11.03.2024

Библия онлайн. «Авессалом, сын мой Авессалом! Грех Давида. Рождение Соломона


ДАВИД И АВЕССАЛОМ

Когда Саул умер, царём Израиля был выбран Давид. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами.

Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окружённый своими подданными. Все пели священные песни и играли на гуслях и арфах и восхваляли Господа за дарование победы. Давид был очень умный и талантливый. Он сочинил целую книгу священных песен. Эту книгу, дети, вы, наверное, знаете, она называется Псалтирь и часто читается в церкви.

Однако и Давид совершил однажды большой грех.

В его войске служил один воин. Он был беден, но имел красивую жену, которую сильно любил. Как-то раз Давид увидел эту женщину, и она ему очень понравилась. И Давид захотел отнять у него жену и сделать её своей женою. Он приказал военачальнику поставить воина в такое место во время сражения, чтобы неприятели его убили. Так и случилось. Воина убили, и царь взял себе его жену.

Господь очень прогневался на Давида за это злое дело и послал к нему святого пророка Нафана. Пророк явился к царю и сказал ему:

– Царь, рассуди такое дело: в одном городе жили два человека, богач и бедняк. У богача были большие стада овец, а у бедного была всего лишь одна овечка, которую он вырастил вместе со своими детьми и которая была ему как дочь. Но и ту овечку отнял у него богач.

Давид выслушал и, сильно рассердившись, закричал:

– Смерть бессовестному богачу, который так поступает!

Тогда пророк Божий сказал:

– Царь, это ты сам себя присудил к смерти. У твоего воина была одна добрая и милая жена, и ты забрал у него жену, а его самого погубил руками врагов. Так говорит Господь, – продолжал Нафан: «Я сделал Давида царём и всегда помогал ему, зачем же он так дурно поступает? Теперь Я должен наказать его и пошлю бедствия на его семью».

Гибель Авессалома

Скоро у Давида умерли дети, а один его сын, Авессалом, захотел отнять у него царство, чтобы самому сделаться царём. Он собрал солдат и пошёл воевать против отца.

Вы знаете, дети, что Господь велит любить и почитать родителей, и поэтому за такое греховное намерение Он наказал Авессалома. Авессалом имел красивые длинные волосы. Когда он воевал против отца, ему пришлось быстро ехать через лес. И вот, он зацепился волосами за сук, лошадь убежала, а он остался висеть на дереве. Один солдат из войска Давида нашёл Авессалома и заколол его копьём.

Давиду жаль было сына, он очень его любил. И когда ему сказали о смерти Авессалома, он со скорбью воскликнул:

– Сын мой, бедный мой сын Авессалом! Я стар и думал умереть прежде тебя, но Бог судил иначе!

Горько плакал Давид и просил у Бога прощения. Он сочинил много молитв, псалмов, в которых каялся Богу. Давид их пел, играя на разных инструментах. За его любовь к Богу, справедливость и смирение Господь простил Давида и дал обещание ему, что Спаситель мира будет из его рода. Теперь у Давида остался один сын, Соломон. Когда Давид состарился, Господь поставил Соломона царём над евреями.

Из книги Псалтирь автора Давид царь

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Авессалом От нескольких жён Давид имел много сыновей и дочерей, но более остальных он любил и выделял первенца своего Амнона, а также другого сына по имени Авессалом. У Авессалома была красивая единоутробная сестра Фамарь. И вот случилось так, что Фамарь приглянулась

Из книги Псалтирь (на цсл., гражданским шрифтом) автора

Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его, 142 1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей 2 и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. 3 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой,

Из книги Веянье звёздной управы автора Богачёв Михаил

Авессалом, прощай Тебя окликнули: Авессалом! Тебя отдали реки края,Египет раскаленный за спинойТянулся языками за тобой,Когда нудилась капелька, играя,В родной родник отеческой рукой,Свети свеча и путь мне освещай!Авессалом, Авессалом, прощай,Вот кров от крови, от ребра

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Авессалом мстит Амнону за Фамарь 23 Два года спустя, когда у Авессалома была стрижка овец в Баал-Хацоре, что рядом с границей земли Ефраима, он пригласил туда всех царских сыновей. 24 Авессалом пришёл к царю и сказал:- У твоего раба идёт стрижка овец. Не пойдут ли со мной царь

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Авессалом в Иерусалиме 15 А тем временем Авессалом и все исраильтяне вошли в Иерусалим, и Ахитофел был с ними. 16 И когда аркитянин Хушай, друг Давуда, пришёл к Авессалому, он сказал ему:- Да здравствует царь! Да здравствует царь!17 Авессалом спросил Хушая:- Такова-то твоя

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Авессалом убивает Амнона 23 Два года спустя, когда у Авессалома была стрижка овец в Баал-Хацоре, что рядом с границей Ефрема, он пригласил туда всех царских сыновей. 24 Авессалом пришел к царю и сказал:- У твоего слуги идет стрижка овец. Не пойдут ли со мной царь и его

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Авессалом в Иерусалиме 15 А тем временем Авессалом и все израильтяне вошли в Иерусалим, и Ахитофел был с ними. 16 И когда аркитянин Хусий, друг Давида, пришел к Авессалому, он сказал ему:- Да здравствует царь! Да здравствует царь!17 Авессалом спросил Хусия:- Такова-то твоя

Из книги Псалтирь пророка Давида (в русском переводе П. Юнгерова) автора Царь и Пророк Давид

Давид и Авессалом По смерти Саула все евреи просили Давида, чтобы он был их царём, Давид согласился. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами.Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окружённый

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Авессалом Предусмотрительность Давида в отношении дома Саула обеспечивала ему безопасное правление, но, когда пришла беда, она явилась с неожиданной стороны - из дома самого Давида.К несчастью, междоусобные войны, возникавшие из-за семейного соперничества, были обычным

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

142. Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей, И не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг преследовал душу мою, смирил до

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

Авессалом - в роли Лжедмитрия После сего Авессалом совсем оборзел. Вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у городских ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал, из какого тот города. Когда пришелец

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

Авессалом! Авессалом! В дворце своем, Объятом сном, Не спит один Давид. «Авессалом! Авессалом!» - Он без конца твердит. Не напевает он псалом, Струнами не бренчит, «Авессалом! Авессалом!» - Рыдает он навзрыд. И голова его в огне. «Зачем теперь корона мне, Когда мой сын

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Из книги автора

ДАВИД И АВЕССАЛОМ После смерти Саула все евреи просили Давида, чтобы он был их царем. Давид согласился. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами. Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окруженный

Из книги автора

«Авессалом, сын мой Авессалом!» Мы уже убедились: как и у многих восточных царей, у Давида было много жен и еще больше детей. Однако и платить за такое удовольствие ему приходилось недешево. Царевичи соперничали друг с другом за будущий престол, вели себя непристойно,

