23.02.2019

Полезные и вредные жуки в огороде – фото, описания, что с ними делать. Полезные и вредные насекомые сада и огорода


Мартовское безумие – именно так воспринимают первый календарный месяц весны те, кто выращивает рассаду любимых овощей сам. В марте высевают любимые томаты и перцы, проводят первые посевы в теплицу и даже сеют овощи на грядках. Подрастающая рассада требует не только своевременного пикирования, но и немалой заботы. А ведь только ею хлопоты не ограничиваются. Стоит продолжать и посевы в теплицы и на подоконники, ведь свежая зелень с грядок появится не так скоро.

Пока на растениях еще не проснулись почки или в самом начале роста саженцы и деленки адаптируются куда лучше. Хотя главное внимание в марте все же приковано к совсем другим растениям - сезонным. Выращивание собственной рассады позволяет сэкономить средства, найти новые сорта и гарантировать здоровье растений. Лунный календарь в марте для декоративных культур рекомендует выбирать дни более тщательно, ведь неблагоприятные периоды охватывают почти полмесяца.

В марте месяце сеют большинство красивоцветущих однолетников, которым необходим рассадный способ выращивания. Обычно у таких цветов от всходов до цветения проходит не более 80-90 дней. В данной статье мне хотелось бы остановиться на интересных летниках, которые немного менее популярны, чем нестареющие петунии, бархатцы или циннии, однако у них имеется ничуть не меньше достоинств. И их также стоит попробовать посадить для цветения в будущем сезоне.

С приближением весны комнатные растения постепенно выходят из состояния покоя и трогаются в рост. Ведь уже в феврале день становится ощутимо длиннее, а солнце пригревает совершенно по-весеннему. Как помочь цветам проснуться и подготовить их к периоду вегетации? На что нужно обратить внимание и какие меры предпринять, чтобы растения были здоровыми, цвели, размножались и радовали? О том, чего ждут от нас комнатные растения весной, поговорим в этой статье.

Кокосовый торт с масляным кремом и взбитыми сливками - настоящее лакомство. Этот торт я приготовила на основе традиционного немецкого кокосового пирога - кухена. Кокосовый торт «Кухен» испечь просто и быстро. Пирог пропитывают жирными сливками, поэтому торт на его основе получается влажным и весьма вкусным. В этом десерте кокос повсюду - в бисквите, в креме, даже во взбитые сливки я добавила несколько капель кокосового экстракта. В общем, получилось райское наслаждение!

Одно из важнейших правил выращивания крепкой и здоровой рассады - наличие «правильной» почвосмеси. Обычно садоводы для выращивания рассады используют два варианта: либо покупная почвосмесь, либо сделанная самостоятельно из нескольких компонентов. И в том, и в другом случае плодородие почвы для рассады, мягко говоря, сомнительное. Значит, рассада потребует от вас дополнительного питания. В этой статье расскажем о простых и эффективных подкормках для рассады.

После десятилетия доминирования в каталогах оригинальных пестрых и ярких сортов тюльпанов тенденции начали меняться. На выставках лучшие дизайнеры мира предлагают вспомнить классику и воздать почести очаровательным белым тюльпанам. Сверкающие под теплыми лучами весеннего солнца, они выглядят в саду по-особенному празднично. Встречая весну после долгого ожидания, тюльпаны как будто напоминают, что белый - не только цвет снега, но и радостного торжества цветения.

Сладкий индийский соус чатни из тыквы с лимоном и апельсином родом из Индии, однако англичане поспособствовали его популярности во всем мире. Эту кисло-сладкую пряную приправу из овощей и фруктов можно съесть сразу или заготовить впрок. Для заготовки впрок используйте фруктовый или винный 5%-й уксус. Если выдержать чатни 1-2 месяца, то его вкус станет мягче и будет более сбалансированным. Вам понадобится мускатная тыква, имбирь, сладкий апельсин, сочный лимон и пряности.

Несмотря на то, что капуста - один из самых популярных овощей, выращивание ее рассады получается не у всех дачников, особенно у новичков. В условиях квартиры им жарко и темно. Качественную рассаду в таком случае получить невозможно. А без сильной, здоровой рассады трудно рассчитывать на хороший урожай. Огородники со стажем знают, что капусту на рассаду лучше сеять в парники или теплицы. А некоторые даже выращивают капусту прямым посевом семян в грунт.

