27.09.2019

Как рассказать детям о рождестве. Библия для детей. новый завет


Рождество Христово

В тот год, когда родился Христос, римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в той земле, которую завоевали римляне: сколько взрослых и сколько детей.

Отдал он приказ царю Ироду, которого поставил управлять Израилем, переписать всех жителей этой земли.

А записываться надо было в том месте, где родился. Толпы народа пошли по дорогам Израиля, каждый на свою родину.

Иосиф и Мария, как ты помнишь, жили в Назарете. Но родились они в маленьком городке Вифлееме, который считался также городом царя Давида (он тоже здесь родился) . Вифлеем находился километрах в десяти от Иерусалима. Иосиф и Мария тоже отправились на свою родину.

Приходят они в Вифлеем, а там народу собралось видимо-невидимо, даже мест для ночлега не хватает. Все записаться пришли.

Долго бегал Иосиф по домам, искал, где бы переночевать ему с Марией. Но так и не нашёл ничего.

Один человек сказал ему, что на окраине города есть пещера, тёплая и сухая, где они могут переночевать. Там в непогоду и дождь пастухи прячутся со своими овцами.

– Как я могу вести Марию в пещеру? Она скоро должна родить, ей не место там, – возмутился Иосиф.

– Соглашайся, Иосиф, – взмолилась Мария, – я так устала, что рада любому пристанищу. Прошу тебя, пойдём быстрее туда.

Ночью там и родился у Пресвятой Девы Марии Сын – Иисус Христос.

Она запеленала его и положила в ясли – ящик, из которого ели овцы.

А теперь давай повторим ещё раз и запомним название города, в котором родился Иисус Христос, – город Вифлеем.

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Рождество Христово О рождестве Христовом и о событиях, связанных с ним, повествуют нам только два Евангелиста: св. Матфей и св. Лука. Св. Матфей сообщает об откровении тайны воплощения праведному Иосифу, о поклонении волхвов и бегстве семейства в Египет и об избиении

Из книги Проповеди на Великие праздники автора Автор неизвестен

Рождество Христово О свидетелях РождестваВо имя Отца и Сына и Святого Духа.Поражает, в какой глубочайшей тайне от людей совершилось пришествие в мир Царя этого мира! О чудесном рождении Предтечи Господня рассказывали «по всей нагорной стране Иудейской», а рождение

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Рождество Христово Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.Иосиф и Дева Мария

Из книги Труды автора Сурожский Митрополит Антоний

Рождество Христово 6 января 1996 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Из года в год возвращается светлый, всерадостный праздник Рождества Христова. И каждый год мы переживаем его содержание с новой силой, потому что с каждым годом он обогащается новым содержанием и новой

Из книги Творения. Том 3 автора Сирин Ефрем

На Рождество Христово К тому горнему сонму, который славословил достославное время, назначенное для нашего спасения, и благословенный день, предуставленный для радостей, да присоединюсь с любовью и я. С этим сонмом да возвеселюсь и чистыми песнопениями да восхвалю

Из книги Спешите идти за Христом! Сборник проповедей. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Рождество Христово 1947 г.Почти две тысячи лет тому назад вблизи малого Палестинского городка Вифлеема, в пещере, служившей загоном для скота в ненастную погоду, никому неведомая молодая Еврейка родила Сына. Могло ли быть более, незаметное, более неважное событие в очах

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова, повеселимся же теперь и порадуемся. Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост - некоторое стеснение, чтобы, вступая в них, мы

Из книги Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники автора Пономарев Вячеслав

Рождество Христово Тропарь, глас 4Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.Кондак, глас 3Дева днесь Пресущественнаго раждает, и

Из книги Я листаю календарь. Главные православные праздники для детей автора Высоцкая Светлана Юзефовна

Рождество Христово Я листаю календарь, За окном скрипит январь, Машет мне, суровый, Веткою еловой. Сердце чутко замирает, В воздухе – лилово. Зимней сказкой наступает Рождество Христово. Дома – ёлка и подарки. В храме – свет сияет яркий И рождественский тропарь С

Из книги Мысли об иконе автора (Круг) Григорий

Рождество Христово "Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес. " (Из Символа Веры)Возникновение праздника Рождества Христова относится к первым годам христианства, видимо, к апостольским временам. В постановлениях апостольских указывается праздновать

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Рождество Христово Страна, в которой жили Иосиф и Мария, называлась Иудея. Император Август решил узнать, сколько человек живет в этой стране и повелел переписать всех ее жителей.Мария с Иосифом пошли в город Вифлеем, чтобы писцы записали их имена в большую, толстую

Из книги Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа, до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого автора

7. Рождество Христово Обратимся теперь к евангелисту Матфею. Он расскажет нам еще одно обстоятельство, предшествовавшее рождению Иисуса Христа. Об образе рождения хотя говорит он: еще, но мало касается оного, а более говорит об обстоятельствах, соприкосновенных сему

