30.09.2019

План-конспект в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ «Мир, в котором мы живем. План-конспект урока по окружающему миру на тему "общество"


Учитель высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Луга

План урока.

I Организационный момент (1 минута)

II Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы (5 мин)

III Проблемная ситуация (2 мин)

IV Усвоение новых знаний (15 мин)

V Закрепление новых знаний (13 мин)

VI Подведение итогов по теме (6 мин)

VII Выставление отметок (1 мин)

VIII Домашнее задание (1 мин)

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача:

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Оборудование:

1. Образцы полезных ископаемых, иллюстрации с изображением добычи и применения полезных ископаемых.

2. Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011г (автор А. А. Плешаков)

3. Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011 г (автор А. А. Плешаков)

4. Атлас - определитель «От земли до неба» - М «Просвещение» 2008г (автор А. А. Плешаков)

Ход урока:

I Организационный момент (психологический настрой).

Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.

Мы снова вместе - вы и я

Начинаем наш урок - он для вас

Мы будем вместе грызть

II Актуализация знания для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: Что такое водоемы?

Ученик: Водоемы - это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.

Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы Лужского района, о которых мы говорили на прошлом уроке?

Ученик: Реки и озера.

Учитель: Цифровой диктант. I вариант выписывает номера с названием рек, II вариант с названием озер.

Луга, Омчино, Сяберо, Обла, Вревка, Толони, Оредеж

I в. 1, 4, 5, 7.

Учитель: Что объединяет эти водоемы?

Ученик: Они все естественные, пресные.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

III Проблемная ситуация

Учитель: Что относится еще к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?

Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.

Учитель: Из чего они сделаны?

Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.

Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.

Ученик: Из полезных ископаемых.

Учитель: Почему они так называются?

Ученик: Их добывают глубоко под землей.

Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

IV Усвоение новых знаний

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Из курса природоведения 3 класса. Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

Практическая работа (карточки с названием полезных ископаемых).

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану с159

1. Название, где добывают.

2. основные свойства.

3. Использование.

4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Название

Основные свойства

Использование

Плакаты

1. Гранит глубоко в земле

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Памятник «Медный всадник»

2. Известняк в карьере

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор - видоизмененный известняк)

3. Глина карьер

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

4. Каменный уголь шахты глубоко в земле

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

лекарства

5. Нефть глубоко под землей

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

6. Железная руда

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

В конверте у каждой группы черно-белые варианты или цветные иллюстрации.

Таблица из плакатов открывается после отчета группы. Учитель дополняет ответы.

Гранит - горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни - гранум. От этого слова появилось название - гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами - колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

А где мы видели папоротники?

Ученик: В ботаническом саду Санкт-Петербурга.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел - его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии - производству металлов.

Нефть - жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?

Ученик: Торф, песок, глину.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: высказывают свои предположения.

Учитель: (Указываю на карту Лужского района)

Ученик: Может быть, их добывают на территории нашего края?

Учитель: Правильно, давайте исследуем эти полезные, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради на стр 52

Итог по пр. работе. Осталась игрушечная газовая плита.

Учитель: Посмотрите на карту нашего района. Крупнейшее в Лен. области месторождение песка - деревня Крупели, имеет запасы 600 000т.

Песок и глину используют для строительных, дорожных работ, около нашего города строится объездная дорога, где как раз используют эти полезные ископаемые; есть строительных завода, на них производят стеклянную тару, посуду, они находятся в поселке Торковичи, Плоское.

Велики в районе запасы торфа. Наиболее крупные Вердугский и Песовский массивы.

IV Закрепление знаний.

Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ а плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.

С каждого ряда по три человека (это команда), называется игра «Вопрос из конверта».

(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)

1 конверт (1 команда)

1 задание:

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2 задание:

О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее - мох - сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и дугие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание:

Назовите горючие полезные ископаемые:

А - гранит

Г - каменный уголь

2 конверт (2 команда)

1 задание:

Укажите рудное полезное ископаемое:

1) природный газ

3) железная руда (правильный ответ)

2 задание:

Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

1) глина (правильный ответ)

2) известняк

3 задание:

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

3 конверт

1 задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

3) известняк

2 задание:

Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

1) твердость

3) текучесть

4) горючесть

3 задание:

О чем идет речь?

