23.09.2019

Мелания: значение имени, судьба и характер, именины


Преподобная Мелания Старшая – одна из самых интересных и ярких фигур в церковной истории 4-го века. С ней связаны родством или дружбой такие подвижники, как преподобный Руфин Аквилейский, святитель Павлин Ноланский, преподобный Исидор Странноприимец, блаженный Иероним Стридонский, диакониса Олимпиада Константинопольская и другие. Не менее значимой личностью была и ее внучка Мелания Младшая. Но о последней известно очень много благодаря житийным текстам Симеона Метафраста и игумена Геронтия, распространившимся и на Востоке, и на Западе, а также исследованию кардинала Рамполлы (1905 год). О Мелании Старшей сохранилось значительно меньше информации. Основная в «Истории Лавсаика» Палладия, познакомившегося с ней в Иерусалиме, да кое-что в письмах ее родственника святителя Павлина Ноланского и других современников. Палладий называет ее треблаженной, блаженный Иероним – новой Феклой, благороднейшей из римских жен. Конечно же, он имеет в виду благородство духа.
Ученичество
Родилась преподобная Мелания в Испании около 342 года (более поздняя датировка убедительно опровергнута Мерфи), там же прошли ее детские и отроческие годы. Мать ее из богатого и знатного рода Понтиев была родной сестрой матери святителя Павлина Ноланского (по другой версии – Павлин приходился дядей Мелании, но она была старше дядюшки лет на 10). Отец святой Мелании (по другой версии – дед) получил консулат в 341 году. Семья была родовитой и заслуженной. Мужа – Валерия Максимуса - ей подобрали из такого же семейства. Она вступила в брак в 14-15 лет (356-357 год). Господь даровал молодоженам трех сыновей. Семейство переехало в Рим, Валерий Максимус сделал прекрасную карьеру и в 361 году стал префектом Вечного Города. Он пробыл на этом посту до 363 года, а потом, вероятно, был назначен президом в провинцию, возможно, в Испанию. Но обращает на себя внимание тот факт, что Валерий Максимус стал и пребывал римским префектом в правление Юлиана Отступника, поэтому могла иметь место ссылка, что кажется более вероятным. Как бы то ни было, семья последовала за ним. Возможно, семья святой Мелании была христианской, но, может, и нет, потому что ее близкий родственник Павлин благополучно жил в язычестве до 25 лет, пока не женился на христианке Тарасии. В любом случае, крестились тогда в зрелом возрасте, кроме случаев смертельной болезни. Когда Мелания Старшая приняла святое Крещение, неизвестно.
364 год, вероятно, был самым трагичным в жизни святой Мелании, потому что в течение этого года умерли трое самых близких ей людей – муж и два сына. Она осталась с одним ребенком, который, как написал один из ее знакомых, словно бы родился для того, чтобы огорчать мать. Но было ли это огорчение связано с характером, или последующим воспитанием дитяти, или же просто чадо напоминало об отце и братьях, умерших внезапно и преждевременно, сказать трудно. Одно известно точно – по стопам матери сын не пошел. Он получил прекрасное образование, был богат и успешен, но почти до самой смерти препятствовал своей дочери – Мелании Младшей – в ее максималистских христианских устремлениях.
В 365 году святая Мелания Сташая возвращается в Рим, вероятно, для того, чтобы дать сыну хорошее образование. Если она была язычницей, то обращение ко Христу, скорее всего, состоялось в этот период.
В христианских кругах, в том числе и в римских, к этому времени возник сильный и стойкий интерес к монашескому движению на Востоке, прежде всего, в Египте. Произошло это, наверное, под влиянием святителя Афанасия Александрийского, воспитанника Антония Великого, который был в ссылке в разных городах Италии. Появляются группы людей, стремящихся к строго аскетическому стилю жизни. Одна из наиболее известных – кружок патрицианки Марцеллы, которая в своем дворце на Авентинском холме образовала некое подобие монастыря. Они жили по принципу: «попашем и попишем», поэтому позже были раскритикованы блаженным Иеронимом за барство и сибаритство. Конечно, по своему положению в обществе Мелания Старшая могла быть вхожа и в этот кружок, но более вероятным является то, что она находилась под каким-то другим, более аскетичным, влиянием. Так или иначе, но к 372 году у нее созревает твердое решение расстаться со своим имуществом и следовать за Христом в лучших традициях египетского Востока. Но не тут-то было! Против нее восстает вся ее семья. Особенно их возмущает идея продажи имущества. Но Мелания Старшая была женщиной волевой. Воевать с ней было непросто. Она решила любой ценой вырваться из тисков богатства и знатности. Нужно иметь в виду, что в Древнем Риме женщина была очень зависима. Судьбу ее решал муж или опекун. Возможно, родственники потребовали, чтобы она оставила дома сына Валерия Публиколу, обеспечив его в соответствии с его положением (ему было лет 10-12 или чуть больше). Святитель Павлин Ноланский сравнил ее скорби, связанные с необходимостью расстаться с сыном, с жертвой Анны, матери пророка Самуила. Святая Мелания назначила сыну опекуна, одного из своих родственников, и, невзирая на трудности зимнего путешествия, отправилась в Египет. Наверное святая Мелания, была первой женщиной Запада, предпринявшей такое экзотическое для того времени паломничество.