Цветоводы без устали открывают новые для себя комнатные растения, одни заменяя другими. И тут немаловажное значение имеют условия конкретного помещения, ведь требования к своему содержанию у растений различны. С трудностями часто сталкиваются любители красиво цветущих растений. Ведь, чтобы цветение было продолжительным и обильным, таким экземплярам требуется особый уход. Неприхотливых растений, цветущих в комнатах, не очень много, и один из таких – стрептокарпус.

Куриные рулеты «Кордон Блю» с соусом бешамель - отличное блюдо для праздничного стола и ежедневной трапезы! Готовится просто и быстро, получается сочным, а ещё и густой соус бешамель - пальчики оближешь! С картофельным пюре, маринованным огурчиком и ломтиком свежего хлеба получится сытный и вкусный ужин. Сыр для этого рецепта выбирайте по своему вкусу, можно плавленый, можно с голубой плесенью. Важно чтобы сыр и ветчина были нарезаны очень тонко, в этом секрет успеха!

Календула (ноготки) - цветок, который выделяется среди других своей яркой окраской. Невысокие кустики с нежными оранжевыми соцветиями можно встретить на обочине дороги, на лугу, в палисаднике рядом с домом или даже на грядках с овощами. Календула настолько широко распространена в наших краях, что кажется - она росла здесь всегда. Об интересных декоративных сортах календулы, а также об использовании календулы в кулинарии и медицине читайте в нашей статье.

Элегантная и утонченная орхидея – уникальное растение, его нельзя причислять к обычным цветущим культурам. Форма роста, требования к условиям выращивания, тип корневища - у этого растения все отличается от других видов представителей флоры! Одни орхидеи растут в комнатных условиях, выносливые и не сильно прихотливые, другие - капризные растения, нуждающиеся в специальных витринах, оранжереях. Изысканные цветы и ухода требуют особого, грамотной подкормки и полива.

Думаю, многие согласятся, что ветер хорошо нами воспринимается только в романтическом аспекте: мы сидим в уютном тёплом доме, а за окном бушует ветер... На самом деле, ветер, гуляющий по нашим участкам, это проблема и ничего в нём хорошего нет. Создавая ветрозащитные полосы с помощью растений, мы разбиваем сильный ветер на несколько слабых потоков и значительно ослабляем его разрушительную силу. О том, как защитить участок от ветра, пойдет речь в этой статье.

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

Урок

развитие устной речи

«Насекомые вредные и полезные»

Подготовила: Сазонова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Шербакуль

Май, 2016

Класс: 4

Тема: Вредные и полезные насекомые

Цель: познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые, научить их классифицировать по данному признаку

Задачи:

Обобщить и расширить знания учащихся о насекомых;

Познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые,научить их классифицировать по данному признаку;

Расширить словарный запас учащихся;

Воспитывать бережное отношение к насекомым;

Коррекция устной речи.

Оборудование: оформление доски, презентация, карточки.

Ход урока.

    Организационный момент.

(слайд №1)

Начинаем урок развитие устной речи. Посмотрите, чтобы у вас было всё готово к уроку.

2. Психологический настой.

(слайд №2)

Сотвори в сердце солнце.

Закройте глаза. Представьте, Весна. Пришёл месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Порхают разноцветные бабочки. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех с любовью. Давайте и мы сотворим в своём сердце солнце. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Вы направляете к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звёздочка стала большой как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите лучик радости и добра из своего сердца!

Вот с этим хорошим настроением мы начнём наш урок. И отправимся на лесную полянку.

    Речевая гимнастика.

(слайд №3)

Предлагаю начать наш урок с речевой гимнастики.

(хором)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею – паучок

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.

Покружились, полетали….

От усталости упали….

4. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите на рисунок и найдите тех представителей животного мира, которых вы встретили в стихотворении?

(пчела, паук, мотылёк, стрекоза, жук – божья коровка, жук-долгоносик)

Как можно назвать их одним словом?

Это насекомые.

Как вы думаете, может ли окружающий мир обойтись без насекомых?

(ответы детей)

А пользу или вред они приносят окружающему миру?

(ответы детей)

(слайд №4)

Как вы считаете, какая будет тема нашего урока?

