03.03.2020

Как увеличить прочность тротуарной плитки. Плитка бетонная, тротуарная. Требования нормативных документов


Отправить заявку

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Если вы собрались замостить двор, тротуар или садовую дорожку, перед вами станет выбор – какую тротуарную плитку использовать для этого.

Прочитав статью, вы узнаете, как правильно выбрать тротуарную плитку для двора дома или дачи, какую рекомендуют использовать специалисты и по каким параметрам ее выбирают. Научитесь определять, какие сорта и типы предпочтительней в той или иной ситуации.

Прежде чем приступать к выбору, задайте вопрос: почему именно плитка? Почему не асфальт, не бетон, не насыпанный и уплотненный гравий? По какой причине для вас важно именно здесь постелить плитку? Этот вопрос поможет четче понять, какие ожидания связаны с покрытием, и подобрать необходимый материал, форму и другие параметры плитки.

Если вам нужно вписать дорожку или тротуар в изысканный дизайн участка, выбирайте керамогранит или плитку из натурального камня. Если необходимо создать ощущение древности и монументальности, выбирайте натуральный или литой дикий камень. Чтобы навевало воспоминания о последних десятилетиях Советского Союза, выбирайте цветную вибропрессованную плитку.

Стоимость качественной укладки плитки (с соответствующим проведением подготовительных работ и созданием правильного основания) обойдется в 3-5 раз дороже заливки бетона или укладки асфальта. Даже при использовании недорогих материалов. Если вы выберете дорогие материалы, укладка плитки превысит стоимость создания бетонной или асфальтовой дорожки не менее, чем в 10 раз. Причина этого – высокая цена материала и большой объем дорогостоящих ручных работ, для которых необходима высокая квалификация.

Характеристики

К основным характеристикам плитки относят:

  • стойкость к истиранию;
  • морозостойкость;
  • размер и форму;
  • стоимость.

Стойкость к истиранию

От стойкости к истиранию зависит, как долго плитка продержится под воздействием внешних факторов (обуви и автомобильных шин). Чем этот параметр выше, тем большие нагрузки способна выдержать плитка и тем дольше не потребуется ее замена.

Стойкость к истиранию бетонных тротуарных плит зависит от материалов, из которых изготовили бетон. Применение кварцевого или речного песка, качественного цемента марки не ниже М-500 и щебня твердых горных пород (гранит, мрамор, базальт и другие) улучшают стойкость к истиранию.

Это свойство – условное значение, которое определяют по ГОСТ 13087-81. Чтобы определить значение этого показателя, образец бетонного или железобетонного изделия истирают с помощью специальной машины и абразивного порошка.

После определенного времени воздействия образец очищают и взвешивают. Разница между весом исходного и получившегося образца и есть стойкость к истиранию. Ее указывают в граммах на сантиметр квадратный (г/см2). Чем меньше значение стойкости к истиранию, тем сложней разрушить изделие из бетона или природного камня.

Лучшее значение стойкости к истиранию у керамогранита и брусчатки из натурального камня. Несколько хуже у полимер-бетона из гранитной (мраморной) крошки и клинкерного кирпича (плитки). На третьем месте вибропрессованная тротуарная плита из бетона, в составе которой гранитный или мраморный щебень. На последнем месте литая бетонная плитка и тротуарная плитка из резины.

Морозостойкость

Морозостойкость указывают либо в количестве циклов заморозки-разморозки (на основании ГОСТ 10060-2012), либо по марке бетона F100, F200, F300. Чем выше это значение, тем более сильный мороз выдерживает плитка. Из бетона марки F300 изготавливают изделия, которые выдерживают температуру ниже минус 45 градусов Цельсия. Бетон марки F100 рассчитан на эксплуатацию при температуре выше минус 5 градусов.

Размер и форма

От толщины плитки зависит нагрузка, которую она выдерживает. Плитку толщиной 3-4 см используют для пешеходных дорожек и других мест, где отсутствует любой транспорт. Толщиной 4-7 см используют для участков, где возможно движение легковых автомобилей, свыше 7 см применяют для любых участков.

Чем больше длина и ширина плитки, тем более качественное основание необходимо. Вызвано это тем, что при проседании основания плитка одним или двумя краями наклоняется в сторону провала, другая сторона наоборот, поднимается над поверхностью основной массы плиток, образуя своеобразный «торос».

От формы плитки зависит выбор схемы укладки и сложность стыкования крайних плиток и бордюра. Плитки простой формы – четырех- и шестиугольные проще всего в укладке, но и выбор схем ограничен.

Для одноразмерной квадратной формы доступны схемы «шахматный порядок» и «сдвиг на полряда», поэтому рисунок создают с помощью плитки различных цветов. Для прямоугольной брусчатки доступны схемы «шахматный порядок», «круговая укладка» и «елочка», а рисунок также создают комбинацией цветов.

Квадратная плитка со сдвигом на половину ряда

Для шестиугольника применима схема «мозаика». Для дикого камня нет схемы укладки, потому что все камни различной формы и размера. Поэтому вместо схемы выкладывают рисунок. Декоративная (художественная) плитка сама по себе является рисунком, поэтому никакой схемы укладки для нее не существует.