Приплыв в Александрию, она сразу же продала свои драгоценности и принялась благотворить. Бедные, больные, заключенные, сироты, безнадежные должники – вот ближайший круг ее нынешнего общения. Но целью ее путешествия было знакомство с египетскими подвижниками. Поэтому она начинает усердно посещать аскетов, подвизавшихся в окрестностях Александрии. Особое впечатление произвела на нее затворница Александра, проведшая в пещере всю жизнь с ранней юности. В Александрии святая Мелания встретила Руфина из Аквилеи, который приехал на Восток с той же целью, что и она. Палладий говорит о нем, что он не знал более доброго и образованного человека, а уж Палладий-то святых мужей повидал. Но в то время маршруты святой Мелании и преподобного Руфина разошлись.
В связи с делами благотворительности святая Мелания познакомилась с преподобным Исидором Странноприимцем, учеником преподобного Макария Александрийского. Именно он сориентировал Меланию в ее шестимесячном путешествии по Нитрийской пустыне и направил к святому Памво. Путешествие по Нитрийской пустыне в любое время года было нелегким, но святая Мелания не только обошла ее вдоль и поперек, но и посетила отшельников Скита и Келлий, еще более непроходимых мест. Когда она познакомилась с преподобным Памво и хотела подарить ему большое количество серебра, он сначала отказывался, но так как она сильно упрашивала, велел одному из братий раздать эти деньги инокам в Ливии. Она отдала деньги тому брату, но при этом не удержалась от того, чтоб не сказать авве Памво:
«- Отче, заметь, сколько я даю серебра, триста литр».
Естественно, молодой женщине хотелось похвалы. И тут она получила первый аскетический урок:
«- Бог, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла (…) Если б ты мне давала серебро, то разумеется, ты сказала бы мне, сколько даешь, а ты даешь его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих богатств. Так молчи, не воструби перед собой».
Одно дело – слушать о нестяжателях и совсем другое – сталкиваться с ними лично. Для нее явно стал потрясением тот факт, что человек может отказаться от кучи денег, передать ее неизвестно кому и даже не поинтересоваться тем, сколько же он потерял!
Возможно, были и другие уроки, но о них святая Мелания умолчала. Кроме одного.
Она произвела на авву Памво впечатление, и, умирая, он захотел повидаться с ней. Когда она пришла, он плел корзину. Воткнув в нее последний прут, он подал корзину святой Мелании со словами:
«- С тех пор, как я поселился в этой пустыне, построил келью и обитаю в ней, не проходило ни одного дня, чтобы я не делал чего-нибудь своими руками до утомления, я не помню также, чтоб я ел хлеб, данный мне кем-нибудь, но всегда – заработанный трудами моих рук, и из уст моих не выходило такого слова, в котором мне приходилось бы теперь со стыдом раскаиваться, однако я отхожу к Господу так, как будто я и не начинал Богоугодно иночески жить.
С этими словами он предал честную и святую свою душу в руки Божии, не пострадав никакой телесной болезнью».
Это был последний урок аввы Памво будущей монахине. И речь здесь шла совсем не о смирении, но о бесконечной малости любых человеческих усилий по сравнению с поставленной Господом задачей: «Будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш».
Корзину аввы Памво святая Мелания благоговейно хранила всю жизнь.
Служение исповедникам
Вскоре умер и святитель Афанасий Александрийский. После его смерти и назначения на его место арианина Луция в Египте начались гонения на православное монашество. Более сотни иноков и епископов было переселено из пустыни в Диокесарию, в Палестину. Святая Мелания отправилась за ними и помогала им трудами и деньгами. Из-за этого она была арестована и посажена в тюрьму. Палестинский проконсул, будучи введен в заблуждение ее бедной одеждой и заподозрив, что она – рабыня, передающая ссыльным чьи-то деньги, решил погреть на этом руки. Но она сказала: «Я дочь такого-то и жена такого-то, но я – раба Христа. Не стыжусь дешевизны моей одежды, не в этом мое достоинство. И вам не запугать меня, и не обобрать». Чиновник был сконфужен и стал извиняться. Он позволил ей беспрепятственно служить страдальцам.

