01.02.2022

Иудейская пасха - Песах. История и традиции праздника. Пасха - древний жидовский кровавый "праздник" ужаса Еврейская пасха число


Праздник Песах или еврейская Пасха — одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории — Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами - восемь дней.

© AFP / MENAHEM KAHANA

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2019 году праздник Песах начинается 19 апреля с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. "Песах" в переводе с иврита означает "пройти мимо". После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий — первое "Песах", в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название - Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование - Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название — Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы". Тора именует его "праздником опресноков", так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате "Псахим".

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения — от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда — единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин - седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

© photo: Sputnik / Dmitri Donskoy

Вовремя седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и вкушают особые символические блюда: мацу, во исполнение заповеди Торы; горькую зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства.

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…"

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

Существует обычай прятать вовремя седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками. Найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году — в Иерусалиме!".

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется "праздничными буднями". В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод".

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

В эти дни в Израиле отмечают праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства.

Песах— самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших
событий в еврейской истории — с Исходом из Египта около
3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. В нынешнем году отмечается 18-26 апреля. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из
семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч.
Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней» :
превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев.

Этот праздник начинается на 15-й день весеннего месяца нисан (приблизительно соответствует марту-апрелю григорианского календаря) и празднуется в течение 7 дней в Израиле (и 8 дней — вне Израиля): первый и последний дни которого —
полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются
словами холь а-моэ́д («праздничные будни»)
Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр.«хамец» — квасное).

Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Едят только пригодные для Песаха кошерные продукты («Кошер ле-Песах ») - причём кошерные продукты можно есть круглый год. Еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца ) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца всегда превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси). Если это не удалось - остатки зерновой пищи выбрасываются. :о)
«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею (то есть тому, кто не празднует Песах). Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец » (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь «хамец» нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно. Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и
его благословение не пропадёт даром. Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »). Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи
Также Тора повелевает есть в эти дни мацу(букв. `выжатое`, `лишённое влаги`; в русской традиции — опресноки) .

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха.Множество семей каждый год покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). К тому же, посуда - -очень распространённый подарок на Песах.
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.


Пасхальная жертва называется «корбан песах » (в русском варианте — «пасха»). Каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного жертвенного ягнёнка в ночь на 15 нисана.Причём, ягнёнок не может быть убит тем, во владении кого есть квасное - Ягнёнок должен был быть зажарени съеден вместе с мацой и марором (горькая зелень) - Нельзя было ломать у жертвы кости - До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Позднее пасхальная жертва стала съедаться во время пасхального Седера 15 нисана, но жертвы уже не приносились. Поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зроа » — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто седер / сейдер / сайдэр ) - проводится в первый день Песаха.

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Агаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Торе, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.
Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марор
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера - устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот: отсчет Омера начинается на второй день Песаха и завершается в день перед праздником Шавуот («пятидесятым днем»). Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
После наступления ночи (примерно через 30 минут после захода солнца), человек, отсчитывающий омер, произносит определённое благословение на древнееврейском языке
Затем произносится счет омера в полных днях, а также неделях и днях: например, на 23-й день омера счет будет следующим: «Сегодня двадцать три дня, что составляет три недели и два дня омера». Благословение можно произнести только в течение ночи. Если человек вспомнит о счете утром или после обеда следующего дня, счет производится без благословения. Если кто-то забыл посчитать день, он может продолжить отсчитывать следующие дни, но уже без благословения.
В период отсчета омера запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия - за исключением дня Лаг ба-Омер (на 33-й день) и трех последних дней отсчета.

На седьмой день Песаха Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» .. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили
преследовавшего их фараона. В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море». Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

У праздника «Песах» несколько названий:

  1. Песах — от пасах (ивр. миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта: накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься: «испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить»
  3. Хаг а-Авив — праздник весны. Месяц нисан также называется месяц авив (весна).
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.
Пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» причастия - главнейшего христианского обряда у православных, при котором верующие христиане "вкушают" Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»
Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую».

