10.10.2019

Чем занимается доярка краткий отчет. Доярка — профессия вымирающая


Елена Рачева
Проект «Доярка»

города Сим Ашинского района

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Профессия доярка »

Составила :

Воспитатель :

Рачева Е. А.

Педагогический стаж – 1 год

Предметы изучения - процесс выявления наличия представлений детей о профессии доярка .

Объекты изучения - сбор и исследование информации и статистических данных на предмет наличия представлений детей о профессии доярка .

Проблема (актуальность проекта )

На сегодняшний день для многих дошкольников профессия доярка , которая сейчас переименована в оператора машинного доения, ни о чем не говорит. Педагогами отмечается приоритет формирования знаний о трудовой деятельности людей, что имеет значение в социализации личности. Стоит отметить, что дошкольники имеют бессистемные и разрозненные знания о современных профессиях взрослых. На примере сельскохозяйственных профессий дать детям конкретные знания и представления о труде, научить ценить его, людей труда, работая по теме данного проекта .

Цель : Расширение и уточнение представлений детей о профессии доярка .

Задачи :

1. Закреплять знания детей о профессии доярки ;

2. Расширять знания о труде в деревне;

3. Формировать нравственные качества личности ребенка : самостоятельность, уважение к труду, патриотизм;

4. Обогатить игровой опыт детей;

5. Использовать различные нетрадиционные техники ИЗОдеятельности, развивать творческие способности детей, создать максимальную свободу для проявления инициативы и фантазии;

6. Воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания фотоальбома и выставки рисунков.

7. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции.

Этапы работы над проектом

1. 1 Этап (подготовительный)

Определение темы проекта ;

Выявление уровня знаний детей по теме, анализ сформированности навыков работы с разным материалом;

Формулирование цели и задач проекта ;

Подбор литературы, наглядного, дидактического материала

2. Этап (основной)

Создание проблемной ситуации; - Педагог формулирует задачи : что делают работники сельского хозяйства, чем занимается работник в коровнике, в чем состоит трудовая функция доярки ;

Совместное планирование реализации проекта ;

- Проведение мероприятий : НОД по художественному творчеству, беседы, создание альбома, для родителей, организация выставок и т. д.

3. Этап (заключительный) Выставка совместного творчества педагогов, воспитанников, родителей (рисунки, макет «Коровник» , фотоальбом «Доярка » )

4. Этап (аналитический) Подведение итогов, анализ результата реализации проекта , выработка идей для дальнейшей работы по данному направлению.

Роль родителей в реализации проекта : помощь в подготовке иллюстраций и фотографий, рисунков детей по данной теме, диалоговые беседы с детьми по теме проекта .

Итог проекта : Внутренний : Расширение знаний детей о профессии доярки , о предметах труда. Развитие навыков коллективной работы. Развитие интереса к творческой деятельности.

Внешний : Оформление фотоальбома «Доярка » , макета «Коровник» .

Вид проекта :

По продолжительности : краткосрочный.

По количеству участников : фронтальный.

По характеру контактов : в рамках ДОУ.

Тип проекта : познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта : 17.11.2015 г. – 28.11.2015 г.

Состав участников :

Дети старшей группы «Ромашка» ;

Родители детей;

воспитатель : Рачева Е. А.

Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)

Образовательная область Содержание Задачи

Познавательное развитие - Просмотр презентации «Труд доярки » .

НОД «Труд доярки »

Дидактические игры «Предметы труда доярки » :

«Домашние животные» .

Наблюдение за коровой

Экспериментирование с молоком.

Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, их назначении и пользе для человека. – Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни. - Вызвать интерес к профессиям на селе.

Речевое развитие - Беседа-обсуждение доярки »

- Беседа : «Кто на ферме живет» ,

Беседа «Чем важна профессия доярки » ;

Рассказывание по картине.

«Путешествие в Простоквашино» .

Чтение стихов о работниках сельского хозяйства : Фермер (О. Повещенко, Доярка (Е. Санин, Доярка (О. Повещенко,

Чтение рассказа Е. Чарушина «Корова» .

Знакомство с пословицами о труде, работниках сельского хозяйства.

Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессию, глаголы, характеризующие трудовые действия

Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение.

Формирование интереса к стихотворному творчеству о работниках сельского хозяйства. Знакомство с художественными произведениями о труде доярки , о домашнем животном корове.

Художественно-эстетическое развитие - Лепка «Домашнее животное : корова» ;

Рисование «Труд на ферме» .

Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;

Продолжать знакомить детей со способами изображения человека и животных; продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции;

Развитие детского творчества, воображение, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

Социально-коммуникативное развитие - С/р. игра «Ферма»

Дидактические игры «Предметы труда доярки » :

Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные» .

