29.12.2023

Кецалькоатль, пернатый змей. Кто такой Кецалькоатль? Пернатый бог


Бог-прародитель Ометеотль. Когда-то в отдаленные времена в мире царило божество, ставшее прародителем всех богов - Ометеотль:

«Мать богов, отец богов, старый бог, Распростертый в центре, Заключенный в бирюзовую темницу. Тот, который находится в водах цвета голубой птицы, Тот, который скрыт облаками. Старый бог,который живет среди теней из мира мертвых, Господин огня и года».

У него было четыре сына. От них произошли многочисленные боги и богини. Они помогали друг другу и соперничали друг с другом, ссорились со своими родителями и совершали удивительные поступки. Ацтеки рассказывали о них множество мифов, легенд и сказок.

Рождение Уицилопочтли. Когда на землю Мексики вступили европейцы, они часто слышали от индейцев удивительные истории об одном из богов по имени Уицилопочтли, или Колибри-Левша.

На Горе Змей давным-давно жила богиня-вдова по имени Коатликуэ. У нее было четыреста сыновей, которых называли одним именем Сенцонуицнауа, и еще дочь.

Вдова выполняла обет - каждый день поднималась на Гору Змей. Однажды, когда она молилась, стоя на вершине горы, к ней с неба спустился красивый маленький оперенный мяч, похожий на клубок шерсти. Женщина сунула его за пазуху, а когда после молитвы захотела рассмотреть его, то ничего не нашла.

Через некоторое время стало заметно, что у нее родится ребенок. Четыреста Сыновей были оскорблены таким поведением матери, они считали, что она опозорила их.

Кто сделал это, кто обрушил на наши головы такой стыд и позор? - восклицали они, но ничего не могли разузнать.

Тогда сестра сказала им: «Братья, убьем нашу мать, ведь она нас опозорила, завела ребенка без нашего ведома!»

Когда вдова узнала о том, что решили ее дети, она сильно опечалилась и горестно задумалась над всем. К ее немалому удивлению ребенок, которого она носила, заговорил в ней: «Не бойся, - сказал он, - я знаю, что мне следует делать». Услышав такие слова, Коатликуэ почувствовала, что страх и тоска покинули ее.

Однако Четыреста Сыновей, боясь бесчестья и стыда, решились все же убить свою мать и продолжали всячески высказывать ей свое пренебрежение и презрение. Также поступала и их сестра.

Братья решают убить мать. Однажды Четыреста Сыновей оделись в костюмы воинов, раскрасили лица, как будто приготовились вступить в бой. Один из братьев решился помочь матери и еще не рожденному младенцу, побежал к ней и предупредил младенца в ее чреве о коварном замысле. Уицилолпочтли из чрева матери успокоил его: «Брат, слушай внимательно, что я тебе буду говорить. Мне известно все, что должно произойти».

Коатликуэ предпочла держаться от злых сыновей подальше. Она укрылась на вершине Горы Змей. Намереваясь убить ее, Четыреста Сыновей двинулись на розыски. Шествие возглавила их сестра, которая больше братьев ненавидела мать. Братья шли, вооруженные до зубов. И тогда тот из сыновей Коатликуэ, что решился помочь ей, поднялся на гору, чтобы видеть все их передвижения и сообщать о каждом шаге Уицилопочтли.

Скажи мне, где они сейчас находятся? - спрашивал Уицилопочтли. - До какого места они успели дойти?

Каждый раз, слыша такие вопросы, старший брат подробно описывал младшему то место, где остальные сыновья Коатликуэ пытались обнаружить ее. Переходя с места на место, Четыреста Сыновей обшарили все окрестности Горы Змей. Когда они повернули в сторону последнего из возможных укрытий, стало отчетливо видно, что шествие возглавляет и вдохновляет коварная дочь вдовы. Брат-помощник Уицилопочтли немедленно сообщил об этом.

Уицилопочтли выходит из чрева матери. В тот самый момент, когда Четыреста Сыновей приблизились к Горе Змей и начали на нее взбираться, Уицилопочтли вышел из чрева матери. Он держал в руках голубой щит. Его тело покрывала боевая раскраска. На голове бога был пышный головной убор. Левую ногу новорожденного скрывали перья, потому что Уицилопочтли оказался левшой.

Фрагмент стены Храма
Кецалькоатля в Теотихуакане

Победа над братьями. Неизвестно откуда в его руках появилась горящая, как факел, змея по имени Млечный Путь, и этой пылающей змеей, как мечом, Уицилопочтли отрубил голову злобной сестрице. Голова ее покатилась по ступеням пирамиды, а тело осталось обезглавленным. Новорожденный бог обрушился на коварных братьев. Они в ужасе бросились бежать. Уицилопочтли согнал их с горы. Братья даже и не пытались ему противиться, мчались со всех ног. Вот они добежали до озера, и многие захлебнулись его водой. Другие были убиты подоспевшим Уицилопочтли. Но некоторым из старших сыновей Коатликуэ все-таки удалось добежать до Долины Колючек, где они и сдались Уицилопочтли, бросив к его ногам все свое оружие.

После победы над братьями и сестрой Уицилопочтли надел на себя знаки военной доблести и превратился в Солнце, а заодно и в бога войны. А его знаком стала маленькая птичка колибри. Она-то и разъясняет имя бога: Уицилопочтли - «Колибри-Левша».

Кецалькоатль - «Пернатый Змей».

Ацтеки, как и их предшественники, населявшие когда-то Центральную Мексику, поклонялись богу Кецалькоатлю, что означает «Оперенный Змей» или «Пернатый Змей», «Птицезмей», «Змей, покрытый перьями кецаля».

Когда боги создали людей, он научил их пользоваться огнем, строить дома, создавать семьи. «Пернатый Змей» создал законы, открыл людям, как нужно поклоняться богам и совершать обряды.

«Капризный владыка» Тескатлипока.

Был среди богов еще один, которого больше всего боялись люди. Его имя Тескатлипока, что означает «Дымящееся Зеркало». Ацтеки называли его «Враг», «Капризный владыка», «Сердце гор», «Сеятель разногласий». Никто точно не знает, откуда он появился.

