13.06.2019

Копировально-фрезерный станок своими руками. Как сделать самодельный копировально-фрезерный станок (пантограф) по дереву своими руками Пантограф для рисования своими руками


Довольно часто требуется увеличить (или уменьшить) в несколько раз какой-либо рисунок, чертеж или схему. Например, в журнале вам понравились узоры для выжигания. Но в журнале они обычно даются в уменьшенном виде, так что приходится их увеличивать до нужных размеров самостоятельно либо вручную «методом клеток», либо с помощью приборов: эпископа, или пантографа.

О самостоятельном изготовлении эпископа уже рассказывалось в альманахе. Теперь разберемся с пантографом.
Пантограф (название происходит от двух греческих слов (раntos) - все и grарhо - пишу) - прибор в виде раздвижного шарнирного параллелограмма дпя перерисовки рисунков, чертежей, схем в другом (увеличенном или уменьшенном масштабе). Основными достоинствами этого прибора являются простота конструкции и достаточно высо-
кая «точность» скопированного изображения. К сожалению, пантограф пока не нашел еще должного признания у самодеятельных художников и других рукастых почитателей декоративно-прикладного искусства.

В продаже сейчас отыскать пантографы промышленного производства очень трудно. К тому же пинейки таких пантографов относительно малы, причем они изготовлены из металла, что не делает прибор достаточно удобным. Так что сам Бог велел сделать для себя пантограф с деревянными длинными линейками.
Как уже говорилось, пантограф имеет вид раздвижного параллелограмма и состоит их четырех деревянных планок (линеек), скрепленных между собой с помощью шарниров так, что линейки способны сдвигаться и раздвигаться, как гармошка (рис. 1). Как видно из рисунка, на концах планок пантографа укреплены игла (полюс), отметчик (шпиль) и карандаш. При работе иглу закрепляют в какой-либо точке стола, отметчиком ведут по заданному контуру, а карандаш рисует копию данного контура, но уже в заданном масштабе.

Прежде всего для пантографа необходимо изготовить четыре линейки длиной 630 мм, шириной 15 мм и толщиной 4 мм. Такие пинейки лучше выстрогать из тонких реек, но можно и выпилить из фанеры. На всех линейках сначала размечают рабочую часть, для чего от концов пинейки откладывают по 15 мм. Таким образом между отметками окажется расстояние 600 мм, которое и будет являться рабочей частью линейки. Начало рабочей части линейки обозначим буквой Н, а конец - буквой К. Конечно, начало и конец рабочей части мы выбираем произвольно.

Далее нанесем на рабочей части каждой линейки центры отверстий, которые нам понадобятся при настройке пантографа на то или другое увеличение. Предположим, что нам для работы необходимо увеличивать оригинал в 1,25; 1,5; 2; 3; 4; 5; 6 и 7 раз. И чтобы получить, например, центр отверстия с коэффициентом увеличения 1,25, надо разделить длину рабочей части на 1,25 и отложить полученный размер на линейке, приняв за начало отсчета точку Н. То есть центр искомого отверстия будет находиться на расстоянии 480 мм от начала рабочей части. Таким же образом от точки Н определим расстояние центров отверстий для увеличения оригинала в 1,25; 2; 3 раза и так далее (рис. 2). Разметив положение центров на линейках, у каждой отметки пишем число, которое будет соответствовать степени увеличения рисунка.

Используя полученную разметку, сверлим в линейках отверстия дпя болтиков, которыми предполагается соединить линейки. Наиболее подходят для этих целей болтики с резьбой МЗ или М4, соответственно и отверстия для них нужны диаметром 3 или 4 мм. А вот крайние отверстия в точках Н и К делаем диаметром 5,6 мм, то есть по диаметру гильз от мелкокалиберной винтовки, которые будем использовать для крепления в них иголки, отметчика и карандаша. Далее с помощью гипьз шарнирно соединяем линейки попарно, совмещая конец одной пинейки с началом другой (рис. 3, а), после чего развальцовываем открытые концы гильз. Осталось выбрать коэффициент увеличения и связать пары линеек, устанавливая болтики в отверстия с требуемым индексом. Так, пантограф, приведенный на рис. 3, б, готов увеливать оригинал в 4 раза.

В точке П (рис. 3, б) находится полюс пантографа (игла), в точке О (месте шарнирного соединения пары линеек) - отметчик, в точке Р - карандаш. Если концы линеек соединяли с помощью гильз, крепить к пантографу иглу, отметчик и карандаш очень просто. Для установки иглы надо в соответствующую гильзу плотно вставить палочку (деревянную пробку), в центр которой тупым концом затем забивают обломок толстой иглы. Но можно этот обломок иглы зафиксировать в гильзе, залив туда расплавленное олово или свинец.

