11.10.2019

Конфуций изречения. Глава седьмая. Высказывания Конфуция о жизни и любви


Есть в восточных высказываниях что-то пленительное, какая-то неотразимая магия. Есть несколько известных и уважаемых людей, цитаты которых знают, пожалуй, в любой стране мира. Но афоризмы Конфуция стоят особо в этом ряду, может потому что имеют глубокие корни в многовековой культуре Китая. Афоризмы мудрости Конфуция дают возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть те черты характера, о которых мы возможно и не подозревали, узнать себя лучше. Может поэтому цитаты великих людей хочется читать, перечитывать и вчитываться… Эти высказывания отражают нашу реальную жизнь, они подлинные. Мы соглашаемся с афоризмами, их выводы нам так знакомы… Есть же высказывание – «афоризмы – это вехи, отмечающие нескончаемый путь сердца». Афоризмы – это язык сердца.

(с) Junger Moench

Одним из самых известных представителей восточных мудрецов является китайский философ, знаменитый педагог Конфуций. Его педагогический талант неоспорим, китайская педагогика и сейчас опирается на его постулаты – человечные, жизнелюбивые и высоконравственные. Он говорил о том, что к настоящему человеку будут стремиться все люди, живущие вдали, а окружающие его – радоваться. У него было огромное количество учеников, поэтому любопытны его высказывания и цитаты, посвященные учебе и знанию. Прошло много тысячелетий, а они остаются также актуальны и современны. Предлагаю несколько афоризмов Конфуция и его цитат о знаниях и учении.

Цитаты великих людей

Мудрый человек стыдится своих недостатков, но исправлять их не стыдится.
* * *

Не поговорить с человеком,
который достоин разговора, - значит потерять человека.
А говорить с человеком,
который разговора не достоин, - значит терять слова.
Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
* * *

Мудрость не знает волнений, смелость не знает страха.

Совершенный человек всё ищет в себе,
ничтожный – в других.

* * *
Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба.
Низкий человек поджидает удачу.
* * *

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов
* * *

Выберите себе работу по душе,
и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни
* * *

Цитаты о знаниях и учении

Если учишься не размышляя, впадаешь в заблуждение.
Если размышляешь, не желая учиться, оказываешься в заблуждении.
* * *

Достоин быть учителем тот, кто способен открывать новое, обращаясь к старому.
* * *

Мудрец говорит: «Из десяти хижин в любом месте можно найти человека,
не уступающего мне в добродетели.
Но в любви к учению никто со мной не сравнится».
* * *
Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу.
Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить

(с) Светлана Квашина

Если ты осторожен без необходимого знания – станешь трусом.
Если ты храбр без необходимого знания – станешь безрассудным.
Если ты прямодушен без нужного знания – станешь грубым.
* * *
Учись так, как будто постоянно ощущаешь, что знаний не хватает,
и так, как будто все время боишься их растерять.

Если утром познал истину, то вечером можно умереть.
* * *

Людей к послушанию можно принудить, но к знанию их принудить невозможно.
* * *

Мудрец дает наставления только тому, кто ищет знаний,
когда обнаружил свое невежество.
Мудрец оказывает помощь только тому,
кто не красноречив и не может четко рассказать о своих заветных думах.
* * *

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму

Обучение без мысли напрасно, мысль без обучения опасна.
* * *
Не разговаривать с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека;
разговаривать с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова.
Мудрый не теряет человека и не теряет слов.
* * *
В древние времена люди учились для самосовершенствования.
Сейчас же учатся для того, чтобы удивить окружающих.
* * *
Давай наставления только тому,
кто ищет знаний,обнаружив своё невежество.
Оказывай помощь тому,
кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы.
Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата,
представить себе остальные три.
* * *
Счастлив тот, кто ничего не знает – ведь он не рискует быть непонятым.
* * *

Не поддаются обучению только самые мудрые и самые глупые.

еще статья с подборкой с картинками

Глава седьмая. Высказывания Конфуция о жизни и любви

Когда мораль не совершенствуют, изученное не повторяют, услышав о принципах долга, не в состоянии им следовать, не могут исправлять недобрые поступки, я скорблю.

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

Молчание – великий друг, который никогда не изменит.

Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле – и быть голодным. Он может посвятить себя учению – и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.

Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.

Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность – вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?

Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Не жалуйся по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.

Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

Не усвоив приличий, не утвердишься.

Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: – Вы так убиваетесь – похоже, скорбите не впервой?

– Так оно и есть, – ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекр. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

– Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.

– Здесь нет жестоких властей, – ответила женщина.

– Запомни это, ученик, – сказал Конфуций. – Жестокая власть свирепее тигра.

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь.

Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость. Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.

Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих.

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова до него дошли бы, – это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.

Сердитый человек всегда полон яда.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего.

У сдержанного человека меньше промахов.

Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить.

Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!

Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.

Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и познаешь степень его человечности.

Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

глава седьмая Великая тайна любви Маргариты (за что любят самые красивые?) Великий парадокс пары «мастер - Маргарита»: не будь мастер автором романа именно о Понтии Пилате, он бы для Маргариты не существовал.А чего, спрашивается, Маргарита «вцепилась» в роман мастера? Не в

Из книги Семь языков бога автора Лири Тимоти

Глава седьмая Биовыживательный контур “Мы в безопасности”Биовыживательный контур отвечает за вегетативные жизненные процессы и ориентирован на получение внешнего удовлетворения. Биовыживательный импринт, возникающий в первые дни после рождения, закрепляет понятия

Из книги Дар психотерапии автора Ялом Ирвин

Глава 21. Внимательно формулируйте высказывания здесь-и-сейчас Высказывания в формате «здесь-и-сейчас» представляют собой уникальный аспект терапевтических взаимоотношений. Существует несколько видов человеческих ситуаций, за исключением поддержки, в которых нам

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги В поисках потока. Психология включенности в повседневность автора Чиксентмихайи Михай

Из книги Ради любви к жизни. Может ли человек преобладать? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно автора Смит Свен

СЕДЬМАЯ ГЛАВА Изменяем образ жизни Несколько лет назад один восьмидесятитрехлетний мужчина написал мне одно из самых трогательных писем, которые я когда-либо получал от своих читателей. Он писал, что после первой мировой войны он служил солдатом в полевой артиллерии на

Из книги Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага автора Казакевич Александр Владимирович

Ради любви к жизни Предисловие Приведенные в данной работе размышления Эриха Фромма относятся к последнему десятилетию его жизни. Он никогда не прекращал работать. Он продолжал читать, писать, планировать и изучать, он оставался открытым миру до самого конца. Работа

Из книги Любовь небесного цвета автора Кон Игорь Семенович

Введение. Секрет Наполеона и Конфуция Эта книга расскажет вам о величайшей силе, с помощью которой можно добиваться абсолютно любых целей, решать абсолютно любые задачи, исполнять абсолютно любые желания. Неважно, о чем вы мечтаете: стать президентом

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

Смысл жизни человека – в обучении любви Пока мы любим – мы молоды, пока нас любят – мы живы. Американские геронтологи подсчитали, на сколько любовь продлевает нам жизнь. В среднем на 5 лет. Израильские ученые установили, что те мужчины, которых любят жены, вполовину реже

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Стили жизни и цвета любви

Из книги Секс, любовь и сердце [Психотерапия инфаркта] автора Лоуэн Александр

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ Гора седьмая. Зеркало Чтобы подняться на эту гору, нужно понять, что все недостатки твоего партнера на самом деле не что иное, как твои собственные

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Секрет Наполеона и Конфуция Эта книга расскажет вам о величайшей силе, с помощью которой можно добиваться абсолютно любых целей, решать абсолютно любые задачи, исполнять абсолютно любые желания. Неважно, о чем вы мечтаете: стать президентом трансконтинентальной

Из книги Конфуций о любви автора Конфуций

Раздел 1 Сердце - источник любви и жизни С давних времён «сердце» было важнейшим символом в человеческой мысли. Латинское слово сог - сердце, составляет корень английского слова соге, которое обозначает центральную часть объекта. Взаимозаменяемость таких слов как

Из книги автора

Чем вы руководствуетесь в жизни – реальностью любви или иллюзиями страха? Бог – это любовь, и в мире нет ничего, кроме любви. Но чтобы испытать любовь в противоположной по своим свойствам среде, была создана иллюзорная реальность, где появился страх. Но раз реальность эта

Из книги автора

1.2. Уроки жизни от Конфуция Урок первый. «Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь».Эту мудрость тысячелетней давности можно перевести так: если вы поставили перед собой цель и хотите ее достичь, то идите к своей цели и не останавливайтесь.

(кит.孔子 Кун-Цзы или кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы ) - древний мыслитель и философ Китая. Известный ныне во всём мире он оказал большое и глубокое влияние на жизнь Китая и всей Восточной Азии впоследствии став философской системой известной как Конфуцианство. В возрасте чуть более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог. А после падения династии Цинь его учение достигло статуса государственной идеологии вплоть до начала XX столетия, лишь временно уступая место буддизму и даосизму.

По настоящему его имя звучит - КУН ЦЮ (孔丘 Kǒng Qiū), хотя в писаниях и литературе звучит Кун-Цзы. Оказался ппервым педагогом Поднебесной в возрасте, всего лишь, 20-ти лет. В период Сражающихся царств школа Конфуция была всего лишь одной из многих тогда существовавших школ, которая после победы легизма и падения Цинь возродилась до статуса государственной идеологии. Сохранившей сей статус вплоть до начала XX столетия. Это позволило принять фигуру Конфуция в религиозный пантеон.

Конфуций родился в знатном роде Кун. Про это есть различные фильмы http://srubirubli.ru/zarubezhnye-priklyucheniya/ . Его родословная воспетая средневековыми авторами и изученная исследователями восходит к верному, - за это и награждённым титулом чжу хоу и уделом Сун, - Вэй-Цзы. По проществии веков, род Кун обеднел и утратил своё былое влияние.

Родился Конфуций около 551 году до н.э. в г.Цюйфу в царстве Лу, став сыном 63-летнего Шулян Хэ и семнадцатилетней наложницы Янь Чжэнцзай. Отец, вскорости скончался через полтора года после рождения мальчика. Его мать после интриг и плохого отношения старших жён, завидовавших ей, была вынуждена покинуть дом и обосноваться самостоятельно на чужбине. В связи с чем с раннего детства Конфуций много работал.

Известные книги Конфуция:
Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»).

Умер Конфуций, где и родился, в 479 году до н.э. Сам Конфуций описал свой жизненный путь всего в нескольких строчках:

  • «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
  • В 30 лет - я обрёл прочную основу.
  • В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.
  • В 50 лет - я познал волю Неба.
  • В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.
  • В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Мудрость от Конфуция:

  • Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.
  • Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
  • Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
  • Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.
  • Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете.
  • Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
  • Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
  • Мы доверяем своим глазам - но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце - но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
  • Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
  • Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
  • Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
  • Молчание - великий друг, который никогда не изменит.
  • Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.
  • Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
  • Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
  • Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
  • Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
  • Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
  • Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле - и быть голодным. Он может посвятить себя учению - и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности
  • Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
  • Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
  • В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.
  • Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
  • Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
  • Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
  • Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
  • Достойный человек не идет по следам других людей.
  • Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
  • Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
  • Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым.
  • Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего врага.
  • Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.
  • Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
  • Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
  • Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
  • Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
  • Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
  • Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
  • В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
  • Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии.
  • В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
  • Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
  • Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность - вот ноша, которую несет он: разве она тяжела? Только смерть завершает его путь: разве он долог?
  • Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
  • Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
  • Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
  • Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожить его.
  • Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие.
  • Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
  • Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
  • Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека - и познаешь степень его человечности.
  • Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
  • К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
  • Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
  • Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
  • Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
  • Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
  • Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
  • Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
  • Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении.
  • Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».
  • Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать.
  • Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
  • Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
  • Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
  • Не усвоив приличий, не утвердишься.
  • Ныне почитать родителей - это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?
  • Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.
  • Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый путь.
  • Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
  • Полезные друзья - это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья - это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.
  • Попытайтесь быть хотя бы немного добрее - и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
  • По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
  • Посещать и слушать злых людей - это уже начало злого дела.
  • Посылать людей на войну не обученными - значит предавать их.
  • Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость. Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.
  • Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
  • Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.
  • Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?
  • При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
  • Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, - это опрометчивость; не говорить, когда слова до него дошли бы, - это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, - это слепота.
  • Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними - те, которые избежали соблазнов плоти, за ними - те, которые смогли избежать злословия.
  • Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
  • Сердитый человек всегда полон яда.
  • Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
  • Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.
  • Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
  • Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе - они станут развязными, если удалишь от себя - возненавидят.
  • С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.
  • Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
  • Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
  • Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
  • Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.
  • Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
  • Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
  • Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
  • Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
  • Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - выше этого нет ничего.
  • Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
  • Утром познав истину, вечером можно умереть.
  • У сдержанного человека меньше промахов.
  • Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
  • Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить.
  • Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
  • Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
  • Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!
  • Если ты ненавидишь - значит тебя победили
  • Почтительность без знания должного превращается в самоистязания.
    Осторожность без знания должного превращается в трусость.
    Храбрость без знания должного превращается в безрассудство.
    Прямодушие без знания должного превращается в грубость.
  • Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: - Вы так убиваетесь - похоже, скорбите не впервой?
    - Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тифа погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.
    - Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.
    - Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
    - Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. - Жестокая власть свирепее тигра.
  • Конфуций - древний мыслитель и философ Поднебесной. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества, основанного на идее преданности родителям, лояльности в отношении между начальником и подчинённым. Конфуций сформулировал золотое правило этики : «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».Вот некоторые высказывания Конфуция:
  • Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.
  • Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
  • Единственная настоящая ошибка, не исправлять своих прошлых ошибок.
  • Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
  • Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
  • Добродетель не останется в одиночестве. У нее найдутся соседи.
  • Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром.»
  • Ныне почитать родителей — это значит уметь кормить. Но и лошади могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?
  • Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.
  • Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание — есть долг.
  • Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.
  • Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.
  • При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков).
  • Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.
  • Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
  • Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его.
  • Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
  • Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.
  • Кто распространяет слухи, тот отбросил добродетель.
  • Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
  • Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
  • Молчание — верный друг, который никогда не изменит.
  • Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдиться исправить их.
  • Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
  • Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.
  • Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
  • Не говорить с человеком, с которым можно говорить, значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить, значит терять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.
  • Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
  • Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать!
  • Не делай другим того, чего не хотел бы испытать сам.
  • Найди себе дело по душе и тебе больше никогда не придется работать.
  • Подлинная доброта в том, чтобы любить своего ближнего.
  • Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.
  • Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди рождаются добрыми.
  • Не познав судьбы, нельзя стать благородным. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
  • Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
  • Знающему далеко до любящего, Любящему далеко до радостного.
  • Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
  • В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца.
  • В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
  • Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
  • Забота, то есть внимание к другим, — это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.
  • Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость.
  • Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека — познаешь степень его человечности.
  • Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Продолжение следует…

Конфуций, (примерно 551–479 гг. до н. э.), китайский философ, основатель конфуцианства

Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожать его.

Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем нибудь, тот, видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкуса.

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Не усвоив приличий, не утвердишься.

Правильно назвать – значит правильно понять.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы поступали с нами, – выше этого нет ничего.

Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.

Знать, что нужно сделать, и не делать этого – худшая трусость.

Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.

Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.

Учитесь так, как будто вы не в состоянии достичь знаний, словно вы боитесь их потерять.

Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.

Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.

Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, – огорчаюсь, если я не понимаю людей.

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.

Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Если будешь чрезмерно усерден в службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят.

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все измеряет справедливостью.

Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон.

Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.

Благородный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

Вести необученных людей на войну – значит погубить их.

Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?

Секрет доброго правителя: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

Сознавать долг и не исполнять его – это трусость.

Добродетель мудрецов напоминает собою путешествие в дальнюю страну и восхождение на высоту: идущие в дальнюю страну начинают ходьбу с первого шага, восходящие на высоту начинают с подошвы горы.

Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Высокая душа при малейшем случае стремится к добродетели; душа низкая не иначе как ползком идет к своей цели.

Любовь или ненависть народов не должна быть законом твоей любви или ненависти: исследуй, справедливы ли они.

Каждый из нас, от императора до простолюдина, прежде всего должен заботиться о нравственном самосовершенствовании, так как это есть источник всеобщего блага. Ибо если начало несовершенно, то как же может быть конец совершенен?

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

Молчание – верный друг, который никогда не изменит.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Достойный человек не идет по следам других людей.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность – вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора не достоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам далеки друг от друга.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

Человек, лишенный человечности, не будет находиться долго в стесненных обстоятельствах, он также не будет долго пребывать в праздности.

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.

Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?