25.03.2019

Биология в лицее. Строение семян


Плоды.

Оплодотворение у цветковых растений.

Опыление цветковых растений.

Цветок: его строение и функции. Соцветия.

Вегетативное размножение растений.

Вегетативное размножение растений. Различают естественное и "искусственное вегетативное размножение. Естественное вегетативное размножение:

1) видоизмененными побегами:

а) ползучими побегами размножаются земляника, будра, гусиная лапка, клевер белый, клюква, лютик ползучий;

б) корневищами размножаются пырей, ландыш, купена;

в) клубнями размножается картофель;

г) луковицами, они образуются у луков, тюльпанов;

2) корневыми отпрысками размножаются вишня, слива, осина, сирень, малина, иван-чай, бодяк полевой.,У них развиваются почки на корнях. Побеги, развивающиеся из этих почек, называют корневыми, а сами растения - корнеотпрысковыми;

3) отломившимися ветками размножаются ивы, тополя;

4) листьями размножается сердечник луговой.

Искусственное вегетативное размножение

Люди используют те способы вегетативного размножения, которые существуют в природе: усами размножают землянику, из клубней выращивают картофель, делением куста - кустарники, корневыми клубнями размножают георгины, луковицами - тюльпаны, клубнелуковицами - гладиолусы. Однако человек разработал и способы, которые в природе не существуют: культура тканей, прививка, черенкование. Сущность метода культур тканей заключается в том, что из кусочка образовательной (или другой) ткани или даже из одной клетки на питательной среде выращивают растения.

Прививки наиболее широко применяют у плодовых растений. У яблонь при выращивании их из семян не сохраняются ценные качества исходного растения и они становятся дичками. Различают прививку глазком и прививку черенком. Растение, на которое прививают, называют подвоем, а растение, которое прививают - привоем. Способы прививки черенком: в приклад (камбий на камбий), в расщеп, под кору. Черенком называют часть любого вегетативного органа - побега (стебля, листа), корня. Из черенка путем регенерации вырастает новое растение.

Размножение черенками:

а) зелеными облиственными побеговыми черенками размножают традесканцию, пеларгонию, колеус;

б) безлистыми черенками (участок молодого стебля с несколькими почками) можно размножать крыжовник, смородину, тополь, иву;

в) листовыми черенками размножают бегонии, глоксинии, фиалку узамбарскую, сансевьеру (щучий хвост);

г) корневыми черенками можно размножать малину, бодяк, осот полевой;

д) отводки применяют при размножении крыжовника, липы. При этом нижние ветви пригибают к земле, прижимают их деревянными шпильками и присыпают землей.



Значение вегетативного размножения:

1. При вегетативном размножении новое поколение имеет все качества материнского растения, что позволяет сохранять сорта растений с ценными признаками.

2. При формировании поросли от корней или пня растение уже имеет мощную корневую систему и оно более конкурентоспособное по сравнению с проростками.

3. Вегетативное размножение способствует довольно быстрому расселению растений и таким образом «захвату» новых территорий.

Недостатки:

При многократном повторении вегетативного размножения происходит «старение» исходного растения, что снижает его устойчивость к неблагоприятным условиям среды и болезням.

Цветок: его строение и функции. Соцветия

У всех цветковых растений органом семенного размножения является цветок. Только после цветения, опыления и оплодотворения у растений образуются плоды и семена.

Цветок - это видоизмененный укороченный побег, все части которого приспособились для образования плодов и семян (рис. 1). Ось цветка называют цветоножкой, верхняя расширенная часть ее образует цветоложе, к которому прикрепляются все другие элементы цветка. Наружными элементами цветка являются чашелистики. Совокупность чашелистиков - это чашечка. Внутри чашечки располагается венчик цветка, образованный лепестками.

Рис.1. Строение цветков с двойным и простым околоцветником

И чашечка, и лепестки могут быть свободными (яблоня, вишня, груша) или сросшимися (колокольчик, тыква, картофель). Чашечку и венчик вместе называют околоцветником. Он выполняет двойную функцию: защищает тычинки и пестики; привлекает насекомых-опылителей.

Околоцветник бывает двойным, если он состоит из чашечки и венчика (яблоня, груша, колокольчик, картофель), и простым, если представлен или венчиком (тюльпан), или чашечкой (свекла).

Каждая тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором формируется пыльца (пыльцевые зерна). Пыльцевые мешки являются микроспорангиями, в которых формируются споры. Здесь же в спорангиях споры прорастают, образуя мужские гаметофиты (пыльцевые зерна) с мужскими гаметами - спермиями.

Пестик имеет три части: завязь, столбик и рыльце.

Столбик может отсутствовать, и тогда рыльце называют сидячим (у мака). В завязи расположены семязачатки, содержащие женские гаметы (яйцеклетки).

Семязачатки представляют собой мегаспорангии, в которых формируются мегаспоры. В семязачатке мегаспора прорастает и образует женский гаметофит с женской гаметой - яйцеклеткой. Женский гаметофит у покрытосеменных более редуцирован,чем у голосеменных, и представлен обычно семью клетками. Если у цветка есть и пестики и тычинки, он называется обоеполым, так как имеет женские и мужские гаметы (яблоня, розы, лилия). Некоторые цветки имеют только пестики - их называют пестичными (женскими), или только тычинки, тогда их называют тычиночными, или мужскими.

Если женские и мужские цветки (или обоеполые) размещаются на одном растении, такие растения называются однодомными (тыква, огурец, кукуруза, яблоня), если на разных растениях - двудомными (тополь, ива, облепиха, клей американский).

В каждом цветке можно провести или одну ось симметрии (горох, шалфей, клевер, акация белая, фиалки), тогда цветок называется неправильным, или несколько (тюльпан, колокольчик, вишня, яблоня, тыква), тогда цветок является правильным.

Формулы цветков. Обозначения: Ч - чашечка, Л - лепестки, Р - простой околоцветник, Т - тычинки, П - пестик.

Справа внизу около каждого значка ставят цифрой количество элементов, а слева перед буквами - значки правильности или неправильности и отношение к полу. Формула цветка яблони:

Цветок правильный, обоеполый, с двойным

околоцветником, в котором пять чашелистиков и лепестков, тычинок много (знак бесконечности), пестиков пять сросшихся. Формула цветка белой акации:

т. е. неправильный цветок, с двойным околоцветником, в котором чашелистики срослись все, в венчике два лепестка срослись, а три - свободные. Тычинок десять, сросшихся и один пестик.

Группы цветков называют соцветиями (рис. 2).

Соцветия, имеющие одну ось, на которой на цветоножках или без них располагаются цветки, называются простыми. Соцветия, у которых от главной оси могут отходить оси второго порядка (боковые) с цветками, - сложные соцветия.

Простые соцветия:

Кисть (белая акация, черемуха, ландыш, пастушья сумка);

Простой колос (подорожник, ятрышник);

Початок (кукуруза);

Рис. 2. Типы соцветий

Корзинка (подсолнечник, одуванчик, ромашка, астра);

Головка (клевер);

Простой зонтик (вишня, примула);

Щиток (груша, спирея калинолистная).

Сложные соцветия состоят из простых, расположенных на главной оси:

Метелка (сирень, овес, мятлик, тростник);

Сложный зонтик (укроп, морковь, петрушка);

Сложный колос (рожь, пшеница, пырей). Биологическое значение соцветий состоит в том, что мелкие цветки в них более заметны и насекомые быстрее их находят. Это повышает гарантии опыления. Опыление проходит более продуктивно. Распускаются соцветия не одновременно, поэтому при поздних весенних заморозках, если часть цветков и погибнет, то нераспустившиеся останутся целыми и обеспечат образование семян.

Опыление цветковых растений

Опыление - перенос пыльцевых зерен (пыльцы) с тычинок на рыльца пестиков. Различают самоопыление и перекрестное опыление. При самоопылении пыльцевые зерна попадают на рыльце пестика того же цветка. Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестиков других называется перекрестным опылением.

Перекрестное опыление может осуществляться насекомыми (яблоня, слива, вишня, мак, тюльпан, акация белая), ветром (осоки, пырей, ольха, орешник, дуб, береза), птицами, водой (элодея, валлиснерия).

При перекрестном опылении зигота образуется из гамет, принадлежащим разным растениям, поэтому новый организм будет иметь признаки двух растений, а значит, более широкий набор приспособительных признаков.

У насекомоопыляемых растений образуется много пыльцы (она служит питанием для многих насекомых), поверхность пыльцевых зерен липкая или шероховатая, околоцветник крупный, яркий; мелкие цветки, как правило, собраны в соцветия.

Для привлечения насекомых у многих растений (клевер, тыква) служат и нектарники, которые выделяют нектар - жидкость с большим содержанием сахаров.