В качестве отметчика подойдет заостренная палочка, которую закрепить в нужной гильзе совсем нетрудно. Конец палочки должен выступать из гильзы примерно на 1 см. Если вместо гильзы применен длинный болтик, его ориентируют шляпкой вверх, законтривают гайкой, а конец заостряют напильником. Установить в гильзу карандаш - тоже не проблема.

Еще раз подчеркиваем, что при изготовлении пантографа необходима точная разметка отверстий, а также полное соответствие диаметра отверстия в линейке диаметру болтика. Только тогда с помощью пантографа можно достичь достаточной точности даже при копировании очень сложных рисунков.

Как же работают с пантографом? Прежде всего на столе крепят в какой-то точке полюс (иглу) пантографа. Рисунок, с которого требуется снимать копию, располагают там, где находится шпиль, а чистый лист бумаги - под карандашом. Далее шпиль проводим по всем линиям рисунка, при этом карандаш автоматически вычерчивает увеличенный рисунок на бумаге. А если надо изобразить рисунок в уменьшенном виде, придется применять местами шпиль и карандаш, что при наличии гильз совсем нетрудно.

Обычно при работе с пантографом рука рисующего ведет шпиль по линиям узора. В таком случае на линейке рядом с карандашом придется укрепить груз (гайку, свинцовую пластинку), чтобы карандаш прижимался к бумаге. Но можно вести копирование и по-другому. А именно, вести рукой не шпиль, а карандаш, следя при этом за правильным ходом отметчика по линиям узора. В этом случае груз на линейке, понятно, не понадобится. И еще несколько практических советов.

Если оригинал, с которого снимается копия, имеет слишком большие размеры и пройтись шпилем по всем его линиям за один раз не удается, просто переставьте иглу на новое место и продолжайте работу.

При увеличении (или уменьшении) рисунка или чертежа прямые линии и окружности обычно получаются некачественными. Поэтому придется исправить подобный брак с помощью линейки и циркуля.

Известно, что достаточно хорошая точность копии обеспечивается при увеличении оригинала не более, чем в 2…3 раза. Поэтому при необходимости увеличить рисунок в 4 раза лучше сначала укрупнить оригинал в 2 раза, а затем уже полученную копию снова увеличить в 2 раза.
Размеры линеек пантографа не возбраняется изменить, сделав меньше, например. В этом случае местод расчета мест положения отверстий на линейках остается прежним, то есть длину рабочей части линейки придется делить на коэффициент увеличения.

Н. Морозов, Журнал Сделай сам №6-98г. Статьи

Давайте посмотрим внимательно вокруг нас, и мы увидим, как много одинаковых предметов вокруг. Они вроде бы похожи друг на друга, но отличаются размером, цветом …

Такое сходство называют подобием, т.е. понятием, характеризующим одинаковость формы объектов, независимо от их размеров. Вокруг нас великое множество подобных фигур. Подобие нас окружает. Вот некоторые примеры из нашей жизни.

Множество рисунков в детских раскрасках подобны друг другу.

Для того, чтоб их нарисовать, мы с вами можем использовать приспособление, которое называется пантограф.

Сегодня мы с вами сами сделаем простейший пантограф из трубочек для коктейля.

  • 4 трубочки для коктейля (без гофры)
  • 4 швейных булавки
  • Узкий скотч
  • Ножницы
  • 2 фломастера

Как сделать пантограф для рисования

  1. Соединяем трубочки булавкой на концах (булавка – ось вращения)
  2. Берем третью трубочку, сгибаем ее пополам, прикрепляем булавками к середине двух первых трубочек.
  3. У четвертой трубочки отрезаем кусочек длиной 3 см и приматываем его скотчем к сгибу третьей трубочки (сюда будем вставлять фломастер или карандаш).
  4. У остатка 4 трубочки на длину 3 см разрезаем вдоль конец (как на рисунке).
  5. Обхватили разрезанными кончиками фломастер и замотали скотчем.
  6. Воткнуть булавку-фиксатор в первую трубочку (в свободный конец).
  7. Сделать надрез в свободном конце второй трубочки на длину 2 см. На надрезанный конец второй трубочки надеваем 4 трубочку с фломастером.
  8. Таким образом мы удлинили плечо пантографа.
  9. Втыкаем булавку-фиксатор в 1 трубочке в основание. В держатель 3 трубочки вставляем фломастер. И рисуем! Смотрим, что фломастер на длинном плече (4 трубочке) рисует подобную фигуру, только больше размером.

Почему рисовать нужно фломастерами? Да потому, что конструкция получилась достаточно хрупкая, и требует минимум приложения усилий. А фломастеры, как мы знаем, рисую достаточно легко, не требуя нажима.

Но слово пантограф имеет много значений. Мы с вами сделали прибор для увеличения или уменьшения чертежей.

