26.02.2024

Что сделал сильвестр. Краткая биография Сильвестра (XVI век - XVI век). Черты характера и их влияние на достижение целей


Священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр принадлежал к замечательным персонажам русской истории эпохи Ивана Грозного. В научной литературе о нем спорят: с одной стороны, приписывают как одному из руководителей «Избранной рады» выдающуюся роль в проведении реформ 40 — 50-х годов XVI века, с другой, — предлагают не преувеличивать степень его влияния на Грозного, а заодно и сомневаются в самом существовании упомянутой «рады». Возможно, некоторые материалы, касающиеся его сына Анфима Сильвестрова — коммерсанта, государева дьяка, книжника — внесут больше ясности в вопрос, кем же был «поп Сильвестр».
Даты рождения и смерти Анфима Сильвестрова неизвестны. Как предполагают, сам Сильвестр родился между 1500 и 1510 годами, а вышел он из зажиточных торгово-ремесленных кругов Великого Новгорода, с которыми поначалу и думал связать свою судьбу. Но жизнь рассудила иначе, и там же, в Новгороде, Сильвестр был рукоположен в священнический сан, увлекшись к тому же книжным делом и иконописанием. Долгое время считалось, что именно им создано Житие равноапостольной княгини Ольги для «Книги Степенной царского родословия», — лишь недавно установлено, что оно было составлено псковским книжником священником Василием (в иночестве Варлаамом). Есть мнение, что начало нашего книгопечатания не обошлось без Сильвестра. Из «Сказания известно о воображении книг печатного дела» мы знаем об учреждении, так сказать, официальной типографии, однако предполагается, что ей предшествовала другая, частная, основанная в московском доме Сильвестра, тогда уже благовещенского священника: в этой предполагаемой типографии якобы и начинал свою деятельность в Москве Иван Федоров.
Участие Сильвестра в знаменитом Стоглавом соборе, суть которого заключалась в разрешении иерархами многочисленных недоумений царя «о различных церковных чинех», выразилось по крайней мере в том, что он в составе представительной депутации доставил соборные материалы бывшему митрополиту Иоасафу в Троицкий монастырь. Но многое говорит за то, что в действительности роль благовещенского священника в соборных делах была гораздо значительнее. Забота собранных царем иерархов об истинно христианском просвещении людей нашла свое отражение в написанном Сильвестром после Собора «Домострое»; это наводит исследователей на мысль, что он приложил руку и к составлению текста Стоглава. Известно также послание Сильвестра казанскому наместнику князю А. Б. Горбатому, где он излагает свои представления об образцовом правителе. Историк Иван Забелин высказал предположение об активном участии Сильвестра в украшении Золотой палаты Кремлевского дворца «стенным бытейским письмом», в котором средствами живописи была представлена идея праведного царствования и показаны первые подвиги молодого царя.
Анфим обрел в лице родителя не только заботливого и любящего отца, но и принципиального наставника. 64-я глава «Домостроя», называющаяся «Послание и наказание ото отца к сыну», написана Сильвестром в виде наставлений Анфиму, и ее называют порой «Малым Домостроем».
«Видел ты сам, чадо мое, многих ничтожных сирот и рабов, и убогих мужского полу и женского и в Новгороде, и здесь, в Москве, вскормил и вспоил я до зрелости, обучил, кто чему достоин, многих и грамоте, и писать, и петь, которых иконному письму, а каких и книжному искусству, тех серебряному делу и прочим всем многим ремеслам, а кого разной торговлей обучил заниматься».
Далее автор сообщает, что мать Анфима также «воспитала в добром наставлении многих девиц и вдов, ничтожных и убогих, обучила рукоделию и разному домашнему обиходу и, наделив приданым, выдала замуж, а мужчин поженили у добрых людей, и все те, дал Бог, свободны, живут самостоятельно, многие в священническом и диаконском чине, и в дьяках, и в подьячих, и во всяких чинах: кто во что уродился и в чем благоволил Бог быть, — те занимаются разными ремеслами, а многие торгуют в лавках, многие и в купечестве в различных землях ведут торговлю».
Ставил благовещенский священник в пример сыну и свою неукоснительную супружескую верность, призывая его жить «по христианскому закону во всех делах без лукавства и без всякой хитрости во всем».
Анфим в ту пору уже служил в «царской казне у таможенных дел», и благочестивый отец, естественно, не мог обойти вниманием это обстоятельство. «Служи верою да правдою, безо всякия хитрости и безо всякаго лукавства во всем государьскомъ; другу не дружи, недругу не мсти, и волокида бы людемъ ни в чем не была, всякого отделай с любовию без брани; а не поспеется, и ты добрым словом отвещай и, присрочив, не изловча отпусти; а в торговли прямую розласку чини, душевредная бы твоя служба не была государю ни в чем, а сам благословленым, государьским уроком сыт буди, и все бы у тебя государьское было всегда в счете и в смете, и в письме, и приход, и расход».
Понимая, что «у таможенных дел» куда как легко сбиться с пути истинного и что в среде таможенников процветают волокита и вымогательство, Сильвестр находит полезным обратиться к воспоминаниям о своем новгородском торговом прошлом: «Если же сам у кого что купливал, так ему от меня любезное обхождение, без волокиты платеж, да еще и хлеб-соль сверх того, так что и дружба навек, и никогда мимо меня не продаст, и худого товару не дает, и за все меньше возьмет. Кому же что продавал, все честно, а не в обман: кому не понравится мой товар, я назад возьму, а деньги отдам. Ни в купле, ни в продаже ни с кем не тяжба, ни брань не бывали».
Не без гордости автор констатирует, что у его сына «со многими иноземцы великая торговля и дружба есть». Торговал же Анфим Сильвестров, в частности, и на деньги, взятые в кредит у Троице-Сергиевой обители. Вот какая запись содержится в монастырской вкладной книге XVII века: «60 (1552) году августа в 25 день дал вкладу Анфим Селивестров сын попов 50 бочек сельдей немецких за 90 рублев да 2 ларя стекол за 14 рублев, бочку вина церковного за 12 рублев, 10 пуд ладану за 25 рублев. А приторговал то на 1000 рублев на монастырские деньги». Что торговля у Анфима была поставлена на широкую ногу, становится ясно, например, из такого факта: за полстолетия до того на церковь в Кирилло-Белозерском монастыре издержали 250 рублей, в Звенигородском уезде 12 деревень вместе с угодьями стоили 200 рублей, а в Волоцком княжестве 6 деревень и несколько пустошей с лесом — 80 рублей. А. Л. Хорошкевич в «Истории Москвы» (М., 1997) отзывается о торговце Анфиме наилучшим образом, полагая, что в нем «воплотились типичные черты преуспевающего купчины, богобоязненного и отважного, посредника между крупными организациями на родине и иноземными купцами».
Проживал Анфим в Китай-городе, о чем свидетельствует грамота Ивана IV от 15 апреля 1556 года Троице-Сергиеву монастырю. Царь брал у игумена Иоасафа с братиею «двор их на Москве, в Новом городе, в Богоявленском переулке, с Ильинския улицы к Никольской улицы по левой стороне, в длину двадцать сажен с полусаженью, а поперег четырнадцать сажен» и отдавал Анфиму Сильвестрову, а Сергиевой обители жаловал другой — в том же Богоявленском переулке. Установить, где именно находился пожалованный Анфиму двор, теперь не представляется возможным.