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

Итог по игре:

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

V Выставление отметок

Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.

Ученик: (ученики показывают)

Учитель: Понравился лм вам урок?

Ученик: Очень понравился

Учитель: Чем?

Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.

VI Домашнее задание.

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169

2) выполните задание в тетради на стр. 52

3) У нас на столе осталась игрушечная газовая плита. Какое полезное ископаемое используют, чтобы она функционировала?

Ученик: Природный газ.

Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.

Урок окончен.

«Превращения воды»

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока (СЛАЙД 1 )

Урок мы будем ……..,изучать

Информацию из урока …извлекать

Точку зрения… высказывать

На вопросы ……………, отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..! развивать

(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)

Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)

Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?

Определю, что я не знаю

Сам найду ответ на мой вопрос.

Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу.

Что это? (вода.)

О каких состояниях воды говорится в загадке?

Отчего зависит состояние воды? От температуры

Как вы думаете, что ещё может произойти с водой, если изменить её температуру?

Кто может сформулировать тему нашего урока? (Превращения воды) Слайд 2

Какую цель урока поставим?

Сейчас за окошком осень. Всё холоднее по ночам. И вот однажды утром мы увидели на лужах первый лёд. Падал и первый снег. Но всё это недолговечно, солнце быстро растопило его…

И что с ним произошло? (превратился в воду).

Вот оно - первое превращение: лёд и снег превращаются при нагревании в воду.

Кто знает, как называется этот процесс? (Таяние)

Ребята, подумайте, а обратное превращение возможно? (Да)

А как будет называться этот процесс? Замерзание.

Как вы думаете, что произойдёт с водой?

Вот оно-второе превращение: вода перешла из жидкого состояния в твёрдое.

Действительно, вода превращается в лёд при нуле градусов и ниже.

Скажите мне, ребята, а дежурные мыли доску? Тогда она должна быть мокрой, а она сухая.

На наших глазах произошло ещё одно превращение – (вода с доски испарилась, то есть превратилась в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.)

Какой произошёл процесс? (Испарение.)

Чем выше температура, тем быстрее идёт процесс.

Всем известно, что происходит, когда закипает вода в кастрюле или чайнике? (появляется невидимый водяной пар, но видно облачко.)

Что происходит на крышке и стене? (пар превращается в капельки воды)

Как называется этот процесс? (Конденсация)

4. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

Итак, какие процессы могут происходить с водой при изменении температуры? (слайд 3)

Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

6. Реализация проекта.

Итак, переходим к процессам образования тумана, инея, росы.

Давайте обратимся к учебнику с.104-106.

Найдите в тексте строки, в которых говорится о том, где стелется туман. Зачитайте.

Почему вечером туман превращается в капельки воды? (Остывает воздух)

Можно ли увидеть туман зимой, когда?

Что такое смог?

Найдите строчки, в которых говорится о вреде смога. Зачитайте.

Из чего образуется роса?

Когда появляется роса? Найдите эти строчки, зачитайте.

Почему она исчезает?

Что такое иней?

Какие полезные советы для здоровья оставили нам наши предки?

7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего урока:

Какую цель ставили?

Достигли цели?

IX. Домашнее задание:

с.102-106

Спасибо за урок!

Цели:

  1. Учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев;
  2. Развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства;
  3. Расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме;

Планируемые результаты: научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства языка; Формы организации работы детей: фронтальная работа со слайдами, знакомство с репродукциями картин русских художников, знакомство со старинными названиями зимних месяцев, ответы на вопросы по теме.

Формы организации работы учителя:

Организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседы по репродукциям картин и слайдам, анализирует и дополняет ответы детей, читает стихи.

Используемое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, проектор, таблички с древнеримскими и современными названиями зимних месяцев, разноцветные карточки с заданиями

Ход урока

I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с экологическим календарем. Давайте проверим ваши знания. Проведем РАУНД ТЕЙБЛ. Участник под №1 возьмет зеленый листок. Выполнив первую строчку, он передает листок 2 и т.д. Даю вам 1 мин.
Вставь пропущенные даты.