Если вы хотите выложить какой-то конкретный рисунок или узор, сделайте план участка в удобном масштабе и создайте рисунок на нем. Это поможет определить, плитки какого цвета и формы необходимы.

Если в магазинах нет необходимой плитки, обратитесь непосредственно к фирме-производителю. Большинство таких фирм берутся за изготовление плитки по индивидуальному заказу, правда, по цене в 2-5 раз дороже той, которую производят массово.

Стоимость

В 50 процентах случаев стоимость определяет выбор плитки. Чем дороже плитка, тем дороже услуги работника по ее укладке. Для устройства дешевой литой плитки, которая прослужит от силы десять лет, можно нанять бригаду гастарбайтеров, они делают быстро и дешево. Но такой подход к укладке дорогой плитки приведет к необходимости капитального ремонта отмостки уже через 3-5 лет.

Укладка плитки – это завершающий этап, перед ним необходима тяжелая и сложная работа по подготовке грунта и устройства подстилающих слоев. Если одна из операций выполнена некачественно или с ошибками, отмостка долго не продержится.

Стоимость плитки зависит от цены исходных материалов, технологии изготовления, популярности бренда, доходов фирмы-производителя и различных транспортных и торговых издержек. Поэтому разброс цен на различные модели одного типа плитки достигает 100 процентов.

Не спешите покупать плитку в первом же магазине. Посмотрите предложения других торговых точек, посетите несколько фирм, которые производят плитку. Велика вероятность, что удастся найти нужное вам, и по меньшей цене, чем просят в магазине.

Помните, более дорогая плитка не обязательно более качественная, чем та, которая дешевле. Ведь качество плитки (в пределах одного вида или модели) зависит от опытности работников и технологов. Если рабочие не нарушают технологию, проверяют и вовремя чинят (регулируют) аппаратуру, используют правильные ингредиенты, то такой подход обеспечивает высокое качество продукции.

Выбор плитки для мощения тротуаров, садовых дорожек или мест отдыха – дело непростое. Теперь вы знаете, на что обращать внимание при выборе плитки, какие качества и параметры действительно важны, а что именно можно смело игнорировать. Это поможет подобрать плитку, которая устроит по цене, качеству и идеально подойдет для задуманного вами рисунка.

Плитка является современным стройматериалом. При этом укладка тротуарной плитки с огромным успехом применяется при покрытии улиц, дорожек и подходов к зданиям. Вообще говоря, материалы, которые применяются для производства таких изделий, могут быть разными. Наиболее распространенный материал - бетон, но также очень популярными являются натуральный камень и специальная обожженная глина.

Физические характеристики тротуарной плитки

Основными параметрами качества, на которые в первую очередь необходимо обращать внимание во время выбора, покупки и укладки тротуарной плитки являются:

  1. Прочность материала изделия. Этот параметр характеризует, насколько прочна плитка, и как хорошо изделие будет выдерживать нагрузки и не ломаться. Прочность должна составлять не меньше 30-40 МПа.
  2. Водопоглощение материала . У современных изделий данный параметр должен быть минимальным. Ведь чем меньше влаги сможет впитать в себя изделие, тем лучше для его эксплуатационных характеристик. А лишняя вода в тротуарной плитке может замерзнуть и существенно повредить внутреннюю структуру. Показатель водопоглощения не должен превышать 6%.
  3. Истираемость. Данное свойство напрямую зависит от способа изготовления. Часто, чтобы снизить цену продукции, производитель добавляет краситель только в верхний слой изделия. Такой материал быстро потеряет первоначальный вид. При этом покрытие, произведенное из материала одного цвета, сохранит свою окраску во время всего срока службы. Стойкость к истиранию должна составлять около 0.7 г/см2.
  4. Марка морозостойкости. Этот параметр является одним из самых главных показателей, на который следует обращать внимание при покупке и укладке тротуарной плитки . Изделия хорошего качества должны быть рассчитаны на срок около 250-300 циклов (1 цикл - замораживание и последующее оттаивание). Обычно за зиму происходит приблизительно 5 таких циклов. И исходя из этого, полный срок эксплуатации плитки, профессионально и качественно уложенной специалистами компании «БиК», равен 50-60 годам.
  5. Характеристика поверхности изделия (глянцевая или матовая). Укладка тротуарной плитки с глянцевой поверхностью выглядит красивее, но глянец свидетельствует о большом количестве воды в изделии, что является отрицательным фактором для общего срока службы.

Применение плитки

При оформлении парковых дорожек, аллей, детских площадок, городских скверов или остановок транспорта плиткой эти места сразу приобретают привлекательность и надёжную защиту. Гораздо приятнее прогуливаться по разноцветной дорожке, которая имитирует мостовые, чем по черному безликому асфальту. Аккуратные тротуары и площадки с узорами из плитки прочно вошли в нашу жизнь и стали визитной карточкой респектабельных районов и мест отдыха. Компания «БиК» производит максимально качественное мощение плиткой различной сложности.

