15.02.2024

Божович л проблемы формирования личности 1995. Божович Л. Исследования Л. И. Божович


Культурно-историческая психология (2006. № 3. С. 101-113)

Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) (ч. 2, 3) 1107

Другие публикации автора

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.)
  2. Божович Л.И. Психологический анализ употребления правил на безударные гласные корня//Советская педагогика. 1937. № 5-6. 3.
  3. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. … д-ра пед. наук (по психологии). М., 1966. 4.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 5.
  5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 6.
  6. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. №5.
  7. Божович Л.И. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования // М. – Воронеж, 2002, 288 с.
  8. Божович Л.И. Психология умственно отсталого школьника // Вопросы психологии. 1980. №1

Биография

Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Л. С. Выготского. В 1920-30е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Л. С. Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). Работала завучем в психоневрологической школе-санатории, с 1931 г. – в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Л. С. Выготский. В дальнейшем работала в отделе психологии Украинской психоневрологической академии (Харьков). В 30-е гг., формально работая в Полтаве, входила в Харьковскую школу. В 1939 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблемам усвоения орфографии. В годы Великой отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. Работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, с 1945 г. по 1975 г. руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности. Доктор психологических наук. Профессор.

В недавно изданном вузовском учебнике «История детской психологии» (пока единственном в этой области) Лидии Ильиничне Божович посвящены скупые десять строк. Казалось бы, этого достаточно для автора единственной монографии, опубликованной свыше 30 лет назад. Однако по сей день студенты, получающие фундаментальное психологическое образование, штудируют эту монографию как непревзойденный научный труд, вошедший в золотой фонд отечественной психологии. И автор этой книги по праву принадлежит к плеяде выдающихся российских психологов, достойных гораздо большего, чем лаконичное упоминание в учебнике.

Лидия Ильинична Божович родилась в Курске, но практически всю жизнь провела в Москве, куда в конце 20-х годов приехала поступать во 2-й МГУ. Ее верный друг и коллега Лия Соломоновна Славина вспоминала: «Еще на вступительных экзаменах я увидела девушку, которая мне очень понравилась, и я узнала, что она не москвичка и ей негде жить. Я пришла домой и спросила у мамы: «Можно она будет жить у нас?» С тех пор мы не расставались.» (В стесненных бытовых условиях Божович прожила всю жизнь, ее последним домом была комната в коммунальной квартире на Преображенке.)

Именно во 2-м МГУ Божович повстречалась с Л.С. Выготским, который там преподавал. Эта встреча определила всю ее дальнейшую научную, а во многом и личную судьбу. Студенткой она слушала лекции Выготского вместе с А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной (все они стали впоследствии выдающимися психологами и своим тесным сотрудничеством заслужили в московском психологическом арго прозвание Пятерки).

Под руководством Выготского она выполнила дипломную работу, посвященную подражанию. О тех годах ностальгически вспоминал А.Р. Лурия в одном из своих выступлений: «Помню, поехали мы в Серебряный Бор. Взяли две лодки. Я сел с Лилей (Л.С. Славина ), Леша (А.Н. Леонтьев ) - с Лидой (Л.И. Божович ). Мы поплыли и заспорили о культурно-исторической концепции…» Такие были времена, когда будущие светила звали друга по именам и даже часы досуга посвящали обсуждению дела своей жизни.

Выготский умер в 1934 году, а вскоре разразился педологический погром. Как верную ученицу Выготского Божович уволили из Института психологии. Тогдашний директор Григорьев швырнул ей в лицо план годовой работы и выкрикнул «страшное обвинение»: «Этот план пахнет Выготским!» Со словами: «Вы и понятия не имеете, как пахнет Выготский», - Божович забрала план и закрыла за собой дверь. В институт она вернулась только в 1948 году.


Божович всегда подчеркивала, что личность характеризует активная, а не реактивная форма поведения, устойчивость и внутренняя свобода. Такой личностью она и была сама.

Например, известно, что в пору репрессий ее однажды забрали на Лубянку прямо от новогодней елки, которую она наряжала с маленьким сыном. Правда, украшение елки - этот «старорежимный пережиток» - уже было милостиво дозволено народу властями. Теперь, чтобы кого-то уничтожить, требовался повод посерьезнее. Такой повод и искали «слуги народа», настойчиво склоняя Лидию Ильиничну к написанию доноса на коллег. Уговаривали сначала вкрадчиво, в чинном кабинете, потом грубо, в полутемном подвале. Несмотря на реальность угрозы никогда больше не увидеть сына, доносчицей она не стала.

