10.12.2023

Мария магдалина - интересные факты. Мария Магдалина: подлинная история Есть в исламе упоминание о марии магдалины


У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1-8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36-50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.

Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей - Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю - часть Иерусалима, а Марфе - Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).

Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей - святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, - из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, - «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477-1576), Эль Греко (1541-1614), Микеланджело да Караваджо (1573-1610), Гвидо Рени (1575-1642), Орацио Джентилески (1563-1639), Симон Вуэ (1590-1649), Хосе де Рибера (1591-1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593-1652), Франческо Хайес (1791-1882); скульпторов Педро де Мена (1628-1688), Антонио Канова (1757-1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).

Основываясь на Библии, мы с первого прочтения действительно найдем мало мест, где упоминается Мария Магдалина.

Евангелие от Матфея

Евангелист Матфей повествуя о событиях, которые происходили во время распятия Христа, упоминает Марию среди прочих женщин, стоявших и наблюдавших издали за происходящим. Матфей отмечает, что эти женщины следовали за Иисусом и служили Ему (Матф. 27:55,56). Далее в этой же главе мы видим Марию сидящую у гроба Господня в пятницу вечером. В следующей главе мы читаем: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». Матфей, описывая события воскресного утра, сообщает, что, придя ко гробу, женщины нашли его пустым. Ангел стоящий у гробницы, возвестил им, что Христос воскрес и повелел рассказать об этом ученикам. «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» Матф.28:9,10. Это последнее упоминание о Марии Магдалине в Евангелии от Матфея.

Евангелие от Марка

Евангелист Марк также упоминает про Марию Магдалину смотрящую издали с другими женщинами на сцену распятия Иисуса Христа, а также как полагали Его тело во гроб (Марк.15:40,47). В следующей главе Марк также сообщает, что Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его рано утром в первый день недели. Но придя, нашли гроб пустым и Ангела, сообщившего радостную весть, что Иисус воскрес, и повелевшего рассказать об этом ученикам. В трепете и ужасе женщины побежали от гроба и никому ничего не сказали, потому что боялись. Но Марк среди всех женщин особо выделил Марию Магдалину. И не случайно. «Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» Марк.16:9. Из этого текста можно отметить два момента. Во-первых, первым человеком, кому является Христос по Своем воскресении, была именно Мария Магдалина. И она возвестила Его ученикам, но они не поверили, что Он жив и она видела Его. Во-вторых, Иисус изгнал из Марии ранее семь бесов. Согласно словаря Нюстрема слово «Бес» (от греч. Даймон или Даймоннон), обозначает злого духа, который служит своему главному начальнику-дьяволу, «князю бесовскому» (Матф. 9:34). Иоанн в первом послании пишет: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Итак, в Марии были семь бесов, которые управляли ее образом мысли, образом жизни. И этот образ был далек от Божьих принципов, изложенных в Его Слове, Его законе. Это говорит о том, что она была полна греха. Но Христос, имея власть над духами нечистыми (Марк. 1:27), может освободить и нас от этих духов и их начальника, подобно тому, как Он освободил Марию. Иисус хочет это сделать, но насильно, без нашей воли, без нашего выбора Он не может освободить нас от греха. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» 1 Ин. 1:9. «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» Ис. 1:18. Получив прощение, освобождение от многих грехов, Мария была полна особыми, трепетными чувствами к своему Освободителю. Ее ответная любовь побуждала ее следовать за Христом и служить Ему. Эта же любовь побуждала ее в час страдания на кресте Спасителя быть неподалеку. Все та же любовь вела ее к гробу и в пятницу при погребении, и в первый день недели (воскресение) рано утром. Мария олицетворяла собой образ женщины, первой несущей радостную весть ученикам, а в них и всему человечеству, о воскресении, о жизни. Эта радостная весть о новой жизни, которая теперь доступна каждому человеку, верой принимающему Христа, как своего Спасителя, звучит со страниц Слова Божьего всем.