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Рождество Христово 7 январяГосподь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Рождество Христово Тропарь, глас 4Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда – звездам, как Богу, служившие – звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!Кондак, глас 3Ныне Дева

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Рождество Христово Великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с

Из книги автора

Рождество Христово Великое событие Рождества Христова празднуется Церковью 7-го января (по новому стилю). Установление празднования Рождества Христова относится к I веку христианства.Об обстоятельствах рождения Спасителя рассказывают Евангелие от Матфея (1–2 гл.) и

Рождество Христово

Дети, вы не забыли еще Иакова? Помните, который у старшего брата Исава за чечевичную похлебку купил отцовское благословение? Помните, как он закутал шею и руки козлиным мехом, чтобы казаться, как Исав, косматым, и вместо Исава получил благословение от своего отца Исаака? Теперь вы припомнили Иакова.

Благовещение. (Евангелие от Матфея 1:18–21)


Этот Иаков, когда умирал, тоже благословил своих сыновей. Одному из них, Иуде, Иаков сказал, что из его племени будут еврейские цари до тех пор, пока из его же племени не родится Спаситель мира. А когда у еврейского народа уже не будет царя из Иудина племени, тогда и следует ждать Спасителя.

Бог говорил устами Иакова, и пророчество его сбылось. Вспомните, из какого племени были цари иудейские Давид, Соломон и другие. Из племени Иуды.

Но иудейскую землю завоевали римляне, и римский император дал иудеям царя Ирода. Ирод не был потомком Иуды, он не был даже иудеем. Он был идумеянин, родом из земли, которая называлась Идумеей.

Римскому императору Августу захотелось узнать, сколько у него подданных, какое у них имущество, сколько кому лет, много ли годных в солдаты. Для этого он приказал провести народную перепись. Такие всенародные переписи бывают и у нас. Каждый должен был записаться в том городе, откуда родом.

Иосиф и Мария жили в Назарете. А так как родиной их был Вифлеем – небольшой и небогатый городок верстах в десяти от Иерусалима, то они пошли туда, чтобы записаться там. Пришли в Вифлеем поздно вечером. В это время по случаю переписи в Вифлееме собралось много народу и было тесно.

Иосиф и Мария недалеко за городом нашли пещеру, в которую пастухи иногда загоняли на ночь овец. Она была пуста. Иосиф и Мария так устали с дороги, что рады были и этому пристанищу, только бы не остаться под открытым небом, совсем без ночлега.

Иосиф и Мария вошли в пещеру и решили ночевать в ней.

Ночью в этой пещере от Преблагословенной Девы Марии родился давно обещанный Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.

Добрые дети! Не в царском дворце, не в пышных чертогах родился Спаситель. Ему не нашлось места даже в простом доме. Царь Неба и земли, Сын Божий родился в пещере, где было сыро и холодно. Спеленали Его и положили в ясли. Жестко и неудобно было лежать там Младенцу.

И для чего же сходит Он с Неба на землю, рождается и терпит все это? Для того, чтобы спасти нас, грешных. Значит, как Сын Божий Иисус Христос любит нас! Грешно и нам не любить Его.

Поклонение пастырей

В ту самую ночь, когда родился Господь наш Иисус Христос, в поле, недалеко от Вифлеема, пастухи стерегли стада: смотрели за своими овечками, чтобы они не разбежались и чтобы их не украли воры и не съели дикие звери. Ночь холодная. Пастухи развели огонь и греются около него. Темно. Чуть-чуть во тьме ночной мелькает слабый свет от небольшого костра, у которого сидят пастухи. Вдруг вокруг пастухов делается светло, и перед ними является ангел Божий. Пастухи испугались. «Не бойтесь, – сказал им ангел, – я сообщаю вам о великой радости для всех людей. Сейчас в городе Давидовом (то есть в Вифлееме) родился Спаситель, Который и есть Христос Господь. И вот как вы можете узнать Его: вы найдете в яслях спеленутого Младенца».

В эту же минуту открылось небо, и на небе явилось много светлых ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Хвалите Всевышнего Бога! Теперь на земле мир, потому что Бог простил людей, примирился с ними. Бог показал, как Он любит людей, послав к ним Своего любимого Сына.


Рождество Господа нашего Иисуса Христа. (Евангелие от Луки 2:1–18)


Ангелы ушли на небо. Стало опять темно. Пастухи сказали: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем сообщил нам Бог». Там, в пещере, которая была им знакома, потому что в ней приходилось иногда ночевать, пастухи нашли праведного Иосифа, Пресвятую Деву Марию и Божественного Младенца, лежащего в яслях.

Пастухи упали на колени и поклонились Ему. Они рассказали, как явились им ангелы и славили родившегося Спасителя. С благоговением слушал Иосиф рассказ пастухов, а Пречистая Матерь отмечала каждое слово и все услышанное старалась сохранить в Своем сердце.