Божович создала собственную оригинальную концепцию личности, основанную на культурно-исторической теории Выготского. Основу ее концепции составляют представления об активности и свободе личности.

Полное определение, которое дано ею в монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте», поистине заслуживает того, чтобы его почаще вдумчиво перечитывать:

Личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем. Что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является ее активность. Человек на этом уровне своего развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с нашей точки зрения, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

Сама Божович, безусловно, являлась личностью, отвечающей всем тем критериям, которые выдвинула. Она, в полном соответствии со своей теорией, была свободна как от обстоятельств, так и от собственных привычек. Например, она была заядлой курильщицей, курила помногу с юных лет очень крепкие папиросы. Но когда ее мужу по состоянию здоровья надо было отказаться от курения, она бросила курить вместе с ним в один день и никогда больше не выкурила ни одной папиросы. (Это невольно наводит на мысль о причинах низкой эффективности разнообразных методов борьбы с курением. Не методы плохи, а личности редки!)

Божович не была кабинетным ученым. Она любила повторять: «Психология - наука конкретная». Хотя ее мировоззрение и представления о личности по существу противоречили тем, которые культивировались тоталитарным обществом, она, оставаясь беспартийной, не занимала диссидентскую позицию противостояния обществу, а стремилась по мере сил содействовать гуманизации этого общества.

Проводившиеся в ее лаборатории экспериментальные исследования (тридцать лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии) находили практический выход в работе с воспитанниками суворовских училищ, школ-интернатов, школ для трудных подростков и др.

Ее интересовали живые реалии современной школы. В период хрущевской «оттепели» Божович совместно с Т.Е. Конниковой пыталась по-новому взглянуть на проблемы пионерской организации, воспитания коллективизма, внося в них гуманистическое содержание. Коллективизм в ее понимании выступал как альтруизм, проявление доброты, сочувствия, сопереживания (именно в ее лаборатории в лексикон отечественной психологии было введено понятие «эмпатия»).

Идеи манипулирования ребенком, даже во имя самых благородных целей, были глубоко чужды школе Божович. Так, она подвергла резкой критике книгу Б.Т. Лихачева «теория коммунистического воспитания», где ребенок выступал именно как объект психолого-педагогических манипуляций, включающих и воздействие на его подсознание (эта «несвоевременная» рецензия так и не была опубликована).

Сотрудниками лаборатории Божович под ее руководством за 30 лет выполнено большое число научных работ - это и исследования качеств и их формирования, и работы по проблемам мотивации: широкомасштабные исследования, связанные с мотивами учения советских школьников, доминированием мотивов и направленности личности. Новаторским было изучение самосознания и самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности. Особое внимание Божович придавала исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

Спустя несколько лет после выхода ее монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Лидия Ильинична получила письмо от известного литературоведа и критика Юрия Карякина, с которым она не была знакома, и вместе с письмом только что вышедшую его книгу «Самообман Раскольникова». В письме Карякин выражал свое восхищение работой Божович и писал, что, к сожалению, слишком поздно познакомился с ее книгой, в которой он нашел научное выражение собственных идей о личности, борьбе мотивов, роли идеалов и нравственности в жизни человека.

Однако позиция Божович далеко не всеми принималась и разделялась. Очень резкой критике подверглась сама идея экспериментального изучения личности, оценивавшаяся как уступка буржуазным влияниям. Характерно заявление В.А. Крутецкого, бывшего в ту пору заместителем директора института, на одном из ученых советов: «Я не позволю ставить советским детям зарубежные градусники!»

Психологу нового поколения требуется немалое воображение, чтобы представить обстановку, в которой на протяжении всей жизни трудилась Лидия Ильинична Божович, да еще в такой идеологизированной области, как психология личности. Все установки казенных идеологов, вся их нетерпимость к «чуждым» влияниям воплощались в этой сфере с наибольшей силой. Сейчас даже трудно вообразить, какой смелостью было включение в экспериментальные исследования и в научные тексты идей Фрейда, Роджерса, Хорни и др. Ей же казалось нормальным, что исследования могут вдохновляться разными теоретическими и методическими идеями, питаться из разных источников.