В руках у этого бога всегда находилось странное дымящееся зеркало. Видит в нем бог все тайное и скрытое от других, все, что происходит на белом свете.

Вместе с другими богами будет он создавать небеса, землю и людей, а потом требовать, чтобы людей приносили ему в жертву.

Кетцалько́атль — имя божества древней Америки на языке науатль, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной#8197;Америки. а также имя исторической личности.

Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus ), вероятно, крупнейший представитель как отряда птерозавров. так и летающих животных за всю историю планеты.

Верховный бог у ацтеков

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов многих других цивилизаций Центральной Америки, а также имя, которое давали некоторым правителям толтеков.

Aцтекский бог Кецалькоатль (Змей, покрытый драгоценными зелеными перьями птицы кецаль) - творец мира, создатель человечества и культуры, владыка стихий, бог Утренней звезды, покровитель жречества и науки - был самым популярным в пантеоне народов доиспанской Центральной Америки с ольмекской эпохи (ХII-VI вв. до н. э.). В ацтекской мифологии Кецалькоатль фигурирует и как земной правитель тольтекской столицы Толлан. Он добр и мудр, но его вечный соперник бог Тескатлипока, в конце концов, хитростью одерживает над ним победу, и добрый Кецалькоатль вынужден бежать на восток за море. Он обещал вернуться, и поэтому ацтеки первоначально приняли испанского конкистадора Ф. Кортеса за возвратившегося к ним Кецалькоатля.

Кецаль (кетсаль, кетцаль) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Корни культа Змея уходят в глубокую древность. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане, где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись Тлалоку, богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли). (Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск). Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.

В Шочикалько правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли толтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Толтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Самым известным из этих правителей был Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль, легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. Толтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа в жертву приносили и людей.

Бог ацтеков Кецалькоатль- конкистадор или пришелец?

Кецалькоатель - пожалуй самая загадочная фигура в мифологии ацтеков. Часто говорят, что индейскую цивилизацию погубило то, что они приняли испанского завоевателя за это божество. А другие не менее искренне верят в то, что настоящий Кецалькоатель это пришелец из космоса. Так где же всё-таки правда?

Что бы понять, кем может быть Пернатый змей Кецалькоатль, которому поклонялись ацтеки, следует внимательно изучить мифологию этого народа. Благо до нас она дошла в довольно подробном виде.

Ацтеки верили, что на заре мира верховный бог и богиня породили четырёх сыновей, прозванных Текскатлипоками. Каждый из них управлял своей стороной света, и поэтому имел отличительный цвет. Позднее красный Тескатлипока получил имя Шипе-Тотек, белый стал Кецалькоатлем, голубой Уицилопочтли. А чёрный так и сотался Тескатлипокой. Боги-братья занялись творением мира. Основную работу поручили двоим: Кецалькутль и Тескатлипоке (в поздней версии -Уицилопочтли) Снапчала боги-демиурги создали огонь, потом половину солнца, которое «будуче не целым, светило не много, а мало». Далее сотворили мужчину и женщину. И приказывали, чтобы от них рождались люди, «и все ленились они, а всегда работали». Только после этого боги сотворили время, богов ада, небеса…… И, наконец воду, в которой вырастили чудовище. А из него сделали землю.

После этого боги заметили, что половина солнца светит слишком слабо. Тескатлипока стал солнцем, чтобы дать миру свет.

Соперничество братьев

Через несколько веков Кецалькоатль тоже захотел стать светилом.Он ударил Тескатлипоку большой палкой, от чего тот упал в воду. Блеск его погас. Тескатлипока превратился в ягуара - ночное животное - в отместку истребил гигантов. Кецалькоатль стал солнцем, землю заселили вновь, но Тескатлипока не смирился с поражением. Через некоторое время он в образе ягуара пробрался на небо и ударил лапой Кецелькоатля. Тот свалился с небесного трона. Начался ураган, многие люди были унесены ветром и погибли, а выжившие превратились в обезьян. Тескатлипока победил, олднако солнцем стал не он, а его протеже - бог дождя Тлалок. Спустя некоторое время обиженный Кецалькоатль послал огненный дождь. Люди снова погибли или превратились в индюков.

Миф о «белом бородатом боге» ещё в 30-е годы 20 века пытался развеять американский археолог Джордж Вайян: Монахи решили использовать этот миф как доказательство того, что апостол Фома посетил в свое время Мексику и обратил внимание на христинизацию жителей. Стремясь оправдать завоевание, монахи придавали огромное значение мифу о белокуром боге, обещавшем при прощании со своим народом вернуться к нему с востока по морю. Однако Кецалькоатль летописей долины Мехико никогда не был белокурым….» писал он.

Источники: ru.wiki2.org, otvet.mail.ru, stihi.ru, leyv.3dn.ru, shkolazhizni.ru

Загадочный остров Пальмира

Вторжение духов зла

Остров Повеглия

Перемещение во времени

Тайна Всемирного потопа

Всемирный потоп — в мифологии ряда народов божья кара. ниспосланная на человечество и на все живое на земле. По...

Ключ к левитации

В 1936 году в журнале «The Illustrated London News» был описан потрясающий случай левитации человека. Ряд фотографий шаг за шагом демонстрировали...

Цивилизация атлантов

Тысячелетия способны уничтожить материальные следы любой цивилизации, однако цивилизация атлантов некоторые свидетельства о себе все же оставила. В первую...

Кушти - индийское единоборство

Кушти – это индийский вид национальной борьбы. Еще в мифах и сказках Индии описывались поединки богов и людей, проходивших в...

Происхождение

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150-500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

Культ

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа (когда влияние Кецалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей .

См. также

Литература

  • Кинжалов Р. В. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский - М.: Советская энциклопедия, 1991.
  • Об историческом Кецалькоатле см. в: Деметрио Соди, Великие культуры Месоамерики

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Кецаль (значения)
  • Кецбая

Смотреть что такое "Кецалькоатль" в других словарях:

    КЕЦАЛЬКОАТЛЬ - («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель… … Энциклопедия мифологии

    Кецалькоатль - Кецалькоатль. Рисунок. Кецалькоатль. Рисунок. Кецалькоатль в мифах индейцев Центральной Америки бог творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жрецов и науки, правитель столицы… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    кецалькоатль - сущ., кол во синонимов: 1 птеродактиль (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    КЕЦАЛЬКОАТЛЬ - см. ЦИНТЕКУАТЛЬ … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Кецалькоатль - (ацтек.) – «змея, покрытая зелеными перьями» – один из трех главных богов, сын Мишкоатля и Чиамат, творец мира, создатель человека и культуры, бог утренней звезды, покровитель жрецов и науки. Имел множество ипостасей, из которых наболее важные:… … Мифологический словарь

    Кецалькоатль - (Quetzalcóatl), на языке нахуатль имя бога ацтеков, обычно изображавшегося в виде пернатой змеи (рис. 58). К. был богом самопожертвования, покровителем искусства и ремесел, давшим людям земледелие и календарь. Считался также богом ветра и… … Археологический словарь

    Кецалькоатль (значения) - Кецалькоатль (отряд птерозавров) вымерший гигантский летающий ящер. Кецалькоатль оперенный Змей, божество ацтеков … Википедия

    Топильцин Се Акатль Кецалькоатль - Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль (передаётся также как Торпильцин Се Акатль Кетцалькоатль; Первый Тростник Наш Царевич Пернатый Змей) тольтекский религиозный и политический деятель; верховный жрец бога Кецалькоатля, правитель Кулуакана и … Википедия

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) — “змея, покpытая зелёными пеpьями”
или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат.



Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 — 5 вв. до н. э.

В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 — 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.

Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв.

В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными — тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.

Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана.



Кецалькоатль изобpажался в виде боpодатого человека в маске, с огpомными гyбами, или в виде змеи, покpытой пеpьями. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно.

К ацтекам почитание Кецалькоатля пpишло от хyастеков, поэтомy в pyкописях ацтеков он часто изобpажался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкypы ягyаpа, такая же набедpенная повязка, нагpyдная пластина в виде большой pаковины, плюмаж из пеpьев кецаля.

Кетцалькоатль - очень древний бог, известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев.

Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать, экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет в честь великого Кетцалькоатля. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl), или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli).

Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении.



Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера, и при этом описывают его разрушительную силу.

В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком - Богом Воды и Дождя. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.

Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) - Повелитель Головного Отряда, или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) - Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) - Заостренный Нос.

Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) - Воплощение Черной, или Ночной, Формы. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых.

Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем:

Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень.

От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль(Xochiquetzal). Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала, и принесла его богам. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом».

Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его, и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».

Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Кетцалькоатль часто изображался держащим шип, используемый для пускания крови. Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля.

Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика).
Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).

В какой-то степени ацтеки — это римляне Месоамерики. С ними пришли зависимость и страх перед смертью, или перед Тескатлипокой (Tezcatlipōca — Несущий Смерть). Ему противопоставляли ацтеки созидающую силу Кетцалькоатля, который воспринимался ими уже не как человек, а как бог. Единственное, что они сохранили и унаследовали в чистом виде — это восприятие пространства, которое у них символизировал Теотиуакан (Teōtīhuacān).

При этом ацтеки внесли путаницу в понимание Пяти Солнц. Знания, которые Кетцалькоатль представил как процесс прохождения через Пять Врат и Пять Солнц, были спроецированы ацтеками на временное измерение, коим Кетцалькоатль не пользовался. Поэтому ацтеки потерялись во временно-пространственных характеристиках и просто перекопировали майянские и толтекские символы и богов, слегка подкорректировав и частично изменив их имена. Конечно, к моменту появления ацтеков изменился ритм и плотность Земли, и знания, которыми пользовался Кетцалькоатль, стали для них сложнодоступными. В результате сам Кетцалькоатль стал частью определенной мифологической сути.

Толтеки пытались восстановить знания Кетцалькоатля. Они создали последнюю стройную систему знаний Месоамерики, которая в разрозненных частях дошла до нашего времени. Именно толтекам принадлежит заслуга понимания развития энергий, связанных с частотой в 260 Гц. Впрочем, система знаний, разработанная Кетцалькоатлем, заканчивается 22 декабря 2012 года.

Основа знаний Кетцалькоатля — это способность наращивать силу и энергию, что также дает ему имя Топильцин Ке Акатль Кетцакоатль (Topiltzin Cē Ācatl Quetzalcōatl — тот, кто управляет силой). Кетцалькоатль смог соединить три силы, с которыми взаимодействует человек: силу Земли, силу Неба и свою собственную силу, поэтому он воспринимается как Триединый владыка. Каждая из сил имеет свое название и божественный статус.

Тонакатекутли (Tonacatecuhtli) представляет самую совершенную силу в пространстве, равную 260 Гц, с которой может взаимодействовать разум человека. Она же называется Тринадцатым Небом. Это место, где уже ничто не может быть подвергнуто разрушению. Именно там живут те, кого люди впоследствии назовут «богами».

Мишкоатль (Mixcoatl) — сила преобразования, давшая понимание того, что нечто, изменяющееся в природе, изменяется и в человеке. Именно овладение силой Мишкоатля и дало возможность Кетцалькоатлю достичь понимания Тринадцатого Неба и передать его людям.

Осознанные возможности управления не только земными, но и небесными силами сделали Кетцалькоатля сверхчеловеком. Однако понятие Мишкоатля можно было бы несколько занизить, придав ему значение управления тотемными силами, и тогда его место займет Тескатлипока, чье ими связывают с переменами и мерцанием звезд.

Самое важное в связи с Кетцалькоатлем заключается в том, что, будучи рожденным от смертной женщины по имени Чимальман (Chimalman), он представил пространство, которое определил как точку отсчета в развитии на пути к Утренней Звезде, то есть к Тринадцатому Небу.

