06.04.2019

Почему трава зеленая с точки зрения физики, химии, для детей. Почемучка. детские вопросы. почему трава зеленая


Наши малыши часто ставят нас своими вопросиками в тупик. Один из таковых: "Почему травка зелёная?". Ну мы то с вами что-то такое помним из школьной программы, хотя и достаточно смутно. А ах так ещё и разъяснить нашим любознательным отпрыскам. Можно естественно, придумать какую-нибудь сказку, ежели для вас дозволяет на то фантазия. Разумеется ребёнок ею удовлетвориться и отстанет от вас, но будет ли это правильным?
Многие детские психологи говорят, что это не самый наилучший вариант решения вопросика. Оставьте сказки для расчудесных событий, к примеру Новый Год, День Рождение и так дальше. А вот всё то, что хоть как-то касается познаний, стоит обязано иметь верный и в тоже время понятный ответ.
И так, подступает кроха к отцу и спрашивает: "Почему травка зелёная?"
Потому что в каждой малеханькой клетке хоть какого растения и в том числе и траве, есть вещество, которое даёт ей жизнь. При попадании солнечных лучей на это вещество оно зеленеет. Точно так, как твоя кожа темнее на пляже от солнца. И ежели у нас потемнение кожи от солнечных лучиков именуется загаром, то у растений фотосинтезом. Без этого ни одно растение жить не может. Для их солнышко - это как пища. Без него не происходит фотосинтеза, листочки не зеленеют, а желтеют и растение погибает. Вещество, которое зеленеет в траве именуется хлорофилл.
Разумеется, что это рассказ можно упростить либо усложнить. В зависимости от возраста вашего ребёнка и его возможности осознать произнесенное.
Как правило, разъяснения сопровождаются наводящими вопросиками, на которые тоже нужно также просто и доходчиво ответить, но лишь правду. Некоторые вопросцы будут риторические, но не стоит и их игнорировать. В данной ситуации стоит применить находчивость.
Ну к примеру, на вопросик: "А почему хлорофилл окрестили хлорофиллом, а не как-то по другому?"


Как бы Вам не показался смешным этот вопросик, по сути для вашего чада он чрезвычайно важен. Здесь можно в пример привести его самого.
Ну вот почему тебя зовут Саша, а не Дима, Петя, Вася?Потому что мы тебя так окрестили. Нам нравится это имя. Когда-то это вещество никто не знал. И его никто не как не называл. И вот в один прекрасный момент, один доктор поглядел в микроскоп и увидел его. Он много размышлял, вроде бы так именовать, чтоб имя ему было и прекрасное и необыкновенное. Чтобы никто сиим именованием не считая него не именовался, чтоб оно принадлежало лишь ему. И ему на разум пришло имя "хлорофилл". Хорошее оно либо нехорошее, но оно ему понравилось. И с того времени, это вещество так и стали именовать - хлорофилл.

Самое основное, объясняя ребёнку то либо другое, постоянно приводите обыкновенные и понятные ему примеры. На примерах малыши соображают еще больше, чем просто разъяснение.

Океан растений окружает нас, и все они зелены. Зелена трава, зелены листья деревьев и цветов. Даже слова «растения» и «зелень» в сущности обозначают одно и то же. «Здесь очень зелено», - говорят люди, когда видят много деревьев, кустарников, зеленой травы.. «Домик утопает в зелени», «зеленая долина» - иными словами, тут много растений и все они зеленого цвета.

А почему растения зелены?

Знаменитый русский баснописец Крылов написал нравоучительную басню о корнях и листьях; он сравнивал листья с бездельниками, у которых только и есть за душой красивый наряд. А вот корни - это скромные труженики. Во времена Крылова так и считалось, что главное в растении - это корни, они кормильцы. А листья? Какой в прок! Разве что они красивы, но ведь это бесполезный на не больше!
И вдруг все перевернулось! Оказалось, что в зеле листе, как говорил замечательный русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев, самая сущность раститель жизни, что растение - это прежде всего лист. Не было б на земле зеленых листьев - не было бы жизни.