Закрепление знаний о профессии доярки в различных играх

Учить анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.

Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление делать его хорошо.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : Подборка произведений художественной литературы;

Наглядный материал : предметные и сюжетные картинки,

проектор , ПК, презентация про профессию доярки .

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Подготовительный Обозначение, определение цели проекта и его мотивация . 17.11.2015

Практический 1. Работа с детьми :

Беседы - обсуждение;

НОД по познавательному развитию, рисованию, лепке;

Экспериментирование с молоком;

Игровая деятельность (Сюжетно-ролевая игра, д/и, н/и) ;

Наблюдения.

2. Работа с семьёй : - Консультация для родителей «Значимость профессии доярки » . 21.11.2015- 24.11.2015

Презентационный

Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации, и её оформление (в виде клипа в программе Power point) на основе детских фотографий с коровой и его озвучивание детьми (дети читают стихи или рассказывают о корове и альбома) ; дети, вместе с воспитателем подводят итоги проекта в итоговом занятии .

Оформление фотоальбома «Доярка » , макета «Коровник» . 25.11.2015.

Аналитический Подведение итогов, анализ результатов реализации проекта

Организационные формы работы над проектом :

Формы работы Название сроки

Беседы, чтение художественной литературы

НОД по познавательному развитию

НОД по рисованию

НОД по лепке

Беседа-обсуждение «В чем заключается важность профессии доярки »

- Беседа : «Кто на ферме живет» ,

Чтение рассказа Е. Чарушина «Корова» .

НОД «Труд доярки »

Рисование «Труд на ферме» .

Лепка «Домашнее животное : корова»; 18.11.2015

Наблюдения Наблюдение за коровой на прогулке 19.11.2015

Экспериментирование, Экспериментирование с молоком 20.1.2015

Работа с родителями Подбор видео и фотоматериалов по теме проекта .

Создание макета «Коровник» . 24.11.2015

Формы презентации проекта : презентация в виде клипа в программе Power point.

Результаты реализации проекта :

У детей закрепились знания о профессии доярки ;

Расширились знания о труде в деревне;

При работе над проектом развились навыки коллективного труда,сформировались нравственные качества личности : самостоятельность, уважение к труду;

Обогатился игровой опыт детей;

Дети использовали различные нетрадиционные техники по ИЗО деятельности, развились творческие способности;

У родителей расширяются возможности сотрудничества со своими детьми. Родители осознают себя более компетентными в организации совместной игровой деятельности детей.

Приложение 1.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по окружающему миру

Тема : «Труд доярки »

Составила :

Воспитатель :

Рачева Е. А.

Педагогический стаж – 1 год

Цель :

Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни.

Задачи :

Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, их назначении и пользе для человека.

Закрепить знания детей о труде доярки , домашних животных, знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными (доярка , пастух) .

Воспитывать у детей умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Продолжать учить детей согласовывать речь с движениями, развивать диалогическую речь ребёнка.

Продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных и малоподвижных играх.

Виды деятельности : коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно - исследовательская.

Формы организации совместной деятельности : подвижная игра с правилами, малоподвижная игра с правилами, беседа, обсуждение.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с сюжетом доения коровы, беседа по картине «На ферме» , стихотворение «Доярка » О. Повещенко, «Доярка » Е. Санин, «Кружка молока» Л. Воронковой.

Материал к НОД : иллюстрации с изображением домашних животных, коров, фотографии доильного аппарата, доярки , иллюстрации с сюжетом по уходу за коровой, большая игрушка корова, макет «Коровник» кипяченое молоко, стаканчики (одноразовые) .

Ход НОД:

Воспитатель загадывает загадку :

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает (корова)

Ребята, скажите, пожалуйста, кто же это? (Корова)

Как, одним словом можно назвать это животное? (Домашнее)

Кто ухаживает за коровами? Доят их? Кормят? Чистят за ними?

Дети присаживаются на стулья перед иллюстрациями с сюжетом по уходу за домашними животными.

Для чего человеку корова? (Она даёт мясо и молоко) .

У кого есть дома коровы с телятами?

Как вы помогаете ухаживать за животными своим родителям?

Ребята сегодня я вам расскажу, где очень много коров и телят? Может кто то догадывается? (ответы детей)

На ферме. Там за коровами ухаживают доярки . Коров очень много, а как называют много коров? (Стадо) .