Где за один брался тростник-ориентир,
За два — трение, деяние, кремень,
За три — четыре направления или кролика,
За пять — шесть качеств, развиваемых при удерживании ориентира,
За шесть — шесть возможных изменений от трения кремния,
За семь — хижина, способность задавать частоту,
За восемь — увеличение направлений с четырех до восьми,
За девять — достижение сосредоточения…

Но для девяти нужна контролируемая форма — пространство, которое Кетцалькоатль определил на месте, известном как Тула (Толлан), где он создал качество совершенного индейца, а те, в свою очередь, этнос толтеков. Данное место породило девять имен, которые представляют земные свойства Кетцалькоатля. Это Чальчиутланецин (Chalchiutlanetzin), Иштлилькуэчаауак (Ixtlilcuechahuac), Уэцин (Huetzin), Тотенеу (Toteneuh), Накошок (Nacaxoc), Митль-Тлакомиуа (Mitl-Tlacomihua), царица Шиуикеницин (Xiutzaltzin), Истаккальцин (Iztaccaltzin) и Топильцин (Topiltzin).

Обычно их представляют как правителей Тулы. В реальности же они воплощают собой определенные свойства пространства, которые должен выявлять тот, кто стремится попасть на Тринадцатое Небо. Таким образом, Тула представляется особым местом, где могли совершенствоваться истинные и.

С этой позиции мы можем назвать и Кетцалькоатля ом. И именно из Тулы Кетцалькоатль ушел на Тринадцатое Небо.

Тула, в свою очередь, рассматривается как место, где находился вход в Яшчилан (Yaxchilán, одно из названий индейской Шамбалы, которая была выстроена майя в виде города). Впрочем, из Тулы есть ход и в подземный мир Миктлан (Mictlan), куда тоже наведывался Кетцалькоатль, изучая различные типы людей, живших в разное время.

Главной задачей Кетцалькоатля было достижение возможности трансформации костей, которые являлись основным камнем преткновения в процессе достижения Высшего Неба. Для этого он изучил природу семи вибраций, где последняя давала возможность трансформировать кость.

Чтобы достичь этого, Кетцалькоатль воспользовался возможностями шести направлений, где есть верх и низ (силу Утренней Звезды Тлауискальпантекутли и силу Вечерней Звезды Шолотль он назвал «осью»), а также четыре направления и центр — Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок.

Кстати, одним из искусств укрепления костей была игра в мяч. Другим важным элементом было создание божественного напитка, подчиненного силе воды — Тлалоку (Tlaloc) — то, что впоследствии дало жизнь таким напиткам, как пульке (pulque), мескаль (mezcal) и текила (tequila).

Кетцалькоатль создал замкнутое пространство — Тулу — в 980 году. Камни, к которым он прикасался, сохраняли его отпечатки. Кетцалькоатль был способен пролазить сквозь горы, изменять кости у жителей Тулы. Считается, что он победил чудовище Тлальтекутли (Tlaltecuhtli). Он также определил условия развития совершенного человека в течение 676 условных лет (тринадцати 52-летних циклов).

КОДЕКС БОРДЖИА

Кодекс Борджиа - месоамериканский манускрипт религиозного и ритуального содержания. Предполагается, что создан до испанского завоевания Мексики где-то в районе южной или западной Пуэблы. Кодекс Борджиа - основной манускрипт из группы манускриптов Группа Борджиа, которой он и дал название.

Кодекс сделан из кожи животного и разделен на 39 квадратных листов размером 27 на 27 см. Все листы кроме первого и последнего расписаны с обеих сторон, и читается с права налево.

Кодекс Борджиа назван по имени итальянского кардинала Стефано Борджиа, который владел манускриптом до того, как он попал в Библиотеку Ватикана. Предположительно нативное имя кодекса - Yoalli Ehecatl, что на ацтекском языке науатль означает "Ночь и Ветер", но принадлежность кодекса именно к науатль неочевидно и не доказано.

КОДЕКС БОРДЖИА: ИЛЛЮСТРАЦИИ

Иллюстрация 1

Иллюстрация 2

Иллюстрация 3

КЕЛЬТСКИЕ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ МАНУСКРИПТЫ:

КАРОЛИНГСКИЕ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ МАНУСКРИПТЫ:

ПРЕДГОТИЧЕСКИЕ МАНУСКРИПТЫ В РОМАНСКОМ СТИЛЕ:

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Посмотрите на символ Змея. Смысл его в том, что время догоняет и поедает самое себя. В вечном Круге всегда смыкаются Начало и Конец. Символ еще означает числа и их соотношения между Прошлым, Настоящим и Будущим. Одновременно это символ звездного года, звездного цикла и т.п.

Не знаю, как вам, а мне лично видится еще связь с классическим изображением Инь-Янь и Уроборосом.
На сегодняшней нашей лекции сложно обойтись без рисунков, поэтому взглянем на еще один. Здесь изображен… нет, вовсе не змей. Это ацтекский календарь. В нем 20 «кинов», каждый имеет знак и имя. Возле каждого рисунка 12 точек, что дает с самим рисунком священное число 13 - число «винапей» - месяцев в священном году. По этому календарю можно было точно знать имя каждого дня, а это было для ацтеков крайне важным.
Как же так - скажете вы? То 18, то 13, то вообще не пойми что?)
Дело в том, что майя смешали в себе довольно много индейских верований и астрономических знаний. Тольтеки привнесли к ним год Венеры и высший календарный цикл, длящийся 52 года (по 365 дней). Цикл включал в себя священный год цолькин (73 цолькина составляли ровно 52 года, поэтому майя признали календарь «правильным»). Кстати, на каждой стороне пирамиды - 52 каменных рельефа.
Одной из самых тяжелых загадок является изображение реактивного двигателя на крышке саркофага в этой пирамиде.

