23.09.2019

Мясопустная неделя – канун Масленицы. Мясопустная седмица


Мясопустная седмица — одна из четырех недель, говоря мирским языком, психологической подготовки к Великому посту. Переход к сорокадневным жёстким ограничениям происходит постепенно. То, что это имеет какое-то отношение к отказу от мяса, можно догадаться из названия. Но у этого периода есть целый ряд интересных особенностей.

В старославянском языке, на котором происходит православное богослужение, слово «седмица» означает «неделя». А «неделя» — это её день, который мы называем «воскресенье». Считается, что его название произошло от слов «не делать». В неделю, исконно славянский день, священная традиция повелевала отдыхать от физического труда и, выражаясь современным языком, заниматься духовным самосовершенствованием. Что-то похожее на еврейскую субботу, шабат. А слово «воскресение» в православной традиции имеет одно-единственное значение — воскресение из мертвых Иисуса Христа. Считается, что первые христиане отмечали это событие еженедельно. Поэтому постепенно и сам этот день стал называться воскресеньем. Так в народном сознании переплелись древняя языческая и новая, христианская традиции.

«Православный карнавал»

Мясопустная седмица — время, когда верующие ещё могут вкушать мясо. Это время мясного пиршества! Она не определяется раз и навсегда зафиксированными числами в календаре. Завершает ее Мясопустная неделя, или Мясопуст. Поскольку Пасха приходится каждый год на разные даты, то и мясопуст, естественно, тоже.

Само слово «мясопуст» в переводе с греческого означает «лишение мяса». В католической традиции, на средневековой латыни, это звучит как carnevale, что значит «прощай, мясо». Узнаете слово «карнавал»? Но в католических странах — начинаясь где раньше, где позже -carnevale длится до самого Великого поста. У православных вслед за мясопустом наступает Сырная неделя, которую большинство знает как Масленицу. На самом деле Масленица – древний языческий праздник. Приверженность ему оказалась в душе народа настолько крепкой, что Масленица даже оказала влияние на формирование православной версии подготовительного периода к Великому посту. Именно поэтому существуют мясопустная седмица – и сырная. Она же Масленица, когда начинается традиционный русский «карнавал»!

И языческая, и христианская…

В среду и пятницу на Мясопустной седмице уже говеют, то есть мясо не едят. По будням на литургиях в церкви читаются стихи из Евангелия, где говорится о грядущем Страшном суде. В субботу ходят на кладбище поминать умерших родителей. Поэтому другое ее название – Вселенская родительская суббота. В старину на Руси к этому времени заканчивался период зимних свадеб. Считалось, что жениться на «пёстрой седмице», как ее называли в народе, это к несчастью. Именно на «пестрой» начинали подготовку к Масленице: прибирали в доме, заранее приглашали гостей.

Иногда уже на Мясопустной седмице начинали «репетировать» Масленицу… То есть третья по счёту ритуальная седмица перед Великим постом всегда воспринималась в народе двойственно. Как граница между теплом и холодом, тьмой и светом. Между добровольным лишением и возможностью выбора. Это и дух христианского Воскресения. Грядущие испытания — и радость, которая придёт на смену скорби. Это и ожидание близящейся языческой Масленицы. Конец холодов, приход весны, расцвет новой жизни.

Предпоследнее воскресение перед началом Великого поста называется неделя мясопустная и неделя о Страшном Суде.

  • Читайте также

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Мясопустная неделя-2017

Почему мясопустная? Потому что в этот день перед Великим постом мы заговляемся на мясо и мясопродукты, то есть мы себя подготавливаем к следующей седмице, на молочных продуктах, на рыбе. Поэтому и называется - мясопустная, то есть отпуст, окончание употребления мясных блюд и до Пасхи они не должны появляться перед нашими глазами.

Второе название - это Неделя о Страшном Суде. То, чего мы с вами часто боимся. "И действительно Суд Божий есть не что иное, как проявление абсолютной правды и абсолютной справедливости Божественной любви. Господь был бы несправедлив, если бы исполнял то, что человек сам для себя просил. Человек не может ничего сделать без Божественной воли, а если что и делает наперекор воле Господней, то и должен за это ответить", - пояснил митрополит Павел.

