23.09.2019

Все иконы вседержителя. Иконы спасителя иисуса христа


Уже две тысячи лет фигура бедного палестинского проповедника Иисуса родом из Назарета довлеет над всей европейской (и не только) культурой. Сегодня его последователи в общей сложности составляют более двух миллиардов человек, то есть более тридцати процентов всего населения планеты. И нет такой страны, где бы не существовала хотя бы небольшая группа верующих христиан. Вполне естественно, что образ Христа запечатлелся и в мировом художественном наследии, особенно в религиозной живописи и иконографии. Ярким выражением почитания Иисуса, например, в православии является икона Господа Вседержителя. Значение ее стоит в тесной взаимосвязи с православной теологией. Поэтому необходимо немного разобраться с ролью Христа в богословии.

Иисус в ортодоксальном богословии

Как и во всех христианских церквях, Христос в православном вероучении занимает центральное место. Это не всегда можно прочувствовать в практике современной Церкви, часто демонстрирующей косность и суеверия, сосредоточенные на культах святых и святынь. Но в своей теории и догматической доктрине православие - очень христоцентричная деноминация. Иисус, согласно ее посланию, - это второе лицо Святой Троицы - Всевышнего Бога, сотворившего весь мир. Три ипостаси единого Бога представляют Отца, Сына и Святого Духа, Второй из них - Сын - на рубеже эпох сошел на землю и по действию Святого Духа родился от земной женщины, приняв тем самым человеческую природу. Единая личность Христа, таким образом, соединяет в себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» две природы - божественную и человеческую. Поскольку он - Бог, то его также называют Господом. Будучи сам по себе безгрешным, Иисус взял на себя груз всех человеческих грехов, которые разделяют Творца и творение, и вознес их телом своим на крест. Будучи невинно осужден и распят, Христос искупил тем самым своей кровью человеческие грехи. На третий день он воскрес из мертвых, а на сороковой день после этого вознесся в занебесные сферы, где воссел по правую руку (метафорически выражаясь, ибо у Отца нет тела) от Бога-Отца, где с тех пор незримо и правит своей церковью и всем мирозданием. Таково вкратце православное вероучение об Иисусе Христе.

Иисус в иконографии

Икона, будучи «богословием в красках», стремится отразить догматическое понимание Спасителя. Именно в свете догмы следует интерпретировать канонический православный образ Христа. На иконе изображен всегда воскресший Христос, изнутри которого сияет божественный свет. Даже если изображение сюжетное, в котором запечатлены прижизненные деяния Спасителя, оно все равно показывает не земного Иисуса, а воскресшего. Поэтому икона всегда метаисторична, она раскрывает духовную суть события или личности, а не фиксирует физическую действительность. В конечном счете, образ - полностью символ. И каждый элемент в нем - это отражение своего духовного корня. Справедливо будет сказать, что икона изображает неизобразимое и показывает незримое. Все эти особенности включает в себя и икона Господа Вседержителя. Значение ее определяется греческим термином «Пантократор», что значит «всем владеющий, всем правящий, имеющий над всем власть, всесильный».

Описание типа «Пантократор»

Собственно икона «Господь Вседержитель» - это даже не икона, а иконописный тип изображения Христа. Согласно каноническим нормам, Спаситель в нем представлен в образе царствующей особы. Поза при этом может быть различной - он может стоять или сидеть на престоле. Также популярны поясные и оплечные варианты образа. Икона «Господь Вседержитель» сразу узнается и по положению рук Христа. В левой он держит кодекс, который символизирует собой его проповедь - евангелие. А правая рука чаще всего сложена в благословляющий жест. В целом это самый распространенный и узнаваемый иконописный тип Спасителя. Известен он начиная примерно с четвертого века. А самая старинная икона «Господь Вседержитель» на сегодняшний день - образ из Синайского монастыря шестого века.