Вот это мы сейчас и должны выяснить. И то, что узнаем, имеет прямое отношение к солнечному луч к окраске листьев и травы.
Мы дышим. Воздух - это смесь разных газов. Для людей, и для животных необходим кислород.
Без кислорода мы не прожили бы и трех минут, задохнулись бы.
Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а газ для нас вреден, но в воздухе его всегда очень немного сотые доли, и потому мы его не замечаем.
Горят дрова в топках; для того чтобы они горели, т нужен кислород, а во время горения тоже выделяется углекислота.
Расход кислорода огромный: сколько людей на земном шаре, сколько животных требуют его каждую секунду! никаких запасов не хватит!
А между тем состав воздуха не меняется, в нем остается достаточно кислорода для дыхания и всегда лишь ее доли углекислоты.
Но кто же пополняет воздух кислородом, кто очищает его от излишней углекислоты?

Зеленый лист! Он вбирает в свои клетки углекислоту, а выделяет в воздух кислород,
Это ему нужно. А для чего?
Солнце - главный источник жизни. Луч солнца падает на лист. В клетках листа есть зеленое вещество, которое называется хлорофилл. И в зеленой части растения - в листе, в траве - с помощью хлорофилла вырабатываются важнейшие питательные вещества, без которых не может обойтись ничто живое: ни человек, ни животное, ни само растение. Эти питательные вещества - крахмал, сахар, белок. Из них, главным образом, построено наше тело, тело животного и самих растений,
А вырабатывает их зеленый лист из углекислоты, которую берет из воздуха, и воды, которая всегда есть в клетках!
В зеленом листе, в его клетках с хлорофиллом работает удивительная фабрика. Она бывает, что называется, «на ходу» только тогда, когда на нее падает свет. Упал на лист свет - и началась великая работа жизни. Нет света - и замирает фабрика зеленого листа.
Нигде больше во всем мире со всем его многообразием, нигде, - только здесь, в зеленом листе, в зеленой части растения, вырабатываются важнейшие питательные вещества. Исчезни вдруг зеленый лист - и все на нашей планете Земля вымрет!
Мы, люди, получаем белок, крахмал, сахар и от самих растений и от животных, которых мы едим и которые, в свою очередь, питаются растениями.
Корова летом щиплет траву, зимой жует сено. Мы пьем молоко коровы, едим творог, сметану, масло. Молоко потому главная пища малышей, что в нем есть все те вещества, которые необходимы для их здоровья, для их развития, роста.
Мы едим коровье мясо, а в нем тоже есть главные питательные вещества. Куры клюют зерно, а зерно - тоже растение, и мясо курицы построено из важнейших питательных веществ, и куриные яйца.
И главный наш кормилец - зеленый лист.

А почему же все-таки лист зелен, почему трава зеленая?
Благодаря хлорофиллу.

Все превращения происходят в зернах хлорофилла. А хлорофилл поглощает все цвета солнечного спектра, кроме зеленого, зеленый луч он отражает -и мы видим лист зеленым.

Вот почему трава зеленая. Вот почему лист зелен. Вот почему сама сущность растения -это лист! Зеленый лист, о котором долго и очень несправедливо думали, будто он лишь красивый, но бесполезный убор растения!
А оказалось, без этого «красивого убора» не было бы жизни на Земле!

Нашу планету принято называть голубой, так как из космоса она видится именно в таком цвете. Это и понятно – большую часть земной поверхности занимают океаны. Но преобладающий цвет на суше – всё же зелёный. Тайга, тропические леса, луга, степи, пампасы, прерии, саванны – их сочная изумрудная зелень говорит о процветании жизни на планете, обилии живительного кислорода и о наличии потребляющих этот кислород высокоорганизованных существ, называющих себя разумными.

