дерево (доски, оставшиеся после постройки надворных сооружений) не практично из-за невысокой устойчивости к влажности. Доски придется пропитывать специальными составами, тщательно прокрашивать и следить за целостностью покрытия.
  • Пластик влагоустойчив, он не подвержен разрушению под воздействием многих химических веществ. Пластик дешев, но его недостатком является низкая механическая прочность.
  • Металлические листы с антикоррозийным покрытием – наиболее прочный, но и достаточно дорогой вариант. Если самосвальный прицеп будет интенсивно эксплуатироваться, лучше остановиться на металле. При выполнении зашивки соединение раскроенных листов с рамами может выполняться с помощью сварки.

Перед обшивкой бортов необходимо покрыть горизонтальную поверхность решетки (пол кузова). Для этой цели хорошо подойдет дюралюминиевый лист, который фиксируют при помощи болтов.

Обшитые рамы откидных бортов соединяются с основным каркасом при помощи петель и снабжаются шпингалетами, задвижками-засовами или накидными крюками для фиксации в закрытом состоянии.

Ходовая часть

Для обеспечения движения прицеп для мотоблока может оснащаться колесными узлами старого транспортного средства или (более простой вариант) садовой тачки. Для их крепления приваривается дополнительная труба или ось.

Ступица чаще крепится напрессовкой, для чего ее заднюю часть растачивают и надевают на ось (трубу), контролируя отсутствие перекоса. Колеса монтируются на штифтах, после чего закрепляются гайками. Финальный этап – навинчивание колпака.

Установка колес от тачки производится по упрощенной схеме

Соединение прицепа с мотоблоком

Сцепка мотоблока с прицепом – ответственный элемент конструкции.

Оптимальный вариант для самостоятельного изготовления – простой и надежный узел «труба в трубе». К изогнутой трубе с одной стороны приваривается в вертикальном положении еще короткий отрезок трубы для соединения с мотоблоком при помощи шкворня. На противоположном конце основной (изогнутой) трубы также наваривается еще один отрезок и устанавливается шкворень для соединения с прицепом. Такая конструкция обеспечивает надежное соединение в сочетании с подвижностью, необходимой на поворотах и неровностях.

Необходимость наличия прицепа для мотоблока в приусадебном хозяйстве сложно переоценить. Он может пригодиться для множества дел: перевозки рассады и собранного урожая, а также необходимых инструментов и даже мусора. Потратив всего несколько дней на то, чтобы сделать прицеп для мотоблока своими руками, можно значительно облегчить себе в дальнейшем работу.

  • Стальные трубы 60х30 мм и 25х25 мм;
  • Рессоры и колеса (можно от автомобиля «Москвич»);
  • Дюралалюминиевый лист толщиной 2 мм;
  • Отрез листовой стали толщиной 0,8 мм;
  • Швеллер №5;
  • Крепежные элементы;
  • Инструменты (электролобзик, болгарка, сварочный аппарат и шуруповерт).

Рама прицепа представляет собой цельную конструкцию, размещенную на каркасной решетке. Для ее обустройства необходимо сделать две траверсы из уголка 25х25 мм, которые будут выступать в роли передней и задней поперечин, и лонжероны из трубы 60х30 мм. Все элементы соединяют с помощью пяти поперечин так, чтоб в результате образовалась решетка.

Простая модель прицепа с откидными бортами – очень нужная в хозяйстве вещь. С его помощью можно не только перевозить ящики и мешки с собранным урожаем, но любые длинномерные грузы

При обустройстве платформы решетки нужно разместить относительно лонжеронов поперечины и траверсы так, чтоб оставались небольшие выпуски. К ним в последствие будут приварены продольные трубы.

К продольным трубам с помощь сварки прикрепляют четыре стойки, к верхней части которых приваривают обвязки из уголка 25х25 мм. Чтобы оборудовать прицеп откидными бортами, рамки конструкции делают отдельно от каркаса. Решетку платформы покрывают дюралалюминиевым листом, фиксируя его болтами. Для зашивки бортов можно применить более тонкие металлические листы, закрепляя их на обвязках и стойках при помощи сварки.

Для изготовления балки два швеллера одной длины вставляют друг в друга, оборудуя один из концов конструкции колесными осями. Готовую балку при помощи рессор соединяют с лонжеронами. Для этого концы рессор надевают на ось кронштейна и ось серьги, а центральную часть приваривают стремянками к балке.

