17.03.2019

Высота ширина и длина китайской. Китайская стена: факты, мифы и поверья. Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены


Великая Китайская стена - одно из древнейших сооружений, сохранившихся до наших времён. Её строительство растянулось на много столетий, сопровождалось непомерными человеческими потерями и гигантскими материальными затратами. Сегодня этот легендарный архитектурный памятник, который некоторые даже называют восьмым чудом света, привлекает путешественников со всей планеты.

Какой китайский правитель начал строить Стену первым

Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь.

Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.

Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.


Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе

Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена - это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.

Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.

Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.

Стена во времена правления других династий

В период царствования династии Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.) Стену продлили в западном направлении до города-оазиса Дуньхуана. Дополнительно была создана специальная сеть сторожевых башен, тянущаяся ещё глубже в пустыню Гоби. Эти башни призваны были защитить торговцев от грабителей-кочевников. В годы империи Хань было восстановлено и возведено «с нуля» около 10000 километров Стены - это в два раза больше, чем построили при Цинь Шихуандзи.


Во времена царствования династии Тан (618–907 гг. н. э.) в качестве часовых на Стене, в чьи обязанности входило следить за окружающей местностью и при необходимости подавать сигнал тревоги, стали использовать не мужчин, а женщин. Считалось, что женщины более внимательны и относятся к возложенным на них обязанностям ответственнее.

Много усилий для улучшения Стены приложили представители правящей династии Цзинь (1115–1234 гг. н. э.) в XII столетии - они периодически мобилизовывали для строительных работ десятки и сотни тысяч людей.

Участки Великой Китайской стены, сохранившиеся до нынешних дней в приемлемом состоянии, были возведены преимущественно при династии Мин (1368–1644). В данную эпоху для строительства использовались глыбы из камня и кирпичи, что делало конструкцию ещё прочнее, чем прежде. А строительный раствор, как показывают исследования, древние мастера готовили из известняка с добавлением рисовой муки. Во многом благодаря этому необычному составу многие отрезки Стены не разрушились до сих пор.


При династии Мин Стена была серьёзно обновлена и модернизирована - это помогло многим её участкам сохраниться до наших дней

Поменялся и внешний облик Стены: верхняя её часть была снабжена бруствером с зубцами. В тех зонах, где фундамент уже был хлипким, его укрепили каменными блоками. Интересно, что ещё в начале двадцатого века жители Китая считали главным создателем Стены именно Вань-Ли.

За столетия правления династии Мин, строение протянулось от заставы Шаньхайгуань на побережье Бохайского залива (здесь один участок укреплений даже немного уходит в воду) до заставы Юймэньгуань, находящейся на границе современного района Синьцзян.


После воцарения в 1644 году маньчжурская династия Цин, сумевшая объединить под своим контролем Север и Юг Китая, вопрос о сохранности стены отошёл на задний план. Она потеряла значение как оборонительного сооружения и казалась новым правителям и многим их подданным чем-то бесполезным. Представители династии Цин относились к Стену с некоторым пренебрежением, в частности, из-за того, что сами в 1644 году легко преодолели её и вошли в Пекин, благодаря предательству генерала У Саньгая. В общем, ни у кого из них не было планов строить Стену дальше или восстанавливать какие-то участки.

За время царствования династии Цин Великая Стена практически разрушилась, так как за ней толком не ухаживали. Только небольшой её отрезок около Пекина - Бадалин - сохранялся в достойном виде. Этот отрезок использовался в качестве своеобразных парадных «столичных ворот».

Стена в XX веке

Лишь при Мао Цзэдуне на Стену снова обратили серьёзное внимание. Однажды, ещё в тридцатых годах XX века, Мао Цзэдун сказал, что тот, кто не был на Стене, не может считать себя молодцом (или, в другом варианте перевода, хорошим китайцем). Эти слова впоследствии стали очень популярной в народе поговоркой.


Но масштабные работы по восстановлению Стены начались только после 1949 года. Правда, в годы «культурной революции» эти работы были прерваны - наоборот, так называемые хунвэйбины (члены школьных и студенческих коммунистических отрядов), разбирали некоторые участки Стены и делали из полученных таким образом стройматериалов свинарники и другие «более полезные», по их мнению, объекты.