Многие цветки выделяют большое количество эфирных масел - они своим запахом привлекают насекомых (акация белая, розы, некоторые виды лилии, ландыш, черемуха и др.). Запах может быть и неприятный. Цветки с запахом тухлого мяса, навоза привлекают жуков, мух.

Некоторые растения опыляются только каким-то одним видом насекомых. Например, цветки клевера с длинной трубкой опыляются только шмелями, которые имеют длинный хоботок. Они же опыляют и цветки львиного зева, шалфея.

Ветроопыляемые растения, наоборот, имеют простые цветки - околоцветник отсутствует или плохо развит, тычинки длинные, свисающие. Пыльцы образуется много, она мелкая, невесомая и легко переносится ветром.

Оплодотворению у цветковых растений предшествует формирование мужского и женского гаметофитов.

Каждая тычинка состоит их пыльника, который содержит четыре пыльцевых мешка, производящих пыльцу, и тычиночной нити, содержащей проводящий пучок, по которому в пыльник поступают питательные вещества и вода.

Пыльцевые мешки содержат микроспороцисты, или материнские клетки микроспор. Каждый микроспороцист претерпевает мейоз и образует четыре пыльцевых зерна (рис. 3).

После мейоза можно видеть тетрады (группы по четыре) молодых пыльцевых зерен. У каждого пыльцевого зерна образуется толстая стенка, поверхность которой имеет узор, специфичный для вида или рода. На этой стадии пыльцевое зерно эквивалентно микроспоре. Его ядро делится надвое путем митоза, образуя генеративное ядро и ядро пыльцевой трубки. После этого содержимое пыльцевого зерна можно рассматривать как эквивалент мужского

Рис. 3. Развитие пыльцевых зерен

гаметофита, поскольку из генеративного ядра в дальнейшем образуются мужские гаметы.

Наружная стенка пыльцевого зерна (экзина), состоит из спорополленина - материала близкого к кутину и суберину, но более стойкого, чем оба этих вещества. Спорополленин - одно из самых устойчивых веществ, существующих в природе, и благодаря этому оболочки пыльцевых зерен сохраняются не изменяясь, на протяжении длительного времени, иногда миллионов лет.

Существует наука - палинология, или наука пыльцевого анализа. Изучая пыльцевые зерна, относящиеся к определенному времени и сохраненные в определенном месте, можно установить, какие там росли растения. Особенно обильным источником пыльцевых зерен служит торф.

В завязи пестика образуется один или несколько семязачатков. Главную часть семязачатка составляет нуцеллус, окруженный двумя защитными покровами - интегументами. На одном конце семязачатка имеется маленькая пора - микропиле. В нуцеллусе, у его микропилярного конца, начинает развиваться одна материнская клетка мегаспоры - материнская клетка зародышевого мешка. Эта диплоидная клетка делится путем мейоза и образует гаплоидную мегаспору, или зародышевый мешок (рис. 4).

Зародышевый мешок растет, его ядро делится путем митоза, и теперь его содержимое можно рассматривать как женский гаметофит. В результате дальнейших митозов образуется восемь ядер; одно из них - ядро женской гаметы. Два полярных ядра перемещаются к центру зародышевого мешка и сливаются, превращаясь в одно диплоидное ядро.

Как только на рыльце попадает пыльцевое зерно, эпидермальные клетки рыльца выделяют раствор сахарозы, который стимулирует прорастание пыльцевого зерна и, возможно, используется для его питания. Сквозь одну из пор, имеющихся в стенке пыльцевого зерна, выходит пыльцевая трубка, которая быстро растет вниз внутри столбика, направляясь к завязи. Ее рост сопровождается секрецией ферментов и регулируется ядром пыльцевой трубки. Рост пыльцевой трубки стимулируют ауксины, вырабатываемые гинецеем, а к завязи ее направляют определенные вещества (хемотропизм).

Во время роста пыльцевой трубки генеративное ядро делится митотически, образуя два мужских ядра, представляющие собой мужские гаметы. В отличие от спермиев низших растений они неподвижны и могут добраться до женской гаметы только с помощью пыльцевой трубки. Пыльцевая трубка проникает в семязачаток через микропиле, кончик трубки разрывается, освобождая мужские гаметы вблизи зародышевого мешка, в который они проникают. Одно ядро сливается с женской гаметой, образуя диплоидную зиготу, а другое - с диплоидным ядром, образуя триплоидное ядро эндосперма. Такое двойное оплодотворение свойственно только цветковым растениям.

Рис. 4. Развитие зародышевого мешка и женской гаметы (в семязачатке)

Процесс двойного оплодотворения был открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898г. После оплодотворения семязачаток называют уже семенем, а завязь - плодом.

Плод характерен только для цветковых растений. Это многоклеточный орган растений, формирующийся из завязи цветка после двойного оплодотворения. Плод состоит из околоплодника и семян.

Плод защищает семена от неблагоприятных воздействий внешней среды, следовательно, гарантия появления новых особей возрастает. Плоды обеспечивают распространение семян птицами, млекопитающими, ветром, водой и т. д.

Снаружи расположен околоплодник, т. е. разросшиеся стенки завязи пестика, под которыми находятся семена. Питательные вещества могут быть в околоплоднике (огурцы, дыня, арбуз, вишня, слива) или в семенах (каштан, орех, фасоль, боб, зерновки злаков).

Классификация плодов

Среди огромного разнообразия плодов наиболее распространены следующие.

Костянка - сочный плод, у которого внутренний слой околоплодника деревянистый и образует косточку, внутри которой расположено семя. Наружный слой околоплодника - кожица, средний - сочная мякоть (вишня, слива, абрикос, черемуха, алыча).

Ягода - сочный многосемянный плод, у которого, в отличие от костянки, нет деревянистого слоя, семена располагаются в сочной мякоти (помидор, виноград, смородина, черника).

Яблоко - сочный многосемянный плод (яблоня, груша, рябина). В образовании плода участвуют кроме завязи и другие элементы цветка (цветоложе, околоцветник).

Зерновка - сухой односемянный невскрывающийся плод с тонким околоплодником, сросшимся с кожурой семени (рожь, пшеница, кукуруза, рис).

Семянка - сухой односемянный невскрывающийся плод с кожистым околоплодником, не срастающимся с кожурой семени (подсолнечник, одуванчик, мать-и-мачеха).

Орех - сухой односемянный невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником (орешник, липа, дуб). Нельзя называть орехами плоды грецкого ореха. Его плод - сухая костянка.

Боб - сухой многосемянный плод, в котором семена прикреплены к стенкам плода (горох, фасоль, люпин).

Стручок - сухой многосемянный вскрывающийся плод, у которого семена крепятся к перегородке, разделяющей плод на две части (капуста, редька, репа, пастушья сумка).

Коробочка - многогнездный многосемянный плод, образованный несколькими плодолистиками (хлопчатник, мак).

Строение семян

Рис. 5. Строение семян

Семя - это зародышевое растение, снабженное запасом питательных веществ.

Основное различие семян - в строении зародыша. Основой для деления цветковых растений на два класса - двудольные и однодольные - является строение зародыша.

Строение семян двудольных растений рассмотрим на примере семени фасоли. Снаружи семя покрыто блестящей толстой семенной кожурой, которая развивается из покровов семязачатка. Функции кожуры - защита зародыша от механических повреждений и неблагоприятных условий, возбудителей болезней. На вогнутой стороне семени хорошо заметен рубчик - место прикрепления семяножки, которая соединяет семязачаток со стенкой завязи. Рядом с рубчиком маленькое отверстие - пыльцевход.

Под кожурой расположен зародыш, который имеет два толстых листа, называемых семядолями. Они содержат питательные вещества. Между семядолями находится зародышевый стебелек, переходящий в зародышевый корешок. На верхушке стебелька находится почечка с зачаточными листочками. Зародыш - это миниатюрное растение, которое имеет все органы взрослого растения: корень, стебель, лист. Все цветковые растения, зародыш которых имеет две семядоли, называют двудольными (картофель, помидор, морковь, огурцы, яблоня, вишня, дуб и др.).

Однако семена сирени, мака, липы, перца сладкого содержат питательные вещества в эндосперме. В семенах ясеня питательные вещества находятся как в семядолях, так и в эндосперме.

Важнейшим отличием однодольных растений от двудольных является наличие в зародыше одной семядоли (лук, чеснок, лилия, ландыш, тюльпан, ирис, овес, рис, кукуруза, пшеница, рожь и др.).

Зерновка - не семя, а плод, у которого околоплодник плотно срастается с кожурой семени. В верхней части зерновки виден хохолок из волосков. Большую часть зерновки занимает эндосперм - питательная ткань, клетки которой содержат крахмал, белки, жиры. Зародыш имеет стебелек, корешок и почечку, но семядоля у него одна. Видоизмененная семядоля зародыша - щиток - не содержит питательных веществ и отделяет зародыш от эндосперма.