Тема: Насекомые вредные и полезные.

Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цель урока: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.

Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. Одни – полезные, другие – вредные.

Сегодня мы повторим то, что знаем о насекомых, а также узнаем, на какие две группы можно разделить насекомых, будем учиться работать в парах, обсуждать различные задания и оценивать себя.

(слайд №5)

- На партах у вас лежат листы самооценки, в которых по мере выполнения заданий мы будем оценивать себя. Если вам будет всё понятно, вы будете делать отметку зелёным кругом, если вам не всё было понятно, возникли затруднения – жёлтый круг, если вам ничего не было понятно – красный.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5

задание

Количество баллов

Оценка

Всё понятно, ошибок нет (5 баллов)

Понятно, но не всё, возникли затруднения (1-2 ошибки) (4 балла)

Ничего не понял (3-4 ошибки) (3 балла)

5. Изучение нового материала.

а) знакомство с внешним видом насекомых

Ребята мы вспомнили уже несколько насекомых. А каких ещё насекомых вы знаете?

(ответы детей)

Правильно. Вы много назвали насекомых. А как вы отличаете их от других представителей фауны?

По внешнему виду.

Совершенно верно. Различать насекомых, от других представителей фауны можно по внешнему виду.

Цель: Предлагаю, посмотрите внимательно на представленных насекомых, и попробуйте определить их части тела.

(слайд №6)

(ответы детей)

У насекомых есть: туловище (грудь и брюшко), голова, усики, крылья (не у всех) и шесть ног .

(слайд №7)

Насекомые – это самая большая группа животных. Существует целая наука, которая изучает насекомых, называется она «энтомология».

А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?

(ответы детей)

Слово « насе комые» переводится с латинского как «имеющий насе чки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.

Итак, что нового мы узнали о внешнем виде насекомых? И почему их так назвали?

Вывод: Мы узнали, что у насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Насекомых так назвали, потому что их тело имеет насечки.

(слайд №8)

б) Игра «Проверь себя»

(работа в парах)

Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.

(выполняют работу)

Проверяем.

(ответы детей)

Оцениваем. В графу задание 1 выставляем баллы.

(оценивают)

(слайд №9)

Физминутка

Чок–чок, каблучок! (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.(Покружиться)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться)

Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)

б) вредные и полезные насекомые

(работа в парах)

Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?

(ответы детей)

Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.

Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.

Вредные насекомые

Полезные насекомые

Колорадский жук

Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.

Муравей

Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!

Тля

Я – тля, очень маленькое насекомое, но меня боятся, все растения. Я истощаю их, высасывая соки, и загрязняют своими выделениями листья, как бы душу растения. Листья от этого скручиваются и засыхают.

Пчела

Я - пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.

Божья коровка

Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.

(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)

Комар (читает учитель)

Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.

Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?

(предположения детей)

Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.

Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?

(ответы детей)

Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю сделать третью колонку в нашей таблице и поместить комара туда.

Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?

(ответы детей)

Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.

(оценивают)

в) Игра «Потопаем – похлопаем»

Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:

Собирают мёд; (хлопают в ладоши)

Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)

Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)

Переносят заразные заболевания; (топают ногами)

Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)

Поедают молодую зелень; (топают ногами)

Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)

Опыляют растения;(хлопают в ладоши)

Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши)

Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.

(оценивают)

6. Закрепление изученного материала.

(слайд №10)

а) классификация вредных и полезных насекомых

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это – (божья коровка)

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветов собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела)

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползёт,

Бедный листик весь сгрызёт.

(гусеница)

Очень мелкие они,

Для листов они враги.

Сок из листьев выпивают,

Листья вянут, засыхают.

(тля)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

Этот жук их Колорадо,

Есть картошку обожает.

Налетит он если тучей,

Все листочки вмиг съедает.

(колорадский жук)

Выполним проверку. Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.

(оценивают)

(слайд №11)

б) дополни предложения

Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по группам. 1 и 2 группы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом - иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.

Строит муравейник

.

Стрекочет в траве

.

Собирает нектар с цветов

.

Плетёт паутину

.

(слайд №12)

Ребята 3 группы должны будут составить предложения, заменить картинки словами. Карточки для (3 группы)

1.

на уничтожает . опыляют .

Выполним проверку.

(дети зачитывают предложения вслух)

(оценивают)

Сегодня на уроке мы ставили цель: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых. Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.