Бетонную плитку для мощения дорог изобрели впервые в конце XIX века, патенты на нее оформлялись как в Европе, так в США. Однако ее не сочли достаточно прочной не только для проезжей части дороги, но и для тротуаров - проще и быстрее было покрывать их асфальтом. В 1930 году немецкие инженеры создали плитку, прочность на сжатие которой составляла 1000 МПа. В качестве эксперимента ею частично покрыли одну из улиц немецкого города Нойс (земля Северная Рейн-Весфалия), заменив износившуюся каменную брусчатку - бетонная плитка с успехом выдержала испытания.

До 50-х годов прошлого века к плитке, сформованной из бетона, городские власти относились с подозрением - ее использовали в ограниченных объемах и только для замены старой брусчатки, а пешеходные дорожки покрывались тротуарным кирпичом из термически обработанной глины. Но в послевоенной Европе глиняный кирпич стал товаром первой необходимости, поскольку города стояли в руинах.

Первыми вспомнили о бетонной плитке голландцы, они отливали ее в тех же формах и размерах, что прежде использовались на производстве кирпичного камня. Разработанные голландцами технологии производства бетонной плитки позволили минимизировать энергетические затраты, удешевить себестоимость продукции на 40% по сравнению с кирпичной брусчаткой.

Новый материал для мощения дорог, активно применяемый в Нидерландах, привлек внимание немецких градоначальников. Промышленники Германии создали аналогичную технологию производства бетонной плитки, только решили разнообразить форму изделия - так появилась многогранная (фигурная) бетонная брусчатка.

В России мостить тротуары бетонной плиткой стали в конце 70-х. Производилась такая плитка в двух вариантах формы - прямоугольник и квадрат. В конце XX века российские производители тротуарной плитки приобрели импортное оборудование и переняли европейские технологии изготовления бетонной брусчатки, приступив к выпуску продукции самой разнообразной формы и цветовой палитры.

Технологии производства тротуарной плитки

Способов изготовления бетонного камня три - вибролитье, вибропрессование и гиперпрессование. Во всех трех случаях исходная смесь компонентов, из которых получается плитка, содержит небольшое количество воды («полусухая» или «жесткая» смесь), портландцемент М500ДО, мелкофракционную щебенку (5-10 мм зерно) и песок (2 мм зерно). С целью увеличения прочностных характеристик в состав смеси добавляются пластификаторы. Ввод цветового пигмента, придающего окраску плитке, преследует две цели - улучшение декоративных свойств изделия, повышение стойкости его поверхности к ультрафиолету и сезонным атмосферным явлениям.

Вибролитье . Составленная смесь помещается в формы из пластика, предварительно смазанные особой смазкой. Формы укладываются на стол, поверхность которого постоянно вибрирует (вибростол), где должны выдерживаться некоторое время для уплотнения смеси. Выждав определенный промежуток времени, формы переносят в теплое место (температура более 15 о С), где держат их не менее двух суток - и изделие готово.

Вибропрессование . Бетонной смесью заполняются матрицы (прессформы), установленные на вибропрессе. На уложенную в прессформы смесь давит вертикальный пуансон, оголовье которого входит в матрицу идеально, поскольку выполнено по ее форме - давление происходит до уплотнения смеси. Во время процедуры уплотнения на смесь в матрице также воздействует вибрация стола, а в некоторых случаях (дополнительно) - вибрация оголовья пуансона. По завершении операция вибропрессования пуансон поднимается вверх, увлекая за собой сформированное изделие и перемещая его на поддон.

Гиперпрессование . Несмотря на внешнюю схожесть данной техники прессования с вибропрессованием, имеются несколько различий, влияющих на качество продукции. Смесь бетона помещается в матрицы, выставленные стол пресса, на нее давит оголовье пуансона до тех пор, пока смесь не будет уплотнена в достаточной степени. Но в процессе уплотнения стол с размещенной на нем матрицей-прессформой и пуансон не вибрируют - смесь уплотняется только за счет приложенного к ней высокого давления (в среднем 200 кг на см 2), применяется более мощный пресс, чем при выбропрессовании. Закончив прессование, пуансон поднимается и увлекает за собой опрессованное изделие, помещая его на поддон. Прессы могут быть одно- и двухсторонними, отличающимися от односторонних агрегатов наличием двух пуансонов, воздействующих на изделие сверху и снизу одновременно. Двухсторонний пресс позволяет снизить негативный эффект от градиента уплотнения, образующегося в зоне непосредственного контакта бетонной смеси в прессформе с пуансоном.

Плитка, полученная вибролитьем, вибропрессованием или гиперпрессованием - в чем разница?

Бетонную плитку, изготовленную по технологии вибролитья, характеризует привлекательный вид - ее лицевая (верхняя) поверхность блестящая и гладкая. Вибролитая тротуарная плитка выдерживает порядка 250 циклов заморозки и оттаивания, ее марка прочности - М200-М300. Сама технология вибролитья привлекательна для небольших производств, поскольку требует минимальных затрат при переходе на новые типы продукции, нужно лишь приобрести формы из резины или полиуретана. Ввод в состав бетонной смеси особых пластификаторов позволяет увеличить прочность плитки.

Технология вибролитья имеет один существенный недостаток - вибрация стола приводит к наслоению песчаного и щебенчатого наполнителя в определенной части изделия (седиментации). Этот процесс влияет на прочность продукции - достичь одинакового качества каждой произведенной партии бетонного камня крайне сложно. По этой причине вибролитье при изготовлении тротуарной плитки в Европе и США не применяется.

