09.10.2019

§9. Военные походы фараонов


Военные походы фараонов. Войско фараонов. Завоевания Тутмоса III и Рамсеса II. Могущество Древнеегипетского государства. Рабская судьба пленных.

Не всегда в Древнем Египте был мир. Многократно страна подвергалась нашествиям врагов. Но и фараоны стремились расширить границы своего царства, завоевать чужие земли. Для поддержания власти фараонов внутри страны, отпора врагам и увеличения территории государства правителям Египта нужна была армия.
Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы. Из них формировались отряды воинов, искусно владевших тем или иным видом оружия. Будущего командира назначали с колыбели. Когда он подрастал, его отправляли в казарму. Там его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Солдаты проходили суровую школу. Они совершали марши на далекие расстояния в любую погоду.
В египетской армии воины-пехотинцы были вооружены копьями, луками и стрелами, дротиками, топорами, булавами. Щиты были деревянными. Тело защищали доспехи из кожаных полос, иногда укрепленных бронзовыми пластинками. Каждый отряд сражался одним или двумя видами оружия. Были отряды копейщиков, лучников.
Фараоны имели отборные отряды телохранителей. Их, как правило, набирали не из египтян, а за плату из наемников - жителей Нубии - страны, расположенной к югу от Египта.
В середине 2 тысячелетия до н.э. наступило время наибольшего могущества Египта. В египетской армии были созданы отряды воинов, сражавшихся на колесницах. Боевые колесницы были легкими. На двух колесах со спицами крепилась площадка для воинов. На колеснице их было двое - возничий и воин, вооруженный луком или дротиками.
Во время войны фараоны возглавляли свою армию. Они выступали на колесницах впереди войска. На голову фараон надевал голубую боевую корону. Вот как описывает древнеегипетская летопись храброго фараона- воина:
“Его величество силою подобен богу. Он прекрасен, как солнце. В стрельбе из лука он не знает равных. Словно сокол, он истребляет врагов без устали. На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов. Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран”.
За фараоном выстраивались ряды колесниц. Потом следовало пешее войско. В первых рядах были самые опытные воины. Отряды имели свои обозначения - изображения богов и знаков отряда на высоких шестах. При штурме крепостей египтяне применяют лестницы с деревянными колесиками, облегчавшими их остановку и передвижение вдоль крепостной стены. Брешь в крепостных стенах пробивали большими ломами. Так зарождалась техника и способы штурма крепостей.
Корабли египтян были гребные, но на них имелись паруса. На каждом корабле находилась постоянная команда с начальником во главе. Отряд кораблей возглавлял начальник флота. Постройкой кораблей ведал так называемый строитель кораблей. Было создано “два больших флота” один - в Верхнем, другой - в Нижнем Египте. Морские корабли плавали по Средиземному морю.
Фараоны совершали успешные военные походы. На юге они завоевали Нубию - страну, где были золотые рудники. Подчинили они своей власти и ливийцев, живших к западу от Египта. Войска фараонов продвинулись глубоко в Азию.
Знаменитые походы в Азию против могущественного царства хеттов предпринял фараон Рамсес II. Войска Рамсеса II и хеттского царя сошлись в сражении неподалеку от города Кадеш. Это произошло в первой четверти 13 века до н. э. С каждой стороны в битве участвовало по 20 тысяч воинов. Тучи стрел, казалось, затмевали солнце. Рамсес II едва избежал плена, однако, он считал, что одержал победу. Фараон приказал увековечить свою победу в памятных надписях. Но и хеттский царь считал, что в битве при Кадеше победа была на его стороне. Так в битве при Кадеше оказалось два победителя. Только через двадцать лет был заключен мирный договор между египетским фараоном и царем хеттов. Это был первый дошедший до нас мирный международный договор.
Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос III. Его войско, захватив крепость Мегиддо, продвинулось до самых берегов Евфрата. Власть фараона признали все правители захваченных территорий. Успешные победы ознаменовались богатыми трофеями. Египтяне отбирали у противников лошадей, колесницы, угоняли скот.
После каждой победы воины делили добычу. Самый храбрый, чье имя возвещал царский глашатай, получал участки в своем городе и рабов, отнятых у врагов фараона.
Возвращаясь домой, египетское войско выстраивается примерно в том же порядке, что и при выступлении в поход. Перед колесницей фараона идут знатные пленники, руки у них в колодках, иногда сделанных в виде пантеры, на шее - веревка. У большинства пленников руки связаны за спиной или над головой. Празднества начинаются сразу, как только войско вступает на землю Египта. Жрецы встречают его букетами. Некоторых высокопоставленных пленников по обычаю предают смерти на глазах многотысячной публики.
Когда осужденные на смерть пленники казнены, в храмах начинаются другие церемонии, где решается судьба остальных пленных и происходит освящение трофейных даров.
Перед ликами богов раскладывали сокровища из побежденной страны. Затем прибывал сам фараон, ведя пленников: негров, ливийцев, сирийцев. Перед египетскими богами пленники признавали свое поражение.
В честь победы великого фараона в древнеегипетской столице, которой тогда был город Фивы, начинались торжественные празднества.
С покоренных народов фараоны собирали дань: золото, серебро, медь, дорогие ткани, ценную древесину, изделия ремесленников, зерно, скот. Тысячи пленных угонялись в рабство. Им сохраняли жизнь, но они не имели никаких прав.