Всероссийский день заповедников и национальных парков.

Всемирный день воды.

Международный день птиц.

День Земли.

III. Изучение нового материала.

1. Самоопределение к деятельности.

Посмотрите на таблички децембер, януариус, фебруариус. Нам нужно разгадать эти слова. Попробуйте перевести их на русский язык. Переводить мы будем с латинского языка. Задача сложная, так что сосредоточьтесь на звучании этих древних слов».

Какие времена года вы знаете? А как вы думаете, к какому времени года относятся эти месяца. А теперь давайте проведем КОНЭРС. Подойдите к тому времени года (зима, весна, лето, осень) как вы думаете. Сегодня мы с вами будем говорить о зимних месяцах. Представьте, что ваш друг берет у вас интервью. Что вы ему расскажете? Может быть, кто-то помнит стихи о зиме? Предлагаю вам провести ТАЙМД-ПЭА-ШЭА. Даю вам время 1 мин.

2. Рассказ учителя о зиме.

Наша страна очень большая. В одних ее уголках зима — долгая, снежная, морозная. Бывает даже, что солнце покидает людей на всю долгую зиму. В других же местах России за целую зиму снег может выпасть всего несколько раз, скоро тает, и зима быстро уступает место следующему за ней времени года. Всего зимних месяцев три.

Учитель прикрепляет к доске таблицы с современными названиями зимних месяцев и сообщает: «Сейчас вы отгадаете загадку и услышите старинные названия одного из зимних месяцев. Подумайте, какого.

Назовите-ка, ребятки,

месяц в этой вот загадке.

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей, короче ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт -

Мы встречаем Новый год. (Дрожжин В.)

Правильно, декабрь.

Учитель читает несколько из предложенных в учебнике названий декабря: студень, студный, холодень, ледостав, годопроводец. Обсуждает с детьми их ответы.
Учитель: «Какие особенности декабря подмечены в названиях?

А теперь подумайте, о каком месяце сейчас пойдет речь?

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? (Телепенин Д.)

Молодцы,январь.

Учитель зачитывает названия января: просинец, сечень. Вместе с детьми объясняют название.

Снег мешками валит с неба,

с дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

на деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

Правильно, февраль.

Почему месяц февраль называли „крутень“, „межень?

Чтобы разобраться, послушаем объяснение учебника.
Учитель читает в учебнике на с. 6 текст «Зима в трех месяцах владыка». После этого уточняет понимание детьми прочитанного по вопросам:

Учащиеся выполняют задание №1 на с.3 рабочей тетради. Взаимопроверка.

Физкультминутка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕРпод аудиозапись «Бибика». Кто хочет быть лидером?

IV. Закрепление нового материала.

Люди не перестают удивляться красоте зимней природы. Поэты слагают о ней стихи, художники пишут картины. Сейчас я предлагаю вам каждому прочитать про себя стихотворение Галины Галиной. А потом пусть поднимет руку тот, кто захочет прочитать это стихотворение вслух для всех, выразительно, попробовать передать голосом красоту поэтических строк». Дети читают стихотворение «про себя». Затем учитель вызывает желающих.

Как вы думаете, что помогает поэту передать красоту природы зимой?
Учитель: «Мы уже сказали, что художники часто пишут зимние пейзажи. Давайте рассмотрим репродукции картин на с. 4—5 учебника. Как вы думаете, какие именно зимние месяцы изобразили художники?

  • Какие признаки этих месяцев мы видим на картинах?
  • Как художники воспевают красоту зимней природы? С помощью чего?

Представьте себе, что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И.И. Шишкиным на картине.

Какая погода нас встретит? Давайте прислушаемся, в лесу тихо.

А можно в такой тишине услышать самый небольшой шум?

А что бы вы могли услышать?

Природа и сама великая художница. Ее художественными средствами служат явления природы. Послушайте, как в народе говорили о зиме. О каких зимних природных явлениях говорится в народном присловье?» Учитель зачитывает текст присловья на с. 7 учебника, просит детей перечислить явления природы, названные в ней.