Изделия из бетона, выполненные по технологии вибропрессования, обладают следующими эксплуатационными характеристиками - 200-300 циклов морозостойкости и прочность на уровне М200-М400. Однако качество вибропрессованных изделий из разных партий находится на одном уровне и не зависит от профессионализма рабочих, контролирующих процесс производства. Шероховатая поверхность вибропрессованной тротуарной плитки (гладкой сделать ее невозможно) снижает вероятность падения прохожих во время атмосферных осадков. Технология вибропрессования позволяет автоматизировать большинство производственных операций, доведя объемы выпуска до максимума.

За счет высокого уплотнения бетонной смеси, гиперпрессование позволяет выпускать прочную плитку при низком содержании цемента, т.е. удешевить сам процесс производства. Прочность гиперпрессованной плитки находится в диапазоне М300-М450, морозостойкость на уровне 200-300 циклов. Готовый бетонный камень в каждой партии обладает точной геометрией, его поверхности более гладкие, чем у вибропрессованных изделий. В отличие от двух других технологий, гиперпрессование позволяет придавать тротуарной плитке не только определенные цвета, но их оттенки.

Производительность гиперпрессующих комплексов несколько ниже, чем на вибропрессующих предприятиях, однако работают они полностью в автоматическом режиме.

По сроку службы вибропрессованные и гиперпрессованные бетонные изделия превосходят вибролитые аналоги - свыше 10 лет для первых, в среднем 7 лет для вторых.

Плюсы и минусы тротуарной плитки из бетона

Как и любое дорожное покрытие, бетонный камень обладает своими преимуществами и недостатками. Прежде перечислим его достоинства:

  • на площадке, отделанной бетонной плиткой, не образуются лужи. Многочисленные щели между элементами плиточной поверхности пропускают влагу, обеспечивая дренаж;
  • если асфальтовое покрытие под жарким солнцем лета частично утрачивает жесткость, выделяя летучие соединения химического происхождения в атмосферы, то тротуар, закрытый бетонной плиткой, не реагирует на солнечные лучи подобным образом;
  • наличие щелей в тротуарном покрытии способствует поступлению в почву влаги и воздуха, т.е. не происходит угнетения корневой системы растений;
  • обеспечивает доступ к подземным коммуникациям без критического повреждения отделки площадки. Достаточно фрагментарно демонтировать элементы тротуарной плитки на участке работ, а по их завершении - выставить плитку на место;
  • обладает высокими эстетическими характеристиками. Комбинируя бетонную плитку различного размера, цвета и формы, можно получить покрытие с затейливым орнаментом на поверхности.

Недостатки тротуарной плитки :


Как правильно выбирать тротуарную плитку

Выбрав производителя, форму и расцветку бетонной брусчатки, торопиться с ее приобретением не нужно. Прежде определитесь с орнаментом, который будет выкладываться в процессе монтажа. Намереваясь получить дорожное покрытие со сложным узором, учтите - плитки большего или меньшего размера, чем изображение орнамента, потребуется ее обрезать, т.е. на работу уйдет больше времени и материала.

Даже при выборе самого простого орнамента, к примеру, чередования уложенных вдоль и поперек тротуарных плиток, понадобиться на 10% больше бетонного камня, чем это необходимо для полного перекрытия площадки. Любая партия тротуарной плитки, пусть даже самой качественной и дорогой, содержит в своем составе 5-7% бракованной брусчатки.

Обязательно рассчитайте потребности в плитке - приобретать ее необходимо из одной партии. Докупить недостающую брусчатку взамен выбракованной (поврежденной по каким-то причинам) можно, но она не будет полностью совпадать с изделиями из предыдущей партии - более яркие или темные цветовые оттенки, случаются и расхождения по размеру.
Учтите, что на диагональную или круговую укладку бетонного камня уйдет больше, чем на параллельный монтаж.

Рекомендуется также приобрести 1,5-2 квадратных метра тротуарной плитки сверх необходимого количества - она пригодится для фрагментарной замены плиточного покрытия, изношенного по мере увеличения срока эксплуатации.

Как правильно уложить тротуарную плитку

Покрытие тротуара формируется иначе, чем облицовка площадки, по которой будет двигаться автотранспорт - во втором случае требуется более прочное основание. Рассмотрим порядок монтажа тротуарной плитки для пешеходной дорожки и для, к примеру, парковки автомобилей.

Первый этап - подготовка котлована . Описанные ниже работы проводятся в процессе построения плиточного покрытия под любой тип движения, т.е. и для пешеходов и для автомашин.

Дернина полностью извлекается и вывозится с площадки, глубина выемки - не менее 100 мм. Полученный котлован ровняется, его дно утрамбовывается. Необходимо сформировать по всей площади котлована уклон для стока дождевой и талой воды в канаву - по 10 мм на каждый квадратный метр площадки.

Если земля на участке работ сухая и твердая, создать котлован будет сложно. Нужно размягчить ее, обильно полив водой из шланга с распылителем и уже через 24 часа можно продолжить рытье.