Дышло изготавливают из прямоугольных труб 60х30 мм. Для изготовления двухлучевой конструкции передние концы труб состыковывают и приваривают к корпусу тягово-сцепного устройства агрегата, а задние с нахлестом в 200 мм приваривают к передним концам лонжеронов.

Прицеп готов. При желании его можно оборудовать стоп-сигналами, поворотниками и габаритными огнями.

Изготовление многофункционального прицепа

Планируя самостоятельно сделать прицеп, необходимо прежде всего разработать чертеж, в котором рассчитать размеры конструкции и представить ее будущий вид.

Продумывая габариты и грузоподъемность конструкции, следует рассчитывать, чтоб с помощью прицепа за одну ходку можно было перевезти в среднем 6-7 мешков овощей, общая масса которых составляет около 400-450 кг

Определившись с размерами прицепа, нужно просчитать необходимое количество метров металлопроката. Также надо просчитать количество швеллеров, которые будут выступать в роли рамы для сцепки. Уделив этому этапу достаточно внимания, можно не только сэкономить расходы, обезопасив себя от возможных затрат на приобретение лишних саморезов и уголков, но и увериться в правильности своих действий.

При изготовлении самодельного прицепа никак не обойтись без сварочного аппарата, поскольку на саморезах функциональная конструкция долго не продержится.

Также будет полезен материал о правильном хранении электроинструмента:

Для обустройства прочной рамы прицепа подойдут стальные уголки сечением 50х25 мм и 40х40 мм, а также обрезки труб прямоугольного и круглого сечения. На изготовление кузова прицепа потребуются доски толщиной 20 мм и брус размером в 50х50 мм для опорных балок.

Этап #2 - изготовление основных элементов

За основу при изготовлении можно взять готовую разработку конструктивной части.

Прицеп имеет повышенный запас прочности, что позволяет использовать его на сложных рельефных поверхностях

Конструкция имеет четыре основных узла: кузов, водило, рама и колеса. Все они соединены посредством сварки.

Для повышения прочности конструкции в области стыка дышла с корпусом поворотного узла предусмотрены четыре ребра жесткости

Кузов представляет деревянную конструкцию, собранную из 20 мм досок, углы которой оборудованы стальными уголками. Прикрепляется кузов к раме прицепа с помощью трех деревянных брусьев – опорных балок.

Рама прицепа изготавливается из набора стальных элементов: труб, уголков и прутка

Поскольку такой прицеп представляет собой одноосевую конструкцию, распределение нагрузки должно быть таким образом, чтоб центр тяжести был смещен в переднюю часть, не выходя за ось колес. Единственным недостатком такого кузова является то, что не предусмотрены откидные борта. При желании конструкцию можно немного усовершенствовать, обустроив откидные стенки. Также желательно сделать на кузове бортовые петли с лямками, которые будут необходимы для фиксирования груза в процессе перевозки.

Этап #3 - обустройство ходовой части

Ходовая часть конструкции является одной из ключевых при изготовлении самодельного прицепа для .

Колеса и рессоры можно приобрести новые, но намного проще использовать отслужившие свой срок детали отечественного автомобиля, к примеру, с «Москвича» или «Жигулей»

В нашем случае на прицеп установлены колеса, которые были сняты с мотоколяски СЗД и использованы в сборе со ступицей. Для совпадения осевого стержня с диаметром подшипников ступицы необходимо заточить его концы.

При обустройстве колесной оси достаточно использовать стальной стержень диаметром в 30 мм. Длина стержня должна быть такой, чтоб в собранном виде конструкции колеса не выступали за ободы кузова. Стержень с помощью сварки прикрепляют через косынки и уголковые опоры к лонжеронам и корпусу продольного шарнира.

Чтобы соединить прицеп с мотоблоком нужно изготовить консоль. Она будет прикрепляться к кронштейну навесного оборудования, поэтому верхняя ее часть должна повторять обводы держака . Нижняя часть консоли представляет собой ось, вокруг которой с помощью радиально-упорных подшипников в закрепленном положении свободно вращается поворотный узел водила.

Как сделать адаптер для мотоблока самостоятельно:

Дышло вставляют в трубчатый корпус продольного шарнира и закрепляют при помощи упорного кольца. Такое конструктивное решение облегчает управление агрегатом на неровных поверхностях, поскольку колеса прицепа будут работать независимо от колес самого мотоблока.