Весной, летом и осенью коров пасет на пастбище пастух, он прогоняет их рано утром, когда вы еще спите, и пригоняет на ферму вечером и целый день они едят …кто мне подскажет? (траву)

Раным рано по утру

Раным рано по утру

Пастушок туру ру-ру,

А коровки в лад ему

Затянули му-му-му.

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй.

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком

А как вы думаете, кто же доит коров на молочной ферме? (доярки ) .

- Доярка (или дояр ) - работник животноводства, специализирующийся на доении коров на животноводческих фермах.

- Доярка является квалифицированным работником сельскохозяйственного предприятия, ответственным за здоровье и доение скота. Ещё не так давно деятельность доярки считалась преимущественно ручной, то уже сейчас с развитием высоких технологий доярок более правильнее называть операторами машин по сбору молока. (рассматривание фото доярок , коров на ферме)

- Доярки отвечают за процесс доения, помывку животных, уборку, первичный осмотр животных для обнаружения болезней. Также в обязанности доярки входит контроль качества работы оборудования. Доярка следит , чтобы доильные аппараты были все исправны.

Ребята, как вы считаете, какими важными качествами должна обладать доярка ? (ответы детей)

В профессии важны такие качества, как : ответственность, аккуратность, чистоплотность, любовь к животным, склонность к ручному труду, усердие и трудолюбие.

У каждой доярки свои коровы , у них у всех есть клички «Буренка» , «Зорька» , «Рыжуха» , «Пеструшка» . Доярки называют их ласково , как вы думаете почему?

Животные тоже любят заботу и ласку.

А вы знаете, какие у доярки обязанности ? Как проходит рабочий день? (ответы детей) . Доярки надевают белые халаты, косынки и резиновые сапоги, это специальная одежда. Современные доярки работают с высокотехнологичным оборудованием (демонстрация фото с доильным аппаратом) и отвечают за жизнь и здоровье животных на ферме.

В любое время года коров доит доярка . Затем шофёр на машине везёт молоко на молочный завод, где из него делают разные продукты.

Какие молочные продукты, ребята, вы знаете? (Творог, сметану, кефир, йогурт, сыр, масло.)

А можно ли чем - то заменить корову?

Есть ли машина, которая производит молоко? Нет, поэтому, чтобы накормить всех этими продуктами, нужно очень большое количество коров.

Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как? Давайте вспомним.

Во - первых, кормить.

Как это делают летом? Летом это сделать проще. Коров пасут на лугу.

А зимой? Травы нет. Снег. Чем же питаются домашним животным?

Кто заботится о них? (Люди) .

Как? Люди летом косят и сушат траву на зиму, заготавливают сено. Правильно, чтобы удои были хорошие, корову нужно хорошо кормить.

Ребята, посмотрите, к нам гость идет.

Входит доярка (младший воспитатель) с ведром.

Дети вы узнали меня? Кто я? Правильно доярка . Меня зовут Нина Игнатовна, я работаю на молочной ферме, у нас очень много коров. Как вы думаете, что у меня в ведре? (молоко) . А откуда оно берется, знаете? (у коровы надоили)

Правильно! Сейчас я вам продемонстрирую, как дою корову. Вот и коровка моя, Буренка. (вводит в группу большую игрушку корову) . Сначала нужно помыть вымя, чтобы в молоко не попала грязь, доить я буду вручную, доильного аппарата у меня нет (имитация доения коровы) . Кто желает «подоить» корову? (дети «доят» корову).

Вот так молоко и надаиваем у коровы. Я сейчас буду всех угощать молочком, вы все любите пить молоко? Оно очень полезное и в нем много витаминов (наливает всем детям в стаканчики молоко) .

Ребята я вам принесла игрушечную ферму (макет «Коровник» ). Вы теперь можете играть в игру : ухаживать за коровками, доить и кормить их. До свидания! (уходит) .

Рефлексия :

Дети что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось и понравилось вам?

Ответы детей.

Приложение 2.

Сюжетно–ролевая игра “Ферма”.

При подготовке сюжетно-ролевой игры “Ферма” воспитателем была проведена предварительная работа : рассказ и чтение художественной литературы о жизни людей на селе, о том кто работает и где, за кем ухаживает, для чего он это делает, рассматривались иллюстрации. Проводилась взаимосвязь между другими организациями : детским садом, складом, гаражом : для чего фермеры ухаживают за коровами? Коровы дают молоко. А кому необходимо молоко? Детям в детском саду. Кто привозит молоко в детский сад? Водители. Откуда? Со склада.

Были проведены беседы о повадках, о характерах коров, а так же рисовали и лепили их. Затем для игры готовились костюмы, готовились орудия труда, инструменты, а так же заменители реальных предметов. Итогом всей проделанной работы стала сюжетно-ролевая игра “Ферма”. Приводим пример данной игры, которая была проведена с детьми старшей группы в декабре месяце.