По периметру площадки нужно подготовить каналы для установки бордюров, их глубина зависит от высоты бетонного бордюра. В готовые каналы 50 мм слоем отсыпается песок (учесть при рытье канала!), сверху выставляются бордюры, закрепляемые на месте цементным раствором (одна часть цемента, три части сеяного песка, ½ часть воды). По окончании установки бордюров дно котлована полностью застилается геотекстилем - его полотно обеспечит дренаж, выступит в роли армирующего основания для покрытия из тротуарной плитки (предотвратит эффект «колеи»), воспрепятствует росту стеблей и корней растений.

Второй этап - укладка основания («подушки») . Здесь порядок работ и используемые материалы различаются в зависимости от назначения площадки, закрываемой тротуарной плиткой.


Основание под пешеходную дорожку устраивается так: на уложенное ранее геотекстильное полотно в котлован отсыпается песок, необходимо заполнить им все свободное пространство площадки, выровнять граблями. Толщина песчаного слоя - не менее 40 мм. Песка нужно насыпать больше, чем необходимо на первый взгляд - после увлажнения и трамбовки он осядет.

Если выровнять дно котлована не удается, то плиточное покрытие может местами просесть. Чтобы избежать деформаций до их фактического образования, следует соединить просеянный песок с цементом (50 кг на полтонны песка).

Основание под площадку для автотранспорта создается одним из приведенных ниже способов:

  • на полотно геотекстиля в котлован укладывается щебень диаметром 5-20 мм, толщина слоя должна быть от 100 до 200 мм. После увлажнения и трамбовки щебенки поверх нее 50 мм слоем насыпается песок;
  • геотекстильное полотно засыпается песком на 100 мм высоту. Песчаный слой обливается водой, утрамбовывается и ровняется, затем на него кладется арматурная сетка с шириной ячейки 50 мм (не перевязывается). На нее слоем в 30-40 мм укладывается песок;
  • поверх геотекстиля 100-200 мм слоем отсыпается щебень фракции 5-20 мм. Щебень увлажняется, трамбуется, после покрывается смесью песка и цемента (три части песка на одну часть цемента). Толщина цементно-песчаной смеси - 20-30 мм, укладка бетонной плитки будет выполняться на нее.

Третий этап - установка тротуарной плитки . Перед началом работ песчаное основание увлажняется и разравнивается при помощи 1,5-2 метровой металлической полосы, насаженной на рукоятку. Монтаж бетонного камня производится от стены здания или от одного из бордюров, на свои места плитка забивается молотком с резиновой ударной головкой.

Монтажник при выставлении каждого ряда плитки стоит на коленях - касаться песчаной подушки нельзя. По только что установленным рядам тротуарной плитки необходимо передвигаться только по широкой и длинной доске, перемещая ее по отделанной плиткой поверхности и не используя в качестве опоры крайний ряд бетонного камня.

В процессе укладки важно выдерживать между соседними плитками зазор шириной от 3 до 5 мм.
Горизонтальное положение брусчатки контролируется строительным уровнем, поставленным на полутораметровую металлическую линейку. При обнаружении выступающей плитки, ее следует забить резиновым молотком, при выявлении излишне утопленной - извлечь, подсыпать песка, затем вбить молотком заново.

Выполнив монтаж тротуарной плитки на всей площади, площадка засыпается мелкофракционным песком (зерно 0,2 мм), основательно прометается метлой - нужно ввести песок в щели между брусчаткой. Не следует проявлять излишнего энтузиазма в процессе заметания песка - при сильном нажатии на рукоятку только что уложенная плитка может сдвинуться.

Далее облицованную бетонным камнем площадку необходимо залить водой - обязательно воспользуйтесь насадкой-распылителем, иначе песок из щелей будет вымываться. Через 24-48 часов плиточным покрытием можно пользоваться, но никак не раньше - оградите периметр площадки на этот срок.

Для того, чтобы садовая дорожка или площадка под автомобиль выглядели привлекательно, необходимо купить тротуарную плитку. Этот материал очень популярен в последнее время: производители наладили выпуск брусчатки различной формы, толщины, цвета. Но как выбрать тротуарную плитку надлежащего качества? На что следует обращать внимание? Чтобы на вопрос ответить, нужно разобраться с технологией изготовления брусчатки, с правилами ее укладки и другими нюансами.

Брусчатка при соблюдении технологии укладки обладает определенными преимуществами перед монолитным покрытием из бетона и асфальта:

  • благодаря наличию зазоров между соседними плитками исключается образование луж;
  • в летнее время поверхность, созданная из плитки, не нагревается и не становится мягче, а неприятные запахи отсутствуют;
  • не создается парниковый эффект под покрытием, что важно для рядом растущих декоративных насаждений;
  • в случае необходимости проведения прокладки или ремонта подземных инженерных коммуникаций, достаточно разобрать и по окончании работ вновь уложить плитку на определенном участке;
  • используя камни различного цвета и формы, можно создать узорчатое покрытие.

Тротуарная плитка (фото примеров укладки представлено в статье) может использоваться для создания уникального ландшафта.