7. Домашнее задание.

Предлагаю вам дома нарисовать полезное насекомое, которое вам понравилось.

8. Рефлексия.

Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя - по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.

Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;

Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;

Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.

Посчитайте общее число баллов и выставите в последней графе оценку.

23 – 25 баллов – оценка «5»

18 – 23 баллов – оценка «4»

13 – 17 баллов – оценка «3»

< 13 баллов – оценка «2»

(оцениваю)

Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».

Молодцы!

А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получился.

Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.

(слайд №13)

Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.

Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

А. Барто

(слайд №14)

Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.

(слайд №15)

Картинки ,

Рассказывает Ирина Леонидовна Ермолаева, специалист по защите растений от вредителей и болезней.

В наших садах присутствуют не только видимые враги, но и друзья. Это различные хищные жуки, жужелицы, мухи-журчалки, божьи коровки, муравьи и пауки, которые, питаясь, незримо помогают нам, уничтожая вредителей на разных стадиях развития.

Для привлечения полезных насекомых и для стимулирования их активной работы следует сеять нектароносы, т.е. растения, которые привлекают таких помощников. Это фацелии, горчица, гречиха, семенники моркови, лук и т.д. Причем необходимо создать цветочно-нектарный конвейер – сеять их в разные сроки в междурядья или на свободные места.

Муха-тахина

Одним из многочисленных полезных насекомых является муха-тахина. Круг вредителей, которых она уничтожает, просто огромен, и эффективность высока. Достаточно сказать, что численность шелкопрядов, пилильщиков, листоверток, молей, огневок тахины держат под постоянным контролем. Выживанию и накоплению этих мух способствует наличие цветущей моркови, пастернака, сныти и других зонтичных культур.

Тело мух-тахин обычно покрыто крепкими щетинками, и поэтому их еще называют ежемухи. Семейство мух-тахин насчитывают около 5 тыс. видов.

Мухи-тахины по-разному находят своих хозяев. Одни виды мух откладывают свои очень мелкие яйца на поверхность листа, где питается гусеница. Гусеницы, поедая лист, проглатывают яйца, затем внутри гусеницы появляются личинки, которые питаются телом насекомого-хозяина, что приводит к его гибели. Другие виды откладывают яйца непосредственно в тело насекомого-хозяина. И, наконец, есть виды тахин, личинки которых сами находят хозяина и вгрызаются в его тело.

Мухи-тахины откладывают большое количество яиц, и поэтому одна муха способна погубить немало гусениц.

Муравьи и пауки

Огромную работу по уничтожению вредителей выполняют муравьи и пауки. Рядом с капустой можно посеять кориандр и анис. При посеве в один срок они цветут с мая по сентябрь. Их цветы подпитывают многих полезных насекомых и не привлекают бабочек, гусеницы которых повреждают капусту.

Муравьи – это санитары. Они строят себе дома в почве и над ней и приносят большую пользу. Многочисленные ходы муравьев делают почву более рыхлой, а это улучшает условия дыхания для корней растений. Добывая себе пропитание, муравьи приносят в ходы и камеры муравейника огромное количество насекомых-вредителей и их личинок: обитатели только одного муравейника за год уничтожают в среднем до 20 миллионов вредителей сада. Но стоит следить за увеличением количества муравьев, это может привести к угнетению сада, а из-за любимого лакомства муравьев, которое выделяет тля, они способствуют еще и расселению колоний тли. Тут нужно подумать, стоит ли оставлять муравьев на своих участках или нет.

Пауки. Значительную часть добычи пауков семейств пауков-скакунов (Salticidae), воронковых пауков (Agelenidae), пауков-волков (Licosidae), пауков-бокоходов (Thomisidae) составляют такие опасные вредители, как вредная черепашка, колорадский жук, луговой мотылек, различные виды молей, множество двукрылых.

Внимание! Хочу предупредить, что полезные насекомые, как и вредители, зимуют в коре, листьях, в почве на садовом участке. А летом не стоит вылавливать в саду всех увиденных насекомых, ведь можно оставить сад без защитников – полезных насекомых, которых называют энтомофагами.

Божьи коровки

Все знают, как выглядит божья коровка, но не все в курсе, какую пользу она приносит. Она плодовита и откладывает яйца маленькими группами по 30 шт., яйца желтые, похожи на яйца колорадского жука и бабочки боярышницы.

