29.09.2019

Кёнигсбергский кафедральный собор. Кафедральный собор калининграда


Остров Канта и расположенные на нем Кафедральный собор, могила Канта, музей Канта - самые посещаемые достопримечательности Кёнигсберга (Калининграда).

Остров Канта

Остров Кнайпхоф, или остров Канта - это островная часть города, которая находится в центре Калининграда и окружена водами реки Преголи. На территории острова в просторном парке возвышается Кафедральный собор.

Когда-то на островной территории помещался целый город. О его существовании первые упоминания относятся к XIV веку. К 1944 году в городе насчитывалось 305 домов, 27 улиц, были собор и ратуша. Остров был соединен с материковой частью пятью мостами. По улочкам ходили трамваи. Но летом 1944 года во время бомбардировок городок был полностью уничтожен.

В 70-е года на территории острова обустраивают парк. Окультуривают территорию и размещают Парк скульптур (они были взяты из запасника музея), размечают дорожки и тропинки парка.

В начале 1990-х годов был восстановлен Кафедральный собор. В часовнях были размещены три религиозные конфессии, в настоящее время он недействующий.

Островной парк - это любимое место прогулок, отдыха и культурного времяпрепровождения горожан и туристов.

Здесь есть что посмотреть. Кроме Кафедрального собора, можно посетить музей Канта, его могилу, парк скульптур. В соборе можно отдохнуть от городской суеты и послушать орган.

Кафедральный собор

Кёнигсбергский кафедральный собор, или в настоящее время Кафедральный собор Калининграда, расположен в историческом центре города, на островной его части.

Здесь первый собор был построен в конце XIII века и являлся единственным храмом города на острове Кнайпхофе. В середине XIV века его снесли и начали строительство более просторного храма, используя кирпичи разрушенного собора. Датой завершения строительства принято считать 1380 год, но работы по оформлению продолжались еще некоторое время.

Собор первоначально был католическим, но в 1519 году здесь прошла последняя католическая месса, а через несколько лет состоялась первая евангелическая служба - на немецком языке. Собор превратился в городскую лютеранскую кирху.

Некоторое время спустя рядом был построен корпус здания университета Альбертина.

После этого собор стал выполнять роль университетской церкви, южная его башня использовалась под Валленродскую библиотеку.

В 1558 году при соборе устраивают профессорскую усыпальницу, в которой стали хоронить преподавателей университета.

Последним нашел здесь вечный покой Иммануил Кант. Через 200 лет со дня его рождения с восточной стороны собора был установлен портик, посвященный философу.

В конце XVII века в соборе появился орган, а в 1888 году был привезен и установлен еще один.

Во время англо-американских бомбардировок 1945 года собор был сильно разрушен, на острове был сильный пожар. Люди тушили его собственными силами, однако спасти историческое убранство собора и большую часть жилых построек так и не удалось.

После окончания войны собор длительное время оставался в состоянии руин. Его не сносили только благодаря могиле Канта, которая расположена у его стен.

Первая попытка реставрации собора была предпринята в 70-е годы, но от нее было больше вреда, чем пользы. Был случайно разрушен фронтон северной башни и сильно испорчены напольные эпитафии.

Серьезно подошли к вопросу реставрации собора только в начале 90-х годов. Но и эти работы вызывают множество нареканий со стороны историков. Реставраторы восстановили собор, но не в точном соответствии с его предшественником довоенного времени.

В настоящее время Кафедральный собор является одним из украшений города и его символом.

Он недействующий. Регулярные службы здесь не проводятся, здание используется для проведения концертов органной музыки, для размещения экспозиций собора и музея Канта.

Но при соборе действуют православная и евангелическая часовни.

Первое богослужение здесь состоялось в Пасху 1992 года, в 1995 году состоялось общее богослужение православных, католиков и протестантов.

У северо-восточной стороны собора находится мемориальная открытая галерея с колоннами. Она построена на месте захоронения немецкого философа - Иммануила Канта.

В профессорской усыпальнице в 1804 году был погребен прах Канта. В 1880 году над могилой была построена часовня, но в 1918 она была разрушена, и на ее месте была возведена галерея в виде колонного зала с кенотафом (саркофаг) на постаменте.