Цель урока: рассказать о структуре египетского войска, целях и результатах войн.

Совершенствование навыков работы с настенной картой, контурной картой

Работа над понятиями и терминами--развитие умения решать исторические задачи

Основное содержание:

Египтяне-воины.

Цели завоеваний.

Войско в походах.

Результаты войн.

Понятия и термины:

Пехотинцы, колесницы, дротики.

Оборудование урока:

Карта «Древний Египет»

Раздаточный материал: задачи на счет лет,

текст с пропущенными буквами,

тест «Военные походы …»

задание для повторения «Вельможа»

План урока:

1. Проверка знаний

2. Рассказ об организации египетского войска

3. Цели войн

4. Завоевания фараонов (работа по атласу и к/к)

5. Последствия завоевательных походов

6. Закрепление

1. Проверка знаний- устный опрос

1. Работа с картой:

Показать Египет

Показать Нил, пороги, в какое море впадает Нил

2. Кто управлял Египтом?

3. Словарная работа: дать определения

Следующим понятиям фараон, вельможа,

чиновник

4. В чем заключалось управление Египтом?

5.Что такое налоги,

повинности

6. Откуда ученым известно о жизни вельмож?

7. Как жили вельможи?

8. Какие поручения давал им фараон?

9. Кто был в подчинении у вельможи?

10.Индивидуальные задания: задача на счет

2. Организация египетского войска .

Около 1500 года до н.э. Египтом правил Тутмос III.

Большую часть войска при Тутмосе III составляла пехота.

? Что такое пехота?

в тетрадь. Пехота- старейший род сухопутных войск, действующих в пешем строю.

Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. По вооружению пехотинцы делились на легко вооруженную -стрелки из лука, они начинали бой: обстреливали противника из луков и забрасывала дротиками.

И тяжеловооруженную – эти воины были вооружены копьями, топориками, мечами, корпус они прикрывали щитами обтянутыми кожей.

Набор в войско производили чиновники по приказу фараона. Рабов в войско не брали, большинство новобранцев было из крестьян. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копьем и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове и теле долго не заживали.

Для изготовления оружия широко использовали бронзу :

Медь 9/10 + олово 1/10. Это довольно прочный сплав, но

Недостаточно прочный для изготовления длинного клинка,

Поэтому мечи делали массивными и короткими.

Приблизительно за 500 лет до ТутмосаIII в Египте стали разводить

Лошадей, привезенных из Азии. В более ранее время в Египте

Лошадей не было.

Колесничное войско . Колесница -легкая двухколесная повозка,

Запряженная двумя конями, употреблялась при боевых действиях,

В некоторых странах на спортивных соревнованиях.

Стоила колесница очень дорого, поэтому колесничими станови-

Лись богатые и знатные египтяне. Коней им давали из фараоновых

Конюшен, но колесницы, упряжь, панцири они покупали сами.

В сражении колесницы шли на прорыв, вносили беспорядок в ряды

Противника, уничтожали его живую силу, преследовали

Неприятеля.