Растительность нуждается в защите

На самом деле вряд ли можно назвать разумными тех, кто планомерно вырубает леса ради сиюминутной выгоды, тем самым лишая своих потомков чистого свежего воздуха. Растительности становится всё меньше, атмосфера в урбанизированных местностях уже сейчас вредна для здоровья. Если уничтожение лесов будет продолжаться такими же темпами, то очень скоро (по геологическим меркам) Земля может превратиться в безжизненную пустыню.

Хлорофилл – удивительное вещество

Зелёные растения представляют собой настоящие химические фабрики. Листья и травинки содержат сложное органическое вещество – пигмент под названием хлорофилл. Под воздействием фотонов (квантов света), попадающих на листву и траву, зелень поглощает из окружающей атмосферы углекислый газ и выделяет чистейший кислород, благодаря которому на планете возможно существование животных и людей.

В результате фотосинтеза хлорофилл поглощает свет только синего и красного спектров, а зелёного отражает, поэтому мы видим растения зелёными.

Но как вообще возможно это чудо, в своё время изумившее Христа? Знаменитый библейский персонаж как-то привёл пример мельчайшего горчичного зёрнышка, из которого произрастает большое ветвистое дерево. Откуда растения берут питательные вещества? Из чего строят самих себя? Эти вопросы часто задают дети, но не все взрослые могут исчерпывающе на них ответить. А зря, потому что эта информация помогает в какой-то мере приблизиться к постижению величия Творения и гармоничности мироздания.

Из чего и как строит себя растение?

Органическая жизнь на Земле строится на основе углерода. Во всех живых тканях – человека, животных и растений, в натуральных и искусственных материалах органического происхождения, равно как изготовленных из нефти, содержится углерод.

Человек и животные получают углерод (входящий в состав аминокислот, белков и углеводов) с питанием, а растения всё это синтезируют сами с помощью хлорофилла.

Под воздействием света из углекислого газа (CO2 ), взятого из воздуха, а также благодаря воде и энергии солнечного света трудолюбивый хлорофилл синтезирует белок, из которого строятся новые отростки, ствол, ветви, листья, цветы и все остальные части растения. При этом в атмосферу выделяется освободившийся из молекул воды животворный кислород. Именно поэтому за городом так легко и приятно дышится и вот почему горожане так любят выезжать в выходные на природу.

Такие вот удивительные и сложные процессы происходят в привычной глазу листве за окном, в обыденной траве, по которой мы шагаем, не задумываясь о чудесных метаморфозах, происходящих в этих крошечных зелёных лабораториях.

Но это ещё не всё. Растения способны аккумулировать энергию солнечного света и отдавать её, например, при сгорании. А травоядные животные, поедая зелень, усваивают накопленные питательные вещества, получают энергию, растут, крепнут и, в свою очередь, становятся пищей для людей.

Зелень лугов и цепочка питания

Сказочно красивый, пёстрый от цветов, зелёный луг даёт пристанище и питание огромному множеству существ. Речь идёт о мириадах насекомых, которые собирают пыльцу и питаются сладким цветочным нектаром. При этом насекомые не только кормятся, но и попутно выполняют очень важную работу – опыляют цветы, способствуя тем самым размножению растений.

В свою очередь насекомые служат пищей для птиц, лягушек и мелких животных. Птицы также участвуют в размножении растений – они питаются ягодами, косточки которых не перевариваются, а извергаются наружу. Хищные животные охотятся на птиц и мелких зверей, кормясь ими и тем самым имея возможность продолжить свой род. Человек замыкает эту пищевую цепь.

Таким образом, в природе, живущей по законам гармонии, всё взаимосвязано, и если выпадет хотя бы одно звено цепочки, то рухнет вся экосистема планеты. А ведь начинается всё с зелёного разнотравья и лесных угодий.

Дети задают вопросы, которые нередко ставят взрослых в тупик. Порой «почемучки» касаются природных процессов, порой — связаны со сверстниками, а порой — звучат слишком философски. Мы выбрали самые сложные детские вопросы, с которыми вы можете столкнуться (даже если вы еще не стали родителями), и дали ответы на них.

Что появилось раньше - курица или яйцо?