Из ливонских источников узнаем, что Сильвестр и Анфим имели тесные контакты с бюргерской верхушкой Нарвы. Сохранилось сообщение сыновей бургомистра этого города Иоахима Крумхаузена об исхлопотании до начала Ливонской войны у Сильвестра, являвшегося тогда царским духовником, неких торговых привилегий для себя. В мае 1558 года сам Иоахим Крумхаузен информировал городской совет Ревеля о невозможности сохранить мирные отношения России с Ливонией, ссылаясь при этом на уведомление его московского друга Анфима. Анфим Сильвестров в то время занимал должность, как явствует из разрядных книг, государева дьяка, причем в 1557 году в списке дьяков стоял на двадцатом месте, а два года спустя переместился уже на шестнадцатое, удостоившись звания «большого дьяка».
Если митрополит Макарий доходящим до почитания расположением Ивана Грозного оказывал на него благотворное нравственное влияние, то Сильвестр прямо сделался временщиком юного царя и, собрав вокруг себя единомышленников, так называемую «Избранную раду», начал предпринимать определенные шаги к ограничению царской власти. Однако, войдя в возраст, Грозный положил этому конец: в 1560 году «рада» прекратила свое существование, главный реформатор и бывший любимец Алексей Адашев очутился в тюрьме, где вскоре «впал в недуг огненный» и скончался, Сильвестр отправился в Кириллов монастырь, а князь Андрей Курбский едва успел скрыться в Литве. В «Первом послании Курбскому» Грозный с сердечным сокрушением рассказывает, как он в свое время взял Сильвестра «для совета в духовных делах и спасения своей души, <…> надеясь, что он, человек, стоящий у престола Господня, побережет свою душу». Сильвестр «начал сперва как будто творить благо», но очень скоро «попрал свой священнический обет и право предстоять с ангелами у Престола Господня». Сильвестр и Адашев «вместо духовных стали заниматься мирскими делами, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, отнимая от нас великолепие нашей власти». Когда пришло время держать ответ, «Сильвестр, увидя, что его советники впали в ничтожество, ушел по своей воле, но мы, благословив его, не отпустили, не потому, чтобы устыдились его, но потому, что за его коварную службу и понесенные от него телесные и душевные страдания мы хотим судиться с ним не здесь, а в будущей жизни, перед Агнцем Божьим. <…> Поэтому и сыну его я и до сих пор позволил пребывать во благоденствии, только являться к нам он не смеет».
Как известно, Сильвестр за четыре года до этого послания был «отпущен» в Кирилло-Белозерский монастырь, где принял постриг под именем Спиридона. Что касается Анфима, опала его действительно не коснулась. Князь Д. И. Курлятев, занимавший в «Избранной раде» далеко не последнее место, подвергся, не в пример Сильвестру или Адашеву, всего лишь почетной ссылке — воеводой в Смоленск, и в 1561-1566 годах Анфим служил под его началом таможенным чиновником. В 1566 году он присутствовал в качестве государева дьяка на Земском соборе, где обсуждался вопрос о продолжении Ливонской войны. Сильвестр в то время был еще жив: умер он, как принято считать, до 1577 года.
Сильвестр и его сын — о чем уже говорилось — были заядлыми книжниками. В шестидесятые годы XVI века в Кирилло-Белозерскую обитель, куда сослали опального священника, попала «Книга Зерцало, государьское дание, попа Селивестра Благовещенского, во иноцех Спиридона, и сына его Анфима». В монастырской описи 1653 года восемь книг помечены как «селивестровские». В их числе: «Книга государьское данье Исус Навин да 4 Царства туто ж, Благовещенского попа Селивестра, во иноцех Спиридона, и сына его Анфима»; «Книга государьское данье Иван Лествичник, Благовещенского попа Селивестра, во иноцех Спиридона, и сына его Анфима»; «Маргарит» святителя Иоанна Златоуста с надписью: «Сию книгу прислал с Москвы Анфим к отцу своему Селивестру в Кирилов монастырь».
Если верить «Истории о Великом князе Московском» Андрея Курбского, осужденного на церковном соборе 1560 года бывшего благовещенского священника сослали не в Кирилло-Белозерский монастырь, а на Соловки, в чем многие историки сомневаются, ссылаясь на послание Грозного в Кириллов. В послании царь, укоряя братию, роняет такую фразу: «Новый Сильвестр на вас наскочил: видно, вы одной с ним породы». Так или иначе, Соловецкой обители Сильвестр тоже обильно жертвовал (вполне вероятно, он провел там последние годы жизни). Согласно вкладной книге Соловецкого монастыря, «старец Спиридон, что был благовещенский священник Селивестр, дал <…> 66 книг» — самый, пожалуй, крупный книжный вклад, когда-либо сделанный в обитель. Очевидно, большинство книг оказалось на Соловках по духовному завещанию Сильвестра, но в некоторых из них имеются записи, удостоверяющие, что они пожертвованы еще в ту пору, когда Сильвестр был в фаворе у царя. Причем в этих записях значится также имя его сына Анфима.
Можно лишь гадать, каким образом очутилась в сербском Хиландарском монастыре на Святом Афоне Толковая Псалтирь, на верхней крышке одной из двух частей которой указано: «Благовещенского попа Селивестра и сына его».
Известны несколько автографов и Анфима. В рукописном Толковом Евангелии XVI века, принадлежавшем прежде Свенской обители, основанной еще в ХIII столетии черниговским князем Романом Михайловичем и существующей доныне в окрестностях Брянска, на вкладке читаем: «Лета 7072 (1564) сию святую книгу Евангелье толковое дал в дом Пречистеи Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и преподобных чудотворцев Антония и Феодосия Анфим Селивестров сын по себе и по своих родителех в вечнои поминок, в Свинский монастырь, при игумене Гурьи» (другой рукой приписано: «Богдане». — В. П.).
В синодике Троице-Сергиева монастыря XVII века имеется поминальная запись рода священника Сильвестра. В конце списка стоит имя Анфима, и это наводит на мысль, что деньги на помин души внесла его вдова. Женат же он был на дочери Якова Топорникова, о чем свидетельствуют две записи из синодиков Успенского собора Московского Кремля, начинающиеся так: «Род Якова Топорникова да зятя его Анфима, Селивестрова сына». Установить из них, как звали жену Анфима, не представляется возможным. Любопытно, что здесь нет имени Пелагея, которым почему-то называет жену Анфима авторитетный исследователь П. Миртов. Пелагеей в миру звали мать Анфима — о ней вкладная запись 1674-1675 годов московского Новодевичьего монастыря гласит: «Память Селивестрове попадье иноке Евпраксие». Имеется упоминание о Евпраксии и в вышеупомянутых Успенских синодиках. В Новодевичью обитель жена Сильвестра удалилась, вероятно, одновременно с его постригом в Кирилло-Белозерском монастыре. Род благовещенского священника («Инок Спиридон и Анфим») записан также в синодике Александро-Свирского монастыря. «Род Якова Топорникова да Анфима» недавно удалось выявить и в синодике московского Богоявленского монастыря, рядом с которым тот жил.
Больше ничего об Анфиме Сильвестрове мы не знаем. В синодиках жертв опричнины он не значится. Были ли у него дети — неизвестно. Как неизвестно и то, когда и где окончил дни этот незаурядный человек.

Затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле . Был связан с митрополитом Макарием .