Иудейский праздник Песах схож с православной Пасхой. Празднования также длятся неделю. Как вычисляется иудейская Пасха? Наступает она на четырнадцатый день священного месяца нисана, который соответствует марту-апрелю в григорианском календаре. Этот праздник считается самым главным и святым для иудеев, он знаменует начало зарождения еврейского народа. Как появился этот праздник? Какие традиции ему соответствуют? Как правильно соблюдать ритуалы и праздновать Песах?

Дата Песаха в 2019 году

Приближается период празднования главного торжества израильтян. В 2019 году иудейская Пасха выпадает на период с 19 по 27 апреля. Основной считается ночь с 19 на 20 апреля, далее - шесть дней праздничных будней и последний, седьмой день, выходной.

История праздника

Согласно традиционным верованиям, Песах отмечается в знак исхода иудеев из плена египетского. Подробное повествование о мытарствах еврейского народа излагается во второй книге Моисея - «Книге Исхода». Это второй из пяти томов Торы.

Само слово «песах» переводится как «перепрыгнуть». По другой версии - «проходи дальше». Что за праздник Песах? История иудейского народа начинается со времен Иакова. Он поселился с семьей на земле фараонов и жил богато и счастливо. Но годы шли, сменялись правители Египта, писались новые законы и устанавливались новые правила. Людей, прибывших из других стран, стали притеснять. Постепенно род Иакова из мирных поселенцев превратился в рабов.

Тем временем Моисею явились чудеса Господни. И приказал Бог ему следовать в земли египетские и освободить еврейский народ. Чудеса он посылал в знак своего намерения и благословения. Моисей предстал перед фараоном, но тот отказался отпустить иудеев. Тогда Господь наслал на него десять казней. Страшные бедствия захватили Египет: по стране пронесся мор и убил стада скота, пропал весь урожай.

Несмотря на грозящий голод и разруху, фараон не соглашался отпускать рабов. И пришло время самой страшной десятой казни. Господь проклял народ на земле египтян и сказал, что в одну ночь будут убиты все первенцы в каждом доме. Моисею же Бог дал предостережение. Для защиты иудеев и их детей на каждом доме, где они жили, необходимо было нанести метку. Вечером, перед наступлением кровавой ночи, евреи зарезали ягненка и его кровью на каждой двери нарисовали охранный знак. Ангел смерти увидел отметину и обошел еврейские семьи стороной. И в ночь на четырнадцатый день месяца нисана Ангел убил всех первенцев египтян, а еврейские первенцы остались невредимы. Именно этот знак и называется «Песах» (с иврита - «проходи мимо»). Только после этого фараон отпустил народ иудейский с Моисеем. Так четырнадцатый день нисана ознаменовался освобождением еврейского народа из под гнета египтян. И все дети иудеев были спасены.

Значение праздника для иудеев

Темой Исхода пронизана вся религия евреев. Следующие за ним события связаны с приходом на Израильскую землю и созданием отдельного государства. В древние времена праздник знаменовался гуляниями, богослужениями и торжественной трапезой с ритуальным умерщвлением ягненка.

Время празднования исхода евреев с египетской земли совпало с праздником прихода весны. Поэтому у торжества есть ряд схожих названий. Песах - основное наименование, смысл ритуального действа в чествовании еврейского народа в знак освобождения и получения независимости.

Второй вариант - Хаг а-Мацот, от слова «маца». Такое название у праздника появилось в связи с тем, что, уходя из Египта, измученные иудеи так спешили, что не успели взять с собой практически ничего. Еды у них тоже не было, хлеб приходилось готовить на ходу из того, что имелось в наличии. Так появилась маца - бездрожжевой хлеб. С ней связаны интересные ритуалы современного празднования Песаха.

Еще один вариант - Хаг а-Авив, в переводе - праздник весны. Это традиционный весенний праздник у многих народов, и иудеев в том числе. Знаменует начало посева, радость и новое рождение природы.

Четвертый вариант - Хаг а Херут, праздник свободы. Значение относится также к исходу иудеев. Песах по еврейским верованиям празднуется как время освобождения и справедливости. Существует целый свод законов празднования Песаха, название его - Псахим.

Подготовка к празднованию

Предшествует торжеству генеральная уборка. Особенность ее в том, что хозяину или хозяйке дома необходимо вынести и уничтожить то, что способно бродить (квасное). В эту категорию попадают все хлебобулочные изделия, крупы и злаковые, соусы и много чего еще. Эти продукты можно съесть до праздника или отнести в дом людей другой веры на хранение. Квасные изделия называются хамец.