ЦАРЬ ДАВИД И АВЕССАЛОМ
Cтаршим сыном царя Давида был Амнон, а Авессалом — третьим, но от другой жены. Во всем царстве не было мужчины столь красивого, как Авессалом, и столь же почитаемого. Ни единого недостатка не было в его внешности. И была у Авессалома сестра Фамарь, дочь царя Давида, такая же красивая, как ее брат.
Случилось, что полюбил Амнон прекрасную Фамарь больше жизни. День и ночь сходил по ней с ума — не ел, не пил, а однажды притворился больным, завлек Фамарь в свой дом и обесчестил. И тут же величайшей ненавистью возненавидел ее Амнон, и ненависть его была сильнее любви.
— Уйди, — сказал он ей.
Посыпала Фамарь голову пеплом и пошла в дом брата своего Авессалома.
Никому не сказал Авессалом о бесчестии сестры, но два года спустя убил Амнона. Потом скрылся в городе Гессуре и жил там три года — очень боялся, что царь Давид отомстит ему.
Поначалу горько оплакивал царь Давид своего первенца, потом утешился, и тогда военачальник Иоав решил помочь Авессалому вернуться в родные края.
Подослал он к царю Давиду женщину, та и рассказала царю, что было у нее два сына, один из которых убил другого, а теперь и этого, последнего, хотят умертвить.
— Иди с миром, — сказал царь Давид, — я прикажу не трогать твоего сына.
— Как же так, царь! — возразила женщина. — Ты сам не делаешь того, что говоришь! Своего сына к себе не возвращаешь.
— Это Иоав тебя научил, — догадался царь Давид.
— Мудр мой царь! — подтвердила женщина.
И сказал Давид военачальнику Иоаву:
— Пойди верни Авессалома. Но лица моего пусть он не видит.
Два года после этого жил Авессалом в Иерусалиме и ни разу не видел своего отца.
Послал как-то Авессалом за Иоавом, чтобы просить царя о прощении, но военачальник не пришел. Снова Авессалом обратился к Иоаву, и снова он не пришел. Тогда велел Авессалом выжечь весь ячмень военачальника. И немедленно пришел Иоав:
— Зачем твои слуги выжгли мои посевы?
— Я звал тебя, а ты не шел, — ответил Авессалом. — Я хочу видеть лицо царя. А если я виновен, убей меня.
Пересказал Иоав все царю Давиду, и царь Давид простил сына.
После этого завел у себя Авессалом колесницы, лошадей, скороходов. По утрам выходил он на дорогу, встречал людей, идущих на суд к царю Давиду, выпытывал все у них и приговаривал:
— Дело твое доброе, справедливое. Да у царя тебя и выслушать некому. Вот если бы я был судьей! Я судил бы по правде.
Так вкрадывался Авессалом в сердца израильтян.
По прошествии сорока лет царствования Давида сказал Авессалом отцу:
— Мне нужно исполнить обет в Хевроне. Когда я жил в Гессуре, я обещал принести Богу жертву, если вернусь в Иерусалим.
И сказал ему царь Давид:
— Иди.
Из Хеврона разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы:
— Как услышите звук трубы, говорите: Авессалом воцарился в Хевроне.
Вместе с Авессаломом ушло из Иерусалима в Хеврон двести человек, из города Гило пришел к Авессалому Ахитофел — советник царя Давида.
Составился сильный заговор, и народ стекался к Авессалому.
Пришел вестник к царю Давиду и сказал:
— Сердце израильтян склонилось в сторону Авессалома.
Бежал царь Давид вместе со своими слугами из Иерусалима, а жен оставил, чтобы Авессалом не застал его врасплох. Только ковчег завета взял с собой царь Давид.
Вся земля плакала громким голосом, когда царь Давид и люди его переходили Кедрон по дороге в пустыню. Священный ларец отправил Давид назад, в Иерусалим, а также многих своих людей.
— Я буду ждать вестей от вас на равнине, — сказал им царь Давид и с плачем поднялся на гору Елеонскую.
Голова его была покрыта, а ноги босы, и все люди шли за ним, обливаясь слезами.
На вершине горы встретил царь Давид Хусия Архитянина и сказал Хусию:
— Если пойдешь со мной, будешь мне в тягость. Пойди лучше к Авессалому, отрекись от меня и назовись его рабом, чтобы расстроить советы Ахитофела.
По дороге царю Давиду встретился человек из рода Саула по имени Семей.
— Убийца и беззаконник ты! — кричал Семей и бросал в сторону царя Давида камни и пригоршни пыли.
Люди хотели убить Семея, но царь Давид не велел.
— Если уж сын мой Авессалом хочет меня убить, то этому и Бог велел злословить на меня, — произнес царь Давид.
Пришел Авессалом в Иерусалим, и явился к нему Хусий Архитянин.
— Да живет царь! Да живет царь! — провозгласил Хусий Архитянин, кланяясь Авессалому, как царю.
— Что же ты друга своего предал? — спросил Авессалом.
— Бог покинул его и весь народ. Буду я тебе служить так же верно, как служил твоему отцу.
Но лучшим советчиком считался тогда Ахитофел. Как Бога, слушались его люди.
Сказал Ахитофел Авессалому:
— Выберу я двенадцать тысяч воинов и этой ночью нападу на царя Давида. Люди его разбегутся, и я убью царя.
Понравился этот совет Авессалому и старейшинам.
— А что на это скажет Хусий Архитянин? — спросил Авессалом.
— Плох совет Ахитофела, — сказал Хусий Архитянин. — Ты знаешь отца своего и его людей. Они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле. Отец твой не останется ночевать с народом. Наверняка он теперь где-нибудь в пещере. Если ты, Авессалом, потерпишь самое малое поражение, все падут духом и покинут тебя. Поэтому я советую так: пусть соберутся к тебе все, от Дана до Вирсавии, и мы нападем на царя Давида, где бы он ни находился. А если он войдет в какой-нибудь город, то все принесут туда веревки, и мы стащим весь город в реку.
— Совет Хусия лучше совета Ахитофела, — решил Авессалом.
Вышел Хусий Архитянин от Авессалома и тут же послал сказать царю Давиду, чтобы не ночевал на равнине, а поскорее перешел реку Иордан — так избежит он пленения.
Поспешили вестники к царю Давиду, но какой-то раб донес Авессалому, что в сторону царя Давида отправились двое, и следом за ними была послана погоня. Прибежали вестники в некий дом, спрятались в колодец, а хозяйка дома растянула над колодцем покрывало и насыпала зерен, как бы сушить.
— Где тут посланные? — спросили женщину рабы Авессалома.
— Пробегали двое, но ушли за реку, — ответила женщина.
Погоня поискала еще немного и вернулась в Иерусалим.
Как только царь Давид узнал об опасности, сразу же переправился на другую сторону Иордана.
Увидел Ахитофел, что совет его не исполнен, и вернулся домой. Написал завещание и удавился.
А царь Давид тем временем пришел в Маханаим, собрал войско, разделил его на три части и назначил военачальниками Иоава, брата его Авессу и Еффея Гефянина. Хотел было царь Давид и сам пойти с войском, но сказали ему воины:
— Если мы побежим или умрет половина из нас — никто и внимания не обратит, а ты один — то же, что нас десять тысяч. Останься и помогай нам из города.
Согласился царь Давид и встал у ворот, когда народ выходил по сотням и тысячам.
Приказал царь Давид Иоаву, Авессе и Еффею сберечь Авессалома, не убивать. Все люди слышали, как царь Давид говорил об этом.
Вышли воины Давида навстречу Авессалому, сразились с ним и победили его.
Авессалом на муле пробирался по лесу, когда встретился с воинами царя Давида. Нечаянно въехал он в чащу и запутался волосами в ветках большого дуба. Мул дальше пошел, а седок повис между небом и землей.
Побежал человек к Иоаву и сказал:
— Авессалом на дубе повис.
— Что ж ты его не убил? — удивился военачальник. — Я бы тебя наградил.
— Ты бы наградил, а царь Давид сказал не трогать Авессалома.
— Да что с тобой время терять?! — рассердился Иоав и поспешил к Авессалому.
Взял он три стрелы и вонзил в сердце царского сына. После этого протрубил Иоав, чтобы прекратили погоню.
Бросили Авессалома в глубокую яму и засыпали камнями.
Пришли вестники к царю Давиду, и первый из них сказал:
— Благословен Бог твой, предавший людей, которые подняли руку на царя!
— Благополучен ли отрок Авессалом? — спросил царь Давид.
— Я видел большое волнение, но в чем там дело, не знаю.
— Благополучен ли отрок Авессалом? — спросил царь Давид второго вестника.
— Авессалом убит, — был ответ.
Загоревал царь Давид, заплакал:
— Сын мой Авессалом! Сын мой! Сын мой Авессалом! Авессалом, Авессалом! О, кто бы дал мне умереть вместо тебя! Авессалом! Сын мой, сын мой!

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЦАРЯ ДАВИДА
Когда царь Давид вошел в преклонные лета, покрывали его одеждами, но не мог он согреться, не мог обходиться без посторонней помощи. И нашли тогда красивую девушку, чтобы она ухаживала за царем и прислуживала ему. Звали эту девушку Ависага. Царь, однако, по-прежнему был слаб и хвор и не вставал с постели.
Видя слабость отца, сильно возгордился следующий по старшинству сын его по имени Адония. Завел себе колесницы и всадников, а также пятьдесят скороходов.
Как-то раз созвал Адония великий пир и многих людей пригласил, однако пренебрег братом своим Соломоном и пророком Нафаном.
Сказал тогда пророк Нафан Вирсавии, матери Соломона:
— Адония сделался царем, а царь Давид ничего об этом не знает.
Пошла Вирсавия к царю Давиду и сказала ему, что Адония выдает себя за царя.
Тут вошел пророк Нафан и спросил:
— Не сталось ли это по воле царя?
— Немедленно помажьте Соломона на царство, — ответил царь Давид. — Пусть сядет на престол вместо меня.
Так и сделали. Пророк Нафан и священник Садок помазали Соломона, и народ восклицал:
— Да живет царь Соломон!
Так радовались люди, что земля расседалась от криков.
Донеслись эти крики до пирующих, и спросил Адония:
— Что это там творится?
— Царь Давид поставил Соломона царем, — ответили ему.
Испугались пирующие и стали расходиться, а Адония схватился за рога жертвенника, чтобы остаться в живых, и стал повторять:
— Пусть поклянется мне царь Соломон, что не убьет меня, раба своего.
— Если не будет лукав, будет жить, — передали ему слова царя Соломона.