Взрослый жук за день съедает 100 – 200 тлей, личинки в десять раз прожорливее клещей, белокрылок (Aleyrodidae) и червецов (Coccoidea).

Божьих коровок привлекут в наш сад растения семейства сложноцветных: маргаритки, пижма, или тысячелистник.

Личинка Божьей коровки

Жужелицы

Этих тружениц можно увидеть в процессе перекопки или рыхления почвы. Это ночные хищницы, которые охотятся на насекомых, живущих в почве: куколок бабочек-огневок, пядениц, на личинок жуков-щелкунов (проволочников), галлиц. Уничтожают слизней и гусениц. Меню одной жужелицы в сутки составляет около ста личинок огневки, 5 взрослых гусениц огневки и 5–6 личинок долгоносика. А личинки намного прожорливее взрослых, они сидят в вырытых ямах и хватают проползающих мимо насекомых.

Чтобы жужелиц в саду было больше, позаботьтесь о плодородии почвы. Т.е. вносите весной и осенью органические удобрения, перегной и т.д.

Златоглазка

Это нежное и стройное насекомое. Цвет нежно-зеленый. Взрослые насекомые кормятся нектаром цветов, падью тлей, пыльцой, а также самими клещами и тлями, уничтожая в день до 4000 особей. Личинки высасывают паутинных клещей и тлей. Златоглазка предпочитает для размножения прохладные тенистые места, покрытые зарослями папоротника.

Мухи-ктыри

Двухсантиметрового ктыря невозможно спутать с какой-либо другой мухой. Мощные лапы, вооруженные щетинками и присосками. Из сплюснутой головы торчит крепкий, заостренный на конце хоботок. Им ктырь может проколоть даже такой прочный панцирь, каким обладают жуки.

Ктыри, уничтожая массу вредных насекомых, приносят несомненную пользу. В их меню входят жуки, мухи, кобылки, цикадки, бабочки и даже гусеницы. Полезны не только взрослые насекомые, но и личинки, живущие в почве и уничтожающие личинок жуков-щелкунов, хрущей и чернотелок, яйца саранчовых и гусениц, подгрызающих совок.

Интересно. Самые крупные ктыри достигают 5-ти сантиметров. Трогать ктырей руками не стоит - их укус столь же болезнен, как укол пчелиного жала.

Таких мух привлекают растения из семейства астровых – золотарник, ромашка, маргаритки, а также различные виды мяты – котовник, мята перечная и колосовая.

Трихограмма

Это яйцеед, массовое размножение которого уже поставлено на промышленную основу. Самки трихограммы откладывают свои яйца в яйца многих вредителей – яблонной плодожорки, желтого и бледноногого крыжовникового пилильщика, лугового мотылька, капустной совки, капустной белянки и других.

Поскольку эти насекомые очень маленькие, они берут нектар из мелких открытых цветов типа аниса, укропа. Хорошим приютом для них служат растения семейства сельдерейных.

Из сказанного выше следует, что чем больше в саду растений-нянек, тем меньше будет у вас проблем с вредителями. Эти растения можно располагать по краям сада или окаймлять ими участки с овощами. Следует так подбирать виды растений, чтобы они цвели долго, сменяя друг друга. Для этого подходят бархатцы, алиссум, пижма, ромашка, маргаритки. Продолжительное время цветут чабер, лаванда, иссоп, базилик, розмарин, душица.

Можно назвать еще много полезных насекомых – наших помощников. Но численность их все равно меньше, чем вредителей. Птицы, лягушки и жабы, стрекозы, пауки – многие животные помогают сделать сад и огород чистыми от вредителей и здоровыми. Но сами они не имеют защиты от химических препаратов.

Химические обработки уничтожают в первую очередь полезных насекомых, так как в силу ряда причин они более чувствительны к химии и, кроме того, численность их намного меньше. На фоне обильной кормовой базы и отсутствия естественных врагов оставшиеся после обработки вредители начинают интенсивно размножаться. Прежде всего это относится к сосущим вредителям – тлям и клещам, дающим несколько генераций в течение вегетационного периода.

Эта информация – для любителей химии и для тех, кто считает нужным уничтожать все, что летает, ползает, прыгает по участку.

