24.09.2019

Кризисный психолог. Беседы с психологом: Как выходить из кризисных ситуаций XXIII международные рождественские чтения


Кризисы сопровождают человека всю жизнь. Многие специалисты убеждены, что даже появление маленького ребёнка на свет — это уже серьёзный кризис, который переживается очень остро. Однако кроме естественных (возрастных) кризисов в жизни современного человека может быть множество ситуаций, которые будут переживаться как психологический кризис. Это может быть и потеря работы, и разрыв отношений, и переезд в другой город. Психологический кризис сопровождается дезадаптацией, состоянием депрессии и тревоги, а иногда и мыслями о самоубийстве.

Для того чтобы помочь человеку справиться с кризисом (вызванным жизненными обстоятельствами или естественным ходом развития личности) существует специальное направление — кризисная психотерапия . Этот вид психотерапии призван помочь людям, находящимся в тяжёлой депрессии, испытывающим сильную тревогу, страхи и фобии, а зачастую — потерявшим смысл жизни, вернуть своей душе радость и спокойствие , найти выход из сложившейся ситуации .

В кризисной психотерапии используют различные методы краткосрочной психотерапии — когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию, НЛП и др. Кризисная психотерапия может оказываться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Кроме того, существует семейная кризисная психотерапия.

Специалисты в области кризисной терапии могут помочь в следующих ситуациях :

  • Возрастные кризисы (подростковый, "среднего возраста" и др.);
  • Семейные кризисы (развод, смерть близкого человека, "нормативные" кризисы развития семьи");
  • Тяжёлая болезнь, травмы, инвалидность;
  • Последствия чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, катастрофы, военные действия);
  • Потеря смысла жизни, суицидальное поведение.

Б.Д. Карвасарский выделял следующие этапы индивидуальной кризисной психотерапии :

  • Этап кризисной поддержки :
    • Установление терапевтических отношений и контакта с клиентом.
    • Выявление и коррекция переживаний, представляющих потенциальную опасность для жизни клиента (определение суицидального риска).
    • Поиск и мобилизация адаптивных поведенческих стратегий и повышение стрессоустойчивости.
    • Заключение психотерапевтического контракта.
  • Этап кризисного вмешательства :
    • Анализ новых, не использованных ранее способов решения проблемы.
    • Выявление ограничивающих убеждений и неадаптивных когнитивных механизмов, мешающих найти оптимальные способы разрешения кризисной ситуации.
    • Работа с ограничивающими убеждениями и неадаптивными когнитивными механизмами.
  • Этап повышение уровня адаптации :
    • Разработка оптимальной поведенческой стратегии для разрешения кризисной ситуации.
    • Выработка навыков самоанализа и самонаблюдения.
    • Введение новых значимых лиц для поддержки и помощи после окончания кризисной терапии.

В преодолении кризисной ситуации очень важна помощь близких людей. Поэтому работа кризисного терапевта затрагивает и ближайшее окружение клиента.

Кризисы сопровождают нас на протяжении всей жизни. Без них невозможно развитие личности. Ведь кризис , каким бы тяжёлым он ни казался, — это лишь переход к другой, качественно новой жизни . Облегчить его и извлечь все необходимые уроки из сложившейся ситуации помогает кризисная психотерапия.

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее.
Фридрих Ницше

Кризисные периоды неизбежно возникают в жизни каждого человека — это кризисы развития и смысла жизни, кризисы отношений и утрат. Иногда такое состояние становится следствием физической, нервной или эмоциональной травмы, которая затрагивает наиболее значимые ценности личности и человеческое достоинство, а порой ставит под угрозу саму человеческую жизнь.

Особенности кризисного периода

Чаще всего в подобной ситуации привычные меры психологической защиты не срабатывают. В результате человек утрачивает психологическое равновесие и теряет способность адаптироваться к окружающей его действительности.

Затяжной хронический кризис вызывает страдания нервно-психического или психосоматического характера, влечет за собой опасность социальной дезазаптации и нередко становится причиной суицидальных попыток.

Для такой ситуации характерно огромное, подчас непосильное эмоциональное напряжение, которое обусловлено силой душевной травмы и индивидуальными особенностями личности. Человек «утрачивает себя», не может опереться свое внутреннее «я» и не находит опоры во внешнем мире. Он не в состоянии спланировать не только пути решения стоящей перед ним проблемы, но и свое будущее вообще.