Евангелие от Луки и от Иоанна

Евангелист Лука подобно Матфею описывает события связанные с Марией Магдалиной. Апостол Иоанн в своем Евангелии особо подчеркивает встречу и разговор между Марией и Христом по Его воскресении. Вначале Мария не узнала Иисуса, приняв Его за садовника, но услышав свое имя, произнесенное Христом, она поняла, что перед ней стоит воскресший Учитель. Он не позволил прикоснуться к Себе, сказав, что еще не восшел к Отцу Своему. И далее Он просит сообщить об этом ученикам Своим, называя их братьями.

Прямого упоминания о Марии Магдалине в Библии более мы не находим, но исходя из ряда фактов можно предположить, что Мария Магдалина и Мария, сестра Марфы и Лазаря, является одной и той же личностью.

Библия не конкретизирует многих личностей, упоминая о них под разными именами. Например, мы не можем с точностью идентифицировать, по крайней мере, двух учеников, которых разные евангелисты именуют по-разному: у Матфея в списке имеются "...Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит...", Марк упоминает "...Фаддея, Симона Кананита...", а Лука говорит про "...Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева..." При этом группировка учеников по двое представлена так, что создается впечатление, будто Симон Зилот - скорее Леввей Фаддей, а не Симон Кананит. А Симон Кананит должен быть Иудой Иаковлевым. Разные имена у одного человека - не редкость у народов Ближнего Востока библейских времен. И подчас только иудейская или христианская традиция помогает (а может быть мешает) нам определить, кто есть кто.

Говоря о Марии, мы можем обнаружить, что в Евангелиях упоминаются несколько женщин с этим именем. Интересно вначале проследить другую Марию, которую Марк называет по-разному: вначале у него появляется "Мария, мать Иакова меньшего и Иосии" (Марк. 15:40), затем идет "Мария Иосиева" (Марк. 15:47), и наконец она предстает нам как "Мария Иаковлева" (Марк. 16:1). Первый текст и окружение этой Марии позволяют нам понять, что это одна и та же женщина, причем названа не по отцу и не по мужу, а по своим сыновьям. И это все мы находим в одном повествовании, что показывает, как евангелисты относились к именованию своих героев.

Что мы знаем о Марии Магдалине, и что знаем о Марии, сестре Марфы и Лазаря? Во-первых, Магдала располагается на берегу Галиллейского озера, неподалеку от Капернаума и Вифсаиды, откуда были первые ученики Христа. Марфа и Лазарь жили в Вифании, которая располагалась вблизи Иерусалима, что весьма далеко от Магдалы. Кажется, это обстоятельство должно сразу же перечеркнуть общность этих двух имен - Марии Магдалины и Марии из Вифании. Однако не будем торопиться, потому что найти простое объяснение такому не сложно, если учесть два обстоятельства: (1) Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины (Марк. 16:9; Лк. 8:2), после чего она с другими исцеленными и очищенными следовала за Иисусом по городам и селениям. (2) Женщина из Вифании была грешницей, которая в доме у Симона вылила драгоценное миро на Иисуса (Лк. 7:37-50; Матф. 26:6,7; Мк.14:3). А в Ин. 11:2 и Ин. 12:1-3 прямо сказано, что Мария сестра Лазаря ”помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими”. Конечно, можно предположить, что было две женщины, совершившие такое благое деяние по отношению к Иисусу в разное время. Но вероятнее всего речь идет об одной женщине. Тогда, мы видим, что “обе” Марии – Мария Магдалина и Мария из Вифании сестра Лазаря имели незавидное греховное прошлое. Обе Марии получили великое прощение от Господа, потому и последовали за Ним. Не потому ли другая безымянная грешница, прощенная Христом, традиционно ассоциируется с Марией Магдалиной? (Ин. 8:11).

Женщина, взятая в прелюбодеянии и приведенная ко Христу, Мария, из которой изгнаны семь бесов, женщина, помазавшая Иисуса драгоценным миро, Мария, сестра Марфы и Лазаря, тоже помазавшая Иисуса миром - традиционно христиане видели во всех этих женщинах одно и то же лицо. «Проповедники, богословы, художники, поэты и певцы все эти события относили к Марии Магдалине, о которой, по словам Христа, должно быть возвещено везде (Матф. 26:13; Марк. 14:9). И хотя эти слова были сказаны о Марии из Вифании, но по всему миру даже среди не христиан именно Мария Магдалина известна как великая грешница, прощенная Господом» (В. Юнак).