Прицеп почти готов к эксплуатации. Остается только разместить впереди кузова сидение для водителя и прикрепить в специальной рамке на дышле водила подножку, на которую можно опираться в процессе езды. Управление агрегатом водитель будет осуществлять с сидения, держась и манипулируя рычагами. Сидение желательно оборудовать мягкой подушкой, чтоб не превратить работу с прицепом в настоящее испытание на выносливость организма к тряске.

Прицеп для мотоблока своими руками увеличивает возможности и эффективность при работе устройства. С этим приспособлением уменьшается объем работ, выполняемых вручную.
Наличие мотоблока значительно облегчает работы по землеобработке. Но если расширить возможности применения этого устройства, можно получить дополнительное средство перевозки груза. Имея в наличии требуемые нужные ресурсы и инструменты, мастер осуществит выполнение такого приспособления, как прицеп для мотоблока своими руками. Это приспособление пригодится в хозяйстве или на дачной территории.

Прицеп на мотоблок своими руками дает возможность осуществлять перевозку различных грузов:

  • оборудование;
  • грунт;
  • мусор;
  • строительные материалы;
  • рассада.

Транспортировка данных грузов необходима не только в частном доме, но и на дачных участках и в загородных домах. Поэтому прицепная тележка будет надежным помощником в любом хозяйстве.

Фото мотоблока с прицепом

Схемы, чертежи

Чтобы ответить на вопрос как сварить прицеп для мотоблока, следует учесть при подготовке схем определенные тонкости:

  • наличие основополагающих и вспомогательных узлов;
  • метод скрепления узлов;
  • вид соединения с элементами, отвечающими за поворот;
  • наличие или отсутствие стояночных опор;
  • наличие или отсутствие опрокидывателя при механической разгрузке.

А также этот список можно дополнить другими моментами.

Чертежи и схемы самодельного прицепа для мотоблока своими руками:

Характеристики тележки

Относительно мощности мотокультиватора следует изготавливать прицепы определенных возможностей для перемещения необходимого материала. Известно 3 разновидности:

  1. тяжелые;
  2. средние;
  3. легкие ручные.

Мотокультиваторы с мощностью 10 л.с. предполагают использование двухосного кузова. Он имеет масштаб: 1,2х2(3) м. Такая тележка осиливает 0,5-1,0 т.
Если мотоблок обладает мощностью 4,8-10 л.с., то примерные размерные данные равняются – 1,0х1,5 м, 1,1х1,4 м. Это будет средний вид прицепа. Они рассчитаны на перевозку 0,3-0,5 т груза.
Мотоблоки, мощность которых не более 4,8 л.с., подходят к прицепному устройству с одной осью. Кузовная часть будет 1х0,85(1,15)м.

Как самому сделать прицеп для мотоблока?

Уровень бортов стандартной кузовной части равняется 0,3-0,35 м. Устройства, используемые при перемещении большого материала с огромным весом, лучше оснащать каркасными бортами. Высота такой конструкции будет 50-60 см.
Для облегчения и удобного применения задний борт выполняется с функцией откидывания и съема.
Малое устройство характеризуется отсутствием подъемного гидроцилиндра. Вместо него следует рассчитать определенный параметры конструкции, а именно центр тяжести прицепа и груза. Он должен располагаться на поворотной оси. Эта ось совмещается с колесами кузова. При данном расположении облегчается опрокидывание вручную.
Тачка для мотоблока, осуществляющая перевозку груза массой больше 0,35 т, должна иметь механическое тормозное приспособление. Это требуется, чтобы при спуске с крутого склона дополнить тормоза мотоблока вспомогательной системой торможения.

Устройство

Конструкция образована рамой и кузовом. Самодельные прицепы для мотоблока своими руками подразумевают выполнение каркаса из металла. Если исходным материалом при получении рамного элемента будет взята древесина, то существует несколько отрицательный последствий при применении этого материала:

  • из-за влажности дерева произойдет усадка, скручивание элементов, что приведет к частым ремонтам;
  • срок службы очень мал, так как дерево подвергается воздействию сырости, насекомых, ультрафиолетовым лучам;
  • прочность дерева при сгибании ограничивает грузоподъемность прицепа.