У него формируется, как правило, суженный, часто панический взгляд на проблему. Он испытывает ощущение постоянного страха, тревоги и отчаяния, страдает от одиночества и, в ряде случаев необоснованно, от чувства вина. Ситуацию усугубляет бессонница и навязчивые мысли. И все это в итоге может привести к тяжелой депрессии и развитию психосоматических заболеваний.

Значимость той или иной проблемы невозможно «измерить» со стороны. В силу личностных особенностей некоторые люди исключительно остро переживают стрессовые ситуации, являющиеся неотъемлемой частью человеческой жизни (поступление в учебное заведение, смена места работы, ухудшение отношений и т.д.). В итоге стресс вызывает настоящий кризис, обусловленный непосильной эмоциональной и психологической нагрузкой, с которой они не могут справиться самостоятельно.

Помощь психолога

В такой ситуации требуется не просто психологическая помощь, а помощь именно кризисного психолога, прошедшего специальную подготовку для работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Помимо этого, кризисный психолог должен обладать тонкой профессиональной интуицией, чтобы определить характер личности и выбрать адекватную стратегию и тактику помощи клиенту.

Люди с выраженной акцентуацией характера, недостаточно зрелым мировоззрением и слишком жесткими жизненными установками особенно нуждаются в психологической помощи в период кризиса, который представляется им не только как тяжелый период, но и как безвыходный тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. В таких случаях своевременная помощь кризисного психолога зачастую может удержать человека от попытки суицида с непоправимыми последствиями.

Целью работы кризисного психолога является восстановление саморегуляции нервной системы после травматического воздействия (психотравмы), будь то пережитое насилие, в том числе и в семье, потеря близких, развод, расставание с любимым человеком, профессиональные проблемы и др., и возвращение человека к нормальной жизни.

Кризисный психолог, имеющий опыт работы со сложными жизненными ситуациями, сможет быстро определить «ключевые точки» проблемы. Он поможет клиенту мобилизовать свои психологические, физические и интеллектуальные ресурсы для преодоления кризиса, объективно оценит внутренние и внешние факторы, которые помогают или мешают решению проблемы, и откроет перед клиентом новые возможности для преодоления сложной ситуации и дальнейшего благополучного развития.

Как помочь человеку, пережившему смерть близкого? Как справиться с болью и отчаянием во время болезни? Как уберечь человека от самоубийства? Что такое настоящая любовь? Нужны ли психологи при храмах?

Беседа с руководителем Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской Михаилом Хасьминским.

Необычное сочетание - Центр кризисной психологии при храме. Это, возможно, даже единственный такой центр при храме Русской Православной Церкви?

Нет, не единственный, сейчас в Москве существуют еще два таких центра, правда, несколько от нас отличающихся. Наш Центр был первым: в 2006 году его создание благословил Святейший Патриарх Алексий II. Два последующих центра были созданы уже Святейшим Патриархом Кириллом и занимаются в основном помощью именно в семейных кризисах. Подобное явление уже не редкость, я часто езжу по различным регионам, епархиям и вижу, что там тоже собираются такие сообщества. Совсем недавно митрополит Новосибирский и Бердский Тихон создал сообщество православных психологов, при нем создается и Кризисный центр. Таким образом, это явление уже можно назвать неким вектором или трендом.

- Чем вы, психологи, можете быть полезными священникам?

В данном случае ставится задача быть полезными в первую очередь не священникам, а прихожанам. Психологи ведут большую и серьезную социальную работу, помогая людям. По сути это часть душепопечения, только не духовного, а психологического. Люди часто попадают в тяжелые ситуации, серьезные кризисы, и священник не может заниматься именно психологической составляющей этих кризисов, хотя бы потому, что именно этому его никто не учил. Конечно, практику можно получить через само служение, но нужны и какие-то специально обученные люди, которые могли бы помочь человеку, помышляющему, например, о самоубийстве. Уверяю вас, что такие люди заходят в храмы и ищут там помощи. И совсем немногие церковнослужители в состоянии им помочь, я подчеркиваю здесь слово «церковно», потому что это не только священнослужители. К сожалению, очень часто человек, находящийся в кризисе, обращается «за лавку» и встречает там людей, совершенно неподготовленных для оказания подобной помощи. Это можно сравнить с ситуацией, когда человек приходит в поликлинику к врачу, идет сдавать в гардероб одежду, а там гардеробщица ему говорит: «Да не ходи ты к врачу, я сама тебе сейчас расскажу, что и как сделать». А когда мы спрашиваем людей, зачем они их слушали, они отвечают, что в церкви ведь все свято! Столь глубокое доверие к Церкви приводит к тому, что даже бабушка в церковной лавке наделяется некими сакральными свойствами, но не всегда, если честно, это оправдано. Поэтому должны быть люди, способные оказать реально эффективную помощь, причем не просто как психологи, но одновременно и как миссионеры, и, конечно, подход должен быть с православной точки зрения.

- Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к этой работе.

Центр был создан по благословлению Святейшего Патриарха Алексия II, инициатором выступил настоятель нашего подворья архимандрит Августин и был активно поддержан в этом начинании нынешним митрополитом Муромским. Я пришел из онкологического центра, где проработал несколько лет, помогая именно онкобольным. Вот там не было практически никаких условий для работы, было очень тяжело - почти не было кабинетов, ничего не было. Однако школа там была получена отличная, тем более что я совмещал эту работу с волонтерством в хосписе для детей. Там сразу стало видно, что психологические теории часто оторваны от жизни. С помощью теории можно получать кандидатские степени, писать тезисы для конференций и, повышая таким образом свой статус, продвигаться дальше. Но на практике больным невозможно помочь тезисами. Мы с коллегами находили какие-то методы и использовали их, но в итоге все методы упирались в мировоззрение человека, в то, как человек воспринимал болезнь, как ее переживал. Его соматический статус напрямую зависел от духовного состояния.
Вот тогда я сам стал все ближе приходить к Православию. Так получалось, что до этого момента я «все понимал» и уважал, но был достаточно от этого далек и невоцерковлен. А тут я понял, что в данном случае это просто необходимо. Началось мое воцерковление, более глубокая работа в этом направлении, я стал понимать некоторые взаимосвязи, которые раньше не были для меня очевидны. Так хорошо сложилось, что именно в тот момент появился запрос, и я стал руководителем Центра кризисной психологии, с тех пор наша группа психологов работает вот уже 8 лет.
Наука наша новая, но кризисы были всегда, соответственно, и решение кризисов тоже было всегда. Нужно отметить, что люди всегда теряли близких, переживали болезни, и с каждой войной было насилие. Тем не менее 200 лет назад не было ни одного психолога, ни одного психиатра и ни одного антидепрессанта. Так что если уж говорить о полной незаменимости науки психологии, то, наверное, можно по этому поводу и поспорить. Раньше люди жили более гармонично, чем сейчас - в наше время, по некоторым оценкам, в очень успешных западных странах около 40% взрослого населения постоянно употребляют антидепрессанты. Даже если и не 40%, а 20% населения, то это все равно колоссальная цифра, и этот факт заставляет задуматься.
С другой стороны, не могу сказать, чтобы наша наука была совершенно не нужна и бесполезна. Кризисная психология развивается. Что такое кризис с точки зрения психологии? Это когда психически нормальный человек попадает в ненормальные для себя обстоятельства. Например, смерть близких - это очень резкий выход за рамки мироощущения, к которому привык человек. То же самое относится к пережитому насилию и тяжелым болезням. Суицидальные мысли, строго говоря, больше относятся к суицидологии, но тем не менее они тоже часто сопровождают кризисные состояния.
В принципе, кризисом можно считать, как ни странно, и вступление в брак - это тоже очень резкий поворот в жизни, когда старые поведенческие нормы уже не могут работать, а новые еще не сформировались. То же самое относится и к психологии беженцев, эта тема, к сожалению, сейчас актуальна, и мы с ней тоже работаем и проводим различные мероприятия, в том числе обучающего характера.
Несмотря на то, что в различных учебных заведениях этому учат, нужно сказать, что, судя по учебнику по кризисной психологии, это будет в основном одна теория: как это выглядит, какие есть градации состояний, взаимосвязи и так далее. Однако практически ничего не говорится о том, как реально помочь людям в таких состояниях. Например, умер человек - секулярная психология здесь никак не может сработать. Симптоматически можно ослабить напряжение, но помочь человеку принципиально: понять, куда ушел его близкий, и что теперь делать - невозможно. В любом случае появляется фрустрация - невозможность достичь какого-то результата. Именно поэтому почти никто не помогает людям в переживании горя.
Если посмотреть в целом, огромное количество психологов помогает при неврозах, изменении поведения, занимается профориентацией. А что делать, когда приходит горе? Конечно, есть специалисты, декларирующие, что они могут помочь и в горе, но я еще пока не видел психолога, работающего в светском ключе, который мог бы эффективно помочь в случае тяжелого горевания человека, а у нас есть такой потенциал. Естественно, дело не в наших супер-знаниях, а в том фундаменте, на котором мы базируемся. Если определенным образом привнести еще и миссионерский элемент, помочь человеку интегрироваться в православное вероучение, то он получает колоссальный ресурс, причем получает его от самого Бога, чем и обусловлена эффективность, с которой мы работаем.
Все это не означает, что мы всех насильно заставляем креститься, причащаться и так далее. Каждый человек сам принимает решение. Часто мне приходится говорить: «Знаете, Вы находитесь в отчаянии, думаете об очень плохих вещах. Вы так сильно скорбите, а Вам предлагается некий путь. По сути, это рука помощи, почему Вы ее отталкиваете? Собственно, чем Вы рискуете, если Вы за нее ухватитесь? Я могу примерно подсказать, где Вам надо ухватиться, а Вы уж сами хватайтесь. Если Вам это поможет, то Вы будете знать, что это работает». Очень многие, по трезвому рассуждению, именно так и воспринимают ситуацию и идут по этому пути.