Легенды гласят, что будучи старым, Кецалькоатль был соблазнен своим антиподом Тескатлипокой - богом разрушений, землетрясений, войны, «тем, чьими рабами мы все являемся» нарушить свои же запреты. Будучи опоенным алкогольным напитком октли (перебродившим соком агавы), смешанным с мёдом, Кецалькоатль начинает пьянствовать, вступает в связь со своей сестрой, а его народ начинают подстерегать сплошные беды и несчастья. Кецалькоатль осознает созданные им самим проблемы и удаляется очень далеко-далеко на восток в заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, где и умирает. Тело его сжигают.
К несчастью для всего будущего индейских народов, он обещает вернуться. А поскольку Кецалькоаль был высок, строен, белокож и обладал тем, чем не обладал никто из индейцев - бородой, то приплывшие в Мексику испанцы были признаны этим самым Кецалькоатлем и взяли страну практически без единого выстрела.
Видимо, слишком велики были прегрешения старого бога, или же сама его смерть означала и смерть его народа. Впрочем, если не ударятся в мистику, то падение Кецалькоатля было вполне закономерно, поскольку правитель значительно опережал свою эпоху, а преобразование человечества рывками не удается совершить. Только медленной эволюцией.
Вы уже заметили, конечно, еще одну странность. Кецалькоатль изображался как человек в маске, с бородой, огромными губами, покрытый перьями. Или как змея в перьях (может, оттуда пошло выражение «чудо в перьях»?)) Дело было в том, что Кецалькоатль был уродлив. По индейским меркам.
Существует гипотеза, согласно которой, Кецалькоатль - один из древних викингов. Этим объяснялась его внешность и прибытие на лодке с востока. Однако, по меркам красоты майя линия лба должна быть перпендикулярна линии носа. Для того, чтобы это достичь, младенцам надевали специальные деревянные коробки на голову и деформировали ее нужным образом (майя специально проверили, что это не влияет на умственные способности). Если гипотеза справедлива, то несложно понять, почему не подвергшийся такому воздействию Кецалькоатль казался уродливым.
Говоря о невероятных совпадениях, нельзя не заметить фантастических пересечений верований христиан и последователей Кецалькоатля, конфуцианства и представлений о старом Кецалькоатле, верований о переселении душ и современно-древнего индуизма. Иногда кажется, что наша цивилизация родилась вовсе не в Африке, а в Центральной Америке, откуда откочевала в Старый Свет (который тогда - наоборот - надо называть Новым). Или все же представления Старого Света привез случайно забредший в Америку путешественник? Кто знает…

С.Швец. "Интересная газета. Загадки цивилизации" №16 2007 г.

Жители древнего Теотиуакана ("Города богов") верили, что мир погибнет в тот день, когда погаснет последнее из пяти предназначенных людям Солнц. И когда иссяк свет Четвертого Солнца, боги собрались в древнем Теотиуакане и заспорили, кто из них станет Пятым Солнцем. На испытании огнем бог Текуксистекатль трусливо прыгнул в пепел и стал Луной. А бог Нанауаиин не побоялся сгореть - и стал Солнцем. Именно в этот момент и появился белый бородатый человек.

Это был Кецалькоатль. Он принес людям знания, научил их гуманности и дал им календарь, в котором был обозначен день, когда погаснет Пятое Солнце- 23 декабря 2012 года...

Бледнолицый Бог краснокожих

Образ божества Кецалькоатля (по другому прочтению Кетцалькоатля) пришел к нам из ацтекской мифологии. В переводе его имя означает "Пернатый Змей", точнее "Змей, покрытый зелеными перьями".

Один из четырех сыновей Омеотля - верховного бога индейского пантеона, противник любого насилия, Пернатый Змей создал мир, в котором царила справедливость. И управлял он этим миром тоже по справедливости, чем заслужил всеобщее почитание и безмерную любовь. Вот как выглядит предание о Кецалькоатле, записанное в XVI веке испанским миссионером Бернардино де Саагуном со слов старика индейца.

В X веке на берегах реки Пануко (Центральная Мексика) на крылатом корабле появились белые бородатые люди в длиннополых одеждах (следует отметить, что сами ацтеки парусов не знали и растительности на лице не имели). Они прибыли из страны, где восходит солнце, были доброжелательно встречены местным населением, прошли до Толлана, где и обосновались во главе со своим вождем, которого индейцы звали Кецалькоатлем.

Белый бог установил мудрые законы, научил мужчин и женщин жить как муж и жена, обучил ремеслам, умению обрабатывать камень и металл, возделывать землю, выращивать хлопок и кукурузу, показал съедобные и лекарственные растения. Он дал им математику, астрономию и календарь. Но, главное, Кецалькоатль принес индейцам мир и запретил кровопролитие.

А еще Пернатый Змей оставил индейцам два пророчества. Одно - о том, что из-за моря появятся белые завоеватели, которые низвергнут индейских богов, заменив их своим иноземным богом (точной даты исполнения этого пророчества он не назвал), а другое - о времени наступления "конца Пятого Солнца".

В 999 году нашей эры бледнолицый бог, исполнив свою миссию, покинул индейцев, обещав вернуться в год Се Акатль ("Первый год Тростника"). В соответствии с циклическим календарем тольтеков год Се Акатль повторялся каждые 52 года, и всякий раз, когда он приходил, верные дети Пернатого Змея с надеждой смотрели на океан. Шли века... Вот уже позади 1363, 1415, 1467 годы.. Наступил 1519 год. Индейцы ждали Кецалькоатля, но судьба сыграла с ними жестокую шутку - вместо любимого бога на берег в Веракрусе высадились конкистадоры.

Сохранились письменные источники, из которых неопровержимо следует, что вера индейцев в возвращение Кецалькоатля явилась причиной легкого завоевания ацтеков и перуанских инков конкистадорами: их белокожий предводитель, 34-летний испанец Эрнан Кортес, успешно сыграл "божественную" роль. Подыграл авантюристу и Его величество случай - Кортес разбил свой лагерь именно на том месте, где когда-то сошел со своего корабля на берег бледнолицый бог..

Началась конкиста. Первое пророчество Кецалькоатля сбылось.

