29.03.2019

Характеристика клея для золочения. Купить клей для потали. Водный или спирт…


Наиболее распространенными и простыми способами золочения поталью является позолота на водный или спиртовой клей для потали. Сейчас профессиональные позолотчики постепенно уходят от использования водного молочка, все чаще используя спиртовые микстионы. Водно-акриловый миксион (или молочко) для золочения поталью рекомендуется использовать для позолоты в технике бликовка, когда мастеру необходимо нанести клей росписью, которая задает узор золочению. Также водный клей можно безопасно использовать при упрощенном интерьерном золочении (впрочем также подойдет розовый спиртовой клей). Для остальных целей (например, золочение мебели, другие задачи с повышенными требованиями к надежности и качесту) рекомендуется использовать спиртовой или масляный микстион. Гарантированно стабильное покрытие позолотой мебели с помощью водного клея для потали получить намного сложнее, чем используя аналоги других типов. Это объясняется в первую очередь тем, что для полного испарения воды необходимо намного более длительное время, чем для спирта.

Одним из основных компонентов клея для позолоты поталью является клей животного происхождения (обычно кроликовый). Золочение поталью на молочко нужно обязательно покрывать защитным лаком для потали.

Сейчас в продаже доступны несколько видов водно-арилового клея для потали: обычный натуральный водный клей для потали, синтетический водный микстион для потали, паста для золочения поталью.

Обычный натуральный водный клей для золочения поталью имеет среднюю вязкость, не требует разбавления водой. Существует условная классификация обычных водных морданов по времени после которого можно начинать золочение поталью. Производители указываю временной интервал 15, 30 или 60 минут. Однако следует понимать, что период времени, которое необходимо дать миксиону просохнуть перед началом позолоты поталью зависит от таких факторов как толщина слоя, характер подложки под клей, температуры и влажности окружающей среды. Мы настоятельно рекомендует Вам просушивать водный клей не менее 8 часов перед приклеивание первого листа потали для получения стабильной позолоты!

Обычный водный мордан для потали требует тщательно выготовленную, прогрунтованную, непористую, невпитывающую подложку, так как имеет относительно жидкую консистенцию.

Пигментированный клей для потали выполняет такие задачи: формирует цвет подложки под золочение поталью, дает возможность более точной корректировки толщины слоя, гарантировать избежание промазней.

Вторым видом подкрашенного водного мордана (миксиона ) для потали является состав, который до нанесения имее цвет отличный от белого, но в процессе высыхания теряет его и становится прозрачным. Таким образом, этот вид клея для потали не меняет цвет подложки, но позволяет лучше контролировать толщину слоя, легче обеспечивать отсутствие промазней.

Паста для золочения поталью используется для золочения пористых, впитывающих поверхностей без надлежащей грунтовки. Объектом позолоты с использованием пасты для потали могут быть плохо прогрунтованные, подготовленные гипсовые детали, либо деревянные изделия. Эффект от золочения пастой обычно матовый, ниже чем уровень блеска правильно выполненной позолоты на качественный обычный водный миксион (мордан, клей, молочко) для потали.

Водный мордан в виде тюбика, карандаша и маркера используется для точного, художественного нанесения, выполнения тонких работ золочения поталью.

Позолотчики Malikov studio помогут Вам выполнить позолоту поталью .

Менеджеры Лавки позолотчика готовы помочь с выбором клея для потали и подобрать для состав, который наиболее подходит для ваших задач.

Техника золочения многим может показаться дорогой и трудоемкой. Но при определенной сноровке ее можно легко применять в домашних условиях. Настоящее сусальное золото стоит недешево, и было бы нецелесообразно использовать его для рукоделия и тем более для изучения техники золочения. Для этого предназначена поталь - современная имитация сусального золота в виде тонкой термопленки золотого цвета.

Поталь может быть золотой, серебряной, бронзовой. Часто на листы термопленки наносят различные рисунки: разводы, пятна, геометрические фигуры. Этот материал можно использовать в оформлении предметов интерьера, аксессуаров, подарков и т.д. При определенном мастерстве изделия, «позолоченные» поталью, будут выглядеть так же эффектно и роскошно, как и покрытые настоящим сусальным золотом.

Сегодня вы узнаете, что такое горячее золочение поталью и создадите небольшой объемный узор.