- Кто может обратиться в ваш Центр, с какими проблемами чаще всего обращаются люди?

В наш Центр может обратиться любой человек, находящийся в ситуации кризиса. Причем проблема должна быть действительно серьезной. Дело в том, что у нас нет возможности заниматься людьми, находящимися, например, в состоянии хронического невроза, не связанного с кризисом. Мы нашу специализацию обозначили так: помощь людям горюющим, скорбящим - при потере близкого, при тяжелых разводах; психологическая помощь людям с тяжелыми заболеваниями, беженцам, людям, пережившим насилие. Мы готовы работать по всему спектру именно кризисных состояний, легкие случаи стараемся не брать.

- Расскажите немного о сотрудниках Центра.

У нас пять психологов, все люди православные, ведут воцерковленную жизнь. Из наиболее известных имен назову замечательного психолога Людмилу Федоровну Ермакову, которую очень многие знают. Конечно, мы держим связь со специалистами из других центров, все друг друга более-менее знаем.

- Ваши услуги бесплатны?

Да, у нас все совершенно бесплатно, любой человек может прийти, при желании можно оставлять пожертвования, этого никто не запрещает. Но наши услуги безусловно бесплатны с самого начала существования Центра.

Не секрет, что преодолеть горе за одни раз невозможно. По вашему опыту, как долго вы ведете человека, который к вам приходит?

У нас все рассчитано на достаточно быстрый эффект. Лично у меня обычно бывает две, максимум три консультации. Это в психоанализе пациента ведут по три- четыре года, но за это время любой кризис пройдет сам по себе. Наша специфика в том, что нужно помочь эффективно и именно быстро. И здесь важно четко, при первой же консультации понять, в чем состоит проблема. Задача не в том, чтобы само горе превратить в радость. Нужно черную скорбь, которая по каким-то причинам «неправильно» пошла, направить в другое русло, чтобы она в итоге закончилась светлой печалью об умершем человеке. Необходимо найти, в чем неправильно протекает горе. Если процесс протекает правильно, в соответствии с теми этапами, которые обусловлены для горевания, то не следует даже и вмешиваться. Если же процесс идет неправильно, то нужно на это указать, объяснить, дать какие-то материалы. Мы часто поощряем людей к самостоятельной работе, потому что ни один психолог не может все сделать за человека, в любом случае важна внутренняя работа самого пациента.

Вы и Ваши коллеги все-таки «штучные экземпляры». По всей стране люди нуждаются в подобных специалистах, но зачастую просто их не находят. Насколько я знаю, Вы много ездите по регионам и даете много обучающих семинаров, в том числе и для священников. В чем цель этих занятий, и могут ли после этого священники оказывать психологическую помощь?