Желательно, чтобы в процессе подготовки к празднику принимало участие все еврейское семейство. Так уборка проходит более тщательно, ведь запрещено нахождение даже крошки хамеца в жилище. Всю имеющуюся посуду промывают горячей водой, очищая от остатков пищи. Перед первым днем иудейского праздника Песаха традиционно хозяин дома со свечой в руке обходит все комнаты. В руках у него должны быть перо и ложка. Этот процесс символизирует розыски хамеца в доме. Найденное необходимо немедленно уничтожить.

Каббалистическое учение говорит о том, что брожение теста символизирует гордость в человеке - то, о чем он думает, когда его кто-то задел, обидел. Уничтожение хамеца направляет верующих на усмирение гордыни. Песах возрождает божественное в душе. Поэтому необходимо вымести из нее все лишнее, забродившее.

Ритуалы

Единственный хлеб, который разрешен в иудейскую Пасху, это маца. Она символизирует ту спешку, с которой евреи вырвались на свободу из рабства. Маца - это лепешка из не успевшего подойти теста. Готовность мацы достигается в период не более восемнадцати минут. К празднику готовят специальную лепешку, она называется шмура.

Для первого вечера празднования Песаха изготавливают три мацы и выкладывают одну на другую. К первому ужину готовятся все члены семьи. На стол накрывают самую лучшую скатерть и ставят красивую посуду. Если есть приборы из серебра, то разрешается использовать их. Особо верующие семьи держат отдельный набор посуды для торжества. На стол подают горькую зелень в знак горечи, перенесенной народом Израиля, и вино. Напитки для празднества должны быть приготовлены только евреем, иначе сок или вино будут считаться некошерными.

Существует отдельный свод правил иудейского праздника Песаха - Агада. Перед началом празднования хозяйка дома зажигает свечи, их должно быть не менее двух. Если Песах выпал на ночь с пятницы на субботу, то свечи используют те же, что для Шаббата. Зажигают их за восемнадцать минут до того, как солнце сядет за горизонт. На свечи читаются молитвы и благословения.

Когда Песах наступает в субботу, свечи ставят максимум через пятьдесят минут после захода солнца. В другие дни недели их вносят непосредственно перед началом празднования, но от огня, который был разожжен до захода солнца. Такие тонкости связаны с верованием, что в Священную Субботу нельзя прикасаться к тому, что дает огонь. А в праздники нельзя создавать пламя, но есть разрешение передавать его от одного человека к другому, зажигая свечу от другой свечи, например. Таким путем праздник отделяется от будней, освящается пламенем.

Седер Песах

В первый вечер праздника евреи собираются за богатым столом. Этот вечер называется Седер. Его суть сводится к тому, что евреи вспоминают исход из Египта (поминать в иудаизме запрещено, поэтому каждый Седер еврейские семьи заново проживают освобождение). Первым делом на стол ставится специальное блюдо. На нем в строго определенном порядке расположена кошерная пища. Каждый приготовленный продукт несет свой смысл и символику. Даже его место на блюде выбрано не просто так. Существует определенный порядок действий (само слово Седер переводится как «порядок») в процессе празднования первого вечера Песаха. Он состоит из нескольких этапов:

1. Кадеш. На этом этапе произносится молитва из трех благословений. Ее название - Кидуш. Этим действием дается благословение на празднование. Выпивают первый бокал вина. Рекомендуется для этих целей начинать с небольшой емкости, дабы выпить все целиком без остановки.

2. Урхац. Омовение рук. В процессе ритуала глава семьи восседает в начале праздничного стола. Предметы для совершения процедуры ему преподносят остальные члены семьи.

3. Карпас. Этим словом называют блюдо, состоящее из овощей. Для его приготовления используют картофель, сельдерей. Оно является символом тяжелого труда, который выполняли иудеи на египетской земле. Карпас перед тем как съесть обмакивают в воду с растворенной солью, символом слез, читают молитву-благословение.

4. Яхац. Приготовленную для торжественной трапезы среднюю мацу ломают на несколько кусочков. Самый крупный ломтик заворачивают в салфетку и прячут в доме. Тот из детей, кто найдет этот кусочек, получит подарок. Название этого ломтика мацы - афикоман. Оставшиеся кусочки прячут между двумя другими мацами.

