30.09.2019

Нжде, гарегин. Нжде — Энциклопедия фонда «Хайазг


Совсем недавно в отношениях между Россией и Арменией всплыло очередное «недоразумение».

Официальный представитель МИД России Мария Захарова на брифинге в Москве выразила удивление по поводу установки в Ереване памятника Нжде.

По ее словам, все прекрасно знают позицию России к проявлениям любых форм возрождения, героизации фашизма, неонацизма, нацизма. Она также напомнила, что 17 декабря 2015 года на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», которую Армения тогда поддержала.

В свою очередь, депутат от правящей Республиканской партии Армении Маргарита Есаян ответила на это следующими словами: «Пусть на себя, на свою историю посмотрят», тем самым обвинив Россию в ненадлежащем отношении к собственной истории и историческим личностям.

Более того, на открытие памятника Гарегину Нжде лично присутствовал президент Армении Серж Саргсян.

А ведь Гарегин Нжде (настоящее имя Гарегин Тер-Арутюнян) в годы Второй мировой войны сотрудничал с нацистами, поддерживал их и надеялся, что Германия победит СССР и он сможет вернуться в Армению. Нжде яростно агитировал пленных армян, чтобы они подключились к вооруженной борьбе против СССР, заявляя: «Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению». То есть, в его сознании было четко зафиксировано, что Гитлер и Армения — это родственные души.

И вот теперь, когда весь мир торжественно отметил 71-ю годовщину победы над фашизмом в Армении с помпой в центре города 28 мая - в официальный праздник — День Первой республики — открывают памятник нацистскому ублюдку, и это несмотря на то, что в Ереване уже есть площадь Гарегина Нжде.

Фактически Республиканская партия Армении и ее лидер президент Саргсян еще раз подтвердили этим, что придерживаются идеологии Гарегина Нжде. Кстати стоит отметить, что центральный офис правящей партии находится в нескольких метрах от места установки памятника. С точки зрения гитлеровской нацистской идеологии — все логично.

И уже не вызывает сомнений тот факт, что Армения, страдающая хроническим диагнозом великодержавного шовинизма, уже на генетическом уровне проповедует тоталитаризм, жестокость и идеологию человеконенавистничества. Ярким, показательным примером этому может служить героизация личности Гарегина Нжде, пособника нацистов, которого ныне армянская общественность пы

тается представить как философа, разработчика идеологии национального бытия.


На фото: справа «Плакат о призыве армян на службу в waffen ss », справа – Гарегин Нжде

…Для того чтобы в Армении кого-нибудь объявили героем, у этого человека должен быть большой «послужной список». Рассмотрим факты, касающиеся жизнедеятельности Гарегина Нжде — «героя» армянской легенды, а в жизни и быту - Тер-Арутюняна Гарегина Егишевича.

По свидетельству армянского публициста Саркиса Киликяна, Тер-Арутюнян, позднее вступивший на поприще политического авантюризма и взявший себе псевдоним Нжде, что в переводе означает - скиталец, родился 20 января (по некоторым версиям, 2 февраля) 1886 года в семье священника в Нахчыване. При крещении был наречен именем Аракел.

Учился в школе монастыря Аракелоц в Муше. В 1894 году поступил в начальную школу в Нахчыване, а вскоре был переведен в русское семилетнее Высшее начальное училище. По его окончании поступил в гимназию, а в 1902 году - на юридический факультет Петербургского университета, из которого спустя два года был исключен за связь с революционерами. Как пишет сам Нжде в автобиографии: «К революционному движению я примкнул 17-ти лет, еще гимназистом».

Поскольку это было время, когда студенты массово инфицировались вирусом марксизма, что в основном подразумевало под собой возможность не учиться и не работать, а заниматься политическими провокациями, экспроприацией, постигать азы терроризма, обосновав все это революционной идеологией, то Нжде, понимая, что в ряду революционеров, действовавших против царской России, «свободных мест нет», посвящает себя участию в национальном движении за «Великую Армению». Что же, вполне резонно рассудил: лучше быть на своем болоте большой кочкой, чем стотысячным булыжником на булыжной мостовой.

«…я вернулся на Кавказ, чтобы с гайдукским отрядом Мурада перейти в Турецкую Армению. После этого я действовал в Персии. В 1909 г. вновь вернулся на Кавказ и был арестован. Более 3 лет я провел в тюрьмах от Джульфы до Петербурга; после известного суда над 163-мя членами «Дашнакцутюн» во избежание ссылки в Сибирь я ушел в Болгарию, - пишет далее Нжде в автобиографии. - В 1912 г. я собрал роту армянских добровольцев и вместе с Андраником участвовал в Балканской войне за освобождение Македонии и Фракии. С началом мировой войны, получив прощение от царского правительства, я вернулся на Кавказ, чтобы участвовать в боевых действиях против Турции».