СМЕРТЬ ДАВИДА
Пришло время умереть Давиду, и сказал он сыну своему Соломону:
— Будь тверд и мужествен, храни заветы Бога, как написано в законе Моисеевом.
Когда Давид умер, похоронили его в Городе Давидовом.

СОЛОМОН

Восемнадцать лет было Соломону, когда сел он на престол отца своего Давида, но царствование его было очень твердо. Пришел брат Соломона Адония к Вирсавии и сказал:
— Уговори своего сына отдать мне в жены Ависагу.
Попросила Вирсавия о том Соломона, и царь сказал:
— Что же ты просишь для него только Ависагу? Проси также и царство. Лукавит Адония.
Послал Соломон военачальника своего Ванею, и тот убил Адонию. А Соломон женился на дочери египетского фараона.

МУДРОСТЬ СОЛОМОНА
Однажды ночью явился во сне Соломону Бог и сказал:
— Проси, что дать тебе.
И ответил Соломон:
— Стал я царем вместо Давида, но я отрок малый — ничего не знаю. Народа моего нельзя ни исчислить, ни обозреть. Дай мне, рабу твоему, сердце разумное, чтобы судить народ, различать добро и зло.
— Хорошо, что ты не просил ни долгой жизни себе, ни богатства, ни душ врагов, — сказал Бог. — Хорошо, что ты просил себе разума, чтобы уметь судить. Дам я тебе сердце разумное, какого не было прежде и после тебя не будет никогда. Но дам я тебе и то, чего ты не просил — богатство и славу. А будешь соблюдать уставы мои и заповеди, и дни твои я продолжу.
Утром принес царь Соломон жертвы и сделал большой пир.
И вот явились к нему две женщины. Первая сказала:
— Мы живем в одном доме. Обе родили сыновей. Сын этой женщины умер: она заспала его ночью. Проснулась она, взяла моего сына, а мне подложила своего, мертвого.
Тут вторая женщина закричала:
— Нет! Мой живой, а твой — мертвый.
И так они бранились перед царем Соломоном и тянули младенца в разные стороны.
— А ну-ка рассеките ребенка мечом, — приказал царь Соломон. — Пусть у каждой будет по половине.
И тут первая из них закричала в ужасе:
— Отдайте ребенка ей, только пусть будет жив!
— Нет! Ни мне, ни тебе! Секи его мечом! — сказала вторая.
— Вот мать себя и показала, — произнес царь Соломон и обратился к первой женщине: — Возьми своего сына, мать!
Услышал народ об этом суде, и стали люди бояться царя Соломона, ибо почувствовали в нем мудрость Божью. И была мудрость царя Соломона выше мудрости всех сынов Востока.
Изрек царь Соломон три тысячи притчей, и песен его было тысяча и пять.

СОЛОМОН-СОЗИДАТЕЛЬ
Заключил Соломон договор с Хирамом, который владычествовал в Тире. Хирам сплавлял по морю кедровое и кипарисовое дерево, а Соломон поставлял ему пшеницу. Весь народ обложил Соломон повинностью: нужны были носильщики тяжестей, каменотесы, начальники для надзора.
Свозились в Иерусалим огромные дорогие камни для основания зданий, тут же и обтесывали эти камни.
В четвертый год своего царствования начал царь Соломон строить храм по чертежам, которые оставил ему Давид. Строился храм семь лет. Из Тира пригласили медника, чтобы сделать сосуды для служения в храме.
Из Города Давидова перенесли скинию и поставили в храме Иерусалимском. Когда священники вышли из святилища, храм наполнился облаком.

ЦАРИЦА САВСКАЯ
Услышала о славе царя Соломона царица Савская и пришла к нему, чтобы испытать загадками. Привезла она с собой благовония, золото и драгоценные камни.
Объяснил царь Соломон все слова ее, и не знала царица Савская ничего такого, чего бы не знал царь Соломон. Увидела она дом его, стол его и слуг, и восхитилась царица:
— Не верила я словам о тебе, пока не пришла и не увидела все своими глазами. Но и половины из того мне не сказывали, что есть тут у тебя на самом деле. Ты превосходишь молву о себе.
Подарила она царю Соломону небывалые благовония, и он одарил ее всем, что она желала иметь.

ПРЕГРЕШЕНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА
Полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, и, когда состарился, склонили его жены к иным богам. Стал царь Соломон служить Астарте — богине сидонской, построил капище Хамосу, богу моавитскому, и Молоху — богу аммонитскому.
Разгневался Бог на царя Соломона:
— За то, что ты не сохранил завета моего, отторгну от тебя твое царство. Оставлю сыну твоему одну малую часть. Но ради Давида, отца твоего, свершится все это после твоей смерти.

ИЕРОВОАМ
Иеровоам был человек мужественный, и поставил его Соломон смотрителем над оброчными. Случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима, и в поле встретил он пророка Ахию. Разодрал Ахия свою одежду на двенадцать частей и сказал:
— Возьми себе десять частей, ибо Бог отнимает царство из рук Соломона и отдает тебе десять колен.
Хотел Соломон убить Иеровоама, но тот убежал в Египет и жил там до смерти царя Соломона.

СМЕРТЬ ЦАРЯ СОЛОМОНА
Сорок лет царствовал Соломон в Иерусалиме. Похоронили его в Городе Давидовом. После царя Соломона вступил на престол сын его Ровоам.

РАСКОЛ
Все израильтяне собрались в городе Сихеме, чтобы воцарить Ровоама, сына Соломонова.
— Тяжкое иго наложил на нас твой отец, — сказали Ровоаму израильтяне. — Облегчи жизнь нашу, и мы верно будем тебе служить.
— Придите ко мне через три дня. Я подумаю, — ответил Ровоам.
Позвал Ровоам старцев, и те сказали ему:
— Если ты сегодня будешь слугой народа, он вечно будет тебе рабом. Облегчи бремя людей!
Позвал Ровоам молодых людей на совет.
— Скажи старцам: отец мой бил вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами. Отцово иго было для вас тяжело, мое будет еще тяжелее.
И послушал Ровоам молодых людей.
Как только объявил он свое решение, разошлись сыны Израилевы по шатрам своим и отложился от дома Давидова.
Ровоам царствовал в Иудее, Иеровоам — в Израиле. По все дни свои враждовали они между собой.

ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ

Прошло время, и воцарился на израильском троне царь Ахав. В жены взял он себе Иезавель, финикиянку, дочь царя сидонского. Стал царь Ахав служить и поклоняться богу Ваалу, поставил ему в Самарии жертвенник, а жена Ахава истребляла пророков, сынов Израилевых. Ахав согрешил более всех других царей, и тогда сказал царю пророк Илия:
— В ближайшие годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему.
И велел Бог Илие скрыться на востоке у потока Хораф.
— Из этого потока будешь пить, а вороны будут тебя кормить, — сказал Илие Бог.
Пришел пророк к потоку, и, действительно, вороны приносили ему утром и вечером хлеб и мясо, а из потока он пил.
Спустя время поток иссох, потому что повсюду была сушь.
— Встань и пойди в Сарепту сидонскую, — сказал Илие Бог. — Есть в том селении вдова, которая будет тебя кормить.
У ворот Сарепты встретил Илия женщину, собиравшую дрова. Подозвал ее Илия и сказал:
— Дай мне воды.
Пошла женщина по воду, а пророк крикнул ей вслед:
— Захвати мне и хлеба кусок.
— Нет у меня ничего печеного. Только горсть муки в кадке да ложка масла в кувшине. Вот наберу дров, испеку блин себе да сыну, и с тем умрем.
— Не бойся, — произнес Илия. — Делай, как ты сказала, но прежде того испеки мне маленькую лепешку. Мука в кадке твоей не кончится, а масла в кувшине не убудет, пока не польется дождь.
Послушалась она, и в самом деле хватило им масла и муки на все дни.
Вскоре заболел у этой женщины сын, и остановилось его дыхание. Разрыдалась вдова и стала упрекать Илию:
— Ты пришел и сжил со света моего сына.
Положил пророк мальчика на свою постель, трижды воззвал к Богу, и мальчик ожил.
— Истинно слово Божье в твоих устах! — обрадовалась женщина.
Прошло три года. Страшный голод был в Самарии. И сказал Бог Илие:
— Покажись царю Ахаву! Я пошлю дождь на землю.
Пошел Илия к царю Ахаву.
— Ты ли это, гроза израильтян? — спросил царь Ахав. — Не из-за тебя ли такая страшная сушь?
— Не я гроза, а ты и твоя семья, потому что поклоняетесь вы Ваалу, — ответил пророк Илия. — Пусть все теперь идут на гору Кармил. Туда же пошли пророков Ваала.
Сделал царь Ахав, как сказал Илия, и на горе Кармил обратился Илия к народу:
— До какой поры вы будете хромать на обе ноги? Следуйте за Богом, если есть Бог! А если есть Ваал, идите за ним!
И не знал народ, что сказать.
— Я один остался пророк Господень, пророков Ваала здесь четыреста пятьдесят. Дайте нам двух быков. Пусть они одного приготовят к жертве, а я другого, но огня пусть не подкладывают, и я тоже не подложу огня. Обратимся каждый к своему богу. Тот бог, который ответит огнем, и есть настоящий Бог.
— Да будет так! — ответил народ.
— Начинайте вы, — сказал Илия пророкам Ваала, — потому что вас больше.
Приготовили они быка и взывали Ваала с утра до полудня, но не было никакого ответа.
— Громче кричите, — посмеивался пророк Илия. — Может быть, бог ваш задумался или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется.
Кричали они что есть сил, кололи себя ножами и копьями, кровь лилась с них ручьем, но не было им никакого ответа.
Тогда восстановил пророк Илия разрушенный жертвенник, сделал канаву вокруг него, дрова положил, а на них — разделанного быка. Потом приказал лить воду на жертвенник, пока через край канавы не полилось. И воззвал пророк Илия:
— Услышь меня, Господи! Пусть узнает народ, что ты жив!
Вспыхнул сильный огонь и в миг пожрал жертву и дерево, и даже вода в канаве закипела и высохла.
— Хватайте пророков Ваала! — вскричал Илия. — Пусть не скроется ни один!
Отвели их к реке Киссон и там убили. Покрылось небо тучами, и хлынул дождь. Вскоре Илия помазал в пророки пахаря Елисея.

ВИНОГРАДНИК НАВУФЕЯ
Рядом с дворцом царя Ахава был виноградник некоего Навуфея. И сказал царь Ахав Навуфею:
— Отдай мне свой виноградник под огород, я заплачу тебе или дам виноградник лучше этого, в другом месте.
— Это наследство отцов моих, — ответил Навуфей. — Не отдам.
Огорчился царь и пошел домой.
— Зачем расстраиваешься? — сказала ему жена Иезавель. — Будет у тебя виноградник Навуфея.
Написала она от имени царя Ахава письма к старейшинам и запечатала их царской печатью.
— Пригласите Навуфея и посадите на первое место, — писала Иезавель. — Против него усадите двух негодных людей, которые пусть прокричат: «Ты хулил Бога и царя!» А потом выведите Навуфея и забейте камнями до смерти.
Так и сделали старейшины.
Только хотел царь Ахав пойти в виноградник, навстречу ему пророк Илия.
— Нашел ты меня, враг мой! — воскликнул царь Ахав.
— Нашел. Неправое дело ты совершил. Бог велел сказать тебе, что всех мужчин в твоем роду он погубит, а твою жену Иезавель съедят псы.
Услышал царь Ахав эти слова, разорвал одежды свои, оделся в мешковину и спал в ней и ел.
Тогда сказал Бог пророку Илие:
— За то, что Ахав смирился, не наведу на него бед.

ЕЛИСЕИ — ПРЕЕМНИК ПРОРОКА ИЛИИ
Пророк Илия с Елисеем шли из Галгала.
— Останься в этом селении, — сказал пророк Илия. — Бог меня посылает в город Вефиль.
— Нет, — ответил Елисей. — Я не оставлю тебя.
Пришли в Вефиль, и тамошние пророки сказали Елисею:
— Знаешь ли ты, что сегодня Бог вознесет пророка Илию над твоей главой?
— Знаю, — ответил Елисей, — но молчите.
— Останься в Вефиле, — сказал пророк Илия Елисею. — Бог посылает меня в Иерихон.
— Нет, я тебя не покину, — сказал Елисей.
Пришли в Иерихон, и тамошние пророки то же сказали Елисею.
— Молчите, — ответил им Елисей.
— Бог посылает меня к реке Иордану, — сказал пророк Илия. — Останься здесь, Елисей.
— Нет, я с тобой, — ответил Елисей.
Пошли они оба к Иордану, а за ними последовали пророки — пятьдесят человек.
Свернул Илия свой плащ, ударил по воде, и вода расступилась. Перешли они на другую сторону, и сказал пророк Илия Елисею:
— Проси, что сделать тебе, прежде нежели буду я взят от тебя.
И сказал Елисей:
— Пусть сила духа твоего во мне удвоится.
— Трудного просишь, — сказал пророк. — Если увидишь, как я буду взят от тебя, будет тебе то, чего просишь. А не увидишь, не будет.
Вот явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, и понесся пророк Илия в вихре на небо.
— Отец мой, отец мой! — кричал Елисей и разрывал одежды свои.
Но Илия уже скрылся из глаз. Только плащ пророка остался на земле.
Взял Елисей плащ, подошел к Иордану, ударил им по воде, и расступилась вода.
Перешел Елисей на другой берег, и братья-пророки поклонились ему.

ИСТОЧНИК В ИЕРИХОНЕ
— Хороший город Иерихон, — сказали жители пророку Елисею. — Но вода здесь плохая и земля не родит.
— Принесите мне чашу и соли туда положите, — молвил Елисей. Пошел пророк Елисей к источнику, бросил туда соль и сказал:
— По слову Бога пусть не будет от этой воды ни смерти, ни бесплодия.
И стало так.

СПАСЕНИЕ ВДОВЫ ОТ ЗАИМОДАВЦА
Некая вдова пришла к пророку Елисею.
— Муж мой умер, а заимодавец хочет взять в рабство детей.
— Есть у тебя что-нибудь в доме? — спросил пророк Елисей.
— Ничего нет.
— Совсем ничего?
— Только сосуд с маслом.
— Вот что, — сказал пророк Елисей. — Пойди к соседям и попроси у них пустой посуды, сколько дадут, хорошо бы побольше. Запрись с детьми дома и наливай масло в каждую посудину доверху.
Так и сделала вдова. Дети подавали ей посуду, а она наливала из своего сосуда и все доверху налила.
— Подай еще сосуд, — сказала она сыну.
— Нет больше сосудов, — отвечал мальчик.
И остановилось масло.
— Сделала я все, как ты сказал, — сообщила вдова пророку Елисею.
— Продай масло и заплати долги, — сказал пророк Елисей. — А на остаток будешь жить с детьми.