Так, работы по устойчивости личности имели два очевидных источника. С одной стороны, это был совместный проект с американским психологом У. Бронфенбреннером, в котором использовался предложенный им метод сравнительного изучения податливости детей влиянию взрослых и сверстников при решении моральных коллизий (сама Божович внесла в этот проект возрастной подход, что позволило дать совершенно новую трактовку всем полученным данным). С другой - это некоторые американские работы по конформизму. В работе аспиранта Божович Я.Л. Коломинского впервые в отечественной психологии были проведены впоследствии широко распространившиеся социометрические исследования с использованием методики Дж. Морено.

Но сколь бы разнообразными ни были по материалу, методам исследования и даже по стартовым теоретическим основаниям все эти работы, они никогда не являлись заимствованием или погоней за модой. Хороший экспериментальный прием брался как способ проверки и разработки собственных идей. И каждое эмпирическое исследование Божович и ее школы становилось шагом к созданию собственной теории личности. Вне сомнения, потенциал этой теории еще далеко не исчерпан.

В данный список включены книги, статьи, тезисы, рецензии и неко­торые рукописи Л. И. Божович. Работы даны в хронологическом порядке:

рукописи приводятся в общем списке и датируются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с годом их создания (в некᴏᴛᴏᴩых случаях год указан ориентировочно) Книги, вышедшие под редакцией Л. И. Божович, представлены в отдельном спи­ске.

Психология детского подражания. Экспериментальное исследование.

Рукопись. - 1929. 95 м/п с. (совместно с Л. С. Славиной)

Происхождение и развитие мышления ребенка. Популярный очерк.

Рукопись. - 1934, 74 м/п с.

Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка. Экспе­риментальное исследование. - Рукопись. - 1935. 111 м/п с.

Житейский опыт ребенка и школьные знанияУУУченые записки ХНДИП. - Т. 2/Под ред. А. Н. Леонтьева. - Харьков, 1936. На правах рукописи. - С. 82 - 83. Англ. текст там же. - С. 84 - 85.

Психологический анализ употребления правил на безударные глас­ные корня // Сов. педагогика. - 1937. - 5 - 6. - С. 181 - 193.

Психическое развитие ребенка и процесс обучения // Учительская газета. - 1939, 11 дек. (совместно с А. Н. Леонтьевым)

Психологические основы обучения грамматике. - Рукопись. - 1939, 28с.

Обучение правописанию и психология // Начальная школа. - 1940.

N8. -С. 28 -31.

Овладение детьми школьного возраста понятийными формами мыш­ления. - Рукопись. - 1940, 80 м/п с. (Совместно с П. И. Зинченко)

Роль пунктуации в понимании письменной речи. Научная сессия ХГПИ, 1941//Отметим, что тезисы докладов. - Харьков, 1941. - С. 39 - 40 (на укр. яз.)

О психологии уϲʙᴏения знаний учащимися (// Труды республикан­ской научной конференции по педагогике и психологии. Т. 2 / Под ред. Г. С. Костюка. 1941. С. 135 - 145 (совместно с П. И. Зинченко) (на укр. яз.)

О психологической природе формализма в уϲʙᴏении школьных зна­ний // Сов. педагогика. - 1945. -N 11. С. 45 - 53.

То же сокращенно: Хрестоматия по возрастной и педагогической пси­хологии. Работы советских авторов периода 1918 - 1945 / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М., 1980. С. 202 - 290.

Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию // Известия АПН РСФСР. М. - Л., 1946. - Вып. 3. - С. 27 - 60.

Психология и педагогический процесс. - Рукопись. - 1946. 28 м/пс.

Некᴏᴛᴏᴩые психологические вопросы учебно-воспитательной работы в Суворовских военных училищах. - Рукопись. - 1947. 44 м/п с.

Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопр. психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леон­тьева, А. В. Запорожца. - М. -Л. 1948. - С. 122- 131.

Мотивы учения // Семья и школа. 1949. -N 8. - С. 7 - 8. Психология воспитания сознательного отношения к учению у совет­ских школьников // Сессия АПН РСФСР. Отметим, что тезисы докладов в секциях педагогики, психологии, художественного воспитания и физического вос­питания. - М., 1949. - С. 32 - 35.

Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Очер­ки психологии детей (младший школьный возраст) - М., 1950. - С. 3 - 38.

Особенности памяти младшего школьника // Там же. - С. 77 - 99 (совместно с Н. Г. Морозовой)

Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Там же. - С. 162-183.

Роль психологии в построении учебно-воспитательной работы с деть­ми младшего школьного возраста // Там же. - С. 184 - 190.

Отношение школьников к учению как психологическая пробле-маУУИзвестия АПН РСФСР. - М., 1951. Вып. 36. - С. 3 - 28.

Психологический анализ значения отметки как мотива учебной дея­тельности школьника // Там же. С. 105 - 130 (совместно с Н. Г. Морозо­вой, Л. С. Славиной)

Формирование личности советского школьника в процессе пионер­ской работы // Сов. педагогика. - 1954. -N 2. - С. 11 - 26 (совместно с Т. Е. Конниковой)

Особенности самосознания у подростков // Вопр. психологии. - 1955.-N 1.-С. 98-107.

Психология подростка // БСЭ. - Т. 35. - 1955. - С. 244. Познавательные интересы и пути изучения // Известия АПН РСФСР. - М., 1955. Вып. 73. - С. 3 - 14.

Средний школьный возрастУУПсихология. Учебник для педагогиче­ских институтов / Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубин­штейна, Б. М. Отметим, что теплова. - М., 1956. С. 547 - 560. Учебник переведен на нем., чешек., рум., исп. яз.

Некᴏᴛᴏᴩые проблемы формирования личности школьника и пути их изучения // Вопр. психологии. - 1956. -N 5. - С. 15 - 27.

Некᴏᴛᴏᴩые вопросы воспитательной работы в школах-интернатах / Сов. педагогика. - 1957. - N 9. - 61 - 71 (совместно с Л. С. Славиной)

Знания и привычки в формировании личности школьникаУУСовет-ская педагогика. - 1958. - N 5. - С. 40 - 51.

О вреде физических наказаний // Поговорим о наших детях/ Под ред. Е. И. Волковой. - М., 1959. - С. 169 - 175.

Наказание - самое тонкое и сложное средство воспитания; // Там же. С.176- 184.

Общественно-политическая направленность пионерской работы (совместно с Т. Е. Конниковой)// Сов. педагогика. - 1959, - N 9. С. 112 - 119.

Изучение личности школьника и проблемы воспитанияУУПсихологи-ческая наука в СССР /Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Т. 2. - М., I960. - С. 190-227.

Личность // Педагогический словарь. Т. 1. - М., 1960. - С. 631 - 632.

Мотивация // Там же. - С. 711 - 712.

Психология воспитания // Там же. Т. 2 - М., I960. - С. 237.

Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания // Психологическое изучение детей в школе-ин­тернате. - М., 1960. - С. 7 - 23.

Использование педагогических характеристик как средства накопле­ния знаний об учащихся//Там же. С. 24 - 51.

К вопросу, о содержании «Программы воспитательной работы». - Рукопись. - I960, 30 м/п с. (совместно с Т. Е. Конниковой)

О некᴏᴛᴏᴩых проблемах и методах изучения психологии личности школьника // Вопр. психологии личности школьника. - М., 1961. - С. 3 -31.

Некᴏᴛᴏᴩые критические замечания по поводу психоаналитического учения 3. Фрейда. - Рукопись. - 1961. 40 м/п с.

Вопросы формирования личности школьника в свете проблемы вос­питания // Вопр. психологии. - 1963. -N 6. - С. 12 - 22.

Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка // Отметим, что тезисы "докладов на 2-м съезде Общества психологов. - Вып. 6. - М., 1963. - С. 104- 113.

Педагогическая характеристика как средство изучения учащихся школ-интернатов // В помощь работникам школ-интернатов. Методиче­ские материалы / Под ред. М. И. Колмыковой. - М., 1964. - С. 251 - 274.

Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Авт.о-реф. дис. д-ра психол. наук. - М., 1966. 40с.

Педагогическая психология // Пед, энциклопедия. - Т. 3. - М., 1966. С.326-331.

Психология воспитания//Там же. М. 585 - 586.

Психология воспитания//Москва. -1966. -N 5. С. 166-190.

Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // Ма­териалы XVIII Международного психологического конгресса. Симпозиум 35: Формирование личности в коллективе. - М., 1966. С. 101 - 111 (Английский текст там же. С. 112 - 122)

Как строить личность// Молодой коммунист. - 1967. -N 4. С. 82 - 86 (совместно с В. Э. Чудновским)

Психология воспитания за 50 лет // Вопр. психологии. - 1967. - № 5. - С. 51 - 70 (совместно с Л. С. Славиной)

формирование личности в коллективе (Симпозиум 35) // Вопр. пси­хологии. - 1967. -N 3. - С. 144 - 151 (совместносЛ. В. Благонадежи-ной) / .

Возрастной подход к пионерской работе. Материалы для участников II Пленума ЦК ВЛКСМ. -М., 1967, 86с.

К вопросу об исследованиях по психологии воспитания в советской психологии// Отметим, что тезисы научной сессии АПН СССР (отделение психологии и возрастной физиологии) - М., 1968. - С. 46 - 50. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968, 464 с.

См. фрагменты из указ. монографии: Психология личности. Отметим, что тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. П. Пузырея. - М., 1982. - С. 166 - 171.

Вопросы психологии воспитания // Вопр. детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов / Под ред. А.

А. Смирнова. - М., 1969. - С. 106 - 183 (совместносЛ. В. Благонаде-жиной)

Возрастной подход к работе пионерской организации. - М, 1969, 96 с. (совместно с Т. Е. Конниковой)

Особенности развития мотивационной сферы подростка // Материа­лы к XIX Международному психологическому конгрессу. - М., 1969. С. 15-16. (совместно с М. С. Неймарк)

Как узнать и понять ребенка /(Учительская газета. - 1971, 30 янв. (совместно с Л. С. Славиной)

Психологические проблемы воспитания как управления детским раз­витием // Проблема управления процессом воспитания. Материалы сим­позиума/Под ред. Н. Ф. Талызиной и Л. И. Рувинского. - М., 1971. - С. 30-37.

Основные задачи психологии воспитания в свете решений XXIV съезда КПСС // Вопр. психологии. - 1971. -N 6. - С. 3 - 12 (совместно с В. Э. Чудновским)

Отметим, что текст выступления по радио «Наш адресат - те, кому 15, 16, 17» // Отметим, что телевидение и радиовещание. -М., 1971.№1.-С. 14-15.

Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мо­тивации детей и подростков. - М., 1972. С. 7 - 44.

Психологические особенности личности старшего школьника // Ком­сомол в школе. Уместно отметить, что опыт, проблемы, методика. - М., 1972. - С. 201 - 216.

«Значащие переживания» как предмет психологии // Вопр. психоло­гии. - 1972. -N 1. - С. 130- 134 (совместно с М. С. Неймарк) .

Изучение личности, ее формирования в онтогенезе // Проблема уп­равления процессом формирования личности. Материалы второго симпо­зиума/Под ред. А. В. Зосимовского, Л. И. Рувинского. - М., 1972. - С. 7

Потребности, мотивы, их развитие и функция в формировании лич­ности ребенка. - Рукопись, 1973, 336 м/п с.

Цель и намерение и их побудительная сила// Проблемы формирова­ния социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции.

Тбилиси, 1974. - С. 14 - 17 (совместно с Т. В. Ендовицкой, Л. С. Славиной)

Восприятие формы и возрастные ступени // Характер в кино. Вопро­сы кинодраматургии. - Сб статей. - Вып. 6. - М., 1974. - С. 106 - 113.

Воспитание как целенаправленное формирование личности ребенка // Вопр. психологии. - 1974. -N 1. - С. 33 - 39.

Странная психология в книге Б. Т. Лихачева «Отметим, что теория коммунистиче­ского воспитания». Рецензия на названную книгу. - Рукопись. - 1974. 17 м/п с.

Некᴏᴛᴏᴩые психологические предпосылки методики воспитательной работы в школе // Сов. педагогика. - 1975. -N 11. - С. 10 - 20 (совме­стно с Т. Е. Конниковой)

О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. психологии. - 1975. -N 1. - С. 80 - 89 (совместно с Т. Е. Конниковой)

О книге У. Бронфенбренера// У. Бронфенбренер. Два мира детства. Дети в США и СССР. - М., - 1976. - С. 144 - 152.

Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности // Вопр. психологии. - 1976. -N 1.

С. 130 - 139 (совместно с Л. С. Славиной)

Опыт экспериментального изучения произвольного поведения// Вопр. психологии. - 1976. - С. 55 - 68 (совместно с Л. С. Славиной, Т. В. Ендовицкой)

Психологические закономерности формирования личности в онтоге­незе // Вопр. психологии. - 1976. -N 6. - С. 45 - 53.

Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспек­тивы // Вопр. психологии. - 1977. -N 2. - С. 29 - 39.

К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Личность и деятельность. Отметим, что тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Симпозиум I - Проблемы психологии личности. - М., 1977. - С. 38-39.

1978. -N 4. - С. 23 - 35 (сообщение первое)

К развитию эффективно-потребностной сферы человека/УПроблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдо­ва.-М., 1978. С. 168- 179.

Кстати, этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. -

1979. -N 2. - С. 47 - 56 (сообщение второе)

Кстати, этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.

1979. -N 4. - С. 23 - 33 (сообщение третье)

То же сокращенно: Хдестоматия по возрастной и педагогической пси­хологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980. - М., 1981.

Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979, 96 с. (совместно с Л. С. Славиной)

Формирование личности в детском возрасте. - Рукопись.- 1979. - 45 м/пс.

В помощь педагогической практике. - Рукопись. - 1979. 17 м/п с.

Психология умственно отсталого школьника. Рецензия на кн. С. Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». Изд. 2-е, пе-рераб. и доп. -М., 1979/УВопр. психологии. - 1980. -№ 1. - С. 165- 169.

Психологический анализ условий формирования и строения гармо­нической личности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М., 1981. - С. 257 - 284.

Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество Л. С- Выготского и современная психология. Отметим, что тезисы докладов Всесоюзной конференции. - М., 1981. - С. 24 - 30.

Что такое воля? // Семья и школа. 1981. -N 1. - С. 32 - 35.

Правильно организовать жизнь // Там же. - 1981. -N 2. - С. 36 - 39.

Сознательно управлять ϲʙᴏим поведением // Там же. 1981. - № 3. - С. 28-31.

Воля у подростка//Там же. 1981. -N 4. - С. 22 - 24.

Воля // Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, 1983. - С. 53 - 54.

О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значе­нии для современных исследований психологии личности // Вопр. психо­логии. - 1988. -N5. -С. 108 - 116.

НАУЧНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ КНИГ

Очерки психологии детей (младший школьный возраст) / Ред. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович.-М., 1950, 190с.

То же на чеш. (1953), рум. (1963), кит. (1953)

Вопросы психологии школьника - Известия АПН РСФСР, 1961. - Вып. 36, 223 с. (ред.)

Познавательные интересы и условия их формирования в детском воз­расте. - Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. 260с. (ред.)

То же на кит. яз. 1958.

Психологическое изучение детей в школе-интернате. - М., 1960, 20 с. (ред.)

Вопросы психологии личности школьника. - М., 1961, 406 с./ Ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина.

Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972, 352 с./ Ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина.

То же на исп. яз., 1978.

Конникова Т. Е. Организация коллектива учащихся в школе. Обоб­щение опыта работы школы 210 Ленинграда. - М., 1957, 400 с. (ред.)

ЛИТЕРАТУРА

Божович Л. И. Изучение личности школьника и проблема воспитания // Психологическая наука в СССР. - М., 1960. - Т. 2.

Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1966.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

Божович Л. И. Развитие аффективно-потребностной сферы челове-ка/УПроблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1978.

Божович Л. И. Кстати, этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. - 1978. -N 4. - 1979. -N 2, 4.

Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников//Известия АПН РСФСР. - 1951. - Вып.36.

Божввич Л. И., Неймарк М. С. Значение переживания как предмет психологии / Вопр. психологии. - 1972. -№1.

Божович Л. И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. -М., 1979.

Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Уместно отметить, что опыт эксперимен­тального изучения произвольного поведения // Вопр. психологии. - 1976. -№ 4.

Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6т. - Т. 1, 3, 4. - М., 1982- 1984. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. - М., 1986.-Т. 2.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961. Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М. - 1948.

