11.04.2024

Специальное образование в африке. Образование в африке. Низкая ценность жизни человека


Доступ к образованию является одним из основных прав человека. Между тем, в некоторых районах Африки граждане не имеют даже базового уровня знаний. Отсутствие образования способствует углублению нищеты, распространению инфекционных заболеваний, а также растущей неграмотности.

Африка является не только вторым по величине континентом земного шара, но и наиболее внутренне разнообразным. Африка имеет самый высокий уровень рождаемости в мире, и в то же время самый низкий уровень ВВП на душу населения. Добавим к этому, что Африка является самым бедным континентом, борющемся со многими бедствиями, такими как СПИД, голод и бесконечно продолжающиеся войны. Поэтому не удивительно, что местные системы образования оставляют желать лучшего. По данным 2011 года, в Африке проживает более миллиарда человек: более пятидесяти национальностей, тысячи народов и племен, говорящих на более чем тысячи языках мира. Из-за этого комплексный подход к проблеме образования является сложной задачей.

По статистике, половина населения Африки не умеет читать. Неграмотность более распространена у женщин, чем мужчин. Если девушка забеременеет, то вопрос сможет ли она читать и писать, становится второстепенным для нее. Главное, чтобы она была готова для выполнения домашних обязанностей. Другие данные говорят о 26% детей, которые совсем не начинают обучение, а из более 70% тех, кто имеет доступ к образованию, только половина завершают обучение в начальной школе. Дело в том, что во многих африканских странах, дети вынуждены работать. Они не имеют ни времени, ни условий для того, чтобы учиться. Большая проблема для африканских школ – это переполненные классы, где число учеников на одного учителя достигает 80 человек. Они лишены элементарных школьных принадлежностей и учебников. У большинства семей нет денег даже на канцтовары, не говоря уже о том, чтобы нанять преподавателя для дополнительных занятий - репетитор английского языка или по математике доступен, по сути, только европейцам.

Школы в Замбии.

Не все дети, проживающие в Замбии, имеют доступ к начальному образованию. Есть несколько причин такой трагедии. Во-первых, школ все еще слишком мало, и расположены они далеко от дома. Чтобы добраться до школы иногда нужно идти огромные расстояния, порой достигающие 20 км. Во-вторых, не все родители могут позволить себе устроить ребенка в школу. И хотя обучение в 1-7 классе бесплатно, в самых бедных семьях предпочитают, чтобы ребенок работал, а не терял время, получая знания. В последние годы, однако, повысился уровень осведомленности родителей, которые начинают понимать, что единственный шанс улучшить существование своих детей, это отправить их в школу. Молодые люди, желающие приобрести знания для той или иной профессии, также сталкиваются с трудностями в Замбии, так как в этой стране отсутствуют профессионально-технические училища.

Дата публикации: 12.04.12

Выбор оценки Слабо Неплохо Хорошо Отлично Превосходно

Министерство образования Южно-Африканской Республики (ЮАР), чтобы определить облик современной африканской школы, собрало данные по 24 793 государственным школам и получило следующую статистику:

  • в 3 544 школах нет электричества, также в 804 школах регулярно наблюдаются перебои в подаче электроэнергии;
  • 2 402 школы не имеют водоснабжения, ещё у 2 611 школ оно непостоянное;
  • в 913 школах отсутствуют санитарные помещения, а в 11 450 школах вместо туалетов - выгребные ямы;
  • нет ограждений у 2 703 школ;
  • 79% школ не имеют библиотек, и только у 7% школ библиотека полностью укомплектована учебниками;
  • 85% школ не имеют лабораторий, и только у 5% школ лаборатории полностью укомплектованы оборудованием;
  • 77% школ не имеют компьютерных классов, и только у 10% школ компьютерный класс полностью укомплектован техникой.

Посмотрите на фотографии, которые мы собрали в постах различных интернет-блогеров, путешествовавших по Африке.

Система 8-4-4

Образование в африканских странах имеет уровневую систему, которую можно представить в формате «восемь-четыре-четыре».

Например, в Кении эта система выглядит так:

  • начальная школа с 1 по 8 класс (стандарт), 8 лет - образование бесплатно и обязательно для всех с пяти-семилетнего возраста;
  • средняя школа с 9 по 12 класс (форма), 4 года - обучение бесплатно, но не обязательно;
  • высшая школа (бакалавриат), 4 года - только платная форма.

Несмотря на то, что обучение в начальной школе обязательно, её посещают менее70 % детей школьного возраста, а в среднюю школу переходят 75% заканчивающих начальную. Примерно 30% выпускников средней школы поступают в вузы.

Во многих странах среднее образование пока остаётся платным, например, в Замбии:

  • начальная школа с 1 по 7 класс, 7 лет - бесплатно;
  • средняя младшая школа с 8 по 9 класс, 2 года - платно;
  • средняя старшая школа с 10 по 12 класс, 3 года - платно;
  • высшая школа (бакалавриат), 4 года - платно.

Что изучают в африканских школах?

Начальная школа

В африканских странах начальное образование считается базовым: здесь закладываются основы письменной и математической грамотности, развивается позитивный настрой к работе, общению, жизни в общине, сотрудничеству и стремлению получать знания.

Занятия в начальной школе длятся 35 минут. Изучают 7 предметов: английский язык (5 уроков/неделя), математика (5 уроков/неделя), социальные науки (религии, физкультура, медицина - 4 урока/неделя), основы прикладных наук (2 урока/неделя), культура (этикет, рисование, музыка - 1 урок/неделя), сельское хозяйство (2 урока/неделя), ремёсла (2 урока/неделя), также изучают национальный язык (нагрузка разная).