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного) , которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Литературная деятельность

Известны два послания к А. Б. Шуйскому-Горбатому . Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие св. княгини Ольги . Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Напишите отзыв о статье "Сильвестр (протопоп)"

Литература

  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. - С. 161-172.
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: материалы международной научной конференции (21-23 апреля 2009 г.). - М., 2009. - С. 246-254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). - С. 34-47

Ссылки

  • Сильвестр, священник Благовещенского собора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Д. М. Буланин, В. В. Колесов. // Публикации ИРЛИ РАН
  • Н. Пушкарёва. // Энциклопедия «Кругосвет ».

Отрывок, характеризующий Сильвестр (протопоп)

Он был в очень странном, не присущем ему настроении, поэтому я старалась отвечать очень осторожно, чтобы случайно не задеть какой-нибудь «колючий» угол и не попасть под грозу его святейшего гнева, который мог уничтожить и более сильного человека, чем была в то время я.
– Не вы ли, помниться, говорили, святейшество, что теперь вы будете жить очень долго? Изменилось ли что-либо с тех пор?.. – тихо спросила я.
– О, это была всего лишь надежда, дорогая моя Изидора!.. Глупая, пустая надежда, которая развеялась так же легко, как дым...
Я терпеливо ждала, что он продолжит, но Караффа молчал, снова погрузившись в какие-то свом невесёлые думы.
– Простите, Ваше святейшество, знаете ли вы, что стало с Анной? Почему она покинула монастырь? – почти не надеясь на ответ, всё же спросила я.
Караффа кивнул.
– Она идёт сюда.
– Но почему?!. – моя душа застыла, чувствуя нехорошее.
– Она идёт, чтобы спасти вас, – спокойно произнёс Караффа.
– ?!!..
– Она нужна мне здесь, Изидора. Но для того, чтобы её отпустили из Мэтэоры, нужно было её желание. Вот я и помог ей «решить».
– Зачем Анна понадобилась вам, ваше святейшество?! Вы ведь хотели, чтобы она училась там, не так ли? Зачем же было тогда вообще увозить её в Мэтэору?..
– Жизнь уходит, мадонна... Ничто не стоит на месте. Особенно Жизнь... Анна не поможет мне в том, в чём я так сильно нуждаюсь... даже если она проучится там сотню лет. Мне нужны вы, мадонна. Именно ваша помощь... И я знаю, что мне не удастся вас просто так уговорить.
Вот оно и пришло... Самое страшное. Мне не хватило времени, чтобы убить Караффу!.. И следующей в его страшном «списке» стала моя бедная дочь... Моя смелая, милая Анна... Всего на коротенькое мгновение мне вдруг приоткрылась наша страдальческая судьба... и она казалась ужасной...

Посидев молча ещё какое-то время в «моих» покоях, Караффа поднялся, и, уже собравшись уходить, совершенно спокойно произнёс:
– Я сообщу Вам, когда Ваша дочь появится здесь, мадонна. Думаю, это будет очень скоро. – И светски поклонившись, удалился.
А я, из последних сил стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, дрожащей рукой скинула шаль и опустилась на ближайший диван. Что же оставалось мне – измученной и одинокой?.. Каким таким чудом я могла уберечь свою храбрую девочку, не побоявшуюся войны с Караффой?.. Что за ложь они сказали ей, чтобы заставить покинуть Мэтэору и вернуться в это проклятое Богом и людьми земное Пекло?..
Я не в силах была даже подумать, что приготовил для Анны Караффа... Она являлась его последней надеждой, последним оружием, которое – я знала – он постарается использовать как можно успешнее, чтобы заставить меня сдаться. Что означало – Анне придётся жестоко страдать.
Не в силах более оставаться в одиночестве со своей бедой, я попыталась вызвать отца. Он появился тут же, будто только и ждал, что я его позову.
– Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...

Среди тружеников и радетелей о благе Отечества имя протоиерея Сильвестра должно по праву занимать одно из самых заметных мест. Многие его идеи не утратили своего значения и поныне.

Для нас важны не столько его конкретные советы по различным экономическим вопросам, сколько сам подход к их решению, заключающийся не в следовании голой «экономической рациональности», а в том, чтобы, развивая хозяйство, не забывать об истинных, духовно-нравственных ценностях .

Священник Кремлевского Благовещенского собора Сильвестр (умер около 1566 г.) - одна из наиболее загадочных и удивительных личностей среди церковных деятелей, принимавших активное участие в политической жизни страны середины XVI века.

Домосковский период отца Сильвестра, когда тот жил и работал в Новгороде, остаётся белым пятном. Единственный источник - «Домострой». Из него можно узнать, что Сильвестр занимался изготовлением икон и перепиской книг. В его мастерской было много работающих по найму, которых он обучал разным ремёслам. Из «Домостроя» также известно, что Сильвестр вёл большую торговлю. В делах ему верили «и зде, и иноземцы», что подтверждают ливонские источники. Появление Сильвестра в Москве можно отнести к промежутку между 1543 и 1547 гг. Вероятно, он был призван своим земляком митрополитом Московским и всея Руси Макарием «якоже мужъ примернаго благочестiя и добродетелей, для собеседованiй и наставленiй юному царю». Сильвестр становится священником Благовещенского собора в Московском Кремле.

Молодой Иван Васильевич, будущий Иван IV Грозный, и Сильвестр.

В автобиографической части первого Послания Иоанна IV (Грозного) князю Курбскому имеется свидетельство, при каких обстоятельствах царь обратил своё внимание на протоиерея. После упоминания о пожаре, случившемся в Москве 21 июня 1547 года, во время которого сгорели 1700 человек «мужеска полу и женьска и младенецъ» и было уничтожено множество зданий, и об убийстве толпой дяди государя Юрия Васильевича Глинского, царь пишет: «Посемъ же, совета ради духовнаго и спасенiя ради души своея, прияхъ попа Селивестра».

Явившись к встревоженному царю, бежавшему с семьей и малочисленной охраной в село Воробьево, Сильвестр в пламенной речи изобразил перед ним отчаянное положение государства, указал на причину всех несчастий - проступки молодого правителя, предрёк, что небесная кара уже висит над ним в образе народного бунта. Он обличал, увещевал и ободрял государя, взял на свою душу царские грехи и вызвался быть его наставником в духовной и мирской жизни. «Для исправленiя Иоаннова, − восклицает Карамзин, − надлежало сгореть Москве!».

Смиренный протоиерей незнатного рода, религиозно настроенный, наделённый чистыми помыслами и возвышенным стремлением духа, не требуя себе ни высокого положения, ни богатства, ни наград, становится руководителем и духовным наставником юного Иоанна. Царь, которому не исполнилось и семнадцати лет, оказался под крепкой опекой не только в частной жизни, но и в государственной деятельности. Воля протоиерея, точно рука Провидения, повела Русское государство по пути правды. Иоанн всецело вверил себя Сильвестру - духовному лицу с сильной волей, горячей верой, твердыми убеждениями и непреклонным характером. Как выяснилось, не зря. «Пришелец» из Новгорода играет исключительную роль в качестве главного советника государя. Только что сплочённое из разных уделов и расстроенное 13-летней анархией государство поднимается на такую высоту, какой оно не достигало в предшествующий период истории. Наставляя молодого царя в вере и благочестии, помогая в изучении Священного Писания, Сильвестр вместе с тем учил и государственному разуму. Русское государство «не словомъ токмо, но и д?ломъ» должно «показати веру». Такая направленность оказалась для только что вступившего на престол правителя особенно привлекательной.