V. Рефлексия. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. Назовем самое главное. Для этого ответим на вопросы:

  • Как называются зимние месяцы?
  • Что подмечено в народных названиях зимних месяцев?
  • Что воспевают поэты и художники в своих произведениях о зиме? А теперь пусть кто-нибудь из вас прочитает выводы учебника. (Учитель вызывает желающего.) Ребята, правильно ли мы ответили на вопросы? Совпали ли наши ответы с выводами учебника? Значит, мы не зря отправлялись сегодня на прогулку. О многом поговорили, многое узнали. И, самое главное, встретились с русской красавицей-зимой, о великолепии которой знают во всем мире.

БИЛЕТИК НА ВЫХОД. Участник №3 раздаст синие листочки. Выполните последнее задание.

Допиши предложения.

  • Снежень, бокогрей, кривые дороги, межень - ___________________.
  • Студень, ледостав, лютень, холодень, стужайло- ________________.
  • Просиней, перелом зимы, людовей- ____________________.

VI. Домашнее задание.

Сделать фотографии родного села зимней порой. Если у вас уже есть такие фотографии, подберите их для выполнения задания № 5 на с. 5 рабочей тетради.

Зад 4 с. 4 по желанию каждого.

Давайте вспомним пословицы о зимних месяцах и приметы зимы.

ДЕКАБРЬ


ЯНВАРЬ

Январь - весне дедушка.


ФЕВРАЛЬ



ЗИМА
Зима снежная - лето дождливое.
Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Если зимою тепло - летом холодно.
Зима морозная - лето жаркое.
Если зимою вьюги - летом ненастье.
Если зимою иней - летом роса.
Большой иней во всю зиму - лето тяжелое для здоровья.
Снежная зима предвещает хороший рост трав.
Зимой месяц кверху рожками - к морозу.
Если окна начинают потеть при двойных рамах - к усилению мороза.
Зимой собаки валяются - быть метели.
Кошка на печи - ко стуже, а кошка на полу - к теплу.
Птица хохлится - к непогоде.
Снегирь под окном чирикает - к оттепели.

ДЕКАБРЬ
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Декабрь - стужайло на всю зиму землю студит.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля - это к урожаю.
Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам - плохое будет лето; коли же остается промежуток - урожайное.

ЯНВАРЬ
Январь - году начало, зиме середка.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Месяц январь - зимы государь.
Январь - весне дедушка.
Январю-батюшке - морозы, февралю - метелицы.

Холодные январи подряд почти не повторяются.
Если январь холодный - июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до осени.
Коли в январе март - бойся в марте января.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле - частые дожди.
В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.

ФЕВРАЛЬ
Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль богат снегом - апрель водою.

Если февраль будет дождливый, то таким же можно ожидать весны и лета, а если погодливый, то предвещает засуху.
Февраль холодный и сухой - август жаркий.
В феврале много инея на деревьях - будет много меда.
Снег прилипает к деревьям - тепло будет.
Если кошка встает на задние лапы и начинает скрести стену - будет вьюга.

Автор:Гашигуллина Ольга Васильевна
Класс: 1 класс
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Обитатели водной стихии.
Цели: Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением;
расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей; воспитывать любовь и
бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Краткое описание: Урок окружающего мира разработан по программе «Школа
России» по курсу «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») для 1 класса и
ориентирован на работу с учебным комплектом: Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл.
В 2 ч.­ М.: Просвещение,
Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч.­ М.: Просвещение.
По тематическому планированию это 10 урок по теме « Что и кто?» По типу – это
урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с обитателями водной стихии и узнаем о
них самое интересное. (Слайд № 1)
3. Работа по теме урока.
­Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка
Вопросик, его заинтересовало, кого же увидела Стрекоза? Мудрая Черепаха
предлагает нам ответить на вопрос, отгадав загадку. (Слайд № 2)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыбы) (Слайд № 3)
­ О ком сегодня будем говорить на уроке? (О рыбах)
­Давайте попробуем ответить на вопрос: кто такие рыбы? (Слайд № 4) (Ответы
детей)
­Скажите мне: Где могут жить рыбы? (В воде, в реке, в пруду, в море, в озере,
в океане) (Слайд № 5)
­ Как рыбы дышат? (Жабрами)
­ Чем покрыто тело? (Чешуёй)
­ Кто знает, как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста)
­ А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом: кого называют рыбами
? (Слайд № 6) Рыбы ­ это животные, которые живут в воде, двигаются при