Каиров И А (ред) Изучение учащихся в процессе их восптания и

обучения М -Л, 1947

Кащенко В П Нервозность и дефективность в дошкольном и школь

ном возрастах М, 1919

Конникова Т Е Роль коллектива в формировании личности школь ника Дис д рпед наук -Л, 1970

Леонтьев А Н Развитие памяти -М, 1931 Леонтьев А Н Деятечьность Сознание Личность -М, 1976 Лисина М И Проблема онтогенеза общения -М, 1986 Лурия А Р Ощущение и восприятие - М, 1975 Нежнова Т А Динамика «внутренней позиции» при переходе от до­школьного к младшему школьному возрасту // Вестник Моек ун-та Сер

14 Психология - 1968 -№1

Неимарк М С Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков - М,

Особенности обучения и психического развития школьников I.S - П

лет / Под ред И В Дубровиной, Ь С Круглова -M.I 988

Прихожан А М Анализ причин тревожности в общении со сверстни­ками у подростков Дис канд психол наук - М, 1977

Прихожан А М, Толстых Н Н Дети без семьи -М, 1990 Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред Л И Божович -М,1960

Рубинштейн С Л Основы общей психологии - М, 1946 Савонько Е И Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков - М, 1972

Славина Л С Индивидуальный подход к неуспевающим и недисцип­линированным ученикам - М, 1958

Славина Л С Дети с аффективным поведением - М, - 1966 Славина Д С Знать ребенка, ɥᴛᴏбы воспитывать -М, 1976 Толстых Н Н Изучение временной перспективы в контексте разви­тия мотивационной сферы в подростковом и раннем юношеском возрасте //Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности - М, 1 QR8

Формирование личности в онтогенезе/Под ред И В Дубровиной М,

ЧудновскиВ Э Нравственная устойчивость личности -М.1981

Щелгуюв Н В Избранные педагогические сочинения М, 1954 Шнирман А Л Психологические основы изучения личности уча­щихся // Советская педагогика - 1948, № 10

Эльконин Д Б К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопр психологии -1971 -№4

Эльконин Д Б Избранные психологические труды - М, 1989 Юферева Т И Поведение аффективных детей в конфликтной ситуа­ции // Вопросы психологии - 1975 - № 2

, Развитие , Понятие

Годы жизни: 1908 -1981

Родина: Курск (Российская Империя)

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной. Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А.В. Запорожцем, Р.Е. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского.

Под руководством Л.С. Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию.

После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г.

Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности. В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием» Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности.

3 стр., 1116 слов

Психологов к проблемам типологизации личности обусловлено потребностью прогнозировать ее поведение и развитие, необходимостью разработки оптимальных вариантов ее обучения и воспитания. Типологизация личности сотрудника... В. Ванновской, результатов нашего анкетирования, попытаемся выстроить типологию личности сотрудников УИС в зависимости от психологической устойчивости к коррупционному поведению. ...

На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов Умерла Л.И. Божович в 1981 г Основным вкладом школы Божович в психологию является ее метод, так и не исчерпавший себя до сих пор, по использованию экспериментального пути, хорошо зарекомендовавшего себя на практике и разработке на его основе собственных теоретических идей: от практики к теории Причем практически каждое эмпирическое исследование, предпринятое кем-нибудь из школы Божович, приводило к созданию собственной теории личности.

_____________________________

Яровицкий В. 100 великих психологов. — 2004

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) - сов. психолог, ученица Л.С. Выготского. В 1930-е гг., формально работая в г. Полтаве, входила в Харьковскую школу психологов, которая развивала идеи деятельностного подхода в психологии.

Основной круг интересов Б. - детская психология . В этой области Б. написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др. (Е.Е. Соколова)

В основание научной концепции Божович Л.И был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения ("присвоения") общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности.

Божович Л.И утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей.

Литература

  • Потребность в новых впечатлениях
  • Психологический анализ употребления правил на безударные гласные корня // Советская педагогика. 1937. № 5-6.
  • Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дис. … д-ра пед. наук (по психологии). М., 1966.
  • Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  • Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  • Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.)
  • Божович Л.И. (1981/1988) О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988.№5.
  • Божович Л.И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: ч.1, ч.2, 3, ч.4
  • Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. №2.
  • Божович Л.И., Славина Л.С. Психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. №3.