Задачи :

1. Вызвать интерес к игре.

2. Учить анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.

3. Воспитывать уважение к сельскому труд.

Оборудование : Атрибуты для коров, пастуха, доярок , гаража, склада, кухни, детского сада; музыка, колокольчик.

Ход игры

1-я часть.

Мотивация :

Воспитатель начинает заинтересованно рассматривать колокольчики на резинке.

В : Сегодня пастуху приказала подальше прогнать коров на пастбище, там много свежей травы, но очень беспокоюсь, чтобы не потерялись. Потому и припасла колокольчики…. Тогда пастух не потеряет ни одной коровы…. А пастух – то вышел на работу?

Р : Я готов.

В : вот колокольчики, уважаемый пастух, Вам пригодятся. Сумеете коровам надеть колокольчики, уговорите, чтобы не испугались…

Он пойдет собирать детей (“коров”) и приведет их к воспитателю.

В : А где же доярки , что – то задерживаются! А, вспомнила, они предупреждали, что сначала отведут своих детей в детский сад. А детский сад готов принять детей? Давайте все приготовим для работы на ферме и в детском саду.

Раскладываем пособия для игры.

В : Подойдите работники фермы. Кто будет дояркой ? О ком ты будешь заботится? А кто пастух? А кто шофер? Кому ты повезешь молоко? А о чем будешь заботиться?

Р : А том чтобы молоко не скисло.

В : Подойдите сотрудники детского сада. о ком вы собираетесь сегодня позаботиться? А как вы договорились распределить работу? Кто с кем будет работать вместе?

Но играть мы с вами сможем только после завтрака.

2-я часть.

Основная.

Хороводная игра :

“Мы на луг ходили”.

Мы на луг ходили хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили.

Задремал на кочке зайка в холодочке

Вот так задремал, зайка в холодочке.

Зайку мы будили, в барабаны били

Вот так на лугу в барабаны били.

В : А какое сегодня время года? А какой месяц? А число и день недели какой? Молодцы, все знаете! А знаете ли вы что делают зимой в январе коровы? (Стоят в теплых стойлах и жуют сено, пьют воду и дают молоко.) А в какое время года коров пастух пасет? (Весной, летом, ранней осенью) . А где он их пасет? (На пастбище.) А вы что собрались сегодня делать? (Играть в ферму и детский сад.) А как вы думаете где находится ферма в деревне или в городе? (В деревне.) А почему в городе нельзя? (Потому что пастбища нет.) Так если вы живете в селе, то как вас можно назвать? (Сельчане.) Тогда уважаемые доярки чтобы вам отправиться на работу, вам необходимо отвести детей в детский сад.

Дети берут кукол, прощаются с ними. А в это время сотрудники детского сада строят стульчики для кукол. и когда стулья будут готовы кукол отдают.

В : А теперь и сотрудникам фермы можно готовиться к работе. Коровушки и вам пора одеваться.

Дети начинают играть. воспитатель наблюдает за ходом игры. Когда основные игровые действия дети выполнят, то воспитатель звонит в колокольчик.

В : Рабочий день закончился, родители забирайте детей из детского сада и подходите все ко мне.

Посмотрите какой детский сад построили, чтобы детям было хорошо и мама – доярки могли спокойно работать. А шоферы какую заправку большую построили, много бензина на ней машины быстро развозили молоко. Но сейчас нам надо другим делом заниматься, поэтому придется все убрать. Девочки будут убирать все мелкие предметы, а мальчики будут убирать конструктор. Приступайте. Дети начинают все убирать. В конце уборки воспитатель собирает всех детей вместе при помощи пальчиковой игры.

Минутка шалости : дети танцуют под музыку.

3-я часть.

В : Молодцы, весело движения повторяли, а теперь несите стульчики из спальни и садитесь рядом с теми с кем были в одной группе.

Дети садятся.

В : Получилась игра? Интересно играли? Доярки надоили много молока, пастух на дудочке играл, коровы были сыты. Как вы считаете доярки какие были ? (Умелые, заботливые, добрые, корочку хлебную давали.) Да у доярки очень трудная работа. Надо успеть вычистить стойла на ферме, бидоны вымыть, с каждой коровой нежно поговорить, корочкой угостить, подоить.

Раным рано по утру

Раным рано по утру

Пастушок туру ру ру,

А коровки в лад ему

Затянули му-му-му.

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй.