­ Повторите, как вы запомнили.
­ А знаете ли вы какое строение имеет рыба? (Слайд № 7)
­ А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб.
­ Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает как она называется?
­ Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? (У рыбки плавники
красного цвета и они похожи на пёрышки)
­ Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. (Дети читают и
называют)
4. Работа по учебнику.
­Откройте учебник на странице22­23. Ещё раз назовём части тела рыб.
­ А чем покрыто тело у большинства рыб? (Чешуёй)
­ Возьмём в руки карандаш и дорисуем для рыбок чешуйки. (Слайд № 8)
­ Потрудились вы на славу. Рыбки довольны своей одеждой.
­ А сейчас тихонечко все встали, будем рыбок изображать.
5. Физкультминутка. (Слайд № 9)
(Показывают движения)
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Знакомство с речными и морскими рыбами.
­ Вы все умные ребятки отгадайте­ка загадки. (Слайд № 10)
­ А знаете ли вы. (Слайд №11)(Отгадывают кроссворд о речных рыбах)
Загадки о рыбах.
1. Драчун и забияка
живёт в воде.
Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш) (слайд № 12)
2.Поймать его не просто,
Не любит рисковать.
В песок всегда зароется
И от погони скроется. (Пескарь). (Слайд № 13)
3.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука) (Слайд № 14)
4. Он всем рыбам говорил:
­Я к зиме зароюсь в ил.
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил ­ не грязь,
А зовут меня ­…(Карась) (Слайд № 15)

3
1
2
4

р
е
к
а

­ Какое слово у нас получилось? (Река) Значит рыбы: ёрш, пескарь, щука,
карась, где обитают? (В реке) Это речная рыба.
­ Рассмотрите в учебнике речных рыб. Какую рыбу мы не назвали? (Сом)
­ А что вы знаете о соме? (Ответы детей)
­ На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются
два толстых, хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот
же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила
рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не
червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.
По сравнению с другими нашими рыбами ­ сом великан. Это хищник.
­ Сом­ неповоротливый, ленивый.Гоняться за добычей не любит, предпочитает
хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или
гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
­ А теперь постараемся запомнить как можно больше речной рыбы. (Слайд № 16)
­ Проведём игру « Узнай рыб по силуэтам». (Слайд № 17)
(Дети называют по порядку рыб и рассказывают, что знают про неё. (Карась,
ёрш, щука, окунь,сом) (Слайд № 18)
­ А знаете ли вы других обитателей? (Слайд № 19)
(Отгадывают кроссворд о морских рыбах)
Загадки о рыбах.
1. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала). (Слайд № 20)
2.
Если в шахматы играешь,
То коня ты представляешь.
На него похожа рыба,
Даже спутать их могли бы.
Всех мальков растит самец,
Он заботливый отец!

Сумочка на брюшке есть, в ней детишек и не счесть.
Сумку папа раскрывает,
Деток в воду выпускает.
Этот крошечный малёк­
Будущий морской…(Конёк) (Слайд № 21)
3. Кто плывёт хвостом вперёд? (Горбуша) (Слайд № 22)
4. Блещет в море чистом,
Спинкой серебристой. (Сельдь) (Слайд № 23»
1
3

4
м
о
р
е

­ Какое слово у нас получилось? (Море) Значит рыбы: конёк, горбуша,
камбала, сельдь, где обитают? (В море) Это морская рыба.
­ Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали? (Треска,
морской окунь, акула.)
­ А что вы знаете об этих рыбах? Среди этих рыб есть хищница – акула.
­ Акулы­ отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько
рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по
мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
­ Рассмотрим морских рыб и постараемся их запомнить. (Слайд №24)
Поработайте в парах и назовите друг другу каких вы запомнили морских рыб.
­ А сейчас проведём игру на внимание. « Найди отличия в этих картинках».
(Слайд № 25)
­ Молодцы! Справились с заданием.
7. Итог урока.
­ О ком сегодня говорили на уроке? (О рыбах)
­ Кто такие рыбы? Рыбы ­ это животные, которые живут в воде, двигаются при
помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
­ Каких речных и морских рыб запомнили?
8. Домашнее задание.
­ На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали
к нам на урок. (Слайд № 26)