«По человеческим понятиям, Мария была безнадежной грешницей, Христос же видел хорошие задатки в ее душе, ее добрые черты. План спасения открыл перед человечеством великие возможности. Эти возможности должны были осуществиться и в Марии. По Его благодати она стала причастницей Божественной природы. Падшая, одержимая некогда нечистыми духами, она ближе узнала Спасителя, общаясь с Ним и служа Ему. Это Мария сидела у Его ног и училась у Него. Это Мария изливала на Его голову драгоценное миро и омыла Его ноги своими слезами. Мария стояла у креста и сопровождала Его тело до гроба. Мария раньше всех пришла ко гробу после Его воскресения. Мария первая провозгласила о воскресении Спасителя.

Иисус знает состояние каждой души. Вы можете говорить: "Я грешник, великий грешник". Вполне возможно. Но чем вы хуже, тем больше нуждаетесь в Иисусе. Он никогда не отвернется ни от одной плачущей, сокрушающейся души. Он, конечно, не каждому раскрывает все, что может открыть, но всякому трепещущему человеку Он повелевает: "Мужайся!" Он охотно прощает всех, кто приходит к Нему получить прощение и избавление от греха.

Христос мог бы повелеть ангелам небесным вылить чаши Его гнева на наш мир, чтобы уничтожить всех, кто исполнен ненависти к Богу. Он мог бы стереть это темное пятно со Своей Вселенной. Но Он не делает этого. Он сегодня стоит в Небесном храме у жертвенника курений, вознося Богу молитвы всех, кто жаждет Его помощи.

Тех, кто ищет в Нем убежище, Иисус ограждает от обвинений и раздоров. Ни человек, ни ангел не могут осудить таких людей. Христос делает их причастниками Своего богочеловеческого естества. Эти люди стоят рядом с великим Искупителем греха в свете, исходящем от Божьего престола. "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8:33, 34)» (Е.Уайт «Желание веков»).

Сегодня вокруг имени Марии Магдалины существует множество церковных легенд. Однако, нужно понимать, что нет документальных свидетельств, подтверждающих факт наличия в истории описываемых событий и тем более участие в них Марии Магадлины. Все эти предания возникли в христианстве спустя столетия после жизни самой Марии. Возможно, мы видим лишь своеобразную “эксплуатацию” ее известного имени.

Евгения, желаю, чтобы Вы, размышляя над тем, кем была Мария Магдалина, акцентировали внимание на том, что сделал Христос для нее (даровал великое прощение), какая у нее была реакция на это (любовь, следование за Ним, служение, готовность внимательно слушать). Также прошу обратить внимание на то, что какими бы мы грешниками не были, придя ко Христу мы можем получить прощение, спасение и новую жизнь!


Андрей Толстобоков



Здесь = > другие

Хосе Антолинес (Jose Antolinez , 1635-1675), «Вознесение Марии Магдалины». В католической традиции существует легенда, повествующая о том, что после Вознесения Христа Мария Магдалина добралась по морю до Галлии (Франции). Несколько лет она проповедовала христианство кельтам , а потом удалилась в пустыню. Там она провела 30 лет в суровой аскезе. Когда Мария состарилась, ангелы каждую ночь поднимали ее на небо, где она наслаждалась созерцанием Бога и слушала пение хора ангелов

Осенняя проповедь

Мария Магдалина (Μαρία ἡ Μαγδαληνή, Maria Magdalena), без сомнения, один из самых таинственных персонажей Нового Завета . Хотя после нашумевшего бестселлера « Святая Кровь и Святой Грааль » Майкла Бейджента (Michael Baigent) и Ричарда Ли (Richard Leigh , 1943-2007) и кинофильма « Последнего искушения Христа » Мартина Скорсезе (Martin Marcantonio Luciano Scorsese) многие уверены в том, что тайна её наконец разгадана. Супруга Иисуса ! Этот вывод бесспорно остроумен, но, на наш взгляд, не достаточно аргументирован, о чем мы поговорим дальше. Однако его нельзя считать исключительно плодом воображения одиноких талантов. Возможность такой трактовки образа Марии была заложена в самом фундаменте западной цивилизации — католицизме , и возникновение подобной теории на западе христианского мира кажется вполне закономерным. Дело в том, что образ Марии Магдалины, созданный более тысячи лет назад католиками, а потом перенятый протестантами , позволял уловить в нем намеки на некую интимную близость между Христом и Марией. Мы даже точно знаем, кто был автором этого образа — папа Григорий Великий (Gregorius Magnus, ок. 540-604).

Вот слова из его проповеди, произнесенной 21 сентября 591 года в базилике святого Климента в Риме :

Мы считаем, что та, кого Лука называет грешницей, и которую Иоанн называет Марией, и есть та Мария, из которой были изгнаны семь бесов (то есть Мария Магдалина. — П.К.). А что эти семь бесов означают, если не пороки? […] Раньше эта женщина использовала благовонное масло в качестве духов для своего тела ради греховных деяний. Теперь же [она предложила его Богу]. Она выставляла на показ свои волосы, чтобы украсить лицо, а теперь её волосы вытирали её слезы. Своими устами она […] целует ноги Господа, Спасителя. Она получала удовольствие, а теперь жертвовала собой. То, что послужило греховным побуждениям, она направила на служение Богу…

Вот как раз эти распущенные волосы, которыми Магдалина вытерла ноги Иисуса, и это миро , которым она умастила его голову, до сих пор не дают покоя любителям евангельской клубнички. Действительно моменты интимные, но к Магдалине никакого отношения не имеющие, как, в принципе, и все, о чем поведал пастве Григорий Великий. Образ, в который он искренне верил, представляет собой смешение нескольких евангельских сюжетов, на самом деле относящихся к разным людям.


Местечко Эль-Медждель в 5 км к северо-западу от Тиверии , родина Марии Магдалины (фото 1900-х). Во времена Христа оно называлось Мигдал-Эль или Мигдал Нуннайа, что в переводе с арамейского означает «Башня» или «Башня рыб» (тут ловили и солили рыбу). Городок расположился в южной части Геннисаретской равнины, которая славится плодородными почвами и тропическим климатом . Фото из архива Библиотеки конгресса США

Итак, начнем по порядку. История об умащении головы и ног Иисуса приводится во всех четырех Евангелиях. Однако имя умащавшей Иисуса женщины упоминает только Иоанн (Ин. 12:1-3). Её действительно зовут Мария. Но это Мария из Вифании , сестра Марфы и Лазаря , воскрешенного Христом. И апостол четко отличает её от Марии Магдалины, о которой упоминает только в конце своего повествования (Ин. 20:1).

Новости партнёров

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

В 1969 году Католическая Церковь официально признала, что ближайшая ученица Иисуса Христа Мария Магдалина никогда не была блудницей. Её жизнь вообще окутана тайной. Совершенно неизвестно, как жила Мария до встречи со Спасителем, также загадка, где, когда и как она закончила зем-ной век.

Вероятно, что Мария звалась Магдалиной, потому что происходила она из города Магдала. И также путём логических заключений и анализа письменных источников предполагается, что Мария никогда не была замужем, потому что иначе она носила бы имя мужа.

Однако свободных женщин тогда в еврей-ском обществе практически не было. Женщина в те времена должна была быть, если не замужем, то - уже мёртвой. А живая Мария Магдалина всё-таки оставалась незамуж-ней. Так получилось, потому что в Новом Завете сказано, что Мария была одержима семью бесами, которых потом изгнал Иисус.

Пожалуй, только одержимость той среде могла стать для одинокой женщины своеобразной защи-той от всевозможных посяга-тельств. А потом бесы покину-ли Марию действительно чрезвычайно быстро. И она с великой радостью присоединилась к растущему и крепнущему братству Христа, стала самой верной его ученицей.

Не просто Мария, а...

В канонических Евангелиях нет ни едино-го слова о том, что Мария Магдалина когда-то была блудницей. Откуда пошло такое мнение, кому это было выгодно - теперь уже совершенно непонятно. Но Новый Завет практически ничего не говорит и о месте, которое она занимала среди апостолов. Как будто Мария вообще оказалась и оставалась в этой собрании случайной и ничего не значащей фигурой.

Однако, в Писаниях ясно говорится, что Магдалина одна из немногих стала свидетель-ницей казни Христа (в отличие от разбе-жавшихся на тот момент учеников). Она же стала первой, кому Спаситель явился после Воскресения. Не апостолы, а именно она возвестила миру первой о чуде Воскресения.

Это не мог-ло не привлечь вни-мания исследователей. Если Магдалина была простой попутчицей, то почему Христос первой явился именно ей, а не кому-то из апостолов? А потому что она была любимым и самым верным учеником Христа, о чём все-таки таинственно намека-ет Евангелие от Иоанна.

Апокрифы или неканонические Евангелия

В 1945 году в Египте обнару-жили сосуд с древними ранними хрис-тианскими книгами. Они содержали просто сен-сационный материал. Особенно поразило Евангелие от Фи-липпа , которое под-робно описывало взаимоотношения Иисуса с учениками, в том числе Мари-ей Магдалиной.

Всему миру стали известны строки это-го апокрифического Евангелия: «Трое шли с Господом всё вре-мя. Мария, его мать, и её сестра, и Магдалина, которую на-зывали его спутницей». Далее: «Господь лю-бил Марию более всех учени-ков, он часто лобзал её уста. Остальные ученики... сказали ему: Почему ты любишь её более всех нас?»

Мария названа лю-бимым учеником Христа. Конечно, книги из Накхамади были не первыми, которые корректируют каноническое христианство. Разнопонимания и разночтения были почти с самого его начала распространения по миру. Постоянно шли споры.

Другая сенсация нового времени случилась в 1896 году. На каирском базаре немецкий учёный купил древнюю книгу на коптском языке. Она стала затем известна как Евангелие от Марии .

Доказано, что оно подлинное, потому что нашлись также его фрагменты на греческом языке. Они да-тируются II - самым началом III века. Оригинал вполне мог быть написан именно в годы жизни Марии Магдалины.

Этот апокриф тоже свиде-тельствует об особом отно-шении к ней Христа и даже более ярко показывает непри-язнь к ней других учеников. Евангелие от Марии свидетельствует о состоянии апостолов после распятия Хрис-та.

Главное же именно здесь подробней излагается великая тайна - что сказал Христос Марии после своего Воскрешения. Апостолы же, услышав это, повели себя совсем не лучшим образом: «Андрей же ответил и сказал братьям: ...я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли».

А Пётр спросил учеников о Спасителе: «Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться, все слушать её? Предпочёл он её более нас?» Но Левий ответил: «Пётр,.. я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Если Спаситель счёл её достой-ной, кто ты, чтобы отверг-нуть её? Разумеется, Спаситель знал её очень хорошо. Вот по-чему Он любил её больше нас ».

Любимая апостол?

Поцелуй в губы многих смущает и наводит на крамоль-ные мысли, хотя он озна-чает передачу тайного знания. Это принято во многих тайных ор-ганизациях. Христос, целуя Марию,посвящал её в свои ученики. И из всех учеников именно Мария Магдалина была самой духовно зрелой и мудрой.

И как раз во многом её заслуга, что христианство не про-пало, а стало распространяться после смерти Христа. Исторические документы подтверждают, что Мария Магдалина пропове-довала даже в Риме! Об этом говорится и в посла-нии Павла к римлянам. Её принял даже император, и её рассказ подтверждён письменным докладом Понтия Пилата.

О Магдалине как о блуднице впервые заговорили только в VI веке нашей эры. К этому времени Церковь не только прочно стояла на ногах, но и приобрела статус государственной. Идеи Христа о любви и равенстве частично уступили место прежним взглядам, роль женщины была минимальной.

В период раннего христианства женщин-пророков и руководительниц общин было даже больше, чем мужчин. Потом захватившие власть мужчины объявили их «сосудом греха». Даже мысль, что женщина могла быть апостолом стала ересью.

Поэтому ученица и проповед-ница Христа Мария Магдалина для новых церковников преврати-лась в проблему. И личность Марии переосмыс-лили. И хотя даже в разрешённых Евангелиях ни словом не сказано о ней как о блуднице, во всех последующих сочинениях приравняли её к грешнице.

Да, и Бог с ними. Христос пришёл спасать именно грешников, а кто мнит себя святым - беспорочным и всезнающим - Спаситель не нужен.