10.12.2023

Как живется в раю. Жизнь первых людей в раю. «А что это за чёрный тоннель, по которому я летела?»


Вопрос:

Сказано, что Всевышний дарует в вечной жизни в то, что не было принято в мире вечном. Верующие будут желать, чтобы их дуа не были приняты, чтобы получить это в вечной жизни. А что касается того, что было запретно для верующего? Может ли верующий попросить то, что было запретным на Земле?

Ответ:

На самом деле наслаждения загробной жизни не таковы, как преходящие удовольствия этого мира. Коран повествует о том, что обитатели рая получат всё, что пожелают: «Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано всё, о чем вы попросите»!

«Мы - ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите!» (41:31).

Что касается вопроса относительно того, что верующий получит в Джаннат то, что они желали при жизни, но было запретным, как, например, завести собаку, носить шелк, то в Коране сказано:

«Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза. Вы пребудете там вечно» .

Аллах сделал в бренной жизни определённые вещи запретными для верующих из-за их пагубного влияния. Эти вещи станут разрешенными в Джаннат, так как их пагубное влияние будет снято Всевышним Аллахом.

Например, в Раю людям будет разрешено носить шелк и золото и пить вино, но это вино не будет подобно напитку этого мира, и не будет вызывать опьянения. Им будет дозволено слушать игру на музыкальных инструментах, при этом не пренебрегая поминанием Аллаха. Им будет дозволено употреблять такую еду, какую они захотят, когда они захотят, без каких-либо ограничений.

Попавшие в Рай останутся там навечно, наслаждаясь его невиданными и неслыханными благами, о которых и не представляли. Достаточно будет лишь подумать о каком-либо благе, и обитатели Рая получат его. Каждый получит блага, соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.

В хадисе сказано: «Я [говорит Господь миров] уготовил для праведников (для рабов Моих) то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не сможет».

Также в хадисе сказано: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах обратится к обитателям рая: “О обитатели рая!” - и они скажут: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе!” Тогда Он спросит: “Довольны ли вы?” - и они скажут: “А чем же нам быть недовольными, ведь Ты даровал нам то, чего не даровал никому из Твоих созданий!” Тогда Он скажет: “Я дарую вам и нечто лучшее, чем это!” Они скажут: “О Господь наш, а что же лучше этого?” - и Он скажет: “Я дарую вам Своё благоволение, и после этого уже никогда не буду гневаться на вас!”»

Сайда Хайат

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!


Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Перед творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему».

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертной душой. Этим «дуновением Божиим» или бессмертной душой и отличается человек от всех остальных живых тварей.

Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом – к миру видимому, вещественному, земному, а душой – к миру невидимому, духовному, небесному. В момент смерти душа отделяется от тела, и тело перестает жить, страдать. А душа продолжает жить в невидимом мире. И дал Бог первому человеку имя Адам, что значит «взятый из земли». Для него произрастил Бог на земле рай, то есть прекрасный сад и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его. Земной рай или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей, Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигр и Евфрат.

В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое – древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог дал Адаму заповедь: «От всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь».

Все звери в раю слушались человека и служили ему. По повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евой, что значит «жизнь», ибо она стала матерью всех людей.

Бог благословил первых людей в раю и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею». Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал тем, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными – любить и беречь друг друга. Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.

Бог создал людей, так же как и Ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и Ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. Любовь, в том числе, проявляется и в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

Но так как люди, подобно Ангелам, еще не утвердились в добре настолько, чтобы не согрешать, то Господь и не дал им сразу и навсегда сделать свой выбор: принять или отвергнуть Его любовь, как это было с Ангелами. Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту маленькую, не трудную заповедь – не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявлять этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.

Но диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И когда Ева проходила недалеко от него, диавол стал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. Обращаясь к Еве, он с хитростью спросил: «Правда ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

Ева ответила змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Но диавол начал лгать, чтобы соблазнить Еву: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Соблазнительная диавольская речь змия подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запрещенного дерева и ела, затем дала мужу своему, и он ел.

Люди, поддавшись искушенно диавола, нарушили заповедь или волю Божию – согрешили, пали в грех. Так совершилось грехопадение людей. Отказавшись от покаяния, предложенного им милосердным Господом, наши прародители навлекли на себя всю полноту тяжких последствий своего преступления.

В таком падшем состоянии наши прародители уже не были способны пребывать в раю и были изгнаны Богом оттуда. У входа в Эдемский сад Господь поставил стража – херувима с огненным мечом, чтобы не допустить более проникновения туда никакого зла.

Этот первый грех Адама и Евы, или грехопадение людей, называется первородным грехом, так как именно этот грех явился началом для всех последующих грехов в людях. Его следствием стала смерть духовная и смерть телесная. Духовная смерть заключалась в разлучении души с Богом – источником вечной жизни, в открытости души для демонических воздействий и в пленении грехом главных сил души: ума, воли и чувств. Телесная смерть заключалась в разрыве целостности человеческого естества, в его тленности, что привело к разлучению души и тела. Смерть духовная поразила Адама и Еву сразу после вкушения запретного плода. А смерть телесная, как следствие духовной смерти, настигла их спустя отведенное Богом время. Это состояние зараженности грехом и смертью стало передаваться всем потомкам Адама и Евы подобно наследственной болезни.