Средняя младшая школа

На этом этапе уже стараются дать профессиональную и академическую подготовку. Продолжительность уроков повышается до 40 минут. Изучают следующие предметы: английский, математика, местный язык, интегративные науки (биология, химия, физика), социальные науки, искусство (музыка, рисование), религия, физкультура, а также 2-3 предмета на выбор по профессиональной подготовке.
Предметы на выбор: вводная технология (плотничество, кузнечное дело, электроника, механика), местные ремёсла, домоводство, бизнес-науки (набор, стенография, в некоторых школах - французский, арабоведение).

Средняя старшая школа

Обучение ведётся по диверсифицированной программе, нацеленной на расширение знаний и кругозора: учащиеся должны освоить 6 основных дисциплин и 2-3 дополнительных.
Основные предметы: английский, местный язык, математика, биология, химия, физика или один на выбор (английская литература, история, география, социальные науки).
Дополнительные предметы на выбор:

  • профессиональные: сельское хозяйство, прикладная электроника, бухгалтерия и основы экономики, архитектура, торговля, информатика;
  • общеобразовательные: высшая математика, медицина, физкультура, дизайн, библиотековедение, ислам, компьютерная графика, компьютерный набор, стенография, арабский, французский, музыка.

Учебный год в начальной и средней школе длится 10 месяцев - с января по ноябрь с каникулами в апреле, августе и декабре.

В некоторых африканских странах, помимо общеобразовательных школ, развито направление религиозных (исламских) частных школ. Наставниками учащихся являются малламы - религиозные учителя. Обучение в нигерийских религиозных школах ведётся в три этапа:

  • начальные школы. Предметы: арабское письмо и по одной-две суры в день (сура - глава в Коране);
  • средние школы - обучение ведётся только на арабском языке. Предметы: религиозные тексты, грамматика, синтаксис, арифметика, алгебра, логика, риторика, юриспруденция и теология;
  • после школы выпускники могут поступить в Теологический университет (Исламский центр в Университете Байеро в городе Кано, Нигерия).

Стоимость обучения

Представление о стоимости обучения в средней школе можно сделать на примере образования в ЮАР, где наряду с частными школами государственные тоже взимают небольшую сумму с родителей:

  • элитные частные школы - 6 700 рэнд (500 долларов США) в месяц;
  • обычные частные школы - 700 рэнд (52 доллара США) в месяц;
  • общественные (государственные) школы - 100 рэнд (7,5 доллара США) в месяц.

Из-за того, что частные школы обычно чуть лучше оснащены в техническом плане, а уровень подготовки по результатам национальных тестирований - не хуже государственных школ, многие родители стараются отправить своего ребёнка получать среднее образование именно в такие учреждения. Выбор частной школы обусловлен ещё и тем, что в таких классах учатся по 15-20 человек, тогда как в государственных количество учеников в классе обычно составляет от 40 до 80 человек.

Также в богатых африканских городах есть частные европейские и американские школы, где плата достаточно высокая - например, в Американской интернациональной школе в нигерийском городе Лагосе плата за обучение в год составляет от 12 до 15 тысяч долларов США, а в Британской - 8 тысяч долларов США. При этом выпускники получают сравнительно высокие знания, диплом европейского образца и возможность поступить в любой европейский или американский вуз.

Зарплата африканских учителей

В ЮАР много приезжих учителей из Европы или Северной Америки, которым в рамках программы повышения качества образования в Африке предлагают лучшие зарплатные условия, чем местным педагогам; так, европейский учитель начальных классов может получать в месяц примерно 37 000 рэнд (2 750 долларов США), доход местных учителей начальных классов гораздо на 2016 год Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), рейтинг десяти стран мира с наибольшей долей детей, не посещающих начальную школу, занимают в основном африканские страны:

  1. Либерия - 62%
  2. Южный Судан - 59%
  3. Эритрея - 59%
  4. Афганистан - 46%
  5. Судан - 45%
  6. Джибути - 43%
  7. Экваториальная Гвинея - 42%
  8. Нигер - 38%
  9. Мали - 36%
  10. Нигерия - 34%

К сожалению, система африканского обучения до сих пор остаётся на весьма низком уровне, государственное финансирование образования катастрофически слабое, что не даёт возможности обеспечивать детей доступными и качественными знаниями. Поэтому пока что африканские школы выглядят не как пример для подражания.

Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским реалиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой склад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.

С началом колониального периода система образования претерпела изменения в сторону европейского, с тем, чтобы африканцы имели возможность конкурировать с Европой и Америкой. Африка пыталась наладить выращивание собственных специалистов.

Сейчас в отношении образования Африка всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г в Чёрной Африке только 58% детей обучались в школах; это самые низкие показатели. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

В постколониальный период правительства африканских стран делали бо́льший упор на образование; было учреждено большое количество университетов, хотя денег на их развитие и поддержку было очень мало , а местами прекратилось вообще. Тем не менее, университеты переполнены, что часто вынуждает преподавателей читать лекции посменно, по вечерам и выходным. Из-за низкой оплаты труда наблюдается утечка кадров. Кроме отсутствия необходимого финансирования, другими проблемами африкансих университетов являются неурегулированная система степеней, а также несправедливость в системе карьерного продвижения среди преподавательского состава, которое не всегда базируется на профессиональных заслугах. Это часто вызывает протесты и забастовки преподавателей.


Материалы по географии:

Политический строй Алжира
АЛЖИР, Алжирская Народная Демократическая Республика, государство в Северной Африке. На арабском языке звучит как аль-Джезаир («острова»); это название своим возникновением обязано небольшим островам вблизи столицы, портового города Алжир. Около 4/5 территории страны занимает пустыня Сахара. На сев...