Требования нормативных документов

Следует знать, что основные требования, предъявляемые к качеству брусчатки, изложены в ГОСТ 17608-91. В нормативной документации указано, что она должна выдерживать не менее 200 циклов заморозки и оттаивания, нагрузку при сдавливании – не менее 30 мПа, влагопроницаемость должна составлять не более 5%, устойчивость к истиранию – не более 0,7 г/см². Так же ГОСТ определяет максимально допустимые отклонения от заданных геометрических параметров и другие характеристики.

Для изготовления рабочей смеси используется портландцемент М500, мелкой фракции щебень (5 – 10 мм) и песок зернистостью до 2 мм. Чтобы отвердевшая смесь была достаточно прочной, при замешивании рабочей смеси вводится пластификатор, лучшими производителями которого зарекомендовала чешская компания «Усов и Прохезе» и немецкая фирма «Байер».

Покупатель имеет право потребовать у производителя или продавца для ознакомления Сертификат подтверждения качества, выданный уполномоченным региональным Органом сертификации. Такой документ выдается на основе положительных результатов лабораторных испытаний продукции. Кроме того, должны быть документы, подтверждающие радиационную безопасность плитки или сырья, используемого для ее производства.

Основные сведения о производстве брусчатки

В настоящее время производители используют одну из двух технологий: первая основывается на прессовании жесткой смеси с помощью вибрации, вторая – на вибролитье с добавкой пластификаторов. Оба способа позволяют получить качественные низкопористые изделия из бетона, но брусчатка, полученная вибролитьем, превосходит по прочности прессованную, благодаря применению пластификаторов.

Кустарным способом также изготавливается тротуарная плитка: пластиковая форма заполняется бетоном и укладывается на вибростол. Без вибропрессования изделие будет непрочным и долго не прослужит: влага, проникая в поры и замерзая в них, будет разрушать плитку.

Для производства в промышленных объемах необходима бетономешалка, вибростол, достаточное количество форм и другое оборудование. Процесс осуществляется со следующей последовательностью действий.

  1. Пластиковые формы смазывают солидолом или другой подобной смазкой: это облегчит извлечение готового изделия после высыхания смеси.
  2. Формы заполняют раствором и укладывают на вибростол.
  3. По окончании процесса формы складируют на стеллажах и для равномерной сушки укрывают полиэтиленовой пленкой. В таком состоянии изделие находится в течение суток. Температура воздуха при этом должна быть не ниже +15°С.
  4. Высохшую плитку извлекают из форм, прогретых предварительно в горячей воде при температуре до +50 °С: это уменьшает количество брака, увеличивает срок службы брусчатки.
  5. Готовые изделия укладывают на поддоны, паллеты обвязывают лентой и покрывают пленкой. Брусчатку, изготовленную летом, можно будет использовать по назначению через 7 дней. Зимой она набирает прочность дольше – 28 суток. Этот срок необходимо уточнять перед приобретением плитки.

Вашему вниманию видеосюжет о процессе производства плитки.

Как определить качество брусчатки без сопроводительных документов

Не всегда представляется возможным убедиться в качестве брусчатки, ознакомившись с Сертификатом соответствия. Как поступить в таком случае? Прежде всего, необходимо учитывать, что для создания пешеходных зон достаточно толщины брусчатки 25-30 мм. Для проезжей части и парковочной зоны необходимо более толстая (от 40 до 60 мм) тротуарная плитка: цена ее различна и зависит также от формы и цвета. В остальном, необходимо обращать внимание на следующее.

  1. Чтобы сделать поверхность изделий глянцевой, некоторые недобросовестные производители вместо использования специальных дорогостоящих добавок вводят в раствор лишнюю воду. Это ведет к снижению прочности брусчатки. Выявить такой недостаток просто: достаточно слегка стукнуть одной плиткой по другой. Звук, который издаст качественная плитка, будет звонким. Глухой звук – признак нарушения технологии производства.
  2. Цвет брусчатки из бетона не должен быть чрезмерно насыщенным: превышение количества пигмента также ухудшает прочностные характеристики материала.
  3. Пагубно на качестве сказывается наличие глины в рабочей смеси. Реагируя с цементом, она разрушает плитку при попадании на нее влаги. Глину можно обнаружить, осмотрев тыльную сторону изделия: желтого цвета включения и пятна являются признаками наличия глины.
  4. Если тротуарная плитка внешне привлекательна, это еще не гарантирует ее соответствие требованиям нормативных документов. Следует осмотреть материал в середине, для чего нужно разбить один камень. Пор, пустот и посторонних включений быть не должно. Пигмент, задающий цвет изделию, должен быть распределен по всему материалу равномерно. Окраска только лицевой части приводит к расслаиванию, снижает срок службы.
  5. Стоит избегать приобретения слишком дешевой плитки: она, скорее всего, изготовлена из некачественного сырья или с нарушением технологии.
  6. Важно учитывать, как долго производитель работает на рынке производства этого вида строительных материалов. Желательно заручиться рекомендациями тех, кто уже использовал данную плитку и осмотреть тротуар, выложенный ею: если брусчатка прослужила несколько лет и не потеряла внешнего вида – ее качество на должном уровне.
  7. Необходимо правильно определить и приобрести необходимое количество материала (с небольшим запасом): цвет и фактура изделий из разных партий может существенно отличаться друг от друга.