Материалы:

  • деревянная заготовка

  • золотая термопленка (поталь)

  • клей ПВХ

  • акриловая краска
  • контур

Инструменты:

  • трафарет
  • ластик
  • кисточки
  • карандаш

Техника золочения поталью

1. Рисуем на заготовке узор по трафарету.

2. Макаем кисть в клей и наносим его на внутренние части узора, чем больше клея - тем более выпуклым получится рисунок.

3. Берем пленку для золочения, прикладываем матовой стороной к заготовке.

4. Нагреваем ластик, прижав к подошве утюга на 10 секунд, и тут же прикладываем его к заготовке. Если пленка приклеивается плохо - проделываем то же самое второй раз. Огрехи и неровности можно подправить зубочисткой.

5. Закрашиваем фон. Для этого берем толстую кисточку и покрываем заготовку акриловой краской, стараясь не заходить на золоченые детали. Если краска все-таки попала на позолоченный участок - ее можно аккуратно смыть мокрой ватной палочкой.

7. Берем тонкую кисть и черную краску. Аккуратно обводим контуры золоченых деталей.

9. Сушим феном.

При желании готовую поделку можно покрыть бесцветным лаком.

Как видите, золочение поталью - сравнительно легкая техника, которую можно применять для оформления различных поделок и предметов интерьера.


Техника покрытия предметов имитацией сусального золота (поталью) на первый взгляд может показаться дорогой и трудоемкой.

Однако в действительности все не так сложно и вполне доступно. Все, что нужно для данного вида творчества - это сама поталь, кисти, лак и специальный клеящий состав.

Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей - керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.

В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:

  • Kolner Permacoll Size - специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.

Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.

Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах - прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.

  • Клей для трансферной потали Таир - универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).

Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.

Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).

  • Мордан «Ferrario» - универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.

После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.

Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки - порядка 1200 рублей.

Рецепт - как сделать клей для потали своими руками

Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.

Вот два несложных рецепта:

  • Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.
  1. Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
  2. Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
  3. Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
  4. После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА - после высыхания он становится практически прозрачным.
  • Клей для золочения на сливках и коньяке.
  1. Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем - клей готов.
  2. Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.

Как клеить - пример работы с трансферной поталью

Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):

  1. Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
  2. Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
  3. Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
  4. Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
  5. Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
  6. Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Поталь - тонкие листы сплавов с включением драгоценных металлов. Материал применяется для серебрения и золочения гипсовой лепнины, керамики, пластика, картона, металла, дерева, стекла. Чтобы добиться качественного и красивого декорирования, необходимо правильно подобрать клеевой состав. В настоящее время для потали применяется клей на спиртовой, акриловой, масляной или водной основе.

Наибольшее распространение получили спиртовые варианты, чтобы сэкономить на материалах, зачастую используется акриловый микстион. Удобство работы со спиртовыми клеями объясняется тем, что спирт испаряется гораздо быстрее, чем вода.

Спиртовой

Состав на спиртовой основе характеризуется стабильной и длительной липкостью клеевого слоя (отлипом). Благодаря этому поталь можно приклеивать в течение 48 часов (продукты серии СП). После крепления потребуется покрытие поверхности защитными составами для повышения износостойкости.


Интересный факт
Изначально мордан - масляный клей для сусального золота. Однако со временем произошло расширение смысла, и сегодня на ценниках мордан - это любой состав как для сусального золота, так и для потали.

Масляный

По сравнению со спиртовыми аналогами, клеи на масляной основе характеризуются более низкой силой клейкости, что создает дополнительные трудности при работе. Масляные составы отличаются повышенной требовательностью к уровню влажности и температурному режиму в помещении. При работе с ними следует тщательно следить за толщиной наносимого слоя.


Совет! Для начинающих мастеров масляные морданы не подходят, так как работать с ними достаточно сложно.

Достоинства масляных микстионов:

  • после затвердевания формируют очень прочную позолоту;
  • дополнительное нанесение защитных средств (шеллака или лака) для повышения износостойкости необязательно.

Масляные быстросохнущие морданы содержат ускорители - сиккативы. Обычные масляные микстионы полимеризуются долго, до 12 часов, зато в составе у них меньше примесей и больше натуральных масел.

На упаковке всегда указывается время подсыхания - это период, который нужно подождать после нанесения клея и перед декорированием первым листом потали. Количество минут будет увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от температуры и влажности в помещении, толщины клеевого слоя, особенностей материала основания.


Совет! Если в комнате сухой воздух, то декорирование следует начать раньше, при повышенной влажности стоит изначально предпочесть быстросохнущий микстион.