Современные тенденции развития промышленности
С 1991 г. по 1996 г. наблюдался спад производства отдельных видов продукции машиностроения: станков деревообрабатывающих, металлорежущих, плугов тракторных, насосов центробежных и т. д. В процентном соотношении за этот период производство этих видов сократилось на 10–38%. Прекратили деятельность Кр...

Особенности факторов формирования сельского хозяйства
Новгородская область расположена на северо-западе России, граничит с Псковской, Тверской, Ленинградской и Вологодской областями. Общая площадь области – 55,3 тыс. кв. км. По ее территории проходят основные автомобильные, железнодорожные, воздушные и водные транспортные магистрали, связывающие Санкт...

ОБРАЗОВАНИЕ В АФРИКЕ: ПРОБЛЕМЫ, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.Б. ДЕМИНЦЕВА

Кандидат исторических наук

Ключевые слова: Африка, образование, нищета, гендер, дискриминация, конфликты, СПИД, ЮНЕСКО

В последнее десятилетие на международном уровне вопросам образования уделяется особое значение. Для стран Африки, как Северной, так и, особенно, Тропической, одной из наиболее актуальных и требующих незамедлительных действий задач является повышение образовательного уровня населения. По данным Всемирного банка, более 70% детей, не охваченных школьным образованием, живут в Южной Азии и странах Африки южнее Сахары1.

По данным ЮНЕСКО, в суб-сахарской части Черного континента 35 млн детей не ходят в школу, причем 19 млн составляют девочки2. Средний уровень грамотности в Африке достигает 70% для мужчин и 50% для женщин, а степень охвата школьным обучением в некоторых странах составляет 90%, тогда как в других - лишь 60%. Доступность начального образования во многом зависит от того, где проживают дети - в городах или в деревнях, а также от уровня доходов семьи и пола ребенка. По данным Всемирного банка, на 100 мальчиков, получающих начальное образование, приходится лишь 83 девочки3.

Ведущей организацией, занимающейся формированием политики в сфере образования на международном уровне, является ЮНЕСКО, которая, в частности,

Статья написана при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Роль человеческого капитала в формировании образа страны в многополярном мире: сравнение российских и африканских реалий». Проект № 09-02-0055^^.

курирует проект ООН «Десятилетие грамотности» (20032012 гг.). Среди целей проекта -повышение качества и расширение программ ликвидации неграмотности для молодежи и взрослых, а также привлечение дополнительных финансовых средств для их выполнения. В центре внимания ЮНЕСКО находится Африка с такими проблемами, как низкий уровень образования, гендерное неравенство в этой сфере и др.

2012 год является завершающим в проекте «Десятилетие грамотности». В связи с этой программой ЮНЕСКО поставила перед собой задачу продемонстрировать важнейшую роль образования в обеспечении устойчивого социально-экономического развития. На сегодняшний день, совместно с другими партнерами, ЮНЕСКО ведет работу, направленную на то, чтобы все дети имели возможность посещать школу, в которой работают квалифицированные учителя, способные дать им качественное образование. Вопросы, которые охватывает деятельность организации, затрагивают и такие темы, как дискриминация в области образования и неграмотности, изучение национальных культур и подготовка национальных кадров.

По данным Всемирного банка, в начале 2000-х гг. в странах Тропической Африки стали наблюдаться некоторое расширение масштабов охвата детей начальным образованием и постепенное возвращение к уровню начала 1980-х гг. (80%). В последние годы правительства

многих стран стали уделять достаточно внимания этой сфере, стараясь сократить расходы родителей на образование детей и увеличив выделяемые бюджетные средства.

Вместе с тем, многие исследователи пришли к выводу, что составленные ООН и ЮНЕСКО программы выполняются недостаточно эффективно. Прогнозы свидетельствуют о потенциальном сокращении общих объемов финансирования образования в Африке южнее Сахары и уменьшении расходов на зарплату учителей, школьное оборудование и программы, предназначенные для самых обездоленных слоев населения.

Следует отметить, однако, что некоторые африканские страны в последнее десятилетие успешно развивали систему начального образования. Например, в Эфиопии количество детей, не имеющих возможности обучаться в школах, уменьшилось с 6,5 млн в 1999 до 2,7 млн в 2008 г. В то же время в Танзании в начале 2000-х гг. менее половины детей школьного возраста посещали учебные заведения, эта ситуация сохраняется по сей день. В Марокко число детей, не посещающих школу, уменьшилось с 1,2 млн в 1999 г. до 360 тыс. в 2008 г. В свою очередь, Бенин относится к числу тех стран мира, которые наиболее быстро продвигаются к всеобщему охвату населения образованием: 50% - в 1999 г. и 80% - в 2007 г. Сократился и гендерный разрыв: если в 1999 г. на 100 посещавших школу мальчиков приходилось лишь 67 де-

вочек, то в 2007 г. этот показатель увеличился до 834.

Заметный шаг вперед был сделан даже в некоторых беднейших странах Тропической Африки. Так, отмена платы за обучение в Бурунди способствовала тому, что охват начальным образованием с 1999 г. вырос втрое, составив к 2008 г. 99%. 90%-ный рубеж преодолела и Замбия.

НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ -СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Среди основных проблем, за решение которых страны Тропической Африки вынуждены сегодня бороться, остаются нищета, гендерное неравенство, недостаток квалифицированных кадров преподавателей и как следствие -низкий уровень образования, а также нежелание правительств некоторых африканских государств уделять должное внимание вопросам ликвидации неграмотности.

Проблему нищеты можно назвать наиболее распространенной причиной неблагоприятного положения в области образования в Африке. Многие родители неспособны оплатить расходы на обучение, и даже если оно бесплатное, - на учебные пособия и школьную форму, так как они конкурируют с расходами на продукты питания. Несмотря на то, что число детей школьного возраста в мире увеличивается, общее количество не посещающих школу снизилось со 106 млн в 1999 г. до 69 млн в 2008 г., но почти половина их (31 млн) живут в странах Африки южнее Сахары5.