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком

Литература :

2. Крылова Н. М., Иванова В. Т. Дом радости. Старшая группа. Декабрь. Январь. Книга VI, VII: научно-методическое пособие для специалистов дошкольного и преддошкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении и для домашнего воспитателя одного ребенка шестого года жизни/Н. М. Крылова, В. Т. Иванова; Перм. Гос. Пед. ун-т – 2-е изд., перераб. И доп. – Перм, 2006.

Приложение 3.

Стихи о профессии доярка

Доярка

Утром солнце светит ярко,

Молочко несёт доярка .

Тёплое, коровье,

Детям на здоровье.

Доярка

Кому же коровы дают молоко?

Доярка ответит на это легко.

Тому, кто встаёт раньше всех, на заре,

Кто кормит корову и держит в тепле.

(О. Повещенко)

Доярка

Раньше всех она встаёт

И в коровник свой идёт.

А корова уже : «Му-у!

Что так поздно, не пойму?»

(Е. Санин)

Приложение 4.

Пословицы про корову и труд доярки .

Корова на дворе – так и еда на столе.

Корми с осени коров сытнее, весна будет прибыльнее.

Если есть за коровой уход, от коровы подучишь доход.

Хорошо тому коров водить, кто умеет молоко доить.

Корова на дворе – молоко на столе.

Какова корова, таков и теленок.

Бодливая корова все стадо испортит.

Доярка (или дояр) — работник животноводства, специализирующийся на доении коров, коз, кобыл на животноводческих фермах.


Заработная плата

20.000–35.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Доярки работают на животноводческих фермах.

Обязанности

Доярка является квалифицированным работником сельскохозяйственного предприятия, ответственным за здоровье и доение скота. Ещё не так давно деятельность доярка считалась преимущественно ручной, то уже сейчас с развитием высоких технологий доярок более правильнее называть операторами машин по сбору молока.

Доярки отвечают за процесс доения, помывку животных, уборку, первичный осмотр животных для обнаружения болезней. Также в обязанности доярки входит контроль качества работы оборудования.

Важные качества

В профессии важны такие качества, как: ответственность, аккуратность, чистоплотность, любовь к животным, склонность к ручному труду, усердие и трудолюбие.

Отзывы о профессии

«Для доярок любая корова является не просто крупным рогатым скотом, а мыслящим существом, с которым надо уметь ладить. Любое животное имеет свой характер, поэтому к каждому нужно суметь правильно подойти. Без надобности скотину желательно не беспокоить. Надой молока может снизиться вдвое, если животное будет взволновано. При соответствующем уходе и внимании бурёнки будут давать хорошие надои. Одна буренка стандартной фермы в среднем дает до пяти литров».

Редактор портала worktips.ru.

Стереотипы, юмор

Профессия одна из самых древних, считается исконно женской. Хотя иногда и мужчины также встречаются. Многие считают представителей профессии безграмотными и необразованными. Однако вопреки данному мнению доярки работают с высокотехнологичным оборудованием и отвечают за жизнь и здоровье животных на ферме.

Обучение

Для работы дояркой необходимо окончить среднее профессиональное учебное заведение.

В сфере сельского хозяйства трудится много специалистов. Оператор машинного доения является важной профессией, при которой человек собирает молоко автоматическим методом. Работники нужны на различных фермах. Специалисты осуществляют сбор и учет молока, а также отвечают за условия его хранения и выполнение правил по уходу за животными.

Обязанности

Оператор машинного доения коров должен правильно эксплуатировать и обслуживать Ему надо знать о заболеваниях животных, нормах содержания и лечения. Важно уделять внимание потребности скота в витаминах, необходимых для получения продукта высокого качества.

К машинного доения относят следующие задачи:

  1. Дезинфекция помещений.
  2. Выполнение правил кормления и поения скота.
  3. Подбор кормов для животных.
  4. Подготовка к доению и уход за скотом.
  5. Обработка и хранение молока.
  6. Учет продукции и выполнение мероприятий по улучшению эффективности работы.

Важным требованием считается умение своевременного распознавания заболеваний вымени, что может отразиться на общем состоянии животных. Профилактика по защите от недугов тоже проводится оператором машинного доения. Не принимают на эту работу людей с нарушениями опорно-двигательной системы, болезнями сердца, сосудов и суставов.

Знания

Оператору следует знать о:

  1. Устройстве и правилах применения аппаратов.
  2. Правилах сборки, разборки, ухода за устройствами.
  3. Технике доения.
  4. Правилах и нормах кормления, поения скота.
  5. Потребностях животных в витаминах.
  6. Методах повышения молочной продуктивности.
  7. Технике охлаждения молока.
  8. Правилах первой помощи скоту.
  9. Лекарствах и дезинфицирующих препаратах.