Долгосохнущие продукты на масляной основе рекомендуется применять для экстерьерного декорирования в сухих и непыльных условиях, а также для золочения крупных деталей.

Быстросохнущие составы идеально подойдут для интерьерного декорирования, золочения мелких деталей, для декорирования в условиях повышенной влажности и там, где относительно много пыли.

На водной основе

В продаже представлены несколько разновидностей водно-акриловых составов, предназначенных для работы с поталью:

  • клей имеет белый цвет, после высыхания становится бесцветным (встречаются пигментированные варианты, например, );
  • паста применяется для декорирования впитывающих и пористых поверхностей без имеющейся надежной грунтовки (гипс, дерево), после золочения пастой изделия будут матовыми;
  • карандаш, маркер, тюбик - используется для тонких работ и художественного нанесения.


Обыкновенный продукт на водной основе имеет среднюю вязкость и в дополнительном разбавлении водой не нуждается. После нанесения слоя золочение допускается начинать через 15 минут, полчаса или час, обычно временной интервал указывается на упаковке. При этом следует учесть влажность и температуру в помещении, а также толщину нанесенного слоя.

Для обычного мордана на водной основе требуется непористая, невпитывающая, загрунтованная и тщательно подготовленная поверхность.


Марки

В зависимости от того, какая цель преследуется, при выполнении работ применяется различный клей для потали:

  • Ferrario представляет собой универсальный клеевой состав, предназначенный для работы с сусальным золотом и поталью. Средство необходимо нанести на поверхность тонким слоем и выдержать от 15 минут до получаса. После того как клей слегка подсохнет, разрешается приступать к золочению. После нанесения мордан Ferrario не утрачивает своих свойств на протяжении 2-3 часов, благодаря чему декорирование можно проделать без спешки и максимально аккуратно. Клей выпускается в баночках объемом 1000, 250 и 75 мл. Стоимость емкости 250 мл составляет приблизительно 1200 рублей.


  • «Таир» - это состав, предназначенный для трансферной (фольга на пленке) и свободной листовой потали, а также в хлопьях. Клей «Таир» прозрачный, универсальный, изготавливается на водной основе и применяется для работы на деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях. Потребуется нанести на основание тонкий слой, несколько минут подождать и приступать к декорированию. Средство продолжительное время сохраняет клеящие свойства, благодаря чему работать с ним очень удобно. В продаже чаще всего «Таир» встречается в тубе объемом 20 мл, которая стоит приблизительно 150 рублей. Если планируются масштабные работы, то выгоднее приобретать емкость объемом 100 мл, ее цена составляет примерно 250 рублей.


  • Colner Size - специальный клей для глянцевого золочения, изготавливаемый на основе акрила. Характеризуется длительным сохранением адгезивных свойств, поэтому покрывать поталью обработанную поверхность можно на протяжении нескольких часов. Состав не содержит растворителей, и, если в этом возникнет необходимость, его допускается развести водой. Марка используется для декорирования икон натуральной или искусственной позолотой, а также разнообразных предметов интерьера и поделок. бывает прозрачным бесцветным или красного цвета. Добавление пигмента позволяет видеть участки на поверхности, где был нанесен клей, контролировать толщину слоя и предотвратить появление промазней. Емкость 100 мл бесцветного состава будет стоить около 700 рублей, пигментированный продается по более высокой цене.


Чем заменить

Необязательно приобретать готовый клей. Опытные рукодельницы придумали несколько способов сделать микстион своими руками.

Совет! В древности при росписи икон в качестве клеящего состава мастера применяли сок чеснока. Подобным средством морданы заменяются и сегодня.

Существует два варианта изготовления клеевой смеси, которая послужит достойной заменой составу промышленного производства.

Рецепт 1 :

  1. Смешайте 100 мл коньяка со 100 мл сливок высокой жирности.
  2. Нанесите смесь на декорируемую поверхность и оставьте для высыхания на период от получаса до часа.
  3. После того как клей подсохнет, начинайте золочение.


Рецепт 2 :

  1. Растворите 70 г сахарного песка в 200 мл теплой воды, поместите на огонь и доведите до кипения.
  2. Добавьте одну чайную ложечку столового уксуса, хорошенько перемешайте и кипятите на протяжении 30 секунд.
  3. Постоянно помешивая массу, засыпьте в нее одну третью часть стакана крахмала (картофельного).
  4. После остывания коей должен загустеть до консистенции сметаны.