По благословлению правящих архиереев во многих регионах я уже провел семинары, посвященные разбору ошибок пасторского душепопечения и определенным ресурсам, которые в современных условиях пастыри могли бы использовать гораздо эффективнее. Какие основные темы мы обсуждаем? Возьмем для примера чувство вины. Иногда пастырь, не разобравшись, может навязать человеку излишнее чувство вины. Все люди, и все ошибаются. Это не означает, что все священники ошибаются, просто бывает достаточно и очень небольшого процента случаев, но тяжелых. Можно привести такую аналогию: достаточно, чтобы хороший хирург ошибся 10 раз из 1000 случаев, но это будут серьезные ошибки. Поэтому здесь лучше всего заниматься профилактикой.
Кроме того, мы говорим о том, какие инструменты и психологические знания можно использовать. Есть мнение, что священники должны знать разные теории, например, теории личности и так далее. А, собственно говоря, зачем? Мы предлагаем священникам именно практические материалы, которые они легко могут понять без специального психологического образования и потом использовать на практике. Мы подаем все это в понятной и удобной форме. Насколько мне известно, все участники семинаров и правящие архиереи очень довольны ими.

Мы находимся на телевидении, поэтому не могу не спросить, какую роль играет телевидение с точки зрения психологического состояния человека?

Телевидение - это некий инструмент. Это все равно что спросить, какую роль играет топор в жизни человека? Топором можно сделать очень хорошие и очень плохие вещи, смотря в чьих руках он находится. Для человека очень важно формирование среды, в которой он живет, и в первую очередь, информационной. Все мы люди, а в психологии совершенно точно установлено, что мы являемся существами подражательными, социальными. Если мы видим, что вокруг один грех, то грань переступить проще. А грех льется с телеэкранов много и часто. Хотя нужно отметить, что сейчас наметился какой-то перелом, стали появляться программы, важные и интересные с точки зрения нравственного содержания. Я даже не говорю про телеканал «Союз», который давно известен как рупор нравственности и ответственности. Я вижу, что в некоторых местах ситуация начинает меняться. А вообще я и все наши специалисты часто бываем на телевидении, на центральных и не центральных каналах, так что в какой-то мере мы тоже принимаем в этом процессе активное участие.

Как обезопасить себя от дурного влияния центральных телеканалов, если оно присутствует? Не смотреть совсем или смотреть избирательно?

Думаю, единого рецепта нет - все определяет духовно-нравственный стержень. Если он есть, человек может обезопасить себя от грязи, он в состоянии различить эту грязь. Важен и широкий кругозор. Если зрение сужено, то человек уткнется в «ящик», и будет думать, что весь мир именно такой, каким его показывают. Когда кругозор шире, у человека есть больше возможности для маневра, чтобы не поддаться на такое искушение.

Расшифровка: Татьяна Башилова

В рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений в епархиальном ДПЦ кризисный психолог – Михаил Игоревич Хасьминский, встретился с практикующими психологами камчатских учреждений. Михаил Игоревич Хасьминский является руководителем православного кризисного центра при Патриаршем подворье – храме Воскресения Христова, членом Ассоциации онкопсихологов России, главным редактором журнала «Русская православная психология», главным редактором порталов memoriam.ru и boleem.com; сопредседателем по России международного движения «Семья. Единение. Отечество».

Беседа шла о всевозможных кризисных ситуациях, в которые может попасть любой человек.

К таким состояниям могут привести человека и участие в войне, и жизненные неудачи, потеря близких. Испытывая кризис, человек находится в разобранном состоянии: он испытывает серьёзные психологические расстройства, тревожный невроз, страх, отчаяние. Его сознание застревает на переживании одной и той же картины, на событии с ним произошедшего. Наступает гипервозбуждение, человек в таком состоянии ищет среди людей своих врагов, становится агрессивным. «Любые методы психологического воздействия в таких ситуациях не работают, – подчеркнул Михаил Игоревич – помогает только работа с душой человека!»