Проще применить для монтажа рамы профильные трубы. Они характеризуются хорошей жесткостью и отсутствием склонности к сжиманиям при воздействии силы тяжести. При употреблении болтов для скрепления обшивать будет проще. Материал для обшивки подбирается по желанию: железо, профнастил, доски.

Размеры прицепа для мотоблока своими руками подбираются согласно габаритам труб. Стандартная тележка потребует трубы размером 50(60)х30 (рама) и 25х25 (стойки). Швеллер подойдет №5. Для обшивки тележки подойдут разные материалы. Днище прицепа должно быть толще, чтобы исключить возникновение деформирующих реакций. Прочность конструкции обеспечивается верхней обвязкой стоек.
В качестве оси для колес употребляется основание металлической природы или бывшая в употреблении на какой-нибудь технике балка. Наименьший диаметр оси равняется 3 см. Надо смонтировать уголочные и косыночные зоны для укрепления опоры.
Колесами тележки могут служить колеса от Жигулей или мотоцикла. Употребление колес мотоциклетной коляски СЗД поспособствует получению ступицы для прицепа мотоблока.
Ступичная составляющая закрепляется при помощи прессованием. Ее конец растачивается и помещается на осевой отрезок, чтобы отсутствовало перекашивание.
Крепление прицепа к мотоблоку обеспечивается сцепкой. Простым исполнением считается метод «труба в трубе». Гнутая труба служит основой. К ней присоединяется небольшой отрезок трубы при сваривании. Потом устанавливается соединяющий шкворень. На другой стороне изогнутой части устанавливается отрезок трубы и шкворень. Описанная сцепка для мотоблока своими руками способствует надежности скрепления и подвижности при поворотах.

Преимущества и недостатки

Тачка для мотоблока имеет свои положительные качества:

  • расширение потенциала мотоблока;
  • возможность установки стационарных перерабатывающих установок, опрыскивателей, распределителей удобрений;
  • возможность расположения самосвального приспособления, чтобы увеличить скорость разгрузки;
  • не надо тратить много денег на приобретение;
  • устройство делается под собственный мотоблок.

Мотокультиватор с прицепом обладает небольшими недостатками:

  • требуется время на изготовку;
  • для легких прицепов сложно сделать откидные боковые борта.

Такие недостатки компенсируются наличием значительных плюсов у этих приспособлений.

Этот одноосный мини-трактор (одно из распространенных в обиходе названий мотоблока) универсальнее своего «сородича», культиватора. Но сферу применения мотоблока можно дополнительно расширить, укомплектовав его прицепом. В этом случае функционал агрегата не ограничивается лишь механизированной обработкой земельного надела.

Появляется возможность организовать транспортировку по участку и прилегающей территории инструмента, грунта, мусора и так далее, то есть всего того, с необходимостью перемещения чего сталкивается каждый собственник. Небольшой прицеп для мотоблока несложно изготовить своими руками, если следовать определенной инструкции и ориентироваться на типовые чертежи, размеры и рекомендации профессионалов. Эта статья подскажет, как его грамотно сделать и что учесть.

Конструкция прицепа разрабатывается исходя из модификации мотоблока. Эти механизмы классифицируются на классы в зависимости от мощности двигателя. Но даже самый слабосильный агрегат способен перевозить до 400 кг груза. Для дачного участка или небольшого приусадебного хозяйства этого, как правило, вполне достаточно.

В принципе, прицеп можно и приобрести. Но минимальная стоимость простейшей тележки с бортиками – 18 400 рублей. Да и не факт, что габариты, конструктивные особенности изделия удовлетворят пользователя. Изготовление самодельного прицепа своими силами – дело несложное. А если учесть, что можно самостоятельно разработать его индивидуальный чертеж под собственные запросы, целесообразность такого решения очевидна.

Особенности проектирования прицепа

Некоторые моменты необходимо продумать заранее, еще до составления чертежа. На какие вопросы следует обратить внимание.

  • Способы соединений. Это относится к отдельным узлам и подвижным элементам (втулкам, осям и ряду других). Что выбрать – фиксацию на болтах, клепках или при помощи сварки, решается заранее.
  • Из чего изготовить стояночные опоры (ножки) прицепа.
  • Вариант сиденья – вращающееся или стационарное. Первый – удобнее, второй – проще в изготовлении своими руками.
  • Модификация кузова. В плане универсальности эксплуатации мотоблока предпочтительнее опрокидывающаяся конструкция, но ее изготовление намного сложнее. Да и обойдется такой прицеп значительно дороже.
  • Разновидность соединительного узла (прицеп – мотоблок). Он может быть шарнирным, на втулках, подшипниках. То же есть над чем подумать.