ИСЦЕЛЕНИЕ СИРИЙЦА НЕЕМАНА
Военачальник царя сирийского Нееман страдал проказой. Служанка его жены и говорит:
— Что это господин наш мучается от проказы? Сходил бы в Самарию к пророку, тот его мигом вылечит.
Обратился Нееман к сирийскому царю за помощью. Сирийский царь написал письмо царю израильскому:
Посылаю тебе вместе с письмом слугу моего Неемана — вылечи его от проказы.
Прочитал царь израильский это письмо и загоревал:
— Разве я Бог, чтобы снимать проказу! Наверняка это предлог для вражды, и ничего другого!
Услышал о том пророк Елисей и послал сказать царю:
— Не нужно горевать. Пошли этого сирийца ко мне, и он узнает, что есть пророк в нашей земле.
Прибыл Нееман к дому пророка Елисея и остановился у входа. Вышел к нему слуга и сказал:
— Иди окунись семь раз в Иордан, и будешь здоров.
Разгневался Нееман:
— Я думал, выйдет пророк, призовет Бога своего и руку возложит, а он в реку меня послал. Разве у нас, в Сирии, реки хуже?
Хотел было Нееман уйти, но слуги удержали его:
— Ты же слушаешься пророков в важных делах, неужели не послушаешься в такой малости?
Пошел Нееман к Иордану, окунулся семь раз, и полностью очистилось его тело. Стал Нееман благодарить Елисея, подарки ему предлагать, но ничего не взял пророк.
— Буду поклоняться твоему Богу, — сказал Нееман и уехал.
Заволновался Гиезий, слуга пророка Елисея:
— Как это господин мой не взял никакого подарка?
И побежал вслед за знатным сирийцем:
— Пророк Елисей просит послать ему именно с этого места талант серебра и две перемены одежды.
— Вот тебе два таланта, — сказал Нееман.
Вернулся Гиезий домой, припрятал добычу и пришел к Елисею.
— Куда ты ходил, Гиезий? — спросил пророк.
— Никуда не ходил, — соврал слуга.
— Ну что ж, — произнес пророк Елисей. — Теперь, когда ты принял деньги Неемана, прими и его болезнь.
И вышел Гиезий от пророка Елисея белый от проказы, как снег.

ОСАДА САМАРИИ
Царь сирийский Вендад собрал свое войско и осадил Самарию. Скоро кончились в Самарии припасы, и начался страшный голод. Прибежала к царю израильскому женщина и пала к его ногам:
— Царь! Рассуди, справедливо ли это? Вчера мне соседка сказала: давай съедим твоего сына сегодня, а моего — завтра. Моего сына сварили и съели, а она своего спрятала.
— О горе мне! — закричал царь и разодрал одежды свои. — Куда смотрят пророки? Пусть Бог делает со мной что хочет, но сегодня же зарублю Елисея!
Послал царь к Елисею сановника, и ответил пророк:
— Пусть успокоятся все. Завтра дешевы станут ячмень и мука.
— Даже если с неба просыплет нам Бог муку, вряд ли это возможно, — усмехнулся сановник.
— Ты увидишь это собственными глазами, но отведать съестного тебе не придется, — гневно молвил пророк.
Тем временем четверо прокаженных сидели у городских ворот, не знали, куда им податься: если в город пойти, с голоду помрут, если у ворот сидеть — все равно помирать.
— Пошли в сирийский стан. Может, помилуют нас, — решили прокаженные.
Пришли к сирийцам, а в стане пусто. Оказывается, сирийцам послышался стук колесниц, ржание коней и шум войска. Подумали сирийцы, что хеттийцы с египтянами спешат на помощь Самарии, и двинулись навстречу.
Наелись прокаженные, напились, стали золото прятать, а потом подумали: «Нехорошо мы делаем. Это радостный день, и на нас падет вина, если не уведомим дом царский».
Побежали они к привратникам городским, те немедленно доложили царю, но царь решил, что сирийцы хитрят — выманивают жителей Самарии. Послали всадников узнать, где сирийцы, и посланные сообщили, что и вправду сирийцы сбежали.
Ринулся народ в стан сирийский и нечаянно затоптал сановника царского, стоявшего у ворот.
Так он видел, но не отведал.

СМЕРТЬ ПРОРОКА ЕЛИСЕЯ
Заболел пророк Елисей, и заплакал над ним царь Иоас.
— Возьми лук и стрелы, — сказал пророк Елисей.
Взял царь Иоас лук и стрелы.
— Выстрели в окно.
Царь Иоас выстрелил.
— Это победная стрела, — сказал пророк Елисей. — Поразишь ты Сирию. А теперь ударь стрелами по земле.
Ударил царь Иоас три раза и остановился. Рассердился пророк Елисей:
— Надо было пять или шесть раз ударить. Тогда бы ты навсегда побил Сирию, а теперь только три раза поразишь сирийцев.
Умер пророк Елисей, и похоронили его. И действительно израильтяне выиграли в трех битвах с сирийцами.

ПАДЕНИЕ САМАРИИ И ИЕРУСАЛИМА
Царь ассирийский Салманассар напал на Самарию и осадил ее, а через три года взял город. И переселил царь ассирийский израильтян в Ассирию.
Через восемь лет пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи, взял их и наложил на царя иудейского дань.
Ассирийцы угрожали и Иерусалиму, но напала на них чума, и они ушли той же дорогой, по которой пришли.
А потом вавилоняне, которых еще называли халдеями, взяли Иерусалим — разрушили город, сожгли знаменитый храм и переселили всех жителей в Вавилон.

ПРОРОК ДАНИИЛ

Вавилонский царь Навуходоносор приказал взять из плененного Иерусалима несколько красивых и понятливых мальчиков и научить их языку и книгам халдейским. Между отобранными были Даниил, Анания, Мисаил и Азария.
Назначил им царь Навуходоносор ежедневную пищу и вино со своего стола, но юноши решили не оскверняться царскими яствами и попросили, чтобы им давали только овощи и воду.
Поначалу не хотели пойти им навстречу, но когда попробовали для опыта питать их так, как они просили, увидели, что стали юноши здоровее и красивее тех, кто ел царскую пищу.
Потом юноши были представлены царю Навуходоносору, он нашел их мудрее многих и оставил при дворе.
Приснился раз царю Навуходоносору сон, который очень мучил его. Позвал он своих толкователей и мудрецов и говорит:
— Был мне сон, не могу его рассказать, потому что слово от меня отступило. Растолкуйте мне этот сон.
Ничего не могли поведать халдейские мудрецы, и царь Навуходоносор приказал их всех жизни лишить.
Услышал о том пророк Даниил и просил не убивать мудрецов:
— Я открою значение сна.
Ввели Даниила к царю.
— Бог открыл в твоем сне, что будет в последние дни твоего царствования, — сказал Даниил. — Приснился тебе истукан — огромный, блестящий. Голова золотая, грудь и руки — из чистого серебра, живот и бедра — из меди, голени — из железа, а ноги — отчасти железные, отчасти — глиняные. Сорвался камень с горы и разбил того истукана в прах, так что и следа не осталось от глины, железа, меди, серебра и золота. А камень сделался великой горой и наполнил собой всю землю. Вот сон, и вот толкование его: ты — царь, царь царей, ты — золотая голова. После тебя будет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепко, как железо, и, как железо, все будет сокрушать. Потом будет царство частью крепкое, частью — хрупкое. И не сольются две части, как глине не дано смешаться с железом. Но во дни всех этих царств появится царство, которое разрушит все остальные, а само будет стоять вечно — об этом говорит камень, который сорвался с горы и сам стал горой.
Поклонился царь Навуходоносор пророку Даниилу, велел поднести ему дары и благовонные курения, и поставили Даниила над всей областью вавилонской и главным начальником всех вавилонских мудрецов.

ЗОЛОТОЙ ИСТУКАН
После того повелел царь Навуходоносор изготовить золотого истукана и всем людям своей страны поклониться ему по звуку трубы.
— А кто ослушается и не поклонится, будет брошен в раскаленную печь, — провозгласил царь Навуходоносор.
Все народы повиновались ему, и только иудеи не поклонились.
Привели к царю трех мужей иудейских, Ананию, Мисаила и Азарию:
— Вот эти не поклонились.
Разгневался царь Навуходоносор, приказал раскалить печь в семь раз сильней, чем обычно, так что воины, бросавшие в печь этих троих, погибли от жара.
И тут увидел Навуходоносор, что в печи не трое, а четверо — ходят они среди огня, и нет им вреда.
— Разве не троих мы бросили в печь? — удивился Навуходоносор.
— Троих, — отвечали ему. — Но четвертый подобен сыну Божию.
— Выйдите из огня, — молвил царь Навуходоносор. — Велик ваш Бог, который вас спас.
Вышли Анания, Мисаил и Азария и были возвышены в стране вавилонской.