В XVI веке был написан знаменитый «Домострой».

«Домострой» Сильвестра, по достоинству оценённый потомками как бесценный литературный памятник середины XVI века, - это прежде всего устав семейной жизни, адресованный всем гражданам России с целью воспитания их в праведности, благочестии, любви к Богу, Царю и Отечеству. Для историков он - источник истории русской жизни и быта, для филологов - неисчерпаемый кладезь русского языка. Книга написана живо, с обилием пословиц и поговорок. В том и состоит, отмечают исследователи, основная ценность «Домостроя» сегодня: с его помощью мы можем заглянуть в быт наших предков XV-XVI вв. и как бы присутствовать при их разговорах. Фактически это сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Автор стремился посеять в неокрепших юных душах духовные семена, по мере взросления укрепить их, чтобы читатель был полезным и достойным гражданином своей страны. Сильвестр добивался того, чтобы евангельские законы любви стали органической частью жизни русского человека, вошли в его плоть и кровь, чтобы вместо преходящих земных благ наши люди познали единого Бога - Иисуса Христа, чтобы Он был «написанъ» в их сердцах, а Его жизнь стала примером и образцом в повседневной жизни каждого, ибо нет другого основания русской государственности.

Трехчастность «Домостроя» отражает христианский догмат о Святой Троице. Последовательно излагаются правила «духовнаго» (религиозные наставления); «мирскаго» (семейные отношения) и «домовнаго строенiя» (хозяйственные рекомендации).

Какие же требования выдвигает Сильвестр для успешной хозяйственной деятельности русского человека? Накопление вещественного богатства как в семье, так и государстве, прежде всего, должно осуществляться за счет «праведнаго труда». Государю (хозяину земли Русской) надо служить не только верою и правдою, но и добрыми делами. Это значит, что все должны быть заняты своими трудами, рукоделиями зарабатывать себе хлеб и прибыток государю. Исходя из этих посылов, автор «Домостроя» советует зажиточным хозяевам превратить дом в мастерскую разных дел - золотых и серебряных, прядения «тафты и камки», иконописи и т.д. При особо богатых домах Сильвестр предлагает создать мастерские: железных дел, «платейныхъ» (по пошиву платьев), сапожных, кузнечных и даже медеплавильных. По его замыслу, именно в семейном кругу следует готовить кадры для промышленности и различных ремесленных производств, чему непременно должна уделять внимание и царская власть.

Отличный семьянин, заботливый отец, рассудительный хозяин, Сильвестр мог всю семью и прислугу занять постоянным делом, и по возможности найти для них время и для отдыха, устроить полезные знакомства. Он не только отпустил на волю свою дворню («работныхъ своихъ всехъ свободихъ и наделихъ»), но и выкупал из неволи чужих рабов, пленных и должников, чтобы жили «добрыми домами». Этого мало: для «многихъ пустошныхъ сиротъ» и «убогихъ мужеска полу и женьска» его дом служил воспитательным и странноприимным заведением, школой ремёсел, искусств, промышленности и торговли, грамотности и науки, подготовлявший для государства обученных полезным навыкам («хто чево достоинъ») граждан, а для Церкви - священников и дьяконов.

С особым уважением Сильвестр относился к «торговому человеку» и призывал «пригоже почтити, напоити, накормити и добрымъ словомъ его привечать». Он советует покупать товар тогда, когда он дёшев, и купить его «съ лишкомъ», чтобы впоследствии с прибылью продать. Именно так поступает домовитый и благорассудный хозяин. Но тут же предупреждает: купцы, мастеровые и земледельцы должны торговать только «прямымъ и благословеннымъ» − плодами честного труда, а не украденным или добытым разбоем товаром, поклепом и «злохитрствомъ».

Прочное материальное положение в доме обеспечивается строгим контролем. Поэтому «Домострой» рекомендует вести обязательный учёт «во всякомъ обиход?, въ торговл?, въ казн?, во всякомъ дворовомъ запас?». В доме всё должно быть перемерено, перемечено и записано, сколько чего припасено, сколько отдать по государеву приказу и сколько разойдётся для домашних потребностей. Следует также вести учёт доходов и расходов, чтобы «въ житiи, и обиходъ держать по приходу и расходу». По своему «добытку смотря», рекомендуется «и ести, и пити, и носити, и государю служити». Кто начнёт жить «не по сил?», тот получит «отъ Бога грехъ, а отъ людей посмехъ».

Ещё одно непременное условие материального благополучия - бережливость. За хозяйственную часть дома отвечает помощник «домовладыки» - ключник или дворецкий. Он должен за всем строго следить: всякая ли вещь лежит на месте, обихожены ли животные, припасён ли корм и т.д. Ему необходимо «въ торгу смотрети всякаго запаса къ домашнему обиходу», чтобы закупить непортящийся товар и заготовить его на несколько лет вперед. У домовитого ключника все «по числу» и все на месте, чисто и «замкнуто» (закрыто).

Рассудительный и мудрый хозяйственник, Сильвестр, сообразуясь с потребностями народа, даёт практические рекомендации: «какъ домъ строити», или лавку, или амбар, или деревню, как заморский товар закупить и из дальних мест его доставить, как «дворовое тягло» платить и т.п. Для распространения торговли и рукоделия он рекомендует распространять среди народа советы по огородничеству, садоводству, животноводству, лесной и заводской промышленности.

При этом духовный наставник молодого царя обращается к зажиточным людям, чтобы они берегли себя от «всякаго неправеднаго собранiя и ростовъ и корчмы», слуг держали «по силе» и «пищею и одеянiемъ (их) удоволили». Дворовыхъ людей необходимо обучить ремеслу и занять рукоделием, чтобы у них пропало всякое желание «въ коръчм? пити и всякое зло чинити». Не ограничиваясь только обучением производственным навыкам, он предлагает заботиться о нравственном воспитании и умственном развитии слуг, особо обращая внимание на то, что христианские добродетели формируются сердечным отношением высших к низшим и обездоленным людям, заботами о них и милостивым участием ко всем их нуждам - духовным и материальным.

Сильвестр «любовно» жил с соседями и со знакомыми, делясь хлебом, солью, заключая с ними сделки и ссужая деньгами, стараясь любого гостя за стол посадить, даже недруга «напоити и накормити». Ему удаётся избегать любой ссоры и свары «на пиру, въ торговл?, на пути», предотвращать всякое неудовольствие «милою розласкою, да своимъ терпенiемъ», мирно разрешать «безъ пристава и безо всякiя кручины» те проблемы, в которые невольно вплетала его людская молва и зависть. При своих обширных хозяйственных и торговых связях с отечественными и иноземными купцами он сумел в течение 40 лет обойтись без суда и тяжб.

В «Домострое» протоиерей Сильвестр старался наставить юного гражданина с малых лет на истинный путь святых заповедей, воспитать в православном миропонимании. Он не кривил душой, когда писал свою книгу. Это можно понять по тем наставлениям, которые Сильвестр дает своему сыну Анфиму. «Чадо мое единородное и любимое, со слезами молю тя: Господа ради служи верою да правдою царю, безо всякiя хитрости, и безо всякаго лукавства», недругу не мсти, всё делай с любовью к людям и «безъ брани».

