10.03.2019

Проектный образ как базовая категория дизайна. Разработка идеи художественного образа объекта проектирования на уроках дизайна


Трусов Юрий Викторович 2010

Трусов Ю.В.

К проблеме художественного образа в дизайне интерьера

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается специфика понятия «художественный образ» применительно к дизайну интерьера, приводятся результаты анализа интерьеров ряда художественных стилей (готика, барокко, классицизм, модерн), выявляются методы и приёмы формирования образа интерьера в рамках того или иного стиля.

Ключевые слова:

Художественный образ, отражение, форма, содержание, ассоциации, дизайн, интерьер.

To an artistic image problem in design of an interior.

In article specificity of concept «artistic image» with reference to design of an interior is considered, results of the analysis of interiors of some art styles are resulted (the gothic style, baroque, classicism, a modernist style), come to light methods and receptions of formation of an image of an interior within the limits of this or that style.

An artistic image, reflexion, the form, the maintenance, associations, design, an interior.

В современной России интерьер - одно из динамично развивающихся направлений профессиональной деятельности в области дизайна. Сегодня в обществе сложился достаточно высокий спрос на разработку и создание новых интерьерных объектов (интерьеров кафе и ресторанов, квартир и офисов, магазинов и т.д.). Организация их пространства должна удовлетворять требованиям целесообразности, надежности, удобства, с одной стороны, и целостности художественного впечатления - с другой. Понятие художественный образ как форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов имеет непосредственное отношение к искусству интерьера.

В Большой Советской энциклопедии 1974 года издания отмечается, что в онтологическом аспекте художественный образ является фактом идеального бытия, объектом, надстроенным над своим материальным субстратом. При этом он до известной степени безразличен к исходному материалу, но использует его имманентные возможности как знаки собственного содержания. То есть в семиотическом аспекте художественный образ выступает как знак, средство коммуникации в рамках данной культуры. Он каждый раз заново реализуется в воображении адресата, владеющего «ключом», культурным «кодом» для его опознания .

В гносеологическом аспекте художественный образ есть вымысел, а в эстетическом -организм, в котором нет случайного или лишнего и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей.

Выделенные аспекты художественного образа демонстрируют его причастность сразу многим сферам познания и бытия, которые имеют отношение к внутренне сущностным проблемам дизайна. Он тесно связан с содержанием его объектов. Так, в частности, искомое содержание интерьерных объектов в значительной степени определяется теми образами, которые возникают в сознании дизайнера как духовный

материал эстетического выражения. Вследствие сказанного, образ можно рассматривать как результат воображения и, вместе с тем, внутренний предмет изображения.

Через образное представление устанавливается связь пластической материальной формы с эмоциональной ее основой, связь внешней организации формы с ее содержанием. Большой вклад в теорию образа был заложен в научных разработках отдела теории и истории дизайна ВНИИТЭ, возглавляемого С.О. Хан - Магомедовым. В частности, вопросам художественного образа в дизайне посвящен сборник «Конструкция, функция, художественный образ в дизайне» (1980 г.), в котором рассматриваются

общетеоретические и художественно-композиционные проблемы в рамках рассматриваемой темы.

Так, в частности, Г.Л. Демосфенова в статье «К проблеме художественного образа в дизайне» отмечает, что «образ - средство мышления, некоторое психическое, предметно отнесенное образование, порождаемое нашим сознанием в процессе столкновения с действительностью. Образ существует в «представленном» пространстве, имеющем свою геометрию и временные связи» . Автор рассматривает дизайн как разновидность художественной деятельности, сознательно относящейся к форме вещи как к выражению определенных смыслов. «Деятельность по созданию образных языков, связанную с поисками пластических средств выражения образа в материале, мы называем художественной деятельностью, образ, являющийся результатом такой деятельности и выраженный пластически совершенно, - «художественным образом», а особое восприятие действительности, при котором происходит порождение образов, соотнесенных с их пластическим выражением, художественным восприятием действительности» .

Образность объектов дизайна строится на основе обобщенного, опосредованного отражения закономерностей жизни, конструкции вещи, способа ее производства. Средства выразительности, к которым прибегает дизайнер, рождают ряды ассоциаций, а не аналогию с чем-то конкретным. Образ объекта дизайна не отсылает нас к неким явлениям действительности, лежащим вне дизайна, а несет в себе достаточно сложную, а иногда и не однозначную метафору.

Художественному образу в дизайне отводилось важное место в «Методике художественного конструирования», разработанной во ВНИИТЭ. В частности, авторы книги отмечали, что «в подавляющем большинстве дизайнерских решений высокий художественный эффект достигается не за счет изобразительности, а благодаря глубокому проникновению в сущность вещи и воплощению этой сущности в адекватной форме» . В этой же работе содержится определение художественного образа дизайн-объекта как «:.. .неразрывного, взаимопроникающего единства чувственного и логического, конкретного и абстрактного, внешнего и внутреннего, формы и содержания» .

Цель дизайнерской деятельности авторы «методики» видят в том, чтобы, опираясь на образный подход, «воссоздать в проекте гармоничное целое», посредством которого реализуется определенный коммуникативный процесс. В процессе потребления вещи воссоздается дизайнерские концепции (образ) этой вещи. Потребитель тем самым вступает в диалог ее автором. Вещь становится знаком целостного художественного контекста, образом действительности в силу механизмов осмысления ее содержания.

Вопросам образа в дизайне был посвящен ряд работ В.Б. Барышевой, Н.В. Воронова, Г.Л. Демосфеновой, Е.В. Жердева, А.В. Иконникова, Г.Г. Курьеровой, Е.Н. Лазарева, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедова, и др.

Резюмируя многочисленные разработки указанного направления, авторы словаря-справочника по дизайну Г.Б. Минервин и В.Т. Шимко кроме понятия «художественный образ» в сфере дизайна выделяют также понятия «образ в дизайне» и «образ среды». Указанные авторы определяют образ в дизайне как эмоционально-чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категорию эстетической оценки результатов дизайнерского творчества. Образ в дизайне, по их мнению, существенно отличается от аналогичного

понятия в других видах искусства, так как дизайн, с одной стороны, тесно привязан к прагматическому содержанию результатов своей деятельности, с другой - внешне не претендует на реализацию духовных целей художественного творчества .