После бомбардировок в 1944 году могила Канта в Калининграде полностью уцелела, а собор был сильно разрушен, от него остались руины. В годы советской власти могила философа спасла собор от тотального разрушения.

В 1960 году мемориальная могила Канта становится объектом под особой охраной государства, в настоящее время это объект культурного наследия.

Надпись на могиле Канта очень скромная. Выгравировано его имя и годы жизни.

Могила Канта располагается в парковой зоне острова и является одной из самых известных достопримечательностей Калининграда.

Биография немецкого философа

Жизнь и деятельность великого философа тесно связаны с Кёнигсбергом, университетом, островом Кнайпхоф, где он и нашел вечное упокоение.

Иммануил Кант родился в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника в 1724 году. Окончив гимназию, он поступил в университет. Из-за смерти отца ему не удалось завершить учебу, он был вынужден на 10 лет стать домашним учителем.

В 1755 году защитил диссертацию, это дало ему право преподавать в университете.

С 1755 по 1770 год преподает в университете математику, физику и философию.

Умер в 1804 году и похоронен был в профессорской усыпальнице Кёнигсбергского университета.

Музей Канта

Музей философа расположен на четвертом этаже Кафедрального собора, в нескольких выставочных залах представлены экспозиции: «Кант и его окружение», «Кант и Россия», «Мемориальный зал».

История жизненного пути немецкого философа представлена в мемориальном зале. Здесь можно узнать о его увлечениях, научной деятельности, трудах, людях, которые его окружали и которых он любил. В музее подробно рассказывается о местных масонах и обычаях масонских лож XVIII-XIX столетия. Окна музея украшены витражами с символикой масон.

В музее выставлены музейные экспозиции, которые рассказывают об истории острова Кнайпхоф (остров Канта), о Валленродтской библиотеке и Кёнигсбергском универстете, с которым тесно связана научная деятельность Канта.

Как добраться до острова Канта (Калининград)

Добраться до острова можно по Ленинскому проспекту или улице Октябрьской. К острову ведут два моста.

На автомобиле следует двигаться до адреса улица Октябрьская, дом 2.

До остановки «Рыбная деревня»:

  • маршрутное такси № т92, т72, т80;
  • автобус № 45.

До остановки СК «Юность»:

  • маршрутное такси № т75, т93т72, т80, т77, т87, т65;
  • троллейбус № 2, 7;
  • автобус № 49 и 45.

До остановки «Дом культуры моряков»:

  • автобус № 23,7, 44, 37, 108, 11, 27, 106, 12, 14, 8, 17, 9, 19, 1, 21, 18, 30, 10, 36, 49, 159, 3;
  • троллейбус № 5 и 1;
  • маршрутное такси: т64, т93,т85, т66, т89,т67, т69, т87,т71, т90, т77, т62, т83, т86т70,т84, т88, т63;
  • трамвай № 5 и 3.

Где находится могила Канта: как добраться?

Главным ориентиром в поиске могилы немецкого философа является Кафедральный собор. Могила находится у северо-восточного угла собора.

До могилы Канта можно добраться на машине, такси, общественном городском транспорте до моста Медового, перейти по мосту реку к Кафедральному собору.

Кроме острова Канта, где увековечена память о нем и где находится его мемориальная могила, в честь него в городе Калининграде установлены:

  • памятник рядом с университетом;
  • именная кантовская скамейка недалеко от музея Мирового океана;
  • кабинет в здании Калининградского университета (ранее университет Альбертина).

У каждого города есть свой архитектурный «символ». Например, при слове «Москва» перед глазами встает Спасская башня, Храм Василия Блаженного. Петербург ассоциируется с Петропавловской крепостью и Исаакиевским собором. Рязань - это Успенский собор иколокольня в Рязанском кремле. Продолжать играть в ассоциации можно бесконечно, но лично у меня со словом «Калининград» всегда «всплывает» картинка: величественный Кафедральный собор на острове Канта . Именно к нему мы и отправились в третий день нашего путешествия после .
Кафедральный собор находится на острове Канта (ранее этот район города назывался Кнайпхоф), со всех сторон его омывают воды речки Преголя. Естественно, Кнайпхоф был застроен и весьма плотно, домиками, но та архитектура до наших дней не дожила (а жаль, интересно ведь погулять по средневековому городу!), после бомбежки все эти домики были превращены в руины, даже собор был отреставрирован только в 90-е годы прошлого века. Сейчас в соборе расположены музеи (http://sobor-kaliningrad.ru/rus.html), но мы пришли слишком поздно, и просто погуляли по острову. Но пора возвращаться к самой прогулке.