Основание монастыря
Когда закончилась ссылка ее подопечных, преподобная перебралась в Иерусалим и задумалась об основании здесь монастыря. В это же время в Иерусалим прибывает пострадавший от ариан в Александрии Руфин. И они основали около 379 года на Елеонской горе две обители – женскую и чуть позже мужскую. Последнюю возглавил Руфин, а первую Мелания. Вскоре в женской обители собралось около пятидесяти девиц. Трудно сказать что-то об уставе этого монастыря, где преподобная провела 27 лет. Конечно, египетский опыт не пропал даром. Молитва, труд, широчайшая благотворительность, жесткая аскеза были основными принципами, по которым существовал монастырь. Но не нужно забывать, что святая Мелания была человеком книжным. Палладий подчеркивает, что литературным занятия она придавала первостепенное значение, так что ночь для нее нередко превращалась в день (отдыхала 2 часа в сутки). Она перечитывала манускрипты по семь-восемь раз. И не только древних отцов, но и современников. А современниками ее были отцы-каппадокийцы, Иоанн Златоуст, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский. Все они так или иначе касались проблем монашеской жизни. Есть предположение, что для своего монастыря святая Мелания выбрала правила Василия Великого.(Когда преподобный Руфин вернулся на Запад в 397 году, то вскоре его попросили перевести и поучаствовать в распространении правил святого Василия, потому что его он хорошо знал и любил их, а Руфин был духовником святой Мелании).
Община преподобной Мелании отличается исключительным гостеприимством и милосердием. Об этом качестве святой Мелании Палладий пишет: «Не мне рассказывать сколько вещей раздает ее Божественное усердие, как бы сжигая их в огне (…) Никто не остался вне ее доброжелательности – ни Восток, ни Запад, ни Север, ни Юг. Она благотворила монастырям, церквам, зключенным, незнакомым ей людям(…) Она ревностно занималась этим, хотя уже не имела ни пяди земли…»
В 385 году в Иерусалиме обосновывается блаженный Иероним Стридонский. Вместе с аристократкой Павлой они создали двойной монастырь с мужской и женской половиной. Их община находилась в теснейшем добросердечном общении с общиной преподобных Руфина и Мелании. В скриптории руфиновского монастыря постоянно переписывали рукописи для блаженного Иеронима и шел непрерывный обмен текстами между двумя общинами.
В монастыре святой Мелании нашел приют Евагрий Понтийский, заболевший духовно и физически. Святая ухаживала за ним, и когда он стал приходить в себя, сказала ему:
- Дайте мне слово перед Господом, что вы будете придерживаться строгой монашеской жизни и я, грешница, буду молиться за вас, чтоб вам еще было отпущено пожить.
Покаявшись, и приняв из рук святой монашескую одежду, Евагрий растворился в Нитрийской пустыне.
К этому времени относится инцидент с четырьмя сотнями отпавших монахов – не то духоборцев, не то сторонников Павлина Антиохийского, которых святая Мелания убедила изменить взгляды и воссоединиться с Церковью.
Можно предположить, что в этот же период святую Меланию посетила диакониса Константинопольской церкви святая Олимпиада, которая прожила в ее монастыре некоторое время и Мелания Старшая стала ее духовной наставницей в аскетических подвигах.
Домашние хлопоты
Отчасти чисто внешние события, связанные с дискуссией блаженного Иеронима с пресвитером Руфином по поводу Оригена, заставили преподобную покинуть Иерусалим. Но в ее внезапном устремлении в Рим была еще одна подоплека: «когда эта достохвальная жена услышала о своей внучке, что она вышла замуж, но намеревается отречься от мира, убоявшись, чтобы ее как-нибудь не вовлекли в неправое учение, или ересь, или в порочную жизнь, села на корабль и, отплыв из Кесарии, через двадцать дней прибыла в Рим. Тогда ей было уже шестьдесят лет». Это случилось в 399 или 400 году.
Примечательно одно событие, происшедшее во время плавания, которое ярко характеризует аскетический облик святой Мелании: « Мы попали в сильную жару (…) и (диакон) Ювеналий, взял таз и стал тщательно мыть руки и ноги ледяной водой. После мытья он бросил на пол коврик и прилег отдохнуть.
Мелания подошла к нему, как мудрая мать настоящего сына, и стала иронизировать над его мягкотелостью, сказав:
«Как ты смеешь в таком возрасте, когда кровь горяча, таким образом тешить свою плоть?(…) Я в свои шестьдесят лет, за исключением кончиков пальцев, ни рук, ни ног, ни лица не мою водой. Меня терзают различные недуги, и врачи пытаются заставить меня пойти на уступки плоти, но никогда в своих путешествиях я не отдыхала на кровати и не использовала подстилку».
Сойдя на италийскую землю в столице Кампаньи Неаполе, преподобная Мелания отправилась в Нолу к своему родственнику – бывшему проконсулу, бывшему губернатору провинции, а теперь пресвитеру Павлину, окормляющему два монастыря, в одном из которых жил он сам, а в другом его жена Тарасия. Святая Мелания была принята очень тепло и подарила святому Павлину частицу Креста Господня и шкурку ягненка, подаренного ей преподобным Исидором Странноприимцем. История этой шкурки такова. Одна геена принесла в зубах преподобному Макарию Александрийскому своего слепого детеныша. Преподобный его исцелил и в благодарность получил от матери звереныша эту шкурку. Ей, конечно, досталось от преподобного за «зверство», а шкурка была отдана Исидору.
Святой Павлин Ноланский в одном из писем описывал это преподобному Сульпицию Северу и очень сердечно отзывался о своей родственнице Мелании. Он писал также, что их духовное родство значительно ценнее кровного, что свидетельствует об их внутренней близости. Хотя, конечно, скромный аскетический опыт святого Павлина тогда еще ни в какое сравнение не шел с трудами святой Мелании.
Наконец, преподобная Мелания пребывает в Рим. Там она находит свою внучку Меланию Младшую и ее мужа Пиниана, попавших в точно такую же ситуацию, что и она сама почти четыре десятилетия назад, когда она задумала продать имение и посвятить себя Богу. Вся родня во главе с родителями Мелании и Пиниана ополчилась против них. Бабушка поняла, что штурмом эту крепость не взять, и начала длительную осадную работу. Она молилась и проповедовала. Впрочем, она бы могла и не говорить ни слова – ее жизнь, ее облик свидетельствовали сами за себя. Но молчать было не в ее характере. Она стала, по чьему-то замечательному выражению, «апостолом монашества». Причем, в самой радикальной его форме. Результатом было обращение из язычества в христианство мужа племянницы Апрония и самой племянницы Авиты, а также вовлечение в аскетический труд невестки Альбины Цейонии. Даже ее сын Валерий Публикола, тяжко заболев, изменил свою жесткую позицию по отношении к делам дочери и зятя. (И, надо думать, обратил свое сердце к матери). Окончательно разрешила проблему Мелании Младшей и ее мужа Пиниана теща императора Серена, повелевшая не мешать этой блаженной паре. Конечно, по молитвам бабушки Мелании.
В 406 году все семейство отправилось к святому Павлину в Нолу, однако им пришлось бежать от вторгшихся в Мессину готов и некоторое время они жили у Руфина Аквилейского. В4о8 году они приплыли в Африку и поселились в своем имении в Тагасте. Там они познакомились с блаженным Августином Иппонским и его другом Алипием из Тагасты, а потом отправились дальше на восток к Кириллу Александрийскому и, в конце концов, домой – в Иерусалим. Там в 410 году умерла Мелания Старшая, а ее внучка с мужем Валерием Пинианом продолжили ее подвиги, основав два монастыря, в которых жили, трудясь и благотворя до самой смерти.