Еще одним следствием нищеты является детский труд: по этой причине множество детей из бедных семей не могут посещать школы. Прежде всего, это касается девочек, занятых домашним трудом.

На сегодняшний день актуальной остается проблема гендер-ного равенства в африканских школах. По данным Всемирного доклада по мониторингу «образование для всех» (ОДВ) за 2010 г., «несколько стран Западной Аф-

рики, где гендерные диспропорции особенно велики, разработали политику, направленную на усиление паритета и проводимую в жизнь в рамках более широкой стратегии обеспечения всеобщего начального образования. Эта политика также преследует задачу обеспечить изменение отношения к месту девочек и женщин в обществе, финансовые стимулы для посещения школы, водоснабжение и соответствующие санитарно-гигиенические условия в школах, набор учителей из числа женщин и увеличение их числа в сельских районах, а также больший учет гендерной проблематики при проведении педагогической подготовки».

Однако неравноправное положение женщин не является единственной формой неравноправия в этих странах. К проблемам, стоящим на пути к получению образования, относятся и такие факторы, как место проживания и языковая принадлежность. Многие дети из удаленных деревень не имеют возможности посещать школы, находящиеся на расстоянии многих километров от дома. Наиболее серьезно этот вопрос стоит для детей кочевников, поскольку стационарные школьные инфраструктуры и жесткое расписание занятий не приспособлены для образа жизни мигрирующего населения. В Уганде, например, где в целом отмечается заметный прогресс в развитии всеобщего начального образования, среди скотоводов племени кара-манджонг продолжительность обучения в среднем составляет менее одного года. Международные организации озабочены созданием сети так называемых школ-сателлитов в таких районах.

Большую роль для развития образования играет и языковый фактор.

Во многих африканских странах дети учатся на языке, на котором не говорят в их семьях. Это касается 221 млн детей. Одной из причин плохой успеваемости является обучение на языке, которого ученики не понимают или

понимают с трудом6. Для Африки, континента со множеством языковых групп, проблема языка обучения имеет особое значение. Языковое разнообразие создает проблемы при наборе учителей, разработке учебных программ и пособий. Вместе с тем, обучение на официальном национальном языке предоставляет в будущем больше шансов на получение хорошо оплачиваемой работы. В настоящее время многие страны пытаются как-то урегулировать этот вопрос, создавая программы двуязычного образования. «Многие программы, введенные в Африке южнее Сахары, показывают, что преподавание на родном для детей языке дает позитивные результаты. Так, создание двуязычных школ в Буркина-Фасо позволило повысить результаты обучения, а в Мали помогло сократить уровень школьного отсева»7.

Для многих стран Африки остается актуальной проблема нехватки квалифицированных преподавателей. В государствах Тропической Африки на 1 учителя в среднем приходится 40 учеников. В Мадагаскаре, Мозамбике, Сьерра-Леоне эта цифра увеличивается до 80. В городах квалифицированных педагогов, естественно, больше, чем в сельской местности. Во многих странах Африки проблема учителей упирается не только в вопрос их квалификации, но и оплаты их труда. Из-за низких зарплат преподаватели вынуждены искать приработки или же отказываться от своей педагогической деятельности.

Политические конфликты и войны, которые пришлось переживать многим странам континента, зачастую не только подрывали, но почти полностью уничтожали национальную систему образования, так как правительствам приходилось резко сокращать расходы на социальную сферу. Кроме того, в зонах военных действий родители боялись отпускать детей в школу. В Мозамбике во время гражданской войны (1976-1992) была закрыта или разрушена почти половина

16 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 4 2011

начальных школ8. В Сьерра-Леоне, где повстанческие отряды в значительной степени формировались из молодежи и подростков, половина "бойцов" оставила школу из-за разрушения или закрытия учебных заведений в их районах.

Охваченным конфликтами странам помогают различные международные гуманитарные организации. Как правило, эта помощь носит временный характер и касается, прежде всего, систем жизнеобеспечения людей, оказавшихся в военных зонах. Решение вопросов долгосрочного характера, к каким относится и образование, обычно отодвигается на второй план. В результате после разрешения конфликта оказывается, что система образования страны полностью или час

Африка. Народное образование

Занятия в сельской школе.
Бенин.

Первые сведения о школах на территории Африки относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Они существовали в древнеегипетском рабовладельческом государстве при дворце фараона и при храмах. В период арабского завоевания (VII-IX вв.) на территории Северной и Северо-Восточной Африки сложилась довольно развитая система мусульманского образования, основу которой составляли коранические школы. В IX-XII вв. широкой известностью пользовался крупный центр средневековой арабской культуры, находившийся на территории современного Туниса в Кайруане. Здесь имелись многочисленные библиотеки, школы, мусульманский университет Бейт аль-хикма, в котором работали знаменитые арабские учёные в области естественных наук, медицины, литературы, права и др. В IX в. был основан университет Каруин в Фесе (Марокко), в конце X в. - университет аль-Азхар в Каире.

Средневековые арабские учёные положили начало развитию педагогической мысли в странах Северной Африки В середине IX в. Мухаммедом ибн Сахнуном была написана «Книга образования учителей», наиболее ранняя в арабской литературе работа по проблемам школьного образования. На рубеже X-XI вв. арабский учёный Ибн аль-Кабиси подготовил трактат о постановке школьного дела.