Реклама — поддержка клуба

От , где мы жили в Калининграде, до собора было не такое уж большое расстояние, всего-то 1.3 километра. Естественно мы пошли пешком вдоль шумного Ленинского проспекта.
Первое, на что я обратила внимание на прогулке, была гостиница "Калининград" (http://hotel.kaliningrad.ru/kaliningrad/). Как там внутри – не знаю, не была, но жить я бы в ней точно не хотела: не люблю гостиницы вдоль шумных магистралей, а здесь пересекаются сразу две - Ленинский проспект и улица Шевченко. И даже близкое расположение острова Канта, для меня этот минус не сгладит.

Через перекресток от нее располагается другой отель - "IBIS Калининград центр" . Проблемы у него всё те же - шумные улицы Ленинский и Московский проспекты.

Но оставим отели, а вернемся к достопримечательностям Калининграда. Первая из них – "дом Робот", недостроенный Дом советов на месте рва разрушенного замка. Странно видеть такую пустующую махину в самом центре города, но зато для нас она служила прекрасным ориентиром, точно не заплутаешь в поисках острова Канта или Музея океана. Направление всегда видно.
Вот "робот" виден с нашей террасы.

А это дом «в живую».

Осмотрев «робота», двинулись в сторону острова. И тут не могу не отметить доброжелательность жителей Калининграда. Дело в том, что первый спуск с моста мы прошли, вернее Светлана предложила идти дальше. На шее болтаются фотоаппараты, видно, что мы туристы. Девушка, пробегавшая мимо, вдруг разворачивается, подходит и объясняет, что спуститься лучше здесь, а то дальше дороги нет. Вот так просто человек заметил «чужаков», то, что они идут не правильно и не поленился вернуться и помочь. Приятно. Ну а мы всё-таки найдя правильную дорогу, спустились на берег реки и увидели красавец собор. Вот за такие набережные с прекрасными видами я и влюбилась в Калининград!



В конце набережной, через дорогу не смогли не обратить внимание на ещё одну достопримечательность - Памятный знак морякам-балтийцам, катер как будто рассекает волны, выполняя свою нелегкую службу в Великой войне.

А затем нас ждала еще одна фишка Калининграда – Рыбная деревня (http://www.pfcompany.ru/projects/lighthouse/). Конечно же, это новодел, но такой симпатичный новодел, переносящий нас в эпоху немецкого Кёнигсберга. В Рыбацкой деревне расположены гостиницы, рестораны, и, конечно же, видовой Маяк. На площадку маяка можно было подняться, но если честно, у нас уже не было сил ни на маяк, ни на кораблики, швартующиеся около него, так что решили ограничиться любованием со стороны острова.



Дальше наш путь лежал к Кафедральному собору.
Если честно, то побывать на острове мы должны были в воскресенье на фестивале "Территория мира", но авиакомпания спутала все наши планы. Но вечерний остров и без фестиваля был интересен, и не только собором, но и Парком скульптур. Например, как Вам такая скульптура?

Или вот такие?

Так же на острове есть памятник Максиму Горькому.

И памятник Пушкину.

Но моим фаворитом стала вот такая необычная композиция.

и памятник герцогу Альбрехту, который в 1544 году открыл университет в Кёнигсберге.

Так же около собора находится могила Канта.

Всех этих великих людей объединяет Кёнигсбергский университет, старейший университет Пруссии. Но судьба его печальна, отметив свое четырехсотлетие 17 августа 1944, буквально через две недели университет лишился практически всех своих построек во время бомбардировки, и на этом его славная и долгая жизнь закончилась.
Но вернемся к собору. Годом основания собора считается 1333 года. Помимо «духовных» функций в соборе так же хоронили наиболее уважаемых горожан, и до сих пор снаружи и внутри можно увидеть надгробия и эпитафии. Могилы Юлиуса Руппа и Канта я Вам уже показала, а теперь хочу обратить внимание на другие «таблички», красиво ведь написано.