«Домострой» со всеми своими даже мелочными предписаниями долго жил в народной жизни; он переписывался от руки и в течение столетий переходил из одного рода в другой как святыня. Коллективное сознание увековечило имя протоиерея Сильвестра, что является прямым доказательством того, как метко угаданы нужды и потребности людей, сколь широк был кругозор, помогавший находить многочисленные сферы и потаённые уголки семейной и общественной жизни, которые необходимо улучшить и преобразовать, чтобы воспитать будущих граждан России.

Сильвестр на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Хотя практические экономические идеи и предложения протопопа (так называли в то время протоиерея) Благовещенского собора кажутся нам порой наивными и даже вызывают улыбку, многие из них давно воплощены в жизнь. У современного читателя вызывают глубокий интерес взгляды Сильвестра на развитие общества в целом, предназначение человека, содержание, которое он вкладывает в проблему воспитания. По Богу устроенная семейная жизнь - это прочный фундамент не только домашней ячейки, но и всего Русского государства. К такому выводу приходишь, прочитав «Домострой».

Что может быть общего между русской хозяйственно-экономической мыслью и западным учением, исходным постулатом которого является положение о том, что поведение людей в обществе определяется исключительно своекорыстной, эгоистической природой? «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь от меня то, что нужно тебе». Из корыстной природы человека шотландский ученый Адам Смит определяет тип нового общества, впоследствии получивший название «экономический человек (homo oeconomicus)». Он не ждёт благодеяний от своих ближних и не оказывает их другим, но преследует свою выгоду и твёрдо знает, что ничего не получит даром. В обществе не должно быть места жалости и состраданию: миром правит не любовь, а «закон спроса и предложения», он-то и определяет общественное поведение людей.

Новое общество зародилось в Англии с началом мануфактурной стадии промышленной революции. Это общество без Бога, но с религиозным учением, приспособленным к интересам «экономического человека», о чем так убедительно написал австрийский учёный Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма». С начала XIX века идеи Адама Смита получают широкое распространение в России. И до сих пор смитовский рационализм упорно пытается взять верх над православным самосознанием русского человека. Между тем, через весь «Домострой» проходит тема сострадательной любви, ибо только она может быть «камнемъ», положенным в отечественное домостроительство, фундаментом всякой государственности, особенно для России с ее православной миссией.

Современники не знали чему больше удивляться - духовной мудрости и житейской опытности или милосердию и любви к ближним отца Сильвестра. «Вси убо, братiе, вся исправити потщитеся, − обращался к своим соочественникам с «теплыми слезами» смиренный протоиерей, − бывайте другъ ко другу милосердiи и благонравни, кротцы, исполнены милости», и «не хвалитеся своимъ богатствомъ», а учитесь «разумети и знати Господа». Такие правила мог внушить тот, кто сам не только следовал им, но и был готов положить за всех свою душу, «яко же и свою душу Христосъ не отрекься положити за насъ». До самой смерти необходимо «любовь показовати о праведныхъ же и о грешныхъ», иметь «о люд?хъ общiа пользы» и все делать «миромъ и любовью». Эти проникновенные слова сказаны протоиреем Благовещенского Собора Московского Кремля Сильвестром. Они адресованы нам - потомкам...

file-rf.ru,ЛЮБОВЬ ЗАЙЦЕВА
старший научный сотрудник Института экономики РАН

Учитель Сильвестр

Значительную роль в жизни Ивана IV суждено было сыграть священнику Сильвестру, новгородцу родом. Неизвестно, когда он переехал в Москву. Во всяком случае, произошло это ранее 1545–1546 гг. Сильвестр получил место в кремлевском Благовещенском соборе, вероятно, благодаря покровительству Макария, знавшего Сильвестра по Новгороду.

Благовещенский собор был семейным храмом царской семьи. Неудивительно, что скромному священнику удалось близко познакомиться с государем.

Благовещенский поп, «последняя нищета, грешный, неключимый, непотребный раб Сильвестришко», как скромно именовал себя священник, выделялся своим бескорыстием в толпе сребролюбивых князей церкви. Положение при дворе открыло перед ним блистательные перспективы. При его влиянии он без труда мог занять доходное епископское место или пост настоятеля монастыря. Но он никогда не умел устроить своих дел. После пожара Сильвестр имел возможность получить «протопопствие» и даже официальный пост царского духовника, но не воспользовался случаем. Начав карьеру священником Благовещенского собора, он закончил жизнь в том же чине.

Новгородец Сильвестр принадлежал к образованным кругам духовенства. Он имел большую библиотеку. Некоторые книги он получил от Ивана IV из царского книгохранилища.

Грозный немало обязан был Сильвестру своими успехами в образовании. Но после разрыва царь перестал признавать умственное превосходство бывшего наставника и наградил его нелестным прозвищем – «поп-невежа». Этот эпитет свидетельствовал скорее о раздражении царя, нежели о невежестве Сильвестра.

Известно, что Сильвестр составил или, во всяком случае, отредактировал знаменитый «Домострой». Формально он посвятил этот сборник наставлений своему сыну Анфиму. Но имеются основания предполагать, что Сильвестр имел в виду также и молодого царя.

Иван IV, только вставший на стезю семейной жизни, нуждался в советах, тем более, что он сам рос сиротой. На первых страницах «Домостроя» Сильвестр учил вере в Бога и тут же переходил к теме, «како чтити детем отца духовнаго и повиноваться им во всем». Обязанности Ивана IV по отношению к его отцу духовному были расписаны во всех подробностях.

Питомцу надлежало призывать духовника «к себе в дом часто», к нему приходите и приношение ему давати «по силе», советоваться с ним часто «о житии полезном», «како учити и любити мужу жену свою», как каяться, как покоряться перед духовником во всем, а если духовник будет о ком-нибудь «печаловатися», как его «послушаться».

Припоминая свои взаимоотношения с Сильвестром, царь писал много лет спустя, что, следуя библейской заповеди, покорился благому наставнику без всяких рассуждений. Через «Домострой» наставник действительно старался всесторонне регламентировать жизнь государя: учил, как следует посещать церкви, вершить всевозможные житейские дела. Придет время, и царь будет жаловаться на притеснения, которым Сильвестр подвергал его во время богомолий и на отдыхе. Как видно, поп был учителем строгим и требовательным. Когда ученик восстал против авторитета священника, он произнес много горьких слов.

При Сильвестре, сетовал царь, даже в малейших и незначительных делах «мне ни в чем не давали воли: как обуваться, как спать – все было по желанию наставников, я же был как младенец». Что бы ни говорил питомец много лет спустя, пора ученичества не прошла для него бесследно.

Благовещенский поп обратил на себя внимание царя в дни московского пожара. В то время как придворные старались «ласкательством» завоевать расположение молодого царя, Сильвестр же избрал роль пророка, сурового пастыря и обличителя, не боявшегося сказать правду в лицо. В дни бедствий священник явился перед Иваном, «претящее ему от Бога священными пи-саньми и срозе заклинающе его Страшным Божиим Судом». Ради спасения царя поп «кусательными словесы нападающе» на него, как бритвою «режуще» непохвальные нравы питомца.

Курбский изобразил взаимоотношения «блаженного» пастыря и закоренелого грешника Ивана в традициях житийной литературы. Но суть дела он уловил верно. «Кусательные слова» царь не забыл до последних дней жизни. В юности Грозный терпел и даже ценил резкость наставника, зато после разрыва с ним воспоминания о пережитых унижениях стали для царя источником невыносимых душевных терзаний.