Кем же он был, этот древний бог-прорицатель: реальной исторической фигурой или всего лишь персонажем многовекового мифа? Чтобы ответить на этот вопрос, совершим небольшой экскурс в историю древних народов Америки.

Люди собачьего происхождения

С появлением у берегов Нового Света испанских авантюристов великие города индейцев были разграблены и разрушены. От письменного наследия древних обитателей Америки по вине испанцев осталось меньше двух десятков оригиналов рукописей и свитков. И потому все общеизвестные сведения о докортесовой Америке ученые черпали из старых хроник, составленных конкистадорами на основе ацтекских летописей и устных свидетельств.

Но далеко не ко всему, что узнали испанцы от ацтеков, следует относиться с доверием. Истинная история древней Америки была искажена еще до появления Кортеса.

Заблуждается тот, кто считает, что великие государства исчезали только в связи с природными катаклизмами или от меча и огня завоевателей. Нет, порой они тихо угасали, оставляя достижения своей культуры пришлым людям, племенам варваров, которых в Центральной Америке называли чичимеками - "людьми собачьего происхождения". Никто не знает, что это были за племена и где они обитали прежде. Как свидетельствуют легенды, "они приходили из глубины равнин, что между скалами", оседали в городах или рядом с ними, смешиваясь с местным населением.

Мало просвещенные, но удивительно способные к ассимиляции, некоторые из этих племен, столкнувшись с непонятной, а потому особенно привлекательной культурой, старательно приобщались к ней, а затем присваивали ее себе.

Амбиции "людей собачьего происхождения" были велики, и потому, создавая свои государства на фундаменте предыдущих, они стремились стереть память о предшественниках, часто выдавая их достижения за собственные.

Тайны древних цивилизаций

Доверие к привычной трактовке древней истории на основе ацтекских летописей основательно по- шатнулось, когда археологами были найдены следы существования предшествующих ацтекам цивилизаций: Теотиуакана, Тахина, Монте Альбана. А вслед за ними была обнаружена еще более древняя культура загадочного народа, вокруг которого и сегодня не стихают споры, порой уводящие исследователей в области, далекие от реальности, вплоть до атлантов или инопланетян.

При раскопках в местечке Сан-Лоренцо известные археологи Франц Блом и Оливер ла Фарж обнаружили ни на что не похожие памятники древнего искусства. Тогда, в 1924 году, их приписали цивилизации майя. Но уже в 1932 году Джордж Клапп Вайян, впервые употребив термин "ольмекс-кий", выделил их в отдельную группу. Споров было много. Но 16 января 1939 года археолог Стирлинг нашел обломок каменной плиты, на одной стороне которого был изображен бог-ягуар, а на другой... дата календаря майя. Конечно, проще всего было бы приписать майя и эту находку, если бы указанный на ней год не был на три века "старше" любого другого датированного свидетельства культуры этого народа. В том же 1939 году была сформулирована концепция "материнской культуры", предполагавшая, что цивилизация ольмеков является прародительницей всей мезоамериканской цивилизации.

Хронологические рамки ольмекской культуры весьма расплывчаты: ее начало варьируется разными исследователями XV-VIII веками до н. э., а конец - I веком до н. э. - III веком н. э. Упоминание об ольмеках есть и в ацтекских легендах. Из них следует, что "жители страны каучука" (так переводится "ольмек" с ацтекского языка) пришли с севера в те времена, о которых уже никто не помнит и не сможет рассказать.

За много веков до конца Четвертого Солнца

На ольмекских рисунках-глифах - были обнаружены изображения ягуара и змеи, противопоставленные друг другу. Считается, что именно ольмеки в противовес человеку-ягуару (оборотню), воплощавшему могущество и безжалостность сил земли и ночи, и создали в своем воображении Пернатого Змея - символ недостижимого соединения вековечной мудрости змеи с красотой и светозарностью птицы.

Но не исключено, что Кецалькоатль значительно старше и ольмекской культуры. Напомним, что известные нам сведения о боге-змее связаны с периодом Четвертого Солнца. А если есть Четвертое, то логично предположить, что до него должны были быть Первое, Второе и Третье Солнца, под которыми жили люди, не оставившие ни о себе, ни о богах, которым они поклонялись, никаких сведений. Так что вполне возможно, что Пернатого Змея ольмеки позаимствовали у предыдущей цивилизации, а бог-ягуар - их собственный племенной бог (ольмеки считали, что начало их роду положили женщина и ягуар), а сами ольмеки, к культуре которых только недавно прикоснулось человечество, были "собачьими сынами" для более древних народов.

Были ли ольмеки чичимеками, присвоившими и развившими уже существовавшую до них культуру, или пионерами, создавшими свою цивилизацию на голом месте, не известно. Одно лишь можно утверждать с уверенностью: Кецалькоатля знали и древнейшие народы.

Как же тогда быть с гипотезой о реальности этого божественного персонажа, время существования которого никак не укладывается в рамки периода жизни даже очень выдающейся исторической личности? Значит, легенда о его появлении в Теотиуакане - сказка? Или же индейцы увидели в бледнолицем просветителе, явившемся к ним из-за моря, земное воплощение своего любимого бога?

Давайте еще раз вернемся в Город богов и проследим за тем, что там происходило.

Падение Города Богов

В середине первого тысячелетия население Теотиуакана насчитывало около 200 000 человек и состояло из представителей разных индейских народов - каждый со своими обычаями, со своими божествами. И потому главные сооружения великого города были посвящены общим для всех богам: богу солнца, богине луны и Ке-цалькоатлю. Причем следует заметить, что храм Пернатому Змею был возведен еще до того, как зажглось Пятое Солнце и он сам явился людям...

Четвертое Солнце еще горело над Теотиуаканом, когда он был уже практически уничтожен. Его грабили варварские племена, а около 700 года он был сожжен неизвестными завоевателями. И хотя вокруг сожженного центра жизнь все еще продолжалась, великий город утратил свое былое величие.