В пути, а также возвратясь домой, в свою деревню, пастухи рассказывали всем, что они видели ангелов и родившегося Спасителя.

Сретение Господне

Прошло восемь дней после Рождества Христова, над Младенцем Иисусом было совершено обрезание, и ему дали имя Иисус. Вы, конечно, помните, что, сообщив радостную весть Деве Марии, а потом Иосифу, ангел предсказал, что родившегося Господа назовут Иисусом.

У евреев был закон, чтобы всякого первенца, то есть старшего сына, через сорок дней после рождения приносить в храм и посвящать Богу. При этом приносилась жертва. Богатые родители приносили ягненка, а бедные – двух молоденьких голубков или пару горлиц. Голуби продавались тут же, в храме, и были дешевы – их мог купить и бедняк.

Когда родившемуся Иисусу исполнилось сорок дней, Иосиф и Мария понесли Его в храм.

Иосиф и Мария были бедны, у них не было ягненка. Они принесли в жертву пару голубей.

В Иерусалиме в это время жил один набожный человек по имени Симеон. Бог ему обещал, что он не умрет до того времени, пока не увидит Христа Спасителя. Симеон был очень стар. Он только одного и просил у Бога – увидеть Спасителя и умереть. И вот Дух Святой сообщает Симеону, что Спаситель, Которого он так ждал, уже родился, что Его принесут в храм. Симеон встречает там Иосифа и Марию, которые принесли сорокадневного Иисуса. Он с благоговением берет Божественного Младенца на свои слабые старческие руки и говорит: «Теперь, Владыко, Ты, как и обещал, дашь мне умереть спокойно, потому что я своими глазами видел Спасителя, Которого Ты послал для спасения всех людей, Который научит язычников и прославит народ израильский».

Иосиф и Мария удивлялись тому, что говорит этот старец, а Симеон продолжал: «Об этом вот Младенце будут спорить; одни уверуют в Него и спасутся, другие соблазнятся и погибнут. И Ты, Пречистая Матерь, будешь страдать, как будто Тебе Самой пронзили сердце мечом».

Здесь же была престарелая вдова Анна. Ей было уже восемьдесят четыре года. Замужем она была только семь лет, а когда овдовела, вела самую благочестивую жизнь: постилась, все время проводила в храме, только что не жила в нем – так любила она молиться Богу. Поэтому Бог наградил Анну. Она стала пророчицей. Бог открывал ей будущее. Анна подошла и восславила родившегося Господа.

Так вот, дети. Сретением называется встреча Спасителя с Симеоном и Анной в храме.

Поклонение волхвов

Перед Рождеством Христовым появилась особенная светлая звезда. Эту звезду заметили персидские мудрецы. Увидели персидские мудрецы, или волхвы, звезду и так как они ожидали появления Христа Спасителя, то подумали, что это Его звезда, значит, Он родился. Звезда двигалась, волхвы пошли за ней: куда звезда – туда и они.


Восточные волхвы, путеводимые чудесной звездой. (Евангелие от Матфея 2:1–12)


Звезда привела их в Иерусалим. Волхвы знали, что Спаситель родится в иудейской земле, но они думали, что Он непременно будет царем. Поэтому они и стали спрашивать в Иерусалиме: «Где родившийся Царь иудейский? Мы видели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему».

До Ирода дошли вести, что какие-то люди из дальней земли пришли в Иерусалим и спрашивают, где родился Царь иудейский. Говорят, что они видели звезду, которая должна появиться перед Его рождением, и что звезда эта привела их в Иерусалим.

Сильно испугался Ирод, сильно встревожились жители Иерусалима. Вы знаете, что Ирод был не царского рода, даже не иудей. Он подумал: «Этот настоящий царь отнимет у меня царство и прогонит меня». Жители же подумали: «Начнут воевать два царя, настоящий Царь иудейский с Иродом, – беда нам: разорят и сожгут наши дома, разграбят наше имущество, перебьют нас, наших жен и детей».

Тотчас же созвал к себе Ирод первосвященников и иудейских ученых и спросил у них: «Где должен родиться Христос?» Те ему отвечали: «В Вифлееме иудейском».

Тогда Ирод приказал тайно, чтобы никто не знал, позвать к себе волхвов. Он подробно расспросил у них, давно ли появилась звезда. Он спрашивал это для того, чтобы узнать, давно ли родился Христос.

Когда волхвы все рассказали Ироду, он отпустил их и сказал: «Ступайте! Хорошенько разузнайте о Младенце и, когда найдете, сообщите мне. Я тоже хочу Ему поклониться».

Вышли волхвы из Иерусалима. Чудесная звезда опять ведет их, приводит в Вифлеем и останавливается как раз над тем самым домом, где был Младенец. Иосиф и Мария к этому времени уже переселились из пещеры в дом.