Все эти знания необходимы оператору для успешной работы и получения качественного молока.

Как работает машина для доения

Принцип работы устройства основан на физиологических особенностях животных. Во время машинного доения коров происходит активизация нервных рецепторов, которые расположены на сосках. Тактильная стимуляция считается предусловием передачи импульса в головной мозг, из-за чего происходит высвобождение гормона окситомицина. Затем он переходит в ткани вымени.

Там происходит сокращение мышечных волокон, окруженные альвеолами, поэтому молоко направляется в цистерны и млечные протоки. Весь процесс длится 30-60 секунд. Эффективной стимуляцией сосков коров считается теленок. Поэтому техника имитирует его сосательные движения.

Как подготавливается аппарат

Для работы оператором важно научиться подготавливать аппарат. Процедура заключается в смазывании. Для увеличения молокоотдачи присоски надо обработать специальным маслом или кремом. Такая процедура стимулирует кровяные потоки внутри вымени.

Конструкцией учтены потребности скота. Поток молока управляет процессом. Всем коровам нужен индивидуальный подход, так как процедура отличается в зависимости от породы, размеров и прочих нюансов.

Подготовка коров

Следует учитывать, что не для всех животных подходит машинное доение. Причиной считается несоответствие скота требованиям, установленным производителями устройств. Машинное доение выполняется только при следующих условиях:

  1. Вымя должно быть ваннообразным, округлым или чашеобразным. А его дно ровным.
  2. Расстояние от вымени до земли не может быть меньше 45 см.
  3. Длина сосков 6-9 см, а диаметр в средней части от 2 см. Расстояние между передними сосками 6-20 см, а между передними и задними 6-14 см.
  4. Длительность выдаивания между четвертями не должна быть больше 1 минуты.
  5. Продолжительность доения не должна быть свыше 7 минут.
  6. Объем молока после додаивания не должен быть больше 200 мг.

Самыми популярными устройствами являются аппараты компании «Тандем». Приборы подходят тем хозяйства, где отсутствует подобранная по времени скорость молокоотдачи стада и дойки. Максимальная производительность достигается с помощью установки фирмы «Елочка», но для ее применения коров надо подбирать по продуктивности и скорости молокоотдачи.

Процедура доения

Длительность процесса в среднем равна 5 минутам. Следует учитывать, что в течение всего периода надо тщательно контролировать поведение животного, а также поступление молока через устройство. Если поток жидкости уменьшается, то выполняется машинное додаивание задней части вымени.

Механическая процедура додаивания продолжается не больше 30 секунд. Не следует передерживать доильные приспособления на сосках, так как это может привести к боли, торможению молокоотдачи, травмам сосков. Перед использованием устройства надо изучить его характеристики, чтобы не допускать ошибок в работе. Любая неточность может привести к отрицательным результатам, поэтому важно соблюдать правила инструкции.

Обучение

Для получения работы оператором машинного доения необходимо пройти обучение в течение 1400 часов на очной основе. Потом специалисту предоставляется документ об изучении программы и присвоении профессии (3 разряд).

За период обучения осваивается:

  1. Основы зоотехники.
  2. Ветеринарная санитария и гигиена.
  3. Правила безопасности.
  4. Охрана экологии.
  5. Производственная деятельность.

Во время обучение выполняются проверки. Чтобы получить документ, нужно пройти экзамен, практическое задание и собеседование. Обучение выполняется в училищах, техникумах и комбинатах. Нередко проводятся конкурсы операторов машинного доения, чтобы выбрать лучших специалистов и наградить их.

Жилье

Обязательно обеспечивается жильем оператор машинного доения. Объект находится на частной территории (около фермы). Но жилье может предоставляться и далеко от места работы, если на это есть специальная программа руководства. При аренде помещения сотруднику полностью или частично компенсируют оплату. Во время обучения будущим специалистам предоставляется проживание в специальных строениях или общежитиях.

В некоторых случаях жилище не выдается. Если оператор машинного доения проживает далеко от животноводческой фермы, ему предоставляется бесплатный проезд от дома и обратный развоз. Данные тонкости оговариваются с руководством и обозначаются в договоре. В некоторых населенных пунктах развоз и жилье не предоставляется. Тогда работникам надо самостоятельно эти расходы оплачивать.

Зарплата

Вакансии операторов машинного доения являются востребованными, но зарплата у специалистов невысокая. Средний доход составляет 15 тыс. рублей. Самые высокие оклады действуют у специалистов Новгородской, Мурманской области, Камчатского края (около 22-25 тыс. рублей). Низкие зарплаты наблюдаются в Калужской и Архангельской области. Уровень дохода зависит от условий труда, нагрузки специалиста и объема работы.