Подобный состав по своим характеристикам напоминает обычный ПВА, а после полимеризации становится прозрачным и практически незаметным на поверхности.

Совет! И все же самый удачный самодельный микстион уступает по характеристикам промышленным аналогам.


Инструкция по декорированию

Рассмотрим порядок действий при декорировании на примере состава «Таир»:

  1. Обезжирьте поверхность.
  2. Если она сильно впитывает нанесенные на нее смеси, то потребуется предварительное грунтование, например, клеевым составом (повышенной впитываемостью отличаются гипс и дерево).
  3. На сухую и чистую поверхность при помощи кисти нанесите тонкий слой клея и оставьте на 5-10 минут для подсыхания. По истечении этого времени состав должен стать прозрачным.
  4. Приложите внутренний лист трансферной потали, аккуратно разгладьте его с помощью ватного тампона, а лишний клей удалите.
  5. Резко сорвите пленку.
  6. После окончания декорирования как можно скорее вымойте кисточки теплой водой.

Совет! Чтобы обеспечить позолоте защиту от окисления, покройте поверхность специальным лаком. Для этой цели подойдут Daily ART или Ferrario .


Несколько секретов от профессионалов:

  1. Продукт на водной основе целесообразно применять для небольшой площади. На высыхание подобного состава уходит 15 минут, и его можно наносить повторно, если с первого раза декорирование идеальным не получилось.
  2. Лак для покрытия после золочения или серебрения лучше предпочесть на синтетической основе, так как средства на воде окисляют позолоту. Подойдет любой продукт на основе синтетических смол, растворителей, а также акриловый лак в баллончике. Специально для потали предназначен шеллак.
  3. Сразу на поталь разрешается наносить витражные краски на сольвентной основе, которые обеспечивают защиту от окисления и выглядят при этом очень эффектно. Особенно выигрышно прием смотрится при работе со стеклом.

Это не только теория, но и практика работы с художественными и декоративными материалами. К нам часто обращаются с просьбами помочь в создании какого-либо декора: патинирование дерева и металла, покраска мебели под стиль "шебби", декор купюрниц для ресторана и проч.

С типичными задачами всё просто. А бывают и очень необычные просьбы, например: покрасить свечи серым лаком, разместить черные зеркала внутри шкатулки (причем, без стыков), помочь убрать липкость несохнущего лака...

Бывает, что мы справляемся, а бывает, что и нет. Но в ходе поисков и тестов подчас находятся новые творческие ходы и совершаются очень интересные открытия. Вот как, например, сейчас.

Клиент принёс нам старые виниловые пластинки (1973-1982 годов). Их бы послушать на соответствующем аппарате да поностальгировать... Так нет же, их поручено позолотить! Да ещё так, чтобы блеск металла был ярким и чистым, как при гальванике.


Гальваника - электрохимическое осаждение каких-либо металлов на обрабатываемой поверхности (с применением постоянного тока, анодов и специальной ванны, наполненной водой, являющейся электролитом).

Главное условие для гальванирования - электропроводящая поверхность предмета. Если изделие изготовлено не из электропроводящего материала (например, виниловые пластинки), тогда его сначала покрывают тонким слоем электропроводящего материала, и затем наносят гальваническое покрытие. Толщина гальванического покрытия может варьироваться от 0,05 мкм до 0,5 мкм.

"Лучше гор могут быть только горы". Так и здесь: лучше тонкого слоя металла может быть только тонкий слой металла.

Попробуем другой способ золочения поверхности металлом - наложение листовой потали (работают также с сусальным, каратным золотом). Кстати, странно, что нет такого термина, как "поталирование". Можно было бы его и ввести в обиход:)

Поталь представляет собой тончайшие листы металлического сплава меди с цинком (бывает и небольшой процент золота, меди и алюминия). Толщина листа составляет около 3 мкм (0,003 мм). После полировки потали на обрабатываемой поверхности толщина листа покрытия уменьшается.

СЛОЖНОСТИ и пути их решения


1. Как правильно подготовить поверхность?

Поталь традиционно накладывают на хорошо и правильно подготовленную поверхность. В идеале порядок действий должен быть таким: грунтовка, шлифовка, полировка, нанесения клея, наложение потали, полировка, защита лаком.