5. Магид. На этом этапе пересказывают легенды по Агаде, истории об исходе евреев и о том, как зародился Песах. Изначально воспроизводят на иврите и в случае необходимости позже переводят для гостей. Далее младший ребенок задает главе семьи четыре вопроса о том, как отличается ночь Песаха от других, есть ли чего стыдиться евреям, почему иврит и историю израильтян забывают и об уважении к иудеям. Суть вопросов сводится к тому, что народ был рабом, а теперь освободился и может помнить свою историю и жить открыто, с гордо поднятой головой. Диалог строится в каждой семье, эта традиция уникальна и является центральной в ритуале Седера. После этой речи опустошают второй бокал вина.

6. Маца. Над второй мацой совершают молитву. Верхнюю разламывают на количество кусков, равное количеству присутствующих на торжестве. Съесть этот кусочек нужно в расслабленной позе, полулежа на подушках, как символ обретенной свободы и независимости.

7. Марор. Следующее блюдо, за которое принимаются празднующие, символизирует всю горечь иудеев в рабстве. Марор представляет собой горскую зелень или смесь с хреном, ее макают в харосет (своеобразный соус). Можно сочетать продукты, например, сделать бутерброд из мацы и марора. Он называется корех.

8. Шульхан-орех. Этап, на котором начинается пир. Можно есть все то, чем богаты хозяева стола. Подают суп, печеное мясо или рыбу.

9. Цафун. Процесс съедения нашедшегося кусочка мацы. Его делят на всех присутствующих и соединяют с той мацой, которая есть на столе. Это финальный прием пищи, после него трапезничать запрещено.

10. Барех. Заключительный момент. Читают молитву и опорожняют третий бокал вина.

Перед тем как выпить четвертый бокал, открывают дверь и «впускают» пророка Илию. Он оповестил иудеев о наступлении избавления от рабства и считается предвестником прихода Спасителя. Его бокал остается на столе нетронутым. Все присутствующие же допивают четвертый бокал вина, сопровождая это действо молитвами. В завершении праздничного вечера поют песни на тему иудейской Пасхи. Все участники трапезы общаются на богословские темы и о традициях празднования. Старшие делятся житейскими мудростями (ниже на фото - Песах в иудейской семье).

Что должно присутствовать на праздничном столе?

Перед началом вечера Седер иудеи определяют, какое место за столом достанется каждому из гостей. Подобным образом распределяются блюда, которые будут подавать к столу.

Единственным возможным хлебом, как уже упоминалось, является маца. Из бездрожжевой муки евреи делают пироги, клецки для супа, бутерброды, добавляют в салат и делают блинчики. Вкус пресной мацы возвращают иудеям память предков, символизирует лишения и горе, которые довелось перенести этому народу. Из ягненка на косточке готовят специальное блюдо - зроа. Вместо агнца можно использовать курицу. Это блюдо символизирует принесенного в жертву Спасителю барашка, кровью которого наносили знаки песах на двери еврейских домов.

Бейца - яйцо, сваренное вкрутую. В иудаизме оно означает возрождение и счастливую жизнь. Марор - горькая зелень (латук, хрен, базилик). Карпас - грубые овощи (часто вареный картофель) как символ непосильного труда рабов на египетской земле. Соус харосет - олицетворение жидкой смеси для постройки пирамид в Древнем Египте. Его использовали рабы-иудеи. В состав входят: яблоки, вино, приправы и грецкий орех. Существует масса рецептов по его приготовлению. На столе, как правило, дополнительно присутствуют орешки, фрукты.

Из напитков используется кошерное домашнее вино или виноградный сок. Отдельно взятый фужер олицетворяет четыре обязательства, которые Господь озвучил иудеям на исходе: «И выведу вас из-под ига египтян...», «И избавлю вас...», «И спасу вас...», «И приму вас...».

В первые сутки празднования евреям запрещено работать. Принято посещать синагогу, молиться, следовать традициям. Священнослужители благословляют народ на Песах.

