25.09.2019

Согласные звуки,, буквы Н, н. Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с онр


Глушкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №21 детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: город Искитим, Новосибирской области
Наименование материала: конспект
Тема: Звуки "н и нь", буква Н
Дата публикации: 08.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема. Звуки н, н". Буква н. Цель: Уточнить произношение звуков «Н», «Нь»; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости; закрепить знания детей о букве «Н»; уметь соотносить букву со звуками «Н», «Нь»; чтение слоговой таблицы; анализ и синтез слогов; закрепить правильное употребление предлогов НА, НАД; чтение слов и предложений. Ход занятия 1. Организационный момент. - Жила - была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна. Произношение звуков:

] Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам- Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.
[нь
] Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен. 2. Артикуляционная и звуковая характеристика звуков. наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] - согласный, твердый, звонкий; [нь] - согласный, мягкий, звонкий. 3. Дифференциация звуков [н]-[нь]. - Послушайте слово. Определите, какой звук в слове: [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки. Царевна деньги крикунья конец улыбнуться Несмеяна принц нянька невеста ноет 4. «Укачивание». - Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать: Поукачиваем ее и мы. Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса. 5. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова. Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова. 6. Задание «Подобрать слово наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь]. высоко - ... налево - … верхний - ... вперед - ... аккуратный - ... старый - ... спрятать - .. вылить - ... снять - ... земля - ... день - ... конец - .. 7. Закрепить с детьми правильное употребление предлогов НА, НАД. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово НА. А предлог НАД мы говорим тогда, когда один предмет находится выше другого и не касается его. «Вставить пропущенное слово, определить количество слов в предложении». Напомнить детям, что предлоги НА, НАД - это тоже слова.
Кот спит …… окне. Самолет летит ……. лесом. Солнышко светит …… домом. Мальчик сидит ……. стуле. 8. Физминутка. А) «Ножки» Хлопаем в ладошки, Пусть попляшут ножки, Пусть попляшут ножки По ровненькой дорожке. Ножки накрест - опускайся И команды дожидайся. А когда скажу: «Вставай» - Им рукой не помогай. б) Пальчиковая гимнастика. «Кто быстрее перемотает клубок». 9. Закрепить правило написания заглавной буквы: Все имена пишутся с большой буквы. Начало предложения пишется с большой буквы. Вспомнить и назвать имена, в которых есть звук «Н», «Нь» - (Нина, Антон, Анна, Алина, Наташа, Надя, Инна). 10. Звуковой анализ слов: НАСОСЫ СТАКАН ОСИНА КАНАТЫ 11. Прочитайте столбик слогов со звуками [н], [нь]. Произнесите их отчетливо. Я сочинила стишки с этими слогами: Ни, ни, ни - грусть-тоску гони! На, на, на - светит нам луна. Но, но, но - на луне идет кино. Ну, ну, ну - ждут тебя одну. Ны, ны, ны - смех и радость нам нужны. 12. Чтение слов и предложений: ТИНА НИТИ ОКНО НОСКИ ПАНАМА ПИОНЫ АНАНАС СОСНА ТАНК ТОН У Ани панама. У Наты нитки. У Антона танк. Нина стоит у осины. 13. Итог занятия
. Звуки [Н], [Н"]; [Н] - [Н"]. Буква Н Коррекционно-развивающие задачи. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом. Учить ориентироваться на листе бумаги. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами. Учить анализировать и преобразовывать слова. Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами. Ход занятия Задание 1. Дидактическая игра «Далеко - близко» (развитие слухового внимания и силы голоса). Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д. Задание 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д. Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом). Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]: губки свободны; зубки видны, но не сомкнуты; язычок кончиком прижат к верхним зубам; воздух проходит через носик; горлышко «работает». Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».
Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но- но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...». Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»: н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина. Задание 6. Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин... Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3-5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов. Задание 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком). Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н]. Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д. Задание 11. Выучить чистоговорки: На-на-на - лампа у окна. Ну-ну-ну - саночки тяну. Он-он-он - телефон. Ан-ан-ан - это барабан. Ин-ин-ин - это магазин. Задание 12. Знакомство с предлогами на, над. Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На) Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над) Составить предложения по картинкам: Кот спит... (на окне). Мальчик сидит... (на стуле). Солнышко светит... (над домом).
Птица пролетает... (над деревом)... Выбрать нужный предлог (на, над): Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване. Составить предложения по опорным словам. Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над. Задание 13. Знакомство со звуком [Н"]. Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!».... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»: нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...; Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака. Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком). Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?». Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"]. Задание 17. Выучить чистоговорки: Ни-ни-ни - звонок, звони. Ень-ень-ень - теплый день. Задание 18. Дифференциация звуков [Н] - [Н"]. Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо. Назвать последний звук в словах: стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: на-на-на - ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня - на-на-на; не-... Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках: На пальце одном Ведерко вверх дном. (Наперсток) Всю жизнь ходят в обгонку, А догнать друг друга не могут. (Ноги) Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо) Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]): ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук: налево - (направо), высоко - ..., под - ..., верхний - ..., высушить - ... Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]). Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]: В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог. Катя порвала нитку. Задание 19. Знакомство с буквой Н. Н похожа на насест. Есть, где курочке присесть. В. Ковшиков На что еще похожа буква Н? Игры с буквой. Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки. Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д. нота - Ната; нота - ноты; ива - Иван... Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у. НАТА И НИНА Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату. Тема занятия: «Звук и буква Т». Цели занятия: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком и буквой Т; - научить характеризовать звук «Т» по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой). Коррекционно-развивающие: - развивать умение называть слова на заданный звук; - развивать умение определять место звука в слове; - развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку. Здоровьесберегающие: Предупредить утомляемость детей во время занятия. Оборудование: Кукла Таня, зеркала,предметные картинки (тыква, танк, туфли, туча, такси, топор, тумбочка), магнитная доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация РР со зрительной гимнастикой и игрой «На что похожа буква Т», схемы слов и фишки для обозначения звуков, изображение буквы Т. Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы топали». Ход занятия: 1. Организационный момент. Стук в дверь. Логопед открывает дверь, берет куклу. Логопед. Ребята, к нам на занятие пришла кукла Таня. 2.Упражнение «Новый звук».Только Таня утром встанет, Танцевать Танюшу тянет. Логопед: Какой звук вы услышали во всех словах? Дети. Звук Т. Произнесение звука «Т» с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: воздух не выходит свободно, он встречает преграду – язык и зубы.
Логопед: - Значит звук «Т» какой? Дети: - Согласный. Логопед. Приложите руку к горлышку и произнесите: «Т-Т-Т». Горлышко спокойно – значит звук «Т» - глухой. Логопед. А каким цветом обозначается согласный звук Дети. Синим. Логопед: У Тани есть конверт, в котором она приготовила задания для вас. 3.Игра «Поймай звук». Слушай, не зевай, Звук поймай. Логопед. Если услышите звук «Т», хлопните в ладоши. -среди звуков: Т,Д,П,Т,К,В,Т. -среди слогов: ТА,ДУ,ДО,ТЫ,ПЫ,ТУ. 4.Игра «Запомни, назови». Предъявить детям 6-7 картинок, названия которых начинаются со звука «Т». Затем убрать их и попросить повторить, что было изображено на этих картинках. (Тыква, танк, туфли, туча, такси, топор, тумбочка). 5. Упражнение с пробками « Мы топали». Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули. Взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) надеть их, как обувь на указательные и средние пальцы обеих рук. Шагать пальцами, не отрывая«обувь» от стола, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки. Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли! 6. Игра «Один - много». Логопед называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном. Топор - (топоры). Капитан - (капитаны). Тарелка - (тарелки). Конфета - (конфеты). Таблетка - (таблетки) .Автобус - (автобусы). Туча - (тучи) .Кофта - (кофты). Таз - (тазы) .Самолет - (самолеты). 7. Упражнение « Знакомство с буквой Т». Логопед. Ответьте на вопрос, чем отличается звук от буквы Дети. Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем. Логопед. Кукла Таня принесла букву Т. Из каких элементов она состоит? Дети. Из двух палочек: одна стоит вертикально, а другая сверху- горизонтально. Логопед. На что похожа буква Т? (картинки-рисунки на интерактивной доске) Дети. На молоток, антенну, стол, гвоздь и т.д. 8. Зрительная гимнастика (по Базарному) Логопед:А теперь мы отдохнем, встанем рядом со стульчиками и сделаем гимнастику для глаз. На интерактивной доске демонстрируется презентация «Зрительная гимнастика» , а дети следят глазами за маркерами. 9. Упражнение « Читаем слоги».Дети по очереди читают слоги: АТ ОТ УТ ИТ 10. Игра «Мастерская букв». Детям раздаются рабочие листы. Логопед. Найдите и обведите в словах букву Т синим карандашом. 11. Заключительная часть Логопед. А теперь кукле Тане пора к другим ребятам. Скажем ей «Спасибо» за интересные задания. (Логопед выносит куклу из кабинета) Проводится опрос о том, что дети делали на занятии, что им больше всего понравилось(рефлексия) Тема: « Три поросёнка. Звуки н, нь. » Цель: закрепление знаний о звуках [н], [нь]. Задачи: - развивать фонематический слух; -учить выделять звуки из состава слова, - дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; -формировать навыки звукового анализа; - учить образовывать относительные прилагательные от существительных; -упражнять в подборе слов-антонимов; -развивать общую, пальчиковую, артикуляционную моторику, - дифференцировать ротовое и носовое дыхание, физиологическое и речевое дыхание; - развивать голос, внимание, память, мышление.
Оборудование: планшет, картинки с изображением трех поросят, волка, яблони, канавы, дома; звуковые карточки, карандаши. Ход занятия. Вводная часть. 1. Организационный момент. Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка» - Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.) - Правильно. Это песенка трёх поросят. Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них тоже похожи. - Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.) Логопед демонстрирует картинки с изображением трех поросят. - Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Какой первый звук в их именах? ([н], [нь]) Повторение характеристики звуков [н], [нь]. [н]- согласный, твердый, звонкий [нь]- согласный, мягкий, звонкий 2. Упражнение на развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания. «Запомнить и повторить» (с разной интонацией, громкостью, с изменением высоты голоса) Дети на одном выдохе воспроизводят ряд слов (пропевают): Наф – Нуф – Ниф Нуф – Ниф – Наф Ниф – Наф – Нуф - Весело жили поросята, резвились на поляне, грелись на солнышке, нежились в лужах. - Но вот наступила осень. С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. И наши поросята решили построить себе дома. Нужен дом для трёх друзей, Чтобы было им теплей. Быстро принялись за дело, Строят ловко и умело. Основная часть. 1. Упражнение на развитие фонематического слуха и формирование лексико- грамматического строя речи. -Весёлые поросята построили разные дома. - Ниф-Ниф построил свой домик из соломы, значит у него домик какой…? (соломенный) - Ниф-Ниф просит вас повторить так, как он стучал молоточком. А молоточком он стучал вот так: ни – ни – Ни - Нуф - Нуф построил свой домик из веток и тонких деревьев, значит у него домик …(деревянный) Он стучал молоточком вот так: Ну – ну – ну - Наф-Наф построил свой домик из чего? (из камней) - И у него домик получился какой? …(каменный) Он стучал своим молоточком вот так: на – На – на 2. Динамическая пауза: Поросёнок Пятачок Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, Потянулся, посмотрел на потолок, А потом присел, нагнулся, Осмотрел свой правый бок, Улыбнулся и немножко поскакал, И на место пошагал, А потом опять прилёг, Но уже на левый бок. 3. Дифференциация звуков [н], [нь]. а) Воспитание эмоциональной выразительности мимики. - Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку. Изобразите сердитого злого волка. - Поросята испугались – а сейчас изобразите, как было страшно поросятам. Дети с интонацией испуганных поросят произносят: «Ой-ой-ой!» - Со всех ног они пустились наутек. Волк за ними. б) – Бегут поросята, визжат на весь лес. На пути большая яблоня. Яблоня ветками машет, поросят не пропускает, говорит: «Потерялись звуки [н], [нь] у меня в словах. Найдите их». апельси… ко… реме… осе… бана… сока стака… бараба… пе…. Дети добавляют звуки [н], [нь] и поднимают сигнальные фонарики. - Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками. Еще сильнее разозлился волк. в) – Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть. Ну-ка, стойте, поросятки! Куда бежите без оглядки? Мостик через канаву построите И пройдете вперед Если скажите слова наоборот. - Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь]. Дети подбирают антонимы к словам: день - … земля - … высоко - … верхний -… налево - … вылить - … - Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит. 3.Пальчиковая гимнастика. «Замок» - Бегут поросятки, от страха тоненькие хвостики мелко дрожат. - Подбежали к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть. На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Потянули, покрутили Постучали и открыли! - Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов. Подбежал серый злодей к дому. Стал на дверь дуть. Покажите как волк дул.
4. Развитие физиологического дыхания. «Дуем, дуем».(2 раза) 5. Развитие чувства ритма. (Воспитание чувства ритма, умения передать с помощью карандаша простой ритмический рисунок) «Постучим». - Стал волк стучать в дверь. .. I II; I III; II II; I II I; III I; III III I; II I II; III III; I III I - Царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку: Волк из леса никогда, Никогда, никогда Не вернется к нам сюда, К нам сюда, к нам сюда! Итог занятия. - Ребята, вы хорошо прошли все испытания, которые выпали на долю трёх поросят. Они решили вас наградить за ваше мужество, умение и смекалку.
Тема: Звуки Н – Нь Буква Н.
Коммуникация: Учить давать сравнительную характеристику звуков Н- Нь. Учить дифференцировать звуки. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу. Работать над предложением. Познакомить с буквой. Развивать навык звукового
анализа слогов и слов. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах. Развивать фонематический слух, память, мышление и внимание. Социализация: Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре, доводить начатое дело до конца. Здоровье: Развивать фиксацию взора, зрительное внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.
Методы и приемы
: указания, поощрения, объяснения, показ.
Оборудование:
карточки с буквами, знаки – символы звуков, карточки синего и красных цветов, буква Н, проектор.
Образовательные области:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними
(дети здороваются) 2. Эмоциональный настрой.
Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей
(улыбаются гостям).
Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы

научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, чётко говорим Никуда мы не спешим 3.Сообщение темы и цели занятия: Ребята отгадайте загадки: Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу. Грива вьется на ветру. Кто это? (конь) Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос тыщу рос. (слон) Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь) Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н. 4. Работа над новой темой. а) Акустико – артикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:

Звук Н – согласный, звонкий, твердый

Звук Нь – согласный, звонкий, мягкий
б) Развитие фонематического слуха
Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня
в) Произношение чистоговорок. На-на-на Но-но-но На холме сосна. На дворе темно. Ны-ны-ны Онь-онь-онь На небе нет луны. Зажигай огонь. У Наты и Нины сегодня именины. Подарили именинницам носки, коньки и блинницу. г) Связь звуков и букв Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа. Отыскивание буквы в разрезных азбуках. 5. Пальчиковая игра «Норка»
Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного,

среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.
6. Закрепление: а) Обведение по контуру и печатание буквы


Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее. (Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке). б) Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение:
НА НО НИ НЫ НУ
в) Звуковой – анализ слова Нина. Выкладывание звуковой схемы слова. Составление слова из ранее составленных слогов. 7. Гимнастика для глаз
Предьставтье,

мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
8. Работа над предложением Составьте из слов предложения по опорным словам:
Надя – песни Нина - сон Наташа - коньки

Никита – санки Марина – зонт Алена - сок
9. Физминутка
Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.
10. Закрепление а) Игра «Найди лишнюю букву» (по индивидуальным карточкам) Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя? Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.
б) Игра «Найди слова со звуком «Н» Ребята придумайте слова со звуком «Н» или вспомните слова со звуками Н - Нь. 11. Итог занятия
С каким звуком и буквой мы знакомились? Звук «Н» какой? (согласный, он может быть

твердым, мягким, звонким.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с

какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).

Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.

Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.

Учить анализировать и преобразовывать слова.

Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.

Задание 1 . Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.

Задание 2 . Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.

Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:

губки свободны;

зубки видны, но не сомкнуты;

язычок кончиком прижат к верхним зубам;

воздух проходит через носик;

горлышко «работает».

Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».


Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».

Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:

н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Задание 6 . Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

Задание 8 . Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].

Задание 10 . Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д.

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

На-на-на — лампа у окна.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Он-он-он — телефон.

Ан-ан-ан — это барабан.

Ин-ин-ин — это магазин.

Задание 12 . Знакомство с предлогами на, над.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)

Составить предложения по картинкам:

Кот спит... (на окне).

Мальчик сидит... (на стуле).

Солнышко светит... (над домом).

Птица пролетает... (над деревом)...

Выбрать нужный предлог (на, над):

Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване.

Составить предложения по опорным словам.

Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.

Задание 13. Знакомство со звуком [Н"].

Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....


Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»:

нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;

Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.

Задание 15 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 16 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"].

Задание 17 . Выучить чистоговорки:

Ни-ни-ни — звонок, звони.

Ень-ень-ень — теплый день.

Задание 18 . Дифференциация звуков [Н] — [Н"]. Назвать первый звук в словах:

Нина, нитки, ноты, носок, небо.

Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут. (Ноги)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]):

ноги, небо, нос, нора.

Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:

налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]).

Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]:

В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла.

У носорога рог. Катя порвала нитку.

Задание 19 . Знакомство с буквой Н.

Н похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Н?

Игры с буквой .

Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д.

нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...

Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.

НАТА И НИНА

Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.

Ольга Ефремова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н»

Звук и буква Н

Образовательные задачи. Буква Н и звук [н] . Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита . Совершенствование навыка чтения слогов с пройденными буквами .

Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование. палочки, кубики, «Мой букварь » и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки для организационного момента.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки . Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова : слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог : Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н .

2. Звук [н] . Артикуляция звука . Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса , тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н» , губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук ?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук ?

Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети : Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук » Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Н] из ряда гласных звуков , слогов

Педагог : Вам нужно поймать звук [н] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове »

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н] .

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н] .

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове .

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук [н] в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н] , и определение места звука в слове : нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса .

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н .

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н ?

Дети : Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н , а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н . Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске . Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки» . Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н .

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука начинается это слово?

Д е т и. Со звука [Н] .

7. Упражнение «Давайте почитаем» . Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н .

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква .

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом , а маленькую букву сначала обведите , а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?

Д е т и. Со звука [н] .

11. Организация окончания занятия . Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии .

Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н .

Пе д а г о г Какая это буква ?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н ?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили ?

Пе д а г о г Что мы делали на занятии ?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.

Конспект логопедического занятия в старшей группе содержит развивающие игры и задания по теме «Звук [н]» и позволяет сформировать фонетико-фонемат ические представления детей с общим недоразвитием речи. Помимо классических средств предлагается использовать сюрпризный момент, введение героя, аудиозапись, что вызывает положительную мотивацию и интерес к занятию у детей. Данное занятие будет интересно учителям-логопед ам, дефектологам, воспитателям.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Звук [Н]. Путешествие к Царевне-Несмеяне»

Цель :

  • Знакомство детей со звуком [н].

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей со звуком [н] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
  • уточнить артикуляцию звука [н];
  • продолжать формировать понятие «согласный звонкий звук»;
  • учить четко интонировать звук [н];
  • учить выделять звуки [н];
  • обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • учить слушать других детей, не перебивать;
  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

  • «Звуковичок» (символ согласных звуков (твердых, звонких)), профиль артикуляции звука [н], сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», индивидуальные зеркала, звуковые пеналы (на каждого ребенка), «ковер-самолет», аудиозапись.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, предлагает им поздороваться с гостями и пройти на ковер.

Логопед: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?

Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.

Звучит музыка.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза и потихоньку вставайте. Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали героиню сказки?

Дети: Царевна-Несмеяна.

Логопед: Верно! Садитесь на свои стульчики.

2. Основная часть.

Логопед: Ребята, послушайте внимательно историю про царевну.

Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.

Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Ребята, вы уже догадались с каким звуком мы познакомимся?

Дети: Мы познакомимся со звуком [н].

Логопед: Верно! Давайте посмотрим, как мы произносим звук [н]. (Логопед помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам. Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?

Дети: Воздух встречает во рту преграду.

Логопед: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?

Дети: Нет.

Логопед: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?

Дети: Согласные.

Логопед: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»?

Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — звонкий.

Логопед: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?

Дети: Губы не улыбаются.

Логопед: Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — твердый.

Логопед: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?

Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.

Логопед: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он? А поможет нам звуковичок.

Дети: Повторяют характеристику звука.

Логопед: Молодцы! Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.

Логопед: Молодцы! Ребята, пришли к Несмеяне няньки и давай её веселить, звук [н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру «Поймай звук [н]«. Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [н] — хлопните в ладоши.

Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.

Дети: Выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки. Осталась Несмеяна одна-одинешенька.
Ночь на дворе. Рассмотрите картинку «Царевна Несмеяна». Назовите слова со звуком [н]. Где спрятался звук [н], в начале, в середине или в конце?

Дети: Называют слова со звуком [н], определяют место звука в словах.

Логопед: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Приехали к ней принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Что я скажу — покажите на схеме» (ан, ин, на). Не могут принцы выполнить ее задание. А вы сможете?

Дети: Составляют схемы слогов с помощью звуковых пеналов.

Логопед: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу. А теперь пришла пора возвращаться в группу.

Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки.

Звучит музыка.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, потихоньку вставайте.

3. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? С каким звуком мы познакомились в путешествии? Что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?

Дети: Отвечают на вопросы.

Герасимова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 67″,
город Ярославль

Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н». Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию звука Н.
  2. Ознакомить с образом буквы Н.
  3. Формировать понятие «согласный; твёрдый; звонкий звук»
  4. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
  5. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Н.
  6. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику, графические навыки.
  7. Воспитывать усидчивость, умение слушать других.

Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, цветные мелки, счётные палочки, прописи,

Ход занятия

1. Организационный момент: — Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.

Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это. (Н; НА; НАТАША; НО; Н; НОЧЬ; НУ; НЫ; НОТЫ; НОС; Н; НОСКИ; НЭ)

2. Знакомство со звуком и буквой « Н» Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»

Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.

Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)

Почему вы так думаете? (пишем синим, воздух встречает преграду, горлышко звенит)

У меня про букву ЭН (На букве ЭН я, как на лесенке,)
Вдруг сложилась песенка: (Сижу, и распеваю песенки)
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н – (рисую вверх)
Получилась лесенка. Е. Тарлапан

А теперь возьмите счётные палочки и выложите букву «ЭН». Молодцы. Уберите палочки.

3. Развитие мелкой моторики. А теперь мы с вами возьмём листочки и напишем одну строчку буквы «ЭН» по образцу (большая-маленькая). Не забывайте делать расстояния между парами букв. Каким цветом будем писать букву «ЭН»?

4. Упражнение «Новый звук». Я принесла вам картинки. Нужно услышать, где находится звук «Н», в начале, в середине, в конце слова?

Ребёнок определяет позицию звука в слове и забирает картинку себе.

5. Упражнение «Составь предложение». А теперь, когда у всех вас есть картинки, придумайте по ним предложения. Я начну: Гусёнок очень любит плавать в пруду. Теперь вы. По очереди.

6. Физкультминутка «Повтори не ошибись»

Логопед говорит слоги со звуком «Н» и делает различные движения. Дети должны повторить.

Упражнение на межполушарное взаимодействие: «Блины»; «Вода»

7. Упражнение: «Звук Н». Ребята, а как вы думаете, что получится, если соединить 2 звука «А» и «Н» — АН

О__Н – ОН; У___Н – УН; И____Н –ИН; Ы____Н – ЫН; Э ____Н – ЭН. (Пишу на доске)

То-же с открытыми слогами. НА; НО; НЫ; НЭ; НУ.

8. Взяли свои листочки. Рисуем схему первого слова (ноты). Разбираю на доске.

(Сын; окна). Молодцы. Положили всё на край стола.

9. Итог занятия:

А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки:

— Всю жизнь ходят, а обогнать друг-друга не могут. (ноги)

— Сопит, фырчит, на лице сидит. (нос)

С какого звука начинается слово?

Почему я загадала такие загадки? (мы сегодня говорили про звук «Н»)

Умницы. Вы сегодня отлично занимались. Похлопайте себе. Погладьте себя по головкам и скажите: «Мы молодцы!» Занятие окончено. Денисова О.В., Катанова Н.М. учитель-логопед, г. Москва ГБОУ школа №1285