Разговор с практикующими психологами был несколько напряженным. Создалось такое впечатление, что почти все пришли за какими-то готовыми практическими рецептами, как поступить с кризисным пациентом в том или ином случае. И хотя православный психолог доходчиво говорил, о том, что работать с человеком, находящимся в кризисной ситуации необходимо через его душу, многими он не был услышан. В беседе столкнулись как бы два направления психологии, два совершенно различных взгляда на человека. Если православная антропология видит человека трёхсоставным: дух, душа, тело и предлагает работать с душой человеческой, то светская психология эгоцентрична, ставить человека во главу мироздания, обращаясь к его уму и к его эго. Современная психология работает по западным технологиям.

Валентина Дорошенко:

Так как я работаю с украинцами, являюсь заместителем председателя украинской диаспоры, а сегодня много в городе беженцев, мне было интересно послушать опытного православного психолога по вопросам работы, с людьми которых в мирное время опалила война, с людьми, которые лишились всего, родины, дома, имущества, а некоторые и своих близких. И мне было совершенно ясно, что два психологических подхода к человеку столкнулись в сегодняшней беседе: Эгоцентризм и Христоцентризм. Под эгоцентризмом понимают такую позицию человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная явно неадекватна. При таком подходе всё зависит только от человека, от его воли и ума, удачливости. И другой подход – Христоцентризм - принесенное христианством понимание Иисуса Христа как Основания для правильного познания Бога, человека и всего мироздания, в этом понимании Христос – глава нашего духа и души.

Денисенкова Татьяна Викторовна, учитель-логопед, детский сад № 41:

Мне было радостно услышать подход православного психолога к человеку, о его трёхсоставности: духа, души, тела. К сожалению, это не нашло понимание у светских психологов, поэтому и дать православные советы работы с человеком, находящимся в кризисной ситуации, Михаил Игоревич я думаю не рискнул. И хотя мы не профессиональные психологи, нам все, о чём говорилось было понятно и близко, ясны и методы работы с людьми с позиций православной психологии.

Логопед-дефектолог детского сада:

Детские сады ожидают, что в скором времени к нам придут дети беженцев, переживших войну, получивших огромный стресс. И чтобы знать, чего ожидать, чего бояться и как с ними работать, я пришла на эту встречу. Многое поняла и не только для работы с детьми, но и для себя лично. Ведь Михаил Игоревич говорил не только о беженцах, но и обо всех нас. Впервые услышала термин «горюющие люди». По сути дела, все мы горюющие, каждый теряет своих близких, каждый переживает и горюет о потере; то же самое разводы. И как научиться с этой потерей жить, выходить из состояния горюющего? И то, что православный психолог предлагает своим пациентам духовную помощь, обращение к святоотеческим традициям, меня просто порадовало. Ведь практикующие психологи часто применяют западные методики, которые русским людям просто не подходят, и не дают полезных результатов. Впервые встретила такого замечательного православного психолога и радуюсь, что возможны такие конференции и такие замечательные встречи.

Хомченко Анастасия Николаевна, лейтенант, военный психолог УКВС:

Работаю с новобранцами. Иногда сталкиваемся с такими ситуациями, при которых молодому бойцу требуется психологическая помощь. В армию приходят сейчас мальчики изнеженные мамами, слабохарактерные и сложные условия службы всегда держат их психику в напряжении. Наша задача – научиться это выявить и помочь.

Я человек верующий и предложенные православные методики работы с людьми, склонными к суициду, мне нравятся. Я молодой психолог, учусь всему, чему учат. И такие встречи мне не только полезны, но просто необходимы.

Михаил Игоревич Хасьминский, православный психолог: Сегодня я предлагал серьёзные доводы в пользу православной психологии. Ведь если человек с чем-то не согласен, он же должен предложить что-то взамен. Я то твёрдо убеждён и по опыту знаю, что людьми, находящимися в кризисной ситуации никакие методы не работают, кроме как работа с душой. И православная антропология – это вопрос веры.

У нас есть сайты «Победишь.ру» – для тех, кто хочет свести счёты с жизнью; Семейство сайтов «Пережить. ру» – для горюющих людей. И я всегда предлагаю психологам познакомиться с материалами там изложенными, а так же людям не могущим выйти из кризисной ситуации, просить наших советов и помощи. Человек на сайтах найдёт блог: «Как пережить развод, расставание, www.perejit.ru», «Для тех, кто не хочет жить, www.pobedish.ru», «О гаданиях и привороте, www.zagovor.ru», «Как стать счастливым, www.realisti.ru» и другие темы.

