30.03.2024

Тематический план кружковой работы по оригами «Волшебница Бумага» в подготовительной к школе группе. План тематического дня "Волшебница Бумага" календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему День бумаги в детском саду планирование


(Старшая группа № 8)

Индивидуаль-

ная работа

Материалы

Предварительная работа

Сентябрь

Знакомство с оригами

1.Выявить уровень подготовленности детей к конструированию из бумаги.

2.Познакомить детей со свойствами бумаги.

3.Вызвать интерес к изготовлению поделок из бумаги.

4.Познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги

1.Знакомство с терминами, знаками, линиями, принятыми в оригами.

1.Иллюстрации с изображением различных фигурок, выполненных в технике оригами.

2.Цветная бумага различных цветов.

3.Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

1.Д/и по ориенти-рованию на плоскости листа «Зоопарк», «Куда плывёт рыбка».

2.Рассказ воспитателя об оригами, его истории.

«Фигурка вороны»

1.Упражнять детей в аккуратном складывании.

2.Развивать творческие способности.

3.Закреплять знания детей о графическом языке оригами.

1.Оказать помощь в совмещении противополож-

ных углов.

1.Иллюстрации с изображением ворон.

2.Карандаши, фломастеры.

3.Чёрная односторонняя бумага.

4.Готовый образец вороны.

1.Рассматри-

вание иллюстраций с изображением ворон.

2.Понаблюдать за воронами на прогулке.

3.Чтение басни «Ворона и лисица».

«Фигурка голубя»

1.Закрепить базовую форму «треугольник».

2.Закрепить знание зимующих птиц.

3.Развивать умственные способности.

4.Учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последова-тельность действий.

1.Оказать помощь при складывании сторон.

1.Иллюстрации с изображением голубей.

2.Карандаши, фломастеры.

3.Серая двусторонняя бумага.

4.Готовый образец голубя.

1.Вспомнить признаки осени.

2.Рассмотреть иллюстрации с изображением голубей.

3.Рассказ воспитателя про голубей.

4.Понаблюдать на прогулке за голубями.

«Белочка»

1.Закрепить знание геометрических фигур.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Учить детей работать с квадратным листом бумаги.

4.Учить разгибать внутренние уголки по схеме.

1.Оказать помощь в раскрывании карманов во время изготовления фигурки.

1.Оранжевая двусторонняя бумага.

2.Цветные карандаши, фломастеры.

3.Готовый образец.

1.Чтение стихотворений о белках.

2.Рассмотреть иллюстрации с изображением белочки.

3.Отметить строение белки, окрас, место пребывания.

«Фигурка ёжика»

1.Закрепить базовую форму «треугольник» на примере изготовления ёжика.

2.Вызвать интерес к работе с бумагой.

1.Оказать помощь в сгибании сторон по диагоналям.

1.Цветная бумага двух цветов (серый, коричневый).

2.Картинка с изображением ёжика.

3.Готовая фигурка ёжика из бумаги.

4.Карандаши, фломастеры.

1.Рассматри-

вание картины с изображением ежа.

2.Загадывание загадок про ёжика.

3.Беседа на тему: «Что вы знаете про ежей?»

«Снегирь»

1.Упражнять в соединении двух цветов во время складывания.

2.Закрепить сгиб от «себя» и на «себя».

3.Развивать воображение, чувство формы и пропорции.

4. Развивать самостоятель-

ность, инициативность.

5.Закрепить условное обозначение «долина», «переворот».

1.Оказать помощь в вырезании хвоста.

1.Цветная бумага двух цветов (чёрный, красный).

2.Цветной картон.

3.Клей, кисти, клеёнка, тряпочки.

4.Готовый образец.

1.Понаблюдать за снегирями во время прогулки, покормить их.

2.Чтение стихотворений про снегирей.

«Медведь»

1.Уточнить знания о том, как звери готовятся к зиме.

2.Воспитывать заботливое отношение к животным.

3.Закрепить умение выполнять складку «зигзаг».

4.Развивать стремление к доведению начатого дела до конца, преодолевая трудности.

1.Оказать помощь в выполнении складки «зигзаг».

1.Двусторонняя бумага коричневого цвета.

2.Цветной картон.

3.Карандаши, фломастеры.