Но здесь он лукавит. Как указано в «Справке», полученной Первым Главным Управлением МГБ СССР из Софии и подписанной начальником 4-го отделения 3-го отдела ПГУ МГБ СССР, подполковником Агаяном:

«По окончании Балканской войны Нжде оставляет свой отряд и с другими частями направляется воевать против сербов. После перемирия возвращается в Софию, разъезжает по Болгарии, выступает против Андраника Паши, собирает средства и разжигает национальные чувства наивных патриотов в своих личных и его организации целях. Добровольцы разоблачают нечестную политику Нжде, в среде дашнаков возникает брожение, тогда Нжде укрепляет свои связи с македонцами и работает в пользу македонского движения, получая при этом поддержку Александрова. В 1913 г. выезжает на съезд дашнаков в Париж. По окончании съезда возвращается в Болгарию (г.Варна), спустя короткий промежуток времени выезжает в Румынию, где собирает своих единомышленников и вскоре через г. Поти выезжает в Тбилиси. Здесь принимает участие в работе военной комиссии дашнаков и в 1914 г. организует отряд, с которым в составе русской армии выступает против Турции, результатом чего является присвоение Нжде звания капитана. Во время контрреволюционного выступления дашнаков, как представитель штаба дашнакской организации, Нжде провел массу арестов и расстрелов прогрессивных людей. Явился инициатором грабежей армянского населения и уничтожения жилых построек неплательщиков налогов в его организацию. В 1920 г. военный отряд Нжде расстреливает около 18 тысяч человек жителей Эривани и др. городов. В том же году уходит в горы и при поддержке интервентов пытается организовать сопротивление против советской власти ».

В начале сентября 1919 года Нжде направлен со своим отрядом в Зангезур, где был назначен руководить обороной южной границы района. По его собственному выражению - он «с этого времени освятил себя делу защиты и спасения от уничтожения армян Капана и Аревика». В начале декабря Нжде с боем занял ущелье Гехвадзор, по его личному утверждению «уничтожив сопротивление 32 татарских сел», после чего перешел в наступление и занял азербайджанские селения, осуществив там этническую чистку.

10 августа 1920 года было заключено соглашение между Советской Россией и Республикой Армения, по которому эти области занимались Красной армией. Нжде со своим отрядом был оттеснен в Хуступкские горы, где укрепился, пользуясь неприступностью местности. Однако в начале октября 1920 года в Зангезуре началось массовое восстание против советской власти, которое Нжде тотчас возглавил. 25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил Нжде, принявший древний титул спарапета (главнокомандующего).

Руководство советской Армении объявило награду за голову «главы зангезурской контрреволюции» «авантюриста Нжде», о делах которого становится ясно, когда просмотришь выдержку из копии протокола арестованного Деведжяна Оганеса Акоповича от 28 августа 1947 г.:

«…Нжде в Зангезуре допустил зверское убийство свыше тридцати коммунистов, заживо сбрасывал их с Татевской скалы в пропасть. Об этом факте мне стало известно сначала из бесед с лидером партии «Дашнакцутюн» и ответственными деятелями дашнакской авантюры 1921 г. в Тавризе, а затем об этом же говорил мне и сам Нжде, заявляя, что он действовал как государственный деятель, а не как христианин».


Февральское восстание 1921 года в Армении оттянуло на себя силы большевиков, и Нжде, воспользовавшийся этим, распространил свою власть на часть Нагорного Карабаха, соединившись с оперировавшими там армянскими боевиками. 27 апреля 1921 года находящееся под его властью образование было провозглашено «Республикой Горная Армения», а Нжде возглавил ее в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел. 1 июля «Нагорная Армения» приняла название «Республика Армения», ее премьером был объявлен Симон Врацян, а Нжде — военным министром. Однако вскоре советские войска переходят в наступление, и 9 июля Нжде с остатками мятежников уходит в Иран.

Из Ирана он бежит во Францию, из Франции — в Америку. В Америке, не получив поддержки со стороны дашнаков, Нжде возвращается в Париж и, не найдя здесь искомой помощи, в 1924 г. направляется в Болгарию. В Софии он восстанавливает связь с македонцами и с помощью русских белогвардейцев пытается создать военно-террористическую организацию.

Где бы и чем Нжде ни занимался, его деятельность, авантюрная и террористическая, всегда носила провокационный характер, что доказывает и нижеприведенный документ:

«Совершенно секретно. В ЗАКЧЕКА., г. Тифлис, копия АРМЧЕКА, г. Эривань.

По имеющимся информационным сведениям, из Парижа в Тавриз прибыл бывший начальник одного из дашнакских отрядов Нжде, откуда он через курьеров известил дашнаков Эривани, Тифлиса, Армавира и Ростова-на-Дону о том, что он приступил к организации дашнакских отрядов, которые под видом турок будут нападать на пограничные пункты и селения, в случае успеха или благоприятных условий перейдут границу и даже захватят Эривань. Своими этими действиями они, с одной стороны, будут дискредитировать советское правительство Армении, и с другой — подрывать добрососедские отношения России с Турцией и Персией.

Зам ПП ОГПУ на Ю/В России Фриновский, Зам нач. Восточного отдела. 30-е мая 1924 г., №022062/с Абульян».

В основном Нжде жил в Болгарии, приняв болгарское подданство, но летом 1933 года перебрался в США с целью помочь К.Тандергяну в убийстве турецкого посла Мухтар бея. Еще до приезда Нжде в США там функционировали армянские молодежные организации «Айорди», «Сыновья Армении» и другие.

