04.03.2020

Древняя батарейка. Шумерская батарейка или электричество до нашей эры. Если не лампа, то что же


мне, а может быть и вам сразу вспомнилась вот такая интересная тема и вот такой древний предмет. Сегодня эта удивительная археологическая находка находится в Национальном музее Ирака (National Museum of Iraq), и представляет собой глиняный сосуд, размером с мужской кулак.

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта (Alassandro Volta). Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством. Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Объект, который принять называть электрической батарей 2000-летней давности (Baghdad Battery), в 1936г. был найден рабочими, равнявшими землю под новую железную дорогу в районе Куджут-Рабу, к юго-востоку от Багдада. Оказалось, что батарея находилась в подземной гробнице парфянского периода (247г. до н.э. – 228г. н.э.).

Давайте узнаем подробности …

Находка представляла собой овальный кувшин из ярко-желтой глины высотой 13см со свернутым листом меди, железным стержнем и несколькими кусками битума внутри. Битумом запечатывали верхний и нижний края медного цилиндра. Наличие битумных пломб наводит на мысль о том, что в сосуде когда-то хранилась жидкость. Это же подтверждают следы коррозии на меди, которые, видимо, появились в результате действия кислоты, предположительно уксуса или вина. Похожие артефакты были найдены возле городов Селевкия (где в подобном кувшине нашли свиток папируса) и Ктесифона (где в сосуде находились скрученные листы бронзы).

В 1938г. немецкий археолог Вильгельм Кениг, который позднее возглавил лабораторию Багдадского музея, в подвале музея обнаружил странный предмет или несколько предметов (в разных источниках данные не совпадают). Сделав тщательный анализ, он пришел к выводу, что артефакт очень напоминает гальванический элемент, то есть является прототипом современной электрической батарейки. Вскоре Кениг опубликовал статью, в которой утверждал, что это древняя батарейка, которая использовалась для гальванизации (перенесения тонкого слоя золота или серебра с одной поверхности на другую) золота на медные и серебряные предметы. Он также предположил, что для усиления мощности могли связывать вместе несколько батарей.

Куджут-Рабу, где был найден артефакт – это место древнего поселения парфян, которые были прекрасными воинами, но не отличались особым развитием, поэтому возникло предположение, что багдадские батареи могли принадлежать другим народам. Помимо своих функций, банка ничем особенным не выделяется; она выполнена из обычных для того времени материалов и с применением обычных технологий. Поэтому трудно представить, что кто-то смог правильным образом соединить правильные компоненты для получения электричества. Вероятнее всего, что багдадская банка является случайным результатом чьих-то усилий. Инженер главной лаборатории высоковольтного электричества в Питсфилде (штат Массачусетс) Уиллард Ф. М. Грей, познакомившись со статьей Кенига, решил создать и проверить точную копию древней батареи. Наполняя глиняный кувшин виноградным соком, уксусом или раствором сульфата меди, он получил напряжение 1,5- 2В.

В 1999г. студенты колледжа Смита (штат Массачусетс) под руководством профессора математики и истории науки доктора Марджори Сенешала сделали несколько точных копий багдадского артефакта. Они наполнили один из кувшинов уксусом, и тот дал напряжение 1,1В. Этот эксперимент позволяет сделать вывод, что багдадская батарея могла давать ток небольшой мощности, но для чего же он использовался? Принято считать, что первая известная электрическая батарея, Вольтов столб, была изобретена итальянским физиком Алессандро Вольта лишь в 1800г., в то время как багдадская батарея датируется 250г. до н.э. – 640г. н.э. Итак, если это была примитивная батарея, откуда древние парфиняне получили знания о её конструкции и о том, как она работает? Допустим, парфяне – извечные соперники римлян на востоке, чью культуру мы сравнительно плохо знаем, – могли вырабатывать электрический ток самыми примитивными средствами. Но для чего? Ведь в Парфии, как и в древнем Риме, – уж это мы точно знаем! – не пользовались электрическими лампами, не оборудовали повозки электромоторами, не возводили линии электропередачи.

А что как нет? Что если во всем виноваты «тёмные века», лишившие европейцев исторической памяти? и «век электричества» наступил не во времена Фарадея и Яблочкова, а в дохристианскую эпоху? «Электрическое освещение имелось ещё в древнем Египте» – утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент – рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы, внутри колбы извивается змея; ее голова обращена к небу.

Для Крассы и Хабека все ясно, этот рельеф – технический чертёж; странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали тёмные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами. Всё дело в энергетике!

Смотрите как красиво это выглядит: находясь во дворце фараона, вы наблюдаете, как царица Клеопатра ведет своего друга Юлия Цезаря по темному подземному туннелю, в котором вдруг вспыхивают яркие электрические светильники.

Цезарь поражен и даже немного испуган. А Клеопатра, с интонацией легкого пренебрежения, поясняет: «Это вы, просвещенные римляне еще не знаете этого, а нам это известно с глубокой древности!»

«Невероятно!» — подумаете вы. Однако, в интернете можно встретить вот такие утверждения.

О таинственных ярких негасимых источниках света знали еще в древнейшее время. Плутарх писал о лампе, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков. О таком же ярком
источнике света, который горел в голове статуи Геры в городе Гераполисе (Сирия) писал греческий сатир Лукиан (120-180 гг. н.э.). Павсаний (II в.н.э.) рассказывал об удивительной золотой лампе в храме Минервы,
неугасимо горевшей на протяжении века.

В своих трудах описал такую же лампу, находившуюся в храме Изиды (Египет) Св. Августин (364-450 гг.н.э.), которую не могли потушить ни вода, ни ветер. Такая же лампа исправно работала в Эдессе во время
правления Юстиниана Византийского (VI в.н.э.). Надпись на этой лампе указывала, что она горит уже 500 лет!