ПИР ВАЛТАСАРА
Царь Валтасар устроил пир для тысячи вельмож и пил вино перед глазами тысячи. И приказал он принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Навуходоносор взял из храма Иерусалимского.
Стали гости пить из этих сосудов и славить богов своих — золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
В это время появилась кисть руки и стала писать на стене слова. Испугался царь Валтасар, задрожал, приказал привести мудрецов:
— В пурпур облеку, золотую цепь дам, сделаю третьим человеком в царстве того, кто растолкует эти слова!
Но никто из мудрецов ничего не сказал Валтасару.
— Не тревожься, царь, — молвила царица. — Позови Даниила — главу мудрецов и гадателей снов.
Пришел пророк Даниил и сказал:
— На стене написано МЕНЕ, TEKEЛ, УПАРСИН. Вот значение этих слов:
МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему.
TEKEЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким.
УПАРСИН — разделено царство твое и дано мидянам и персам.
В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, и царство принял Дарий Мидянин.

ПРОРОК ДАНИИЛ В ЯМЕ СО ЛЬВАМИ
Царь Дарий поставил над царством сто двадцать сатрапов, то есть наместников, а над ними трех князей, одним из которых был пророк Даниил.
Даниил был выше всех духом, и царь Дарий собирался поставить его над всем царством, но князья и сатрапы донесли царю, что Даниил поклоняется своему Богу, а за это полагалось бросить человека на съедение львам.
Не хотелось царю Дарию убивать Даниила, но указ был подписан его же рукой, а царское слово твердо. Сильно опечалился Дарий, оттягивал казнь до заката солнца, пока снова не приступили к нему сатрапы с князьями:
— Знай, царь, что по закону мидян и персов никакое слово царя не может быть изменено.
Бросили пророка Даниила ко львам, а царь Дарий пошел спать, но не уснул до утра. Утром побежал к яме и жалобным голосом окликнул Даниила:
— Неужели не помог тебе твой Бог, Даниил?
— Ничего мне не сделали львы, — ответил пророк.
Подняли его из ямы, а вместо него бросили львам тех, кто хотел его смерти. Они и до дна ямы не долетели, как были разорваны львами.
Высоко стоял Даниил и при Дарии и в царствовании Кира Персидского.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ

Сразу же после воцарения своего царь персов Кир объявил словесно и письменно:
— Пусть все иудеи идут в Иерусалим и строят дом Бога своего, а кто не пойдет, пусть поможет им серебром и золотом.
И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, священники и левиты, и пошли в Иерусалим. Их соседи помогли им дарами, а царь Кир отдал сосуды, взятые в свое время Навуходоносором из дома Господня в Иерусалиме.
Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель, сын Салафиилов, соорудили жертвенник Богу, наняли каменотесов и плотников и на второй год по возвращении начали строительство. Местные жители всячески мешали им, пока царь Дарий не подтвердил решение царя Кира. В шестом году царствования Дария был построен храм Иерусалимский.
Однако стены города все еще не были восстановлены. Услышал о том Неемия, бывший в Сузах виночерпием у царя Артаксеркса, и так опечалился, что царь спросил:
— Отчего печально твое лицо?
— Как же мне не печалиться, — отвечал Неемия, — если город, дом гробов отцов моих, находится в запустении и ворота его сожжены огнем?
И отпустил царь Неемию в Иерусалим, чтобы обстроить город.
Пришел Неемия в Иерусалим и призвал народ на строительство стен.
— Видите, в каком бедствии мы находимся? Пойдем построим стену Иерусалима и не будем впредь в таком унижении.
Но когда услышали о том местные жители, сказали:
— Что делают эти жалкие иудеи? Неужели оживят они свои камни?
Когда стена была уже наполовину готова, местные жители сговорились пойти войной на Иерусалим и разрушить его. Тогда пришлось иудеям разделиться: одни строили, а другие охраняли строящих. Во все дни строительства даже ночью никто не снимал с себя одеяния своего, у каждого под рукой был меч и вода.
И построена была стена в пятьдесят два дня. Часть 5 -
Часть 6 -
...
Часть 10 -
Часть 11 -
Часть 12 -

2Цар 3:3 ...третий – Авессалом
2Цар 13:20 ...И сказал ей Авессалом , брат ее:..
2Цар 13:22 ...Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего;..
2Цар 13:22 ...ибо возненавидел Авессалом Амнона...
2Цар 13:23 ...и позвал Авессалом всех сыновей царских...
2Цар 13:24 ...И пришел Авессалом к царю...
2Цар 13:26 ...И сказал ему Авессалом :..
2Цар 13:27 ...Но Авессалом упросил его,..
2Цар 13:28 ...Авессалом же приказал отрокам своим,..
2Цар 13:29 ...как приказал Авессалом ...
2Цар 13:30 ...что Авессалом умертвил всех царских сыновей,..
2Цар 13:34 ...И убежал Авессалом ...
2Цар 13:37 ...Авессалом же убежал и пошел к Фалмаю,..
2Цар 13:38 ...Авессалом убежал и пришел в Гессур и пробыл там три года...
2Цар 14:24 ...И пошел Авессалом в свой дом, а лица царского не видал...
2Цар 14:25 ...Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом ,..
2Цар 14:28 ...И оставался Авессалом в Иерусалиме два года,..
2Цар 14:29 ...И послал Авессалом за Иоавом, чтобы послать его к царю,..
2Цар 14:32 ...И сказал Авессалом Иоаву: вот, я посылал за тобою,..
2Цар 15:1 ...После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей...
2Цар 15:2 ...И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот,..
2Цар 15:2 ...то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты?..
2Цар 15:3 ...тогда говорил ему Авессалом : вот, дело твое доброе и справедливое,..
2Цар 15:4 ...И говорил Авессалом :..
2Цар 15:6 ...Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином,..
2Цар 15:6 ...и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян...
2Цар 15:7 ...Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой,..
2Цар 15:10 ...И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы,..
2Цар 15:10 ...то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне...
2Цар 15:12 ...Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина,..
2Цар 15:37 ...Авессалом же вступал тогда в Иерусалим...
2Цар 16:15 ...Авессалом же и весь народ Израильский пришли в Иерусалим,..
2Цар 16:17 ...И сказал Авессалом Хусию: таково-то усердие твое к твоему другу!..
2Цар 16:20 ...И сказал Авессалом Ахитофелу: дайте совет, что нам делать...
2Цар 16:22 ...и вошел Авессалом к наложницам отца своего...
2Цар 17:5 ...И сказал Авессалом : позовите Хусия Архитянина;..
2Цар 17:6 ...и сказал ему Авессалом , говоря: вот что говорит Ахитофел;..
2Цар 17:14 ...И сказал Авессалом и весь Израиль:..
2Цар 17:24 ...а Авессалом перешел Иордан, сам и весь Израиль с ним...
2Цар 17:25 ...Авессалом поставил Амессая, вместо Иоава, над войском...
2Цар 18:9 ...И встретился Авессалом с рабами Давидовыми;..
2Цар 18:18 ...Авессалом еще при жизни своей...
2Цар 18:29 ...И сказал царь: благополучен ли отрок Авессалом ?..
2Цар 18:32 ...И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом ?..
2Цар 18:33 ...и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом !..
2Цар 18:33 ...сын мой, сын мой Авессалом !..
2Цар 18:33 ...о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом ,..
2Цар 19:4 ...и громко взывал: сын мой Авессалом !..
2Цар 19:4 ...Авессалом , сын мой, сын мой!..
2Цар 19:6 ...что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли,..
2Цар 19:10 ...Но Авессалом , которого мы помазали в царя над нами,..
2Цар 20:6 ...теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше нежели Авессалом ;..
1Пар 3:2 ...третий – Авессалом , сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского;..

О бунте непокорного сына и его последствиях, о смирении отца – царя Давида, о том, что нам делать, когда наши дети оказываются «между небом и землею», – протоиерей Олег Стеняев , продолжает свою беседу, комментируя библейскую историю об Авессаломе (2 Цар. 14–18).

Сказано в слове Господнем:

«Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома» (2 Цар. 15: 12).

Как безумны были эти люди! Они забыли подвиги , забыли, как Давид сокрушил в единоборстве Голиафа, забыли праведность царя, забыли, что самые любимые религиозные псалмы, которые пели люди, прославляя Господа, принадлежали ему, его поистине боговдохновенному языку. Сейчас они думали лишь об этом молодом человеке, они бежали за Авессаломом сломя голову.

Что же предпринимает Давид, когда возникает эта, как бы сейчас сказали, ?

Говорится:

«И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата» (2 Цар. 15: 13–17).

Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому человеку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего .

О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того, чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает.

Давид – это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима.

«И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» (2 Цар. 15: 18).

То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю.

Царская власть не достигается по воле человека – это власть, которая даруется от Господа

Но вот иные люди – огромная толпа – собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней?

Когда на просторах нашей земли уничтожалось само имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, диавольским коварством, потому что царская власть – это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле человека, но та, что даруется с Небес, от Господа. Ибо как священника на высоту его служения возводят архиерейские руки, так же точно и царя архиерейские, патриаршие руки возводят на престол, руки, источающие апостольскую благодать. А современные деятели возносятся на высоту своего положения с помощью интриг, подкупа, предательства, посредством коварства, убийств, крови, насилия, за счет обнищания собственного народа.

Давид не хочет принимать участия в этом безумии, не хочет подыгрывать Авессалому, не хочет развязывать бойню посреди Иерусалима, он уходит – уходит пешком, потому что знает: если угодно будет Богу, то Он защитит его. И Авессалом, этот наглый юнец, входит в Иерусалим, объявляет себя царем и правителем, и начинается его, Авессаломово, царство.

Это был ужасный период в истории Израильского государства. Авессалом начинает свое «правление» с того, что восходит в шатер, где были собраны жены царя Давида, и совершает надругательство над ними на глазах всего Израиля. Что он хотел этим доказать? Желал оскорбить своего отца? Засвидетельствовать, что он теперь является истинным царем? Право же, Авессалом уже сам не знал, что с ним происходит. Человек, который получает власть из рук диавола – путем насилия, коварства, убийств, ценой нищеты своего народа, – сам становится лишь слепым орудием диавольских, бесовских, адских стихий. И Авессалом уже не принадлежал себе, им владел тот, кто показывает все царства мира во мгновение ока и дает их тем несчастным, которые, пав, поклоняются ему (см.: Мф. 4: 8–9). И народ увидел, с чего начинается его царство, увидел, что все слова, которые он говорил людям, были сплошным обманом. Он обещал, что будет справедливо судить людей, но не судил их справедливо. Он обещал, что будет помогать неимущим, но он не помог неимущим. Все, что он говорил, оказалось ложью, неправдой, и люди стали отходить от него, люди разочаровались в нем.

Давид все это время находился в скитаниях, находился в стороне от Иерусалима, и вокруг него стали собираться здравомыслящие люди. И даже те, кто сначала поверил Авессалому, вернулись затем к Давиду. Начинается война – между сторонниками Давида и людьми Авессалома. И в ходе этой войны Авессалом погибает.

«И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал» (2 Цар. 18: 9).

Вы помните, у Авессалома были очень длинные волосы, за которыми он следил, которыми так гордился. И вот, когда он скакал на своем муле и въехал на нем под ветви большого дуба, то подул ветер, и волосы Авессалома, его огромные косы запутались в ветвях; мул выскочил из-под несчастного молодого человека, а Авессалом повис на своих волосах. Повис, как сказано в Библии, «между небом и землею» – между жизнью и смертью. Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые пытаются чего-либо достичь в этой жизни не по воле Господа, а по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти. Он повис «между небом и землею» , и увидел это некий воин – а армия Авессалома была разбита во время битвы. И донесли Иоаву, тому самому военачальнику Давида, у которого Авессалом сжег ячменное поле, что видели Авессалома висящим на дубе.

«И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? Я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс. И отвечал тот Иоаву: если бы положили на руки мои и тысячу сиклей серебра, и тогда я не поднял бы руки на царского сына; ибо вслух нас царь приказывал тебе и Авессе и Еффею, говоря: “сберегите мне отрока Авессалома”» (2 Цар. 18: 11–12).

Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им?

Да, во время этой войны Давид умолял своих полководцев: «Сберегите мне отрока Авессалома» (2 Цар. 18: 5). Для отца, который поистине любил своего сына, Авессалом был не бунтарь, не узурпатор, но отрок – его дитя.

Точно так же и мы относимся к своим детям: вокруг нас говорят, что наши дети пьяницы, что наши дети блудники, что наши дети воры, злодеи, мерзавцы, подлецы… А это – наши отроки и отроковицы. Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им? Но иногда бывает, что и наше доброе отношение к детям уже ничего не может изменить – когда они слишком далеко заходят в своих грехах, в своих беззакониях.

И вот Иоав отправляется, чтобы увидеть Авессалома. И берет в свои руки три стрелы и подъезжает к Авессалому, который все еще висит на дереве. Наверное, в тот момент Авессалом думал: «Зачем же я сжег его поле?!» Самые серьезные проблемы начинаются именно с мелочей – за

помните это. В тот момент, когда Авессалом был один на один со своим врагом Иоавом, он, наверное, думал: «Зачем я ослушался своего отца? О, если бы рядом со мной был сейчас мой отец, он простил бы меня, он сжалился бы надо мною!» Да, действительно, отец простил бы его, мы еще увидим реакцию Давида на смерть Авессалома и поймем из нее, что Давид продолжал любить сына, несмотря ни на что – несмотря на то, что он обесчестил его жен, несмотря на то, что он узурпировал его власть.

Но вот три стрелы вонзаются в этого красивого человека, о котором Библия говорит нам, что не было изъяна в его теле от темени головы до подошвы ног. И его прекрасные волосы, и его красота, и его крепкое здоровье – все это оказывается тщетою. Три стрелы Иоава вонзились в сердце, и беспомощный, мертвый Авессалом повис на древе.

Не дай Бог, если и наши дети повиснут «между небом и землею» , так и не найдут Церкви Божией, так и будут всю жизнь метаться, искать колесницы, искать удовольствий, славы, богатства и провисят между небом и землей до самой своей смерти. Не дай Бог, чтобы с нашими детьми случилось то, что случилось с Авессаломом, сыном царя Давида.

И вот бегут к Давиду, псалмопевцу Давиду, чтобы обрадовать его, чтобы сказать ему, что враг его убит. Но для него это не враг, это отрок его, сын его. В Священном Писании говорится:

«И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом?» (2 Цар. 18: 32).

А Хусий, один из сановников царских, уже знал судьбу Авессалома, и он отвечает Давиду:

«Да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя, то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18: 32–33).

Но все было уже кончено, Авессалом погиб, погиб безвозвратно…

Как прекрасно начинается жизнь многих людей! Мы, священники, часто видим младенцев, которых приносят к нам в храм для того, чтобы крестить их. Какая их окружает радость, какая любовь! Мы погружаем этих детей в купель, помазуем их святым миром, сообщая дары Духа Святаго. И как приятно видеть, когда родители воспитывают своих детей в вере, наставляют их в благочестии, и они вырастают, крепнут, становятся красивыми, сильными, целеустремленными людьми. Но как ужасно, когда человек начинает коверкать все в своей жизни, забывает о том, что он крещен, забывает, что он православный, забывает, что его земля – это Святая Русь, и живет, идя путем греха!

Очень часто мне приходится слышать о том, как много погибает сейчас молодежи. Один мой знакомый работает на кладбище, изготавливает памятники для усопших, и он говорит: постоянно привозят, хоронят совсем молодых людей, которые оказались в разных преступных группировках. Убивают девятнадцати-, двадцати-, тридцатилетних, совсем молодых и юных – они сами убивают друг друга. Да, наша молодежь идет путем Авессалома, многие наши дети идут этим путем. И только по благости Божией, как чудо и как милость, дарованная от Господа, есть еще отроки и отроковицы, дети, юноши, молодые люди, которые не отделяют себя от своей Матери-Церкви. Их судьба – это славная судьба верующих людей, о которых сказано в Писании: «Наставь юношу при начале пути: и он не уклонится от него, когда состарится» (Притч. 22: 6).

Прекрасна юность, посвященная Господу. Однажды один проповедник произнес удивительные слова, которые потрясли меня; он говорил так: «Если вам принесут цветы, которые уже завяли, как вы к этому отнесетесь? Должно быть, вам радостно, когда вам приносят хорошие, благоухающие цветы?» И далее он сказал: «Так и Господь: наверное, Он очень радуется, когда молодые люди приходят в церковь». И я думаю, что каждый из посещающих храм очень любит смотреть на наших совсем юных алтарников; их маленькие фигурки в стихарях поистине украшают собой все богослужение. И как тяжело, выйдя из храма, видеть курящих детей, пьющих молодых людей, беззаботно носящихся на машинах, на своих колесницах, по городу, как ужасно слышать о преступлениях среди молодежи!