4.Клей ПВА, кисти, клеёнки.

5.Готовый образец.

1.П/и «У медведя во бору».

2.Чтение сказки «Маша и медведь».

3.Уточнить знания детей о зверях, которые впадают в спячку (медведь, ёж и т.д.)

«Новогодняя ёлка»

1.Закрепить форму сгиба «двойной треугольник».

2.Упражнять детей в аккуратном наклеивании готовых форм.

3.Развивать стремление к самостоятельным действиям.

1.Цветной картон.

2.Двусторонняя цветная бумага зелёного цвета.

3.Фольгирован-

ная бумага.

4.Клей, кисти, клеёнка, тряпочка.

5.Готовый образец.

1.Вспомнить стихотворения про ёлочку, зиму.

2.Рассмотреть иллюстрации с изображением ёлок.

«Зайка беленький»

1. Развивать моторику рук.

2.Воспитывать аккуратность и внимание.

3.Закрепить базовую форму воздушный змей.

4.Закрепить практическими действиями знание графических символов.

1.Оказать помощь при работе со схемой.

1.Цветной картон.

2.Белая бумага.

4.Карандаши, фломастеры.

5.Готовый образец.

1.Рассматри-

вание иллюстраций с изображением зайца.

2.Д/и «Составь целое из частей».

3.Рассказ воспитателя про зайца.

«Деревья в инее»

1.Закрепить умение совмещать стороны и углы, фиксировать линии сгибов.

2.Развивать умение пользоваться символами, условными обозначениями.

3.Продолжать учить комбинировать детали.

4.Учить добиваться в работе схожести с природными объектами.

5.Развивать конструктивные способности.

1.Белая бумага.

2.Коричневая цветная бумага.

3.Клей, кисти, клеёнки, тряпочки.

4.готовый образец.

1.Наблюдение на улице за деревьями в инее.

2.Рассмотреть образец работы «Деревья в инее».

3.Определить вместе с детьми из каких деталей выполнена работа.

«Валентинка»

1. Расширить представление детей о праздниках.

2.Вызвать желание сделать подарок своими руками.

3.Воспитывать аккуратность.

4.Развивать творческие навыки, самостоя-

тельность, инициативу.

1.Оказать помощь в приклеивании бусинок и ленточки.

1.Цветная бумага.

2.Шёлковая цветная тесьма

7.Клей ПВА, кисти, клеёнки.

1.Рассказ воспитателя о празднике в честь дня Святого Валентина.

2.Внести в группу валентинки разных размеров, обсудить их с детьми.

Поздрави-тельная открытка для папы и дедушки «Парусник»

1.Воспитывать уважение к папам, дедушкам как защитникам Отечества.

2.Вызвать желание сделать для папы, дедушки подарок к празднику.

3.Совершен-ствовать умение выполнять элемент спираль.

4.Закреплять умение пользоваться приёмом аппликации обрывание.

5.Учить составлять композицию, сочетая детали по цвету.

6.Развивать творческие способности.

1.Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности по ходу работы.

1.Цветной картон формата А4.

2.Цветная

5.Клей ПВА, ножницы, кисти, клеёнки, линейки.

1.Рассмотреть образцы открыток.

2.Обсудить с детьми общую композицию.

«Цветочная восьмёрка»

1.Закрепить умение располагать детали в правильной последова-тельности.

2.Воспитывать самостоятельность, внимание, усидчивость.

1.Оказать помощь тем, у кого возникнут трудности.

1.Цветной картон формата А4.

2.Цветная бумага.

3.Готовый набор цветов.

4.Готовый образец.

5.Клей ПВА, кисти, клеёнки.

2.Д/и на составление целого изображения из частей.

Коллективная работа «Букет цветов»

1.Учить создавать коллективную композицию.

2.Закреплять умения работать с бумагой в технике оригами.

3.Развивать у детей чувство цвета.

4.Воспитывать интерес к живой природе.

5.Воспитывать художественный вкус.

6.Развивать самостоятельность, инициативу.

1.Оказать помощь в изготовлении мелких деталей.

1.Цветная бумага.

2.Цветной картон формата А4.

3.Готовый образец.

4.Клей ПВА, кисти, клеёнки.

1.Принести в группу живые цветы.