Символика «Пантократора»

Как и любой иконографический тип, «Пантократор» имеет свой набор символов. Большая часть из них, однако, является плодом последующей рефлексии над уже сложившимся образом. Так что интерпретация отдельных деталей довольно условна. Икона Господа Вседержителя отражает богословское осмысление фигуры Христа - об этом уже было сказано выше. Если при этом Иисус облачен в императорские одежды, то этим подчеркивается его абсолютная власть над космосом. Если же одежды епископские, то Христос представляет собой первосвященника, искупителя, который принес себя в жертву за грехи человечества. В этом качестве он приносит в небесную скинию свою кровь и является в силу этого священником - посредником между Богом и людьми. Но чаще всего икона «Господь Вседержитель» изображает Христа в его повседневных одеждах - хитоне, то есть длинной рубашке и гиматии - плаще. На хитоне, однако, часто изображается клав - вертикальная золотая полоса, которая символизирует благородство и власть. В древности его могли носить только аристократы. Сам хитон с некоторых пор принято ассоциировать с церковью. Традиционный нимб символизирует духовный свет, а крест, вписанный в его окружность - крестную жертву.

Чтимые образы типа «Пантократор»

В заключение необходимо напомнить, что образ - это не сам Христос, и что любой из них, в том числе «Господь Вседержитель» - икона. 19 век несколько приуменьшил значение личной духовной дисциплины и практики, в результате чего церковное сообщество до сих пор страдает болезнью погони за чудотворными образами. В качестве примера такой чтимой иконы Спасителя можно привести образ 14 века Елеазаровский, хранящийся ныне в одноименном монастыре Псковской епархии.

Икона Иисуса Христа Вседержителя – один из центральных образов христианской иконографии Спасителя. Ее еще называют Пантократор, что происходит от греческого слова παντοκράτωρ, означающего всесильный, всевластный.

Определение «Вседержитель», поставленное рядом с именем Иисуса Христа, символично представляет двойственность образа:

  • Во-первых, подчеркивает догму Боговоплощения. Данный эпитет подчеркивает божественное преимущество Мессии, указывает на то, что Спаситель является Царем Небесным и будущим Судией мира, который может сделать абсолютно всё, ему подвластны все.
  • Во-вторых, слово «Вседержитель» указывает на человеческую природу Мессии, его спасительную миссию – Иисус Христос жертвой на кресте искупил человеческие грехи и очистил этим природу людей.

Много веков тому изображением Иисуса Вседержителя расписывали внутреннюю часть церковного купола. Позднее образ Мессии появился на иконах.

Появление образа Спаса Вседержителя

Первые письменные упоминания об Иисусе Христе были сделаны в источниках, принадлежащих второй половине I века или первой половине II века н. э. А вот картины, рисунки, мозаики, изображающие лик Господа, появились намного позже. Почему? Ответ прост – ветхозаветная Церковь запрещала изображать лик Господа Иисуса Христа. Хотя, следует отметить, что подобные рисунки были обнаружены еще в катакомбах древних римлян. Вокруг головы Спасителя нарисован нимб.

Первые иконописные изображения Иисуса Христа были написаны в византийских храмах около IV-VI веков. Самым древним из них считается икона Господа из Синайского монастыря, именуемая Христос Пантократор (VI век). Исследователи полагают, что манера написания этой иконы (горячим воском) схожа с портретом. Лицо Христа намерено сделано асимметричным. Одна половина представляет нам Спасителя, а вторая – Судью. Также ранними изображениями Мессии являются:

  • композиция «Преображение» в монастыре святой Екатерины Синайской (VI век),
  • образ Иисуса на облаках из римской церкви святых Космы и Дамиана (VI-VII века),
  • изображение Спаса Пантократора из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (VII-VIII веков).

Эти произведения имеют много общих черт, что свидетельствует о сформированности требований к изображению образа Иисуса Христа.

Каноны создания иконы Спаса Вседержителя

Канон писания иконы Спаса Пантократора был утвержден в IX веке. Христа изображают одетым в специальное облачение: красный хитон (подобие длинной рубахи с рукавами или без них) и синий гиматий (верхняя одежда – прямоугольный отрез ткани, который задрапировывался поверх хитона). Цвета убранства символизируют гармонию земного и небесного начал. Лик Иисуса на иконе напоминает каждому христианину, что Господь Вседержитель – обладатель Божественной природы и силы – одновременно был обычным живым человеком.

Возраст Христа должен соответствовать времени его проповедничества. Иисус имеет прямые темно русые волосы, которые спускаются на плечи, короткую бороду, небольшие усы. Правую руку Господь Вседержитель поднял для благословления, а левой держит раскрытое или закрытое Евангелие. Возможны различные варианты изображения фигуры Христа:

  • Поясное.
  • В полный рост.
  • Сидящим на престоле.