В семидесятых культурная революция закончилась, и вскоре очередным руководителем КНР стал Дэн Сяопин. При его поддержке в 1984 году была запущена программа по реставрированию Стены - её финансировали крупные компании и обычные люди. А ещё три года спустя Великую Китайскую стену включили в перечень ЮНЕСКО как объект мирового наследия.

Не так давно большое распространение имел миф о том, что Стену реально разглядеть с околоземной орбиты. Однако реальные свидетельства космонавтов опровергают это. Например, знаменитый американский космонавт Нил Армстронг в одном из интервью сказал, что в принципе не верит, что с орбиты можно рассмотреть хоть какое-нибудь искусственное сооружение. И добавил, что не знает ни одного парня, который сознался бы, что смог увидеть своими глазами, без специальных приспособлений, Великую Китайскую стену.


Особенности и размеры Стены

Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.

На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы - это ещё одна особенность данной конструкции.


Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.

Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).


Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.

Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот - с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.

Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения - Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.

Стена в нынешнее время

Сейчас самый востребованный участок Стены у туристов - это уже упомянутый Бадалин, находящийся неподалёку (примерно в семидесяти километрах) от Пекина. Он сохранился лучше, чем другие участки. Для туристов он стал доступен в 1957 году, с тех пор здесь постоянно проводятся экскурсии. До Бадалина сегодня можно добраться прямо из Пекина автобусным или железнодорожным экспрессом - это не займёт много времени.

На Олимпиаде 2008 года ворота Бадалина выполняли роль финиша для велогонщиков. А ещё в КНР каждый год устраивается марафон для бегунов, маршрут которого проходит через один из участков легендарной Стены.


На протяжении долгой истории строительства Стены происходило всякое. Например, строители порой поднимали бунты, так как не желали или не хотели больше работать. Кроме того, нередко стражники сами пропускали врага за Стену - из страха за свою жизнь или за взятку. То есть во многих случаях она и вправду была неэффективным защитным барьером.

Сегодня в КНР Стена, несмотря на все провалы, сложности и неудачи, возникавшие при её строительстве, считается символом стойкости и трудолюбия предков. Хотя среди обычных современных китайцев найдутся и те, кто относится к данному сооружению с подлинным уважением, и те, кто, не задумываясь, бросит мусор рядом с этой достопримечательности. При этом отмечено, что на экскурсии на Стену жители Китая ездят так же охотно, как и иностранцы.


К сожалению, время и капризы природы работает против этого архитектурного сооружения. Например, в 2012 году СМИ сообщали, что сильными дождями в Хэбэе полностью смыло 36-метровый отрезок Стены.

По оценкам экспертов, значительный сегмент Великой Китайской стены (буквально тысячи километров) будет разрушен до 2040 года. Прежде всего это угрожает отрезкам Стены в провинции Ганьсу - их состояние очень ветхое.

Документальный фильм телеканала Discovery «Взрывая историю. Великая Китайская стена»

Строительство первых участков этого грандиозного объекта началось еще в период Воюющих царств в III веке до н. э. Великая китайская стена должна была охранять подданных Империи от кочующих племен, которые часто нападали на населенные пункты, развивающиеся в центре Китая. Еще одна функция этого грандиозного объекта состояла в том, чтобы четко зафиксировать границы китайского государства и способствовать созданию единой империи, которая перед этими событиями была составлена из множества завоеванных царств.

Строительство Великой китайской стены

Построена Великая китайская стена была достаточно быстро – в течение 10 лет. Во многом этому способствовала жестокость правившего в то время Цинь Ши-хуанди. Для ее строительства были задействованы почти полмиллиона человек, большинство из которых умерло у подножий этого объекта от тяжелого труда и истощения. В основном это были солдаты, рабы и землевладельцы.

В результате строительства Великая китайская стена протянулась на 4000 км и через каждые 200 метров на ней были установлены сторожевые башни. Спустя два века стена была расширена на запад, а также в глубь пустыни, чтобы защитить от кочевников торговые караваны.

Со временем это сооружение утратило свое стратегическое назначение, стеной перестали заниматься, что способствовало ее разрушению. Вторую жизнь Великой китайской стене подарили правители династии Мин, находившиеся у власти с 1368 по 1644 год. Именно в их времена снова начались грандиозные строительные работы по реставрации и расширению Великой .