Таким образом, операторы являются важными работниками на животноводческих фермах.

Во все времена основными профессиями на селе были доярка и механизатор.

В современном мире для многих людей, особенно молодых, профессия - доярка, которая сейчас переименована в оператора машинного доения, ни о чем не говорит. Однако, совсем недавно о людях этой профессии снимали кинофильмы, им посвящались песни и стихи. Везде прославлялся образ румяной, молодой девушки в косыночке. Но на этом романтика доярки, честно сказать, заканчивается. Рабочий день доярки начинается с рассветом - в четыре утра, это тяжелый и кропотливый труд. Именно от их работы зависит благополучие сельского хозяйства района, поскольку молоко сегодня - один из основных источников дохода.

Корова - это умное и доверчивое животное, способное накормить большое количество людей. Не зря в тяжелые времена корову называли кормилицей. Для доярок любая корова является не просто крупным рогатым скотом, а мыслящим существом, с которым надо уметь ладить. Любое животное имеет свой характер, поэтому к каждому нужен подход.

Несмотря на то, что процесс доения сегодня уже достаточно механизирован, работа доярок легче не стала. Не все люди способны выдержать подобный темп жизни: ежедневные ранние подъемы, своеобразный запах, ненормированный трудовой день. Но те доярки, которые выдержали и проработали более года, с работы уже не уходят.

В обязанности работниц фермы входит: кормление коров, их чистка и мойка, доение, а также уборка всего коровника в целом. Дояркам необходимо контролировать состояние коров, а в случае необходимости оказывать медицинскую помощь. Кроме того, нужно обладать сноровкой и наблюдательностью, ведь у каждой коровы свой нрав и аппетит.

Всеми этими качествами вполне обладают наши героини.

Любовь Станиславовна Скокова, доярка СПК (колхоза) «Заря» д. Шевырталово, из г. Слободского приехала сюда уже порядка 10 лет назад. Городская жительница, по образованию повар, сменила город на деревенские просторы и не жалеет об этом.

Приехала за свекровью, - говорит Любовь Станиславовна, - сейчас уже не манит меня никуда, очень здесь нравится.

Надо сказать, Л.С. Скокова - мама пятерых детей, двое уже взрослые, трое живут с ней. Сын и дочь - школьники и младшая дочка - детсадница - очень любят мамину работу, были на ферме не раз.

Сложно вставать каждый день так рано?

График работы сложный только для тех, кто не знаком с этой профессией, - ответила мне моя собеседница, - 3.30 - подъем, кофе попила - и на работу. В четыре уже на ферме (утренняя дойка), затем в восьмом часу утра прибегаю домой разбудить и собрать детей в школу и сад, домашние хлопоты, и опять на смену, потом небольшой перерыв и вечерняя дойка в пять часов вечера.

На ферму, которая находится в стороне от деревни, приходится бегать раза три туда-обратно. Так через день.

Сколько километров наматываете за день? Скромно улыбается: «Здесь не далеко».

Помимо этого вся женская работа по дому: и печь истопить, и огород летом, и хлопоты с детьми. Хотя, как выяснилось: «Дети с малолетства к труду приучены», но женщины, привыкшие к такому распорядку, сложной свою жизнь не считают.

Так и напарница Любы, Вера Робертовна Малыгина, более10 лет с коровами. Сама нагорская из многодетной семьи Шулаковых, что с Грехневки.

Мама троих детей. Дети уже взрослые, двое живут в Кирове, одна дочь - в Нагорске. И хоть живет одна, на одиночество не жалуется, некогда скучать.

Зарплата достойная, себя обеспечиваю. Работа нравится, привыкла, ничего другого для себя уже не желаю.

По мере возможности старается детям помочь, очень любит дарить подарки своим любимицам - внучкам, - вступает в наш разговор Лариса Викторовна Созонтова, заведующая фермой, очень тепло отзываясь о своих работницах, - все девочки у нас старательные, работают хорошо.

С удовольствием рассказывая о своих коллегах, Лариса Викторовна сожалеет, что не со всеми удалось познакомить нас в этот приезд. И приглашает приехать вновь в ближайшее время. Не прощаясь надолго, покидаем деревню. Новые репортажи и новые лица, надеюсь, предстанут перед вами в ближайшем будущем.

О. НОВОСЕЛОВА .
Фото О. Тетенькиной.

Лев Толстой писал, что крестьяне, находящиеся в непосредственном общении с природой, знают о всеобщей гармонии, пронизывающей всё мироздание, то, чего не знают другие. «Где счастье, которое способен испытывать человек от общения с природой? - писал граф. - В жизни современных людей нет места этому счастью».