Пусть же эта беседа об Авессаломе, сыне царя Давида, станет призывом усилить молитвы за наших детей, потому что мы любим их, несмотря ни на что, как несмотря ни на что Давид продолжал любить своего сына, который всегда оставался для него просто отроком Авессаломом. Как он говорил, как восклицал: «Сын мой, сын мой Авессалом!..»

Разговор о псалме 3.

Псалом 3 начинается с надписания: «Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего » (Пс. 3:1).

А почему, собственно, царь Давид бежал от своего сына? Потому, что Авессалом поднял бунт против отца, и Давиду угрожала смерть.

Вообще, в книге Псалтырь несколько псалмов, которые были составлены Давидом во время этого бунта, или чуть позже, когда Давид вспоминал о нем. Поскольку многие современные люди не знают библейскую историю вовсе, то думаю, что есть смысл поговорить о том, почему отношения Давида и Авессалома сложились именно так, как сложились.

Стоит сказать, что царь и пророк Давид очень хотел быть Господу другом. Несмотря на то, что огромный кусок его жизни прошел в военных походах, Давид является одной из самых светлых личностей ветхозаветного периода.

Тем не менее, история знает только Одного совершенно безгрешного человека, и этим Человеком был и остается Воплотившийся Бог Иисус Христос. Других безгрешных нет, и не предвидится. Не был безгрешным и Давид.

Трагедия его семьи началась с его греха и его преступления. Царь Давид влюбился в Вирсавию, замужнюю женщину и вступил с ней в связь. Когда его любовница забеременела, Давид убил ее мужа Урию Хеттеянина. Каждый желающий может прочесть эту историю подробно в 11 главе «Второй книги Царств».

Гнев Господний не заставил себя ждать. Через пророка Нафана, Давиду было объявлено, что он будет наказан.

Во-первых, умрет младенец, которого Вирсавия родила Давиду. Так и случилось.

Люди во все времена остро переживали смерть детей, и я предполагаю, что ты, читатель, спросишь меня - а ребенок-то в чем виноват? Ни в чем. За что тогда Господь наказал ребенка?

Здесь следует понимать, что ребенок умер для Давида и Вирсавии, а у Господа все живы (Мф. 22: 23-33). Участь малыша в вечности не будет зависеть от грехов его родителей.

А вот останься малыш жить в нашем мире - могло случиться плохое. Господь, конечно же, знал, что Вирсавия останется самой любимой женщиной Давида. Именно сын Вирсавии Соломон правил народом Израильским после смерти Давида. Но Соломон был вторым сыном Давида и Вирсавии, уже рожденным в нормальном браке. А если бы остался жить их первый сын, то, не исключено, что именно он правил бы Израилем после смерти Давида. И что получилось бы? Что царем ветхозаветного народа-церкви стал бы плод прелюбодеяния, из-за которого был убит Урия? Быть может, именно из-за этого Господь и не допустил этому младенцу вырасти.

Но смертью сына наказания Давида не закончились.

Нафан поведал, что Господь воздвигнет на Давида зло из дома его, и не отступит меч от дома Давида во век (2 Цар. 12: 10-11). Это наказание последовало не сразу, а со временем.

То были ветхозаветные времена, и Господь попускал людям многоженство. Не велел иметь несколько жен, но и не наказывал, если кто-то нескольких жен брал.

Много жен было и у Давида. Много жен, и много детей от одного отца, но разных матерей. Вот между детьми Давида от разных жен и разыгрался первый акт трагедии, с которым может ознакомиться каждый, кто прочтет 13 главу «Второй книги Царств».

Амнон, сын Давида от Ахиномы, воспылал страстью к собственной сестре – Фамари, дочери Давида от Маахи. Хитростью заманил к себе в дом и изнасиловал.

Грех разделяет людей, а не соединяет их. После того, как страсть Амнона была удовлетворена, она сменилась другой страстью, ненавистью. Амнон возненавидел Фамарь и прогнал от себя. После этого обесчещенная девушка жила в доме Авессалома, своего полного брата, сына Давида от той же Маахи.

Надо заметить, что за изнасилование по закону Моисея полагалась смертная казнь (Втор. 22: 25-27).

Знал ли об этой истории Давид? Знал. Узнал и разгневался. Разгневался - и что сделал? Да ничего. Разгневался и всё.

Мы, современные люди, живем во времена мятежей. В любой стране революционеры обвиняют власть предержащих во всех смертных грехах, и заявляют, что уж если власть перейдет в руки к ним, то они всё устроят как надо. Под этим «как надо» понимаются разные вещи, но частенько заявляется – мы сделаем так, чтобы все были равны перед законом. Хоть ты сын президента, хоть племянник министра, но если ты сделал преступление – изволь ответить, как ответил бы простой дворник.

Некоторые таким обещаниям верят. А мне, дорогой читатель, и грустно и смешно. Общества без «мажоров», без неподзаконных сынков важных людей никогда не было и никогда не будет. То есть стремиться к такому можно. Но достичь этого нельзя. Мы ведь живем в проклятом мире (Быт. 3:17), в мире, исковерканном нашими грехами – что ж тут удивительного? Если уж царь Давид, который очень любил Господа и очень хотел быть Господу другом не нашел в себе сил, чтобы казнить собственного сына, то что уж говорить о наших царьках местного разлива, которые ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся?

Итак, Амнон мог считать, что грязная история с Фамарью не выльется ему боком – ведь отец не стал его преследовать. Отец-то не стал, но обиду за сестру затаил Авессалом. Он не угрожал Амнону и ни как не показывал своей ненависти, но через два года убил его. И убежал в соседнюю страну, к Фалмаю, царю Гессурскому.

А что Давид? По тому же закону Моисея в царстве Израильском нельзя убивать людей направо и налево – Авессалом должен был бы ответить за самосуд! Но – не ответил. И здесь Давид проявляет мягкость к своему ребенку. Через три года Авессалому было разрешено вернуться домой.

Но этим трагедия не окончилась, просто наступил короткий антракт, и вскоре страсти должны были закипеть вновь. Всё происшедшее, конечно, не укрепило уважения Авессалома к отцу, и, прожив в Иерусалиме ещё два года, Авессалом поднимает бунт.

Современный человек приучен относиться с уважением к бунтовщикам и мстителям. Не редко их ставят выше, чем тех, против кого они взбунтовались. Но нужно сказать, что Авессалому было далеко до его великого отца.

Это хорошо видно на примерах. Древний Израиль ведь был не просто народом, он был избранным народом Божьим, из которого должен был родиться Спаситель, Христос. Народ этот находился на особом попечении у Господа. И хорош был не тот правитель, который показывал себя великим воином или администратором, а тот, кто выполнял постановления Божии.

Есть среди этих постановлений и такое – «Не прикасайтесь к помазанным моим (Пс. 104: 15)».

Давид выполнял эту заповедь тщательно, даже и во вред себе. Его много лет ненавидел первый царь Израильский Саул. Ненавидел, преследовал, много раз пытался убить. И у Давида несколько раз была возможность убить Саула и так обезопасить себя. Но Давид этого не делал (смотри 1 Цар. 24:10-18; 1 Цар. 26:7-17).

Повторю – Давид изо всех сил пытается выполнять волю Божью, и именно поэтому не убивает Саула. Саул – помазанник Божий, как можно его тронуть?! Да, Саул враг Давиду, более того – он плохой царь, не единожды нарушавший волю Божью, но – всё же помазанник!

В итоге царь Саул умер от руки другого человека – Давид не посмел причинить помазаннику зло.

Ничего подобного нет в поведении Авессалома. Его отец помазанник Божий – ну и что? Голову с него долой, хоть помазанник, хоть не помазанник – ведь Авессалому хочется править!

Да и родственные отношения значат для Давида намного больше, чем для Авессалома.

В Законе Моисея было предписано убивать камнями того, кто злословит отца своего и мать свою (Исх. 21: 17). Авессалом же идет дальше – он намерен именно убить отца (2 Цар. 17:2-4). Давид же смотрит на ситуацию иначе, он еще не забыл, что бунтовщик – его родной сын. Перед началом битвы он просит своих воинов не убивать Авессалома (2 Цар. 18:5).