Однако они действовали разрозненно, что побудило Нжде создать организацию, объединяющую армянскую молодежь диаспоры. Для организации и реализации этой трудной задачи Нжде создал движение «Этновера» (Цегакрон). Организация была призвана преодолеть упаднические настроения, которые царили в душах молодых армян и были следствием пребывания на чужбине. Особо не преуспев в своих планах и разочаровавшийся, Нжде обратил свой блуждающий взор на Германию, где уже вовсю развернулся Гитлер.

Кстати, в гитлеровских архивах сохранилась докладная записка Розенберга, который познакомился с Нжде в 1934 году, после чего через полгода и была представлена Гитлеру та самая докладная, в которой путем изучения антропологии армянского народа признавалось «арийское происхождение армян».

Считаю необходимым отметить, что Нжде обратился к Гитлеру еще до начала Второй мировой войны — в 1934 году! Так сказать, по велению сердца.

В 1941 году в Софии Нжде уже официально связывается с гитлеровскими оккупантами и ведет с ними переговоры о созыве в Берлине конференции дашнаков с целью создания «Армянского освободительного комитета при гитлеровской армии». Эта конференция созывается в апреле 1943 г., делегатами из Болгарии были Нжде и Каро Казаросян, на ней было принято решение начать вербовку добровольцев для борьбы с Советской армией.

По возвращении в Софию из Берлина Нжде во исполнение решения вышеизложенной конференции при поддержке болгарских властей и гестапо занимался активной вербовкой добровольцев, в этих же целях он создал женскую организацию «Милостивый крест».

Установив связи с руководством нацистской Германии, Нжде чаще всего встречается с рейхсминистром Розенбергом, участвует в Кавказском блоке, состоящем из представителей эмигрантских организаций кавказских народов и созданном на платформе поддержки Германии как будущей «освободительницы Кавказа от советского господства».

15 декабря 1942 года Гарегин Нжде становится одним из семи членов созданного немцами Армянского национального совета и заместителем редактора газеты Национального совета «Свободная Армения». Сформированные в Германии армянские военизированные формирования под руководством Дро и Гарегина Нжде прошли обучение у инструкторов СС и принимали активное участие в операциях по оккупации Крымского полуострова и наступлениях на Кавказ.

Нацисты планировали также использовать армянское население в качестве дестабилизирующего фактора в составе Турции и Советского Союза. Поскольку Нжде только об этом и мечтал, то в 1942 году вместе с Дро он участвовал в формировании армянских частей, входящих в состав немецкого вермахта, вербуя для этого пленных красноармейцев-армян.

Уже в 1944 году стало понятно, что Германия проиграет войну. С приближением Советской армии Нжде переходит на нелегальное положение. Некоторое время он скрывается в г. Панагюриц, в доме коровщика Бедикяна, накануне 9 сентября 1944 г. переселяется в Пловдив, где проживает в гостинице «Комерсиал», а затем снова возвращается в Панагюриц к Бедикяну, откуда на автомашине последнего переезжает в Софию. Здесь его арестовывают представители советских властей.

В архивах МНБ Армении, в деле №11278, т.4. сохранилось письмо Нжде, датированное сентябрем 1944 года, то есть написанное сразу после ареста:

«Пришла Советская армия, и произошло то, что я ожидал. Пользуясь нынешней неразберихой, несколько армян как полицейские агенты в сопровождении вооруженной болгарской милиции ходят по домам и ищут меня. Навеки отвратительные рабы, друзья, родственники - никто не откроет тебе дверь… Забыли, все армяне забыли все, что только благодаря моим усилиям их не постигла участь евреев, и четыре года они все только богатели и богатели. Диаспора, ты еще раз заставила меня пережить горечь стыда. Позор тебе!»

Ну что тут скажешь, расстроился… Нжде действительно неординарный человек, даже по армянским масштабам, - главарь банды, садист, военный преступник, нацист и …писатель. Подражая Гитлеру, возомнив себя «фюрером армянского народа», он оставил целое «наследие» своих посланий юному армянскому поколению, например, «Народ, исповедующий мужество - истинное арийство», «Наказанное малодушие, трусость, вот два слова, которые характеризуют наше грустное политическое настоящее».

А рукопись «Мое кредо» (чувствуете аналогию с «Майн капф» Адольфа Гитлера?), где выражена главная мысль Нжде: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком», настоящий цитатник диктатора, исповедующего сектантскую идеологию, в которой себя, любимого, он ставит в центр Вселенной.

Однако в письмах Нжде к советскому военачальнику Клименту Ворошилову мы читаем: «…вернувшись в свою камеру, я нашел, что мои вещи перенесены на другую койку, стоящую почти у двери, и что матрац заменен пустым мешком. Это было предвестником инквизиции надо мною. Начались пытки самые страшные, которые может выдумать только садистский ум, чтобы было видно, что я не смыкаю глаз: меня лишили права носить чулки и шляпу. У меня была повышенная температура, я просил врача, не вызвали, от предельно нервного напряжения я упал в обморок. … Я объявляю себя мучеником ».

Вот таков Гарегин Нжде, «священный герой» армянского народа. Описывать все похождения и делишки этого «вечного скитальца» не хватит ни терпения, да и бумага покраснеет от стыда. Единственное, что хочется добавить, чтобы в Германии, признавшей, так называемый «армянский геноцид», задумались о друзьях Гитлера, которые искренне и полностью поддерживали гитлеровские идеи, что и доказали оккупацией азербайджанской земли и изощренно жестоким отношением к мирному населению Азербайджана из-за его иной этнической принадлежности.