Праздничные будни

В последующие шесть дней иудейская Пасха продолжается. Застолий, подобных Седеру, больше не будет. Благочестивые евреи работают меньше, когда празднуется Песах, или не работают вовсе. Ошибочно думать, что весь период празднования наполнен молитвами и поглощением пищи. На второй день принято посещать родственников, совместно с ними отдыхать и расслабляться. В Песах нельзя ни о ком забывать. Одиноких людей приглашают к столу соседи или знакомые. Израиль наполняется единым духом, общностью. Иудеи много общаются между собой, навещают родственников, с которыми долго не виделись.

Седьмой день

В этот день отмечают переход евреями во главе с Моисеем Красного моря. Попросив на морском берегу Господа о помощи, предводитель иудеев получил ее. Море разверзлось на две половины и перед присутствующими открылась дорога по его дну. На седьмой день праздника иудейской Пасхи планируют гуляния. Народ танцует, поет на улицах. А ночью устраивают представление с имитацией прохода сквозь морскую пучину.

Песах и Пасха

Несмотря на явное сходство в названии, эти два праздника имеют совершенно разные корни. Песах хронологически свершился раньше Пасхи, поэтому традиционно проходит в более ранние даты. В отличие от иудеев, которые в Песах отмечают освобождение от рабства, Пасха - это Воскресение Христа. Между собой праздники не связаны никак, хотя название у них схожи.

На Пасху принято накрывать богатый стол с использованием традиционных блюд (крашеные яйца, куличи, пасха). Но духовное наполнение торжеств совершенно разное, и отношения друг к другу они не имеют. Католическая и иудейская Пасха также сильно отличаются, хотя даты празднования часто совпадают. Католики, как и христиане, отмечают Воскресение Господне.

Песах стал первым праздником, который начали отмечать евреи. Все иудейские торжества начинаются вечером, поэтому в дни их проведения закрываются раньше все учреждения, и евреи отправляются праздновать. Песах - не исключение. На время празднования хлеб пропадает не только в домах, но и на прилавках, чтобы исключить соблазн. Так как исчисление даты начала празднества происходит по еврейскому календарю, дата его начала каждый год меняется.

Маца как символ праздника иудейской Пасхи имеет несколько названий. В Торе она носит название «бедного хлеба» или «несчастного хлеба». Хоть состав ее не отличается разнообразием, на Песах печется специальная маца. Это не калорийный продукт, всего лишь 111 калорий в одном кусочке. В повседневности в мацу добавляют яблочный сок, ягоды, яйца и прочее. В Седер такой хлеб есть запрещено, разрешен исключительно бездрожжевой и без добавок. В 1838 г. А.Зингер изобрел устройство по производству мацы, но правоверные евреи стараются готовить ее дома. Этот хлеб нельзя есть целый месяц до наступления Песаха, чтобы потом лучше чувствовать его вкус. За день до прихода праздника мужчины-первенцы в семье должны соблюдать пост.

Три мацы на столе в вечер Седера - олицетворение коэнов, простых евреев и левитов. Через месяц после проведения Песаха те евреи, кто не смог отпраздновать по какой-то причине отмечают Песах-Шени. В этот день можно приготовить ягненка или курицу, а мацу можно есть, не уничтожая хамец.

В заключение

Что за праздник Песах? Он пробуждает в людях стремление к единению. Молитвы и богословские беседы стимулируют отказ от критики в отношении других. Во время празднований запрещено испытывать зависть и осуждать ближнего. Одинокого окружат заботой, голодного накормят. Основная мысль всего празднования - думать не только о себе, но и об окружающих, бескорыстно помогать.

Спасение народа иудейского путем перехода по пустыне, историческими сведениями не подтверждено. Из этого специалисты делают вывод, что исход, вероятно, произошел раньше, и его не смогли зафиксировать. Каббала трактует суть Песаха иначе. В метафорическом смысле иудеи избавились от гнета тиранов, и это способствовало установлению Израиля как отдельного государства. И все же празднования в честь освобождения евреев от рабства проводятся повсеместно, радость от обретения свободы до сих пор не утихает в крови иудеев. Говорят, что трапеза Седер - удивительное явление. Ведь на протяжении сотен веков ежегодно в каждой еврейской семье повторяется один и тот же сценарий проведения праздничного ужина. Сегодня в Израиле на Песах закрывают школы и детские сады, дети весь день находятся вместе с родителями. Израильтяне говорят, что в этот период трудно выйти на улицу, настолько там многолюдно.