Но у стрелолиста, частухи подорожниковой (однодольные) семена не имеют эндосперма, а питательные вещества сосредоточены в зародыше. У лука, ландыша эндосперм расположен вокруг зародыша.

1. Для размножения растения прививают, поскольку при этом:

а) сохраняется желаемый набор генетических признаков;

б) образующиеся плоды сочетают в себе генетические признаки обоих родительских растений.

2. Какая часть цветка несет защитные функции:

а) тычинка; б) чашелистик;

в) кожура семени; г) пестик?

3. Из семязачатка после оплодотворения образуется:

а) зигота; б) семя; в) плод; г) зародыш.

4. Соцветие извилину имеет:

а) незабудка; б) гладиолус;

в) гвоздика; г) подорожник.

5. Укажите однодомное растение:

а) кукуруза; б) облепиха;

в)конопля; г) тюльпан.

6. Является ли интеркалярная меристема характерным признаком однодольных или двудольных растений или же он присущ обеим этим группам?

а) обеим группам; б) двудольным; в) однодольным.

7. Клубеньки характерны для корней:

а) бобовых; б) пасленовых;

в) крестоцветных; г) розоцветных.

8. Соцветие корзинку имеет:

а) подсолнечник; б) морковь; в) яблоня.

9. Однодольные растения произошли от:

в) двудольных; г) мхов.

10. Внесено ли растение водяной орех (чилим) в Красную книгу Республики Беларусь?

а) внесено; б) исключено.

Литература

1. Р.Г.Заяц, И.В. Рачковская и др. Биология для абитуриентов. Минск, «Юнипресс», 2009г., с. 94-120.

2. Л.Н. Песецкая. Биология. Минск, «Аверсэв», 2007г., с.133-145.

3. Н.Д. Лисов, Н.А. Лемеза и др. Биология. Минск, «Аверсэв», 2009г, с.127-155.

4. Е.И. Шепелевич, В.М. Глушко, Т.В. Максимова. Биология для школьников и абитуриентов. Минск, «УниверсалПресс», 2007г., с.272-282.

Лекция 9. Царство Животные. Зоология - наука о животных.

Тип Кишечнополостные

Зоология как наука. Значение животных в природе и жизни человека.

Сходство и отличие животных и растений.

Происхождение многоклеточных.

Классификация животных.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

Зоология - это наука, изучающая строение, жизнедеятельность животных, их многообразие и распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития.

Первое знакомство человека с животными приходится на самые ранние этапы развития первобытного общества. Охота и употребление в пищу животных, их приручение и разведение давали человеку первые сведения о строении, образе жизни и болезнях животных.

В Древней Греции возникает самостоятельная наука - зоология (греч. zoon - животное, logos - учение). Основателем зоологии считают древнегреческого ученого и философа Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Всех известных ему животных (500 видов) Аристотель разделил на две группы: животные с кровью (и со спинным хребтом); животные без крови.

После Аристотеля попытки классифицировать животных возобновились только в XVII-XVIII вв. Наибольший вклад в науку внес шведский ученый Карл Линней (1707-1778 гг.). В книге «Система природы» К. Линней подразделил всех известных ему

(около 4200 видов) животных на шесть классов: млекопитающие, птицы, земноводные, рыбы, насекомые и черви. Эти классы животных он подразделил на отряды, отряды - на роды, а роды - на виды. Удачным оказалось предложенное Линнеем бинарное (двойное) название вида латинскими словами. Например, Parus major - синица большая.

Большой вклад в дальнейшее развитие зоологии внесли французские ученые Ж. Б. Л а м а р к (1744-1829) и Ж. Кювье (1769-1832). Ламарк отстаивал идею эволюционного исторического развития живой природы, хотя причины эволюции он истолковывал неверно, связывая их с врожденными способностями организма приспосабливаться к окружающей среде.

Кювье установил понятие «тип» в зоологии и впервые объединил рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в один тип - позвоночных. Его труды положили начало формированию новой науки - палеонтологии позвоночных.

Ш в а н н сформулировал в 1839 г. основные положения клеточной теории, доказавшей, что все живые организмы состоят из клеток.

Ч. Д а р в и н (1809-1882) в книге «Происхождение видов» доказал историческое развитие всех живых организмов из одного корня. Существование и соподчиненность всех систематических категорий Дарвин объяснил теорией естественного отбора и принципом расхождения признаков, заложив теоретические основы естественной системы, доказав, что она формировалась в процессе эволюции органического мира.

Большое значение для развития зоологической науки имели труды выдающихся русских ученых К. Рулье (1814-1858), К.М.Бэра (1792-1876),А.Н.Северцова (1827-1885), А. С. Ковалевского (1840-1901), И. М. Мечникова (1845-1916).

В настоящее время зоология представляет собой целый комплекс наук. Морфология изучает строение животных организмов. Анатомия изучает строение органов и систем органов; гистология изучает микроскопическое строение тканей и органов; цитология выясняет структурные особенности клеток; эмбриология - закономерности зародышевого развития животных. Физиология рассматривает жизненные процессы организма (пищеварение, дыхание, выделение, деятельность нервной системы и органов чувств). Этология исследует поведение животных, экология животных выясняет взаимосвязи организмов с окружающей средой. Зоогеография изучает закономерности распределения животных по земному шару. Систематика животных занимается классификацией организмов и строит естественную систему животного мира.

Мир животных, населяющих нашу планету, относят к надцарству Ядерные организмы (Эукариоты), царству Животные. Царства делятся на типы, типы на классы, классы на отряды, отряды - на семейства, семейства - на роды, роды - на виды. Например:

Животные в природе и жизни человека имеют:

1) положительное значение: в природе -

а) консументы (большой биологический круговорот веществ);

б) санитары;

в) опылители (насекомые);

г) почвообразователи; для человека -

а) продукт питания;

б) сырье для промышленности (фармацевтическая, текстильная, обувная, меховая, пищевая и др.);

в) экспериментальный лабораторный объект;

г) бионика;

д) помощники в труде, спорте, отдыхе;

2) отрицательное значение:

а) ядовитые, опасные;

б) возбудители заболеваний;

в) переносчики и промежуточные хозяева возбудителей заболеваний;

г) вредители сельского хозяйства.

Сходство и отличие животных и растений

1) Черты сходства:

Общность происхождения;

Обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);

Клеточное строение;

Рост и способы размножения;

Кодирование, передача и реализация наследственной информации;

Раздражимость.

Сходство доказывает родство и единство происхождения, различия - дивергентный путь развития органического мира.

2) Черты различия (см. таблицу):

Признаки Зеленые растения Животные
Способ питания Автотрофные (фитотрофные) Гетеротрофные
Обмен веществ Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза, из неорганических. Идет за счет поступления веществ с пищей.
Целлюлозная клеточная стенка Имеется Отсутствует
Способность к росту На протяжении всей жизни. У большинства только в молодом возрасте
Способность к передвижению Неактивное Активное
Активность в поисках пищи Не активны Активны
Роль в цепи питания Продуценты Консументы
Нервная деятельность Отсутствует Имеется
Признаки Зеленые растения Животные
Системы Вегетативные: стебель, Соматические:
органов корень, лист опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, покровная, эндокринная, нервная и органы чувств.
Репродуктивные: Репродуктивная:
цветок, семя, плод половая
Ткани Образовательная Эпителиальная
Покровная Мышечная
Механическая Соединительная
Основная Нервная

Происхождение многоклеточных

Наибольшее признание получили две гипотезы:

1) колониальная гипотеза была предложена Геккелем в 1866 г. Согласно этой гипотезе первым шагом к появлению многоклеточное™ было нерасхождение дочерних клеток, образов вавшихся в результате многократного деления одноклеточного животного, вероятно простейшего. Например, некоторые клетки губок сходны со жгутиковыми простейшими. Возможно, что губки произошли от колониальных форм этих простейших.

2) синтициальная гипотеза была предложена в 1944 г. Xаджи. По его мнению, сначала в результате многократного деления ядра простейшего образовался многоядерный организм. Образование в дальнейшем внутренних перегородок между ядрами привело к многоклеточное™. Эта гипотеза в настоящее время имеет много сторонников, и с ее помощью можно объяснить происхождение остальных групп многоклеточных (за исключением губок).

Многоклеточные животные разнообразны по строению, различны по форме, массе тела. Они подразделяются на 25 типов, из которых по программе учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, изучается лишь восемь: Губки, Кишечнополостные, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие к Хордовые.

По признаку отсутствия или наличия внутреннего скелета, животные подразделяются на две группы - беспозвоночные (все типы, кроме хордовых) и позвоночные, включающие только один тип хордовых.