Национализм и его активизация – это признак упадка нации, кризис ее идеологии, регресс. Мононационализм — это трагедия для любого народа, которая сказывается на его дальнейшем развитии как нации, на формировании его государственности. А в Армении, где практика подтвердила научную теорию, данный фактор привел к реальной деградации армянской государственности, потере суверенитета.

Победивший в Армении национализм, как гангрена, разъел и превратил страну в маленькую географическую точку, из которой, как из опасной зоны, по всему миру разбегается ее собственный народ, забыв и о национальной гордости, и о любви к родному отечеству, и о национальном достоинстве, и о вере в своего армянского Бога.

Татьяна Чаладзе,

заслуженный журналист Азербайджанской Республики

Дополните информацию о персоне

Нжде
Другие имена: Тер-Арутюнян Гарегин Егишевич,
Нждэ Гарегин
На английском: Ter-Harytunyan Garegin Eghishei
На армянском: Գարեգին Նժդեհ, Տեր-Հարությունյան Գարեգին Եղիշեի
Дата рождения: 01.02.1886
Место рождения: Кзнут, Армения
Дата смерти: 21.12.1955
Место смерти: Владимир, Россия
Краткая информация:
Деятель национально-освободительного движения, военачальник

Орден_Св._Анны_IV_степени.jpg

Орден_Св._Владимира_III_степени.jpg

Орден_Св._Георгия_III_степени.JPG

Орден_Св._Георгия_II_степени.JPG

Биография

Образование

В 1896-1902 - учится в семилетней русской школе в Нахичевани, называющейся «высшая начальная».

В 1902-1903 - учится в русской гимназии в Тифлисе.

В 1902-1904 - учится на юридическом факультете Петербургского университета.

В 1906 - перебрался в Болгарию и при содействии лидеров македонского освободительного движения Бориса Сарафова и Лиапова Гурина поступил в офицерскую школу имени Дмитрия Николова в Софии.

Участие в национально-освободительном движении Персии и Болгарии

В 1907 - по окончании этого учебного заведения вернулся на Кавказ, чтобы с гайдукским отрядом Мурада перейти в Турецкую Армению. Вступает в ряды Дашнаков .

Ноябрь 1907 - август 1908 - в качестве офицера отправляется в Персию (Иран) для участия в персидской революции.

В конце августа 1908 - возвращается в родное село, где организовывает дашнакскую группу.

6 сентября 1908 - в селе Верхняя Аза подвергается аресту царскими властями и помещается в тюрьму г. Джуга.

Апрель 1909-1910 - переводится в Нахичеванскую тюрьму.

В октябре 1910 - допрашивается в Новочеркасской тюрьме, затем переводится в Петербургскую тюрьму.

В марте 1912 - освобождается из тюрьмы, переезжает в Болгарию.

8 октября 1912 - создает армянскую Добровольскую роту, состоящую из 229 человек, которая впоследствии пополняется еще 42 добровольцами (включая Г. Нжде и Андраника).

20 октября 1912 - назначается командиром Второй (армянской) роты. В начале ноября - героически сражается в Узун Хамидире.

15 ноября 1912 у села Меграмли вместе с Андраником и армянской Добровольской ротой выигрывает важное сражение. Болгарская Добровольская армия взяла в плен 10 000 турецких воинов, 242 офицера, 3 полковника, 1 пашу.

Осенью 1913 - отправляется в Румынию.

В период Первой мировой войны

В начале октября 1914 - вместе с Андраником и многочисленными добровольцами прибывает в Тифлис.

15 апреля 1915 - с ротой из 300 человек присоединился ко 2-му полку, назначен командиром, помощником Дро .

27 апреля 1915 - 8 июня 1915 - участвует в походах и битвах в губерниях Вана: Геалараш, Беркри, Шатах, Мокс, Спаркерт.

14 мая 1916 - в качестве помощника командира перешел в первую армянскую добровольную группу (командиром в то время был Смбат).

23 июля - 25 июля 1916 - участвует в боях в составе отряда Томаса Назарбекяна .

3 мая 1917 - становится членом исполнительного комитета Александрополя (Гюмри) и городским комиссаром.

1 июня 1917 - читает лекции для гюмрийских поэтов, после чего все присутствующие в зале становится членами Дашнакцутюн, и прямо в зале был основан Гюмрийский Дашнакский центр «Ашуг» (народный певец).

На Армянском национальном совещании, проходившем с 29 сентября по 13 октября 1917 - в Тифлисе, избирается одним из 228 депутатов, затем входит в комиссию по «сохранению фронта и обеспечению опасных регионов» вместе с Абрамом Гереханданяном , Арсеном Шахмазяном , Дро , Рубеном Тер-Минасяном .

1917-1918 - посещая многочисленные армянские села - Верин (Верхний), Неркин (Нижний), Аза, Дер и др., собирает народ во дворах церквей и пламенными речами призывает к самообороне.

На службе Первой Республике Армения

Май 1918 - в канун независимости Армении ведет бой в Аладже, вследствие чего армянские отступающие войска без потерь смогли пройти в Александрополь через Эрзрум-Саригамиш-Карс.