В результате она протянулась от Ляодунского залива в пустыню Гоби. Ее длина стала составлять 8852 км, включая все ответвления. Средняя высота в те времена достигала 9 метров, а ширина варьировалась от 4 до 5 метров.

Современное состояние Великой китайской стены

Сегодня только около 8% Великой китайской стены сохранили свой первоначальный облик, который был придан им во время правления династии Мин. Их высота достигает 7-8 метров. Многие участки так и не смогли сохраниться до наших дней, а большая часть оставшейся стены разрушается из-за погодных условий, актов вандализма, строительства различных дорог и других объектов. Некоторые участки подвергаются активной эрозии из-за неправильного ведения сельского хозяйства в 50-90-ых годах прошлого века.

Тем не менее, с 1984 года стартовала программа по реставрации этого важного культурного и исторического сооружения высочайшего уровня. Ведь Великая китайская стена до сих поря является архитектурным памятником и местом массового паломничества туристов со всего мира.

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.


Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

Великая Китайская стена – грандиознейшее оборонительное сооружение в истории человечества. Предпосылки к созданию сложились еще задолго до многовекового строительства. Так множество северных княжеств и царств Китая строили стены для обороны от набегов кочевников. После объединения этих маленьких царств и княжеств в III веке до н.э. под династией Цинь императором был избран Цинь Шихуанди. Именно он объединенными усилиями всего Китая начал долгое строительство Великой Китайской стены, призванной защитить Китай от набегов вражеских отрядов.

Великая Китайская стена в фактах и цифрах

Где находится Великая Китайская стена? В Китае. Стена берет начало в городе Шаньхай-гуань и оттуда тянется змееподобными изгибами через половину страны в Центральный Китай. Конец стены находится около города Цзяюйгуань. Ширина стены примерно 5-8 метров, высота доходит до 10 метров. На участке в 750 километров Великую Китайскую стену в свое время использовали даже как отличную дорогу. Рядом со стеной на некоторых участках расположены дополнительные укрепления и крепости.

Длина Великой Китайской стены, если ее измерять по прямой, достигает 2450 километров. А общая протяженность с учетом всех извилин и веток оценивается в 5000 километров. О размерах данной постройки издревле сказываются мифы и легенды, даже говорилось, что стену можно увидеть с Луны. Но этот миф в наш век технического прогресса свободно разоблачился. Хотя из космоса (с орбиты) Китайскую стену видно, особенно если это касается спутниковых снимков. Спутниковую карту, кстати, можно будет посмотреть ниже.

Вид со спутника на стену

История грандиозного сооружения Китая

Начало строительства Великой Китайской стены относят к 221 году до н.э. По легендам на строительство была брошена армия императора (порядком 300 тысяч человек). Здесь же были задействованы и большое количество крестьян, ведь убыль строителей нужно было постоянно компенсировать новыми людскими ресурсами, благо с этим в Китае проблем не возникало. Есть даже ряд людей, считающих, что Великая Китайская стена построена русскими, но оставим это как еще одну красивую догадку.

Основную часть стены возвели как раз при Цине. Фронт работы велся по объединению уже построенных укреплений в единую конструкцию и расширение стены на запад. Большая часть стены представляла собой обычные земляные насыпи, которые впоследствии уже были заменены камнем и кирпичом.

Невосстановленный участок стены

Интерес вызывает географическое положение стены. Она как бы разделяет Китай на две части – север кочевников и юг земледельцев. Дальнейшие проводимые исследования подтверждают этот факт.

По совместительству самое длинное укрепление является еще и самым длинным кладбищем. О количестве похороненных здесь строителей можно только догадываться. Многих прямо здесь закапывали в стену и продолжали строительство на их костях. Их останки находят и в наши дни.

На основе большой смертности стену за века окружили множество легенд. Согласно одной из них императору Цинь Шихуанди предсказали, что строительство стены завершится либо после смерти человека с именем Вано, либо 10 тысяч других людей. Император, разумеется, приказал найти Вано, убить его и закопать в стене.

За время существования стены ее пытались множество раз восстанавливать. Этим занимались династии Хань и Суй. Современный вид Великая Китайская стена получила при династии Мин (1368-1644). Именно здесь земляные насыпи заменили кирпичи, а некоторые участки отстроили заново. Здесь же были установлены сторожевые башни, часть которых сохранилась и до наших дней. Основным назначением этих башен было оповещение о наступлении врага. Так ночью оповещение о тревоге передавалось от одной башни к другой с помощью разожженного огня, днем с помощью дымов.