Колесницу «обслуживали» двое: возничий и стрелок –владелец

Колесницы. И хотя один принадлежал к знати, а другой был

Простым воином – их связывала общая судьба.

Во главе армии стоял фараон. Во всех сражениях он лично коман-

Довал войском.

На первом плане изображен фараон.

Почему?

С какими целями фараоны создавали многочисленное и хорошо вооруженное войско?

3. Цели войн

1. расширить владения

2. преумножить богатство

3. укрепить власть

записать в тетрадь

4. Завоевания фараонов

При ТутмосеIII египетское Царство было настолько сильно,

Что ему не угрожало ни одно соседнее государство.

Работа с картой стр. 44 или Атласом

1. Определить, что обозначают черные стрелки

2. Какие страны были захвачены в Азии к северо-востоку от Египта?

3. До какой реки доходили владения Тутмоса на севере?

4. Какая страна была завоевана на юге?

5. На западе: в какую страну на севере Африки совершали фараоны

Свои походы?

В тетрадь. 1500 г. до н.э. завоевания Египта при Тутмосе III

Выполнение заданий в контурной карте №1.

Войска возвращались с обильной добычей: везли ценную древесину

(в Египте леса почти не было), серебро, благовония, шерстяные ткани, сосуды, украшения, золото (из Нубии), медь (с Синайского п-ова),

Из Ливии гнали скот.

5. Последствия завоевательных походов.

Но не только скот и драгоценности забирали из завоеванных стран:

толпы пленных гнали они оттуда. Победитель имел право убить

побежденного, если он пощадил его, то становился господином

его жизни и смерти. Поэтому их называют «живые убитые».

См. рис. стр. 47 Пленные со связанными руками- скорее всего

они попали в плен с оружием в руках.

Пленных продавали, дарили командирам и колесничим, обращали в рабов.

Длительные воины отрывали земледельцев от от полей. Придет

воин, а посевы вытоптаны или погибли то засухи или уничтожены

птицами, семья голодает и вся в долгах. Воины разорили основную массу

населения- тружеников.

См.рис. стр. 48 Иноземный наемник

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для свой охраны они предпочитали наемное войско из чужеземцев. Наемники были хорошо подготовлены, но не всегда надежны в бою.

??? Каковы последствия завоевательных войн Египта?

  1. рост числа пленных (рабов)
  2. разорение земледельцев
  3. наемное войско
Записать последствия завоеваний в тетрадь.

Разорение земледельцев превратило армию в наемную, ослабили

Египетское царство. Оно стало терять свои владения в Азии

и с трудом оборонялось от соседей.

6. Закрепление

1. Решение задач

Подсчитайте, сколько лет назад египтяне совершали свои завоевательные походы.

Подсчитайте, что было раньше: постройка пирамиды Хеопса или

завоевательные походы Тутмоса III .

2. Выполнение задания «Текст с пропущенными словами»

  1. Выполнение теста «Военные походы….»

Военные походы фараонов

Самые крупные завоевания совершил около ______1_____ года

до н.э. фараон ______2_______ .

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготовлялись из ______3_____ . Так называется сплав двух металлов: ____4_________и_______5______ .

Войсками фараонов были завоеваны в Африке - богатая золотом

6______ , в Азии - богатый залежами медной руды ____7____

Полуостров и страны _____8____, ____9_____, ____10___.

Границы Египетского царства в Азии доходили до реки ____11___ ,

а в Африке до _____12____ .

Тест по теме «Военные походы фараонов»

1. Как называлась должность правителя древнего Египта?

1. царь

2. фараон

3. император

4. князь

2. Из чего изготавливалось оружие в египетской армии?

1.из железа

2. из меди

3. из бронзы

4. из стали

3. Какая из окружающих Египет стран славилась своими

золотыми рудниками?

1. Нубия

2. Ливия

3. Палестина

4. Сирия

4. При каком фараоне были совершены самые крупные

завоевательные походы?

1. Тутанхомоне

2. Рамзесе

3. Эхнатоне

4. Тутмосе

5. Служба в каком роде войск египетской армии считалась

наиболее почетной?