24-25 мая 1918 - берет в свои руки инициативу, сохраняет фронт, вдохновляет на бой в Каракилисе, где впоследствии получает ранение.

В ноябре 1918 - назначен командующим войсками в Зангезуре. Им была успешно организована оборона Зангезура от турецко-азербайджанских сил.

20 декабря 1918 - поспевает на помощь армянскому войску, отступившему до Давалу (Арарат), берет бой на себя, подавляет восстание турков в Веди.

Февраль - август 1919 - служит в армянской армии, участвует в разных битвах, назначается командиром Гарнийского батальона.

4 сентября 1919 - при посредничестве дашнакского бюро и по его просьбе правительство РА посылает Нжде вместе с Газаром Качаряном в Зангезур с предложением перейти в Гохтан.

В первой половине сентября 1919 г. по просьбе зангезурских властей капитан Нжде берет на себя командование фронтами Капана, Аревика (Генваз, Мегри) и Гохтана (все вместе называются Капаргохт) и юго-востока Сюника.

В октябре 1919 - уничтожает татарский клин, связывающий Гохтан и Генваз.

В декабре 1919 - в Гехвадзоре подавляет сопротивление в 32 татарских селах, которые стали бедствием для Генуаза, Кафана и Гохтана.

1-8 декабря 1919 - во время действий зангезурских войск в Шарури лично возглавляет роту, отбивает все завоеванные турками высоты, что способствует общему успеху и благодаря чему открывается дорога Горис-Кафан.

Участие в Армяно-турецкой войне 1920 года

14 февраля 1920 - верховный главнокомандующий зангезурскими силами полководец Газаров награждает Нжде званием полковника, предлагая правительству РА присвоить Нжде звание полковника.

20 марта 1920 - начинает второй поход помощи Гохтану («Патанакрац»), в результате чего освобождает села Гохтана, завоевывает все татарские населенные пункты, кроме Еайджа и Дастака.

25 марта 1920 - с Гохтана доставляют два письма, где просят о помощи в борьбе с турко-татаро-большевиками. Отлагая завоевание Ордубада (Вордуар) и Агулиса, возвращается в Кафан.

1-4 апреля 1920 - начинает наступление с Зейва (ныне Давид-Бек), отбрасывает врага с высот Хартиза и Сусанн, очищает населенные татарами села Воротана, освобождает более 80 сел.

13 апреля 1920 - разбив силы, пришедшие на помощь от персов из Карадага и от татар из Джибраиля, очищает также район Чавидури (Бартаг).

Декабрь 1919 - апрель 1920 - одерживает победы в Охчи, Гехвадзоре, Шурнухе, Аскивлуме, Чавидури, в большинстве случаев лично руководя боями.

В апреле-мае 1920 - правительство РА присваивает ему звание полковника.

25 августа 1920 - в церкви Кафанского села Каварт основывает «Давид-Бекские обеты», чьим военным девизом был: «Во имя Родины - по Давид-Бекски». Получает прозвище «диктатор-командир военных сил Кафана, Генваза, Гохтана и Багаберда».

6 сентября - 21 ноября 1920 - начиная с села Калер, выводит из строя части 11-й Красной армии, уничтожив примерно 12 000 человек, и взяв в плен более 4 000 русско-турецких солдат и офицеров.

В борьбе за независимость Сюника, Нагорной Армении

25 декабря 1920 - на I Татевском съезде провозглашает «Автономный Сюник», Зангезур также провозглашает временно автономным. На съезд Нжде приглашают в качестве «Сюникского спарапета», и все руководство самообороной возлагается на него.

25 января 1921 - в «открытом письме», направленном командиру 11 армии, требует освободить из тюрем Армении партийных и национальных деятелей, очистить армянские территории, завоеванные кеммалистами, отказаться от действий против армян Зангезура.

15-17 февраля 1921 - с помощью командира зангезурских сил Еапона освобождает от большевиков Ваойц Дзор и присоединяет его к Сюнику, разбивает врага, напавшего на Аревик, подчиняет себе татар Баргушата.

В 1937-1938 - покидает ряды Дашнакцутюн.

В апреле 1938 - с А. Асатряном и Н. Аствацатуряном основывает еженедельник «Орел Тарона» , с чего официально начинается таронское движение.

3-5 сентября 1938 - состоявшийся в г. Экрон, штат Огайо, США, съезд Тарон-Туруберан - утверждается таронское движение.

В период Второй Мировой Войны

В 1939 - после начавшейся Второй Мировой Войны, направляет письмо в Верховный Орган Дашнакцутюн - предлагая свою помощь.

В 1942 - организовывает выход в свет германского сборника «Армения и Армяне», которым наносит удар армянам, вступившим в ряды врагов.

В 1943 - в Софии основывает и возглавляет общественную организацию «Благотворительное братство русско-армян» .

В 1942-1943 - сотрудничает с германскими военными властями и розыскными структурами в вопросе о восстановлении свободы и независимости Армении.

Арест

9 сентября 1944 - направляет письмо командующему 3-м украинским фронтом, вошедшим в Болгарию, с предложением помощи Советскому Союзу в военных действиях против Турции.