Это тоже пантографы: манипулятор для погрузочно-разгрузочных работ («механическая рука»)

Чертеж - язык техники. По чертежам инженер, техник, квалифицированный рабочий разбирается в устройстве любого механизма; по чертежам изготовляют простые и сложные детали каждой машины. Члены кружка «Умелые руки» еще не занимаются в школе черчением. Они начнут чертить только в 6-м классе на уроках геометрии, а с техническим черчением познакомятся позже - начиная с 7-го класса. Однако в кружке им уже придется часто пользоваться упрощенными чертежами и техническими рисунками (эскизами) разных изделий. Много таких чертежей и рисунков напечатано и в этой книге. Вот почему членам кружка необходимо научиться читать упрощенные чертежи и понимать условные обозначения на них.

Как читать чертежи

На любом чертеже жирными, контурными линиями обозначаются контуры предмета. Иногда на чертеже встречаются прерывистые линии - пунктирные , состоящие из отдельных черточек. Такими линиями обозначают контуры предмета, которые не видны при взгляде на него снаружи или с какой-нибудь одной стороны, так как они спрятаны внутри предмета или закрыты от глаз, например, его передней стенкой.

Самые тонкие линии на чертеже называются размерными : они показывают размеры предмета. На концах такой линии есть стрелки. Они соединяются пунктирными черточками с контуром предмета. Размерная линия посредине обычно разрывается, и в разрыве ее ставится цифра. По правилам черчения все размеры на чертежах указываются в миллиметрах, поэтому рядом с цифрами буквенные обозначения мер не проставляют. Цифра на размерной линии показывает, сколько миллиметров от острия одной стрелки до острия другой.

Очень маленькие расстояния обозначают без размерной линии, а порою двумя стрелками с цифрой между ними. Рядом с обозначением диаметра (толщины) круглого стержня или отверстия часто ставят значок, похожий на букву «Ф»: кружочек, перечеркнутый косой линией. Такой значок показывает, что на чертеже изображен круглый предмет.

Рис. 61. Обозначения на чертежах и эскизах.

Иногда, особенно по изделиям из бумаги и картона, вместо чертежа готовой вещи дается развертка ее. Такую развертку по указанным размерам чертят на бумаге или картоне, затем вырезают и сгибают. Места сгибов на развертке показывают также пунктирными линиями - такими же, как невидимые контуры предметов на чертежах.

Рядом с общим видом предмета на чертеже или рисунке часто изображаются отдельные части (детали) его в увеличенном виде. Где помещаются эти детали на общем чертеже, указывают двумя способами: стрелками и одинаковыми буквами или цифрами.

Буквами же (по алфавиту) или порядковыми цифрами иногда обозначают, в каком порядке надо собирать из отдельных частей изделие или обрабатывать какую-нибудь деталь. Чтобы не спутать эти цифры с обозначениями размеров, их обыкновенно проставляют в кружочках.

Очень длинные детали, которые нельзя в масштабе разместить на чертеже или рисунке, чертят оборванными у одного конца или разорванными посредине. Размеры же проставляют полные.

На рисунке изделий размеры указываются не всегда, часто они даются лишь в тексте описания. При этом употребляются сокращенные обозначения размеров. Например, обозначение 40×15 мм обозначает, что деталь имеет в длину 40 и в ширину 15 миллиметров. Обозначение 40×15×10 мм показывает, что даются три измерения: длина, ширина и высота (толщина). Если хотят указать ширину и толщину рейки (то-есть размеры ее в разрезе), пишут, например, так: рейка сечением 8×5 мм.

Сокращенные наименования мер в описаниях изделий употребляются такие же, как в школьных учебниках: м - метр, дцм - дециметр, см - сантиметр, мм - миллиметр, кг - килограмм, г - грамм.

Увеличение чертежей и рисунков

В книгах рисунки и чертежи печатаются небольшого размера. Часто их приходится перечерчивать в полную (натуральную) величину. Прямые линии нужного размера юному технику по линейке начертить нетрудно. Гораздо труднее точно изобразить в увеличенном виде сложные извилистые контуры. В этих случаях чертежи даются на сетке.

Чтобы увеличить чертеж, надо на листе бумаги начертить столько же больших квадратов, сколько маленьких на рисунке. Необходимые размеры квадратов указываются в тексте описания. По этим квадратам наносят чертеж. Сетка разбивает его на короткие линии, которые гораздо легче правильно начертить, сверяясь с рисунком.

Увеличивать чертежи и рисунки можно также с помощью эпидиаскопа . Вполне пригоден для этого самодельный эпидиаскоп, описанный в этой книге на странице . Рисунок или чертеж, который надо увеличить, кладут в эпидиаскоп и проектируют на лист чистой бумаги, закрепленный кнопками на доске или на листе фанеры. Экран и эпидиаскоп устанавливают так, чтобы получилось нужное увеличение, а изображение было четким.