1. в пехоте

2. в охране фараонов

3. на боевых колесницах

4. на кораблях

ЗАДАЧИ НА СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ

Подсчитайте, что было раньше, восстание бедняков

в Египте или постройка пирамиды Хеопса? На сколько?

Историческая справка:

пирамида Хеопса была построена приблизительно

2600 лет до н.э.

восстание бедняков приблизительно в 1750 году до н.э.

Не забудьте начертить линию времени и отметить на ней

необходимые даты.

Подсчитайте, сколько лет назад египтяне совершали свои

завоевательные походы?

Подсчитайте, что было раньше, завоевания Тутмоса III

или постройка пирамиды Хеопса? На сколько?

Историческая справка: пирамида Хеопса была построена

приблизительно в 2600 году до н.э.

Отметьте на линии времени необходимые даты.

Для заданий использовалась Рабочая тетрадь по истории Древнего мира часть 1 автор Г.И.Годер (Москва, «Просвещение»)

Конспект урока по истории для 5 класса «Военные походы фараонов»

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки

Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока по истории Древнего Египта и предназначен для учителей, работающих по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира, 5 класс» (любое издание). Занятие отличает определяющая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Благодаря дословному изложению материала, конспект очень прост и удобен в работе, позволяя учителю контролировать ход урока и деятельность учащихся.
Цель:
Сформировать у учащихся представление об устройстве египетского войска, завоевательных походах фараонов и размерах древнеегипетской державы.
Задачи:
1. Совместно сформулировать тему урока и составить его план;
2. Совместно изучить вопрос «Состав и вооружение войска»;
3. Совместно изучить вопрос «Походы фараонов»;
4. Совместно выполнить схематический рисунок «Древний Египет»;
5. Совместно обобщить знания, подвести итоги занятия.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: авторские комментарии к тексту и ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.

Ход урока

Мотивационно-целевой этап
Ребята! Мы продолжаем изучение большой темы «Древний Египет». На прошлых занятиях мы познакомились с местонахождением и природными условиями Египта, узнали, когда в долине Нила возникло государство, и каким было его устройство. Кроме того мы рассмотрели образ жизни и положение различных групп древнеегипетского общества. Давайте вспомним, с какими социальными группами мы уже познакомились?
Ответ учащихся:
Мы познакомились с жизнью простых египтян – крестьян и ремесленников, а также с жизнью тех, кто ими повелевал – писцами, вельможами и фараонами.

Правильно. А теперь подумайте, ребята, о какой части египетского общества мы еще почти ничего не говорили и, соответственно, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Ответ учащихся:
Мы не говорили о воинах! Соответственно тему урока можно назвать так (варианты ответов): «Египетское войско», «Воины на службе фараона», «Жизнь египетских воинов».

Итак, сегодня мы будем говорить о египетском войске и о войнах. Я предлагаю остановиться на том названии, которым озаглавлен соответствующий параграф учебника и записать его в качестве темы урока (в качестве названия темы можно взять и один из вариантов, предложенных учащимися).
Запись в тетради:
Военные походы фараонов.
Составим план нашего занятия. Хорошенько подумайте, ребята, какие именно сведения о жизни египетского войска нам нужно узнать, чтобы составить полное и всестороннее впечатление о нем? При составлении плана имейте в виду, что военная служба имеет особый характер, а работа воинов совсем не похожа на труд крестьян или ремесленников.
Как показывает практика, варианты ученических планов не отличаются особым разнообразием. В основном план урока, самостоятельно составленный учащимися, состоит примерно из трех звеньев:
1) Оружие воинов;
2) Образ жизни воинов;
3) Воины в походе.
Данный план почти совпадает с соответствующими пунктами параграфа, поэтому после некоторой литературной обработки его вполне можно взять за основу занятия, предложив учащимся записать совместно выработанный план в тетрадях.
Запись в тетради:

План урока:
1) Состав и вооружение войска;
2) Походы фараонов;
3) Положение простых и знатных воинов.