В христианской историографии ее называют по-разному: Мелания Римская, Мелания Римляныня, Мелания Младшая (по контрасту с ее бабушкой Меланией Старшей). 13 января православные отмечают память этой удивительной женщины, которая ради любви ко Христу отказалась от власти, знатного происхождения и баснословного богатства. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые моменты ее жития.

Преподобная Мелания считается одной из самых заметных фигур в женском монашестве. Девушка, которая по своему знатному положению и богатству занимала высокое положение в Римской империи, отказалась от всего, чтобы выбрать свой, тернистый, путь ко Господу.

Подробным, ярким и очень живым описанием жизни Мелании Римской мы обязаны ее другу и ученику иерусалимскому монаху и пресвитеру Геронтию. Правда, до конца XIX века более распространены были тексты других авторов, повествовавшие о жизни Мелании Римской, в которых внимательный читатель мог заметить много неточностей. Лишь в 1903 году были изданы греческий и латинский варианты «Жития святой Мелании Младшей», написанные Геронтием в V веке и обнаруженные в конце XIX века почти одновременно в хранилище Ватикана и в Эскориальской библиотеке под Мадридом.

…Согласно подсчетам богословов Мелания Младшая родилась в 385 или в 386 году. Она была дочерью сенатора Валерия Публиколы, который происходил из знатного и древнего рода Валериев. Девочка была не только знатной римлянкой, но и наследницей колоссального состояния: ее отцу принадлежали громадные поместья, имения и дворцы с рабами в Риме, Сицилии, Галлии, Аквитании, Испании, Бретани и Северной Африке. Имея всё это, девушка могла бы спокойно прожить жизнь в почете и богатстве, но под влиянием своей бабушки по отцу - Мелании Старшей - она выбрала иной, христианский, путь.

(К слову, Мелания Старшая, о которой, в отличие от внучки, известно значительно меньше, тоже немало потрудилась на христианском поприще. Многие годы она окормлялась в Египте у выдающихся подвижников, затем жила в Палестине, где основала женский монастырь, в котором прожила долгие годы вместе с 50-ю инокинями. Затем, когда ей исполнилась 60 лет, Мелания Старшая вернулась в Рим, где сумела направить на христианский и монашеский путь многих знатных римлян. В том числе и свою внучку).