Обрадовались волхвы. Вошли в дом. Упали перед Младенцем Иисусом и поклонились Ему, как Царю и Богу. Они принесли Ему в подарок золото, ладан и смирну. Ладан – это смола, которую добывают из одного дерева. Смирна – тоже смола, только из другого дерева. И ладан, и смирна хорошо пахнут.

Вот откуда, из далекой страны, пришли поклониться родившемуся Спасителю восточные (персидские) мудрецы. А иудейские ученые? Ведь когда Ирод спросил их, где должен родиться Христос, они прямо сказали: «В Вифлееме иудейском». Это было давно предсказано пророком Михеем.

Они знали и пророчество Исайи, который предсказал, что Христос родится от Девы. Им известен был и пророк Даниил, который предсказал, в каком году нужно ждать Спасителя. Все это записано в священных книгах. А ведь еврейские ученые эти книги знали чуть не наизусть – не зря же они назывались книжниками. Они все это знали. Им даже сообщили, что Христос уже родился, а они поленились сходить и поклониться Ему. Почему? Потому что Христос родился в бедности, а они ждали не такого Христа, им хотелось, чтобы Христос родился царем, чтобы и самим царствовать вместе с Ним.

Собрались волхвы домой и по дороге хотели зайти в Иерусалим к Ироду рассказать ему все, что они видели и слышали в Вифлееме, но ночью явился им во сне ангел и сказал, чтобы не заходили к Ироду в Иерусалим, а возвращались в свое отечество другой дорогой.

Бегство в Египет

Когда волхвы ушли из Вифлеема к себе на родину, ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, беги в Египет и будь там, покуда не скажу тебе, потому что Ирод будет искать Младенца, чтобы погубить».


Бегство Иосифа с Пресвятой Богородицей и Младенцем Иисусом Христом в Египет. (Евангелие от Матфея 9:13–15)


Иосиф тотчас же встал, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. Так вот для чего Ирод расспрашивал волхвов, давно ли появилась звезда; узнавал у первосвященников и книжников иудейских, где должен родиться Христос. Он хотел убить Младенца! Значит, он обманывал волхвов, когда говорил, что хочет поклониться Христу.

Вот Иосиф ведет осла, на котором сидит Пресвятая Дева и держит на своих руках Младенца Иисуса. Ночь. Кругом пустыня. Страшно. Того и жди, что из-за скалы выскочат дикие звери и растерзают и путников, и животное или нападут жестокие разбойники, отнимут последнее у этих бедняков, пожалуй, еще и убьют.

И говорят, что в самом деле на Иосифа и Марию напали разбойники и хотели ограбить и убить их. Только один разбойник был добрее своих товарищей. Ему жалко было убивать этого слабого старика, беззащитную молодую Матерь и прекрасного Божественного Младенца. Он уговорил своих товарищей не убивать их.

Разбойники послушались своего доброго товарища, не тронули их и оставили в покое.

Избиение младенцев

Я Ирод ждет не дождется, скоро ли вернутся из Вифлеема волхвы, придут к нему и расскажут все, что они успели узнать о Младенце Иисусе. Много прошло уже времени, давно бы, кажется, следовало волхвам быть в Иерусалиме, а их нет. Видит Ирод, что волхвы обманули его. Что же он делает? Даже страшно об этом подумать.

Он послал в Вифлеем воинов и велел им убивать там всех мальчиков, которым было меньше двух лет. Ирод надеялся, что в числе этих детей окажется и будет убит и Христос.

У злого господина и слуги большей частью бывают злые. У жестокого и бесчеловечного Ирода и солдаты жестокие. Они входят во все дома, ищут во всех углах, не спрятан ли где-нибудь ребенок, и без всякой пощады убивают каждого мальчика, которому, как им кажется, не больше двух лет.

Все плачут в Вифлееме. Плачут матери. Плачут бедные малютки от испуга и боли. Матери защищают детей, прижимают их к своей груди, не желая их выпускать из рук. Солдаты отталкивают матерей, хватают малюток за что попало – за ручку, за ножку или за головку – и убивают их на глазах матерей. Одному отрубят голову, другого разрубят пополам, иного возьмут за ноги и ударят головой об угол стены. Везде кровь, везде обезображенные трупы малюток с оторванными руками и ногами. Давно ли держали матери этих прекрасных малышей на руках, ласкали их, прижимали к своей груди и любовались ими. А теперь? Несчастные матери, у которых отняли и убили их малюток, рвут на себе волосы, ломают руки, разрывают на себе одежду. Другие в беспамятстве не знают, куда броситься: бегут из города на высокие утесы и там проливают горькие слезы о своих погибших детях. Везде, не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, на горах и на полях рыдание и стон.

Добрые дети! Вы обязательно и сами бы заплакали, если бы увидели, что тогда делалось в Вифлееме. Ведь там было убито четырнадцать тысяч невинных младенцев.