Второе понятие «образ среды» трактуется Г.Б. Минервиным и В.Т. Шимко как «конкретное представление о средовом объекте, закрепленное в сознании его характерными чертами и визуальными впечатлениями, передающими эмоциональноэстетическое, духовное содержание этого объекта». Аналогично, с нашей точки зрения, можно охарактеризовать и понятие «образ» применительно к интерьеру, который является частью среды, одним из направлений средового дизайна.

Дизайн создает особый зрительный язык формы, «визуальный язык» (В. Гропиус). В этом языке знаками становятся пропорции, оптическая иллюзия, отношения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба. Человек как существо социальное не только воспринимает интерьер как функционально организованное пространство, но и понимает, осмысливает его. Интерьер для него не только среда обитания, но и знаки, которые являются необходимым условием его общения с другими людьми. Всякое культурное единство, всякая социальная система является всегда в то же время системой знаков, ибо всякая вещь, начиная от собственного тела человека, его движений и звучаний и кончая любым отрезком мира, может быть принципиально вещью социальной, вещью выразительной, то есть не только вещью, но и знаком, носителем смысла.

Внешним выражением художественного содержания является форма произведения. Понятие «форма» в широком смысле смыкается с понятием языка.

Рассматривая проблему образа в интерьерном дизайне мы считаем целесообразным выделение двух его составляющих: идеи как внутреннего содержательного компонента, и формы как совокупности приведенных к единству выразительных средств.

Анализ специальной литературы, музейных материалов, и практики работы современных интерьер-дизайнеров позволяет нам выделить следующие элементы формы интерьера:

а) планировочная и объемная организация внутреннего пространства помещения или ряда помещений;

б) пространственная форма и декор ограждения (объемно-пластическое или декоративное решение стен, пола, потолка; форма и декор оконных и дверных проемов);

в) особенности и организация системы освещения;

г) количество, особенности формы и декора мебели, оборудования;

д) роль и характер предметов декоративно-прикладного искусства, использование предметов изобразительного искусства и произведений декоративно-монументального искусства;

е) особенности цветового решения интерьера;

ж) основные материалы, используемые в интерьере.

Выразительными средствами интерьера являются симметрия или асимметрия, пропорциональность элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком. Эти средства являются основой языка и архитектуры, они пришли в интерьер именно из архитектуры. Если же рассматривать специфику формирования проектнохудожественного образа в дизайне интерьера, то выделенные нами выше элементы его формы позволяют реализовать авторскую идею.

Анализ особенностей формы интерьеров ряда исторических стилей (готика, барокко, классицизм, модерн) позволяет проследить взаимосвязь формы и образа, выявить конкретные приемы формирования художественного образа интерьерного объекта.

Так, в готическом интерьере для создания образа торжественности, ирреальности, «полета души за пределы земного» использованы новый тип плана, поднятие высоты сводов, зрительного разрушения плоскости стен. Легкость и «устремленность ввысь» придается интерьеру стрельчатой формой арок, оконных и дверных проемов, сводов, а

также использованием профилировки опорных столбов и сводов. Усилению эффекта «ирреальности» способствуют витражи, обогащающие радужным мерцанием общую монохромную цветовую гамму собора.

В интерьерах барокко образ «пышной торжественности», грандиозности и богатства создается благодаря использованию криволинейных форм плана, сложной пластики ограждений (от колонн до ниш); эффектов освещения; введению сложного декора элементов ограждения, монументальных росписей; за счет формы, декора мебели и другого оборудования интерьеров; праздничного богатства цвета.

В классицистических интерьерах образ «строгой торжественности» и парадности формируется за счет строгости форм плана, симметрии, соразмерности всех деталей; использования в декоре ограждений элементов, приближенных к классическим ордерным построениям античности; четких и прямых линий в форме дверных и оконных проемов; спокойного освещения; приглушенной цветовой гаммы; ясных и гармоничных форм мебели и другого оборудования интерьера.

Атмосфера неуловимого настроения и лиризма интерьеров «модерна» создается архитекторами с помощью использования своеобразных планировочных принципов (перетекания пространств, ассиметрии и так далее); «текущих форм» оконных и дверных проемов, мебели и оборудования; активного использования в декоре помещения стилизованных форм флоры и фауны; сдержанной цветовой гаммы.

В рамках исторического стиля элементы формы интерьера становятся элементами особого зрительного языка, доведенного до совершенства. Современный интерьер-дизайнер постоянно сталкивается с задачей поиска форм, обладающих определенным ассоциативным значением. При этом образ «строгой торжественности», ассоциации «порядка» и «дисциплины» востребованы сегодня в интерьерах кабинетов руководителей разного уровня и административных зданиях, а ассоциации на уровне «благородной гармонии», «хорошего вкуса», «хорошего воспитания» привлекают пользователя интерьеров частных квартир и коттеджей. Лирическое настроение в интерьере кафе хотели бы создать некоторые из их владельцев, а «пышная торжественность» и сегодня уместна в интерьере дворца бракосочетания. Таким образом систематизация исторического опыта использования слагаемых формы как средства решения образных задач имеет своей целью рассмотреть возможность эффективного и обоснованного использования этих значений при проектировании современных интерьерных объектов.

Примечания:

1. Большая советская энциклопедия. Т. 24. М.: Сов. энциклопедия, 1974. 608 с.

2. Демосфенова Г.Л. К проблеме художественного образа в дизайне. М., 1980 // Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Вып. 23. 140 с.

3. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1978. 336 с.

4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов [и др.]. М.: Архитектура, 2004. 395 с.

ритм композиция цвет художественный дизайн

Определением понятия «художественный образ», изучением образных трансформаций в развитии средообразующих элементов в науке занимались специалисты в области эстетики, философы, реже искусствоведы, и практически отсутствовали работы по исследованию художественного образа в области дизайна. В данном направлении проблема художественного образа стала актуализироваться только к концу 20 века. Сложившаяся ситуация определяется тем, сто в ряду других эстетических категорий эта - сравнительно молодая.