Выделяют две группы животных в зависимости от происхождения ротового отверстия у взрослого организма. Первичноротые - животные, у которых первичный рот зародыша на стадии гаструлы (бластопор) остается ртом взрослого организма. К этой группе относятся животные всех типов, кроме двух - иглокожих и хордовых. У вторичноротых животных первичный рот зародыша (бластопор) превращается в анальное отверстие, а истинный рот закладывается вторично в виде эктодермального кармана.

В зависимости от типа симметрии тела также выделяют две группы животных. Типы Губки и Кишечнополостные принадлежат к лучистым, или радиально-симметричным животным; все остальные типы животных - к двусторонне-симметричным.

Лучевая, или радиальная симметрия имеет симметрично повторяющиеся вокруг главной оси участки тела. При двусторонней, или билатеральной, одна продольная плоскость делит тело на две зеркальноподобные половины.

Имеется также разделение животных на двухслойных и трехслойных. Двухслойные животные (Губки и Кишечнополостные) не имеют мезодермы, у них присутствует только экто- и энтодерма. Все остальные типы животных, начиная с типа Плоские черви, имеют все три зародышевых листка - экто-, энто- и мезодерму.

Различают следующие типы питания: гетеротрофный, миксотрофный или смешанный и автотрофный.

Гетеротрофы (от греческого heteros - иной, разный) используют в пищу готовые органические вещества. Известны четыре типа гетеротрофного питания:

1) голозойный тип питания характерен для животных и насекомоядных растений. При этом типе питания организмы захватывают пищу внутрь тела, где она переваривается, всасывается и усваивается организмом;

2) при сапротрофном способе организмы питаются мертвым или разлагающимся органическим материалом;

3) симбиотический тип питания характерен для симбиотиче ских организмов. Например, инфузории в желудке жвачных;

Существует группа организмов со смешанным типом питания, например эвгленовые. На свету такие организмы ведут себя как типичные автотрофы, но если имеется источник органического углерода, они ведут себя как гетеротрофы.

Автотрофы (от греческого autos - сам, trophe - питание) способны сами синтезировать питательные вещества.

Фототрофы (от греч. photos - свет) могут синтезировать органические вещества за счет энергии солнечного света. Это практически все растения, зеленые протисты и некоторые бактерии (цианобактерии, зеленые и пурпурные бактерии).

Хемотрофы для синтеза органических веществ используют энергию химических реакций. К хемотрофам относятся некоторые бактерии (железобактерии, бесцветные серобактерии, нитрифицирующие бактерии).

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика

Тип объединяет около 10 ООО видов. Характерные признаки:

Двухслойные многоклеточные животные: стенка тела состоит из двух слоев клеток - наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы); эти слои разделены мезоглеей - бесструктурным, желеобразным слоем.

Появились ткани.

Одна полость тела - гастральная.

Единственное отверстие и для заглатывания пищи, и для экскреции.

Радиальная симметрия тела.

Две формы существования: полип и медуза.

Нервная система"представляет собой сеть, образованную нервными клетками (диффузный тип).

Бесполое размножение путем почкования или стробиляции.

При половом размножении образуется особая личинка - планула.

Классификация типа (см. таблицу):

Класс Гидроидные Класс Сцифоидные Класс Коралловые полипы
Доминирует полип Имеется полип Только полип
Медуза простая Доминирует крупная медуза Медузы нет
Глотки нет Глотки нет Глотка выстлана эктодермой
Эктодермальные гонады Энтодермальные гонады Энтодермальные гонады
Полипы одиночные или колониальные Полип развит слабо, иногда его нет Полипы одиночные или колониальные (кораллы) ,
Имеются стрекательные клетки Имеются стрекательные клетки
Представители: гидра, обелия Представитель: ауре-лия Представители: актиния, мадрепоровый коралл

Гидроидные - это одиночные или колониальные кишечнополостные, ведущие сидячий образ жизни. Они называются полипами.

3. В лечебных целях используется скелет:

а) пресноводных бадяг;

б) греческой губки;

в) геодии.

4. Типы Губки и Кишечнополостные принадлежат к:

а) радиально-симметричным животным;

б) двусторонне-симметричным животным.

5. К типу Кишечнополостные не относятся:

а) актинии;

б) медузы;

в) планарии;

г) кораллы.

6. Пресноводные гидры:

а) передвигаются при помощи щупалец;

б) передвигаются при помощи подошвы;

в) передвигаются при помощи щупалец и подошвы;

г) не передвигаются.

7. Половое размножение гидр происходит:

а) весной; б) летом; в) осенью.

8. Пищеварение кишечнополостных происходит:

а) в эктодерме;

б) в энтодерме;

в) и в эктодерме, и в энтодерме.

9. Медузы размножаются:

а) только половым путем;

б) только бесполым путем;

в) половым и бесполым путями;

г) одни виды только половым, другие - половым и бесполым путями.

10. Антозоа - это латинское название класса:

а) Гидроидных;

б) Сцифоидных;

в) Коралловых полипов.

Литература

1. Р.Г.Заяц, И.В. Рачковская и др. Биология для абитуриентов. Минск, «Юнипресс», 2009г., с. 120-142.

2. Л.Н. Песецкая. Биология. Минск, «Аверсэв», 2007г., с.181-193.

3. Н.Д. Лисов, Н.А. Лемеза и др. Биология. Минск, «Аверсэв», 2009г, с.155-169.

4. Е.И. Шепелевич, В.М. Глушко, Т.В. Максимова. Биология для школьников и абитуриентов. Минск, «УниверсалПресс», 2007г., с.311-316, 401-404.

Лекция 10. Сравнительная характеристика типов Плоские, Круглые и Кольчатые черви

Общая характеристика типа Плоские черви.

Класс Сосальщики. Печеночный сосальщик.

Класс Ленточные черви. Бычий цепень.

Общая характеристика типа Круглые черви.

Аскарида, размножение и развитие. Острица, особенности цикла развития.

Общая характеристика типа Кольчатые черви.

Тип Плоские черви

Ароморфозы типа:

1) билатеральная симметрия тела;

2) появление мезодермы;

3) развитие систем органов.

Общая характеристика типа Плоские черви

1. Тип Плоских червей представлен двусторонне-симметричными (билатеральными) животными, через тело которых можно провести только одну плоскость симметрии. Двусторонняя симметрия впервые появляется именно в этой группе беспозвоночных.

2. Плоские черви трехслойны. В процессе онтогенеза у них формируется не два, как у кишечнополостных, а три зародышевых листка.

3. Тело вытянуто в длину и сплющено в спинно-брюшном направлении (принимает вид ленты, пластинки, листа).

4. Важная особенность строения плоских червей - наличие у них кожно-мускульного мешка (совокупность эпителия и расположенной под ним системы мышечных волокон - кольцевых, продольных). Сокращением мышечных элементов кожно-мускульного мешка обусловливаются характерные «червеобразные» движения плоских червей.

5. Тело плоских червей не имеет полости - это бесполостные, или паренхиматозные животные: пространство между внутренними органами заполнено соединительной тканью мезодермального происхождения или паренхимой, содержащей многочисленные клетки. Паренхима занимает все промежутки между органами, и роль ее многообразна. Это опорное значение, место накопления запас ных питательных веществ, важная роль в процессах обмена и т. п.

7. Нервная система состоит из парного мозгового ганглия и идущих от него кзади нервных стволов, соединенных кольцевыми перемычками. Особого развития достигают два продольных ствола.

8. Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.

9. Впервые появляются специальные органы выделения - протонефридии. Они представлены системой разветвленных канальцев, оканчивающихся в паренхиме особой звездчатой клеткой с пучком ресничек. С внешней средой протонефридии сообщаются с помощью специальных выделительных отверстий.

10. Половая система плоских червей гермафродитна; формируется сложная система протоков, служащих для выведения половых продуктов, и появляются органы, обеспечивающие возможность внутреннего оплодотворения.

Класс Сосальщики. Известно около 4000 видов сосальщиков, в Беларуси обнаружено 60 видов.

Представителем класса Сосальщиков является печеночный сосальщик. Он достигает в длину 3-5 см. Удерживается в печени хозяина с помощью ротовой и брюшной присосок, гермафродит.. Печеночный сосальщик развивается со сменой хозяев. Окончательными хозяевами являются травоядные млекопитающие (рогатый скот, лошади, свиньи, кролики). Изредка встречается у человека. Промежуточный хозяин - прудовик малый.

Печеночный сосальщик откладывает 20 000 яиц в день.

В жизненном цикле печеночного сосальщика имеется свободноживущая стадия - мирацидий, по морфологии близкая к ресничным червям, что служит одним из доказательств происхождения сосальщиков от ресничных червей.