Совместными усилиями мы составили план урока, и теперь наша задача – рассмотреть все поставленные в нем вопросы. Начинаем.
Этап изучения нового материала
1. Состав и вооружение войска

Большое, мощное и постоянное войско было предметом особых забот и гордости всех египетских фараонов. Хорошо вооруженные и обученные воины были нужны правителям Египта для захвата новых земель, укрепления своего могущества, а также для подавления крестьянских восстаний в стране. Что же представляло собой египетское войско? Какое оружие использовали египетские воины?
Сразу отметим, что египетское войско делилось на две части: пехоту и боевые колесницы.
Запись в тетради:
Состав египетского войска:
1) Пехота;
2) Боевые колесницы.

Пехотинцы, то есть пешие воины набирались из крестьян и представляли собой главную военную силу. Чем они были вооружены? Откройте параграф учебника № 9 и найдите в нем следующее изображение.


Опираясь на изображение, опишите вооружение египетских пехотинцев.
Ответ учащихся:
На рисунке мы видим пехотинцев, вооруженных луками, длинными копьями, мечами. Для обороны воины использовали щиты.

Обратите внимание, ребята, что колющие и рубящие части оружия сделаны из металла. А как вы думаете, из какого именно металла?
Варианты ответов учащихся:
Из меди, из железа.

Неверно. Железа египтяне еще не знали, а медь для этих целей была слишком мягким металлом. Откройте пункт «1. Отряды пеших воинов» и найдите в нем название нового металла, который освоили египтяне.
Ответ учащихся:
Бронза – сплав меди и олова.

Верно. А теперь запишем в тетрадях все, что мы узнали о египетской пехоте.
Запись в тетради:
Пехота – отряды пеших воинов, набиравшихся из крестьян. Оружие пехотинцев: лук, длинное копье, топор, меч, щит. Наконечники копий, лезвия и клинки делали из бронзы – сплава меди и олова.
Другую часть египетского войска составляли боевые колесницы. В отличие от пехотинцев они передвигались не пешком, а в специальных повозках, которые вы можете видеть на уже знакомом вам изображении. Что же представляли собой боевые колесницы?
Ответ учащихся:
Египетские колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В повозке находились два человека, один из которых управлял конями, а другой – стрелял из лука.

Все верно. Кроме стрел воины-колесничие также использовали дротики – короткие копья для метания. Как вы думаете, ребята, кому принадлежали боевые колесницы? Могли ли простые крестьяне стать колесничими?
Ответ учащихся:
Вряд ли простые крестьяне могли стать колесничими, ведь колесница вместе с лошадьми стоила больших денег. Скорее всего, колесничими были богатые и знатные люди.
Совершенно верно. Служба колесничими была привилегией богатых классов. Они же были больше всего заинтересованными в военных походах, которые позволяли им обогатиться. Мы подходим ко второму вопросу нашего плана – «Походы фараонов», но перед этим запишем то, что мы узнали про колесничих.
Запись в тетради:
Боевые колесницы – двухколесные повозки, запряженные конями. Один колесничий управлял конями, другой – стрелял из лука или метал дротики. Колесничими были богатые и знатные египтяне.
2. Походы фараонов
В период своего могущества египетские фараоны совершали походы на юг (где находилась страна Нубия), на запад (где находилась Ливия) и на северо-восток (Синайский полуостров и выше – Палестина, Сирия, Финикия). Богатства этих стран очень привлекали фараонов и египетских вельмож, а какие именно это были богатства – об этом вы прочитаете в пункте «3. Войско возвращается домой».
Учащиеся читают первые три абзаца третьего пункта, после чего называют богатства названных стран: Нубия – золото, Ливия – скот, Синайский полуостров – медь.
Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания в истории Египта, превратив его в великую мировую державу, протянувшуюся с севера на юг на 3500 километров. Интересна личность Тутмоса. Его имя буквально переводится как «Тот (бог мудрости) родил его». Он правил почти 54 года, совершил много военных походов и при этом не проиграл ни одного сражения. Это был величайший полководец Древнего мира и первая историческая личность, которую мы должны запомнить.
В учебнике прилагается карта завоевательных походов Тутмоса. Наша задача – изобразить эту карту в виде схематического рисунка. Но перед этим сделаем поясняющую запись в тетрадях.
Запись в тетради:
1500 год до нашей эры – Завоевания фараона Тутмоса.
Карта «Египет в 1500 году до нашей эры»

Теперь, ребята, отступите пару строчек и начертите в тетрадях квадрат со стороной 10 сантиметров.
(Алгоритм выполнения рисунка учитель показывает на доске)


Далее аккуратно выполняем схематический рисунок по образцу.