Кафедральный собор в Калининграде (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Кафедральный собор (он же - Кёнигсбергский собор) - одна из главных достопримечательностей Калининграда, именно от него стартуют все туристические маршруты, это старейшая церковь в городе и его визитная карточка. Сегодня здесь не идут службы, зато регулярно проходят органные концерты, концертный зал собора с великолепной акустикой - самый большой в регионе.

В Кёнигсбергском соборе находятся Музей Иммануила Канта и его могила.

Немного истории

Впервые собор упоминается в документах 1333 г. К 1380 г. его украсили фресками и официально открыли для прихожан, но облик дополняли разными деталями вплоть до 1640-х гг. В начале 16 века храм переделали в лютеранский, а затем был основан Кёнигсбергский университет, и собор стал университетской церковью. Затем тут обосновались Валленродская библиотека и «профессорская усыпальница», где был похоронен Иммануил Кант - самый знаменитый житель города за всю его историю.

Кафедральный собор сегодня

Во время Великой Отечественной войны собор сгорел, новый облик в стиле немецкой готики - результат реставрации. От довоенного внутреннего декора уцелели только несколько каменных эпитафий. Восстановили знаменитые часы на башне, колокола, внутренний зал. Над саркофагом Канта из темного гранита возвели колоннаду, а основной зал церкви превратили в концертный.

Несколько помещений занимает Музей Иммануила Канта. В других залах размещена экспозиция, рассказывающая об истории собора и острова Кнайпхоф, а также о знаменитых горожанах. Здесь можно увидеть коллекцию монет и банкнот, деревянную резную библиотеку и мини-орган.

Внутри башенных часов находится современный механизм, устанавливающий точное время по спутнику.

Практическая информация

Адрес: Калининград, ул. Канта, 1. Веб-сайт .

Время работы: ежедневно, кроме 1 января; с октября по апрель - с 10:00 до 18:00, с мая по сентябрь - с 10:00 до 19:00.

Вход: в Музей Канта - 250 RUB для взрослых и 100 RUB для школьников и студентов, в органный зал - 100 RUB для взрослых и 50 RUB для школьников и студентов, концерт - от 350 RUB, экскурсия по музейно-концертному комплексу Кафедрального собора в сопровождении гида - 500 RUB для взрослых и 300 RUB для школьников и студентов. Цены на странице указаны на февраль 2019 г.

Кафедра́льный собо́р Кёнигсберга (нем. Königsberger Dom - «Кёнигсбергский кафедральный собор») - недействующий кафедральный собор, расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе, является историческим и культурным памятником. До реформации XVI века являлся главным католическим храмом города (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии. Является одним из символов города.

Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России .

В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

Строительство собора

Кафедральный собор был выстроен на острове Кнайпхоф, возведенном 6 августа 1327 года в ранг города хохмайстером ордена Вернером фон Урселем. Впервые собор упоминается в летописях 13 сентября 1333 года – эта дата считается днем его основания. План собора составлен епископом Иоханесом Кларе. Первоначально предполагалось строительство собора-крепости, но магистр ордена Лютгер фон Брауншвейг отверг этот план. При строительстве высота стен собора составляла 24 кульмских локтя (6,91 м), глубина фундамента – 4 м. Первоначально собор был выстроен без башен, как и все храмы ранней готики, с оголенными, тяжелыми стенами, покрытыми серой штукатуркой с голубыми полосами вокруг окон. Позже к собору пристроили башни с двускатными крышами. В северной башне повесили колокол весом 4,2 тонны, дали ему имя Иоханес в честь епископа строителя собора. Продолжал строительство епископ Барталамеус, в основном за счет денег, полученных от продажи индульгенций. Постройка была закончена в 1380 году.