Многие исследователи обвиняют в разгроме Города богов тольтеков. Но этот народ лишь воспользовался тем, что для Теотиуакана наступили черные времена, и лишь тогда прибрал к рукам некогда могущественное государство. Уже при тольтеках погасло Четвертое и вспыхнуло Пятое Солнце Америки. А вместе с последним Солнцем пришел Кецалькоатль, обосновавшийся в тольтекской столице Туле - Толлане...

Следом пришел Чак- Моол...

Из того минимума свидетельств, сохранившихся с времен, когда жил народ, построивший колоссальные пирамиды, когда возникали и гибли разнообразные локальные культуры и великие цивилизации, более или менее внятные сведения удается почерпнуть лишь о предшествующей ацтекам цивилизации - тольтеках.

Ацтекские летописи дают основание с уверенностью утверждать, что тольтеки - цивилизованные чичимеки. Но этому народу, культурному преемнику Теотиуакана, овладевшему многими знаниями, ремеслами и искусствами своих культурных предшественников, надо отдать должное.

Любознательные тольтеки не просто использовали, но и развили полученные знания. Им не было равных в науках и искусстве. Кстати, именно тольтеки, большие знатоки астрологии, дали звездам названия, знали об их влиянии на жизнь людей, изобрели искусство трактовки сновидений.

В культурном развитии этого народа огромную роль сыграла просветительская деятельность бледнолицего бога. Кроме знаний, он принес им и гуманные законы. Легенды рассказывают о том, что он даже закрывал руками уши, когда речь заходила о войне или человеческих жертвоприношениях.

И хотя тольтеки почитали Кецалькоатля превыше всех богов, они не всегда следовали его миролюбивым принципам, привнося жестокость, свойственную менталитету варваров, в верования, заимствованные у более гуманной цивилизации. И если в Теотиуакане никогда не приносились человеческие жертвы, то после того, как Кецалькоатль покинул тольтеков, в их святилищах активизировался зловещий Чак-Моол - каменный идол, на котором сжигались человеческие сердца. Тольтеки верили, что таким образом подпитывают последнее из Солнц жизненной силой людей.

Будучи в своих корнях народом воинственным и кровожадным, тольтеки, тем не менее, были последним народом мезо- Америки, который искренне старался воссоздать жизнеутверждающий смысл древних цивилизаций. Но идеи гуманизма, которым Кецалькоатль учил индейцев, постепенно захлебнулись в крови неискоренимых варварских ритуалов. Пятое Солнце начало обволакиваться кровавой дымкой...

В свете кровавого Пятого Солнца

В начале второго тысячелетия тольтекские города стали приходить в упадок. В XIII веке в арьергарде очередной варварской волны, когда от тольтекской империи уже почти ничего не осталось, а сами тольтеки практически исчезли, в долину Мехико пришли ацтеки. Будучи обычными чичимеками, они нанялись в услужение к кольхуа - потомкам тольтеков, и... все пошло по классической чичимекской схеме.

Приобщившиеся к культурным достижениям предшественников ацтеки освоили их религию и приукрасили своими мифами уже существовавшие до них божественные персонажи. По их представлениям, миром правили четыре Тецкатлипоки - в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждый Тецкатлипока имел свой цвет. Черный Тецкатлипока, земным воплощением которого был ягуар, распоряжался рождением и смертью людей и внушал ацтекам священный ужас. Ему противостоял Белый Тецкатлипока - Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог добра и света, защитник и благодетель людей. Красный Тецкатлипока был богом весны, а Голубым Тецкатлипокой был зловещий Уитцилопочтли, воинствующий бог солнца, которому ацтеки подчинялись беспрекословно. Его приказы, оглашаемые верховным жрецом, были бесчеловечны, а способы их исполнения столь чудовищны, что создается впечатление, будто ацтеками управляли патологические маньяки, которые довели свой, в сущности еще первобытный, народ до массового психоза.

Человеческое жертвоприношение хоть и было весьма распространенным явлением в древней истории, но все-таки всегда рассматривалось жрецами как крайнее средство воздействия на высшие силы. У ацтеков же человеческие-жертвы сопровождали любое обращение к божествам, вплоть до "стимулирования" естественных природных явлений, как, например, восход солнца...

Ежегодно жертвами ацтекских ритуальных убийств становилось не менее 50 тысяч человек. Чтобы удовлетворить кровожадность Уитцилопочтли, было создано даже специальное воинское соединение, снабжавшее жрецов новыми жертвами. Более того, ацтеки намеренно провоцировали бунты в различных частях своей империи, чтобы был повод послать туда войска и доставить пленников.

Под властью ацтеков оказались народы с гораздо более глубокой историей и культурой. А сами ацтеки, расширив и закрепив свое влияние в долине Мехико, стали тяготиться своей "родословной". С помощью археологических подтасовок (они усердно раскапывали города тольтеков и собирали найденные там предметы искусства) им удалось убедить всех окружающих и прежде всего самих себя, что они - прямые потомки строителей древних пирамид.

В таком варианте сведения о древней Америке и получили конкистадоры, а от них - ученые, которым до сих пор приходится отделять зерна истины от плевел ацтекских фантазий.

Но все это вовсе не означает, что ацтеки ничего собой не представляли и лишь пользовались чужими достижениями, - ни в коем случае! Это была великая цивилизация. А стремление приукрасить свою историю свойственно не только этому народу.

Шла эпоха Пятого Солнца, которая должна была закончиться гибелью мира. Кецалькоатль не возвращался, отдав индейцев в безраздельную власть безумному Уитцилопочтли, требовавшему все новой и новой крови.

Пернатого Змея ждали и ацтеки, и другие племена, связывавшие с ним свои надежды, - любимый бог должен был прекратить кровопролитие и начать новую эпоху мира и справедливости. Поэтому армия долгожданного "божественного" освободителя из 550 авантюристов быстро приросла числом "народных мстителей". Конкиста была стремительной...

Новые хозяева Нового Света низвергли индейских богов и залили последнее Солнце Америки кровью сотен тысяч невинных людей. Им не понадобились ни жертвенные алтари, ни жрецы с обсидиановыми ножами...