Немного информации о технологии укладки тротуарной плитки

Брусчатка укладывается по-разному в зависимости от того, как она будет эксплуатироваться. Для приусадебных участков подходит следующая технология.

  1. Прежде, чем начинать укладку, следует определиться с рисунком и размерами замащиваемого участка, чтобы избежать лишней резки плитки и большого количества отходов.
  2. Необходимо запастись инструментом. Понадобится: лопаты (штыковая и совковая), грабли, трамбовка, строительный уровень, геомембранное полотно (геотекстиль), правило, молоток с резиновым бойком.
  3. Размеченный участок требуется очистить от растительности (снять дерн) на глубину до 150 мм и утрамбовать землю. Твердый грунт можно размягчить, обильно полив водой. Этот котлован должен иметь уклон для стока дождевой воды.
  4. По бокам нужно подготовить рвы для установки бордюр, дно в них утрамбовывается и насыпается песчаная подушка слоем 50 мм. Бордюры устанавливаются на цементно-песчаный раствор.
  5. По всей площади котлована настилается геотекстиль. Поверх полотна насыпается песок слоем около 40 мм и равномерно распределяется с помощью граблей. Чтобы избежать деформаций поверхности из-за неровностей дна котлована, к песку следует подмешивать цемент в пропорции 1: 10.
  6. Подушка из смеси песка и цемента смачивается водой и аккуратно выравнивается правилом.
  7. Плитка укладывается (начиная от бордюра) и вбивается резиновым молотком. Передвигаться по песку нельзя: для этого используется доска, которая укладывается поверх уже вбитой на место плитки.
  8. Резка плитки выполняется болгаркой с алмазным кругом.
  9. Перепады основания по уровню нивелируются подсыпкой или отбором песка.
  10. По окончании укладки брусчатку обильно посыпают песком, который затем сметают. Это необходимо для заполнения швов. После этого тротуар поливают водой. Эксплуатировать его можно на следующий день.

Для обустройства площадки под автомобиль потребуется дополнительный слой щебня, который насыпается и утрамбовывается перед песчаной подушкой. Необходима также арматурная сетка: она кладется поверх песка.

Видеосюжет о том, как укладывается брусчатка, поможет выяснить некоторые важные моменты.

Чтобы правильно выбрать тротуарную плитку, следует обратиться за помощью к специалистам торгующих предприятий – менеджерам. Укладку плитки лучше доверить профессионалам.

При проведении строительных работ (или по их окончании) неизбежно возникает вопрос о благоустройстве прилегающей территории. Ходить по останкам стройматериалов и цементно-почвенной смеси неудобно и антиобщественно. Для воплощения в жизнь этой дизайнерской задачи есть много решений в числе которых – оправданно популярная укладка тротуарной плитки. Этот материал имеет множество вариантов конфигурации и богатый выбор цветовых решений, удобен в монтаже и сравнительно недорог.

Изготовление тротуарной плитки возможно без дорогостоящего оборудования и не требует привлечения производственных мощностей. Его может организовать каждый желающий. Правильно подобранные пропорции бетона и других компонентов смеси позволят получить высококачественный строительный материал при существенной экономии.

Материалы для тротуарной плитки

Чтобы максимально уменьшить стоимость тротуарной плитки (о чем грезит в розовых снах каждый рачительный хозяин), можно изготовить ее своими силами в домашних условиях. Для этого не потребуется дорогостоящее оборудование, а только самые простые инструменты: бетономешалка (если есть) или емкость для смешивания раствора (русско-советское корыто), лопаты, ведра, формы, тоже изготовленные самостоятельно либо приобретенные по бросовым ценам. И, естественно, материалы:

  • цемент,
  • песок,
  • щебень,
  • вода,
  • пластификатор,
  • модификатор,
  • красящий пигмент нужного цвета.

Чтобы результат ваших трудов оправдал затраченные средства и усилия, следуйте приведенным ниже несложным рекомендациям.

Качество бетонных изделий (в частности тротуарной плитки) во многом зависит от правильного подбора компонентов бетона и тщательного соблюдения их пропорций. Поэтому нужно приобрести портландцемент М500 без добавок (чтобы наверняка), мытый гранитный щебень фракции 5 – 10 мм, крупнозернистый речной песок, качественные пластификатор и пигментный краситель, использовать чистую воду. Конечно, можно приобрести более дешевые (соответственно, менее качественные) ингредиенты, но тогда будет очень сложно достичь должного качества конечного продукта.

Состав бетонной смеси

Такие изделия как бордюры, тротуарная и фасадная плитка согласно ГОСТу 17608-91 должны отвечать высоким . Пропорции и состав смеси в значительной степени влияют на технические характеристики и качество конечных изделий.

Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на цементе М500, относящимся к группе портландцементов и отличающимся высокой прочностью и более ранним схватыванием, в сравнении с бетоном марки М400 и ниже. Цемент М500 может идти с минеральными добавками (не более 20%) или быть без них. ПЦ II/А-Ш 500 содержит минеральные добавки, ПЦ I-500 – чистый портландцемент (изделия, изготовленные из такого цемента, могут выдержать нагрузку до 500 кг/см 2).

В производстве тротуарной плитки лучше всего использовать бездобавочный вариант.