Сайт «Пережить.ру» имеет высочайшую миссионерскую ценность. Может быть, даже единственно реальную из всех имеющихся сейчас в Сети. Ибо миссионерскую деятельность можно вести всего двумя способами: идите и научите. То есть своим личным примером христианской жизни, а так же передачей учения о спасении.

Коллективу соавторов Прежить.ру удалось невероятное – без применения современных массмедийных технологий обеспечить устойчивую аудиторию заинтересованных посетителей. Знакомство с Пережить.ру подобно глотку свежего воздуха в пыльном, демагогичном и немилосердном пространстве интернета, настолько эти сайты человечны и сострадательны к посетителю.

Пережить.ру

Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни (Сайт «Победишь.ру»)

Несправедлив ли мир?

Нередко для человека, задумывающегося о смысле существования, о Боге, камнем преткновения, мешающим приди к искренней вере, является мысль о несправедливости мира. Мир несправедлив: люди, живущие по совести, страдают, страдают и дети, не успевшие сотворить никакого греха, а те, кто живет нечестно, благоденствуют.

Этот аргумент состоятелен, только если смотреть на жизнь с позиций этого, земного мира. Если верить, что все кончается смертью, то действительно, понять страдания праведных и процветание неправедных – невозможно.

Однако если посмотреть на ситуацию с точки зрения вечности, то все встает на свои места. Во-первых, Бог исходит не из закона справедливости, а из закона Любви. Во-вторых, Он рассматривает всякое благо или зло не с точки зрения земной жизни человека, а с точки зрения духовной пользы для его души, которая вечна. И в силу этих двух причин, большим проявлением любви Божией к нам является, как это ни парадоксально, то страдание, которое Он нам посылает, каждому по его силам. Потому, что именно страдание в значительной степени воспитывает нашу душу, учит ее не прилепляться к миру сему, а уже живя на земле, душой стремиться к непреходящим благам будущей жизни.

Именно страдания, которые в большей или меньшей степени посылаются каждому из нас, как ничто другое помогают нам понять, что все блага нашего мира – призрачны и непрочны, и жить ради стяжания этих благ – бесперспективно, так как никто из нас не сможет взять их с собой в мир иной; и более того, даже здесь, на земле, никто не может быть полностью уверен, что ждет его завтра, и рассчитывать, что эти блага пребудут с ним до самой смерти.

Кроме того, попуская скорби и страдания, Господь тем самым хочет нас привести к пониманию важного факта: этот мир – это мир поврежденный, и в нем невозможно достичь полного счастья. Мы страдаем именно потому, что мы отпали от источника всякого блага, сами лишили себя жизни божественной.

Стяжание вечного смысла и вечного счастья, свободного от всякой тоски, возможно только через познание всей скорби жизни в отрыве от Бога. Только почувствовав «на своей шкуре» эту печаль мира сего, наша душа сможет восскорбеть о разрыве с источником настоящего счастья – с Богом.

Поддержка молодой матери

Если говорить о страданиях детей, то можно сказать, что это, как и все остальное, попускается Богом по Любви: это сильнейший фактор переосмысления мира для их близких, фактор понимания того, что искать благополучия в этом мире, отпавшем от Бога, бесполезно; что не стоит прилепляться к благам этого мира, но, любя своих детей, стоит прежде всего желать им пользы духовной, воспитывать их не для призрачного успеха во временной жизни, а для непреходящего блаженства в вечности. И по отношению к детям Бог проявляет Любовь, если посмотреть опять же с позиции вечности. Давая им возможность пострадать, забирая их к себе, Бог дает им бесконечное благо, которое мы даже не можем оценить…

«Смысла Податель» – такими словами христиане тоже обращаются к Богу. И это тоже повод задуматься. Именно через понимание вечной жизни, через обращение к Богу мы обретаем истинный смысл нашего существования в этом мире. И если мы будем искать его, отрицая Бога, наши поиски обречены на провал… Бесспорно, мы можем найти нечто, что мы назовем смыслом нашей жизни, и можем прожить ее всю, ориентируясь на это нечто. Но при смерти не скажем ли мы себе, что не стоило до гроба обманывать себя, заглушая голос души (которая «по природе христианка») суетой мира?