Собор во времена Тевтонского ордена

Северная часть собора, обращенная к Королевскому замку, была пышно отделана. Тихий свет лился из стрельчатых окон, своды были легки и торжественны, розовые и пурпурные оттенки царили вокруг. Стены украшали многочисленные фрески: гербы рыцарей, сцены из жизни – ловцы рыбы, корабли, плывущие к неведомым землям, сеятели выходящие в поле… Фрески, разделенные красными и черными линиями, славили рыцарей, побеждавших в своих походах язычников. Были и гербы тех, кто вставал под орденские знамена – рыцарей из Бельгии, Англии, Франции, Голландии и Польши. Изображать гербы на стенах собора было престижно, цех кенигсбергских художников постоянно обновлял настенные росписи. Когда все стены были заполнены, стали делать рисунки на деревянных щитах и вывешивать их в храме. Имена художников почти не известны. Упоминаются «Петр-художник», «Готфрид-художник», Гизебрехт, Томас, позже многочисленные художники школы знаменитого Дюрера. Благодаря их росписям, собор был не только храмом, но и своеобразным музеем покорения Пруссии.
Имя создателя первого органа для собора неизвестно, упоминается лишь, что за работу он получил 4 марки на покупку плаща.

Собор во времена герцогства Пруссия

При Альбрехте фон Бранденбург в сентябре 1523 года личный посланник Мартина Лютера Иоганн Брисман провел первую лютеранскую проповедь в Кафедральном соборе. Эту дату считают началом реформации в Пруссии. В 1525 году орден был упразднен, и образовано первое в Европе протестантское государство – герцогство Пруссия. Рядом с собором было возведено здание кенигсбергского университета - Альбертина. На южной башне вместо двускатной крыши установили двенадцатиугольный шпиль, который венчала сирена-русалка. Там же были смонтированы часы с часовым колоколом. 10 мая 1528 года собор закрепили за Кнайпхофом, позднее передан университету. 6 октября 1591 года в соборе установили алтарь. Перед алтарем было возведено распятие, Христос как бы парил над капителью, возвышаясь до самого свода. В центре алтаря восседал Бог-Отец, за ним – изваяния святых – фигуры Моисея и Иоанна Крестителя. Выполнен алтарь был из позолоченной меди. Историки утверждают, что в его создании принимал участие Карнах-младший. За алтарем располагался клирос. Подле него все знатные люди города стремились увековечить свои заслуги и достоинства своих родов и предков, множество эпитафий на плитах говорили прихожанам о прошлом. В соборе находились усыпальницы князей и знатных рыцарей, а также богатых людей более низких сословий. В центре клироса был захоронен Лютгер фон Браушшвайг (Людерус Брауншвейгский) – один из главных создателей собора. По завещанию над его могилой должна была постоянно гореть свеча. Однако впоследствии место захоронения фон Брауншвайга было затеряно, и лишь в 19 веке нашли остатки надгробья, служившие плитами для пола.
Залы собора время от времени перестраивались. В 1524 году убрали стоящие у колонн алтари, их перевезли в другие кирхи Пруссии. В восточной стороне здания воздвигли памятник Альбрехту. 10 марта 1544 года сгорела башенная часть собора (восстановлена через 8 лет). В 1562 году, вымостив «Соборный двор», университет получил право на погребение членов своего совета и их домочадцев в Кафедральном соборе. В 1620 году на втором этаже башенной части расположилась церковная библиотека, а через 30 лет прусский канцлер Мартин фон Валленродт создал библиотеку светскую, которая с 3000 томов возросла к концу 19 века до 21000 томов. В 1694 году в соборе установили орган Маинаса Обруха, который имел «10 мехов и свыше 60 голосов». Был в соборе и меньший орган, созданный мастером Шеренбергером. В 1728 году большой орган заменили еще более мощным. Построил его мастер Иоганн Мозенгель. В 1804 году в соборе похоронен И. Кант (последнее захоронение в профессорском склепе). В 1807 году собор пережил нашествие наполеоновских солдат, использовавших его как военную тюрьму, госпиталь и конюшню. В 1810 году были снесены фамильные усыпальницы у стен собора – не нашлось денег на их ремонт, разрушены и частично убраны статуи, украшавшие надгробья, плиты с эпитафиями зачастую использовали для покрытия пола. 17 января 1817 ветром была разрушена кровля здания.

