28.03.2019

Видоизменение корня растения. Что является видоизменением корней


1. Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

2.1. Фронтальный опрос

Ребята, скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

- Мы познакомились с темой: «Зоны корня».

Какие зоны можно выделить во внутреннем строении корня?

- В корне выделяются зона деления, роста, всасывания, проведения.

Какую роль в корне выполняет корневой чехлик?

- Корневой чехлик выполняет защитную функцию, предохраняя молодые клетки от повреждения почвенных комочков.

А теперь давайте, вспомним функции каждой зоны.

- Первая зона, зона деления, в ней клетки делятся, образуя новые клетки корня;

- Зона деления образована образовательной тканью.

- Следующая зона роста, здесь клетки вытягиваются, поэтому корень становиться длиннее.

- Зона роста также как и зона деления образована образовательной тканью.

Правильно. В какой зоне корня находятся корневые волоски?

- Корневые волоски находятся в зоне всасывания.

Какую они выполняют функцию?

- На корневые волоски приходится самая главная работа - всасывание из почвы растворенных в воде минеральных веществ .

Как вы считаете, продолжителен срок существования корневых волосков?

- Нет, они постоянно разрушаются и вновь образуются, потому что корень растет.

О какой зоне вы еще не сказали?

- Зона проведения самая последняя, находящаяся в во внутреннем строении корня, она является транспортной системой, по которой движутся растворенные минеральные вещества по сосудам в растение.

Молодцы. А теперь я предлагаю еще раз вам закрепить знания прошлой темы урока, выполнив тест.

    Придаточные корни образуются от

а) нижней части стебля

б) на боковых корнях

в) на главном корне

г) из зародышевого корешка

2. Главный корень образуется

а) на боковых корнях

б) из зародышевого корешка

в) из нижней части стебля

г) на придаточных корнях

3. Корневая система образована

а) только боковыми корнями

б) только придаточными корнями

в) всеми корнями растения

г) только главным корнем

4. Рост корня обеспечивают клетки

а) покровной ткани

б) механической ткани

в) образовательной ткани

г) проводящей ткани

5. Корневой волосок

а) группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных солей

б) вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных солей

в) боковой корень

г) придаточный корень

6. Поглощение воды и минеральных солей из почвы обеспечивают клетки

а) основной ткани

б) образовательной ткани

в) проводящей ткани

г) корневых волосков

7. В поглощении воды из почвы участвует зона

а) всасывания

б) проведения

в) растяжения

г) деления

8. Защиту корня обеспечивают клетки

а) образовательной ткани

б) проводящей ткани

в) покровной ткани

г) основной ткани

9. Передвижение воды и питательных веществ в корне происходит по клеткам

а) проводящей ткани

б) образовательной ткани

в) механической ткани

г) покровной ткани

10. Клетки корневого чехлика обеспечивают

а) поглощение воды

б) защиту корня от повреждений

в) поглощение минеральных солей

г) рост корня

11. Из почвы при помощи корня растения поглощают

а) органические вещества

в) воду и минеральные соли

г) перегной

12. Стержневую корневую систему имеет

а) одуванчик

в) пшеница

2.2. Подведение итогов 1 части урока (заполнение таблицы результативности)

Правильность написания теста на этот раз оценю я.

3. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока

4. Изучение нового материала.

Ребята, при изучения корневых систем растений мы выделили две основные, вспомните, какие?

-Мочковатую и стержневую.

Хорошо. А кто может сказать, что явилось основной причиной изменения строения корня?

- Я думаю почва.

- Я считаю, что основным изменением корня и его усложнением стали условия, в которых растет растение.

Все верно. Вот такие изменения, которые влияют на корень, ведут к его внешнему изменению, получили название – видоизменений. Таким образом, тема нашего урока будет называться «Видоизменения корней» (слайд № 1).

Раз на корень влияют различные факторы среды, то внешнее и внутренне строение корня будет изменяться, он будет длиннее в засушливых пустынях, короче во влажной почве. Исходя из сказанного, определите учебные задачи урока.

- мы познакомимся с разнообразными видоизменениями корней;

- будем приводить примеры растений, которые имеют видоизменения;

- на мой взгляд, мы познакомимся с практическим применением знаний по данной теме.

Молодцы, вы совершенно правы. Учебные задачи урока сформулированы на слайде.

Причины видоизменения корней.

Видоизменения корней.

Значения видоизменений для человека.

(слайд № 2)

Итак, почва, температура, другие организмы в значительной степени влияют на растения, на их среду обитания, следовательно, на образование плодов и семян и в целом на жизнедеятельность растительного организма. Это в свою очередь определяет и приспособленность самого растительного организма к тем условиям, в которых он существует. Мы с вами уже знаем, что вегетативный орган растения – корень, жизненно важная часть его жизнедеятельности. Вспомните, какую роль он выполняет?

- корень удерживает растение в вертикальном положении;

- является опорой;

- добывает из почвы растворенные в воде минеральные вещества.

Да, и конечно, при не благоприятных условиях он должен изменяться, приспосабливаться для выживания организма, его приспособленности к условиям окружающей среды. Посмотрите на рисунки, представленные на слайдах и скажите, изменилось ли что-то в строении корней, их внешнем виде?

- Да, у них изменились размеры и в целом весь внешний вид.

Да, и каждый из представленных видов видоизменений имеет свое название и назначение. Их необходимо знать и при необходимости объяснять. Для экономии времени давайте заполним таблицу:

Название видоизменения корня

Особенности строения

Примеры растений

Корневые клубни

Утолщение придаточных и боковых корней

Георгин, чистяк

Корни-прицепки

Короткие корни с мощными прицепками

Плющ, кампсис

Воздушные корни

Длинные корни, всасывающие воду

Монстера, орхидеи

Дыхательные корни

Растут вертикально вверх, выполняют функцию дыхания

Кипарис болотный, ива ломкая

Придаточные корни

Представляют собой подпорки стебля

Корни-присоски, проникающие в стебель хозяина

Омела белая, повилика

Корнеплоды

Разросшийся главный корень с запасом питательных веществ

Морковь, свекла

(слайд № 3)

Молодцы. Эту таблицу вы можете использовать для подготовки к уроку на уровне ОРО (слайд № 4).

А как же человек, зная особенности видоизменений, может использовать такие растения?

- В первую очередь корнеплоды, как запас питательных веществ (многие овощные культуры).

- Некоторые растения можно размножать, зная их особое строение корня (баньян, плющ)(слайд № 5-12).

Хорошо. А теперь подведем итоги урока.

5. Закрепление.

    Какое влияние оказывают условия среда на корневую систему растений?

    С чем связаны видоизменения корней?

    Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

    Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

    Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

(слайд № 13)

6. Рефлексия

С какой темой вы познакомились на уроке?

Вам было интересно на уроке?

Что вы узнали нового на уроке?

Как вы считаете, вам пригодятся знания о видоизменениях корня в вашей жизни?

Как бы вы оценили свое участие на уроке?

(слайд № 14)

    Домашнее задание (слайд № 15)

На оценку «3» параграф 22

На «4» параграф 22, Привести примеры видоизменений дополнительно к таблице.

На «5» параграф 22, Технология хранения корнеплодов

Различные условия окружающей среды требуют от живущих там организмов выработки определенных адаптационных мехонизмов. Иными словами, живущие в сложных условиях растения, животные, птицы и прочие живые существа вынуждены приспосабливаться к окружающей среде не только на поведенческом, но и на биологическом уровне.

Таким образом, растение видоизменяет строение корневой системы, листьев или побегов в зависимости от условий. В этой части будут освещены видоизменения корней.

Различие корневых систем

Самое распространенное различие корневой системы - ее длина, то есть глубина проникновения корня в почву. На сухих территориях корни, например, пшеницы могут достигать более двух метров в глубину, чтобы черпать воду из глубины почвы.

Такая же корневая система у пустынных растений (например, ежовника безлистного), корни которых проникают в почву более, чем на 15 м. На более орошаемых - корни густые, но не длиннее 50 см.

То же наблюдается и у растений, живущих в условиях вечной мерзлоты (например, корни карликовой березы длиной всего 20 см). На территориях, требующих более тщательной адаптации, корни видоизменялись сильнее и приобрели ряд новых функций.

Видоизменение корней

Во-первых, это цепляющиеся корни, или корни-прицепки, которыми растение зацепляется за любую вертикальную опору, в частности, ствол дерева или стену, растет вверх и выносит листья ближе к свету.

Самый распространенный представитель - плющ. Его функция - обеспечить растению большую выживаемость среди более высоких представителей.

Следующий вид - корнеплод: разрастание главного корня и иногда еще нижних участков стебля. Основная функция - запасание питательных веществ в корнеплоде. Примерами могут служить морковь, репа, свекла, редис и прочие.

Похожее видоизменение носит название корневых клубней. Здесь уже разрастаются и утолщаются боковые и придаточные корни. такой тип корней наблюдается у георгина, батата, чистяка. Четвертое видоизменение корня - появление клубеньков, симбиоза корней с клубеньковыми азотофиксирующими бактериями. Клубеньки выглядят как утолщения на корне растения (чаще всего - бобовых или ольхи).

Иногда растение образовывает свободно свисающие воздушные корни. Например, это орхидея, которая живет на стволах деревьев в тропических лесах. Такая корневая система позволяет поглощать дождевую воду при отсутствии прямого доступа к ней.

Другой вид корней, находящихся вне почвы - дыхательные. Это отростки боковых корней с особо развитой воздухоносной тканью, растущие вертикально вверх. Ими обладают такие болотные растения, как кипарис или ива ломкая. Функция - обеспечить растению приток кислорода по межклетникам.

Также некоторые корни могут служить подпорками (то есть опорой). Их иначе называют придаточными корнями или корнями-ходулями. Это также приспособление тропических растений (например, баньяна).

Корни многих водных растений, укореняясь в груне, лишаются корневых волосков.

А корни растений-паразитов прочто проникают в тело растения-хозяина (например, омела).

Видоизменения корней.

1.Корнеплод - сильно утолщённый главный корень и часть стебля, служит для накопления питательных веществ (свекла, морковь) и вегетативного размножения.

2.Корневые клубни - утолщённые боковые или придаточные корни, тоже служат местом отложения питательных веществ (георгины, ятрышник) и для вегетативного размножения.

3.Втягивающие корни - боковые корни имеются у луковичных растений. Они способны сжиматься вдоль, благодаря чему луковица или корневище втягивается глубже в почву (лилейные).

4.Корни-прицепки - придаточные корни образуются на стебле и служат для прикрепления его к опоре (плющ).

6.Воздушные корни образуют многие растения эпифиты. По происхождению эти корни придаточные. Служат они для всасывания влаги из воздуха и дыхания (орхидные).

7.Ходульные корни - придаточные корни образуются в нижней части стволов и конусовидно расходятся в стороны приподнимая ствол над водой в зонах затопления (мангры), или играют роль подпорки (кукуруза, фикус бенгальский, баньян), дополнительно снабжают кислородом.

8.Дыхательные корни возникают на корнях некоторых древесных растений, растущих на сильно заболоченных почвах, в виде выростов на корнях, выступающих над поверхностью почвы. Они служат для снабжения кислородом корней (ива ломкая).

9.Ассимилирующие корни приспособлены для фотосинтеза (тропические орхидеи. Водяной орех).

10.Корневые отпрыски - наземные побеги (осина).

11.Опорные досковидные - видоизменённые боковые корни, обеспечивают дополнительную опору (тополь, вяз, бук).

связаны с приспособле-нием к выполнению определенных функций. В запасаю-щих корнях (корнеплодах, корневых клубнях) накаплива-ются питательные вещества для переживания неблагопри-ятных (холодных или засушливых) периодов. С помощью корней-присосок растения-паразиты поглощают питатель-ные вещества и воду из растений-хозяев.

Таким образом, корни могут видоизменяться и выпол-нять различные функции. Однако определить, что это ко-рень, всегда можно по отсутствию листьев и наличию чехлика, прикрывающего верхушечную образовательную ткань.

Если корни выполняют функцию запасания питательных ве-ществ, они становятся тол-стыми, мясистыми и обра-зуют корнеплод. Когда вы едите репу, свеклу или мор-ковь, вы едите разросшийся корень с запасенными в нем питательными веществами.

Нижняя часть корнепло-да по своему происхожде-нию — это главный корень, верхняя — стебель (рис. 106). Корнеплоды образуются у двулетних растений. Запасные пи-тательные вещества (крахмал, сахара и др.) откладываются в главном корне к концу первого года жизни. На следующий год после перезимовки корнеплода эти вещества расходуются на образование и рост стебля, листьев и цветков . Корнеплоды образуются у многих овощных и кормовых растений: морко-ви. свеклы, репы, редьки, редиса и т. д.

У георгины, чистяка, ночной фиалки, батата и др. за-пасающую функцию выполняют утолщенные боковые или придаточные корни. Их называют корневыми шишками или корневыми клубнями (рис. 107).

Дыхательные корни выполняют функцию дополнительного снаб-жения растения кислородом. Образуются они, например, у ивы ломкой, если оно произрастает по топким берегам рек. Такие кор-ни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. По межклетникам дыхательных корней воздух перемещается в более глубокие корни, находящиеся в условиях не-достатка кислорода. Дыхательные корни образуются также у некото-рых тропических деревьев, произрастающих на заболоченных почвах. Материал с сайта

У плюща придаточные корни видоизменяются в прицепки, способ-ствуя подъему стебля по отвесной опоре. Эта особенность позволяет использовать плющ для вертикального озеленения.

Омела белая — это небольшие, гу-стые, зеленые кустики с кожистыми листочками, сидящие высоко на ветках тополей, кленов, напоминающие гнезда.

На этой странице материал по темам:

Переоценить значение подземного органа растений сложно. Ведь он надежно удерживает в почве даже деревья огромного размера, обеспечивает их водой и достаточным запасом Иногда условия окружающей среды требуют выполнения дополнительных функций. И тогда происходит видоизменение корня.

Корень и его строение

По особенностям строения выделяют несколько типов корней. Главный корень выполняет функцию стержня. Его легко отличить от других. У растения он всегда один. От главного корня отходят боковые. Они необходимы для увеличения площади покрытия поверхности почвы, чтобы иметь возможность впитывать больше влаги. Корневую систему, состоящую из таких корней, называют стержневой. Корни, которые растут прямо от побега (надземной части растения), называют придаточными. Их пучок образует

Видоизменения корней растений

Классическое системы делает возможным выполнение только определенных функций. Для выживания растений в сложных условиях необходимо видоизменение корня. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Корнеплоды

Все помнят сказку про вершки и корешки. Такое видоизменение корня, как корнеплоды, являются примером вкусных и сочных корешков. Морковь, редис, репа, свекла... Невозможно представить и одного дня без присутствия этих полезных и вкусных продуктов в нашем рационе.

Они являются результатом утолщения главного корня стержневой системы. Для того чтобы пережить холодную осень и зиму и сформировать семена, растение под землей запасает воду с минеральными веществами. А человек использует сочные корнеплоды в пищу.

Корневые клубни

Что является видоизменением корня можно также рассмотреть на примере корневых клубней. Это тоже утолщение корней. Но не главного, а придаточных корней мочковатой системы. В результате подземный пучок становится мощным и тяжелым из-за значительного запаса воды. Встречается он у георгина, аспарагуса, лапчатки, батата.

Дополнительной функцией корневых клубней является вегетативное размножение. Оно возможно благодаря наличию придаточных почек на этих видоизменениях, которые часто еще называют корневыми шишками.

Воздушные корни

Условия произрастания и видоизменения корней неразрывно связаны. произрастают в условиях повышенной влажности. Таким растениям нет нужды доставать влагу из почвы, поскольку ее достаточно в воздухе. Например, орхидея растет прямо на стволах деревьев, с которых свисают воздушные корни. Поглощая воду прямо из воздуха, они обеспечивают растение этим необходимым веществом при помощи воздушных (дыхательных) корней. Фикус, толстянка, монстера - комнатные растения, у которых также формируются воздушные корни. Для их нормального развития необходимо достаточное увлажнение воздуха в комнате.

Корни-подпорки

Видоизменением корня является и корень-подпорка. Уже само название говорит о выполняемых им функциях. Действительно, прочные придаточные корни подобно искусственному креплению удерживают побег. Их часто можно увидеть у кукурузы. Побег этого растения с плодами достаточно увесист. А мочковатая имеет достаточно поверхностные корни, не способные удержать растение во время сильных порывов ветра. Тут на помощь и приходит специальное приспособление - корни-подпорки.

Многие видели в цирке человека на ходулях, а вот в природе на таких приспособлениях можно встретить растения. Ходульные корни похожи на подпорки, но растут из побега вниз. У мангровых зарослей тропических лесов они дополнительно выполняют функцию впитывания влаги из воздуха. Растения зоны приливов и отливов они как будто приподнимают над водой, обеспечивая их нормальное функционирование.

Корни-прицепки

Всем известный плющ способен занять любую поверхность. Даже вертикальная скала не будет для него особой преградой. Такую способность он приобрел благодаря наличию придаточных корней-прицепок, способных прикрепиться к любой поверхности.

Все знают, что подберезовик растет под березой, а подосиновик под осиной. Но не все догадываются, почему именно так. Дело в том, что корни некоторых растений взаимовыгодно сожительствуют с грибами. От такого симбиоза хорошо всем. Грибы получают от дерева органические вещества, которые произвести самостоятельно не могут, поскольку неспособны к фотосинтезу. А деревья при помощи грибов обеспечиваются водой с раствором неорганических веществ.

Видоизменение корня помогает растению выжить в условиях дефицита или избытка влаги, лучше удерживаться в почве, прикрепляться к опоре и продолжительное время оставаться жизнеспособными, давая прекрасный урожай.

Человек уже давно научился использовать их в своей деятельности. Корнеплоды, содержащие большое количество ценных витаминов и минеральных веществ, используются в пищу. Причем не только в сыром, но и в вареном, жаренном и консервированном виде. Кормовые сорта свеклы и репы выращиваются для скота. Из особого вида свеклы путем переработки получают сахар. А вот у петрушки ценят не горький корень, а сочные и целебные листья побега. Вот так, видоизменяясь, корни приносят пользу не только растительным, но и животным организмам и человеку.