  • Читайте также

Он напомнил, что мы очень часто скрываем правду даже от самих себя. "Мы часто думаем, вот какой я хороший, я столько сделал хороших дел, я помог маме - а ты обязан, я помог человеку перейти через дорогу - это твоя обязанность помогать ближним, еще что-то сделал, но это твой долг, и ты тоже ждешь человеческой помощи в трудные минуты. И человек, который прожил всю свою земную жизнь, должен все же осознать свой грех, свою неправду. В нас больше неправды, чем правды. А как мы любим себе льстить. Как мы любим, когда нас хвалят. Об это свидетельствует Иоанн Златоуст, рассуждая на тему "Правда и высшая справедливость", он говорит поразительные слова, проникнув в самую суть того, что есть суд, он сказал так, что как невозможно убежать от самого себя, так невозможно скрыться от Страшного Суда, потому что Страшный Суд есть Божий Суд, а Бог вложил этот Суд в нашу душу", - подчеркнул Владыка Павел.

  • Читайте также

Страшный суд: как уберечь душу

Икона "Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы". Конец XVIII века

По его словам, мы часто думаем, что Бог не знает, не видит, но Господь Сердцеведец, Он знает не только наши дела, но и наши помышления, насколько мы гадки, что часто мы сами не догадываемся. Поэтому те злодеяния, которые мы делаем, они будут свидетельствовать нам о нашей неправде.

  • Читайте также

"Часто мы думаем: "Я Господу скажу…" Что ты можешь сказать? Если совесть твоя обличит тебя. В беседе с одной сектанткой, я услышал такие слова, что у человека на Страшном Суде будет как бы звезда на голове и будут перечислены все грехи, и она скажет Христу, что не согрешила, потому что не делала того-то… А я спрашиваю: "А Вы не пробовали подумать и осмыслить те слова, которые Вы говорите? Можно не убить на деле, но можно убить словом, было такое?" - "Да, хотела". - "Но ты не каешься ни перед кем. Ты помогла своим родителям?" - "Нет". - "О чем ты будешь говорить и оправдываться перед Богом, разве Он не знает?" Поэтому, дорогие братья и сестры, не нужно себя расслаблять в полном смысле слова", - призвал настоятель Лавры.

Страшный суд: что нас ждет

Картина "Страшный суд". Стефан Лохнер

В Каноне читается: "Идет огненная река, книга разгибается". Какая книга? Книга вечной жизни. И по правую и по левую стороны от Христа будут стоять народы.

По правую те, которые удостоились быть наследниками Царства Небесного, которым Он сказал: "Придете ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Потому что вы потрудились в земной жизни, вы понесли столько тяжести земной, заботы и злобы, поэтому Я сегодня даю вам радость, и Я буду с вами". Как Он сказал: "Что не буду пить виноградного вина, пока не буду в Царствии Небесном".

А тем, которые будут стоять по левую сторону, наверное, у них будет тоже какая-то печать как у Каина, проклятия, Он скажет: "Уйдите от меня проклятые в огнь вечный, уготованный диаволом и всем поспешникам его". "Кем же он уготован? Богом? Нет. Он уготован диаволом для своих сонаследников. Мы читаем в Евангелии: "У Отца суть обителей много". То есть Отец Небесный подготовил, как земной чадолюбивый отец, обители Царства Небесного для своих духовных чад, а денница, падший ангел, приготовил страдания и муки для своих грешников, для своих сыновей исчадия и дьяволят, иначе не назовешь. Поэтому здесь никто не будет спрашивать, что ты сделал или не сделал, ты будешь сам знать, и совесть твоя будет угрызать, и ты будешь идти туда, куда ты даже не захочешь. Не захочешь мук и страданий, но у тебя не будет выбора, у тебя будет один путь с левой стороны в тот огонь, где вечные муки, он будет, как конвейер, собирать грешников, а их несметное множество", - рассказал митрополит.

19 февраля 2017 года. Заговенье на мясо.
Неделя мясопустная, о Страшнем суде.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Страшный суд.

Б ыть христианином значит быть учеником Христа. И в этом учении, как и в любом другом, что-то нам необходимо усвоить сначала для того чтобы можно было идти дальше. Подобно тому, как не выучив таблицу умножения нельзя приступать к алгебре и уж тем более к высшей математике. Хотя она, эта математика, отнюдь не сводится к таблице умножения и арифметике. И вот, сегодня Церковь напоминает нам об этих азах духовной жизни, не усвоив которые невозможно идти дальше.