По мере распространения ислама среди населения Тропической Африки коранические школы распространились к югу. В XV-XVI вв. широкую известность получили университеты в городах Томбукту и Дженне (территория современного Мали). В них наряду с богословием преподавали гуманитарные и естественные науки: юриспруденцию, литературу, географию, историю, математику, астрономию, музыку. Библиотека университета в Томбукту хранила одно из крупнейших в мире собраний арабских рукописей. Исламизация стран сопровождалась распространением арабского языка как языка культа, школьного образования и науки.

К началу XIX в. система мусульманского образования была представлена в Африке главным образом кораническими школами и несколькими мечетями-университетами, готовившими специалистов по богословию. Нередко коранические школы, в которых учащихся воспитывали в духе ненависти к колонизаторам, становились очагами сопротивления европейской колонизации.

В Тропической Африке воспитание и обучение молодого поколения осуществлялось в рамках традиционных институтов (институт возрастных классов, лагеря «посвящения» и т. п.). Иногда рамки такого воспитания были шире. Так, в лагерях «посвящения» народов ваи (Сьерра-Леоне) и тома (Гвинея, Либерия) возникла и распространилась силлабическая письменность, которая ещё в начале XX в. широко использовалась для переписки. Это вызывало недовольство колониальных властей.

Так, в Камеруне, например, в 1916 ими были закрыты школы, в которых дети пользовались письменностью народа бамум. Традиционное воспитание продолжало играть заметную роль в воспитании и обучении молодёжи, особенно в сельских районах, где значительная часть детей и подростков оставалась вне стен школьных учреждений.

Появление в Африке школ европейского типа связано с установлением первых контактов с португальцами и испанцами. В Конго, например, в 1-й половине XVI в. были созданы школы (в том числе и для девочек), в которых обучались дети местной племенной знати.

В XVI-XVIII вв. в Африке возникали школы в крепостях, основанных испанцами и португальцами на побережье Атлантического океана и на прилежащих островах. Эти школы создавались европейскими работорговцами, которые нуждались в грамотных посредниках из местного населения для переговоров с африканскими вождями о поставках рабов.

С конца XVIII в. в Африке стали создаваться школы миссионерскими обществами. Основными целями миссионерских школ были насаждение христианства и обеспечение прочной основы для установления колониального режима. Главное внимание уделялось «моральному» воспитанию африканцев в духе послушания, подчинения, смирения с подвластным положением. В миссионерских 2-3-летних школах главным предметом было Священное писание. Телесные наказания, механическое заучивание учебного материала (главным образом Библии) на почти незнакомом языке, слепая дисциплина и преданность «матери-метрополии» - таковы были основы воспитания и обучения в этих школах. К началу XX в. в миссионерских школах ФЭА обучалось около 3 тыс. человек

Государственные (светские) школы стали открываться в конце XIX - начале XX вв. Однако их число было крайне незначительно. Так, в конце XIX в. в Сенегале было открыто 9 школ, в Судане - 30, в начале XX в. в Бельгийском Конго - 5-6 школ, в ФЗА в 1900 в государственных школах училось 2500 человек, в Мозамбике - 146 человек Некоторое расширение сети школ началось с 1920-х гг., что было связано с возросшим спросом на обученную рабочую силу, на мелких служащих колониального аппарата и т. п.

После 1-й мировой войны в большинстве колониальных территорий Африки существовали отдельные школы для европейцев и африканцев. Содержание образования характеризовалось полным отрывом его от африканской действительности, преобладанием религиозных и гуманитарных предметов. В сельских школах французских колоний учащимся часто давался сокращённый курс. Во всех колониях ничтожными были возможности получения профессиональной или педагогической подготовки, хотя бы низшей квалификации. Высшие учебные заведения имелись лишь в отдельных колониях, африканцам доступ был крайне затруднён и ограничен. В 1957 в ФЗА в начальных школах училось 246,4 тыс. человек, свидетельства об окончании школы получило 10,2 тыс. человек, в средних школах училось 11,5 тыс. человек, экзамены на степень бакалавра выдержали 844 человека, всеми видами профессиональных и технических специальностей было охвачено 5,5 тыс. человек, свидетельства об окончании центров ученичества по подготовке квалифицированных рабочих получили 339, об окончании технических колледжей - 57 человек Обучение в большинстве школ было платным.

Ко времени провозглашения независимости большинством африканских стран (1960) уровень неграмотности взрослого населения составлял здесь около 90%, а в таких странах, как Мавритания, Нигер, ЦАР, Чад и др., - до 99%. Охват детей младшего школьного возраста начальным образованием в целом по континенту не превышал 30%, а в ряде государств (Ливия, Мавритания, Нигер, Судан, Чад) не достигал и 10% (без учёта численности учеников коранических школ). В средних общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях всех стран Тропической Африки в 1960 обучалось 630 тыс. человек, то есть 2,7% численности молодёжи соответствующего возраста. Хотя некоторые страны Северной и Северо-Восточной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис) несколько дальше продвинулись в развитии среднего образования, охват молодёжи этой ступенью школьного обучения в регионе был ниже 10%. Лишь 9% общего контингента учащихся средних школ в Африке приходилось на профессионально-технические учебные заведения. Слабо развита была система высшего образования (только 19 стран и территорий имели вузы). В 1960 в странах Тропической Африки насчитывалось 27 тыс. студентов (1 на 7 тыс. жителей), большинство которых обучалось в метрополиях.

Современная система образования . Общая характеристика.

Завоевание политической независимости создало предпосылки для демократизации образования и его ускоренного развития, для коренного пересмотра целей, задач и содержания школьного обучения, с тем чтобы привести деятельность. всех учебно-воспитательных учреждений в соответствие с потребностями социально-экономического и политического развития африканских стран.