2.Рассмотреть предметные картинки с изображением цветов.

«Космос»

1.Совершен-ствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник».

2.Вызвать у детей желание передать красоту космического пространства.

3.Упражнять детей в составлении изображения.

4.Развивать конструктивные способности.

1.Оказать помощь в составлении композиции.

1. Картон синего цвет

3.Готовый образец.

4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

5.Набор готовых звёздочек.

1.Продемонстри-ровать картины с изображением космоса, планет, звёзд.

2.Продумать с детьми содержание композиции.

«Подснежни

1.Закрепить умение аккуратно пользоваться кисточкой и клеем.

2.Закрепить умение выполнять складку «молния».

3.Продолжить учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника наискосок.

1.Оказать помощь в сгибании углов треугольника.

1.Картон серого цвета формата А4.

2.Цветная двусторонняя бумага.

3.Клей, кисти, тряпочки, клеёнки.

4.Готовый образец.

1.Понаблюдать на прогулке за цветами «первоцветами».

2.Чтение сказки «12 месяцев».

«Рыбки в море»

1.Продолжить формировать умение складывать фигуры из бумаги по образцу.

2.Воспитывать внимание.

3.Закрепить аккуратное обращение с ножницами.

4.Развивать коммуни-

кативные навыки.

5.Воспитывать художественный вкус, вызывать интерес к созданию композиции.

1.Оказать помощь при складывании базовой формы «двойной треугольник».

1.Картон синего цвета.

2.Цветной гофрированный картон.

3.Цветная бумага.

4.Ножницы с волнообразными краями.

5.Объёмные глаза.

6.Клей, кисти, тряпочки, клеёнки.

7.Готовый образец.

1.Спуститься в музыкальный зал и понаблюдать за рыбками в аквариуме.

2.Просмотр иллюстраций с изображением рыбок.

3.П/и «Море волнуется раз,…».

Коллектив-

ная работа «Лягушата на пруду»

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Закрепить умение выполнять «карманную» складку.

3.Закрепить умение создавать коллективную композицию.

4.Развивать воображение, творческие навыки, фантазию.

5.Воспитывать любовь к природе.

1.Оказать помощь тем, у кого возникают трудности по ходу работы.

1.Лист ватмана формата А3.

2.Двусторонняя бумага зелёного цвета.

3.Обёмные глаза.

4.Клей ПВА, ножницы, кисти, клеёнки.

5.Готовый образец.

2.Просмотр иллюстраций с изображением лягушек.

3.Рассказ воспитателя про лягушек.

Цели:

  • Развить творческие способности ребёнка;
  • Учить совмещать углы и стороны в процессе складывания;
  • Учить самостоятельно пользоваться схемами;
  • Научить самостоятельно изготавливать поделку от начала и до конца.

Задачи:

  • Научить детей конструировать по типу оригами, используя графический язык оригами;
  • Развивать эстетическое восприятие, компоновать готовые оригами в панно;
  • Воспитывать у детей внимание, собранность, дисциплинированность;
  • Активизировать познавательную и речевую активность детей;
  • Развивать творчество, инициативу, самостоятельность.

Список литературы:

1. 100 поделок из бумаги. – СПб., 1997.

2. Козлина А.В. Уроки ручного труда. – М., 2000.

3. Дошкольное воспитание. 2000. №3.

4. Хрестоматия для маленьких./ сост. Л.Н. Елисеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1976.

6. Тайны бумажного листа. Издат. г. Москва, «Мозаика-Синтез».

7. О.М. Жихарева Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М.: Издат. ГНОМ, 2011.

8. Оригами для старших дошкольников. Соколова С.В.: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2010.

9. Оригами. Подарки к праздникам. Елена Ступак. – М.: Айрис-пресс, 2010.