Контуры изображения обводят на бумаге карандашом - получается увеличенный рисунок, в котором точно переданы все детали.

Наконец увеличивать или уменьшать чертежи и рисунки можно еще одним способом - с помощью специального приспособления, которое называется пантографом.

Самодельный пантограф

Для пантографа из фанеры вырезают четыре планочки длиною 610 миллиметров и шириною 12 миллиметров. Ширина планок может быть увеличена или уменьшена, толщина их не имеет значения. Но чем уже и тоньше сделаны планки, тем удобнее пользоваться пантографом. На каждой планке сверлят 11 отверстий на таком расстоянии друг от друга, как указано на рисунке 64. Все отверстия должны быть одинакового диаметра - приблизительно 4 миллиметра. Отверстия, кроме двух крайних, помечаются цифрами: 1,5; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 10. Эти цифры обозначают, во сколько раз увеличивается или уменьшается рисунок. Условимся,"что конец планки, где стоит цифра 10, будет считаться нижним, а противоположный конец - верхним. Расстояние между крайними отверстиями равно 600 миллиметрам.

Ножом из деревянной рейки или подходящей палочки вырезают пять штырьков такого размера, чтобы они входили в отверстия планок и могли скрепить две планки, наложенные друг на друга. Три штырька делают с полукруглыми концами, четвертый - с заостренным и в конец пятого вставляют патефонную иголку острием вниз.

Из двух планок собирают угольник. В нижний конец первой планки вставляют штырек с патефонной иголкой, а в верхний конец второй планки - кусочек карандаша с заостренным мягким грифелем. Свободные концы обеих планок накладывают друг на друга и соединяют штырьком с полукруглым концом. Чтобы карандаш лучше прижимался к бумаге, конец рейки возле него утяжеляют: прикрепляют здесь металлическую (лучше всего свинцовую) пластинку.

Из двух других планок собирают второй угольник, соединив заостренным штырьком нижний конец одной планки с верхним концом другой. Противоположные концы этих планок остаются свободными.

Оставшимися штырьками соединяют оба угольника вместе. Это делают перед тем, как пользоваться пантографом для работы. Предположим, требуется увеличить какой-нибудь рисунок в четыре раза. Раздвинув свободные концы угольников, их накладывают друг на друга так, чтобы рейки перекрещивались в тех местах, где находятся отверстия с цифрой «4». В эти отверстия и вставляют штырьки. Если рисунок надо увеличить в два раза, то угольники соединяют штырьками, вставленными в отверстия «2», и т. д.

Все штырьки хорошо зачищают, делают их гладкими. Они должны входить в отверстие плотно, но не слишком туго, чтобы планки пантографа могли свободно поворачиваться вокруг штырька. Пользоваться пантографом просто.


Рис. 64. Пантограф.

На кусок фанеры или на гладкую доску кладут рисунок, который хотят увеличить, а рядом с ним - лист чистой бумаги. Сверху накладывают пантограф. Чтобы закрепить его, иголку одного из штырьков втыкают в доску. Заостренный штырек устанавливают на рисунке, а карандаш - на листе чистой бумаги. Острым штырьком водят по контурам рисунка или чертежа. Планки пантографа двигаются, и карандаш рисует на бумаге такие же контуры, но в увеличенном виде. Рейку с карандашом слегка придерживают левой рукой, не мешая ей двигаться.

С помощью пантографа можно, наоборот, уменьшить большой рисунок. Для этого надо поменять местами острый штырек и карандаш. Как размечаются отверстия на планках?

Длина планки между двумя крайними отверстиями для штырьков равна 600 миллиметрам (оставшиеся 10 миллиметров на концах планки в расчет не принимаются). Разделив 600 миллиметров на число, обозначающее степень увеличения, получают в миллиметрах расстояние соответствующего отверстия от нижнего конца планки. Например, для увеличения в три раза отверстие надо расположить на расстоянии в 200 миллиметров от крайнего отверстия нижнего конца (600: 3 = 200) или на расстоянии в 400 миллиметров от верхнего конца.

Пользуясь таким простым расчетом, тот же пантограф можно приспособить для других увеличений. Например, для увеличения в два с половиной раза надо просверлить дополнительное отверстие на расстоянии в 240 миллиметров от крайнего отверстия нижнего конца планки (600: 2,5 = 240), а для увеличения в девять раз - на расстоянии в 66,5 миллиметра (600: 9 = приблизительно 66,5).

Изготовление пантографа упростится, если приспособить его для немногих увеличений: например, только в два с половиной и десять раз. Отверстий в этом случае придется сверлить меньше.

Пантограф удобен, когда приходится, например, увеличивать узоры для выпиливания.