Ф.И.О. учителя: Митина Елена Геннадьевна.
№ школы, район: ГОУСОШ №160 Красногвардейского района с углублённым изучением английского языка.
Учебный комплект:
Система учебников «Перспектива»; А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» 1 класс, стр. 40 – 41
Тема урока: «Кто ещё у нас живёт?»
Цель и задачи урока
Цель: организовать совместную деятельность учащихся и учителя с целью расширения знаний о домашних животных.
Задачи:
Систематизировать и расширить представления детей о жизни домашних животных и их пользе для человека;
Расширить кругозор учащихся о способах ухаживания за домашними животными;
Развивать речь, внимание детей, чувство ответственности за жизнь домашних животных;
Воспитывать любовь к домашним животным.
Тип урока:
Комбинированный урок

Этап урока
Описание урока
Комментарии

1
Организационный (мотивация к учебной деятельности)
У: каких вы знаете домашних животных?
Домашнее задание у вас было подготовить сообщение о своём домашнем питомце по плану. Зачем мы будем слушать эти сообщения? Чтобы узнать что-то новое. Поднимите руки, кто не готов.
Эта группа детей отделяется и выполняет отдельное задание: рисунки домашних животных и готовится описать изображённое животное, не называя его, так чтобы другие дети отгадали.
Фронтальная работа. Познавательные УУД: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу.

2
Актуализация знаний
У: Давайте вспомним, какой план рассказа мы составили на прошлом уроке.
внешний вид
питание
забота.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

3
Поиск решения («открытие» нового знания)
Сейчас мы послушаем ваши рассказы, для этого у вас есть путевые листы, с помощью которых вы 3 раза расскажите свой рассказ и выслушаете три рассказа товарища. Выслушав рассказ, в путевом листе напротив фамилии отметьте, понравился ли вам рассказ. Учитывайте только качество рассказа, а не симпатии к конкретному человеку.
По звонку колокольчика переходим к следующему рассказчику.
Что было самым сложным?

Индивидуальная работа и работа в парах. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства, строить речевое высказывание в устной форме,
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям,
Коммуникативные УУД: строить понятные для партнёра высказывания,
строить монологическое высказывание

4
Первичное закрепление
Физкультминутка: на экране быстро меняются изображения домашних животных в разных позах, дети должны повторить их движения.
Обведите в своём путевом листе имя того, чей рассказ вам больше всего понравился. Дети отмечают и называют, чей рассказ больше всего понравился. Учитель в списке отмечает выбор детей. Тот ребёнок, которого выбрали большее количество, раз повторяет рассказ как образцовый для всего класса. Молодец. Очень хороший рассказ. Что было сложным при подготовке рассказа?
Теперь в центр класса по одному выходят дети, которые готовили загадки и рисунки, загадывают загадку, не показывая рисунок, выслушиваются варианты ответов и показывается рисунок, как правильный ответ.
Личностные УУД:
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности,
формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
Строить речевое высказывание в устной форме,

5
Включение нового знания в систему знаний
Мы сегодня говорили о домашних животных. Давайте составим план, что нужно делать с любым домашним животным, как о нём заботиться.
Дети предлагают варианты, они записываются на доске. Потом обсуждаются и выбираются правильные:
Кормить
Поить
Лечить
Вычёсывать
Общаться
Если вы просите родителей завести домашнее животное, кто о нём должен заботиться?
Делается вывод: мы в ответе за тех, кого приручили.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Познавательные УУД:
Осуществлять анализ объектов с выделение существенных и несущественных признаков,
Осуществлять синтез, как составление целого из частей, строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

6
Рефлексия
Что интересного?
Что полезно?
Что было сложно?
Личностные УУД:
Способность к самооценке