Праздник иудеев Песах - древний, один из самых почитаемых. Десять заповедей Моисея, который бродил с евреями по пустыне сорок лет, легли в основу общепризнанных моральных ценностей.

И восемь дней в странах диаспоры .

Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня - в диаспоре) - праздничные в полном смысле (иом тов ), нерабочие, как суббота (но приготов­ление пищи разрешено); в остальные дни - хол х а-мо‘эд (`праздничные будни`) - работа разрешается (с некоторыми ограничениями).

Название «Песах» традиция связывает с тем, что Бог миновал (пасах ) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских (Исх. 12:23–27). Словом «песах» в древности назывался годовалый агнец или козленок, приносившийся в жертву в канун этого праздника (14 нисана к вечеру); его зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью (Исх. 12:1–28, 43–49; ср. Втор. 16:1–8, где упомянут и теленок). Тот, кто, не обладая ритуальной чистотой или находясь слишком далеко от Храма , не мог выполнить этот обряд 14 нисана, мог совершить его месяцем позже (Чис. 9:1–14); это второй (Песах шени ), или малый Песах, согласно позднейшей терминологии. Песах называется также хаг х а-маццот (`праздник опресноков`, см. Мацца ; Исх. 23:15; Лев. 23:6; Втор. 16:16), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что израильтяне, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста (Исх. 12:39).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате Псахим. До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом (или продают нееврею). Согласно раввинистическим авторитетам, есть маццу обязательно только в первый день праздника (ночь 14 нисана), в то время как в остальные дни пасхальной недели, по мнению большинства, требуется лишь не употреблять в пищу квасного. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду (х аг‘ала); посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Иногда в семье хранится особая посуда для Песаха.

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (тал ) и полностью - Х аллел (в странах рассеяния Х аллел читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах ашкеназов читают Песнь Песней ; в последний день Песаха читается Х азкарат нешамот . Этот день принято связывать с переходом через Красное море . В синагогальной литургии Песах называется праздником свободы (хаг х а-херут ).

В еврейских общинах принято перед Песахом собирать ме‘от хиттим (буквально `деньги на пшеницу) или кимха де-фисха (по-арамейски, буквально `пасхальная мука`); первоначально собирались деньги на муку для маццы, а позднее - на пасхальный стол в пользу бедных членов общины. В талмудическое время всякий, проживший год в данном поселении, был обязан жертвовать, а если сам был неимущим, мог получать ме‘от хиттим . В средневековой Европе было принято, чтобы раввин общины и семь ее видных членов составляли список жертвователей и получателей благотворительных денег.

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Высказывались предположения, что пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад. Первоначально Песах отмечался в семейном кругу (ср. Исх. 12:21) - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошиях у централизации культа в Иерусалимском храме празднование Песаха там стало массовым (II Ц. 23:21–23; ср. Втор. 16:2,7). Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме (II Хр. 30; 35:13–14; Юб. 49:16–20), видимо, сохранялся и после возвращения из пленения вавилонского . Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима (Псах. 5:10, 7–12 и др.). Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать дверной косяк кровью жертвы: теперь ею кропили алтарь (II Хр. 30:15–16; 35:11).

Еврейская Пасха (Песах) – самый древний и самый большой семейный праздник у иудеев, который ежегодно отмечается весной и длится целых семь дней. Какова история данного праздника и откуда происходит его название? Как отмечают Песах в еврейских семьях: особенности, традиции и запреты праздника. Порядок проведения торжественного ужина Садер: последовательность действий. Когда будет еврейская Пасха в 2018 году: какого числа начнётся и какого закончится?

История и смысл праздника

Несмотря на схожесть названия данного праздника у православных и евреев, его значение и традиции у каждой религии свои. Еврейская Пасха Песах, что в переводе с иврита значит «пройти мимо», посвящена освобождению евреев из многолетнего египетского рабства.