Произошло то, что предсказал Кецалькоатль. Сбудется ли его второе пророчество в назначенный срок или жестокому богу солнца еще надолго хватит подпитывающей его крови?..

Откуда прилетел Пернатый Змей

Так был ли Кецалькоатль реальным историческим лицом, просветителем и прорицателем, в котором индейцы увидели земное воплощение своего древнего божества, или же с его именем связан лишь своеобразный языческий миф? Что дало повод исследователям выдвинуть много веков спустя гипотезу о реальности этого персонажа?

Чтобы память о смертном была сохранена несколькими сменяющими друг друга цивилизациями, он должен был совершить великие деяния, которые по силам только богу! Но все легенды народов не только Центральной, но и Южной и Северной Америки перекликаются между собой и недвусмысленно утверждают, что Кецалькоатль (он же Кукулькан, Гукумац, Виракоча, Кон-Тики, Пакаль Вотан, Ицамана) реально существовал.

В сборнике древних религиозных текстов майя "Книги Чилам-Балама" написано, что первыми жителями Юкатана были "люди Змеи" (не следует забывать, что змея у индейцев ассоциируется с мудростью). Они приплыли с востока во главе со своим вождем Ицаманой ("Змеей Востока") - великим лекарем, оживляющим мертвых.

В хрониках, которые тщательно записывались еще с времен конкистадоров, находим еще более интересную запись. "Кукулькан (Кецаль- коатль) приплыл с девятнадцатью спутниками, двое из которых были богами рыбы, двое других - богами земледелия и еще один - богом грома. Они оставались в Юкатане (земля майя) десять лет. Кукулькан сотворил мудрые законы, после чего поднял парус и исчез в направлении восходящего солнца..."

Судя по легендам, бледнолицый успел побывать не у одних тольте-ков и везде совершал великие просветительские деяния. С его именем связаны все научные, культурные и религиозные достижения древних народов Америки. За короткий промежуток человеческой жизни, которым Кецалькоатль должен был быть ограничен, если действительно был реальной личностью, вряд ли можно успеть сделать так много. Но не следует забывать, что он был не один. А проделать такую работу за десять лет силами двадцати высококультурных личностей вполне реально.

К тому же мореплавание не то что в первом тысячелетии нашей эры, а еще в V веке до нашей эры (что укладывается в период ольмекской цивилизации) было на достаточной для подобного путешествия высоте. Так что не исключено, что пришествие земного воплощения древнего божества не ограничилось одной-единственной экспедицией бледнолицых.

Откуда они приплыли в Южную Америку? На сей счет есть много гипотез. Кецалькоатлю приписывается древнеегипетское, арийское и даже... славянское происхождение. Но все они обрисовывают лишь контуры загадки Пернатого Змея, являвшегося для индейцев одновременно и божеством, и человеком, который спал и ел вместе с ними, учил их, лечил.

Но Кецалькоатль - нечто большее, чем добрый бог или выдающаяся историческая личность. Его знаком был крест - пересечение земного и небесного, где горизонталь - это мудрость змеи, а вертикаль - светозарность птицы. И в этом видится и учение, и тайна, разгадав которую человечество, возможно, успеет сделать мир мудрее и светлее до того, как окончится срок Пятого Солнца.

ПИРАМИДЫ ТЕОТИУАКАНА СКРЫВАЮТ РАЗГАДКУ ТАИНСТВЕННОГО КРАХА ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Мексиканские археологи приступили к открытию пещер под каменной пирамидой Теотиуакана и надеются найти там разгадку таинственного краха одного из крупнейших городов древней цивилизации.

Каменные пирамиды Теотиуакана были обнаружены древними ацтеками в 1500-х годах нашей эры, незадолго до того, как в Мексику прибыли испанцы. Сегодня эти памятники привлекают тысячи туристов со всего мира. Однако о цивилизации, которая построила огромный город с церемониальной архитектурой и геометрическими храмами, сожженный и покинутый жителями в 700-х годах нашей эры, известно очень мало.

Сейчас археологи занялись исследованием системы пещер, скрытой на шестиметровой глубине под Пирамидой Солнца. Высота этих туннелей составляет около 2,5 метра, а в длину они достигают 90 метров. Ученые верят, что раскопки пещер, начатые в этом месяце, помогут получить сведения о священных ритуалах людей, населявших город. Впервые загадочные туннели были найдены в начале семидесятых годов прошлого века. Однако вскоре пещеры были вновь запечатаны, а большая часть информации о туннелях была утеряна после смерти обнаружившего их археолога.

Поселение Теотиуакана находилось в 56 километрах к северо-востоку от города Мехико. По подсчетам ученых, к 600-м годам нашей эры общая территория города, конкурирующего по размерам с древним Римом, составляла свыше 18 кв. км. Город населяло около 200000 человек. Основное ритуально-административное ядро Теотиуакана, сложившееся уже к I веку нашей эры, было тщательно спланировано вокруг двух пересекающихся под прямым углом и ориентированных по странам света широких улиц. Теотиуакан был крупнейшим в доколумбовой Америке центром ремесла и торговли. Археологами найдено в городе до 500 ремесленных мастерских, кварталы иноземных торговцев и "дипломатов" из города Оахаки (индейцы сапотеки) и с территории майя.

Когда ацтеки нашли Теотиуакан, город находился в запустении в течение уже многих столетий. Ученые интересовались этим местом давно, археологические работы там велись на протяжении двух веков, однако установить, что за цивилизация его воздвигла, пока не удалось. Сооружение Теотихуакана ацтеки приписывали расе гигантов - мифических предков современных людей - и дали городу название Теотиуакан, что означает "место, где люди становятся богами". Сегодня Теотиуакан окружен трущобами на окраине Мехико, но ежегодно туристы приезжают к гигантской 65-метровой Пирамиде Солнца, чтобы отпраздновать фестиваль весеннего равноденствия. Об этом сообщает "Компьюлента" со ссылкой на агентство Reuters.