Делаем надписи на соответствующих территориях и обозначаем стрелки завоевательных походов.


Карта готова. По возможности территорию Египта можно закрасить зеленым цветом.


Ребята! Рисование карты в тетрадях заняло много времени и, тем не менее, это оправданный шаг: вы еще недостаточно хорошо знаете географию, а без нее трудно сохранить в памяти местонахождение отдельных стран, их территории и новые для вас названия. К следующему уроку вы должны уметь показывать на карте территорию Египта, зависимых стран, направления завоевательных походов. После изучения всей темы «Древний Египет» вы также выполните задания в контурных картах.
У нас остался один неразобранный вопрос – «Положение простых и знатных воинов». Вопрос слабо освещен в учебнике и дает достаточно простора для проявления вашей собственной фантазии. Поэтому я думаю, что не будет ошибкой, если вы возьмете его на самостоятельное изучение, выполнив специальное задание, о котором будет сказано в конце урока. А пока обобщим то, что мы узнали сегодня на уроке.
Этап обобщения знаний
Фронтальный опрос.
- На какие две части или, выражаясь современным языком, на какие два рода делилось египетское войско?
- Египетское войско делилось на пехоту и боевые колесницы.
- Что означает слово «пехота»?
- Пехота – это войско, состоящее из отрядов пеших воинов.
- Какое оружие было у пехотинцев, и из каких классов египетского общества они происходили?
- Пехотинцы набирались из крестьян и были вооружены луками, мечами, копьями и топорами. Металлические части оружия были сделаны из бронзы.
- Что такое бронза?
- Сплав меди и олова.
- Что представляли собой боевые колесницы?
- Боевые колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В колеснице находилось два человека: управляющий и стрелок.
- Какое оружие использовал стрелок?
- Лук со стрелами и короткие копья – дротики.
- Кто мог служить колесничими?
- Богатые и знатные люди.
- Кто возглавлял египетское войско?
- Фараон.
- Как звали фараона, который совершил самый большие завоевания и когда это произошло?
- Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания.
Этап обобщения знаний завершается вызовом к доске отдельных учеников, которые показывают на карте территорию Египта, направления завоевательных походов и покоренные страны.
За пять минут до конца урока учитель подводит его итоги, выставляя отметки самым активным ученикам и выборочно проверяя качество нарисованных в тетрадях карт.
Домашнее задание: § 9 – пересказ, выучить записи в тетради, выполнить письменное задание «Рассказ от имени египетского пехотинца (или колесничего) о походе в чужую страну» (при этом в рассказе должны быть отражены результаты походы для пехотинца (колесничего).

«Военные походы фараонов».

Конспект урока истории в 5 классе; Учитель: Попович М.О.

Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом, с картой.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.(Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками информации.)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.

Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

А на чем же держится власть? (обсуждаем).

А что будет если один из компонентов ослабнет?.

Учитель: А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Ответ: Нужна СИЛА – боеспособное войско. Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство. Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога).Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Учитель: на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке?

Совместное обсуждение пунктов плана. План записываем на доске, учащиеся записывают в тетрадях.

План:

1.Египетское войско:

2. Походы египетских фараонов:

Изучение нового материала:

1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

Вопрос учителя: Что такое армия?

Ответ: Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

Учитель: Она состояла из двух частей.

Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков. (слайд)

Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца. (Работа с учебником).

Ответ: Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

Учитель: Вторая часть – колесничье войско.

В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. (слайд)

Вопрос: В чем преимущество колесниц перед пехотой?

Ответ: Скорость, стремительность, внезапность.

В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

2 вопрос плана разделим на подпункты:

- Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

Учитель: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять золото, рабов.

Во дворце фараона .

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
и умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд : Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
я только хотел сказать, что мир так велик...

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

- Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.

Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

- Последствия походов Тутмоса III;

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон ТутмосIII , который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Как проходили военные походы египтян?

Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника.