«Ч еловеком положено однажды умереть, затем суд» (Евр.9:27) , то о чем говорит ап. Павел известно каждому верующему. Мы все знаем, что умрем. Мы все слышали про суд. И если это так, что может быть важнее знания о том, что на этом суде с нас спросят? За что будем отвечать? Сегодня, как и всякий раз за неделю до начала Великого Поста, мы слышим ответ на этот вопрос. Кто его не знает? Кто не знает этих слов Спасителя, где Он говорит, что накормивший голодного, напоивший жаждущего, приютивший странного, посетивший больного и заключённого, все это сделал Мне. А прошедший мимо… прошел мимо Меня.

«У готовано вам Царство от создания мира» (Мф.25:31) , но войти в него можно только если ты смог стать человеком за то время и в тех обстоятельствах, которые послал тебе Господь. Стать человеком — значит выйти за границы своего эгоизма, своей самости, в пределе научиться состраданию, милосердию и любви.

Э то азы, это то чему должен и может научится любой человек, которого Бог привёл в этот мир. И уж тем более этому должен научится верующий во Христа.

Р азве кто-то из нас этого не знает? Мы все это знаем, но вот верим ли мы в это?

В ерить ведь это не совсем тоже самое, что знать. Я знаю, что завтра будет дождь, но только тогда, когда утром, выходя из дома, я захвачу с собой зонтик, это будет означать, что я в это поверил. Вера, это такое знание, такой опыт, который влияет на меня, определяет мои поступки, слова, мысли.

А вот теперь представьте на минутку, что было бы с нашим миром, если бы мы, христиане, верили в то, что мы так хорошо знаем, что является аксиомами нашей веры? Если бы, выходя утром из дома, мы помнили о Страшном суде и о том, за что нам предстоит там отвечать. Как прекрасен был бы наш мир.

Евангелие от Матфея (глава 25 стихи 31 — 46)

Церковнославянский Синодальный
25:31 Егда же прiидетъ Сынъ человѣческiй въ славѣ сво­ей и вси святiи ангели съ нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы сво­ея, Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
25:32 и соберут­ся предъ нимъ вси языцы: и разлучитъ ихъ другъ от­ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы от­ козлищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25:33 и поставитъ овцы одесную себе, а козлища ошуюю. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
25:34 Тогда речетъ Царь сущымъ одесную его: прiидите, благословен­нiи Отца мо­его, наслѣдуйте уготован­ное вамъ цар­ст­вiе от­ сложенiя мiра: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
25:35 взалкахся бо, и дасте ми ясти: воз­жадахся, и напо­исте мя: страненъ бѣхъ, и введосте мене: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
25:36 нагъ, и одѣясте мя: боленъ, и посѣтисте мене: въ темницѣ бѣхъ, и прiидосте ко мнѣ. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
25:37 Тогда от­вѣщаютъ ему праведницы, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, и напитахомъ? или жаждуща, и напо­ихомъ? Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
25:38 когда же тя видѣхомъ стран­на, и введохомъ? или нага, и одѣяхомъ? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
25:39 когда же тя видѣхомъ боляща, или въ темницѣ, и прiидохомъ къ тебѣ? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
25:40 И от­вѣщавъ Царь речетъ имъ: аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому сихъ братiй мо­ихъ меншихъ, мнѣ сотвористе. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
25:41 Тогда речетъ и сущымъ ошуюю [его]: идите от­ мене, проклятiи, во огнь вѣчный, уготован­ный дiаволу и аггеломъ его: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
25:42 взалкахся бо, и не дасте ми ясти: воз­жадахся, и не напо­исте мене: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
25:43 страненъ бѣхъ, и не введосте мене: нагъ, и не одѣясте мене: боленъ и въ темницѣ, и не посѣтисте мене. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
25:44 Тогда от­вѣщаютъ ему и тiи, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, или жаждуща, или стран­на, или нага, или больна, или въ темницѣ, и не послужихомъ тебѣ? Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
25:45 Тогда от­вѣщаетъ имъ, глаголя: аминь глаголю вамъ, понеже не сотвористе единому сихъ меншихъ, ни мнѣ сотвористе. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
25:46 И идутъ сiи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В церковнославянском языке словом «неделя » обозначается воскресный день. Если же говорить про привычное для русского языка слово «неделя », то оно соответствует названию «седмица ». Поэтому Мясопустная неделя – это воскресенье, предшествующее Сырной седмицы или Масленице. А уже после этих семи дней начинается Великий пост..

Стоит отметить, что именно в воскресенье, в 2015 году это 15 февраля, можно еще разок побаловать себя мясом, а вот уже дальше необходимо отказаться от вкушения мясных блюд.

Мясопустная неделя: что можно есть?