Сильвестр принадлежал к числу глубоко верующих людей. У него случались галлюцинации, он слышал небесные голоса, ему являлись видения. В придворной среде немало злословили по поводу новоявленного пророка. Даже Курбский, хваливший царского наставника, смеялся над его «чудесами». По словам этого писателя, Сильвестр злоупотреблял легковерием Ивана, рассказывая ему о своих видениях, «аки бы явление от Бога». Возможно, были эти чудеса истинными или же учитель выдумывал их ради того, чтобы напустить на ученика «мечтательные страхи», унять его буйства и исправить «неистовый нрав».

Первоначально наставник ограничивался поучениями житейского толка. Лишь сближение с главным деятелем реформ Алексеем Адашевым открыло перед Сильвестром более широкое поле деятельности.

Рассказы Сильвестра производили на Ивана потрясающее впечатление. Священник зажег в его душе искру религиозного чувства. Иван увлекся религией и вскоре преуспел в своем увлечении. Он ревностно исполнял все церковные обряды. В минуты нервного напряжения он получал знаки свыше. Под стенами Казани перед последним штурмом 23-летний царь после многочасовой молитвы явственно услышал звон колоколов столичного Симонова монастыря.

Были обстоятельства, объясняющие меру влияния Сильвестра на воспитанника. Достигнув совершеннолетия, Иван IV далеко не сразу приноровился к роли самодержца. Дела управления не давались ему. Казалось, что он попал не на свое место.

Сильвестр был тем человеком, который помог Ивану осознать свою роль. В своих посланиях пастырь благословлял избранного Богом монарха, «самодержца вечна, православныя веры истиного наставника, на Божиа враги крепкого борителя, Христовы церкви столпа неколебимого». Священник внушал Ивану мысль о его исторической миссии, состоявшей в защите и утверждении истинной веры по всему свету. Покорение Казани, учил Сильвестр, есть лишь исполнение Божественной воли, «зело бо хощет сего Бог, дабы вся вселенная наполнилася православия».

Сильвестр выражал убеждение, что московский царь осенен той же благодатью, что и Константин Великий, утвердивший христианство в Византии. Самодержец всея Руси Иван «Божиею благодатию уподобися царю Костянтину, тою же царскою багряницею обложен есть, те же правоверния хоругви в руку своею благо-честно содержит».

Послание Сильвестра царю было написано, бесспорно, под впечатлением победы над Казанью. Учитель старался внушить самодержцу, что его ждут громкие победы над неверными: «…и поклонятца тебе все царие земстии и вси языци поработают тебе».

После великого московского пожара 17-летний Иван дал Сильвестру первое личное поручение. Священник должен был восстановить роспись кремлевских соборов, пострадавшую от огня. Сильвестр вызвал иконописцев из родного города и, «до ложа царя государя», велел им браться за дело. Стены Золотой палаты покрылись нравоучительными картинами, изображавшими юношу царя в образе то справедливого судьи, то храброго воина, то щедрого правителя, раздающего нищим золотники. Средствами живописи Сильвестр надеялся оказать воздействие на эмоции воспитанника и вскоре преуспел в этом.

Священник вел беседы и писал послания Ивану, посвященные разнообразным темам. Одной из них была тема «содомского греха». Царь не должен позволять своим придворным и дьякам «в такое безстудие уклонятца»: «искорениши… содомский грех и любовников отлучиши, без труда спасешися».

Сильвестр старался убедить царя в том, что ему нужно новое, благонравное и беспорочное окружение, достойное великих деяний. И пожар, и междоусобица, и заблуждения людские – все это ниспослано Богом в наказание за грехи. «И тебе, великому государю, – увещевал пастырь, – которая похвала в твоей великой области множество Божиих людей заблудша? И на ком то вся взыщет?»

Государю пора осознать свою ответственность за все непотребства, происходящие в царстве: «Вся сия законопреступления хощет Бог тобою исправити».

Мысль о божественном происхождении царской власти много значила для Ивана. Он никогда бы не простил советнику обличений, если бы не это обстоятельство. Церковь сыграла выдающуюся роль в обосновании политической теории самодержавия.

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей автора

Сильвестр и Адашев После смерти Василия ввиду малолетства нового государя правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались под ее властью Боярской думой. В Московском государстве в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках женщины. Это,

Из книги Царь славян. автора

21. Христос учитель и мудрец, Андроник - учитель и софист В Евангелиях часто к Христу обращаются словами «Учитель». Такое обращение встречается десятки раз. См., например, , с. 1155.Никита Хониат, говоря об Андронике, тоже употребляет это слово, хотя и в переносном смысле:

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 18 Сильвестр и Адашев По смерти Василия, за малолетством нового государя, правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались, под ее властью, боярской думой. В Московском государстве еще в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках

Из книги Исторические портреты автора

Нестор И Сильвестр Нестор Летописец.Из Кенигсбергской летописиВ составном, сводном изложении дошло до нас древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII вв. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Сильвестр Сильвестр, вернее, Сергей Тимофеев, перебрался в Москву по лимиту в 1975 году. Он сначала прописался в одном из орехово-борисовских общежитий и работал спортивным инструктором в управлении жилищно-коммунального хозяйства Главмосстроя. В то время Тимофеева можно

Из книги Крушение царства: Историческое повествование автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 1 Бродячий учитель из Могилева К исходу 1606 года стало очевидно, что самозванческая интрига, затеянная в Самборе, потерпела полное крушение. Во-первых, она не получила поддержки со стороны короля. Во-вторых, русское правительство имело в своих руках в виде заложников

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

21. ХРИСТОС УЧИТЕЛЬ И МУДРЕЦ, АНДРОНИК – УЧИТЕЛЬ И СОФИСТ В Евангелиях часто к Христу обращаются словами «Учитель». Такое обращение встречается десятки раз. См., например, , с. 1155.Никита Хониат, говоря об Андронике, тоже употребляет это слово, хотя и в переносном смысле:

Из книги Нестор и Сильвестр автора Ключевский Василий Осипович

Нестор и Сильвестр Нестор Летописец.Из Кенигсбергской летописиВ составном, сводном изложении дошло до нас древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII вв. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в

Из книги Простые люди древней Италии автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава третья. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Древняя Италия была страной грамотной. Трудно сказать, с какого времени грамотность стала достоянием широких слоев населения, но уже в половине II в. до н. э. пароль в армии передавался не устно, а письменно: солдаты, тысячи тысяч

Из книги Неизвестные страницы русско-японской войны. 1904-1905 гг. автора Шишов Алексей Васильевич

ГЛАВА ШЕСТАЯ «САМУРАЙСТВО» И ГЕРМАНИЯ КАК УЧИТЕЛЬ «БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ» Правящие милитаристские круги Страны восходящего солнца не жалели средств на создание мощного агитационно-пропагандистского аппарата для внедрения в свою армию и население шовинистических настроений.