Сторожевые башни

Огромный размах строительство приобрело в период правления императора Ваньли (1572-1620). Многие вплоть до XX века думали, что именно он, а не Цинь Шихуанди, возвел это грандиозное сооружение.

Как оборонительное сооружение стена показала себя плохо. Ведь для крупного завоевателя стена не является преградой. Помешать противнику могут только люди, а вот с людьми на стене были проблемы. Поэтому по большей части охрана стены смотрела не на Север, а на… Юг. Нужно было следить за уставшими от налогов и работы крестьянами, желающих переметнуться на свободный север. В связи с этим существует даже полумиф о том, что бойницы Великой Китайской стены направлены в сторону Китая.

С ростом Китая на Север, функции стены как границы исчезли полностью и она начала приходить в упадок. Как и многие другие крупные сооружения древности, стену начали подвергать разбору на стройматериал. И лишь в наше время (1977 г.) китайское правительство внесло штраф за порчу Великой Китайской стены.

Стена на фотографии 1907 года

Сейчас Великая Китайская стена является признанным символом Китая. Многие участки были снова отреставрированы и показываются туристам, один из участков даже проходит рядом с Пекином, что привлекает миллионы любителей китайской культуры.

Участок Бадалин около Пекина

В мире нет другого такого сооружения, которое бы вызывало столько интереса среди ученых, туристов, строителей и космонавтов, как Великая Китайская стена. Ее строительство породило много слухов и легенд, лишило жизни сотни тысяч людей и стоило больших финансовых затрат. В рассказе об этой грандиозной постройке мы постараемся раскрыть тайны, разгадать загадки и кратко дать ответы на многие вопросы о ней: кто и зачем построил ее, от кого защищала она китайцев, где находится самый популярный участок сооружения, видно ли ее из космоса.

Причины строительства Великой Китайской стены

В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера. Каждое царство строило защитные ограждения на отдельных участках своих границ. Но в качестве материала служила обычная земля, поэтому оборонительные укрепления со временем стерлись с лица земли и не дошли до наших времен.

Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.

Сколько лет и как строили стену

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире». Но современные ученые и археологи опровергают версию о массовых захоронениях, вероятно, большинство тел погибших отдавали родственникам.

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

Размеры Великой Китайской стены

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Видно ли стену из космоса?

Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Предположения, что одну из главных достопримечательностей Китая должно быть видно с Луны, излагались еще несколько веков назад. Но ни один астронавт в докладах о полетах не сделал сообщения, что он ее разглядел невооруженным глазом. Считается, что глаз человека с такого расстояния способен различить объекты, диаметр которых более 10 км, а никак не 5-9 м.

С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.

Была ли нужна стена?

Сами китайцы не считали, что стена была им нужна. Ведь она многие века забирала на стройку сильных мужчин, большая часть дохода государства шла на ее постройку и обслуживание. История показала, что особой защиты стране она не обеспечивала: кочевники хунну и татаро-монголы с легкостью пересекали заградительную линию на разрушенных участках или по специальным проездам. К тому же многие дозорные пропускали отряды нападающих в надежде спастись или получить вознаграждение, поэтому не подавали сигналов на соседние башни.

В наши годы из Великой Китайской стены сделали символ стойкости китайского народа, создали из нее визитную карточку страны. Каждый побывавший в Китае стремится съездить на экскурсию к доступному участку достопримечательности.

Современное состояние и туристическая привлекательность

Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов. Некоторые участки в свое время были снесены по приказу властей, чтобы освободить место для строительства дорог или деревень. Современные художники-вандалы разрисовывают стену своими граффити.

Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.

Первый участок находится в 75 км от Пекина, вблизи города Хуайжоу. На участке Мутяньюй отреставрирована часть длиной 2,25 км с 22 сторожевыми башнями. Участок, находящийся на гребне хребта, отличает очень близкая постройка башен друг к другу. У подножия хребта расположена деревня, где останавливается личный и экскурсионный транспорт. Добраться до вершины хребта можно пешком или с помощью фуникулера.

Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.

Великая Китайская стена не вошла в список «Семи чудес света», но современная общественность включила ее в список «Новых чудес света». В 1987 году Юнеско взяло стену под свою защиту, как объект Всемирного наследия.