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э. III тыс. до н. э.

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.
Смоковница – то же, что инжир.
Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

Какие цели преследовали египтяне?

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель зачитывает документ:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считалосвоё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы: 1. О каком фараоне идет речь?

2. о каком сражении идет речь?

Устно обсуждаем вопросы.

Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке).Оценивание учителем.

Домашнее задание.

параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.

Найти ответы на вопросы:

    Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?

Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника.
Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".

Годы жизни фараона Тутмоса ознаменовались подъемом в стране. Это один ярких и влиятельных фараонов. Он внес вклад в экономическое, культурное развитие страны, покровительствовал ремесленникам и богемы. Сформировал самую сильную армию в Азии.

Правление фараона Тутмоса III

Тутмос фактически не мог претендовать на престол. Он был сыном фараона Тутмоса II, но его мать была наложницей, что и закрывало для него путь к престолу Египта. Но судьба распорядилась иначе. Когда умер его отец, Тутмос II, на престол взошла Хатшепсут, жена отца (она же сестра отца). И стала женщиной-фараоном, что само по себе безпрецедентно. Хатшепсут устроила брак Тутмоса с ее дочерью. Он стал официальным соправителем, но без наделенной власти.

Далеко не всем нравилось, что фараоном является женщина. Верховный жрец Менхепер-сенеб и, один из самых влиятельных вельмож Египта, Рехмир, попытались, свергнуть ее с престола. Однако, этот план закончился неудачей. Женщина-фараон правила долгие двадцать лет. Только после ее смерти, Тутмос одел корону. Взойдя на престол, он приказал уничтожить все напоминания о ней: статуи, надписи на храмах. Теперь он стал единоправным правителем. Годы правления Тутмоса 1479-1425 года до нашей эры.
Тутмос стал знаменит, потому что провел ряд военных походов, закончившихся победой. Когда правил Тутмос, удачная военная политика дала толчок для развития Египта. После военных компаний, в стране появилось много рабов, из числа взятых в плен. Что очень помогало при строительстве масштабных сооружений. Например: Карнакский храм с его обелисками, был построен рабами. В том числе талантливыми ремесленниками из других стран, взятыми в плен. Храм был сооружен на золото, добытое в походах. Являлся для Египта символом завоеваний и могущества. Был главным храмом во время правления Тутмоса.

В годы правления фараона Тутмоса много внимания уделялось возведению храмов, почти всегда, проекты изготавливал он сам. После удачных походов, храмы пополнялись захваченным золотом, серебром, изделиями из металлов, дерева и другими сокровищами. Из походов он привозил редких животных, птиц.
Он был покровителем ремесленников. Фараон иногда сам создавал дизайн кувшинов или другой посуды, а уже потом, по его эскизам изготавливали изделия. Благодаря ему, в Египте стали изготавливать изделия из стекла. А после каждого своего похода, он приводил в Египет самых искусных ремесленников из других стран.
Также, благодаря завоеваниям, столица Египта во времена фараона Тутмоса, город Фивы, являл собой развитый центр не только Египта, но и Азии. Строились роскошные дворцы и храмы. В городе жило много знатных египетских семей.

Походы фараона Тутмоса

После смерти Хатшепсут, когда фараон Тутмос взошел на престол, начались волнения в Сирии и Полестине. Это подконтрольные государства, платившие дань. Тутмосу нужно было закрепить свое влияние в этих странах. Письменные источники описывают, что восстали азиатские племена во главе с правителем Кадеша, и Тутмос был вынужден оборонять границы Египта от их вторжения. Поэтому официальная версия похода:

  • Оборона границ государства.
  • Поднятие боевого духа в армии.
  • Накопление опыта для дальнейших походов.
  • Захват большого количества пленных, они официально были рабами.
  • Захват большого количества золота, серебра, драгоценных тканей и много другого

1503 год до нашей эры – это дата военных походов Тутмоса, дата начала блистательных завоеваний. Окрыленный победой, после первого военного похода, фараон решил не останавливаться и продолжить завоевания дальше. В результате военных походов фараона Тутмоса, была завоевана вся Сирия. Были подавлены восстания сирийского населения, подчинены все племена, а власть полностью перешла пол контроль к фараону.