Без учета этих нюансов приступать к разработке проекта и оформлению чертежа бессмысленно. Следует принять во внимание и такие аспекты, как собственные возможности, наличие под рукой необходимых материалов (деталей) и личный опыт в сборке чего-либо своими силами (практические навыки).

Особенности конструкции прицепа к мотоблоку

Даже для его изготовления своими руками придется выбирать из нескольких вариантов.

Но если понять, из каких основных частей состоит прицеп, то составить его чертеж, определиться с размерами «повозки» и подобрать необходимые материалы достаточно просто. Да и какой-либо пошаговой инструкции не понадобится – мастер сам, в зависимости от условий, выбирает и очередность технологических операций, и способ их реализации.

Все указанные размеры, если не оговорено отдельно, в мм.

Рама и кузов прицепа

По сути, это основа, несущая часть всей конструкции. Следовательно, для каркаса прицепа подходит только металл. Использование для сборки рамы самодельной тележки заготовок из древесины (что иногда практикуется «домашними» мастерами с небольшим опытом) нецелесообразно по нескольким причинам.

Во-первых, любое дерево содержит определенный процент влаги. Следовательно, не избежать усадки материала, скручивания и тому подобное. Как результат – прицеп будет больше ремонтироваться, чем использоваться.

Во-вторых, у древесины много «заклятых» друзей – ультрафиолет, сырость, насекомые-древоточцы. Такой прицеп для мотоблока долго не прослужит.

В-третьих, недостаточная прочность дерева на изгиб ограничивает возможности тележки по грузоподъемности.

Следовательно, в данном случае экономия на материалах более чем нецелесообразна. Проще всего смонтировать раму из труб профилированных. В плане удобства сборки для прицепа желательно использовать заготовки сечения прямоугольного или квадратного. Они жестче и менее подвержены деформации при излишней нагрузке на прицеп. Кроме того, можно большую часть соединений (если не все) сделать без сварочного аппарата, на болтах; значительно упростится и процесс обшивки каркаса прицепа выбранным материалом, будь то листовое железо, профнастил или доски.

Дышло несложно сделать из тех же труб, швеллера. Для удобства пользование оно может быть составным. Например, из отрезков 2-х труб (швеллеров) разного диаметра (номеров). Собственно, фантазия сама подскажет, как именно все изготовить.

Для небольшого прицепа к мотоблоку достаточно их следующих параметров: 50 (60) х 30 для рамы и 25 х 25 для стоек. Как вариант – швеллер малого профиля (например, №5). В качестве обшивки бортиков подойдет доска на 15 или листовое железо (дюралюминий) на 1,5. Для днища металл следует брать более толстый, не менее 2, иначе не избежать его прогибов. Чтобы придать прицепу прочность, после сборки всей рамы необходимо сделать верхнюю обвязку стоек. Для этих целей подойдет . В зависимости от размеров тележки – 15 или 25.

Колесная пара

Для крепления оси придется устанавливать в нижней части рамы специальные опоры. Они к ней (в виде косынок) привариваются, так в данном случае болтовое соединение неприемлемо. Фотография поясняет, как можно все обустроить (вариант).

Ось берется или готовая, от техники б/у, или используется металлический стержень. Минимальный диаметр – 30. Размеры всех элементов выбираются исходя из того, какими колесами будет оснащен прицеп. Для мотоблока, собираемого своими руками, подойдут и «Жигулевские» (часто берется задняя балка б/у от «девятки»), и от простой садовой тележки. Кстати, ее и можно использовать в качестве основы при конструировании прицепа. Необходима лишь небольшая доработка схемы.

Сцепка

При разработке ее конструкции нужно учитывать особенности данного узла мотоблока. У моделей разных производителей – свои отличия. Вот несколько приемлемых вариантов для изготовления своими руками.

Так как подвижность соединения обеспечивается подшипниками, их нужно защитить от попадания инородных фракций. Поэтому следует продумать, как грамотно исполнить пыльники.