В раннее средневековье в Англии была обнаружена лампа, горевшая с III века нашей эры. Близ Рима в 1401 году был обнаружен фонарь Полланта, который горел в гробнице сына на протяжении, как это
невероятно, на протяжении 2000 лет! В 1550 году на острове Несида, в Неаполитанском заливе при вскрытии хорошо сохранившейся мраморной гробницы обнаружили ярко горевшую лампу, зажженную еще до начала нашей
эры. На знаменитой Аппиевой дороге во время папства Павла III, была вскрыта гробница с погребенной дочерью Цицерона Туллиолой. В этой гробнице также сияла среди множества погасших очередная вечная лампа на
протяжении 1600 лет.

Но даже если отбросить свидетельства этих древних источников, как не слишком надежные, можно вспомнить, что в книге «Эдипус Египтикус», выпущенной в 1652 г. в Риме иезуитом Кирхером, так же говорится о
настоящей осветительной лампе, найденной в подземельях Мемфиса.

Среди известных лиц, которые были прямыми или косвенными свидетелями работы этих ламп так же были: Климент Александрийский, Парацельс, Плиний, Солин, и Альберт Магнус. Интересно, что при вскрытии
склепа основателя ордена Х.Розенкрейцера через 120 лет после его смерти, он освещался лампой, висевшей под потолком.

Современный исследователь Эндрю Томас, в течение многих лет изучавший Восток и не много раз бывавший в Индии, пишет: «Во время своего пребывания в Индии я ознакомился с древним документом,
хранящемся в библиотеке г. Уджайна, — «Адастия Самхита». Невероятно, но там я нашел инструкцию, как изготовить электрическую батарею!

Она выглядит так: «…положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину,
амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна.

Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю — кислород и водород. Батарея, сделанная из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу». Митру-Варуну мы называем сегодня анодом и
катодом. Известно, что в древней Индии знали и об электропроводности.

Э.Томас рассказывает также об одном богом забытом поселении, находящемся в джунглях близ горы Вильгельма в Новой Гвинеи. Практически полностью изолированная от современной цивилизации, эта деревня имеет
систему искусственного освещения, ничем не уступающую современным городским. Случайные охотники, которым посчастливилось побывать в этом селении рассказывают, что они были просто ошеломлены, когда им довелось увидеть множество маленьких лун, ярко горевших на протяжении всей ночи.

Эти искусственные фонари представляли собой большие шары, установленные на столбах. Когда солнце садилось, эти светильники начинали сиять светом, похожим на неоновые лампы.

Забавные гипотезы, но правды в них все же, ни на вольт. Мощность «багдадской батарейки» очень мала. Даже если бы в древности освещали комнаты лампочками мощностью один ватт – что это за мощность, световой блик, а не луч света в темном царстве! – пришлось бы составить вместе сорок «багдадских батареек». Подобная конструкция весит десятки килограммов. «Для освещения всех египетских строений понадобилось бы 116 миллионов батареек общим весом 233600 тонн» – педантично подсчитал физик Франк Дерненбург. Этим цифрам особой веры тоже нет, но смысл ясен: гальванические элементы античности должны попадаться учёным на каждом шагу. Но это не так!

Удивились и электрики. Даже сегодня нет такой гигантской лампы накаливания, как изображенная на этом рельефе. И хорошо, что нет. Подобные колоссы опасны: ведь сила разрушения лампы под действием атмосферного давления возрастает по мере увеличения её объёма. Египтологи же истолковывают этот рельеф совсем иначе, чем любители сенсаций, мастера путать столетия и открытия. Рельеф полон символики. Сам иероглифический способ письма побуждал египтян видеть за изображениями нечто иное – то, что подразумевается. Реальность и её образ не совпадали. Элементы египетских рельефов были, скорее, словами и фразами, которые надлежало понять.

Итак, по мнению специалистов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения – пресловутая «колба». Даже египтологи не знают, как её истолковать. Возможно, она обозначает «горизонт». Что касается обстановки, в которой создавался рельеф, то рабочие наверняка высекали его при свете обычных ламп, заправленных, например, оливковым маслом. В долине царей археологи встречали изображения, на которых видны рабочие с подобными лампами, видно, как им выдают фитили и как вечером рабочие возвращают их. А почему тогда нет следов копоти на стенах и потолках? А вот и неправда ваша! Есть они. Археологи не раз находили подобные пятна.

Пришлось даже реставрировать некоторые слишком закопченные гробницы. Но если «багдадские батарейки» не использовались для освещения жилищ и гробниц, для чего они были нужны? Напомним о гипотезе немецкого археолога Кёнига, который считал, что электроэнергии, вырабатываемой батареей багдадских банок, вполне должно было хватить для осуществления гальванизации металлов. Кениг обнаружил шумерскую медную вазу 2500г. до н.э., покрытую серебром. По его словам, покрытие наносилось с помощью прибора, похожего на найденный в Куджут-Рабу, однако доказательств существования батарей в Шумере нет. Кениг утверждал, что ремесленники современного Ирака всё ещё используют примитивные электрические технологии для покрытия медных украшений тонким слоем серебра, поскольку этот метод передавался из поколения в поколение со времён Парфянского царства.