Сосальщики оказывают на хозяина механическое действие. Продукты их жизнедеятельности токсичны и имеют аллергическое действие.

Меры личной профилактики:

1) не пользоваться для питья сырой водой из опасных в этом отношении водоемов;

2) тщательно мыть овощи, употребляемые в пищу в сыром виде. Меры общественной профилактики должны быть тесно связаны с ветеринарной службой. Для предохранения скота от заражения - я проводят смену пастбищ, большое значение имеет санитарно-просветительная работа.

Класс Ленточные черви. Бычий цепень

Окончательный хозяин цепня невооруженного - человек, промежуточный хозяин - крупный рогатый скот. Скот заражается, поедая проглоттиды, которые с фекалиями человека могут попасть на траву, сено. В желудке скота из яиц выходят шестикрючные личинки онкосферы, которые пробуравливают стенку кишечника, попадают в ток крови и заносятся в мышцы, где превращаются в финны. Финны имеют форму пузыря, заполненного жидкостью, внутрь которых ввернута головка с присосками. Человек заражается при употреблении сырой и полусырой говядины.

Патогенное влияние обусловлено механическим воздействием, использованием переваренной пищи хозяина и токсическим действием продуктов жизнедеятельности. Наблюдается расстройство пищеварения, малокровие, общая слабость.

Личная профилактика состоит в том, чтобы не есть сырой и полусырой говядины, общественная - санитарное благоустройство населенных мест и обследование работников, занятых в животноводстве. Обязательная экспертиза говядины на бойнях и рынках.

Своеобразное строение головки - сколекса и органов прикрепления;

Расчленение тела у большинства ленточных червей на членики - проглоттиды;

Обычно повторяющийся в каждом членике половой аппарат, что ведет к огромной плодовитости;

Редукция пищеварительной системы;

Сложность жизненного цикла, проходящего у большинства видов со сменой хозяев.

Тип Круглые, или Первичнополостные черви

Тип характеризуется следующими признаками

1. Тело нечленистое (несегментированное).

2. Тело представляет собой кожно-мускульный мешок, покрытый кутикулой, выполняющей защитную функцию. Под кутикулой лежит эпидермис, называемый гиподермой, и тяжи продольных мышц, состоящие из одного слоя клеток.

3. Имеется первичная полость тела - пространство между стенкой тела и кишечником, лишенное эпителиальной выстилки и заполненное жидкостью.

4. Пищеварительная система представлена передней, средней и задней кишкой, заканчивающейся анальным отверстием.

5. Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.

6. Выделительная система протонефридиального типа в виде одного или двух каналов, лежащих по бокам тела и открывающихся наружу одним отверстием.

7. Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нескольких нервных тяжей, из которых наиболее развиты брюшной и спинной.

8. В отличие от плоских червей большинство круглых червей раздельнополы. Половой аппарат имеет трубчатое строение. У самки он парный (2 яичника, 2 яйцевода, 2 матки и одно влагалище), у самца - непарный (семенник, семяпровод, семяизвергательный канал). Самец меньше самки.

Тип включает один класс Собственно Круглые черви и объединяет около 15 ООО видов.

Аскарида, размножение и развитие. Острица, особенности цикла развития

Половозрелые самки аскарид достигают в длину 40 см, самцы 15-25 см. Тело цилиндрическое, суженное к концам. У самца задний конец спирально закручен на брюшную сторону. ]

Жизненный цикл. Аскарида человеческая - геогельминт. Оплодотворенные яйца выводятся из организма хозяина с фекалиями. Для их развития необходим свободный кислород. Во внешней среде при оптимальной температуре 24-25 °С они достигают инвазионной зрелости примерно за 24 дня. Яйца могут сохранять жизнеспособность до 6 лет и более. Но быстро погибают под действием высокой температуры. Температура +60 "С убивает в течение 1-3 мин, +70 °С - за несколько секунд.

Инвазионное (т. е. заразное) яйцо аскариды человек чаще всего проглатывает с немытыми овощами или ягодами. В кишке из яйца освобождается личинка, которая проделывает миграции в организме человека. Она прободает стенку кишки, попадает в кровеносные сосуды и с током венозной крови через печень правое предсердие и желудочек, проникает в легкие. Для дальнейшего развития личинке аскариды необходим свободный кислород. В легких из капилляров личинка проникает в легочные альвеолы, а затем в бронхи и трахею. Отсюда личинка поднимается в глотку и со слюной может быть снова проглочена. Миграция длится около 2 недель. Попав вторично в кишки человека, личинка через 2,5-3 месяца превращается в половозрелую форму. Самка аскариды выделяет ежесуточно до 240 тыс. яиц. Живет около года. Число в кишках человека может достигать несколько сотен.

У больных отмечается головная боль, слабость, головокружение. Аскариды могут стать причиной кишечной непроходимости. Мигрирующие личинки разрушают ткань легкого и вызывают аллергические реакции.

Профилактика:

Соблюдение правил личной гигиены, тщательная очистка и мытье овощей, фруктов, ягод перед употреблением в пищу.

Меры общественной профилактики: санитарно-просветительная работа, благоустройство туалетов. Не следует удобрять огороды и ягодники свежими человеческими фекалиями, не прошедшими компостирования.

Острица - возбудитель энтеробиоза. Это небольшой червь белого цвета. Длина самок около 10 мм, самцов 2-5 мм. Задний конец тела самца спирально закручен.

Тип Кольчатые черви

Ароморфозы типа:

1) наличие органов движения;

2) появление органов дыхания и замкнутой кровеносной системы;

3) вторичная полость тела.

Тип Кольчатых червей охватывает около 8000 видов высших червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем предыдущие типы.

Главные признаки типа:

1. Тело червей слагается из головной лопасти (простомиума), сегментированного туловища и задней анальной лопасти (пигидия). На головной лопасти располагаются органы чувств.

2. Есть хорошо развитый кожно-мускульный мешок.

3. У кольчатых червей впервые появляется вторичная полость тела или целом (пространство между стенкой тела и внутренними органами с собственной эпителиальной выстилкой, которая отделяет полостную жидкость от всех окружающих тканей и органов). Она разделена на камеры в соответствии с внешней сегментацией.

4. Ротовое отверстие лежит на брюшной стороне первого ceгмента туловища. Пищеварительная система слагается из ротовой полости, глотки, средней кишки и задней кишки, открывающейся анальным отверстием на конце анальной лопасти.

5. У большинства имеется хорошо развитая замкнутая кровеносная система.

6. Функции выделения выполняются метанефридиями. Метанефридиями называются открытые выделительные органы, в отличие от замкнутых протонефридиев. Метанефридии начинается более или менее расширенной воронкой - нефростомом, усаженной ресничками и открывающейся в полость сегмента. От нефростома начинается нефридиальный канал, который проходит в следующий сегмент. Здесь канал образует сложный клубок и открывается выделительным отверстием наружу.

7. Нервная система состоит из парных над- и подглоточного ганглиев, связанных с окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой. Последняя представляет собой пару продольно сближенных стволов, образующих в каждом сегменте нервные узлы.

8. Наиболее примитивные кольчатые черви раздельнополы; у части вторично появляется гермафродитизм.

9. Дробление яйца идет по спиральному типу.

10. У низших представителей типа развитие протекает с метаморфозом, типичная личинка - трохофора.

Согласно наиболее распространенному взгляду кольчатые черви произошли от низших несегментированных червей.

Тип подразделяется на три класса - Малощетинковые (представитель дождевой червь), Многощетинковые (нереис, пескожил) и Пиявки. Полагают, что в ходе эволюции многощетинковые дали начало членистоногим.

1. Плоские черви:

а) двухслойные животные;

б) трехслойные животные.

2. Укажите органы выделения у бычьего цепня:

а) протонефридии;

б) метанефридии;

3. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

а) корова;

б) малый прудовик;

в) человек.

4. Усложнение круглых червей по сравнению с плоскими связано с появлением:

а) трехслойного строения тела;

б) нервной системы;

в) гермафродитизма;

г) сквозной пищеварительной системы.

а) тип Круглые черви;

б) класс Ленточные черви;

в) класс Сосальщики?

6. Сколько слоев мышц имеют круглые черви?

а) один; б) два; в) три.

7. Сколько члеников имеет тело дождевого червя?

а) 20-30; 6)250; в) до 180; г) 50.

8. Среди кольчатых червей настоящие параподии есть только у:

а) олигохет; б) полихет; в) пиявок.

9. Для полихет характерна(-ен; -о):

а) раздельнополость;

б) гермафродитизм;

в) почкование.

10. Какая полость тела у нереиды:

а) кишечная; б) первичная;

в) вторичная; г) заполнена паренхимой

Литература

1. Р.Г.Заяц, И.В. Рачковская и др. Биология для абитуриентов. Минск, «Юнипресс», 2009г., с. 129-177.