Слово «насекомое» переводится как «животное с насечками» и упоминается ещё в словарях 1731 года. Множество садоводов регулярно сталкивается с проблемой низкой урожайности и гибели молодых саженцев и уже плодоносящих деревьев. В большинстве случаев это является результатом деятельности различных садовых вредителей.

Многие насекомые, обитающие в наших садах, являются естественными врагами вредителей. Воздействие хищных насекомых, или энтомофагов, способно сократить численность основных садовых вредителей почти на 40%.

По мнению биологов, современными садоводами практически не учитывается тот факт, что использование полезных насекомых помогает намного эффективнее избавиться от тли, гусениц, улиток и других вредителей, чем применение дорогостоящих ядохимикатов.

Даже различные по химическому составу инновационные инсектициды вызывают привыкание и требуют постоянной смены. Практически все полезные насекомые являются хищниками и чаще всего представлены в наших садах следующими особями:

Araneae, или паукообразные

Некоторые виды плетут паутину, некоторые обитают в земляных норах, а есть виды, скрывающиеся на оборотной стороне листьев. Все они питаются различными вредными насекомыми и поедают гусениц, мокриц, блошек и капустных бабочек.

Chrysopidae или зелёная/коричневая златоглазка

Личинки этого насекомого являются очень агрессивными хищниками и истребляют в больших количествах тлю, клещей и других мелких вредителей.

Coccinellidae, или божья коровка

Mantoptera, или богомол

Богомол практически всеяден в своих вкусовых предпочтениях, и предметом его охоты становятся не только тли, мучнистые червецы, трипсы, гусеницы, кукурузные буровые жучки, но и мелкие ящерицы и молодые змейки.

Carabidae, или жужелица

Главный природный враг гусениц, совок, жуков и блошек.

Некоторые виды ос

Личинки ос уничтожают гусениц, мух и множество видов различных вредителей.

Как привлечь полезных насекомых в сад

  • Оптимальным жилым пространством, которое способно привлечь полезных насекомых, являются доски и опилки, а также древесная кора и листва.
  • Разработаны специальные препараты-ферромоны, которые привлекают такой вид насекомых на территорию сада и огорода.
  • Обработка сада ядохимикатами уничтожает не только вредителей, но и насекомых, способных защитить сад. После таких обработок размножение и восстановление вредителей происходит значительно быстрее, чем подобные процессы у полезных насекомых.
  • Выращивание на территории сада таких растений, как тысячелистник, донник, мята, ромашка и бархатцы, привлекает полезных насекомых.

Птицы в саду

Птицы, от латинского Aves, - класс животных, которые способны сделать любой сад «живым». Едой для пернатых насекомоядных служат гусеницы, бабочки, жуки и личинки. Особый период активности по уничтожению садовых вредителей наступает в сезон выкармливания своего потомства. Некоторые виды птиц наиболее полезны в борьбе с вредителями:

  • скворец;
  • синица;
  • дятел;
  • ласточка;
  • трясогузка;
  • мухоловка;
  • горихвостка;
  • грач.

Польза птиц в саду несомненна. Один грач за сутки съедает почти 500 личинок проволочника, а синичка за летний период уничтожает около 100 тысяч вредителей. Скворец при выкармливании своих птенцов переносит в своё гнездо около 8 тысяч личинок и взрослых особей майского жука. Известно, что для защиты от вредителей 35-40 плодовых деревьев достаточно всего двух синичек.

Как привлечь птиц в сад

Большинство пернатых защитников погибает в условиях суровой и морозной зимы не только от холода, но и от недостатка корма. Оснащение сада различными кормушками и высаживание рябины способствуют сохранению популяции зимующих особей. Наибольший эффект достигается при размещении на территории сада синичников и скворечников.

Полезные земноводные

Крупнейший отряд земноводных, или Anura, уже давно стал привычным обитателем садов и огородов. Лягушки и жабы вызываютощущение брезгливости и отвращения. А между тем, они незримо помогают нашим насаждениям, освобождая их от засилья многочисленных вредителей.

Опытные садоводы знают, что зрение лягушек и жаб позволяет им реагировать только на движущиеся объекты, поэтому предметом их охоты становятся многочисленные вредные насекомые и слизни. Польза лягушки в садоводстве весьма велика. За сутки одна особь уничтожает около 2-х грамм летающих и ползающих вредителей.

Они поедают даже тех насекомых, которыми «брезгуют» насекомоядные птицы. А способность охотиться в тёмное время суток делает их просто незаменимыми в борьбе с бабочками-совками, молью, гусеницами и слизнями. Появление на участке лягушек и жаб служит прекрасным биологическим индикатором здоровья растений.

Как привлечь лягушек в сад

Для того, чтобы привлечь в помощь саду и огороду земноводных защитников, необходимо на затенённых участках расставить ёмкости с водой или устроить небольшой прудик с пологими берегами.

В качестве небольшого искусственного «водоёма» можно использовать старый таз, корыто или ванну. Их необходимо снабдить небольшими дощечками, которые помогут лягушкам и жабам легко вылезать из воды.

Безусловно, нет абсолютно полезных или вредных животных, насекомых и птиц, но доминирование вредителей приносит неоспоримый вред. Сделать садовые насаждения здоровыми и высокоурожайными можно и не прибегая к помощи современных ядов, которые способны накапливаться в плодах и значительно снижать их качественные характеристики.

Вредные и полезные насекомые в саду (видео)

Для этого достаточно охранять и привлекать на приусадебные участки полезных насекомых, птиц и животных. Их оптимальное количество способно значительно сократить необходимость применения препаратов защиты и сконцентрироваться на использовании нетоксичных препаратов, которые повышают общую устойчивость зелёных насаждений к неблагоприятным природным условиям и различным болезням.

Нередко все, что ползает по листьям или роется в корнях, бездумно уничтожа­ется. А ведь в огромном мире насекомых и червей есть существа весьма полез­ные. Создав для них комфортные условия, можно в разы сократить применение химии.

Моя соседка безжалостно борет­ся с божьими коровками! А сегодня вычитала на одном форуме, что женщина дождевых чер­вей отнесла к вредителям! Я хочу напомнить нашим чи­тателям о биологических методах борьбы с вредны­ми насекомыми, и о наших друзьях и помощниках.

Многих вредителей ис­требляют птицы, лягушки и жабы. Ежи уничтожают не только вредителей, но и мышей. Крот не только роет норы, чем иногда вредит нашим растениям, но и пое­дает слизней, куколок огне­вок, личинок майского жука и других вредителей. Но если данных вредителей у вас на участке нет, либо их очень мало, то присутствие крота на участке ведет к гибели урожая, поэтому логичнее избавиться от крота.

А па­уки питаются насекомы­ми, в их сетях гибнут мно­гие вредители. Черви рых­лят землю, перерабатывают растительные остатки в гу­мус. Конечно, в цветочном горшке им не место, с го­лоду и корни цветов станут есть. Муравьи тоже условно наши помощники: они унич­тожают гусениц многих на­секомых, но разводят тлю. Питаются сладкими выде­лениями, щекоча их своими усиками.

Теперь о безусловных по­мощниках. Божьи коров­ки вам известны. Они отли­чаются большой плодови­тостью, их личинки фиоле­тового цвета с желтоваты­ми точками по бокам. И ли­чинки, и взрослые насеко­мые питаются тлей, щитов­ками и ложными щитовка­ми. Взрослый жук за день уничтожает 40-50 шт., а ли­чинка за период своего раз­вития — 600-800 шт.

Иногда, подвинув ко­мок почвы, можно увидеть жука продолговатой фор­мы темного цвета с метал­лическим отливом, кото­рый очень быстро убега­ет. Это жужелица, которая днем прячется. Эти жуки и их личинки питаются мел­кими гусеницами, слизнями, улитками, личинками долгоносиков и другими вредителями.

Я с этим столкнулась сама. Лет 15 назад впервые посадила в пленочные те­плицы перцы и баклажаны. Растения развивались очень хорошо, уже начина­ли цвести, как вдруг стали желтеть листья и цветы ста­ли опадать. Оказалось, они сплошь усеяны тлей. Я поехала в лабораторию под Петербургом, где приобрела божьих коровок и их личинок, привезла их в спичечном коробке и выпустила их в разных местах теплицы. Буквально через неделю мои растения стали оживать. Правда, урожая в том году я так и не получила, так как плодоносить они стали уже очень поздно, созреть не успели.

Надо беречь наших по­мощников, а не бороться с ними.

Г. Л. Масляницкая