По инициативе ЮНЕСКО в 1961 в г. Аддис-Абеба (Эфиопия) была проведена первая в истории континента конференция африканских государств по развитию образования в Африке На ней был разработан рассчитанный на 20 лет «План Аддис-Абебы», предусматривавший введение во всех странах Африки к 1980 всеобщего начального (6-классного) образования, значительное расширение сети средних общеобразовательных и особенно профессионально-технических школ, создание национальных вузов, постепенный переход от колониальных систем образования к национальным, повышение качества школьного обучения на основе пересмотра его содержания и методов и улучшения подготовки национальных преподавательских кадров, всемерное развитие внешкольного образования, проведение мероприятий по ликвидации неграмотности взрослого населения.

С самого начала при решении этих задач молодые государства столкнулись с серьёзными трудностями, обусловленными, с одной стороны, тяжелейшим наследием колониализма, в том числе и в области просвещения, с другой - современной политикой империалистических держав, которые через своих многочисленных советников, экспертов и преподавателей, с помощью различных соглашений о помощи и культурном сотрудничестве, навязанных бывшим колониям накануне провозглашения их независимости, продолжали прямо или косвенно направлять в своих интересах развитие образования в этих странах. Поэтому лишь немногим странам Африки (Алжир, Конго) удалось к 1980 приблизиться к реализации целей, предусмотренных «Планом Аддис-Абебы».

В 60 - 70-х гг. происходили количественные сдвиги в развитии народного образования. Но сами системы образования, их структура и принципы деятельности, содержание и методы обучения, гуманитарная направленность программ в большинстве стран существенно не изменились. Это объясняется прежде всего воздействием политики неоколониализма на развитие образования в молодых государствах, а также острой нехваткой школ, оборудования, квалифицированных преподавательских кадров, методологическими трудностями разработки новых учебных программ, которые бы соответствовали специфическим потребностям экономического и социального развития этих стран.

Итоги развития образования в Африке за 20 лет (1960-80) подвела конференция в Хараре (1982). Доля ВНП, используемая африканскими государствами на нужды просвещения, возросла по континенту в целом с 2,8% в 1960 до 5,5% в 1980. Увеличение ассигнований на эти цели сопровождалось в этот же период значительным ростом контингентов учащихся на всех ступенях обучения: в начальной школе - с 16,8 млн. человек до 56 млн. человек; в средней - с 1,6 до 12,5 млн. человек; в высшей - со 142 тыс. человек до 1169 тыс. человек. В странах Африки ныне в учебных заведениях различного уровня в общей сложности обучается около 70 млн. человек.

Охват детей в возрасте 6-11 лет начальным обучением увеличился к 1980 до 62%, на уровне средней школы - до 20% от общей численности молодёжи в возрасте 12-17 лет. Несмотря на заметное улучшение этих показателей по сравнению с колониальным периодом, их увеличение не поспевало за темпами демографического роста. В результате численность африканских детей и подростков, которые по-прежнему лишены возможности попасть в школу и вообще не охвачены обучением, продолжает расти. Некоторый прогресс имел место в женском образовании, развитие которого в условиях мусульманских стран сопряжено с преодолением религиозных предрассудков. В 1960-75 доля учащихся-девочек в начальных школах увеличилась с 34,8 до 39,9%, в средних школах - с 25,8 до 30,7%, в вузах - с 16,9 до 24.2%.

В 1960-80 уровень неграмотности взрослого населения (старше 15 лет) снизился в Африке до 60,6%. Однако в абсолютном выражении число неграмотных не только не уменьшилось, но постоянно растёт. В 1980 их было 156 млн. человек (на 17 млн. человек больше, чем в 1970), к 1990 оно составит, согласно прогнозам ЮНЕСКО, 168 млн. человек Ликвидация неграмотности до сих пор является одной из главнейших задач государств Африки Почти повсюду созданы специальные службы или центры, координирующие работу кружков и курсов по образованию взрослых. Проводятся широкие кампании по ликвидации неграмотности с привлечением студентов и школьников. В ходе многолетней общенациональной кампании по ликвидации неграмотности в Эфиопии доля неграмотных снизилась с 93 до 36%. В ряде стран, где особо остро ощущается нехватка учителей, получило распространение обучение взрослого населения при помощи радио, телевидения, киноустановок. Большую помощь оказывает ЮНЕСКО в создании центров обучения взрослых и т. п. По инициативе ЮНЕСКО на континенте вводится новый принцип «функциональной» грамотности, по которому взрослые не только обучаются грамоте, но и приобретают новые профессиональные навыки и технические знания (к 1971 по этому методу в Африке было обучено 170 тыс. человек, только в Мали к 1974 - 70 тыс.).

За усреднёнными в масштабах континента показателями скрываются существенные различия в уровне и темпах развития народного образования в отдельных государствах. В 1980 доля неграмотных среди людей в возрасте старше 15 лет составляла в зависимости от страны от 30 до 95%, охват начальным обучением - от 13 до 100%, первой ступенью средней школы - от 2,1 до 82,3%. Наряду с государствами, которые вплотную подошли или уже осуществили начальный всеобуч, добились значительного снижения уровня неграмотности взрослого населения и заметно продвинулись вперёд в развитии среднего (общего и профессионально-технического) и высшего образования, на африканском континенте находятся наиболее отсталые в области просвещения страны мира (Нигер, Чад, ЦАР и др.).

Сохранение по существу мало изменённых программ обучения, их несоответствие нуждам развивающейся экономики привели к обострению дефицита в квалифицированных кадрах. Большими недостатками африканской школы являлись гуманитарный характер учебных программ, неравномерные территориальное распределение учащихся (в некоторых странах соотношение числа учащихся городских и сельских районов составляет 7:1) и количественное соотношение отдельных звеньев системы образования (в 1970-х гг. соотношение учащихся начальных, средних и высших школ по всей Африке было 80:6:1). Школа продолжала ориентировать выпускников или на продолжение образования, или на работу в качестве клерков, служащих, чиновников. Рост безработицы среди молодёжи, получившей образование, стал чрезвычайно острой проблемой. В основе этого явления лежат прежде всего социально-экономические причины, вместе с тем парадокс «перепроизводства образованных» объясняется также неэффективностью проводившихся реформ колониальных систем образования.

В 1968 на конференции министров образования африканских стран в Найроби ставились задачи проведения реформы начального образования, создания предпосылок для подготовки научных и технических кадров, организации преподавания естественных наук и профессионально-технического обучения. На конференции министров образования в 1976 в Лагосе был поставлен вопрос об изменении всей системы образования в Африке с тем, чтобы она стала более эффективной и приспособленной к местным условиям, о широком использовании в преподавании африканского языка, особенно во внешкольных формах обучения, например в программах по ликвидации неграмотности среди взрослых и т. п. В числе многих других была принята также рекомендация укреплять связь школы с жизнью, однако не был поставлен конкретно вопрос о трудовом обучении в школе. Тем не менее в эти годы многие страны стали осуществлять связь школы с производством через организацию трудового, в частности сельскохозяйственного, обучения.

В конце 70-х гг. во многих странах были проведены реформы системы образования, введены новые школьные программы, всеобщее бесплатное образование, обязательное начальное образование, резко увеличилась подготовка преподавательских кадров.

Переориентация школьного образования на практические нужды, на производственную и трудовую подготовку одновременно с попыткой таким образом стимулировать экономическое развитие способствует социальной переориентации молодёжи. Воспитательные задачи образовательных реформ в государствах различной политической ориентации решаются по-разному. В странах капиталистической ориентации внимание уделяется в основном соответствию образовательных программ экономическим нуждам, причём обсуждение этих задач пока проводится шире, чем конкретные мероприятия, а декларирование этих задач зачастую подменяет их осуществление.

Государства социалистической ориентации наиболее последовательно идут по пути коренной перестройки систем образования, выдвинув в качестве основных задач усиление роли государства в деле образования, отделение школы от церкви, ограничение деятельности частных школ; демократизацию образования; планирование развития образования в тесной связи с планированием социально-экономического развития страны; изменение содержания образования, связь обучения с жизнью; введение трудового воспитания, сельскохозяйственной и производственной практики и политических занятий в школах; обеспечение единства и преемственности школ; ликвидацию «тупиковых» школ; перевод обучения на национальные языки; организацию массовых кампаний по борьбе с неграмотностью взрослого населения и др.

Эти государства пытаются осуществлять в комплексе мероприятия по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию молодого поколения. Участие молодёжи в трудовых кампаниях увязывается с пропагандистской работой среди населения, с мероприятиями по повышению политической сознательности населения. В Алжире издан специальный декрет о национальной комиссии студенческого волонтариата (1973), активно действуют студенческие строительные отряды, в Гвинее были организованы специальные студенческие отряды для работы в деревне. В Эфиопии в «Национальной кампании развития через сотрудничество» участвовало около 60 тыс. студентов и учащихся старших классов, в Конго с 1982 присуждаются национальные премии школам за лучшую организацию трудового воспитания. Кампании по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, активно проводящиеся с помощью школьников и студентов, выполняют также серьёзную воспитательную функцию не только по отношению ко взрослому населению, но и по отношению к участвующим в них молодым людям.

Начальная школа является формально обязательной, бесплатной для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Продолжительность обучения в ней от 4 (Ангола, Мозамбик) до 8 (Сомали) лет, а в большинстве стран - 6 лет. Наиболее высокий процент охвата детей начальным образованием в начале 80-х гг. был в Алжире, Габоне, Египте, Конго (около 100%), самый низкий - в Мавритании, Нигере, Чаде (около 20%). В начальной школе ряда африканских государств отсев (особенно среди девочек) и второгодничество учащихся по причинам материальных трудностей семей учащихся, отдалённости школ, недостаточно квалифицированного обучения и др. приводят к увеличению средней продолжительности обучения (до 8-9 лет вместо 6), к крайней неоднородности возрастного состава учащихся старших классов начальной школы и к огромному перерасходу средств (до 50% общей суммы ассигнований на нужды просвещения). Во многих странах темпы строительства государственных школ заметно отстают от роста численности населения, поэтому многие дети поступают в частные или миссионерские школы, наиболее разветвлённая сеть которых - в Габоне, Того, Замбии, Лесото и др.

В средние учебные заведения стран Африки попадает 1 / 5 - 1 / 4 выпускников начальной школы, что существенно затрудняет возможности развития среднего образования и повышения общеобразовательного уровня экономически активного населения.

Общеобразовательная средняя школа стран Африки по своей структуре и профилю неоднородна. Продолжительность обучения на этой ступени составляет от 4 до 7 лет, включает два цикла (3+2, 3+3, 4+2, 4+3). Наибольший охват средней школой (свыше 40%) достигнут в странах Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис) и в некоторых странах Тропической Африки (Конго, Сенегал), самый низкий (меньше 5%) - в Мавритании, Нигере, Чаде, ЦАР и др. Профессионально-техническая средняя школа является до сих пор наименее развитой в Африке. В середине 70-х гг. в Тропической Африке на долю общеобразовательных учебных заведений приходилось 88%, профессионально-технических - 6%, педагогических - 6% общего числа учащихся средних школ, а в странах Северной Африки соответственно 83,15 и 2%. Существуют 3 основных типа профессионально-технических учебных заведений: на базе начальной школы (готовят рабочих), неполной средней школы (готовят низший среднетехнический персонал) и полной средней школы (готовят среднетехнические кадры). Большая часть технических школ составляют промышленные и коммерческие, значительно меньшую - сельскохозяйственные (хотя сельское хозяйство - основа экономики большинства африканских стран). Профессионально-технические школы находятся в ведении не только министерств образования, но и различных других министерств - министерств промышленности, строительства связи, здравоохранения. Имеются курсы, действующие при помощи различных специальных учреждений ООН (например, МОТ и др.), на которых проводится профессионально-техническое обучение. В ряде стран социалистической ориентации приняты меры, направленные, с одной стороны, на форсированное развитие профессионально-технической школы, с другой - на усиление трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ путём расширения их участия в производит, труде на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Велик отсев учащихся из средней школы. Из тысячи подростков, поступающих в средние учебные заведения, диплом о завершении полного среднего образования получают лишь единицы, а большинство выбывает ещё до окончания 1-й ступени средней школы.

Развитие высшего образования в странах Африки в основном началось после получения независимости и осуществляется довольно высокими темпами. Контингент студентов в африканских странах в 1966-70 увеличивался ежегодно на 10,2%, в 1971-75 - на 22,2%. Тем не менее удельный вес студентов в общей массе как учащихся, так и всего населения пока остаётся низким. При среднем показателе по Африке 12 студентов на 10 тыс. человек (середина 70-х гг.) этот показатель для стран Тропической Африки - 5 человек, для североафриканских стран значительно выше, например в Египте - 88, Ливии - 42.

Доступ к высшему образованию остаётся ограниченным, особенно для сельского населения. Узка социальная база поступающих в вузы.

Основу системы высшего образования в Африке составляют университеты, на долю которых приходится свыше 80% студентов национальных вузов. Многие университеты, созданные в своё время по моделям университетов бывших метрополий, испытывают сильную зависимость от западных держав, которые с целью распространения буржуазной идеологии участвуют в финансировании высшего образования, в обеспечении африканских вузов административно-преподавательскими кадрами. Одна из задач развития высшего образования - преодоление его гуманитарной направленности, доставшейся в наследство от колониализма, поддерживаемой современным неоколониализмом, обусловливаемой также меньшими потребностями в затратах и техническом оснащении.

В начале 80-х гг. в большинстве стран Африки студенты гуманитарных факультетов составляли 60-65%.

Во многих странах уже в 60-е гг. отмечался тем не менее рост контингента студентов естественнонаучных факультетов, вызванный потребностями в преподавательских кадрах по этим наукам. В 70-е гг. наблюдалось абсолютное и относительное расширение подготовки инженерно-технических кадров, увеличение числа студентов-медиков, доли студентов сельскохозяйственных вузов. Профессиональный состав обучаемых связан со спецификой развития экономики той или иной страны. В экономически более развитых странах с многоотраслевым хозяйством подготовка студентов ведётся, как правило, по более широкому кругу специальностей.

Под воздействием научно-технической революции и в результате роста потребностей в квалифицированных научных и инженерно-технических кадрах многих страны Африки, и прежде всего государства социалистической ориентации, предприняли серьёзную реформу высшей школы, направленную на расширение сети технических вузов и улучшение качества профессионально-технической подготовки выпускников. В результате с середины 70-х гг. в развитии высшей школы наметилась тенденция превращения университетов в комплексы учебных заведений разного уровня и профиля.

Подготовка педагогических кадров. Преподавателей для начальных школ готовят педагогические школы, для средних учебных заведений - высшие педагогические школы, для вузов - университеты. Существуют также специализированные учебные заведения (курсы, институты и др. со сроком обучения 2-4 года), готовящие преподавателей естественнонаучных и технических дисциплин.

В африканских странах ощущается острая нехватка квалифицированных педагогических кадров на всех уровнях образования. В середине 70-х гг. свыше 39% учителей начальной школы получили лишь начальное образование и не имели профессиональной подготовки. Этим объясняется низкое качество обучения в начальной школе многих стран. Между тем преподавательские кадры для начальной школы практически полностью африканизированы. Значительные успехи достигнуты и в африканизации педагогических кадров в средней школе, например доля иностранных преподавателей за годы независимости снизилась в Того, Малави, Гане, Габоне, а также в Эфиопии (после 1974) с 30% до 10%. В ряде стран (БСК, Заир, Сьерра-Леоне, Камерун и др.) эта доля составляет около 50% (а в вузах ещё больше).

Большую помощь в решении задач в области образования оказывают африканским государствам СССР и страны социалистического содружества. Советско-африканское сотрудничество охватывает различные области, в первую очередь строительство в Африке с помощью СССР вузов и научных центров. К 1976 были созданы и начали функционировать 72 учебных заведения, в том числе 7 высших, 4 средних и 61 учебный центр. В Алжире к 1976 было создано 12 нефтехимических и текстильных центров, куда входят институты и техникумы, готовящие инженеров и техников нефтяной, нефтехимической и текстильной промышленности. В Гвинее было создано одно из самых крупных учебных заведений Африки - Политехнический институт в Конакри. В Мали в середине 60-х гг. открылись сельскохозяйственный институт и высшая школа руководящих работников государственного аппарата. Большая часть существующих в Египте технических вузов и крупных профессионально-технических центров открыта в 1956-72 при активном участии СССР, ГДР и других социалистических стран. Внедряются различные формы подготовки местных профессионально-технических кадров. Свыше 85 тыс. специалистов подготовлено непосредственно на сооружаемых в Африке промышленных объектах.

С начала 60-х гг. значительно усилился приток студентов из Африки в вузы социалистических стран; в конце 70-х гг. обучалось около 15 тыс. африканских студентов, было выделено 3 тыс. стипендий для их обучения.