В принципе, мастеровитому человеку более подробная инструкция и не нужна. Ухватив суть, несложно создать собственный вариант прицепа к мотоблоку, разработать его чертеж и произвести сборку тележки своими руками.

Покупка мотоблока как необходимого средства производства для многих стала необходимостью, но для нормальной работы агрегата в обязательном порядке в комплект нужно купить прицеп. Однако в предлагаемых моделях не всегда учтены необходимые особенности, а в этом кроется одна из причин того, что многие владельцы таких помощников предпочитают самостоятельно конструировать прицеп для мотоблока своими руками.

  • раму прицепа;
  • кузов;
  • ось и ходовую;
  • сцепное устройство.

Для облегчения работы необходимо приобрести или использовать готовые элементы:

  • ступицы колес легкового автомобиля;
  • колеса в сборе с покрышками;
  • прицепное устройство к автомобилю.

Виды и назначение моделей основных конструкций мотоблочных прицепов

Основные виды и модели прицепов для мотоблоков, созданных своими руками, классифицируются по типу конструкций кузовной части самоделки:

  • цельные конструкции;
  • конструкции-трансформеры с откидными бортами;
  • самосвальные типы кузовов.

Цельная конструкция прицепа включает наличие жесткого несъемного корпуса бортов. Благодаря жесткости конструкции прицеп позволяет перевозить грузы как в насыпном, так и в фасованном виде. Кузов имеет большую жесткую платформу рамы, связанную сварным соединением с ограждениями бортов. Для загрузки и выгрузки предусматривается откидной задний борт.

Конструкции-трансформеры являются прицепами универсального применения, они имеют функции как прицепа с жестким кузовом, так и платформы для перевозки крупногабаритных грузов. Рамная основа – жесткое основание, а откидные или съемные борта при трансформировании образуют дополнительную площадь плоской платформы.

Самосвальный тип мотоблочных прицепов позволяет проводить опрокидывание и без дополнительного усилия проводить выгрузку сыпучих грузов.

Сборка самодельного прицепа для мотоблока

Приступая к реализации проекта, мастеру-самодельщику нужно:

  • создать рабочий проект или рисунок (чертеж);
  • подготовить материал для рамы и других основных узлов;
  • подготовить рабочее место;
  • провести разметку основных элементов конструкции прицепа;
  • провести выкладку и подгонку углов совмещения;
  • собрать шаблоны деталей;
  • провести подгонку приобретенных целиком узлов к элементам конструкции.

Необходимые инструменты и материалы

Для проведения работ необходимо подготовить весь необходимый инструмент:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка с комплектом отрезных и абразивных дисков;
  • измерительный инструмент – рулетка, металлическая линейка, транспортир, угольник, маркер и мел, чертилка по металлу;
  • молоток, зубило, пассатижи;
  • слесарные тиски, набор струбцин, сварочные зажимы;
  • дрель, набор сверл по металлу;
  • заклепочник.

В качестве необходимых материалов понадобятся:

  • стальная квадратная или прямоугольная труба 60×60 или 60×30 мм;
  • стальная квадратная труба 30×30 или 25×25 мм;
  • уголок 25×25 мм;
  • швеллер;
  • рессоры легкового автомобиля «Москвич»;
  • стальной лист толщиной 2 мм;
  • оцинкованный лист толщиной 1 или 0,8 мм;
  • крепежные элементы, болты, гайки, заклепки.

Для модели с жестким кузовом вместо подпружиненной конструкции колесной пары на рессорах понадобится обычная балка.

Для колес прицепа подойдут готовые автомобильные колеса от легкового автомобиля «Таврия», «Москвич» или «Жигули».

Колеса нужно подбирать сразу со ступицами, это облегчит дальнейшую сборку самоделки.

Рама

Рама прицепа представляет собой цельносварную конструкцию в виде каркасной решетки из квадратной трубы. Траверсы из квадрата 25×25 мм образуют поперечины рамы, а лонжероны изготавливаются из трубы 60×60 или 60×30 мм. Все конструктивные элементы после разметки разрезаются и выкладываются на ровной поверхности, стыки провариваются небольшими швами, каждое место соединения элементов проверяется угольником. После сборки конструкции проводится окончательная сварка всех деталей по периметру всех плоскостей. Окрашивание рамы проводится после обработки поверхности грунтовкой по металлу.