Материал современных теоретических накоплений, в той или иной степени затрагивающей тему художественного образа в дизайне, его систематизацию и типологию, в основном сконцентрирован в работах теоретиков-искусствоведов: Е.Н. Лазарева, В.Ф. Сидоренко, А.В. Иконникова, О.И. Генисаретского, Н.В. Воронова, Е.В. Жердева, С.О. Хан-Магомедова, Г.Л. Демосфеновой, В.Л. Глазычева, М.С. Кагана, К.М. Кантора и т.д. Художественный образ рассматривался в данных трудах в основном в контексте развития единичного утилитарного объекта. Но даже это позволяет достаточно четко представить место и роль художественного образа как одного из важных средств формирования среды обитания человека в целом.

К.А. Кондратьева в своей монографии «Дизайн и экология культуры» обращает внимание на то, что в проблеме восприятия окружающего мира современным человеком и развитии его эстетического воспитания необходима активизация культурных смыслов, наполняющих среду, а именно, возрождение традиционных принципов наделения утилитарных изделий содержательными смыслами. Это позволит развить смысловые связи в средовом пространстве на уровне содержания (1).

Проблема формирования художественного образа объекта дизайна нашла отражение в теоретических работах ВНИИТЭ, где был проанализирован поиск современного образа дизайн-объектов в проектных решениях предметной среды, складывающихся под влиянием целого ряда концепций и визуальных метафор (2). При формировании методики художественного конструирования авторы отметили образ, образность и образное мышление как важные составляющие средства и способы проектного поиска дизайнера (3). Для этого дизайну необходимы языки вербального и визуального характера. «Однако в настоящее время естественный вербальный язык дизайна усложнен, неустойчив, нечеток. Искусственный же - визуально-проектный язык - находится в зачаточном состоянии и в значительной мере заимствует языки инженерии и архитектуры» (4, с. 26). до настоящего времени заимствование понятийного языка из других областей, нечеткость их значений, вольность создаваемых неологизмов весьма усложняли и затемняли смысловую сторону языка дизайна. Отработанные лексика и тезаурус позволят выйти на следующий этап формирования реального языка - к наполнению и уточнению его грамматики и правилам ее использования. Только наличие собственного языка, разработанность его тезауруса обеспечат действительную полноту, глубину и качество выражения и воплощения дизайнерских замыслов. Примером создания модели смыслообразования в графическом дизайне, поиском языка его системообразующих функций является фундаментальное исследование И.Н. Стор - «Смыслообразование в графическом дизайне» (5).

Понятие «художественный образ» в литературе, поэзии, искусстве, архитектуре обусловлено типологическим разнообразием и многообразием его содержания в практике создания произведения.

Образная сфера произведения формируется одновременно на множестве различных уровней сознания: чувстве, интуиции, воображении, логике, фантазии, мысли. Визуальная, вербальная и звуковая изобразительность художественного произведения не являются копирующим слепком действительности, даже если она оптимально жизнеспособна. В каждом виде искусства процесс создания образа имеет общие характеристики, общие формы отражения с одной стороны и эмоционально образное выражение - с другой. Внутренняя сущность образа и его природа остаются в основном единые для всех произведений. Многозначность термина «художественный образ» находит выражение во всех произведениях культуры. Понимание образа в искусствах, не отражающих ни прямо, ни косвенно жизнь «в формах самой жизни», облегчает их условное деление на изобразительные и выразительные, например, архитектура и музыка.

Смысловое содержание художественного произведения выражается на уровне образного отражения в любом своем проявлении. Но каждый вид искусства имеет и индивидуальную особенность восприятия образа и зависит это от того, к какой категории относится тот или иной вид искусства - к изобразительной или выразительной. Образы в литературных произведениях остаются неизменными во времени, меняется их восприятие и происходит это лишь частично или, так скажем, незначительно, в зависимости от социальной категории читателя. Образы музыкальных произведений, создаваемые композиторами, зачастую зависят от мастерства исполнителя. То же можно сказать и про образы, создаваемые такими видами искусства как кино, театр, балет и т.д. То есть художественный образ, созданный выразительной категорией искусства, имеет свойство в большей или меньшей степени менять свое содержание с учетом индивидуального восприятия этого образа исполнителем. Среди всех видов искусства дизайн ближе всего стоит к архитектуре, как средообразующему искусству, неотъемлемому от функционального назначения. Например, архитектурное сооружение не отражает жизнь в формах самой жизни, он выражает содержание образа через знак, несущий значение данной культуры, и через ассоциации, вызываемые структурой целого и его элементов.

Дизайн взял от искусства не только такие методы и приемы, как пропорционирование, ритм и т.д., не только такие свойства, как стремление к гармонии и целостности, но и способность создавать образы. В результате сравнивая дизайн с другими видами искусства можно отметить, что: - полноценный художественно-проектный образ в дизайне формируется на основе единой функциональной системы; - отражение этого главного смысла в образе вещи становится темой для проектной разработки и сутью процесса смыслообразования; - внутренняя сущность художественного образа в дизайне остается идентичной природе мыслительного содержания в искусстве, проявляется она на уровне эмоционально-образного отражения действительности и имеет единый коммуникативно-эстетический язык, независимо от его типологических характеристик.

Причислению изделия дизайна к произведению искусства более всего способствуют наиболее яркие свойства художественной выразительности - метафоричность, ассоциативность, парадоксальность и т.д.