Щебень следует выбирать с фракцией 5-10 мм. При этом его устойчивость к истиранию не должна быть ниже М800 (высокопрочный или прочный тип), показатели морозостойкости – F300-400 (отвечают характеристикам гранитного щебня). Песок следует приобретать крупный речной (размер фракции не ниже 2,5 мм) с процентным содержанием примесей - не более 3%.

Использование пластификаторов и суперпластификаторов позволяют получать литую плитку без вибрации. При уменьшении количества воды в составе раствора мы получим самоуплотняющийся высокопрочный бетон для тротуарной плитки.

Для придания изделию нужного оттенка используют железоокисные пигменты-красители, устойчивые к действию ультрафиолета, влаги, повышенных температур.

В качестве армирующего материала выступает фибра полипропиленовая. Это добавка способна заменить стальную арматуру, предотвращает образование трещин в готовых конструкциях.

Вода необходима для сцепления компонентов и придания смеси однородности.

Пропорции бетонной смеси – 1:2:2 (вода, цемент, щебень)

Шаг 1. На 50 кг бездободавочного цемента М500 нам потребуются 15-20 литров пресной чистой воды (2 ведра). Заливаем воду в бетономешалку.

Шаг 2 . Растворяем в небольшом количестве теплой воды (до 50°С) пластификатор и добавляем состав в бетономешалку, после чего тщательно перемешиваем.

Шаг 3 . Пигменты-красители берем из расчета нормы, рекомендуемой производителем.

Шаг 4. Чистый гранитный щебень в количестве трех 12-литровых ведер высыпаем в бетономешалку и перемешиваем с водой. Добавление гранитного отсева существенно снижает риск образования трещин и повышает прочность готового изделия.

Шаг 5 . В полученную смесь добавляем мешок цемента (50 кг или 3 12-литровых ведра). После добавления каждого ведра, смесь тщательно перемешиванием.

Шаг 6 . Досыпаем еще 1 ведро гранитного щебня и снова вымешиваем. Затем загружаем 4 ведра речного песка, тщательно перемешивая после каждой новой порции (ведра). При необходимости добавляем немного воды.

Шаг 7 . Добавляем последнее ведро щебня. Весь процесс изготовления одной такой порции займет у вас не более 10 минут. При этом предложенные выше пропорции и состав бетона для тротуарной плитки позволит получить густой высококачественный раствор.

Шаг 8 . Смесь заливаем в формы. Содержимое в формах уплотняем с помощью киянки. При укладке бетонного раствора в формы последние следует немного потрясти, что позволит обеспечить более плотную усадку состава.

Шаг 9 . Спустя пару дней плитку извлекаем, предварительно смазав маслом или эмульсией. Для упрощения процесса извлечения можно поместить форму под горячую воду (до +60°С).

Изготовление бетонной смеси

Итак, приступаем к изготовлению бетонной смеси. Рекомендуемое соотношение сухих составляющих (цемент, песок, щебень) нужно взять в пропорции 1:2:2, а пластификатор и краситель согласно рекомендации изготовителя.

Сначала заливаем в бетономешалку около 20 литров чистой воды. Приготавливаем раствор пластификатора. Для этого необходимое количество сухого вещества (примерно 0,7% от массы цемента) растворяем в теплой (50 - 60 °С) воде, вливаем в бетономешалку и тщательно перемешиваем. Теперь туда же отправляем пигментный краситель (от 2 до 5% массы цемента). Через 1 – 2 минуты засыпаем чистый щебень, потом с таким же интервалом помещаем в бетономешалку песок и цемент. Для увеличения долговечности бетона, повышения его износоустойчивости и ударопрочности в раствор можно добавить полиамидные, полипропиленовые или стеклянные щелочноустойчивые волокна длиной 10 – 20 мм, диаметром 10 – 40 мкм (0,8 – 1,0 кг на 1 м3 бетона). Благодаря такому армированию значительно повышаются прочностные характеристики готового изделия. Готовый раствор должен держаться горкой на мастерке, но легко расплываться даже при слабом встряхивании.

Если у вас нет бетономешалки, процесс изготовления бетона можно осуществить вручную. Конечно, для этого потребуется затратить больше усилий и времени, но при должном усердии результат будет хорошим.

Новые формы не требуют особой подготовки перед заливкой раствора. Однако, со временем, на их внутренней поверхности появляются мелкие царапинки, которые увеличивают сцепление формы с раствором. В этом случае требуется обработать поверхность специальной эмульсией для легкого извлечения плитки. После заливки раствора уплотняем его с помощью киянки или легкого встряхивания чтобы обеспечить полное заполнение формы и плотную усадку состава.

Через двое суток плитку нужно извлечь из формы. Облегчить эту операцию поможет прогревание в горячей (до 60 °С) воде. Следующие две недели плитку выдерживают в тени при плюсовой температуре, регулярно поливая изделие водой для предотвращения пересыхания. За это время бетон наберет свою максимальную прочность, и плитку можно будет использовать по назначению.

На протяжении последующих двух недель изделия хранят в затененном месте при температуре не ниже 0°С, периодически смачивая их поверхность водой. После того, как через две недели тротуарная плитка полностью высохнет и обретет максимальную прочность, можно приступать к ее укладке.