Согласно нашему заданию, все бороздки у пластинки должны идеально просматриваться. Поэтому слой с традиционным толстым грунтом (глиняным болюсом) отпадает сам собой. На виниловые пластинки можно нанести прозрачный грунт для работы по стеклу и керамике.

Мы не стали наносить грунтовочный состав вообще (чтобы избежать возможных артефактов в виде дополнительных следов от кисти, ворсинок и проч.). Просто обезжирили поверхность при помощи ватного диска и водки (спирта), дождались высыхания, убрали все ворсинки, смахнули пыль. Дальше дело за клеем.

При безгрунтовочном нанесении листов потали на виниловую пластинку звуковые бороздки будут отлично просматриваться. Правда, не только они, а также все возможные дефекты виниловой поверхности...

2. На что клеить поталь?

Поталь приклеивается на особый клей. Он известен под разными названиями (спиртовой или водный полимент, мордан, мордант, мист, молочко, смесь для золочения, масляный клей для потали и проч.) и обладает разными свойствами (цвет, запах, время высыхания и проч.). Новичку сложно правильно выбрать подходящий для конкретной работы вид клея.

Время высыхания клеевого состава колеблется от 20 минут до трёх суток или даже недели (масляный мордан). Для декора виниловых пластинок мы выбираем между спиртовым и водным полиментом.

Спиртовой состав идеально подходит для водоотталкивающих поверхностей, таких как стекло, керамика, пластик, хорошо ложится на оштукатуренные и загрунтованные стены. Такой вид полимента достаточно предсказуем в работе и не окисляет поталь в дальнейшем. Именно поэтому его часто выбирают профессиональные мастера.

Однако, спиртовой состав быстро сохнет . Это может привести к образованию наслоений клея на поверхности. То же самое может произойти и с водным полиментом. Например, пока мы делали кадр с кисточкой и клеем (фото выше), мордан на пластинке стал высыхать. Место стыка подсохшего и свежего клея оказалось весьма заметным и в дальнейшем отразилось на результате золочения не лучшим образом (фото справа).

Тем не менее, новичкам лучше выбрать водный клей для потали . К тому же, его можно разбавить водой, тогда его будет легче наносить ровным слоем.

Но надо иметь ввиду, что через некоторое время после окончания работы с поталью водные составы (клей, лак) могут вызвать окисление потали (образование пятен), что, конечно, печально.

Но есть и хорошая новость: это страшное "окисление" не касается листов "серебряной" потали , потому что в их основе находится аллюминий. Поэтому для декорирования "платинового диска" мы смело использовали водный клей для золочения!

3. Чем наносить клей?

Как сделать так, чтобы мордан лёг равномерно , тонким слоем и без видимых следов от кисти? Все эти вопросы очень важны, т.к. именно от этого этапа во многом зависит конечный результат золочения.

Варианты: наносить клей очень мягкой кистью (белка) или коротковорсым валиком.

4. Какую поталь выбрать?

Поталь бывает в листах, рулонах и в виде мелкой крошки. Она может плотно держаться на подложке (трансфертная поталь) или представлена свободными листами, проложенными тонкой пергаментной бумагой.

Легче всего работать с трансфертной поталью , которой легко управлять. Такая поталь не улетает и не рвётся, к тому же, ее можно вырезать ножницами по заданной форме. Однако она мало не подходит для золочения фактурных резных элементов.

Для золочения больших и плоских поверхностей , как в нашем случае с виниловыми пластинками, отлично подойдёт листовая поталь.

5. Когда нужно накладывать поталь?

Принцип работы с клеем для потали по сути один: равномерно нанести состав на основу тонким слоем, выждать до состояния "лёгкого отлипа" , осторожно наложить и разгладить поталь.

6. Как полировать?

Поскольку в нашем случае с пластинкой был исключен полноценный этап грунтовки с применением болюса, то и традиционная полировка золота агатовым зубцом здесь не подходит.

Полировка возможна простым мягким материалом , как, например, ватный диск. Двигаться нужно строго по направлению бороздок.

7. Как защитить поталь?

Поскольку данные "золотые" и "платиновые" диски будут помещены под стекло, то дополнительной защиты не требуется.

Важно понимать, что любой лак гасит сияние потали и проявляет все мелкие огрехи, неровности и стыки.

8. Какие альтернативы?

Мы попробовали также и другие материалы для золочения (жидкая поталь, восковая паста, аэрозольная краска). Однако все они не дали такого металлического блеска и сияния, как поталь. Об этих материалах и работе с ними мы расскажем отдельно.