Во всех видах искусства художественные образы имеют свойства статики и динамики (развития и перевоплощения во времени). Образы же не исторических, а ныне действующих функциональных структур развиваются и меняются во времени, обогащаются, иногда усложняются или упрощаются. В дизайне, как и в архитектуре, каждая новая функциональная структура приводит к созданию нового образа. Поэтому специфика художественного образа в дизайне заключается в динамике его развития. Базируясь на открытиях, изобретениях дизайн обогащает, меняет или создает новый образ изделия. Тенденция осмысления средового пространства через синтез науки и искусства дала понятие утилитарного изделия как явления культуры и определение дизайна как нового вида искусства. Определение дизайна как творчества, направленного на моделирование жизненных ситуаций, является обязательным условием создания целостного гармоничного объекта культурно-бытовой среды. История развития культурно-бытовых изделий и опыт создания человеком объектов предметного мира позволяют показать изменения роли образа как способа организации формы в соотнесении с другими категориями и средствами композиции, раскрыть динамику образных взаимоотношений и их роль в формообразовании среды. Систематизация искусства отожествляется Г.И. Ревзиным с историей через генеалогию, динамику, логику и будущее. Иконография же мыслится как набор схем, более или менее устойчивых в различные эпохи (6).

В высказываниях В.И. Тасалова, К.А.Кондратьевой, А.В. Иконникова, Г.И. Ревзина, А.А. Грашина, Е.В. Жердева, Э. Кассирера, Е.Н. Лазарева и т.д. о роли истории в развитии дизайна отражается общее мнение, что содержание художественного образа в изделиях разных стилей не только зависит от развития науки и техники, но и меняется с периодичностью смены мировоззрения данного периода времени.

Истоки и корни дизайна находятся в истории развития материальной и духовной (образной) среды. Каждая историческая эпоха, создавая свой стиль, возвращается к исстари завещанным образам, их комбинациям, предлагая лишь наполнение новым понимание жизни. Можно выделить несколько часто повторяющихся форм выражения художественного образа утилитарных изделий, дающих возможность причислить их к тому или иному стилю - мифологический, антропоморфный, зооморфный, флороморфный, эмоционально-идеологический, культурологический, конструктивный, функциональный. Изучение периодически повторяющихся форм выражения художественного образа в исторической ретроспективе стилевого развития позволяет вывести следующую их зависимость:

Интерьеры египетских храмов возвеличивались над человеком: идея вечности, сверхчеловеческого спокойствия усиливались при использовании мифологических образов в изготовлении утилитарных изделий;

Осознание величия человека, внесение в реальную жизнь модели совершенного человека получило выражение в антропоморфных образах элементов, формирующих интерьеры античной Эллады;

Выражение идеалов «надмирной» реальности направляло зодчих Средневековья к поиску сильных выразительных средств путем переноса эмоционально-идеологического смыслового содержания в принципы формообразования средовых элементов;

Частичное использование антропоморфизма античности эпохами ренессанса, Классицизма, Ампира можно считать привнесением культурологических образов прошлого материального мира в социальные условия данных эпох;

Открытие технических возможностей преобразования среды привело на первых этапах к поклонению перед техномиром и возведению «техно» в ранг кумира, что дало толчок к возникновению «всесильного конструктивного» образа в утилитарных изделиях. Техническая эволюция многих утилитарных изделий на первых этапах своего развития имела доминирующий характер преобладания конструкторско-технологической идеологии над художественной выразительностью.

В последние годы в литературе по дизайну все чаще встречаются суждения теоретиков и практиков, которые считают, что реализация основного лозунга «функционализм» в условиях высокоразвитого промышленного производства с неизбежностью приводит к созданию монотонного однообразия жизненной среды (В.И. Тасалов, А. Пунин, Г.Л. Демосфенова, В.Ф. Сидоренко) (7,8,9).

В действительности, углубляясь в генезис отношения искусства и материального мира, мы обнаруживаем все более и более тесную связь между «художественным» и «техническим». Со временем, постепенно наращивая совершенство эстетических качеств, утилитарные изделия в некоторых случаях стали достигать подлинно художественной выразительности. Современная ситуация создала условия, способствующие активизации исследовательской работы над изучением художественного образа культурно-бытовых изделий, определением его генезиса во времени, анализом средового пространства с позиций динамики развития формообразного выражения единичных объектов и их эмоционально-содержательного аспекта. Все это необходимо для определения понятия принципов организации пространственных взаимосвязей в материальном мире и выявления ритма в чередовании форм выражения художественного образа утилитарных изделий в истории их развития.

Рассматривая связь искусства с материальным миром, мы видим, что она зависит от социальных условий и выражается в художественно-образном единстве средообразующих элементов. Выявленная зависимость генезиса материального мира и искусства, отражающаяся в данном единстве, показывает закономерность чередования преобладающих форм выражения художественного образа: мифологических, антропоморфных, зооморфных, флороморфных, конструктивных, функциональных и т.д. Смена и распределение в средовом пространстве проектируемого художественно-образного содержания составляет диаграмму, показывающую ритмичное чередование этих форм в рамках истории. Необходимость определения направления в развитии дизайна утилитарных изделий диктует сам художественный образ как структурная ячейка культурно-эстетических ценностей материального мира.

Анализ художественно-образного содержания утилитарных изделий в генезисе исторических стилей необходим для определения перспектив развития художественно-содержательной стороны в проектном поиске средообразующих элементов. Данная методика способствует развитию образного мышления будущего дизайнера и помогает найти некоторые ориентиры, определяющие его профадекватность. Для того чтобы дизайнер мог создать объект, способный нести художественную информацию в мир вещей, ему необходимо иметь хорошо развитое образное мышление. Проблема развития образного мышления решается через аналитические исследования параллельности движения в материале речи (В.И. Батов, Е.Ю. Артемьева, В.М. Гордон, Е.В. Черневич, Б.Д. Эльконин и т.д.) и в материале образных конструкций. В своих трудах Д.Д. Благой отмечает, что данные исследования в силу недостатка методологических средств дали пока еще скромные результаты, но весьма перспективные.

Художественный образ, так же как и искусство в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека. Сущность и черты художественного образа изучают и философы, и эстетики, и теоретики искусства, и художники. Изучают образ с точки зрения его идеологического, познавательного значения, и в этом состоит новое (научное) знание о жизни; изучают и с точки зрения чувственного познания во всем его многообразии, которое отражено в категориях эстетики и психологии художественного творчества.

Для того чтобы правильно понимать и глубже усваивать теоретические основы композиции, нужно знать сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа.

Начать нужно, прежде всего с сущности искусства вообще. Искусство - это специфическая область человеческой деятельности, через которую познается объективная реальность. Познание это осуществляется в специфической для искусства форме, в форме художественных образов.

Художественный образ - это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.

«Образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» - так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются: 1) наличие индивидуального, характерного. 2) наличие общего, типического. 3) наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому. 4) наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно-теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе). Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.

Степень проявления каждого из этих свойств в каждом отдельном образе различна. В одном образе сильнее выступает обобщение, в другом эстетическое, лирическое, в третьем они имеют одинаково важное значение. Раскроем кратко эти основные свойства художественного образа.

Важнейшим свойством, чертой художественного образа является его определенность (индивидуальное, характерное). Художник изображает действительность в живых картинах, через показ конкретных людей, фактов, событий, переживаний. При этом раскрываются не просто определенные индивидуальные черты того или иного жизненного явления или целых групп явлений, а общие существенные черты и закономерности, лежащие в их основе. Но, создавая образ, тип, художник не стирает личные черты, не подводит их под какую-то схему безликой общности, а, наоборот, добивается максимальной определенности в выявлении индивидуального. Ф. Энгельс, характеризуя индивидуализацию в художественном произведении, писал: «… каждое лицо - тип, но вместе с тем и вполне определенная личность, «этот», как выражается старик Гегель, да так оно и должно быть» (Маркс К., Энгельс).

Характерное или индивидуальное свойственно каждому отдельному человеку, предмету, явлению и т. д. Характерное, индивидуальное - это то, что отличает одного человека от другого человека, один предмет от другого предмета этого же рода, одно дерево от другого дерева этой же породы. Безусловно также и то, что у каждого человека, предмета, дерева и т. д., кроме характерных черт, имеются и второстепенные и даже случайные черты. При отборе характерного они отбрасываются.

Эстетически-эмоциональное всегда заключено в природе художественного образа. Однако было бы неверным утверждать, что, в виду огромной роли эмоционального начала в образе, искусство оперирует одними человеческими чувствами. В природе художественного образа заключено не только эстетически-чувственное, но и рациональное. Причем эмоциональное и рациональное, чувственное и разумное в образе нерасторжимы; мысль выражается через эмоцию, чувство несет мысль.

Рациональное, разумное при создании образа не только позволяет осознать, проанализировать чувство, чувственное, эмоциональное, понять эстетическое, но и постоянно проявляется в работе художественного мышления и творческого воображения. Материал чувственного познания переосмысливается в соответствии с мировоззрением художника и конкретно в связи с определенным замыслом при создании конкретного художественного образа.

Эмоции сопровождают деятельность человека любой профессии. В. И. Ленин писал, что «без „человеческих эмоций“ никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины». Однако эмоциональность в искусстве отличается особым качеством. В искусстве она не привходящий элемент образа, а необходимая часть его содержания, органично окрашивающая и выражающая заключенную в нем мысль.

Эстетическое - это одна из главных черт, качеств, свойств, присущих художественному образу. Без эстетического не может существовать настоящее искусство, так как цель искусства состоит в том, чтобы эстетически осмысливать, познавать объективную реальность и вызывать у человека эстетическое чувство.

Эстетические отношения художника, как и человека вообще, к действительности в наиболее обобщенном виде раскрываются и выступают в эстетических категориях. Эти отношения многогранны, как разнообразна и неисчерпаема общественно-историческая практика. В процессе этой практики развиваются и формируются эстетические потребности и способности человека, эстетическая оценка явлений объективного мира. В эстетических категориях проявляются и закрепляются известные закономерности, действующие во всем многообразии эстетических отношений человека к действительности.

Эстетические отношения человека, в том числе и художника, раскрываются в таких основных категориях эстетики, как прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое. Прекрасное - основная категория эстетики, и ни одно эстетическое явление не может быть раскрыто в отрыве от прекрасного. Без раскрытия сущности прекрасного не могут быть до конца поняты ни общие законы искусства, ни природа искусства. Марксистско-ленинская эстетика утверждает, что категория прекрасного носит общественно-исторический характер, что прекрасное неотделимо от нравственного. Искусство - особая и специфическая область прекрасного. Если в жизни есть явления и прекрасные, и безобразные, то в искусстве прекрасно все. Искусство и безобразное - понятия несовместимые. Однако это не означает, что искусство воспроизводит одни только прекрасные явления действительности. Оно отображает все многообразные явления жизни - прекрасные и безобразные, трагические и комические, возвышенные и низменные. Если прообразы, прототипы могут вызвать отвращение, то образы искусства всегда прекрасны.

Прекрасное в искусстве проявляется двояко. Во-первых, прекрасное в искусстве выражается в воспроизведении прекрасного в жизни. В этих случаях источник прекрасного для искусства заключен в красоте самой действительности. Художник не механически копирует действительность, а в своем творчестве концентрирует красоту реального мира, выделяя и подчеркивая черты прекрасного в изображаемых явлениях, усиливает их воздействие на зрителя, вызывает в нем потребность воспринимать и глубже понимать и наслаждаться этой красотой. Во-вторых, прекрасное в искусстве проявляется в красоте, присущей самому искусству. Прекрасное в искусстве оформляется в совершенные формы, в том числе в формы композиции, благодаря мастерству художника, овладению закономерностями искусства. Мастерство художника создает художественное совершенство, наделяет образ идейно-эстетическим содержанием. Это эстетически возбуждает зрителя, вызывает волнение сопереживание тому, что передано в искусстве.

Таким образом, искусство не только отражает красоту, но и творит ее.

Основные категории эстетического (прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое) в искусстве проявляются в разных видах и жанрах и отдельных произведениях по-разному. Но всегда во всех произведениях настоящего искусства они выступают как эстетическое, как чувственное понимание, освоение художником объективной реальности, как неотъемлемая черта, свойство художественного образа. Эстетическое в художественном образе тесно переплетается с другими качествами, свойствами образа, в том числе с типическим и характерным, объективным и субъективным, с качествами вымысла.

Эстетическое познание и отражение действительности в художественном образе тесно связано также с еще одним из главных его качеств - с новизной. Настоящий художественный образ - это всегда нечто новое. Это закон искусства. Новое в искусстве создается на основе большого жизненного и творческого опыта художника, в результате активной работы его художественного мышления и творческого воображения, эстетического осмысления материала объективной реальности. Психологи считают, что «формирование художественного образа представляет собой не только отбор из начального запаса впечатлений самого характерного, самого типичного, но и создание на этой основе нового, являющегося «сплавом» наиболее важных, составляющих сущность художественного образа элементов всех впечатлений… Художественный образ - это всегда новое сочетание того, что художник видел и слышал в разное время и в разных местах» (10).

ВЫВОД

Художественный образ является связующим звеном в культурном диалоге между объектом и потребителем - это принципиальный момент для дизайна. Способность моделировать в идеальных объектах мир через предметно-чувственную форму составляет основу художественно-образного мышления дизайнера. Развитие данного мышления помогает осознать реальный смысл и значение проектного решения, выделить главные наиболее характерные и существенные черты, переходящие в структуру художественного образа. Эта структура определяет типологию художественного образа, которая является смыслом содержательной части утилитарного дизайн-объекта.

. j |^

Человек, воспринимая внешний вид изделия, способен почувствона только пропорциональное соотношение, масштабность, нюанс (ко^тР " симметрию и асимметрию, цвет, формы, но и благодаря ассоциативно^ а ходу еще и сходство изделия с окружающими предметами или явленй ^ также почувствовать, например, тот испытанный ранее запах, вызванн^ 1 л ковым импульсом, вследобозначения не

j^oM L , v “ , в ственного, но и интеллектуального отражения предметного мира т 0 " ПьК ° й человека. Художествен.ный образ - это особый тип образности, име- асИ * 1 ^ 0 цсихологическое, и сем иотическое, и много других аспектов значе­ний и Т ребуст эпитета «художественный», конкретизирующего его упот- 0{й. чТ0 те ории искусства. Псэнятме «образ» стало использоваться в конце ж"». обозначения сущности искусства как отражения жизни в образах XVH 1 г пения в образах. Образ рожлается в воображении художника, вызре-

ентся в воображение зрит-ел я.

пе[ ? Н лгобность образно мыслить» редкостна - это признак большого таланта и

человека и костюма в определенной среде.

Современные дизайнеры и в коллекциях «от кутюр», и в коллекциях «прет- а-порте» демонстрируют велико *е множество образных решений, приглашая потребителя к сотворчеству, т.е. , выбирая одежду большей или меньшей вы­разительности, яркости, орнамеытальности, человек проигрывает все возмож­ные роли, определяя /для себя, н ^сколько каждая конкретная модель соответ­ствует его статусу, месту в обществе.

Исключительная образность достигается целым комплексом средств - одеж­дой, обувью, головными уборами, сумками, прическами, париками, макия­

жем, очками, украшениями и прочмми дополнениями. Главное в создании образа - новизна и выразительность. Чтобы создать выразительный и острый образ, автору необходимо быть с мелым экспериментатором, новатором, уметь пользоваться языком символов и знаков, поскольку костюм - это система символов и знаков различной степени информативности, вызывающих образ­ные ассоциации у людей. По слоэвам Дж.Фоли, автора энциклопедии знаков и символов, «знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон».

Знак - это любое графическое общеупотребительное выражение - как сим- Ц 0л> призванный передать какое=:-либо специфическое сообщение, так и жест, выражающий какую-либо команду.

ни имвол имеет два значения - эго изображение, которое выступает от име- абсщ а К0Г °" Т ° Предмета ’ которыШ может иметь совершенно друтую форму или знак (б ГН ° С Л0НЯТие - Вторым зн ачением слова «символ» является письменный Функц^ К - ВЫт йоты, мате матические символы и др.). Наиболее важной

спелгт„ еИ зиаков и символов является установление связи между людьми по­ем графических изображ*ени£т.

7.4. Гармон изации объемной формы

С ^н ад 3 с еСТН0 ’ ЖИзНь человека протекает как в естественной, так и в искус- Ле *с йздет.^ Ле ~~ с °Циальной иг предметной. Предметная среда - это комп- МаТй РИальнг И ’ 0кружаю1ЦиХ чел-овека и направленных на удовлетворение его 1Х 11 духовных потре Юностей. Этот комплекс изделий мджно пред-

ле (3 философии понятгие «образ» употребляется для о сМЬ.„«-гвенного. но и интеллектуального отражения пре;

Рис. 7,1. Разработка бытового дизайна п° ассоциациям «Кухня»

л .мышления

цл и рынашивается и благодаря воплощению в произведении искусства ся в вс

Способность

«иного вдохновения. Природа художественного образа в том, что типи- па3; проявляется в характерном, общее - в единичном.

Художественный образ в композиции костюма - гармоничное единство

ствие того что зрительно ассоциируемый оор- свойственный ему запах.

Понятие «образ» в современном употреблении используется в Hech " значениях. Любое изображение - рисунок цветка, прибора, горного ла ^ос­та - называют «образом» в широком смысле, т.е. чувственно-конкретн

произведением реальных предметов и явлений. Зрительное восприять Не­метов реального мира называют «образами» этих предметов в леихоДРис. 7,1. Разработка бытового дизайна п° ассоциациям «Кухня»

Рис. 7.2. Образ города

ставить в виде предметных колец, последовательно располагающихся по зна- чимости для человека.

Самое близкое предметное кольцо к человеку - одежда. Обувь и дополне- ния должны соответствовать элементам одежды ,составляя единым ансамбль. В обуви тоже можно выделить несколько колец - внутренние (чулки, носки) и внешние (галоши, «кошки» у альпинистов и коньки у спортсменов). В следую- щем предметном кольце располагается бытовая утварь (рис.7.1), напольные покрытия. Далее следует третье предметное кольцо - мебель. Оно является переходным звеном к архитектуре (рис. 7.2) - четвертому предметному коль- цу. Таким образом, объект дизайна костюма, обуви тесно связан с предметами « индустриального дизайна, ландшафтного дизайна, дизайна среды. В связи с Этим при обучении дизайнера необходимо использовать упражнения, направ- ленные па гармонизацию объемной формы, идущую от визуальной законо- мерности пространственных связей.

С давних времен человечество стремилось заложить основы гармонизации объемной формы в свои творения. На эту абсолютно оригинальную и не име- ющую аналогов фундаментальную теорию, идущую не от идеализации про- порций, формальных элементов, а от визуальной закономерности их простран- ственных связей, мы опираемся в своей грамоте формообразования. Ассоциа- тивно-образная сторона формообразования относится к индивидуальной сфе- ре авторских фантазий и развивается его личными усилиями. Здесь важно по- мочь будущим дизайнерам утвердиться в значимости своих идей, поощрять

Рис. 7.3. Наброски старого юрода


Рис. 7.4. Образ по ассоциа- ции «Город»

Sz"-S- - iVi,

Рис, 7.6. Обувь по ассоциации «Зимние забавы»


даже робкие неосознанные заявки на самовыражение. Тут появляется особая форма быстрых творческих упражнений - игра.

Главное в этой игре - роль самого автора как активной творческой едини- цы, как «маэстро», имеющего свой стиль, попытка донести до окружающих идею в любой адекватной графической форме. Несомненно, важен также и заложенный в основу игры действительный характер ценностей - источник творчества и вдохновения.

Можно привести несколько вариантов заданий - разработать серию эски- зов по следующим схемам:

костюм - элементы архитектуры (рис. 7.3 -7.5); сумки - чемоданы - автомобили; обувь - бытовая утварь - механизмы (рис. 7.6);

9 головные уборы - мебель - компьютер;

; аксессуары - электробытовая техника;

садово-парковая скульптура - каблуки - перчатки и др.

Для решения этих и многих других практических задач при проектирований Предметной среды возможно использование метода «мозговой атаки». Основ- ная задача дизайна определяется как создание новых культурных образцов ве- Н^ей, осуществление массовой коммуникации между производителем и потре- бителем. Дизайнер насыщает предмет духовной идеей, эмоционально воздей- ствуя на потребителя, связывает воедино духовную и материальную культуру.

Решение практических задач художником-дизайнером предусматривает вы­бор средств для создания наиболее выразительной организации элементов объек­та дизайна. Средством организации объема является ритмичное чередование масс, объемов, цвета и света. Все это необходимо использовать при поиске образных решений различных изделий.

Для этого в процессе обучения дизайнера необходимо использовать р Н д упражнений для изучения эстетических закономерностей художественного рип ?- ма, так как ритм - это универсальный структурный принцип эстетического объекта. Изучение и использование различных биологических, инженерных и композиционных ритмов играет немаловажную роль в дизайне. Важно закре­пить в сознании дизайнера понятие о главных свойствах ритмично организо­ванной вещи как о способности быстрейшим образом овладевать вниманием зрителя на доминантах композиции, направленно влиять на восприятие.

Способность решать творческие задачи должна воспитываться посредством создания условий, благоприятствующих стимулированию творческих возмож­ностей студента-дизайнера, позволяющих развивать способность к интуитив- ному синтетическому мышлению. Серия упражнений, способствующих этому, может быть выстроена следующим образом:

взаимодействие между звуком и цветом (музыкальная информация рассмат­ривается в качестве импульса к выполнению живописно-графической компо­зиции). Функции зрительных рецепторов усиливаются при звуковых сигналах, повышая восприятие различных цветов. Информационный импульс обуслов­ливает реакцию субъекта на полученную музыкальную информацию, вызыва­ет эмоционально-психологический всплеск - ощущение, воображение, пред­ставление, который и выступает первоосновой для построения композиции (колорит, форма линии и пятна, их взаиморасположение и принципиальные отношения);

взаимосвязь между цветом и словом (цветографические композиции, вы­полненные по образному восприятию литературно-поэтических произведений); сюжет - ритм, принцип авторского повествования, интонации;

взаимодействие между цветом, линией и компонентами действительности (цветографические композиции, навеянные образным восприятием космоса, человека, природы, Земли).

При работе над формой композиции к ее содержанием в современном оте­чественном и зарубежном дизайне все более актуальный характер приобретает прикладное использование различных видов и форм синтезированного искус­ства. В последние годы интенсивно развиваются разнообразные виды и формы такого искусства: многофункциональная цветомузыка, использование новей­ших достижений науки и техники в лазерных и других светоцветомузыкальных установках и др.

Процесс создания работ под влиянием синтезированного искусства можно подразделить на следующие этапы:

накопление информации; источники, импульсы и т.п., ее анализ: степень влияния импульса информации, ее образная, сенсорная характеристика, т.е. ощущение, представление, воображение, абстрагирование;

систематизация полученной информации: ординарность, многослойность, единичность, поточность, разнообразность, гармоничность и т.п.;

Р" разработка альтернативных вариантов и выбор оптимального решения;

разработка теоретических принципов перспективного развития (концепции, гипотезы) и проектно-экспериментального решения задачи (практическое или -техническое исполнение работ, т, е. композиционно-колористические, линей- но-графические, объемно-плоскостные и другие формы объемно-планировоч- И ЫХ решений).

Образ – понятие из арсенала искусства. Под образом подразумевается нечто такое, что можно назвать квинтэссенцией художественного произведения, его эмоционально окрашенную мысль. Это «мыслечувство» всегда неразрывно слито с формой – т.е. с теми выразительными средствами, которые использовал художник, поэт или композитор при его создании. Особенность такой художественной мысли заключается в том, что ее невозможно «перевести» на язык каких-то других выразительных средств – получится уже какая-то иная мысль.

Дизайн – это тоже разновидность искусства, но это искусство особого рода. Оно организует человеческую среду обитания. В целом можно сказать, что искусственная среда имеет для человека определяющее значение, человек – единственное существо, которое создает искусственную среду, без нее он неспособен выжить. Но со временем человеку стало мало среды, просто поддерживающей физическое существование – среда тоже стала выражением мысли, человеческой личности (недаром мы можем так много сказать о человеке, взглянув на его комнату).

Дизайн интерьера, одежды, ландшафтный дизайн всегда создает образ, настраивающий мысли и эмоции на определенный лад в соответствии с той деятельностью, которая будет разворачиваться в той или иной среде. Представьте себе сад, засаженный деревьями с уродливо изогнутыми стволами, вызывающими мысль о потусторонних чудовищах… поведете вы в такой сад девушку для романтической прогулки под луной? Вряд ли… девушка вас не поймет. А вот для вечеринок в готическо-вампирском стиле подобный образец ландшафтного дизайна, пожалуй, будет в самый раз. Или рабочий кабинет, обставленный мягкими диванами и креслами с подушками – настроитесь ли вы в такой обстановке на деловой лад? Или детская, оформленная в готическом стиле – да в такой детской ребенок будет бояться привидений не только по ночам!

Иными словами, образ в дизайне – это общий облик помещения, территории, одежды, который складывается из всех деталей и выражает определенную мысль, настраивает эмоции определенным образом. Образ дизайна спальни – это мысль о тишине и покое, образ дизайна готического костюма – мысль о чем-то мрачном, потустороннем или трагическом.

Вот почему дизайнер всегда остается художником. Но, в отличие от обычного художника, его творчество всегда ограничивается функциональностью. Так, например, дамская туфелька должна не только подчеркивать красоту женской ножки, но и не превращаться при этом в пыточное орудие и не вредить здоровью (увы, это правило сплошь и рядом нарушается в современных моделях модной обучи: каблуки-«шпильки» величиной с Эйфелеву башню – это же настоящие убийцы позвоночника! Но дизайнеры, которые их создавали, несомненно, ощущали себя творческими личностями).

Дизайн – это довольно сложное явление, которое всегда оказывается на перепутье между художественным образом и практической функциональностью. И если дизайнер благополучно провел свой проект между этими «Сциллой и Харибдой», можно с уверенностью сказать, что он создал произведение искусства.

Образ в дизайне (проектно-художественный образ) –

– идеально-чувственное предметное представление смыслов и идей, возникающее в процессе формирования проектного замысла, создания и восприятия (освоения) объекта дизайна;

– присущий дизайну способ отражения, осмысления и художественной переработки объективной действительности с позиций определенного эстетического идеала в конкретно-чувственной форме;

Проектный образ – это НЕ тоже самое, что

1.Образ в искусстве - содержание объекта, отражаемого в художественном образе, определяется в значительной степени субъективным видением художника; в дизайне - содержание образа определяется объективным началом (требования к техническому совершенству объекта, его экономической выгоде, учет вкусовых предпочтений массового

потребителя и пр.);

2. в искусстве выразительная форма индивидуальна, в дизайне - дизайнер творит не от своего лица, а от лица общекультурной потребности и согласовывает свое авторское видение с эстетическими предпочтениями ЦА;

3. образ в иск-ве высокая степень одухотворенности художественного содержания; художественные ценности формируют глубину духовного содержания;

В дизайне «сниженная» степень одухотворенности художественного содержания; художественные ценности слиты с утилитарными и выступают лишь одним из слагаемых (часто подчиненным) общей ценностной характеристики предмета

4. в искусстве - элементы предметно-пространственной среды являются объектом изображения, в дизайне – элементы предметно-пространственной среды рассматриваются в качестве объектов художественной организации;

5. в искусстве - неутилитарное созерцание, образ в дизайне сочетает красоту и пользу

6. в искусстве отражение конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике;в дизайне - неизобразительный способ образно- художественного отражения

жизни (неизобразительная природа);

знаки неизобразительного типа, т.е. не допускающие узнавания в

образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и

обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам

восприятия, а также знаки смешанного, изобразительно-

неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам

творчества;

Образ в дизайне включает:

1. проектный образ (образный метод проектирования, функция проектного мышления дизайнера: все возможные восприятия создаваемого дизайнером образа переносятся в план его внутренней речи и отражаются в точке зрения на проектируемый объект);

2. потребительский образ (образность как свойство вещи, рассматриваемой в контексте восприятия и осмысления ее потребителем).

Проектный образ:


1. идеальный объект, или художественная модель, созданная воображением дизайнера, в которой отражается реальный смысл;

2. целостная и завершенная в своем строении художественная форма, в которой все части согласованы друг с другом и с целым, в соответствии с выражаемым в этой форме содержанием;

3. предметно выраженный смысл.

Проектный образ ≠ потребительскому образу (отражает сознание совокупности потребителей, экономику, производство, культуру и пр.).

Основные качественные характеристики образа в дизайне:

1. идеальность;

2. целостность и внутренняя нерасчлененность;

3. одномоментное постижение явления через целостное представление, минуя логические рассуждения по его поводу;

4. развитие во времени;

5. относительная самостоятельность (сохранение в сознании и возможность развития независимо от непосредственного контакта с произведением), корректировка в процессе потребления;

6. эмоциональная окраска ,- выражение отношения к явлению; в силу специфики визуальных средств деятельности, дизайнеру подвластны для генерирования средствами дизайна только обобщенные состояния чувственных переживаний человека (доведенные до высокой степени абстракции), комбинацией которых можно описать большинство возможных впечатлений от объекта проектирования (например: статичность (спокойствие, уверенность) – динамичность

(подвижность, беспокойство);стройность – расслабленность; строгость – рассеянность; деловитость – скромность; нарядность, торжественность – уютность и пр.).

7. выразительная визуальная организация на основе тектоники;

8. масштабность (смысловая сторона объекта, его ранг, роль среди других элементов и явлений действительности – масштаб героический, грандиозный, как бы исключающий соразмерность

человеку в своем восприятии и масштаб камерный, более мелкий);

9. «заземленность», определяемая массовым характером потребности, прагматичностью,

утилитарностью проектных задач.