План тематического дня «Волшебница Бумага»

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 110» г. Братска Кляндина Г.А.
Цели и задачи: Закреплять и расширять знания детей об изобретении человечеством бумаги, письменности, о свойствах бумаги, о роли бумаги, книги в жизни человека. Развивать умение сравнивать, анализировать, доказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других детей, взаимодействовать в коллективе детей и взрослых. Воспитывать бережное отношение к книге, бумаге, стремление сохранять лесные ресурсы страны и родного края.
Интеграция: Познание, Здоровье, Безопасность, Социализация
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Коррекционная деятельность Взаимодействие с социумом Создание
предметно-развивающей среды
Непосредственно организованная образовательная деятельность Совместная деятельность
в 1-й и во 2-й половине дня 1.Коммуникативная деятельность – Риторика
ИОС: «Говорит она беззвучно»
(о книге)
2.Продуктивная деятельность – Рисование с элементами исследования
ИОС: «На какой бумаге лучше рисовать»
Примечание: рисунок создается под чтение стихотворения С. Михалкова «Лист бумаги»
1. Мини-беседа
«Что было до бумаги?»
2. Презентации
«Как появилась бумага?» «Как делают бумагу?»
3. Опыт
«Изготовление бумаги из макулатуры»
4. Д/игра
«Что было бы, если бы не было бумаги?»
5. Игры с «волшебным» микрофоном:
«Что бывает бумажным?»
«Какая бывает бумага?»
6. Чтение
стихотворения
А. Сметанина «Бумажный кораблик по имени «Книга»». Заучивание по желанию детей
1. Оригами
«Самолет (кораблик)» из плотной и тонкой бумаги
с элементом исследования «Из какой бумаги легче складывать?»
2. Игра с мячом «Назови бумагу» – поручить Насте
3. Опыты
с бумагой
в экспериментальном уголке. Помочь оформить результаты в таблице.
1. Этюд
«Бумажные фантики» Развивать воображение, укреплять эмоционально-псхологическое состояние детей
2. Гимнастика для укрепления мышц глаз
«Мой бумажный самолет» 1. Попросить родителей принести макулатуру и разную по фактуре бумагу для исследовательско-экспериментальной деятельности
2. Экскурсия в типографию 1. Глиняная дощечка
с клинописью, берестяная грамота, иллюстрации о письменности, разная по фактуре бумага, таблица
2. Предметы из бумаги:
Салфетки, коробки, тетради, книги, обои, визитки, альбомы, блокноты, конверы, пакеты и т.д.3. Мяч
4. «Волшебный» микрофон.
3. Слайдовая презентация «Как делают бумагу?», ноутбук, мультимедиа.
4. Кухонный комбайн, макулатура, вода, емкости, рамки с сеткой.
5. Книги: авторские, самоделки, малышки и разные по формату, по плотности обложек и переплетам, энциклопедии, сказки.
6.Тексты стихов А. Сметанина,
С. Михалкова

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

« Селезянский детский сад «Теремок»

Перспективный план кружка

по оригами

« Волшебница бумага»

на 2016-2017 учебный год

Руководитель кружка:

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Оригами – это складывание фигурок из бумаги без клея и ножниц. Данная техника складывания бумаги позволяет не только заинтересовать детей и вовлечь их в творческий процесс, но и развивает мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление, что необходимо для подготовки детей к обучению в школе. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага.

Оригами развивают познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение и не требуют особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги.

Еще не оформившаяся и не полностью развитая костно-мышечная ткань туловища, а также рук позволяет пятилетнему ребенку легко выполнять мелкие и точные движения, штриховку, плетение, складывание. Такие занятия для ребенка – большой труд. Выполняя различные действия, такие, как вырезание, раскрашивание, складывание бумаги, ребенок упражняет свою руку и приучается точно согласовывать ее работу с работой глаза. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно достигает высокого качества.

Вот почему очень важно и необходимо заниматься с ребенком именно такими видами деятельности, среди которых главное место занимает оригами.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи кружка:

Обучающие

● Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

● формировать умения следовать устным инструкциям;

● обучать различным приемам работы с бумагой;

● знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.;

● обогащать словарь детей специальными терминами;

● учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие

● Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

● развивать мелкую моторику рук и глазомер;

● развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию;

● развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Воспитательные

● Воспитывать интерес к искусству оригами;

● расширять коммуникативные способности детей;

● формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

● учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

Методы, используемые на занятиях кружка:

    словесный наглядный практический репродуктивный

Формы работы кружка:


беседа рассматривание иллюстраций выставки детских работ

Материалы и оборудование:

    бумага ножницы клей салфетки рабочая клеенка кисти

Ожидаемый результат:

К концу года дети будут уметь:

● научатся различным приемам работы с бумагой;

● узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

● научатся следовать устным инструкциям;

● будут создавать изделия оригами;

● разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, глазомер, мелкую моторику рук, художественный вкус;

● овладеют навыками культуры труда;

● приобретут навыки работы в коллективе.

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Количество занятий:

В неделю -1, во вторую половину дня, длительность занятия 20 минут;

В месяц — 4 занятия;

В год — 28 занятий.

Диагностика – 2 (нач. года и конец года).

Продолжительность одного занятия – 20 минут.

Способ организации детей – подгруппа.

Перспективный план работы кружка «Волшебница бумага»

Средняя группа

Цели и задачи

Бумажная сказка «Веселый лягушонок»

Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же уголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать воображение, находчивость, внимание, усидчивость. Аппликационно оформить поделку.

«Открытка»

Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать еѐ. Аппликационно оформить открытку. Развивать фантазию и творчество, мелкую моторику рук.

«Осенний ковёр» коллективная работа

Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать фантазию и творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма

«Стаканчик»


Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.


«Подарок для друга»

Учить детей навыкам аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.


«Самолётик»

Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память.


«Наливное яблочко»

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга - яблока. Развивать мелкую моторику рук, внимание.


«Зайчик»

Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.

«Снежинка»

Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем.

«Снеговик»

Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга-снеговик. Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.


«Нарядная ёлочка»

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество

«Ёлочная игрушка»

Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма.

«Лисичка»

Научить детей складывать лисичку, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.

«Закладка»

Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.


Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.

«Машина»

Учить детей преобразовывать квадрат в машину. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.



«Парусник в море»


Научить детей отрывать длинные полоски и формировать их них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям, с помощью ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся треугольник



Сказка квадратика

«Грибок»

Учить детей преобразовывать квадрат в грибок. Использовать художественное оформление; из прямоугольника выполнить ножку грибка. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.


«Цветы в подарок для мамы»

На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание, художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно.

«Весёлый треугольник»

Закреплять умение детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Украсить поделку аппликацией. Развивать фантазию, творчество, мелкую моторику рук.



Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.



«Бабочка»

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.


«Воздушный змей»

Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией

Вспомнить выполнение базовой формы воздушный змей, отметить самостоятельность выполнения. Совершенствовать навык вгибания маленького уголка, сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Развивать внимание, усидчивость

«Ракета»

Учить детей преобразовывать квадрат в ракету. Использовать художественное оформление; из круга выполнить иллюминатор. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.


«Весенние букеты»

Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус


Список используемой литературы:

, « Всё об оригами». Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005 «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989 г. «Задачи по геометрии, решаемые методами оригами» (Приложение к журналу «Оригами») 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», Секреты оригами для дошкольников. Ярославль «Академия развития», 2004г. Оригами для всей семьи. Серия «Внимание дети», М., 2010г. Светлана Соколова Оригами для самых маленьких. изд. Детство-Пресс, 200

Наталья Богачкова
Тематический план кружковой работы по оригами «Волшебница Бумага» в подготовительной к школе группе

«Волшебница Бумага » (ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Работа с детьми в подготовительной к школе группе

Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами , как художественного способа конструирования из бумаги .

Задачи :

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами .

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой .

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитывать интерес к искусству оригами .

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место .

№ п/п Тема Цель

1 Знакомство со свойствами бумаги Познакомить детей со свойствами бумаги , разнообразием ее видов; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами

2 «» оригами , продемонстрировать их; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать творческие способности, воображение.

3 «Волшебные превращения бумажного квадрата » Закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; познакомить с волшебным превращением бумажного квадрата ; развивать фантазию и конструктивное воображение; упражнять в речевом дыхании.

4 «В некотором царстве, в Бумажном государстве… » Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами , продемонстрировать их; начать знакомить с искусством оригами .

5 «Как Гном чини свой дом» Напомнить первые шаги техники оригами – складывание квадрата по диагонали; развивать творчество, сообразительность, формировать интерес к работе ; помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата.

6 «Мишка» Расширять представления детей об образе жизни медведей, способах их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами с использованием пооперационных карт; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

7 «Ветка рябины» Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «стрела» , воспитывать умение работать в коллективе ; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.

8 «Превращения стрелы» Продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационные карты; познакомить с изготовлением поделки «стрела» , научить трансформировать ее в другие поделки.

9 «Воздушный змей» оригами ; познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы «воздушный змей»

10 «Лист клена» Продолжать работу с квадратом , закреплять прием складывания формы «воздушный змей» ; учить соединять детали вместе; развивать творчество, фантазию.

11 «Стакан» бумаги с применением приемов оригами

12 «Голубая кошка» Продолжать работу с квадратом , закреплять приемы складывания; учить работать по линиям , развивать мелкую моторику, фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду, настойчивость, старание.

13 «Грач» Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги , используя пооперационную карту; освоить новую базовую форму «рыба» ; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами ; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

14 «Птицы нашего края» Продолжать мастерить поделки из бумаги , используя базовую форму «Рыба» .

15 «Рыбки» Учить складывать бумагу , используя разные базовые формы. Объединяться в группы для создания морской композиции

16 Досуг «Праздник ветерка» Закрепить умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали ; при обсуждении вариантов изготовлении вертушек поддерживать любую инициативу детей; развивать творчество и воображение, активизировать мышление и речь.

17 «Елочка» Познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка» ; воспитывать уважение к труду, настойчивость, старание.

18 «Заюшкина избушка» Повышать интерес занятиям оригами через игру ; учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность, развивать глазомер.

19 «Дед Мороз» Закрепить умение детей делать фигурки в стиле оригами , используя схему; совершенствовать навыки работы ножницами ; воспитывать самостоятельность, усидчивость.

20 Сказка «Как заяц, лиса и волк встречали Новый год» Вспомнить технику работы по пооперационным картам; поощрять творческую инициативу детей.

21 «Гном» Продолжать учить изготовлению поделок в стиле оригами , используя схемы; учить четко выполнять инструкции педагога.

22 «Новогоднее панно» (коллективная работа ) Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в стиле оригами ; закреплять навыки работы с пооперационной картой и схемой.

23 Сказка «Бабочка и гусеница» Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

24 «Забавные зверушки» Учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними; совершенствовать точность мелких движений рук.

25 Досуг «Показ сказки «Теремок» с помощью фигурок в стиле оригами » Закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты; заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры.

26 «Прыгающие лягушки» Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру ; продолжать учить мастерить игрушки в стиле оригами , используя пооперационную карту; развивать воображение, воспитывать аккуратность, усидчивость.

27 «Подарок папе» Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины; совершенствовать навыки работы с бумагой , ножницами. Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами с использованием пооперационных карт.

28 «Подарок папе» Учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними; совершенствовать точность мелких движений рук.

29 Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами , воспитывать аккуратность, усидчивость.

30 «Подарочная открытка к 8 Марта» Повышать интерес детей к изготовлению поделки в стиле оригами ; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

31 Панно «Хризантемы» (коллективная работа ) Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами ; воспитывать аккуратность, усидчивость.

32 «Коробочка» Познакомить детей с новым способом складывания бумаги ; закреплять умение следовать инструкциям воспитателя; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.

33 Сказка «Про цыпленка, который не умел дружить» Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру ; развивать воображение, аккуратность.

34 Поздравительная открытка к 9 Мая Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту. Мастерить поздравительную открытку к 9 Мая.

35 Моё любимое оригами . Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами . Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

36 Досуг «Ожившая сказка» Повышать интерес детей к искусству оригами через игровые приемы; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами с помощью пооперационных карт; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

37 Итоговое занятие. Оформление альбома детских работ за период обучения . Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Литература «Художественно-творческая деятельность. Оригами : тематические , сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет» И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова.

Оригами -искусство складывания из бумаги различных фигурок . Бумага - доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется в художественном конструировании.

График работы :

Вторник, четверг– 16.00

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Медвежонок» комбинированного вида

города Горно-Алтайск»

КРУЖОК «Волшебная бумага».

Программа составлена на 1год, для детей 5-6 лет.

Воспитатель: Дегтярёва О.И.

Старшая группа

г.Горно-Алтайск. 2015.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Содержание кружковой программы «Волшебная бумага» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия кружка «Волшебная бумага » направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка «Волшебная бумага»:
· формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
·
интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
·
способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;
·
разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
·
совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.
При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка «Волшебная бумага» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
·
активизация и индивидуализация обучения;
·
игры и игровые ситуации;
·
творческие работы и т.д.
Цель программы кружка «Волшебная бумага» - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка «Волшебная бумага»:
Обучающие:
· формировать умения следовать устным инструкциям;
·
обучать различным приемам работы с бумагой;
·
знакомить детей с основными понятиями;
·
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
·
создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
· развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
·
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
·
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
·
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
·
развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
·
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
·
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:
· беседа, рассказ, сказка;
·
рассматривание иллюстраций;
·
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
В
результате обучения по данной программе дети:
·
научаться различным приемам работы с бумагой;
·
научаться следовать устным инструкциям;
·
будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
·
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
· разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
·
разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
·
познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
·
овладеют навыками культуры труда;
·
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения реализации кружка «Волшебная бумага»:
· составление альбома лучших работ;
·
проведение выставок детских работ.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа кружка «Волшебная бумага» рассчитана на 1 год (с детьми средней группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц с октября по май.

Количество занятий

Количество детей в подгруппе

В месяц

В год

4

32

15

Перспективный план кружка «Волшебная бумага»

На 2015-2016учебный год .

месяц

тема


Октябрь


«Путешествие в «Бумажную страну»

Учить детей различать виды бумаги по свойства и качествам. Развивать кругозор и любознательность. Воспитывать чувство коллективизма, желание находить ответы на вопросы самостоятельно.


Октябрь

Поделка в технике «Бумажный комочек

«. Ветка рябины »

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику .

Октябрь

«Ёжик».

Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность.

Октябрь

Поделка в технике «Бумажный комочек»:

«Рыбка»

Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде.

Развивать композиционные умения. Закреплять приемы наклеивания.

Ноябрь

«Листопад».

Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе родного края. Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

Ноябрь

Поделка в технике «Обрывание»

«Медведь».

Цель: Развитие творческих способностей детей, используя нетрадиционный способ- обрывание бумаги. Воспитывать аккуратность .

Ноябрь

Поделка в технике «Обрывание».

Осенний лес».

Учить детей создавать картину техникой «обрывание». Развитие творческих способностей детей.

декабрь

9-10

«Ёлка».

Научить детей склеивать из цветной бумаги объемную елку. Развивать пространственное восприятие, поддерживать интерес к бумажной пластике.

Декабрь

11-12

Ёлочные игрушки из «гармошки».

«Матрешка".

Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку.

Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку

Январь

13-14

Поделки в технике «Квиллинг» - «Снегирь и рябина».

Учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.

Январь

Поделки в технике «Квиллинг» - Коллективная работа – «Золотая рыбка

Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.

Январь

« Поделки в технике «Квиллинг»

«Паучок».

Продолжать учить детей основным приемам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение.

Февраль

17-18

«Валентинка»

Расширить представление детей о праздниках.Вызвать желание сделать подарок своими руками..Воспитывать аккуратность..Развивать творческие навыки, самостоятельность, инициативу.

Февраль

Поделки в технике «Квиллинг» - Подарок для папы – «Ракета».

Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, вырезать полоски нужной ширины, скручивать их в основные формы квиллинга. Формировать композицию, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать у ребят гордость и любовь к своей Родине, формировать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Февраль

«Оригами из квадрата

История о любопытном уголке

Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение.

Март

21-22

«Бабочка».

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать еще раз пополам и все равно получится треугольник. Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию, воображение

Март

Собачка «Тузик и его друзья

Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и по вертикальной осям (базовая форма «Книжка»; закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях.

Март

Поделка в технике торцевания.

«солнце».

Познакомить детей с новой техникой. Воспитывать аккуратность.

Апрель

25-26

Поделка в технике торцевания:

«Цветы».

Продолжать осваивать технику торцевание.

Апрель

27-28

«Гвоздики».

Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники.

Май

«Гусеница».

Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги; развивать творческое воображение.

Май

«Божья коровка».

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

Май

«Пчёлка!.

Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческое мышление.

Май

«Одуванчик».

Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы:

1 . Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.

4. Новикова И.В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

5. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

6. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.