23.09.2019

Успение пресвятой богородицы икона. Успение Пресвятой Богородицы. Иконография праздника и молитвы


Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников – Крещение . Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником . Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях .

Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов . Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов.

Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее) (ил. 2). В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути .

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV века (ил. 3) у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу – это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии . Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея . Ближайшей иконографической аналогией рассматриваемой иконе является фреска собора Спасо-Преображенского монастыря в Пскове (середина XII в.) (ил. 4). В обоих памятниках повторяются общая композиция, позы апостолов, сцену фланкируют высокие палаты, внутри которых изображены плачущие иерусалимские жены. Однако на иконе у апостолов отсутствуют нимбы, а «славу» – мандорлу Христа – держат ангелы, окружающие ее.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

В русских иконах Успения второй половины XV столетия – из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) – представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы. Эта деталь находит толкование в «Слове на Успение» святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию» . Исследуя икону из Успенского собора (ил. 5), Е. Я. Осташенко отмечает не имеющий аналогий в других памятниках рисунок и цвет «славы» возносящейся Богоматери . Вместо традиционных голубых оттенков здесь внешние очертания «славы» состоят из двух оттенков красного, а внутренние части включают в себя сияние с короткими лучами. По всей видимости, красный цвет «славы» и лучи внутри нее связаны с рядом поэтических образов Богородицы, например с образом «Жены, облеченной в солнце» (Откр. 12: 1) и образом Церкви, которая оделась «Солнцем Правды – Христом».Особенностью названной выше иконой Успения 1497 года из Кирилло-Белозерского монастыря является изображение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме. Согласно одному из сказаний об Успении, Фома прилетел с опозданием, когда Богоматерь уже возносилась на небо, и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее вознесении на небо.

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV века (ил. 6), на которой отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана. Это связано либо с посвящением престолов той церкви, откуда происходит икона, либо с желанием заказчика иконы видеть на образе Успения святых покровителей своей семьи.

Интересной иконографической особенностью выделяется икона Успения середины XVI века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех рассмотренных выше памятниках Христос чаще всего изображался фронтально, держа душу Богоматери двумя руками, то здесь Он представлен в развороте, благословляющим десницей Богоматерь, лежащую на одре . Эта деталь, по всей видимости, появляется в «облачном» варианте Успения в первой половине XVI века и широко распространяется в XVI–XVII столетиях. Благословляющим Богоматерь Спаситель представлен и на иконе XVI века из собрания Русского музея (ил. 7). На ней также представлено вознесение Богоматери, сидящей на престоле, к раскрытым вратам рая, за которыми видны ангельские чины, Небесный город (в виде крестообразной по форме башни) и несколько райских деревьев .

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этот сюжет помещен над конхой алтаря , что позволяет трактовать эту композицию, исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего, райского.

В XVII столетии появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева (ил. 8). В последнем клейме Богоматерь, как в традиционной иконографии Успения, изображена лежащей на престоле, за ним и перед ним – по две горящие свечи. У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю»

Не имеет, в отличие от большинства двунадесятых праздников, основы в Священном Писании. Все события, связанные со смертью, воскрешением и последующим вознесением Богородицы основаны на апокрифических сказаниях, которые, впрочем, не противоречат православному вероучению. И, как это часто бывает, из всей доступной информации Церковь сама отбирает то, что наиболее соответствует ее Преданию и отсекает все лишнее. Точно так же обстоит дело и с иконографией.

Композиция иконы Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело умершей Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же, присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках, окруженный торжествующими ангелами. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. Именно так – снизу вверх – мы и попытаемся рассмотреть и «прочитать» икону Успения.

Я не ставил перед собой задачу рассмотрения всех вариантов иконографии Успения. В настоящий момент хотелось бы наметить основу этой иконографии, которая восходит ко временам, близким к 7-му Вселенскому Собору, временам, когда формировались новые иконографии и корректировались древние, согласно высокому духу отцов, богословски отстоявших иконопочитание и навсегда сформулировавшими его догмат. Этот дух, эта традиция старались не допускать в икону ничего лишнего, случайного и сомнительного.

Итак, на иконе мы видим тело Богородицы, возлежащее на одре. Одр задрапирован пурпуром. Стоит вспомнить, что в византийской традиции пурпур – исключительный символ императорского достоинства. Точно так же, как и подножие у одра – так называемая «рота», роскошно украшенная пурпурная подставка, окаймленная золотом, драгоценными камнями и жемчугом, тоже один из атрибутов императорской власти.

На некоторых иконах Успения на этой подставке стоят ещё и сброшенные пурпурные туфли Богородицы – они также являются императорской регалией. Именно так византийские художники символически отображали августейшее достоинство Царицы Небесной, и это характерно исключительно для Восточной Церкви. На Западе не очень разбирались в тонкостях византийского придворного церемониала и изображали Богоматерь с более конкретными царскими символами – короной, скипетром и т.д.

Тело Богородицы изображено в привычных одеждах. Голова окружена нимбом, и это неслучайно. Ведь согласно учению Церкви, тела наши – храмы Духа Святого и по всеобщем воскресении снова воссоединятся с душами для жизни вечной.

Вокруг одра собраны скорбящие апостолы. Апостол Петр с кадильницей в руке совершает каждение телу Пречистой. в скорби припадает к самому одру – ведь именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27).

Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Богоматери согласно преданию. Иногда также в иконе присутствуют церковные писатели – творцы , наиболее полно раскрывшие смысл праздника Успения. Т.е., не присутствуя при самом событии физически, они как бы созерцали его мысленным взором, что и дало им возможность так глубоко и живо его описать.

Над этим всем возвышается величественная фигура Христа. Чтобы подчеркнуть эту величественность, византийские изографы часто изображают Спасителя больше остальных персонажей. В руках он держит душу Своей Пречистой Матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Это прозрачный символ рождения в вечную жизнь. Это победа над смертью. Ведь само название праздника (успение) – по-гречески «κοίμησις» – означает «сонное состояние». Смерть христианина – это всего лишь сон, всего лишь временное состояние.

Но и просто по-человечески это очень трогательный образ: Вседержитель держит на руках Ту, кто некогда держал Его на руках в земной жизни.

Собственно, этим суть иконографии Успения Богородицы и ограничивается. Однако всегда могли быть добавлены некоторые второстепенные детали, подчеркивающие тот или иной аспект празднества и опирающиеся на различные предания либо .

Икона. Ок.1200. Новгород

Например, по одному из преданий, все апостолы со всего мира были враз перенесены в Иерусалим накануне упокоения Марии. И некоторые иконы представляют это путешествие, в котором апостолы изображены в облаках. Или добавляются некоторые бытовые детали, как то свечи у одра. Либо, символические образы, например, стамна (кувшин), что является аллюзией на гимнографию, прославляющую Божию Матерь: она опирается на ветхозаветные богородичные прообразы, каковым и является сосуд (стамна) Моисея.

Может присутствовать и сам Моисей и иные пророки, так или иначе говорившие о Божией Матери прообразами. Могут также наличествовать плачущие иерусалимские женщины или апокрифический персонаж Авфония – иудей, пытавшийся отобрать тело Марии у апостолов, чтобы сжечь его. Обычно изображается момент, когда Авфония дерзновенно протягивает к одру Богородицы руки, которые отрубает ангел.

В верхней части иконы тоже могут быть дополнительные детали – так, Христос может быть окружен символической сферой, подчеркивающей Его славу. Может быть показана сцена вознесения Богородицы ангелами и раскрытые небесные врата, что иллюстрирует «Слово на Успение» Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию». Деталей может быть масса, но основа всегда проста и лаконична и, согласно с буквой и духом отцов 7-го Вселенского Собора, зрительно являет описываемое событие – Успение Богородицы.

И вот эти вот лаконизм и простота часто ставят в тупик искусствоведов, посвятивших себя изучению православной иконографии. В порыве страсти эти неутомимые исследователи и искатели потаенных смыслов и глубинных пластов начинают искать в иконе некое дополнительное содержание, которое, очевидно, скрыто от профанов.

С усердием археолога искусствоведы начинают собирать некие мелкие детали и складывать из них картину, которую, казалось бы, с первого взгляда и не разглядеть. И так порой далеко заходят в своих изысканиях, что раскрытый ими «новый смысл» начинает затмевать смысл истинный. И как-то хочется тихонько взять за рукав энтузиастов-копателей и шепнуть: «Стойте, господа, куда же вы? Не потеряли ли вы основной смысл за поиском «глубинного?»

Так, например, в последние время приходится читать, что в иконе Успения присутствует литургический смысл. Конечно, Евхаристия, крестная жертва Христа является центром христианского сознания. И это, бесспорно, имеет отражение и в иконографии. Но, тем не менее, это не значит, что любая икона должна непременно говорить о Литургии.

Вот, у одного известного искусствоведа можно прочесть следующее: «В средневизантийской иконографии этой сцены ложе с телом Богоматери наглядно уподоблялось престолу, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам ложа, - их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос, стоящий со спеленутой душой Марии позади ложа, являл собой образ архиерея за трапезой.

Изображение апостола Петра, кадящего перед ложем, по-видимому, соответствовало каждению Святых Даров в литургии, а образ Иоанна, припадающего к ложу Марии, – священнику, целующему престол».

В подтверждение этого утверждения, высказанного, к слову, довольно категорично, автор приводит многочисленные цитаты из богослужебных текстов, забывая контекст святоотеческих слов, посвященных Успению Богородицы. Или употребляет такой аргумент: «На литургический характер сцены Успения Богоматери иногда прямо указывало изображение пар гимнографов – Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина, представленных, например, на западной стене верхней церкви-усыпальницы в Бачкове справа и слева от этой композиции под арками, а впоследствии и в росписях XIV в».

Но ведь и Иоанн Дамаскин, и Косма Маюмский – гимнографы, авторы церковных текстов, в том числе имеющих отношение и к празднованию Успения Пресвятой Богородицы: первый написал три похвальных слова, посвященных этому празднику, а второй является автором канона праздника. Т.е. их нахождение рядом с образом Успения обоснованно именно их связью с этим празднованием, но никак не может «прямо указывать» на «литургический» характер.

Но положим, мы приняли точку зрения уважаемого искусствоведа, увлекшись авторской эрудицией и сраженные красотами византийской поэзии. Пусть смертное ложе Богоматери – это Престол, пусть Христос – это служащий архиерей, а апостолы – сослужащие с ним и готовящиеся причаститься «под двумя видами», т.е. отдельно Крови и Тела. Но зададимся простым вопросом: чью именно плоть и кровь апостолы должны потребить за данной «литургией», если на «престоле» лежат не Святые Дары, но тело Богоматери?

Здесь уже точно стоило бы остановиться и задуматься, а не слишком ли «глубоко», да и в нужном ли направлении мы копаем? Сейчас, конечно, не то время, когда малейшее недопонимание или непривычная трактовка могли вызвать ожесточенные споры и обвинения в ереси. Но все-таки, при очередной попытке изъяснить православную икону, стоило бы, наверное, проявлять большую ответственность. Это ведь в конце концов не сочинение на тему «что хотел сказать автор».

А между тем, желание досочинять, дофантазировать, «расширить» и «углубить» смысл иконы, по всей видимости, неистребимо. И сколько сил, таланта, эрудиции тратится на это желание. Печатаются книги, пишутся диссертации – и все мимо. Подлинный чистый неискаженный смысл иконы смещается на обочину или подменяется какой-то эзотерикой. И к слову об эзотерике. Наверное, не случайно помимо искусствоведов выискивать тайные смыслы в христианском искусстве очень любят всяческие оккультисты и адепты сомнительных духовных практик.

И все же, так хотелось бы, чтобы икона Успения оставалась иконой Успения, которое мы ныне празднуем.

Известно огромное количество икон, на которых представлена Божья Матерь, и у каждого образа есть своя история и значение. Особо почитается икона «Успение Пресвятой Богородицы», в которой заключен важный смысл, что смерть это не тупик и не конец жизни для человека.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – описание

На образе представлен переход (успение) Божьей Матери из мира живых на небеса. Этот эпизод четко описан в Библии, где рассказано, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо. Однажды к ней пришел и сообщил, что вскоре она обретет покой. В час ее успения появился божественный свет, окружающий смертный одр. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», значение которой для верующих огромно, присутствует практически во всех храмах.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы?

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Древние иконы «Успения»

Изображение смерти Богородицы было очень древним, ее композиция была разработана примерно в IX веке. В это время церковь переживала важные времена, поскольку происходила фиксация самых значимых богословских положений. В этот же период был сформирован и введен праздник Успения с его традициями и правилами. Изначально икона «Успение Богородицы» была лаконичной и малофигурной, но со временем образ был раскрыт более четко.

В чем помогает икона Успение Пресвятой Богородицы?

Молиться перед образом Божьей Матери можно каждый день, чтобы получить уверенность в своих силах. Кроме этого, молитвенные тексты искореняют страх перед физической смертью. Икона «Успение Божией Матери» собирает перед собой миллионы верующих людей, которые просят о прощении своих грехов, чтобы попасть в Царство Господа. Регулярные молитвенные прошения помогают не только исцелить душу, но и тело, избавляя от разных заболеваний. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» может использоваться .

Икона Успение Пресвятой Богородицы – значение для дома

Считается, что православные образы являются самой мощной защитой, которая помогает уберечь дом и всех жильцов от разных проблем. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» окружит все положительной энергетикой и будет отталкивать негатив в любом его проявлении. Праздник Успение приходится на 28 (15) августа и в этот день рекомендуется обязательно помолиться перед образом в церкви или дома, отмаливая свои грехи и прося об укреплении веры. Есть основная молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы».


> икона Божией Матери Успение

Дева Мария прожила долгую жизнь: по свидетельству очевидцев и данным историков, Богородица скончалась, когда ей было немногим больше семидесяти. После Распятия Христова за Пречистой до самого конца присматривал самый юный из апостолов, евангелист Иоанн Богослов. После событий Пятидесятницы, где на апостолов и Деву Марию снизошёл Святой Дух , оставивший им свои Дары, Иоанн и Богородица покинули Иерусалим, опасаясь преследования христиан, усилилившегося после казни Иисуса. Новым домом для них стал малоазиатский Эфес. В этом городе Богородица прожила больше двадцати лет; здесь её прижизненную Корсунскую икону написал евангелист - иконописец Лука.

За несколько лет перед окончанием земного пути Пречистая вернулась домой, в Иерусалим. Здесь она каждый день ходила молиться к Голгофе, Гробу Господню и Елеонской горе, что близ Гефсиманского сада, месту, откуда вознёсся Спаситель. В один из дней во время молитвы ей явился архангел Гавриил , сообщивший о том, что Богородице через три дня предстоит отправиться в мир иной. Утешая Деву Марию, Гавриил сказал ей: "Сын Твой и Бог Наш со всеми Небесными Силами примет Тебя, Матерь Свою, в царство небесное, чтобы ты жила и правила с Ним бесконечно время!" С этими словами небесный посланник передал Богоматери райскую ветвь, ту самую, с которой он когда-то явился к ней с благой вестью о скором рождении Христа. Через несколько дней эту ветвь во время траурной церемонии апостолы несли перед телом почившей Богородицы.

О своём скором успении Богородица сообщила Иосифу Аримафейскому, богатому и влиятельному члену Синедриона, который втайне веровал в Христа, и в чьей усыпальнице был похоронен Спаситель, снятый с креста. Иосиф начал приготовления к погребению Богоматери, а Дева Мария, желая перед кончиной увидеть всех близких учеников Христа, обратилась с молитвою к Богу. Случилось чудо: Святой Дух вознёс на облака всех апостолов, проповедовавших Евангелие на разных уголках Земли, и перенёс их к священной горе Сион, рядом с которой был дом Богородицы. Дева Мария уже успела попрощаться со всеми своими родственниками и близкими людьми, когда её горница озарилась нестерпимо ярким светом. То сын её, Христос, окружённый сонмом всех Небесных Сил и благочестивыми пророками и праведниками, населявшими небеса, спустился почтить память земной жизни Пресвятой Богородицы. Попрощавшись с сыном, Богоматерь отошла в мир иной. Этот момент и является основой изображения для иконы Успения Богородицы.

Пречистую похоронили в одной усыпальнице с её родителями Святым Иоакимом и праведной Анной. Когда похоронная процессия шла через весь Иерусалим, слуги первосвященииков пытались помешать ей, но у них ничего не вышло - облако в виде шара окружило несущих гроб Богородицы, и ничто не смогло причинить им вред. Один из первосвященников по имени Афоний сам решил вмешаться и опрокинуть гроб, в котором была усопшая Дева Мария, но Ангел Господень, находящийся среди тех, кто участвовал в похоронной процессии, отсёк ему мечом обе руки. Раскаявшийся Афоний обратился за помощью к Святым апостолам, и те, взмолившись к Богу, исцелили первосвященника. Афоний, на себе испытавший чудесную силу веры Христовой, в этот же день обратился в христианство.

Апостолы погребли Богоматерь и запечатали вход в пещеру тяжёлым камнем. Через три дня в Иерусалим пришёл и апостол Фома, не сумевший прийти вовремя и попрощаться с Девой Марией. Настолько велико было его расстройство, что ученики Христа решили ещё раз сходить к гробнице усопшей Богородицы. Отодвинув дверь - камень, апостолы обомлели: тело Богоматери исчезло, вознесшись на небеса. Вечером, апостолам, совершавшим трапезу, явилась сама усопшая Дева Мария и произнесла: "Радуйтесь, ибо я с Вами во все дни!"

Поистине, чудесной была вся земная жизнь Пресвятой Богородицы: начиная с рождения от бесплодной праведной Анны, через непорочное зачатие и рождения Христа, и заканчивая таким чистым и нетленным своим успением.

На иконе Успение Богородицы Иисус Христос держит в руках запелёнутого младенца, символизирующего новую, небесную жизнь Пресвятой Девы Марии. Само Успение завершает годичный цикл двунадесятых праздников, венчая его своим светлым обещанием вечной жизни верующим.

Перед иконой Успение Богородицы молятся с просьбой о заступничестве и помощи, Пречистая покровительствует всему роду человеческому, выступая защитником людей перед грозными очами Небесного Судьи.

Святая икона успение пресвятой Богородицы описывает сюжет – смерть Божией Матери. По Евангелию смерть это временная разлука души и тела, после которого праведника ждет их объединение после воскрешения. Однажды Мария Божия Матерь молилась на Елеонской горе, и в это время с неба сошел , который сказал, что вскоре Бог призовет ее к Себе. Богородица простилась со всеми апостолами и дала клятву не оставлять ни их, ни всех христиан. Она ушла тихо, с радостью встречи с Сыном, и через три дня произошло чудесное воскрешение и Бог забрал ее на небо.

Описание старинной иконы Успения Богородицы

На иконе изображена усопшая Божия Матерь в окружении апостолов, а над ней склоняется сошедший с небес Спаситель Иисус Христос. На руках Спаситель держит младенца. Списки с божественной иконы Успения Богородицы находятся во многих храмах, и нередко этот образ являет свою чудодейственную силу.

Значение иконы Успения пресвятой Богородицы

Память Божией Матери. Божия Матерь погребена в Гефсимании. В Гефсиманском монастыре хранится образ Успения в окружении подсвечников и в священный праздник Успения многие верующие поломники совершают молебны старинной иконе Успения Пресвятой Богородицы.

Чудодейственная сила иконы Успения Пресвятой Божией матери.

Помните, что по Успению своему Богородица взяла каждого под свое материнское покровительство. Купите священную икону успения пресвятой Божией Матери, и при обращении с молитвой каждый ощутит теплоту и заступничество Святой Девы Марии. Для каждого человека найдется место в ее большом сердце, каждый получит помощь. К чудодейственной иконе Успения обращаются для защиты обиженных и обездоленных, излечения от хворей. Божия Матерь не оставит никого, ободрит и утешит любого, пославшего искреннюю молитву от всего сердца. Необходимо обратиться с молитвой к чудодейственной иконе успение Богородицы для избавления страха смерти, ведь смерть это переход в новую жизнь и долгожданная встреча с Богом. Дальнейшая жизнь будет проходить в окружении Бога, святых и ушедших ранее своих близких, и эта перспектива для людей, исповедующих христианство и искренне верующих, несомненна.