Болезнь греха оказалась настолько сильной, что человеческими силами исцелить ее оказалось невозможно. Для этого требовалось особое Божественное вмешательство. И Господь, изгоняя наших прародителей из рая, обещал им, что в должное время среди их потомков родится Спаситель мира, Который «поразит змия в голову» – победит диавола, грех и смерть.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 2; 3.

Для обитания человека Господь поселил его в рай - прекрасный сад, созданный особым действием всемогущества Божия (Быт. 2.8). 4 Находясь в раю, человек должен был возделывать и хранить его. Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были два особых дерева – дерево жизни и дерево познания добра и зла . Дерево познания добра и зла было избрано Богом как средство испытания и воспитания человека в послушании Богу. Господь дал человеку заповедь не вкушать плодов от этого дерева: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2.16,17).

На первый взгляд кажется странным упоминание смерти при описании жизни человека среди блаженств и красот рая. Но, давая заповедь, Бог показывает, что человек должен был возделывать и хранить не только рай, но и себя самого – через исполнение Божией заповеди. Говоря о смерти, Бог предупреждает Адама о последствиях нарушения заповеди. Смерть здесь может пониматься двояко: как духовная смерть , которая состоит в удалении через непослушание от Источника жизни – Бога, и как телесная смерть , являющаяся лишь следствием первой, духовной смерти. Но ни той, ни другой не было в мире и никогда не должно было быть, т.к. люди, созданные по образу Творца, призваны к вечному общению с Богом: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего » (Прем. 2.23) – таков замысел Божий.

Жизнь первых людей в раю отличалась нравственной невинностью, которая заключалась в отсутствии самой мысли о чем-либо нечистом и греховном. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились » (Быт. 2.25). Живя в раю, они пользовались всеми плодами его и наслаждались всеми его радостями. В материальном отношении их окружал избыток богатейших даров райской природы. Но главное, что первые люди имели – непосредственное общение с Богом, Который являлся им «в раю во время прохлады дня » (Быт. 3.8) и беседовал с ними.

Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе

В раю людям явился и искуситель 5 – в виде змея, который «был хитрее всех зверей полевых » (Быт. 3.1). В это время Ева находилась возле дерева познания добра и зла. Змей обратился к жене: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? » (Быт. 3.1). Жена отвечала, что Бог разрешил им есть от всех деревьев, кроме одного, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов этого дерева они могут умереть. Тогда искуситель, желая возбудить в жене недоверие к Богу, сказал ей: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло » (Быт. 3.4-5). В этот момент женщина иначе посмотрела на запретное дерево: оно показалось ей приятным для глаз, а плоды особенно притягательны по таинственному свойству дать знание добра и зла и возможность стать богом без Бога. Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу, и женщина «взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел » (Быт 3.6).

Величайший переворот в истории человечества совершился – люди нарушили заповедь Божию и тем самым согрешили. Те, которые должны были служить чистым источником и началом всего человеческого рода, отравили себя грехом и вкусили плоды смерти. Лишившись чистоты, они увидели свою наготу и из листьев сделали себе опоясания. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: « [Адам, ] где ты? » (Быт. 3.9). Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а о том, в каком он пребывает состоянии. Этим Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызвал в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся » (Быт. 3.10). - «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? » (Быт. 3.11). Вопрос Господом был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел » (Быт. 3.12). Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога, давшему ему эту жену. Тогда Господь обратился к жене: «Что ты это сделала? » Но жена последовала примеру Адама и отклонила от себя вину: «Змей обольстил меня и я ела » (Быт. 3.13). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.

Тогда Господь изрек Свой праведный суд. Змей был проклят Господом перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься » (Быт. 3.18-19).

Страшны были последствия грехопадения первых людей. Во грехе они отстранились от Бога и обратились к лукавому, и теперь для них невозможно общение с Богом так, как это было раньше. Отвернувшись от Источника жизни – от Бога, Адам и Ева тотчас умерли духовно. Телесная смерть не сразу поразила их (по милости Бога, желающего привести прародителей к покаянию, Адам потом еще прожил 930 лет), но, в то же время, вместе с грехом в людей вошло тление: грех – орудие лукавого – стал постепенно через болезни и старение разрушать их тела, что, в конце концов, и привело прародителей к телесной смерти. Но грех повредил не только тело, но и всю природу первозданного человека – в нем была нарушена та изначальная гармония, когда тело подчинялось душе, а душа – духу, пребывавшему в общении с Богом. Как только первые люди отошли от Бога, так сразу дух человеческий, потеряв все ориентиры, обратился к душевным переживаниям, а душа увлеклась телесными желаниями и породила страсти.

Как в человеке нарушилась гармония, так произошло и во всем мире. По словам ап. Павла, после грехопадения «вся тварь покорилась суете » и с тех пор ждет освобождения от тления (Рим. 8.20-21). Ведь если до грехопадения вся природа (и стихии, и животные) была подчинена первым людям и без труда со стороны человека давала ему пропитание, то после греха человек уже не чувствует себя царем природы. Земля стала не так плодородна, и людям нужно приложить большие усилия, что доставить себе пропитание. Природные катаклизмы со всех сторон стали угрожать жизни людей. И даже среди животных, которым Адам когда-то давал имена, появились хищники, представляя опасность и для других животных, и для человека. Возможно, что умирать животные также стали лишь после грехопадения; об этом говорят многие святые отцы (свт. Иоанн Златоуст, прп. Симеон Новый Богослов и др.).

Но не только наши прародители вкусили плодов грехопадения. Став родоначальниками всех людей, Адам и Ева передали человечеству свою природу, искаженную грехом. С тех пор все люди стали и тленны, и смертны, и, главное, все оказались под властью лукавого, под властью греха. Греховность стала как бы свойством человека, так что люди не могли не грешить, даже если кто и хотел. Обычно про такое состояние говорят, что все человечество от Адама наследовало «первородный грех». Здесь под первородным грехом понимается не то, что потомкам Адама передался личный грех первых людей (ведь потомки лично его не совершали), а то, что от прародителей ко всем людям перешла именно греховность человеческой природы со всеми вытекающими отсюда последствиями (тление, смерть и др.). Первые люди, последовав лукавому, как бы засеяли семенем греха человеческую природу, и в каждом новом родившемся человеке это семя стало прорастать и давать плоды уже личных согрешений, так что всякий человек становился грешником.

Но милосердный Господь не оставил первозданных людей (и всех их потомков) без утешения. Он тогда же дал им обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Изрекая змею Свой суд, Господь сказал: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно (в переводе семидесяти - Он ) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту » (Быт. 3.15). Это обетование о «семени Жены» является первым обетованием о Спасителе мира и часто называется «Первоевангелием», что не случайно, т.к. в этих кратких словах пророчески говорится о том, как Господь намерен спасти падшее человечество. То, что это будет именно Божественное действие, ясно из слов «вражду положу » – человек, ослабленный грехом, не может самостоятельно восстать против рабства лукавого, и здесь требуется вмешательство Бога. При этом Господь действует через слабейшую часть человечества – через женщину. И как сговор жены с змием привел к падению людей, так и вражда жены и змия приведет к их восстановлению, что таинственно показывает важнейшую роль в нашем спасении Пресвятой Богородицы. Употребление странного словосочетания «семя жены» указывает на безмужнее зачатие Пречистой Девы. Использование в переводе LXX местоимения «Он» вместо «оно» свидетельствует о том, что еще до Рождества Христова многими иудеями это место понималось как указание не столько на потомство жены в целом, сколько на единственное лицо, на Мессию-Спасителя, Который сокрушит главу змия-диавола и спасет людей от его владычества. Змей лишь может жалить Его «в пяту», чем пророчески указывается на Крестных страданиях Спасителя.

После суда Божия Господь сделал Адаму и Еве кожаные одежды. Эти одежды являются и напоминанием о грехе, через который люди лишились чистоты и невинности, и свидетельством милости Божией, т.к. одежда была необходима человеку для защиты от действия внешних сил на его тело. Кроме того, многие христианские толкователи полагают, что при сотворении кожаных одежд (т.е. из шкур животных) Господь научил первых людей приносить животных в жертву Себе, чем прообразовательно указывает на будущую Жертву Спасителя.

По облечении людей в кожаные одежды Господь изгоняет их из рая: «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни » (Быт. 3.24), которого они через свой грех сделались теперь недостойными. Человек впредь не допускается к нему, «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно » (Быт. 3.22). Господь не хочет, чтобы человек, вкусив плоды древа жизни, остался вечно пребывающем во грехе, ведь телесное бессмертие человека только лишь утвердило бы его духовную смерть. И этим показывается, что телесная смерть человека есть не только кара за грех, но и благодеяние Бога по отношению к людям.

Удивительные исповеди получает порой наш журнал. Многие письма повествуют о пережитом опыте встреч с необычным, чудесным, неизведанным, необъяснимым. Один из таких глубоко личных рассказов пришел по почте от женщины, не пожелавшей назвать своего точного адреса. Действительно ли всё описанное происходило на самом деле? Но если это так, мы обязаны зафиксировать факт. Пройдут годы, может, десятилетия – и, кто знает, накопленные факты вдруг найдут и своё подтверждение, и научное объяснение.
Когда-нибудь наука или подтвердит, или опровергнет истинность этого пугающего рассказа

Шёл 1943 год. Военное лихолетье. Курская область. Мне 13 лет. Наш дом стоял на окраине и чудом уцелел. Мама, младшая сестричка и я спали на топчане. Зима. Стена холодная. Я ложилась на левый бок, укрывалась одеялом с головой и начинала глубоко и часто дышать, чтобы согреться… В голове кружилось, в теле появлялась приятная лёгкость, и мне казалось, я лечу по тёмному тоннелю головой вперёд. Было состояние блаженства, и холод не ощущался.

Однажды я увидала огонёк в конце тоннеля. Долетела и… открылось огромное пространство. Стало очень светло, но солнца я не видела.

Передо мной был город. Большой он или нет – не знаю. Я стояла на окраине. Улицы широкие, дома двух- и трёхэтажные, светлые, с бледно-малиновым оттенком, окна большие. Деревья по сторонам сверкали, как инеем покрытые. Транспорта, женщин, детей я не видела. Вдоль улицы по двое – по трое медленно прохаживались, чтото обсуждая, мужчины в светлых одеждах вроде римских тог. Звучала тихая мелодичная музыка. Не помню, сколько я «простояла» заворожённая...

Сестричка растолкала – вставать надо! Всё тело так кололо иголками, как будто затекла нога. Но мой интерес к полётам не пропал. Потом я научилась регулировать и останавливать их. Всё хотела опять попасть в этот город. Но летом работала в колхозе и уставала так, что сразу засыпала. Осенью ночи стали длиннее, и я решилась.

…И вот я уже у входа в какой-то огромный тоннель. Вход очень широкий, почти во весь горизонт. Со всех сторон к нему двигались колонны людей-теней. И меня втянуло в него. По обе стороны располагались большие ниши-арки, и люди сразу расходились: кто направо, кто налево. Пол был немного скошен: слева ниже, справа выше.

Я растерялась. Увидав огонёк, полетела на него, сквозь людей или они сквозь меня. Людей становилось всё меньше, света – всё больше.

Вдруг пространство расступилось, и я увидела чудесный сад. Листья на деревьях и кустарниках были как зимние узоры на окошках. Толпы народа сюда не доходили. Затем я увидела красивых девушек в светлых платьях, они ходили по саду и что-то поправляли… Я подошла, но одна девушка тотчас спросила меня, почему я не работаю. Спрашиваю: «А куда я попала?» – «В рай».

И всё же я переспросила её, что делают девушки. Оказалось, я попала в ту часть рая, где пестуют души убиенных детей, родившихся и не родившихся. Она объяснила мне, что в раннем детстве я несколько раз была на пороге смерти. И она каждый раз мне помогала. Это она посветила мне, когда я бродила по огромному тоннелю.

Подошла другая красавица в сверкающем платье, сказала, что грехов на мне нет, поэтому я могу остаться у них навсегда. Но я ответила, что не могу сейчас бросить маму и сестричку.

И… тотчас оказалась во тьме. Почувствовала, как меня взяла за руку первая девушка: «Правильно сделала, – похвалила меня она, – твоё время ещё не пришло. Ты будешь жить долго, и у тебя будет большая семья». И вышло всё, как она напророчила. А полёты она мне строго-настрого запретила: оказывается, в это время я каждый раз умирала!

Я навсегда прекратила полёты. Но связь с той девушкой осталась: она оказалась моей старшей сестричкой, умершей в детстве за три года до моего рождения. Она наблюдала за нашей семьёй, особенно за мной – дерзкой, непослушной. Была как бы моим ангелом-хранителем. Я стала постоянно ощущать её присутствие и даже научилась с ней разговаривать. Первое, что спросила:

«Что люди делают в раю?»

«Первое время отдыхают от суеты, очищают души, потом занимаются любимыми делами. Художники рисуют, поэты пишут стихи, композиторы – музыку. И всё это они стараются донести до землян. Говорят, что их посещает Муза – но только тех, кто трудится по совести. Остальных облюбовали тёмные силы, и их творения быстро предаются забвению».

«А рай большой?»

«Безмерный. Как и всё в мире».

«Правда ли говорят церковники, что мы все – гости на Земле? И после смерти уйдём на небеса?»

«Коренные земляне, умирая, остаются на Земле. Их души никуда не улетают. После смерти душа человека устремляется туда, где он родился. Землянам надо оберегать свой дом – нашу планету. Ни на каких «небесах» мы никому не нужны. Вы сами должны превращать свою Землю, свой дом в рай, а вы, обезумев, уничтожаете их. Особенно обезумели россияне».

«А что за город я видела первый раз?»

«Это город великих учёных, профессионалов, про которых говорят: «талант от Бога», «их поцеловал Бог». Они обладают великими знаниями и стараются делиться ими с людьми, помогать студентам, что-то подсказывают».

«Там собраны все земные знания, но они недоступны для тёмных сил, недобросовестных и алчных людей. Эти учёные надеются, что когда-нибудь народ поумнеет и знания пригодятся. Но сейчас они ещё не востребованы. Для личной выгоды великие знания не даются».

«А что это за чёрный тоннель, по которому я летела?»

«Никуда ты не летала, а лежала под одеялом и задыхалась. Похоже, у тебя останавливалось сердце. Душа покидала тело и летала-разгуливала по всем твоим жизням. Отсюда и сны, в которых часто даются предупреждения, предсказания. Чёрный коридор – переход из одного мира в другой».

«А большой тоннель?»

«А вот это уже серьёзно. Это вход к вечному месту пребывания».

«Почему там пол скошен?»

«Правда ли души убиенных вселяются в убийц?»

«Душа не может существовать без тела. Она вселяется в убийцу, и он теряет свою индивидуальность, происходит раздвоение личности. Когда убийца умирает, душа убиенного попадает в рай или ад, а его собственная – только в ад, где вечно будет испытывать боль за убиенного. Тебе уже 17 лет, а ты ничего не знаешь, и всё спрашиваешь, спрашиваешь…»

«Я когда маленькая была, много вопросов задавала, и на всё мне отвечали: так Бог дал, всё по-Божьи, одному Богу всё известно».

«Есть ли у нас связь с предками?»

«Да. Если предки вели праведный образ жизни, они становятся для потомков ангелами-хранителями, подсказывают выход из затруднительных положений, отводят врагов. Если же нет – погубят и своё поколение, и потомство. Сейчас чаще всего бывает так: предки были святыми людьми, и они изо всех сил стараются помочь потомкам. Но у тех разум задурманен табаком, алкоголем, наркотиками, а сердце хуже, чем у дикого зверя. Кому такие нужны? Они не то что ангела-хранителя не чувствуют, они и родных родителей знать не хотят. Такой народ самоуничтожается. Никакие храмы не помогут».

«Что происходит с самоубийцами?»

«Скитаются по тёмным коридорам тоннеля, пока не будут призваны… И всем надо знать: человек просто так на свет не появляется. Какая от него будет польза для мироздания? Родители должны пристально присматриваться к своим детям с рождения, замечать, к чему их тянет, развивать их способности».

«Мы все под контролем?»

«Под строгим. Все дела и помыслы отражаются на ауре и на душе. А грехи не отмаливать надо, а искупать. Но этого никто не желает делать. Легче просить, чем самому что-то делать».

Всё, что я написала, не выдумки. Это можно проверить. Но с помощью человека, чистого душой. Может быть, в монастыре такой сыщется и согласится провести опыты.

Кондратьева Анна Сергеевна,
Волгоградская область,
Средне-Ахтубинский район

Фотография — shutterstock.com

Сравнивая геном человека и шимпанзе, наука делает выводы об их эволюционном родстве. Религия утверждает: человек не БЫЛ, но СТАЛ похож на обезьяну - после изгнания из Рая.

Протоиерей Олег Мумриков, богослов, биолог, преподаватель ПСТГУ и кафедры библеистики МДАиС:

Необязательно бессмертный

Человек в Раю был нетленным, бессмертным, не нуждавшимся в чувственной пище, в огне не горевшим, в воде не тонувшим, да еще с неисчерпаемым потенциалом бессмертия и самосовершенствования при условии добровольного следования божественной воле, - так говорит святоотеческая традиция.

Только непослушание Адама и Евы, несмотря на то, что Бог предупреждал их о возможной опасности, становится причиной появления тленности и смертности.

Интересно, что даже в античности были писатели, говорившие о совершенстве первых людей, например, Филон Александрийский (I в.) в своем трактате «О сотворении мира»: «Этот первый родившийся от земли человек <…> возник, думается мне, лучшим в обоих отношениях – тела, и души, и во многом отличался от своих потомков по части того и другого. Ведь он был воистину прекрасен и по-настоящему добродетелен. <…>

Вместе же с симметрией Он [Создатель – свящ. О. М.] вложил [в человека] и совершенно устроенную плоть, <…> желая, чтобы в особенности первый человек выглядел наипрекраснейшим. Ясно же, что и в отношении души он был наилучшим. Ведь Бог для ее создания, как видно, не воспользовался никаким иным образцом из возникающих сущностей, но только <…> Своим собственным Логосом. Поэтому Он говорит, что человек возник как образ и подобие Логоса, который был дан ему посредством вдыхания через лицо».

Однако бессмертие человека в Раю не было необходимым, «обязательным». Что это значит?

Раннехристианский апологет святитель Феофил Антиохийский пишет: «Человек сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти.

Итак, Он сотворил <…> его способным и к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти». Аналогичные мысли мы встречаем у святителя Иоанна Златоустаго, блаженного Августина.

Адам. Фрагмент панели из слоновой кости от ларца с историей Адама и Евы. 10 — 11 века, Константинополь.

Прп. Симеон Новый Богослов уточняет:

«Адам был создан с телом нетленным, однакож вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцем Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, и не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами».
Согласно преподобному Максиму Исповеднику, состав тела первозданного человека был «легким и нетленным», и потому Адам «мог не обременять себя заботой о поддержании его чувственным питанием».

Здесь нет никаких противоречий с Быт. 2:16 – « И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть», т.к. хотя Адам и Ева были сотворены совершенными духовно и телесно, это - лишь первые степени совершенства, открытые для дальнейшего обожения, духовного роста и как следствие – одухотворения, преображения даже той, нетленной первозданной телесной их природы.

Что такое - древо Жизни?

Не что, а Кто, и райским древом Жизни, согласно святоотеческой традиции, выраженной, в частности, византийским богословом преподобным Никитой Стифатом (XI в.), - назван

«сам Бог, Создатель всего…имея… жизнь, и принося съедобный плод только тем, которые достойны жизни, как не подлежащие смерти», подающий «неизреченную сладость имеющим часть в божественном причастии Его и уделяет им от бессмертной жизни».

Полную аналогию Райского древа из книги Бытия, питающего человеческий род, мы встречаем и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова (Откр. 22: 2, 14). Такое возвышенное толкование, основанное, заметим, на реальном духовном опыте, не отменяет и буквально-исторического понимания, - подобно тому, как самое возвышенное понимание таинства Евхаристии, вневременной «брачной вечери Агнца» не отменяет материальной и пространственно-временной составляющей всего того, что его окружает при совершении Божественной литургии в храме.

Человек – макрокосм

Сотворение Адама; мозаика собора в Монреале, 12 век.

Человек не раз в святоотеческом предании назван царем вселенной. В каком смысле? Адам был призван хранить и возделывать рай, и его потомки несут всю полноту ответственности за тварный материальный мир, который является неким продолжением телесности человека.

Преподобный Максим Исповедник, размышляя над Евангельским текстом (Ин. 19:23), где говорится о разделении воинами одежд распятого Спасителя, пишет: «…познаем, каково в данном случае намерение Писания, и как в нас, при нашем нерадении к добру, распинается Господь, и как Он обнажается в силу нашего неделания добра, а бесы для служения через нас страстям делят, словно одежды [Его] тварь Его. <…>

Если же, помимо сказанного, вы пожелаете понимать под сверху сотканным хитоном мир бестелесных и умопостигаемых сущностей, а под верхней одеждой, которую Писание разделило на четыре части, как на стихии, мыслить природу, то вы не погрешите против истины. Из этих двух миров тело [бесы] разрушили тлением, получив силу против нас в преступлении закона заповеди, но душу, как сродную горнему миру, они не растерзали».

Комментируя эти слова, патролог проф. А.И. Сидоров замечает: «Преп. Максим исходит здесь из идеи человека как «микрокосма», который подобен и тесно связан с «макрокосмом», состоящим из умопостигаемого и чувственного миров, соответствующих душе и телу человека».

Интересен и тот факт, что целый ряд святых отцов (свт. Григорий Богослов, прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат, свт. Григорий Палама) рассматривали человека как «макрокосм» по отношению к миру – «микрокосмосу». Такой подход обусловлен подходом к человеку как к образу Божиему, поставленному в «центре мироздания» и отвечающему за вверенную вселенную.

В Раю не шел дождь и не было ураганов

«Рай»; Микалоюс Константинас Чюрленис, 1909 год.

Сегодня естествознание констатирует, что современная нам вселенная существует, полностью подчиняясь так называемому Второму началу термодинамики - принципу, устанавливающему динамику и необратимость макроскопических процессов, характеризующихся энтропией - функцией состояния систем, описывающей свободное взаимопревращение различных видов энергии.

Проще говоря, Второе начало термодинамики говорит о «стреле времени», «текучести» и «тленности» как об онтологических свойствах вселенной. Но насколько соответствовало состояние окружающего космоса физическому состоянию человека до грехопадения?

Были ли тленными животные, растения во вселенной до грехопадения человека? Было ли в раю время?

Обращаясь к Священному Преданию, мы можем найти разнообразные святоотеческие мнения по данному вопросу. Ряд отцов полностью отождествляет состояние человека и всей твари. Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения.

Рая тогда еще не было. Но этот мир бысть от Бога как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем поомкам его, как говорит Божественное Писание <…> (Быт. 1:26-30). [после грехопадения прародителей] «не проклял Бог рая <…>, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни свободной от утомительных трудов и потов. <…>

Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало жить на земле тленной и питаться пищею тленною <…>.

Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику <…> Но Бог <…> сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана.

С тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Все сие предопределил всещедрый Бог прежде сложения мира».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) придерживался почти такого же мнения:

«Земля, созданная, украшенная, благословенная Богом, не имела никаких недостатков. Она была преисполнена изящества.

Ныне взорам нашим представляется земля совсем в ином виде. Мы не знаем ее состояния в святой девственности; мы знаем ее в состоянии растления и проклятия, знаем ее, уже обреченную на сожжение;

создана была она для вечности.

Боговдохновенный Бытописатель говорит, что земля, в первоначальном состоянии своем, не нуждалась в возделывании: сама производила преизобильно и превосходного достоинства хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды.

Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковою – самою ясною и благорастворенною. Дождей не было: источник исходил из земли, и напаявал лицо ее.

Лукас Кранах Старший, «Рай» (1530). Изображение с сайта germany-art.com

Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт. 1:30). Гнев Творца изменил землю. «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3:17), – сказал Он человеку, поправшему заповедь Его: и отъятие благословения у земли выразилось немедленно разнообразным всеобщим расстройством ее.

Засвистели ветры, забушевали бури, засверкала молния, возгремел гром, явились дожди, снега, грады, наводнения, землетрясение.

Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу <…> оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменения в самом естестве своем, которое приобщилось к проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга. <…>

Разрушение мира сделалось необходимостью: разрушение его есть естественное последствие его смертного недуга. <…> Малые черты первоначального состояния земли, сохраненные для нас книгою Бытия, показывают, какое огромное, какое горестное, непостижимое для нас изменение совершилось над землею по падении человека».

Было ли в Раю время, или о полифонии Святых отцов

Изучая более глубоко толковательное наследие, мы сталкиваемся и с другими святоотеческими мнениями в данной области, причем, иногда у тех же самых авторов.

Блаженный Феодорит Киррский говорит об изначальном сотворении Богом хищных животных с двоякой целью: во-первых, в предвидении грехопадения человека (как и разделение первозданных на два биологических пола); во-вторых, с педагогической целью, чтобы «довести до необходимости призывать Бога себе в помощь».

Блаженный Августин также говорит об изначальной смертности среди животных: «Богу угодно было отнести это благословение [Быт 1:22 – свящ. О. М.] к производительности, которая обнаруживается в преемстве потомства, так что, будучи сотворены слабыми и смертными, [животные] сохраняют свой род путем рождения в силу именно этого благословения».

Святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» особо касается таких изначально заложенных Богом неотъемлемых, фундаментальных свойств тварной материи, как динамичность и изменчивость во времени:

«А когда уже стало нужно присоединить к существующему [умосозерцаемому миру бесплотных духов – свящ. О. М.] и сей мир – главным образом, училище и место образования душ человеческих, а потом и местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению;

тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее и протекающее, и нигде не прерывающее своего течения.

Не таково ли время, что в нем прошедшее миновалось, будущее еще не наступило, настоящее же ускользает от чувства прежде, нежели познано? А такова природа и бывающего в сем мире; оно то непременно возрастает, то умаляется, и явным образом не имеет ничего твердого и постоянного.

Посему и телам животных и растений, которые необходимо соединены как бы с некоторым потоком, и увлекаются движением, ведущим к рождению и разрушению, прилично было заключиться в природе времени, которое получило свойства сродные вещам изменяемым».

Богословско-философское осмысление неразрывного онтологического единства материи и пространственно-времени позволяет глубже понять факт отражения прародительского греха на всем мировом бытии, в т.ч. на первозданном райском пространстве-времени, которые изначально являлись мерами совершенствования, а не распада в стремлении к небытию:

«Этот удел наш, или доля наша … т.е. то, что изречено о нас свыше, суждено или присуждено … удел нашей немощи и нашего превосходства, дар богоподобного творчества, есть время-пространство» , - замечает о. Павел Флоренский.

Кожанные ризы - одежда смерти

«Сотворение Евы». Книжная миниатюра, 13 век, Англия. Изображение с сайта pinterest.com

Задача первых людей состояла в преображении всего тварного мира до райского состояния, т.к. обожение космоса возможно по замыслу Творца только через человека - царя вселенной, носителя божественного образа и подобия.

«Для человека в состоянии первоначального совершенства каждая точка земной поверхности могла быть местом блаженства, поскольку оно зависело не от внешней обстановки, а от внутреннего, духовного состояния. На первых порах с внешней стороны рай сосредотачивался около Древа жизни.

Но если бы человек удержался от греха и, умножаясь, распространился бы по всей земле, то действительно вся земля стала бы для безгрешных людей тем же, чем был рай в Эдеме для первозданной четы», - писал проф. Я.А. Богородский.

Возрастание в любви предполагает жертвенность. Первым уроком такой жертвенности стала заповедь о невкушении с Древа познания добра и зла (Быт. 2:17).

Но даже в раю, в своем безгрешном, бесстрастном состоянии человек не смог эту заповедь исполнить, и его грехопадение изменило как его самого, так и весь окружающий мир.

Особое значение для понимания - как изменился человек и мир - имеют библейские слова: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт. 3:21).

Не отрицая их буквального смысла, отцы указывали и на глубокое символическое и онтологическое значение:

облачаясь после преступления божественной заповеди в кожаные ризы, человек принимает на себя «скотское естество», его биологическая природа качественно меняется, тело становится смертным и тленным.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Но когда <…> человек вкусил преждевременно сладкого плода, и облекся в кожаные ризы – тяжелую плоть, и стал трупоносцем, потому что смертию Христос положил пределы греху; тогда исшел он из рая на землю, из которой был взят, и получил в удел многотрудную жизнь…

Когда же, по зависти диавола и по обольщению жены, которому она сама подверглась как слабейшая, и которое произвела как искусная в убеждении <…>, человек забыл данную ему заповедь, и побежден горьким вкушением: тогда чрез грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога; облекается в кожаные ризы (может быть в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд, и укрывается от Бога».

Изгнание Адама и Евы из Рая. Фреска притвора Трапезного храма. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Изображение с сайта stsl.ru

Если святитель Иоанн Златоуст, как уже отмечалось выше, придерживался в основном взгляда, согласно которому до грехопадения весь мир был нетленен, то свт. Григорий Нисский вслед за Василием Великим отстаивает мнение о нетленности и бессмертии только одного первозданного человека, усвоившего после грехопадения тленную природу животных, на что символически указывает облачение его в кожаные ризы:

«Итак, поскольку всего того, что к естеству человеческому примешалось из жизни бессловесных, прежде в нас не было, пока человечество не впало в страсть по причине порока; <…> так тогда и мы совлечемся мертвенного и этого и гнусного хитона, наложенного на нас из кож бессловесных животных (а слыша о коже, думаю разуметь наружность бессловесного естества, в которую облеклись мы, освоившись со страстью);

тогда все, что было в нас из кожи бессловесных, свергнем с себя по совлечении хитона.

А воспринятое нами от кожи бессловесных – плотское смешение, зачатие, рождение, нечистота, сосцы, пища, извержение, постепенное прихождение в совершенный возраст, зрелость возраста, старость, болезнь, смерть. <…>

Ибо морщиноватость и дородность тела, сухощавость и полнота, и все иное, что бывает с текучим естеством тел, что общего имеют с оною жизнию, которая чужда текучаго и скоропреходящего препровождения настоящей жизни?».

Преподобный Ефрем Сирин хотя и придает бо́льшее значение буквальному смыслу (как и святитель Иоанн Златоуст), однако не обходит вниманием и символическую сторону Быт. 3:21:

«Ризы сии были или сделаны из кожи животных, или сотворены вновь, потому что, по словам Моисея, Господь сотворил ризы сии и облек ими Адама и Еву. Можно думать, что прародители, коснувшись руками препоясаний своих, нашли, что облечены они в ризы из кожи животных, умерщвленных, может быть, перед их же глазами, чтобы питались они мясом их, прикрывали наготу свою кожами, и в самой их смерти увидели смерть собственного своего тела».

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) также говорит о том, что человек после трагедии грехопадения по физической природе уподобился тленным животным:

«Тление – плоти порождение. Вкушать пищу и извергать излишнее, гордо держать голову и лежа спать, - естественная принадлежность зверей и скотов, в коих и мы, став чрез преслушание подобными скотам, от свойственных нам богоданных благ отпали и соделались из разумных скотскими и из божественных зверскими. <…>

Когда душа чрез вдуновение создана была разумною и мысленною, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний. Равным образом и тело создав, Он не вложил в него в начале гнева и похоти неразумной, но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мертвость, тленность и скотность.

Тело, говорят богословы, создано нетленным, каковым и воскреснет, как и душа создана бесстрастною; но как душа имела свободу согрешить, так тело – возможность подвергнуться тлению. И обе они, т.е. душа и тело – растлились, и срастворились, по естественному закону сочетания их друг с другом и взаимного влияния: причем душа окачествовалась страстями, паче же бесами; а тело уподобилось скотам несмысленным и погрузилось в тление».

Здесь можно отметить еще один важный аспект. Согласно свят. Григорию Нисскому, прп. Максиму Исповеднику, Иоанну Дамаскину и другим св. отцам,

человек изначально не был подчинен закону «скотского рождения от семени»: в первоначальное намерение Божие не входило умножение людей «привычным» нам образом, хотя человек и создан был как мужчина и женщина.

«Облачение в «кожаные одежды» означало то, что <…> человек не только лишен был нетления своей природы, но и осужден на страстное рождение от семени по образу животных.

Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни», - писал прп. Максим Исповедник.

Воскреснут ли животные?

Адам нарекает имена животным. Фреска храма монастыря св. Николая Апанавсаса в Метеорах (Греция). 16 век, мастер Феофан Критский.

В целом православная традиция не признает бессмертия не только телесной, но и душевной природы животных. Святитель Василий Великий по этому поводу говорит:

«Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душею скота и душею человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. По Писанию, душа всякаго животного кровь его есть (Лев. 17:11) , а сгустившаяся кровь обыкновенно превращается в плоть, а истлевшая плоть разлагается в землю; то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. <…>

Рассмотри связь души с кровию, крови с плотию, плоти с землею; и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе; и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела». Святитель Григорий Палама пишет: «Чувственные и бессловесные твари животного мира имеют в себе только дух жизни, да и тот сам по себе не в силах существовать, совершенно же лишены бессмертного ума и дара слова;

существа же сущие выше всего чувственного (материального) мира – Ангелы и Архангелы – хотя и духовны и разумны, имеют бессмертный ум и слово (разум), но не имеют в себе животворящего духа, а потому и телом не обладают, которое получает жизнь от животворящего духа;

человек же, единственный созданный по образу Триипостасного Естества, обладает бессмертным умом и даром слова и духом, который дает жизнь (сопряженному с ним) телу»;

«Душа каждого из неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного, и имеющего эту жизнь не по сущности, но в действии, как жизнь в отношении другого, но не саму по себе».

Действительно, трудно представить, что после грехопадения человека природа животных так сильно изменилась, что привело к смертности бессмертных душ «бессловесных» живых существ. Видимо, таковыми преходящими и ограниченные в существовании во времени они были созданы изначально.

При этом можно предположить, что до Адамова преступления их переход к небытию не был связан с такими же физическими ощущениями и страданиями, как в настоящую эпоху.

Какого Адама сравнивают с шимпанзе?

Адам. Слоновая кость, 10 — 11 века, Константинополь.

Приведенные святоотеческие тексты, раскрывающие богословие «кожаных риз», подводят нас к выводу: исследуя родственную генетическую, физиологическую и анатомическую преемственность животных и людей, наука имеет дело лишь с человеком, уже изгнанным из Эдема.

Изучая его телесную природу, облеченную в «кожаные одежды», естествознание вполне закономерно и «законно» говорят об эволюционном, историческом родстве с приматами. Однако с точки зрения православного богословия эти выводы сущностно, онтологически не относятся к первозданному Адаму и его потомкам, а сами по себе есть одно из парадоксальных следствий грехопадения прародителей:

богоподобие не уничтожается, но как бы отходит на второй план перед подобием «скотам полевым».
Тварный мир существует в соответствии с благим божественным смыслом, замыслом (логосом) , но образ его существования (тропос – по преп. Максиму Исповеднику) может этому замыслу не соответствовать. Реализовав свою свободу как противление Божественной воле, Адам получает горькое право на «автономное» существование (И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло – Быт.3:22).

Соответственно, и история становления, и сегодняшнее бытие мира, как и его собственное бытие, предстают перед ним, находящимся в падшем состоянии, как случайный, слепой, бессмысленный, мертвый, хаотичный процесс, где есть место не только конкуренции, естественному отбору, смерти, жестокости, страданию.

Эфемерно существуя «автономно от Творца», невозможно, исходя из рационального и чувственного опыта «увидеть» иначе собственное происхождение.

«Итак, бесы делят себе по частям видимую тварь [состоящую из] четырех стихий, приуготовляя нас зрить [ее только] чувством для возбуждения страсти, не ведая содержащихся в ней божественных логосов», - говорит преп. Максим Исповедник.

С древних времен, вероятно, преемственно - от самих прародителей - человечество сохранило в разных мифологических образах и гимнах скорбную память об утраченном Эдеме как о прошедшем «Золотом веке». На эту особенность постоянно обращали внимание этнографы, религиоведы, культурологи, археологи, исследующие историю, начиная с палеолита. Разница мы видим лишь в мировоззренческих интерпретациях.

Так, первой четверти ХХ в. (1923 г.) известный английский этнограф и историк религии Дж. Фрезер, рассматривая библейское повествование о сотворении человека и грехопадении, оспаривал уникальность и богодухновенность первых глав книги Бытия и всего Священного Писания в целом на основании сходства некоторых их деталей с другими памятниками литературы и мифологии древнего мира.

Протоиерей Олег Мумриков, богослов, биолог, преподаватель ПСТГУ и кафедры библеистики МДАиС. Фото с сайта mpda.ru

Между тем, современные христианские исследователи и апологеты в наличии подобного сходства видят одно из важнейших доказательств именно историчности библейских текстов.