Простейшие измерения

При изготовлении различных вещей члены кружка должны твердо усвоить основное правило, обеспечивающее аккуратное и точное выполнение работы: ничего не делать на глаз. Прежде чем вырезать какую-нибудь деталь изделия из любого материала - будь то бумага, картон, фанера или жесть, надо обязательно сделать на нем разметку этой детали по чертежу, рисунку или по описанию. Вырезанную деталь обязательно проверить: точно ли она соответствует требуемым размерам. Одна деталь неправильной формы или неверных размеров может испортить все изделие.

А чтобы правильно размечать материал и проверять размеры деталей, надо научиться пользоваться простейшими измерительными инструментами. С некоторыми из них члены кружка уже познакомились на уроках в школе.

Всем пионерам знакома масштабная линейка с делениями на сантиметры и миллиметры. Чтобы отмерить по линейке на листе бумаги или на доске, например, 10 сантиметров, необходимо сделать две отметки: против деления «0» и против деления «10». Расстояние между этими двумя отметками и будет равно 10 сантиметрам. Ребята иногда меряют иначе: от деления «1» до «10». Результат, конечно, получается неверный. Допускают иногда ребята и другие ошибки: измеряя, например, ширину доски, линейку кладут не перпендикулярно ее кромке (то-есть точно поперек доски), а косо. В результате измеренная ширина получается больше действительной. На деления линейки иногда смотрят неправильно, направляя взгляд не под прямым углом, а сбоку. И в этом случае результат искажается.

Наиболее точное измерение получается тогда, когда масштабную линейку не кладут на доску или на лист бумаги, а ставят ребром, делениями вниз. При таком положении линейки легко сделать отметку точно по делению.

Новым измерительным инструментом для многих ребят явится карманная рулетка с мерительной лентой в 1 метр. Деления на рулетке такие же, как и на масштабной линейке, поэтому пользоваться ею ребята научатся быстро. Рулетка нужна, если требуется измерить длину до одного метра, ведь обычная линейка рассчитана всего на 35-40 сантиметров. Рулетку можно заменить складным метром или так называемым сантиметром - измерительной лентой, применяемой при швейных работах.

Членам кружка следует приучиться пользоваться циркулем не только для черчения окружностей, но и для измерений. Циркуль удобен в тех случаях, когда линейку почему-либо нельзя применить: например, она не помещается внутри самоделки. Ножки циркуля устанавливают на двух точках, расстояние между которыми хотят измерить, затем, не меняя раствора циркуля, прикладывают ножки к масштабной линейке и узнают расстояние. Циркулем удобно также сверять величину нескольких деталей, которые должны быть одинаковы.

Члены кружка не будут еще пользоваться специальными инструментами для измерения диаметров круглых стержней или отверстий - штангенциркулем, нутромером, кронциркулем, микрометром. Им вполне достаточно будет измерять диаметры линейкой или циркулем. Вспомогательными мерителями при измерении круглых отверстий могут быть также монеты:

диаметр 20-копеечной монеты равен 22 миллиметрам, диаметр 15-копеечной монеты равен 20 миллиметрам, диаметр 10-копеечной монеты равен 17,5 миллиметра, диаметр 5-копеечной монеты равен 25,5 миллиметра.

Членам кружка полезно также запомнить, что диаметр обыкновенного карандаша равен 7 или 8 миллиметрам.

Иногда в описаниях изделий указывается, какого диаметра надо взять проволоку. Диаметр тонкой проволоки вычисляют так: на круглый карандаш плотно, виток к витку, наматывают кусок проволоки; линейкой измеряют длину получившейся спирали и делят ее на число витков. Например, если на расстояние в 2 сантиметра уложилось 40 витков проволоки, значит диаметр ее равен 0,5 миллиметра (20 мм: 40 = 0,5 мм).

Длину любой окружности легко измерить шнурком или ниткой. Затем шнурок или нитку растягивают по делениям масштабной линейки и узнают длину окружности в сантиметрах.

Для приготовления клейстера и клея, а также в других случаях в кружке потребуется иногда отмерять какое-то количество воды и отвесить какие-то доли сухого клея, муки и пр. Большая точность измерений в этом случае не нужна, поэтому можно обойтись самыми простыми средствами.

Количество и вес воды измеряют мензуркой (1 кубический сантиметр воды весит 1 грамм) или имеющейся посудой. Граненый чайный стакан вмещает 200 граммов (или кубических сантиметров) воды, гладкий тонкостенный стакан - 250 граммов, столовая ложка - от 12 до 15 граммов, а чайная ложка - от 3 до 4 граммов.

Небольшое количество сухих веществ можно взвешивать на самодельных весах (описание их смотрите на стр. 149), а в качестве разновесок пользоваться монетами:

5-копеечная монета весит 5 граммов,

3-копеечная монета весит 3 грамма,

2-копеечная монета весит 2 грамма,

копеечная монета весит 1 грамм.