Из книги ЧиЖ. Чуковский и Жаботинский автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Сильвестр Сильвестр (ум. до 1577) - священник Благовещенского собора в Кремле, государственный деятель и писатель. Уроженец Новгорода, где руководил скрипторием, занимался подготовкой иконников, певчих и каллиграфов. В Москву попал, видимо, вместе с митрополитом Макарием

Из книги Знаменитые актеры автора Скляренко Валентина Марковна

Сильвестр Сталлоне Полное имя - Майкл Сильвестр Энцио Сталлоне. (род. 06.07.1946 г.) Популярный американский киноактер, итальянец по происхождению. Исполнитель ролей суперменов более чем в 50 фильмах преимущественно детективного и приключенческого жанра.Автор сценариев

Из книги Иван Грозный автора Нестеров Вадим

Сильвестр и Адашев: учитель и друг Недавно перебравшийся в Москву из Новгорода скромный батюшка сумел сделать то, что удавалось очень немногим: удивить юного повесу. В то время как придворные наперебой утешали властителя, испытавшего во время восстания глубочайшее

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

Нестор и Сильвестр В составном, сводном изложении дошло до нас древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII вв. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени, сохранившийся в старинных летописных сводах, прежде было принято

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел автора Костомаров Николай Иванович

Глава 18 СИЛЬВЕСТР И АДАШЕВ По смерти Василия, за малолетством нового государя, правление перешло в руки вдовствующей великой княгини; дела решались, под ее властью, боярской думой. В Московском государстве еще в первый раз верховная власть сосредоточилась в руках

Главным идеологом русского государства времен раннего царствования Ивана Грозного был священник Сильвестр

В середине XVI века молодое Российское царство расправляло крылья для великого полета - в вечность. Именно так осмысливали предназначение царственной России ее созидатели. Именно так понимал собственное предназначение первый русский государь, возложивший на себя царственное достоинство - Иван IV Васильевич, прозванный позднее Грозным. Именно этому учил Ивана Грозного его духовный наставник - священник Сильвестр, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля.

Поле битвы – сердце царя

Сильвестр, выходец из зажиточной новгородской семьи, оказался в Москве в 40-е годы XVI века, когда бывший новгородский архиепископ, ставший в 1542 году митрополитом Московским и всея Руси Макарий пригласил его из Новгорода в Москву. Еще по Новгороду Макарий знал Сильвестра как "книжного и благочестивого человека", с которым много сотрудничал, чьи духовные и личные достоинства высоко ценил. Очень скоро Сильвестр стал настоятелем Благовещенского собора. Надо сказать, собор этот в иерархии кремлевских храмов был не простой. Благовещенский собор считался домовой церковью московских великих князей, а благовещенские настоятели исполняли обязанности великокняжеских духовников. Иначе говоря, были духовными наставниками московских государей и им были ведомы все тайны государевых душ. Вот и Сильвестр начал исполнять в Москве столь непростые священнические обязанности.

Зима и весна 1547 года ознаменовались в России рядом очень важных событий. 16 января 1547 года великий князь Московский Иван IV Васильевич, которому было тогда всего 16 с половиной лет, венчался на царство. А весной в Москве начались страшные пожары, последствием которых стала выгоревшая почти дотла Москва и… восстание московских жителей, начавших убивать родственников молодого царя по матери - Глинских.

Именно в этот момент, когда юный царь не знал, что и как делать, рядом с ним оказался с мудрым проникновенным словом его духовник, священник Сильвестр. Тогда-то царь по-настоящему и оценил Сильвестра, сделав его своим главным не только духовным, но и политическим советником. А затем Иван IV, судя по всему не без подсказки Сильвестра, приблизил к себе и других молодых советчиков. Так, в первые годы царствования Ивана IV вокруг него образовался круг приближенных, которых с легкой руки князя Андрея Курбского стали называть "Избранной радой".

#comm#И сам Иван Грозный, и другие свидетели признавали позднее, что душой "Избранной рады" стал настоятель Благовещенского собора и духовник царя Сильвестр, который неожиданно оказался вознесенным на высоты власти, хотя не обладал ни звонкими титулами, ни весомым положением в церковной иерархии.#/comm#

Почему это произошло? Ответ можно найти в "Истории о великом князе московском", написанной тем же Андреем Курбским. По мнению Курбского, Сильвестр привлек к себе внимание царя тем, что явился к нему после пожара и восстания "обличая его из Священных Писаний и строго заклиная страшным Божиим именем; к тому же еще и про чудеса, и как бы про видения от Бога поведал ему".

Сам Курбский высказал большое сомнение в возможности подобного рода видений, однако оправдывал Сильвестра, считая, что "здесь блаженный лгал во спасение", ибо "великое зло исцелить задумал". Может быть, и лгал Сильвестр, трудно сказать однозначно, хотя Курбский, лично знавший пресвитера, видимо, имел основания для подобного предположения. Но дело в другом - именно эти пророчества Сильвестра убедили Ивана Васильевича в необходимости серьезного отношения к своим царским обязанностям. Более того, царь пришел к убеждению, что такого мудрого и, главное, способного к мистической связи с Господом человека необходимо иметь всегда под рукой. Позднее Грозный писал: "...Для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа Сильвестра, надеясь, что человек, стоящий у престола Господня побережет душу свою..."

Судя по всему, именно Сильвестр попытался убедить Ивана Васильевича в том, что страшные события весны 1547 года, последовавшие сразу за венчанием на царство, надо понимать как наказание Божие за грехи самого царя, который живет и правит неправедно. И Иван Васильевич согласился, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое высочайшее предназначение неуклонно и ревностно.

Возведение "крепости духа"

Влияние, которое оказывал Сильвестр на Ивана Васильевича, было велико. Обычно, правда, говорят о том, какое политическое значение имели советы Сильвестра и как они формировали позицию самого государя. Однако беседы с Сильвестром образовывали у молодого царя и определенную систему религиозных воззрений. Более того, этот религиозный фактор был, судя по всему, немаловажным, что признавал и сам Иван Васильевич: "Так как я знал из Божественного Писания, что подобает без раздумий повиноваться добрым наставникам, и ему, ради совета его духовного, повиновался своей волей, а не по неведению..."

О том, что Сильвестр и его сподвижники стремились сформировать в первую очередь духовный мир Ивана Васильевича, пишет и Андрей Курбский.

#comm#Используя слова Курбского из "Истории о великом князе московском", можно сказать, что Сильвестр с помощью своих сторонников хотел воздвигнуть в религиозном сознании царя "крепость духа".#/comm#

В этом случае интересно понять, каких религиозных убеждений придерживался сам Сильвестр. Об этом нам практически ничего неизвестно, но как считает большинство современных исследователей, Сильвестр был близок к "нестяжателям".

Не истязание тела, но совершенствование духа - так можно кратко сформулировать понимание духовным отцом "нестяжательства", преподобным Нилом Сорским, сути земного пути христианина. И самое главное - все православные мыслители, близкие наследству Нила Сорского, утверждали, что мир творится Христовой Любовью. Именно Любовь называется ими и как важнейшая основа человеческого общежития, и как главное средство социальной политики.

"Крепость духа", которую воздвигал Сильвестр в сознании царя, строилась именно на фундаменте нестяжательского учения. Во всяком случае, во многих речах и делах Ивана Васильевича в первые годы царствования, прослеживаются "нестяжательские" мотивы.

Сильвестр и его сторонники, как и многие русские люди того времени, были также озабочены вопросом - каким должен быть "благочестивый царь", чтобы исполнять обязанности вселенского православного государя?

Надо сказать, что термин "благочестивый царь" не был прерогативой нестяжателей. Но использование его в данном случае оправданно тем, что Андрей Курбский позднее, когда уже бежал из России, все свои обвинения против Ивана IV сводит к одной идее, мол, отказавшись от помощи Сильвестра и его сторонников, Иван Васильевич утерял "благочестие", перестал быть "благочестивым царем". Поэтому, с определенной долей условности, термин "благочестивый царь" можно принять как "нестяжательский" идеал светского правителя.