Свыше трёх тысяч лет назад Господь решил наказать Египет и его правителя за то, что он не хотел давать Израилю свободу. Бог повелел всем евреям в ночь на 14-е число месяца ниссана принести ему в жертву годовалого ягнёнка. Мясо животного должно быть приготовлено на огне и съедено с горькими травами, а кровью ягнёнка следовало пометить дверные косяки в доме. Ангел смерти прошёл мимо всех помеченных домов, оставив в живых еврейские семьи. Все первенцы в домах, которые не были измазаны кровью пасхального ягнёнка, были уничтожены карой Господней. В ту же ночь все евреи под предводительством Моисея покинули египетскую землю.

Когда отмечается Песах в 2018 году?

Время наступления Песах определяется по лунному календарю, поэтому каждый год дата празднования разная. В 2018 еврейская Пасха отмечается с вечера пятницы 30 марта по вечер субботы 7-го апреля. При этом первым днём Песах считается 31 марта.

Что касается выходных, то в Израиле нерабочими являются только первый и последний дни празднования. В это время для евреев любая работа запрещена. Период между началом и окончанием Песах также считается праздничным, но с существенным послаблением к запретам относительно работы.

Еврейские традиции пасхального Седера

Для празднования Песах по всем канонам, существует множество раввинских заповедей, указаний и наставлений, которые собирались и хранились веками. Одним из символов пасхи у евреев является торжественный ужин, именуемый Седер (иуд. «порядок»), который предполагает определённый план действий. Последовательность правил и традиции этой трапезы следующие:

  1. Кадэш (освящение) – благословение с наполненным бокалом вина.
  2. Урхац (омовение) — ритуал умывания рук.
  3. Карпас – процедура окунания кусочка овоща карпас в солёную воду.
  4. ЯХАЦ – преломление мацы на две половины, большую из которых откладывают в сторону.
  5. Магид (повествование) – чтение Агады, истории об исходе евреев из Египта.
  6. Рахца – умывание рук и благословение перед поеданием мацы.
  7. Моци-Маца – поедание мацы.
  8. Марор – вкушение горькой зелени после произнесения благословения на исполнение заповеди.
  9. Корех – поедание мацы с зеленью.
  10. Шулхан-орех – переход к поеданию всего, что есть на столе.
  11. Цафун – съедание десерта (второй половины мацы).
  12. Барех – молитва после приёма пищи.
  13. Алель – чтение благодарственной молитвы пророку Элиягу.
  14. Нирца – распитие вина с просьбами и пожеланиями.

Помимо подготовки к праздничному ужину, хозяевам необходимо заблаговременно позаботиться о чистоте дома. Поэтому в канун еврейской пасхи в квартирах и домах проводится генеральная уборка, которая предполагает очищение от пыли и грязи даже самых труднодоступных мест.

Праздничный стол на Песах

На еврейскую Пасху хозяйки готовят множество угощений, которых бы хватило на весь период празднования. По традиции в эти дни на стол ставится самая лучшая посуда (кошерная), которая используется только в этот праздник.

Блюда на Песах:

Название Описание
Маца Хлеб из пшеничной муки, который выпекается без дрожжей
Зроа Жареная баранина на косточке или куриная шея
Карпас Весенние овощи
Марор Горькая зелень (смесь листового салата с хреном)
Бейца Неочищенное сваренное в крутую яйцо
Харосет Сладкая закуска из овощей, фруктов, вина и специй

Для каждого присутствующего за столом должно быть предусмотрено столько красного вина, чтобы хватило на четыре бокала. Ведь именно вино у иудеев символизирует счастье, радость и благодать. Для детей, а также людей, страдающих какими-либо заболеваниями, вино сменяется на сок из винограда.

К запретным продуктам на столе относятся те, которые прошли процесс брожения. Это могут быть:

  • пиво, ликёр и квас,
  • хлебобулочные изделия (макароны),
  • майонез,
  • консервированные продукты.

Такое ограничение записано в священном писании:

«Семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа того будет истреблена из народа Израиля…» (Шмот, 12:15,19).

Что касается такого явления как приметы, то для евреев это понятие определяется законами Бога и материализацией природы, а не психологией человека. Суеверие для них чуждо.

Далеко не все современные еврейские семьи по разным причинам в точной последовательности соблюдают традиции празднования Песах. Но как бы не сложились жизненные обстоятельства, этот праздник они отмечают всегда. При любых условиях и при любой погоде…