…Уж не за то ли так страшно наказал Бог жителей Вифлеема, что они не были милосердны к бедным, не давали приюта странникам, не сжалились над путниками, в темную холодную ночь отказали в ночлеге престарелому, едва двигавшемуся от усталости Иосифу и Пресвятой Деве, не дали приюта, можно сказать, Самому Христу, родившемуся в эту ночь в холодной и сырой пещере?


Избиение младенцев в Вифлееме. (Евангелие от Матфея 2:16–21)

Возвращение в Назарет

Правосудный Бог наказал Ирода за его злодеяния. Вскоре после того как он отдал бесчеловечный приказ избить вифлеемских младенцев, его постигла тяжелая болезнь. Его тело покрылось нарывами, в которых копошились черви, так что Ирод был заживо съеден червями. Вот как мучился тот, кто мучил и убивал других. Никто не жалел Ирода, все желали только одного – чтобы поскорей умер этот злодей.

Но Ирод не столько страдал от болезней и червей, сколько от угрызений совести. Тут-то, во время болезни, перед смертью, он и вспомнил все свои злодеяния, вспомнил и о тех невинных младенцах, которых велел убить. Вы, дети, поймете, как тяжело и страшно Ироду было умирать.

После смерти Ирода ангел Господень в Египте явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю израильскую, потому что умерли те, кто хотел погубить Младенца».

Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в израильскую землю.

Пресвятой Деве Марии очень хотелось жить в Вифлееме, где родился Ее Сын. Но там царствовал Архелай, сын Ирода, такой же злой и жестокий, как и отец. Иосиф побоялся идти в Вифлеем и, получив во сне откровение, пошел с Пресвятой Девой Марией и Младенцем Иисусом в город Назарет, где жил раньше и где у него был дом.

Там, в доме Иосифа, «Младенец Иисус Христос рос и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божья была на Нем».

Какие счастливые назаретские дети! Среди них жил и с ними рос Сам Спаситель наш Иисус Христос. Каждый из вас хотел бы быть на месте этих счастливых детей, видеть Спасителя, разговаривать с Ним, сопровождать Его на прогулках.

Дети, Христос никогда не оставляет нас, всегда с нами, если только мы сами не бежим от Него.

Он с вами, когда вы приходите в церковь; Он с вами, когда вы молитесь в церкви или дома. Он помогает вам, когда вы учитесь и работаете. Он охраняет вас, когда вы спите. Не только видит, что мы делаем, слышит, что мы говорим, но даже знает, что каждый из нас думает. Он всегда с нами, если только мы послушны, внимательны, прилежны. Однако мы бежим от Него, когда ленимся, шалим, не слушаем старших, сердимся, бранимся, воруем. Он всегда с нами, если мы стараемся быть добрыми и делать Ему угодное. Он рядом с вами и во время ваших детских игр: любуется, когда вы играете тихо, скромно, без брани, без драк, без жалоб. Если же ваши игры и забавы неприличны, если во время игры вы ругаетесь, ссоритесь, деретесь, то вы как бы отгоняете от себя Иисуса Христа. Вы только подумайте, с какими детьми, хорошими или плохими, Он дружил, когда и Сам был еще небольшим. Разумеется, с хорошими.

Будьте и вы добрыми детьми, и с вами будет Господь Иисус Христос.

Двенадцатилетний Отрок Иисус в храме

Благочестивый Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год на праздник Пасхи ходили в Иерусалим. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, Его взяли на Пасху в Иерусалим. Провели там праздники, помолились Господу Богу, принесли, какую могли, небогатую, но усердную жертву и пошли домой в Назарет.

Идут целый день. Наконец наступает вечер. Иосиф и Мария остановились на ночлег. Смотрят – Отрока Иисуса нет. Сначала они подумали, что Он идет в другой толпе с родными или знакомыми. Стали искать и спрашивать у всех. Но никто Его не видел.

«Дитя пропало! Что с Ним? Дитя могло заболеть и лежать без всякой помощи где-нибудь на дороге, могло сбиться с пути и заблудиться! Дикий зверь мог растерзать Его». Поймете ли вы, дети, что должна была чувствовать, как должна была страдать Пресвятая Матерь Иисусова?

Вместо того чтобы после дневного пути отдохнуть, Пресвятая Дева, не обращая внимания на свою усталость, идет назад в Иерусалим. За ней идет Иосиф. Несчастная Матерь громко зовет: «Иисус! Иисус!» Но никто не отзывается на Ее зов.

Дети, дети! Знаете ли вы, понимаете ли, чувствуете ли, как любят вас ваши матери? Нет человека, который желал бы вам больше добра, чем родная мать. Вот уедете вы в училище, или отдадут вас хозяину в лавку, или отвезут к мастеру учиться какому-нибудь ремеслу, вы, может, и забудете о матери, а она дома каждую минуту будет вспоминать о вас: «Здоров ли мой сынок, не скучает ли он, не избаловался ли он, хорошо ли ему, не обижают ли его?» Иногда вы на целый день убегаете с товарищами далеко от дома, играете, резвитесь, бегаете по полям, по лесам, купаетесь, лазаете, скачете – вам весело. А дома у бедной матери изболелось все сердце: «Что-то долго не идут мои дети, не заблудились бы, не ушиблись бы, не утонули бы, не избил бы их кто». И как рада мать, когда вы любите ее, как она дорожит каждой вашей лаской.