Ряд азиатских царей, увидев, что власть фараона закрепляется в Азии, стали присылать ему ежегодную дань. Ограждая себя от завоевательных походов тирана.
Взгляд фараона был направлен на завоевание Сирии, Финикии и Палестины. Это помогло фараону установить экономическое и политическое господство в Передней Азии. Позже были организованы военные походы в Нубию и в соседние с ней страны.

Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо

Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо кратко характеризуется, как самый победоносный из всех походов. Произошло сражение на второй год единовластного правления фараона.
Войска антиегипетской коалиции разбили лагерь вблизи Мегиддо, их задачей являлось удержание укрепленного города. Армии фараона, для достижения цели, нужно было пересечь Кармельский горный хребет. Через него проходили три дороги. Узкая тропа посередине и две широких по сторонам. Пройдя через них, египтяне могли бы выйти к юго-восточной и северо-западной частям города. Несмотря на опасение египетских военачальников идти по центральному маршруту, фараон Тутмос III лично возглавил армию и прошел через тропу.
14 мая был разгромлен авангард противника и египтяне вышли к долине, где у них появилось пространство для развития маневра и можно было развернуть войско. Тутмос приказал не вступать в сражение до тех пор, пока не подтянутся основные силы. Армия противоборствующей им антиегипетской коалиции не форсировала события и не спешила начинать сражение.

Египтяне решили разбить свой лагерь южнее ручья Кины. В ночь на 15 мая левое крыло египетской армии выдвинулось к Зефти, с целью отрезать противнику все пути отхода на север. Уже под утро, египетские войска были подготовлены к битве. Фараон первым бросился в бой, во главе своего десятитысячного войска. Стоящие под стенами крепости армии Кадеша, Мегиддо и их союзников (восставшие азиатские племена), сопротивлялись недолго и, довольно быстро, были обращены в бегство.
Египтяне упустили шанс сходу взять город, так как занимались грабежом вражеского лагеря. Поэтому правителю Кадеша, который и поднял мятеж, удалось бежать из осажденного города. Подойдя к городу, Тутмос взял его в осаду. Вокруг города возвели ограду из деревянного частокола. Египтяне назвали ее «Тутмос, осаждающий азиатов». Нескольким правителям, находящимся в городе, посчастливилось сбежать, и они тут же поспешили предложить фараону мир.

Спустя долгие семь месяцев, гарнизон Мегиддо капитулировал, причиной сдачи являлся голод, который начался из-за заканчивающихся запасов провизии. Египтянам достались очень большие трофеи: около 900 колесниц, 2200 лошадей и большое количество скота.

Завоевание Мегиддо было очень важным в стратегическом плане, и Тутмос, поняв это, решил не медлить и продолжил свое шествие на север. Вскоре, ему покорились три Ливанских города: Нугес, Иноам а так же Херенкеру. Египтяне, для преграждения пути на юг, возвели на севере крепость. К этому времени у Тутмоса был контроль над всей Палестиной.
Взятие Мегиддо являлось не только важным стратегическим успехом, для дальнейшего завоевания Палестины и Сирии, но и важным событием в дальнейшем существовании и процветании Древнего Египта, так как было подавлено восстание азиатских племен, и фараон показал мощь своей армии.

Вывод

Тутмос III значительно расширил территории Египта и свое влияние в Азии. Он создал сильнейшую и непобедимую армию, с которой он провел много успешных походов и стал правителем обширных земель.
Создание мощной армии и дальнейшие завоевания земель, дали мощный толчок развитию при Тутмосе ремесленничества и культуры. В стране появилось много рабов, а значит много живой силы. После походов много золота оседало в казне, которое шло на строительства, пожертвования для храмов и развития экономики.
Тутмос III, вошел в историю Египта как завоеватель, а также благодаря тому, что при нем Египет был процветающей страной. Из всех фараонов, именно он провел самое большое количество походов и подчинил большое количество земель.

Большинство Азиатских правителей все-таки считали его тираном, которому они вынуждены платить дань, и который угонял в рабство жителей азиатских стран.
Однако, после смерти Тутмоса, его последователям так и не удалось удержать границы государства в рамках его завоеваний.