2. Л.Н. Песецкая. Биология. Минск, «Аверсэв», 2007г., с.195-202.

3. Н.Д. Лисов, Н.А. Лемеза и др. Биология. Минск, «Аверсэв», 2009г, с.169-188.

4. Е.И. Шепелевич, В.М. Глушко, Т.В. Максимова. Биология для школьников и абитуриентов. Минск, «УниверсалПресс», 2007г., с.404-413.

Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Ткани плода в зерновке представлены лишь плёнчатым наружным слоем, получившим название плодовой оболочки. Вся остальная часть зерновки — семя.

Строение семени однодольных хорошо можно рассмотреть на примере пшеницы. У пшеницы зёрна представляют собой плоды — зерновки, содержащие только одно семя. Большую часть в зерне занимает эндосперм — особая запасающая ткань, содержащая органические вещества. Сбоку от эндосперма расположен зародыш. В нём различают зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевую почечку и видоизменённую семядолю, расположенную на границе с эндоспермом. Эта семядоля при проращивании семени содействует поступлению питательных веществ из эндосперма к зародышу.

Строение семени однодольного растения (пшеница)

Строение семени двудольного растения

Строение семени двудольного растения легче рассматривать на примере фасоли состоящее из зародыша и семенной кожуры. После снятия семенной кожуры обнажается зародыш, который состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, двух массивных семядолей и заключённой между ними почечки. Семядоли — это первые видоизменённые листья зародыша. У фасоли и многих других растений они содержат запас питательных веществ, которые затем расходуются на питание проростка, а также выполняют защитную функцию по отношению к почечке.

Строение семени двудольного растения (фасоль)

Определение неорганических веществ в семени

Цель: выявить неорганические вещества в семени.

Что делаем: положим на дно пробирки немного сухих семян (пшеница) и нагреем их над огнём. Условие: держать пробирку над огнём необходимо горизонтально, чтобы её верхняя часть оставалась холодной.

Что наблюдаем: вскоре на внутренних стенках в холодной части пробирки можно заметить капли воды.

Результат: капли воды — это результат охлаждения водяных паров, выделившихся из семян.

Что делаем: продолжаем нагревать пробирку.

Что наблюдаем: появляются бурые газы. Семена обуглились.

Результат: при полном сгорании семян остаётся лишь немного золы. Её в семенах не много — от 1,5 до 5 % сухой массы.

Вывод: семена содержат горючие органические и негорючие минеральные (золу).

Определение органических веществ в семени

Известно, что муку получают, размалывая на мельнице зёрна пшеницы.

Цель: выясним состав органических веществ входящих в семена пшеницы.

Что делаем: возьмём немного пшеничной муки, добавим в неё воды и сделаем небольшой комочек теста. Завернём комочек теста в марлю и тщательно промоем в сосуде с водой.

Что наблюдаем: вода в сосуде стала мутной, а в марле остался небольшой клейкий комочек.

Что делаем: капнем 1-2 капли раствора йода в стакан с водой.

Что наблюдаем: жидкость в сосуде посинела.

Результат: испытуемая воды посинела — значит, там есть крахмал.

На марле, в которой было тесто, осталась тягучая клейкая масса — клейковина, или растительный белок.

Вывод: в семенах содержатся растительный белок и крахмал — это органические вещества. В семенах в основном откладываются органические вещества. У разных растений они имеются в разных количествах.

Определение растительных жиров в семенах растений

Кроме белка и крахмала из органических веществ в семенах есть ещё растительные жиры.

Цель: доказать, что в семенах содержатся растительные жиры.

Что делаем: семя подсолнечника положить между двумя листами белой бумаги (рис. 1). Затем надавить на семя тупым концом карандашом (рис. 2).

Что наблюдаем: на бумаге появилось жирное пятно (рис.3).

Общий вывод: органические вещества образуются в организме и при нагревании обугливаются, а затем сгорают, превращаясь в газообразные вещества. Неорганические вещества, входящие в состав семени, не горят и не обугливаются.

Жизненные процессы прорастающего семени

Всхожесть семян

Всхожесть семян — важный показатель их качества самих семян. Определить её не сложно.

Цель: научиться определять всхожесть семян.

Что делают: отсчитывают, из семенного материала, 100 семян подряд, без выбора, раскладывают их на мокрой фильтровальной бумаге или на смоченном песке (можно на мокрой тряпочке).

Что наблюдаем: через 3-4 дня подсчитывают число проросших семян и смотрят, насколько дружно прорастают семена.

Через 7-10 дней вновь подсчитывают число проросших семян и смотрят окончательную всхожесть.

Всхожесть оценивают в процентах, подсчитывая количество проросших процентов из 100 посеянных.

Вывод: чем выше число проросших семян, тем качественнее данный семенной материал.

Прорастание семян

Есть семена, которые при прорастании выносят семядольные листья на поверхность почвы (фасоль, огурец, тыква, свекла, берёза, клён, астра, бархатцы) — это надземное прорастание семени.

У других растений при прорастании семядоли не выходят на поверхность почвы (горох, настурция, конские бобы, дуб, каштан), их относят к растениям с подземным прорастанием.

Условия необходимые для прорастания семян

Для этого можно провести небольшой опыт.

Цель: какие же условия необходимы, чтобы семена начали прорастать?

Что делаем: возьмём три стакана и положим на дно каждого по нескольку зёрен пшеницы. В первом - оставим семена, как есть (в нём будет только воздух). Во второй — нальём воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполним до половины. Все три стакана накроем стеклом и оставим на свету. Это начало нашего опыта.

Примерно через 4-5 дней проанализируем полученный результат.

Что наблюдаем: в первом — семена остались без изменения, во втором набухли и проросли, а в третьем только набухли, но не проросли.

Результат: опыт показывает, что семена легко впитывают воду и набухают, увеличиваясь в объёме. При этом органические вещества (белки и крахмал) становятся растворимыми. Таким образом, семя из покоящегося состояния приступает к активной жизни. Однако если, как это в третьем стакане, воздух не имеет доступа к семенам, то они хотя и набухли, но не проросли. Семена проросли только во втором стакане, где к ним был доступ и воды и воздуха. В первом стакане не было изменений, так как к семенам не поступила влага.

Вывод: для прорастания семян необходима влага и воздух.

Влияние температуры на прорастание семени

Цель: подтвердим опытным путём, что помимо влаги и кислорода на прорастание семян влияют и температурные условия.

Что делаем: в два стакана положим несколько семян фасоли (равное количество) и нальём воды, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Накроем стаканы стеклом. Один стакан оставим в комнате при температуре +18-19ºС, а другой выставим на холод (холодильник), где температура не выше +3-4ºС.

Через 4-5 дней, проверим результаты.

Результат: семена проросли только в том стакане, который стоял в комнате.

Вывод: следовательно, для прорастания семян необходима ещё и определённая температура окружающей среды.

Дыхание семян

Необходимость воздуха объясняется тем, что семена дышат, то есть они поглощают кислород из воздуха, а в окружающую среду выделяют углекислый газ.

Цель: опытным путём доказать, что растения поглощают кислород из воздуха, а выделяют углекислый газ.

Что делаем: возьмём две стеклянных колбы. В одну поместим небольшое количество набухших семян гороха, а другую оставим пустой. Обе колбы закроем стеклом.

Через сутки, возьмём горящую лучинку и внесём её в пустую колбу.

Что наблюдаем: лучинка продолжает гореть. Опустим в колбу с семенами. Лучинка погасла.

Научно доказано, что кислород воздуха поддерживает горение и поглощается при дыхании. Углекислый же газ — не поддерживает горение и выделяется при дыхании.

Вывод: опыт показал, что прорастающие семена (как живой организм) поглотили кислород (O 2) из воздуха, который был в колбе, а выделили углекислый газ (CO 2). Убедились, что семена дышат.

Сухие семена, если они живые, тоже дышат, но у них этот процесс идёт очень слабо.

Превращение веществ в прорастающем семени

Прорастание семян сопровождается сложными биохимическими и анатомо-физиологическими процессами. Как только в семена начинает поступать вода, в них резко усиливается дыхание и активизируются ферменты. Под их влиянием запасные питательные вещества гидролизуются, превращаясь в подвижную, легко усвояемую форму. Жиры и крахмал превращаются в органические кислоты и сахара, белки — в аминокислоты. Перемещаясь в зародыш из запасающих органов, питательные вещества становятся субстратом для начинающихся в нём процессов синтеза, в первую очередь новых нуклеиновых кислот и ферментативных белков, необходимых для начала роста. Общее количество азотных веществ остаётся на одном уровне даже тогда, когда происходит энергетический распад белков, потому что при этом накапливаются аминокислоты и аспаргин.