10 октября 1944 - объяснив тем, что Нжде свои предложения должен лично предоставить высшему правительству СССР, советская военная контрразведка «Смерш» переправляет его через Бухарест в Москву, где его сажают в Лубянскую тюрьму.

6 ноября 1946 - из Московской тюрьмы Нжде переводят в Ереванскую тюрьму, где с 15 ноября 1946 по 20 декабря 1947 он подвергался допросам.

Сочинения

  • Пантеон Дашнаков. Гюмри. 1917
  • Устав военных движений. 1918 (в соавторстве с Шерамом)
  • Хуступский зов. Горис. 1921
  • Страницы моего дневника. Каир. 1924
  • Борьба сынов против отцов. Салоники. 1927
  • Открытые письма армянской интеллигенции. Бейрут. 1929
  • Открытое письмо Майклу Арлену (опубл. 1930)
  • Движение духа рода. София. 1932
  • Ухты и кредо Цегакрона («Заветы и кредо Этноверы») (1933)
  • Армяне Америки - Род и его подонки. София. 1935
  • Мой ответ. София. 1937
  • Автобиография. Нжде. Сентябрь 1944 года. София / Анив №1 (2005) Нжде. Сентябрь 1944 года. София. Пер. с арм.
  • Народ, исповедующий мужество-арийство
  • Гарегин Нжде, сочинения в двух томах. Ер., 2002 //Составители А.Бадалян, Г.Геворкян, М.Лазарян, С.Мирзоян. Редакционный совет Г.Аветисян, В.Казахецян, А.Симонян, А.Вирабян

Статьи в Бостонском журнале «Родина»

  • Армяно-большевистcкие битвы (октябрь–ноябрь 1923)
  • Почему боролась Нагорная Армения (октябрь–ноябрь 1923)
  • Борьба за существование Нагорной Армении (октябрь–ноябрь 1923)
  • Свободный Сьюник (1925)

Достижения

  • генерал-майор

Награды

  • орден «За храбрость» (16 ноября 1912, Болгария)
  • орден Св. Анны IV степени (1915)
  • орден Св. Владимира III степени (1915, 1918)
  • ордена Св. Георгия III степени (1916)
  • ордена Св. Георгия II степени (1916)
  • орден Мужества (1918)

Изображения

Память

Монеты

Книги

Медаль, марки

Гарегин Нжде (Գարեգին Նժդեհ​) - армянский военный и государственный деятель, основоположник концепции новой националистической идеологии. В этой статье мы не стали рассказывать историю его героической жизни, а лишь собрали некоторые из его высказываний, призванных поднимать дух армянского народа.

«Родина живёт патриотизмом и умирает из-за его отсутствия. Наш народ без патриотизма, что тело без души».

«Род - это элита армянства, сливки, высшей целью которой является увековечение своего вида на Родине. Род несёт в себе армянство и передаёт его следующему поколению. Для Рода незаменима Родина, её независимость необходима как кислород. Род сражается и умирает, спасая честь армянства».

«Да, жизнь - это борьба. Борьба требует оружия. Но бесчеловечен тот, кто достает оружие из ада».


«Невежество, эгоизм, предательство - вот три непримиримых врага патриотизма. Патриотизм и гуманизм совместимы абсолютно. Только любящий свою нацию способен любить человечество».

«Я увидел свободного душой, находящегося в рабстве, и полюбил человека. Я увидел раба, находящегося на свободе, и возненавидел человека».

«Истинно счастлив только тот, кто не чувствует присутствие насилия. Истинно свободен тот, кто свободен от страха смерти».

«Нельзя быть одновременно плохим человеком, но хорошим армянином, нельзя быть несовершенным человеком, но совершенным армянином».

«Мое имя - борьба, мой конец - победа».

«Высокие должности без духовного величия похожи на глиняную статую, воздвигнутую на золотой пьедестал».

«Не знаю, есть Бог или нет, но хотел бы, чтобы он был. И если он есть - я бессмертен».

«Я твой живой меч, родина, который должен принести тебе победу».

«Никуда без Сюника и Арцаха. Без этого сильного позвоночника географической Армении наша целостная родина не может существовать».

«Созидательно не уподобляйся. Уподобление – убийство личности. Люби возвышенное, красивое и героическое даже в своих врагах. Не завидуй, так как у мира нет ничего, что не имела бы твоя душа. Злость – слабость. Надменность – не сила, а слабость. Не смотри на людей свысока – это не добавляет авторитета. Слабый стремится угодить толпе, удостоиться внимания улицы. Будь рыцарем, в первую очередь, по отношению к своей личности».

«Душа, живущая в человеке стоит больше, чем весь мир».

«Деревня - боль и страдание мира, чьё вечное бремя - нужда, нищенство и горечь, а страдальческая жизнь её сыновей - нескончаемое сражение, у которой море боли и гора страданий».

«Смысл жизни состоит в духовном, а не в материальном строительстве».

«Нравственная сила помогает существовать маленьким народам, она помогает и армянам в их неравной борьбе. Она ведет к успеху, она ведет к победе слабых в борьбе против сильных противников».

«Родная земля одного народа не может стать постоянной родиной другого».


«Народ намного сильнее, чем временные бедствия, нужда и насилие».


«Твое спасение - в твоих горах. Возле крестов своих храмов воздвигни утес и боготвори, поклоняйся, чтобы не ослабло спасительное поклонение к твоим горам».