Сможет ли первый русский царь отвечать идеальным представлениям о "благочестивом царе"? Этот вопрос серьезно волновал Сильвестра и его ближайшее окружение. Поэтому они всячески пытались привить Ивану Васильевичу нестяжательское понимание сути царской власти.

#comm#Об этой, "воспитующей" роли Сильвестра пишет в своем третьем послании Ивану IV Андрей Курбский: "Священник блаженный Сильвестр, видя недуги твои душевные, то язвительными словами осыпал тебя, и порицал, и суровыми наставлениями словно бритвой вырезал твои дурные обычаи... А порой он словно уздой крепкой и поводьями удерживал невоздержанность твою и непомерную похоть и ярость". Видимо, именно таким образом Сильвестр надеялся внушить Ивану Васильевичу понимание его роли, как "благочестивого царя".#/comm#

Судя по всему, Иван Васильевич поначалу поддавался такому влиянию. В своих выступлениях на Соборе 1551 года, названного позднее Стоглавым, Иван Васильевич впервые публично заявил о том, что берет на себя исполнение роли "благочестивого царя" и обратился к участникам Собора с просьбой о помощи в деле укрепления христианской веры и "устроении всего православного хрестьянства". И явным отзвуком учения нестяжателей о Христовой Любви можно признать его слова, сказанные перед открытием Собора: "Молю святейшии отцы мои, аще обретох благодать пред вами, утвердите в мя любовь… (выделено мной. - С.П.)".

Помимо разрешения мировоззренческих проблем молодого царя Сильвестр был крайне озабочен духовным состоянием народа. Именно поэтому в 1550-е годы он написал книгу, ставшую на века олицетворением русского мироустройства - "Домострой".

"Домострой", без преувеличения, выдающееся произведение, в котором определяются правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. "Домострой", по мысли автора, должен был помочь русскому человеку правильно вести себя как в государственной, так и в семейной жизни. В нем утверждались глубокая вера в Бога, истинное милосердие, честность, трудолюбие, взаимоуважение. Осуждению подвергались праздность и суетность, пьянство и объедание, клевета и алчность.

"Домострой" открывался небольшим предисловием, в котором Сильвестр призывал с добрым прилежанием нести "любовь всем, живущим по-божески, точно око сердечное, на Бога взирающее". И первые 15 глав посвящались "духовному строению": "Как христианам веровать во святую Троицу", "Как причащаться тайнам Божиим", "Как всей душою Господа возлюбить", "Как почитать отцов духовных". Также в первой своей части книга учила украшению дома святыми образами, говорила о необходимости пребывания в чистоте духовной, повествовала о молитве.

#comm#В "Домострой" Сильвестр включил и главы "о строении мирском" и "строении домовном": правила о том, как надо обращаться с женой и домочадцами, как надо экономно вести домашнее хозяйство.#/comm#

В этих главах как бы регламентировались отношения человека с близкими ему людьми, прежде всего между мужем и женой, затрагивались вопросы воспитания сыновей и дочерей. В составе "Домостроя" имеется глава, названная "Похвала мужьям" или "Слово о добрых женах". Домострой предлагает ряд правил поведения, которые должны соблюдать слуги. Много внимания уделено пище и питью - здесь указывается более 130 кушаний разного рода. Автор "Домостроя" тщательно расписывает "меню" в зависимости от церковных праздников и служб. В результате получилось, что "Домострой" стал не только сводом добрых и мудрых правил поведения человека, но и первой энциклопедией домашнего хозяйства и быта крепкой русской семьи.

Кроме написания "Домостроя", Сильвестр прославился и другими культурно-просветительскими деяниями. Так, вместе со своим сыном Анфимом он устроил мастерские по изготовлению рукописных книг, икон, серебряных изделий. Ученые считают, что первые московские печатные книги, вышедшие в 1550-е годы, то есть до "Апостола" Ивана Федорова, могли быть отпечатаны под руководством именно Сильвестра. Занимался он и литературной деятельностью. Он составил "Похвальное слово" святой княгине Ольге и написал послание царю, в котором рассуждал о правах и обязанностях монарха.

Разрыв и опала

К сожалению, влияние Сильвестра на Ивана Грозного оказалось не столь уж продолжительным. Одной из причин этого стали события марта 1553 года, когда царь заболел столь тяжело, что, ожидая смерти, велел своим приближенным присягнуть на верность малолетнему царевичу Димитрию. Но многие, в том числе и Сильвестр, проявили колебания. Наверное, сомнения Сильвестра и многих других объясняются не только политическими расчетами, но и их религиозно-философскими взглядами. Ведь для мыслителей "нестяжательского" направления духовная роль царского наставника виделась как высшая по отношению к светской власти государя. Кроме того, идея "благочестивого царя" не обязательно должна была связываться с конкретным человеком, в данном случае с Иваном IV.

#comm#Иначе говоря, оказалось, что Сильвестр поставил православную истину выше и отдельно от персоны Ивана IV. #/comm#

Для самого Ивана Васильевича это могло означать лишь одно - не только политическую, но и религиозную измену. Ведь царь все более убеждался в собственной богоизбранности, в совпадении своих помыслов с Божиим Промыслом, а Сильвестр как бы признался в отрицании этого факта.

Вскоре царь выздоровел, но "боярского заговора" не забыл и не простил.

И чем дальше, тем более расходились царь Иван Васильевич и его духовник Сильвестр как в понимании сути царской власти, так и в значимости личности самого Ивана Васильевича. Так начала разрушаться "крепость духа", возводившаяся Сильвестром в сознании царя…

В конце 1550-х годов наступил окончательный разрыв царя с Сильвестром и другим влиятельнейшим членом "Избранной рады" Алексеем Адашевым. В октябре-ноябре 1559 года Сильвестр и Адашев потребовали от царя прекратить бессмысленную на их взгляд войну с Ливонским орденом, начатую царем в январе 1558 года. По мнению царских советников, гораздо большую опасность для России представляло Крымское ханство. В феврале–сентябре 1559 года воевода Дмитрий Адашев, брат Алексея Адашева, совершил победоносный поход в Крым, во время которого были разбиты многие татарские отряды и освобождены русские пленники. Потому Сильвестр и Алексей Адашев указывали государю на необходимость продолжения наступления на Крым. Но эти требования вызвали только гнев и резкий отказ Ивана Васильевича.

#comm#Весной 1560 года Сильвестр вынужден был уехать из Москвы и принять пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Спиридона. #/comm#

Вскоре и Алексей Адашев был отослан в Ливонию. А в августе 1560 года после тяжелой болезни умерла горячо любимая Иваном Грозным его жена Анастасия Романовна. Царь был настолько поражен горем и так к тому времени стал ненавидеть своих бывших советников, что облыжно обвинил Сильвестра и Адашева в смерти царицы, которую они, якобы, уморили с помощью чародейства.

Так закончились благословенные годы "Избранной рады", и начиналось совсем другое время. Впрочем, Алексей Адашев его застать не успел - он умер в январе 1561 года. А вот Сильвестру пришлось еще несколько лет пострадать - его сослали в Соловецкий монастырь, где он и скончался около 1566 года. А по Руси уже гуляла опричнина…

Специально для Столетия