Резко уменьшается содержание крахмала, но количество растворимых сахаров не повышается. Сахар расходуется на процесс дыхания, который в прорастающем семени происходит очень энергично. В результате дыхания образуются богатые энергией соединения — АДФ и АТФ, выделяются углекислый газ, вода и тепловая энергия. Часть сахаров расходуется на образование клетчатки и гемицеллюлоз, необходимых для построения оболочек новых клеток.

Значительное количество минеральных веществ, имеющихся в семени, при прорастании остаётся постоянным. Находящиеся в семенах катионы регулируют коллоидно-химические процессы и осмотическое давление в новых клетках.

Влияние запасов питательных веществ в семени на развитие проростков

Рост зародыша и превращение его в проросток происходит за счёт деления и роста его клеток. Чем крупнее семена, тем больше в них запасных веществ и тем лучше растут проростки.

Цель: определить опытным путем влияет ли размер семян на рост проростков.

Что делаем: в одну ёмкость с землёй посеять самые крупные семена гороха, а в другую — мелкие. Через некоторое время сравнить проростки.

Результат очевиден.

Вывод: из крупных семян развиваются более мощные растения, которые дают наиболее высокий урожай. Клеток становится всё больше и больше, так как они получают питательные вещества, растут и снова делятся.

Цель: опытным путём проверим утверждение, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах.

Что делаем: берём одинаковые по величине набухшие семена фасоли и удаляем у одного семени одну семядолю (1), у другого — 1,5 семядоли (2), а у третьего оставить обе семядоли (3) для контроля.

Все их помещаем в ёмкости, как показано на рисунке.

Через 8-10 дней.

Что наблюдаем: заметно, что проросток семени с двумя семядолями оказался более крупным, сильным, чем проросток с одной семядолей или проросток с половинкой семядоли.

Вывод: таким образом, высокое качество семян — необходимое условие для получения хорошего урожая.

Период покоя растения

Период покоя — необходимое условие для прорастания семян. Покой может быть вынужденный, связанный с отсутствием необходимых для прорастания условий (температуры, влажности). Пример покоя семян — сухие семена.

Органический покой определяется свойствами самого семени. Термин «покой» при этом имеет условное значение. В большинстве случаев в таких семенах протекают метаболические процессы (дыхание, иногда рост зародыша), но прорастание заторможено. Семена, находящиеся в органическом покое, даже в условиях, благоприятных для прорастания, не прорастают совсем или прорастают плохо.

Способность семян находиться в вынужденном или органическом покое выработалась у растений в процессе эволюции как средство переживания неблагоприятного для роста проростка времени года. Таким путём создаётся запас семян в почве.

Основные причины, препятствующие прорастанию семян:

  • водонепроницаемость кожуры, обусловленная наличием в ней палисадного слоя толстостенных клеток, кутикулы (водонепроницаемой воскообразной плёнки);
  • наличие в околоплоднике веществ, ингибирующих (затормаживающих) прорастание;
  • недоразвитие зародыша;
  • физиологический механизм торможения прорастания.

Время посева и глубина заделки семян

Глубина заделки семян зависит от их размера. Чем семена крупнее, тем их сеют глубже. У крупных семян больше запасных питательных веществ и их хватает для развития и роста проростков, пока они пробиваются с большой глубины.

Мелкие семена сеют на глубину от — до 2 см, средние — от 2 до 4 см, а крупные семена — от 4 до 6 см.

Глубина заделки семян зависит и от свойств почвы. В песчаные почвы семена заделывают глубже, чем в глинистые. Верхние слои рыхлых песчаных почв быстро пересыхают, и при мелкой посадке семена не получают достаточно влаги. На плотных глинистых почвах влаги в верхних слоях достаточно, но зато в нижних слоях мало воздуха. При глубокой посадке — семена задыхаются, так как им не хватает кислорода.

Строение семян растений

Снаружи у семян имеется плотный покров — кожура (рис. 26). Она защищает семя от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов.

Рис. 26. Строение семян кукурузы (А ) и фасоли (Б ): 1 — кожура семени; 2 — семявход; 3 — рубчик; 4 — зародыш; 5 — зародышевая почка; 6 — покровы плода зерновки; 7 — зародышевый корень; 8 — зародышевый стебель; 9 — эндосперм; 10 — семядоли

У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).

На кожуре семени фасоли есть рубчик — след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие — семявход . Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Внутри семени находится зародыш нового растения. У одних растений (фасоль, тыква, яблоня и др.) зародыш крупный, и его можно увидеть, если снять кожуру с семени. У других (пшеница, перец, ландыш, лук и др.) зародыш очень мал. В таком семени питательные вещества представлены эндоспермом (от греч. эндон - "внутри", сперма - "семя") - особой тканью, клетки которой содержат много запасных питательных веществ.

Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.

Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень .

Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, зародышевыми листьями и зародышевой почкой. Зародышевые листья (первые листья растения, появляющиеся еще в семени) называют семядолями . Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша — только одна семядоля в форме тонкой пластинки.

Цветковые растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями, называют двудольными , а с одной семядолей — однодольными (рис. 27).

Рис. 27.

Снаружи у семян имеется плотный покров - кожура . Главная функция семенной кожуры - защита семени от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов и от преждевременного прорастания.

У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).

На кожуре есть рубчик - след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие - семявход . Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш - маленькое новое растение.

У одних растений (фасоль, тыква, яблоня и др.) зародыш крупный, и его можно увидеть, если снять кожуру с семени. У других (перец, фиалка трехцветная, ландыш, лук и др.) зародыш очень мал, он лежит в семени, окруженный эндоспермом (от греч. эндон - «внутри», сперма - «семя») - особыми клетками, в которых содержится много запасных питательных веществ. В таких семенах кожура окружает не зародыш, а эндосперм, внутри которого находится зародыш растения.

Эндосперм - запасающая ткань семени.

Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.

Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень .

Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой . Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша - только одна семядоля.

Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей, называют однодольными , а с двумя - двудольными .

Семена однодольных и двудольных растений, получив через семявход воду, набухают и прорастают. При этом через разрывы кожуры из семени выходит сначала зародышевый корень. Он быстро растет вниз, опережая рост других органов зародыша, и закрепляет молодое растеньице в почве. Затем начинает расти вверх зародышевый побег. Его стеблевая часть удлиняется и выносит вверх семядоли и верхушечную почку. Из нее затем развивается надземный побег с настоящими зелеными листьями. При прорастании семени появляется молодое растеньице - проросток. От воды набухают все семена - и живые, и неживые, потерявшие всхожесть.

Проросток вырастает только из семян с живым зародышем.

Проросток любого семенного растения состоит из главного корня и главного побега . Их называют главными потому, что они развились из зародышевого корешка и зародышевого побега.

Позднее главный корень ветвится. Совокупность всех корней растения называют корневой системой (система - целое, состоящее из взаимосвязанных частей).

В нашей статье мы рассмотрим строение семени. Яблони, пшеница, бобы, капуста, подсолнечник... Перечислить все растения, которые размножаются с помощью семян, просто невозможно! Ведь их общее количество составляет более 300 тысяч видов. Благодаря каким особенностям строения они заняли господствующее положение в системе растительного мира?

Споры и семена: найди отличия

Грибы, бактерии, водные растения и первые "выходцы" на сушу размножаются с помощью других специализированных структур. Они называются спорами. Это клетки овальной или эллиптической формы. Они состоят из двойной оболочки, цитоплазмы, хромосом и аппарата для синтеза белка.

В чем же преимущество семян по сравнению со спорами? Прежде всего последние являются многоклеточными структурами. Каждый из нас знаком со строением семени яблони. Снаружи оно покрыто не оболочкой, а кожурой. Это увеличивает степень защиты внутреннего содержимого.

Семя содержит запас питательных веществ, необходимых для развития будущего растительного организма. Цитоплазма спор лишена их. Такие черты строения обеспечивают семенным растениям большую жизнеспособность.

Общий план

Изучите строение семени яблони, тыквы или фасоли - и вы убедитесь, что все они имеют общий план. Обязательными частями являются кожура, зародыш и эндосперм.

Формируется семя в результате процесса оплодотворения. У Голосеменных растений этот процесс происходит в видоизменениях побега - шишках. Их семена развиваются на чешуйках голо, или открыто. Отсюда и происходит название данной группы растений.

Характерной чертой Цветковых, или Покрытосеменных растений, является двойное оплодотворение. Впервые этот процесс был описан русским эмбриологом и цитологом Сергеем Навашиным.

Мужские гаметы, или пыльца, находятся в тычинках цветка. А вот в завязи пестика, которая является его самой расширенной частью, формируются сразу две специализированные клетки. Это женская гамета и центральная зародышевая. В процессе оплодотворения принимают участия два спермия. Первый оплодотворяет яйцеклетку. В результате этого образуется зародыш. Второй спермий сливается с центральной зародышевой клеткой. Так формируется эндосперм - запас веществ, необходимых для развития.