В 1978г. египтолог Арне Эггебрехт (на тот момент директор музея Ромера- Пелизаеса в Хильдесхайме) попытался экспериментально проверить гипотезу Кёнига. Использовав десять сосудов, подобных багдадской батарейке, и солевой раствор золота, за несколько часов учёный покрыл статуэтку Осириса ровным слоем золота. На такой технический трюк, очевидно, были способны и древние мастера. Ведь для нанесения гальванических покрытий нужен ток небольшой силы и низкого напряжения. Ссылаясь на результаты эксперимента, Эггебрехт заявил, что многие древние музейные экспонаты, которые ныне считаются золотыми, в действительности выполнены из позолоченного серебра. Скептически настроенные археологи отмечают, что сама демонстрация возможности использования находки в качестве источника электрического тока не доказывает, что она на самом деле так применялись. К тому же слой асфальта покрывает медный цилиндр полностью, что исключает подключения проводов снаружи.

Также асфальт хорошо подходит для запечатывания сосудов для сохранности содержимого, однако для гальванических элементов такого типа герметизация не только не нужна, но и контрпродуктивна, так как препятствует возможности добавления или замены электролита. По другой теории, электричество, вырабатываемое батареей, использовалось в медицине. В трудах древнегреческих и римских авторов находили немало подтверждений существования довольно сложной системы знаний об электричестве в древнем мире.

Грекам было известно, что боль можно убрать, приложив электрического угря, и держать до тех пор, пока воспаленная конечность не онемеет. Гнюса, или электрического ската, у которого возле глаз находится орган, вырабатывающий электрический ток силой 50А и напряжением от 50 до 200В, использовали в качестве оружия: с его помощью глушили проплывающую мимо мелкую рыбу. Римский писатель Клавдиан описывает историю о том, как гнюса поймали на бронзовый крючок и тот ударил рыбака током, который прошел через воду и линь. Сохранились также сведения о лечении ряда болезней, от головной боли до подагры, путем прикладывания пары таких электрических скатов к вискам пациента. Известно, что врачеватели Древнего Вавилона использовали электрических скатов для местной анестезии. Кроме того, еще древние греки открыли статические свойства электричества: натирая янтарь (по-гречески «электрон») кусочком меха, они обнаружили, что мех после этого притягивает перья, пылинки и соломинки. Впрочем, хотя греки и обратили внимание на столь странное явление, они не смогли разгадать, почему так происходит и, вероятно, сочли это просто чем-то удивительным.

Однако у утверждения, что электрическую батарею использовали для избавления от боли, много противников. Главным недостатком медицинской теории является очень низкое напряжение батареи, которое вряд ли позволило эффективно воздействовать на организм больного, разве только при несильных болях, хотя несколько таких батарей, связанных вместе, могли давать более мощный электрический разряд. Соглашаясь в основном с версией о медицинском назначении багдадской батареи, Пол Кейзер из канадского университета Альберта предложил новую гипотезу. На мысль его натолкнули обнаруженные во время раскопок в Селевкии, недалеко от Вавилона, рядом с напоминающими батареи устройствами бронзовые и железные иглы. Согласно его версии, суть которой была опубликована в статье за 1993г., эти иглы могли использоваться для свого рода электроакупунктуры – метода лечения, в те времена уже известного в Китае.

Некоторые исследователи склонны верить в ритуальное назначение багдадской батареи. Эксперт по истории металлургии из отдела научных исследований Британского музея доктор Пол Крэддок предположил, что связку из нескольких древних гальванических элементов располагали внутри металлической статуи, и верующие, прикасаясь к идолу, получали небольшой удар, похожий на действие статического электричества. Вероятно, такое случалось, когда они давали неверный ответ на вопрос, заданный жрецом. Этот удивительный эффект покалывания, по-видимому, воспринимался верующими как доказательство того, что жрец обладает магической силой, является избранным, поэтому его храм посещали более остальных.

К сожалению, пока такие статуи не найдены, ритуальное использование гальванических элементов остается лишь ещё одной любопытной теорией. Испытания копий багдадской батареи проводились неоднократно, но скептики утверждают: сегодня нет доказательств тому, что она когда-либо функционировала как электрическая батарейка, и отмечают, что о парфинянах – древних создателях этого устройства, говорили как о великих воинах, но в источниках ничего не сказано об их научных достижениях. А тот факт, что ни в одном из сохранившихся исторических документов того периода не упоминается использование электричества, подтверждает их скепсис.

Нет среди археологических находок парфянского периода ни статуй, позолоченных электролитическим способом (все они позолочены хорошо известным процессом амальгамирования), ни проводов, кабелей или более сложных образцов древних батарей. Некоторые исследователи оспаривают результаты экспериментов с копиями батареи, утверждая, что невозможно воссоздать те же условия. В частности, эксперименты доктора Арне Эггебрех-та проводились над огнем. По словам сотрудницы музея Ро-мера-Пелизаеса (где в 1978г. Эггебрехт проводил свои эксперименты с копией батареи) доктора Беттины Шмитц, никаких фотографии или отчетов об экспериментах Эггебрехта не сохранилось.

В то же время, скептики предлагают альтернативное объяснение теории об электрической батарее. Известно, что археологи находили подобные «батарейки», в которых внутри медного цилиндра помещался медный стержень, такие устройства однозначно не могут вырабатывать ток. Нужен стержень из другого металла. По мнению скептиков, кувшины были сосудами для хранения священных свитков из материалов органического происхождения – пергамента или папируса, на которых записывались некие ритуальные тексты. При их разложении выделялись органические кислоты, что объясняет наличие следов коррозии на медном цилиндре, а битумная пломба, найденная возле багдадской батареи, была не частью гальванического элемента, а герметичной крышкой, которая позволяла хранить содержимое кувшина длительное время. Заметим, что «багдадская батарейка» почти идентична найденным сосудам из близлежащей Селевкии с известной функцией – они использовались для хранения свитков. И всё же нельзя отрицать, что устройство могло выполнять функцию электрического элемента. Вполне возможно, создатель этого предмета до конца не понимал принципов того, что он использовал, как в случае с древнегреческим янтарем. И этот случай не единичный. Многие открытия, например порох и лечебные свойства трав, были сделаны до того, как удалось определить их пользу.

Впрочем, даже если будет доказано, что багдадский артефакт является древней электрической батареей, останутся сомнения в том, что древние люди 2000 лет назад действительно осознавали феномен электричества. Была ли багдадская батарея единственной находкой такого рода, а её создатели единственными представителями древнего мира, открывшими (возможно, случайно) электричество? Очевидно, необходимо искать новые письменные или археологические данные, подтверждающие её уникальность. К сожалению, в 2003г. во время войны в Ираке багдадскую батарею вместе с тысячами других ценных артефактов украли из Национального музея. Сегодня её местонахождение неизвестно

Если современный город отключить хотя бы на час от электроснабжения, то в нём неизбежно возникнет ситуация, для обозначения которой самым мягким словом будет - коллапс. И это неизбежно, до такой степени электричество вошло в повседневную жизнь. Невольно возникает вопрос - как же наши предки на протяжении тысячелетий обходились без этого вида энергии? Неужели они были абсолютно лишены её потенциала? Вот на этот вопрос у исследователей нет однозначного ответа.

Находка, сделанная в предместье Багдада

Принято считать, что человечество познакомилось с электрическим током лишь во второй половине XVIII столетия, а произошло это благодаря двум неуёмным итальянцам, посвятившим свои жизни изучению физических явлений - Луиджи Гальвани и его преемнику Александру Вольту. Именно благодаря этим людям сегодня бегут по рельсам электропоезда, зажигается свет в наших домах, у соседей в поздний час начинает грохотать перфоратор.

Однако эта не подлежавшая сомнению истина была поколеблена находкой, сделанной в 1936 году австрийским археологом Вильгельмом Кёнингом в окрестностях Багдада и получившей название багдадская батарейка. История умалчивает о том, сам ли исследователь копался в земле, или попросту купил артефакт у местных «чёрных археологов». Последнее даже кажется более вероятным, так как в противном случае могли быть обнаружены ещё какие-то любопытные вещи, но мир узнал лишь об одной уникальной находке.

Благодаря Вильгельму Кёнингу человечество обрело удивительный артефакт, внешне напоминавший древний песочного цвета, высота которого не превышала пятнадцати сантиметров, а возраст, судя по всему, равнялся двум тысячелетиям. Горлышко находки было запечатано смоляной пробкой, над которой виднелись остатки выступавшего из неё металлического стержня, за долгое время почти полностью уничтоженного коррозией.

Удалив смоляную пробку и заглянув внутрь, исследователи обнаружили там тонкий медный лист, свёрнутый трубкой. Его длина была девять сантиметров, а диаметр равнялся двадцати пяти миллиметрам. Именно через него был пропущен металлический стержень, нижним концом не доходивший до дна, а верхним выходивший наружу. Но самое странное заключалось в том, что вся эта конструкция удерживалась в воздухе, надёжно заизолированная смолой, покрывавшей дно сосуда и закупоривавшей горловину.

Как эта штука могла действовать?

Теперь вопрос ко всем, кто добросовестно посещал уроки физики: на что это похоже? Вильгельм Кёнинг нашёл на него ответ, ведь он не был из числа прогульщиков - это для получения электричества, или, проще говоря, багдадская батарея!

Сколь безумной ни казалась бы эта идея, но её было трудно оспорить. Достаточно провести несложный опыт. Необходимо заполнить сосуд электролитом, в качестве которого вполне может подойти виноградный или лимонный сок, а также уксус, хорошо известный в древности.

Поскольку раствор будет полностью покрывать не соприкасающиеся между собой, металлический стержень и медную трубку, то между ними возникнет разность потенциалов и непременно появится электрический ток. Всех сомневающихся отсылаем к учебнику физики за восьмой класс.

Ток действительно идёт, ну а дальше?

После этого древнему электрику оставалось лишь позаботиться о том, чтобы багдадская батарейка была соединена проводами с каким-нибудь подходящим потребителем энергии - скажем, торшером, сделанным из листьев папируса. Впрочем, это мог быть и простой уличный фонарь.

Предвидя возражения скептиков по поводу того, что для любого осветительного прибора нужна как минимум одна лампочка, приведём аргументы сторонников этой, на первый взгляд, фантастической идеи, и выясним, могли ли люди, жившие задолго до нашей эры, создать лампу накаливания, без которой древняя багдадская батарейка теряла всякий смысл?

Как могла выглядеть лампочка, сделанная в Древнем Египте?

Оказывается, и это не исключено, по крайней мере, со стеклом проблем у них не должно было возникнуть, ведь, по данным науки, его изобрели пять тысяч лет назад древние египтяне. Известно, что ещё задолго до появления пирамид, на берегах Нила, нагревая до высоких температур смесь песка, содовой золы и извести, стали получать стекловидную массу. Несмотря на то что вначале её прозрачность оставляла желать лучшего, со временем, а его до нашей эры было достаточно, процесс усовершенствовали, и в результате стали получать стекло, близкое к его современному виду.

Сложнее обстоит дело с нитью накаливания, но и тут оптимисты не сдаются. В качестве главного аргумента они приводят загадочный рисунок, обнаруженный на стене египетской гробницы (фото с него приводится в нашей статье). На нём древний художник изобразил предмет весьма похожий на современную лампу, внутри которой отчётливо видно нечто, напоминающее эту самую нить. Ещё большую убедительность рисунку придаёт изображение шнура, подведённого к лампе.

Если не лампа, то что же?

На возражения скептиков оптимисты отвечают: "Согласны, на рисунке может быть изображена вовсе не лампочка, а некий фрукт, выращенный древними мичуринцами, но, как тогда объяснить, почему на потолках помещений, где мастера расписывали стены, не обнаружено следов копоти от или факелов? Ведь в пирамидах окон не было, и солнечный свет в них не проникал, а работать в полной темноте невозможно".

Значит, имелся какой-то неизвестный нам источник света. Впрочем, даже если и не было у древних никаких лампочек, это совсем не означает, что багдадская батарейка, описание которой приведено выше, не могла использоваться по какому-то иному назначению.

Ещё одна любопытная гипотеза

В древнем Иране, на территории которого была сделана сенсационная находка, нередко использовали медную посуду, покрытую тончайшим слоем серебра или золота. От этого она выигрывала с эстетической точки зрения и становилась экологически более чистой, так как благородные металлы имеют свойство убивать микробы. Но нанести такое покрытие можно только электролитическим методом. Только он придаёт изделию идеальный вид.

Эту гипотезу взялся доказать немецкий учёный-египтолог Арне Эггебрехт. Изготовив десять сосудов, точно таких же, как багдадская батарейка, и заполнив их солевым раствором золота, он сумел за несколько часов покрыть ровным слоем благородного металла специально предназначенную для опыта медную статуэтку Осириса.

Аргументы скептиков

Однако справедливости ради необходимо выслушать доводы и противной стороны - тех, кто считает электрификацию Древнего мира выдумкой досужих мечтателей. В их арсенале имеются, главным образом, три весомых аргумента.

Прежде всего они довольно резонно замечают, что если бы багдадская батарейка действительно была гальваническим элементом, то в неё периодически необходимо было добавлять электролит, а конструкция, при которой горловина залита смолой, этого не позволяла. Таким образом, батарея становилась устройством одноразового пользования, что само по себе маловероятно.

Кроме того, скептики указывают на то, что если багдадская батарейка - это действительно прибор для получения электричества, то среди находок археологов неизбежно должны были встречаться всевозможные сопутствующие атрибуты, такие как провода, проводники и так далее. В действительности же ничего подобного обнаружить не удалось.

И, наконец, самым сильным аргументом можно считать указание на то, что до сих пор в памятниках древней письменности не упоминалось об использовании каких-либо электрических приборов, что было бы неизбежно при их массовом применении. Отсутствуют также их изображения. Исключение составляет лишь древнеегипетский рисунок, о котором рассказывалось выше, но он не имеет однозначного толкования.

Так что же это такое?

Так для какой же цели была создана багдадская батарейка? Назначение этого интригующего артефакта противники электрической теории объясняют крайне прозаически. По их мнению, она служила всего лишь местом хранения древних папирусных или пергаментных свитков.

В своём утверждении они опираются на то, что в незапамятные времена свитки действительно было принято хранить в глиняных или керамических сосудах, похожих на этот, правда, не запечатывая горловину смолой и не наматывая их на металлические стержни. Назначение же медной трубки они и вовсе не в состоянии объяснить. Непонятна также и судьба самого свитка, якобы хранившегося внутри. Не мог же он сгнить настолько, что не оставил после себя никаких следов.

Артефакт, не пожелавший открыть свою тайну

Увы, но тайны багдадской батарейки до сего дня остаются неразгаданными. В результате экспериментов удалось установить, что прибор подобной конструкции действительно способен вырабатывать ток напряжением полтора вольта, но это отнюдь не доказывает, что находка Вильгельма Кёнинга использовалась именно таким образом. Сторонников электрической теории очень мало, ведь она противоречит официальным данным науки, а каждый, кто на них покусится, рискует прослыть неучем и шарлатаном.

04.01.2017 0 5540


Вряд ли у кого повернется язык назвать «чудом» обыкновенную электробатарейку. Сегодня эти «чудеса» продаются в любом магазине или киоске. Но что вы скажете о батарейке, возраст которой насчитывает... 2000 тысячи лет?!

Эта загадочная находка была сделана в 1938 г. неподалеку от Багдада, среди руин древнего парфянского поселения Худжут-Рабу. Позже авторство находки приписали немецкому археологу Вильгельму Кёнигу , который работал тогда директором Багдадского музея, однако до сих пор неясно, сам ли Кёниг откопал ее, или просто обнаружил этот таинственный предмет в музейных запасниках. Как бы то ни было, именно Кёниг первым исследовал необычную находку.

Это была желтая глиняная фляга размером чуть больше кулака (ок. 13 см в высоту). Горлышко ее было залито битумом, а через слой битума пропущен железный прут со следами коррозии. Внутри прут окружал медный цилиндр высотой около 5 дюймов и диаметром 1,5 дюйма. Его края спаяны оловянисто-свинцовым сплавом. Все было сделано очень просто, безыскусно и до боли напоминало... примитивную электрическую батарею !

Во всяком случае, Кёниг не нашел никакого другого объяснения. По его расчетам, эта батарейка, заполненная кислотой или щелочью, могла произвести электрический ток с напряжением до 1 В. Но для чего древним могло понадобиться электричество? Ведь, как мы знаем, электрическая батарея («вольтов столб») была изобретена в 1800 г. итальянским физиком Алессандро Вольта (1745—1827).

Это изобретение стало одним из тех, что коренным образом изменили жизнь человечества. Однако что-то не похоже, чтобы «багдадская батарейка» как-то повлияла на жизнь людей Древнего мира.

В поисках ответа Кёниг перебрал множество экспонатов Багдадского музея древностей. Его внимание привлекли медные посеребренные вазы, найденные среди руин шумерских городов в южном Ираке и относящиеся по крайней мере к 2500 г. до н.э. Тонкий слой серебра на покрытых патиной вазах, похоже, был нанесен... электролитическим методом.

Как известно, с помощью электролитического осаждения можно наносить покрытие из одного металла (например, золота или серебра) на поверхность другого металла (например, серебра или меди). Этт метод (гальваностегия) был разработан в 1838 г. немецким электро техником Б.С. Якоби, работавшим в России. Однако получается, что жители Древней Месопотамии пользовались им еще несколько тысяч лет назад!

Когда и кем была создана «багдадская батарейка»? Селение Худжут Рабу, где она была найдена, относится к парфянской эпохе (248 г. до н.э. — 226 г. н.э.). Отличные воины, парфяне никак не зарекомендовали себя в области научных открытий и изобретений. Поэтому логичнее было предположить, что они заимствовали технологию изготовления батарей от какой-то более продвинутой цивилизации.

Может быть, эти батарейки научились делать еще в эпоху Нововавилонского (626—539 гг. до н.э.) или Старовавилонского (2003—1595 гг. до н.э.) царств? А может быть, эта традиция еще более древняя и берет начало от шумеров? Эта великая цивилизация дала человечеству письменность и колесо. Может быть, шумеры первыми изобрели и электрические батареи, а от них это умение «по цепочке» перешло к парфянам?

Если это так, то в последующие века эта технология была утрачена, и ни одна «батарейка» больше не была создана в течение последующих 1800 лет.

В 1940 г. Кёниг опубликовал статью, посвященную этой интригующей загадке. Но уже вовсю полыхала Вторая мировая война, и на этом фоне открытие немецкого ученого осталось незамеченным. К загадке «багдадской батарейки» вернулись только после войны.

В 1947 г. американский физик Уиллард Грей, работавший в лаборатории высоких напряжений в Питтсфилде, штат Массачусетс, заинтересовавшись статьей Кёнига, изготовил точную копию «батарейки». В качестве электролита он использовал сульфат меди. К удивлению (и удовлетворению!) Грея, батарейка действительно дала электрический ток с напряжением около 2 вольт.

Эксперимент Грея вызвал волну научного интереса к загадочному устройству, найденному Кёнигом. Не все ученые однозначно восприняли его как электрическую батарею. Были и другие мнения. Но и те, кто соглашался с выводами Кёнига и Грея, не могли ответить на многие вопросы: кто и когда сделал батарейку? Для чего она использовалась? Является ли это единичным изобретением, или эти устройства были хорошо известны в Месопотамии? Если да, то когда появилась эта традиция и как широко она была распространена?

Споры продолжаются до сих пор. К сожалению, никому пока не удалось отыскать другого экземпляра «багдадской батарейки», так что находка Кёнига по-прежнему остается единственной в своем роде, и это заставляет ученых воздерживаться от каких-либо обобщающих выводов.

Имеется, правда, несколько похожих находок, сделанных в других областях земного шара, в частности, в Египте, но их нельзя интерпретировать так однозначно, как багдадскую. Да и сама «багдадская батарейка» не получила полного признания в научных кругах.

Большинство исследователей относят батарейку к парфянской эпохе, однако никто не спешит признавать приоритет парфян в области изобретения электричества: как было сказано выше, миру неизвестны какие-либо научные достижения этого народа.

Между тем доктор Джон Симпсон, сотрудник отдела Древнего Востока в Британском музее, придерживается иного мнения: горшок, из которого изготовлена «багдадская батарейка», не парфянский, а сасанидский (иранский).

В истории Ближнего Востока сасанидский период (225—640 гг. н.э.) знаменует собой конец древней и начало средневековой эры, отличающейся более высоким уровнем научного и технологического развития.
Впрочем, ни один элемент «багдадской батарейки» не является высокотехнологичным. В этом устройстве использованы только самые обычные материалы, хорошо известные людям на протяжении веков, и его изготовление было по силам многим народам той эпохи.

Удивляет другое: кто и каким образом догадался соединить именно эти элементы и именно таким способом? Неужели результат этого изобретения был заранее очевиден его создателю? Тогда приходится признать, что древние уже обладали каким-то объемом знаний об электричестве, возможно, почерпнутым из наблюдений за природными явлениями.

Но как широко эти знания были распространены? Или «багдадская батарейка» все-таки представляет собой результат случайного эксперимента? Ничего необычного в этом нет: многие изобретения были сделаны задолго до того, как ученые поняли основные принципы того или иного явления.

Китайцы изобрели компас намного раньше, чем была создана теория магнитного поля Земли. Человеку зачастую вовсе необязательно понимать, почему то или иное устройство работает — для него достаточно того, что оно работает.

За последние годы экспериментаторы изготовили и опробовали множество точных копий «багдадской батарейки», используя в качестве электролита сульфат меди, уксус и т.д. В любом случае «батарейка» давала ток с напряжением от 0,8 до 2 вольт.

Очевидно, что последовательное соединение таких батарей теоретически могло бы дать намного более высокое напряжение, однако нет никаких свидетельств того, что в природе существовали другие подобные батареи, и что древние электротехники использовали провода (хотя обычная проволока им, без сомнения, была известна).

Это означает, что вся гипотеза по-прежнему висит в воздухе. Кроме того, даже десять «багдадских батареек», будучи соединены вместе, вряд ли могли дать достаточно мощный ток.

Один из экспериментов с копиями "багдадской батареи"

А как жители древней Месопотамии могли использовать электричество?

Мнение Кёнига о том, что «багдадская батарейка» применялась для электролитического золочения или серебрения металлов, сегодня разделяет большинство исследователей. Эта гипотеза привлекательна тем, что в ее основе лежит нажива, «мать» многих изобретений.

В 1978 г. немецкий ученый доктор Арне Эггебрехт изготовил несколько копий «багдадской батарейки», используя в качестве электролита то, что точно было доступно жителям Месопотамии в древности: свежевыжатый виноградный сок. С помощью этой батареи ему удалось позолотить небольшую серебряную статуэтку. Правда, покрытие было совсем тонким: 0,0001 мм. Но, как бы то ни было, эксперимент удался!

Эггебрехт считал, что многие золотые древние вещи, хранящиеся сегодня в музеях, в реальности могут представлять собой электролитически позолоченное серебро. Однако его мнение не разделяют другие исследователи. Это главный недостаток «электролитической» гипотезы — в распоряжении ученых нет древних изделий, позолоченных или посеребренных электролитическим способом! Все известные образцы покрыты позолотой или серебрением с использованием двух обычных, описанных выше методов.

Однако электричество могло применяться в древности и в совершенно других областях. Например, в медицине. Так, в одном древнегреческом медицинском трактате в качестве болеутоляющего средства рекомендуется приложить к подошвам ног электрического ската.

Китайцы в то время уже освоили искусство иглоукалывания, и в наше время используют иглоукалывание в комбинации с электрическим током. Но может быть, эта традиция берет свое начало в древности? Однако крошечное напряжение, которое дает «багдадская батарейка», вряд ли могло стать эффективным болеутоляющим средством. В Древнем мире были хорошо известны куда более мощные снадобья.

Интересную гипотезу высказал доктор Пол Крэддок, сотрудник Британского музея, специалист в области древней металлургии. По его мнению, электробатареи могли применяться жрецами в храмах. Группа батарей, соединенных параллельно, скрывалась внутри металлической статуи или идола.

Любой, кто прикасался к статуе, получал слабый, но вполне чувствительный удар током. Даже если сила тока была недостаточна для удара, пальцы вполне могли ощутить странное теплое покалывание. Для непосвященного в тайну человека в любом случае это было свидетельством магической силы, исходящей от идола. Она внушала ему трепет перед божеством, перед религией, перед жрецами...

О том, что такое вполне возможно, свидетельствует опыт Египта: все лучшие изобретения Герона Александрийского (I в. н.э.) — автоматически распахивающиеся двери, сигнальный рожок, автомат для продажи воды — были взяты на вооружение египетскими жрецами, надеявшимися с их помощью укрепить свой авторитет.

Если идол со спрятанным в нем блоком «багдадских батарей» когда-нибудь будет найден, это станет решающим свидетельством в пользу гипотезы Крэддока. Пока же это, увы, только одна из версий. Таинственная батарейка 2000-летней давности продолжает оставаться загадкой для исследователей.

На раскопках руин 2000-летней деревни Куджут-Рабу недалеко от Багдада в 1936 году рабочие обнаружили очень странный сосуд. В горшок из жёлтой глины высотой 6 дюймов (13 сантиметров) был встроен цилиндр размером около 5 дюймов на 1,5 дюйма из листовой меди. Верхний край этого цилиндра был закреплён на горлышке сосуда свинцово-оловянным сплавом, похожим на сегодняшний припой. Нижняя часть медного цилиндра была герметично запечатана медным диском. Внутри цилиндра по центру размещался железный стержень, герметично запаянный в верхней части смолой, похожей на битум или асфальт. Стержень был подвержен коррозии каким-то кислотным электролитом (например, кислым соком или уксусом).

Багдадская батарейка иногда упоминается как парфянская батарея и принадлежит к ряду артефактов, созданных в Месопотамии во времена парфянского или периода Сасанидов (первые века нашей эры). Этим артефактам уделили более пристальное внимание, когда в коллекции Национального музея Ирака их нашёл немецкий историк Вильгельм Кениг. Он обратил внимание своих коллег на такие необычные вазы. Кениг внимательно изучил объект и пришёл к заключению, что необычный керамический сосуд не что иное, как самая настоящая древняя электрическая батарея. Разность потенциалов медного цилиндра и железного стержня давала возможность протекания слабого электрического тока, который проводился электролитом. В качестве электролита применялся кислый сок, уксус или сульфат меди. В 1940 году Кениг опубликовал статью, в которой высказал предположение, что возможно, эти вазы в качестве гальванических элементов использовались для гальванического покрытия золотом серебряных предметов. Если такое предположение верно, то эти артефакты доказывают, что люди знали об электричестве ещё за пару тысяч лет до изобретения Алессандро Вольтой батарейки в 1799 году.

Фотография багдадской батарейки

Древняя батарея в Багдадском музее, как и другие, обнаруженные в Ираке, датированы периодом парфянской оккупации между 248 годом до нашей эры и 226 годом нашей эры. Кениг обнаружил в Багдадском музее медные вазы, покрытые серебром, раскопанные в южном Ираке из шумерских поселений, существовавших около 2500 лет до нашей эры. При постукивании по вазе синий налёт или плёнка отделялась от поверхности, что характерно для гальванического серебряного покрытия на медной основе. Может парфяне унаследовали батареи от одной из самых ранних известных цивилизаций - шумеров?

В 1940 году инженер лаборатории General Electric High Volatage в Питтсфилде, штат Массачусетс Уиллард изучил теории Кенига. Используя детальные рисунки, он сделал копию багдадской батареи. Взяв в качестве электролита сульфат меди, он получил 0,5 вольт электричества. Позже, в 1970-х годах, немецкий египтолог изготовил точную копию багдадской батарейки и наполнил её свежевыжатым виноградным соком. Батарея выдала ток 0,87 вольт, которого хватило для гальванизации серебряной статуэтки золотом.

Чертеж багдадской батареи

Эти эксперименты доказали, что электрические батареи могли применяться за 2000 лет до их изобретения Вольтой. Кроме того, в Древнем Египте применение электричества изображено на настенных рисунках.

Применение загадочных аппаратов в Древнем Египте (Храм в Хаторе)

Там также, вероятно, использовали батареи, что доказывают находки изделий со следами гальванического метода нанесения драгоценных металлов в разных местах Египта.

Мифы о «Багдадских батарейках»

Арран Фруда, исследовавший самые первые батареи, обеспокоен тем, что важные археологические и технологические артефакты сейчас находятся под угрозой уничтожения из-за войны в Ираке. Война уничтожает не только людей, армии. Культура, традиции и история также лежат на линии огня. На древней земле Ирака расположены сад Эдема и Вавилонская башня. Стране, в которой велись военные действия, было не до открытия Кенига. В 2003 году во время войны батарея Багдада была украдена из Национального музея Ирака. До сих пор неизвестно её местонахождение.

Уже около 60 лет после открытия багдадские батарейки окутаны мифами. Некоторые утверждают, что батареи не были раскопаны, а были найдены в подвале музея Багдада, когда Кениг стал его директором. Их возраст тоже является спорным. Хотя большинство источников относят батареи к парфянскому периоду, но основания для этого неубедительны. Парфяне были воинами и не занимались наукой. Хотя многие из археологов согласны, что устройства были самыми настоящими батареями, не все поддерживают гипотезу, для чего именно они использовались. Древняя персидская наука могла не знать о принципах электричества и не применять батареи, как гальванический элемент. Процесс протекания электрического тока действительно требует двух металлов с различными потенциалами и электролитом для перенаправления электронов между ними. Это могло иметь место, если бы были обнаружены провода, но нигде возле батарей проводов найдено не было.

Возможные применения

Некоторые полагают, что батареи могли применяться в медицине. Древние греки уменьшали боли при нанесении на подошвы ног электрических рыб. Китайцы разработали иглоукалывание и могли применять акупунктуру в сочетании с электрическим током. Это подтверждается находкой игольчатых предметов рядом с некоторыми из батарей. Многие учёные считают, что батареи использовались для гальваники. Например, для изготовления ювелирных изделий применяют золочение - покрытие украшений тонким слоем золота. Существуют два метода золочения:

  • Расплющенный молотком на тонкие полоски драгоценный металл наносят на изделие, как фольгу;
  • Последовательно слои драгоценного металла наносят посредством электролитического осаждения.

Первый способ является расточительным, а второй более экономичный, что приветствовалось во дворцах, царствах и было мотивацией, чтобы держать этот способ в секрете. В опытах с копиями багдадских батарей, при использовании виноградного сока в качестве электролита, тонкий слой серебра на поверхность наносился толщиной только одной десятитысячной миллиметра. Более высокое напряжение можно было получить путём соединения нескольких гальванических элементов вместе. Серьёзным недостатком гипотезы гальванического элемента было отсутствие большого числа найденных изделий, обработанных таким способом.

В 1936 г. к немецкому исследователю Вильгельму Кёнигу, который работал в Археологическом музее столицы Ирака Багдаде, попал странный предмет.

Его нашли среди руин древнего парфянского поселения неподалеку от Багдада. (Парфяне властвовали здесь, на территории древней Месопотамии, в 250 до н.э. — 224 н.э.)

Это была невзрачная глиняная ваза высотой примерно 15 см. В ней находился цилиндр из листовой меди со вставленным в него проржавевшим железным стержнем.

Все эти детали были залиты смолой, склеивавшей их, — в той местности существовали месторождения асфальта.


Кёниг обследовал странный предмет и внезапно понял, что же попало ему в руки. Это были остатки электрической батарейки! Стало быть, парфяне уже тогда использовали электрический ток — почти за две тысячи лет до открытий Луиджи Гальвани (1737— 1798) и Алессанд-ро Вольта (1745 — 1827). А ведь именно эти ученые считаются изобретателями электрической батарейки. Заключение Кёнига казалось невероятным.


И вот тогда за дело взялся египтолог Арне Эггебрехт. Он изготовил точно такие же «вазу», стержень, цилиндр. Наполнил «вазу» винным уксусом и подключил к ней измерительный прибор. Датчик зафиксировал напряжение 0,5 В.

Эггебрехт предположил, для чего парфянам мог понадобиться электрический ток. В его коллекции была небольшая серебряная статуэтка египетского бога Осириса, созданная около 400 г. до н.э. Она покрыта необычайно тонким слоем позолоты. Эггебрехт давно уже пытался понять, как древний мастер сумел равномерно покрыть статуэтку золотом.

Ученый взял серебряную копию фигурки и погрузил ее в соляной раствор золота. Затем он последовательно соединил 10 батареек, то есть глиняных «ваз», и подключил этот источник питания к раствору. Всего за несколько часов статуэтка покрылась тонким слоем золота.


И все же вопросы остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь без измерительных приборов напряжение, равное 0,5 В, нельзя обнаружить. Даже крохотная батарейка, которую мы вставляем в электрический фонарик, вырабатывает в три раза большее напряжение.

Спустя 18 столетий Гальвани сделал свое открытие по чистой случайности. Он заметил, что если к лапке лягушки приложить пластинки из разных металлов, то ее мышцы непроизвольно сократятся от электрического удара.


Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они поняли, что к батарейке надо подключать провода? Как догадались, что с помощью тока можно осаждать содержащееся в растворе золото? Интересно, а в других странах знали об этом открытии? Как-никак, батарейками, наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего не известно об этом.