Собор во времена Германии

В 1880 году была сооружена часовня Канта, ее снесли в 1924, а вместо ее по проекту архитектора Ларса возвели колоннаду Канта, сохранившуюся до сих пор.
Сильная осадка стен (к нашему времени 1,67 метра) и колонн требовали работ по их укреплению. В 1903-1907 годах была проведена наиболее крупная реконструкция собора. Работы вел хранитель Кафедрального собора Рихард Детлефзен. С западной стороны башенной части уложили бетонную плиту со стальными балками, которые крепились к существующей кирпичной кладке, что увеличил площадь опоры стен. Детлефзен убрал штукатурку, что позволило устранить дефекты кирпичной кладки. При этом, лишившись покрова, открылись старинные фрески.
В августе 1944 года, во время бомбардировки, в соборе вспыхнул пожар, хотя непосредственно на здание ни одна бомба не упала. Была уничтожена вся кровля, внутренняя отделка, погибли находившиеся в соборе произведения искусства. Не пострадала только могила Иммануила Канта.

Первоначальные работы по очистке и консервации руин начались в 1972 – 1974 годах. Была также благоустроена прилегающая территория, посажены деревья. Под нажимом партаппаратчиков в 1974 году работы были прекращены. Многочисленные комиссии дали заключение, удобное тогдашним властям – «собор не представляет исторической ценности».
Новая попытка реконструкции была принята в 80-е годы. Проекты предусматривали устройства в соборе кинотеатра или концертного зала. Работы велись по консервации руин, частичному закреплению стен, закладке окон, что способствовало предотвращению дальнейшего разрушения.
В 1992 году создана государственная фирма «Кафедральный собор», главной задачей которой ставилось сохранение и восстановление собора. Работы по реконструкции начались в 1995 году и продолжаются до сих пор. За основу проекта взяты чертежи собора после реконструкции 1903 – 1907 годов. Производится ремонт и восстановление эпитафий, закончено строительство башенной части и возведение кровли (1999), установлены часы на южной башне. В башенной части открыта музейная экспозиция, посвященная истории Кафедрального собора, предполагается возрождение библиотеки Валленродта. Несмотря на определенные успехи, реконструкция Кафедрального собора вызвала ряд критических оценок со стороны историков и краеведов. Впрочем, и ряды сторонников реконструкции также достаточно велики.

Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии.

К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненое в виде открытого колонного зала и разительно отличающаяся по архитектурному решению от самого Собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который однако является кенотафом, то есть останков Канта в нём нет, они покоятся глубже. Деньги на строительство были пожертвованы Хуго Стиннесом.

Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.













Магистр Тевтонского ордена счел новый собор слишком похожим на крепость и остановил строительство до тех пор, пока церковные власти не обещали придать будущему храму исключительно культовый вид. На северной стороне собора можно увидеть уступ в месте, где кладка переходит с толщины 3 метра на меньшую - до 1,28 метра. Пришлось облегчить и фундамент. Образ собора отвечает планировке орденских церквей с трехнефной церковью для мирян и однонефным хором для рыцарства, но без подземной часовни. Сгоревшие в XVI веке башни были отстроены заново в стиле Возрождения. На квадратном основании южной башни появилась надстройка с 12 углами, позже увенчанная шпилем.

Часы на башне собора, несмотря на средневековый вид, самые точные в Калининграде, с современным механизмом и спутниковой связью.

Слабость фундамента не позволила поднять башни на задуманную высоту, и здание стало опасно проседать. Северная башня отклонилась на 45 сантиметров от оси и немного напоминает знаменитую Пизанскую. Внутренний интерьер нефов к 1400 году украсили фрески со сценами из Священного Писания. Главное впечатление, которое и сейчас производит собор, - бесконечный простор, и это отличает его от стремящихся ввысь соборов поздней готики. Длина здания составляет 88,5 метра, высота башни со шпилем - 50,75 метра, а ширина - 30,2 метра. «Здешняя кафедральная церковь огромна, - писал в дневнике российский историк Н.М. Карамзин. - С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из Маргграфов Бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. Где вы, думал я, где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней...»

В 1511 году Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский освободил Пруссию от власти папы римского и принял лютеранство. Перемены ожидали и Кафедральный собор. Он был передан городу Кнайпхофу, а в 1560-м -университету Альбертина. Герцог Альбрехт похоронен в Кафедральном соборе, почти вся восточная стена была занята роскошной эпитафией по образцу итальянских надгробий расцвета Возрождения. Сейчас от монументального памятника сохранился только архитектурный каркас. В северной части алтаря в 1588 году было основано захоронение профессоров Кёнигсбергского университета. Большая часть из ста надгробий и эпитафий не сохранилась, но оставшиеся бережно реставрируются. В 1804 году у северо-восточного угла собора обрел последнее пристанище великий немецкий философ Иммануил Кант.

Собор в военное время

В августе 1944 года, после налетов 600 бомбардировщиков английской авиации, остров Кнайпхоф был практически разрушен. Стены собора устояли, но в пожаре погиб весь внутренний интерьер. Известно, что нацисты запретили пожарным тушить огонь. Долгие годы после войны собор был величественной руиной, в одиночестве стоявшей среди опустевшего острова. От окончательного разрушения его спасла могила Канта, считавшегося в СССР провозвестником коммунистической идеологии.

Единственная уцелевшая после налета в 1944 году статуя из Кафедрального собора - изображение графини Доротеи, супруги герцога Альбрехта - была найдена при поисках Янтарной комнаты и сейчас хранится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

Статус памятника республиканского значения Кафедральный собор в Калининграде получил в 1960 году. В 1992-м трагические развалины были законсервированы, и начались работы по исторической реконструкции. Несмотря на повреждения и потери, собор заслуженно относится к памятникам архитектуры федеральной категории охраны.

Могила Канта

Великий философ Иммануил Кант был похоронен в 1804 году последним в профессорской усыпальнице у северных хоров Кёнигсбергского собора. В 1880-м над могилой была возведена часовня в стиле неоготики. К двухсотлетнему юбилею Канта архитектор Фридрих Ларс получил заказ на перестройку надгробия. Посещение могилы Канта разрешалось два раза в год: 12 февраля и 22 апреля - в дни рождения и смерти философа.

Помимо философии, Иммануил Кант преподавал в университете Альбертина такие необычные дисциплины, как фортификация и пиротехника.

Валленродтская библиотека

Две комнаты с росписью в стиле барокко, украшенные удивительной деревянной резьбой, на втором этаже южной башни, с 1650 года хранили знаменитую Валленродтскую библиотеку. Основанная канцлером Мартином фон Валленродом и его сыном, к ХХ веку она состояла из 10 000 уникальных книг, собранных по всему миру. Только часть редчайших томов уцелела в библиотеке университета, остальные бесценные книги погибли при пожаре собора.

Орган

В Кафедральном соборе можно посетить концерты органной музыки. Собор вновь обрел голос в 2008 году. Система из Большого и Малого органов восстановлена немецкими мастерами по довоенным чертежам с применением современных оптико-волоконных и компьютерных технологий. Декоративная часть самого большого в Европе органа украшена калининградскими мастерами филигранной резьбой и движущимися фигурами.

Задача Эйлера

Соборный мост между Альштадтом и Кнайпхофом простоял всего 50 лет после начала строительства Кафедрального собора. В городе осталось семь мостов, перекинутых через реку, омывающую остров и расходящуюся на два рукава. Можно ли прогуляться по Кёнигсбергу, пройдя по всем мостам, не заходя на любой из них дважды? Задача математика Леонида Эйлера о кёнигсбергских мостах лежит в основе теории графов, которая до сих пор помогает в изучении транспортных систем, оптимизации доставки грузов и маршрутизации данных в Интернете.

Башенка-звонница

При строительстве крыши продольного нефа в конце XVI века была обнаружена ошибка в планировке здания: башенная часть оказалась смещенной относительно центральной части. Для ее исправления средневековые строители нашли изящное решение - на месте изгиба кровли возвели маскирующую маленькую башенку-звонницу.

Нацисты раскопали могилу Канта, пытаясь измерить его череп для доказательства его принадлежности к арийской расе.

Петр I, изучая Валленродтскую библиотеку, обнаружил старинную Радзивилловскую летопись, повествующую о Древней Руси.

Руины Кафедрального собора можно увидеть в кинофильмах «Женя, Женечка и «катюша» и «Жена керосинщика».