Семенная кожура

Если визуально рассматривать строение семени яблони, то можно невооруженным глазом увидеть, насколько плотным является его покров. Его происхождение возможно двумя путями. В первом случае это результат развития покровов семязачатка, во втором - разрастания его базальной части, халазы.

Практически на каждом семени можно заметить небольшой рубчик. Откуда он может появиться? Он остается на месте прикрепления к семяножке, которую еще называют фуникулюсом.

Эндосперм

Строение семени яблони демонстрирует, что зародыш погружен в особую питательную ткань. Это и есть эндосперм. Его крупные клетки богаты органическими веществами: белками, липидами, полисахаридами. В семенах разных растений количество данных веществ может варьировать. К примеру, злаки богаты крахмалом, но в них практически отсутствуют липиды. А вот семена кунжута, подсолнечника, льна, арахиса - настоящий кладезь масел - растительных жиров. Человек издавна использует их в своей хозяйственной деятельности.

Зародыш

Эта часть семени развивается непосредственно при слиянии половых клеток. Зародыш, или эмбрион, в основном состоит из клеток образовательной ткани. Они молодые, постоянно делятся, способны к дифференциации. Это значит, что из них образуются клетки любых тканей.

Злаковые, Луковые, Лилейные - это названия семейств Однодольных растений. Они имеют одну семядолю в зародыше семени, мочковатую корневую систему в виде пучка, простые листья с параллельным или дуговым типом расположения жилок. Поскольку у Однодольных в стебле отсутствует камбий, среди них встречаются только травы.

Зародыш содержит все части будущего растения, только в миниатюре. Это корешок, почечка, стебелек и листья. Во время проращивания можно в развитии изучить строение семени. У яблони, тыквы или подсолнечника на поверхности появятся по два зародышевых листочка. Для них также характерно наличие простых или сложных листьев с сетчатым жилкованием, боковой образовательной ткани - камбия. Корневая система таких растений стержневая. Наличие двух семядолей - особенность строения семян яблони и тыквы.

Рисунок: биология и физиология растений

Для прорастания семян и развития зародыша необходимы определенные факторы. Ведь у некоторых растений семена могут храниться и не портиться продолжительное время. В чем же секрет? Естественно, в наличии условий. Прежде всего необходима вода. Дело в том, что питательные вещества эндосперма могут растворяться только в жидкости. Под ее влиянием семена начинают набухать, а их кожура - разрываться. Первым начинает развиваться зародышевый корешок, за ним - стебель.

Доступ воздуха также необходим развивающемуся растению, поскольку ткани нуждаются в кислороде для осуществления дыхания. Важно учитывать и температурный режим. Но этот фактор достаточно индивидуален. Для растений умеренных широт комфортной для прорастания семян температурой является + 10, 12 градусов. А вот озимая пшеница при таких условиях не даст урожая. Ее семена начнут прорастать при +1, 2 градусах тепла.

Надеемся, теперь каждый сможет и нарисовать строение семени яблони, и сделать вывод об общих чертах строения этого генеративного органа растений. Его составными частями являются зародыш, эндосперм и кожура. Каждая из них выполняет определенные функции, которые в совокупности обеспечивают развитие растения из семени.

Ключевые слова конспекта: семя, двудольные, однодольные, семенная кожура, зародыш, эндосперм, строение семян, прорастание семени, плод, виды плодов, функции плодов, виды распространения семян и плодов.

Главная часть семени — зародыш . Он состоит из корешка, стебелька, почечки и двух или одной семядолей. Этот признак лежит в основе разделения всех цветковых растении на два класса Двудольные и Однодольные .

Семя - opган семенного размножения и расселения растений. Оно образуется из семязачатка (семяпочки) в завязи растений. Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и запаса питательных веществ (эндосперма).

Семенная кожура образуется из покровов семяпочки и выполняет защитные функции; в том числе защищает семя от высыхания и, наоборот, от преждевременного насыщения влагой. На семенной кожуре можно различить рубчик — место прикрепления семяножки. Зародыш включает корешок, стебелек, почечку и одну или две семядоли — образовании, гомологичные листьям. У двудольных их две, у однодольных — одна. При наземном прорастании семядоли способны к фотосинтезу, при подземном - служат хранилищем питательных веществ. Из корешка образуется главный корень, из почечки - главный побег растения. Запас питательных веществ (эндосперм) у одних растений полностью поглощается растущим зародышем и накапливается в семядолях, которые становятся мясистыми и заполняют все семя (у многих двудольных: фасоль, горох и др.); у других — эндосперм сохраняется и занимает основной объем семени (у злаков). Эндосперм образуется в результате так называемого и состоит из триплоидных клеток.

Семя находится внутри плода . Например, яблоко — это плод, а семечки внутри яблока — это семя; арбуз — это плод, а косточки внутри — это семя; слива — это плод, а косточка внутри — это семя.

Основными питательными веществами в семенах являются углеводы , главным образом: крахмал (пшеница, ячмень), белки (фасоль, горох, бобы), жиры (подсолнечник, олива, лен). Кроме органических веществ, семена содержат воду и минеральные вещества.

В неблагоприятных условиях семена могут долго пребывать в состоянии покоя . Величина его у всех растений разная.

Прорастание семени

Для прорастания семени необходимы вода, тепло и воздух . При достаточном количестве воды семя набухает и плотная кожура разрывается. При благоприятной температуре ферменты семени переходят из неактивного состояния в активное. Под их действием нерастворимые запасные вещества превращаются в растворимые: крахмал — в сахар, жиры — в глицерин и жирные кислоты, белки — в аминокислоты .

Приток питательных веществ к зародышу выводит его из состояния покоя, и начинается рост. Прорастающие семена непрерывно поглощают кислород и выделяют углекислый газ, при этом выделяется тепло. Хранят семена в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным, хотя сухие семена дышат менее интенсивно.

ПЛОД

Плод - орган покрытосеменных растений; представляет собой видоизмененный после оплодотворения цветок. Функции плодов : защита и распространение семян. В состав плода входят пестик и другие части цветка: разросшееся цветоложе, сросшиеся основания чашелистиков, лепестков и тычинок. Разросшиеся стенки завязи формируют околоплодник.

Виды плодов:

  • орех, орешек : сухие, нераскрывающиеся с одним семенем, околоплодник деревянистый (дуб, лещина);
  • семянка : околоплодник кожистый, не срастается с семенем (подсолнечник);
  • зерновка : околоплодник кожистый, сросшийся с семенем (рожь, пшеница, кукуруза);
  • листовка : сухие раскрывающиеся одногнездные плоды со многими семенами (пион);
  • боб : семена прикреплены к створкам (бобы, горох);
  • стручок — семена расположены на перегородке (пастушья сумка, сурепка);
  • коробочка : кубышкообразной формы, с крышкой (мак, мальва);
  • ягода : сочный многосемянной плод, покрытый кожицей (виноград, томаты);
  • костянка : сочный, односемянной плод, с трехслойным околоплодником (слива, вишня);
  • сложная костянка — сложный многокосточковый плод с трехслойным околоплодником (малина, земляника).

Типы плодов и особенности их строения

Название плода Особенности строения Примеры
Зерновка Кожистый околоплодник срастается с семенем Злаки: овес, рис, пырей
Семянка Кожистый околоплодник не срастается с семенем Подсолнечник
Орех Околоплодник деревянистый Дуб, орешник
Крылатка Семянки и орешки с крыловидным выростом Клен, ясень, береза
Боб Плод, раскрывающися двумя створками, без перегородки Горох, бобы
Стручок и стручочек Плод из двух створок с перегородкой, семена прикреплены к перегородке Пастушья сумка, капуста
Коробочка Сухой плод, открывающийся крышечкой или отверстиями Мак, белена, гвоздика
Костянка Плод с сочной мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника - косточкой Вишня, персик, миндаль
Ягода Многосемяыный плод с мякотью, покрытой тонкой кожицей Смородина, томат
Яблоко Семена лежат в пленчатых сухих камерах Айва, груша, яблоня
Тыквина Семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый Огурец, арбуз, кабачки
Померанец Многогнездный ягодоподобный плод, экзокорний которого ярко окрашен и содержит эфирные масла Апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут, лайм

Способы распространения семян и плодов:

  • без участия посторонних агентов (семена и плоды крупных размеров);
  • с помощью животных (сочные плоды, ягоды);
  • с помощью ветра (плоды с крыльями и хохолками);
  • с помощью воды (сухие плоды и семена);
  • с помощью человека (все виды плодов и семян).

Это конспект по теме «Семя. Строение семян. Плоды» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: