29.09.2019

Цивилизации Африки, которые уничтожили европейские колонизаторы


В настоящее время страны Африки являются беднейшими на планете. Последствия колониальной политики европейцев, более 500 лет не дававшей нормально развиваться большей части человечества ещё не скоро изживут себя окончательно. На протяжении всего этого периода представители белой расы отнимали у местных аборигенов все их богатства, ничего не давая взамен.

Обладая бесспорным технологически преимуществом над представителями коренных народов, колонизаторы даже придумали целую теорию о том, что, дескать, отсталые народы в корне отличаются от нормальных людей, поэтому никаких прав, свойственных «белым людям» у них быть не должно.

Впрочем, со временем, было рождено и другое оправдание - в виде сказок о «бремени белой расы», несущей отсталым народом свет знаний и просвещения…

Как бы то ни было, учитывая крайне низкий уровень развития африканского населения, слишком долгое время считалось, что, собственно, так было всегда. Учёным миром подразумевалось, что в Африке никогда и не существовало никакой мало-мальски развитой цивилизации, кроме египетской. Да и то, египтяне не были африканцами в полном смысле этого слова - они ведь были не чернокожими.

Однако, именно исследование Древнего Египта и приоткрыло завесу тайны, окружавшую таинственные цивилизации Африки. Комизм ситуации заключался в том, что первое упоминание о них было на том самом артефакте, с которого и началась официальная египтология - Палермском камне.
Этот артефакт состоит из 4-х частей, расположенных в крупнейших музеях мира (ни один из которых не находится в Африке - вот к чему привели колониальные грабежи). Датируется он 5-й династией фараонов, то есть примерно 2400 годом до нашей эры. Среди всего прочего на этом камне упоминается государство Пунт, расположенное в западной части Центральной Африки.

Причём, это государство не просто упоминается, а говорится о том, что фараон Сахура (правивший примерно в 2500 г до н.э.) отправил в Пунт торговую экспедицию, которую возглавил лично. Это вообще нонсенс, если фараон куда-либо выезжал из страны, кроме, как на войну. Даже переговоры о мире со всякими князьками подписывались в Египте, поскольку ездить по отдалённым провинциям и городишкам варваров фараонам было «не по чину».

Со временем фактов особого отношения к Пунту прибавилось. Путешествия с подобными экспедициями в Пунт предпринимались множеством фараонов - от того же Сахуры аж до Рамзеса 3-го, правившего в 1180 г. до н.э. То есть, на протяжении почти полутора тысяч лет фараоны регулярно ездили в Пунт лично. И даже дело было не в расстоянии в несколько тысяч километров: Единственный раз, когда фараон зачем-то выезжал из Египта, это был случай подписания мирного договора с Хеттским царством и подписывал его не кто-нибудь, а лично Рамзес 2-й Великий. Но это был очень уж особый случай, поскольку египетско-хеттская война и последовавший за ней династический брак египетской и хеттской династий на долгие столетия поменяли политическую карту Древнего мира.

Однажды даже имел место совсем уж удивительный случай. Единственная женщина-фараон, Хатшепсут, жившая через тысячелетие после Сахуры, именно во время путешествия в Пунт «проморгала» бунт её зятька, Тутмоса 3-го и лишилась власти. То есть фактически, поездка в Пунт для неё была важнее сохранения трона.

В этой связи возникает два серьёзнейших вопроса. Первый - почему фараоны, фактически тогдашние правители всего прогрессивного человечества за чем-то ездили на поклон к никому не известным чернокожим? Не то, чтобы египтяне были расистами, но к представителям чёрной расы у них было немного предвзятое отношение. Так повелось ещё со времён Нармера - первого фараона объединённого Египта, постоянно воевавшего с представителями Нубии и других государств, находившихся на южной границе. Чернокожие нубийцы постоянно терпели от египтян поражения и, естественно, египтяне смотрели на них, как и на всех им подобных, немного свысока.

И второй вопрос - а чем же торговали жители Пунта, что египетские фараоны время от времени контролировали эту торговлю лично?

В одном из папирусов пятой династии упоминается перечень товаров, которые Пунт отправлял в Египет. Среди массы полезных и нужных вещей, как то дрессированные обезьяны, ягуары и краски для волос была одна, казалось бы, малозначимая деталь - ароматические масла и благовония. Именно их в большом количестве Египет закупал у Пунта. Причём, расплачиваясь самым дорогим товаром того времени - рабами. Египтяне, несмотря на большое количество войн, пленников захватывали относительно редко, поэтому рабы ценились достаточно дорого.

Почему же были так важны благовония и ароматические масла для жителей Египта? Да всё очень просто - эти ресурсы использовались при ритуальной мумификации. Если учесть тот факт, что для жителей Египта загробная жизнь была гораздо важнее земной, то, как бы всё становится на свои места. Египетская верхушка, жрецы и фараоны, были зависимы от стратегического ресурса, который были вынуждены покупать у Пунта.

Но это ещё не самое интересное. Считается, что Египет на тот момент был передовой технической державой, почему же он не смог освоить производство этих товаров в своём государстве? Ведь климат Пунта и Египта мало чем отличались, и выращивать растения, из которых получают эти компоненты, можно было бы без проблем. Однако, египтяне сделать этого не смогли.

Причины этого могут быть самые разные, но, когда развитое государство не может освоить важные для него технологии и остаётся зависимым от внешнего поставщика, это, по меньшей мере, странно. Вполне возможно, что Египет был не таким уж и продвинутым государством и Пунт был гораздо развитее, а, возможно, и сильнее Египта.

Намёки на то, что Египетское царство критически зависимо от своего сильного южного соседа иногда проскакивают в тех или иных источниках. Естественно, говорится об этом не прямо. Оно и понятно - практически все дошедшие до нас источники из Древнего Египта отзываются о государстве и его руководителях исключительно в хвалебном и пафосном тоне. Практически нигде нельзя найти критики власти или существующего строя. Единственный случай, когда власть Египта представляется в отрицательном свете - это правление Эхнатона. Но там всё ясно: совершившие государственный переворот люди, взявшие после него власть, хотели даже стереть имя Эхнатона из истории (в прямом смысле - скалывая его имя с гранитных стел). Естественно, они отзывались о своём предшественнике весьма нелестно.

После завоеваний Рамзеса 2-го Египет наконец-то смог избавиться от неприятной необходимости что-то у Пунта покупать. Необходимые для ритуалов предметы поставлялись в страну из Ливана и Междуречья. Кроме того, после этих завоеваний вектор направленности египетской политики был направлен не на юг, а на север. Основными задачами теперь были порабощение Иудейского царства и дальнейшая экспансия на северо-восток. А Пунт после этого остался в сознании египтян как мифическая страна, населенная полубогами и сказочными существами. А ещё лет через 500 о нём вообще забыли…

Что же эта была за страна, кто населял её? В настоящее время мало что известно об этом уникальном историческом явлении. Археологи только начали активные поиски ушедшей цивилизации. Возможно, в будущем нам откроются новые тайны древних жителей Африки, и кто знает, возможно, учебники истории будут снова переписаны…

Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же деле, черные африканцы могут похвастаться куда более древними корнями своей великой культуры, чем большинство европейцев. Керма — государство такое же древнее, как Египет.

Пирамиды Мероэ. Картинка фонда wikimedia

В древнеегипетских документах часто упоминается область Нубия к югу от страны фараонов. Она располагалась между первым и шестым порогами Нила и была населена чернокожими людьми. Нубия – египетское название, произошедшее от слова «нуб», то есть золото. Именно золото, рабы, слоновая кость и прочие дорогие для египтян товары поступали с юга. Египтяне организовывали туда военные экспедиции и захватывали части этой страны. Однако случалось и обратное. Около 760 года до нашей эры в Египте воцарился фараон-нубиец Кашта. Он основал двадцать пятую династию, которая успешно правила страной на Ниле около ста лет.
Кто же были эти нубийцы? Что мы вообще знаем о них? Первые археологические раскопки в верхнем течении Нила начались еще в XIX веке. Археологи довольно быстро установили, что имеют дело с развитой цивилизацией, строившей собственные пирамиды, имевшей письменность и обширные торговые связи не только с Египтом, но и другими областями Африки. Изначально предполагалось, что эта цивилизация выросла в результате общения нубийцев с древними египтянами, заимствования с севера передовых технологий, форм правления и хозяйствования. Но раскопки второй половины XX – начала XXI века постепенно заставили пересмотреть эту концепцию.
Во-первых, археологи установили, что чернокожие жители южной части долины Нила сами были создателями передовых технологий. Уже в 6 тысячелетии до нашей эры они перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. То есть примерно тогда же, когда и жители ближневосточного «плодородного полумесяца», считавшегося до недавних пор прародиной всех земледельческих и скотоводческих культур. В 1977 году группа швейцарских археологов приступила к раскопкам древнего города Керма, расположенного на восточном берегу Нила . Швейцарцы установили, что город был основан в середине четвертого тысячелетия до нашей эры, а к началу третьего тысячелетия до нашей эры превратился в крупный по тем временам мегаполис, вполне сравнимый по размерам с египетскими столицами. Были обнаружены просторные помещения, по-видимому являвшиеся жилищами вельмож. При них жили ремесленники. Сельскохозяйственные продукты хранили в глиняных горшках, на узких горлышках которых делались специальные утолщения. Как полагают, для того, чтобы ставить на них печати. Это говорит о развитой системе учета благосостояния древних африканцев. В середине третьего тысячелетия до нашей эры на берегу Нила был построен крупный порт.
В 2600 году до нашей эры Керма превратилась в центр большого и сильного государства. Когда в 1786 году до нашей эры пришедшие из Синайского полуострова скотоводы-гиксосы захватили дельту Нила, кермиты (назовем их так) воспользовались ослаблением Египта и подчинили себе его южные области. Естественно, они что-то заимствовали у египтян, но, как уверены современные археологи, египтяне тоже перенимали многие черты культуры своих чернокожих соседей. В 1550 году до нашей эры фараон Яхмос изгнал гиксосов, а затем приступил к завоеванию златообильной Нубии. Керма пала под ударами армии этого талантливого полководца.
Завоевав Нубию, египтяне столкнулись с другими государствами к югу и западу от Кермы. В египетских документах перечисляются их названия: Вават, Темех, Ирджет, Сетджу и Ям. Возможно, ранее они находились в зависимости от Кермы, но затем начали вести независимую политику. В XVI веке до нашей эры египтянам удалось продвинуться дальше на юг, создав наместничество под названием Куш. Оно управлялось египетскими чиновниками. В 1070 году до нашей эры кушиты избавились от пришельцев с севера и провозгласили независимость.
Первой столицей Куша стал богатый город Напата на Голубом Ниле примерно . Его правители успешно расширяли свои владения, и один из них Кашта даже завоевал Египет. Но об этом я уже написал выше. Примерно в то же время второй столицей Куша стал соседний с Напатой город Мероэ . К 280 году до н. э. Мероэ вытеснил Напату, так что в дальнейшем принято говорить о государстве Мероэ.
Мероиты создали вполне независимую от Египта цивилизацию. Они разработали собственную систему иероглифического письма, строили пирамиды, намного меньше египетских, но при этом применяли совершенно отличные от египтян технологии. Основой существования Мероэ было сельское хозяйство. Земледелием занимались лишь вдоль долины Нила, а на бескрайних саваннах доминировало пасторальное скотоводство. Однако в другие страны мероиты вывозили не зерно, не молоко и не мясо. Они научились добывать и обрабатывать железо, которое и превратилось в их главный товар. Кроме того, из Мероэ вывозили ткани и ювелирные изделия.
После завоевания Египта римлянами в 30 году до н. э. у Мероэ начались серьезные проблемы. После короткого периода столкновений римляне и мероиты заключили мирный договор, разделив между собой южные области Египта. При императоре Нероне в Мероэ с исследовательскими целями была послана преторианская когорта. Но на этом контакты мероитов с севером ограничились. Торговля постепенно угасла. Богатое государство пришло в упадок. В начале нашей эры археологи зафиксировали исход из этой части Судана племен пастухов-нилотов в Восточную Африку. Среди них были предки современных масаев. Что заставило людей бросать насиженные места? Возможно, внутренние войны. Или изменение климата, который становился все более прохладным, и на место саванн с севера надвигалась пустыня. Город Мероэ просуществовал до 330 года нашей эры, пока не был завоеван более могущественной африканской империей Аксум. Но остатки его древних зданий и пирамид сохранились до нашего времени и, между прочим, внесены ЮНЕСКО в список всемирного наследия.

Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

(оранжевый цвет), исламская культура (зелёный цвет), православная культура (бирюзовый цвет), буддийская культура (жёлтый цвет) и африканская культура (коричневый цвет)

Африканская цивилизация - согласно гео-политологу Хантингтону , одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское , но также иногда и православное : см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм , анимизм , язычество . В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.

История

Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет . Затем Нубия , Сонгай , Гао , Мали , Зимбабве . Последними, уже в XVIII веке , возникли Зулуленд и Матабелеленд . Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей , государство зулусов - Британской). К 1890 году , 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи , часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства - Либерия и Эфиопия . Но уже в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР , в 1922 Египет , в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии . Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой . На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий ; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка - самый бедный континент в мире , единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население. Такое человечеству предсказывал Мальтус .

См. также

Напишите отзыв о статье "Африканская цивилизация"

Примечания

Ссылки

  • «Столкновение цивилизаций » Хантингтона. Хантингтон С. . - М .: АСТ, 2003. - ISBN 5-17-007923-0

Отрывок, характеризующий Африканская цивилизация

Видение исчезло. А я, совершенно ошеломлённая, никак не могла очнуться, чтобы задать Северу свой следующий вопрос...
– Кто были эти люди, Север? Они выглядят одинаково и странно... Их как бы объединяет общая энергетическая волна. И одежда у них одинаковая, будто у монахов. Кто они?..
– О, это знаменитые Катары, Изидора, или как их ещё называют – чистые. Люди дали им это название за строгость их нравов, чистоту их взглядов и честность их помыслов. Сами же катары называли себя «детьми» или «Рыцарями Магдалины»... коими в реальности они и являлись. Этот народ был по-настоящему СОЗДАН ею, чтобы после (когда её уже не будет) он нёс людям Свет и Знание, противопоставляя это ложному учению «святейшей» церкви. Они были самыми верными и самыми талантливыми учениками Магдалины. Удивительный и чистый народ – они несли миру ЕЁ учение, посвящая этому свои жизни. Они становились магами и алхимиками, волшебниками и учёными, врачами и философами... Им подчинялись тайны мироздания, они стали хранителями мудрости Радомира – сокровенных Знаний наших далёких предков, наших Богов... А ещё, все они несли в своём сердце негаснущую любовь к их «прекрасной Даме»... Золотой Марии... их Светлой и загадочной Магдалине... Катары свято хранили в своих сердцах истинную историю прерванной жизни Радомира, и клялись сохранить его жену и детей, чего бы им это ни стоило... За что, позже, два столетия спустя, все до одного поплатились жизнью... Это по-настоящему великая и очень печальная история, Изидора. Я не уверен, нужно ли тебе её слушать.
– Но я хочу узнать о них, Север!.. Скажи, откуда же они появились, все одарённые? Не из долины ли Магов, случаем?
– Ну, конечно же, Изидора, ведь это было их домом! И именно туда вернулась Магдалина. Но было бы неправильно отдавать должное лишь одарённым. Ведь даже простые крестьяне учились у Катаров чтению и письменности. Многие из них наизусть знали поэтов, как бы дико сейчас для тебя это не звучало. Это была настоящая Страна Мечты. Страна Света, Знания и Веры, создаваемая Магдалиной. И эта Вера распространялась на удивление быстро, привлекая в свои ряды тысячи новых «катар», которые так же яро готовы были защищать даримое им Знание, как и дарившую его Золотую Марию... Учение Магдалины ураганом проносилось по странам, не оставляя в стороне ни одного думающего человека. В ряды Катар вступали аристократы и учёные, художники и пастухи, землепашцы и короли. Те, кто имели, легко отдавали катарской «церкви» свои богатства и земли, чтобы укрепилась её великая мощь, и чтобы по всей Земле разнёсся Свет её Души.
– Прости, что прерву, Север, но разве у Катар тоже была своя церковь?.. Разве их учение также являлось религией?
– Понятие «церковь» очень разнообразно, Изидора. Это не была та церковь, как понимаем её мы. Церковью катаров была сама Магдалина и её Духовный Храм. То бишь – Храм Света и Знания, как и Храм Радомира, рыцарями которого вначале были Тамплиеры (Тамплиерами Рыцарей Храма назвал король Иерусалима Болдуин II. Temple – по-французски – Храм.) У них не было определённого здания, в которое люди приходили бы молиться. Церковь катар находилась у них в душе. Но в ней всё же имелись свои апостолы (или, как их называли – Совершенные), первым из которых, конечно же, была Магдалина. Совершенными же были люди, достигшие самых высших ступеней Знания, и посвятившие себя абсолютному служению ему. Они непрерывно совершенствовали свой Дух, почти отказываясь от физической пищи и физической любви. Совершенные служили людям, уча их своему знанию, леча нуждающихся и защищая своих подопечных от цепких и опасных лап католической церкви. Они были удивительными и самоотверженными людьми, готовыми до последнего защищать своё Знание и Веру, и давшую им это Магдалину. Жаль, что почти не осталось дневников катар. Всё, что у нас осталось – это записи Радомира и Магдалины, но они не дают нам точных событий последних трагичных дней мужественного и светлого катарского народа, так как происходили эти события уже спустя две сотни лет после гибели Иисуса и Магдалины.

Первые Цивилизации стали возникать 100 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 32 в. назад.

Тойнби приводит в числе независимых цивилизаций африканскую.

Современные справочники делят Африку также на северную, центральную и южную.

Есть деление на древнеафриканскую и современную африканскую цивилизацию.

Первые цивилизационные общества примитивных социокультов возникают в центре Африки, где наметилась стабилизация природных условий, несмотря на не совсем подходящие самих этих условий.

Типично Африканские цивилизации перестали возникать с проникновением в Африку иноземных социокультурных технологий, которые несли на своих горбах невиданные в Африке верблюды, понукаемые берберами.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Африка была местом рождения подсемьи и рода Homo, включая восемь разновидностей, от которых остался только Человек разумный.

Согласно последнему палеонтологическому и археологическому свидетельству, гоминиды уже существовали по крайней мере пять миллионов лет назад. Эти животные все ещё очень походили на их близких кузенов, больших африканских обезьян, но приняли двуногую форму передвижения, что дало им критическое преимущество в борьбе за выживание, поскольку это позволило им жить и в лесистых областях и на открытой саванне, в то время, когда Африка высыхала, с саванной, вторгающейся на лесистые области.

3 миллиона лет назад несколько разновидностей австралопитеков развились всюду по южной, восточной и центральной Африке.

Археологические полученные данные показывают, что примитивные племена жили по Нилу прежде, чем династическая история фараонов началась. Организованное сельское хозяйство появилось 6000 до н.э.

Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, Xhosa и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили Khoisan, и что банту вытеснили прежних жителей. Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). В Африке расположено 56 стран. Большинство из них долгое время были колониями европейских государств и обрели независимость только в 50-60-х годах XX века.

До этого независимыми были только Египет (c 1922), Эфиопия (c 1941), Либерия (с 1847 года) и ЮАР (с 1910 года), но в ЮАР вплоть до 90-х годов XX века сохранялся режим апартеида, дискриминационный к коренному (чёрному) населению.

На Севере континента расположены территории Испании Сеута, Мелилья. Распространены традиционные религии: ислам, христианство (католики, протестанты, православные, монофизиты).

В связи с тем, что границы африканских государств проводились искусственно, без учёта расселения различных народов и племён, а также традиционное африканское общество не было готово к демократии, во многих африканских странах после обретения независимости начались гражданские войны. Во многих странах к власти пришли диктаторы. Возникшие в результате этого режимы отличаются пренебрежением к правам человека, бюрократией, тоталитаризмом, что в свою очередь приводит к кризису экономики и растущей бедности.

Наиболее распространены арабский, английский, французский языки, также суахили, конго, фульбе.

Современная Африканская цивилизация (южнее Сахары) проходит стадию формирования, однако ее положение среди цивилизаций 5-го поколения остается самым тяжелым. Виной тому наиболее высокие темпы прироста населения при одновременном сокращении объемов ВВП на душу населения. Так, доля этой цивилизации в общей численности жителей планеты возросла с 6,2% в 1950 г.до 10,6% в 2000 г., а в первой половине XXI в. увеличится до 18,6%, рост численности населения составит 2,5 раза. В то же время доля в мировом ВВП сократилась с 3,4% в 1950 г. до 2,4% в 2000 г., а в 2015 г., согласно прогнозу ИМЭМО РАН, составит всего 2,1%. Уровень жизни в большинстве африканских стран рекордно низкий.

В целом по африканской цивилизации ВНП на душу населения в 11,4 раза ниже среднемирового, а в Эфиопии (население 69 млн. человек), Нигерии (130 млн. человек) - в 15,7 раза. В 2000 г. в Африке проживало 540 млн. человек, а к 2050 г. их будет уже 692 млн. При пессимистичном сценарии развития Африканской цивилизации разрыв между богатыми западными и бедной африканской цивилизациями только увеличится, что еще более осложнит мировую обстановку. Африка - это своеобразный стенд, на котором пройдут испытание эффективность глобализации, способность цивилизаций 5-го поколения к взаимной поддержке и партнерству.

Способность какого-либо потенциального сердцевинного государства (одна из важнейших характеристик цивилизации) лидировать в Тропической Африке ограничивается ее делением на франко- и англоговорящую части. Какое-то время Кот-д"Ивуар был сердцевинным государством франкофонной Африки. Однако ту же роль в значительной мере выполняла Франция, которая после обретения колониями независимости поддерживала с ними тесные экономические, военные и политические связи. Обе африканские страны, наиболее подходящие на роль сердцевинного государства, англофонны.

Размеры, ресурсы и расположение делают Нигерию потенциальным сердцевинным государством, но отсутствие внутрицивилизационного единства, массовая коррупция, политическая нестабильность, репрессивное правительство и экономические проблемы резко ограничили ее способность играть эту роль, хотя время от времени она это и делала.

Мирный, на основе переговоров, отход Южной Африки от апартеида, ее индустриальная мощь, более высокий по сравнению с другими африканскими странами уровень экономического развития, ее военные возможности, природные ресурсы и умудренное опытом черно-белое руководство ясно указывают на это государство как на лидера южной части Африки - вероятного лидера английской Африки и возможного - всей Тропической. (Хантингтон)

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Первая Цивилизации стали возникать 40 в. назад.

Последняя древнейшая Цивилизация Африки остановилась 13 в. назад.

В разных регионах Африки существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять как предцивилизации или протоцивилизации.

Сложение цивилизаций происходило во время перехода к железному веку в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где сохранялись социокульты ранних стадий первобытнообщинного строя.

Постепенно плотность контактов Древнейших культур Африки увеличивалась, что приводило к серьёзным колебаниям общества в попытках освоить некоторые из них.

Окончательный разрыв с древнейшими социокультами Африки стал происходить с появлением в Сахаре верблюда.

На рубеже II-I вв. до н.э. торговля окончательно разрушила древнейшие архетипы социального сознания, определив формы взаимоотношений жителей пустыни и их оседлых соседей на юге и позволив торговле через пустыню стать стабильным и отрегулированным институтом.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

О сновной источник: Андрей Майданский

В разных регионах существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять как предцивилизации или протоцивилизации.

Э ти, условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых в общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по-видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя.

Такими очагами цивилизаций были Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как раз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н.э., и, наконец, африканское побережье Индийского океана.

Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья-великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией.

Н аибольшего развития достигли древнейшие цивилизации, сложившиеся в Западном Судане и в Нигерии. Центральноафриканские очаги отставали по времени появления металлургии железа и меди и крупных поселений городского типа. Восточноафриканский очаг отличала определенная специфика, связанная с ролью морской торговли в его формировании.

Р азделенность очагов цивилизаций Тропической Африки значительными расстояниями вовсе не означала, что между ними отсутствовали связи. Они прослеживаются между западносуданским и нигерийским очагами, между последним и бассейном Конго. Археологические данные обнаруживают контакты, существовавшие между территорией нынешних Замбии и Зимбабве и районом Верхней Луалабы, а также восточноафриканским побережьем, хотя в большинстве своем данные эти относятся к началу II тыс. н.э.

П о-иному обстояло дело с контактами внеафриканскими. Если Западный Судан к VIII в. н.э. уже насчитывал многие столетия контакта с Северной Африкой, а Восточная Африка имела давние связи с бассейном Красного моря, а затем и районом Персидского залива и Южной Азией, то нигерийский и центральноафриканский очаги с неафриканскими обществами непосредственно не взаимодействовали.

Н о это не исключало контактов опосредованных, например предшественников цивилизации Зимбабве с Ближним Востоком и Южной Азией. Они осуществлялись через гавани восточноафриканского побережья. Известны, например, находки римских изделий в достаточно удаленных от караванных и морских путей внутренних областях Африканского континента.

В ысокий уровень цивилизации западносуданского очага был результатом развития местных обществ, хотя давние и стабильные связи с классовыми обществами Средиземноморья в определенной мере ускорили такое развитие. Связи засвидетельствованы многочисленными наскальными изображениями вдоль двух главных древних путей через Сахару: из Южного Марокко в район внутренней дельты р. Нигер и из Феццана к восточной оконечности большой излучины Нигера в районе нынешнего города Гао. Речь идет о так называемых дорогах колесниц: наскальные изображения запряженных лошадьми колесниц говорят о достаточно оживленных контактах, однако же с определенными ограничениями по времени и по характеру. С одной стороны, появление лошади в Сахаре относится лишь к I тыс. до н.э., а с другой-сами по себе колесницы сахарских изображений, по мнению специалистов, едва ли могли использоваться в каких-либо иных целях, кроме престижных, из-за хрупкости конструкции, не позволяющей их применять ни как грузовую, ни, возможно, как боевую повозку.

П одлинный «технический переворот» произошел с появлением в Сахаре верблюда примерно на рубеже II-I вв. до н.э. и имел серьезные социальные последствия, определив формы взаимоотношений жителей пустыни и их оседлых соседей на юге и позволив торговле через пустыню стать стабильным и отрегулированным институтом. Правда, последнее, видимо, произошло окончательно позднее и было связано уже с появлением арабов.

Т ранссахарские контакты сыграли, вероятно, определенную роль в сложении западноафриканского очага индустрии бронзового века, предшествовавшего металлургии железа,- очага, единственного во всей Тропической Африке. Раскопки французской исследовательницы Николь Ламбер в Мавритании в 60-х гг. доказали существование здесь крупного центра медной и бронзовой индустрии. В районе Акжужта были обнаружены медные рудники и места выплавки меди (Лемдена). Были найдены не только большие скопления шлака, но и остатки плавильной печи с дутьевыми трубками. Находки датируются VI-V вв. до н.э. Мавританский центр бронзовой индустрии лежал как раз у южной оконечности западной «дороги колесниц», которая непосредственно соединяла его с аналогичным, но относящимся к более раннему времени центром металлургии на юге Марокко.

В научной литературе выдвигалось предположение о связи между мавританским центром металлургии и многочисленными погребениями и мегалитическими сооружениями вдоль среднего течения Нигера в районе Гундам-Ниафунке. Отрицать принципиальную возможность такой связи не приходится. Однако в гораздо более близких к Акжужту районах вдоль уступа Дар-Тишит в Мавритании, лежащих на прямой линии между Акжужтом и долиной Нигера, влияние индустрии бронзы никак не проявилось. Археологические открытия конца 70-х-начала 80-х гг. заставляют связывать памятники района Гун-дам-Ниафунке скорее с другим центром цивилизации, уникальным для всей территории Тропической Африки, поскольку его отличает достаточно развитая традиция городской жизни, сложившаяся еще до начала нашей эры.

Р ечь идет о раскопках американских археологов Сьюзен и Родрика Мак-Интош в Дженне (Мали), начатых в 1977 г. На холме Дьоборо, в 3 км от города, были вскрыты остатки поселения городского типа: обнаружены руины городской стены и поквартальной застройки с многочисленными следами жилых строений. Дженне-Джено (Старый Дженне) сохранил свидетельства существования в округе развитой металлургии железа и керамического производства. Город служил центром активной торговли между районом верховий Нигера и сахельской зоной, равно как и в средней дельте Нигера. Радиоуглеродные датировки позволяют отнести его основание еще к III в. до н.э., тогда как по традиции считалось, что город возник не ранее VIII в. Особенно важно, что результаты работ Мак-Интошей дают возможность пересмотреть и привычные взгляды на характер обменов в районе внутренней дельты, а также на причины сложения в данном регионе первого из известных нам раннегосударственных образований Тропической Африки - древней Ганы.

И в этом отношении западно-суданский очаг цивилизаций оказывается уникальным.

Д ело в том, что образование древней Ганы обычно связывали с потребностями транссахарской торговли. Ныне же становится очевидным, что задолго до появления Ганы и становления крупной торговли через пустыню в среднем течении Нигера вырос довольно сложный и организованный экономический комплекс с развитой системой обменов, в которую были вовлечены продукты земледелия, железо, медь и изделия из них и продукция скотоводческого хозяйства; при этом железо в таких обменах предшествовало меди. Эти данные позволяют понять истинное соотношение внутренних и внешних факторов в историческом развитии региона.

Р езультаты археологических исследований свидетельствуют о непрерывном ухудшении «политической» обстановки в районе Дар-Тишита на протяжении I тыс. до н.э. Уменьшение размеров поселений, обнесение их оборонительными стенами и постепенный перенос на вершины холмов говорят об усилении нажима со стороны кочевников, которых, очевидно, толкала к югу нараставшая аридизация Сахары. Высказывалось предположение о зарождении зачаточной эксплуатации земледельцев-негроидов этими кочевниками.

Н о тот же нажим в большей мере стимулировал становление у земледельцев крупных организационных раннеполитических структур, способных противостоять агрессии. Такая тенденция проявилась во всяком случае во второй четверти I тыс. до н.э., а возможно, и раньше, к началу этого тысячелетия. Древняя Гана на рубеже III- IV вв. н.э. стала логическим завершением данной тенденции. Это вполне объяснимо, если учесть, что появление в Сахаре верблюда резко увеличило военно-технический потенциал кочевых обществ.

Н игерийский очаг древнейших цивилизаций непосредственно связан с возникновением в Западной Африке индустрии железа. Большинство ранних цивилизаций упомянутого очага отличает та или иная степень преемственности по отношению к так называемой культуре Нок - самой ранней в регионе культуре железного века, восходящей к V в. до н.э. К ней принадлежат древнейшие дошедшие до нас памятники художественного творчества народов Тропической Африки- богатая коллекция реалистических скульптур, найденных при раскопках наряду с металлическими и каменными орудиями, украшениями из металла и жемчуга. Помимо чисто художественных достоинств она интересна тем, что в ней представлены черты стиля, сохранявшиеся в традиционной африканской скульптуре (включая и деревянную) вплоть до нашего времени. Кроме того, завершенность художественной формы предполагает этап достаточно долгого развития данной художественной традиции.

П реемственную связь с произведениями Нок обнаруживает цивилизация Ифе, создававшаяся предками современного народа йоруба. Реалистическая скульптурная традиция нашла в искусстве Ифе дальнейшее развитие и продолжение. Воздействие художественного стиля керамики Нок сказалось и в знаменитых бронзах Ифе.

В озможность судить по археологическим материалам об уровне социальной организации создателей древних культур этого региона дают результаты раскопок, проведенных в Игбо-Укву, на нижнем Нигере. Британский ученый Терстен Шоу обнаружил здесь развитую раннюю цивилизацию с высокой художественной культурой, с весьма совершенной для своего времени технологией обработки железа и бронзы. Литейщики из Игбо-Укву владели техникой литья по выплавляемым моделям («потерянный воск»), которая несколькими столетиями позднее составила славу бенинской бронзы. Раскопки Шоу показали, что общество, создавшее эту цивилизацию, отличала развитая и уже довольно стратифицированная социальная организация. Особо интересен вопрос о культурных связях Игбо-Укву и Ифе. На основании стилистического сходства скульптуры обоих центров было высказано предположение, что Ифе-цивилизация более древняя, чем принято было считать; аналогии же между отдельными видами украшений, известными по современным этнографическим исследованиям, и находками в

И фе и Игбо-Укву позволили предположить, что Ифе как культурный центр по меньшей мере синхронен Игбо-Укву, т. е. может быть датирован временем не позднее IX в. н.э.

П о-видимому, не была связана с культурой Нок культура Сао на территории современного Чада (в радиусе примерно 100 км вокруг совр. Нджамены). Раскопки обнаружили здесь множество терракотовых скульптур, представляющих совершенно самостоятельную художественную традицию, бронзовое оружие, утварь. Изучавший начальный этап культуры Сао французский исследователь Жан-Поль Лебёф относит самый ранний ее этап к VIII-X вв.

В полне оригинальный очаг ранних цивилизаций сложился в верховьях р. Луалаба, о чем можно судить по материалам раскопок двух крупных могильников-в Санге и Катото. Причем Катото датируется уже XII в., но его инвентарь обнаруживает явную преемственность по отношению к более ранней Санге. Последняя датируется, во всяком случае для части погребений, периодом между VII и IX вв. Богатейший погребальный инвентарь свидетельствует о высоком уровне развития местного ремесла. В частности, металлурги Санги не только владели литейным и кузнечным мастерством, но и умели волочить проволоку, железную и медную. Обилие изделий из обоих металлов представляется вполне естественным, если вспомнить, что провинция Шаба, где находится Санга, и в наши дни остается едва ли не главным горнопромышленным районом Тропической Африки. Характерно, что в Санге, как и вообще в Тропической Африке, металлургия железа предшествовала металлургии меди. О блестящем искусстве местных ремесленников свидетельствуют и украшения из слоновой кости.

О чень самобытна керамика Санги, хотя она и обнаруживает несомненное родство с керамическими изделиями более обширного региона в Юго-Восточном Заире, обозначаемыми обычно как керамика кисале.

Р емесленная и художественная традиция, представленная Сайгой и более поздней Катото, проявила удивительную жизнеспособность. Так, железные мотыги из погребального инвентаря Катото полностью воспроизводят форму современных мотыг, кустарно изготовляемых в этом районе. На основе материала раскопок в Санге можно говорить о крупной концентрации населения, а также о том, что район этот был заселен в течение долгого времени. Характер же инвентаря позволяет уверенно предполагать уже достаточно далеко зашедшее социальное расслоение. Поэтому справедливо считать, что район верховий Луалабы наряду с суданской зоной принадлежал к ключевым районам государствообразования на субконтиненте. При этом Санга хронологически предшествовала сложению системы обменов между верховьями Луалабы и бассейном Замбези, а значит, какая-то форма верховной власти возникла здесь спонтанно.

У помянутая система дальних обменов в бассейне Луалабы, как и в суданской зоне, существовала параллельно с сетью возникших раньше ее локальных обменов. Но именно внешняя торговля сыграла, видимо, особенно важную роль в распространении влияния здешней цивилизации на юго-восток, в бассейн Замбези. И если, говоря словами известного бельгийского ученого Франсиса Ван Нотена, Санга и может рассматриваться как «блестящее, но изолированное» явление в бассейне Конго, то между Шабой и территорией нынешних Замбии и Зимбабве влияние ее было достаточно ощутимым, что не говорит, однако, о несамостоятельности возникшей здесь цивилизации Зимбабве.

Р асцвет этой цивилизации относится преимущественно к XII- XIII вв. Между тем необходимо упомянуть о ней, так как предпосылки ее образования возникли намного раньше. Медные изделия, найденные Роджером Саммерсом на плато Иньянга, где расположены многие важнейшие ее памятники, датируются тем же временем, что и Санга,-VIII-IX вв.-и оказываются намного более ранними, чем комплекс сооружений собственно Зимбабве. Но и в Зимбабве самые ранние следы заселения (так называемого Акрополя на Большом Зимбабве) датируются IV в. н.э. (правда, на основании единственного образца), а ранние поселения холма Гокомере-V- VII вв.

Б лестящим примером африканских цивилизаций средневековья стала суахилийская цивилизация, сложившаяся на восточноафриканском побережье Индийского океана. Как и в случае с Зимбабве, ее расцвет приходится уже на ХII-ХIII вв. Но так же как и там, создание предпосылок ее возникновения охватывало гораздо более длительный период-приблизительно с I по VIII в. К рубежу нашей эры Восточная Африка уже была связана со странами бассейна Красного моря и Персидского залива, а также с Южной и Юго-Восточной Азией достаточно давними и оживленными торговыми и культурными контактами.

З накомство и контакты представителей средиземноморской цивилизации с Восточной Африкой засвидетельствованы в таких письменных памятниках древности, как «Перилл Эритрейского моря» и «География» Клавдия Птолемея. В I-II вв. районы побережья примерно до 8° южной широты (устье р. Руфиджи) регулярно посещали южноаравийские мореходы. Восточная Африка поставляла на тогдашний мировой рынок слоновую кость, бивни носорога, панцири черепах и кокосовое масло, вывозя железные и стеклянные изделия.

А рхеологические работы в разных пунктах побережья Восточной Африки дают результаты, относящиеся уже ко времени расцвета собственно суахилийской цивилизации, т. е. к мусульманскому периоду истории региона, начало которого относится, если верить устной и литературной суахилийской традиции, к рубежу VII-VIII вв. Однако исследования последних двух десятилетий, в особенности труды советского африканиста В. М. Мисюгина, свидетельствуют о том, что на побережье задолго до этого времени складывалась своеобразная пред цивилизация, основывавшаяся главным образом на океанском судоходстве и океанском промысле.

И менно с этой предцивилизацией следует, видимо, связывать и появление сравнительно крупных поселений- торговых и промысловых,-превращавшихся затем в такие известные города-государства, типичные для суахилийской цивилизации, как Килва, Момбаса и др. По всей вероятности, города сложились именно на протяжении I-VIII вв.: едва ли случайно анонимный автор «Перипла», написанного, очевидно, в последней четверти 1в., избегает употреблять слова «город» или «гавань», предпочитая говорить о «рынках» восточноафриканского побережья. Именно на базе таких торговых пунктов и формировались те города, основание которых традиция, а за нею и ранние европейские исследователи связывали с появлением здесь пришельцев из Аравии или Ирана. Но не может быть сомнения в том, что эти мигранты VII- VIII вв. оседали в пунктах, знакомых ближневосточным мореходам и купцам уже на протяжении столетий по их контактам с жителями побережья.

Т аким образом, к VIII в. н.э. на территории Тропической Африки уже сложилось несколько очагов ранних цивилизаций, которые стали основой последующего развития африканских культур.

++++++++++++++++++++