О православном взгляде на смысл существования человека доступно и всеобъемлюще писал святитель Феофан Затворник. «Цель жизни… надо определенно знать. Общее положение такое, что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни, всей, без изъятия, должна быть там, а не здесь… Поставьте вы себе законом для жизни вашей всеми силами преследовать эту цель – сами увидите, какой свет разольется оттого на временное ваше на земле пребывание и на дела ваши. Первое, что откроется, будет убеждение, что, следовательно, все здесь есть только средства для другой жизни. Смотрите на небо и всякий шаг вашей жизни соразмеряйте, чтоб он был ступанием туда. Эту жизнь нам Бог дал, чтобы мы имели время приготовиться к той. Эта коротенькая, а та конца не имеет. Но хоть она коротенькая, но в продолжение ее можно заготовить провианту на целую вечность. Всякое доброе дело туда отходит, как вклад небольшой; из всех таких вкладов составится общий капитал, проценты с которого и будут определять содержание вкладчика во всю вечность. Кто больше пошлет туда вкладов, того и содержание будет богаче; кто меньше – того и содержание будет менее богато. Господь всякому воздает по делам его».

Подготовила Нина Доронина, фото из архива епархии и открытого интернета

Время создания записи: Вторник, декабря 16, 2014 в 14:13 в рубрике . Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через ленту. Вы можете , или отправить со своего сайта.

25 мая в актовом зале Саратовской православной духовной семинарии состоялась третья лекция из цикла «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом». Лекцию прочитал руководитель православного Центра кризисной психологии Москвы, член ассоциации онкопсихологов России Михаил Игоревич Хасьминский.

Михаил Игоревич рассказал о том, как правильно соболезновать, какие слова при этом причиняют страдающему человеку душевную боль, как помочь человеку, потерявшему близкого, в том числе, пережить чувство вины перед ним, стоит ли сообщить близкому человеку о его тяжелом заболевании.

После лекции Михаил Игоревич ответил на вопросы слушателей.

Это — третья из цикла лекций «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом», проводимых информационно-издательским отделом Саратовской епархии в рамках грантового проекта. Слушателями лектория являются студенты семинарии (будущие пастыри), сестры милосердия епархиального общества милосердия, социальные работники храмов и волонтеры храмов, посещающие городские больницы. Проект также направлен на ликвидацию в пространстве региональных светских СМИ информационного вакуума по этой жизненно важной теме.

Михаил Игоревич Хасьминский родился в 1969 г. В прошлом — майор милиции. Образование психолога получил в Академии Министерства внутренних дел России. Долгое время работал психологом в хосписе для детей с онкологическими заболеваниями.

В настоящее время является руководителем Центра кризисной психологии, созданного по благословению Патриарха Алексия II при Патриаршем подворье — храме Воскресения Христова в Москве. Православный психолог, инициатор развития такого направления в современной психологии, как психоонкология. Член Ассоциации онкопсихологов России.

Имеет большой опыт помощи в тяжелейших кризисных ситуациях.

Главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология» (www.dusha-orthodox.ru). Главный эксперт группы сайтов «Пережить.ru» , составитель серии книг для переживающих горе. Автор многих публикаций и интервью, а также соавтор более 10 популярных книг. Многие интервью и статьи по кризисной психологии были переведены и опубликованы на сербском, английском, румынском, китайском, украинском, немецком языках.

Ведущий семинаров и тренингов по практической кризисной и православной психологии.

Занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью.

Центр кризисной психологии, которую он возглавляет, создан более 10 лет назад. В центре работают православные психологи, помогающие каждому, кто обращается с каким-либо вопросом (проблемы во взаимоотношениях в семьях, страхи и навязчивые мысли, насилие, стрессы и так далее). Помощь оказывается всем обратившимся вне зависимости от возраста, социального статуса и вероисповедания.

Напомним, проект информационно-издательского отдела Саратовской епархии «Не дать уйти без любви: уход близких из земной жизни как подготовка к встрече с Богом» направлен на ликвидацию в пространстве региональных светских СМИ информационного вакуума по этой жизненно важной теме и на повышение уровня тематической компетентности тех, кто соприкасается по роду деятельности с тяжелобольными и умирающими людьми и их близкими: семинаристов (будущих пастырей), сестер епархиальной службы «Милосердие», приходских волонтеров и социальных работников.

Несколько интервью с И.М. Хасьминским: