19.01.2024

Занятие на тему "как выращивают хлеб". План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия "Как выращивают хлеб"


Вам понадобится

  • - трактор;
  • - комбайн;
  • - сеялки;
  • - гербициды сплошного действия;
  • - комплексные минеральные удобрения;
  • - семена;
  • - химический состав для обработки семян.

Инструкция

Перед любым посевом, будь то озимая или пшеница, держите участок без посева не менее одного года, затем обработайте его гербицидами сплошного действия, проведите предварительную вспашку и снова обработайте гербицидами.

Полновесное зерно обработайте химическим составом, провейте на веялках.

Высевайте озимую пшеницу в конце сентября, в начале октября. Сроки зависят от погодных и климатических условий. Посев производите с помощью сеялок.

В течение зимы проведите 2-3 мероприятия по задержке снега. Если поле находится в наметаемой зоне, например между лесополосами, то задержку снега производить необязательно.

Убирайте озимую пшеницу, как только основная часть колосьев пришла в стадию технической зрелости.

Яровую пшеницу высевайте в подготовленную почву. Подготовку по удалению сорняков произведите . Весной внесите комплексные минеральные удобрения, произведите вспашку и приступайте . Точные высева также зависят от погодных и климатических условий. Чтобы их определить ориентируйтесь на то время, когда вся техника сможет выйти в поле и не увязнет в грязи. В больших хозяйствах наиболее рентабельно держать агронома, который укажет точные и сбора , ориентируясь на сорт пшеницы и на погодные условия данного года.

Производите обмолот во время массовой технической спелости колосьев.

При недостаточной обработке придется произвести прополку и рыхление с помощью техники. При выращивании хлеба уже с прошлого века не используется ручной труд.

Видео по теме

Без хлеба многие не представляют себе сытного завтрака, обеда или ужина. Он ведь такой универсальный! На него можно что-то намазать, будь-то маслице или мед, и получится вкусный завтрак. Не менее вкусно есть его с настоящим украинским борщом. Помимо хороших вкусовых качеств, у хлеба не менее интересная история возникновения.

Употребляя хлеб, человек получает всю необходимую для него энергию, которая содержится в злаках. Изначально у людей не было такого представления о , как сегодня. И выглядел он совсем иначе.

Например, иудеи пекли хлеб в тонких пластинах, которые потом ломались руками. Именно от них пошло выражение «разломить хлеб», означавшее «съесть что-нибудь».

В древности люди измельчали зерна в муку при помощи двух камней, чтобы потом, добавив воду и сделав лепешки, их на очаге. Обычно такой очаг сооружали в ямах, вырытых в земле. Стенки этих ям выкладывали глиной. Такой хлеб был достаточно тяжелым и грубым, потому что он совсем не содержал разрыхлителей, которые сделали бы его мягким и нежным.

Первый хлеб в Египте

История возникновения хлеба в Египте насчитывает тысячи лет, но точное число установить сложно. Именно египтяне первыми поняли, что в содержатся дрожжи. Они научились получать дрожжи и печь . А также прекрасно овладели искусством разрыхления теста с помощью брожения. Хлеб в Древнем Египте имел самую разную форму: продолговатую, круглую, пирамидальную, а также в форме сфинксов, рыб и плетенок. Также в Египте было принято выпекать сладкие . В них добавляли мед, молоко, жир. Такой хлеб был ценнее, чем обычный.

Хлеб в Греции и Риме

Греция и Рим переняли у египтян навык приготовления разрыхленного хлеба с помощью сброженного теста. В этих государствах такой хлеб был доступен только состоятельным семьям. Для рабов был доступен лишь черный хлеб – плотный и грубый.

В Древней Греции с хлебом были связаны и определенные суеверия. Одно из них гласило, что человек, который употребил пищу без хлеба, был виновен в тяжком грехе. И за этот грех он обязательно будет наказан богами. Рецепты изготовления хлеба никому не рассказывались. Это было великой тайной. Передавались они лишь из поколения в поколение мастерами-пекарями.

Раньше в Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом и употреблялся он так же, как любое другое отдельное блюдо.

Хлеб в Италии

Итальянцы научились печь хлеб у греков. Именно они привезли технологию приготовления хлеба на территорию Италии в восьмом веке до нашей эры. К приготовлению хлеба относятся очень бережно. Рецепты передают из поколения в поколение. Хлеб не меняется со временем, итальянцы предпочитают и очень ценят именно традиционный вариант приготовления.

Первый хлеб в Швейцарии

Хлебопечение в Швейцарии начало развиваться еще несколько тысяч лет назад. Древние жители пекли плоский хлеб на раскаленных камнях и посыпали его пеплом. Каждая семья пекла хлеб самостоятельно по своим потребностям. Только когда начали развиваться города, стали открываться пекарные цеха. Беднякам на то время был доступен только черный хлеб. Когда в стране наступали неурожаи и не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали измельченные каштаны, и корни растений.

Несомненно, каждый народ дорожит историей возникновения хлеба в своем государстве. И было бы интересно попробовать и сравнить хлеб в разных частях света.

Видео по теме

Источники:

  • Когда и как появился первый хлеб

У русского народа издревле было много пословиц и поговорок о хлебе. «Хлеб – всему голова», «Будет хлеб – будет и обед», «Горек обед без хлеба», «Не в пору обед, как хлеба дома нет», «Без хлеба и медом сыт не будешь» - эти и многие другие присказки говорят о трепетном отношении к этому продукту. Почему же именно хлеб считается такой важной составляющей рациона?

Чем полезен хлеб?

Ученые-диетологи пришли к интересному выводу: оказывается, обыкновенный хлеб содержит в себе практически все необходимые человеку полезные вещества. Это белки, углеводы; витамины А, Е, витамины группы В; большое количество солей и минералов – селена, магния, марганца, кремния, кобальта, цинка, хлора, натрия, калия, железа, фосфора; и еще много микро- и макроэлементов и клетчатка.

При помощи одного лишь хлеба человек почти на 50% удовлетворяет суточную потребность в углеводах, на 1/3 – в белках, более 60% - в солях фосфора, кальция, железа и витаминах группы В. Хлеб является источником примерно 30% суточной нормы калорий.

Какой хлеб выбрать?

Действительно, при сегодняшнем изобилии разных сортов этого продукта, очень трудно остановить свой выбор на каком-то одном виде. Конечно, у многих сложился уже свой вкус – кто-то берет исключительно ржаной хлеб, кто-то – булки, а кто-то – только цельнозерновой хлеб или хлеб с .

Однако какой бы сорт вы ни выбрали, всегда обращайте внимание на корочку. Именно она является самой полезной составляющей . Наверняка многие из вас в , неся домой свежий, горячий батон, не могли удержаться от соблазна отгрызть хрустящую корочку. Интуитивно вы понимали ее полезность, ведь именно корка является источником антиоксидантов и содержит большее количество полезных соединений, чем мякиш. Полезные свойства корочки помогают противостоять развитию склероза и многих разновидностей онкологических заболеваний.

Но не любая корка полезна: этими свойствами обладает лишь хорошо пропеченная, светло-коричневого цвета. А вот недопеченная или, наоборот, подгорелая корка может отрицательно сказаться на здоровье, особенно у людей с проблемами желудочно-кишечного тракта.

Польза хлеба при различных заболеваниях

Людям, страдающим от различных заболеваний, врачи-диетологи рекомендуют потреблять в пищу разные виды хлеба. Так, например, страдающим от сердечно-сосудистых заболеваний лучше всего подходит хлеб пшеничный первого и второго сорта, а также с отрубями, с йодом или с лактозой.

При атеросклерозе наибольшую пользу принесет хлеб, имеющий в составе сою или – эти элементы помогают в значительной степени снизить уровень холестерина в крови. При заболеваниях желчевыводящих путей и нарушениях функций печени рекомендуется употреблять в пищу хлеб с йодом или морскими водорослями.

Галина Юркина

Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка"

Программные задачи :

Закрепить знания старших дошкольников о хлебе , как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращивающих хлеб .

Обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб , какой путь он проходит, прежде чем его съедим.

Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе .

Упражнять в счёте, знании геометрических фигур и цифр, умении выразительно читать стихи и инсценировать.

- Активизация словаря : колос, рожь, пшеница, косить, жать, молотить, элеватор, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь.

Развивать внимание, связную речь, память, активность и мелкую мускулатуру пальцев.

Воспитывать бережное отношение к хлебу , уважение к труду людей.

Методическое обеспечение : проектор, ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл , дидактическая игра «Логическая цепочка» , пословицы и поговорки о хлебе , геометрическая мозаика «Колосок» , изображение колосков, тракторов, шапочка каравая, атрибуты мельника, пекаря, тракториста и комбайнера.

Предварительная работа : рассматривание альбома «Хлеб – всему голова » , экскурсии на поле и зерно ток, заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе , сюжетно-ролевая игра «Уборка урожая» , беседы о труде взрослых.

Ход занятия : (Воспитатель вносит каравай хлеба ) . Хлеб ! Как мы часто говорим и слышим о нем! Проснутся утром в доме, и кто- то из семьи спешит купить к завтраку свежий хлеб .

«Вот он хлебушко душистый , с хрусткой корочкой витой;

Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём ! (С. Погореловский) .

Как же получается хлеб , тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Ответы детей) .

Воспитатель обобщает ответы детей рассказом и показом слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл :

1 слайд. Хлеборобы уже зимой начинают думать о будущем урожае – делают снегозадержание, чтобы в почве было много влаги и выросло больше хлеба .


2 слайд. Трактористы вывозят на поле удобрения, для будущих всходов. Удобрения для растений, как витамины для ребят.

3 слайд. Весной в поле выходят трактора. У трактористов много работы : нужно вспахать, разрыхлить землю – приготовить мягкую постель для зёрен. Недаром, говорят : «Весенний день – год кормит» .


4 слайд. На вспаханное поле вышли сеялки, которые сеют сразу в три ряда. Зёрна падают в землю ровно. Поля огромные и можно быстро засеять только с помощью техники.


5 слайд. Затем трактористы боронят засеянное поле.


6 слайд. Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосья Хлебные поля похожи на море . Подует ветер, и колосья качаются, как волны.


7 слайд. Наступает осень. Колосья стали золотыми, созрела рожь, пшеница. Пришла пора убирать урожай. Нельзя медлить : колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, отделяя зёрна от колосьев. Спешат комбайнеры собрать урожай, пока стоит хорошая погода.

8 слайд. Собран урожай. Машины везут зерно в новый дом – огромный элеватор, где хранится зерно.


9 слайд. Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, где его размалывают в муку с помощью электрических мельниц. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни .


10 слайд. Пекари пекут из муки хлеб , батоны, булки.


11 слайд. Хлеб привозят в магазины специальные машины. В магазинах люди покупают хлеб .

12 слайд. Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит : «Хлеб – всему голова » . Много людей работает, чтобы хлеб попал к нам на стол . Нужно беречь хлеб . Хлеб – наше богатство . Никогда не бросайте хлеб ! Берегите его!

А сейчас давайте поиграем в «Логическую цепочку» . (Дети раскладывают картинки по порядку, по цифрам, чтобы получился путь к хлебу , как на слайд-шоу).

Физ. минутка : Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. (Ходьба до 10) .

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться) .

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны) .

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! (Прыжки до 6) .

Хлеб – одно из величайших творений рук человеческих, результат труда земледельца, взрастившего золотой колос с драгоценным зерном. Крохотное хлебное зёрнышко вмещает много полезных для здоровья минеральных веществ, витаминов, углеводов и белка. Поистине, зерно жизни! А какой формы зерно? Давайте соберём из зёрен пшеничный колосок.

Проводится игра «Кто скорее соберёт колосок» из геометрической мозаики.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе ?

Хвала рукам, что пахнут хлебом !

И обед ни в обед, коли хлеба нет !

- Хлебушко – калачу дедушка .

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной!

Золото и серебро – только камни, а пшеница – драгоценность!

Ребята, давайте поиграем в каравай и вспомним профессии людей, которые трудятся, чтобы мы каждый день кушали вкусный и полезный хлеб .

Проводится инсценировка «Праздник урожая» (поэтический текст Т. Коломиец, русский текст В. Приходько) .

Хлеб занимает особое место в жизни человека, еще на Руси он выступал не только в качестве пищи, но и являлся частью духовного развития. Хлеб - это великая ценность, источник жизни и богатство государств всего мира. Среди русского населения наиболее предпочтителен был ржаной хлеб, в начале 20 века его доля составляла более 60%. Для сравнения сегодня этот показатель около 16,5%, однако, на популярности хлебобулочных изделий это никак не отражается, на прилавках магазинов можно увидеть десятки различных наименований продукции, изготовленной из пшеничной муки или отрубей. Однако мало кто задумывался, как выращивают хлеб. Процесс этот сложный и трудоемкий, задействует большое количество рабочей силы и специальной техники.

Из чего делают хлеб?

Неправильно считать, что «кормилицей» является лишь пшеница. Из этого зерна делают пшеничную муку, которая в настоящее время наиболее популярна. Для ее изготовления используются только мягкие сорта зерен и в зависимости от качества исходного материала и технологии обработки конечный продукт разделают на 3 сорта: высший, первый и второй. Мука высшего сорта мягкая и снежно-белого цвета, из нее получаются вкусные и воздушные бисквиты. Продукт первого и второго сорта грубее, имеет серый оттенок, чтобы испечь из такой муки пышный и мягкий хлеб нужно потрудиться.

Сельскохозяйственные предприятия выращивают хлеб как «белый», так и «черный». Черный хлеб, это всем известный «Бородинский», «Дарницкий», «Заварной» и много других торговых названий. Для его выпечки используют ржаную муку, однако, цвет хлебу придает патока или солод. Ржаная мука светло-серого цвета с карамельным оттенком.

Нередко хлеб пекут по рецептуре, которая содержит муку других злаковых культур: ячмень, овес, гречка. Такая мука выступает лишь в качестве дополнительного ингредиента, испечь хлебобулочное изделие исключительно из этого продукта невозможно.

Подготовка к посевной

Зерновые культуры бывают озимые и яровые. Посев озимых культур происходит в конце лета или в начале осени. Считается, что благодаря большому количеству влаги, которое растения получают с талыми весенними водами, урожайность значительно повышается. Кроме того, созревает зерно намного раньше, а благодаря мощной корневой системе посадкам не страшны сорные травы. Однако, озимые сорта менее засухоустойчивы, более требовательны к почве и могут выращиваться только в районах, где зимы мягкие, но снежные. В противном случае урожай может погибнуть.

Яровые сорта - как выращивают хлеб? Если озимую рожь или пшеницу возделывают в центральных и северных районах страны, то яровые культуры преимущественно на юге и на территориях засушливых степей и полустепей (Поволжье, Южный Урал, Казахстан). Еще ранней весной хлеборобы начинают готовиться к предстоящему сезону, и снег на полях не является помехой. Калиброванное полновесное зерно, которое отобрали в качестве семенного материала по осени, тщательно осматривают и проверяют на всхожесть. Отбор проходит только высококачественный материал со следующими параметрами:

  • чистота зерна – 98%,
  • всхожесть – 87%,
  • влажность – 15%.

Помимо зерна, агрономы готовят и технику: тракторы, культиваторы-плоскорезы, комбайны. Ведь выход из строя хотя бы одной машины может существенно сдвинуть сроки выполнения работ.

Как выращивают хлеб работники сельскохозяйственных предприятий? Поля под яровые сорта распахивают еще с осени, каждый год меняя севооборот зерновых культур. Например, у пшеницы слабая и изнеженная корневая система, она чутко реагирует на состав почвы и не всегда способна усваивать питательные вещества. На хорошую урожайность можно рассчитывать, если высадить зерна пшеницы в землю, где ранее произрастала кукуруза, картофель, бобовые, овес и рапса. А вот на полях, где ранее выращивался ячмень, ее сеять не рекомендуется. После пшеницы почва восстанавливается 3 года, если сельскохозяйственное предприятие не выращивает другие культуры, то неиспользуемые поля можно засеять люпином, который является настоящим «зеленым удобрением», способным повысить плодородность почвы.

Весной вспаханное поле разрыхляют культиватором-плоскорезом, это улучшает состояние почвы, делая ее более рыхлой и аэрируемой. Для работы в весеннее время задействуют только гусеничные тракторы, они не так уплотняют почву, как тяжеловесные машины на колесах.

Посев семян и дальнейший уход за всходами

Тем, кто всерьез задумался о том, как выращивают хлеб, интересен будет и сам процесс посадки зерен. Посев яровых культур начинают проводить ранней весной, когда температура воздуха на улице не превышает +3–5 °C. При помощи специальной техники хлеборобы делают узкие бороздки, соблюдая между ними дистанцию в 8–15 см, при этом не забывают и про техническую колею, необходимую для дальнейшего ухода за посевами. Глубина закладки семян - 3,5–5 см. Если погодные условия не позволили провести посев в срок, то глубину посадки уменьшают, чтобы быстрее получить ростки.

Особое значение при выращивании зерновых культур уделяют борьбе с сорняками. Первоначально их пропалывают, через 7–8 дней землю боронят, а как только появляются зеленые всходы, поле обрабатывают гербицидами – специальными химическими веществами, уничтожающими сорные травы.

Как выращивают хлеб, а точнее, злаковые культуры, чтобы получить зерно? Растениям требуется много света, вот почему так важно правильно определить схему посадки для каждого вида. Затеняя друг друга, растения плохо развиваются. К температурному режиму озимые злаковые не столь требовательны, могут вынести как кратковременное похолодание, так и засуху. В процессе выращивания агрономы используют комплексные минеральные удобрения, которые содержат основные питательные вещества: азот, фосфор и калий. Их количество и пропорциональное соотношение зависит от природного состава почвы. Например, чтобы в зернах пшеницы повысить содержание белка и клейковины на стадии колошения используют дополнительную подкормку азотсодержащим удобрением. Если до этого поле было засеяно бобовыми культурами, то долю азота в минеральных составах можно снизить на 30%.

Сбор урожая

Зная, как выращивают хлеб, осталось выяснить, как его собирают. Сбор урожая проводят, когда культура достигает стадии восковой спелости. Влажность зерен должна составлять около 16–17%. В этот момент, главное, не затянуть, иначе зерна будут осыпаться и часть урожая будет потеряна. Сбор пшеницы проводят при помощи комбайна в 2 этапа: сначала ее «валяют», а затем обмолачивают. Важно, чтобы в дни сбора урожая погода была солнечная и сухая. Если идут дожди, то обработку проводят методом прямого комбайнирования, то есть процесс сокращают до 1 этапа. Далее, зерно отвозят на ток, где его тщательно сортируют при помощи специальных станков-веялок. Таким образом, продукт освобождают от примесей мусора. Когда требуемый процент чистоты будет достигнут, зерно отправляют на элеватор или в зернохранилище.

При выращивании зерновых культур человек вкладывает много сил. Урожайность зависит от ряда факторов: качество посадочного материала, погодные условия, набеги вредителей. Ведь во время засухи трудно обеспечить полив растений на поле, протяженностью несколько гектар. Хлеб нужно беречь, относиться к нему уважительно и всегда помнить, что выращивание зерна - это великий труд.

Видео как выращивают хлеб
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.

Задачи:

  • Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;
  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в разное время;
  • Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность, на механизацию труда;
  • Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;
  • Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях и техники;
  • Формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделиях;

Материал к занятию: Колосья пшеницы, ржи; несколько кусочков ржаного и пшеничного хлеба; картинки с изображением хлебобулочных изделий;

Ход занятия

В-ль : Ребята, к нам в группу пожаловал гость, а вот кто это, вы должны угадать:

Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.

Дети: Мельник.

В-ль : Правильно, к нам в гости пожаловал наш друг Мельник, встречайте его.

Мельник: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Посмотрите, я пришел к вам не с пустыми руками. Я принес для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба. Давайте посмотрим ее.

(Мельник пользуясь презентацией рассказывает как выращивают хлеб.)

Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?

Дети: земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий

Мельник: Молодцы, вы все правильно сказали. А сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас.

Перед вами земля. Как вы думаете, что же сначала надо сделать?

Дети : Вспахать землю.

Мельник: Правильно. В давние времена люди это делали с помощью лошадей и плуга, а сейчас им в этом помогают машины.

Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастит хлеб?

Дети: Зерна.

Мельник: (достает пшеничные и ржаные колоски и показывает детям)

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких как я
Будет целая семья.

Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.

Посмотрите, какие еще бывают зерновые культуры.

Раньше люди садили хлеб в ручную, посмотрите как они это делали. А теперь хлеб сажают с помощь. Специальной техники.

По земле сырой и жесткой,
Там где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой
Зерна, сыпались как дождик,
Точно дождик золотой.

Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?

Дети: Потому что люди работали до поздна.

Мельник: Правильно. Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что растениям нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти.

Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.

Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.

Что же делает комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Но так было не всегда. Когда не было таких чудо-машин, люди собирали урожай вручную, а потом обмалывали колосья.

Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку.

Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.

(Вращательные движения руками перед собой.)

А теперь вращаем жернова.

Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!

(Показ муки на тарелочке).

А вот водяная мельница. Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Вода лилась на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова. И вот люди придумали лучшего помощника – электрическую мельницу. Большая электрическая мельница – это целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных и ветряных мельниц.

А что же теперь делать с мукой? Куда ее везти? Опять на помощь людям приходят машины.

Богатырь – муковоз
На завод муку привез.

Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»

Дети встают в круг. Мельник по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.

Мельник: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь продолжим. Что же сначала надо сделать, чтобы приготовить хлеб, булочки, кренделя?

Ответы детей.

Мельник: Правильно. Надо замесить тесто. А какие нужны продукты, чтобы замесить тесто?

Дети: Мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи.

Мельник: Посмотрите, как замешивали тесто раньше.

Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.

Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают
Дрожжи тесто раздували. воздух).
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)
И весёлкой повзбивали.

Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.

Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных печах. Готовый продукт отправляют в магазины.
Ребята, а для чего нам нужен хлеб?

Ответы детей.

Мельник: Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт на нашем столе. Он составляет основу всего питания человека. Недаром говорят: «Хлеб всему голова.»

А вы ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?

«Худ обед, коли хлеба нет.»

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.»

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.»

Молодцы! Вы увидели как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему следует бережно относиться, т.е. не бросать на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что «Хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените. А сейчас примите от меня угощение.

1. ПАХОТА

Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?
Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.
Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.
После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)
Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
* * *
Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
Некогда лежать, когда пришла пора жать.
Ломота в спине, да зато хлеб на столе.


2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.
Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
* * *
В поле едет на спине,
По полю – на ногах. (Борона)
* * *
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.
Появились комары – пришла пора сеять рожь.
Лягушка квачет – овес скачет.


3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.
«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.
Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.
Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:
Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.
В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».
«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.
Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.
ЗАГАДКА
Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет
Да растет. (Дождь, земля, хлеб)