Каждый из них имеет свое значение. На иконах и росписях Христос Пантократор часто находится в окружении небесных сил.

Несмотря на различные способы изображения, узнать Спасителя на иконах легко по характерной детали – круглому нимбу, символизирующему вечность, с помещенным внутрь крестом – напоминанием о жертвенности и страданиях во имя людей. Слово «нимб» на латыни означает «ореол, облако, туман». Еще внутрь ореола вписывают три греческие буквы ΟΩΝ, являющиеся сокращением слов Бога «Я есмь Сущий», которые были сказаны Моисею. Со времен Византии икона Спаса Вседержителя стала обязательно изображаться в храмах в виде одиночного образа или кульминацией центральной части сборных композиций росписей, иконостасов.

Ярким примером данного типа иконописи является Господь Вседержитель, окруженный архангелами на куполе собора Святой Софии киевской. Роспись принадлежит к началу второго тысячелетия христианства.

Икона Андрея Рублева «Спас в силах»

В 10-х годах XV века (приблизительно 1408 год) Андрей Рублев написал небольшую икону, «Спас в силах», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Образ с Иисусом Христом, несмотря на прошедшие века, дошел до нас в отличном состоянии.

По видимости, основой для создания композиции иконы Иисуса Христа стали видения ветхозаветного пророка Иезекииля. Божья слава воплощается в изображении Господа в окружении символических фигур.

Центральная часть иконы отдана Господу Иисусу Христу, восседающему на престоле. Красный цвет фона подчеркивает божественную природу Спасителя («Ибо Господь… есть огонь поядающий»). Одежда золотого цвета – олицетворяет сияние славы. Фон иконы состоит из наложенных геометрических фигур – красного ромба и синего овала. Такое сочетание говорит о том, что в Иисусе соединены вместе Бог и человек, небесное и земное начало, огонь и вода. Правой рукой Спаситель благословляет, а левой держит книгу.

Вокруг Христа А. Рублев изображает множественные лица ангелов, крылья с глазами, крылатые колеса у подножья престола. Каждое является обозначением одного из священных понятий: «начало», «власть», «сила», «престол», «ангел», пр.

Чудотворная икона Спаса Вседержителя

Икону Спаса Вседержителя из Псковского музея исследователи датируют серединой XIV века. Это редкий памятник псковской иконописи, один из немногих сохранившихся древнейших образов.

Точная история этой иконы до конца неизвестна. В музей ее передал (до 1927 года) преподобный Евфросиний Псковский из собора Трёх святителей Спасо-Елеазаровского монастыря (основан в начале 1430 г.). В собор она попала из Великопустынского Спасо-Преображенского мужского монастыря. До того времени икона носила имя Спасителя из Великих Пустынь.

В традиционном для типа Христос Вседержитель поясном положении Иисуса обращает внимание благословляющая правая рука Спасителя. Она повернута тыльной стороной, что иногда встречается в византийской иконописи. Левая рука держит Евангелие. Изображение Мессии архаично, оно выражается в простоте написания, пропорциях фигуры, организации пластики и цветовом решении иконы. Именно поэтому трудно установить точную дату ее появления. Предположительно это середина XIV века.

Известны с устных свидетельств и зафиксированы письменно случаи, когда молитвы верующих были услышаны и Господь исцелял от болезней, спасал от беды и неприятных событий. Чудотворные образы являются священными предметами. Они обладают благодатью Божией, становятся центрами духовности, притягивающим к себе людей. Чтобы старинная икона от постоянного использования не пострадала, с нее делают списки и освящают для распространения среди верующих.

Икона Христоса Вседержителя (Пантократора) в доме

Несомненно, выбирая иконы для собственного жилища, следует руководствоваться своими желаниями. Изображение Спаса Вседержителя – необходимая часть духовной жизни христианина. В облике Отца Небесного милосердие, доброта, поддержка и напоминание о божьем суде – все, что помогает верующим преодолеть испытания и сохранить достоинство, обрести успокоение. Молитвы ко Вседержителю содержат просьбы о помощи и благодарность за милости.

Икона Иисуса Христа Пантократора не имеет строго определенного дня для почитания. Поэтому обращение через нее к Спасителю будет уместным в любое время, когда у человека появится необходимость поблагодарить или обратиться за помощью.

Обратиться к образу можно со словами «Отче Наш». Но существует и специальная молитва иконе «Господа Вседержителя». Сначала молящийся обращается к Всевышнему, сошедшему на землю для спасения грешников. Вера в силу Христа, его всемогущество и милость придают силы людям. Далее следует выражение благодарности Господу за то, что Иисус не оставляет их в трудное время. В завершение молитвы православный просит Бога простить вольные и невольные прегрешения, даровать прощение молящемуся, его близким и родным.

Молитвы образу Господа Вседержителя дарят утешение, силы, помогают избавиться от нечистых мыслей, моральных и физических ран. Вознося с чистыми помыслами молитвы иконе, верующие:

  • получают защиту от подлых и жестоких людей;
  • избегают обманов и разочарований;
  • ограждаются от бед и смерти;
  • достигают взаимопонимания, гармонии в отношениях с людьми и окружающим миром;
  • могут сохранить брак.

Такая икона оказывает положительное влияние на атмосферу в семейном доме. Она оберегает людей от непонимания, защищает детей от болезней и неприятностей. Иисус – лучший лекарь человеческих душ и тел. С любовью выбранный образ Иисуса Христа Вседержителя станет замечательным подарком к любому празднику близким и родным людям.

Сегодня речь пойдет о мистике православной иконы.

Что интересно, личный опыт первого богопознания я приобрел в далеком 1990 году, благодаря той самой элементарной православной иконе, из тех, которые распространяли в поездах глухонемые. Это была обычная вручную разукрашенная черно-белая фотография с изображением Иисуса Христа – Господа Вседержителя .

Не могу сказать, как эта икона у меня оказалась, возможно, кто-то подарил или просто оставил в комнате студенческого общежития, но… Я почему-то, будучи еще неверующим атеистом, решил оставить ее у себя. Оставим тему, почему в советское время так было. Это отдельный вопрос.

Так вот, икона Спасителя, которая стояла у меня на тумбочке, эта маленькая репродукция, примерно 13 на 18, СТАЛА ЧУДОТВОРИТЬ!

Господь Вседержитель

Я стал замечать в конце дня, что Господь смотрит на меня внимательно, прямо в душу, и каждый вечер – ПО-РАЗНОМУ. Вчера Он смотрел на меня спокойно, а сегодня – как-бы осуждающе. Другой раз Он смотрел на меня строго, а иногда — весело. Я стал связывать наблюдаемое явление со своим поведением.

Нетрудно было догадаться, если прошел трудовой день удачно, много чего полезного было сделано, и ни в чем совесть не мучила, то Спаситель как-бы был благожелателен и добр. Но я в то время грешил по-черному. Работал комендантом общежития, руководил молодежным центром «Пульс» со всеми веселыми и грустными вытекающими последствиями, одновременно учился в Академии.

Деятельность молодого человека 23 лет была бурной и непредсказуемой. Но, гладя вечером всякий раз на икону, я чувствовал угрызения совести, и так стало потихоньку просыпаться у меня религиозное сознание. Уже позже меня Бог познакомил с замечательной верующей женщиной, которая дала мне первые уроки веры православной и позже стала моей крестной матерью (в 26 моих лет от роду!).

Я стал ходить в Церковь и молиться, готовиться к поступлению в Семинарию. Ибо осознанно выбрал свой путь — служения Господу. Сейчас уже и не помню, куда делась эта Икона, которая была для меня судьбоносной. Мы знаем, что пошел дальше период массового производства домашних икон, уже достаточно красивых. Запретное вдруг стало доступно.

Господь смотрит прямо в душу

Но и сейчас я стараюсь замечать, как на меня смотрит со святого изображения Спаситель или, например, св. Николай Чудотворец.

Как-то разговорились со знакомой баптисткой об иконопочитании в Церкви. Вы бы видели ее реакцию, когда я рассказал ей об Иконе и своем отношении! Какая мистика, возражала она, какой мол обман, какое мол суеверие! Но как-бы то ни было, а этот небольшой опыт помог мне обрести Бога.

Заметим и то, что православная икона – это не картина. Мы не восхищаемся талантом художника, красками, сюжетом. Православная Икона строга и умилительна. В противовес картине, икона заставляет думать о вечном, о духовном, регулирует состояние души, приближает нас к Богу.

Неправильно думать, что МЫ смотрим на икону, когда молимся. На самом деле, это ОНА вбирает нас в свое благодатное поле, если можно так выразиться. Это ОНА обнимает нас и зовет к Спасению, пробуждает совесть, воскрыляет нашу .

Дальнейшая моя жизнь и была связана именно с Иконой. Иначе и нельзя в Православии. При этом, в Церкви действительно существует своя православная мистика в отношении иконы. И это доказуемо как православной наукой, в том числе иконографией, так и личным духовным опытом, который всякий человек при желании может .

Я прошел семинарскую школу, в Жировицком монастыре 5 лет был послушником и постоянно молился пред чудотворным Жировицким Образом Богородицы. При этом чувствовал на себе действие благодати, облагораживающей и очищающей душу после молитвы пред этой знаменитой Иконой.

Еще раз определимся. Мы не поклоняемся иконам. Мы их ПОЧИТАЕМ как святыню. Мы их различаем от картин. Мы хорошо знаем, что иконы представляют, и – Тому, Кто изображен на них.

Позже даже элементарное изображение на календаре Спаса Нерукотворного в течение проходящего года помогало мне корректировать свое христианское поведение. Ибо в изображенной здесь иконе я постоянно находил знаки, подталкивающие меня к правильным действиям – благоугождении Богу.

В трудную минуту можно было взглянуть на этот Образ и сразу получить ответ, ибо здесь срабатывал как-бы индикатор. Подсказка шла неимоверно. И тогда становишься на молитву, истово крестишься, и проблема постепенно .

В нашем храме есть чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, объехавший с выставками всю Россию и до сих пор путешествующий. Подробнее можно .

Я заметил, когда я беру эту икону с собой, то мои поездки и мероприятия проходят достаточно успешно. Вспомните, в каких случаях помогает нам ! Но были моменты, когда я забывал или не хотел взять эту икону с собой. И были провалы! Как мне вчера сказали верующие, святитель Николай ревнует о моем Спасении. Вот Вам еще мистика православной иконы !

В каждой стране мира существует хотя бы небольшая группа людей - верующих православных христиан. Именно поэтому в мировой иконописи навсегда запечатлелся образ Христа.

Ярким выражением Его почитания является икона Спасителя Вседержителя. Трудно представить жилище христианской семьи без этого образа. Празднование этой иконы совершается ежегодно 8 сентября.

История образа

Точной даты, когда была написана икона Иисуса Христа Вседержителя, история не сохранила.

Осталось лишь свидетельство внешнего ее вида, прототипом которому послужил Нерукотворный образ Спасителя , прославленный в IV веке. Именно в этот период в катакомбных храмах было обнаружено несколько икон Господа. На них Он был изображен в виде доброго Пастыря, отрока Эммануила и даже Орфея. С IV века иконописцы стали писать Христа в образе лучезарного юноши в белых одеждах, окруженного сонмом апостолов.

Еще об иконах Господа:

А немногим позже Вседержитель передается нам как взрослый муж с длинной бородой, держащий в одной руке книгу, другая же протянута к людям в жесте оратора или проповедника. С V века Иисус изображается в царском виде.

Икона Вседержителя очень возмущала еретиков , не признававших божественную сущность Христа. Они считали Его обычным человеком, на которого сошел Дух Святый.

Но Вселенские Соборы, утверждающие православное вероучение, свидетельствовали, что Иисус Христос есть Богочеловек божественной и человеческой природы одновременно. Он явился в мир в виде человека для того, чтобы через Свою Жизнь исцелить человечество от греха и открыть дверь в Царствие Небесное.

В VIII веке, при правлении Льва III Исавра, иконоборца и еретика, активно уничтожались православные иконы, а христиане помещались в тюрьмы и подвергались страшным пыткам и казни. Вскоре с Божией помощью еретики были побеждены и осуждены на VII Вселенском Соборе. С тех пор икона Спаса Вседержителя стала символом истинности православного вероучения.

В современных церквях Образ Пантократора традиционно размещается над центральным куполом храма и в центре иконостаса.

Господь Вседержитель. Владимирский собор в Киеве

Описание образа

«Господь Вседержитель» - это не икона как таковая, а иконописный тип изображения Христа.

Он показан в образе царственной особы, стоящий или сидящий на престоле. В левой руке Он удерживает книгу (свиток или Евангелие), что символизирует проповедь, а Его десница возносится в благославляющем жесте . Также присутствуют оплечные и поясные варианты Его изображения.

Важно! Вседержителя часто именуют по-гречески «Пантократор», что в переводе означает «Всесильный и Всемогущий, Правитель Мира, Властитель всего».

Древняя икона

Самым первым образом считается икона из Синайского монастыря. Христос изображен в традиционном облачении, восседающим на престоле с подушкой и подножием в ногах.

Престол - это атрибут царского достоинства. Именно так мы и увидим Спасителя в День Страшного Суда, когда Он явится на грешную землю, дабы свершить Суд Божий над живыми и мертвыми.

В иконописи существует несколько интерпретаций Вседержителя: Мануилов Спас, Спас в Силах, Душеспаситель, Милующий.

Образ Иисуса Христа Господь Вседержитель. Храмовая икона

Значение и помощь

Иисус Христос - главный врачеватель человеческих душ и тел, который обо всем ведает, и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва.

Пред образом Вседержителя благодарные христиане возносят благодарение Господу за Его милостивую помощь и поддержку. Другие же молят о даровании благословения и помощи:

  • в исцелении духовных и физических недугов;
  • о даровании утешения в скорбях и придании духовных си;
  • об избавлении от грешных мыслей и душевных травм;
  • о наставлении на путь истинный;
  • об ограждении от злых людей и обмана с их стороны;
  • о защите от жестокости и подлости;
  • о сохранении брачного союза и достижении в нем гармонии.
Совет! Молиться пред Ликом Пантократора можно как за себя, так и за родных, близких людей, за друзей и знакомых. Но перед началом моления рекомендуется прочесть «Отче наш» , а затем с искренними и чистыми помыслами, открытым сердцем прочесть мольбу.

Церковная история насчитывает множество чудес и исцелений , случившихся после моления пред Ликом Вседержителя.

Господь Вседержатель, монастырь Сучевица в Румынии

Правила моления

Обращаться с мольбой ко Христу можно в любой день, в любое время суток, именно тогда, когда требуется произнести благодарственное или просительное молитвословие. Ведь Всевышний есть Правда, Праздник, Любовь, Благодать, Радость.

Дети, не достигшие 7 лет, указываются как младенцы (млд.), до 15 лет подростки считаются отроками (отр.). В записках не нужно указывать фамилии, отчества, профессии, степень родства.

Внимание! Любая икона - это не картинка с интересным сюжетом. Икона - это строгость и умиление одновременно, что приближает нас к Богу, призывает верующих задуматься о ценностях жизни и душевном состоянии.

А во время молитвы каждый из нас наполняется Божией благодатью, которая побуждает совесть и воскрыляет молитву. А при постоянном благодарении Всевышнего, молении и житие по церковным канонам, жизнь каждого христианина обязательно изменится к лучшему.

Посмотрите видео об иконах Иисуса Христа

Уже две тысячи лет фигура бедного палестинского проповедника Иисуса родом из Назарета довлеет над всей европейской (и не только) культурой. Сегодня его последователи в общей сложности составляют более двух миллиардов человек, то есть более тридцати процентов всего населения планеты. И нет такой страны, где бы не существовала хотя бы небольшая группа верующих христиан. Вполне естественно, что образ Христа запечатлелся и в мировом художественном наследии, особенно в религиозной живописи и иконографии. Ярким выражением почитания Иисуса, например, в православии является икона Господа Вседержителя. Значение ее стоит в тесной взаимосвязи с православной теологией. Поэтому необходимо немного разобраться с ролью Христа в богословии.

Как и во всех христианских церквях, Христос в православном вероучении занимает центральное место. Это не всегда можно прочувствовать в практике современной Церкви, часто демонстрирующей косность и суеверия, сосредоточенные на культах святых и святынь. Но в своей теории и догматической доктрине православие — очень христоцентричная деноминация. Иисус, согласно ее посланию, — это второе лицо Святой Троицы — Всевышнего Бога, сотворившего весь мир. Три ипостаси единого Бога представляют Отца, Сына и Святого Духа, Второй из них — Сын — на рубеже эпох сошел на землю и по действию Святого Духа родился от земной женщины, приняв тем самым человеческую природу. Единая личность Христа, таким образом, соединяет в себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» две природы — божественную и человеческую. Поскольку он — Бог, то его также называют Господом. Будучи сам по себе безгрешным, Иисус взял на себя груз всех человеческих грехов, которые разделяют Творца и творение, и вознес их телом своим на крест. Будучи невинно осужден и распят, Христос искупил тем самым своей кровью человеческие грехи. На третий день он воскрес из мертвых, а на сороковой день после этого вознесся в занебесные сферы, где воссел по правую руку (метафорически выражаясь, ибо у Отца нет тела) от Бога-Отца, где с тех пор незримо и правит своей церковью и всем мирозданием. Таково вкратце православное вероучение об Иисусе Христе.

Иисус в иконографии

Икона, будучи «богословием в красках», стремится отразить догматическое понимание Спасителя. Именно в свете догмы следует интерпретировать канонический православный образ Христа. На иконе изображен всегда воскресший Христос, изнутри которого сияет божественный свет. Даже если изображение сюжетное, в котором запечатлены прижизненные деяния Спасителя, оно все равно показывает не земного Иисуса, а воскресшего. Поэтому икона всегда метаисторична, она раскрывает духовную суть события или личности, а не фиксирует физическую действительность. В конечном счете, образ — полностью символ. И каждый элемент в нем — это отражение своего духовного корня. Справедливо будет сказать, что икона изображает неизобразимое и показывает незримое. Все эти особенности включает в себя и икона Господа Вседержителя. Значение ее определяется греческим термином «Пантократор», что значит «всем владеющий, всем правящий, имеющий над всем власть, всесильный».

Описание типа «Пантократор»

Собственно икона «Господь Вседержитель» — это даже не икона, а иконописный тип изображения Христа. Согласно каноническим нормам, Спаситель в нем представлен в образе царствующей особы. Поза при этом может быть различной — он может стоять или сидеть на престоле. Также популярны поясные и оплечные варианты образа. Икона «Господь Вседержитель» сразу узнается и по положению рук Христа. В левой он держит кодекс, который символизирует собой его проповедь — евангелие. А правая рука чаще всего сложена в благословляющий жест. В целом это самый распространенный и узнаваемый иконописный тип Спасителя. Известен он начиная примерно с четвертого века. А самая старинная икона «Господь Вседержитель» на сегодняшний день — образ из Синайского монастыря шестого века.

Символика «Пантократора»

Как и любой иконографический тип, «Пантократор» имеет свой набор символов. Большая часть из них, однако, является плодом последующей рефлексии над уже сложившимся образом. Так что интерпретация отдельных деталей довольно условна. Икона Господа Вседержителя отражает богословское осмысление фигуры Христа — об этом уже было сказано выше. Если при этом Иисус облачен в императорские одежды, то этим подчеркивается его абсолютная власть над космосом. Если же одежды епископские, то Христос представляет собой первосвященника, искупителя, который принес себя в жертву за грехи человечества. В этом качестве он приносит в небесную скинию свою кровь и является в силу этого священником — посредником между Богом и людьми. Но чаще всего икона «Господь Вседержитель» изображает Христа в его повседневных одеждах — хитоне, то есть длинной рубашке и гиматии — плаще. На хитоне, однако, часто изображается клав — вертикальная золотая полоса, которая символизирует благородство и власть. В древности его могли носить только аристократы. Сам хитон с некоторых пор принято ассоциировать с церковью. Традиционный нимб символизирует духовный свет, а крест, вписанный в его окружность — крестную жертву.

Чтимые образы типа «Пантократор»

В заключение необходимо напомнить, что образ — это не сам Христос, и что любой из них, в том числе «Господь Вседержитель» — икона. 19 век несколько приуменьшил значение личной духовной дисциплины и практики, в результате чего церковное сообщество до сих пор страдает болезнью погони за чудотворными образами. В качестве примера такой чтимой иконы Спасителя можно привести образ 14 века Елеазаровский, хранящийся ныне в одноименном монастыре Псковской епархии.