Для точного взвешивания, если оно потребуется, с разрешения учителя можно воспользоваться весами, имеющимися в физическом и химическом кабинетах школы.

Разметка материала

Размечают материал во всех случаях, когда из него хотят вырезать какую-нибудь деталь по чертежу или хотя бы отделить (отрезать, отпилить) кусок нужного размера. Для членов кружка «Умелые руки», еще не имеющих достаточного опыта в работе с инструментами, особенно важно приучиться пилить и резать материал точно по проведенным линиям.

Бумагу, картон, фанеру, бруски и доски размечают мягким черным карандашом. Пригоден для этой цели, например, школьный карандаш «Пионер» или еще более мягкий. Карандаш с твердым графитом оставит на материале вдавленный след, что иногда нежелательно. След химического карандаша трудно счистить, он растворяется в жидкостях и окрашивает материал. Поэтому химическим карандашом для разметки никогда не пользуются. Неудобны и цветные карандаши: у них толстые грифели, которые оставляют широкие линии.

При переводе рисунков для выпиливания на фанеру, наоборот, лучше брать твердый карандаш. Его легче заострить, им удобнее обводить тонкие линии рисунка, след от твердого карандаша на копировальной бумаге получается четкий.

При разметке деревянного бруска или доски (но не фанеры) вместо карандаша можно пользоваться шилом.

Жесть и другие металлы в листах размечают металлической чертилкой, которую вполне можно заменить острым гвоздем, шилом, обломком вязальной спицы и другим заостренным прутком. Любая чертилка оставляет ясный след на поверхности жести.

Прямые линии размечают по линейке. Сначала линейку ставят на материал ребром, отмечают карандашом крайние точки. Затем линейку кладут плашмя и проводят по ней линию между намеченными точками. Карандаш прижимают к ребру линейки и держат почти перпендикулярно, с очень небольшим наклоном. Так же работают и чертилкой.

Прямую линию на длинной доске можно наметить способом, которым пользуются плотники. Тонкий шнурок натирают мелом. Один конец его закрепляют на доске, например, шилом. Второй конец, туго натянув, держат рукой. Пальцами другой руки слепка оттягивают шнурок кверху и сейчас же отпускают. Он ударяет по доске и оставляет на ней четкую меловую линию. Удобнее такую разметку производить вдвоем, держа в руках оба конца шнура. Вместо мела его можно натереть кусочком древесного угля.

Проводя разметочную линию по доске, листу бумаги или фанеры, необходимо следить, чтобы линия прошла не косо, а строго параллельно или перпендикулярно одной из кромок доски или листа. Проверить, правильно ли легла линия, можно, измерив расстояние до параллельной кромки на обоих концах линии.

Если необходимо вырезать из какого-нибудь материала прямоугольник, то сперва проводят по линейке одну из сторон его - вертикальную или горизонтальную линию. Затем, приложив к этой линии треугольник одним из катетов, по второму катету чертят перпендикулярную линию. Все прямые углы разметки обязательно проверяют угольником. Это особенно важно, когда размечается развертка картонной коробки или геометрической фигуры. Малейшая ошибка приведет к перекосу коробки.

Острые и тупые углы размечают по транспортиру .

По линейке проводят прямую линию и отмечают на ней точку, откуда хотят провести косую линию, чтобы образовался угол. Транспортир накладывают так, чтобы середина нижнего края его легла на намеченную точку. У верхней дуги транспортира ставят вторую точку - у деления, соответствующего размечаемому углу. После этого транспортир убирают, а между намеченными точками проводят прямую линию, продолжив ее до необходимой длины.

На рисунке или чертеже величина угла иногда не обозначается цифрами. Измерить ее можно тем же транспортиром.

Кривые линии проводят по изогнутым рейкам. Тонкую рейку изгибают по чертежу и в таком виде слегка закрепляют двумя-тремя гвоздями или булавками на размечаемом материале. По рейке проводят линию карандашом.

Можно разметить кривые линии иначе: по сетке сделать на бумаге в натуральную величину чертеж и перевести его через копировальную бумагу на дерево - так же, как переводятся рисунки для выпиливания. К этому же чертежу потом прикладывают для сверки готовые детали.

Окружности проводят циркулем. Если же надо начертить большую окружность и размер циркуля недостаточный, пользуются самодельным кругорезом, описанным на странице . В этом случае в отверстие кругореза вместо ножа вставляют кончик карандаша или шило. Есть еще более простой способ разметки больших кругов на фанере: в центре забивают гвоздь, к нему привязывают нитку (не затягивают ее туго), а к другому концу ее - карандаш. Длина нитки берется равная радиусу окружности. Нитку натягивают и чертят окружность.