Жалко, однако, что есть плохие, злые дети, которые мало любят свою мать, неласковы и грубы с нею, огорчают и не слушают ее, скучают, когда она учит их добру, сердятся, когда она не дает им шалить и не пускает бегать с шалунами, а заставляет учиться, забывают ее, когда уезжают из дома, и не хотят написать ей письмо, которое с таким нетерпением ждет мать.

Это непростительно, это грешно!

Так Иосиф и Мария и не нашли Иисуса на дороге. Рано утром они приходят в Иерусалим. Идут ко всем родным. «Не у вас ли наш Иисус?» – «Нет, не был». Идут ко всем знакомым, и там тот же ответ: «Не был, не видали». Идут на площади, везде ищут, у всех спрашивают. Целых три дня ищут, и все напрасно. Нигде нет, никто не видал.

Наконец на третий день Иосиф и Мария приходят в храм и не верят своим глазам. Двенадцатилетний Отрок Иисус сидит среди учителей и беседует с ними о законе Божьем, слушает их и отвечает на все трудные вопросы, которые они задают Ему. Все слушающие удивляются Его уму и ответам.

«Что Ты сделал с нами? – говорит Иисусу Его Матерь. – Мы с великой печалью искали Тебя».

Иисус Христос ответил: «Зачем было Меня искать? Разве вы не знали, что Мне надо быть там, где назначил Мне Отец Мой?»

Иосиф и Мария не поняли тогда этих слов Иисуса. А этими словами Он как бы говорил: «Я послан Отцом Небесным учить людей. Где же Мне и быть, как не в храме, и что же Мне делать, как не учить».

И пошел Иисус с Иосифом и Марией в Назарет. Иисус был Сын Божий. Он слушался и повиновался Иосифу, хотя Иосиф был не отец, а только попечитель Его. Вместе с Иосифом Иисус занимался плотничеством. Он был добр и умен. Его любил Бог и любили люди.

Дети, послушайте, что я вам еще скажу. Двенадцатилетний Отрок Иисус, не сказав Своим родителям, ушел в храм. Он полюбил храм. Ему нравилось там молиться и учиться. А мы в храме скучаем, не молимся, разговариваем, смеемся, переходим с места на место, шалим.


Отрок Иисус в храме. (Евангелие от Луки 2:40–50)


Часто вместо того, чтобы идти в церковь, куда нас посылают родители, мы бегаем по улицам, играем и шалим, а дома обманываем, говорим, что были в церкви. Двенадцатилетний Отрок Иисус так много знает о Боге и делах Божьих, что Ему удивляются и у Него учатся учителя закона. А много ли у нас найдется двенадцатилетних детей, которые знают закон Божий? И как много детей, которые в двенадцать лет не знают ни одной молитвы, не умеют перекреститься как следует.

По возвращении Своем в Назарет Дева Мария продолжала жить в богомысленном уединении и безмолвии, не сообщая даже обручнику Своему Иосифу о дивных откровениях, воспринятых Ею от Ангела. Но сам Ангел Господень явился во сне Иосифу и, сказав, что у Марии родится Сын, прибавил: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». (Мф. 1, 21-23. Ис. 7, 14).

Вскоре и последовало исполнение богодухновенных слов «ветхозаветного евангелиста». Об этом всемирном радостнейшем празднике, начале и основании других святейших празднеств, так повествуют евангелисты Лука и Матфей: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою». Когда же они были там, наступило время родиться Христу.

«И родила Мария Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2, 1-20)

И принявшие всей душой и преисполненные мысли о «благоволении в человеках» Нисшедшего с неба, Которого они только что были призванными очевидцами, они поспешили засвидетельствовать и другим виденное и слышанное ими и, таким образом, сделались первыми провозвестниками «благой вести» миру, и от них впервые была воспринята вера в Младенца-Бога, пришедшего спасти род человеческий.

В то время царём Иудеи был Ирод, подчинявшийся Риму. Римский император Август захотел узнать, сколько у него подданных и приказал всех переписать. Все жители должны были записываться там, где жили их предки.
Родиной Иосифа и Девы Марии был город Вифлеем, где в древние времена их предок Давид был царём. Поэтому они и отправились туда. Их путешествие длилось 3 дня.
В городе путникам не нашлось места для отдыха, потому что все дома и гостиницы оказались заняты. И тогда они пошли искать место, где можно остановиться вблизи города. Недалеко от городских ворот они нашли пещеру, которая была среди каменных скал. Она служила убежищем от непогоды для пастухов со своими стадами. В скале было сделано углубление - ясли для животных. В этой пещере и родился Иисус Христос.
Родившегося Иисуса Дева Мария спеленала и положила в ясли. В знак появления на свет Царя Израиля осветилась ночью земля.
В Вифлеемской долине, пастухи охраняли свои стада, и внезапно им явился ангел, который сказал им спешить в город Давидов, где родился Спаситель мира и что они найдут Его в яслях. При этом много ангелов сошло с неба и они радостно запели о том, что настал на земле мир и благоволение Бога вернулось к людям.
Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем нам возвестил Господь».
Пастухам было известно, что обычно бедные путники находят себе приют в пещере у ворот города и поэтому направились туда. Когда они вошли в пещеру, то увидели Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Ему.
Перед рождением Спасителя на востоке от Вифлеема появилась чудная звезда. Её заметили волхвы, которые знали, что необыкновенная звезда возвестит рождение Божественного Царя. Трое мудрецов сразу же отправились в Иерусалим, где хотели найти Христа, чтобы поклониться Ему.
Перед их входом в Иерусалим путеводная звезда внезапно исчезла из вида и волхвы не знали, что думать, поэтому стали расспрашивать жителей города, где должен родиться Царь Иудейский.
Царю Ироду донесли о иноземных мудрецах и он срочно созвал священников и ученых книжников, чтобы у тех узнать о пророчествах о Царе Иудеи и месте Его рождения. Когда Ирод узнал, что Младенец должен родиться в Вифлееме, то пригласил к себе трех мудрецов. Он ласково попросил их всё узнать и сообщить ему, так как он тоже хочет поклониться Младенцу.
Выслушав царя, волхвы тронулись в путь. Вновь заблистела звезда, указывая им путь. Она шла перед ними три дня, пока не остановилась над местом, где родился Спаситель. Лучи звезды ярко осветили пещеру и волхвы вошли в неё. В пещере они увидели Младенца, Его Матерь и Иосифа. Волхвы поклонились и принесли Ему подарки.
Ночью волхвам явился ангел, который сказал им, что Ирод задумал злое дело, и повелел им вернуться в свою страну другим путем.

Название праздника

Ребенку сложно найти какое-либо объяснение самому названию праздника. Родители должны объяснить малышу, какой смысл скрывается за таинственным названием: «Рождество». Ведь, чтобы радоваться этому дню, нужно знать, какова его суть.

Возможно, вам поможет сравнение этого дня с днем рождения ребенка. Напомните малышу его последние именины и спросите, знает ли он, почему все поздравляют именно его. Вероятно, ребенок ответит, что в этот день он родился. Тогда можете приступать к объяснению сути Рождества – рождения кого-то очень важного, кого почитает весь мир.

История происхождения праздника

Очень важно рассказать малышу историю, описывающую рождение Младенца. Это основное, что должны знать и взрослые, и дети, отмечающие Рождество – с этого начинается праздник. Историю Рождества вы можете прочитать из детской Библии, а также из Евангелий от Матфея и от Луки.

Обязательно расскажите ребенку, что оно ведется от Рождества Христова. Малышу гораздо понятнее будет выражение «1985 год от Рождества Христова», если вы объясните ему его в контексте рождественской истории.

Почему самая младшая группа в детском саду названа «яслями»? Спросите об этом у своего ребенка после рассказа о Младенце Иисусе. Новорожденного Христа положили в ясли – кормушку для скота, поэтому сегодня мы называем так малышовую группу детсада.

А откуда пошла традиция вешать звезду на макушку новогодней елки? Вспомните историю с волхвами, которые, увидев новую звезду, поняли, что родился Спаситель мира. И не о дарах ли этих мудрецов, принесенных маленькому Иисусу, мы можем вспомнить, когда кладем под елку подарки для своих родных и близких?

Как семьей отмечать Рождество Христово

Чтобы праздник Рождества надолго запомнился вашим детям и напоминал о чем-то добром, радостном и теплом, начните отмечать этот день всей семьей. Для этого вам необходимо создать фамильные традиции, некоторые из которых вы можете позаимствовать у других, а какие-то - придумать сами.

Центром всех церемоний в Рождество должна стать идея явления людям Божьей милости: Всевышний любит нас и поэтому послал нам Своего Сына. Важно, чтобы все максимально напоминало о сути Рождества, иначе ваш праздник превратится в застолье, каких много в году.

Украсьте комнату, в которой будете отмечать праздник, атрибутами Рождества: ангелками, вертепом, свечами.

Выучите с детьми несложные рождественские песни, стишки. Включите их в программу. Прочитав историю Рождества из Библии, вы сможете составить викторину для своей семьи из несложных вопросов. Не забудьте запастись призами для игроков, ведь Рождество – это праздник подарков, самым главным из которых является Божий дар людям – Спаситель Иисус.

Поиграйте в игру «Что я знаю о Рождестве». По кругу каждый должен говорить один факт, который он знает о рождении Христа. Из игры выходит тот, кто в свою очередь не смог назвать ничего. Последний оставшийся участник – победитель.

Задайте каждому из семьи вопрос, каких перемен он ожидает в следующее Рождество. Запишите ответы на видео, а через год вам будет весьма интересно узнать, какие же мечты ваших близких сбылись.

Не забудьте оказать внимание в этот день вашим близким, живущим рядом: угостите их ароматным пирогом, подарите подарок. Подскажите ребенку, как он может сделать добро своим друзьям: положите в пакет угощения, пусть малыш раздаст их на детской площадке. Если вы знаете нуждающегося человека, Рождество - это хорошая возможность помочь ему тем, чем вы можете. Создайте праздник для ближнего, и вы почувствуете, каким волшебным этот день станет для вас!

Рассказ ребенку о Рождестве Христовом

Иисус - и Человек, и Бог одновременно. Каким образом Он родился как Бог - нам знать не дано. Так же, как мы не знаем, как произошло непорочное зачатие Девой Марией Своего Сына: Архангел Гавриил лишь принес Ей благую весть о будущем рождении Спасителя.

Зато мы точно знаем, что Христос родился как Человек, как один из нас, то есть - во плоти. Вот почему полное название праздника - Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Дева Мария со своим мужем, Иосифом Обручником, жила в городке Назарет (он существует в Израиле и сейчас). Из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе, они пошли в Вифлеем. Согласно указу императора, для облегчения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как и Мария, и Иосиф были дальними потомками царя Давида, они направились в Вифлеем. Поскольку именно в этом городе родился Давид - один из величайших правителей Израиля, из рода которого, согласно обетованию, то есть - обещанию Божию, и должен был произойти Мессия. Вифлеем находится буквально в паре километров от Иерусалима (cейчас - в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан), а вот от Назарета это довольно далеко - примерно 170 километров. Сложно представить, каких трудов стоило Деве Марии на последнем месяце беременности преодолеть такое большое расстояние.

Поскольку людей в Вифлеем пришло много, Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице, а близких у них в городе, видимо, не было. Поэтому им пришлось заночевать в пещере - её пастухи использовали как хлев для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице», - пишет евангелист Лука.

О том, что на свет появился не просто младенец, знали не только Дева Мария и святой Иосиф. Первыми пришли поклониться Спасителю пастухи - они были неподалёку. Пастухам явился ангел, который сказал им: «…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:8-14).

Пастухи оставили свои стада, пошли в сторону Вифлеема и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Пастухи рассказали Марии о том, что сказал им ангел. Богородица была поражена, ведь ровно девять месяцев назад Ей являлся Архангел Гавриил и говорил точно такие же слова - о том, что у Неё родится Спаситель мира. Тот день мы сейчас отмечаем как праздник Благовещения. Позже Святое семейство перебралось в город - то ли освободились места в гостинице, то ли кто-то пустил их на постой, точно неизвестно. А в это время где-то на востоке, далеко от Палестины, трое мудрецов (их называли волхвами) увидели в небе необычную звезду

Они посчитали это знаком. Ведь волхвы знали, что в скором времени в мир должен прийти Царь Израиля. Волхвы не были иудеями, они были язычниками, но понимали, что такое глобальное событие коснётся всех народов (именно так, как мы знаем, и случилось - сейчас в мире нет ни одной страны, где нет хотя бы одной христианской общины). Поэтому, увидев в небе необычную звезду, волхвы отправились в Иерусалим, пришли прямо во дворец к правившему тогда царю Ироду и спросили у него - а где, собственно, они могут увидеть только что родившегося Иудейского Царя. Они, хотя и были мудрецами, но не могли предположить, что будущий, по их мнению, Царь родился не во дворце, а в хлеву.

Царь Ирод не знал, где находится Иисус, и был крайне встревожен известием восточных мудрецов. Ведь раз родился новый Царь, то старый, вроде бы, уже ни к чему. Он был очень жестоким и мнительным правителем, неслучайно его имя стало нарицательным. Однако волхвам Ирод своей тревоги не показал, вежливо проводил их из дворца и попросил, если они найдут новорожденного Царя, сообщить Его местонахождение.

Звезда привела волхвов к вифлеемскому дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11). Ладан и смирна - это благовония, которые тогда стоили очень дорого.

Поклонившись Христу, волхвы «…получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2,12), то есть не открыли Ироду тайну местонахождения Спасителя. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов», - повествует евангелист Матфей.

Жестокий царь, опасаясь конкуренции за трон и не найдя Того, Кто, как всем казалось, должен его занять, приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Однако Иисуса в тот момент в городе уже не было.

Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).

Святое семейство находилось в Египте до тех пор, пока царь Ирод не умер. Вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф поселились в Назарете.

Оттуда и начался Крестный путь Спасителя. А от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

МИРА, ДОБРА, СЧАСТЬЯ И ЛЮБВИ ВАШЕЙ СЕМЬЕ!