Что характерно, Лев Николаевич практически всю жизнь стремился к простой жизни крестьянина, но в то же время увлекался различными инновациями и «гаджетами» того времени. Кроме того, позанимавшись с утра косьбой, он затем садился пить кофе, писать тексты и принимать гостей. Такая жизнь была недоступна обычному крестьянину, однако у современного работника сельского хозяйства есть даже больше возможностей, чем у всемирно известного писателя и философа.

На современном фермерском производстве крестьяне уже не пашут мотыгами и даже не машут косами. Коров тоже не доят вручную. Для Елены Лисиной, которая решила начать карьеру именно на крестьянской ниве, это стало приятной неожиданностью. Она устроилась на предприятие компании «Дашкoвка» в Серпуховском районе Московской области.

Прокатись на нашей карусели

Доильный зал, в котором работает Елена – это «карусель». Причём не в переносном, а в прямом смысле: это вращающаяся доильная площадка, на которую коровы становятся, как на настоящую детскую карусель, благодаря чему и производится их непрерывно-поточное доение. Таким образом, животные доятся в ритме конвейера: прокрутившись на карусели, они возвращаются в стойло.

В свою очередь, выдоенное молоко транспортируется в молочное помещение, где происходит фильтрация, охлаждение и подача в емкость для хранения. Операторы, обслуживающие поголовье, находятся в самом центре карусели, то есть внутри.

«Карусель применяется на комплексах с большим количеством удойного стада, максимальную производительность мы получаем именно при доении с помощью карусели, - с энтузиазмом рассказывает специалист. - Это не просто дойка, это большой завод, компьютеризированная система. Каждая корова имеет соответствующий чип, идентифицировано ее место, ее доение, вносятся данные о том, когда прошло ее осеменение, когда она отелилась, какое количество молока она дает каждый день».

Данные о тех или иных отклонениях в доении заносятся в компьютер. На основе этих данных корова или допускается на дойку или, в случае болезни, отправляется на ветеринарный участок, и только потом доится.

«Вся система очень жестко привязана к животному, и мы четко отслеживаем каждое животное на ферме. С помощью нашего доильного оборудования мы можем манипулировать параметрами доения, - говорит Елена. - То есть нормальный скот находится на одних параметрах доения, а другие установки мы имеем возможность подстраивать, например, когда корова раздаивается или когда у нее обнаруживаются заболевания вымени».

Мы также сортируем животных по секциям при доении, добавляет Елена. Для этого есть специальная установка, которую оператор вводит в программу после осмотра коровы и компьютер может командовать, в какой зал она должна идти.

Доить надо с умом

Карусель требует небольшого количества персонала, однако работники должны проходить комплексное обучение. «Огромный зал обслуживают пять человек, при этом само по себе обслуживание минимальное, - признается Елена. - С одной стороны, эта работа низкоквалифицированная: присоединение доильного аппарата к корове. Но с другой стороны, люди, которые работают в доильном зале, должны обладать целым рядом знаний физиологии животного. Нужно подготовить корову к дойке, нужно простимулировать, чтобы правильно шла молокосдача, чтобы корова правильно отдоилась, чтобы процесс доения не прервался. То есть здесь требуется особая ответственность и подготовка персонала».

Поэтому весь персонал компании проходит многостадийное обучение. «Сначала курсы проводит поставщик оборудования. Кроме того, мы регулярно заключаем договоры с консультантами, которые приезжают и передают нам свой опыт работы с оборудованием. И наконец, у нас есть собственная структура, которая постоянно поддерживает высокий уровень обучения, аттестует персонал», - хвастается Елена.

От доярки до управленца

Зарплата сотрудников на начальном этапе невысокая, она составляет около 20 тысяч рублей без учета бонусов, которые выплачиваются раз в три месяца, иногда чаще. На предприятии организовано питание, в столовых действуют льготные цены. «При этом рабочий день стандартизирован, моя смена длится не более 9 часов, и я справляюсь без проблем, хотя к концу недели, конечно, чувствуется усталость», - говорит Елена.

По ее словам, карьерный рост в компании тоже вполне возможен. Однако Елена планирует переезжать в крупный город - Санкт-Петербург или Москву - и там продолжить работу в сельскохозяйственной компании, но уже на более солидной должности: «Надеюсь, что опыт работы на производстве и конкретные практические знания помогут мне стать хорошим управленцем. О своем выборе я ни минуты не жалею и желаю всем молодым специалистам не стесняться начинать карьеру на сельскохозяйственном производстве».

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!