Надо научить ребят пользоваться циркулем и в других случаях. Например, при помощи циркуля легко разделить пополам, точно посредине, прямую линию. Для этого достаточно из крайних точек провести две дуги одинакового радиуса - больше половины линии. Точки пересечения дуг соединяют по линейке прямой вертикальной линией. Она пройдет перпендикулярно горизонтальной линии и разделит ее на две равные части.

Иногда требуется вырезать из картона, фанеры или жести несколько одинаковых фигур. Лучше всего для этого вырезать из картона выкройку - шаблон - такой фигуры, а затем прикладывать ее к материалу и обводить карандашом. Все фигуры получатся одинаковые.

Размечать всякий материал надо экономно, чтобы получилось как можно меньше отходов и облегчалась работа. Например, отрезать небольшой прямоугольник от листа картона или фанеры следует в углу этого листа, где достаточно сделать два прореза, а не в середине, где потребуется сделать три или четыре прореза и могут остаться ненужные полосы картона.

Каждую изготовленную деталь обязательно проверяют: соответствует ли она чертежу по форме и размерам, правильно ли срезаны ее углы, плотно ли она прилегает к другим деталям и т. д. Для проверки пользуются теми же измерительными и разметочными инструментами: линейкой, угольниками, циркулем.

Только после тщательной проверки всех деталей их соединяют вместе, чтобы получилась задуманная вещь.

Копировально-фрезерный станок применяется для создания копий изделий из дерева или другого материала определенной формы. Такие станки используют на крупных и мелких промышленных предприятиях, а также в домашних условиях для создания различных деталей. Далее опишем принцип работы подобного станка и дадим рекомендации, как сделать его своими руками.

1

Фрезерное оборудование с копировальной установкой используют для механической обработки различных плоскостей. С помощью качественного станка можно воспроизводить копии объемных форм, производить гравировку, делать узоры, рисунки. Главной его особенностью является простота конструкции, при этом на нем можно выполнять довольно сложный перечень работ.

Копировально-фрезерный станок

У такого оборудования простой принцип работы. Специальный копировальный щуп соединяется с рабочей плоскостью. Далее он механическими движениями создает контуры с шаблона или детали. На рабочей плоскости крепится фреза под дерево или металл, в зависимости от назначения станка, которая повторяет движения копировального щупа. Помимо этих деталей, стандартный станок также оборудуется системой зажима фрезы или фрезерной установкой, электромотором и системой направляющих. Обычно оборудование для простых работ по дереву или пластику состоит из трех основных элементов:

  • рабочая поверхность с несущим элементом и каркасом;
  • фреза или фрезерная установка с зажимным механизмом;
  • копировальная установка (пантограф) и копировальный щуп.

В зависимости от типа копировально-фрезерного станка, он может работать в двух или трех измерениях. Для создания простого шаблона в двух измерениях достаточно стандартного варианта с прижимным профилем, но для производства и рассверловки трехмерных отверстий станок должен быть оборудован пневматической прижимной установкой, сверлом и дрелью или иной сверлильной установкой. В зависимости от конфигурации и возможностей, он может работать не только с деревом, но и с пластиком, чугуном и другими цветными металлами. Для этого станок оборудуется мощными и прочными фрезами под различные материалы, а копировальное оборудование совершенствуется под определенные формы.

Станки, сделанные своими руками, часто применяют в домашнем хозяйстве для сверления замочных отверстий, производства рамок или создания пазов в деревянных или металлических деталях.

2

На сегодняшний день существует большое количество оборудования копировально-фрезерного типа различных конструкций с определенными особенностями работы. Их стоимость, как правило, довольно высока, поэтому многие любители делают подобные устройства своими руками. Самодельный вариант, конечно, будет отличаться от промышленных аналогов, однако при соблюдении определенных условий он будет отлично справляться со своими функциями.

Копировально-фрезерный станок, изготовленный самостоятельно

Стандартная схема самодельного станка состоит из рабочей поверхности, несущей конструкции и головки фрезера, которая оборудуется электромотором с приводом для создания возможности работы головки на двух скоростях. Таким образом, чтобы сделать установку своими руками, вам потребуется набор определенного оборудования и инструментов, а именно:

  • основной каркас из дерева или металла;
  • деревянная фанера или панель, бруски, доски и рейки;
  • крепеж в виде болтов, гаек, саморезов или гвоздей;
  • фрезерная установка;
  • набор ключей, пилы или ножовка по металлу для работы с деталями;
  • система направляющих и металлические трубы;
  • электромотор с приводом или ручной привод;
  • сверла и сверлильная установка (для более сложных вариантов).

Вместо деревянного или металлического каркаса можно использовать, как базу, готовый фрезерный станок, однако закрепить устройство копирования на него намного сложнее, чем изготовить аппарат "с нуля". В таком случае придется практически полностью переделывать фрезерный станок, и на это потребуется больше времени и дополнительное оборудование.