…Но вернемся к Мелании Младшей. Еще в раннем возрасте девочка решила посвятить себя Господу, избрать путь чистоты, подвижничества, милосердия. Как поэтично пишет о ней Геронтий, «блаженная Мелания, будучи из первых в римском сенате, с юности возлюбила Христа и, уязвленная божественной любовью, возжелала чистоты телесной». Ради Христа Мелания желала хранить себя в телесной чистоте, но, увы, ее отец Валерий Публикола решил иначе: он надумал выдать дочь замуж за потомка консулов знатного римлянина Пиниана (во многих текстах на православных сайтах его ошибочно называют Апинианом - Ред. ). Как ни умоляла его девушка не отдавать ее замуж, отец остался глух к ее мольбам.

На момент брака Мелании только-только исполнилось 14 лет, Пиниан был на три года ее старше. Он искренне полюбил Меланию, и та, видя его любовь, обратилась с мольбой к будущему супругу, прося оставить ее непорочной. Пиниан не согласился. Хотя он тоже был христианином и разделял стремление Мелании к непорочной жизни, в то же время Пиниан оставался заложником предрассудков римской знати, где считалось важным передать детям по наследству знатное имя, положение в обществе, богатство. Поэтому на мольбы Мелании Пиниан ответил так: «Когда по воле Божией произведем на свет двоих детей, наследников нашего состоянии, тогда мы с тобой оба отречемся от мира».

Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. В последующие два года Мелания родила двух детей: сначала дочь, потом сына… Сын умер вскоре после родов, едва лишь родители успели его окрестить. А вслед за этим умерла и дочка. Более того, очень сильно заболела сама Мелания. Видя ее страдания и понимая, что он может лишиться любимой жены, Пиниан обратился к Богу с мольбой, дав обет, что если Мелания выздоровеет, то всю оставшуюся жизнь они оба будут жить целомудренной жизнью и посвятят себя Христу. И Мелания исцелилась.

Супруги хотели даже бежать из Рима, чтобы прожить остаток своих дней в уединении и молитве, но их решению активно воспротивились родители, в частности отец Мелании Валерий Публикола, в котором была сильна гордыня римского патриция. Он запретил дочери даже думать о каком-либо монашеском уединении и требовал, чтобы она и ее муж заняли то высокое положение в римском обществе, которого они были достойны по крови и богатству.

…Лишь спустя несколько лет, когда Валерия Публиколу поразила страшная болезнь, он на смертном одре попросил у дочери и ее мужа прощения, говоря: «Простите меня, чада, что от великого неразумия впал я в страшный грех. Ибо я, боясь наговоров хулителей, опечалил вас, воспрепятствовав Небесному призванию. Но вот ныне я отхожу ко Господу, а вы в дальнейшем распоряжайтесь собой сами и, следуя стремлению к Богу, поступайте так, как решили».

Первое время Мелания и Пиниан решили двигаться к Богу путем милосердия: они помогали больным и нуждающимся, принимали чужестранцев, приезжавших в Рим, давая им денег на питание и проживание, обходили темницы и рудники, выкупая и давая свободу заключенным. Двери их дома всегда были открыты для нуждающихся.

Известно, что дьявол искушает людей, умело подбирая к каждому человеку тот или иной «ключик»: одного он уязвляет гордостью, другого ловит в сети тщеславия, иному предлагает власть, деньги или любовь женщин. У Мелании и Пиниана камнем, мешающим им оторваться от всего земного, чтобы приблизиться к Богу, стало их поистине гигантское наследство, которое после смерти Валерия Публиколы приносило им баснословные доходы.

Именно поэтому, руководствуясь словами Иисуса «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19, 21), Мелания и Пиниан решили продать всё свое необъятное имущество, а вырученные деньги использовать на создание монастырей и помощь нуждающимся.

Хотя продать богатую недвижимость, разбросанную по всей Римской империи, было весьма непросто. И тогда свою помощь им предложила племянница римского императора Феодосия ревностная христианка царица Серена.

После встречи с Меланией она поручила всем наместникам Римской империи безотлагательно начать продавать принадлежащие Мелании земли, имения, дворцы, рабов (к слову сказать, продажа имущества Мелании чуть полностью не уничтожила римскую экономику).

В 410 году, когда на Рим стала надвигаться орда вестготов под командованием Аллариха, Мелания вместе с мужем, матерью Альбиной и бабушкой Меланией Старшей уезжает в Северную Африку в их поместье в Тагасте в Нумидии (современная территория Алжира и северного Туниса - Ред. ). Там Мелания знакомится с известным христианским философом и богословом, влиятельнейшим проповедником епископом Гиппонийским Аврелием Августином, с которым у нее завязывается крепкая дружба.

Важно отметить, что Мелания Римляныня в своей жизни всегда и во всем уповала на волю Божию, с искренней душой вверяла себя в руки Господа, резонно полагая, что Господь направит ее на правильный путь. В этом смысле весьма поучительна история, которую в своем «Житии Святой Мелании Младшей» приводит Геронтий. Он рассказывает о том, как по дороге в Северную Африку Мелания с Пинианом решили посетить Сицилию, дабы пообщаться со святым епископом Павлином Ноланским.

Но на море разыгралась страшная буря, их корабль мотало, как щепку, пассажиры, пребывали в сильном страхе, а моряки говорили, что гнев Божий не дает нам доплыть до Сицилии. И тогда Мелания обратилась к матросам: «Нет воли Божией, чтобы нам плыть туда, куда мы хотели. Так вверьте судно несущему и не боритесь с ветрами». Она предложила плыть по воле волн и ветра. И ветер, по воле Божией, принес их корабль к некоему острову (Геронтий не приводит его название - Ред. ), который недавно захватили варвары. Они требовали с жителей острова крупный выкуп, грозя в противном случае убить всех: женщин, детей, стариков. Но требуемых денег у жителей острова не было, и они уже приготовились к смерти. В этот самый момент буря прибила к их острову корабль Мелании. Та внесла требуемый выкуп, и варвары ушли…

Оказавшись в Африке, Мелания с Пинианом продолжали активно распродавать свое имущество, которое имели в Испании, Нумидии и Мавритании (современное государство Марокко - Ред. ). Вырученные средства они щедро раздавали нищим и больным, выкупали пленных, передавали монастырям… Но в это время великие святые и епископы - блаженный Августин, его близкий друг епископ Тагеты Алипий, а также Аврелий Карфагенский посетили Меланию и Пиниана и дали им совет: «Те деньги, которые вы сейчас даете монастырям, будут потрачены в короткое время. Если же хотите иметь память, не меркнущую на небе и на земле, подарите каждому монастырю постройки и содержание» . Мелания и Пиниан прислушались к совету и в дальнейшем так и поступали.

При этом сама Мелания очень усердно шла по выбранной еще в детстве тернистой дороге к Господу. Она носила простую одежду из грубого волоса, постилась практически весь год, за исключением праздничного периода от Пасхи до Пятидесятницы, много и неустанно молилась, усердно изучала труды святых Отцов, записывая основные мысли в маленькие тетрадочки, четыре раза в год она перечитывала Ветхий и Новый Завет.

Проведя в Африке семь лет и избавившись почти от всего богатства, Мелания с Пинианом решили посетить святые места и отправились в Иерусалим. Там на оставшиеся средства Мелания построила женский монастырь, где собрала возле себя 90 непорочных дев. А когда в 431 году Пиниан отошел к Господу, Мелания решила построить на горе Вознесения Христова и мужской монастырь. Правда, к этому моменту последние остатки когда-то колоссального богатства закончились, и нашлись люди, которые выражали сильное сомнение в том, что Мелания Римляныня сумеет построить мужской монастырь на Святой Земле… Но поскольку Господь благословил ее замысел, то Он и послал ей богатого христианина, который дал ей все необходимые средства на завершение строительства.

В то время, когда христианская Церковь приобретала официальный статус в Римской империи, некоторые женщины из среды высшей римской аристократии, увлеченные рассказами об аскетических подвигах египетских монахов и пламенными проповедями блаженного Иеронима , отрекались от суеты мира и ступали на тесный путь, ведущий в Царство Небесное. Святые Аселла, Фабиола, Маркелла, святая Павла и ее дочь Евстохия, святая Мелания Старшая и ее внучка святая Мелания Младшая - все они оставили свои богатства, мирскую славу и беспечную жизнь, дабы посвятить себя делам милосердия и подвижническим трудам, будь то в Риме или в Святой Земле.

Валерия Мелания родилась в 383 году. В 14 лет она должна была против своей воли стать женой близкого родственника Пиниана. Как только свадебная церемония закончилась, она предложила молодому супругу жить в воздержании. Пиниан в ответ предложил ей сперва родить двух детей, дабы обеспечить наследование, а уже затем вместе оставить мир. Первой у супругов родилась дочь, которую они сразу же посвятили Господу. Продолжая для видимости вести светскую жизнь, подобающую богатой аристократке, Мелания стала носить под одеждами из шелка грубую тунику из конского волоса и начала втайне от всех умерщвлять плоть. В 403 году во время преждевременных родов умер ее сын, сама же она избежала смерти, лишь взяв с мужа клятву не откладывать более принятого решения.

Ее бабка, Мелания Старшая, прибывшая с востока годом ранее после 37 лет отсутствия, всячески поддерживала это святое намерение. Когда смерть единственной дочери и отца Пиниана избавила их от всяких земных привязанностей, супруги оставили роскошный дом и отправились в одно из своих имений в окрестностях Рима. Там они посвятили себя заботе о странниках и помощи больным и узникам.

Мелания сама изготовила для Пиниана грубую тунику. Следуя примеру Того, Кто, будучи богат по Своему Божеству, сделался беден и воспринял нашу человеческую природу, дабы обогатить ее Своей бедностью (см.: 2 Кор. 8: 9), Мелания принялась избавляться от своего несметного состояния, ибо супруги видели во сне высокую стену, которую им надлежало преодолеть, прежде чем по узкому мостику войти в Небесное Царство. Однако задуманное ими дело оказалось отнюдь не простым, ибо их владения были разбросаны по всей империи, от Британии до Африки и от Испании до Италии, а их роскошные имения мог позволить себе приобрести один император. Перераспределение столь огромных богатств могло пагубно сказаться на всем государственном хозяйстве, и некоторые их родственники из числа влиятельных сенаторов прилагали все усилия, дабы воспрепятствовать этому намерению. Все же, благодаря содействию императрицы, Мелания сумела отпустить на волю 8 тысяч своих рабов, дав каждому из них по три золотых. Затем при посредстве доверенных людей святая принялась без счета расходовать свои несметные богатства на богоугодные дела: по всей империи она основывала церкви и монастыри, жертвовала золото, драгоценности, дорогие сосуды и ткани для богослужения, передавала целые имения Церкви или же продавала их, расходуя вырученные средства на милостыню.

В 410 году Рим был разграблен готами под предводительством Алариха. Тогда добродетельные супруги, а с ними 60 монахинь и 30 монахов, перебрались на Сицилию, а оттуда в Тагасту, в Северной Африке. Там они потратили остатки своего имущества на учреждение монастырей и помощь людям, пострадавшим от нашествия варваров. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Не в пример богатому юноше из евангельского рассказа, святая Мелания с радостью рассталась со всем, что имела, чтобы последовать за Господом.

Освободившись от всех земных уз, она ступила на поприще подвижничества. Святая, которой не было еще и 30 лет, ради любви Божией, неудержимо пылавшей в ее сердце, возложила на себя самые суровые подвиги, достойные старцев-пустынножителей. Она не позволяла себе никаких послаблений под предлогом избавления от привычки к изнеженности, усвоенной ею с юных лет. Мелания неизменно носила власяницу и очень скоро приучила себя к полному посту пять дней в неделю, лишь по субботам и воскресеньям она подкрепляла телесные силы скромной трапезой. Только по настоянию своей матери Альбины, сопровождавшей ее во всех странствиях, святая согласилась вкушать немного елея в течение трех дней, следующих за праздником Пасхи.

Наслаждением для святой Мелании было чтение Священного Писания, житий святых и произведений отцов Церкви, которые она читала по-латыни и по-гречески. После короткого двухчасового отдыха она проводила всю ночь в молитвах, побуждая также дев, последовавших за ней в святой жизни, вместе участвовать в бдениях, всем сердцем ожидая Небесного Жениха.

Несмотря на стремление посвятить себя без остатка Господу и никогда не прерывать сосредоточенной молитвы, святая не могла совсем удалиться на пустынножительство, имея многочисленные обязанности. Поэтому дневное время она отдавала делам милосердия и попечению о духовных чадах, ночи же посвящала одному только Богу, затворившись в некоем подобии ящика, в котором невозможно было даже выпрямиться во весь рост. Искушавшему ее бесу тщеславия святая отвечала с насмешкой и презрением, ко всем же людям относилась с величайшей кротостью, сказав перед своей кончиной, что ни единого раза не отошла ко сну со злобным помыслом в сердце.

Проведя семь лет в Африке, святая Мелания отправилась паломницей в Святую Землю вместе с матерью и супругом, ставшим ее духовным братом. Остановившись в Александрии, они посетили святителя Кирилла и старца Нестора, который укрепил их пророческими словами. Прибыв в Иерусалим, святая проводила все дни в храме Воскресения Господня, а с заходом солнца, когда затворялись двери церкви, отправлялась на Голгофу и там проводила всю ночь. Совершив затем еще одну поездку в Египет и побывав у святых старцев Нитрийской пустыни, святая поселилась на Масличной горе в маленькой дощатой келье, которую ее мать велела соорудить в отсутствие дочери. Там она и прожила следующие четырнадцать лет с 417 по 431 год. Каждый раз с наступлением Великого поста, от Богоявления до Пасхи, святая затворялась в этой келье, облаченная во вретище и возлежа на пепле. Она не допускала к себе никого, кроме матери, супруга и брата во Христе Пиниана и молодой родственницы по имени Павла, дочери святой Павлы.

Столь строгое затворничество не препятствовало, однако же, святой Мелании принимать живое участие в жизни Церкви. Пылая ревностью о чистоте Православия, она решительно выступила против последователей Пелагия, придававших слишком большое значение свободе человеческой воли. В этом она следовала учению святого Иеронима, с которым познакомилась во время его пребывания в Вифлееме, и святого Августина, относившегося к святой с большим восхищением и посвятившего ей свой труд «О благодати Христовой и первородном грехе».

По смерти матери в 431 году святая Мелания покинула затвор и основала на Масличной горе монастырь, в котором был принят римский богослужебный обряд и который вскоре собрал в своих стенах 90 дев, благодаря усердию Пиниана, в свою очередь вставшего во главе мужской обители из 30 монахов. Сама же святая Мелания по глубочайшему смирению отказалась руководить новой обителью, но назначила другую настоятельницу, взяв на себя лишь духовное окормление сестер как поучительным словом, так и живым примером своей богоугодной жизни.

Подражая Господу Иисусу Христу, святая добровольно сделалась слугой для всех, незаметно для других навещая и утешая больных сестер и выполняя своими руками самую черную работу. Она учила сестер освящать душу и тело хранением святого девства и неустанно принуждать себя, по слову Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12), дабы отречься от своей воли и на камне послушания строить духовный храм добродетели. Приводя примеры из жизнеописаний святых отцов, Мелания призывала послушниц к усердию в духовной брани, к трезвению перед кознями лукавого, к ревности о Боге и стяжанию сосредоточенности ума в ночной молитве, но прежде всего - к любви Христовой.

«Любые добродетели и любые подвиги тщетны без любви, - говорила святая. - Диавол способен изображать любую из наших добродетелей, но побеждаем бывает единственно смирением и любовью».

Когда в 432 году скончался духовный брат Мелании Пиниан, она погребла его рядом с матерью Альбиной, возле той самой пещеры, где Господь предсказал апостолам падение Иерусалима. Там же она соорудила для себя новую келью, совершенно лишенную окон и какого-либо сообщения с внешним миром, и провела в ней четыре года. После этого святая поручила ученику и своему будущему биографу, священнику Геронтию, основать на месте Вознесения Спасителя мужской монастырь, в котором сама исполняла обязанности духовника, что явилось исключительным примером в истории Церкви.

В конце 436 года святая Мелания отправилась в Константинополь по просьбе своего дяди, могущественного вельможи Волузиана, закосневшего в язычестве. Прибыв в город, святая обнаружила дядю тяжело больным и с помощью святого патриарха Прокла сумела убедить Волузиана перед смертью принять крещение. В то время столица Восточной Римской империи была охвачена смутами, вызванными еретическим учением Нестория, и святая решительно выступила в защиту православного догмата. Затем она спешно возвратилась в свой монастырь на Масличной горе.

В следующем году в Святую Землю прибыла сама императрица Евдокия для паломничества, которое советовала ей совершить святая Мелания, еще будучи в Константинополе. Евдокия приняла наставления от святой, которую почитала как духовную мать, посмотрела на благообразие ее обители, а также получила от Мелании прозорливые советы по поводу многочисленных и богатых вкладов, которые императрица намеревалась сделать в уже существующие и вновь основанные ею церкви и монастыри.

Хотя Господь незамедлительно даровал исцеления по молитвам святой, она, опасаясь быть уловленной через тщеславие, неизменно давала просившим о помощи либо немного елея от лампад над гробницами мучеников, либо какую-то вещь, принадлежавшую ранее святому человеку, дабы приходивший не подумал, что своим исцелением он обязан ее собственной добродетели.

Проходя так свое поприще, неизменно устремленная навстречу Небесному Жениху, святая Мелания более всего желала наконец «разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1: 23). В 439 году, когда святая пребывала в Вифлееме на празднике Рождества, ее постигла болезнь. Сразу же по возвращении в Иерусалим она собрала сестер своей обители, дабы преподать последние духовные наставления, и обещала всегда незримо пребывать среди них, если только они будут блюсти ее установления и со страхом Божиим хранить горящими свои светильники в ожидании пришествия Спасителя, как подобает мудрым девам (см.: Мф. 25: 1-13). Проведя шесть суток в болезни, святая произнесла последнее наставление монахам, назначив Геронтия настоятелем и духовником обоих монастырей. После этого святая Мелания мирно и радостно отошла ко Господу, произнеся перед смертью слова: «Как угодно было Господу, так и сделалось» (Иов 1: 21).

Монахи, собравшиеся на ее погребение из монастырей и пустынь со всех концов Палестины, отслужили всенощное бдение, а на рассвете, возложив рядом с ней одежды, пояса, куколи и другие предметы, полученные ими с благословением от святых подвижников, предали ее тело земле.

Монастырь святой Мелании был разрушен в 614 году во время нашествия персов, однако ее пещера на Масличной горе и ныне почитается христианами.