«От слез бедняков и трусости слабых разрушается родина».

«Душа моя и мысли восстают против этого людоедского мира. Того мира, который на протяжении тысячелетий преследовал, мучил и четвертовал проповедников возвышенных идеалов любви, справедливости и независимости».

«Один народ – одна семья. Среди народа не может быть раскола и ты не имеешь права быть внутренне расколотым».

«Будь сильным, еще сильней и всегда сильным. Народы, в конце концов, становятся хозяевами не того, что им достается, а того, чего они достойны, что они могут обеспечить своими собственными силами».

«Наша беда не в том, что в мире существуют турки, а в том, что существуют туркоподобные армяне»


«Ничего не стоит народ, если он не владеет искусством самозащиты. Печальное доказательство сказанного – пассивная гибель части западного армянства. Безмолвно гибнущий народ жалок. Может быть, ему и будут сочувствовать, но в союзники не возьмут. У слабых союзников не бывает»

Апрельские события на арцахском фронте спровоцировали мощное пропагандистское наступление на российско-армянские отношения. Сказывается и то, что в России крайне мало настоящих специалистов-кавказоведов, или, конкретнее, арменоведов. Соответственно усилилась пропаганда с противоположной стороны, представленной такими господами, как Сергей Марков, Олег Кузнецов и т.п., у которых для разного рода инсинуаций всегда есть удобная площадка, например «Вестник Кавказа». Казалось бы, «Вестник Кавказа» – российский ресурс, зарегистрированный Роскомнадзором, но ненависть к армянам стала краеугольным камнем его информационной политики. Как в сплоченные ряды Марковых, Кузнецовых, шевченко попал далеко не дилетант – директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов, – сложно сказать. Странно другое: на одних и тех же баррикадах с этой компанией оказались те представители российского политологического и научного сообщества, которые часто наведываются в Ереван, участвуют в различных научно-практических конференциях, а в Москве себя ведут так, чтобы, не дай бог, никто их не заподозрил в ангажированности.

Нейтральность их позиции никто не оспаривает. Но хоть малейшее знание армянской ментальности, нашей общей истории первой четверти 20-го века должно было уберечь их от соблазна взять реванш за антироссийские акции, которые с пугающей частотой проходят в Армении и имеют нехорошую тенденцию перейти из количества в качество. В России эти процессы воспринимаются как непредвиденное недоразумение или происки Госдепа США. В этом ключе, похоже, «сработал» депутат от ЛДПР Максим Шингаркин через интернет-портал «Русская планета». На сей раз он занялся не экологией или проблемами «тульского пролетариата», а вопросом установки памятника Гарегину Нжде в Ереване. Отметим, что взгляды Гарегина Нжде лежат в основе идеологии Республиканской партии Армении.

Открытие памятника «нацистскому преступнику» (так написано в статье в «Вестнике Кавказа») Гарегину Нжде в Ереване Шингаркин и его единомышленники восприняли как повод углубить наметившиеся разногласия между Арменией и Россией по некоторым актуальным вопросам. Тот же «Вестник Кавказа» вынес эту тему аж на брифинг официального представителя МИД Захаровой, и надо отметить, что опытный дипломат не пошла на поводу у тех, кто из «города огней» Баку получает задание найти слабые места в армяно-российском стратегическом союзе.

Возникает вопрос: куда мы зайдем в войне с памятниками и национальной памятью, путая тактику и стратегию, не отличая стратегии от тактических уступок? Можно ли обвинять Кутузова за сдачу Москвы, а за «Вяземский котел» одного только великого Жукова и умалять их заслуги? Или, к примеру, готова ли Россия вычеркнуть из своей истории генерала Ермолова, потому что период его кавказской деятельности в качестве, условно, генерал-губернатора Кавказа не нравится отдельным представителям северокавказских народов, пытающимся по-своему переписать историю? Может, сравнения и некорректные.

У армянского народа нет деятелей такой величины – масштабы страны другие. Но бесспорные герои армян – Баграмян, Исаков, Бабаджанян, Мадатов, Бебутов, Тер-Гукасов. В то же время все постсоветское пространство заполнено памятниками людям, которые стояли за созданием первых концентрационных лагерей или щедро раздавали исконно армянские территории, и армяне помнят об этой щедрости. Вся Восточная Европа, включая Украину, больна паранойей войны с памятниками. У нас, похоже, тоже появились любители такой войны.

Почему эта кампания началась именно сейчас? Станция метро «Гарегин Нжде» и одноименная площадь в Ереване существуют с 1992 года (была переименована станция имени большевика Спандаряна). Почему эти господа молчали все эти годы и почему вопрос возник именно сейчас?

Отметим и явные пробелы агиткампании: Гарегин Нжде никогда не руководил Армянским легионом, как написали «доброжелатели» из «ВК». Этот легион, в отличие от, например, Латышского добровольческого легиона СС, гренадерской дивизии СС «Галичина» или эстонских и литовских гренадерских дивизий ваффен-СС, никогда структурно не входил в состав СС («отряды охраны»), а подчинялся штабу командования восточными легионами вермахта, то есть вооруженных сил. Понятно, что для обывателя это несущественно, но такие ляпы недопустимы для специалистов, если это не целенаправленное искажение фактов. Отметим, что Нюрнбергский трибунал не признал вермахт преступной организацией, в отличие от СС, СД, гестапо и т.д.