3

Основой для изготовления станка своими руками будет ручная . Закрепите ее на деревянной опоре из толстой фанеры (не менее 12 мм толщиной). В опоре также делается несколько отверстий под крепеж и держатель фрезера. Дополнительно следует соорудить каркас и изготовить несколько брусков, которые устанавливаются по краям опоры, они будут придерживать аппарат во время работы.

Изготовление фрезерной установки

В качестве направляющей используем металлическую трубу среднего диаметра. На трубу устанавливаем каретку со вставленным в нее фрезером. На каретку крепим планку, которая играет роль копировального щупа, после чего необходимо зафиксировать горизонтальный брус, на который крепится основной шаблон. Станок, изготовленный по такому принципу, можно применять для обработки и создания копий с простых бытовых изделий, например, дверных ручек, замков, мебельных ножек. Фрезерная установка с мотором вставляется внутрь каретки и подключается к питанию. На опоре фиксируется шаблон, по нему передвигается копировальный щуп.

Фрезер работает от сети, каретка передвигается ручным способом, таким образом, чтобы рабочая головка повторяла движения щупа. Для создания более сложных моделей необходимо подключение дополнительных рабочих головок и установка привода с ременной передачей. Сейчас существует возможность подключения самодельной установки к программному обеспечению, однако для этого потребуется ЧПУ и дополнительное оборудование и инструменты. Такой самодельный станок будет справляться со своими бытовыми функциями достаточно хорошо.

4

Практика использования самодельных копировально-фрезерных станков различного типа показывает, что конечная деталь, изготовленная на таком оборудовании, имеет определенные несоответствия чертежам и формам и некоторые производственные дефекты в виде сколов и искривлений. Эти изъяны обусловлены постоянными вибрациями станка и перемещениями рабочей головки. Избавиться от них в бытовых условиях очень трудно.

Копировально-фрезерный станок своими руками

Чтобы избежать подобных недочетов в работе самодельного оборудования, рекомендуем изготавливать узкоспециализированные станки, а не оборудование универсального типа. То есть перед началом работ по изготовлению станка своими руками необходимо определиться, под какие конкретные детали его планируется использовать. Так можно оптимально подобрать вес и размеры копировально-фрезерного станка ручной сборки. Важно помнить, что чем больше размер деталей для обработки, тем мощнее и тяжелее должна быть рабочая установка.

Для больших деталей нужны дополнительные держатели и более массивная опора, это позволит максимально гасить вибрации, которые будут возникать при работе. Кроме того, лучше использовать электрический привод вместо ручного и следить за тем, чтобы направляющие имели достаточный запас прочности. Помните и о том, что от вида рабочей поверхности зависит плавность перемещения режущего оборудования в различных плоскостях, следовательно, и конечный результат.

Сделай для шхолы

Пантограф

Этот несложный чертежный прибор можно использовать для перечерчивания планов, чертежей, географических карт или декоративных элементов, увеличивая или уменьшая их масштаб в 1,5, 2 и 3 раза.

Прибор представляет собой параллелограмм, образуемый четырьмя планками - двумя длинными и двумя короткими из хорошо оструганного дерева твердых пород (дуб, бук или береза). Между собой планки связаны винтами и гайками. Обратите внимание на винт (вид Б) - он необычного вида. Своей нижней скругленной головкой он опирается на поверхность стола, разгружая таким образом узел А, с помощью которого пантограф крепится к крышке.

Если прибором пользуются для получения копии в увеличенном масштабе, в узле Б закрепляется обводной штифт - им может быть затупленный гвоздь, зажатый в цанговый карандаш, а в узле В закрепляется обычный карандаш, фломастер или шариковая ручка. Обводя штифтом линии оригинала, мы получим на бумаге копию заданного масштаба увеличения. Для получения копии в уменьшенном виде обводной штифт и пишущий инструмент меняют местами. Для выбора масштаба в длинных и коротких планках предусмотрены отверстия и введено цифровое обозначение, кратность уменьшения или увеличения.

Зажимные штифты проще всего сделать из куска резины в виде плоских шайб. Отверстия в шайбах следует прорезать такими, чтобы цанговый карандаш и пишущий инструмент входили в него плотно.

Для крепления прибора к рабочему столу предусмотрена струбцина. Ее надо изготовить из стальной пластины толщиной 1,5 мм. Чтобы струбцина не царапала крышку стола, вырежьте под нее прокладку из резины толщиной 2 мм. На верхней плоскости струбцины предусмотрено отверстие, куда вставляется ось пантографа. Как видите, здесь нет подшипника. Потому для снижения трения между деталями установите швйбы.

А. САЛЬНИКОВ

На рисунке цифрами обозначены: 1 - струбцина, 2 - резиновая прокладка, 3 - крышка стола, 4 - длинная лпанка, 5 - короткая планка и 6 - резиновые фиксаторы.