Ходовая часть

В изготовлении самодельного прицепа для мотоблока ходовая часть – самый сложный элемент.

Основой ходовой части выступает балка со ступицами на концах. Швеллера состыковываются друг с другом таким образом, чтобы они образовывали квадрат. Места стыка провариваются сплошным швом. На концах оси устанавливаются ступицы колес и провариваются.

Тщательность сборки оси проверяется путем проверки параллельности плоскостей колесных дисков. Соединение рамы и балки проводится при помощи рессор, при этом концы рессор устанавливаются в приваренные кронштейны на раме, а балку с помощью серьги прижимают к центральной части рессор.

Установленная на раму ходовая часть проверяется дополнительно на устойчивость к опрокидыванию. Как и в автомобиле, рессорная группа оси должна иметь резиновые втулки в кронштейне крепления рамы.

Кузов, обшивка каркаса

Платформа размечается относительно решетки с таким расчетом, чтобы были оставлены припуски для крепления стоек бортов. Передний и боковые борта устанавливаются намертво, а задний борт делается съемным на дверных петлях.

Борта прицепа имеют рамную конструкцию из уголков 25×25 мм. Уголки свариваются встык, швы с внутренней стороны зачищаются по уровню плоскости металла.

Съемные борта собираются в следующей последовательности:

  • рама борта;
  • проводится подгонка полотна оцинкованного железа по размеру рамки;
  • вырезаются полотна борта и закрепляются с помощью заклепок через уголок.

Днище кузова из листа 2-миллиметрового железа устанавливается на раму и приваривается небольшим швом по периметру через каждые 3-5 см.

Установка бортов начинается с установки переднего борта, дальше устанавливаются боковые борта и связываются сварочным соединением.

Задний борт закрепляется в последнюю очередь – сначала размечаются и свариваются петли, а потом фиксаторы-защелки.

Другие детали конструкции

После сборки рамы и кузова устанавливается откидное сиденье – деревянная лавка, размещенная поверх переднего борта с опорой на боковые.

В качестве тормозной системы прицепа рекомендуется использовать элементы тормозной системы автомобиля, ступица и колеса которого использованы в конструкции. Для надежности работы тормозной системы рекомендуется предусмотреть дополнительный фиксатор рычага.

Крепление прицепа к мотоблоку

Дышло прицепа, как и раму, изготавливают из труб 60×60 или 60×30 мм. Это двулучевая конструкция с соединением в сцепном устройстве. Сцепное устройство устанавливается в месте схождения балок дышла. Задние концы труб привариваются с нахлестом и усилением к лонжеронам прицепа.

Сочленение прицепа со сцепкой мотоблока должно обеспечивать легкость поворота движителя при передвижении и одновременно надежность соединения с прицепом.

В простом варианте в роли к штатному прицепному устройству может быть использована серьга из металлического прута или арматуры диаметром не менее 20 мм. Как вариант, используется стандартное сцепное устройство для автомобильных прицепов и фаркопом.

Для надежного сочленения и удобства управления мотоблоком в месте соединения балок дышла вваривается труба диаметром 40 мм, длиной 100 мм. Внутри трубы на двух подшипниках устанавливается ось прицепного устройства. Со стороны прицепа труба глушится шайбой для фиксации оси прицепного устройства, диаметр отверстия шайбы соответствует диаметру оси прицепного устройства.

Ось прицепного устройства прицепа с одной стороны имеет резьбу для фиксации гайкой со шпилькой, а с другой приваренную сцепку для присоединения к мотоблоку.

Сцепка на конце оси, обращенной к мотоблоку, выполняется из квадратной трубы 60×60 мм длиной 80 мм. Сквозное отверстие в трубе, просверленное через две противоположные стороны, должно соответствовать диаметру фиксирующего пальца сцепки мотоблока и надежно входить внутрь прицепного устройства. Внутри квадратная труба усиливается дополнительными пластинами металла. Края трубы закругляются так, чтобы не создавать дополнительных трудностей при повороте.

Со стороны прицепа ось прицепного устройства фиксируется с помощью гайки и фиксирующей шпильки.

В итоге при соединении прицепного устройства прицепа в проушину сцепки мотоблока и фиксации сцепки пальцем мотоблок и прицеп должны надежно соединяться, при движении обеспечивать устойчивость и легкость управления.