Людей, чтущих православные традиции, обычно интересует вопрос, чем питаться в эти семь дней, когда идет подготовка организма к Великому посту. Поговорим обо всем по порядку. Сперва определим, что можно есть в воскресенье (неделю в церковном понимании), а уж потом обсудим рацион на семь дней.

Итак, в воскресенье можно употреблять вполне привычные мясные продукты:

  • Свинину;
  • Курятину;
  • Телятину;
  • Баранину и прочее мясо вполне можно подать на стол.

В этот день строгих запретов на блюда нет. Хотите сало или жирных колбасок – можете есть. Правда, не стоит сильно усердствовать и налегать на мясное, так как впереди подготовительная неделя, а затем Великий пост. Важно, чтобы ваш организм был готов к переходу на более скромную пищу, не содержащую мяса.

Далее наступает мясопустная неделя (7 дней), в 2015 году она длится с 16 по 22 февраля. Все эти 7 дней без мясных продуктов называют Сыропустной седмицей. После нее начнется Великий пост, где меню верующих претерпит еще ряд изменений. Из рациона «уйдут » рыбные блюда, яйца, молочная продукция. Поэтому помните, что последний день, когда разрешено вкусить мясо – 15 февраля.

Стоит отметить, что церковные традиции очень мудрые. Ведь если правильно подготовить организм к посту, то он пойдет на пользу. Если следовать церковным канонам и отказаться от мяса за неделю до поста, а следующие 7 дней потреблять рыбу, это подготовить тело к Великому посту. Длиться он будет с 23 февраля по 11 апреля, за этот период получится очистить организм от «вредностей », улучшить самочувствие и настроение.

В общем, 15 февраля вы еще покушаете мясо, а с понедельника основой рациона должны стать растительные блюда. Готовьте различные каши, например, гречневую, пшенную, рисовую, ешьте хлеб, первые блюда на овощном бульоне, вареники, овощное рагу, оладьи и другие блюда без добавления мяса.

В старые времена хозяйки часто готовили сбитень, сейчас тоже можно сделать такой напиток. Для этого необходим мед, пряности (корица, душистый перец, гвоздика, имбирь и т.д.) и целебные травки. При желании в напиток можно добавить вина и хмеля, а затем дать ему настояться. Сбитень благотворно влияет на иммунитет и нервную систему.


В этот период можно готовить что-то простое и легкое. Если есть желание, то можете попробовать воссоздать какой-нибудь старый рецепт, необходимые ингредиенты получится приобрести в ближайшем магазине. А если не сможете достать какую-то составляющую, то меняйте продуктами, похожими по составу.

Некоторых людей интересует и такой вопрос: «А можно ли есть рыбу ?». Запретов на рыбу нет ни в воскресенье, ни на последующую неделю. Но так как воскресенье – последний день, когда разрешены мясные продукты, рекомендуется вкусить именно их, а рыбу потреблять уже на масленичной неделе.

Помимо нее стоит кушать молочные продукты и яйца, ведь в пост все это будет нельзя. Кстати, насчет сортов и способов приготовления рыбы, запретов нет, делайте так, как вам больше по вкусу.

Вкусный рецепт для поста

А напоследок хочется предложить рецепт приготовления вкусных и ароматных пирожков с грибами. Их можно готовить, как в Мясопустную неделю, так и в Великий пост.

Для приготовления теста понадобится:

  • Мука – 600 г;
  • Масло растительное – 100 мл;
  • Вода кипяченая – 1 ст.;
  • Дрожжи свежие – 25 г;
  • Соль – 2 ч. л.;
  • Сахар – 1 ч. л.

Для начинки возьмите:

  • Грибы на ваш выбор – 500 г;
  • Одну луковичку;
  • Масло подсолнечника без аромата для обжарки;
  • Соль по вкусу.


Грибы промойте и отварите вместе с луковицей до готовности. Затем откиньте в дуршлаг, дайте воде стечь. Когда овощи остынут, нарежьте некрупными кусочками и обжарьте на растительном масле до образования золотистого оттенка, посолите.

Муку (2 ч. л.), сахар, дрожжи и 50 мл воды смешайте вместе и дайте постоять четверть часа. После этого добавьте оставшиеся ингредиенты и заместите некрутое тесто. Поставьте его в теплое место, а когда поднимется, немного «осадите » руками. Такую манипуляцию проделайте дважды. После этого можете делать пирожки с начинкой. Выпекать их необходимо полчаса в разогретой до 180 градусов духовке.