Армянский легион (11 батальонов) был сформирован в Польше летом 1942 года. Однако, как заявил Гитлер рейхсминистру восточных оккупированных территорий Розенбергу, он доверяет только мусульманам, а грузинам и армянам не верит. Соответственно, как неблагонадежный, легион был отправлен в Голландию, а не на Восточный фронт. Против Красной армии в Крым был направлен только один батальон. При этом бойцы легиона при первом же удобном случае перебегали на советскую сторону. Во Франции на базе этого легиона был создан партизанский отряд, которым руководили тоже бывшие легионеры.

В результате Армянский легион не принес ощутимого вреда ни на Западном, ни тем более на Восточном фронте, что, конечно, не снимает с его бойцов ответственности за измену Родине. Отметим, что, по заявлениям руководителей легиона, они таким способом старались вызволить из немецких концлагерей военнопленных армян.

Гарегин Нжде не был гражданином ни Советского Союза, ни Советской Армении. Из им же созданного на юге Армении буферного государственного образования Лернаайастан – «Горная Армения» – он эмигрировал через территорию Ирана. Вопрос его гражданства нуждается в прояснении, но скорее всего он мог быть гражданином Болгарии или имел право на проживание там с 1922 по 1944 год. В пользу этого говорит и то, что именно в Болгарии он женился. Болгария подписала так называемый Берлинский тройственный пакт и с сентября 1940 года до сентября 1944 года воевала против союзников на стороне Германии. Таким образом, изменником Родины или коллаборационистом Гарегин Нжде не мог быть ни по определению, ни с юридической точки зрения.

В Армении гордятся весомым участием своих сыновей в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Великой Победой. И все-таки какое место занимает Гарегин Нжде (настоящая фамилия – Тер-Арутюнян) в армянской истории? В Армении его помнят как видного деятеля армянского национально-освободительного движения. К сведению русского читателя: Нжде участвовал в 1-й Балканской войне на стороне болгар в качестве командира армянской роты. За участие в разгроме турецкого корпуса Явера-паши получил болгарские и греческие награды и звание «Герой Балканских народов». Во время Первой мировой войны он был заместителем командира 2-го армянского добровольческого отряда в составе Русской армии. Он – кавалер орденов Св. Владимира, Св. Анны, двух Георгиевских крестов.

С точки зрения консолидации армянских земель и формирования армянской государственности заслуги Гарегина Нжде неоспоримы. Благодаря борьбе горстки храбрецов под его началом Армения сохранила свой южный край – Зангезур, который в неистребимом угаре «товарищи большевики» собирались вслед за Карабахом и Нахиджеваном, бросить в топку «всемирной революции» – в угоду кемалистской Турции передать его «братьям-азербайджанцам», решая за счет армянских земель свои «стратегические задачи». Судьба Гарегина Нжде – это судьба армянского народа. Чужие края, чужие страны и вечная борьба за потерянную Родину.

В 1944 году, при приближении советских войск к Софии, он мог беспрепятственно покинуть Болгарию. Как журналиста, его должна была принять нейтральная Швейцария. Конечно, он мог жить в достатке и благополучии до конца своих дней где-нибудь в Женеве, во Фрезно или в Бейруте. Но он пошел другим путем. Почему? Потому что был уверен в том, что Советский Союз непременно начнет войну с вероломной Турцией и в этой войне пригодятся и его знания, и его опыт. Ситуация этого периода настраивала именно на такой вариант развития событий. Будучи уверенным именно в таком развитии событий, Гарегин Нжде передал свои предложения маршалу Федору Толбухину, который был председателем Союзной контрольной комиссии в Болгарии.

Его вывезли в Москву якобы для того, чтобы он представил свои предложения Сталину. В Москве он был арестован. Впрочем, из Москвы он был переведен в Ереван, где, по воспоминаниям бывших сотрудников НКВД, принял активное участие в формировании агентурной сети в Турции. Однако ситуация в мире изменилась, и планы Сталина по наказанию Турции были отложены.

Гарегин Нжде закончил свои дни в страшной тюрьме для особо опасных преступников, которая известна как «Владимирский централ». Так сложилась судьба этого незаурядного человека.

В постсталинский период Нжде был реабилитирован посмертно.

Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

(1955-12-21 ) (69 лет) Звание

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны () и объявлением Россией амнистии для дашнаков, явился в российское посольство в Софии с предложением своих услуг. Был назначен заместителем командира II Добровольческого отряда (армянские формирования в составе русской армии - командиром отряда был Дро). В начале мая 1915 года был награждён орденами св. Владимира 3 степени и св. Анны 4 степени за бои в Берклерийском ущелье и при Шейх-Кара. В июле 1915 года был награждён Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней за бои в ущелье Магреод. С мая 1917 был городским комиссаром в Александрополе (Гюмри)

Первая Республика

Впоследствии в письме Сталину он объяснял свое сотрудничество с нацистами двумя мотивами - антитурецким и желанием спасти армян от участи евреев (по отношению к армянам на Балканах немцами начали предприниматься дискриминационные меры ).

Арест и тюремное заключение