Строго говоря, ответ на этот вопрос очевиден: раньше появилось яйцо. Ответ на этот вопрос касается эволюции. Курица могла вылупиться из яйца своего предка — некой птицы, не относящейся к виду курицы. К этой теории склоняются биологи, поэтому ей стоит доверять.

Почему нельзя есть сладкое, а Вите/Маше/Даше можно?

В момент аллергической реакции, вызванной чем-то из продуктов, акцентируйте внимание: покажите, что данные покраснения вызваны тем, что ребенок съел накануне. Поясните, что все люди разные, у Вити и Маши красных пятен не появляется, поэтому им можно кушать конфеты. Но не забывайте делать акцент на том, что сладкое — вредное, и есть его нужно как можно меньше.

Вы нашли меня в капусте?

Не обязательно выдумывать капусту и аиста, чтобы объяснить малышу его появление на свет. До 4 лет его вполне устроит история о том, что папа и мама очень любят друг друга, поэтому папина клетка попала в мамин живот, оттуда и появилась их дочка или сын. В дошкольном возрасте можно рассказать о том, что ребенка рожает мама, но обо всем процессе знает только врач. Позже стоит рассказать ребенку, что он не должен стесняться этих вопросов, но, тем не менее, делать упор на безопасности. Отлично будет дать прочесть специализированную книгу, написанную для детей.

Почему трава зеленая?

Стоит рассказать о том, что всем живым организмам, как и людям, чтобы жить необходимо хорошо питаться. Трава состоит из множества маленьких клеток, которым также это нужно. Но энергию они получают, благодаря солнечному свету, воде и воздуху. В клетке происходит фотосинтез — выработка нужных питательных веществ. За этот процесс отвечает хлорофилл, именно он становится зеленым.

Почему Луна не падает на Землю?

Проведите небольшой эксперимент, который даст наглядный ответ. Возьмите камень и отпустите его параллельно поверхности земли. Он просто упадет вертикально. Теперь поднимите его и бросьте с силой в том же направлении — камень не просто упадет, но и отлетит на некоторое расстояние, то есть упадет не сразу. Если же запустить наш камень с определенной скоростью — 8 км/с, — это падение никогда не закончится: Земля как бы будет «уходить» из-под него. Та же ситуация с Луной: она вращается вокруг Земли и «падает» на нее бесконечно.

Что такое любовь?

Сильное чувство, которое возникает между двумя людьми. Такое, как между мамой и папой, дедушкой и бабушкой. Приведите конкретные примеры тех пар, о которых малыш знает. Расскажите о том, что подобное чувство связывает чадо с близкими друзьями на детской площадке. Обязательно обсуждайте увиденные фильмы, показывайте, на что способна любовь. Ваша задача — сформировать верное представление ребенка об этом чувстве.

Почему дяди целуются?

Мнения родителей о том, стоит ли вообще отвечать на этот вопрос, разделились. Вы конечно можете сказать о том, что дяди болеют, поэтому так себя ведут. Но лучше сказать малышу: «Они любят друг друга так же, как папа и мама». Поясните, что любви покорны все возрасты. На самом деле, детям большего ответа и не нужно. Если же вы будете делать вид, что это что-то запретное, будет гораздо хуже.

Почему небо голубое?

Солнечный свет — это семь цветов, соединенных воедино (продемонстрируйте ребенку цвета радуги). Поскольку лучу солнца приходится пробиваться сквозь толщу воздуха, и многие цвета теряют свою насыщенность. Видимым остается только один — голубой. Именно поэтому мы и видим подобный цвет неба.

Почему кровь красная?

Состав крови: эритроциты (кровяные клетки красного цвета), лейкоциты (белые клетки) и тромбоциты (кровяные пластинки). Согласно медицинским исследованиям, по телу движутся около 35 млрд красных клеток, именно их наличие в нашей крови обуславливает ее цвет.

Некоторые родители прибегают к сказкам или же предпочитают вовсе отвечать только на те вопросы, которые им кажутся удобными. Ребенок живет в социуме, поэтому только вы решаете: узнает ли он что-то от вас или же в искаженном виде от сверстников во дворе.

Известно, что самыми сложными нередко оказываются очень простые, практически детские, вопросы. На самом деле, взрослые льстят себе, считая, что подобные вопросы задают маленькие дети, потому что они мало знают. Просто дети не находятся в плену стереотипов, к тому же они любознательны, чего, увы, часто не скажешь о взрослых. Но спросите у взрослого, почему трава зелёная, а небо голубое, и, с высокой долей вероятности, точного ответа вы не получите.

Сначала о траве

Здесь всё относительно просто. Известно, что растения на Земле поглощают солнечную энергию, расщепляя её, «строя», таким образом, свои ткани. Другими словами, солнечный свет - это топливо, которое позволяет растениям жить.

Но если есть топливо, должна быть и печка, в которой оно сжигается. Такой печкой является особое вещество - хлорофилл. Именно в его клетках происходит усваивание солнечной энергии.

Крохотные, невидимые зёрнышки хлорофилла покрывают собой каждый лист, каждую зелёную иголочку. Их молекулы - настоящие фабрики, работу которых можно упрощённо описать следующими операциями:

  1. Поглощение солнечного света.
  2. Разложение его на составляющие.
  3. Использование полученной энергии для расщепления углекислого газа.
  4. Выработка сахаров, крахмалов и белков.
  5. Отражение зелёного спектра солнечного цвета.

Таким образом, хлорофилловые зёрна, получив солнечные лучи и использовав их для своих целей, отражают обратно только ту часть спектра, которая воспринимается нашим глазом как зелёный цвет. И мы говорим: трава зелёная!

История голубого неба

С окрашиванием неба в голубой цвет всё немного сложнее. Вернее, ещё в середине XIX века учёным казалось, что здесь тоже нет загадок. Ведь уже тогда было известно, что наша атмосфера состоит из нескольких газов, преимущественно углекислого, азота и кислорода.

Знали физики уже и то, что солнечный свет, хотя и кажется белым, имеет в своём составе 7 цветов, известных всем и поныне, как цвета радуги. Белый цвет можно без проблем разложить на эти цвета, или, говоря языком науки, получить полный спектр.

Поэтому сразу выдвинули теорию, которая гласила: молекулы газов, составляющих атмосферу Земли, способны раскладывать белый солнечный свет на спектр и задерживать в себе большую его часть, пропуская к наблюдателю на поверхности планеты только сине-голубые лучи. Таким образом, человек на Земле видел бы небо голубоватым.

Все остались были довольны эти объяснением, пока английский учёный Д. Рэлей в самый последний год XIX века не провёл ряд опытов, в которых уверенно доказал: молекул воздуха и частиц пыли для подобного разложения недостаточно! Научный мир изумился…

Но, к счастью, тот же Рэлей вскоре нашёл и новое объяснение. Оказывается, фотоны света, встречаясь с молекулами воздуха, активируют их, и уже активированные молекулы, в свою очередь, испускают новые фотоны, но уже не белые, а синие и голубые. Вот почему мы видим наше небо голубоватым. И, кстати, даже если смотреть на планету из Космоса, она тоже выглядит голубым шариком: ведь «голубые» фотоны вылетают из атмосферы и вверх, и вниз.

Вот такой, совсем непростой ответ мы получили на обычный детский вопрос. Кстати, если отвечать на него маленьким детям, достаточно будет сказать, что голубым солнечный свет становится из-за того, что он фильтруется атмосферой Земли, как грязная вода очищается, проходя сквозь плотную бумажную салфетку.

А нам, взрослым, услышав от ребёнка, почему трава зелёная, а небо голубое, не стоит сразу смотреть на малыша «сверху вниз». Для начала подумаем: а знаем ли мы сами правильные ответы на такие незамысловатые вопросы? И, кстати, можем приготовиться к следующему возможному вопросу: «А почему же тогда небо на закате оранжевое?».